Кто написал песню пиковая дама. "Пиковая дама". Либретто. Действующие лица и сюжет

Предмет: история музыки

Работу выполнила: Шваова Д.К.

Петр Ильич Чайковский
«Пиковая дама»

опера в 3 актах (7 картинах)

Либретто Модеста Ильича Чайковского по одноименной повести А. С. Пушкина.

Время действия : конец XVIII века, но не позднее 1796 года.

Место действия : Петербург.

История создания

Опера “Пиковая дама” – одно из величайших произведений мирового реалистического искусства. Эта музыкальная трагедия потрясает психологической правдивостью воспроизведения мыслей и чувств героев, их надежд, страданий и гибели, яркостью картин эпохи, напряженностью музыкально-драматического развития. Характерные черты стиля Чайковского получили здесь наиболее полное и совершенное выражение.

Поразительно, но прежде чем П. И. Чайковский создал свой трагический оперный шедевр, пушкинская «Пиковая дама» вдохновила Франца Зуппе на сочинение оперетты (1864); а еще раньше - в 1850 году - одноименную оперу написал французский композитор Жак Франсуа Фроманталь Галеви (впрочем от Пушкина мало что здесь осталось: либретто написал Скриб, воспользовавшись для этого переводом «Пиковой дамы» на французский язык, сделанным в 1843 году Проспером Мериме; в этой опере имя героя изменено, старуха-графиня превращена в молодую польскую принцессу и так далее). Это, конечно, курьезные обстоятельства, узнать о которых можно лишь из музыкальных энциклопедий - художественной ценности эти произведения не представляют.

Сюжет «Пиковой дамы», предложенный композитору его братом, Модестом Ильичем, не сразу заинтересовал Чайковского (как в свое время и сюжет «Евгения Онегина»), но когда он все же овладел его воображением, Чайковский стал работать над оперой. Особенно взволновала Чайковского сцена роковой встречи Германа с Графиней. Её глубокий драматизм захватил композитора, вызвав горячее желание написать оперу, и опера (в клавире) была написана в поразительно короткий срок - за 44 дня.

Чайковский уехал во Флоренцию и начал работать над «Пиковой дамой» 19 января 1890 года. Сохранившиеся эскизные наброски дают представления о том, как и в какой последовательности протекала работа: на сей раз композитор писал почти «подряд» (в отличие от «Евгения Онегина», сочинение которого началось со сцены письма Татьяны). Интенсивность этого труда поражает: с 19 - 28 января сочиняется первая картина, с 29 января - 4 февраля - вторая картина, с 5 - 11 февраля - четвертая картина, с 11 - 19 февраля - третья картина и т.д.

Либретто оперы в очень большой степени отличается от оригинала. Произведение Пушкина - прозаическое, либретто - стихотворное, причем со стихами не только либреттиста и самого композитора, но также Державина, Жуковского, Батюшкова. Лиза из бедной воспитанницы превратилась в богатую внучку графини. Пушкинский Герман - холодный, расчётливый эгоист, охваченный лишь одной жаждой обогащения - предстаёт в музыке Чайковского как человек с огненным воображением и сильными страстями. Различие общественного положения героев вносит в оперу тему социального неравенства. С высоким трагедийным пафосом в ней отражены судьбы людей в обществе, подчинённом беспощадной власти денег. Герман - жертва: стремление к богатству неизменно становится у него навязчивой идеей, заслоняющей любовь к Лизе и приводящей к гибели. В итоге он начинает черпать из нее жизненные силы. Эта опера о смерти. Она вся пронизана страхом и злом. Здесь присутствует обреченность некое любопытство к смерти. Мрачному смыслу сопутствует обстановка места ее действия - Питер. Пиковая дама выступает как символ инфернального зла.

Интродукция. Опера начинается оркестровой интродукцией, построенной на трех контрастных музыкальных образах. Первая тема - тема рассказа Томского о старой Графине. Вторая тема обрисовывает саму Графиню (целотонная гамма и смквенции), и третья - страстно-лирическая (образ любви Германа к Лизе).

I действие открывается светлой бытовой сценой. Хоры нянюшек, гувернанток, задорный марш мальчиков выпукло оттеняют драматизм последующих событий. В ариозо Германа «Я имени её не знаю», то элегически-нежном, то порывисто-взолнованном, запечатлены чистота и сила его чувства. Причем тема «Я имени её не знаю» связана с темой 3-х карт. Здесь происходит остановка действия, что не характерно для развития. Дуэт Германа и Елецкого сталкивает резко контрастные состояния героев: страстные жалобы Германа «Несчастный день, тебя я проклинаю» переплетаются со спокойной, размеренной речью князя «Счастливый день, тебя благословляю». Центральный эпизод картины - квинтет «Мне страшно!» - передаёт мрачные предчувствия участников. В балладе Томского зловеще звучит припев о трёх таинственных картах, слышится интонация вздоха. Бурной сценой грозы, на фоне которой звучит клятва Германа, завершается 1-я картина. 2-я картина контрастна по отношению к первой и распадается на две половины - бытовую и любовно-лирическую.

Идиллический дуэт Полины и Лизы «Уж вечер» овеян светлой грустью. В нем присутствуют черты пасторальности. Мрачно и обречённо звучит романс Полины «Подруги милые». Контрастом ему служит живая плясовая песня «Ну-ка, светик-Машенька». Вторую половину картины открывает ариозо Лизы «Откуда эти слёзы» - проникновенный монолог, полный глубокого чувства. С этого момента начинается развитие картины. Тоска сменяется восторженным признанием «О, слушай ночь», это лирическая исповедь в романтическом духе. Нежно печальное и страстное ариозо Германа «Прости, небесное созданье». Тут он предстает как романтический рыцарь, жених. Но столь идилистическая сцена прерывается появлением Графини; звучит фагот, музыка приобретает трагический оттенок; возникают острые, нервные ритмы, зловещие оркестровые краски. «О страшный призрак смерти, я не хочу тебя». Создается образ смерти. Стоит только послышиться ее зову как Герман начинает черпать жизненные силы из Лизы дабы отсрочить свой конец. Бытовое гениально совмещено с мистическим.

II действие. Второе действие заключает в себе контраст двух картин, из которых первая (по порядку в опере - третья) происходит на балу, а вторая (четвертая) - в спальне Графини. С выведением в опере императрицы у Чайковского возникли трудности - те же, что раньше возникли у Н. А. Римского-Корсакова при постановке «Псковитянки». Дело в том, что еще Николай I в 40-е годы своим высочайшим повелением запретил выводить на оперной сцене царствовавших особ дома Романовых (причем в драмах и трагедиях делать это разрешалось); объяснялось это тем, что не хорошо будет, если царь или царица вдруг запоют песенку. Известно письмо П. И. Чайковского директору императорских театров И. А. Всеволожскому, в котором он, в частности, пишет: «Ласкаю себя надеждой, что великий князь Владимир Александрович уладит вопрос о появлении Екатерины к концу 3-й картины».) Строго говоря, картина эта завершается лишь приготовлением к встрече императрицы: «Мужчины становятся в позу низкого придворного поклона. Дамы глубоко приседают. Появляются пажи» - такова последняя авторская ремарка в этой картине. Хор славит Екатерину и восклицает: «Виват! Виват!»

