Краткое описание картины васнецова 3 богатыря. Васнецов В. Описание картины. Описание картины Васнецова В.М. «Богатыри»

Русский художник-живописец Васнецов за свою творческую жизнь написал немало работ, многие из которых пересекаются со старыми русскими эпосами, передают сюжеты сказок и былин, или погружают нас в историю России и Руси. Картину безусловно, и заслуженно можно считать выдающейся и лучшей работой художника. На создание этого полотна ушло около тридцати лет. Это поистине эпическое творение, увидевшее свет в 1898 году.

Нередко этой картине приписывают название «Три богатыря» что не является ошибкой, ибо на ней представлены трое могучих, мощных, достойных, витязей на лошадях. Эти могучие персонажи многим из нас известны по неоднократным упоминаниям в народных былинах, с которыми, чаще всего, каждый из нас впервые познакомился в школьные годы. Каждый богатырь владеет определенным видом оружия и вооружен им, тела их защищены мощными боевыми доспехами. По иллюстрации понятно, что богатыри заняты важным делом, а именно, службой Родине. Патрулируют Земли Русские, где-то на границах государств, среди холмистых полей несут свой дозор.

Каждый, кто созерцал данное творение, наверняка олицетворял его с мудростью, честью, достоинством, уверенностью, что, по сути, и представляют собой эти богатыри древних былин. Вряд ли найдется тот, кому не знакомы эти величественные герои. В центре изображен Илья Муромец - величественный, крепкий, державный богатырь, созерцающий просторы в дали. Левей от него не менее значимая фигура древнерусских былин - Добрыня Никитич, славящийся своей смекалкой, знаниями и опытом в боях.

По правую руку от Ильи Алеша Попович, самый молодой из троицы, веселый миловидный романтик, чему свидетельствуют прикрепленные к седлу, на котором он сидит гусли. Каждый из героев искусно владеет определенным видом оружия, что в совокупности позволяет им сражаться с любым противником. Илья Муромец владеет копьем, Алеша Попович отличный стрелок, а Добрыня Никитич готов сразить любого мечем. Дабы придать значение благородству и святости героев намеренно изобразил богатырские шлемы в форме церковных куполов.

Каждый элемент полотна, каждая деталь сюжета, несмотря на свою сказочность, символичность понятны даже ребенку, ведь каждый знает имена этих героев. Сюжет картины переносит нас в тяжелое для Древней Руси время, когда свирепствовали монголо-татары, когда Русь была под владычеством ханов. Но символизм произведения доступно объясняет тот факт, что на русской земле были герои, были те, кто оказывал сопротивление захватчикам, были те, кто стоял на страже спокойствия и процветания русских земель.

Уверенность, которую излучают богатыри, демонстрирует нам непоколебимость перед лицом врага, мужество и готовность стоять до конца против целого войска монголо-татарского ига. Ветер, теребящий хвосты и гривы коней, добавляет картине напряженности, драматизма, демонстрирует неспокойное, тревожное время. Каждый герой не похож на других, каждый обладает своей индивидуальностью, каждый представляет тип и передает характер русского воина. При всем при этом у них одна цель - защищать родную землю, они единое целое, одна могучая сила, они непобедимы вместе.

Богатыри. (Три богатыря) - Виктор Михайлович Васнецов. 1898. Холст, масло. 295,3x446



Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.

Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

Есть художники, произведения которых с детства входят в нашу жизнь. Когда говорят о Викторе Михайловиче Васнецове, в памяти возникает увлекательный мир русских народных сказок и былин. Смотришь картины Васнецова, и как будто слышишь размеренный голос народных сказителей, напевный речитатив былинников-гусляров, и откуда-то издалека наплывает музыка Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова.

Несмотря на то, что первые произведения художника отображали современную ему народную жизнь, творческое воображение Васнецова всегда привлекали народные сказания и былины.

На картине “Богатыри” В. М. Васнецов изобразил знаменитых и любимых всеми героев народных былин – трех русских богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Картина повествует нам о доблестных витязях и защитниках угнетенных, о героизме и беззаветной храбрости, о бессмертии русского народа.

На боевых конях, в боевых доспехах несут службу три богатыря. Твердо и уверенно сидит в седле Илья Муромец, крестьянский сын, не убоявшийся злого Соловья-разбойника. Пошел служить он на заставу «за землю российскую да и за стольный Киев-град, за вдов, за сирот, за бедных людей».

