Кто посещает салон анны павловны шерер. Образ и характеристика анны павловны шерер в романе война и мир толстого сочинение. Метод «Снежный ком»

Урок литературы в 10 классе

Анализ эпизода

«В салоне

Анны Павловны Шерер»

(по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Карпенко Н.А.

Вечер Анны Павловны был пущен.
Веретена с разных сторон равномерно и не
умолкая шумели.

Л. Толстой

Приличьем стянутые маски…

М. Лермонтов

Цель: Определить отношение автора романа к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает.

Задачи:

  1. Вспомнить элементы сюжета и их роль в произведении.
  2. Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.
  3. Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.
  4. Учить работать с художественной деталью, посредством которой автор характеризует своего героя.
  5. Уяснить суть метода «срывания всех и всяческих масок».
  6. Определить художественные приемы, с помощью которых Толстой выражает свое отрицательное отношение к героям.

Ход урока.

  1. Элементы сюжета. Завязка романа.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с романом-эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир» и побываем в самом знаменитом петербургском салоне 1805 года, где собиралось великосветское общество, - салоне Анны Павловны Шерер.

Наша ЦЕЛЬ : определить отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает.

Задачи:

  1. Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах;
  2. Определить значение французской и русской речи в романе;
  3. Поговорим о посетителях салона и постараемся уяснить суть метода «срывания всех и всяческих масок», который Л.Н.Толстой применяет в своем романе-эпопее;
  4. Выясним, с помощью каких художественных приемов Л.Н.Толстой выражает свое отношение к героям.

Но сначала давайте вспомним, почему это произведение относится к такому эпическому жанру, как роман-эпопея. Какие жанры эпоса вы знаете? Чем они отличаются?

Как обычно строится произведение? Какие элементы сюжета обязательно есть в художественном произведении?

С какого эпизода начинается роман-эпопея «Война и мир»? (С описания салона А.П.Шерер).

К какому элементу сюжета можно отнести этот эпизод?

Как вы думаете, какое значение имеет завязка для произведения? Вспомните примеры завязок в других произведениях? («Бесприданница» - приезд Паратова)

Почему именно этот эпизод считается завязкой всего романа?

Запись в тетради:

На вечере у А.П.Шерер, завязываются все нити романа. Разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи, потому что именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений с Францией, отсюда завязывается и основа сюжета романа – конфликт с Наполеоном. Здесь, в салоне, зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всем мире.

Что представляет собой салон?

Кому принадлежит салон, с описания которого начинается роман-эпопея «Война и мир»? Напомните, пожалуйста, кто такая – Анна Павловна Шерер?

(Фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны).

Кто такая фрейлина?

Давайте вспомним, кто в 1805 г. в России был императором? Кто такая Мария Федоровна?

Значит, в салоне фрейлины императрицы собиралась вся петербургская знать.

Итак, салон уж начался!

  1. Анализ эпизода.

Анна Павловна Шерер.

Напомните мне, кто является хозяйкой салона?

Откуда гости узнали о вечере? Как ведет себя Анна Павловна на своем званом вечере?

В чем заключается смысл её жизни? Смысл её жизни заключается в содержании своего салона. Она обладает всеми качествами, чтобы быть успешной светской дамой.

Василий Курагин .

Кто был первым гостем?

Кто же такой В.Курагин, какой пост он занимает? ()

Как он одет?

Каким тоном говорит Василий Курагин с Анной Павловной? Какова его речь?

Как встречает его Анна Павловна? Почему она в самом начале их разговора упоминает о том, что Генуя и Лукка – поместья фамилии Бонапарте?

Кого Анна Павловна называет Антихристом? Почему?

Почему именно сейчас, в июле 1805 года, речь зашла о войне с Наполеоном?

Какую роль отводит Анна Павловна России в этой войне?

Как она относится к императору?

Чего больше всего боятся великосветские вельможи? (революции)

Кто такой Новосильцев? Какова его заслуга?

Какова же настоящая цель приезда Василия Курагина? (Определить Ипполита первым секретарем в Вену)

Когда Василий заговорил об истинных намерениях? (После того, как А.П. закончила свою пламенную речь об императоре и начала рассказывать о приглашенных на вечер.)

О чем это говорит? (О том, что князя Василия абсолютно не интересует судьба России и тем более гости Анны Павловны. Его интересует только судьба его детей, т.к. от этого зависит и его материальное положение).

Как отзывается отец о своих детях?

На ком предлагает Анна Павловна женить Анатоля?