В 3-й картине фоном развивающийся драмы становятся сцены столичного быта. Начальный хор в духе приветственных кантов екатерининской эпохи - своеобразная заставка картины. Ария князя Елецкого «Я вас люблю» обрисовывает его благородство и сдержанность. Пастораль «Искренность пастушки» - стилизация музыки XVIII в.: изящные, грациозные хоры и танцы обрамляют идиллический любовный дуэт Прилепы и Миловзора. В финале в момент встречи Лизы и Германа в оркестре звучит искажённая мелодия любви: в сознании Германа наступил перелом, отныне им руководит не любовь, а неотвязная мысль о трёх картах. 4-я картина, центральная в опере, насыщена тревогой и драматизмом. Она начинается оркестровым вступлением, в котором угадываются интонации любовных признаний Германа. Но вступление мрачное и нервозное. Хор приживалок («Благодетельница наша»). Ругая современные манеры, графиня предается воспоминаниям о своей французской жизни, при этом она поет (по-французски) арию из оперы Гретри «Ричард Львиное Сердце». И здесь автор допускает хронологическую ошибку, не знать о которой Чайковский не мог - он просто в данном случае не придавал значения исторической достоверности (хотя, что касается русского быта, стремился ее сохранить). Итак, эта опера была написана Гретри в 1784 году, и если действие опера «Пиковая дама» относится к концу XVIII века, и Графиня теперь восьмидесятилетняя старуха, то в год создания «Ричарда» ей было не менее семидесяти» и французский король («Король меня слыхал» - вспоминала Графиня) вряд ли стал бы слушать ее пение; таким образом, если Графиня и пела когда-то для короля, то гораздо раньше, задолго до создания «Ричарда».) Исполняя свою арию, Графиня постепенно засыпает. Песенка сменяется музыкой зловеще затаённого характера. Её контрастирует проникнутое страстным чувством ариозо Германа «Если когда-нибудь знали вы чувство любви». Из-за укрытия появляется Герман и становится против Графини. Заключительная сцена: «Не пугайтесь!» Она пробуждается и в ужасе беззвучно шевелит губами. Герман просит, молит ее открыть ему тайну трех карт. Он заклинает ее. «Старая ведьма! Так я же заставлю тебя отвечать!» - восклицает он и вынимает пистолет. Графиня кивает головой, поднимает руки, чтобы заслониться от выстрела и падает мертвая. Герман подходит к трупу, берет руку. Только теперь он осознает, что произошло - Графиня мертва, а тайны он не узнал. Она мертва! Сбылось!

Входит Лиза. Она видит Германа здесь, в комнате Графини. Герман указывает на труп Графини и в отчаянии восклицает, что тайны не узнал . Лиза бросается к трупу, рыдает - она убита тем, что произошло и главное - что Герману была нужна не она, а тайна карт. Темп ускоряется. «Чудовище! Убийца! Изверг» - восклицает она (ранее Герман называл ее: «Красавица! Богиня! Ангел!»). Герман убегает. Лиза с рыданиями опускается на труп. Это переломный момент в развитии действия и образов. Вершина симфонического развития.

III действие. Казармы. Комната Германа. Поздний вечер, сцена: «Я не верю». Он читает письмо Лизы: она видит, что он не хотел смерти Графини, и будет ждать его на набережной. Если до полуночи он не придет, она должна будет допустить страшную мысль. Герман опускается в кресло в глубокой задумчивости. Ему грезится, что он слышит хор певчих, отпевающих Графиню. На фоне заупокойного пения и завываний бури возникает возбуждённый монолог Германа «Всё те же думы, всё тот же страшный сон». Его охватывает ужас. Ему мерещатся шаги. Он бежит к двери, но там его останавливает призрак Графини. Музыка, сопровождающая появление призрака Графини, завораживает мёртвенной неподвижностью, тема призрака зарождается из темы 3-х карт. Он обращается к Герману со словами, что пришел против своей воли. Мне страшно! Страшно! Я пришла к тебе Он приказывает Герману спасти Лизу, жениться на ней и раскрывает тайну трех карт: тройка, семерка туз. Сказав это, призрак тут же исчезает. Обезумевший Герман повторяет эти карты.

Оркестровое вступление к 6-й картине окрашено в мрачные тона обречённости. Ночь Зимняя Канавка, стоит Лиза. Она ждет Германа и поет свою арию. Широкая, свободно льющаяся мелодия ариозо Лизы «Ах, истомилась, устала я» близка русским протяжным песням; вторая часть «Так это правда, со злодеем» полна отчаяния и гнева. Часы бьют полночь. Лиза с отчаянием призывает Германа - его все нет. Теперь она уверена, что он убийца. Лиза хочет бежать, но входит Герман. Лирический дуэт Германа и Лизы «О да, миновали страданья» - единственный светлый момент. Он сменяется замечательным по психологической глубине эпизодом бреда Германа о золоте. «Там груды золота лежат и мне, мне одному он принадлежат!» - уверяет он Лизу. Теперь Лиза окончательно понимает, что Герман безумен. Герман признается, что поднял пистолет на «старую колдунью». Теперь для Лизы он убийца. Герман в экстазе повторяет три карты, хохочет и отталкивает Лизу. Она же, будучи не в силах этого вынести, бежит к набережной и бросается реку.

7-я картина начинается бытовыми номерами: игорный дом, гости поют: «Будем пить и веселиться». Князь Елецкий здесь впервые. Он теперь не жених, и надеется, что ему повезет в картах, коль скоро не повезло в любви. Томского просят что-нибудь спеть. Он поет довольно двусмысленную песню «Если б милые девицы» (ее слова принадлежат Г. Р. Державину) Все подхватывают ее последние слова. В разгар (Так в ненастные дни) игры и веселья входит Герман. С появлением Германа музыка становится нервно-возбуждённой. Елецкий просит Томского быть, если понадобится, его секундантом. Всем бросается в глаза странность вида Германа. Он просит разрешения принять участие в игре. Герман ставит на тройку - выигрывает. Теперь - семерка. И снова выигрыш. Герман истерически хохочет. Со стаканом в руке он поет свою знаменитую арию. Упоение победой и жестокая радость слышатся в его «Что наша жизнь? Игра!». В игру вступает князь Елецкий. Этот тур действительно похож на дуэль: Герман объявляет туза, но вместо туза у него в руках оказывается дама пик. В этот момент показывается призрак Графини. Все отступают от Германа. Он в ужасе. Он проклинает старуху. В припадке безумия он закалывается. Приведение исчезает. Герман еще жив. Придя в себя и увидев князя, он старается подняться. Он просит прощения у князя. В последнюю минуту в его сознании возникает светлый образ Лизы. Хор присутствующих поет: «Господь! Прости ему! И упокой его мятежную и измученную душу». Завершает оперу тихая молитва и трепетно-нежная тема любви в оркестре.

Заключение

Опера - самый любимый жанр композитора, он любил ее больше симфоний, больше романсов и сонат, любил за демократичность, за ту свободу в выражении чувств, которую он мог в ней себе позволить. Для своих произведений в этом жанре он чаще всего выбирал именно свободные, простые сюжеты, без детективных элементов, без массовых хоровых сцен, без огромного количества действующих лиц, что так любили, например, Вагнер или Верди. Нет, он ценил другое - возможность раскрыть душу человека, заглянуть в его внутренний мир. Уже в «Евгении Онегине» самое удачное место - письмо Татьяны, где на сцене ничего не происходит, но в музыке так ярко раскрывается вся радуга переживаний и чувств, которые испытывает молодая девушка, когда пишет первое в своей жизни любовное признание, что это удерживает внимание зрителя лучше, нежели гигантские народные сцены у иных композиторов.

