Классицизм в италии. Классицизм в архитектуре: примеры России, Европы, США. Дальнейшее развитие классицизма
Оперный театр Ла-Скала (Teatro alla Scala). 1776-1778 гг. Архитектор Дж. Пьермарини.
Италия была страной, сохранившей античные памятники архитектуры и искусства, которые оказали влияние на принципы формирования произведений в разных областях культуры. Развитию классицизма в Италии, как и в других странах Европы, способствовало мировоззрение нарождавшейся буржуазии, представители которой отрицали избыточную роскошь барокко и рококо и стремились внести в искусство принципы античной классики. Археологические раскопки в Помпеи расширили знания о зодчестве Римской империи. Результаты исследований классической культуры описывались в научных трудах. Из итальянских авторов наиболее известен Джованни Пиранези, которые создал офорты на темы античности, выходившие сериями, начиная с 1740-х гг. Классицизм в Италии формировался не только под влиянием античности, но и под воздействием Ренессанса и произведений Андреа Палладио. Наиболее известным архитектором и проводником классицизма в Италии был Дж. Пьермарини (Giuseppe Piermarini.1734-1808гг.), один из проектов которого - оперный театр Ла-Скала (Teatro alla Scala) в Милане, церковь Санта Мария дель Приорато (Santa Maria del Priorato) в Риме, построенная Пиранези.
Церковь Санта Мария дель Приорато (Santa Maria del Priorato) в Риме. Архитектор Дж. Пьермарини. 1766 г.
В Милане был спроектирован Форум Бонапарте (с 1801г.), построены Арена на 30 тыс. зрителей (с 1806 г, архитектор Л. Каноника), Триумфальная арка Мира (Arca della Pace.1806-1838 гг., архитектор Л. Каньола), Порта Нуова (Porta Nuova.1810г., архитектор Цанойя). В Турине созданы с элементами классицизма улица По и площадь Витторио Венето (Vittorio Veneto). Архитектор Ф. Бонсиньоре (1760-1843 гг.) построил церковь Гран Мадре ди Дио (Chiesa della Gran Madre di Dio. 1818-1831 гг.), напоминающую римский Пантеон. В Неаполе переход от барокко к итальянскому классицизму демонстрирует в своих работах Луиджи Ванвителли (Luigi Vanvitelli. 1700 - 1773 гг.) Его произведение - церковь Санта Аннунциата (Chiesa della Santissima Annunziata. начало в 1760 г.), ее фасад еще имеет типичные линии барокко, но нижняя часть здания выполнена в ионическом стиле, а верхняя часть - в коринфском стиле. Элементы ордерной системы архитектор создал также в Королевском замке в Козерте. Центр здания составляет восьмигранник, пилястры украшают флигеля и двор. В 1817-1846 гг. в Неаполе архитектор П. Бьянка (Pietro Bianci. 1787-1849гг). возвел церковь Санти Франческо э Паоло с ротондой (Basilica dei Santi Giovanni e Paolo.1817 - 1846 гг.), с полуциркульной в плане колоннадой, раскрытой в сторону королевского дворца.
Санти Франческо э Паоло с ротондой (Basilica dei Santi Giovanni e Paolo).1817 - 1846 гг. архитектор П. Бьянка. Неаполь.
В 1816 г. классицизм в Италии обогатился реконструированным после пожара театром Сан Карло (Teatro di San Carlo 1737 г) с пятиарочным фасадом и портиком - спроектирован Джованни Антонио Медрано (Giovanni Antonio Medrano.1703-1760 гг.) и Анджело Карасел (Angelo Carasale. ?-1742 г.)
Театр Сан Карло (Teatro di San Carlo). 1737 г. Проект Джованни Антонио Медрано и Анджело Карасел.