Как отреагировал Василий Курагин на ее предложение?

Как Анна Павловна хочет провернуть это дельце? (Поговорить об этом с Лизой Болконской)

Василий Курагин и Анна Павловна за спиной решают судьбы людей, забывая о чести и достоинстве.

Василий Курагин в погоне за выгодой готов на все. Цель – попытаться пристроить сыновей: Ипполита («спокойного дурака») в посольство в Вене и Анатоля («беспокойного дурака») женить на богатой невесте.)

Гости: Элен, Лиза, Ипполит, Мортемар (эмигрант из Франции из-за революции), аббат Морио (итальянец).

- Какой обряд должны были совершать все гости салона? (приветствования тетушки ). Зачем? Так было принято: жить не своим умом, а на старших глядя.

Лиза.

Описание Лизы.

Пьер.

Описание Пьера.

Как приняла его Анна Павловна?

Чем отличался Пьер от остальных гостей салона?

Как Пьер ведет себя в салоне?

Какое определение Пьеру дает Анна Павловна (человек, не умеющий жить).

Как ведет себя во время вечера Анна Павловна?

Элен.

Описание Элен.

Андрей Болконский.

Описание князя Андрея.

Почему ему было скучно в этом обществе?

Как общество относится к князю? (Он на равных правах, его уважают и боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Но они для него чужие.)

Почему спустя полтора года после свадьбы Андрею надоела жена?

Кому в этом салоне был рад Андрей? Почему?

У кого живет Пьер в Петербурге? Почему? Зачем князю Василию нужен Пьер? (Чтобы умирающий отец Пьера граф Кирилл Владимирович Безухов оставил Курагину часть наследства в честь заботы о внебрачном сыне).

Анна Михайловна Друбецкая.

Кто такая А.М. Друбецкая? Женщина из знатного дворянского, но разорившегося рода. Под началом её отца когда-то делал при дворе первые шаги князь Василий Курагин.

Зачем на этот вечер приехала А.М. Друбецкая?

Как она себя ведет? (Сидит рядом с никому неизвестной тетушкой и выжидает удобного случая, чтобы поговорить с Василием Курагиным о переводе её сына Бориса в гвардию, а затем – в адъютанты к Кутузову.)

Кто в салоне защищает Наполеона, высказывая собственное мнение?

С кем он спорит?

Кто на него нападает? (Мортемар, Анна Павловна, Лиза, Ипполит)

Когда все набросились на Пьера, кто выручил его?

Как уходит Пьер?

3. Значение французской речи в романе.

– С какой целью Толстой вводит в роман французский язык? (Почему в русском романе так много французского текста?) (Это подчёркивает незнание героями родного языка.

Французский язык есть средство характеристики знати с её антинациональной ориентацией. Простым использованием то русского, то французского языка Толстой проявляет своё отношение к описываемому. Слова Пьера, хотя он, несомненно, великолепно владеет французским языком и более привык к нему за границей, Толстой приводит только по-русски. Реплики князя Андрея тоже приведены, в основном, по-русски, за исключением двух случаев: князь Андрей, войдя в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует речь Наполеона.

Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский язык, позднее, немецкий язык.)

Светские вечера, сплетни, богатство, балы – это все, чем живет великосветская знать Петербурга. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь – фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре. Почти каждый скрывается под маской, которую хотят видеть на нём окружающие, каждый делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речи, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни – быть богатыми и знаменитыми. Во всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа.

  1. Приемы, которые использует Толстой для изображения панорамы жизни светского общества:
  1. Приём сопоставления.
  2. Прием противопоставления.

2. «Срывание всех и всяческих масок».

Домашнее задание:

  1. Прочитать 7-17 главы.
  2. Анализ эпизода «Именины Наташи Ростовой».

Тема: «Встреча в салоне Анны Павловны Шерер» (по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Цель: познакомить учащихся с принципами изображения Л.Н. Толстым великосветского общества.

- образовательные: 1) познакомить учащихся с приемами изображения Л.Н.Толстым великосветского общества; 2) определить роль эпизода «В салоне А.П.Шерер» в композиции романа.

- развивающие: 1) развивать умение сравнивать, сопоставлять сходные эпизоды различных литературных произведений; 2) развивать творческие способности учащихся; 3) способствовать формированию информационной культуры школьников.

- воспитательные: 1) воспитывать отрицательное отношение детей к лицемерию, нечестности; 2) продолжать формирование навыков работы в группе, воспитывать уважительное отношение к мнению других людей.

