Короленко в г произведения. Биография короленко. Короленко Владимир Галактионович: интересные факты

Владимир Галактионович Короленко – русский прозаик, публицист, Почетный академик Петербургской АН (1900-1902 ) и РАН (1918 ) – родился 15 (27) июля 1853 года в Житомире. Отец – украинец, из старинного казачьего рода, мать – полька, католичка. Его отец был чиновником судебного ведомства и отличался неподкупной честностью, резко выделявшей его из среды чиновников того времени. Мать писателя была дочерью помещика средней руки. В 1868 году отец Короленко умер, оставив семью без всяких средств. В это время будущий писатель был гимназистом 6 класса.

В.Г. Короленко учился в Санкт-Петербургском технологическом институте (с 1871 г .), Петровской земледельческой и лесной академии в Москве (с 1874 г. ), Санкт-Петербургском горном институте (с 1877 г. ); ни одно из этих учебных заведений не окончил вследствие арестов по политическим мотивам и длительных ссылок в Вятскую губернию и Якутию, давших богатый материал для его дальнейшего творчества. В 1885-1896 гг. Короленко жил в Нижнем Новгороде; в 1893 году совершил поездку в США (впечатления от этой поездки отразились, в частности, в повести «Без языка», 1895 ) и Западную Европу. В 1896 году переехал в Санкт-Петербург, где совместно с Н.К. Михайловским издавал журнал «Русское богатство». С 1900 года В.Г. Короленко живет в Полтаве.

Убежденный гуманист, ставший для многих современников олицетворением гражданской совести (М. Горький назвал его «честнейшим русским писателем»), Короленко не принял Октябрьскую революцию 1917 года; выступал против большевистского террора («Письма к Луначарскому», опубликованные в Париже в 1922 г . , в СССР в 1988 г .). К Короленко относились с демонстративным уважением, но его неоднократные призывы к гуманности игнорировали.

Короленко дебютировал в печати как корреспондент газеты «Новости» (1878 ). Первый рассказ «Эпизоды из жизни «искателя»» (1879 ) о молодом разночинце отразил увлечение Короленко идеями народничества. Известность принес рассказ «Сон Макара» (1885 ) – проникнутое глубоким сочувствием повествование о жизни человека из народа, страдания которого перевешивают на весах Господа его грехи.

Убийство и пролитие крови - темы, волновавшие многих писателей XIX века и рассматривавшиеся ими в разных аспектах. Короленко же думает о «стройном порядке в мире», но идея взаимосвязанности, взаимообусловленности природы, человека, общества была расплывчатой.

Короленко в скитаниях по ссылкам боялся впасть в озлобленность - она расшатывает убеждения. Борьба и неудовлетворенность, постоянное движение, даже если цель не до конца сформулирована, - вот что ценит Короленко в людях. Остановка равносильна смерти.

Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или виденного им самим, и в их центре - человек, который не сломлен.

Среди лучших произведений Короленко: рассказ «Чудная» (1880 , опублик. в 1905 ) о несгибаемом характере ссыльной девушки-революционерки; «Сказание о Флоре, Агриппе и Менахиме, сыне Иегуды» (1886 ) о восстании иудеев против своих поработителей-римлян, носящее аллегорический характер; «полесская легенда» «Лес шумит» (1886 ), изображающая времена запорожского казачества; повести: «В дурном обществе» (1885 ) – не лишенное романтизации и построенное отчасти на автобиографическом материале повествование об обитателях социального «дна»; «Слепой музыкант» (1886 ) – «этюд» о торжестве духа над плотью, включающий в себя элементы естественно-научного исследования; символический «эскиз» «Река играет» (1892 ).

Короленко много работал в документально-художественном и публицистическом жанрах. В 1895-1896 гг . Короленко успешно выступал в качестве общественного защитника в суде по делу крестьян-удмуртов из с. Старый Мултан, ложно обвиненных в ритуальном убийстве; его очерки об этом деле составили цикл «Мултанское жертвоприношение» (1895-1898 ). Цикл очерков «Сорочинская трагедия» (1907 ) – о расправе с крестьянами местечка Сорочинцы. В очерках «Бытовое явление», «Черты военного правосудия» (оба 1910 года ), «В успокоенной деревне» (1911 ) и др. Короленко обличает власть за массовые казни участников первой русской революции. Пафосом борьбы с национализмом проникнуты статьи и корреспонденции Короленко, связанный с «делом Бейлиса» (1913 ).

Самое крупное произведение Короленко – многотомная автобиография «История моего современника» (опублик. в 1922-1929 гг .), сочетающая художественное и публицистическое начала, лиризм и очерковость; повествование в ней доведено до 1884 года. Короленко – автор литературно-критических статей и воспоминаний о Н.Г. Чернышевском (1890 ), В.Г. Белинском (1898 ), Г.И. Успенском (1902 ), А.П. Чехове (1904 ), Л.Н. Толстом (1908 ), Н.В. Гоголе (1909 ).

