Краткое содержание левша лесков по главам. Н.С. Лесков "Левша": описание, герои, анализ произведения

/ «Левша»

Глава 1

Император Александр Павлович хочет «проездиться» по Европе с целью посмотреть чудес в различных государствах. И ездил с ним Платов, которого не удивляло ничего из показанного иностранцами. На все чудеса он говорил: «и у нас дома не хуже есть».

И вот, государь сказал, что они посетят оружейную кунсткамеру, где есть настоящие «природы совершенства».

Глава 2

Приехали государь и Платов в кунсткамеру. Император смотрит на Платова, наблюдает, удивляется ли он. Тот же идет глаза опустивши. Государь всему удивляется, а для Платова же это все показанное ничего не значит.

Приносят императору пистолю, он налюбоваться на нее не может. Платов же отворяет пистолю отверткой и показывает собачку, на которой сделана надпись на русском языке. Рад был Платов, что оконфузил иностранцев и поднял русских мастеров на высшую позицию.

Глава 3

На следующий день вновь они отправились смотреть необычности. Показывают иностранцы героям сахар, а Платов спрашивает, есть ли у них молво. Англичане смущены, а Платов иронично приглашает иностранцев в Россию, чтобы выпить чаю с молво.

Поехали затем государь с донским казаком в другую кунсткамеру, где собраны нимфозории. Государь не дивится, то радует Платова. Вот заходят они в последнюю комнату, где стоят иностранцы с пустым подносом. Лежит на нем крошечная соринка – стальная блоха, а рядом микроскопический ключ, который заводит блоху танцевать.

Удивился император, приказал заплатить за это чудо, а также назвал иностранцев лучшими мастерами на свете.

Позже у императора сделалась меланхолия от военных дел, и герои, каждый в своей думе, возвращаются в Россию.

Глава 4

Александр Павлович вскоре скончался. А шкатулка с блохой оказывается в руках нового императора – Николая Павловича. Сначала он не обращает на нее внимание, а затем заинтересовался, спросил, откуда эта нимфозория. Приходит к государю Платов, рассказывает все про английское чудо. Предлагает он отнести ту блоху тульским мастерам. Николай Павлович, уверенный в русском народе, соглашается и отправляет Платова в Тулу.

Глава 5

Договорились Платов и туляки, каждый умом виляя, через сколько будет готово преображение механизма.

Глава 6

Вызвались на работу трое туляков, одним из которых был Левша. На этих искусных людей теперь рассчитывала целая русская нация, дабы не посрамиться перед англичанами.

Глава 7

Сошлись все трое в дом к Левше, работают без отдыха, никуда не выходят, никому ничего не рассказывают. Работа велась в полнейшем секрете.

Глава 8

Быстро приехал Платов за блохой, подгоняя свистовых как можно скорее к тульским мастерам.

Глава 9

Мастера как раз заканчивали свою работу. Спешат они навстречу Платову, Левша в руках несет царскую шкатулку с блохой.

Глава 10

Не увидел Платов, что же сделали тульские мастера, гневается на них. А туляки отказались открывать секрета, сказали вести сразу к государю, тот все поймет и увидит. Взял Платов с собой Левшу.

Глава 11

Спросил Николай Павлович Платова про нимфозорию, тот сказал, что тульские мастера не смогли ничего необычного сделать. Государь начал расспрашивать его, не веря, что это действительно так. Велел он показать блоху, потому что, по его мнению, народ не может его обманывать.

Глава 12

Увидев прежнюю блоху, но не теряя веру в русский народ, решил государь позвать свою дочь. Она завела блоху, а та перестала «дансе» танцевать. Побежал тогда Платов к Левше, крича, что они испортили драгоценную вещь. Левша же отвечал, что ничего они не попортили, нужно смотреть в самый сильный мелкоскоп.

Глава 13

И под мелкоскопом не увидел ничего государь. Но не теряя надежды, приказал привести самого мастера. Пришел Левша, рассказал, что подковали они блоху. Государь обрадовался, расцеловал мастера, каким он был: неубранным и неумытым. Знал государь, что его люди его не обманут.

