Комедия Вишневый сад. Нужно ли спасать вишневый сад? по пьесе Вишневый сад (Чехов А. П.) Мой вариант спасения вишневого сада

  • Ноябрь 17th, 2014
  • 376

Размышления на тему: Нужно ли спасать вишневый сад?

Время неумолимо идет вперед, одна эпоха сменяет другую, и неизбежно встает вопрос: нужно ли расставаться с прошлым?

«Вишневый сад» — последнее произведение А. П. Чехова, его «лебединая песня». Эту пьесу называют «самой чеховской» из всех пьес писателя. Станиславский, высоко оценивший ее, заметил, что Чехов один из первых «стал рубить прекрасный цветущий вишневый сад, сознавая, что время его миновало, что старая жизнь бесповоротно осуждена на слом». Показывая историческую смену социальных укладов, Чехов пытается решить вопрос: нужно ли спасать вишневый сад? Вся его пьеса соткана из предчувствий и ожиданий, в ней ощущается близость обновления. Завершается время вишневых садов с их нежной красотой, уходит в прошлое барский усадебный быт. Владельцы вишневого сада — помещики Раневская и Гаев — не в состоянии противостоять решительным, напористым, практичным предпринимателям, потому что они слишком пассивны и не приспособлены к жизни, которая требует борьбы. Они терпят крах, и одна из главных причин в том, что их время ушло.

Вся наша жизнь свидетельствует о том, что общество так или иначе подчиняется велению истории, и каждый человек считается с историческими законами больше, чем с собственными чувствами, хочет он этого или нет. На место Раневской приходит Лопахин, которого, к слову, она ни в чем не винит. А он, в свою очередь, испытывает к этой женщине искреннюю привязанность. «Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную…» — говорит он. Другой персонаж, Петя Трофимов, провозглашает время новой жизни и произносит страстные речи против исторической несправедливости. Но и этот молодой человек с нежностью относится к хозяйке усадьбы и в ночь ее приезда в родовое гнездо говорит: «Я только поклонюсь вам и тотчас же уйду». Тем не менее всем все давно понятно: обстановка всеобщего расположения и симпатии уже ничего изменить не может, потому как законы истории неумолимы. Поэтому, когда, уезжая из усадьбы навсегда, Раневская и Гаев на минуту остаются одни, они бросаются на шею друг другу и рыдают… В этой сцене — дыхание трагизма, ощущение суровых и неизбежных перемен. Наступает эпоха Лопахина, вишневый сад трещит под его топором. Лопахин не может не радоваться тому, что стал владельцем поместья, где его отец, будучи подневольным человеком, служил господам. И, надо признать, его чувства понятны. В триумфе Лопахина заключена даже некая историческая справедливость. Вместе с тем он тоже понимает, что его торжество не принесет кардинальных перемен. Он не может не осознавать, что ему на смену придут новые люди, и это будет следующий шаг истории, о чем с энтузиазмом заявляет Петя Трофимов: «Вся Россия — наш сад», и эти слова, пронизанные бодростью и уверенностью, задают тон всей пьесе.

Разумеется, до осуществления высоких целей еще далеко, сначала предстоит пережить лопахинскую эру, но «человечество идет к высшей правде», жизнь, которая, казалось бы, застыла на месте, пришла в движение. Мечтательно-тоскливое ожидание перемен сменилось убеждением в том, что светлое будущее близко. Люди уже слышат его шаги. Вишневый сад спасать не нужно! Спасение общества — в обновлении жизни.

Пьеса “Вишневый сад” - последнее произведение Антона Павловича Чехова. Литератор был неизлечимо болен и сознавал, что совсем скоро уйдет из жизни. Вероятно, именно поэтому пьеса пронизана какой-то особенной грустью, нежностью, лиричностью. «Вишневый сад» поражает читателя метафоричностью, глубиной персонажей. Каждая сцена здесь многогранна, неоднозначна; каждая деталь становится олицетворением былой, уходящей жизни, но все же такой родной и знакомой.

В пьесе словно встретились три эпохи: прошлое, настоящее и будущее. Одни герои живут вчерашним днем, лелея теплые воспоминания о прошлом, другие знают цену времени, заняты повседневными делами и готовы извлечь выгоду и пользу из любого дела, третьи же уверенно смотрят в завтрашний день, заглядывая в будущее еще далекое и неизведанное.