Илья Муромец зорко всматривается из-под руки вдаль. Насторожены его глаза. На руке висит палица в «девяносто пуд», щит на плече, рука спокойно держит копье.

Справа от него Добрыня Никитич, «грамотей вострый, на речах разумный», бесстрашно вступивший в бой со Змеем Горынычем. У него уже и меч наготове, и щит на груди. Решительно и уверенно его лицо. Вот-вот рванется он на своем коне Белеюшке вперед.

Третий богатырь, Алеша Попович, уничтоживший злое чудище Тугарина, славен был не только силой и храбростью, но прежде всего смекалкой и ловкостью. У седла его гусли: он певец - веселый, мечтательный и лиричный. На смуглом его лице лукавая улыбка. Он тоже готов к схватке с врагом: лук наготове, стрела на тетиве.

Художник показал богатырей не в бою, а на страже своей земли, «на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого».

Каждый образ в картине глубоко индивидуален и каждый олицетворяет черты национального русского характера: мужество и силу, скромность и бесстрашие, свободолюбие и стойкость, мечтательность и лиричность, благородство и человечность.

Всматриваешься в картину - и видишь, что это уже не три богатыря на заставе, а весь русский народ стоит на защите своей Родины, своей мирной жизни. И не сломить его, не запугать.

Картина «Богатыри» полна горячей веры в богатырскую силу, несокрушимость доброго и мужественного русского народа.

Т. Шахова, журнал “Семья и школа”, 1962 год, описание картины

Разделы: Начальная школа

План урока.

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по теме урока.

Вступительное слово

Рассматривание картины

Беседа по содержанию картины

Составление плана сочинения

Устное описание картины

Словарная работа

Работа в группах:

  • 1 группа работает над описанием образа богатыря Ильи Муромца;
  • 2 группа работает над описанием образа богатыря Добрыни Никитича;
  • 3 группа работает над описанием образа богатыря Алеши Попович.

Цели и задачи :

  • Формировать умение составлять текст – описание, познакомить с творчеством В.М. Васнецова, развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать любовь к своей родине, уважение к защитникам нашей родины, бороться за мир во всем мире.

Чтение стих. учеником. (рисунок1)

Вопросы.

За что любят Русь?- Почему Русь называют матерью?

Кто готов защитить Русь?

Каких богатырей вы знаете?

Как называлось древнерусское государство?(Киевская Русь)

Почему приходилось защищать Родину?

(Кочевые племена скотоводов нападали на Русь. Заставляли платить дань, сжигали, разоряли жилища, уводили мастеров, женщин и детей в рабство. (печенеги, гунны, половцы)

На южных границах Руси создавались укрепления, крепости, богатырские заставы, воспетые в былинах.

Что такое былина? Былина – это жанр литературы.

Былина – это русское народное сказание о богатырях, защищавших русские земли.

Былина – это не простой пересказ истории, её задача – прославить богатыря и его подвиг, который имеет решающее значение для русского государства.

Викторина.

В славном городе Ростове у ростовского попа был один единственный сын. А как его звали? (А. Попович.)

Кто из великих русских богатырей 30 лет лежал на печи? (И. Муромец)

Какое чудище проживало в горах Сорочинских? (Змей Горыныч)

Кто освободил Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира из плена? (Д. Никитич)

Кем был Тугарин, побежденный Алешей Поповичем? (сыном Змея Горыныча)

Единственный из русских богатырей, гробница которого доныне существует в пещере Киево-Печерской Лавры. Кто это богатырь? (И. Муромец)

Картина “Богатыри”. Рассматривание картины.

Какое впечатление вызывает у вас от увиденного?

Кто написал эту картину?

Какие еще картины Васнецова знаете? (Аленушка, Иван Царевич на Сером волке)

Самостоятельное составление плана детьми.

1) Творчество художника В.М. Васнецова.

2) Описание содержания картины “Богатыри”

Общее впечатление

Илья Муромец

Добрыня Никитич

Алёша Попович

Природа

3) Что художник хотел передать этой картиной?

Картина “Богатыри” Работа по плану сочинения.

Творчество В. М. Васнецова. (Рассказывает ученик.)

Картина Виктора Михайловича Васнецова находится в Москве в Третьяковской галерее в васнецовском зале. В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям, показав их могучими и красивыми, одетыми во всё самое лучшее, самое надёжное и богатое. Картина вызывает чувство гордости за русский народ, доверивший своим сынам – богатырям защищать заставу, нашу землю.

