Классный час музей в чемодане. Из истории эпистолярного жанра. Какие темы экскурсий вы бы хотели услышать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новогородская средняя общеобразовательная школа №3»
Экскурсия
в
чемодане
Паспорт проекта.
Название проекта: «Музей в чемодане»
Название образовательного учреждения (по уставу), в котором реализуется проект: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новогородская средняя общеобразовательная школа №3»
Адрес образовательного учреждения: 663803, Красноярский край, Иланский район, с. Новогородка, ул. Советская, 30
Осуществляется всеми участниками объединения «Наследие.
Финансовая поддержка проекта не потребуется, т.к. экспонаты необходимые для экскурсий хранятся в школьном музее.
2. Анализ ситуации. Постановка проблемы
Наша школа находится в 32 км. от районного центра. Не у всех жителей села есть возможность выехать, а тем более посетить музеи, театры. Связующим звеном сельского социума является школа. Тем более, что в нашей школе есть замечательный музей.
Учащиеся объединения «Наследие», участвующее в деятельности музея проводят для учащихся школы, ребят детского сада, жителей села и гостей экскурсии. За годы деятельности музея все экспонаты изучены и рассмотрены. Привычные экспонаты находящееся в стеллажах не вызывают у ребят должного интереса, прикоснуться к ним нельзя, тем самым понять для чего он предназначался, создать образ.
Поэтому перед нами встал вопрос, что – то нужно изменить? Совет музея остановился на создании проекта «Экскурсия в чемодане».
Для чего мы это делаем?
Привлечь жителей села к деятельности музея.
Внести новизну.
Дать возможность участникам проекта ощутить присутствие прошлого в настоящем и будущем посредством общения его с культурным наследием.
Цель проекта : привлечение к деятельности музея через выход в социум.
Задачи проекта:
Способствовать формированию ощущения присутствия прошлого в настоящем и будущем посредством общения с экспонатами.
Провести экскурсии для тех, кто не может прийти к нам (пожилые жители села, инвалиды).
Способствовать приобщению широкого круга детей и взрослых к сохранению исторической памяти.
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта ожидается, что:
Из пассивных слушателей, перейдут в активные, так как проект способствует развитию диалога с руководителем музея, экскурсоводом, музейным экспонатом, быть активными, самим принимать участие в исследованиях. Обязательным условием также является коллективный творческий характер вместе со сверстниками в неформальной обстановке.
В основе проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, изучение культурного наследия, взаимодействие учащегося с материальными предметами школьного музея и т.д.
Увеличится количество желающих посещать школьный музей;
В ходе реализации проекта, экскурсии будут проведены для всех учащихся школы (105), ребят и работников детского сада (27), всех организаций находящихся на территории поселения (сельский дом культуры, сельская библиотека, администрация села и колхоза, почта). Посещение пожилых жителей села и инвалидов. В целом в ходе проекта мы можем охватить более 400 человек.
План реализации
Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные | Результат |
|
Опрос посетителей музея о смене форм деятельности | Сентябрь 2013 года | Совет школьного музея | Выявление мнений посетителей о деятельности музея |
|
Обработка опроса | Сентябрь 2013 года | Совет школьного музея | Смена экскурсионной работы (передвижная Экскурсия в чемодане) |
|
Разработка планируемых экскурсий: Школьные принадлежности; Великая Отечественная война; Мой край (80 -летие); Сибирское рукоделие | Октябрь –декабрь 2013 года | С.В. Лецрих руководитель музея, Михайловская О.Н. школьный библиотекарь, Федорова Галина Владимировна библиотекарь СДК, экскурсоводы музея, совет музея | Собран материала для создания текста экскурсий. Обязательно введен элемент общения со слушателями (вопросы, загадки, ребусы, практические задания). |
|
Отбор экспонатов необходимых для экскурсий, поиск чемодана. | Октябрь –декабрь 2013 года | С.В. Лецрих руководитель музея, совет музея | Отобраны экспонаты хранящиеся в музее для проведения экскурсий. Найден чемодан. |
|
Подготовка экскурсий | Январь - февраль 2014 года | С.В. Лецрих руководитель музея, Талай И.В. учитель русского языка, экскурсоводы. | Проведена работа в подготовке Экскурсоводов по темам экскурсий. |
|
Выезд в районный музейный центр для работы с экскурсоводами. | Январь - февраль 2014 года | С.В. Лецрих руководитель музея, экскурсоводы музея. | Проведен мастер-класс экскурсоводов районного музейного центра. |
|
Проведение экскурсий | Февраль – декабрь 2014 года | С.В. Лецрих руководитель музея, экскурсоводы. | Проведение экскурсий 1 |
|
Освещение реализации проекта в СМИ | В ходе проектной деятельности | С.В. Лецрих руководитель музея, совет музея, общественность | Выставление материала на школьном сайте, 2 опубликование в районной газете. |
|
Создание альбома, стенда о деятельности проект | По мере реализации проекта | С.В. Лецрих руководитель музея, совет музея, Фризоргер В.В. учитель ИЗО. | Создание фото-альбомов, стендов по каждой теме экскурсий 3 . |
|
Проведение опроса о проделанной работе | Декабрь 2014 года | Совет школьного музея | Оценка проекта |
Ресурсы
Для реализации проекта большая часть ресурсов у нас имеется, а именно:
Экспонаты
Материал для экскурсий
Экскурсоводы (имеющие опыт проведения экскурсий).
