Композитор ян сибелиус краткая биография. Ян сибелиус биография. Своеобразный северный колорит финской народной песни всегда вдохновлял Сибелиуса. Но, как мы уже сказали, в своих произведениях композитор не цитировал народные мелодии, сумев уловить их хар

«Моя оркестровка лучше, чем у Бетховена, и у меня есть лучшие, чем у него, темы. Но - он родился в стране вина, а я в стране, где властвует кефир». Кому бы могло принадлежать столь меткое замечание? Скорее всего, острослову, весельчаку и душе компании. Кем Ян Сибелиус и был на самом деле, в противовес тому впечатлению, которое производят его фотографии, где мы видим хмурого человека с суровыми межбровными складками.

Краткую биографию Яна Сибелиуса и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Сибелиуса

Ян Сибелиус родился в Хяменлинне, гарнизонном городке на юге Финляндии, 8 декабря 1865 года. Родители его были этническими шведами, Юхан Юлиус (таково было полное имя композитора) был средним из троих детей. Согласно биографии Сибелиуса, его отец, военврач, скончался, когда мальчику было всего два года. Лишившись мужа и кормильца, Мария Шарлотта Борг продала семейный дом и переехала с детьми к матери.


В пятилетнем возрасте Янне, как звали его родные, садился за фортепиано, на котором музицировала мать, и наигрывал мелодии. В 1880 году Янне начинает брать уроки игры на скрипке, которую он искренне полюбил. Младшие Сибелиусы составляли великолепное трио: сестра Линда играла на фортепиано, брат Кристиан – на виолончели , а Ян – на скрипке . Причем их репертуар уже очень скоро начал пополняться произведениями юного композитора.


В 1885 году Ян приезжает в Хельсинки для того, чтобы изучать право в национальном Университете. Одновременно с этим, он успешно сдает экзамены в Музыкальный институт и вскоре бросает юриспруденцию, чтобы полностью посвятить себя музыке. В 1889-91 годах Сибелиус изучает композицию в Берлине и Вене. С композиторского и дирижерского дебюта в 1892 году началась его симфоническая карьера. Летом того же года Сибелиус женился на Айно Ярнефельд, с 1893 по 1911 год в браке родилось 6 дочерей, пятеро из которых дожили до глубокой старости.

На рубеже веков Сибелиус – уже не просто музыкант, а главный композитор страны. В эти годы в Финляндии, находящейся в составе Российской Империи, нарастают националистические настроения, все чаще звучат лозунги о независимости. Появление у такого небольшого народа композитора мирового уровня, в фокусе внимания которого – финский эпос и герои фольклора, не могло не превратить Сибелиуса в национальный символ еще при жизни. Он выступает с концертами в странах Европы, его музыка звучит в США.


В 1904 году домом большой семьи Сибелиусов становится вилла Айнола в городке Ярвенпяа, что в 37 км от Хельсинки. Там композитор и его супруга проживут до последних дней, а затем их наследники продадут имение со всей подлинной обстановкой государству для организации музея. В 1908 Сибелиусу была прооперирована опухоль в горле. После операции он в течение 7 лет воздерживался от алкоголя и курения. Это было почти невероятным для человека, известного своей любовью к пирушкам до утра, которого карикатуры изображали с извечной сигарой во рту.

В 1914 году Сибелиус приезжает с концертами в США, где принимает почетный докторат Йельского университета. Первая мировая война поставила композитора в затруднительное финансовое положение – его главный издатель находился в стране-агрессоре, Германии. Несколько небольших пьес было издано в Хельсинки, но многие произведения тех лет были опубликованы уже после войны. С 1926 года Сибелиус перестал дирижировать. Это связано и с тем, что он имел наследственный тремор правой руки, и с тем, что часто в последнее время выходил на сцену в нетрезвом состоянии. В 1928 Ян начал получать авторские отчисления за исполнение своих произведений, что помогло поправить материальное положение семьи. С начала 30-х годов он почти перестал писать музыку, современники назовут это «Молчание Ярвенпяа». Партитуру своей Восьмой симфонии композитор сжег.


70-летие национального героя в 1935 году отмечалось большим концертом на 7000 зрителей в присутствии первых лиц государства. На этом торжестве Сибелиус в последний раз появился перед широкой аудиторией. Возьмет в руки дирижерскую палочку еще раз он лишь однажды – 1 января 1939 года, когда из Хельсинки велась прямая трансляция в Нью-Йорк. Под управлением маэстро струнный оркестр исполнил Andante Festivo. Этот концерт стал единственной записью выступления Сибелиуса. Скончался он в Айноле 20 сентября 1957 года на 92 году жизни. Во всей Финляндии был объявлен национальный траур, а попрощаться с маэстро в Кафедральный собор Хельсинки пришли 17 000 человек.



Интересные факты о Сибелиусе

  • Несмотря на свою популярность, Сибелиус большую часть жизни жил скромно – он довольствовался весьма невысокими гонорарами от издательств, даже за такую популярную вещь, как «Печальный вальс», разошедшийся гигантскими тиражами по всей Европе.
  • Свое имя композитор писал как Jean, то есть – Жан. Это была идея его дяди Яна, которому нравился французский вариант своего имени, и он напечатал себе соответствующие визитки. Когда через несколько лет молодой композитор нашел их, то решил воспользоваться и со временем стал также Жаном (Яном на немецкий манер) Сибелиусом.
  • Биография Сибелиуса гласит, что в 1907 году композитор дирижировал своей Третьей симфонией в петербургском Мариинском театре.
  • Сибелиус говорил, что в Хельсинки песня внутри него умирает. Он с детских лет преклонялся перед природой, а его дом не имел ни водопровода, ни электричества, чтобы посторонние звуки не отвлекали его от работы. Его любимым времяпрепровождением были прогулки в окрестностях Айнолы в сопровождении шума леса и пения птиц.
  • «Куллерво», снискавшее успех на премьере, при жизни маэстро прозвучало всего лишь еще… 1 раз! Сибелиус был недоволен этой работой и фактически воспрепятствовал ее публичному исполнению. Только в 1998 году «Куллерво» обрело вторую жизнь.
  • Сибелиус запрещал дочерям пользоваться его фортепиано, поэтому, когда они захотели научиться на нем играть, им пришлось ездить в студию художника П. Халонена, расположенную в нескольких километрах от Айнолы.
  • Единственной фразой на английском языке, которую Сибелиус записал в дневнике для своих американских гастролей, была «Каша на молоке».
  • Великобритания – вторая страна после Финляндии, где Сибелиус при жизни был невероятно популярен даже среди простого населения. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1921 году в британском порту пограничник узнал и по имени поприветствовал маэстро, только что сошедшего с корабля.


  • С Британией, а точнее, с одним из ее представителей, Уинстоном Черчиллем, композитора роднила и страсть к сигарам. В 1948 году в интервью американскому изданию Сибелиус посетовал, что после войны в Европе не достать хороших сигар. После выхода интервью в Айнолу стало приходить такое количество посылок с отменными сигарами от заокеанских поклонников, что маэстро пришлось выступить с просьбой больше их не присылать. Сигар было столько, что они остались даже после кончины Сибелиуса 9 лет спустя.

Творчество Яна Сибелиуса


«Капли воды » - так называлось произведение 9-летнего Янне, написанное для скрипки и виолончели еще до того, как он научился на скрипке играть. В 16 лет в местной библиотеке Сибелиус нашел труд Адольфа Маркса «Учение о музыкальной композиции», который стал первым камнем на дороге к композиторскому мастерству. В 1884 году он написал Сонату для скрипки ля-минор . В начале 90-х годов композитор берется за свое первое крупное сочинение, симфоническую поэму «Куллерво ». Ее премьера в Хельсинки весной 1892 года прошла с большим успехом, став олицетворением финской национальной идеи. Последующие его работы также снискали одобрение слушателей – это и симфоническая поэма «Сказка », и сюиты «Карелия » и «Лемминкяйнен ».