Виктор Михайлович Васнецов родился и жил в детстве в Вятском крае, где было много дремучих лесов. Он был впечатлительным мальчиком, надолго запомнил сказки и былины, которые часто слушал в детстве. Разные чудеса, богатыри с подвигами вошли в его художественное творчество. Картину “Богатыри” он писал 20 лет с небольшими перерывами. Он долго выбирал подходящих натурщиков, изучал былины и предметы старинного народного творчества.

В богатырях воедино слились литературные герои, образы творческой фантазии художника и живые люди, напоминающие славян Киевской Руси. О них рассказывается в былинах и народных преданиях.

Вопросы.

Где находится картина “Богатыри” Васнецова?

Что он выразил в этой картине? (любовь народа к богатырям)

Каким мальчиком был Васнецов? (впечатлительным)

Сколько лет писал эту картину? (20 лет)

Какие герои попали в картину?

Описание содержания картины “Богатыри .

1. Общее впечатление. (картина)

Застава богатырская зорко охраняет русскую землю. В дозоре три славных защитника нашего отечества. Число три в народном творчестве имеет значение множественности. Народ пользовался этим условным понятием постоянно. В лице трех богатырей весь народ стоит на страже границ своей родины.

Что означает число три в народном творчестве?

Назовите снаряжение коня. (слайд)

  • Седло – сиденье
  • Сбруя – комплект (собрать)
  • Уздечка – на оголовье надевают
  • Поводья – вожжи
  • Подпруга – подкрепляют седло
  • Стремя – железное кольцо для опоры тела человека.

Назовите доспехи и оружия.

  • Шлем – головной убор
  • Щит – защита тела
  • Лук – оружие
  • Меч – оружие
  • Кольчуга – защищает тело, из железных колец
  • Колчан – футляр
  • Палица – оружие из крепкой стали
  • Стрелы - оружие
  • Копье – оружие

Орфографическая работа по данным словам.

Описание Ильи Муромца. (Рисунок2)

Чтение отрывка об Ильи Муромца из былины.

Как завидел его и Соловей-разбойничек,
Засвистел тут Соловей по-соловьиному,
Закричал, собака, и по звериному.
Зашипел, проклятый, по змеиному, -
Так все травушки-муравы уплеталися,
Все лазоревы цветочки осыпалися,
А что есть людей вблизи, так все мертвы лежат,

Ай конь на корни спотыкается,
А у старого казака Ильи Муромца
Его и сердце богатырское не сдрогнуло,
А берет он в руки плеточку шелковую,
А удары давает все тяжелые…
Да берет он свою стрелочку каленую,
Да и спустил тетивочку шелковую,
Его тую ль стрелочку каленую,
А попало в Соловья-разбойника,
А попало ему да во правый висок;
Она сбила Соловья да из сыра дуба,
Во сыру землю да в ковыль-траву.

Какие характерные черты Ильи Муромца заметили?

(Устный ответ детей.)

Рассказ ученика об Ильи Муромце.

В центре на вороном коне Илья Муромец, славный богатырь, воспетый в народных былинах. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуется в нём. У Муромца благородное лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья в седле, на сбруе и уздечке красуются “пряжки красного золота”. Они мокнут да не ржавеют”. Поводья и подпруги шелковые, они тянутся, да не рвутся. Нет такой силы, которая могла выбить богатыря из седла, ни даже подвинуть его. Стоит конь и слегка потряхивает бубенчиками под челкой, зло косит глазом в сторону врага. Если он двинется, то загудит от шага земля. С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке – щит и громадное копьё. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов- кочевников. Он готов к бою, но не торопится. Даже ногу вытащил из стремени. Илья справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрости и уловки. Он не станет напрасно проливать кровь людскую.

План описания внешности и характерных черт богатыря. (слайд)

а) Откуда родом?

б) Внешний вид.

в) Характерные черты.

г) Доспехи и оружия.

е) Описание сбруи.

а) Откуда родом? Старый казак из города Мурома, села Карачарова.

б) Внешний вид. (Благородное лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью.)

в) Характерные черты. (выбрать соответствующие качества)

(Мудрый, слабый, выдержанный, трусливый, хитрый, благородный, неловкий, сильный, суетливый, неторопливый, ясные зоркие глаза, справедливый, бесстрашный, прямодушный, не способен на хитрость и уловки.

