Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе « Роспись доски по мотивам городецкой росписи. Конспект занятия по декоративному рисованию для детей старшей группы Конспект занятий по декоративному рисованию

Программные задачи:

1) Познакомить детей с техникой рисования нового элемента «крыжовник».

2) Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на деревянной поверхности.

3) Уточнять знания детей о гжельской, жостовской и хохломской росписях.

4) Совершенствовать технику рисования концом кисти, всем ворсом, тычком, зубочисткой.

5) Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов.

6) Воспитывать любовь к прекрасному, к искусству хохломской росписи.

Материалы и оборудование:

столы с набором гжельской, жостовской и хохломской посуды, плоскостные формы и набор элементов хохломской росписи, тонированные деревянные заготовки по количеству детей, подставки для кисточек, кисти № 2, №3, тычки, зубочистки, ёмкости для воды, палитры с гуашью, салфетки.

Предварительная работа.

Рассматривание предметов, иллюстраций с хохломской росписью, чтение художественной литературы.

Ход занятия.

Дети входят, здороваются.

Коробейник. - Внимание! Внимание!

Широкое гуляние!

Торопись, честной народ,

Всех вас ярмарка зовёт!

Воспитатель. Ребята, хотите попасть на ярмарку?

Дети. (Отвечают.)

Воспитатель. Вот чудо-ворота у нас пути,

Вы все повторяйте за мной, чтоб пройти.

(Фонопедическое упражнение по методу В. Емельянова.)

Воспитатель. На ярмарке гомон.

Воспитатель. На ярмарке смех.

Воспитатель. Товаров здесь много.

Воспитатель. Хватит на всех!

Воспитатель. Теперь мы можем пройти в ворота.

Проходят в ворота.

Коробейник со свистульками.

Коробейник. – Вот уж птички, собой невелички,

Станешь дуть, а они «Фьють! Фьють!»

Воспитатель. Какие замечательные свистульки, давайте попробуем посвистеть.

Коробейник. – Проходите, смотрите, сколько у меня здесь разнообразного товара.

Дети подходят к посуде с гжельской росписью.

Воспитатель. Смотрите, какой нежный узор на этой посуде. Вы узнали эту роспись?

Воспитатель. В чём особенность гжельской росписи?

Воспитатель. Назовите элементы гжельской росписи, которые вы знаете?

Воспитатель. Современные мастера расписывают не только керамику, но и металлическую посуду. Вот, например, поднос.

Коробейник. – На нашей ярмарке есть и другие подносы. Посмотрите на них. А эту роспись вы узнали? (Жостовская.)

Воспитатель. Почему она так называется?

Воспитатель. А почему чёрный фон был излюбленным у жостовских мастеров?

Воспитатель. А помимо ягод и фруктов, какие ещё мотивы встречаются на жостовской посуде?

Коробейник. – Посмотрите, а здесь посуда блестит, как золотая.

Воспитатель. Что же это за роспись? (Хохломская.)

Воспитатель. Откуда появилось такое название?

Воспитатель. Как же создаётся хохломское изделие?

Воспитатель. А кто знает, как мастера добиваются «золотого» эффекта, ведь на самом деле посуда деревянная.

Воспитатель. Скажите, в чём особенность хохломской росписи?

Воспитатель. Посмотрите на эту посуду и назовите знакомые вам элементы росписи.

Воспитатель. Какие цвета используют хохломские мастера?

Воспитатель. А хотели бы вы, как хохломские мастера расписать деревянные изделия?

Воспитатель. Тогда я приглашаю вас в мастерскую, где мастера придумывали узор, который потом переносили на посуду. Здесь можете потренироваться в составлении узора. Выбирайте заготовки.

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Какие элементы ты использовал для своего узора? (Несколько человек.)

Воспитатель. А вот этот узор составила я. Я использовала новый элемент. Посмотрите внимательно, как вы думаете, какой это элемент?

Дети. (Крыжовник.)

Воспитатель. Сегодня научу вас, его рисовать. Подходите, пожалуйста, к мольберту, мы сейчас получше рассмотрим новый элемент. Итак, крыжовник имеет форму овала, внутри него проходит центральная линия, она прямая, а по обеим сторонам от неё располагаются дуги. Также сверху видим веточку, а снизу реснички.