Из биографии Сибелиуса мы узнаём, что в 1899 году композитор закончил свою первую работу в жанре симфонии, который на рубеже веков начал считаться устаревшим и недостаточно динамичным. Премьера Первой симфонии весной 1899 года прошла в один вечер с исполнением небольшого сочинения – «Афинской песни», которое едва не затмило ее по произведенному на публику впечатлению. Эта песня стала выражением реакции Сибелиуса на жесткую политику российских властей по отношению к автономии Финляндии. Тогда же ему предложили написать музыку к патриотической театральной постановке из финской истории. Так возникла симфоническая поэма, впоследствии названная «Финляндия ». Это произведение было запрещено российскими властями к исполнению, и даже в других странах оно звучало под иными названиями.

В 1902-1903 годах из-под пера Сибелиуса выходят самые известные сегодня его сочинения - Вторая симфония и Концерт для скрипки с оркестром ре-минор , единственный у композитора. После этих ярчайших произведений, Сибелиус отходит от национально-романтического стиля, о чем свидетельствует его Третья симфония . Болезнь и операция 1908 года принесли страх смерти, а вместе с ним – новые краски в его творчество. Это творческое развитие прослеживается в Струнном квартете ре-минор (1909) и находит свою кульминацию в Четвертой симфонии (премьера в 1911). Эту симфонию сам автор описывает как «протест против современной композиции», создав аскетичное и довольно мрачное по духу произведение. На гастролях в США в 1914 году маэстро дирижировал мировой премьерой симфонической поэмы «Океаниды ».


Первая редакция Пятой симфонии прозвучала на юбилейном концерте композитора в день его 50-летия 8 декабря 1915 года, но последующие 4 года симфония дорабатывалась. Новые премьеры состоялись только после Первой мировой войны. Шестую симфонию он начал писать еще во время работы над Пятой, в 1918, и ее сочинение продолжалось в течение 5 лет. Публика Хельсинки ее услышала только в 1923. Композитор отмечал «дикий и страстный» характер своего нового детища. В марте 1924 года Сибелиус закончил свою последнюю, Седьмую симфонию , представленную тем же месяцем в Стокгольме. Симфония отличается лаконичностью – она состоит из одной части, а ее исполнение длится около 20 минут. В 1926 году выходит последнее крупное произведение композитора – симфоническая поэма «Тапиола », сюжет которой основан на «Калевале», как и его первая поэма, «Куллерво».

Музыка для Сибелиуса была не эфемерной, а вполне зримой. Как и А. Скрябин , он соотносил ее с цветом. Возможно, поэтому, а возможно, благодаря ее мелодизму, она сопровождает сюжетные коллизии более полутора сотен фильмов.


Произведение Фильм
«Финляндия» «Крепкий орешек 2» (1990)
«Охота за „Красным Октябрём“» (1990)
«Маршал Финляндии» (2012)
«Демоны» (2015)
«Печальный вальс» «Принцесса Монако» (2014)
«Нет» (2012)
Концерт для скрипки с оркестром «Доктор Кинси» (2004)
«Моцарт в джунглях» (2014)
Романс Des-dur «45 лет» (2015)

Драма Паоло Соррентино «Изумительный» о жизни итальянского политика Джулио Андреотти буквально пронизана музыкой Сибелиуса. В картине звучат и «Дочь Похьёлы», и Концерт для скрипки с оркестром ре минор, и Вторая симфония.

В 2003 году в Финляндии сняли художественный фильм «Сибелиус» о жизни композитора.

История великой музыки знает только одного финна. Ни до, ни после Сибелиуса ни один композитор из этой северной державы не смог подняться на такие творческие высоты. Но, справедливости ради, надо отметить, что в 20 веке и во всем мире было не так много композиторов, талант которых сравнился бы с мелодическим дарованием финского маэстро.

Видео: смотреть фильм о Яне Сибелиусе

Ян Сибелиус (08.12.1865 - 20.09.1957) - финский композитор. Композиции учился в Хельсинской консерватории у М. Вегелиуса - пионера финской национальной музыки. Продолжал занятия в 1889-1891 годах в Берлине у А. Беккера и в Вене у Р. Фукса и К. Гольдмарка. По возвращении на родину вел классы теории композиции и скрипки в консерватории, затем благодаря постоянной государственной стипендии смог посвятить себя исключительно творчеству. С 1904 года жил и работал в местечке Ярвенпя, близ Хельсинки.

Не обращайте внимания на отзывы критиков; еще ни одному критику не поставили памятник.

Сибелиус Ян

В 1892 году в Хельсинки состоялся первый авторский концерт Сибелиуса, на котором прозвучала первая из его симфонических поэм "Куллерво", знаменовавшая собой зарождение финского национального романтического музыкального стиля. В последующие десятилетия вплоть до 1-й мировой войны музыка Сибелиуса завоевывает полное признание на родине и за ее пределами, в особенности симфонические поэмы на сюжеты из финской народной поэзии, истории, мифологии и эпоса ("Туонельский лебедь", "Финляндия"), а также симфонии, скрипичный концерт, "Грустный вальс" (из музыки к спектаклю "Куолема" Ярнефельта). Музыка Сибелиуса привлекает своеобразным северным колоритом, мужественным и сдержанным пафосом, непосредственностью чувства, красочностью, мелодичностью.

После окончания войны, в результате роста антиромантических и модернистских тенденций, музыка Сибелиуса несколько теряет свое значение в Европе, оказавшись на рубеже двух эпох. Неопределенность его положения как музыканта отражается на творческой активности Сибелиуса. Последние крупные его сочинения - 6-я и 7-я симфонии и симфоническая поэма "Тапиола" - относятся к началу 20-х годов. После 1929 года Сибелиус почти не сочинял. Со временем его музыка опять приобрела огромную популярность.

Значение музыки Сибелиуса для его родины состоит в создании первых выдающихся сочинений в национальном стиле.

Симфонические поэмы на финские национальные темы, написанные рукой талантливого мастера, были восторженно приняты его соотечественниками и вызвали живой интерес к финской культуре в остальном мире. Для творческой индивидуальности Сибелиуса характерно, что композитор, черпая вдохновение в народных преданиях, почти не пользовался фольклорными цитатами. Элементы финской народной песенности выступают в его музыке в творчески развитом виде.

За пределами Финляндии одними из первых оценили дарование Сибелиуса российские музыканты. Духовная близость идеалов явилась основой дружбы Сибелиуса с Римским-Корсаковым, Глазуновым и другими выдающимися представителями российской музыкальной культуры.

Ян Сибелиус - финский композитор, произведения которого относятся к разряду самых драгоценных сокровищ классической музыки. Многие его произведения почитаемы музыкантами, критиками и меломанами всего мира. Его музыка относится к стилю раннего романтизма и школы.

Биография

Ян Сибелиус, биография которого представлена в данной статье, родился в 1865 году, в Финляндии. Отец будущего композитора был военным врачом. Когда Яну было 3 года, глава семьи скончался от Воспитывала мальчика мать. У Густава остались долги, к тому же похороны обошлись очень дорого. Вдова не могла содержать дом. Усадьба и большая часть имущества были отданы кредиторам в счёт долгов. Вдова и трое детей доктора переехали жить в дом бабушки.

Будущий композитор Ян Сибелиус с детства обладал очень живым воображением. Он постоянно выдумывал истории о феях. Мать Я. Сибелиуса играла на фортепиано и приобщала к музыке детей. Они всей семьёй посещали концерты. С ранних лет детей в семье Сибелиусов обучали музыке. Сестра Яна училась играть на рояле. Брат - на виолончели. Сам Ян сначала учился играть на фортепиано, но потом изъявил желание сменить инструмент и перешёл на скрипку. Мальчик был неусидчивым, и чтобы заставить его прилежно заниматься, первый педагог била его по рукам спицами для вязания. Своё первое произведение Я. Сибелиус написал в 10 лет. Его интерес к музыке со временем возрос, и он начал заниматься в духовом оркестре. В школе Ян был очень рассеянным. На полях своих тетрадок он постоянно записывал музыку. Но, при этом получал хорошие отметки по ботанике и математике. Ещё одним увлечением мальчика было чтение.