г) доспехи и оружия (шлем, кольчуга, щит, колчан со стрелами)

д) конь вороной

е) Описание сбруи. На сбруе и уздечке красуются пряжки красного золота. Они мокнут, да не ржавеют. Поводья и подпруги шелковые, они тянутся, да не рвутся, бубенчики под челкой.

Описание Добрыни Никитича. (рисунок 3)

Чтение отрывка о Добрыне Никитиче.

Увидал только молоденький Добрынюшка,
Увидал он на крутом берегу –
Тут лежит колпак да земли греческой.
Он берет тот колпак до во белы ручки,
Он с той ли со досадушки великой -
Да ударил он Змеища Горынища:
Еще пал – то Змей да на сыру землю,
На сыру – то землю пал – во ковыль траву!
Молодой Добрынюшка Никитич,
Он ведь смелый был и сноровистый:
Да вскочил – то он Змеищу на белы груди,
А и хочет срубить да буйны головы!

Какие характерные черты заметили Д. Никитича? (смелый, храбрый, сноровистый.)

Рассказ ученика о Добрыне Никитиче.

Добрыня Никитич не менее известный и любимый народом богатырь. Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь. Добрыня вежливый. Он знает как вести речь. Соблюдает правила поведения. Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова. Тип лица богатыря характерен для русских людей. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, покрытый золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные сапоги цветом бирюзы. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку Киевскому князю Владимиру Красное Солнышко меча, наполовину вынутого, ноги в стременах, глаза зорко всматриваются в даль, он готов в любую минуту броситься в бой. Без приказа Ильи он не сдвинется с места. Уберет Илья копье, может Добрыня ринуться на врага на белом коне. Сбруя нарядная из красного золота.

а) Откуда родом?

Из Рязани, гусляр, шахматист, дипломат.

б) Внешний вид.

Черты лица напоминают самого художника. Тип лица характерен для русских людей. Он одет богато и нарядно, нарядные сапоги цветом бирюзы.

Искусный, неловкий, трусливый, спокойный, ленивый, терпеливый,

поет, играет на гуслях, вежливый, знает, как речь вести (дипломат),

нетерпеливый, характер русских людей, не так спокоен и рассудителен.

г) Доспехи и оружия. (Шлем узорчатый и высокий, кольчуга, щит, меч, лук.)

д) Конь белый.

е) Описание сбруи. Сбруя нарядная из красного золота.

Описание Алеши Поповича . (рисунок 4)

Чтение отрывка об Алеше Поповиче из былины.

Да едет Тугарин по чисту полю,
Кричит он, зычит во всю глотку-то:
“Да хочешь ли, Алеша, я конем стопчу?
Да хочешь ли, Алеша, я копьем сколю?
Да хочешь ли, Алеша, я живьем сглону?”
На то да Алешенька ведь верток был –
Подвернулся под гриву лошадиную,
Смотрит собака по чисту полю:
“Да где же Алеша стоптан лежит?”
Да в тапоры Алешенька Попович млад,
Он выскакивал из-под гривы лошадиной,
Он махнул шалыгой подорожною
По Тугариновой да буйной голове –
Покатилась голова с плеч, как пуговица,
Свалилось трупьё да на сыру землю!

Какие характерные черты заметили у Алеши Поповича? (смелый, ловкий, находчивый, хитрый.)

Рассказ ученика об Алёше Поповиче.

Третий богатырь – Алёша Попович, сын ростовского попа Леонтия. Тоже храбрый и смелый, хотя не так силён, как Илья и Добрыня. Но Алёша напуском смел. Где не взять силой, он берёт ловкостью, ухваткой, находчивостью. Рыжий конь низко опустил голову, хочет пощипать степной травы, но уши навострил, ждёт команды. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, а тугой лук держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо миловидно. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Шлем с наушниками и красивы. Сбоку виднеется гусли. Он весельчак и балагур.

а) Откуда родом? Из Ростова. Самый молодой богатырь, поповского рода, гусляр.

б) Внешний вид. Молодой, безбородое лицо миловидно, стройная фигура опоясана широким золотым поясом.

в) Характерные черты (выбрать соответствующие качества)

Тоже храбрый и смелый, трусливый, спокойный, не так силён, напуском смел, ловкий, терпеливый, ухваткой берёт, находчивый, хитрый, весельчак и балагур, миловидный.)

г) Доспехи и оружия. (Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга, лук, стрела, гусли.)

