Краткая биография мориса. Биография мориса равеля. Равель и его кумиры

Жозеф Морис Равель (Ravel) (1875-1937) - французский композитор. Его творческие открытия в области музыкального языка (гармонии, ритма, оркестровки) способствовали развитию новых стилистических течений в музыке 20 века. Опера «Испанский час» (1907), опера-балет «Дитя и волшебство» (1925); балет «Дафнис и Хлоя» (1912); «Испанская рапсодия» (1907), «Болеро» (1928) для оркестра, концертная фантазия «Цыганка» для скрипки с фортепьяно (1924), фортепьянные пьесы, в т. ч. «Игра воды» (1901), цикл «Отражения» (1905). Оркестровал «Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского (1922).

Раннее творчество

Безумие - это повторение одного и того же действия.

Равель Морис

Морис Равель родился 7 марта 1875 года, в Сибуре, во Франции, в смешанной швейцарско-баскской семье, рос и воспитывался в Париже. В 1889-95 и 1897-1905 занимался в Парижской консерватории, где его педагогом по композиции был Габриель Форе - один из ведущих французских композиторов того времени, автор популярного Реквиема и изящных вокальных и фортепианных миниатюр. К началу 1900-х годов Равель снискал признание как незаурядный мастер малой формы. Популярность ему принесла фортепианная пьеса «Павана усопшей инфанте» (1899). Этот образец деликатной ностальгической лирики при всей оригинальности своего гармонического языка все еще отмечен влиянием Форе. Новым словом в фортепианной музыке стали «Игры воды» (1901), декоративными пассажами мелких нот и тонкой дифференциацией фактурных плоскостей предвосхитившие зрелый фортепианный стиль Клода Дебюсси. Особняком среди ранних произведений Мориса Равеля стоит Струнный квартет (1903), стилистически близкий более раннему Квартету Дебюсси, но отличающийся большими масштабами и мощным, блестящим, почти оркестровым звучанием.

Свободный художник

В 1900-1905 годах М. Равель несколько раз участвовал в конкурсе на самую почетную для молодых французских композиторов Римскую премию, но успеха не добился. Оставив консерваторию, он избрал карьеру свободного художника. Годы с 1905 до середины 1910-х были самыми плодотворными в его творческой жизни. Параллельно Дебюсси и независимо от него Равель развивал принципы музыкального импрессионизма (он даже обвинил своего старшего коллегу в присвоении некоторых его идей). Равель разделял с Дебюсси такие особенности импрессионистского письма, как примат модальности над тональностью и свободно разворачивающейся мелодической линии над целеустремленным гармоническим развитием, преобладание светлого колорита и чистых оркестровых красок. Подобно Дебюсси, Равель питал особое пристрастие к тембрам флейты, арфы, засурдиненной трубы, разделенных струнных. Вместе с тем Равель в большей степени, чем Дебюсси, был склонен к широкому виртуозному жесту (особенно в некоторых пьесах фортепианных циклов «Зеркала», 1905, и «Ночной Гаспар»,1908) и к ясно очерченным архитектоническим формам.

Морис Равель (1875 - 1937), французский композитор-импрессионист, дирижёр.

Когда говорят о французской музыке ХХ века, то рядом называют два имени: Клод Дебюсси и Морис Равель. Это естественно, ведь, действительно, два этих великих композитора определили наиболее важные тенденции развития французской музыкальной жизни от 80-х годов XIX века и до середины следующего столетия.

Творческий путь Равеля длился около четырёх десятилетий - от конца XIX до середины 30-х годов ХХ века. Деятельность прославленного композитора началась в относительно мирной Европе, а закончилась в трагические годы, когда над миром нависла опасность фашизма. Бурная эпоха с ее драматическими конфликтами, грандиозными катастрофами и стремительной жизненной динамикой нашла в музыке Равеля своеобразное и яркое отражение. Его наследие остаётся одним из самых значительных явлений французского и мирового музыкального наследия.

Почти вся жизнь Равеля, как и большинства французских художников, писателей, музыкантов, связана с Парижем. Он характерный представитель парижского художественного мира своего времени: нервно-впечатлительный, обострённо интеллектуальный, сдержанный в проявлении тщательно скрываемых переживаний, не лишённый экстравагантности и склонности к эпатированию.

Равель по происхождению не парижанин. Отец его Пьер Жозеф Равель принадлежал к французской семье, переселившейся в Швейцарию. По профессии он был инженером. Его изобретения и усовершенствования обеспечили ему место в истории автомобилестроения. Технические способности отца были унаследованы сыном-композитором, своеобразно отразившись в его жизни и творчестве. Кроме того, он был широко образованным человеком: имел вкус к живописи, тонко чувствовал музыку. Мать Равеля была уроженкой страны басков в Нижних Пиренеях и воспитывалась в Мадриде, где она и встретила Жозефа Равеля, приехавшего туда строить железную дорогу. После свадьбы супруги уехали в приморский городок Сибур, где и появился на свет Морис Равель.

Если от отца Морис унаследовал склонность к технике и живой интерес к искусству, то мать передала ему любовь к испанской мелодике. Испанские песни, звучавшие над колыбелью мальчика, сохранились в его сознании до конца жизни, определив одну из главных линий его творчества.

Морису было три месяца, когда семья переехала в Париж. Мальчик рос в условиях, благоприятных для развития дарования. Чуткие, любящие родные поняли его призвание.

Равель не был вундеркиндом. Занятия музыкой начались, когда Морису было шесть лет, сначала с Анри Гизом, потом с Шарлем Рене, преподававшим ему гармонию, контрапункт и композицию. Занятия шли успешно, но неторопливо, не обнаруживая в мальчике скороспелого дарования.

В двенадцать лет Равель приносит своему учителю «Вариации на тему Шумана», и учителя весьма впечатлило их своеобразие. По словам Шарля Рене, творческий облик будущего композитора формировался без особых усилий с его стороны - черта, чрезвычайно характерная для Равеля, чья художественная индивидуальность ярко обнаружилась в первых же сочинениях.