В 1885 году Ян Сибелиус поступил в университет на юридический факультет. Но вскоре бросил учёбу, она была ему неинтересна. Он поступил в Музыкальный институт. Его педагогом был Мартин Вегелиус. Яну очень нравилось учиться. Он был лучшим учеником у своего педагога. Произведения, которые Я. Сибелиус написал в студенческие годы, исполняли преподаватели и учащиеся института. В 1889 году юноша изучал композицию и теорию музыки в Берлине. Ещё через год - в Вене.

Творческий путь

После окончания обучения и возвращения в Финляндию Ян Сибелиус официально дебютировал как композитор. Первым публично исполненным его произведением была симфоническая поэма «Куллерво», в основе которой лежал финский народный эпос. Ян сразу же стал популярен, его объявили музыкальной надеждой страны. Самую первую симфонию композитор написал в 1899 году. Премьера её состоялась в Хельсинки. Именно благодаря своим симфониям композитор получил международную славу.

Я. Сибелиус фактически завершил свою творческую деятельность в 1926 году. В последующие тридцать лет жизни мир ждал его новых сочинений, но он писал лишь незначительные пьесы, которые не имеют особого значения для культурного наследия. Хотя есть свидетельства, что он сочинял, но большинство своих рукописей того периода уничтожил. Может быть, среди них были значимые произведения, но по какой-то причине автор их не завершил. В 40-е годы 20 века интерес к музыке композитора в мире был очень низким. Но в Финляндии его ценят по сей день как символ величия страны.

Список произведений

У тех, кто только начинает знакомиться с творчеством этого финского композитора, возникает вопрос: "Ян Сибелиус сколько симфоний написал?" Всего он сочинил очень много произведений. А симфоний было семь.

Симфонии Яна Сибелиуса:

  • № 1, e-moll.
  • № 2, D-dur.
  • № 3, C-dur.
  • № 4, a-moll.
  • № 5, Es-dur.
  • № 6, d-moll.
  • № 7, C-dur

Симфонические поэмы:

  • «Сага».
  • «Финляндия».
  • «Ночная скачка и восход солнца».
  • «Бард».
  • «Океаниды».
  • «Тапиола».
  • «Лесная нимфа».
  • «Дочь Похьолы».
  • «Дриада».

Сюиты Яна Сибелиуса:

  • «Карелия».
  • «Сюита для скрипки и фортепиано».
  • «Возлюбленный».
  • «Маленькая сюита».
  • «Для скрипки, альта и виолончели».
  • «Жанровая сюита».
  • «Сельская».

Музыка к пьесам и драмам:

  • «Ящерица».
  • «Буря».
  • «Пир Валтасара».
  • «Король Христиан II».
  • «Скарамуш».
  • «Белый лебедь».
  • «Смерть».
  • «Каждый».
  • «Пеллеас и Мелизанда».

А также он написал увертюры, пьесы, мелодекламации, концерты, марши, сцены, инструментальные серенады, романсы для оркестра, легенды, юморески, танцы, квартеты, экспромты, сонаты, произведения для хоров, кантаты, баллады, гимны, песни для голоса с сопровождением, ариозо, вариации, оперу и так далее.

Масонство

Ян Сибелиус многие годы состоял в масонском ордене и был одним из выдающихся его деятелей. Он - один из основателей ложи в Хельсинки. Со временем он стал главным органистом финских масонов. В 1927 году Я. Сибелиус написал девять произведений, которые были объединены самим композитором в отдельный сборник. Он носил название «Масонская музыка для обрядов». Впервые сборник был издан в 1936 году. Произведения предназначались для распространения среди масонов. В 1950 году сборник был исправлен, дополнен новыми композициями и издан вновь. Туда вошла и знаменитая симфоническая поэма «Финляндия», которая во время обрядов сопровождалась особенным текстом.

Дом композитора

Ян Сибелиус в 1904 году поселился в Ярвенпяя, рядом с озером Туусула, вместе со своей семьёй. Свои последние произведения композитор написал именно здесь. Я. Сибелиус очень любил свой дом. Здесь часто собирались творческие люди, с которыми был дружен композитор. Скончался Ян Сибелиус 20 сентября 1957 году в своём любимом доме. Его супруга продолжала там жить после его смерти до начала 1970 годов. В 1972 г. потомки композитора продали дом государству. Теперь там располагается музей. Открыт он для посещений был в 1974 году.

Музей Я. Сибелиуса

Это единственный в Финляндии музыкальный музей. Создан он был ещё при жизни композитора. Открыт музей был благодаря усилиям профессора музыковедения Отто Андерссона. Он подарил городу свою коллекцию, состоящую из музыкальных инструментов. В 30-е годы 20 века музей стал обладателем рукописей композитора Я. Сибелиуса, а также подробных данных о биографии и творчестве композитора. Всё это передал друг Яна - Адольф Паум. Изначально музей назывался «Музыкально-исторические собрания Або Академии». В 1949 году он был переименован в честь композитора, который лично дал на это согласие. В музее можно познакомиться с творчеством Я. Сибелиуса, увидеть коллекцию из 350 музыкальных инструментов, а также посетить концерты и выставки.

Flickr.com/Piers Cañadas / Памятник Сибелиусу в Хельсинки. Автор Эйла Хильтунен.

Ян Сибелиус, самый известный финский композитор, является одним из наиболее выдающихся авторов симфоний и симфoнических поэм 20 в., да и всей истории музыки. Сибелиус имеет особое значение как национальный композитор, который привлек в своих произведениях финские мифы, историю, а также природу. Несмотря на уважаемое положение, Сибелиус во время своего творческого пути испытывал финансовые трудности.

Ян Сибелиус – самый известный и уважаемый финский композитор, один из наиболее выдающихся авторов симфоний и симфонических поэм 20 в., да и всей истории музыки. В некоторых странах Европы Сибелиуса считают только лишь финским композитором, композитором родного края, представителем национального романтизма.

Действительно, редкому композитору удалось столь же удачно отобразить в своих произведениях мифы собственного народа, его историю и природу. Сибелиус является основоположником финской музыки, его музыка сыграла важную роль в процессе становления независимой Финляндии. Но после Второй мировой войны стала наблюдаться все более распространенная тенденция рассматривать Сибелиуса также как модерниста и новатора, чьи масштабные оркестровые произведения в своих композиционных и текстурных решениях могут служить ориентиром даже для композиторов конца 20 в.


Детство в Хямеенлинне, Ловиисе и Турку

Появление Сибелиуса на свет в 1865 г. произошло в самый удачный момент. Финляндия, чья вековая связь со Швецией была оборвана в 1809 г., теперь искала свою собственную национальную индивидуальность, будучи частью Российской империи. Началось развитие своего языка и культуры. В 1882 г. Мартин Вегелиус основал Хельсинкское музыкальное училище, в том же году под руководством Роберта Каянуса начало свою деятельность Хельсинкское оркестровое общество (позднее Хельсинкский филармонический оркестр). Таким образом, зародились ключевые институты музыкальной жизни. Но место создателя финской музыки оставалось вакантным.

Юхан Кристиан Юлиус Сибелиус, в семейном кругу Янне, родился в Хямеенлинне, в маленьком гарнизонном городке, в котором его отец Кристиан Густав Сибелиус работал городским и военным врачом. Отец имел степень доктора медицины, но по характеру был представителем богемы. Таким образом, когда мать Сибелиуса Мария после короткого брака (1862–1868) осталась вдовой (Кристиан

Сибелиус умер от брюшного тифа), оставленное наследство составляли главным образом неоплаченные счета. Мария переехала вместе с детьми обратно к своей матери. Янне, потерявший отца в трехлетним возрасте, рос в женском окружении. Маленький городок вряд ли смог предоставить хорошие возможности для получения образования, если бы благодаря феннофильскому движению в Хямеенлинне в 1876 г. не был открыт финский лицей, куда три года спустя Янне и был отдан на обучение. Он стал двуязычным и уже в раннем возрасте помимо произведений Й.Л. Рунеберга и Ц. Топелиуса, написанных на шведском языке, был знаком с «Калевалой» и произведениями Алексиса Киви. В основную программу входила также и античная литература, что решающим образом повлияло на его понимание искусства.

