Когда и где появились адам ева. История Адама и Евы. Первородный грех и изгнание из рая

Откуда на Земле появились люди? Этот вопрос, скорее всего, задавал себе каждый человек. Однако, несмотря на многовековые попытки многих поколений людей найти правильный путь к решению этой головоломки, выяснить правду до сих пор не удалось никому.

Конечно же, прежде всего, следует искать истоки истины в древнейших источниках, которыми являются легенды и мифы той поры, когда люди были наиболее близки к началу «проблесков разума» в развитии человечества.

Первые из легенд, повествующие о сотворении человека, рассказывают о том, что люди были созданы Высшим Разумом (Богом или Богами) из глины.

Шумеры, ханты, египтяне, греки, а также жители Алтая и Полинезии верили в то, что боги слепили первых людей именно из этого материала.

Но почему всё-таки глину выбрали в качестве «строительного» материала для человека? Как известно, любой созидательный или деструктивный процесс требует больших энергетических затрат. Но дело в том, что иногда к составу глины примешивается уран – радиоактивное вещество, способное при распаде выделять огромное количество энергии. И возможно, по каким-либо соображениям именно из урана, содержащегося в глине, и была взята энергия для сотворения всего живого на земле.




Опять-таки, если рассмотреть процесс переработки урановой руды то можно заметить, что на определённом этапе очищенная форма урана становится похожей на глину жёлтого цвета, и именно в виде такого состава уран затем используется для расщепления и получения энергии. Подсчитано, что 3000000 кг каменного угля содержат столько же энергии, сколько содержится в одном (!) килограмме урана. Неплохо, правда?

Но вернёмся к процессу сотворения. Согласно другому предположению, тоже не менее древнему, люди произошли от неких обоеполых существ (гермафродитов), и только гораздо позже люди были разделены по половому признаку. Такие мифы можно встретить у народов Африки, в частности, жителей западного Судана.

Более современные версии появления человека на Земле связывают с вмешательством в эволюционный процесс Земли пришельцев с других планет, которые искусственно выявили разумную жизнь на нашей планете.

Несмотря на такое разнообразие гипотез о происхождении человека (включая дарвинизм), всё равно большая часть человечества принимает ту сторону возникновения Жизни, которая отражается в его религиозном мировоззрении. Учитывая огромное количество различных течений, основными религиями мира считаются Христианство, Ислам и Буддизм. Несмотря на многочисленные противоречия Христианства и Ислама, две эти религии «перекликаются» между собой, и даже иногда дополняют одна другую.

Например, каждому христианину известно, что первыми людьми на земле были Адам и Ева, но не все знают о том, что ранние апокрифы христиан, еврейский текст Исаии, Алфавит Бен-Сира, Свитки Мёртвого моря и Книга Зогар упоминают о создании Богом Первой Евы – Лилит. Эта женщина, так же как и Адам была создана из глины. В другом варианте упоминается даже то, что Адам и Лилит были братьями-близнецами.

Но всё же сюжет с Лилит женского пола более распространён, тем не менее женой Адама в древних литературных источниках она никогда не называлась – только женщиной. И не желая признавать себя ниже Адама, и покориться мужчине, Лилит «улетела» от него, превратившись в демона. В мифологии мусульман ей даже приписывалась роль подруги Князя Тьмы. Также Лилит называют ночным привидением, и согласно поверьям, этот злой дух убивает младенцев.

Здесь хочется обратить внимание на то, что Лилит не ушла, не убежала от Адама, а именно «улетела». Но ведь эти созданные Богом существа были равными, значит и Адам мог летать, то есть, был бестелесным духом! В Библии сказано о том, что после того, как Адам и Ева отведали запретный плод, Бог дал им «одежды кожаные» (тела?) и изгнал из Рая на Землю.

Из достоверных исторических источников нам известно, что на протяжении многотысячелетней истории человечества на Земле неоднократно происходила смена различных цивилизаций. Так вот некоторые современные учёные придерживаются того мнения, что первоначально нашу планету населяли однополые существа, подобные духам, которые обладали способностью к телепатии, левитации, телекинезу и прочим сверхъестественным вещам.

