Крематории и кремация - ликбез по важным вопросам. Душа после кремации

Единственное, что, пожалуй, способно объединить множество существующих в мире религий - это вера в существование человеческой души. Душа же, как известно, - есть некая бессмертная субстанция: олицетворение чистоты и энергии. В то время как тело - это, всего лишь навсего, - ее вместилище, и его время существования на Земле ограничено.

Что происходит с душой после кремации?

Рано или поздно в жизни каждого наступает неотвратимый момент, когда осуществляется, скажем так, процесс избавления души от тела. И, в зависимости от принадлежности людей к тому или иному вероисповеданию, выбирается способ его (тела) упокоения. У одних это захоронение, другие же (как, например, древние египтяне) возводят, а точнее, - возводили невероятных масштабов гробницы и мумифицировали тела великих людей своей эпохи, помещая их, в конечно итоге, в эти грандиозные сооружения. Впрочем, - далеко не все египетские пирамиды являются гробницами… Но мы сейчас не об этом.

Возвращаясь к теме ухода человека из жизни, надо отметить, что одним из наиболее распространенных сегодня в мире способов освобождения души от тела является кремация последнего. Особенно популярна кремация в Европе и в Америке.

Что значит кремировать?

В буквальном смысле слово «кремация» cremare , в переводе с латинского, обозначает процесс сжигания трупов. (Звучит, конечно, несколько зловеще - но стоит относиться к этому спокойно.)

Надо сказать, что сжигание тела - это еще не конечный этап всего процесса прощания с человеком. После кремации прах усопшего обычно передают его родственникам, чтобы те решили, как поступить с ним дальше: захоронить или же развеять.

Некоторые, впрочем, никоим образом не хотят расстаться с овеществленной памятью о своем близком - и ставят урну с прахом в комнате на тумбочку у изголовья… чтобы быть всегда рядом…

Воистину - неисповедимы пути твои, Господи…

Что происходит с телом человека после кремации


Это понятно, я думаю, и без лишних пояснений: тело усопшего, в конечном итоге, превращается в пепел. И в этом, в принципе, нет ничего страшного: ведь большинство религий считает, что тело есть темница Души… Буддисты же и индуисты и вовсе уверены, что процесс сжигания идет душе только на пользу, ускоряя процесс ее высвобождения…

Важно при этом помнить, что, как считается во многих религиях, - тело можно предать огню или земле лишь на третий . Именно столько времени требуется для того, чтобы душа сумела покинуть свой сосуд. То есть, проводить кремацию нужно не раньше, чем через три дня после того, как умер человек. Этот срок необходим еще и для того, чтобы отделились друг от друга тело астральное (первое тело духовного свойства) и тело казуальное (тело личности).

Таким образом, важно понимать, что сожжению предается лишь земная, умершая оболочка души, которая не испытывает боли и не чувствует ее. Ну, а если уж так случилось, что кремировать умершего (или погибшего) пришлось раньше - тонкая материя, «задержавшаяся» рядом с телом, может испытать небольшой стресс…

Но бывают случаи и бытовой гибели: сгорание человека, скажем, при пожаре: и в этом случае вовсе не значит, что будет повреждена его душа. Просто этот процесс невольного кремирования, опять-таки, послужит для нее неким стрессом.

В принципе, на сегодняшний день, разницы в том, будет ли человек кремирован или просто захоронен, практически нет. Боли человек после смерти не ощущает. Хотя на эту тему можно встретить и иные свидетельства…

Вечный ад или способ очищения

или не вредит ли, все же, душе кремация тела?

Этот вопрос вполне закономерно возникает у родственников человека, покинувшего наш мир.

Отношение церкви к кремации до сих пор неоднозначно. Прямо скажем: и православная церковь, и иудаистская сожжение трупов отнюдь не приветствовала. А в Греции, например, кремирование и вовсе по сей день запрещено законом.

Тем не менее, на протяжении времени мы видим, как то, что еще вчера считалось невозможным и запретным, сегодня вполне себе нормально существует.

Православные каноны церкви, несмотря на еще относительно недавнюю их установку «земля еси и в землю отидеши», - сегодня, в большинстве своем, уже не осуждают кремацию. Отпевание тела умершего происходит даже в крематориях. А мысль о том, что с приходом Страшного Суда воскреснут лишь те, кто был захоронен – теперь есть мысль ошибочная. Ведь, по новой версии, когда тело кремируют - душа остается нетронутой, а для воскрешение в Судный день телесная оболочка вовсе не требуется.

Ссылки на библию по поводу кремирования

Впрочем, ни в Старом, ни в Новом Завете прямо не упоминается о том, что сожжение тела человеческого после его смерти является грехом. И в то же время, есть пометки о том, что грехом является сожжение человека на жертовнике. В свою очередь, существует мнение, что прах кремированного необходимо, все же, предать земле.

Место погребения при этом обязательно нужно обозначить. В православии такую роль выполняет памятник или же крест. Христианин, который был кремирован после своей смерти, имеет право на панихиды и отпевания ровно так же, как и все остальные (кроме тех смертных, кто совершил суицид). И после кремации душа его возносится на небеса так же, как это было бы и после погребения.

Как кремировали людей в прошлом

Кремирование как способ избавления от бренного тела усопшего было популярным еще задолго до нашей эры. Так, древние жители Скандинавского полуострова не хоронили своих собратьев. Для того, чтобы проститься с телом человека и отпустить его душу, применялась техника погребального костра. Тело умершего обматывали тканью и водружали на костер.

Существовали также и меры, которые при сожжении трупов важно было соблюдать. Особая актуальность такого способа прощания наблюдалась и в средние века, когда во многих регионах Европы свирепствовала чума. В этой связи ученые тех времен полагали, что закапывать тела в такой ситуации попросту опасно, так как эпидемия в этом случае может распространиться и дальше.