Пиковая дама, это, бесспорно, лучшее достижения Петра Ильича в жанре психологической драмы, возможно, этому помог талантливый сюжет - одноименная повесть Пушкина. Надо заметить, что Чайковский полностью переосмысливает концепцию, даже изменяет характеристики героев (Лиза стала из обычной приживалки в доме графини ее богатой наследницей, Герман сильно облагорожен) и время действия на несколько десятилетий.

Эта музыкальная трагедия потрясает психологической правдивостью воспроизведения мыслей и чувств героев, их надежд и страданий, яркостью картин эпохи, напряжённостью музыкально-драматического развития. Характерные черты стиля Чайковского получают здесь наиболее полное и совершенное выражение. В основе оркестровой интродукции - три контрастных образа: повествовательный, связанный с балладой Томского; зловещий, рисующий образ старой Графини; страстно-лирический, характеризующий любовь Германа к Лизе.

В опере есть мистические моменты, они также придают ей неповторимую атмосферу. Тайна трех карт держит в напряжении до самого конца, трагедия и смерть Лизы отзывается глубоко в душе, а при появлении призрака графини мурашки начинают пробегать по спине. И неважно, что ты всего лишь в зрительном зале и вокруг сотни человек: становится не по себе. Чайковский использует различные музыкальные приемы для мистификации: целотонная гамма, которыя отображает зло, сухие низкие звуки порождают страх.

Идея оперы – столкновение света и тьмы, любви и смерти, а также присутствие некого нифернального зла, злого рока, против которого ты бессилен.

Опера в трех действиях и семи картинах; либретто М. И. Чайковского по одноименной повести А. С. Пушкина. Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 19 декабря 1890 года.

Действующие лица:

Герман (тенор), граф Томский (баритон), князь Елецкий (баритон), Чекалинский (тенор), Сурин (бас), Чаплицкий (тенор), Наруков (бас), графиня (меццо-сопрано), Лиза (сопрано), Полина (контральто), гувернантка (меццо- сопрано), Маша (сопрано), мальчик-командир (без пения). Действующие лица в интермедии: Прилепа (сопрано), Миловзор (Полина), Златогор (граф Томский). Нянюшки, гувернантки, кормилицы, гуляющие, гости, дети, игроки.

Действие происходит в Петербурге в конце XVIII века.

Действие первое. Картина первая

Летний сад весной. Два офицера, Чекалинский и Сурин, озабочены судьбой их друга Германа, который каждый вечер посещает игорные дома, хотя сам и не играет, так как очень беден. Появляется Герман в сопровождении графа Томского, которому он рассказывает о причине своего странного поведения: он влюблен в девушку, в незнакомку, и хочет выиграть крупную сумму денег, чтобы жениться на ней («Я имени ее не знаю»). Чекалинский и Сурин поздравляют князя Елецкого с предстоящей свадьбой. По саду проходит старая графиня в сопровождении той самой девушки, которую любит Герман. Узнав, что это и есть невеста князя, Герман глубоко потрясен. Женщины испуганы его видом (квинтет «Мне страшно»). Томский рассказывает историю о старой графине, некогда проигравшей в Париже все свое состояние. Тогда граф Сен-Жермен открыл ей три беспроигрышные карты. Офицеры, смеясь, советуют Герману попытать счастья. Начинается гроза. Герман клянется бороться за свою любовь.

Картина вторая

Комната Лизы. Она поет с подругой Полиной («Уж вечер»). Оставшись одна, Лиза раскрывает свои чувства: ее любит князь, но она не может забыть огненного взора незнакомца в саду («Откуда эти слезы?»; «О, слушай, ночь»). Словно услышав ее зов, Герман появляется на балконе. Он грозит убить себя, потому что Лиза обещана другому, но ведь так горячо любит ее только он («Прости небесное созданье»). Входит графиня, и девушка прячет влюбленного. Германа, подобно навязчивому видению, начинают преследовать три карты. Но оставшись наедине с Лизой, он чувствует, что счастлив лишь с ней.

Действие второе. Картина первая

Бал-маскарад в доме богатого сановника. Елецкий уверяет Лизу в своей любви («Я вас люблю»). Германа неотвязно преследует мысль о трех картах. Начинается музыкальная интермедия-пастораль («Мой миленький дружок»). По ее окончании Лиза дает Герману ключ от потайной двери, через которую он сможет проникнуть в ее комнату.

Картина вторая

Спальня графини. Ночь. Возле постели ее портрет в молодости в костюме пиковой дамы. Осторожно входит Герман. Он клянется вырвать у старухи секрет, даже если ему грозит ад. Раздаются шаги, и Герман прячется. Входят слуги, затем графиня, которую готовят ко сну. Отправив слуг, графиня засыпает в кресле. Неожиданно перед ней возникает Герман («Не пугайтесь! Ради бога, не пугайтесь!»). Он на коленях умоляет ее назвать три карты. Графиня, встав с кресла, молчит. Тогда Герман направляет на нее пистолет. Старуха падает. Герман убеждается, что она мертва.

Действие третье. Картина первая

Комната Германа в казармах. Лиза написала ему, что готова простить его. Но ум Германа занят другим. Он вспоминает похороны графини («Все те же думы, все тот же страшный сон»). Перед ним появляется ее призрак: из любви к Лизе она называет ему три волшебные карты: тройка, семерка, туз.

Картина вторая

На берегу Зимней канавки Лиза ждет Германа («Ах, истомилась, устала я»). Из его слов она понимает, что он виновен в смерти графини, что он безумен. Лиза хочет увести его с собой, но он отталкивает ее и убегает (дуэт «О да, миновали страданья»). Лиза бросается в реку.

Картина третья

Игорный дом. Герман торжествует победу («Что наша жизнь? Игра!»). Старуха была права: карты действительно волшебные. Но счастье изменяет Герману: в игру с ним вступает князь Елецкий. Герман открывает карту: пиковая дама. Партия проиграна, за столом сидит призрак графини. В ужасе Герман закалывается и умирает, прося у Лизы прощения.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

ПИКОВАЯ ДАМА - опера П. Чайковского в 3 д. (7 к.), либретто М. Чайковского по одноименной повести А. Пушкина. Премьеры первых постановок: Петербург, Мариинский театр, 7 декабря 1890 г., под управлением Э. Направника; Киев, 19 декабря 1890 г., под управлением И. Прибика; Москва, Большой театр, 4 ноября 1891 г., под управлением И. Альтани.

Замысел «Пиковой дамы» возник у Чайковского в 1889 г. после знакомства с первыми картинами либретто, написанного его братом Модестом для композитора Н. Кленовского, который начал сочинение музыки, но по каким-то причинам не довел дело до конца. Во время совещания у директора императорских театров И. Всеволожского (декабрь 1889 г.) было решено, что вместо александровской эпохи действие будет перенесено в екатерининскую. Тогда же внесены были изменения в сцену бала и намечена сцена у Зимней канавки. Работа над оперой развертывалась с такой интенсивностью, что либреттист не поспевал за композитором, и в ряде случаев Петр Ильич создавал текст сам (плясовой песни во 2-й к., хора в 3-й, арии Елецкого «Я вас люблю», арии Лизы в 6-й к. и др.). Чайковский сочинял во Флоренции с 19 января по март 1890 г. Вчерне музыка написана за 44 дня; к началу июня была закончена и партитура. Вся опера возникла менее чем за пять месяцев!