В Италии интересным памятником зарубежного классицизма стала работа архитектора К. Амати (Carlo Amati. 1776—1852 гг.) - церковь Сан Карло Борромео (San Carlo Borromeo.1836-1847 гг.), увенчанная барабаном и куполом. Классические мотивы появляются даже у таких сооружений, как резервуары в Ливорно (Livorno) архитектора П. Поччанти (Pasquale Pochantte). Площадь дель Пополо (Piazza del Popolo. 1811-1822 гг.) архитектора Дж. Валадье (Giuseppe Valadier. 1762-1839 гг.) - яркий пример зарубежного классицизма, который стал одним из примеров для градостроительства. Во Флоренции архитектор Поджи (Giuseppe Poggi. 1811 - 1901гг.) в 1865 г. создал площадь Микеланджело (Piazzale Michelangelo), с которой открывался вид на город.
Площадь дель Пополо (Piazza del Popolo). 1811-1822 гг. архитектор Дж. Валадье, Рим.
Итальянский классицизм распространился по всему миру благодаря зодчим, работавшим в Германии, России, во Франции и Испании. Интерес к античности заставляет обращать внимание современных архитекторов как на российский, так и на зарубежный классицизм, при воспроизведении мотивов классики в индивидуальных строениях. При помощи элементов декора фасадов, ордерной системы, композиции строения дизайнеры создают сооружения, напоминающие произведения зарубежного классицизма. Примером такого проекта может служить иллюстрация внизу.
Проект дома-усадьбы, созданного по образцам строений зарубежного классицизма.
Архитектура . Джузеппе Пьермарини «Ла Ска́ла» (итал. LaScala, сокращённо от TeatroallaScala) - оперный театр в Милане, основанный в 1778 году.
1 2
Скульптура .Творчество Антонио Кановы (1757-1822) - итальянский скульптор, наиболее значительный представитель классицизма и академизма в европейской скульптуре, образец для подражания академистов 19 века. «Три грации» (1), «Елена Прекрасная» (2), «Амур и Психея» (3). Произведения Кановыиз галереи Академии в Венеции(4-8)
1 2 3
4 5 6 7
Академи́зм (фр. academisme) - направление в европейской живописи 17-19 веков. Он сложился в академиях художеств 16 - 19 вв. и основывался на следовании формам классического искусства античности и Возрождения. Академизм способствовал систематизации художественного образования, изучению и закреплению традиций классического искусства, но культивировал условные идеализированные образы, отвлеченные нормы красоты – не выражающие духа современности.
Живопись. Творчество Антонио Каналетто (1697- 1768) - итальянский художник, глава венецианской школы жанра «ведута», мастер городских пейзажей в стиле академизма.
Ведута - (итал. veduta – увиденная, вид местности), подробный городской пейзаж, виртуозно выполненный. Термин возник в Венеции, где ведутами называли виды этого города и его окрестностей, изображённые с топографической точностью. Время расцвета ведуты – 18 век. Среди мастеров ведуты особенно знаменит Антонио Каналетто – он классик этого жанра, в котором в рамках академизма пейзаж уже стремился отражать реальность. Ведута становится предтечей реалистического городского пейзажа..В пейзажах, представлявших площади и каналы, которые служили «городу на воде» улицами, соединились правдивость, поэтичность и в то же время документальная точность. В них ощущается насыщенный морской влагой воздух Венеции, особая, театрализованная атмосфера жизни «города вечных празднеств». Призрачное освещение превращает соборы и здания в живую декорацию, словно созданную на подмостках огромной природной сцены. Любимый сюжет художника –ежегодная венецианская церемония «Праздник обручения дожа с морем» (1): будущий правитель Венецианской республики бросает в волны при стечении всего народа драгоценное кольцов знак верности морю – источнику богатства и процветания торговой республики. Каналетто сохранил в своих картинах образы жизни людей 18 века многих европейских городов с их величественной архитектурой.