Глава 14

Сказал еще Левша, что на каждой подкове выгравированы имена работников. Государь удивился, насколько это мелкая работа. Отослал он эту блоху обратно в Англию, чтобы видели они, что русский народ еще более удивительные вещи может сделать. Послал он и Левшу туда, чтобы он показать чудо им смог.

Глава 15

Показал подкованную блоху Левша иностранцам, те удивляются, предлагают ему остаться. Однако он, любя Родину и все ее традиции, отказывается. Согласился лишь погостить у них и посмотреть чудеса.

Глава 16

Посмотрел на достопримечательности Левша, говоря им, что так и русские умеют, и сильно заскучал по дому. Пытались всякими богатствами англичане задобрить Левшу, чтобы он остался, но он настоял на своем.

Глава 17

Левша заключает «парей» со шкипером: кто кого сможет перепить.

Глава 18

В Петербурге англичанина отправляют в посольский дом, куда зовут лекаря. Левша же оказывается в квартале. Там у него отбирают все подаренные богатства и отвозят в больницу. Англичанин же пошел искать его.

Глава 19

Англичанину, обошедшему многих людей, не удалось спасти Левшу, скончался он в той больнице. Последние его слова были: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».

Однако никто не воспринимает эти слова всерьез, и ружья продолжают чистить кирпичом. И зря: если бы слова эти дошли до государя, то по-другому бы закончилась Крымская война.

Глава 20

Таких мастеров, как Левша, сейчас уже нет. Имя его навсегда утрачено для потомков, однако является олицетворение народного духа.

Любил ездить по заграницам и любоваться тамошними чудесами. Так, после окончания Венского совета, он решил проехаться по некоторым государствам Европы. С ним был и донской казак Платов , которого заморские «диковины» ничуть не удивляли, так как он считал, что «своё ничуть не хуже».­ Посетив оружейную кунсткамеру, они увидели немало чудесных «нимфозорий», собранных со всего света.

Так, например, один англичанин решил показать пистолет тонкой работы. Платов взял, да и раскрыл отверткой замок, чтобы с гордостью показать всем надпись на оружии: «Иван Москвин во граде Тула». Англичане опечалились, но решили другие диковины показать. В последней кунсткамере государь приобрел за миллион механическую стальную блоху, которую если завести ключом, она начинала танцевать. Особенно интересно было за ней наблюдать в «мелкоскоп». По дороге обратно Платов утверждал, что наши лучше могут, только им ученье нужно.

После смерти государя блоха передалась по наследству, взошедшему на престол Николаю Павловичу . Тот не любил отставать от иностранцев, потому отправил Платова к тульским мастерам, чтобы те превзошли своей работой англичан. Поддержать Платова в этом нелегком деле вызвались трое лучших мастеров-оружейников во главе с мастером по кличке «Левша ». Времени было мало, и они решили ехать в Киев, то ли молиться местным святым, то ли искать совета у опытных мастеров. Затем они направились в Мценск, где поклонились иконе Святого Николая, и только после этого приступили к работе. Однако работа велась в страшном секрете, поэтому никто не знал, что они делают.

Когда работа была окончена, Левша не выдал своего секрета даже Платову, и пришлось везти его в Петербург. При осмотре блохи император с дочерью Александрой Тимофеевной обнаружили, что механизм в блохе не срабатывает. Платов решил наказать Левшу. Тогда тот посоветовал поглядеть в мелкоскоп и внимательно осмотреть ногу блохи. И тут государь видит, что блоха «на подковы подкованная». При этом Левша добавил, что если лучше вглядеться, то можно увидеть, что на подковах выбито имя мастера. После этого все придворные были в восторге, хвалили мастера. Платов просил у Левши прощения, возил его в «Туляновские бани», на подстрижку да «обформирование», как если бы тот какой-то чин имел. Затем было решено отправить Левшу с блохой к англичанам.