Музыка захватила Сибелиуса уже в раннем детстве. В отличие от И.С. Баха и В.А. Моцарта, он, конечно же, не принадлежал к музыкальному роду, хотя его отец любил петь популярные песни К.М. Беллмана и шведские студенческие песни Веннерберга под аккомпанемент лютни, а мать немного умела играть на клавире. По линии матери можно найти предка, жившего в 17 в., коронного фохта Якоба Гартмана, от которого происходят и некоторые другие выдающиеся деятели в финской музыкальной истории, в частности, А.Г. Ингелиус, автор первой финской симфонии, Мартин Вегелиус, Айно Акте, а также Хейкки Суолахти (1920–1936), талантливый юный композитор, умерший в 16 лет.

Кроме этого, по линии отца также существовал дальний предок, живший в 17 в., – торговец Якоб Данненберг. От него происходят композиторы Эрнст Фабрициус (1842–1899) и Эрнст Милк (1877–1899), а также музыковед Илмари Крон (1867–1960).

Первые уроки игры на фортепиано Сибелиус начал брать в семилетнем возрасте у своей тетки Юлии. Уже тогда свободные импровизации брали верх над упражнениями для пальцев. На одном из семейных вечеров он представил свою импровизацию «Жизнь тети Эвелины в нотах». Первое собственное сочинение датируется прибли-зительно 1875 г., когда Янне сделал нотную запись «Капель воды для скрипки и виолончели». Оно не было ранним творением гениального ребенка, но все же доказывало, что у него уже были представления об основах классической композиции. Показательным является весьма колоритное использование инструментов (пиццикато) для достижения нужного настроения. Уроки игры на скрипке под руководством местного военного дирижера начались, лишь когда Сибелиусу было около 16 лет, и с самого начала, как вспоминал сам композитор, скрипка всецело захватила его. «Десять последующих лет моим самым искренним желанием, моей самой честолюбивой целью было стать великим скрипачом-виртуозом». Фортепиано «не поет», как комментировал сам композитор, и этот инструмент был для Сибелиуса главным образом средством для сочинения. С помощью скрипки, помимо собственно скрипичного репертуара, он познакомился с классическим и романтическим камерным репертуаром. Музицирование в обществе друзей, а также с его сестрой Линдой, игравшей на фортепиано, и братом Кристианом, игравшим на виолончели, стало стимулом и для собственного творчества. Уже в годы, проведенные в Хямеенлинне (1880–1885), появилось около 15 фортепьянных и камерных произведений для двух или четырех исполнителей. Помимо венских классиков, образцами для Сибелиуса служили Феликс Мендельсон, Эдвард Григ и Петр Чайковский. До переезда в Хельсинки в 1885 г.

Сибелиус закончил «Струнный квартет ми бемоль мажор», свидетельствующий о целенаправленном проникновении в тайны композиции. За этим стоял учебник Иоганна Кристиана Лобе по музыкальной композиции, который Сибелиус самостоятельно нашел в школьной библиотеке.

«Хямеенлинна был городом, где я ходил в школу, Ловииса означал свободу». В противовес школьной жизни Сибелиус часто проводил время в Сяяксмяки, фамильном имении семьи фон Конов близ Хямеенлинна. Сибелиус стал отличным стрелком. Но не меньшее значение имела природа, которую Сибелиус воспринимал как поэтическую, таинственную силу: «В сумерках Янне развлекался, подкарауливая сказочные существа в лесной чаще». Таким образом, в близости с природой наметился путь будущего композитора.

Столь же важными стали летние месяцы, которые Сибелиус проводил в Ловиисе у своей бабушки и тетки Эвелины. В Ловиисе Сибелиуса пленили море, свобода и тоска по дальним странам. Фантазии уводили его в дальние страны, вслед за дядей Юханом, моряком, погибшим во время кораблекрушения еще до рождения Янне. Когда в 1886 г. Сибелиус взял новый псевдоним, он воспользовался визитными карточками дяди, где имя Юхан было напечатано на французский манер – Жан. Другой дядя Сибелиуса, Пер, живший в Турку, был музыкантом-самоучкой, торговцем семенами, который наблюдал за звездами в телескоп, а по вечерам играл на скрипке. В жизни Янне он занял место отца, а на ранних этапах даже роль советчика в музыке. В Турку Сибелиус шире познакомился с музыкой с помощью коллекции партитур Пера Сибелиуса, а также, вероятно, впервые услышал настоящую оркестровую музыку.

Легко заметить, что семейное окружение и опыт юношеских лет уверенно говорили в пользу выбора карьеры, не относящейся к буржуазной среде. Среди близких родственников были непрактичные, мечтательные или даже бесшабашные личности. Тонкий, глубоко мистически-религиозный характер матери и характер отца, легко относившегося к деньгам, но также умевшего напряженно сосредотачиваться на работе, создали фундамент не только для экстравагантного стиля жизни будущего композитора, иногда повергавшего семью в руины, но и для его способности создавать великие произведения посреди хаоса будничных проблем.

Годы учебы в Хельсинки

Осенью 1885 г. Сибелиус поступил на юридический факультет Александровского университета в Хельсинки и одновременно начал учебу в Хельсинкском музыкальном училище. Последовал классический случай: университетские учебники покрывались пылью, и осенью следующего года уже и речи не шло о продолжении учебы в университете. Музыка поглотила молодого начинающего композитора. Под руководством широко образованного ректора музыкального училища Мартина Вегелиуса Сибелиус изучал предметы из области теории музыки, хотя поначалу игра на скрипке была на первом месте. На показательных концертах в училище Сибелиус выступал в качестве солиста с произведениями Дж. Б. Виотти, Ф. Мендельсона и П. Роде, а также исполнял небольшие произведения композиторов-романтиков.

Он также играл в квартете училища и стал концертмейстером академического оркестра под руководством Рихарда Фалтина. Постепенно он стал понимать, что страх перед сценой и, прежде всего, довольно поздно начатое обучение игре на скрипке служат серьезным препятствием карьере виртуоза.

Сочинительство вышло на первое место. Основной акцент в преподавании Вегелиуса делался на упражнениях по композиции. Но Сибелиус все время в тайне от учителя сочинял произведения в своем собственном стиле, отличном от хроматических неогерманских идеалов, приверженцем которых был Вегелиус. В частности, он написал множество небольших пьес, посвященных друзьям, брату и сестре. В хельсинкский период было всего написано около сотни произведений: песни, сочинения для различных камерных составов, в частности, трио для фортепиано, скрипичная соната и струнный квартет.

Сибелиус быстро продвигался в учебе, и довольно скоро его стали называть музыкальным гением. Когда на весеннем концерте училища в 1889 г. был исполнен «Скрипичный квартет ля минор», он получил высокую оценку ведущего музыкального критика Карла Флодина: «Господин Сибелиус одним махом оказался в первых рядах тех, на ком возлежит будущее музыкального искусства Финляндии». Не менее значимыми, чем учеба, были дружеские отношения, завязанные в Хельсинки. Среди них было знакомство с композитором и дирижером Робертом Каянусом (1856–1933), ставшим главнейшим приверженцем музыки Сибелиуса, с писателем , пианистом и сочинителем Адольфом Паулем (1863–1942), а также с влиятельной плеядой Ярнефельтов, среди которых был композитор и дирижер Армас Ярнефельт (1869–1958), художник Ээро Ярнефельт (1863–1937), писатель-толстовец Арвид Ярнефельт (1861–1932) и, конечно же, Айно, будущая жена Сибелиуса. Особое значение имело то, что Вегелиусу удалось привлечь к преподаванию в училище всемирно известного пианиста и композитора Ферруччо Бусони (1866–1924). Бусони, Сибелиус, Пауль и Армас Ярнефельт образовали тесный дружеский круг, который почти ежедневно собирался в кафе Эриксона или в ресторане «Кэмп» и обсуждал вопросы, касающиеся жизни и искусства.