Ребята, как называется новый элемент?

Воспитатель. Ребята, из чего состоит новый элемент?

Воспитатель. А что ещё есть в новом элементе?

Воспитатель. А сейчас я покажу всем, как нужно рисовать крыжовник. Обратите внимание, что крыжовник может быть красного или зелёного цвета.

Итак, сначала я рисую веточку, на которой будет держаться крыжовник, затем я рисую овал, провожу центральную линию, а справа и слева от неё – дуги. Теперь наш крыжовник нужно оживить. Давайте вспомним, чем мы пользуемся для оживления элементов?

Воспитатель. Итак, берём зубочистку и чёрной краской проводим внизу три реснички.

Воспитатель. Давайте повторим, как мы будем рисовать крыжовник. Что мы будем рисовать сначала?

Воспитатель. А теперь вы можете выбрать себе заготовку, которую будете расписывать. Проходите к столам. Сначала давайте дадим отдохнуть пальчикам.

(Пальчиковая гимнастика.)

Но прежде чем расписывать своё изделие, вы можете потренироваться в рисовании нового элемента на листочке бумаги.

(Дети расписывают деревянную посуду.)

Выкладывают на стол.

Воспитатель. Ребята, вам понравилось быть хохломскими мастерами? Кто хочет рассказать о работе, которая вызвала восхищение?

Ответы детей.

Воспитатель. А какой из этих работ ты украсил бы свою кухню?

Ответы детей.

Воспитатель. Кто расскажет о своей работе?

Ответы детей.

Воспитатель. Какая работа самая яркая?

Ответы детей.

Воспитатель. Что бы вы нарисовали по-другому? Что можно ещё дорисовать?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята вы меня сегодня порадовали. Какая замечательная получилась посуда!

Коробейник. – Мне очень понравилась эта посуда! На моей ярмарке как раз такой не хватает!

Воспитатель. Ребята, а давайте подарим коробейнику свои изделия!

Коробейник. – Отшумела ярмарка, спасибо, детвора, с работой вы справились отлично, на ура!

Воспитатель. Ну, а нам пора возвращаться в группу.

По ИЗО деятельности

Конспект занятия по декоративному
рисованию для детей старшей группы

Тема: «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с городецкой росписью – её историей, колоритом, составляющими элементами. Закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии. Совершенствовать приёмы тонирования бумаги, смешивания красок, навыки работы с кистью. Развивать чувство ритма и композиции. Формировать эстетическое отношение к народному творчеству.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей в группу:

К нам сюда скорее просим.

Заходи, честной народ!

Веселее, не зевайте,

Всех вас ярмарка зовёт!

Ярмарка! Ярмарка!

Русская ярмарка!

Кто на ярмарку придёт.

Что захочет – всё найдёт!

Эй, добры молодцы и красны девицы! Купите у коробейника дымковскую ложку. Ну, не хотите ложку, так хоть купите городецкую матрёшку.

Дети: Нет! Мы пришли за городецкой посудой.

Воспитатель-коробейник: Ну, посуды у меня много. Выбирайте! (Предлагает детям посуду любой росписи, только не городецкой. Дети не берут)

Воспитатель-коробейник: Объясните тогда, что же это за посуда и чем она отличается от всей остальной, что у меня.

Дети объясняют признаки городецкой росписи, называют её элементы.

Воспитатель-коробейник: Много у меня посуды, а вот такой диковинной нет. Не поможете ли вы мне её добыть?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем коробейнику и распишем посуду городецкой росписью. Выбирайте, что захотите. (Дети выбирают заранее приготовленные заготовки, садятся и рисуют. Звучит песня «Ярмарка»

Воспитатель-коробейник: Ах, какая чудесная посуда у вас получилась. Вы настоящие мастера! Не зря говорят: «Каков мастер, такова и работа!».

А ведь на ярмарку народ ходит не только, чтобы на людей посмотреть и себя показать, а чтобы и что-нибудь себе купить. Давайте попробуем продать свою посуду. А для этого нужно расхвалить свой товар так, чтобы гостям захотелось его купить.

Дети расхваливают свои работы и «продают» их.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по декоративному рисованию.