Так все же: хоронить в землю или кремировать?


Таким образом, как мы видим из всего вышеизложенного, кремация в наше время стала процессом, который равносилен традиционным похоронам. Но, несмотря на это, далеко не каждая семья, потеряв близкого, решается на этот шаг, боясь суеверий, что по-прежнему распространяются различными культами, сектами и их фанатиками.

Если же оценить этот метод прощания с человеком объективно, оказывается, что он не так уж и плох. В пользу кремации, например, существуют и определенные аргументы:

  1. Кремация - это отсутствие вероятности быть похороненным в состоянии клинической смерти;
  2. Очевидна экологическая чистота процесса: трупный яд не попадет в почву и не отравляет грунтовые воды;
  3. Имеет место быть экономия места из эстетических соображений;
  4. Имеется возможность сохранения праха в колумбариях;
  5. Относительно недорогая стоимость по сравнению с традиционными похоронами;
  6. И отсутствие, наконец, явных противоречий с существующими церковными канонами.

Вот только с одним невозможно, пожалуй, поспорить: среди славян кремация и по сей день - не самый распространенный метод прощания с умершими. Ведь традиции такого рода прививаются в культурных социумах годами и десятилетиями, чтобы степень шока в сознании людей от этого, прямо скажем, визуально не самого гуманного процесса, снижалась постепенно, из поколения в поколение.

Кроме того, в связи с тем, что эта процедура у нас не самая распространенная - не всегда есть к кому и обратиться за помощью в ее осуществлении. Особенно это касается небольших поселений, где мест кремирования не так уж много. Но, все же, они есть, и найти их можно, обратившись в организации по оказанию населению ритуальных услуг.

Как кремируют людей

Многие наверняка представляют себе весь этот процесс подобным картинкам фильмов ужасов в лучших их жанрах. Но это не совсем так. В крематориях во время кремации все происходит довольно просто и лаконично. Используется гроб, в который помещается покойный на третий день после своей смерти. Затем гроб с человеком отправляется в специальную камеру, где под воздействием высоких температур он сжигается до состояния праха.

Этот прах собирают потом в специальные погребальные урны, чтобы передать их родственникам. А вот на что нужно обращать внимание, когда выбрана кремация человека, - так это на соблюдение похоронной процедуры согласно вероисповеданию умершего. Т.е., если речь идет о христианах, то весь ритуал должен проходить по общепринятым правилам, с отпеванием и панихидой.

Что делать после ритуала кремации?

Ближайшие родственники покойного могут получить на руки прах в крематории. Прах передается в специальной погребальной урне. А вот что делать с ней дальше – решать им самим.

В целом, Православная церковь рекомендует хоронить урну, как подобает по ее канонам. Но, в зависимости от последней просьбы покойника и усмотрений родственников, можно не переживать о том, оставить ли прах после кремации где-то поблизости с собою или его захоронить. Ведь если в завещании человек попросил, например, свой прах развеять в каком-то особом месте, - стоит тогда так и поступить. Ведь Богу или Высшим силам не важно, из каких атомов или иных частиц вернуть потом человека к его новой жизни… В случае, если она, конечно, наступит.

Кремация и бальзамирование тела

И еще - давайте рассмотрим основные методы прощания с телом покойного:

  • Наиболее популярный – погребение. От праха к праху… В целом, этот способ наиболее популярен в СНГ и исламских государствах;
  • Сожжение останков – относительно новый метод. В России первый крематорий был возведен только в прошлом веке (в 1920 году). Популярностью он больше пользуется в Европе и Америке.
  • Бальзамирование. Самый древний способ. Он известен людям еще с незапамятных времен, когда Египтом правили фараоны.

Как видите, о первом методе говорить особенно подробно здесь незачем, так как он - привычный для православной культуры. Что же касается второго метода, то в его пользу были приведены доводы, позволяющие оценить его по достоинству. Но вот о бальзамировании в наше время едва ли кто-то подробно наслышан о них напоминают нам лишь широко разрекламированные мумии из эпохи Древнего Египта и, пожалуй, высохшая фигура Ленина, до сих пор покоящаяся в московском Мавзолее.


Бальзамирование - это способ, который используется (и, в большей степени, использовался) для сохранения тела с минимальными его повреждениями. Так, трупы, которые датируются еще пятым тысячелетием до нашей эры, сохранились и по сей день достаточно хорошо, в сравнении с окаменелыми частичками их «ровесников». Но подобный метод сегодня мало популярен, да и секрет составляющего бальзамов, использовавшихся египтянами, нашей цивилизацией давно утрачен.

И, в заключение сей прискорбной темы - еще несколько слов о некоторых ее подробностях:

Поминки и ритуальные традиции

Если человек болеет тяжелой болезнью, наша традиция настоятельно советует ему исповедоваться. Есть в этом смысл или нет - сказать трудно, но существует немало случаев, когда страдающие от рака люди, например, находясь на смертном одре, просили привести им священника для исповеди. И часто после того, как только они исповедовались, их муки достаточно быстро прекращались.

Что же касается процедур, связанных с захоронением, то все происходит обычно следующим образом:

  1. Тело человека привозят в храм, где происходит его отпевание (сейчас это мало практикуется, и священник чаще всего сам приезжает по просьбе родственников по месту нахождения тела);
  2. Далее следует процедура захоронения или кремации: в зависимости от того, что выберут родственники;
  3. Запечатывание (специальный обряд, проводимый священником).

Следом, после проведения погребального ритуала, все желающие приходят в дом родственников и поминают усопшего. Стол для поминок должен быть без излишеств. Наличие изысканностей не приветствуется. Родственники раздают конфеты и сладости окружающим с просьбой помянуть ушедшего близкого им человека.