«Пиковая дама» - вершина оперного творчества Чайковского, произведение, как бы обобщившее его высшие завоевания. Оно существенно отличается от повести Пушкина не только по сюжету, но и в трактовке характеров, социального положения героев. В повести и Лиза, бедная воспитанница Графини, и инженерный офицер Германн (у Пушкина это фамилия, и пишется она именно так) находятся на одной ступени социальной лестницы; в опере Лиза - внучка и наследница Графини. Пушкинский Германн - одержимый манией богатства честолюбец; для него Лиза лишь средство к богатству, возможность овладеть тайной трех карт. В опере тайна и богатство не цель, а средство, при помощи которого бедный офицер мечтает преодолеть отделяющую его от Лизы социальную пропасть. Во время борьбы оперного Германа за тайну трех карт сознанием его овладевает жажда наживы, средство подменяет цель, азарт извращает его нравственную природу, и, только умирая, он освобождается от безумия. Изменена и развязка. У Пушкина герой, потерпев неудачу, теряет рассудок - в опере он кончает с собой. Лиза в повести выходит замуж и сама обзаводится воспитанницей - в опере она кончает жизнь самоубийством. Либреттистом и композитором введены новые действующие лица (гувернантка, князь Елецкий), изменен характер некоторых сцен и атмосфера действия. Фантастика в повести дана несколько иронически (призрак Графини шаркает туфлями) - в опере фантастика полна жути. Несомненно, что образы Пушкина трансформированы, приобрели черты углубленного психологизма.

Неоднократно делались попытки сближения музыки «Пиковой дамы» с духовной атмосферой романов Достоевского. Сближение это не вполне точно. «Пиковая дама» - психологическая и социальная драма, в которой истинная любовь вступила в конфликт с социальным неравенством. Счастье Лизы и Германа неосуществимо в мире, в котором они живут,- лишь в пасторали бедные пастушка и пастушок соединяются вопреки воле Златогора. «Пиковая дама» продолжает и обогащает принципы лирической драмы, созданной в Евгении Онегине, переводя ее в трагедийный план. Можно заметить родственность образов Татьяны и Лизы, а в какой-то мере и Германа (1-й к.) с Ленским, близость жанровых сцен 4-й к. «Онегина» с некоторыми эпизодами 1-й к. «Пиковой дамы».

Однако между обеими операми больше различия, чем сходства. «Пиковая дама» связана с настроениями последних трех симфоний Чайковского (предваряет Шестую). В ней выступает, хотя и в ином обличье, тема рока, злой силы, губящей человека, которая играет существенную роль в музыкальной драматургии Четвертой и Пятой симфоний. В последние годы жизни Чайковского, как раньше Тургенева, тревожила и страшила черная бездна, небытие, означающее конец всего, и в том числе творчества. Мысль о смерти и страх смерти преследуют Германа, и несомненно, что композитор здесь передал герою собственные чувства. Тему смерти несет образ Графини - недаром таким ужасом при встрече с ней объят Герман. Но и сам он, связанный с нею «тайной силой», страшен Графине, ибо приносит ей гибель. И хотя Герман кончает жизнь самоубийством, он как бы повинуется чужой воле.

В воплощении темных и зловещих образов (кульминация их в 4-й и 5-й к.) Чайковский достиг высот, которых не знает мировая музыка. С той же мощью воплощено в музыке светлое начало любви. По чистоте и проникновенности, одухотворенности лирики «Пиковая дама» непревзойденна. Несмотря на то что жизнь Лизы загублена, как загублена и жизнь ее невольного убийцы, смерть бессильна уничтожить любовь, торжествующую в последний миг жизни Германа.

Гениальная опера, в которой все элементы слиты в неразрывное вокально-симфоническое целое, в первых прижизненных постановках не была раскрыта полностью, хотя Мариинский театр отдал «Пиковой даме» лучшие силы. Большой успех имели исполнители во главе с Н. Фигнером, который в свойственной ему ярко театральной, подчеркнуто экспрессивной, драматизированной манере убедительно и впечатляюще проводил партию Германа, заложив основы ее сценической традиции. Столь же экспрессивным было исполнение этой роли М. Медведевым (Киев, Москва), правда несколько мелодраматичное (от Медведева, в частности, идет истерический смех Германа в финале 4-й к.). В первых постановках, петербургской и московской, выдающегося успеха добились А. Крутикова и М. Славина в партии Графини. Однако общий строй спектаклей - нарядный, пышный - был далек от замысла композитора. И успех тоже казался внешним. Величие, грандиозность трагедийной концепции оперы, ее психологическая глубина раскрылись позднее. Оценка критики (за некоторыми исключениями) свидетельствовала о непонимании музыки. Но это не могло повлиять на сценическую судьбу великого произведения. Оно все более властно входило в репертуар театров, сравнявшись в этом отношении с Евгением Онегиным. Слава «Пиковой дамы» перешагнула рубеж. В 1892 г. опера была поставлена в Праге, в 1898-м - в Загребе, в 1900-м - в Дармштадте, в 1902-м - в Вене под управлением Г. Малера, в 1906-м - в Милане, в 1907-м - в Берлине, в 1909-м - в Стокгольме, в 1910-м - в Нью-Йорке, в 1911-м - в Париже (русскими артистами), в 1923-м - в Хельсинки, в 1926-м - в Софии, Токио, в 1927-м - в Копенгагене, в 1928-м - в Бухаресте, в 1931-м - в Брюсселе, в 1940-м - в Цюрихе, Милане и т. д. В дореволюционный период и позднее в нашей стране не было и нет оперного театра, в репертуаре которого отсутствовала бы «Пиковая дама». Последняя постановка за рубежом была осуществлена в Нью-Йорке в 2004 г. (дирижер В. Юровский; П. Доминго - Герман, Н. Путилин - Томский, В. Чернов - Елецкий).

В первом пятнадцатилетии XX в. в России выдвинулись первоклассные исполнители основных партий этой оперы, и среди них А. Давыдов, А. Боначич, И. Алчевский (Герман), отказавшиеся от мелодраматических преувеличений своих предшественников. Выдающихся результатов добился в работе над партитурой С. Рахманинов в бытность дирижером Большого театра. Преемниками его в истолковании «Пиковой дамы» были В. Сук (руководивший исполнением оперы до 20-х гг.), Э. Купер, А. Коутс, В. Дранишников и др. Из зарубежных дирижеров лучшими интерпретаторами явились Г. Малер и Б. Вальтер. Постановку осуществляли К. Станиславский, В. Мейерхольд, Н. Смолич и др.

Были наряду с удачами и спорные работы. К их числу относится спектакль 1935 г. в ленинградском Малом оперном театре (режиссер В. Мейерхольд). Созданное для него новое либретто ставило целью «приближение к Пушкину» (задача неосуществимая, так как у Чайковского была иная концепция), для чего партитура подверглась переработке. В предшествовавшей постановке Большого театра (1927, режиссер И. Лапицкий) все события оказывались видениями безумного воображения Германа.

Лучшие постановки «Пиковой дамы» проникнуты уважением к гениальной опере и дают глубокое ее истолкование. Среди них спектакли, осуществленные московским Большим театром в 1944 г. (режиссер Л. Баратов) и 1964-м (постановка Л. Баратова в новой редакции Б. Покровского; в том же году она была показана на гастролях в «Ла Скала»), ленинградским Театром им. Кирова в 1967-м (под управлением К. Симеонова; В. Атлантов - Герман, К. Словцова - Лиза). Среди исполнителей оперы за ее продолжительную жизнь - крупнейшие артисты: Ф. Шаляпин, П. Андреев (Томский); К. Держинская, Г. Вишневская, Т. Милашкина (Лиза); П. Обухова, И. Архипова (Полина); Н. Озеров, Н. Ханаев, Н. Печковский, Ю. Кипоренко-Даманский, Г. Нэлепп, 3. Анджапаридзе, В. Атлантов, Ю. Марусин, В. Галузин (Герман); С. Преображенская, Е. Образцова (Графиня); П. Лисициан, Д. Хворостовский (Елецкий) и др.