Тема: «Веселая Дымка»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познание», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая.

1. Цель: учить детей расписывать шаблоны дымковских игрушек.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, пополнять знания об истории и технике их создания;

Развивающая: развивать моторику рук; предложить детям украшать заранее приготовленные фигуры из соленого теста по мотивам дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора;

Воспитательная: воспитывать усидчивость, умение доводить начатую работу до конца, интерес к изучению народного ремесла

2. Оборудование и материалы: образец дымковской игрушки, бумажные силуэты, плакаты с изображением элементов дымковской росписи, краски гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой, фигуры дымковских игрушек, медиаресурсы (презентация, русская народная музыка).

3. Методы и приемы :

1) Игровая ситуация, с использованием художественного слова.

2) Показ и объяснение воспитателя.

3) Наблюдение за работой детей.

4) Анализ работ воспитателем и детьми.

Предварительная работа:

Беседа на тему: «Дымковская игрушка», рисование дымковских узоров, рассматривание иллюстраций, игрушек с дымковской росписью, изготовление фигур барынь из соленого теста, разучивание стихотворений о дымковской игрушке, изготовление костюма дымковской барыни, приготовление презентации.

Содержание организованной образовательной деятельности.

I Вводная часть.

1.Организационный момент.

Коммуникативная игра приветствие.

«Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Становись скорее в круг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

2.Введение игрового момента.

Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на наш маленький музей дымковской игрушки, а вы хотели бы сделать его разнообразнее, красивее, ярче? Я хочу предложить вам путешествие в город мастеров, а в какой именно, вы догадайтесь сами, послушав стихотворение:
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо – сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымкове слава,
Заслужив на это право.
Говорят, о ней повсюду.
Удивительному чуду.

II Основная часть.

1. Введение в тему.

О каких игрушках идет речь в этих стихах?

Дети:

О дымковской игрушке.

Воспитатель:

Правильно! Эти замечательные строки народ сложил о дымковских игрушках. А что мы с вами знаем о них? (Дети отвечают, рассказывают об известных фигурах и узорах) . Какие фигуры есть среди дымковских игрушек? (Ответы детей) Предлагаю вам посмотреть на изображения дымковских игрушек (Воспитатель предлагает обратить внимание на проецируемые на стене картинки с изображением игрушек, звучит музыка). Приглашаю вас в город мастеров дымковской игрушки. Ребята, а вы знаете, почему эти игрушки называют дымковскими? А хотели бы узнать? (отвечают)

Предлагаю совершить путешествие в родные места дымковских игрушек. Для этого закроем глазки и скажем волшебные слова:
Встать, на месте покружиться,
На берегу Вятки очутиться!

Открываем глазки. А называют Дымковскую игрушку ее так по месту происхождения. С берега реки Вятки, где сейчас расположен город Киров, видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом там часто стояли туманы. Слобода была будто покрыта дымкой. Так и назвали ее - Дымково. Отсюда и игрушки, которые там мастерили, назвали дымковскими.
Процесс изготовления игрушки долгий и кропотливый. Он состоит из нескольких этапов:

Готовили специальную белую глину, лепили из нее силуэт,

Сушили изделие,

Обжигали в печи,

Только потом расписывали красками.

Ребята, какие существуют элементы узоров дымковской росписи?

Дети перечисляют:

Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка. (При необходимости воспитатель дополняет).

А как вы думаете, какое сейчас в Кирове время года? (зима). А значит, холодно? А чтобы нам не замерзнуть, предлагаю вам немножко подвигаться!

Воспитатель:

Воспитатель: - Молодцы! Ребята! Смотрите, это же настоящая мастерская!

2.Физминутка: «Вот помощники мои».

Предлагаю перед работой сделать физминутку.
Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовем,
Всем игрушки продаем!
Раз, два, три, четыре,
Круг по уже, круг по шире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!

3.Показ и объяснение выполнения работы.

Воспитатель: - Сейчас давайте в воздухе нарисуем элементы узоров дымковский росписи: круг, прямую и волнистую линию, квадрат, ромб и точку. (Дети выполняют задание стоя в кругу.) Молодцы. Вы хотели бы побыть мастерами по изготовлению игрушек города Кирова? Тогда я вам предлагаю выбрать ту фигуру, которая вам больше нравиться и приступить к работе.