Однако со временем они приобрели способность к материализации, и открыли для себя различные чувства. Со временем духи разнообразили количество материализованных тел и видоизменяли их для того, чтобы в полной мере наслаждаться всеми процессами: звуковосприятием, поглощением пищи, касаниями и т.д. Так появились гиганты - лемурийцы, которые всё ещё сохраняли сверхъестественные способности.




Со временем жители загадочной Лемурии «трансформировались» в Атлантов, которые уже имели представление о сексуальном наслаждении и постепенно происходила их дифференциация на мужчин и женщин. На смену Атлантам пришли люди, которые были в совершенстве приспособлены к существованию в материальном мире, однако практически полностью утратили все сверхспособности.

Но тут опять может возникнуть вопрос: кто же появился раньше: мужчина или женщина?

Недавно проведённые научные исследования позволили доказать, что изначально все зародыши человека имеют женский пол, и только затем в процессе гормональных перестроек часть зародышей превращается в особей мужского пола. Косвенным доказательством этого предположения могут стать наблюдения, проведённые учёными-зоологами над белыми медведями в естественных условиях. Специалисты заметили, что с появлением «озоновой дыры» над территорией Арктики у медведиц участились случаи рождения медвежат - гермафродитов. То же происходит и с «сильным полом» человечества: наблюдается резкий всплеск гомосексуализма, а также участились случаи бесплодия у мужчин.

Ирина Ермакова, научный сотрудник Института нейрофизиологии полагает, что такие процессы связаны с изменением генотипа мужчин, в результате чего наблюдаются дегенеративные процессы в Y-хромосоме, которая как раз и определяет мужской пол. Как полагает специалист, с таким положением дел уже через пять поколений Землю снова будут населять женщины-гермафродиты, как это было когда-то давно.

Гипотезу женщины-учёного поддерживают и специалисты из США, которые провели сравнительные исследования останков людей, поживавших в пещерном периоде. Результаты анализа были потрясающими: выяснилось, что женская Х-хромосома старше мужской Y-хромосомы на 80000лет! А это с большой вероятностью значит то, что именно в результате видоизменения женской хромосомы на земле появились мужчины.

АДАМ И ЕВА (еврейский Адам - человек, буквально «сделанный из земли»; Ева, латинский Eva, от еврейского хавва - живое существо), первые люди, согласно библейскому повествованию (Бытие 1-5 и другие).

Творение человека Адама по образу и подобию Божьему завершает шестидневное творение мира. Бог создал человека из праха земного, вдохнул в него дыхание жизни (так что Адам стал «душою живою») и поместил его в Эдем (местность, соответствует русский «рай»), где он должен был возделывать и хранить Эдемский сад. Адаму было дано благословение владычествовать над всем творением. Одновременно Бог дал человеку заповедь: не есть от древа познания добра и зла.

Бог создал женщину из ребра Адама и даровал её как помощницу, подобную первому человеку. Адам нарёк свою жену именем Ева. Поддавшись искушению дьявола, явившегося в образе змея, первые люди проявили непослушание Богу, нарушили Его заповедь: они отведали плодов древа познания, захотев «быть как боги», - таким образом произошло их грехопадение (смотри Грех). Адам и Ева были изгнаны из рая, они стали смертны. Роды Евы отныне связаны со скорбью и болью, а Адам обречён на труд «в поте лица» и на «проклятие земли». Ева родила Каина, Авеля, Сифа и других сыновей и дочерей. В новозаветной традиции «последним Адамом» именуется Иисус Христос.

Сравнивая вслед за апостолом Павлом двух Адамов (I Кор. 15:21-22; 45; 47-49), Ириней Лионский отмечал, что Христос как новый Адам возглавил человечество, даруя нам спасение, так что потерянное нами в первом Адаме мы получили во Христе (PG. Т. 7. Col. 932). Церковная традиция новой Евой именует Богородицу. По выражению преподобного Иоанна Дамаскина, Ева совершила преступление, ослушавшись Бога, и через неё смерть вошла в мир, а Дева Мария, послушная Богу, ввела в мир нетление, имеется в виду рождение Иисуса Христа, и получение человеком возможности спасения. Православной церковью память Адама и Евы отмечается в Неделю святых праотец.