Оборудование: к первым главам романа иллюстрации, стол, покрытый скатертью. Видеозапись начала романа на французском языке. Запись, пока скрытая от учащихся: Метод “срывания всех и всяческих масок”. Презентация.

Тип урока: Урок – диалог с элементами исследования.

ХОД УРОКА:

Вечер Анны Павловны был пущен.
Веретена с разных сторон равномерно и не
умолкая шумели.

Л. Толстой

Приличьем стянутые маски…

М. Лермонтов

Ход урока

    Организационный момент.

    Мотивация учебной деятельности

Аудиозапись. Звучит музыка (полонез)

Ребята, во время прослушивания аудиозаписи, что вы представляли?

Ответы: Эта музыка часто звучала на балах 19 века. Бал полонезом начинался.

Слово учителя.

Объявляются цель и задачи урока, записываются тема, эпиграф и план.

Озвучить цели и задачи урока:

Кто такая Анна Шерер? Почему светское общество собиралось у нее?

Кто собирался в салоне? С какой целью?

Как они себя вели?

Итог: Почему Л.Н.Толстой начинает роман с вечера в салоне А.Шерер?

III . Работа над темой урока.

«Салон уж начался!» (На стол, покрытый скатертью, ставится подсвечник, зажигаются свечи).

«Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме

(Б.Пастернак)

Слово учителя

Давайте посмотрим, кто же слетался на свет свечи в салоне Анны Павловны Шерер.

Фрагмент фильма

1. Метод «Снежный ком»

Вопросы: Кто такая Анна Шерер? Как ее нам представил в романе Л.Н.Толстой? (строки из произведения)

Ответ: фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны.

2. Работа в парах

Заполнение таблицы

Статус

Цель посещения

Поведение

Аня и Асан – князь Василий и Элен

Ксения и Гулиза – княгиня Друбецкая

Мустафа и Гузель – Андрей Болконский и Лиза Болконская

Влад и Ваня – Пьер Безухов

Важный и чиновный князь Василий имеет влияние при дворе, о чем говорят его “звезды”. Он приехал узнать, решен ли вопрос о назначении барона Функе первым секретарем в Вену, так как хлопотал об этом месте для своего сына Ипполита. В салоне Анны Павловны у него появляется еще одна цель – женить другого сына Анатоля на богатой невесте княжне Марье Болконской.

Элен – красавица. Ее красота ослепляет (блестящее ожерелье). Дочь князя Василия не произнесла в салоне ни слова, только улыбалась и повторяла выражение лица Анны Павловны. Она училась правильно реагировать на рассказ виконта. Элен заехала за отцом, чтобы отправиться на бал к английскому посланнику.

Говорит не к месту, но настолько самоуверенно, что никто не может понять, умно или глупо сказанное.

Княгиня Болконская чувствует себя в салоне, как дома, поэтому привезла ридикюль с работой. Она приехала повидать друзей. Говорит капризно-игривым тоном.

Князь Андрей имеет “два лица” (то гримасу, то неожиданно добрую и приятную улыбку), “два голоса” (говорит то неприятно, то ласково и нежно), поэтому его образ связан с маской. Он приехал за женой. Цели нет: скучающий, как у Онегина, взгляд. Князю Андрею здесь все надоело. Он решил идти на войну и позднее скажет Пьеру: “Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!”

Княгиня Друбецкая, знатная, но обедневшая. Она приехала выхлопотать место для сына Бориса. У нее “исплаканное лицо”. Когда обращается к князю Василию, то старается улыбаться, “тогда как в ее глазах были слезы”, поэтому - платок.

Пьер – новичок в салоне Анны Павловны, да и вообще в салоне. Он много лет провел за границей, поэтому все ему интересно. Он смотрит на мир наивно восторженно, поэтому - очки. Сюда молодой человек приехал в надежде услышать что-нибудь умное. Говорит он оживленно и естественно.

Вывод:

Беседа.

Мы слышим героев, причем говорят они по-французски.

Вас не смущает, что идет война с Наполеоном, а в Петербурге высшая знать говорит по-французски?

Здесь разделяют Францию и Наполеона.

Зачем Л. Толстой вводит французскую речь?

Так было принято. Знание французского языка было обязательным для дворянина.

Итак, перед нами образованные люди. Можно предположить, что на французском языке мы услышим философские мысли о жизни, остроумные замечания, интересные беседы…

Что ж, образование, знание иностранных языков не всегда признак интеллигентности, порядочности, внутренней культуры. Может быть, Л. Толстой вводит французскую речь, чтобы показать, что за внешним лоском некоторых героев скрыта внутренняя пустота.