Дети выбирают понравившуюся фигуру дымковской игрушки. Звучит русская народная музыка. В процессе работы воспитатель оказывает детям необходимую помощи. Расписные барыни ставятся рядом с фабричным образцом, получается выставка «Дымковская игрушка».

4.Самостоятельная работа детей.

Дети самостоятельно выполняют рисунки. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

III Заключительная часть.

1.Анализ детских работ

Воспитатель :

Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная яркая выставка. Что, хороша Дымка?!

Дети: - Да!
Вот вам барыни, а вот и кавалеры!
У барынь алые щечки и губки,
Нарядные платья и теплые шубки!
Хоть весь мир вы обойдете,
Лучше барынь не найдете!
Наши руки крендельком,
Щечки, будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы не только выучили стихотворения о Дымковских игрушках, но и научились их расписывать. А сейчас мастерская закрывается, и наша экскурсия подходит к концу. Давайте весело попрощаемся с нашими гостями:


Ой вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные:
Веселы и ярки –
Прекрасные подарки!
Приходите снова к нам,
Будем рады мы гостям!
До свидания!

Наталья Кононец
Конспект занятия по декоративному рисованию для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по декоративному рисованию для детей старшего дошкольного возраста .

Тема : «Укрась квадрат листьями»

Цели : - закрепление учения оформлять по образцу декоративную композицию из листьев на квадрате, заполняя углы и середину;

Развитие цветового восприятия, упражнение в работе кистью и красками;

Воспитание самостоятельности и аккуратности.

Материалы и оборудование : образцы салфеток с узорами, фартуки, схема выполнения узора на квадрате, доска, кисти, краски, баночки с водой, квадраты, салфетки.

Словарная работа : «элементы узора» , «декоративный » .

Предварительная работа : рассматривание цветов, народных орнаментов, платков, оформленных цветами и листьями.

Ход занятия.

Направление коррекционная работа

Создание положительного эмоционального настроя 1. Орг. момент

1.1. Психогимнастика «Я – листочек»

1.2. Введение в тему.

Рассматривание образцов.

Развитие внимания, мыслительной деятельности, восприятия формы - Дети, посмотрите, что это лежит на столе?

Какой формы салфетки?

Чем украшены салфетки?

Для чего украшают салфетки?

Из каких элементов состоит узор?

Кто заметил одинаковые элементы узора?

Какого цвета элементы узора и фон салфетки?

Совпадают ли они?

Обратите внимание на то, что такие цветы и листья называются декоративными , а дети часто называют их сказочными.

Развитие пространственных представлений - А теперь давайте посмотрим, как составлены узоры из листьев и цветов (в середине квадрата крупный цветок, углы украшены листьями) .

А вы хотите украсить салфетки красивыми узорами.

Развитие цветового восприятия Дидактическая игра «Выложи узор на квадрате» .

На столах листья квадраты. Все они разного цвета. Вам нужно не только выложить узор, но и подобрать элементы узора к фону квадрата.

С чего начнем выкладывать узор? (С середины)

Чем дополним наш узор? (Украсим углы) .

Молодцы, вы все справились с заданием. А теперь давайте превратимся в художников и раскрасим салфетки красивым узором. Надевайте фартуки и садитесь за стол.

Развитие памяти и внимания 2. Практическая часть.

2.1. Сегодня мы будем украшать наши салфетки красивым узором. А теперь посмотрите на доску и запомните последовательность выполнения работы

Сначала обозначим середину квадрата точкой это будет середина нашего цветка

Украсим углы салфетки листьями.

Для этого приемом примакивания нарисуем листья.

Развитие мелкой моторики 2.2. Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Контроль за соблюдением последовательности выполнения работы, за техникой выполнения узора 2.3. Самостоятельная работа детей .

2.4. Физминутка «Мы, листочки осенние.»

Оценочная деятельность 3. Итог занятия

Выставка и анализ детских работ

Выберите несколько лучших работ и объясните, почему их можно считать лучшими.

Общая оценка всех детских рисунков.

Публикации по теме:

Конспект для детей старшего дошкольного возраста по рисованию «Зимушка зима» Задачи: - обогащать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; - учить работать с нетрадиционными техниками (обсыпание.

