Классный час музей в чемодане. Из истории эпистолярного жанра. Какие темы экскурсий вы бы хотели услышать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новогородская средняя общеобразовательная школа №3»

Экскурсия
в

чемодане

Паспорт проекта.

Название проекта: «Музей в чемодане»

Название образовательного учреждения (по уставу), в котором реализуется проект: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новогородская средняя общеобразовательная школа №3»

Адрес образовательного учреждения: 663803, Красноярский край, Иланский район, с. Новогородка, ул. Советская, 30

Осуществляется всеми участниками объединения «Наследие.

Финансовая поддержка проекта не потребуется, т.к. экспонаты необходимые для экскурсий хранятся в школьном музее.

2. Анализ ситуации. Постановка проблемы

Наша школа находится в 32 км. от районного центра. Не у всех жителей села есть возможность выехать, а тем более посетить музеи, театры. Связующим звеном сельского социума является школа. Тем более, что в нашей школе есть замечательный музей.

Учащиеся объединения «Наследие», участвующее в деятельности музея проводят для учащихся школы, ребят детского сада, жителей села и гостей экскурсии. За годы деятельности музея все экспонаты изучены и рассмотрены. Привычные экспонаты находящееся в стеллажах не вызывают у ребят должного интереса, прикоснуться к ним нельзя, тем самым понять для чего он предназначался, создать образ.

Поэтому перед нами встал вопрос, что – то нужно изменить? Совет музея остановился на создании проекта «Экскурсия в чемодане».

Для чего мы это делаем?

    Привлечь жителей села к деятельности музея.

    Внести новизну.

    Дать возможность участникам проекта ощутить присутствие прошлого в настоящем и будущем посредством общения его с культурным наследием.

Цель проекта : привлечение к деятельности музея через выход в социум.

Задачи проекта:

    Способствовать формированию ощущения присутствия прошлого в настоящем и будущем посредством общения с экспонатами.

    Провести экскурсии для тех, кто не может прийти к нам (пожилые жители села, инвалиды).

    Способствовать приобщению широкого круга детей и взрослых к сохранению исторической памяти.

Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта ожидается, что:

    Из пассивных слушателей, перейдут в активные, так как проект способствует развитию диалога с руководителем музея, экскурсоводом, музейным экспонатом, быть активными, самим принимать участие в исследованиях. Обязательным условием также является коллективный творческий характер вместе со сверстниками в неформальной обстановке.

    В основе проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, изучение культурного наследия, взаимодействие учащегося с материальными предметами школьного музея и т.д.

    Увеличится количество желающих посещать школьный музей;

В ходе реализации проекта, экскурсии будут проведены для всех учащихся школы (105), ребят и работников детского сада (27), всех организаций находящихся на территории поселения (сельский дом культуры, сельская библиотека, администрация села и колхоза, почта). Посещение пожилых жителей села и инвалидов. В целом в ходе проекта мы можем охватить более 400 человек.

План реализации

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Результат

Опрос посетителей музея о смене форм деятельности

Сентябрь 2013 года

Совет школьного музея

Выявление мнений посетителей о деятельности музея

Обработка опроса

Сентябрь 2013 года

Совет школьного музея

Смена экскурсионной работы (передвижная Экскурсия в чемодане)

Разработка планируемых экскурсий:

    Школьные принадлежности;

    Великая Отечественная война;

    Мой край (80 -летие);

    Сибирское рукоделие

Октябрь –декабрь 2013 года

С.В. Лецрих руководитель музея, Михайловская О.Н. школьный библиотекарь, Федорова Галина Владимировна библиотекарь СДК, экскурсоводы музея, совет музея

Собран материала для создания текста экскурсий. Обязательно введен элемент общения со слушателями (вопросы, загадки, ребусы, практические задания).

Отбор экспонатов необходимых для экскурсий, поиск чемодана.

Октябрь –декабрь 2013 года

С.В. Лецрих руководитель музея, совет музея

Отобраны экспонаты хранящиеся в музее для проведения экскурсий. Найден чемодан.

Подготовка экскурсий

Январь - февраль 2014 года

С.В. Лецрих руководитель музея, Талай И.В. учитель русского языка, экскурсоводы.

Проведена работа в подготовке

Экскурсоводов по темам экскурсий.

Выезд в районный музейный центр для работы с экскурсоводами.

Январь - февраль 2014 года

С.В. Лецрих руководитель музея, экскурсоводы музея.

Проведен мастер-класс экскурсоводов районного музейного центра.