В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию. Два года он учился в подготовительном классе фортепиано у педагога Антиома, после чего перешёл в высший класс к Ш. Берио. В консерватории Равель стал хорошим воспитанником, не выделяясь особенными успехами.

Как обычно бывает, годы учения принесли не только запас знаний, но и много художественных впечатлений, сыгравших не менее важную роль в формировании будущего композитора. В годы, когда Равель усваивал начала консерваторской науки, парижан волновали выставки импрессионистов, романы Э. Золя и А. Франса, премьеры произведений Г. Форе, Э. Шабрие, А. Брюно.

Одним из выдающихся событий стали концерты русской симфонической музыки под управлением Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова. Эти концерты сыграли решающую роль в увлечении русским искусством французской молодёжи.

В 1895 году двадцатилетний музыкант написал произведения, в которых сказались плоды консерваторских занятий и ясно отразилось его собственное творческое лицо. Две пьесы – «Старинный менуэт» и «Хабанера» - характерны тем, что в них уже намечены две существенные линии творчества Равеля: музыкальные формы любимого им XVIII века и мелос Испании.

Мастерство Равеля становилось с годами все тоньше, совершенней, но главные его черты определились при первом же выходе композитора в свет.

В консерваторской жизни Равеля в эти годы произошли важные перемены. Большое значение имели занятия полифонии у известного педагога Андре Жедальжа - одного из известнейших педагогов музыкального Парижа. Не меньшую роль сыграли начатые в 1897 году занятия по композиции у Форе. В его классе была непринуждённая обстановка художественной мастерской.

Условия консерваторского учения Равеля были исключительно благоприятными: блестящая школа технического мастерства у Жедальжа и своеобразная лаборатория в классе Форе.

Вскоре после начала занятий у Форе Равель пробует свои силы в той области, где ему предстояло одержать поистине феерические победы, - в области оркестровой музыки.

Консерваторские годы подошли к концу, началась борьба за так называемую Римскую премию - довольно знаменитый и очень характерный эпизод в биографии молодого Равеля. Претендентом на неё становится Равель. Условием было сочинение кантаты на заданный текст. В данном случае жюри остановилось на крайне посредственных стихах поэта Ф. Бессье «Мирра». Напыщенный стиль Бессье был совершенно чужд тонкому вкусу Равеля. Тем не менее, композитор написал кантату, вызвавшую одобрение членов жюри. Однако I премию, дававшую право на поездку в Рим, присудили не Равелю, а А. Капле, способному композитору и дирижёру. Усердие Равеля отметили лишь II премией.

В том же году появляется «Игра воды» - ослепительный шедевр, который предваряет «Эскизы» Дебюсси и является одним из высших достижений современного фортепианного искусства. Эта пьеса предшествовала первым импрессионистским фортепианным пьесам Дебюсси («Эстампы», «Остров радости»), и Равель с правом может оспаривать у своего старшего современника славу зачинателя нового пианистического стиля.

Неудачи с получением Римской премии не остановили творческой работы Равеля. В 1903 году был написан Струнный квартет фа мажор, который отличается высоким мастерством. Это первый опыт композитора в рамках чётко очерченной крупной классической формы, если не считать учебных работ.

В 1904 году Равель познакомился с супругами Годебскими, и вскоре знакомство перешло в тёплую дружбу. Ум, доброта, обаяние польской супружеской пары сделали их скромную квартиру одним из артистических очагов Парижа. У них постоянно встречались молодые писатели Ж. Кокто, П. Валери, композиторы Э. Сати, И. Стравинский , М. де Фалья, А. Казелла, театральный и музыкальный деятель Дягилев и другие. В этом пёстром обществе Равель стал своим человеком. Он нашёл тёплое пристанище в семейном кругу Годебских.

Несколько оправившись после понесённых поражений, Равель в 1905 году осмелился ещё раз принять участие в конкурсе на Римскую премию. Но его даже не допустили. Консервативные члены жюри решили, что дерзкий новатор, известный своими гармоническими и тембровыми открытиями, попросту издевается над ними. «Дело Равеля», как его стали называть в прессе, приобрело характер публичного скандала.

Консерватория была скомпрометирована в глазах общественного мнения, и ее директор Т. Дюбуа принуждён был выйти в отставку. Эта нашумевшая история явилась одним из переломных моментов в развитии французской музыки, ознаменовав поражение консервативных кругов и победу новых веяний.

Связи молодого композитора с воспитавшей его консерваторией после пресловутого «дела» окончательно прекратились. Десятилетие, трагически закончившееся Первой мировой войной, было исключительно плодотворным, дарование Равеля достигло расцвета. В эти годы композитор пишет в различных жанрах: симфонические произведения, оперу («Испанский час»), камерную музыку - инструментальную и вокальную, обработки народных песен.

После премьеры оперы Равеля, которая несомненно является наиболее значительным явлением в- его вокальном творчестве, стало ясно, что наиболее ярко его талант проявляется в области инструментальной музыки. Подлинная его стихия - оркестр и фортепиано. Трудно назвать композитора, у которого бы так сплетались эти сферы. Красочность его музыкального мышления находила наилучшую почву в разнообразии оркестрового звучания и вместе с тем определяла одну из главных линий его фортепианного творчества. Сочиняя для рояля, он, по-видимому, думал об оркестре, не забывая, однако, о возможностях и специфике фортепиано. Это относится, в частности, к его серии пьес «Отражения», написанной в 1905 году.

В 1908 году на долю Равеля выпал первый крупный успех, связанный с исполнением «Испанской рапсодии». Любопытно, что один из величайших мастеров оркестрового колорита создал своё первое серьёзное симфоническое произведение лишь в тридцать два года. Испанская рапсодия написана под явным влиянием русской «Испанистики» («Арагонская хота» М. И. Глинки и «Испанское каприччио» Н. А. Римского-Корсакова).