Производит неизгладимое впечатление и художественная нагрузка, возложенная на пейзаж. Фоном, на котором развиваются события пьесы, служит вишневый сад. Сад – воплощение неизбежно уходящего прошлого, канувшей в небытие привычной, тихой, беззаботной жизни. Станиславский в воспоминаниях о Чехове писал, что писатель в своем произведении «…обласкал прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе.»

Вишневый сад - тихое семейное гнездо, островок домашнего покоя и уюта, с которым герои прочно связали все самое светлое и родное, что согревает душу. Здесь словно собраны мечты и надежды, стремления и воспоминания Раневской и Гаева – представителей поколения «прошлого», людей инертных и нерешительных, тех, кто привык к легкой, беззаботной жизни, над которой, казалось героям, не властно само время. Персонажи год от года нежно лелеяли кладезь своих воспоминаний, даже не задумываясь о том, что старые порядки вскоре канут в Лету и героям придется учиться жить в новом мире, где, как оказалось, не место праздным мечтателям.

Так нужно ли спасать вишневый сад? Нужно ли спасать старую дворянскую Россию, воплощением которой и является этот «персонаж» (образ вишневого сада настолько продуман, осязаем, что его смело можно назвать еще одним «действующим лицом» пьесы)? Несмотря на то что вишневый сад является символом минувшего, разве заслуживают нежно хранимые воспоминания быть уничтоженными только потому, что люди «новой эпохи» не сознают их ценности, значимости? Нет. Сад был и остается все тем же воплощением пусть и не сбывшихся, но все же удивительно добрых, светлых и чистых мечтаний, надежд; отголоском счастливого и беззаботного прошлого, дорогого сердцу главных героев пьесы.

Итак, старый уклад жизни меняется под натиском молодых, энергичных, деятельных людей, но это вовсе не значит, что воспоминания о прошлом должны быть уничтожены, ведь память – это часть истории, культуры. Именно поэтому вишневый сад «имеет право на жизнь» и достоин «спасения», ведь «он хранит в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни».

В 1903 году Антон Павлович Чехов написал последнюю свою пьесу, которой дал удивительно точное ласковое название «Вишневый сад». Услышишь это словосоче­тание - и сразу захочется погрузиться в тепло и уют дворянского гнезда, век назад украшавшего нашу землю.

Оно создавалось трудом и потом крепостных крестьян для жизни и радости поколе­ний рода Гаевых, чем-то очень похожих на Обломова. Они добры, умны, но бездеятельны, как Илья Ильич, всю жизнь пролежавший на диване.

У них тоже был свой Захар, только звали его Фирсом. Теперь ему 87. Постарел и Гаев, оставшись большим беспечным ребенком с бесконечными леденцами во рту. Успела поменять фамилию его сестра - сейчас мать уже семнадцатилетней девушки. Но до сих пор комната Раневской называется детской - сила памяти и традиции.

«О моя юность! О моя свежесть!» - восклицает Гоголь в «Мертвых душах». Почти то же мы слышим в реплике Раневской, потому что не только руки, ноги, но и душа человеческая ищет опоры. Самая надежная опора - родительский дом. Вот почему, проведя пять лет за границей, Раневская возвращается в поместье в самый трудный момент - оно уже выставлено на торги.

Вишневый сад... Он и живая память об ушедшем, и лекарство для души. Раневская любит свою усадьбу не за картошку и помидоры, а за память и красоту. Она не спасет своего поместья - не на что. Но пытается хотя бы еще раз увидеть родное гнездо.

Может быть, ради этой встречи с Раневской - человеком, а не барыней - сохранял свою жизнь старенький Фирс - эмблема дома, настолько слившийся с ним, что и сей­час, спустя четыре десятилетия, воспринимает волю как несчастье. Не зря же «и сова кричала, и самовар Гудел бесперечь», когда отменили крепостное право.

Теперь слышатся другие звуки - лопнувшей струны и оркестра (флейта, контрабас и четыре скрипки). Может быть, это реквием? Не по частной собственности в целом, а по тому лично тебе принадлежащему кусочку памяти и красоты, без которой человек не может сформироваться духовно.

Лопахин предлагает реальный вариант спасения вишневого сада - дачи. Но они разрушат все, потому что это будет обозначать приход чужих людей в твой дом. «Дачи и дачники - это так пошло», - говорит Раневская, и Гаев поддерживает ее, хотя ничего взамен предложить не может: не привык ответственность брать на себя.

Ее берет Лопахин - Сын и внук трудившихся здесь крестьян. Видимо, достаточно мирно сосуществовали эти два клана Лопахиных и Гаевых, живших в параллельных со­циальных мирах на одной и той же «барской» земле. Вот и предлагает он деньги взаймы, но отдавать-то нечем, и порядочные люди в такой ситуации не занимают.