Годы учебы в Берлине и Вене

За четыре года Сибелиус вобрал в себя все, что мог предложить Хельсинки. Настала очередь учебы за границей. Однако его путь лежал не в Петербург, где к его услугам был бы оркестровый гений Николай Римский-Корсаков. Вегелиус желал, чтобы его протеже получил строгое немецкое образование. Первым местом учебы за рубежом стал Берлин, где учителем Сибелиуса стал академический теоретик Альберт Беккер. Бесконечные контрапунктные упражнения, сами по себе, без сомнения, полезные, не приносили больших плодов, и наиболее важные стимулы Сибелиус получал от посещений концертов. Он побывал на концертах, на которых Ганс фон Бюлов выступал в качестве дирижера при исполнении симфоний Людвига Ван Бетховена и играл его фортепьянные сонаты. Ему также довелось услышать редко звучащие поздние квартеты Бетховена в исполнении Иоаким-квартета. Большое значение имело прослушивание симфонической поэмы Рихарда Штрауса « Дон-Жуан», и когда Каянус приехал в Берлин дирижировать исполнением своей симфонии «Айно», для Сибелиуса это, возможно, послужило толчком в направлении создания симфонической поэмы. Следует также упомянуть Рихарда Вагнера. Его оперы «Тангейзер» и «Нюрнбергские мейстерзингеры» оказали на Сибелиуса неизгладимое впечатление и породили длительное увлечение Вагнером.

Под влиянием Кристиана Зиндинга Сибелиус в 1890 г. написал «Квинтет для фортепьяно соль минор», который стал его первым сочинением в собственно сибелиусовском стиле. Вернувшись на родину на каникулы летом 1890 г., он завершает свой жизнерадостный «Струнный квартет си бемоль мажор» и обручается с Айно Ярнефельт.

Благодаря содействию Бусони, с осени 1890 г. Сибелиус продолжил учебу в Вене. В этом городе он чувствовал себя намного уютнее: «Вена – место, которое больше всего мне по вкусу». Открытая, интернациональная атмосфера Вены, общество, румынские и венгерские музыканты, с которыми он познакомился, доносившиеся отовсюду вальсы Штрауса пленили его. Стареющий Иоганн Брамс не принял Сибелиуса, несмотря на рекомендации Бусони, и его учителями стали популярные в те времена Карл Голдмарк (1830–1915), обучавший его технике дирижирования оркестром, а также Роберт Фукс (1874–1927), среди учеников которого были Гуго Вольф и Густав Малер. Некоторые полученные тогда музыкальные впечатления существенно повлияли на его дальнейшее становление. Третья симфония Антона Брукнера, при исполнении которой присутствовал сам композитор, заставила Сибелиуса признать: «Он, по-моему, является самым великим ныне живущим композитором». Будущий оркестровый композитор, Сибелиус прослезился во время исполнения Девятой симфонии Бетховена под управлением Ганса Рихтера: «Я чувствовал себя таким маленьким, таким маленьким».

Рождение оркестрового композитора

До этого момента Сибелиус был камерным композитором. В Вене он неожиданно обратился к оркестру. Под руководством Голдмарка Сибелиус сочинил «Прелюдию ми мажор», в которой чувствуется влияние Брукнера, а также более свободную по колориту «Сцен де бале». Вена также оказала еще одно важное влияние на Сибелиуса: в нем неожиданно проснулся интерес ко всему финскому и к финскому языку. Сибелиус заинтересовался «Калевалой» и открыл для себя ее таинственный мир: «Я думаю, что «Калевала» очень современна. По-моему, она – самая музыка: тема и вариации». Основная тема симфонической поэмы «Куллерво» родилась, когда композитор находился под влиянием пылкого, исконно финского настроения. Вернувшись летом 1891 г. из Вены в Финляндию, Сибелиус продолжил работу над «Куллерво». Хотя позднее Сибелиус отрицал этот факт, осенью 1891 г. он встретился со сказительницей Ларин Параске, находившейся в то время в Порвоо. Аутентичное исполнение рун и причитаний решающим образом повлияли не только на темы и композиционные формы «Куллерво», но и на формирование собственного музыкального языка Сибелиуса.

Премьера «Куллерво» 28 апреля 1892 г. имела огромный успех. «Оглушительный весенний поток финских мелодий мощно устремился из пустыни», – так охарактеризовал Каянус этот ключевой момент в финской истории музыки. Финская музыка была создана, и Сибелиус оправдал возложенные надежды.

В июне того же года состоялась свадьба. Молодожены, в духе модного тогда карелианизма, отправились к местам рождения «Калевалы», в частности, в Иломантси и Корписелкя, где Сибелиус записал несколько народных мелодий. Впечатления от этой поездки в какой-то степени можно обнаружить в симфонической поэме «Сказка» и, прежде всего, в «Карельской сюите» и легендах о Лемминкяйнене.

С течением лет в семье родилось шестеро дочерей, из которых одна умерла во младенчестве. Чтобы обеспечить семью, вплоть до рубежа веков Сибелиус вынужден был преподавать игру на скрипке и теоретические дисциплины в музыкальном училище и в оркестровой школе, основанной Каянусом. Образ жизни композитора, однако, не сильно изменился. Сатирическая «Книга о человеке» Адольфа Пауля, вышедшая в 1891 г., поведала об атмосфере праздности и безудержном употреблении шампанского вымышленного персонажа Силена (за которым угадывался Сибелиус). Картина Галлен-Каллелы «Проблема» (позднее «Симпозиум»), выставленная в 1894 г., на которой изображены известные деятели искусств, дремлющие в изнеможении после безудержной пьянки, также не прибавила у публики благоприятного впечатления.

После «Сказки» и «Карельской сюиты» композиторство Сибелиуса получило новый импульс вдохновения только после поездки в Байрет и Мюнхен в 1894 г. Однако мощная музыка Вагнера разрушила планы Сибелиуса написать оперу. Работа над оперой на калевальскую тематику «Создание лодки» осталась незаконченной. Вагнер оставил неизгладимый след в творчестве Сибелиуса, но для него формой музыкальной драмы стала симфоническая поэма, а композиторским идеалом стал Ф. Лист. В 1895 г. Сибелиус использовал материал оперы для оркестровой сюиты «Лемминкяйнен», состоящей из четырех легенд (симфонических поэм).

В 1896 г. Сибелиус участвовал в конкурсе на должность преподавателя музыки в Хельсинкском университете. В связи с этим он прочитал свою знаменитую открытую лекцию на тему «Некоторые аспекты народной музыки и ее влияние на классическую музыку». Это было его единственное письменное изложение своих взглядов как композитора. По мнению Сибелиуса, народная музыка служит отправной точкой в работе композитора, даже если в конечном итоге он должен подняться над уровнем национального.

После серии не вполне благовидных апелляций место досталось Каянусу, что, к счастью, не разрушило их дружеские отношения. В качестве компенсации Сибелиус, к своей радости, получил годичную стипендию, которая позднее стала его пожизненной пенсией.

Романтический период творчества Сибелиуса закончился в 1899 г. написанием Первой симфонии, выдержанной в духе Чайковского. Вместе с тем, обращение к симфонии привело Сибелиуса к идеалу абсолютной музыки. Примечательно, что в ней, как и во Второй симфонии (1902), кое-кто поспешил также подметить черты борьбы за национальную независимость. В так называемый «период угнетения» Сибелиус и его музыка естественным образом стали символом национального движения. Сибелиус ничего не имел против этого, и в 1899 г. он сочинил «Песню афинян» и произведение «Финляндия просыпается», финальную часть которой, ставшую программной, позднее окрестили «Финляндия». Однако подобный взгляд, который мог легко перейти в зашоренность, особенно в последующие годы, мог помешать пониманию его произведений. Сам он думал о них совершенно иначе, прежде всего, как о музыке как таковой.