О смерти люди обычно говорить не любят. Планировать же собственные похороны, когда рядом бушует жизнь, кажется нелогичным. Но человеческое тело, к сожалению, не вечно. Рано или поздно родственникам приходится решать вопросы похорон умершего человека. Современная индустрия погребения предлагает сразу несколько вариантов.

Некоторые люди предпочитают превратить свой прах в бриллиант, стать частью кораллового рифа или вообще отправиться после смерти на Луну. Все чаще в цивилизованном мире стараются не хоронить тело в землю, а кремировать его. В ходе этого процесса труп сжигается при высокой температуре, даже кости становятся хрупкими и превращаются в пепел. Сама традиция берет свое начало еще с доисторических времен, но стала популярной и сегодня.

Кремации отдают предпочтение из-за удобства такого варианта, он оказывается и практичнее, и удобнее. Да у многих и само захоронение в землю с последующим разложением тела вызывает брезгливость. Тем не менее кремация все еще остается загадкой, обретая многочисленные мифы, пугающие людей. Стоит опровергнуть некоторые самые популярные заблуждения об этой процедуре.

Кремация обходится дешевле обычных похорон. Многие люди выбирают кремацию, так как она считается дешевле традиционной погребальной церемонии. На самом деле можно сэкономить на том, что нет необходимости проводить общественную церемонию прощания с бальзамированием тела и дорогим гробом. На Западе стоимость кремации составляет от 600 до 1000 долларов. В России суммы ограничиваются тысячами рублей. Но эта величина конечной не является. Многие люди заказывают традиционное бальзамирование и церемонию прощания до кремации. Часто родственники хотят захоронить кремированные останки на кладбище или в колумбарии. Проводятся прощальные панихиды, которые тоже обходятся недешево за счет цветов, продуктов и памятных подарков. Такие дополнительные услуги могут в конечном счете сделать кремацию еще и дороже обычных похорон. Если стараться минимизировать бюджет, то сожжение тела действительно будет дешевле. Но при выборе варианта прощания с другом или близким родственником люди часто не думают о деньгах или же просто выполняют последнюю волю покойного.

Кремация запрещена основными религиями. Надо сказать, что разные религии по-своему относятся к этой процедуре. Часто можно услышать, что в христианстве, иудаизме и исламе кремация запрещена. Греко-католическая и протестантская церкви настаивают на похоронах тела. Считается, что в будущем наступит момент, когда мертвые будут воскрешены. Но со временем католическая церковь смягчила свои требования. Теперь кремация допускается после реквиема и разрешения епископа, хотя традиционное захоронение все еще считается более предпочтительным. А вот православие занимает в этом вопросе более жесткую традиционную позицию. Иудаизм лояльно относится к кремации, ведь это довольно древняя практика, которой следовали еще еврейские цари. В исламе кремация запрещена, как и бальзамирование тела. Это считается непочтительным по отношению к умершему. В буддизме и синтоизме кремация считается допустимой. В индуизме кремация вообще - один из 16 жизненных ритуалов. Считается, что с ее помощью душа легче уйдет из тела и сможет потом обрести новое пристанище. В любом случае практика эта постепенно находит признание во всем мире, даже там, где традиционно практиковалось захоронение.

Кремация является экологически чистой процедурой. Что бы ни утверждали поклонники такого метода уничтожения тела, он не может считаться полностью безопасным для окружающей среды. Говорить можно разве что об экономии пространства, необходимого для захоронения. Для кремации требуется сжигать ископаемое топливо, которое может оставлять после себя вредные химические вещества. Речь может идти об окиси углерода, азота, двуокиси серы, плавиковой кислоты и ртути. Решением этой проблемы могла бы быть установка фильтров в системах вентиляции. Это позволит уменьшить влияние на окружающую среду, но выбросы углерода все равно останутся значительными. Экологически чистой альтернативой является био-кремация, в которой останки растворяются химическими веществами. Чтобы дым был действительно чистым, не стоит использовать специальные средства для быстрого сгорания. Ядовитый дым могут также порождать контейнеры из резины или пластмассы.

Кремация приводит к загрязнению воздуха. Современные кремационные печи уже отвечают всем самым строгим требованиям по загрязнению воздуха. Фильтры удерживают все опасные элементы. Неслучайно, в США и Европе не боятся размещать крематории в центрах крупных городов. И этот миф не противоречит предыдущему. Только самое современное оборудование и тщательное следование нормам позволяет крематориям оставаться экологически безопасными.

Кремация предусматривает уничтожение тела в огне. Это утверждение кажется естественным, тем интереснее его опровергать. Во время процедуры кремации тело умершего помещается в специально спроектированную печь, где на него воздействует очень высокая температура. Она уменьшает тело, убирая газы и размягчая кости. После завершения этого процесса оставшиеся фрагменты подвергаются машинной обработке, которая превращает тело в пепел. Эта субстанция и передается родственникам. В современных методах кремации огонь не используется, уничтожение тела стало быстрым и простым процессом.

При кремации останки превращаются в пепел. Многие люди относятся к кремации, как к превращению тела в пепел. Фактически же останки пеплом не являются. Они напоминают мелкие камешки, которые представляют собой костные фрагменты. После того, как организм подвергается воздействию экстремальных температур, жидкость выпаривается и от него остаются только части костей. Они дополнительно обрабатываются в высокоскоростном блендере-дробилке. Он превращает останки костей уже в мелкий гравий, текстурой и цветом напоминающей пепел. Этот песок помещается во временный контейнер, чтобы иметь возможность быть переданным родственникам.

Кремация подразумевает отказ от традиционных похорон. Почему-то многие считают, что кремация близкого человека подразумевает отказ от традиционного прощания с ним в открытом гробу. В этом плане кремация ничем не отличается от обычных похорон. Родственники могут провести традиционные церемонии прощания со своим близким, заказав любые услуги, сопутствующие похоронам. Также возможно провести панихиду.