Среди произведений, созданных в «блистательное десятилетие», выделяется также «Ночной Гаспар» - цикл из трёх фортепианных пьес, цикл детских пьес в 4 руки «Моя матушка-гусыня», фортепианный цикл «Благородные и сентиментальные вальсы».

Равель, человек огромного обаяния, покоряющей простоты, становится центром притяжения для литераторов, композиторов, художников. Наподобие вечеров, устраивавшихся друзьями Шуберта и называющихся «шубертиадами», у приятелей возникают своеобразные «равелиады», где царит дух глубокого уважения к творчеству, внимания друг к другу и искренняя сердечность отношений.

Среди приятелей Равеля было несколько русских: Стравинский, Дягилев, Нижинский, Ида Рубинштейн, Фокин. Именно Фокину принадлежит идея создания балета на античную тему. Этот замысел он вынашивал ещё в свою бытность в Петербурге, но, не встретив поддержки со стороны дирекции Мариинского театра, остыл к нему.

Знакомство с Равелем всколыхнуло желание осуществить давний замысел великого балетмейстера. Так родилось одно из высших выражений гения Мориса Равеля - балет «Дафнис и Хлоя». Премьера балета была дана в начале лета 1912 года на сцене парижского театра Шатле в исполнении труппы русского балета в антрепризе Сергея Дягилева.

Дружба со Стравинским, Дягилевым, Фокиным ещё больше сблизила Равеля с русским искусством. Об этом можно судить по нескольким произведениям разного плана и масштаба: это фортепианная пьеса «В манере Бородина», замысел инструментовки оперы «Женитьба» Мусоргского, также работа над партитурой «Хованщины», оперы, как известно, не завершённой Мусоргским. Дягилев, замышлявший постановку «Хованщины» в Париже, заказал Стравинскому и Равелю новую редакцию оперы и полную партитуру. К сожалению, судьба партитуры неизвестна. По-видимому, она сгорела во время пожара поместья Стравинского Устилуг на Волыни.

Другое обращение Равеля к музыке Мусоргского – инструментовка фортепианного цикла «Картинки с выставки» - привело к возникновению одной из самых поразительных партитур столетия, широко бытующей во всех симфонических оркестрах мира.

Русским связям Равеля мы обязаны также возникновению гениальной пьесы «Болеро», едва ли не самой популярной его композиции. Участница балетной труппы Дягилева Ида Рубинштейн, чьё своеобразное дарование, внешность, танцевальная манера привлекали ценителей балета, заказала Равелю «Испанскую танцевальную сцену» для солирующей танцовщицы (т. е. для себя) и группы балетных кавалеров. «Это танец, в очень умеренном неизменном темпе, как в мелодии, так и в гармонии, причём ритм беспрерывно отбивается барабанами. Единственный элемент разнообразия вносит оркестровое crescendo». Таково превосходное авторское истолкование произведения, которое имело громкий успех и до сих пор остаётся очень популярным.

Следует заметить, что Равель многократно обращается к балетному жанру, что, вне всякого сомнения, связано с парижскими сезонами Русского балета, показавшего, какие возможности заключаются в подлинно симфонизированном балете («Жар-птица», «Петрушка», «Весна Священная» Стравинского, «Половецкие пляски» Бородина, «Шехеразада» Римского-Корсакова).

В творческий мир Равеля ворвалась жизнь в самых жестоких ее проявлениях. Началась Первая мировая война. Из-за хрупкого здоровья и малого роста Равель освобождён от военной службы. Он пытается преодолеть обступающий его ужас и вынужденную пассивность в обстановке всеобщего бедствия усиленной творческой работой. Равель начал добровольно работать в госпитале, принимая на себя самые тяжёлые обязанности.

После настойчивых хлопот Мориса приняли, наконец, в армию в качестве шофёра грузовика Красного Креста. Он пытался перейти в авиацию для более активного участия в боевых действиях, но врачи не допустили из-за начавшегося расширения сердца.

Мысли о музыке не оставляли композитора и в этих условиях. Летом 1916 года он заканчивает работу над Тремя песнями для смешанного хора (без сопровождения).

В сентябре 1916 года Равель серьёзно заболел и перенёс операцию. Оправившись, он получил отпуск и поехал в Париж к матери. Здесь его ожидал новый удар: вскоре после его приезда мать скончалась. Вернувшись в часть, он не в состоянии был преодолеть гнетущее чувство одиночества. Здоровье было так расстроено, что весной 1917 года его отпустили домой. Некоторое время он пожил у друзей, и жажда творчества охватила его с прежней силой.

Результатом работы, увлёкшей Равеля и благотворно повлиявшей на его состояние духа, был фортепианный цикл «Гробница Куперена». В апреле 1919 года пианистка Маргарита Лонг выступила с этим циклом в Париже, и с тех пор он прочно вошёл в концертный репертуар.

Здоровье же Равеля было сильно расшатано. Он жаловался на своё душевное состояние. По совету врача в начале 1919 года Равель отправился на курорт в горы Савойи. Но улучшение не пришло и там. В затерянном среди гор отеле тяготили тоска, чувство одиночества, бессонница. Он подолгу лежал и не мог работать.

В начале 1920 года французские газеты опубликовали известие о награждении Равеля орденом Почётного Легиона. Не заручившись его согласием, правительство решило отметить заслуги композитора перед родной культурой. Презирая официальные знаки отличия, Равель отказался выполнить требуемые формальности, после чего было объявлено об исключении его из списка награждённых. Это вызвало в печати целую бурю, на которую, однако, сам виновник событий реагировал слабо.