1
2
В 18 веке о перцептивной перспективе не было известно, однако Антонио Каналетто изобретает свой способ передать венецианские виды, совмещая несколько точек зрения. Изображая площадь Св. Марка Каналетто работал над частями пейзажа отдельно. У каждой части свое построение перспективы и своя линия горизонта. Нарисовав их, он мастерски их соединил, введя на переднем плане стаффаж в месте их самого неприятного стыка - множество антуражных навесов и фигурок людей. При этом средняя часть (тоже с нормальным углом зрения) превратилась в третью связующую картину.
Классицизм в архитектуре разных стран имеет отличительные особенности и непохожие названия. Прочитав статью, вы узнаете, что соответствует этому стилю в Германии, Англии, США и других странах. Какие особенности присущи тому или иному виду, в какой последовательности они развивались — всё, что нужно знать о классицизме.
Особенности классицизма в архитектуре здания
Классицизм в архитектуре — это возвышенная красота и спокойное величие зданий. Зодчие стремились применять симметрию в планировке и сдержанность в убранстве. Простые и строгие строения, напоминающие древнегреческие храмы, гармонично вписанные в окружающую среду, производят величественное впечатление. Эстетика классического стиля благоприятствовала масштабным градостроительным проектам.
В своей основе имеет исследовательские работы итальянского архитектора Андреа Палладио (1508 — 1580 гг). Его идеи быстро нашли себе последователей и распространились по Европе в 17 веке. Новые археологические раскопки в 18-м веке и политические события этого периода усилили интерес к архитектуре Древнего Рима и к древней Греции. Благодаря этому классицизм оказался на пике своей популярности с 18 по 19 века. Архитектуру этого (позднего) периода на Западе называют neoclassicism, а иногда .
Великолепный образец нео-палладианской архитектуры в Лондоне. Chiswick HouseЭпохальные строения этого направления встречаются по всей Европе и за ее пределами:
- Триумфальная арка на площади Звезды и Пантеон в Париже,
- Чизвик-хаус на Берлингтон Лайн в Лондоне,
- Здание Адмиралтейства и Смольный Институт в Санкт-Петербурге,
- Белый Дом и Капитолий в Вашингтоне.
Естественно, что это далеко не полный список шедевральных построек направления .
Джакомо Кваренги. Смольный институт в Санкт-Петербурге. Центральная часть главного фасада и план наружной стены
Палладианский стиль или палладианство в архитектуре
Именно ранее палладианство считается началом классицизма. Свое название оно берет от имени итальянского архитектора Андреа Палладио (1508-1580 гг). Он посвятил себя изучению архитектурных памятников Древнего Рима и трактатов Витрувия (Marcus Vitruvius Pollio; I век до н. э.). Палладио переложил принципы архитектуры времён античности на доступный современный язык. Его книги по архитектуре превратились в учебные пособия для архитекторов всего мира.
В своих творческих работах Палладио строго следовал правилам симметрии и перспективы, и широко использовал арочные окна с двумя просветами, которые теперь носят название Палладианские окна.
Палладианский стиль в других странах быстро обрел популярность, адаптируясь к предпочтениям местной публики. Он играл важную роль в развитии архитектурных идей классического стиля. Этот процесс можно пронаблюдать на примере работ зодчих Великобритании в статье .
Учебным пособием палладианства в архитектуре может служить вилла Ла Ротонда в Италии. Рассмотрите получше это сооружение, созданное самим Андреа в 4-минутном видео:
Развитие стиля в Англии условно можно разделить на три этапа .
Ранний период палладианства в Англии
Итальянские идеи Палладио были завезены в Великобританию в начале 17 века и быстро укоренились, найдя себе поддержку. Ярко прослеживается влияние архитектурно-культурных традиций Древней Греции и Рима в работах
Ранний классицизм. Банкетный зал (англ. Banqueting House). Лондон
Георгианский классический стиль в архитектуре
Георгианский стиль. Kenwood House, London
Георгианский стиль эпохи классицизма (1714 — 1811) обозначает период последовательного правления британских монархов Георгов Дома Ганновера, и охватывает стили английской архитектуры классицизма 18 века.
Доминирующим направлением этой эпохи оставалось палладианство .