История Адама и Евы нашла отражение в апокрифах (например, «Жизнь Адама и Евы»), раннехристианских текстах, талмудической (Адам трактуется как первый пророк, обладающий тайной мудрости), каббалистической и другой средневековой литературе. Библейское повествование об Адаме и Еве фактически повторяется в Коране. Существуют и собственно мусульманские предания, связанные с Аравией. Так, Адам и Ева (Хавва) после их низвержения Аллахом на землю встретились близ будущей Мекки. С неба Адаму был послан священный чёрный камень (смотри Кааба). Адам и Хавва были погребены близ Мекки, а после потопа перенесены в Иерусалим. Адам почитается мусульманами первым пророком, Мухаммед - последним, что нашло отражение во многих мусульманских теологических и мистических учениях.

Лит.: Малов Е., протоиерей Об Адаме по учению Библии и по учению Корана. Казань, 1885; Богородский Я. А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. Казань, 1909; Kramer S.N. Sumerian mythology. N. Y., 1961; Renckens Н. Israel’s Concept of the Beginning: the theory of Genesis 1-3. N. Y., 1964; Westermann С. Genesis 1-11. L., 1984; Wallace Н. N. The Eden Narrative. Atlanta, 1985.

А. Б. Сомов.

Иконография . В раннехристианском искусстве изображения Адама и Евы появляются в сцене «Грехопадения прародителей» (росписи катакомб Сан-Дженнаро в Неаполе и гробницы Аврелия в Риме, 3 век). Адам и Ева представлены юными, обнажёнными, у древа познания добра и зла, вокруг которого обвился змей. К ранней традиции относится также включение фигур прародителей в круг зодиакальных символов. В средневековой иконографии Адам имеет бороду. После грехопадения прародители одеты в туники, звериные шкуры или в одежды кающихся, их атрибуты - колосья или плуг у Адама и агнец у Евы, иногда корзины с хлебами (символы землепашества).

В западноевропейской традиции Адам и Ева входили в число кающихся в скульптуре порталов романских и готических соборов; атрибутом Адама могла служить гора - символ рая. В рукописях, начиная с 6 века («Венский Генезис»), иллюстрировался полный цикл истории Адама и Евы: «Сотворение Адама», «Возложение рук Господа на Адама», «Вложение духа (дыхания)», «Сотворение Евы», «Грехопадение», «Изгнание из рая» (иногда Господом, иногда херувимом или ангелом с огненным мечом) и тому подобное. Позднее возникли сюжеты «Земные труды Адама и Евы» и «Смерть Адама». С 9 века Адам и Ева изображаются в числе ветхозаветных праведников в «Сошествии во ад»: Христос изводит их из гробов. В композиции Страшный суд они, коленопреклонённые, предстоят Престолу уготованному (Адам изображается в виде старца). В византийский иконографии «Распятия» с 9 века череп (или весь скелет) Адама помещали под крестом внутри Голгофы (еврейский топоним, переведённый в Евангелиях как κραν?ου τ?πος - Мф. 27:33; Ин. 19:17, - буквально «место черепа»), как бы в пещере. В искусстве Западной Европы с 12 века у основания креста встречается полуфигура Адама. Как ветхозаветный праведник, Адам присутствует в монументальных росписях и в праотеческом ряде русских иконостасов. В западноевропейском искусстве Адам и Ева иногда изображались предстоящими Богоматери как прародители человечества («Богоматерь на троне, с Адамом и Евой», художник А. Лоренцетти, 1330 год). Адам мог выступать также рядом с фигурой Смерти как символ бренности человека. История Адама и Евы была широко распространена в искусстве Возрождения и барокко (например, двери баптистерия во Флоренции, 1425-52 годы, скульптор Л. Гиберти; росписи плафона Сикстинской капеллы, 1508-12 годы, художник Микеланджело, и Лоджий Ватикана, 1519 год, художник Рафаэль).

Лит.: Mely F. Nos premiers parents dans l’art: Adam, Eve, Lilith // Melanges Hulin de Loo. Brux.; Р., 1931; Flemming J. Die Ikonographie von Adam und Eva in der Kunst vom 3. bis zum 13. Jh. Jena, 1953.

И. Л. Бусева-Давыдова.