Наиболее интересные постановки последних лет - на Глайндборнском фестивале (1992, режиссер Г. Вик; Ю. Марусин - Герман), в московском театре «Новая опера» (1997, дирижер Е. Колобов, режиссер Ю. Любимов), в петербургском Мариинском театре (1998, дирижер В. Гергиев, режиссер А. Галибин; премьера - 22 августа в Баден-Бадене).

Опера была экранизирована в 1960 г. (режиссер Р. Тихомиров).

На сюжет повести Пушкина, правда очень свободно трактованной, написана опера Ф. Галеви.

"Пиковая дама" - шедевр, объединяющий двух мировых гениев, родившихся на русской земле: Александра Сергеевича Пушкина и Петра Ильича Чайковского.

Опера является одним из самых исполняемых русских сочинений за границей наряду с оперой "Борис Годунов" М. П. Мусоргского.

Сочинение А. С. Пушкина

Основа оперы - повесть Пушкина "Пиковая дама". Закончена была в 1833 году, и ее печатный публикационный дебют состоялся на следующий, 1834, год.

Сюжет носит мистический характер, затронуты такие темы, как фортуна, участь, высшие силы, жребий и рок.

Повесть имеет прототипов и реальную основу. Ее сюжет поэту подсказал молодой князь Голицын. Вот только в действительности живший, он после проигрыша в карточной игре смог отыграться, благодаря подсказке Натальи Петровны Голицыной - его бабки. Она получила данный совет от некого Сен-Жермена.

Вероятно, Пушкин писал повесть в селе Болдино Нижегородской области, но, к сожалению, рукописный оригинал не сохранился

Данная повесть - пожалуй, первое произведение, которое снискало успех не только в России, но и за рубежом еще при жизни поэта.

Действующие лица и сюжет

Основные герои "Пиковой дамы" Пушкина:

  • Инженер Германн является главным героем. Он ни разу не брал в руки карты, пока случайно не услышал о некой тайне трех карт, с помощью которых можно выиграть крупное состояние.
  • Анна Федотовна Томская - та самая хранительница желанного секрета.
  • Лиза - молодая наивная девушка и воспитанница, благодаря которой главный герой смог проникнуть в дом графини.

В ночь после похорон во сне Германну является призрак графини и все-таки оглашает тайну карт. Он не упускает возможности и садится за игру с обеспеченными противниками. Первый день оказывается удачным, и поставленная на 47 тысяч тройка дарит счастливцу победу.

На 2-й день фортуна в лице семерки снова поворачивается к нему лицом, и Германн вновь выходит из игры победителем.

На 3-й день уже окрыленный и предвкушающий полную победу Германн ставит абсолютно все на заветный туз и проигрывает. Открыв карту, он видит пиковую даму, которая таинственным образом начинает обретать черты сходства с умершей графиней.

Главный герой не выдерживает такой подлости и со временем теряет рассудок, а несчастная Лиза, забыв все это как страшный сон, выходит замуж за добропорядочного мужчину.

Опера "Пиковая дама"

Опера является одним из известнейших произведений Петра Ильича Чайковского. Она была написана в 1890 году. Произведение создано по мотивам одноименного сочинения А. С. Пушкина.

История создания

Композитор работал над ней во Флоренции, удивительно, но опера была написана всего за сорок четыре дня. Впрочем, замысел постановки музыкального произведения на сцене Мариинского театра возник гораздо раньше и принадлежал И. А. Всеволожскому. Первоначально переговоры о создании оперы вели с другими композиторами - Кленовским Н. С. и Вилламовым А. А. Позже, в 1887 году, состоялся первый разговор Всеволожского с Чайковским. Композитор отказался наотрез от работы над оперой. Однако вместо него за дело взялся его младший брат - Модест Ильич (талантливый либреттист). Постепенно изменилось отношение к опере и у Петра Ильича, и в 1889 году, композитор переосмыслил свое решение, и, бросив свои дела, изучил либретто (литературный фундамент, на базе которого создаются вокальные и балетные сочинения), написанное его младшим братом. В январе 1890 года он, находясь в Италии, начал работу над оперой.

Работа началась в бурном и энергичном темпе, композитор даже сам написал текст к двум своим ариям (героя Елецкого во II действии и героини Лизы в III). Позже в сочинение Чайковский добавил 7-е действие - застольную песню Германа.

Премьера мирового масштаба состоялась 19 декабря 1890 года в знаменитейшем Мариинском театре под руководством дирижера Эдуарда Направника.

Московский дебют состоялся осенью 1891 года в Большом театре, дирижировал Ипполит Альтани.

Опера имела успех у публики, и было решено отправиться с ней на гастроли в Европу и Америку. 11 октября 1892 года состоялась премьера за границей, в Праге, в чешском переводе.

Модест Чайковский, взяв за основу повесть Пушкина, сохранил всех главных действующих героев и сюжет в целом, но, несмотря на это, либретто значительно отличалось от литературного оригинала:

  • Герман испытывал к Лизе настоящую, искреннюю и пылкую любовь. Для сравнения - в повести главный герой лишь использовал наивность и чувства девушки.
  • Елизавета - далеко не бедная воспитанница старухи, а ее богатая преемница с внушительным наследством, которое досталось ей после кончины графини. Это не несчастная и безмолвная натура, а наоборот - пылко любящая и страстная девушка, готовая пойти на все ради главного героя.
  • Герман не просто сходит с ума, а заканчивает свою жизнь самоубийством после сокрушительного проигрыша в карты.
  • Лиза принимает решение отречься от новоиспеченного мужа Елецкого и умирает, не имя сил пережить безумия своего возлюбленного.

Либретто "Пиковой дамы" написано в стихах, а произведение А. С. Пушкина - в прозе. Помимо важных деталей, вокальный текст отличается и эмоциональным посылом. Чайковский трепетно переживает судьбу каждого героя, пропуская их чувства через самого себя. Пушкин же описывал обстановку в стиле светского юмора и относился к героям весьма равнодушно.

Стоит отметить, что в либретто "Пиковой дамы" имя главного героя пишут с одной буквой «н». Дело все в том, что в сочинении Пушкина Германн - это, вероятно, фамилия немецкого происхождения, потому и удвоена согласная. В либретто же происхождение его неизвестно, вследствие чего можно сделать вывод, что это его имя.

Каждое в отдельности

Опера состоит из 7 картин в 3 действиях. События происходят в конце XVIII столетия в городе Петербурге.

Ниже представлено либретто оперы "Пиковая дама" по действиям.

Действие первое

Первая картина. В летнем саду происходит диалог между офицерами Суриным и Чекалинским. Они рассуждают о загадочных поступках друга Германа, который все свое время посвящает игральному дому, но сам при этом не берется за карты. Спустя некоторое время показывается и сам главный герой в компании Томского - графа поместья. Он рассказывает о своих страстных чувствах к девушке, даже не имея представления о ее имени. В этот момент появляется Елецкий и сообщает о скорой помолвке. Герман с ужасом осознает, что она - тот самый объект его вожделения, когда видит Томскую со своей подопечной Лизой. Обе дамы испытывают тревожные чувства, ощутив на себе заинтересованный взгляд главного героя.