После «Гробницы Куперена» состояние здоровья некоторое время не позволяло композитору сочинять. Лишь постепенно он стал возвращаться к творческому труду и к 1920 году закончил хореографическую поэму «Вальс». Первоначально предназначавшаяся для сценического воплощения, она была исполнена в концертном варианте. После триумфального приёма парижской публикой «Вальс» стал одной из самых популярных пьес симфонического репертуара. Премьера «Вальса» на сцене театра состоялась лишь в 1929 году. Его поставила замечательная русская танцовщица Ида Рубинштейн.

Творческие силы Равеля достигли расцвета, но здоровье было подорвано. Нервная система оставалась напряжённой до предела. Врачи советовали покинуть Париж с его вечной суетой, требовавшей больших затрат нервной энергии, и композитор решил переехать в небольшое селение Монфор-л"Амори в полусотне миль от столицы. Равель продолжал часто бывать в Париже.

В 1920-х годах Равель вошёл в моду. Его стали приглашать в разные страны дирижировать своими произведениями. Он побывал в Амстердаме, Венеции, Лондоне. Поездки очень утомляли его, по-прежнему мучила бессонница, нервы были в крайнем напряжении. Но он старался с обычной выдержкой не замечать страданий.

В начале 1928 года Равель предпринял большое концертное турне по Соединённым Штатам Америки и Канаде. Новые впечатления доставили ему давно не испытываемое наслаждение. Он выступал в различных ролях - дирижировал своими произведениями, играл на рояле, аккомпанировал. Несмотря на поездки, концерты, овации, четырёхмесячное пребывание в Америке не принесло видимого вреда здоровью композитора. «...Никогда не чувствовал себя лучше, чем во время этого сумасшедшего турне», - писал он друзьям, объясняя это длительным пребыванием в поездах, где он подолгу мог отдыхать и спать.

Весной Равель вернулся в Монфор-л"Амори. Композитора стали часто посещать его друзья. Круг их значительно расширился, появились композиторы А. Онегерр, Ж. Ибер, А. Тансман, скульптор Л. Лейритс и многие другие. В доме царило непринуждённое веселье, хозяин с обычным радушием принимал гостей.

В это время композитор заканчивал «Болеро», своё наиболее прославленное произведение. Оно стало одним из самых популярных не только в симфоническом наследии Равеля, но и в мировой музыкальной литературе ХХ века.

В это же время австрийский пианист П. Витгенштейн, потерявший на войне правую руку, просит написать Равеля фортепианный концерт для левой руки. Тут же вспомнился и давнишний замысел - сочинить фортепианный концерт для двух рук. В 1930 году композитор приступает к работе над обоими концертами.

Осенью того же года одна из кинофирм заказала нескольким видным композиторам, в том числе и Равелю, музыку для фильма о Дон-Кихоте, где главная роль предназначалась Ф. Шаляпину. Фильм так и не был снят, но Равель написал заказанные ему три песни Дон-Кихота к Дульцинее.

В творческом пути Равеля это были последние звуки, записанные им. Здоровье катастрофически ухудшалось, он не смог оркестровать песни, это выполнил его друг, дирижёр и композитор М. Розенталь.

Равель отправился в Швейцарию. Но и там, в санатории, облегчение не наступило. Мучившие в течение долгих лет усталость и хроническая бессонница перешли в тяжёлое мозговое заболевание. В начале 1934 года появились угрожающие симптомы расстройства памяти и нарушения способности писать. Чтобы составить небольшое письмецо, ему требовалась целая неделя напряжённого труда; он забывал начертания букв, каждое слово приходилось отыскивать в словаре, почерк стал совершенно неузнаваем. Постепенно он утрачивал дар речи, чувство осязания. Это было тем мучительнее, что сознание не покидало его.

В течение 1937 года положение настолько ухудшилось, что потребовалось хирургическое вмешательство. 19 декабря была произведена операция, после неё наступило летаргическое состояние, и 28 декабря 1937 года Равель скончался. Похороны состоялись в присутствии многочисленных почитателей.

Творчество Равеля сложилось в условиях великого исторического перелома. Высокая старая культура Франции поворачивалась к новым временам, и Равель был одним из первых, кто стоял на перекрёстке под штурмовым ветром истории.

Как ни странно, но, в отличие от живописцев или писателей, вклад в мировое искусство французских композиторов оказался весьма скромен. Тем не менее уникальный талант одного из них стал символом 20 века и дал импульс творческому развитию многих музыкантов новой эпохи. Имя этого крупнейшего реформатора классической музыки - Морис Равель. Представитель импрессионизма, одарённый композитор, значительно обогативший европейскую музыку и повлиявший на последующее поколение композиторов, своим творчеством внёс неоценимый вклад в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Краткую биографию Мориса Равеля и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Равеля

7 марта 1875 года в маленьком городке Сибур на берегу Атлантики родился Морис Равель. Отец его был швейцарцем, мать принадлежала к нации басков, которые издревле проживали в этом регионе – на юго-западной границе Франции с Испанией. Морис удивительным образом вобрал в себя черты культуры обоих родителей. Отец работал инженером путей сообщения, но в домашней обстановке был музыкантом, отменно владея не только техническими знаниями, но и флейтой, и трубой. Благодаря матери, мальчик рос среди мелодий баскского фольклора, отголоски которых впоследствии слышались во многих его произведениях.

Однако сам Равель, вероятно, считал себя в большей степени парижанином, нежели сибурцем – ведь именно в столицу его семья переехала, когда ему было всего несколько месяцев от роду. С семи лет мальчик занимается музыкой, а в 14 поступает в Парижскую консерваторию. Согласно биографии Равеля, через 6 лет он становится её выпускником по классу фортепиано. Стремление получить композиторский диплом вылилось в долгие годы драматических событий. В 1895 году его исключают из консерватории, спустя два года – восстанавливают. Одаренного студента берет под свою опеку знаменитый композитор Габриэль Форе, под влиянием которого талант Равеля начинает раскрываться. Другой известный композитор, Андре Жедальж, дает Марису частные уроки контрапункта. Однако уникальный стиль музыки и независимость суждений Мориса не находят понимания в консерватории, включая и ее директора, Теодора Дюбуа. И в 1900 Равель повторно отчисляется из альма-матер, сохранив за собой право посещать занятия Форе как вольнослушатель.