История Адама и Евы берет начало в Эдемском саду, где разворачиваются события, которые впоследствии повлияют на все человечество.

Жизнь Адама и Евы делится на до и после, на радостные и печальные события. Начнем с начала.

Великий Бог имел план создать человека подобного Себе.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. (Быт.1:26)

Для этой цели Он сотворил великолепный сад под названием Эдем, в котором было все необходимое для счастливой жизни.

Из праха земного Господь создал тело Адама. Это имя в переводе означает «красная глина» или «земля». Но человек еще не имел дыхания жизни, его тело было безжизненным.

Кто такой Адам

Когда Творец вдохнул в него дыхание жизни, тело Адама стало живым, имеющим дух и душу.

Так появился первый человек, сотворенный по образу и подобию Божию, венец творения. Бог одел его в одежду неувядающую (которая не изнашивается), сияние славы.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт.2:7)

Адам жил в саду, окруженный красотой и великолепием - это был настоящий рай. Его окружали животные, которым чуть позже он даст имена. Господь сказал человеку царствовать и следить за садом.

Увидев, что у Адама нет помощника, Бог создал женщину из его ребра, которая будет называться Ева.

События изменившие жизнь

Господь благословил свое творение и повелел плодиться и размножаться, есть все, кроме плодов с одного дерева.

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:16-17)

Не надо забывать, что Адам и Ева были без пятна и порока, и они не знали горя и слез, ссор, обид, злости и разочарований. Их жизнь была в любви и покое, без стрессов и забот, в общении с Самим Творцом.

Многообещающая жизнь Адама изменилась с приходом непослушания Богу. Человек лишился славной одежды, потерял общение с Богом. В его жизнь пришли страх, болезнь, стыд, разочарование, зло, ссоры, разногласия, убийство - все это проявление греха.

Поскольку от Адама произошло все человечество, то оно и унаследовало последствия греха вплоть до сегодняшних дней.

Живя за пределами сада, человеку пришлось нелегко, но он выполнил повеление Бога плодиться и размножаться, и свидетельство этому — мы с вами, и окружающие нас люди.

Заключение

Грех до сих пор порабощает человека сегодня. Так и продолжалось бы, пока человечество не истребило само себя, если бы Господь не нашел решения, как вернуть человека обратно к той жизни, которую Бог приготовил для него.

Иисус Христос, Последний Адам, заплатил цену и стал спасением для человечества.

Всех дней Адама было 930 лет, и его история показывает нам пример Божьей любви и мудрости.

Книга Бытия сообщает, что из Эдема выходила река для орошения рая, которая потом разделялась на четыре реки: Фисон, обтекавшую всю землю Хавила (ту, где золото; и золото той земли хорошее; там в долах и камень оникс); Гихон, омывавшую всю землю Куш; Хиддекель, тянущуюся перед Ассириею; Евфрат.

Учитывая, что два из четырех названных водных потоков опознаваемы (Евфрат и Хиддекель, как прежде назывался Тигр), большинство ученых, как богословских наук, так и светских, определяют местоположением райского сада Междуречье, т. е. Месопотамию.

Большинство, но не все. Что же мешает единодушию во мнениях? Во-первых, указание «на востоке» без уточнения — от чего именно. На этом основании одни специалисты берут за точку отсчета Палестину, Ханаан. Именно в восточном направлении от этого места находятся Ассирия и Хиддекель (Тигр).

На том основании, что Евфрат, как и Тигр, вытекает из Армянского Тавра, или Малого Кавказа, идентифицируют библейский Гихон как реку Гих, что протекает в Чечне. Кроме того, ссылаются на то, что древнейшими жителями Армянского Нагорья были хурриты, и слово хур у них означало не что иное, как восток, у нынешних чеченов и ингушей — тоже (Б.Танаев, 1998). Но вообще-то ныне Армянское нагорье расположено в восточной части Турции.