Портреты героев.

Вы никогда не были в салоне? Л.Н. Толстой приглашает нас. Попытаемся узнать героев.

Опрос-викторина “Чье это лицо?”

“Она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой.., с которою она вошла в гостиную”.

“Лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость”.

(Ипполит)

“С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся…”

(князь Андрей)

“…светлое выражение плоского лица”.

(князь Василий)

“Сдержанная улыбка, постоянно игравшая на лице…”

(Анна Павловна)

Перед нами лица или маски? Докажите.

Перед нами маски, так как в течение вечера их выражение не меняется. Л. Толстой передает это с помощью эпитетов “неизменяющаяся”, “неизменно”, “постоянно”.

V . Рефлексия

Пьер ждет от салона чего-нибудь выдающегося, князю Андрею все это уже давно не нравится. А как относится к салону Анны Павловны Л. Толстой? Почему за тетушку был стул?

Тетушка только… место. Она никому не интересна. Каждый гость повторяет перед ней одни и те же слова.

Почему Пьеру был отвешен небрежный поклон?

В салоне своя иерархия. Пьер незаконнорожденный.

Почему княгиня Друбецкая сидит рядом с никому не нужной тетушкой?

Она просительница. Ей оказана милость. Люди в светском обществе ценятся по богатству и знатности, а не по личным достоинствам и недостаткам.

Почему употребляется редкое словечко “грипп” и присутствуют редкие гости?

Салон претендует на оригинальность, но все это – лишь внешний лоск, как и французская речь, а за ней – пустота.

Обсуждение и запись “ метода срывания всех и всяческих масок”.

Мы почти не видим искренних, живых людей, поэтому на красивом столе с красивым подсвечником сегодня у нас с вами лежат вещи. Писатель говорит об отсутствии духовности у большинства гостей и у самой хозяйки.

А почему рядом с этими вещами нет пенсне Пьера?

Он чужой в салоне.

Значение действия в салоне для дальнейшего развития сюжета.

Здесь Пьер увидел Элен, которая впоследствии станет его женой.

Анатоля Курагина решают женить на Марье Болконской.

Князь Андрей готовится идти на войну.

Чем-то разрешатся не очень теплые отношения князя Андрея с женой.

Князь Василий решается пристроить Бориса Друбецкого.

VI. Итог урока

Молодцы, ребята! Сегодня вы замечательно поработали на уроке. Давайте еще раз, согласно плана, вспомним, что нового узнали на уроке.

(1.Чрезмерное употребление французской речи есть отрицательная характеристика высшего общества. Как правило, Толстой употребляет французский язык там, где фальшь, неестественность, отсутствие патриотизма.

2. Для разоблачения фальши высшего общества Толстой использует метод «срывания всех и всяческих масок».

3. Отрицательное отношение к салону Шерер и его гостям выражается через использование таких приемов, как сравнение, антитеза, оценочные эпитеты и метафоры.)

Мы достигли цели, поставленной в начале урока?

Запишите домашнее задание.

VI . Домашнее задание: Прочитать т.1, ч.1, гл. 6 - 17.Проанализировать эпизод «Именины Наташи Ростовой».

“Приличьем стянутые маски” - вспоминаются слова М.Лермонтова, когда мы читаем страницы романа Л. Толстого, повествующие о салоне Шерер.

Яркие свечи, прекрасные дамы, блестящие кавалеры – так, казалось бы, говорят о светском вечере, но писатель создает совсем иные образы: прядильная машина, сервированный стол. Почти каждый из присутствующих скрывается за той маской, какую хотят видеть на нем окружающие, произносит фразы, каким “ и не желает, чтобы верили”. На наших глазах разыгрывается старая пьеса, а ведущие актеры – хозяйка и важный князь Василий. Но именно здесь читатель знакомится со многими героями произведения.

“Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели”, - пишет Л. Толстой о людях. Нет, о марионетках! Элен – самая красивая и послушная из них (выражение ее лица отражает, как зеркало, эмоции Анны Павловны). Девушка не произносит за весь вечер ни одной фразы, а только поправляет ожерелье. Эпитет “неизменяющаяся” (об улыбке) и художественная деталь (холодные бриллианты) показывают, что за ошеломляющею красотой – пу-сто-та! Сияние Элен не согревает, а ослепляет.