По дороге Левша не ел, а только пил вино и на всю Европу пел русские песни. На все расспросы англичан отвечал, что в России наука простая, никакой арифметики нет, а только учение по Псалтырю. Те говорили, что арифметику полезно учить. Так они смогли бы рассчитать, что подковы слишком тяжелы для блохи, потому она теперь и не танцует. Они Левшу пригласили остаться у них, да учится, так как из него отличный мастер бы вышел. Но Левша отказался, сказав, что он приверженец своей родины. Тогда они ему предложили принять их веру и жениться на англичанке. Левша заявил, что англичанки слишком тощи и носят некрасивые одежды. Тульские барышни ему больше по душе. Единственное, что прельстило его – это английские заводы, где работники накормлены, а старые ружья в хорошем состоянии содержатся.

Вскоре Левша и вовсе заскучал и стал домой проситься. Несмотря на приближающуюся бурю в «Твердиземном море», он все равно отправился в путь. На прощание англичане одарили его деньгами и подарками. По дороге обратно, он все стоял на палубе и смотрел, не видны ли родные просторы. Один шкипер предложил Левше на спор выпить, кто больше. Напились они до чертиков, капитан решил запереть их в трюме, пока не прибудут. В Петербурге англичанин был отправлен в посольский дом на Англицкой набережной, а Левша – в квартал, где у него потребовали документы, отобрали все подарки и в санях отвезли в больницу, куда обычно отправляли людей «неведомого» сословия умирать.

На следующий день англичанин проглотил какую-то пилюлю и отправился искать своего русского «камрада». Когда он нашел его лежащим на полу в коридоре, то сразу побежал жаловаться графу Клейнмихелю на плохое обращение с больным. Тот посоветовал обратиться к Платову. Платов, в свою очередь, отослал его к коменданту Скобелеву. А Скобелев направил к больному доктора Мартын-Сольского. Когда прибыл доктор, Левша уже умирал. Как оказалось, грузчики, перенося его, уронили и разбили ему голову. Перед смертью, он просил передать государю, что англичане не чистят свои ружья кирпичом, и нашим не стоит. С этим он и скончался.

Доктор Мартын-Сольский доложил последние слова тульского мастера графу Чернышеву, но тот и слушать не захотел, сказал, что «на это в России генералы есть». Так и продолжили чистить ружья кирпичом. Получается, если бы до государя дошли последние слова Левши, то и Крымская война по-другому закончилась бы. А теперь это уже дела «минувших дней». Про Левшу, как и про многих других гениев, давно забыли, но народный миф о нем остался.

Закончив с политическими делами, император Александр Павлович решил поездить по Европе и посмотреть разных государственных чудес. И в разных странах государя к себе склонить старались. Да только был при царе донской казак Платов. Очень он по своему хозяйству скучал и потому все время царя домой звал. И если замечал Платов, что царь чем-нибудь иностранным очень заинтересуется, то сразу говорил что, дескать, и в России не хуже есть. И вот пригласили к себе государя англичане свои мыльно-пильные и оружейные заводы смотреть. Показывают англичане государю ружье и пистолет. И очень царь пистолетом заинтересовался, тонкая работа. Англичане пистолет нахваливают, а Платов подошел, оружие взял, два раза отверткой повернул и вынул механизм, да царю показывает. А на механизме русская надпись: "Иван Москвин во граде Туле". Англичане так сильно сконфузились, что самому Александру их жалко стало.

На другой день поехал царь кунсткамеры смотреть. И преподносят ему англичане на подносе соринку, которая оказывается стальной механической блохой. Для того чтобы привести ее в действие, надо завести ее ключиком. Царь за такое чудо отдал англичанам миллион, да еще за пять тысяч купил у них к ней футляр. По дороге домой Платов и государь почти не разговаривали, потому что "совсем разных мыслей сделались". Удивительная блоха оставалась у Александра Павловича до его смерти, а после его вдова, императрица Елизавета Алексеевна, усмехнулась только и не обращала на нее внимания более. Позднее заинтересовался ею Николай Павлович, император. Однако ни он, ни кто-нибудь другой не мог раскрыть секрет блохи, пока не услышал о ней живой еще к тому времени казак Платов. При всех орденах явился он перед государем и рассказал, как и при каких обстоятельствах была куплена эта нимфозория. Платов советует императору показать чудо техники тульским мастерам. Это и было поручено самому казаку.