А вот Евгений Гладилин полагает, что Эдем находился в Краснодарском крае, поскольку Кубань стекает с гор четырьмя рукавами в районе, знаменитом своими яблочными садами. Где только не находили исследователи библейские реки: в Гихоне — Аракс, в Гихоне и Фисоне — Сырдарью и Амударью…

Оппоненты кавказской версии напоминают, что к востоку от Израиля, в нижнем течении Тигра и Евфрата первой цивилизацией была шумерская, и эдем на языке шумеров означал слово долина или плодородная земля. И имя Адама упоминается в древних шумерских текстах (в значении «человек от земли»). Профессор Б. Ландсберг, правда, утверждает, что слова эти принадлежат протоевфратийскому языку , на котором говорил народ, живший в этом регионе задолго до шумеров.

Шумерский миф о боге Энки повествует о рае как дивном саде с изобилием плодовых деревьев, в котором люди и звери живут в полном согласии между собой и не знают страданий. А располагался он в Дильнуме, что в Персии.

Другой исследователь, Ольга Миронова сообщает, что во времена шумеров Евфрат и Тигр впадали в Персидский залив раздельно, на расстоянии порядка 160 км друг от друга, а сам залив вдавался в сушу почти на триста километров. Постепенно образовалась дельта, Тигр покатил свои воды на юг, Евфрат — на восток, а потом они встретились и слились в едином потоке Шатт-эль-Араб.

Автор высказывает гипотезу, согласно которой библейские авторы могли считать рекой, вытекающей из Эдема (Шумера) именно Шатт-эль-Араб. А землю Хавила (обтекаемую Фисоном) на основании библейского упоминания при описании местообитания исмаилитских племен относит к владениям северных арабов, обитавших в приграничье между Иудеей и Вавилоном.

Профессор Ю. Заринс (США) считает, что райский сад сокрыт водами Персидского залива. В качестве Гихона предлагает считать современную реку Карун, исток которой находится в Иране, а воды текут к знаменитому заливу.

Но на этот счет есть и другое мнение: Хавила — это Индия, а река Фисон — соответственно — Инд. Более того, находятся исследователи, считающие, что Гихон, омывающий землю Куш — это Нил, поскольку в библии словом Куш часто обозначает место обитания древних нубийцев, которое, как ни странно, называлось Эфиопией с легкой руки греков (найдите на карте северную часть Судана — вот там и располагался Куш). Так считали еще Епифаний, Амвросий и Августин.

Высокие умы из Византии помещали Эдем в Гималаях либо на Цейлоне. Некоторые современные специалисты утверждают, что он был на земле касситов, некогда воинственного и могущественного народа, что обитал восточнее Тигра и во втором тысячелетии до нашей эры захватил Вавилон. Ну и, разумеется, таким местом называют Иерусалим.

Вопрос о местонахождении земного рая интересовал мудрецов с древних времен, и доныне он волнует ученые умы. А месяц назад британская «Таймс» опубликовала еще один адрес: граница Намибии и Анголы. И даже привела точные координаты: 12, 5 градусов восточной долготы и 17,5 — южной широты.

Профессор С. Тишкофф, давшая интервью газете, сообщила, что по данным ее исследовательской группы, прямые потомки Адама и Евы — это… бушмены, в языке которых сохранились звуки человеческой «праречи». Как вам такая новость?

Братья Лимбург. Прекрасный часослов герцога Беррийского. Начало 15 в.

Грехопадение Адама и Евы, их изгнание из рая - самые распространенные ветхозаветные сюжеты в европейском искусстве Средневековья и Возрождения. Мы видим фигуры Адама и Евы в скульптурном декоре соборов и на фресках, в живописи складных алтарей, в книжной миниатюре и гравюре. Для того чтобы понять, почему этот сюжет был так популярен, вспомним, как трактовали христианские теологи историю грехопадения. Ева, поддавшись искушению коварного змея, отведала плодов с запретного древа познания добра и зла и уговорила Адама последовать ей. Узнав об этом, разгневанный Бог проклял первых людей и изгнал их из рая. Отныне люди стали смертными; женщина, как более виновная, должна была во всем подчиняться мужу и в муках рожать детей, а мужчина - в поте лица добывать хлеб свой.


Английский миниатюрист. Изгнание из рая. Йоркская псалтырь, 1170 г.