Тело для кремации помещают в гроб. Даже если и не наблюдать за отправкой тела человека в печь, его все равно поместят в специальный контейнер. Перемещение умершего из похоронного бюро в крематорий делается в лучшей форме, максимально почтительной для такого случая. И предпочтительно оставлять тело в гробу. Однако есть немало форм такого контейнера. Нет никаких причин оставлять тело в дорогом гробу, которого и видно не будет во время всей процедуры. Самые экономичные варианты контейнеров вообще сделаны из картона и многие крематории предлагают воспользоваться этим вариантом бесплатно.

В момент сжигания тела голова взрывается, как яйцо в микроволновке. Есть распространенное заблуждение, согласно которому целая, без ран, голова при кремации просто взорвется. Однако эта легенда была развенчана судмедэкспертами, которые специально наблюдали за сожжением нескольких десятков тел, желая развенчать миф. А сама легенда появилась, благодаря пожарникам. Они часто находили костные фрагменты черепов жертв отдельно от тела. На самом деле кости головы имеют в некоторых местах тонкие участки, становясь хрупкими под воздействием огня. От падения или струй воды насосов эти фрагменты могут отделяться от черепов.

Все, что остается от человека после кремации - щепотка праха. Полное сжигание среднего тела длится 2-3 часа. После этого остается от полутора до 4 килограммов праха. Говорить о «щепотке» не приходится. Масса останков зависит от структуры костной ткани и объема тела. А вот у нетяжелых новорожденных детей даже костей еще нет, только хрящи. От них после кремации может вообще ничего не остаться.

При кремации тело не нуждается в бальзамировании. Обычно бальзамирование не требуется. Но если планируется дальняя перевозка тела к месту кремации или же длительная церемония прощания, то лучше обратиться к бальзамированию.

При кремации необходимо приобретать урну для останков. После процедуры кремации тела прах близкого человека возвращается его родственникам во временном контейнере. Что делать дальше - решать уже им самим. Урна является распространенным решением, хотя есть немало других вариантов для размещения праха. Его высыпают в море (в Америке есть даже определенные стандарты, устанавливающие отдаление от берега), помещают в рифы, отправляют в космос и превращают в украшение. На современных кладбищах можно поместить останки близкого человека в колумбарии, индивидуальном мемориале, семейном склепе или нишах. Так как прах нетоксичен, нет ограничений на вид используемого контейнера.

Процедура кремации для животных совсем другая, чем для человека. Процесс кремации домашнего животного практически идентичен тому, что предлагается для людей. Обычно занимается организацией процесса ветеринар, но можно и напрямую обратиться в крематорий, специализирующийся на работе с животными.

Кремация - редкая процедура. Сегодня кремация становится все более популярной в больших городах, где есть очевидные проблемы с землей. Даже в Санкт-Петербурге и Москве кремации подвергается 50-70% умерших. Этот метод популярен и на Западе. Считается, что в скором времени каждый второй умерший в мире будет кремирован.

В крематории в печь отправляют сразу по несколько тел. Некоторые родственники откровенно опасаются того, что их близкий человек будет кремирован одновременно с кем-то еще. Это может привести к смешению праха. Однако это противоречит всем существующим правилам. Более того, большинство печей и не предназначены для обработки более одного тела за раз. Порой родные, напротив, желают, чтобы два тела были кремированы вместе. Но тут можно посоветовать разве что специальную урну, для хранения праха сразу двух человек.

Тело или органы, которые долго находились в морге, уже нельзя кремировать. Такое тело тоже можно подвергать кремации. Холод остановил процесс разложения и тело словно бы мумифицировалось на время. А кремация произойдет даже лучше, так как ткани будут сухими и лучше сгорят. Успешно подвергаются кремации и эксгумированные останки.

Процедуру кремации увидеть нельзя. Большинство крематориев предлагает такую услугу, но на платной основе и в случае причастности человека к конкретным похоронам. Никто не может просто прийти и посмотреть на сожжение чужого человека без веских на то оснований. Родственникам крематории предлагают специальную комнату, в которой можно наблюдать за процессом.

Правда ли, что болезни объясняются психологическими причинами, какие разумные основания есть у этой идеи, и что делает её такой соблазнительной.

В 1923 году писательница Кэтрин Мэнсфилд, страдая от запущенного лёгочного туберкулёза, отметила в своём дневнике: «Скверный день. <...> ужасная боль и так далее. Ничего не могла делать. Слабость была не только физической. Чтобы выздороветь, я должна исцелить своё "я" . В этом корень того, что я не выздоравливаю. Мой разум мне не подчиняется». Тремя годами ранее Франц Кафка, страдая от того же заболевания, писал Милене Есенской: «Болен мой разум, а болезнь лёгких лишь выражение моего душевного недуга».

Если все болезни происходят от нервов, то лечить от туберкулёза нужно не лёгкие, а больную волю. Примерно так рассуждали тысячи вполне благоразумных людей на протяжении десятков лет - до тех пор, пока врачи не обнаружили причины туберкулёза и не научились эффективно его лечить с помощью стрептомицина и других противомикробных препаратов. Теперь сложно найти человека, который бы всерьёз верил в то, что туберкулёз происходит от внутренних конфликтов или чрезмерных страстей.

Убеждения меняются, но многое остаётся неизменным. Например, вера в то, что корни заболеваний нужно искать в психике человека.

Психосоматика - слово, которым принято обозначать единство телесных и психических функций у млекопитающих вида Homo sapiens . Психологические факторы влияют на возникновение заболеваний, а заболевания оказывают обратное влияние на психику человека: с этими простыми утверждениями не станут спорить даже самые консервативные представители официальной медицины.

Но человек, который убеждён, что «все болезни - от нервов», порой идёт гораздо дальше. Язву желудка и двенадцатиперстной кишки он свяжет с нелюбовью к себе, артрит - с нерешительностью и отказом действовать. Приверженцы альтернативной медицины любое, даже самое тяжёлое заболевание могут объяснить психологическими причинами. Как в таком случае отделить правду от вымысла, а реальные медицинские факты - от пустых заявлений?