Четырежды с 1901 по 1905 год Равель предпринимал попытки стать стипендиатом престижнейшей Римской премии, получатели которой на два года за счет государства отправлялись на стажировку в итальянскую столицу. Но, если трижды произведения Равеля оставались в тени иных, ныне почти неизвестных, то в последний раз его кандидатуру даже не стали рассматривать, сославшись на формальный предлог. Такова была реакция официальных музыкальных кругов Франции на «антимузыкальное» творчество стремительно набиравшего популярность композитора. В прессе поднялась кампания против консерваторского произвола в отношении Равеля, и принятое руководством Римской премии решение стоило Дюбуа директорского кресла. Пройдет еще 15 лет, Равелю будет предложено членство и в Ордене Почетного легиона, и во Французском институте – от обоих символов национального признания он откажется.

К началу Первой мировой войны Равель – один из самых известных французских композиторов, его произведения имеют успех, его имя, наравне с именем К. Дебюсси , становится символом прогрессивного творчества нового столетия. Известие о начале войны повергло его в шок, но он счел своим долгом записаться в армию, несмотря даже на то, что из-за субтильной комплекции получил медотвод. Более трех лет один из самых заметных талантов 20 века служил водителем грузовика при различных полках. Состояние здоровья в 1918 году заставило его покинуть войска – за несколько лет он успел пережить и операцию на кишечнике, и обморожение ног, и смерть любимой матери.


Послевоенное сотрудничество с С.П. Дягилевым и концерты в США существенно поправили финансовое положение композитора, позволив скрыться от назойливого внимания в новоприобретенном доме в городке Монфор-Л’амори близ Парижа. В 1933 году Равель, попав в автокатастрофу, получив травму головы. Тяжелое неврологическое заболевание не позволило ему продолжать работу. За последние четыре года своей жизни композитор не написал ни строчки. 28 декабря 1937 года после операции на мозге он скончался.



Интересные факты о Морисе Равеле

  • Биография Равеля гласит, что на самом деле композитор не очень любил играть на фортепиано. Его друг, один из самых выдающихся пианистов своего времени, Рикардо Виньес, заметил, что Морис любил музыку гораздо больше, чем фортепиано.
  • Любимым композитором Равеля был Моцарт .
  • Во время Всемирной выставки, проходившей во французской столице в 1895 году, композитор посетил концерт русской музыки и высоко оценил творчество его дирижера, Н.А. Римского-Корсакова .
  • Равель посетил все 29 спектаклей «Пеллиаса и Мелизанды» К. Дебюсси, прошедших в премьерный сезон.
  • За первые 24 года своего существования «Испанский час» был исполнен в Париже всего 6 раз.

  • Морис Равель – одна из немногих знаменитостей, личная жизнь которой осталась абсолютной тайной. Он не имел детей, никогда не состоял в браке, в истории не осталось следов об именах его партнеров или любовниц.
  • Для постановки оперы Мусоргского «Хованщина» в 1913 году в Париже С.П. Дягилев заказал М. Равелю и И.Ф. Стравинскому ее новую оркестровку.
  • Исполнение «Болеро » длится 17 минут.
  • С 2010 года в Мариинском театре опера «Испанский час» исполняется на русском языке.

Творчество Равеля

Нет ничего удивительного в том, что пианист Равель большую часть своих сочинений написал для этого инструмента. Оркестровых работ у него едва наберется дюжина, две оперы, три балета и считанные произведения с солирующими струнными. Первое из сохранившихся сочинений Мориса Равеля датировано 1888 годом, последнее – 1933, годом начала болезни. При этом число его опусов – 85 , то есть в среднем из-под пера композитора выходило не более двух работ в год. Вероятно, его вдохновение было настолько же избирательно, насколько он сам – требователен к себе. Каждое произведение тщательно продумывалось и детально доводилось до совершенства – подобный перфекционизм объясняет столь умеренный список сочинений.

В 1895 году Равель впервые публикует свою работу, «Старинный менуэт ». В то же время он начинает писать на испанские темы – первой стала «Хабанера » для двух фортепиано, написанная для исполнения совместно с Р. Виньесом. Благодаря занятиям с Форе стиль молодого композитора становится все более глубоким и зрелым. В 1898 году он пишет свое первое оркестровое произведение - увертюру «Шехеразада », с которой год спустя дебютирует как дирижер на концерте в Национальном музыкальном обществе Франции.

Равель не был в чистом виде авангардистом или музыкальным «хулиганом», большинство его произведений созданы по классическим канонам. Однако после второго изгнания из консерватории он стал сооснователем «Апачей» или «Хулиганов», как именовала себя группа единомышленников, включающая музыкантов, поэтов и художников. Помимо Равеля, в нее входили и И. Стравинский , и М. де Фалья, и Р. Виньес. Пятерым членам «Апачей» Равель посвятил пятичастную сонату «Отражения» , на премьере в 1906 году ее исполнял Р. Виньес, которому посвящена вторая ее часть, «Печальные птицы».

Одной из оригинальных работ композитора стал цикл песен для голоса и фортепиано «Естественные истории », написанный в 1906 году на сатирические стихи о животных Ж. Ренара. Невинное произведение сразу же обросло скандалом – газетные критики обрушились на него с обвинениями в плагиате одной из работ К. Дебюсси. Композитор оставался невозмутим, заканчивая работу над оркестровкой «Испанской рапсодии» из «Хабанеры», которая на премьере имела большой успех и быстро вошла в репертуар лучших оркестров мира.