Из всех женщин, представленных автором в салоне фрейлины, наиболее симпатична жена князя Андрея, ожидающая ребенка. Она вызывает уважение, когда отстраняется от Ипполита… Но и к Лизе приросла маска: с мужем дома она говорит тем же капризно-игривым тоном, что и с гостями Шерер.

Болконский – чужой человек среди приглашенных. Создается впечатление, что, когда он, щурясь, оглядел все общество, то увидел не лица, а проник в сердца и мысли – “зажмурился и отвернулся”.

Только одному человеку улыбнулся князь Андрей. И того же гостя Анна Павловна встретила поклоном, “ относящимся к людям самой низшей иерархии”. Незаконнорожденный сын екатерининского вельможи представляется этаким русским медведем, которого надо “образовать”, то есть лишить искреннего интереса к жизни. Писатель симпатизирует Пьеру, сравнивая его с ребенком, у которого разбегались глаза, как в игрушечной лавке. Естественность Безухова пугает Шерер, она вызывает у нас улыбку, а незащищенность – желание вступиться. Так и делает князь Андрей, говоря: “Как вы хотите, чтобы он всем отвечал вдруг?” Болконский знает, что никого в салоне не интересует мнение Пьера, люди здесь самодовольны и неизменны…

Л. Толстой, как и его любимые герои, относится к ним отрицательно. Срывая маски, автор использует метод сопоставления и контраста. Князь Василий сравнивается с актером, его манера говорить – с заведенными часами. Метафора “сервировала своим гостям сначала виконта, затем аббата” вызывает неприятное чувство, которое усиливается при упоминании куска говядины. “Снижая образы”, писатель говорит о преобладании физиологических потребностей над духовными, когда должно быть наоборот.

“Улыбка у него была не такая, как у других людей, сливающаяся с неулыбкой” - и мы понимаем, что герои в салоне разделены по принципу антитезы и что автор на стороне тех, кто ведет себя естественно.

Данный эпизод играет важную роль в романе: здесь завязываются основные сюжетные линии. Князь Василий решил женить Анатоля на Марье Болконской и пристроить Бориса Друбецкого; Пьер увидел свою будущую жену Элен; князь Андрей собирается идти на войну.


Салон Анны Павловны Шерер и его гости и получил лучший ответ

Ответ от Карина Порфирьева[гуру]
Действие романа Л. Н. Толстого «Война и мир» на­чинается в июле 1805 года в салоне Анны Павловны Шерер. Эта сцена знакомит нас с представителями придворной аристократии: княгиней Елизаветой Болконской, князем Василием Курагиным, его деть­ми - бездушной красавицей Элен, любимцем жен­щин, «беспокойным дураком» Анатолем и «спокой­ным дураком» Ипполитом, хозяйкой вечера - Анной Павловной. В изображении многих героев, присутст­вующих на этом вечере, автор использует прием «сры­вания всех и всяческих масок» . Автор показывает, насколько все фальшиво в этих героях, неискренне - в этом и проявляется отрицательное к ним отноше­ние. Все, что делают или говорят в свете, - не от чис­того сердца, а продиктовано необходимостью соблю­дать приличия. Например, Анна Павловна, «несмот­ря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов.
Быть энтузиасткой сделалось ее общественным по­ложением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, играв­шая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избало­ванных детей, постоянное сознание своего милого не­достатка, от которого она не хочет, не может и не на­ходит нужным исправляться» .
Л. Н. Толстой отрицает нормы жизни высшего све­та. За его внешней благопристойностью, светским тактом, изяществом скрываются пустота, эгоизм, ко­рыстолюбие. Например, в фразе князя Василия: «Прежде всего, скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня» , - из-за тона участия и при­личия сквозит равнодушие и даже насмешка.
При описании приема автор использует детали, оценочные эпитеты, сравнения в описании героев, го­ворящие о фальши этого общества. Например, лицо хозяйки вечера каждый раз, когда она упоминала об императрице в разговоре, принимало «глубокое и ис­креннее выражение преданности и уважения, соеди­ненное с грустью» . Князь Василий, говоря о родных детях, улыбается «более неестественно и одушевлен­но, чем обыкновенно, и при этом особенно резко выка­зывая в сложившихся около его рта морщинах что-то неожиданно-грубое и неприятное» . «Все гости совер­шали обряд приветствования никому не известной, никому не интересной и не нужной тетушки» . Княж­на Элен, «когда рассказ производил впечатление, ог­лядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины, и потом опять успокоивалась в сияющей улыбке» .
ссылка