Отрицая натурализм, порожденный рационалистическим позитивистским мировоззрением, Короленко в своем творчестве тяготел к синтезу реалистичного и романтичного начал; достоверность, а порой и этнографическая точность в воссоздании быта сочетаются в его произведениях с интересом к скрытым силам человеческой души, понимаемой Короленко как общемирового «бесконечного создания». Оптимистичное отношение к жизни, обостренное чувство справедливости и вера в торжество добра нашли выражение в знаменитой формуле: «человек создан для счастья, как птица для полёта» (рассказ «Парадокс», 1894 ).

Русская литература XIX века

Владимир Галактионович Короленко

Биография

Короленко, Владимир Галактионович - выдающийся писатель. Родился 15 июля 1853 года в Житомире. По отцу он старого казацкого рода, мать - дочь польского помещика на Волыни. Отец его, занимавший должность уездного судьи в Житомире, Дубне, Ровне, отличался редкой нравственной чистотой. В главных чертах сын обрисовал его в полу-автобиографической повести «В дурном обществе», в образе идеально-честного «пана-судьи», и более подробно - в «Истории моего современника». Детство и отрочество Короленко протекли в маленьких городках, где сталкиваются три народности: польская, украинско-русская и еврейская. Бурная и долгая историческая жизнь оставила здесь ряд воспоминаний и следов, полных романтического обаяния. Все это, в связи с полу-польским происхождением и воспитанием, наложило неизгладимую печать на творчество Короленко и ярко сказалось в его художественной манере, роднящей его с новыми польскими писателями - Сенкевичем, Оржешко, Прусом. В ней гармонично слились лучшие стороны обеих национальностей: польская колоритность и романтичность, и украинско-русская задушевность и поэтичность. К природным качествам пришли на помощь альтруистические течения русской общественной мысли 70-х годов. Все эти элементы создали художника с высоко-поэтическими настроениями, с всепроникающей и всепобеждающей гуманностью. В 1870 году Короленко окончил курс в ровенском реальном училище. Незадолго до этого умер идеально бескорыстный его отец, оставив многочисленную семью почти без всяких средств. Когда в 1871 году Короленко поступил в Санкт-Петербургский технологический институт, ему пришлось вынести самую тяжелую нужду; обедать за 18 копеек в благотворительной кухмистерской он мог себе позволить не чаще одного раза в месяц. В 1872 году благодаря стараниям энергичной матери, ему удалось перебраться в Москву и поступить стипендиатом в Петровско-Разумовскую земледельческую академию. В 1874 году, за подачу от имени товарищей коллективного прошения, он был исключен из академии. Поселившись в Петербурге, Короленко вместе с братьями добывал средства к существованию для себя и семьи корректурной работой. С конца 70-х годов Короленко подвергается аресту и ряду административных кар. После нескольких лет ссылки в Вятской губернии, он в начале 80-х годов был поселен в Восточной Сибири, в 300 верст за Якутском. Сибирь произвела на невольного туриста огромное впечатление и дала материал для лучших его очерков. Дико-романтическая природа сибирской тайги, ужасающая обстановка жизни поселенцев в якутских юртах, полная самых невероятных приключений жизнь бродяг, с их своеобразной психологией, типы правдоискателей, рядом с типами людей почти озверевших - все это художественно отразилось в превосходных очерках Короленко из сибирской жизни: «Сне Макара», «Записках сибирского туриста», «Соколинце», «В подследственном отделении». Верный основному складу своей творческой души - любви к яркому и возвышенному, автор почти не останавливается на будничных сторонах сибирского быта, а берет его по преимуществу в его наиболее величавых и настраивающих на высокой лад проявлениях. В 1885 году Короленко разрешено было поселиться в Нижнем Новгороде, и с тех пор все чаще и чаще фигурирует в его рассказах верхневолжская жизнь. Романтического в ней мало, но много беспомощности, горя и невежества - и это нашло свое отражение в рассказах Короленко: «На солнечном затмении», «За иконой», «Река играет», в полу-этнографических «Павловских очерках» и особенно в очерках, составивших целую книгу «В голодный год» (Санкт-Петербург, 1893). Эта книга явилась результатом энергической деятельности Короленко по устройству бесплатных столовых для голодающих в Нижегородской губернии. Газетные статьи его об организации помощи голодающим в свое время дали ряд весьма важных практических указаний. Общественная деятельность Короленко за все время его 10-летнего пребывания в Нижнем была, вообще, чрезвычайно ярка. Он стал своего рода «учреждением»; около него сгруппировались лучшие элементы края для культурной борьбы с злоупотреблениями всякого рода. Банкет, устроенный ему по случаю отъезда из Нижнего в 1896 году, принял грандиозные размеры. К числу самых блестящих эпизодов нижегородского периода жизни Короленко принадлежит так называемое «Мултанское дело», когда, благодаря замечательной энергии Короленко и искусно поведенной защите, были спасены от каторги обвинявшиеся в ритуальном убийстве вотяки. В 1894 году Короленко ездил в Англию и Америку и часть своих впечатлений выразил в очень оригинальной повести «Без языка» («Русское Богатство», 1895, No 1 - 3 и отдельно), несколько сбивающейся на анекдот, но в общем написанной блестяще и с чисто - диккенсовским юмором. С 1895 года Короленко - член редакции и официальный представитель «Русского Богатства» - журнала, к которому он теперь примкнул окончательно; раньше его произведения чаще всего печатались в «Русской Мысли». В 1900 году при образовании разряда изящной словесности при Академии Наук, Короленко был в числе первых, избранных в почетные академики, но в 1902 году, в связи с незакономерным