Проведение экскурсий

Февраль – декабрь 2014 года

С.В. Лецрих руководитель музея, экскурсоводы.

Проведение экскурсий 1

Освещение реализации проекта в СМИ

В ходе проектной деятельности

С.В. Лецрих руководитель музея, совет музея, общественность

Выставление материала на школьном сайте, 2 опубликование в районной газете.

Создание альбома, стенда о деятельности проект

По мере реализации проекта

С.В. Лецрих руководитель музея, совет музея, Фризоргер В.В. учитель ИЗО.

Создание фото-альбомов, стендов по каждой теме экскурсий 3 .

Проведение опроса о проделанной работе

Декабрь 2014 года

Совет школьного музея

Оценка проекта

Ресурсы

Для реализации проекта большая часть ресурсов у нас имеется, а именно:

    Экспонаты

    Материал для экскурсий

    Экскурсоводы (имеющие опыт проведения экскурсий).

Нам необходимы кадровые ресурсы, для подготовки экскурсоводов, и дополнительного содержательного материала для экскурсий. Поэтому мы обращаемся за помощью к школьному и сельскому библиотекарю, а также учителю русского языка.

Для оформления стенда мы обращаемся к учителю ИЗО. Так же нам нужен чемодан в котором мы будем переносить экспонаты. Цифровой фотоаппарат нам предоставит школа. Фотографии распечатывает администрация сельского совета.

Оценка результатов

Оценка проекта будет осуществляться на основе анализа проведенного опроса, отзывов слушателей, мониторинга публикаций в СМИ.

Уникальность проекта в том, что теперь музей сам приходит в гости, наши экспонаты можно потрогать, узнать о них новое, придумать о нем сказку или рассказ, исследовать его.

Приложение №1

Результаты анкетирования о необходимости смене форм деятельности школьного музея

Анкетирование проводилось с учащимися, их родителями и учителями. Было опрошено более 130 человек

Анкета для выяснения необходимости проекта:

1. Как вы считаете, нужны ли нашему музею новые формы работы?

    Да, нужны. Время движется вперед, все меняется, музей так же должен меняться.

    Конечно.

    Хотелось бы новенького….

Были и ответы респондентов, которых устраивало все

2. Какие темы экскурсий вы бы хотели услышать

Самые популярные варианты ответов:

    О знаменитых людях села, края, тем более нам есть кем гордиться….

    О земляках – фронтовиках, чтобы современное поколение на забыло

    О нас, кто жил, живет и поднимет село

    О традициях сельчан

Приложение №2

Благодарной строкой о первой Экскурсии в чемодане:

«Экскурсия в чемодане мне понравилась. Интересно, что музей сам пришел к нам. Я узнал, как завязывался пионерский галстук и попробовал сам. Яблоков Федор »

«Спасибо экскурсоводам музея. Было интересно!. Теперь мы знаем почему один ластик стирает хорошо, а другой нет. 2 класс».

«Было приятно окунутся в атмосферу детства. Вспомнить школьные годы. Такие экскурсии необходимы, они дают возможность поближе рассмотреть, потрогать экспонат, использовать его на практике. В ходе экскурсии возникло много идей о том, что можно положить в данный чемодан! Спасибо ребятам и руководителю музея. Федорова Г.В. »

1 На данный момент проводится экскурсия по второй теме: Великая Отечественная война, первая тема: Школьные принадлежности - проведена.

2 Выставлен материал на школьном сайте, отправлена статья в районную газету.

3 По двум первым экскурсиям созданы фото- альбом и стенд.

МОГИЛЕВ, 24 июн — Sputnik, Мария Зуева. Идея организовать акцию "Музей в каждый двор" родилась у директора Круглянского историко-краеведческого музея Вии Гапаевой. Недавно местные жители подарили музею старый советский чемодан. Он-то и натолкнул на создание необычной выездной экспозиции.

"У нас нет недостатка в посетителях. К нам часто приходят на экскурсии школьники. Но у родителей не всегда есть время привести к нам ребенка, и мы решили пойти к детям сами. Просто пройти по дворам и рассказать о том, как жили наши предки", — рассказала Виа Гапаева.

© Sputnik Мария Зуева

В чемодане собраны предметы быта, музыкальные инструменты, тряпичные куклы-обереги. Экспонаты датированы XIX — первой половиной XX века. Диковинные вещи — иллюстрация обычной жизни белорусской деревни. Но современные дети на вопрос, к примеру, как гладили одежду наши предки, только развели руками. Некоторые и вовсе предположили, что прабабушки и прадедушки ходили в мятом.