Граф Томский рассказывает анекдот про графиню, которая в далекой юности потерпела фиаско, проиграв все состояние. От Сен-Жермена она узнает о тайне трех карт, взамен подарив ему одно свидание. В результате она смогла вернуть себе свое состояние. После данной "смешной" истории светские приятели Сурин с Чекалинским в шутку предлагают Герману пойти по тому же пути. Но ему это неинтересно, все его мысли сосредоточены на объекте любви.

Вторая картина. В преддверии ночи Лиза сидит в печальном настроении. Подруги пытаются успокоить девушку, но все их попытки напрасны. Лишь оставшись наедине с самой собой, она признается в страстных чувствах к неизвестному молодому человеку. В подходящий момент является тот самый незнакомец и изливает душевную боль, умоляя девушку ответить на его чувства. В ответ у нее катятся слезы, слезы сожаления и сочувствия. Непреднамеренное свидание прерывает графиня, и спрятавшийся Герман при виде старухи вдруг вспоминает о тайне трех карт. После ее ухода Лиза признается в ответных чувствах.

Действие второе

Третья картина. События происходят на балу, где Елецкий, обеспокоенный равнодушием своей будущей невесты, пылко признается ей в любви, но при этом не ограничивает свободу девушки. Друзья Германа, надев маски, продолжают издеваться над ним, но герою эти шутки совсем не по душе. Лиза отдает ему ключи от комнаты графини, и Герман воспринимает ее поступок как намек самой судьбы.

Четвертая картина. Главный герой, пробравшись в комнату графини Томской, заглядывается на ее портрет, ощущая зловещую роковую энергетику. Дождавшись старуху, Герман умоляет открыть ему желанную тайну, однако графиня остается неподвижной. Не выдержав молчания, он решается на шантаж с помощью пистолета, но несчастная женщина сразу валится без чувств. На звук прибегает Лиза и понимает, что Герману была нужна лишь разгадка трех карт.

Действие третье

Пятая картина. Герман, находясь в казарме, читает письмо от Лизы, в котором она назначает ему встречу. В памяти оживают воспоминания похорон графини. Вдруг за окном слышится стук. Свеча потухает, и Герману видится ожившая Томская, которая не по своей воле открывает ему тайну трех карт.

Шестая картина. Елизавета, ожидая свидания на набережной, испытывает сомнения и окончательно теряет надежду увидеть возлюбленного. Но, на ее удивление, появляется Герман. Спустя некоторое время Лиза замечает, что с ним что-то неладное и убеждается в его виновности. Герман, одержимый выигрышем, покидает место встречи. Не в силах выдержать всю боль разочарования, девушка кидается в воду.

Седьмая картина. Игровое веселье прерывает разгоряченный Герман. Он предлагает сыграть в карты и одерживает победу в первых двух партиях. В третий раз его противником становится князь Елецкий, но потерявшему рассудок Герману уже все равно. По сюжету «Пиковой дамы», с тремя картами (тройка, семерка и туз) старой графини удалось выиграть. Герман был близок к победе, зная этот секрет. Однако вместо должного туза в его руках оказывается дама пик, в изображении которой ему видятся черты умершей старухи.

Не в силах выдержать всего происходящего, главный герой закалывает самого себя, и в прозревшем (на оставшиеся несколько секунд) сознании возникает образ его светлой невинной любви - Лизы. "Красавица! Богиня! Ангел!" - доносятся последние слова из уст главного героя.

Состав и вокальные партии

В опере «Пиковая дама» задействовано 24 вокалиста, помимо сольных исполнителей важную роль играет хор, а также опора всего процесса - оркестр.

Каждый действующий герой имеют свою партию, написанную под определенный тембр голоса:

  • Герман являлся тенором;
  • Лиза имела звонкое и легкое сопрано;
  • Графиня (Пиковая дама) обладала низким меццо или контральто;
  • Томский с Елецким - баритоны.

Из I действия знаменита ария Германа "Прости, небесное создание", а из II - ария Елецкого "Я вас люблю".

В III действии невозможно не отметить невероятной звучности арию Лизы "Ах, истомилась я горем" и завершающую Германа со знаменитой, уже ставшей крылатым выражением, фразой: "Что наша жизнь? Игра!".

Подводя итог

Опера "Пиковая дама" Петра Чайковского - одна из вершин мирового оперного искусства, удивительное по силе и глубине музыкально-драматическое произведение. Некоторые детали сюжета были изменены, но, что действительно важно - иные акценты, смысл которых обострить конфликты «жизнь - смерть», «человек - судьба», «любовь - игра».

Благодаря не только Петру, но и Модесту Чайковскому - автору либретто "Пиковой дамы" - опера стала мировым шедевром.

Поразительно, но, прежде чем П.И.Чайковский создал свой трагический оперный шедевр, пушкинская «Пиковая дама» вдохновила Франца Зуппе на сочинение... оперетты (1864); а еще раньше — в 1850 году — одноименную оперу написал французский композитор Жак Франсуа Фроманталь Галеви (впрочем, от Пушкина мало что здесь осталось: либретто написал Скриб, воспользовавшись для этого переводом «Пиковой дамы» на французский язык, сделанным в 1843 году Проспером Мериме; в этой опере имя героя изменено, старуха-графиня превращена в молодую польскую принцессу и так далее). Это, конечно, курьезные обстоятельства, узнать о которых можно лишь из музыкальных энциклопедий — художественной ценности эти произведения не представляют.

Сюжет «Пиковой дамы», предложенный композитору его братом, Модестом Ильичом, не сразу заинтересовал Чайковского (как в свое время и сюжет «Евгения Онегина»), но, когда он все же овладел его воображением, Чайковский стал работать над оперой «с самозабвением и наслаждением» (как и над «Евгением Онегиным»), и опера (в клавире) была написана в поразительно короткий срок — за 44 дня. В письме к Н.Ф. фон Мекк П.И.Чайковский рассказывает, о том, как пришел к мысли писать оперу на этот сюжет: «Случилось это таким образом: брат мой Модест три года тому назад приступил к сочинению либретто на сюжет «Пиковой дамы» по просьбе некоего Кленовского, но сей последний от сочинения музыки в конце концов отказался, почему-то не сладив со своей задачей. Между тем директор театров Всеволожский увлекся мыслью, чтобы я написал на этот самый сюжет оперу и притом непременно к будущему сезону. Он высказал мне это желание, и так как это совпало с моим решением бежать из России в январе и заняться сочинением, то я согласился... мне очень хочется работать, и если удастся хорошо устроиться где-нибудь в уютном уголке за границей — мне кажется, что я свою задачу осилю и к маю представлю в дирекцию клавираусцуг, а летом буду инструментовать его».

Чайковский уехал во Флоренцию и начал работать над «Пиковой дамой» 19 января 1890 года. Сохранившиеся эскизные наброски дают представление о том, как и в какой последовательности протекала работа: на сей раз композитор писал почти «подряд» . Интенсивность этого труда поражает: с 19 по 28 января сочиняется первая картина, с 29 января по 4 февраля — вторая картина, с 5 по 11 февраля — четвертая картина, с 11 по 19 февраля — третья картина и т.д.