Взял Платов блоху и поехал на Дон, а по дороге завернул в Тулу. Тульские мастера подивились английской диковинке и обещали придумать нечто такое, чем можно было бы перещеголять "аглицкую нацию". Но как ни хитрил Платов, так и не смог выведать, что же именно сделают мастера. По их просьбе оставил блоху, вместе с футляром, дал им только сроку в две недели и отправился дальше. Платов из Тулы уехал, а три самых даровитых мастера собрали свои вещи и, попрощавшись с товарищами, скрылись из города. Много слухов ходило о них, да только далеки были от истины. Туляки, мастера в металлическом деле, были еще и людьми очень набожными. И отправились они к Мценску, в котором стояла икона Святого Николая. Отслужили молебен у самой иконы и вернулись ночью домой. Заперлись в доме у одного из них – левши, и работали все две недели в большом секрете. И как ни пытались их люди наружу вызвать, ни один не вышел. С Дона Платов ехал с большой поспешностью. Как приехал в Тулу, так даже из коляски выходить не стал, а велел только пригласить мастеров, которым блоху оставлял. Прибежали к дому левши, и ставни рвали и двери дергали, да только не поддались ни ставни, ни двери. А мастера как раз свою работу заканчивали и последний гвоздик вбивали. Принесли они Платову царскую шкатулку, в ней бриллиантовый орех, а в орехе - все та же самая блоха. Осерчал Платов, решил, что обманули его мастера. Обиделись мастера на казака, но секрет своей работы ему не рассказали, мол, император сам увидит "каковы у него люди и есть ли ему за нас престыжение". Не поверил Платов, а только схватил левшу за шиворот, так что "у него все крючки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги". "Ты мне за всех ответишь!"

Никакого неприятеля Платов никогда не боялся, а тут струсил перед государем. И все надеялся, то забудет Николай про блоху. Ан нет. Пришлось казаку сознаться, что ничего тульские мастера сделать не смогли. Не поверил царь: "Подавай сюда. Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано". Позвал царь свою любимую дочь Александру Николаевну. Завела она блоху, а та только усиками шевелит, а как прежде не танцует. В ярости накинулся Платов на левшу. А левша только и говорит, что на блоху в микроскоп смотреть надо. Но царь и в микроскоп ничего не увидел. Тут левша разъяснил, что смотреть на ножки ее надо. И оказалось, что тульские мастера блоху подковали. Просиял тут царь, обнял левшу и поцеловал. Блоху сложили снова в бриллиантовый орех и отправили в Англию мастерам. И левшу с блохой вместе отправили, чтобы он показал, какие в России умельцы есть.

В Англии долго уговаривали левшу остаться, женить его обещали, да не согласился он. Выяснили англичане, что ни арифметики, ни хотя бы правил сложения левша не знает, а учился только по "Полусоннику", да по "Псалтырю". А если б знал, то догадался бы, что подковки для блохи тяжелы. Из-за них она танцевать и не может. Остался левша в Англии погостить с уговором, что его на пароходе домой скоро отправят.

Долго высматривал левша все производство английское, а дивился не тому, как они новые вещи делают, а тому, как старые содержат. И затосковал левша по родине. Отправили его англичане на пароходе, где сдружился он с полшкипером. И начали они пить на спор, да так и пропили до конца пути. А в Петербурге развела их судьба. Англичанина в посланнический дом, а левшу в квартал. Нашел полушкипер левшу уже в больнице. За помощью бегал и к графу Клейнмихелю, и к Платову, и к Скобелеву, да только толку не добился. А левша уже кончался. И последние слова его были: "Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся".
А государю так и не сказали.
А доведи они до государя слова левши вовремя, то и исход Крымской войны мог быть бы другим.

Николай Лесков создал много прекрасных произведений о жизни простых русских людей. Весь мир ценит и любит этого талантливого русского писателя за его прозорливость, патриотизм и гуманизм. Одним из ярчайших творений Лескова был и остаётся рассказ «Левша».