д) Конь рыжий

е) Описание сбруи. Сбруя нарядная.

Сравнительная характеристика богатырей.

Имя богатырей Три поколения Общие черты Отличительные черты Кому служили?
Илья Муромец старшее смелый серьёзный

выдержанный

прямодушный

Добрыня Никитич среднее смелый вежливый

дипломат

нетерпеливый

искусный

Киевскому князю Владимиру Красное Солнышко
Алёша Попович молодое смелый находчивый

ухваткой берет

Киевскому князю Владимиру Красное Солнышко

ОБОБЩЕНИЕ.

Народ Древней Руси наделил своих любимых героев национальными чертами характера, свойственными русским людям, - отвагой, находчивостью и великодушием, способностью принести любую жертву для защиты своего Отечества.

ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ

(рисунок 1)

Какая местность? (степь с холмами)

Какой травой покрыта степь? (ковыльной)

Какое небо? (низкое небо покрыто тучами)

Почему они кажутся свинцовыми? (может напасть враг)

Где находится Русь? (за холмами, за их спиной)

Как стоят богатыри? (головы и плечи выше горизонта)

Рассказ ученика о природе.

Богатыри написаны на фоне сурового степного пейзажа. Головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур передаёт сплочённость богатырей, объединенных общим стремлением, не пропустить врага в пределы России. Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальними холмами нависло низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь. Та широкая, раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от многочисленных орд кочевников.

Что художник хотел передать этой картиной? (ответы детей.)

Каких богатырей в современной жизни вы можете встретить? (военные, МЧС, врачи, простые люди с доброй душой)

Каких хакасских богатырей вы знаете?

В Хакасском героическом эпосе пишется о богатырке – женщине Алтын Арыг, которая совершает подвиги во имя свободы и счастья людей родной земли.

К чему мы должны стремиться в наше время? (рисунок 5)

Итог урока.

1. Самооценка учащихся.

2. Оценка работы учащихся учителем.

Многие живописцы интересовались историей, фольклором и этнографией, черпая вдохновение из легенд, преданий, небылиц и басен. Не стал исключением и Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Именно о его произведении и пойдёт речь в нашей статье!

Виктор Васнецов «Богатыри». 1881—1898 Холст, масло. 295,3 × 446 см. Фото с оригинала

Как появилась картина Васнецова «Три богатыря»?

Официально художник начал трудиться над полотном в 1881 г. Однако идея панно возникла у него ещё в 1871 г., при посещении мастерской Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927). Друзья обсуждали принципы творчества, и кто-то сказал, что задавать тон всего произведения обязано то сказание, которое легло в его основу. Рисунок может разве что дополнить и расширить уже существующее впечатление, но не полностью его трансформировать. Сразу же после визита Виктор Михайлович «набросал карандашиком» давно лелеемый замысел - троицу могучих богатырей на лохматых конях.

Первый эскиз маслом, подаренный В. Д. Поленову, сейчас хранится в его доме-музее. На нём есть две даты - «75» и «10 марта 1898». Первое число проставлено ошибочно - полотно Васнецов закончил вскоре после своей поездки в Париж в 1876-1877 гг. и преподнёс приятелю. Но, увидев рисунок и услышав описание картины, которую хотел создать Виктор Михайлович Васнецов, Поленов отказался забирать набросок, заявив, что возьмёт его лишь тогда, когда мастер нанесёт финальные штрихи. Для этого потребовалось более 20 лет - и наконец 27 апреля 1898 г., огромный шедевр (его размеры - 295,3*446 см) был закончен.

Художник рисовал и другие эскизы. Среди них - пейзажи «Абрамцево» (1879), «Мелколесье. Ахтырка» (1880), «Лесистый пригорок и дали в Абрамцеве» (1881), портреты «Витязь в кольчуге» (1880), «Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров» (1883), этюды «Лошади» (1881), «Кольчуга» (1898), «Голова крестьянина» (1898).

Этюд для первого плана картины «Богатыри» Абрамцево
Холст, масло 19х47,5 Дом-музей В. Д. Поленова

Мелколесье. Ахтырка
Холст на картоне, масло 14 х48 Музей-заповедник Абрамцево

Пейзаж лесистого пригорка и дали в Абрамцеве (Пейзаж под Абрамцевым)
Холст, масло.34,7х49,3 Третьяковская галерея 1882 г.