Нам необходимы кадровые ресурсы, для подготовки экскурсоводов, и дополнительного содержательного материала для экскурсий. Поэтому мы обращаемся за помощью к школьному и сельскому библиотекарю, а также учителю русского языка.
Для оформления стенда мы обращаемся к учителю ИЗО. Так же нам нужен чемодан в котором мы будем переносить экспонаты. Цифровой фотоаппарат нам предоставит школа. Фотографии распечатывает администрация сельского совета.
Оценка результатов
Оценка проекта будет осуществляться на основе анализа проведенного опроса, отзывов слушателей, мониторинга публикаций в СМИ.
Уникальность проекта в том, что теперь музей сам приходит в гости, наши экспонаты можно потрогать, узнать о них новое, придумать о нем сказку или рассказ, исследовать его.
Приложение №1
Результаты анкетирования о необходимости смене форм деятельности школьного музея
Анкетирование проводилось с учащимися, их родителями и учителями. Было опрошено более 130 человек
Анкета для выяснения необходимости проекта:
1. Как вы считаете, нужны ли нашему музею новые формы работы?
Да, нужны. Время движется вперед, все меняется, музей так же должен меняться.
Конечно.
Хотелось бы новенького….
Были и ответы респондентов, которых устраивало все
2. Какие темы экскурсий вы бы хотели услышать
Самые популярные варианты ответов:
О знаменитых людях села, края, тем более нам есть кем гордиться….
О земляках – фронтовиках, чтобы современное поколение на забыло
О нас, кто жил, живет и поднимет село
О традициях сельчан
Приложение №2
Благодарной строкой о первой Экскурсии в чемодане:
«Экскурсия в чемодане мне понравилась. Интересно, что музей сам пришел к нам. Я узнал, как завязывался пионерский галстук и попробовал сам. Яблоков Федор »
«Спасибо экскурсоводам музея. Было интересно!. Теперь мы знаем почему один ластик стирает хорошо, а другой нет. 2 класс».
«Было приятно окунутся в атмосферу детства. Вспомнить школьные годы. Такие экскурсии необходимы, они дают возможность поближе рассмотреть, потрогать экспонат, использовать его на практике. В ходе экскурсии возникло много идей о том, что можно положить в данный чемодан! Спасибо ребятам и руководителю музея. Федорова Г.В. »
1 На данный момент проводится экскурсия по второй теме: Великая Отечественная война, первая тема: Школьные принадлежности - проведена.
2 Выставлен материал на школьном сайте, отправлена статья в районную газету.
3 По двум первым экскурсиям созданы фото- альбом и стенд.
МОГИЛЕВ, 24 июн — Sputnik, Мария Зуева. Идея организовать акцию "Музей в каждый двор" родилась у директора Круглянского историко-краеведческого музея Вии Гапаевой. Недавно местные жители подарили музею старый советский чемодан. Он-то и натолкнул на создание необычной выездной экспозиции.
"У нас нет недостатка в посетителях. К нам часто приходят на экскурсии школьники. Но у родителей не всегда есть время привести к нам ребенка, и мы решили пойти к детям сами. Просто пройти по дворам и рассказать о том, как жили наши предки", — рассказала Виа Гапаева.
© Sputnik Мария Зуева
В чемодане собраны предметы быта, музыкальные инструменты, тряпичные куклы-обереги. Экспонаты датированы XIX — первой половиной XX века. Диковинные вещи — иллюстрация обычной жизни белорусской деревни. Но современные дети на вопрос, к примеру, как гладили одежду наши предки, только развели руками. Некоторые и вовсе предположили, что прабабушки и прадедушки ходили в мятом.