Начинается он с путешествия государя Александра Павловича по Европе: дабы «чудес посмотреть». Платов, казак с Дона, удивление царя не поддерживает, ибо уверен в том, что русские умеют делать ничуть не хуже.

Рассказ «Левша», краткое содержание которого является историей создания шедевра (подкованной блохи), подробно описывает самые разные чудеса, существующие в мире. По возвращении на родину государь хвалится своим придворным удивительным приобретением - танцующей механической блохой.

После смерти Александра его преемник Николай Павлович блоху эту ценит, но тщеславие и национальная гордость толкают его на то, чтобы найти среди туляков мастеров, способных посрамить иностранцев.

Далее краткое содержание рассказа «Левша» описывает путешествие Платова по России, его встречу с тремя мастерами, одним из которых является Левша. Те же, прежде чем приступить к работе, решают сначала посетить храм с иконой Николая-чудотворца, а после уже запираются на трое суток в домишке косого мастера Левши.

Только не хочет рассказать Платову секрет действия созданного шедевра Левша. Краткое содержание далее основывается на том, что Платову приходится взять Левшу во дворец. Однако и царь с дочерью приходят в ярость, видя, что «брюшной механизм» блохи бездействует. Стало быть, мастера не только не усовершенствовали диковинку, но и нанесли ей ущерб!

За то Платов жестоко «треплет» обманщика, требуя его сознаться в своём грехе. Но в ответ ему мастер поясняет, что смотреть на чудо следует в более сильный «мелкоскоп». И государь делает так, как говорит ему Левша.

Как удивляется самодержец, разглядев на каждой лапке блохи малюсенькую подковку! А Левша ещё заявляет, что на шляпке каждого гвоздочка мастер имя своё написал - во как!

Далее рассказ «Левша», краткое содержание которого здесь представляется, переносит читателя вместе с мастером за границу, куда его отправляют, дабы преподнести блоху в подарок англичанам или, проще говоря, утереть нос иностранцам.

Англичане искренне удивляются мастерству простолюдина, предлагают ему там остаться, взять в жёны любую красавицу. Но от сих почестей отказывается, а вот на состояние «аглицких» ружей обращает своё внимание все-таки Левша!

В пути Левша безбожно пьёт на спор со шкипером, как говорится, до чёртиков. Из-за этого шкипер попадает в посольский дом, а Левша - в «квартал», где лишается английских подарков. Оттуда мастера прямиком отправляют в открытых санях умирать в больницу для неимущих.

Полшкипер, которого быстро поставили на ноги благодаря «куттаперчевой пилюле», долго ищет своего «камрада» и узнаёт, что тот уже при смерти. Засланному шкипером доктору Мартын-Собольскому Левша успевает сказать фразу, тревожащую его.

Последними словами патриота были не просьбы личного характера, а волнение по поводу чистки русских ружей. Ведь англичане делают это не при помощи кирпича, как на Руси! Однако до государя эти слова так и не доходят. Потому-то (словами Лескова) и закончилась трагически Ах, если бы правящие миром прислушивались к гласу народа!

Незабвенный рассказ Лескова сегодня остаётся одним из самых читаемых и переиздаваемых не только в России, но и во всём мире, потому что в нём содержатся идеи, актуальные и по сей день.

Глава 1 Император Александр Павлович ездил по заграницам и дивился на тамошние чудеса. С ним был казак Платов, который не любил, что государя иноземцы склоняют ко всему иностранному и иа все говорил, что у нас дома не худшие образцы есть. Наконец император сказал Платову, что на следующий день они идут в оружейную кунсткамеру, где такие чудеса, до которых нам еще очень далеко. Платов выпил водки, завалился спать и «захрапел так, что во всем доме англичанам никому спать нельзя было».

Глава 2

На другой день Платов с царем едут в оружейную кунсткамеру. Англичане хотят царя удивить, показывают разные чудеса, тот ахает, а Платов молчит, словно все это для него ничего не значит. Царь упрекает Платова в упрямстве. Наконец англичане приносят пистолет, хвалят тонкую работу. Платов достает из шаровар отвертку, отковыривает замок, и все видят на оружии надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

Платов радуется, что англичан оконфузил и тульского мастера прославил, только печалится, что царь о конфузе англичан сожалел.