© Sputnik Мария Зуева

Однако нехитрые деревянные приспособления — рубель и валек — убедили в обратном. Дети сами попробовали погладить льняную скатерть, и у них получилось. Увлекательным развлечением стала попытка поднять чугунок ухватом. Но особый восторг у детворы вызвали трещотки, бубны и дудки. Каждый был не против сыграть в детском оркестре народных инструментов.

"Я учусь в музыкальной школе, играю на фортепиано. Видела очень много разных инструментов. Но такие — впервые. Сейчас такого на концерте не увидишь", — поделилась девятилетняя Аня.

© Sputnik Мария Зуева

"Фишка" такой выставки, когда все экспонаты разрешено трогать руками, и притягивает детвору. Этого нет в обычных музеях. Чемоданная же экспозиция максимально удовлетворяет детскую любознательность. Даже сам момент открытия чемодана для этой публики — уже волшебство и чудо.

"Нам рассказали, что подкова раньше была в каждом доме. Чтобы была жизнь счастливая, ее вешали рогами вверх. Как чаша изобилия получалось. А на улице — наоборот. Это как защита от бед", — похвастался новыми знаниями восьмилетний Стас.

На сегодняшний день очень выгодное свойство для музея - его мобильность - способствует расширению музейной аудитории. Впервые за 20 - летнюю историю работы музея был разработан проект – выездная экскурсия «Музей в чемодане». Важно то, что музей выезжает в образовательные учреждения и предлагает новую форму знакомства с историей родного края. Экскурсия сопровождается яркими иллюстрациями, демонстрирующимися на проекторе и музейными экспонатами. Экскурсовод приглашает вас заглянуть в «волшебный» чемоданчик или большую старинную шкатурлку и узнать о богатствах нашего края.

Проект «Музей в чемодане», рассчитан на дошкольников и школьников начальных классов. Проект формирует творческую активность ребенка, историческое сознание, развивает у детей эмоции, воображение и фантазию, воспитывает зрительскую и музейную культуру.

Тематика проекта может быть разнообразной. В настоящее время определена тема «Бажовские сказы». Аудитории предлагается вспомнить сказы П.П.Бажова, его героев, названия каменных пород и драгоценных камней. С помощью иллюстраций дети узнают и вспоминают произведения, их содержание и подробности. Далее экскурсовод знакомит детей с минералами. В ходе экскурсии ребята узнают о семействе кварцев, малахите, чароите, яшме, лазурите, амазоните, родоните, агате, пирите. Используется интерактивный метод: каждый ребенок может подержать музейный предмет, рассмотреть его и узнать о легендах, которые сопровождают тот или иной минерал. Далее предлагается творческое задание, в котором участники выражают свои впечатления от увиденного и услышанного. Работая в команде, участник действия развивают навыки общения, свою фантазию, логическое мышление. На основе знаний об истории местности, знакомства с фольклором и народным творчеством возникает уважение к природе родного края и ее богатствам.

Подобная выездная форма работы с детьми достаточно эффективна, поскольку чаще интегрируется с изучаемыми предметами общеобразовательного учебного процесса, позволяет дополнить и расширить знания учащихся. Кроме того, в подготовке и проведении таких уроков участвуют сами дети, приобретая умения и навыки исследования, систематизации и запоминания материала. Такие занятия важно начинать с младших классов, для того чтобы привить интерес к истории родного края, к музею, к творческому познанию.

  • Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!
  • Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!

"В моей школе есть Музей. Являюсь его создателем и руководителем". Эти слова могут написать многие из нас, из тех, кто зашел на страницу форума.

Как сделать, чтобы Музей работал по-новому, чтобы в него спешили дети, чтобы им было интересно? Одной из полезных и интересных форм является идея "Музея в чемодане". Я прочитала о ней случайно, нашла в недрах Интернета, когда занималась подготовкой плана работы школьного научного общества, а также историко-краеведеского кружка на новый учебный год. Всегда хочется поучиться у коллег. И если встречаются интересные мысли - это здорово!

Идея активно внедряется в практику работы не только Государственных Музеев, но и школьных, и даже библиотек.

Процитирую отрывок из статьи А.Н. Терехова из Челябинска:

В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа - музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.

Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является так называемая идея создания «музея в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, тестами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан. Особенности этой формы музейной деятельности можно показать на примере Детского музея в Нюрнберге, который, не имея собственного помещения, активно работает на базе детских садов, школ, библиотек, реализуя более 20 программ: «Мастерские», «Техника», «Быт 1900 г.» и т.д. Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически. Часто в качестве примера приводят программу об истории письменности - «В мастерской переписчика». «Музей в чемодане» развёртывает в пространстве класса мир средневековых предметов - старинных книг, пергамента, письменных принадлежностей, которыми дети могут воспользоваться, чтобы написать старинные тексты. Эту программу реализуют и на базе других музеев. В настоящее время данная форма музейной работы получила широкое распространение в России. Большой интерес вызвал мобильный вариант выставки «Я и другой», которая экспонировалась примерно в десяти российских городах. Этот проект предполагал ввести в обычную школьную педагогику интерактивную настольную экспозицию, которая рассказывала бы о самобытности различных культур и этносов. Настольная экспозиция (фабула которой представляет путешествие) включает сложенные вдвое листы картона с рисунками, текстами и игровыми заданиями. Листы размещаются на столах и могут быть быстро развёрнуты. Школьники (от 10 до 14 лет) покупают билеты и начинают путешествие по выставочному пространству - включаются в те или иные жизненные ситуации во время путешествия к сверстнику из другой страны, знакомятся с традициями разных стран, с предметами, представляющими различные культуры. Чемодан с игрой-экспозицией остаётся в школе, и ученики всех классов могут дополнять игру и его наглядные пособия по ходу своего обучения. Учителя получают «Материалы для учителя», позволяющие продуктивно использовать и совершенствовать экспозицию. Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам). Научными сотрудниками музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме (СПб) разработана развивающая программа для школьников. В «Музей в чемодане» входят самые различные музейные экспонаты. Ученики выбирают любой предмет и делают свои предположения, как он мог попасть к Анне Ахматовой или Николаю Гумилёву. В классе тишина. Все ищут разгадку старинной коробочки из-под чая, флаконов для духов серебряного века. Благодаря «Музею в чемодане» из музея Анны Ахматовой ученики узнают о специфике литературного музея, имеют возможность побывать в антикварной лавке, учатся работать с архивами, изучают письма и воспоминания. Необычный проект «Музей в чемодане» для музея был осуществлён в музеем-заповедником «Кижи» под названием «Полевая почта». Участники - ветераны Великой Отечественной войны, их дети и внуки - выбирали свои семейные реликвии, составляли справочные тексты к экспозициям, многие из которых были дополнены рисунками, стихами и сочинениями о войне. Многие уникальные экспонаты были размещены в деревянных ящичках и вещмешках. В отличие от традиционных музейных выставок после закрытия «Полевой почты» экспонаты вернулись к своим владельцам-ветеранам и их семьям. «Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, разных городах, образовательных учреждениях и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.

Мухина Ирина
Отчет о конкурсе «Музей в чемодане»

Идея «Музей в чемодане » для меня оказалась очень интересной, в ней я нашла для себя много полезного.

Наш «музей в чемодане » по размеру небольшой, но у него много достоинств :

Его можно перемещать

Доступность для обыгрывания детьми

Возможность менять тематику

Накопление материала по различным темам и использование как картотеки в различных видах деятельности

Не требует материальных затрат при изготовлении (можно сделать своими руками из старых открыток, карточек, иллюстраций)

Возможность привлечения родителей для оказания помощи в сборе материала

Возможность для детей в дальнейшем выбирать любую тему для игры

Экспонаты-карточки удобно хранить, они не занимают много места.

Мы назвали свой «Музей в чемодане » - «Беседы о Карелии» .

А назвали так потому, что понятие это очень объемное, широкое, вмещает в себя много различных тем. Можно поговорить и рассказать детям и о достопримечательностях Карелии, и о городе Петрозаводске, о животных, птицах, насекомых, растительном мире Карелии, Красной Книге Карелии, памятниках войны и т. д.

Экспозиция, которую представили мы, называется «Животные карельского леса» . На примере этой экспозиции мы хотим показать, как «работает» наш музей в чемодане .

Мы изготовили карточки-экспонаты с изображением животных-обитателей карельского леса. Свой чемодан превратили в лес , туда поместили животных.

Также мы изготовили карточки с достопримечательностями города Петрозаводска и карточки с основными достопримечательностями республики Карелия (водопад Кивач, Кижи, Валаам и др.) . У нас получились мини-макеты города Петрозаводска и Карелии.

Дети с удовольствием помогали мне при изготовлении карточек. Им было интересно рассматривать их, держать в руках и размещать в музее .

Детям было интересно, а это самое главное. Поэтому мы с удовольствием в дальнейшем будем использовать эту идею в своей деятельности.