© Sputnik Мария Зуева
Однако нехитрые деревянные приспособления — рубель и валек — убедили в обратном. Дети сами попробовали погладить льняную скатерть, и у них получилось. Увлекательным развлечением стала попытка поднять чугунок ухватом. Но особый восторг у детворы вызвали трещотки, бубны и дудки. Каждый был не против сыграть в детском оркестре народных инструментов.
"Я учусь в музыкальной школе, играю на фортепиано. Видела очень много разных инструментов. Но такие — впервые. Сейчас такого на концерте не увидишь", — поделилась девятилетняя Аня.
© Sputnik Мария Зуева
"Фишка" такой выставки, когда все экспонаты разрешено трогать руками, и притягивает детвору. Этого нет в обычных музеях. Чемоданная же экспозиция максимально удовлетворяет детскую любознательность. Даже сам момент открытия чемодана для этой публики — уже волшебство и чудо.
"Нам рассказали, что подкова раньше была в каждом доме. Чтобы была жизнь счастливая, ее вешали рогами вверх. Как чаша изобилия получалось. А на улице — наоборот. Это как защита от бед", — похвастался новыми знаниями восьмилетний Стас.
На сегодняшний день очень выгодное свойство для музея - его мобильность - способствует расширению музейной аудитории. Впервые за 20 - летнюю историю работы музея был разработан проект – выездная экскурсия «Музей в чемодане». Важно то, что музей выезжает в образовательные учреждения и предлагает новую форму знакомства с историей родного края. Экскурсия сопровождается яркими иллюстрациями, демонстрирующимися на проекторе и музейными экспонатами. Экскурсовод приглашает вас заглянуть в «волшебный» чемоданчик или большую старинную шкатурлку и узнать о богатствах нашего края.
Проект «Музей в чемодане», рассчитан на дошкольников и школьников начальных классов. Проект формирует творческую активность ребенка, историческое сознание, развивает у детей эмоции, воображение и фантазию, воспитывает зрительскую и музейную культуру.
Тематика проекта может быть разнообразной. В настоящее время определена тема «Бажовские сказы». Аудитории предлагается вспомнить сказы П.П.Бажова, его героев, названия каменных пород и драгоценных камней. С помощью иллюстраций дети узнают и вспоминают произведения, их содержание и подробности. Далее экскурсовод знакомит детей с минералами. В ходе экскурсии ребята узнают о семействе кварцев, малахите, чароите, яшме, лазурите, амазоните, родоните, агате, пирите. Используется интерактивный метод: каждый ребенок может подержать музейный предмет, рассмотреть его и узнать о легендах, которые сопровождают тот или иной минерал. Далее предлагается творческое задание, в котором участники выражают свои впечатления от увиденного и услышанного. Работая в команде, участник действия развивают навыки общения, свою фантазию, логическое мышление. На основе знаний об истории местности, знакомства с фольклором и народным творчеством возникает уважение к природе родного края и ее богатствам.
Подобная выездная форма работы с детьми достаточно эффективна, поскольку чаще интегрируется с изучаемыми предметами общеобразовательного учебного процесса, позволяет дополнить и расширить знания учащихся. Кроме того, в подготовке и проведении таких уроков участвуют сами дети, приобретая умения и навыки исследования, систематизации и запоминания материала. Такие занятия важно начинать с младших классов, для того чтобы привить интерес к истории родного края, к музею, к творческому познанию.
- Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!
- Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!
"В моей школе есть Музей. Являюсь его создателем и руководителем". Эти слова могут написать многие из нас, из тех, кто зашел на страницу форума.
Как сделать, чтобы Музей работал по-новому, чтобы в него спешили дети, чтобы им было интересно? Одной из полезных и интересных форм является идея "Музея в чемодане". Я прочитала о ней случайно, нашла в недрах Интернета, когда занималась подготовкой плана работы школьного научного общества, а также историко-краеведеского кружка на новый учебный год. Всегда хочется поучиться у коллег. И если встречаются интересные мысли - это здорово!
Идея активно внедряется в практику работы не только Государственных Музеев, но и школьных, и даже библиотек.
Процитирую отрывок из статьи А.Н. Терехова из Челябинска:
В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа - музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.
Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является так называемая идея создания «музея в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, тестами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан. Особенности этой формы музейной деятельности можно показать на примере Детского музея в Нюрнберге, который, не имея собственного помещения, активно работает на базе детских садов, школ, библиотек, реализуя более 20 программ: «Мастерские», «Техника», «Быт 1900 г.» и т.д. Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически. Часто в качестве примера приводят программу об истории письменности - «В мастерской переписчика». «Музей в чемодане» развёртывает в пространстве класса мир средневековых предметов - старинных книг, пергамента, письменных принадлежностей, которыми дети могут воспользоваться, чтобы написать старинные тексты. Эту программу реализуют и на базе других музеев. В настоящее время данная форма музейной работы получила широкое распространение в России. Большой интерес вызвал мобильный вариант выставки «Я и другой», которая экспонировалась примерно в десяти российских городах. Этот проект предполагал ввести в обычную школьную педагогику интерактивную настольную экспозицию, которая рассказывала бы о самобытности различных культур и этносов. Настольная экспозиция (фабула которой представляет путешествие) включает сложенные вдвое листы картона с рисунками, текстами и игровыми заданиями. Листы размещаются на столах и могут быть быстро развёрнуты. Школьники (от 10 до 14 лет) покупают билеты и начинают путешествие по выставочному пространству - включаются в те или иные жизненные ситуации во время путешествия к сверстнику из другой страны, знакомятся с традициями разных стран, с предметами, представляющими различные культуры. Чемодан с игрой-экспозицией остаётся в школе, и ученики всех классов могут дополнять игру и его наглядные пособия по ходу своего обучения. Учителя получают «Материалы для учителя», позволяющие продуктивно использовать и совершенствовать экспозицию. Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам). Научными сотрудниками музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме (СПб) разработана развивающая программа для школьников. В «Музей в чемодане» входят самые различные музейные экспонаты. Ученики выбирают любой предмет и делают свои предположения, как он мог попасть к Анне Ахматовой или Николаю Гумилёву. В классе тишина. Все ищут разгадку старинной коробочки из-под чая, флаконов для духов серебряного века. Благодаря «Музею в чемодане» из музея Анны Ахматовой ученики узнают о специфике литературного музея, имеют возможность побывать в антикварной лавке, учатся работать с архивами, изучают письма и воспоминания. Необычный проект «Музей в чемодане» для музея был осуществлён в музеем-заповедником «Кижи» под названием «Полевая почта». Участники - ветераны Великой Отечественной войны, их дети и внуки - выбирали свои семейные реликвии, составляли справочные тексты к экспозициям, многие из которых были дополнены рисунками, стихами и сочинениями о войне. Многие уникальные экспонаты были размещены в деревянных ящичках и вещмешках. В отличие от традиционных музейных выставок после закрытия «Полевой почты» экспонаты вернулись к своим владельцам-ветеранам и их семьям. «Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, разных городах, образовательных учреждениях и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.
Мухина Ирина
Отчет о конкурсе «Музей в чемодане»
Идея «Музей в чемодане » для меня оказалась очень интересной, в ней я нашла для себя много полезного.
Наш «музей в чемодане » по размеру небольшой, но у него много достоинств :
Его можно перемещать
Доступность для обыгрывания детьми
Возможность менять тематику
Накопление материала по различным темам и использование как картотеки в различных видах деятельности
Не требует материальных затрат при изготовлении (можно сделать своими руками из старых открыток, карточек, иллюстраций)
Возможность привлечения родителей для оказания помощи в сборе материала
Возможность для детей в дальнейшем выбирать любую тему для игры
Экспонаты-карточки удобно хранить, они не занимают много места.
Мы назвали свой «Музей в чемодане » - «Беседы о Карелии» .
А назвали так потому, что понятие это очень объемное, широкое, вмещает в себя много различных тем. Можно поговорить и рассказать детям и о достопримечательностях Карелии, и о городе Петрозаводске, о животных, птицах, насекомых, растительном мире Карелии, Красной Книге Карелии, памятниках войны и т. д.
Экспозиция, которую представили мы, называется «Животные карельского леса» . На примере этой экспозиции мы хотим показать, как «работает» наш музей в чемодане .
Мы изготовили карточки-экспонаты с изображением животных-обитателей карельского леса. Свой чемодан превратили в лес , туда поместили животных.
Также мы изготовили карточки с достопримечательностями города Петрозаводска и карточки с основными достопримечательностями республики Карелия (водопад Кивач, Кижи, Валаам и др.) . У нас получились мини-макеты города Петрозаводска и Карелии.
Дети с удовольствием помогали мне при изготовлении карточек. Им было интересно рассматривать их, держать в руках и размещать в музее .
Детям было интересно, а это самое главное. Поэтому мы с удовольствием в дальнейшем будем использовать эту идею в своей деятельности.