Рядный дом в Георгианском стиле. Downing Street, London
Рядная застройка домов этого периода осуществлялась из кирпичей и характеризовалась четкими линиями с минимальным декором. К её особенностям относят:
- симметрично спланированные здания,
- плоские кирпичи, чаще красные в Великобритании или других цветов в Канаде и Соединённых Штатах,
- оштукатуренный белый орнамент в виде пилястр и арок,
- черная входная дверь (за редким исключением).
Георгианство легло в основу колониального стиля. Образцом этой архитектуры считается творчество Роберта Адама из Шотландии.
Регентство (Regency)
Архитектура Регентства приходит на смену Георгианскому стилю. С 1811 года старшего сына монарха Георга III, признанного недееспособным, провозгласили принцем-регентом. Георг IV оставался им, пока в 1820 году не умер его отец. Отсюда название эпохи Регенства, архитектура которой продолжает эпоху классицизма и идей Палладио и, одновременно, выражает интерес к эклектике и смешиванию.
Регентская архитектура в Англии. Royal Pavilion, Brighton
Минутное видео-обозрение:
Рядная застройка этого периода состояла из зданий c оштукатуренным фасадом белого цвета и черной входной двери, обрамлённой двумя белыми колоннами. Стоит отметить, что именно эти дома признаны одними из самых красивых и элегантных , если не во всей Европе, то, по крайней мере, в Великобритании.
Маньери́зм (от итальянского maniera , манера ) -появился в Италии (Флоренция, Рим и т.д.) в XVI - первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Важной особенностью маньеризма как стиля был его аристократизм, недемократичность, ориентированность на вкусы богатых владельцев, в целом придворный характер. Главными заказчиками и потребителями искусства маньеризма была церковная и светская аристократия.
Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать эротизм, взвинченность и изломанность линий, удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции, почти полный отказ от классических канонов в архитектуре, в композициях картин, потеря гармонии ради диссонансов, тревожности, асимметрии, чрезвычайного воздействия на чувства и сознание заказчика и зрителя.
К живописцам маньеризма относят Франческо Пармиджанино(«Автопортрет в выпуклом зеркале»), Якопо Понтормо(«Встреча Марии и Елизаветы»), Джорджо Вазари(«Персей и Андромеда»).
К ведущим скульпторам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини(«Сальера»).
Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело.
Классицизм- художественный стиль в европейском искусстве XVII - начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Идейным вдохновителем классического направления и «отцом» искусствоведения считается Винкельман, подошедший к изучению античных памятников архитектуры с научной точки зрения в своих трудах, посвященных древним искусствам. Распространению идей классицизма способствовали произведения знаменитого мастера архитектурных пейзажей Джованни Пиранези, посвятившего целую серию офортов видам римских развалин, а также перспективная живопись Панини и необыкновенные композиции «живописца руин» Гюбера Робера.
Главным основоположником классицизма в архитектуре Италии считается Палладио .Сам Палладио, активно использовавший в своих постройках античный ордер, опирался на труды древнеримского архитектора Витрувия, написавшего в I в. до н.э. «Десять книг об архитектуре». Самым значимым произведением Палладио, в котором мастер в полной мере применяет формы античных храмов, считается вилла Ротонда.
Несмотря на наличие памятников античной и ренессансной архитектуры, развитие в Италии архитектуры классицизма происходит достаточно медленно в связи со сложным политическим и, как следствие, экономическим положением страны, из-за которого большинство итальянских архитекторов предпочитают вести активную строительную деятельность в России и Европе.
Во многих итальянских постройках можно увидеть сочетание типичных барочных элементов с классической ордерной системой древней Греции, присутствующей как в виде колонн, так и в виде пилястр. Кроме того, нередким становится использование арок, колоннад, портиков и ротондных композиций.
Главным проводником итальянского классицизма считается Пьермарини, спроектировавший знаменитый театр Ла-Скала, который по своему художественному языку более близок к произведениям эпохи ренессанса, нежели к античности.