Англичане решили новые чудеса показать царю.

Глава 3

На другой день едут они новые кунсткамеры смотреть. Платов снова конфузит англичан, царь же просит его «не портить ему политики». Наконец показывают царю новое чудо: на подносе подают маленькую механическую блоху «из лучшей английской стали», которую стоит завести ключиком, как она начинает танцевать. Глядя в «мелкоскоп», царь заводит блоху, дивится ее танцам, потом платит за нее миллион и забирает с собой. По пути домой Платов убеждает царя, что наши все, что увидят, могут сделать, только «им полезного ученья нет».

Глава 4

Царь Александр скончался, и блоху передали по наследству. Заинтересовался ею лишь царь Николай Павлович. Стали исследовать, что это такое. Но никто не знал, так как не осталось людей, кто был в курсе этой покупки. Узнав про переполох, во дворец явился Платов, рассказал, что это такое, потом добавил, что дивиться этой «нимфозории» не следует, а надо дать нашим мастерам и проверить, не могут ли они этой работы превзойти. Царь Николай не любил уступать чужеземцам, а потому дал поручение Платову проверить данный факт.

Глава 5

Платов взял блоху и поехал через Тулу на Дон. Показал блоху тулякам, но те запросили слишком много времени на то, чтобы что-то придумать. Платов поехал на Дон, оставил «нимфозорию» тулякам, чтобы они придумали что-то, что было бы не стыдно показать государю. Сроку - две недели.

Глава 6

Три мастера, среди которых и был левша, отправились в Киев для того, чтобы то ли помолиться святым мощам, то ли для того, чтобы спросить у тамошних мастеров совета. Жители города гадают, куда они делись, т. к. за оставшееся время добраться до какого-либо крупного города затруднительно. Некоторые считали, что мастера просто сбежали, испугавшись ответственности за хвастовство.

Глава 7

На самом деле мастера, несмотря на свою богомольность и приверженность общепризнанным святыням, шли не к Москве, не к Киеву, не на Афон, а к Мценску (уездному городу Орловской губернии) - поклониться иконе святого Николая. Поклонившись, вернулись ночью домой и принялись за работу. Какую именно - никто не знает. Все соседи и мастера любопытствуют, но работа ведется в страшном секрете.

Глава 8

Платов едет обратно, подгоняет казаков, его сопровождающих - «свистовых» (т. е. искаженное «вестовых»). Самому ему тоже не терпится работу увидеть - все норовит из коляски вылезти.

Глава 9

«Свистовые» бегут к мастерам, а те не открывают: работу заканчивают. «Свистовые» вышибают дверь бревном. Мастера успокаивают их, говорят, что скоро работу принесут. Через некоторое время пошли - двое с пустыми руками, а третий - с «аглицкой стальной блохой».

Глава 10

Платов берет работу, возмущается - так как не видит, что именно мастера сделали. Мастера не отвечают, говорят, что все и так на виду. Советуют везти государю и там разбираться. Платов погрозил мастерам - а ну как его надуть хотят - и помчался в Петербург, взяв с собой левшу - ты, мол, мне за всех ответишь.

Глава 11

Платов боится показаться на глаза государю, думает, как бы его от мыслей о блохе отвлечь. Придумывает разные кары мастерам за то, что приказ не исполнили, левшу грозится заточить в острог.

Тем не менее царь спрашивает Платова о блохе. Тот мнется, говорит, что мастера ничего сделать не смогли. Царь хочет сам в этом убедиться.

Глава 12

Царю приносят шкатулку, он смотрит на блоху, ничего не видит, но «веры своей в русских мастеров не убавил». Зовет он свою дочь и приказывает ей завести блоху ключиком. Та заводцт, но блоха не танцует. Царь сердится, Платов выбегает из дворца, где его левша ждал, и начал его бить. На вопрос левши «за что?» отвечает, что за испорченную уникальную вещь. Левша предлагает им посмотреть в «мелкоскоп». Левше руки скрутили, а Платов пошел к царю.