кассированием выборов в почетные академики Горького, Короленко вернул свой диплом при письменном протесте. С 1900 года Короленко поселился в Полтаве. - Короленко начал свою литературную деятельность еще в конце 70-х годов, но большой публикой не был замечен. Его первая повесть «Эпизоды из жизни искателя» появилась в «Слове» 1879 года. Сам автор, очень строгий к себе и вносивший в им самим изданные собрания своих произведений далеко не все им напечатанное, не включил в них «Эпизодов». А между тем, несмотря на большие художественные недочеты, эта повесть чрезвычайно замечательна, как историческое свидетельство нравственного подъема, охватившего русскую молодежь 70-х годов. Герой рассказа - «искатель» - как-то органически, до мозга костей проникнут сознанием, что каждый человек должен себя посвятить общественному благу и ко всякому, кто заботится только о себе и думает о своем личном счастье, относится с нескрываемым презрением. Интерес рассказа в том и заключается, что в нем нет ничего напускного: это не щеголянье альтруизмом, а глубокое настроение, проникающее человека насквозь. И в этом настроении - источник всей дальнейшей деятельности Короленко. С течением времени отпала нетерпимость сектантства, исчезло презрение к чужому мнению и миросозерцанию, и остались только глубокая любовь к людям и стремление доискаться в каждом из них лучших сторон человеческого духа, под какой бы толстой и, с первого взгляда, непроницаемой корой наносной житейской грязи они ни скрывались. Удивительное уменье отыскать в каждом человеке то, что, в pendant гетевскому ewig weibliche, можно было бы назвать das ewig menschliche, больше всего и поразило читающую публику в «Сне Макара», которым, после 5 лет молчания, прерывавшегося только небольшими очерками и корреспонденциями, Короленко вторично дебютировал в «Русской Мысли» 1885 года. Что может быть серее, неинтереснее той обстановки и той жизни, изобразить которую задался автор. Почти объякутившийся житель затерянной под полярным кругом сибирской слободы напился на последние деньги отвратительной водки, настоенной на табаке, и поколоченный своей старухой за то, что напился в одиночку, а не разделил с ней омерзительного питья, завалился спать. Что может сниться такому почти потерявшему человеческий образ полудикарю, официально считающемуся христианином, но на самом деле и Бога представляющему себе в якутском образе Великого Тойона? И все же автор успел заметить и в этом скотоподобном облике тлеющую божественную искру. Силой творческой власти он раздул ее и осветил ею темную душу дикаря, так что стала она нам близка и понятна. И сделал это автор, отнюдь не прибегая к идеализации. Мастерской рукой дав на небольшом пространстве очерк всей жизни Макара, он не скрыл ни одной плутни и ни одной проделки его, но сделал это не как судья и обличитель, а как добрый друг, отыскивая любящим сердцем все смягчающие обстоятельства и убеждая читателя, что не в испорченности Макара источник его отступлений от правды, а в том, что никто никогда не учил Макара отличать добро от зла. Успех «Сна Макара» был огромный. Превосходный истинно-поэтический язык, редкая оригинальность сюжета, необыкновенная сжатость и вместе с тем рельефность характеристики лиц и предметов (последнее вообще составляет одну из сильнейших сторон художественного дарования Короленко) - все это, в связи с основной гуманной мыслью рассказа, произвело чарующее впечатление, и молодому писателю сразу отведено было место в первых рядах литературы. Одна из характернейших сторон успеха, выпавшего на долю как «Сна Макара», так и других произведений Короленко - всеобщность этого успеха; так, не только самый обстоятельный, но и самый восторженный этюд о Короленко написал критик «Московских Ведомостей», Говоруха-Отрок, известный своей ненавистью ко всему «либеральному». Вслед за «Сном Макара» появился рассказ «В дурном обществе» - тоже одно из коронных произведений Короленко. Рассказ написан в совершенно романтическом стиле, но эта романтика свободно вылилась из романтического склада души автора, и потому блеск рассказа не мишурный, а отливает настоящим литературным золотом. Действие опять происходит в такой среде, где только очень любящее сердце может открыть проблески человеческого сознания - в сборище воров, нищих и разных свихнувшихся людей, приютившихся в развалинах старого замка одного из волынских городков. Общество - действительно «дурное»; автор устоял против соблазна сделать своих отверженцев протестантами против общественной неправды, «униженными и оскорбленными», хотя сделать это он мог очень легко, имея в своем творческом распоряжении колоритную фигуру пана Тыбурция, с его тонким остроумием и литературным образованием. Все господа «из замка» преисправно воруют, пьянствуют, вымогательствуют и развратничают - и, однако, сын «пана судьи», случайно сблизившись с «дурным обществом», ничего дурного не вынес из него, потому что тут же встретил высокие образцы любви и преданности. Тыбурций действительно что-то некрасивое совершил в прошлом, а в настоящем продолжает воровать и сына тому же учить, но маленькую, медленно тающую в подземелье дочь свою он любит безумно. И такова сила всякого истинного чувства, что все дурное в жизни «дурного общества» отскакивает от мальчика, ему передается только жалость всего общества к Марусе, и вся энергия его гордой натуры направляется на то, чтобы облегчить, чем возможно, печальное существование Маруси. Образ маленькой страдалицы Маруси, из которой «серый камень», то есть подземелье, высасывает жизнь, принадлежит к грациознейшим созданиям новейшей русской литературы, и смерть ее описана с той истинной трогательностью, которая дается только немногим избранникам художественного творчества. По