По Библии, изгнание из рая - точка отсчета земной истории человека, и в этом христианство сходится с иудаизмом. Однако для иудеев это сказание - лишь одна из многочисленных историй о людском непослушании и божественном наказании, которыми полна Тора: вспомните Всемирный потоп, Вавилонскую башню, Содом и Гоморру. История грехопадения выделялась лишь тем, что имела для людей наиболее серьезные последствия. В христианстве же постепенно сложились представления о том, что вина за первородный грех распространяется на всех потомков Адама, и искуплением этой вины стало распятье Иисуса. Сцены грехопадения и изгнания из рая сопоставлялись в алтарных композициях и фресках со сценами Благовещенья, Рождества Христова, Распятия или Страстей Господних и призваны были напоминать верующим о смысле искупительной жертвы: Христос, «новый Адам», пришел в мир, чтобы очистить людей от греха и дать человечеству жизнь вечную.


Мозаика собора в Монреале, Сицилия. 1180-е гг.


Французская псалтырь. 1279 г.

Изображая грехопадение и изгнание из рая, художники следовали определенным канонам. Парадоксально, но эти каноны не совсем точно отражали библейское сказание. В сцене грехопадения нагие Адам и Ева стоят у древа познания, внимая речам змея или срывая плоды. В Библии не уточняется, какие именно плоды росли на древе познания, но в Средние века прочно утвердилась традиция изображать на райском древе яблоки (в самых ранних произведениях - гранаты). На иврите слово «змей» - мужского рода, но змей-искуситель (в котором видели воплощение дьявола) традиционно изображался в виде женщины со змеиным телом, что символизировало греховность женского рода. В сцене изгнания из рая безутешных ослушников преследует ангел с карающим мечом. Однако в Библии не сказано, что прародителей изгнал из рая именно ангел: Бог «изгнал Адама и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся» (Бытие, 3:24).



Джиованни ди Паоло. Сотворение Земли и изгнание из рая. 1445

Традиционная трактовка сюжета, присущая средневековому искусству, сохранялась и в эпоху раннего Возрождения. Посмотрим на изумительное «Благовещение», написанное около 1434 г. флорентийским художником, монахом-францисканцем Фра Беато Анджелико. Когда зритель отводит взгляд от златокрылого ангела и благоговейно внимающей ему девы Марии, он замечает в левом верхнем углу картины почти сливающуюся с пейзажем сцену изгнания из рая. У Фра Беато Анджелико, художника умиротворенного и просветленного, эта сцена не столь драматична, сколь печальна. Ангел не пылает гневом, не вздымает воинственно свой меч. Он почти по-отечески положил руку на плечо безутешного Адама, не изгоняя, а словно сочувственно выпроваживая согрешившую пару из райских врат.



Фра Беато Анджелико. Благовещение. 1434 г.

В первой трети 15 в. параллельно с каноническим появился новый подход к изображению прародителей. Происходила постепенная ломка средневекового мировоззрения: гуманисты утверждали новые представления о природе, о человеке и его месте в мире, и образы Адама и Евы начали интересовать художников сами по себе, а не только как воплощение первородного греха. Каков человек по сути своей? Что крылось за его желанием отведать плодов с древа познания: легкомыслие, глупость, порочность или благородное стремление проникнуть в тайны природы, так хорошо знакомое гуманистам эпохи Возрождения?



Ян и Губерт ван Эйк. Гентский алтарь. 1422-1432 гг.

Первыми художниками, по-новому трактовавшими традиционные фигуры прародителей, были нидерландские мастера - братья Ян и Губерт ван Эйк, авторы знаменитого Гентского алтаря, созданного в 1422-132гг. для собора Св. Бавона в Генте. Грандиозный складной двухъярусный алтарь объединяет двадцать шесть картин, на которых изображено 258 человеческих фигур. Но нас сейчас интересуют только две из них - Адам и Ева. Когда алтарь раскрыт, и перед зрителем предстают лучезарные картины преображенного мира, который должен воцариться после свершения Страшного суда, лишь фигуры Адама и Евы слева и справа от центральной композиции контрастируют с общим ликующим настроением. Возникающее впечатление очень точно описал автор книги «Антверпен. Гент. Брюгге» Михаил Герман: «Как чужие, входят в сияющий райскими соцветиями складень Адам и Ева, внося с собою тяжелое дыхание реальной, ничуть не облагороженной людской плоти. Они входят в алтарь с противоположных сторон, оставив за плечами глухой черный мрак, настороженные и недоверчивые, некрасивые, усталые, даже уже немолодые».