Глава 13

Царю приносят «мелкоскоп», все разглядывают блоху, но ничего не видят. Царь приказывает позвать левшу. Левша в затрапезном виде, т. к. «его взяли в чем был», идет к царю. Царь и придворные говорят, что ничего не видят. Левша советует взглянуть на ногу блохи. Царь смотрит, затем, просияв, целует неумытого левшу, а придворным говорит: «Они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»

Глава 14

Все придворные дивятся работе, все хвалят левшу (он, оказывается, к подковам гвоздики делал, причем не имея «мелкоскопа» по бедности своей, говоря, что «а у нас так глаз пристрелявши»). Платов дал левше сто рублей и прощенья попросил, что его побил («за волосья отодрал»). Царь приказал «нимфозорию» отправить обратно в Англию в качестве подарка, «чтобы там поняли, что нам это не удивительно». Блоху послали с особым курьером, а вместе с ним для необходимых разъяснений отправили и левшу. Левшу моют в бане, стригут в парикмахерской, одевают в кафтан «с придворного певчего, для того, дабы похоже было, будто и на нем какой-нибудь жалованный чин есть». Затем левша и курьер отправляются в путь.

Глава 15

Курьер и левша приезжают в Лондон. Левша сидит в гостинице, потом идет обедать. За обедом по незнанию языка объясняется знаками. Курьер тем временем отнес блоху, показал английским мастерам. Те удивились, сразу захотели видеть мастера. Курьер отвел их к левше. Иностранцы его хвалят, затем спрашивают, чему и где он учился. Левша отвечает, что «наша наука простая: по Псалти-рю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем*. Англичане говорят, что лучше бы он арифметике учился, а то хоть «вы в руках искусны», из арифметики бы «по крайности хоть четыре правила сложения зкали » и тогда смогли бы рассчитать, что механизм блохи очень тонкий и не может нести на ее ногах подковы - поэтому блоха теперь и не танцует. Левша соглашается. Англичане приглашают его учиться: говорят, из него удивительный мастер выйдет. Левша отказывается, ссылаясь на то, что у него дома родители есть. Англичане предлагают посылать деньги его родителям. Однако левша все равно отказывается, говоря, что «мы к своей родине привержены». Англичане предлагают ему остаться, обвыкнуться, принять их веру, жениться. Левша отвечает, что этого «никогда быть не может», потому что «наша русская вера самая правильная», в доказательство превосходства русской веры приводит то, что у «нас есть и боготворные иконы и гроботочивые главы и мощи, а у вас ничего». Кроме того, левша заявляет, что ему с англичанкой «жить конфузно будет». Англичане советуют ему попробовать и обещают устроить рандеву. Левша отнекивается, объясняет, что на Руси для этого засылают сваху и прочее. На вопрос англичан, чем ему не нравятся англичанки, он отвечает, что «мне то не нравится, что одежда на них как-то машется, и не разобрать, что надето и для какой надобности». Тульский фасон ему больше по душе. Когда стали пить чай, левша предпочитает пить не как все, а вприкуску. «Ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился, а только уговорили его на короткое время погостить, и они в это время его по разным заводам водить будут и все свое искусство покажут*. Обещают после этого доставить в Петербург.

Глава 16

Курьер едет обратно в Россию, а левша отправляется с англичанами смотреть «и металлические фабрики и мыльнопильные заводы». Работники у англичан «в сытости, одеты не в обрывках», работают «не бойлом, а с обучением и имеют себе понятия», «перед каждым на виду висит дол-бица умножения». Левша смотрит на их житье, но больше всего интересуется ружьями, но не новыми, а теми, которые «старые и в каком виде состоят». При этом он хвалит ружья и спрашивает у англичан, осматривали ли их русские генералы, и как именно осматривали - в перчатке или без. Англичане говорят, что в перчатке. После этого левша заскучал и стал настойчиво проситься домой. И несмотря на то, что приближалась буря, а «Твердиземное море» это не то, что Финский залив, левша все равно отправился в путь. Англичане наградили его деньгами, подарили часы. Левша во время путешествия, несмотря на непогоду, стоял на палубе и смотрел, не покажутся ли родные берега. Его звали внутрь, в тепло, но он отказывался. Один «полшкипер» особо симпатизировал левше и предложил выпить. Потом еще и еще, пока они не напились. Шкипер предлагает «пари» - не пить в одиночку, т. е. сколько выпил один, то столько же должен выпить и другой. Согласились, по рукам ударили.