Вот что говорил о картине сам живописец: «Может, я не всегда работал над «Богатырями» с должным усердием и напряженностью, но они неотступно были передо мною, лишь к ним влеклось сердце и тянулась рука! Это - мой творческий долг».

Полотно по достоинству оценила публика и критики. А когда Виктора Михайловича посетил коллекционер П. М. Третьяков, он был настолько поражен произведением, что простоял перед ним несколько минут, а потом немедленно заключил договор о покупке. Так «Три богатыря» стали одним из последних панно, внесённых в каталог картин всемирно известного собрания. Кроме того, они заняли центральное место на персональной выставке Васнецова, организованной в марте-апреле 1899 г.

«Богатыри» в Государственной Третьяковской галереи, Москва

Персонажи шедевра - натурщики и прототипы

Раньше герои преданий считались вымышленными, но исследования историков показали, что за эпосом скрываются вполне реальные люди. В частности, «настоящий» Илья Муромец родился в г. Муроме (Владимирская обл. России) в XII ст. Сначала он носил прозвание «Чоботок», но после тяжёлого ранения принял постриг под именем Илия. Останки силача похоронили в Киево-Печерской лавре, а в 1643 г. его причислили к лику святых. Изучив мощи, учёные установили, что богатырь страдал от проблем с позвоночником и даже реконструировали его внешность - это высокий (около 182 см) мужчина с развитой мускулатурой.

Художник долго искал человека, с которого он мог бы написать Илью Муромца. Он зарисовывал крестьянина Ивана Петрова, кузнеца из помещичьей усадьбы Абрамцево , ломового извозчика, встреченного около Крымского моста в Москве.

Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии
Этюд Виктора Васнецова для картины «Богатыри». 1883 год

Алёша Попович - младший из трёх храбрецов. В былинах его образ довольно противоречив - воин отличается находчивостью и хитроумием, но в то же время хвастливостью, лукавством и коварством. В реальности витязь Александр Попович был ростовским боярином, «храбром» (лучшим бойцом) Всеволода Большого Гнезда, Константина Всеволодовича и Мстислава Старого, вместе с которым и погиб в битве под Калкой в 1223 г.

Натурщиком же для полотна стал младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова Андрей. Впервые мальчик позировал живописцу, когда ему ещё не исполнилось 13 лет. По картине Васнецова легко уловить весёлый, благодушный, искренний характер юноши.

Андрей Саввич Мамонтов, младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова

Добрыня Никитич - умный и образованный «служилый» князя, то есть соратник правителя, которому тот поручает самые сложные и опасные задачи. Его исторический прототип - воевода Добрыня, дядя Владимира Красное Солнышко. А внешность богатыря скопирована… с самого Виктора Михайловича! Впрочем, некоторые исследователи считают, что это собирательный образ всего семейства Васнецовых.

Прототипом Добрыни считают собирательный образ всего семейства Васнецовых

Благодаря трудолюбию и старательности художника панно вышло не только красочным и привлекательным, но и достоверным - всё, от одежды воинов и их оружия до сбруи коней в точности соответствует археологическим находкам того периода. Именно поэтому полотно до сих пор пользуется такой популярностью - зал Государственной Третьяковской галереи, где оно находится, постоянно посещают экскурсии, репродукции шедевра есть во многих домах и учреждениях, а ученики средних классов даже пишут сочинение по картине!

Символика картины Васнецова

Художник воспринимал богатырей как мифическое воплощение созидательной энергии природы. Они олицетворяли преемственность поколений, нерасторжимую связь предков и потомков, богатое наследие, оставленное населявшими эти земли людьми.

Васнецов придал каждому воину индивидуальность, наделив его личными качествами. Так:

  • Илья Муромец символизирует основательность, рассудительность, неторопливость. Он является носителем народной мудрости, опыта и традиций.
  • Добрыня Никитич предстаёт в ипостаси храброго защитника своей семьи и Родины, служащего ей до последнего вздоха.
  • Алёша Попович , на поясе которого висят и меч, и гусли, воплощает сразу два начала - отважного бойца и поэта, чуткого к любым проявлениям красоты.

Неслучаен и выбор пейзажа. Пасмурное небо, низко нависшее над головами героев, напоминает, что они постоянно должны находиться настороже - по словам живописца, «примечать в поле, нет ли ворога, не обижают ли кого».

Впрочем, постичь смысл произведения можно, лишь взглянув на него вблизи - и купить , полностью повторяющую оригинал, Вам поможет наш