Ян и Губерт ван Эйк. Адам и Ева. Створки Гентского алтаря.
Фрагмент.1422-1432 гг.

Образы Адама и Евы и в этом алтаре служат, как это было принято, вечным напоминанием о первородном грехе, но их значение - композиционное и смысловое - изменилось, усилилось. Мысленно уберите фигуры прародителей с картины «Благовещение» Фра Беато Анджелико: прекрасное произведение потеряет не так уж много. Но попробуйте убрать изображения Адама и Евы с Гентского алтаря - и торжество жизни вечной уже не будет казаться столь полным без сравнения с жизнью бренной, а аккорды красок уже не будут столь ошеломляюще звонкими без этих выступающих из тьмы фигур.


Томмазо Мазаччо. Капелла Бранкаччи.
Изгнание Адама и Евы из рая. 1428

Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи созданы примерно в то же время, что «Благовещение» Фра Беато и Гентский алтарь - в 1428 г., но в это, право же, трудно поверить. Двадцатисемилетний Томмазо Мазаччо работал над фресками капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. В разгар работы художник внезапно умер. Незаконченные росписи капеллы Бранкаччи свидетельствуют о том, что Мазаччо стоял на пороге великих свершений. Капелла стала местом паломничества живописцев последующих поколений, мастерством безвременно ушедшего гения восхищались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.
Самая поразительная из фресок капеллы Бранкаччи - «Изгнание Адама и Евы из рая». Немного найдется в европейском искусстве произведений, в которых средствами живописи были бы столь сильно и убедительно выражены человеческие страдания. Фигуры Адама и Евы каждым жестом, каждой складкой тела вопиют о своем горе. «Главное здесь - не библейский сюжет и не внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и темным провалом искаженного криком рта», - пишет о фреске историк искусства Татьяна Каптерева.



«Страшный суд». Ок.1504 -1508 гг.

Иероним Босх. Рай. Левая створка алтаря

Перенесемся, однако, снова в Нидерланды. Через семь десятков лет после появления Гентского алтаря, в первые годы 16 в., Иероним Босх создал удивительные алтарные композиции, в которых интересующий нас сюжет предстает в совершенно неожиданном свете. Собственно говоря, эти работы Босха можно назвать алтарями лишь условно. Хотя «Воз сена», «Сад земных наслаждений» и «Страшный суд» сохраняют традиционную форму трехстворчатого складного алтаря, эти произведения предназначены скорее для философских раздумий, чем для молитвы. Здесь нет возвышенного святого образа, перед которым верующий мог бы преклонить колени. На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай. Изображен по-разному, но всегда в сложных смысловых взаимосвязях с сюжетами центральной и правой створок. В «Возе сена» и «Страшном суде» запечатлена история прародителей - создание Евы, грехопадение и изгнание из рая. В «Саду земных наслаждений» на левой створке представлена только сцена создания Евы, но более детально написан сам райский сад и населяющие его удивительные существа. Во всех трех алтарях степень греховности изображаемого возрастает от левой «райской» композиции к правой - «адской».


Иероним Босх. Рай. Фрагмент левой створки алтаря
«Сад земных наслаждений». Ок.1504 г.

Всмотримся повнимательнее в босховский рай. У затейливого фонтана мирно пасутся слоны и жирафы, прелестные единороги вышли на водопой. Мрачная фантазия художника еще не разыгралась в полную силу, но и здесь, в раю, происходят нелепые и неприглядные метаморфозы всего живого. В «Возе сена» и "Страшном суде" прямо из облаков под божественным престолом высыпаются тучи уродливых насекомых с лягушачьими конечностями. В «Саду земных наслаждений» из отверстия в фантастическом райском растении выглядывает сова (на языке символов Босха - воплощение зла), в пруду брюхом вверх плавает дохлая летучая рыба (символ греха), в пасти богомерзкого гибрида исчезают лапы какой-то другой твари, а кошка с мышью в зубах деловито пробегает мимо Адама и Евы, которых благословляет Творец. Адам и Ева выглядят трогательно невинными: безмятежные лица, фарфорово-хрупкие фигурки... Первородный грех еще не совершен, но зло уже пустило ростки в райском саду, мир изначально порочен, и грехопадение - не трагическая случайность, но закономерное начало мировой истории. В трактовке Босха, безгрешный непременно согрешит, дорога из рая неминуемо приведет в сад мирских наслаждений, в царство земных пороков, а оттуда - прямо в ад.