Глава 17

Левша и шкипер пили всю дорогу, до тех пор, пока одному не начало мерещиться, что из воды рыжий черт лезет, а другому - черный. Англичанин говорит, что это «морской водоглаз» и предлагает бросить левшу в море, чтобы «водоглаз» его обратно на корабль подал. Левша соглашается. Шкипер понес левшу к борту. Матросы увидали и доложили капитану. Тот приказал и шкипера и левшу запереть в трюм, дать им еды, рому и вина, чтобы они могли свое пари выдержать. По приезде в Петербург, англичанина повезли в «посланнический дом на Аглицкую набережную, а левшу - в квартал. Отсюда их судьба начала сильно разниться».

Глава 18

К англичанину тотчас вызвали лекаря и аптекаря, которые ему тут же ванну прописали, пилюлю в рот положили, уложили на кровать спать.

Левшу же свалили в квартале на пол и спрашивают, кто он такой и есть ли у него документы. Тот только стонет. С него тут же хорошее платье сняли, часы и деньги вытащили, а самого «пристав велел на встречном извозчике в бесплатную больницу отправить». Пока пристав ловил извозчика, левша на холодном полу лежал. Везли левшу непокрытого, когда пересаживали с извозчика на извозчика, роняли. Привезли в одну больницу - без документов не принимают, во второй - та же история, в третьей - то же самое. Так и возили до утра, пока один лекарь не посоветовал отвезти его в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают. «Тут велели расписку дать, а левшу до разборки на полу в коридор посадить».

Английский шкипер на следующий день проснулся, проглотил пилюлю и говорит: «Где мой русский камрад?» - и побежал разыскивать.

Глава 19

Шкипер удивительным образом быстро нашел левшу. Тот в коридоре на полу лежал. Увидев англичанина, он принялся жаловаться, что ему непременно надо бы государю два слова сказать.

Англичанин возмутился таким обращением с человеком, пошел с жалобой к графу Клейнмихелю. Его оттуда выставили вон. Затем англичанину посоветовали пойти к Платову. Тот пошел и рассказал все о левше. Платов тут же вспомнил левшу и приказал англичанину бежать к коменданту Скобелеву. Тот послал к левше доктора Мартын-Сольского, но когда доктор наконец пришел к левше, тот уже кончался, так как когда его сгружали с одного извозчика на другого, ему разбили голову. Перед смертью он только смог внятно выговорить, чтобы государю передали, что англичане кирпичом ружья не чистят и чтобы у нас тоже не чистили, «а то, храни бог войны, они стрелять не годятся». С этим он перекрестился и помер. Доктор к графу Чернышеву поехал и доложил, а граф на него закричал, чтобы он знал свое рвотное да слабительное, а не в свое дело не мешался - на то в России генералы есть.

Так государю ничего не сказали и чистка продолжалась до самой Крымской кампании. А как стали ружья заряжать, пули в них и болтаются, потому что стволы кирпичом расчищены. Здесь Мартын-Сольский Чернышеву о левше напомнил, а тот ответил, чтобы он помалкивал, иначе он ото всего отопрется, и лекарю же и достанется. Мартын-Сольский испугался и замолчал. Так ничего государю и не передали, а передай они ему слова левши, в Крымской войне, возможно, совсем бы другой оборот был.

Глава 20

Автор подводит своего рода итог. Имя левши, как и имена многих гениев, навсегда остались неизвестны людям. Однако как своего рода миф это может быть интересно и поучительно. Времена изменились: «машины сравняли неравенство талантов», они не способствуют артистической удали. Однако несмотря на то, что нынешние работники «умеют ценить выгоды, доставляемые им практическими приспособлениями механической науки», о старине они вспоминают с гордостью и любовью. «Это их эпос, и притом с очень “человечкиной душою”».