Решающий поворот к более классическому стилю, отход от национального романтизма относится к началу века, когда в 1900–1901 гг. Сибелиус с семьей некоторое время провел в Рапалло (Италия). Четкий язык форм античного искусства Италии привнес в его музыку сконцентрированную гармоничность и античные идеалы. Римские архитектура и искусство, а также музыка Джованни Пьерлуиджи да Палестрина разбудили в его сознании «удивительные мысли о сущности музыки». Вторая симфония в какой-то степени является первым проявлением этого нового стиля. Другими примерами движения в этом направлении стала переработка «Сказки» в 1902 г. Произведение стало более ясным и обрело классическую архитектонику Концерта для скрипки, особенно в последней версии, появившегося между 1903 и 1905 гг.

Переезд в Айнолу и превращение в классики

Изменению стиля способствовали и перемены во внешней жизни. «В Хельсинки во мне умерла песня», – отметил сам композитор. Он стремился бежать от ресторанных вечеринок, часто надолго затягивавшихся, и получить возможность спокойно работать. В 1904 г. Сибелиус вместе с семьей переехал в спроектированный Ларсом Сонком дом в Туусула, в настоящее время Ярвенпяя. Свой вклад в строительство дома, получившего название Айнола, внес Аксель Карпелан (1858–1919), обедневший дворянин и любитель музыки, имевший к тому же свободное время. Он неоднократно приводил финансовые дела Сибелиуса в порядок, взывая к совести предпринимателей-патриотов, и был, возможно, самым глубоким ценителем искусства Сибелиуса. Начиная с концерта на Всемирной выставке 1900 г. в Париже, Сибелиус постоянно получал от Карпелана предложения относительно новых сочинений, а также дружескую критику. «Для кого же я теперь буду сочинять?» – спросил Сибелиус после смерти своего друга в 1919 г.

Третья симфония (1907) отражает совершенно новую ситуацию в жизни Сибелиуса: «Несмотря ни на что, в жизни много мажорного, III (симфония) написана в До-мажоре!» Сибелиус также одерживал победы за рубежом, и его музыка заняла прочное место в Англии, куда он приезжал в 1905 г. Приверженцами музыки Сибелиуса там стали Генри Вуд, Роза Ньюмарч и Эрнест Ньюмен. В 1906 г. Сибелиус побывал в Петербурге, дирижируя своей симфонической поэмой «Дочь севера». В течение всего своего творческого пути, вплоть до мировой премьеры Седьмой симфонии 24 марта 1924 г., Сибелиус дирижировал исполнением своих произведений повсюду в Европе и организовывал их премьеры.

В 1907 г. Сибелиус познакомился с Густавом Малером, когда тот с концертами приехал в Хельсинки. Между композиторами, представлявшими противоположные стилистические идеалы, не возникло глубокого понимания. Малер, который был также одним из самых именитых дирижеров своего времени, ни разу не дирижировал сочинениями своего коллеги. Высказывания, сохранившиеся из беседы Малера и Сибелиуса, являются частью истории музыки 20 века. Если Сибелиус сказал, что главное, что восхищает его в симфонии, это «ее глубокая логика, которая требует внутреннего единства всех ее тем», то, по мнению Малера, «симфония должна быть как мир: в ней должно умещаться все».


Период экспрессионизма и война

Весной 1908 г. у Сибелиуса вырезали опухоль в горле, и на восемь лет он полностью отказался от сигар и алкоголя. Вероятно, не случайно, что к этому периоду относятся его наиболее содержательные и самые сложные для понимания публики произведения. Душевный кризис просматривается в темных красках музыки, в отказе от внешней эффектности, в сдержанности языка, в экспрессионизме. В это время появляется симфоническая поэма «Ночная скачка и восход солнца» (1908), струнный квартет «Voces intimae» («Сокровенные голоса», 1909), Четвертая симфония (1911), симфонические поэмы «Бард» (1913) и «Богиня природы» (1913). В частности, острый диссонанс и модернистская природа Четвертой симфонии воспринимался как пощечина публике. Такого Сибелиуса было непросто понять, и в глазах многих славе национального композитора был нанесен серьезный удар.

В начале 1910-х гг. Сибелиус много концертировал, посетив, в частности, Гетеборг, Ригу, Копенгаген и Берлин. Его международная известность начала закрепляться. В 1912 г. ему предложили профессуру в Венской Музыкальной академии, от которой он, однако, отказался. То же произошло в 1921 г., когда Сибелиуса пригласили преподавать в Школу музыки Истмана в Рочестере, штат Нью-Йорк. Сибелиус в глубине души понимал, что не рожден быть педагогом. Самые приятные впечатления оставила о себе поездка Сибелиуса в Америку в 1914 г., когда ему была присуждена степень почетного доктора Йельского университета. Во время американского турне он давал концерты, на которых, в частности, прозвучала написанная по заказу импрессионистская симфоническая поэма «Океаниды», а также совершил поездки в Бостон и на Ниагарский водопад.

Мировая война 1914–1918 гг. была для Сибелиуса трудным временем, как в душевном, так и в материальном плане. Сложности с передвижением привели к изолированности, государственная пенсия уменьшилась из-за инфляции, не поступали авторские гонорары от его немецкого издателя Breitkopf & Härtel. Для Сибелиуса, с его образом жизни, и его семьи это означало бедность, настоящее жалкое существование. Чтобы хоть как-то поддержать семью, он вынужден был сочинять небольшие произведения: песни, сочинения для фортепьяно, а также произведения для скрипки и фортепьяно. Среди этих сочинений, которые сам Сибелиус называл «бутербродными», тем не менее, встречаются превосходные жемчужины – композитор умел соединить общедоступность с высоким качеством.

В 1917 г. Финляндия обрела независимость, но за этим последовала жестокая война. Жизнь Сибелиуса не находилась под угрозой, даже несмотря на то, что в 1917 г. он написал «Марш егерей». Тем не менее, красные совершали в Айноле обыски, и Сибелиус вместес семьей на всякий случай с помощью друзей укрылся в Хельсинки, где его безопасность можно было гарантировать с большей вероятностью. Тяготы военного времени отразились и на болезненном процессе создания Пятой симфонии. Работа над ней длилась полдесятилетия: хотя симфония впервые была исполнена в 1915 г. на концерте в честь 50-летнего юбилея Сибелиуса, лишь в 1919 г. была готова та редакция, которую исполняют сейчас. Трудный процесс написания симфонии отражает также изменения, происходившие в творческом мышлении Сибелиуса: он стремился заменить «симфонию» и «симфоническую поэму» на более свободную форму симфонической фантазии, которая объединяла бы эти две формы.

Последние шедевры и «тишина Ярвенпяя»

Тяготы военного времени отступили лишь в 1919 г., когда Сибелиус с женой поехали в Копенгаген на Дни музыки северных стран. Наконец-то Сибелиус получил возможность вновь «дышать воздухом Европы». Он познакомился с Карлом Нилсеном, но близкие дружеские отношения между ними не установились, прежде всего, потому что пресса называла Сибелиуса «величайшим музыкальным деятелем Севера настоящего времени», что было неучтиво по отношению к его коллегам.