«Каждый сам создаёт свою болезнь»

Луиза Хей и Лиз Бурбо - одни из самых известных апологетов идеи, что наши мысли и убеждения - главный источник наших психоэмоциональных и физических недугов (в России их дело продолжает, к примеру, Валерий Синельников ). Они даже разработали таблицы, в которых конкретные болезни соотносится с определёнными психологическими состояниями. Болезнь Паркинсона, по мнению Хей, возникает от страха и стремления к контролю. Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят. «Злоба, недовольство и обида, накопленные в течение долгого времени, буквально начинает поедать тело и становится болезнью, называемой РАК» - пишет она в своей самой известной книге «Исцели свою жизнь».

И у этой веры есть вполне серьёзные (и печальные) последствия. Человек, который убеждён, что его сердечные недомогания вызываются отказом от радости, скорее будет повторять про себя «я с удовольствием пропускаю поток радости через своё сознание, тело, жизнь» (как советует Хей), вместо того, чтобы своевременно обратиться к кардиологу. Альтернативная медицина вовсе не случайно подвергается наибольшим нападкам со стороны многих учёных и профессиональных скептиков. Даже если лечение, которое предлагают альтернативные «целители», само по себе безвредно, оно может стоит вам жизни из-за игнорирования реальных медицинских проблем.

Приведём всего один пример. Многие знают, что Стив Джобс девять месяцев после постановки диагноза отказывался от операции по удалению рака поджелудочной железы. Вместо этого он сел на диету, пробовал пищевые добавки, акупунктуру и другие альтернативные методы лечения. Когда он всё-таки лёг на операционный стол, было уже поздно: метастазы распространились по телу, и врачи не смогли его спасти. Артур Левинсон, друг Джобса и коллега по Apple, позднее рассуждал : «Мне кажется, Стив так страстно желает, чтобы мир был устроен определённым образом, что заставляет его быть таким. Иногда это не срабатывает. Реальность жестока». Рак не подчиняется нашим убеждениям, какими бы позитивными и благозвучными они не были. Любая болезнь своенравна. На неё не подействовать лишь убеждением.

Когда Сьюзен Сонтаг обнаружила, что болеет раком, она решила написать эссе , которое избавило бы эту болезнь от моральной и психологической окраски. В 1970-е годы многие считали, что рак вызывают определённые психологические характеристики пациентов: подавление эмоций, неудовлетворённость близкими отношениями, боль от недавней разлуки. Она сравнила эту болезнь с туберкулёзом, который тоже совсем недавно связывался с конкретными психологическими комплексами и «страстями». Ещё раньше такими характеристиками наделяли чуму. В XVI-XVII веке, в страдающем от эпидемии Лондоне бытовало поверье, что «счастливый человек неуязвим для заразы». Когда были найдены реальные методы лечения, эти фантазии быстро отошли в прошлое. То же самое случилось с туберкулёзом, а со временем, возможно, произойдёт и с раком.

Но как бы далеко ни зашёл прогресс в медицине, массовое убеждение в психологической природе заболеваний никуда не уходит.

С одной стороны, под этим убеждением кроются реальные основания. Влияние хронического стресса на возникновение многих заболеваний доказано многократными исследованиями. Стресс ослабляет реакции иммунной системы и делает организм более уязвимым для самых разных болезней. В этом случае врачи прибегают к «теории слабого места» , согласно которой на фоне стресса в первую очередь отказывают те органы и системы, которые у конкретного пациента ослаблены генетически. Но, как замечает Сонтаг, «гипотеза об иммунологическом отклике на эмоциональные потрясения вряд ли тождественна - или поддерживает - мысль о том, что эмоции вызывают болезни, а тем более положение о том, что определённые эмоции становятся причиной определённых болезней».

Не существует прямой связи между болезнями и психическими состояниями.

Вера в то, что источником заболеваний являются определённые состояния психики, уходит глубоко в прошлое. Ещё во времена Платона и Сократа греческий врач Гиппократ утверждал, что состояние организма тесно связано с темпераментом человека. Гневливость вызывает астму, вялость - расстройства желудочно-кишечного тракта, меланхолия - болезни сердца и мозга. Но Гиппократ всё-таки не преувеличивал важность психологии: основным источником болезней он считал дисбаланс жидкостей (гуморов) внутри организма. Гуморальная теория веками определяла облик западной медицины, пока не были найдены более эффективные теории и соответствующие методы лечения. Во времена Гиппократа многое было простительно. Но сегодня утверждение о том, что рак вызывают невысказанные обиды, можно объяснить только цинизмом или глупостью.

Какие болезни можно объяснить психологией

Само слово «психосоматика» появилось только в XIX веке, а классическая теория психосоматических заболеваний возникла уже к середине XX столетия. Один из основоположников этого подхода, психоаналитик Франц Александер,в 1950 году привёл перечень из семи основных психосоматических болезней, который в целом остаётся верным до сих пор. Это так называемая «чикагская семёрка»:

    эссенциальная гипертензия;

    язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;

    ревматоидный артрит;

    гипертиреоз (тиреотоксикоз);

    бронхиальная астма;

    язвенный колит;

    нейродермит.

Современная медицина не отрицает, что эти заболевания часто возникают на фоне стресса и негативных психологических переживаний. Но нельзя считать психологию их единственной причиной. Так, для возникновения язвы желудка не менее важным компонентом в большинстве случаев является бактерия Helicobacter pylori .