Ария Елецкого "Я Вас люблю, люблю безмерно..." в исполнении Юрия Гуляева

Либретто оперы в очень большой степени отличается от оригинала. Произведение Пушкина — прозаическое, либретто — стихотворное, причем со стихами не только либреттиста и самого композитора, но также Державина, Жуковского, Батюшкова. Лиза у Пушкина — бедная воспитанница богатой старухи-графини; у Чайковского она — ее внучка. К тому же возникает никак не проясненный вопрос о ее родителях — кто, где они, что с ними. Германн у Пушкина — из немцев, потому именно таково написание его фамилии, у Чайковского о его немецком происхождении ничего не известно, и в опере «Герман» (с одним «н») воспринимается просто как имя. Князь Елецкий, фигурирующий в опере, у Пушкина отсутствует


Куплеты Томского на слова Державина "Если б милые девицы.." Обратите внимание: в этих куплетах совершенно не встречается буква "р"! Поет Сергей Лейферкус

Граф Томский, родство которого с графиней в опере никак не отмечено, и где он выведен посторонним лицом (просто знакомым Германа, как и другие игроки), у Пушкина является ее внуком; этим, по-видимому, объясняется его знание семейной тайны. Действие драмы Пушкина происходит в эпоху Александра I, тогда как опера переносит нас — это была идея директора императорских театров И.А.Всеволожского — в екатерининскую эпоху. Финалы драмы у Пушкина и Чайковского также различны: у Пушкина Германн, хотя и сходит с ума («Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере»), все же не умирает, а Лиза, более того, сравнительно благополучно выходит замуж; у Чайковского — оба героя погибают. Можно привести еще множество примеров отличий — как внешних, так и внутренних — в трактовке событий и персонажей Пушкиным и Чайковским.


Модест Ильич Чайковский


Модест Чайковский, на десять лет моложе брата Петра, не известен как драматург за пределами России за исключением либретто «Пиковой дамы» по Пушкину, положенного на музыку в начале 1890 года. Сюжет оперы был предложен дирекцией императорских Петербургских театров, вознамерившейся представить грандиозный спектакль из эпохи Екатерины II.


Ария Графини в исполнении Елены Образцовой

Когда Чайковский принялся за работу, он внес изменения в либретто и сам частично написал поэтический текст, введя в него также стихи поэтов — современников Пушкина. Текст сцены с Лизой у Зимней канавки полностью принадлежит композитору. Наиболее зрелищные сцены были им сокращены, но тем не менее они придают эффектность опере и составляют фон развития действия.


Сцена у Канавки. Поет Тамара Милашкина

Таким образом, он приложил много сил для создания подлинной атмосферы того времени. Во Флоренции, где были написаны эскизы оперы и сделана часть оркестровки, Чайковский не расставался с музыкой XVIII века эпохи «Пиковой дамы» (Гретри, Монсиньи, Пиччинни, Сальери).

Быть может, в одержимом Германе, требующем от графини назвать три карты и тем обрекающим себя на смерть, ему виделся он сам, а в графине — его покровительница баронесса фон Мекк. Их странные, единственные в своем роде отношения, поддерживавшиеся только в письмах, отношения словно двух бесплотных теней, закончились разрывом как раз в 1890 году.

В появлении Германа перед Лизой чувствуется власть судьбы; графиня вносит могильный холод, и зловещая мысль о трех картах отравляет сознание молодого человека.

В сцене его встречи со старухой бурные, отчаянные речитатив и ария Германа, сопровождаемые злобными, повторяющимися звуками деревянных, знаменуют крах несчастного, который теряет рассудок в следующей сцене с призраком, воистину экспрессионистской, с отголосками «Бориса Годунова» (но с более богатым оркестром). Затем следует смерть Лизы: очень нежная сочувствующая мелодия звучит на ужасном погребальном фоне. Смерть Германа менее величава, но не без трагического достоинства. Что касается «Пиковой дамы», она сразу же была принята публикой как огромная удача композитора


История создания

Сюжет пушкинской «Пиковой дамы» не сразу заинтересовал Чайковского. Однако со временем эта новелла все более овладевала его воображением. Особенно взволновала Чайковского сцена роковой встречи Германа с графиней. Ее глубокий драматизм захватил композитора, вызвав горячее желание написать оперу. Сочинение было начато во Флоренции 19 февраля 1890 года. Опера создавалась, по словам композитора, «с самозабвением и наслаждением» и была закончена в предельно короткий срок — сорок четыре дня. Премьера состоялась в Петербурге в Мариинском театре 7 (19) декабря 1890 года и имела огромный успех

Вскоре после опубликования своей новеллы (1833) Пушкин записал в дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза». Популярность повести объяснялась не только занимательностью фабулы, но и реалистическим воспроизведением типов и нравов петербургского общества начала XIX столетия. В либретто оперы, написанном братом композитора М. И. Чайковским (1850—1916), содержание пушкинской повести во многом переосмыслено. Лиза из бедной воспитанницы превратилась в богатую внучку графини. Пушкинский Герман — холодный, расчетливый эгоист, охваченный одной лишь жаждой обогащения, предстает в музыке Чайковского как человек с огненным воображением и сильными страстями. Различие общественного положения героев внесло в оперу тему социального неравенства. С высоким трагедийным пафосом в ней отражены судьбы людей в обществе, подчиненном беспощадной власти денег. Герман — жертва этого общества; стремление к богатству незаметно становится у него навязчивой идеей, заслоняющей любовь к Лизе и приводящей его к гибели.


Музыка

Опера «Пиковая дама» — одно из величайших произведений мирового реалистического искусства. Эта музыкальная трагедия потрясает психологической правдивостью воспроизведения мыслей и чувств героев, их надежд, страданий и гибели, яркостью картин эпохи, напряженностью музыкально-драматического развития. Характерные черты стиля Чайковского получили здесь свое наиболее полное и совершенное выражение.

В основе оркестрового вступления три контрастных музыкальных образа: повествовательный, связанный с балладой Томского, зловещий, рисующий образ старой Графини, и страстно-лирический, характеризующий любовь Германа к Лизе.

Первый акт открывается светлой бытовой сценой. Хоры нянюшек, гувернанток, задорный марш мальчиков выпукло оттеняют драматизм последующих событий. В ариозо Германа «Я имени ее не знаю», то элегически-нежном, то порывисто-взволнованном, запечатлены чистота и сила его чувства.

Вторая картина распадается на две половины — бытовую и любовно-лирическую. Идиллический дуэт Полины и Лизы «Уж вечер» овеян светлой грустью. Мрачно и обреченно звучит романс Полины «Подруги милые». Вторую половину картины открывает ариозо Лизы «Откуда эти слезы» — проникновенный монолог, полный глубокого чувства.


Поет Галина Вишневская. "Откуда эти слезы..."

Тоска Лизы сменяется восторженным признанием «О, слушай, ночь». Нежно печальное и страстное ариозо Германа «Прости, небесное созданье»


Георгий Нэлепп- лучший Герман, поет "Прости, небесное созданье"

прерывается появлением Графини: музыка приобретает трагический оттенок; возникают острые, нервные ритмы, зловещие оркестровые краски. Вторая картина завершается утверждением светлой темы любви. Ария князя Елецкого «Я вас люблю» обрисовывает его благородство и сдержанность. Четвертая картина, центральная в опере, насыщена тревогой и драматизмом.


В начале пятой картины (третий акт) на фоне заупокойного пения и завывания бури возникает возбужденный монолог Германа «Все те же думы, все тот же страшный сон». Музыка, сопровождающая появление призрака Графини, завораживает мертвенной неподвижностью.

Оркестровое вступление шестой картины окрашено в мрачные тона обреченности. Широкая, свободно льющаяся мелодия арии Лизы «Ах, истомилась, устала я» близка русским протяжным песням; вторая часть арии «Так это правда, со злодеем» полна отчаяния и гнева. Лирический дуэт Германа и Лизы «О да, миновали страданья» — единственный светлый эпизод картины.