романтическому тону и месту действия к рассказу «В дурном обществе» близко примыкает полесская легенда «Лес шумит». Она написана почти сказочной манерой и по сюжету довольно банальна: пана убил оскорбленный в своих супружеских чувствах холоп. Но подробности легенды разработаны превосходно; в особенности прекрасна картина волнующегося перед бурей леса. Выдающее уменье Короленко описывать природу сказалось здесь во всем блеске. Зорким глазом подсмотрел он не только общую физиономию леса, но и индивидуальность каждого отдельного дерева. Вообще дар описания природы принадлежит к числу важнейших особенностей дарования Короленко. Он воскресил совсем-было исчезнувший из русской литературы, после смерти Тургенева, пейзаж. Чисто романтический пейзаж Короленко имеет, однако, мало общего с меланхолическим пейзажем автора «Бежина Луга». При всей поэтичности темперамента Короленко меланхолия ему чужда, и из созерцания природы он пантеистически извлекает то же бодрящее стремление ввысь и ту же веру в победу добра, которые составляют основную черту его творческой личности. К волынским, по месту действия, рассказам Короленко принадлежат еще «Слепой музыкант» (1887), «Ночью» (1888) и рассказ из еврейской жизни: «Иом-Кинур». «Слепой музыкант» написан с большим искусством, в нем много отдельных хороших страниц, но, в общем, задача автора - дать психологический очерк развития у слепородженного представлений о внешним мире - ему не удалась. Для художества здесь слишком много науки или, вернее, научных домыслов, для науки - слишком много художества. Поистине благоухающим можно назвать рассказ «Ночью». Разговоры детей о том, как появляются на свет дети, переданы с поразительной наивностью. Такой тон создается только с помощью качества, драгоценнейшего для беллетриста - памяти сердца, когда художник воссоздает в своей душе мельчайшие подробности былых чувств и настроений, во всей их свежести и непосредственности. В рассказе фигурируют и взрослые. Одному из них, молодому доктору, удачно справившемуся с тяжелыми родами, они кажутся простым физиологическим актом. Но другой собеседник два года тому назад при таком же «простом» физиологическом акте потерял жену, и жизнь его разбита. Вот почему он не может согласиться, что все это очень «просто». И автор этого не думает; и для него смерть и рождение, как и все человеческое существование - величайшая и чудеснейшая из тайн. Оттого и рассказ весь проникнут веянием чего-то таинственного и неизведанного, к пониманию которого можно приблизиться не ясностью ума, а неопределенными порывами сердца. В ряду сибирских рассказов Короленко, кроме «Сна Макара», заслуженной известностью пользуются «Из записок сибирского туриста», с центральной фигурой «убивца». Всепроникающая гуманность автора выразилась здесь с особенной глубиной. Всякий другой повествователь, рассказав историю, с обычной точки зрения, «справедливого» убийства, в котором невольный «убивец» явился мстителем за ряд злодейств и избавителем от смерти матери с 3 детьми, наверное, на этом бы и успокоился. Но «убивец» - человек необычного душевного склада; он правдоискатель по преимуществу и не удовлетворяет его справедливость, достигнутая путем пролития крови. Мечется в страшной тоске «убивец» и не может примириться с страшной коллизией двух одинаково священных принципов. Та же коллизия двух великих начал лежит в основе небольшого рассказа «В пасхальную ночь». Автор вовсе не имеет намерения осуждать тот порядок, по которому арестантам не дозволяют бежать из тюрем: он только констатирует страшный диссонанс, он только с ужасом отмечает, что в ночь, когда все говорит о любви и братстве, хороший человек, во имя закона, убил другого человека, ничем дурным в сущности себя не заявившего. Таким же отнюдь не тенденциозным, хотя и всего менее бесстрастным художником является Короленко и в превосходном рассказе о сибирских тюрьмах - «В подследственном отделении». В яркой фигуре полупомешанного правдоискателя Яшки автор, с одной стороны, с полной объективностью отнесся к той «народной правде», пред которой так безусловно преклоняются многие из ближайших автору по общему строю миросозерцания людей. Но, вместе с тем, Короленко любит свою собственную, свободно родившуюся в его чуткой душе, правду слишком живой любовью, чтобы преклониться пред всем, что исходит из народа, только потому, что оно народное. Он благоговеет пред нравственной силой Яшки, но весь душевный облик искателя какого-то «прав закона», прототип мрачных фигур раскола, фанатиков, сжигавших себя во имя защиты обрядности - ему нимало не симпатично. - Переселившись на Волгу, Короленко побывал в Ветлужском крае, где на Святом озере, у невидимого Китеж-града, собираются правдоискатели из народа - раскольники разных толков - и ведут страстные дебаты о вере. И что же вынес он из этого посещения? (рассказ: «Река играет»). «Тяжелые, не радостные впечатления уносил я от берегов Святого озера, от невидимого, но страстно взыскуемого народом града… Точно в душном склепе, при тусклом свете угасающей лампады провел я всю эту бессонную ночь, прислушиваясь, как где-то за стеной кто-то читает мерным голосом заупокойные молитвы над уснувшей навеки народной мыслью». Короленко всего менее, однако, считает народную мысль действительно уснувшей навеки. Другой рассказ из волжской жизни - «На солнечном затмении» - заканчивается тем, что те же обитатели захолустного городка, которые так враждебно отнеслись к «остроумам», приехавшим наблюдать затмение, прониклись удивлением пред наукой, столь мудрой, что даже пути Господни ей ведомы. В заключительном вопросе рассказа: «когда же окончательно рассеется тьма народного невежества?» слышится не уныние, а желание скорейшего осуществления заветных стремлений. Вера в