После творческого перерыва 1920–1922 гг. начался поздний сим- фонический период Сибелиуса. Он продолжал свои зарубежные выступления и написал Шестую (1923) и Седьмую симфонию (1924). Вместе с тем, он испытывал трудности стареющего композитора: «Работа теперь идет не с той скоростью, что прежде, а самокритика растет вне всяких пределов». И все же, в Шестой симфонии Сибелиус новаторски объединяет симфонизм и модальность, а Седьмую симфонию, благодаря ее одночастной композиции, можно охарактеризовать как своеобразную финальную точку в классическом и романтическом симфоническом репертуаре. Последние симфонии и симфоническая поэма «Тапиола» (1926) являются, возможно, самыми зрелыми произведениями Сибелиуса. Но вместе с тем, запасы его творческой энергии быстро истощалась. В промежутках еще была работа над сценической музыкой «Буря» (1925) в Копенгагене; широкий стилистический диапазон и новые композиционные решения этой музыки указывают на то, что Сибелиус, несомненно, не утратил способности к обновлению.

Затем в 1929 г. появились Опусы 114–116, сочинения для фортепьяно, а также для скрипки и фортепьяно, но после этого из-под пера Сибелиуса уже практически ничего не вышло. Над созданием восьмой симфонии Сибелиус бился вплоть до 1943 г., но в конце 1940-х гг. композитор сжег целый ряд произведений, и это стало неоспоримым доказательством загадочной «тишины Ярвенпяя». И лишь «Траурная музыка», написанная на похороны многолетнего друга Сибелиуса, указывает на то, что потерял мир с уничтожением Восьмой симфонии. Должно быть, много трагичного пришлось на эти последние годы, даже если они приносили почести и уважение.

В конце жизни Сибелиуса общепризнанно относили к числу величайших композиторов его времени. Его музыка исполнялась повсеместно, в его честь устраивались фестивали. Даже в старости Сибелиус сохранял интерес к новейшим течениям в музыке. Поток посетителей в Айнола не прекращался, а когда композитору исполнилось 90 лет, бывший премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль послал Сибелиусу коробку его любимых гаванских сигар. Два года спустя, 20 сентября 1957 г., Сибелиус скончался в результате мозгового кровоизлияния.

Международный статус Сибелиуса

Хотя Сибелиус и не создал свою школу, у него были последователи, как на родине, так и за рубежом. В ранний период в Финляндии ими стали Тойво Куула и Лееви Мадетоя. В дальнейшем под влиянием тематического, композиционного и оркестрового мышления Сибелиуса оказались многие финские композиторы, в том числе Йоонас Кокконен, Эйноюхани Раутаваара, Аулис Саллинен и Эркки Салменхаара. Влияние Сибелиуса испытали на себе некоторые британские (в частности, Ральф Воган Вильямс), а также американские композиторы (Говард Хансон и Сэмьюэль Барбер).

Для многих исследователей и историков музыки было совсем не просто определить место Сибелиуса в истории музыки. Одной из причин было представление о необходимости прогресса, господствовавшее в 20 в. и понимаемое весьма ограниченно: атональность трактовалась как элемент современности, при этом тональность клеймилась как признак консерватизма. Таким образом, музыку Сибелиуса можно было считать реакционным продолжением позднего романтизма. На протяжении своего творчества Сибелиус использовал элементы музыкального языка романтизма, сочинял иногда даже салонные пьесы-пастиччо в стиле 19 в. Но, с другой стороны, он расширил традиционную тональность модальными элементами.

Более того, использование Сибелиусом оркестра, когда различные типы эпизодов совмещаются и перекрывают друг друга, было революционным для своего времени. В этом отношении Сибелиус служит примером и для современных композиторов, таких как Магнус Линдберг, Тристан Мюрей, Дэвид Мэтьюз. Точно также и композиционное мышление Сибелиуса, в котором традиционные формы используются только как отправные точки для новых решений, является одним из наиболее современных в музыке 20 в.

Его техника мотива и темы, основывающаяся на свободном развитии этих элементов, также является неподражаемой. В конечном счете, дальнейшее развитие симфонического жанра на новом этапе истории музыки стало уникальным достижением Сибелиуса.

Текст – ВЕЙО МУРТОМЯКИ

Материал взят из Коллекции биографий «Сто замечательных финнов» на сайте Национальной финской библиотеки © Biografiakeskus, Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, PL 259, 00171 HELSINKI

Приложение:

Юхан Юлиус Кристиан Сибелиус, с 1886 Ян, род. 8.12.1865 Хямеенлинна, умер 20.9.1957 Ярвенпяя. Родители: Кристиан Густав Сибелиус, врач, и Мария Шарлотта Борг. Жена: 1892–1957 Айно Ярнефельт, род. 1871, умерла 1969, родители жены: Александр Ярнефельт, генерал, и Элизабет Клодт фон Юргенсбург. Дети: Эва (Палохеймо), род. 1893, умерла 1978; Рут (Снельман), род. 1894, умерла 1976, актриса; Кирсти, род. 1898, умерла 1900; Катарина (Илвес), род. 1903, умерла 1984; Маргарета (Ялас) род. 1908, магистр философии; Хейди (Блумстедт) род. 1911, умерла 1982, художник.

Сибелиус очень любил природу, она вдохновляла его на создание прекрасных произведений. Образы финской природы претворены Сибелиусом в четвертой симфонии, симфонической поэме "Caga", "Весна", "Дриада", "Океаниды". В этих произведениях чувствуется влияние импрессионизма. Переезд Сибелиуса с семьей весной 1904 года из Хельсинки в небольшую усадьбу в деревне Ярвенпяя, в живописный уголок близ озера Туусула, оказал большое влияние на творческую работу композитора. В усадьбе, располагавшейся в саду и окруженной лесом, композитор создал наиболее зрелые произведения, в том числе "3" и "4" симфонии в 1907 и 1911 годах, которые были восприняты как новое слово в творчестве композитора. Эти симфонии знаменовали переход Сибелиуса на путь лирического симфонизма и вызвали поиск новых средств выразительности и новых форм. Лирическое углубление в свой внутренний мир Сибелиус передал в своем фортепианном творчестве.

Сибелиус написал более 150 фортепианных произведений, около 115 из которых были опубликованы. Сам композитор опрометчиво говорил, что он пишет мелочи для фортепиано в свободные моменты в качестве отдыха от больших оркестровых вещей. В период с1911 по 1919 годы появляются фортепианные циклы: Лирические пьесы ор 40, Четыре лирические пьесы ор.74, 13 пьес ор.76, 6 пьес ор 94. Но самыми интересными и заслуживающими внимания являются 2 фортепианных цикла Сибелиуса ор 75 "Деревья" (1914-1919) и ор 85 "Цветы" (1916-1917). Эти циклы относятся к одним из самых лучших образцов фортепианного наследия композитора. Пять пьес ор 85 носит подзаголовок "Цветы". Каждая пьеса посвящена определенному цветку.

№1 "Маргаритка"

№2 "Гвоздика"

№4 "Аквилегия"

№5 "Колокольчик" - яркий, великолепный сверкающий финал.

Каждая пьеса отмечена серьезностью и поэтичностью. Подробнее остановимся на пьесах № 2 и № 4.

№ 2 "Гвоздика" (Оеилет) - пьеса написанная в трехчастной форме, звучит в тональности As-dur, с ладовым контрастом as-moll средней части. Мельком взглянув на пьесу, в частности на ее фактуру, и не зная кто ее сочинил, можно смело ответить Феликс Мендельсон "Песня без слов". Пьеса кантиленного характера в романтическом стиле, с красивейшей мелодией дополненной полифоническим подголоском среднего голоса, насыщает нас звуками, словно ароматами цветка. Так и хочется наслаждаться и утопать в красоте педальных обертонов, так и хочется кружится в трехдольном вальсовом ритме, богатстве и красоте гармонических оборотов напоминающих лепестки цветка. Но вдруг, смелый ритмичный ход квартолей с акцентом и переход на аккордовою фактуру водит нас в атмосферу печали. (нотный пример средней части).

Обилие бемолей (7) дает нам недолгую смену настроения, а мелодический ход as-moll гаммы и тот же акцентированный ход квартолей возвращает нас в первоначальное состояние наслаждения и блаженства, чувственности и красоты. И лишь небольшая кульминация неожиданно вернувшихся квартолей и аккордовой фактуры, заставляет нас взволноваться, но лишь на мгновение, успокаивая нежной тоникой ля бемоль мажорного аккорда. (нотный пример последней строчки произведения).