Из биографии Равеля мы узнаём, что в 1909 состоялись его первые зарубежные гастроли как пианиста – в Лондоне, эти концерты принесли композитору отличные рецензии и упрочили его положение на международном музыкальном Олимпе. По возвращении в Париж, Равель совместно с несколькими своими сокурсниками учреждает Независимое музыкальное общество, целью которого было развитие новой французской музыки. Президентом этой организации становится Форе. 20 апреля 1910 года состоялся первый концерт под эгидой общества, на котором Равель исполнил пьесы цикла «Матушка Гусыня ».

19 мая 1911 года в парижском театре Опера-Комик состоялась премьера оперы Равеля «Испанский час » по пьесе М. Фран-Ноэна. Этого события композитор ждал три года, поскольку, заказанная в 1907 для американских гастролей, опера не пришлась по вкусу администрации театра. «Испанский час», хоть и следует лучшим традициям итальянской оперы-буффа, но создавался под впечатлением от другой оперы – «Женитьбы» М.П. Мусоргского. Причем композитор использовал и идею Мусоргского об отсутствии самостоятельного либретто – текстом оперы является авторский текст пьесы. Публика встретила премьеру прохладно, но с течением времени опера стала более востребованной.

История с появлением первой оперы – не единственное доказательство того, что Равель был прекрасно знаком с музыкой русских композиторов. Именно он предложил сделать музыкальным символом «Апачей» начальную тему из Второй симфонии А.П. Бородина . В 1908 году он написал фортепианный цикл «Гаспар из тьмы». До его появления самой технически сложной пьесой для пианиста был «Исламей» М.А. Балакирева . Но Равель поставил перед собой цель создать еще более сложную партитуру и ему это вполне удалось.

Если в опере композитор особенно не преуспел, то второй жанр музыкального театра, балет, принес ему немало приятных минут успеха. Все три своих балета Равель выпустил в свет в 1912 году. «Матушка Гусыня » была показана в Париже и Лондоне, получив отличную критику. Прелестная «Аделаида, или Язык цветов » в своей первооснове имел фортепианный цикл «Благородные и сентиментальные вальсы », созданный в 1908 году. Балерина Н. Труханова была очарована этой музыкой и предложила Равелю переработать ее в балет. 22 апреля состоялась парижская премьера, за дирижерским пультом стоял автор. Сейчас сложно в это поверить, но «Аделаида…» стала гораздо более успешной постановкой, нежели третья работа композитора на балетной сцене. 8 июня еще одна российская творческая команда, на сей раз – С.П. Дягилева, выпустила «Дафниса и Хлою ». Постановку осуществил М. Фокин, главные партии исполнили Т. Карсавина и В. Нижинский.

Во время Первой мировой войны была написана фортепианная сюита «Гробница Куперена », а после и без того неторопливый темп написания музыки замедлился до одной работы в год. В 1920 году Равель сыграл в кругу друзей только что написанный «Вальс». Дягилев, присутствовавший на вечере, заявил, что композитор написал шедевр, но не балет. Равель не стал с этим спорить, но и сотрудничество с антрепренёром больше не продолжал. А «Вальс» стал хореографической поэмой для оркестра и вторым по популярности произведением композитора.

В том же 1920 композитор приступает к созданию своей второй оперы – на сюжет детских сказок, предложенный писательницей Колетт. Оперой произведение стало не сразу – вначале планировалось написать балет. «Дитя и волшебство » в 1925 году с успехом поставил оперный театр Монте-Карло. В 1926 году в Париже впервые были исполнены «Мадагаскарские песни » на слова Э. Парни. В них настолько органично сочетаются слова и музыка, декламация и напевность, голос и оркестр, что они по праву принадлежат к числу лучших камерных произведений композитора.


На закате своей творческой жизни Равель пишет «Болеро » по заказу танцовщицы Иды Рубинштейн для собственного бенефиса. Балетмейстером стала Бронислава Нижинская, сестра знаменитого танцовщика. 22 ноября 1928 года мир впервые услышал одну из самых знаковых мелодий 20 века, вошедшую в репертуар всех крупных симфонических оркестров, знакомую даже далеким от классической музыки людям. Это уникальное по своему построению произведение, состоящее из цепочки повторяющихся мелодий, исполненных различными солирующими инструментами, в числе которых такие редкости, как кларнет-пикколо, гобой д’амур и саксофон.

После фантастического «Болеро » Морис Равель написал два концерта для фортепиано с оркестром. Первый концерт был тепло принят публикой во всей Европе, турне по которой Равель предпринял в 1932 году. Второй, названный «Концерт для левой руки», был написан в 1930 году для австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, который на войне лишился правой руки.

Музыка Равеля в кино

«Болеро» - вот главная приманка кинематографа в наследии Мориса Равеля. Более полутора сотен фильмов включили эту магнетическую мелодию в свои саундтреки:

  • «Секретный агент», 2016
  • «Эдди «Орел», 2016
  • «Магия лунного света», 2014
  • «Магнолия», 1999
  • «Сталкер», 1979

Однако было бы несправедливо не отметить и фильмы, обратившие внимание на другие произведения композитора.


Произведение Фильм
«Дафнис и Хлоя» «Затерянный город Z» (2016)
«Американский оборотень в Париже» (1997)
Концерт для фортепиано №1 «Вечность» (2016)
«Павана на смерть инфанты» «Бёрдмэн» (2014)
«Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)
«Моя Матушка-Гусыня» «Роковая страсть» (2013)


Сочинения композитора составили музыкальную основу фильма Клода Соте «Ледяное сердце». Главная героиня, скрипачка Камилла, без ума от музыки Равеля, под аккомпанемент которой разворачивается тонкая психологическая драма классического любовного треугольника.

Звания почетного доктора Оксфордского университета, почетного члена Королевского филармонического общества Великобритании, высшая государственная награда Бельгии - Орден Леопольда I – знаки признания заслуг Мориса Равеля перед мировой культурой. И десятилетия неприятия его творчества на собственной родине. Таковой оказалась двуликая слава этого удивительного маэстро, радушного хозяина и одинокого затворника с так и не раскрытыми сердечными тайнами.