лучшее будущее составляет вообще основную черту духовного существа Короленко, чуждого разъедающей рефлексии и отнюдь не разочарованного. Это его резко отличает от двух ближайших сверстников по писательскому рангу, который он занимает в истории новейшей русской литературы - Гаршина и Чехова. В первом из них обилие зла на земле убило веру в возможность счастья, во втором - серость жизни посеяла невыносимую скуку. Короленко, несмотря на множество личных тяжелых испытаний, а, может быть, как раз благодаря им, и не отчаивается, и не скучает. Для него жизнь таит множество высоких наслаждений, потому что в победу добра он верит не из банального оптимизма, а в силу органического проникновения лучшими началами человеческого духа. К середине 1890-х годов чисто художественная деятельность Короленко достигла своего кульминационного пункта. Среди написанных им с тех пор произведений есть прекрасные очерки и этюды, в ряду которых особенно нужно отметить «Государевых ямщиков» и «Мороз» (из сибирской жизни), но нового для характеристики литературного облика автора они не дают. С 1906 года Короленко начал печатать отдельными главами самое обширное по объему из своих произведений: автобиографическую «Историю моего современника». По замыслу это должно было быть нечто типическое по преимуществу. Автор заявляет, что его «записки - не биография, не исповедь и не автопортрет»; но, вместе с тем, он «стремился к возможно полной исторической правде, часто жертвуя ее красивыми или яркими чертами правды художественной». В результате «историческое» или, вернее, автобиографическое взяло верх над типическим. К тому же вышедшие пока 2 части «Истории моего современника», главным образом, посвященные начальному периоду жизни Короленко, центральным пунктом которой является столкновение трех национальных элементов в эпоху польского восстания 1863 года, недостаточно типичны с общерусской точки зрения. Не типичны и те формы крепостного права, которые так поражали молодого наблюдения в быту шляхетской Украины. Очень удались Короленко воспоминания о писателях - Успенском, Михайловском, Чехове, - которые он объединил под общим заглавием «Отошедшие». Среди них поистине превосходен очерк об Успенском, написанный со всей выразительностью чисто беллетристического этюда и, вместе с тем, согретый настоящей личной любовью к писателю и человеку. Блестящее место в литературном формуляре Короленко занимает обширная публицистическая деятельность его - его многочисленные газетные и журнальные статьи, посвященные разным жгучим злобам текущего дня. Проникновенная публицистика Короленко находится в тесной связи с выдающейся практической его деятельностью. Где бы он ни поселился, он везде становился в центре активной работы, направленной к облегчению народных нужд и бедствий. Эта практическая деятельность Короленко неотделима от литературной и образует одно слитное целое. Трудно сказать, что, например, в «Голодном годе», или в произведшем огромное впечатление «Бытовом явлении» (1910) есть замечательное литературное явление и что - крупнейшая общественная заслуга. В общем, высокое положение, которое занимает в современной литературе Короленко, - в такой же степени выражение прекрасного, в одно и то же время и задушевного, и изящного художественного таланта, как и результат того, что он рыцарь пера в лучшем смысле этого слова. Случится ли стихийное бедствие, осудят ли невинных людей, учинят ли погром, доведут ли до кошмара, до превращения в «бытовое явление» смертные казни, Короленко уже «не может молчать», по выражению Толстого; ему не боязно говорить об «избитом сюжете». И искренность гуманизма Короленко так глубока и несомненна, что захватывает читателя совершенно независимо от принадлежности к тому или другому политическому лагерю. Короленко не «партиец», он гуманист в прямом и непосредственном смысле слова. Сочинения Короленко пользовались всегда большим успехом на книжном рынке. Вышедшая в 1886 году 1-я книга его «Очерков и рассказов» выдержала 13, 2-ая книга (1893) - 9, 3-я книга (1903) - 5, «Слепой музыкант» (1887) - 12, «В голодный год» - 6, «Без языка» (1905) - 5, «История моего современника» (1910) - 2 издания. - В десятках тысяч экземпляров разошлись выпущенные разными книгоиздательствами мелкие рассказы Короленко. Первым сколько-нибудь «Полным собранием сочинений» Короленко является то, которое приложено к «Ниве» (1914, в 9 томах). Сравнительно полная библиография написанного Короленко дана в обстоятельной книжке княгини Н. Д. Шаховской: «Владимир Галактионович Короленко. Опыт биографической характеристики» (Москва, 1912). - Ср. Арсеньев, «Критические этюды» (том II); Айхенвальд, «Силуэты» (том I); Богданович, «В годы перелома»; Батюшков, «Критические очерки» (1900); Арсений Введенский («Исторический Вестник», 1892, том II); Венгеров, «Источники» (том III); Владиславлев, «Русские писатели»; Волжский, «Из мира литературных исканий» (1906); Ч. Ветринский («Нижегородский Сборник», 1905); Гольцев, «О художниках и критиках»; Ив. Иванов, «Поэзия и правда мировой любви» (1899); Козловский, «Короленко» (Москва, 1910); Луначарский, «Этюды»; Мережковский («Северный Вестник», 1889, 5); Ю. Николаев (Говоруха-Отрок) («Русское Обозрение», 1893 и отдельно); Овсянико-Куликовский («Вестник Европы», 1910, 9, и «Собрание сочинений», 9); Поктовский, «Идеализм в произведениях Короленко» (Казань, 1901); С. Протонопов («Нижегородский Сборник», 1905); Пругавин («Русские Ведомости», 1910, No 99 - 104); Скабичевский, «История новой русской литературы»; Столяров, «Новые русские беллетристы» (Казань, 1901); Седов («Вестник Воспоминаний», 1898, 3); Треплев, «Молодое Сознание» (1904); Уманьский («Нижегородский листок», 1903, 130); Чуковский, «Критические рассказы» (1910).