Другая разновидность заболеваний, которыми занимается современная психосоматическая медицина - это расстройства, у которых отсутствует физиологический субстрат при несомненном наличии негативных симптомов. Симптомы могут быть самыми разными: боли в разных частях тела; расстройства желудочно-кишечного тракта; кожные высыпания; неконтролируемые судороги и головные боли. Считается, что психосоматическую природу имеет синдром раздражённого кишечника - одно из самых распространённых в мире заболеваний ЖКТ, от которого страдают примерно 15-20% взрослого населения планеты. Но в последние годы учёные обнаруживают доказательства того, что определённые виды СРК являются аутоимунным заболеванием, которое возникает у людей, перенёсших бактериальную кишечную инфекцию.

Синдром хронической усталости, или миалгический энцефаломиелит - болезнь, которая сейчас подвергается сходному пересмотру. Ранее этот синдром, жертвы которого испытывают недостаток энергии даже при минимальных нагрузках и зачастую оказываются изолированы от общества, считался одной из разновидностей истерии. Пациентам рекомендовалось пройти курс психоанализа, чтобы проработать вытесненные эмоциональные травмы, которые якобы выражаются в упадке сил и других физиологических симптомах. Причины этой болезни до сих пор неизвестны (хотя есть предположения о вирусном характере СХУ). Зато очень хорошо известно, что ни психотерапия, ни антидепрессанты, ни «позитивный настрой» не помогают избавиться от болезни.

Состояние сознания и психологические установки обладают большой властью над телесными функциями. Это доказывает действенность механизма плацебо и его оборотной стороны - ноцебо. В 2007 году житель американского города Джексон, участвовавший в клиническом испытании антидепрессанта , поссорился с подругой, проглотил оставшиеся таблетки и был доставлен в больницу с тахикардией и опасно низким давлением. Когда организаторы испытаний сообщили, что пациент был в группе плацебо и принимал пустышки, все симптомы прошли за 15 минут.

Сознание телесно, а тело воспринимается психологически. Стресс - это не просто набор ощущений в нашей голове. Это конкретный физиологический процесс, который влияет на работу внутренних органов. Но, помимо психологических причин, у большинства заболеваний есть множество иных - питание, образ жизни, состояние окружающей среды, генетическая предрасположенность и случайные инфекции. Именно эти причины, как правило, оказываются основными.

Потребность объяснять болезни через негативные эмоции и психологические установки больше говорит не о болезнях, а о самом объясняющем и об уровне знаний его эпохи. Когда люди ничего не знали о бактериях и антибиотиках, у них были все основания считать чуму божьей карой, а туберкулёз - следствием несдержанных страстей. У любой болезни по определению есть психологическое измерение. То, как ведёт себя наше тело, влияет на внутреннее состояние и образ мыслей, а внутреннее состояние влияет на тело.

Что делает этот путь объяснения таким соблазнительным? Во-первых, его относительная простота. «Язва у тебя потому, что ты кого-то не перевариваешь» - произнесите это, и жизнь станет простой и понятной. Гораздо сложнее говорить о взаимодействии бактерий с внутренней средой организма, рационом питания, образом жизни, стрессом и многими другими физиологическими механизмами. Во-вторых, психологическое объяснение даёт иллюзию контроля над заболеванием. Прими свои эмоции, научись контролировать внутренние конфликты - и болезни тебе не грозят. Нет нужды говорить, что счастье никогда не было достаточной причиной для бессмертия.

В большинстве случаев от психологических объяснений в медицине лучше избавиться и посмотреть для начала на физиологию. Иногда болезнь - это просто болезнь, без всяких скрытых значений и подтекстов.

– Ну что, старик, в крематорий пора?
– Пора, батюшка, – ответил швейцар, радостно улыбаясь, – в наш советский колумбарий.

(И.Ильф, Е.Петров. Золотой теленок)

"В детстве мы бегали смотреть, как в крематории сжигают покойников. Прокрадывались к маленькому окошку и смотрели на объятый пламенем гроб. Через пару минут домовина распадалась, и происходило страшное: труп начинал корчиться, шевелились руки, ноги, порой покойник приподнимался. Создавалось ощущение, что сжигают живого человека. Мы в ужасе убегали. Потом по ночам меня мучили кошмары. Но все равно нас как магнитом тянуло к окошку...". Этот отрывок из детских воспоминаний моей тетки я вспоминаю часто. Чаще, чем хотелось бы, ибо за последние годы мне не раз приходилось участвовать в церемонии проводов в последний путь. И нередко проводы эти происходили именно в здании крематория.

О крематориях, о том, что происходит в самом здании, куда доступ родственникам и друзьям умершего закрыт, ходит множество самых невероятных, леденящих душу рассказов. Где тут правда, а где вымысел, мы и попытаемся разобраться.

На территории Европы своих умерших сжигали этруски, затем этот обычай переняли греки и римляне. Христианство объявило кремацию язычеством. В 785 г. Карл Великий под угрозой смертной казни запретил кремацию, и она была забыта примерно на тысячу лет. Но в XVI–XVII вв. города в Европе стали постепенно превращаться в метрополии, и возникла большая проблема с организаций кладбищ. На некоторых погостах покойников стали хоронить в больших общих могилах, которые были открыты на протяжении многих дней. Частенько кладбища располагались в среде обитания человека, что являлось причиной распространения болезней. Вновь возникла идея сжигания тел умерших. Начиная с XVI в. в Европе стали использовать погребальные костры в санитарно-гигиенических целях. Однако проблемой было создание подходящего способа сжигания – костры не годились. Такой способ был придуман лишь в конце XIX века. 9 октября 1874 г. в регенеративной печи, сконструированной немецким инженером Фридрихом Сименсом, была совершена первая кремация в струе раскаленного воздуха. А первый современный крематорий был построен в 1876 г. в Милане. В настоящее время в мире действуют более 14,3 тыс. крематориев

На территории России первый крематорий был построен не после 17-го года, как многие думают, а еще до октябрьского переворота, во Владивостоке, с использованием печи японского производства. Вероятно, для кремации граждан страны Восходящего солнца (во Владивостоке в то время проживало немало выходцев из Нагасаки). Сегодня в этом городе снова действует крематорий, уже для россиян.