Видео: смотреть фильм о Морисе Равеле

Морис Равель - французский композитор-импрессионист, вошедший в историю как реформатор музыки начала 20 века. Балет «Болеро», композицию для которого сочинил Равель, и сейчас с успехом идет на сценах мировых театров. Музыкант известен также как критик, пианист и дирижер.

Детство и юность

Музыкант родился в южном французском городке Сибуре в семье инженера путей сообщений. Отец – выходец из Швейцарии, обожал музыку, виртуозно играл на флейте и трубе. Мама по национальности басконка, верно хранила традиции этого древнего народа, живущего на границе Франции и Испании. В детстве Морис часто слышал баскскую музыку, элементы которой в будущем отразились в его творчестве.

Вырос Морис Равель в Париже, куда вскоре после появления наследника перебрались родители. С семи лет мальчика обучали музыке, а в 14 подросток стал студентом столичной консерватории по классу фортепиано. Учителями юного дарования стали знаменитости того времени – музыкант и композитор Габриэль Форе, пианист Шарль Берно, которые помогли таланту Мориса раскрыться, и Андре Жедальж.

Путь к получению диплома оказался тернистым и долгим: смелые взгляды, независимость суждений и стремление демонстрировать собственный стиль в музыке руководство консерватории принимало в штыки, Равеля отчисляли на пару лет, восстанавливали, затем снова выгоняли.

Музыка

Преподаватели сразу разглядели талант музыканта. На последних курсах Морисом плотно занялся Форе. По настоянию композитора юноша начал писать музыку. Из-под его пера вышел «испанский» цикл, включивший произведения «Хабанера», «Павана на смерть инфанты», «Античный менуэт».

Композиция Мориса Равеля «Хабанера»

Однако настоящий интерес к сочинительству проснулся после того, как Морис Равель познакомился с творчеством Эрика Сати. Родоначальник импрессионизма, «музыкальный проказник», который славился экстравагантностью и смелостью, находился в глубоком «подполье». Еще одним кумиром стал пианист Рикардо Виньес.

В первые 15 лет после получения диплома консерватории Равель много работал, создав множество композиций. Но до славы и признания в академических кругах никак не мог дотянуться. Хотя его музыка тогда уже вполне соответствовала критериям произведений искусства, но он слыл новатором, яркая музыка отличалась импрессионисткой эстетикой.


А это раздражало представителей старой школы, особенно композиторов, членов жюри музыкального совета Академии искусств. Молодой человек трижды пробовал силы в состязании на вожделенную Римскую премию, однако неизменно проигрывал соперникам. Четвертая попытка изменила жизнь не только мужчины, но и привнесла новизну в музыкальный мир Парижа.

Неугодному молодому композитору отказали в участии в конкурсе, аргументируя тем, что уже не позволяет возраст. Претендовать на премию разрешалось музыкантам, не достигшим 30 лет. Но Равель еще не успел отпраздновать юбилей (оставалось несколько месяцев), поэтому посчитал отказ неправомерным.

Композиция Мориса Равеля «Игра воды»

Разразился скандал, который в итоге вырос до внушительных размеров – открывались все новые и новые факты о конкурсе и противозаконных действиях членов жюри. Верхушка Академии искусств отправилась в отставку, а у руля встал Габриэль Форе.

А Морис Равель превратился в глазах парижской богемы в героя, популярность музыканта возрастала с каждым днем, в домах разгорались споры по поводу этой любопытной личности, сочинения звучали на концертах и издавались огромными тиражами. По сути, Равель стал вторым после лидером импрессионизма.


Творческую биографию на время прервала Первая мировая война. Морис Равель рвался на фронт, но его браковали – из-за низкого роста. И все же музыканту удалось попасть на войну, три года служил в автомобильном дивизионе и авиационном полку.

После демобилизации композитор продолжил творческий путь, однако работал уже в несколько других жанрах. Если до войны сочинял оперы, то теперь обратился к инструментальным пьесам. Карьера получила новый виток: Морис сочинил «Гробницу Куперена» и завел знакомство с россиянином, постановщиком балетной антрепризы «Русские сезоны» .

Композиция Мориса Равеля «Альборада» из цикла «Отражения»

Это вылилось в интересное сотрудничество – Равель написал музыку для балета «Дафнис и Хлоя» и «Вальс». В первой постановке главная партия досталась легендарному русскому танцовщику Вацлаву Нижинскому.

Звезда Мориса Равеля разгоралась все ярче. Композитор отправился с гастролями по Европе, тепло встретили фанаты в Италии, Англии и Голландии. К французу обращались с заказами именитые представители музыкального мира. Так, в то время Морис написал оркестровку «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского для дирижера Сергея Кусевицкого.


Неоценимым вкладом в мировое музыкальное искусство стало произведение для оркестра «Болеро». История создания любопытна. Идею автору подкинула балерина, чье имя гремело на весь мир – Ида Рубинштейн. Работая над партитурой, Равель писал другу, что в ней «нет формы и нет развития», переплелась классика и ритмы испанской музыки.

Впервые «Болеро» Рубинштейн поставила в 1928 году на сцене парижской Гранд-Оперы. Позднее танец стал частью репертуара .

Композиция Мориса Равеля «Болеро»

В последние годы жизни композитор работал мало. В 1932-м, во время европейских гастролей, которые проходили в компании с пианисткой Маргаритой Лонг, музыкант получил серьезную черепно-мозговую травму в автомобильной катастрофе. Точку в творчестве поставило произведение «Три песни», написанное для .

Личная жизнь

Личная жизнь музыканта – тайна за семью печатями. Удивительно, но Морис никогда не имел жены и не оставил наследников. В биографии композитора не видны следы любовниц, имена возможных партнеров мужского пола тоже отсутствуют.