Владимир Галактионович Короленко, родился 15 июля 1853 года в Житомире. Отец его был из старинного казацкого рода, а мать, являлась дочкой польского помещика, проживавшего на Волыни. Его отец был чрезвычайно чистым человеком, занимавшим должностные судебные посты в разных городах Украины.

Детство и юность Короленко провёл в небольших городах, где часто встречались три национальности: поляки, евреи, русские и украинцы. Бурно протекающая жизнь оставила свой отпечаток и на творчестве известного писателя. В ней видны лучшие стороны польской колоритности и украинской задушевности. Большое влияние на писателя оказало течение русской общественной мысли в 70-х годах 19 века.

В 1870 году Короленко окончил учёбу в Ровенском реальном училище. Незадолго до этого, скончался его отец, оставив многочисленное семейство без копейки денег. И когда Короленко поступил в Санкт-Петербургский технологический университет, ему приходилось сводить концы с концами из-за нехватки средств.

Благодаря связям матери, ему всё-таки удаётся переехать в Москву, в 1872 году, и поступить в академию. Через два года, он был исключен из стипендиатов академии, после подачи коллективного заявления от товарищей.

Перебравшись снова в Петербург, он начинает тяжёлую трудовую жизнь вместе со своими братьями. А в конце 70-х годов его арестовывают по подозрению в ряде совершённых административных преступлений. За эти деяния, Короленко был сослан в Сибирь, где жил до 1885 года. В этом году, за его примерное поведение и ряд заслуг перед государством, писателю разрешают поселиться в Нижнем Новгороде. За годы своей жизни автор создал немало прекрасных произведений. Нужно сказать, что в разные периоды, были написаны соответствующие произведения.

К числу самых ярких эпизодов жизни Короленко в Нижнем Новгороде, можно причислить "Мулатское дело", благодаря которому он спас от каторги, обвинявшихся в ритуальном убийстве вотяков.

Короленко имел прогрессирующую болезнь сердца. Но, несмотря на это, он до последних дней своей жизни, занимался благотворительной деятельностью и помогал детям сиротам. Умер писатель от воспаления мозга в 1922 году.

) очень типично для того, что в 1880-е и 1890-е годы считалось «художественным». Оно полно эмоциональной поэтичности и «тургеневских» картин природы. Лирический элемент сегодня представляется несколько устарелым и неинтересным, и мы в большинстве, вероятно, предпочтём его последнюю книгу, в которой он почти полностью освободился от «поэтичности». Но именно эта поэтичность пришлась по вкусу русской читающей публике его эпохи, которая оживила культ Тургенева . Хотя всем было известно, что Короленко радикал и революционер, все партии приняли его с равным восторгом. Независимый от партийной принадлежности прием, оказываемый писателям в 80-е гг., был знаком времени. Гаршин и Короленко были признаны классиками (меньшими, но классиками!) раньше, чем получил хотя бы отдаленное признание Лесков (который гораздо крупнее их, но родился в менее удачное время).

Портрет Владимира Галактионовича Короленко. Художник И. Репин, 1912

Поэтичность Короленко хоть и поблекла с годами, но первые его вещи все еще сохраняют часть своего очарования. Ибо даже эта его поэтичность поднимается над уровнем «миловидности» в описаниях величественной северной природы. Северо-восток Сибири с его обширными необжитыми пространствами, короткими полярными днями и ослепительными снежными пустынями живет в его ранних рассказах во всей своей впечатляющей огромности. Он мастерски пишет атмосферу. Все, кто читал, помнят романтический остров с разрушенным замком и высокие, шумящие на ветру тополя в рассказе В дурном обществе (см. полный текст этого рассказа на нашем сайте).