Другие порядочные до последней минуты не покидают этот тонущий корабль, что плывет из прошлого в безнадежное настоящее. В нем живут на гороховом супе слуги и не знающая своей родни и родины Шарлотта. Здесь же - приемная дочь Раневской Варя. Стучит костящками счётов и шуршит бумагами счетов конторщик Симеонов- Пищик - «двадцать два несчастья», как и вся усадьба. А она - как тонуший корабль. Его пытается спасти Лопахин - новый человек новой эпохи, в белой жилетке, крепко стоящий на земле. Но все напрасно, и в конце драмы мы слышим звук топора - это вырубают под корень вишневые деревья. Вместе с садом под звуки топора уходит в небытие верный Фирс - символ прошлой «барской» жизни. В суете все забыли о нем. Некому было взять на себя личную ответственность за судьбу старика.

Раневская вернулась в Россию, а попала как бы в другое измерение - эпоху первоначального накопления капитала, давно прошедшую на Западе. Но не только поезд - опоздали все они. Поезд жизни ушел в направлении капитализации, то есть выжимания «наличных» и «безнала» из всего, из чего их только можно выжать. В том числе и из беззащитной красоты. Но отказаться от нее и от прошлого - все равно что отказаться от родной матери. Что и делает мечтающий о загранице Яша - самый омер­зительный персонаж пьесы. Не столько по должности, сколько по психологии. Он раб. А рабам не нужна духовная память.

Человеку, государству, истории без нее просто не обойтись.

В 1903 году Антон Павлович Чехов написал последнюю свою пьесу, которой дал удивительно точное ласковое название «Вишневый сад». Услышишь это словосочетание — и сразу захочется погрузиться в тепло и уют дворянского гнезда, век назад украшавшего нашу землю.

Оно создавалось трудом и потом крепостных крестьян для жизни и радости поколений рода Гаевых, чем-то очень похожих на Обломова. Они добры, умны, но бездеятельны, как Илья Ильич, всю жизнь пролежавший на диване.

У них тоже был свой Захар, только звали его Фирсом. Теперь ему 87. Постарел и Гаев, оставшись большим беспечным ребенком с бесконечными леденцами во рту. Успела поменять фамилию его сестра — сейчас мать уже семнадцатилетней девушки. Но до сих пор комната Раневской называется детской — сила памяти и традиции.

«О моя юность! О моя свежесть!» — восклицает Гоголь в «Мертвых душах». Почти то же мы слышим в реплике Раневской, потому что не только руки, ноги, но и душа человеческая ищет опоры. Самая надежная опора — родительский дом. Вот почему, проведя пять лет за границей, Раневская возвращается в поместье в самый трудный момент — оно уже выставлено на торги.

Вишневый сад... Он и живая память об ушедшем, и лекарство для души. Раневская любит свою усадьбу не за картошку и помидоры, а за память и красоту. Она не спасет своего поместья — не на что. Но пытается хотя бы еще раз увидеть родное гнездо.

Может быть, ради этой встречи с Раневской — человеком, а не барыней — сохранял свою жизнь старенький Фирс — эмблема дома, настолько слившийся с ним, что и сейчас, спустя четыре десятилетия, воспринимает волю как несчастье. Не зря же «и сова кричала, и самовар гудел бесперечь», когда отменили крепостное право.

Теперь слышатся другие звуки — лопнувшей струны и оркестра (флейта, контрабас и четыре скрипки). Может быть, это реквием? Не по частной собственности в целом, а по тому лично тебе принадлежащему кусочку памяти и красоты, без которой человек не может сформироваться духовно.

Лопахин предлагает реальный вариант спасения вишневого сада — дачи. Но они разрушат все, потому что это будет обозначать приход чужих людей в твой дом. «Дачи и дачники — это так пошло», — говорит Раневская, и Гаев поддерживает ее, хотя ничего взамен предложить не может: не привык ответственность брать на себя.