№ 4 "Аквилегия" Эта пьеса так же привлекает внимание своей романтической темой, подчеркнутой ля бемоль мажорной тональностью, звучащей свежо даже чуточку ароматно. Пьеса трехчастна с темой вступления. Сибелиус во вступлении использовал на первый взгляд не совсем удобное перекрестное движение рук, когда тема звучит в низком регистре, а аккомпанемент в верхнем. Поиграв вступление несколько раз руки быстро привыкают к скрещенному движению и исполнение становится очень удобным (нотный пример вступления).


В целом в пьесе чрезвычайно удобная фактура для исполнения.

Основная тема песенная, нежная. Сибелиус использует в звучании темы сопоставление параллельных тональностей. As-dur - f-moll заканчивающееся неожиданным до мажорным арпеджио, которое плавно переходит в звучание мелодической восходящей секвенции, построенной на нисходящем мотиве - вздохе: приводящем нас к прерванному обороту Д7 - 4 ступень. (нотный пример три такта последней строчки).


Затем основная тема повторяется в верхнем регистре, словно композитор переводит наш взгляд вверх и мы с умилением рассматриваем верхние лепестки цветка - нежные и красивые, удивляемся природному волшебству. В средней части настроение меняется, появляются взволнованные мотивы, повторы в левой руке, небольшое отклонение в Des-dur, тревожное короткое арпеджио левой руки вновь приводят нас к до мажорному арпеджио. И наконец, звучит реприза. В звучании основной темы появляется изумительный хроматический ход в противоположном движении, который наконец разрешает основную тему в тонику. Звучит заключительный раздел, где аркой выстраивается в звучании тема вступления. И только фермата заставляет нас задуматься о том - какие чудеса рождает природа! Последние четыре такта звучат как монолог автора: "Вот такой этот необычный цветок" (нотный пример последних четырех тактов).


Пять пьес ор 75 (1914-1919гг.) - "Деревья" - один из лучших образцов чувствительного восприятия композитора, который признавался, что деревья говорят с ним, и у каждого дерева свои мысли, чувства, история.

№ 1 "Когда цветет рябина" - взволнованно-лирическое вступление в цикле в духе П.Ч. Чайковского.

№ 2 "Одинокие сосны" Создает впечатление абсолютной стойкости, как символ стойкости Финляндии против ледяного ветра с востока.

№ 3 "Осина" дышит загадочностью импрессионизма.

№ 4 "Береза" - любимое дерево финнов.

№ 5 "Ель" один из бесспорных "хитов" Сибелиуса.

Подробнее рассмотрим пьесы №4, №3, №5

№ 4 "Береза" написана в двух частной форме, первая часть Es-dur, вторая часть Des-dur.

Оригинальная тональность в миксолидийском ладу. Первая часть - аккордовая фактура, размер две четверти, чередование аккордов в левой руке подчеркивает и напоминание нам покачивания березы. Основная тема в сопрано - регистре напоминает мелодию народной песенности - звучная, ритмичная, активная, за счет штриха staccato с акцентами, подчеркнутая четвертными длительностями звучит дважды и рисует в воображении ствол дерева:


Арпеджио подготавливает переход ко второй части пьесы Des - dur, смена тональности, обогащенной бемолями тембр и смена фактуры на ломанное арпеджио восьмыми, словно переводит наше воображение в крону дерева с ее обильной листвой и покачивающимися сережками.


Мелодия второй части завуалирована в фактуре восьмых, напоминает народную мелодию.

Активное начало пьесы с динамикой mf приводит во второй части к pp облегчая звучание, уносит наш взгляд ввысь, далеко, словно мы вместе с листвой покачивающейся на ветру отрываемся от земли и становимся такими же невесомыми и легкими.

№ 3 "Осина" - яркий пример звукоподражания и изобразительности.

В пьесе композитор использовал крупную технику - богатые гармонические образования арпеджио в левой руке соединяются октавной мелодикой в правой. Размерный ход аккордов подчеркивают половинные длительности "р".

Неожиданная смена размеренного ритма триолями и коротким мелодическим ходом шестнадцатых нарушает спокойствие и приводит к "дребезжанию" листочков:

№ 5 Ель - заключительная пьеса цикла. Достойная, сильная, монументальная и просто шикарная. Сибелиус выбрал для создания пьесы жанр вальса. Этот вальс сопоставим по красоте с "Грустным вальсом". Небольшое вступление арпеджио stretto приводит нас к основной теме - богатой, роскошной, свободной, независимой по звучанию. Пьеса по форме выдержана в одной тональности h - moll ассоциируется с некоторой сдержанностью, суровостью красок и колорита природного края Финляндии.

Тема вначале звучит крепко в нижнем регистре, словно рисуя крепкий ствол дерева. Строение мелодии отличается от других пьес цикла своей строгостью, классичностью в построении фраз и предложений:

Затем переход мелодии вверх во вторую октаву переносит наш взгляд на макушку дерева. Далее - танец - вальс кружит нас вокруг, наслаждая свежим запахом хвои, то останавливая наш слух на миг. В правой руке си бемоль, ля диез в левой руке, добавляя фермату:

Средняя часть - Risoluto - решительный и бурный поток чувств тридцать вторых, обогащенных хроматическими гармоническими сочетаниями короткого арпеджио и подчеркнутых басов заставляет нас волноваться и сопереживать автору. Но … буря быстро затихает и успокаивает нас. Опять возвращается первая тема - крепкая, стойкая, но очень короткая. Обрывается и разрешает наше восприятие, успокаивая, в тонику си минорного арпеджио. Послушав пьесу, можно представить образ самого композитора, понять его стойкость, мужество, патриотизм, величие, талант, гордость, красоту и любовь!

На склоне лет Сибелиус предрекал: "Я знаю, что мои фортепианные пьесы ждет безопасное будущее, несмотря на то, что они полностью попали в забвение - в один прекрасный день они станут такими же популярными, как пьесы Шумана". И действительно, многие пианисты изучали фортепианные произведения Сибелиуса, признав ее оригинальность и пригодность для инструмента. В том числе и Гленн Гульд подчеркивая мастерство композитора, говорил, что "в фортепианных произведениях Сибелиуса - все музыка, все поет…а, главное - это существенное дополнение к слишком ограниченному фортепианному репертуару позднего романтизма". Множество записей собраний фортепианной музыки Сибелиуса появилось в цифровую эпоху. Финский пианист Эрик Тавастшерна (1951), отец которого тоже был пианистом (учеником Нейгауза, Корто и исследователем творчества Сибелиуса) записал в начале 80х годов наиболее основательное из них. По его словам "Многие из фортепианных вещей Сибелиуса замечательны как по своей форме, так в смысле музыкального материала и стиля, который хорошо подходит к характеру инструмента. В его сочинениях есть значительные технические трудности, интересные для исполнителя, текстура в целом мелодичная и красочная, то интересно слушателю… "

Показательный урок

Урок музыки в 6 классе (фрагмент)

Тема: "Образы природы в фортепианном творчестве Яна Сибелиуса"

Цель урока: Знакомство с фортепианным творчеством финского композитора Яна Сибелиуса.

Художественно - педагогическая идея: " Многие из фортепианных вещей Сибелиуса весьма замечательны как по своей форме так и в смысле музыкального материала… в его сочинениях… текстура в целом мелодичная и красочная, что интересно слушателю. "

(Гленн Гульд )

Музыкальный материал:

1. Я. Сибелиус - "Грустный вальс".

2. Я. Сибелиус - "Ель".

3. Я. Сибелиус - "Аквилегия".

Оборудование:

1. Презентация по творчеству Яна Сибелиуса.

2. Портрет композитора

3. Иллюстрации к пьесам "Ель", "Аквилегия", "Береза", "Гвоздика", "Осина".