Но неповторимость Короленко – в соединении поэтичности с тонким юмором и неумирающей верой в человеческую душу. Сочувствие к людям и вера в человеческую доброту характерна для русского народника; мир Короленко – это мир, основанный на оптимизме, ибо человек по природе добр, и только дурные условия жизни, созданные деспотизмом и грубым эгоистическим капитализмом, сделали его таким, какой он есть, – бедным, беспомощным, нелепым, жалким и вызывающим раздражение созданием. В первом рассказе Короленко – Сон Макара – есть истинная поэзия, не только в том, как написан якутский ландшафт, но, главное, в глубочайшем и неистребимом авторском сочувствии к темному непросвещенному дикарю, наивно-эгоистичному и все-таки несущему в себе луч божественного света.

Владимир Галактионович Короленко. Видеофильм

Особенно прелестен короленковский юмор. В нем совершенно нет сатирических ухищрений. Он непринужденный, естественный, и есть в нем та легкость, которая у русских авторов встречается редко. У Короленко юмор нередко перевит с поэзией, как в прелестном рассказе Ночью , где дети ночью, в спальне, обсуждают захватывающий вопрос – откуда берутся дети. Йом Кипур , со своим забавным древнееврейским дьяволом, представляет собой ту смесь юмора и фантазии, которая так прелестна в ранних рассказах Гоголя , но краски Короленко мягче, спокойнее, и, хотя в нем нет и грамма творческого богатства его великого земляка, он превосходит его теплотой и человечностью. Самый чисто юмористический из его рассказов – Без языка (1895) – повествует о трех украинцах-крестьянах, эмигрировавших в Америку, не зная ни слова ни на одном языке, кроме своего собственного. Русская критика называла этот рассказ диккенсовским, и это справедливо в том смысле, что у Короленко, как и у Диккенса , нелепость, абсурдность персонажей не мешает читателю их любить.

Последняя вещь Короленко – его автобиография, рассказ о собственной жизни, необыкновенно точный и правдивый, но который он, из какой-то сверхщепетильности, назвал историей не своей, но своего современника. Она менее поэтична, чем его первые вещи, она никак не приукрашена, но там очень сильны два главных качества короленковской прозы – юмор и человечность. Мы встречаем там прелестные картины жизни полупольской Волыни; видим его отца, щепетильно-честного, но своенравного. Он вспоминает свои первые впечатления – деревня, школа, великие события, свидетелем которых он стал, – освобождение крестьян и польское восстание . Он показывает нам необыкновенно живые фигуры чудаков и оригиналов – пожалуй, их портреты удались ему лучше всех прочих. Это, конечно, не сенсационная книга, но это восхитительно спокойная история, рассказанная старым человеком (ему было всего пятьдесят пять лет, когда он ее начал, но что-то от «дедушки» в образе Короленко всегда присутствовало), у которого много времени, и он с удовольствием рассказывает, оживляя память о случившемся пятьдесят лет назад.

Вторая половина 19-ого века принесла нашей стране немало талантливейших литературных деятелей. Один из них – это журналист, прозаик и публицист Владимир Галактионович Короленко.

Владимир Короленко появился на свет в 1853 году в городе Житомир, Украина. Отец Владимира работал судьёй. Он имел довольно строгий, но неподкупный характер, что выделяло его среди других чиновников. Мать Владимира — уроженка Польши, и именно поэтому в ранние годы жизни польский язык стал родным для будущего писателя.

Семья была многодетная: Владимир жил вместе с двумя братьями и сёстрами. Всё детство он провёл на Украине, и воспоминаниями об этих годах он заполнил впоследствии многие свои сочинения.

Образование и юность

Владимир Короленко проходил обучение в польском пансионе и Житомирской гимназии. Когда его отец ушёл из жизни, оставив семью в трудном положении, сын получил образование в Ровенском реальном училище.

В дальнейшем ему пришлось покинуть Петербургский технологический институт, так как на обучение не хватало денег. Он продолжил учиться в Петровской земледельческой академии и Горном институте, из которых его последовательно исключили за революционные наклонности.

Отношение к революции

Уже с юношества Короленко разделял идею народничества. За смелую критику царского режима власть не жалела молодого человека, раз за разом отправляя его в новую ссылку.

Шесть лет в тяжёлых условиях не ослабили его, только закалили характер и послужили в дальнейшем хорошим материалом для рассказов. Но Владимир Короленко критиковал и Октябрьскую революцию, которая, казалось бы, как раз отвечала интересам народнического движения. Как истинный гуманист, он не приветствовал массовые расправы над людьми. Об этом он делился с Луначарким в «Письмах», написанных в 1920 году.

Творчество

В журнале «Слово» Владимир Короленко опубликовал своё первое произведение «Эпизод из жизни искателя». Но самое большое признание получили рассказы «В дурном обществе», «Сон Макара» и «Слепой музыкант». В основу этих сочинений Короленко заложил свои детские воспоминания о жизни на родине.

Помимо прозы, Владимир создал немало и публицистических работ, посвящённых остросоциальным проблемам его современности. Например, статья «Бытовое явление» о подавлении революции в 1905 году.