Ее берет Лопахин — сын и внук трудившихся здесь крестьян. Видимо, достаточно мирно сосуществовали эти два клана Лопахиных и Гаевых, живших в параллельных социальных мирах на одной и той же «барской» земле. Вот и предлагает он деньги взаймы, но отдавать-то нечем, и порядочные люди в такой ситуации не занимают. Материал с сайта

Другие порядочные до последней минуты не покидают этот тонущий корабль, что плывет из прошлого в безнадежное настоящее. В нем живут на гороховом супе слуги и не знающая своей родни и родины Шарлотта. Здесь же — приемная дочь Раневской Варя. Стучит костяшками счётов и шуршит бумагами счетов конторщик Симеонов-Пищик — «двадцать два несчастья», как и вся усадьба. А она — как тонущий корабль. Его пытается спасти Лопахин — новый человек новой эпохи, в белой жилетке, крепко стоящий на земле. Но все напрасно, и в конце драмы мы слышим звук топора — это вырубают под корень вишневые деревья. Вместе с садом под звуки топора уходит в небытие верный Фирс — символ прошлой «барской» жизни. В суете все забыли о нем. Некому было взять на себя личную ответственность за судьбу старика.

Раневская вернулась в Россию, а попала как бы в другое измерение — эпоху первоначального накопления капитала, давно прошедшую на Западе. Но не только поезд — опоздали все они. Поезд жизни ушел в направлении капитализации, то есть выжимания «наличных» и «безнала» из всего, из чего их только можно выжать. В том числе и из беззащитной красоты. Но отказаться от нее и от прошлого — все равно что отказаться от родной матери. Что и делает мечтающий о загранице Яша — самый омерзительный персонаж пьесы. Не столько по должности, сколько по психологии. Он раб. А рабам не нужна духовная память.

Человеку, государству, истории без нее просто не обойтись.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • тема духовной памяти вишнёвый сад
  • спасение вишневого сада
  • символ вишневого сада
  • вишневый сад как символ дузовой памяти
  • вишневый сад как символ духовной памяти

1. Образ вишневого сада.

2. Как воспринимается гибель вишневого сада персонажами пьесы.

3. Кто же виноват в гибели сада?

Пьеса Чехова «Вишневый сад» – это свежий и глубокий взгляд на реалии жизни дворянства как класса и на взаимоотношения между представителями различных классов и сословий российского общества второй половины девятнадцатого века. Чехов как тонкий психолог смог глубоко проникнуть в сущность изображаемых им характеров и передать личность каждого персонажа образно, многогранно, ярко. Фоном для развития сюжетной линии персонажа на протяжении всей пьесы служит вишневый сад, образ которого настолько осязаем и важен, что порой воспринимается как еще одно действующее лицо. Трагическая судьба вишневого сада воспринимается главными героями пьесы совершенно по-разному. Этот уютный и тихий уголок каждый из центральных действующих лиц «Вишневого сада» воспринимает по-своему, и автор раскрывает характер каждого персонажа через отношение к саду.

Для Раневской и Гаева гибель вишневого сада становится настоящей трагедией – ведь они выросли здесь, любовались красотой сада с детства, с ним была связана вся их жизнь. Вишневый сад, как и все родовое имение, становится олицетворением не только детства и юности этих героев, но также и их мечтаний, надежд, переживаний. Он прочно вошел в их сознание как островок домашнего покоя и уюта, с ним они связывают все то самое родное и светлое, что греет душу человека. Гибель вишневого сада, соответственно, является для Раневской и Гаева практически равноценной гибели их прошлой, «той» жизни, которая прошла – и ее не вернуть, она прожита впустую, ей суждено кануть в Лету вместе с теплом родового гнезда и пышными деревьями в саду. Именно поэтому так трагично и надрывно эти герои воспринимают продажу и гибель вишневого сада. В то же время представители молодого поколения, изображенные в пьесе, – Аня и «вечный студент» Петя Трофимов – переживают прощание с вишневым садом куда как проще и легче: для них он не является настолько весомым символом, как для представителей старшего поколения. Они более энергичны, проще смотрят на жизнь, устремлены в будущее – поэтому расставание с прошлым для них не становится трагедией. Ермолай Лопахин рассматривает вишневый сад всего-навсего как торговый объект. Он создал себе образ человека, не склонного к сантиментам, и в его сознании вишневый сад не ассоциируется с чем-либо метафизическим.

Никто из персонажей пьесы так и не предпринимает того решительного шага, который смог бы изменить судьбу вишневого сада и спасти его от гибели. Может быть, в существующих условиях такой исход дела был бы просто невозможен? Автор считает иначе. И мы понимаем, что можно было спасти вишневый сад. Но никто из персонажей пьесы не смог этого сделать – по разным причинам. Раневская, Гаев – они больше всех переживают о судьбе сада, но неспособны заставить себя предпринять практические шаги для его спасения. Аня, Трофимов и Лопахин не считают, что за жизнь вишневого сада вообще следует бороться. Именно поэтому в гибели сада так или иначе виноваты все герои.