Седьмая картина начинается бытовыми эпизодами: застольной песней гостей, легкомысленной песней Томского «Если б милые девицы» (на слова Г. Р. Державина). С появлением Германа музыка становится нервно-возбужденной. Тревожно-настороженный септет «Здесь что-нибудь не так» передает волнение, охватившее игроков. Упоение победой и жестокая радость слышатся в арии Германа «Что наша жизнь? Игра!». В предсмертную минуту его мысли вновь обращены к Лизе, — в оркестре возникает трепетно-нежный образ любви.


Ария Германа "Что наша жизнь- игра" в исполнении Владимира Атлантова

Чайковский был так глубоко захвачен всей атмосферой действия и образами действующих лиц «Пиковой дамы», что воспринимал их как реальных живых людей. Окончив эскизную запись оперы с лихорадочной быстротой (Вся работа была выполнена за 44 дня — с 19 января по 3 марта 1890 года. Оркестровка завершена в июне того же года.) , он писал своему брату Модесту Ильичу, автору либретто: «...когда дошел до смерти Германа и заключительного хора, мне до того стало жаль Германа, что я вдруг начал сильно плакать <...> Оказывается, что Герман не был для меня только предлогом писать ту или другую музыку, а все время живым человеком...».


У Пушкина Герман — человек одной страсти, прямолинейный, расчетливый и жесткий, готовый ради достижения своей цели поставить на карту и свою и чужие жизни. У Чайковского он внутренно надломлен, находится во власти противоречивых чувств и влечений, трагическая непримиримость которых приводит его к неизбежной гибели. Коренному переосмыслению был подвергнут образ Лизы: заурядная бесцветная пушкинская Лизавета Ивановна стала сильной и страстной натурой, беззаветно преданной своему чувству, продолжив галерею чистых поэтически возвышенных женских образов в операх Чайковского от «Опричника» до «Чародейки». По желанию директора императорских театров И. А. Всеволожского действие оперы было перенесено из 30-х годов XIX века во вторую половину XVIII столетия, что дало повод для включения в нее картины пышного бала во дворце екатерининского вельможи со стилизованной в духе «галантного века» интермедией, но не оказало влияния на общий колорит действия и характеры главных его участников. По богатству и сложности своего душевного мира, остроте и интенсивности переживания это современники композитора, во многом родственные героям психологических романов Толстого и Достоевского.


И ещё одно исполнение арии Германа "Что наша жизнь? Игра!" Поет Зураб Анджапаридзе. Запись 1965 года, Большой театр.

В фильме-опере "Пиковая дама" главные партии исполняли Олег Стриженов- Герман, Ольга-Красина- Лиза. Вокальные парти исполняли Зураб Анджапаридзе и Тамара Милашкина.

Либретто М.И. Чайковского по повести А.С.Пушкина

1 действие

1 картина

Петербург. Летний сад. Проходя мимо оживленных групп гуляющих, Сурин рассказывает Чекалинскому о вчерашней карточной игре: как всегда около игорного стола сидел Герман, он всю ночь мрачно смотрел на игру других, но сам не принимал в ней участия.

В сад приходят Герман и граф Томский. Герман влюблен в девушку, имени которой он не знает, ему известно только, что она знатна и поэтому не может быть его женой.

Князь Елецкий сообщает своим друзьям, что он женится. Герман спрашивает, кто его невеста. «Вот она», - говорит Елецкий, указывая на Лизу, сопровождающую свою бабушку - старую графиню, прозванную Пиковой дамой. Лиза - та девушка, в которую влюблен Герман.

«Счастливый день, тебя благословляю!» - говорит Елецкий. «Несчастный день, тебя я проклинаю!» - восклицает Герман.

Томский рассказывает окружающим, что в молодости графиня была красавицей. Страстная картежница, она однажды, находясь в Париже, проигралась дотла.

Граф Сен-Жермен назвал ей три беспроигрышные карты, которые и помогли «московской Венере» вернуть состояние. Графине предсказано, что ей принесет смерть тот, кто, горя пылкой страстью, придет к ней узнать, какие это карты. Рассказ Томского производит сильное впечатление на Германа.

Сад опустел. Начинается гроза. Буря не страшит Германа. Он клянется, что Лиза будет принадлежать ему, или он умрет.

2 картина

Комната Лизы в доме графини. У Лизы собрались подруги. Лиза и Полина поют дуэт «Уж вечер; облаков померкнули края…». Полина исполняет грустный романс «Подруги милые», но тут же переходит на русскую плясовую песню «Ну-ка, светик-Машенька». Веселье прервано строгой гувернанткой - графиня сердится: уже поздно, девушки мешают ей спать. Девушки расходятся.

Оставшись одна, Лиза поверяет «царице ночи» свою сокровенную тайну: она любит Германа.

В дверях балкона появляется Герман. Он признается Лизе в своей любви.

Но раздается властный стук в дверь. Старая графиня сама приходит к Лизе, чтобы узнать причину шума, нарушающего ее покой. Успевший укрыться в глубину балкона Герман вспоминает легенду о трех картах. На мгновенье любовь к Лизе отступает перед жгучим желанием узнать тайну карт.

Графиня уходит, и Герман приходит в себя. С еще большей силой страсти он говорит Лизе о своей любви. Сначала Лиза умоляет его уйти, но затем, покоренная силой его чувства, произносит слова ответного признания.

2 действие

1 картина

Бал у богатого сановника. Елецкий замечает, что Лиза печальна, и просит поведать ему причину ее печали. Но Лиза уклоняется от объяснения. Ее не трогают мольбы жениха, она равнодушна к Елецкому.

Лиза передает Герману ключ от потайной двери дома графини: им нужно встретиться. Путь в комнату Лизы лежит через спальню бабушки. Герману кажется, что сама судьба помогает ему узнать три заветные карты.

2 картина

Спальня графини. Отсюда Герман должен проникнуть в комнату Лизы. Одержимый желанием узнать три карты, Герман решает остаться здесь и добиться от графини заветного ответа.

Вернувшаяся с бала графиня, прогнав приживалок и горничных, вспоминает свою юность, блестящие балы в Париже.

Внезапно появившийся Герман просит графиню открыть ему тайну трех карт. Старуха молчит. Герман, угрожая пистолетом, требует назвать ему эти три карты. Графиня от страха умирает.

Услышав шум, Лиза вбегает в спальню. Увидев мертвую графиню, она в отчаянии восклицает: «Не я тебе была нужна, а карты!».

3 действие

1 картина

Комната Германа в казармах. Герман читает письмо Лизы. Она просит его придти на набережную для объяснения.

Воспоминания о смерти и похоронах графини преследуют Германа: ему чудится призрак старухи. Она приказывает Герману жениться на Лизе, и тогда три карты - тройка, семерка, туз - выиграют кряду.

2 картина

Набережная Канавки. Близится полночь. Лиза ждет Германа. Но его все нет.
Когда Лиза теряет надежду, Герман приходит. На мгновение обоим кажется, что счастье не оставит их, что забыты все страданья. Но, одержимый мыслью о трех картах, Герман отталкивает Лизу и убегает в игорный дом. Лиза бросается в воду.

3 картина

Карточная игра в игорном доме в разгаре. Все свои деньги Герман ставит на названную призраком карту: тройку, и выигрывает. Ставка удвоена. Вторая карта – семерка – снова приносит ему удачу.

Герман в крайнем возбуждении бросает окружающим вызов - сыграть с ним еще раз. Вызов Германа принимает Елецкий. Третья карта Германа оказывается не тузом, а пиковой дамой. Карта бита. Герману мерещится призрак графини. Он сходит с ума и стреляется.