Личная жизнь: жена и дети

Короленко женился один раз, на своей старой знакомой Евдокии Ивановской, которая, как и он, была революционеркой-народницей. С ней он прожил до конца своих дней, и вместе они воспроизвели на свет двух дочерей – Наталью и Софию.

Уже при жизни Владимир завёл множество добрых знакомств среди известных литераторов, которые отзывались о нем как о добром, жизнерадостном, умном человеке, за которым можно пойти, куда угодно.

Смерть

Последние годы жизни Короленко провёл в Полтаве. Здесь у семьи была собственная дача, куда все её члены приезжали на лето.

На закате своей жизни писатель создавал объёмное автобиографическое сочинение «История моего современника». Он скончался от воспаления лёгких в 1921 году, не закончив четвертый том.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году на Украине в семье судебного чиновника. Родители его высоко чтили и культивировали в детях пофнятие долга и чести. Отца неизменно сопровождала слава «судьи праведного». Впоследствии Короленко сам столкнется с законом в роли подсудимого и поймет, что для соблюдения законности нужно большое мужество и стойкость.

Студенческие годы Короленко приходились на начало 70-ых годов. Сначала он учился в Санкт-Петербургском Технологическом институте, а затем в Московской Петровской Сельскохозяйственной Академии. Призыв слиться с народом и распространять там социалистические идеи привлекал Короленко.

Его Аналитический ум, который идеально сочетался с его деятельным и импульсивным характером, побуждал его к неустанному поиску истины, и как ему казалось, эта истина была в народе.

Впервые Короленко сблизился с народом в годы своей первой ссылки в Волгородскую губернию, куда он попал за организацию и проведение нелегальных сходок в Петровской академии.

Первая ссылка была недолгой. В результате хлопот многих друзей ему разрешили переселиться в Кронштадт, где проживала его семья, а вскоре он переехал в Петербург, где он готовился, так сказать, к хождению в народ, ради чего начал обучаться сапожному ремеслу. Но его идеи по просвещению крестьян в деревне не увенчались успехом, так как в 1879 году усилились репрессии и выступления народников в виде террора. Короленко вновь был арестован и отныне стал «бесповоротно подозрительным.

С ярлыком «политически неблагонадежен» Короленко отправили в город Глазов Вятской Губернии. Во время ссылки Владимир Галактионович избавляется о наивном книжно-романтическом представлении, о крестьянине, борющимся за свою жизнь каждый день, не останавливаясь. Он понимает, что крестьянину не нужно, то о чем мечтает для него аристократическая интеллигенция.

В тоже время личность Короленко вызывает интерес у его соседей: они приходят к нему за советом, доверяют ему свои проблемы, и просто любят его. В результате этого беспокойного ссыльного высылают еще дальше на север Вятской губернии в Березовские починки (как он в последствии узнал - за попытку к бегству)

Затем Короленко попадает в Сибирь за отказ присягнут Александру III и близко сталкивается с якутами. Он убеждается, что их быт, их образ мыслей и нужды далеки от того, его ищут народники в крестьянских душах.

Короленко считал терроризм противным явлением человеческой природе. Недаром, что один из его друзей, в то время, как Короленко мучался: присягать или не присягать, подшучивал, что если бы он присягнул он обязательно бы стал террористом, что противоречило ему самому, его природе, его ходу мыслей и совести.

В то время, когда он ждал ареста после отказа присягнуть ему представилась возможность побега, но он ею не воспользовался, так же как и раньше в Глазове, когда у него была такая же возможность убежать от всего этого.

Однако верность себе у Короленко не переходила в исступление, строгое подчинение каким-то принципам и т.д.

Как мне кажется, в своем рассказе «Чудная» (1880) он как бы представляет себя в роли той женщины, которую везут в ссылку. К чему привели её принципы? что они ей дали? Короленко пишет о ее убеждениях и ее принципиальности: «Сломать ее можно… ну а согнуть - сам, чай, видел: не гнуться такие»

Убийство и пролитие крови - темы волновавшая многих писателей XIX века и рассматривавшаяся ими в разных аспектах. Короленко же думает о «стройном порядке в мире», но идея взаимосвязанности, взаимообусловленности природы, человека, общества была расплывчатой, но пронизывала все творчество Короленко.

Борьба и неудовлетворенность, постоянное движение, даже если цель неосознанна до конца, - вот что ценит Короленко в людях. Остановка равносильна смерти.

Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или виденного им самим, и в их центре - не покорившийся человек.

Словами «Человек создан для счастья, как птица для полета в рассказе парадокс Владимир Галактионович высказывает мысль о том, что человек - часть огромного мира и в себе заключает его бесконечность.

После разгрома революции 1905 года, повлекшего за собой массовые аресты и казни, Короленко всеми силами пытался активизировать гражданский темперамент общества, массовый отпор убийствам и пыткам.

Общественная деятельность Короленко отвлекала его от литературы, и в последние годы жизни он занялся большим трудом «История моего современника», где, в общем, занимался анализированием своих духовных поисков.

Короленко умер в 1921 году. На протяжении всей его жизни его несмолкающая натура требовала справедливости. Понятия «литература» и «борьба» для Короленко были едины, как понятия «человек» и «гражданин». Они являли собой органическое и естественное воплощение его самого.

короленко писатель публицистика произведение