Первый крематорий в РСФСР (печь "Металлург") был открыт в 1920 г. в здании бань, дом №95-97 по 14-й линии Васильевского острова в Петрограде. Сохранился даже акт о первой в истории советской России кремации, подписанный председателем Постоянной комиссии по постройке 1-го Государственного Крематория и морга, управляющим делами отдела управления Петрогубисполкома тов. Б.Г. Каплуном и другими лицами, присутствующими при этом мероприятии. В акте, в частности, записано: "14 декабря 1920 г. мы, нижеподписавшиеся, произвели первое опытное сожжение трупа красноармейца Малышева, 19 лет, в кремационной печи в здании 1-го Государственного Крематория – В.О., 14 линия, д. 95/97. Тело задвинуто в печь в 0 час. 30 мин., причем температура печи в этот момент равнялась в среднем 800 Ц при действии левого регенератора. Гроб вспыхнул в момент задвигания его в камеру сожжения и развалился через 4 минуты после введения его туда" . Далее следуют подробности, которые я решил опустить, дабы не травмировать впечатлительных читателей.

Печь проработала недолго, с 14 декабря 1920 г. по 21 февраля 1921 г., и была остановлена "за отсутствием дров". За этот промежуток времени в ней было сожжено 379 тел, большую часть из которых предали сжиганию в административном порядке, а 16 – по желанию родных или согласно завещанию.

Окончательно же и бесповоротно огненные похороны вошли в быт советских людей в 1927 году, когда в Москве, в Донском монастыре была открыта "кафедра безбожия", как называла тогда этот крематорий атеистическая пропаганда. Под крематорий была переделана монастырская церковь преподобного Серафима Саровского. Первыми клиентами заведения стали проверенные товарищи – "рыцари революции". В колумбарии, размещенном в храме, на кремационных урнах можно прочесть надписи, типа: "большевик-чекист", "член ВКП(б), стойкий большевик", "один из старейших деятелей большевистской партии". В общем, пламенным революционерам полагалось пламя и после смерти. Через 45 лет в городе был построен еще один – на этот раз крупнейший в Европе – крематорий на Николо-Архангельском кладбище, в 1985 г. – на Митинском, а спустя еще 3 года – на Хованском. Крематории есть также в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, во Владивостоке; 7 июля прошлого года открылся крематорий в Новосибирске.

Несмотря на усиленную пропаганду, граждане СССР к этому виду погребения относились с недоверием и страхом. Отчасти (но только отчасти) это объясняется отрицательным отношением к кремации традиционных религий, ибо в монотеистических религиях кремация запрещена или, как минимум, не приветствуется. Категорически запрещает кремировать тело иудаизм. Еврейская традиция рассматривает кремацию как оскорбительный обычай, восходящий к языческой практике сжигания мертвых на погребальных кострах. Сжигать тело человека недопустимо в исламе. В случае, если это произошло, грех ложится на совершивших сожжение. Православная церковь рассматривает кремацию как "чуждый обычай", "еретический способ захоронения". Греческая православная церковь упорно сопротивляется введению кремации. Как заявил официальный представитель Священного Синода, епископ Александруполиса Антимос, комментируя внесенный семью членами парламента законопроект, разрешающий этот обряд для членов неправославных (!) конгрегаций Греции: "Кремация – это акт насилия, оскорбление человечества, выражение нигилизма...". Категорически против огненного погребения и подавляющее большинство русских православных священников. "Сжигание умерших может оказаться нарушением учения Церкви о почитании останков святых мучеников и угодников и лишить православных христиан святых мощей, – говорит священник И. Рябко. – А что касается простых смертных, сжигание, кроме всего прочего, лишает верующих того духовного назидания и напоминания о смерти, которое они получают при погребении тел в земле. Отсюда следует, что, с чисто православной точки зрения, сжигание умерших признается чуждым и недопустимым в христианской вере нововведением". Официальную позицию РПЦ озвучил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Протоиерей Всеволод Чаплин: "Мы негативно относимся к кремации. Конечно, если родственники просят об отпевании покойного перед кремированием, служители церкви им не отказывают. Но люди, исповедующие православие, должны уважать умерших и не допускать разрушения тела, созданного Богом". Впрочем, есть в Русской Православной Церкви и лобби, которое ратует за то, чтобы не предавать крематории анафеме. Более того, поговаривают, что открытый в прошлом году крематорий в Новосибирске был освящен. И вообще, в последнее время упорно ходят слухи (которые представители РПЦ не подтверждают), что будто бы строительство крематориев при всех крупных городах давно согласовано с церковным начальством и от РПЦ есть благословение на самом высоком уровне. Вероятно, слухи возникли из-за того, что во всех крематориях России работают батюшки, которые отпевают усопших перед кремацией, а при некоторых крематориях есть часовни.

Несколько иначе смотрят на этот способ погребения другие ответвления христианства. Первыми одобрили кремацию лютеране и протестанты. А в 1963 г., правда с оговорками, кремацию разрешила католическая церковь.

Но, повторяю, причина прохладного (простите за каламбур) отношения к огненным похоронам – не только в религиозных убеждениях наших граждан. Главная причина – многочисленные страшилки, вот уже много лет предающиеся из уст в уста, об "ужасах", творящихся в крематориях. Мне, как и многим другим гражданам, неоднократно приходилось слышать, что покойников раздевают, золотые зубы и коронки вытаскивают, гробы пускают напрокат, а одежду, снятую с усопших, сдают в комиссионки. В свое время масла в огонь подлил рассказ Михаила Веллера "Крематорий", в котором описывается, как работники этого заведения в Ленинграде раздевали перед кремацией покойников, а одежду сдавали в неподалеку расположенный комиссионный магазин. Напомню вкратце, в чем суть истории: выиграл мужик в денежно-вещевую лотерею автомобиль, на радостях выпил, да и помер. Его кремировали (якобы вместе с билетом, который находился в кармане костюма). Через несколько дней пошла вдова покойного в комиссионку, где и увидела мужнин костюм. В кармане, разумеется, оказался тот самый билет... Кстати, как мне поведала моя мама, эту байку про костюм и билет (облигацию с крупным выигрышем) она слышала в детстве, когда Веллер еще и ручку в руках держать не умел.