Конспект НОД по рисованию «По мотивам городецкой росписи» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: Продолжать знакомить детей с городецкой росписью. Закрепить знания о различных элементах: розане, купавке, трилистнике, листьях.

Конспект НОД по рисованию «По мотивам хохломской росписи» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: Познакомить детей с особенностями хохломской росписи, с травным орнаментом хохломы, с последовательностью его выполнения. Формировать.

Программное содержание: Образовательные задачи: - Учить детей расписывать узорами игрушку – фигуру по народным (дымковским) мотивам. Использовать.

Конспект занятия по декоративному рисованию для детей с нарушением слуха 2-3 года обучения на тему: «Славянские узоры на рубашке». Программное.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Уточка Марфуточка» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ Тема: «УТОЧКА МАРФУТОЧКА» (по мотивам дымковской игрушки) СРЕДНЯЯ ГРУППА МОСКВА 2008год.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Украшение одежды и обуви хантыйским узором» автор Л. В. РосляковаТема: «Украшение одежды и обуви хантыйским узором»Декоративное рисование подготовительная группаПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Конспект занятия по декоративному рисованию (итоговое).

Составила Шайдуллина Резида Талгатовна

Подготовительная группа

Цель:

Закреплять у детей умение составлять узоры по мотивам народных росписей на листах бумаги разной формы.

Развивать чувство цвета, композиционные умения. Побуждать использовать для составления узора растительные элементы(цветы, листья, ягоды, травку).Совершенствовать навыки работы гуашью - рисование всей кистью, ее концом; учить смешивать краски для получения нового цвета. Воспитывать интерес к искусству народных мастеров.

Раздаточный материал : Силуэты матрешек, домов, тарелок, ложек разных цветов, гуашь, толстая и тонкая кисти (по количеству детей).

Демонстрационный материал: игрушки матрешки, предметы прикладного искусства, хохломские ложки и городецкая тарелка..

Предварительная работа:

Дидактическая игра «Узорных дел мастера», рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства.

Оборудование: Столы сдвинуты так, чтобы за одним большим столом разместилось 5-6 детей.

Ход:

Воспитатель (в русском сарафане, в руках узелок с игрушками)

Ходит сказка у ворот,

С нами водит хоровод.

Подарила для игры разноцветные шары.

(разбрасывает на ковре шары четырех цветов )

Раз, два, три! Шары собери!

Дети собирают шары.

Воспитатель : А теперь ищи столы,

Где такие же шары!

Дети подходят к столам, где стоят коробки нужного цвета. Подготовлено оборудование дл я рисования.

1.Воспитатель ( подходя к первому столу ):

Шар волшебный, дай ответ,

Ты раскрой нам свой секрет.

Достает матрешку из пакета -

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,

Улыбается, смеется.

Хоть и жаль ее ломать,

Достает из красной коробки силуэты матрешек

Вот они! Удивительно бледны,

Мастера, скорей за дело,

Украшай матрешек смело,

Составляй любой узор,

Чтобы радовал он взор.

2.Подходит ко второму столу..

Шар волшебный, дай ответ,

Ты раскрой нам свой секрет.

Достает из коробки декоративные хохломские и городецкие тарелки .

Вот листок, а здесь цветок

И красивый завиток.

Достает из зеленой коробки тарелки, раздает детям.

3.Подходит к третьему столу.

Шар волшебный, дай ответ,

Ты раскрой нам свой секрет.

Показывает детям хохломские ложки..

Нам понятно, мы матрешкам

Украшать мы будем ложки.

Достает из коробки образцы ложек, раздает их детям.

4.Подходит к следующему столу.

Шар волшебный, дай ответ,

Ты раскрой нам свой секрет.

Показывает детям иллюстрации Ю.Васнецова –изображение домика- теремка.

Всем матрешкам мастера,

Будут украшать дома.

Дети принимаются за работу.

Воспитатель помогает.

Готовые работы дети расставляют (теремки и матрешек…) на наборном полотне.

Воспитатель : вот закончилась игра.

Молодцы, мастера!

Предлагает детям попрощаться со сказкой

Сказка чаще приходи,

С нами дружбу заводи!

Оформление выставки.