Микеланджело Буонарроти. Грехопадение.
Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. 1510 г.

Современник Босха Микеланджело Буонарроти увидел в библейском сказании гордый вызов человека, желающего постичь законы мироздания и сравняться мудростью с Богом. Во фреске на потолке Сикстинской капеллы (1510 г.) Ева предстает перед нами не как неразумное любопытное созданье, словно во сне внимающее сладким речам змея, а как сильная, зрелая, вполне осознающая свои поступки личность. Ее рука уверенно тянется к запретному древу, глаза бестрепетно встречают взгляд женщины-змея. Напряженная ритмика рук Евы, Адама, женщины-змея, ангела с мечом объединяет разделенные древесным стволом части композиции, придавая фреске импульс энергичного движения, которое завершается уже где-то за пределами панно - там, куда уходят первый человек и его подруга, чтобы начать свою земную жизнь.



Рафаэль Санти. Грехопадение. Станца делла Сеньятура, Ватикан. 1508-11 гг.

Микеланджеловская Ева, смело бросающая вызов судьбе, величественна и горда, но ее никак нельзя назвать женственной. То, что прародители, кроме всего прочего, мужчина и женщина, то, что их прозрение, их стыд за свою наготу означали пробуждение чувственной любви, не находило полного отражения в произведениях искусства, пока свое слово не сказал Альбрехт Дюрер. Сравним его первое произведение на нашу тему - гравюру на меди «Адам и Ева» 1504 г. - и картины, написанные в 1507 г. Гравюра Дюрера стала новым словом в искусстве немецкого Возрождения. Побывав в Италии, художник перенес в родную Германию достижения итальянского Ренессанса: никогда еще обнаженное тело не изображалось со столь безупречным соблюдением пропорций. Однако на гравюре Адам и Ева выглядят как бы сделанными «из одного теста»: мускулистая мощная Ева кажется лишь несколько смягченной копией Адама. Сразу же после второго итальянского путешествия художник, находившийся под сильным впечатлением от искусства античности, создал две парные картины - «Адам» и «Ева». В немецкой живописи эпохи Возрождения это было первое изображение полностью обнаженной человеческой фигуры в натуральную величину. Дюрер писал, что коль скоро прародители были сотворены по образу и подобию Божьему, их тела должны являть образец совершенной красоты. И действительно - его Адам и Ева пленительно красивы, но красивы по-разному: юная мужественность Адама подчеркивает мягкую женственность его подруги. Кажется, что нежное тело Евы расцветает в ожидании счастливой земной любви.



Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1507 г.

Картина первоначально предназначалась для заказного алтаря, в ней есть все непременные атрибуты сцены грехопадения - древо, яблоки, змей (правда, уже не в обличии женщины, а в виде обычной змеи), но по неизвестным причинам алтарь не был написан, и вряд ли это случайность. Могла ли такая картина исполнить традиционную роль, напоминая набожному прихожанину церкви о греховности рода человеческого? Слишком обаятельны юные грешники, чтобы не вызвать сочувствия, слишком сладостным рисуется их грех, чтобы в нем раскаиваться.


Ганс Бальдунг Грин. Грехопадение. 1511 г.

Эта работа Дюрера несколько десятилетий вдохновляла его последователей. На гравюре Ганса Бальдунга Грина «Грехопадение» 1511 г. Адам, едва отведав яблоко, решительно обнимает Еву, а на картине того же автора 1525 г. Ева выглядит стыдливо-целомудренной. У Лукаса Кранаха Старшего (а он создал семь композиций на тему грехопадения!) Ева кокетлива и соблазнительна... Наступали новые времена, рядом с церковным искусством утверждалось светское, и прозорливые художники Возрождения учились видеть в образах Адама и Евы не только первых людей и первых грешников, но прежде всего - просто людей со всеми их грехами и добродетелями.


Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1528 г.

Иллюстрации с сайта