Смерть

В 1933 году у французского композитора диагностировали неврологическое заболевание. Врачи предполагали, что недуг – это следствие травмы, полученной в той аварии.


Спустя четыре года виртуозному музыканту сделали операцию на головном мозге. Хирургическое вмешательство оказалось роковым – Морис Равель скончался 28 декабря 1937 года. Прах музыкального новатора захоронен в пригороде Парижа Леваллуа-Перре.

  • Отец Мориса, Жозеф Равель, относится к числу французских изобретателей «самоходной повозки» (или автомобиля).
  • Главным кумиром композитор называл .
  • Длительность «Болеро» составляет 17 минут.
  • В 1932 году Равель написал фортепианный концерт для левой руки. С такой просьбой к композитору обратился товарищ, австрийский пианист, потерявший в огне Первой мировой правую руку.

Цитаты

«Для нас, басков, песня и танец – это то же, что хлеб и сон».
«Знаю: для современной музыки почти нет правил. Начинают без всякой надобности с того, что попадётся под руку. Похоже на изготовление дамской шляпки, хотя и менее искусно».
«Мне хотели устроить завтрак с , но я сообразил, что это будет не слишком забавно для нас обоих. Он не знает ни слова по-французски».
«Великая музыка, я убежден в этом, всегда идет от сердца. Музыка, созданная только путем приложения техники, не стоит бумаги, на которой она написана».
«Безумие - это повторение одного и того же действия».

Произведения

  • 1895 - «Старинный менуэт»
  • 1898 - «Шехеразада»
  • 1905 - «Отражения»
  • 1907 - «Испанская рапсодия»
  • 1907 - «Испанский час»
  • 1908 - «Ночной Гаспар», или «Призраки ночи»
  • 1912 - «Дафнис и Хлоя»
  • 1917 - «Гробница Куперена»
  • 1920 - «Вальс»
  • 1924 - «Цыганка»
  • 1925 - «Дитя и волшебство»
  • 1926 - «Мадагаскарские песни»
  • 1928 - «Болеро»
  • 1933 - «Три песни Дон Кихота к Дульсинее»

Французский композитор-импрессионист Морис Равель – один из представителей мировой музыкальной культуры первой половины ХХ века.

Родился Жозеф Морис Равель 7 марта 1875 года в южной части Франции, в небольшом городке Сибур. Музыкальные способности Равеля обнаруживаются в раннем детстве, и в возрасте семи лет он занимается игрой на фортепиано. Для того, чтобы будущий композитор больше практиковался в игре на пианино, его родители “подкупали” Мориса, выплачивая по 6 су за каждый час занятий. Быть может, именно благодаря этим родительским хитростям в 1889 году Морис поступает в подготовительный класс игры на фортепиано в Парижскую консерваторию.

Во время учёбы в консерватории Морис пишет несколько произведений, таких как «Старинный менуэт» и фортепианная «Павана на смерть инфанты». Там же он знакомится с испанским пианистом Р. Виньесом, который первым исполняет его сочинения.

В 1901 году Равель делает попытку завоевать Римскую премию, но терпит неудачу. Участие в конкурсе 1902 и 1903 годов также не увенчалось успехом.

С 1905 года Морис Равель приобретает широкую известность в Париже как музыкант-новатор. Известность его растет с каждым днём, сочинения исполняются повсеместно. И несмотря на поражение в Риме, композитор чувствует себя победителем в глазах музыкального и интеллектуального общества.

На протяжении следующих нескольких лет Равель путешествует по странам Европы и Северной Америки, где выступает как пианист, исполняя свои произведения.

Во время Первой мировой войны (1914 – 1918 годы) Морис становится добровольцем действующей армии. В 1917 году в память о погибших друзьях сочиняет фортепианную сюиту «Гробница Куперена».

С 1928 года гастролирует в США.


Морис Равель – реформатор музыки XX века

Наиболее значительные сочинения, с которыми Морис Равель выступает: оперы «Испанский час», «Дитя и чудеса»; балеты «Дафнис и Хлоя», «Ночной Гаспар»; поэма «Вальс».

В 1933 году композитор попадает в автомобильную катастрофу, и в результате полученной травмы у него развивается опухоль мозга. В связи с прогрессирующей болезнью Морис прекращает свою творческую деятельность.

В 1937 году ему делают сложнейшую операцию, однако она проходит неудачно, и композитор умирает на 62 году жизни.

Похоронен Равель в пригороде Парижа на кладбище Леваллуа-Перре.

На сегодняшний день Морис Равель является самым финансово-успешным композитором, которого когда-либо рождала Франция. Его музыка по-прежнему приносит несколько миллионов долларов в год в виде авторских отчислений.

Джазовые музыканты Гил Эванс и Майлз Дэвис называли «Фортепианный концерт соль мажор” М. Равеля в исполнении А. Б. Микеланджели (запись 1957 года) одним из своих самых любимых музыкальных произведений.

Равель сочинил свой знаменитый фортепианный концерт Ре мажор для левой руки по поручению Павла Витгенштейна, австрийского пианиста, потерявшего правую руку во время Первой мировой войны. К сожалению, Витгенштейну не понравилась финальная композиция, и он изменил свое мнение об этом только после смерти Равеля. Работа, однако, с тех пор стала одной из основных в его концертном репертуаре.

Равель сочинил два фортепианных концерта одновременно, начав в 1929 году и закончив оба в течение двух лет. Но что еще более примечательно, так это то, что эти два концерта совершенно контрастны по стилю и настроению.

Основные сочинения Мориса Равеля:

  • «Старинный менуэт»
  • «Павана на смерть инфанты»
  • «Испанский час»
  • «Ночной Гаспар»
  • «Дафнис и Хлоя»
  • «Могила Куперена»
  • «Дитя и чудеса»