Мне удалось побеседовать с работником одного из московских крематориев. Разумеется, я хотел узнать "всю правду" о том, что там творится. Была даже предпринята попытка подпоить Ивана (имя изменено по его просьбе, так как сотрудники сферы ритуальных услуг вообще предпочитают не афишировать место работы). Иван охотно со мной выпил, но никаких жутких тайн не поведал. А в ответ на вопрос об одежде, якобы снимаемой с трупов, рассмеялся: "Старик, как ты себе это представляешь? Чтобы покойника обрядить, костюмы на спине разрезают, разрезают и обувь. Для того, чтобы все это привести в товарный вид, надо бригаду швей-мотористок нанимать и сапожников. Так, что ли? В общем, чушь это полная". "А золото? – не унимался я. – Драгоценности-то с покойников наверняка снимаете? Не пропадать же добру..." Но Иван только рукой махнул – мол, отстань.

И все-таки, куда деваются драгоценности? Вообще, агенты, когда оформляют документы на кремацию, предлагают заказчику снять с покойного ювелирные украшения. Но если родственники оставляют все как есть, то во время кремации происходит следующее. В кремационном оборудовании есть такая штука – кремулятор. Он предназначен для перемалывания остающихся после кремации костных останков. С помощью электрического магнита из праха удаляются все металлические включения: гвозди, ручки от гробов, металлические протезы и т.п. Когда в СССР только появились первые крематории, во избежание хищения оператором кремационной печи из станков золота от зубных протезов, обручальных колец и т.д., был установлен контроль над сдачей государству всех немагнитных металлов. Весь металл, который не взял огонь, специальная комиссия обязана была сдавать государству (эти правила и сегодня существуют). Однако, как оказалось, температура в печи столь высока, что золото, серебро и другие ценные металлы расплавляются и, соединяясь с останками, превращаются в дисперсионный прах, из которого что-либо ценное извлечь практически невозможно. Конечно, есть вероятность того, что обслуга крематория может изъять ценности еще до отправки покойника в печь. Однако до сих пор с момента существования крематориев не было ни одного подобного уголовного дела. В принципе, это можно объяснить круговой порукой работников крематория, но как-то слабо верится, чтобы сведения о преступлениях не просочились в правоохранительные органы.

Что же до гробов, которые якобы пускают "налево", то и мой новый знакомый Иван, и вполне официальные лица в один голос уверяют, что технологическая особенность современных печей такова, что они не могут работать без гроба. Вообще процесс кремации происходит следующим образом. После попадания заколоченного или закрытого на защелки гроба в накопитель на домовину приколачивают металлическую табличку с выгравированным номером, гроб опломбируется. Если он украшен металлическими, пластмассовыми крестами, ручками, их снимают, чтобы не загрязнять атмосферу вредными выбросами, а также для того, чтобы форсунки печи дольше служили. После окончания кремации вместе с останками номерная табличка изымается из праха и делается сверка номеров, чтобы исключить путаницу с выдачей чужого праха (один из распространенных страхов – что выдадут чужие останки). Кстати, в некоторых крематориях предусмотрена застекленная просмотровая комната для родственников и близких, откуда можно наблюдать, как гроб уходит в печь. Кремировать в печи одновременно можно только одного покойного, перед загрузкой следующего она тщательно зачищается. Еще интересная деталь – в современных крематориях для того, чтобы включить печь, нужно иметь ключ с шифром и знать специальный код.

В общем, слухи о безобразиях в крематориях, как говорится, сильно преувеличены. Однако крематорий, впрочем, как вся сфера ритуальных услуг, является неплохой кормушкой для тех, кто там работает. С плохо соображающих от горя родственников и близких усопшего всегда можно слупить дополнительные деньги. Так, например, сотрудники ритуального зала крематория – кажется, их называют церемониймейстерами – нередко просят дать "на свечечки", на "панихидку", на "помянуть дорого покойника"... И люди, разумеется, дают. Между прочим, одна из моих знакомых лелеяла мечту устроиться на работу в крематорий, так как слышала, что там хорошо зарабатывают. Но ей это не удалось. Оказалось, что попасть в это заведение без протекции так же сложно, как было в свое время поступить без взяток и блата в МГИМО. Сумма, которую она должна была заплатить за трудоустройство, оказалась для нее неподъемной.

Сегодня вновь идет, как и на заре советской власти, усиленная пропаганда огненного погребения. В пользу крематориев приводятся даже исторические примеры, которые показывают, что предание умерших огню было нормой у многих народов, в том числе и у древних славян. Также в пример ставятся страны, где кремация получила широкое распространение: США, Япония, Чехия, Великобритания, Дания... Кремация преподносится как наиболее гигиеничный и экологически чистый способ погребения. Но дело-то не в экологии (во всяком случае, не только в ней), а в земле. Города разрастаются и требуют новых территорий. Кремация же не позволяет кладбищам сильно разрастаться и "захватывать" бесценную землю. Но простых людей, конечно, волнует не все это, а затраты на похороны. Кремация обходится дешевле обычных похорон. Именно поэтому в последние десять лет традиция кремировать покойных среди небогатых жителей крупных российских городов (в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга) приобретает популярность. Люди более состоятельные могут позволить себе оплатить традиционные похороны и землю на кладбище, а тем, кто победнее, приходятся прибегать к огненному погребению.