Ответ от Аноним [гуру]
Действие начинается с приема у приближённой императрицы Анны Павловны Шерер, где мы видим весь высший свет Петербурга. Этот прием является своего рода экспозицией: здесь мы знакомимся со многими наиболее важными героями романа. С другой стороны, прием является средством характеристики «высшего общества» , сопоставимого с «фамусовским обществом» (А. С. Грибоедов «Горе от ума») , безнравственного и лживого. Все приехавшие ищут выгоду для себя в полезных знакомствах, которые они могут завести у Шерер. Так, князя Василия волнует судьба своих детей, которым он старается устроить выгодный брак, а Друбецкая приезжает ради того, чтобы уговорить князя Василия похлопотать за её сына. Показательной чертой является ритуал приветствования никому неизвестной и никому ненужной тётушки (фр. ma tante). Никто из гостей не знает, кто она такая, и не хочет с ней разговаривать, но нарушить неписанные законы светского общества они не могут. На пёстром фоне гостей Анны Шерер выделяются два персонажа: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Они противопоставлены высшему свету, как Чацкий противопоставлен «фамусовскому обществу». Большинство разговоров на этом балу посвящено политике и грядущей войне с Наполеоном, которого называют «корсиканским чудовищем». Несмотря на это, большинство диалогов гостями ведется на французском.

Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого начинается со сцены «Салон А. П. Шерер». Именно в этом эпизоде происходит наше знакомство с большинством главных героев произведения. Здесь и зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всем мире.

Всех своих героев Толстой разделяет на любимых и нелюбимых. Автор открыто показывает свое отношение к ним.

Попадая в салон, мы окунаемся в самый центр всех событий и в жизнь героев. Сцена в салоне Шерер рисует нам все дворянское общество, высший свет. Описывая героев, Толстой использует приём антитезы. Рассмотрим это на конкретных примерах.

Хозяйка салона – Анна Павловна Шерер. Смысл её жизни заключается в содержании своего салона. Она обладает всеми качествами, чтобы быть успешной светской дамой. Анна Павловна имеет свой шаблон, по которому она действует. Дама обладает чувством юмора, умом, она преподносит новые «лица» своим гостям, чтобы сделать интереснее свой вечер: «в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала Виконта, потом Аббата, как что-то сверхъестественно утонченное». Весь вечер в салоне Шерер Толстой сравнивает с прядильной машиной. Она, как и все остальные, играет свою роль: «Быть энтузиасткой сделалось её общественным положением».

Еще одна дама – Элен Курагина. Она очень хороша собой, что заменяет ей внутреннюю красоту, которая у неё совершенно отсутствует. В портрете Толстой выделяет одну запоминающуюся деталь и часто указывает на неё при описании данного персонажа. Для Элен это её мраморные плечи и улыбка, которая никогда не изменяется. Даже при описании её одежды все указывает на её холодность и похожесть на статую.

Что касается мужских образов, то вся семья Курагиных тоже увлечена своей игрой. Князь Василий втягивает в это своих детей. Он пришел сюда по личным интересам. Главное для него – богатство. В его планах получить наследство от умирающего князя Безухова. Его сын – Ипполит. Он всегда ведет себя неестественно, сначала говорит, а потом думает. Из-за его маски все считают, что он умен, раз говорит столь самоуверенно.

Есть еще один герой, который тоже не совсем вписывается в обстановку. Это Андрей Болконский. Возможно, молодой князь когда-то увлекался подобными вечерами, но по его поведению мы видим, что все это ему надоело, он разочарован в свете. Даже его жена подчинена законам высшего общества и не может жить в другой среде. Здесь она также играет свою роль, подыгрывая Анне Павловне. Маленькая княгиня умела очаровать всех своими недостатками. Все, что она делала, радовало её: «будто всё, что она ни делала, было увеселением для неё и для всех её окружающих». Даже дома с мужем Лиза продолжала играть эту роль.

Светские вечера, сплетни, богатство, балы – это все чем они живут. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь – фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре. Почти каждый скрывается под маской, которую хотят видеть на нём окружающие и делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речь, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни – быть богатым и знаменитым. Во всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа. Данный эпизод играет большую роль во всем произведении, ведь именно отсюда начинают завязываться сюжетные линии и намечаются основные проблемы произведения.

Одним из второстепенных персонажей произведения является Анна Павловна Шерер, представленная писателем в образе владелицы модного в великосветских кругах петербуржского салона.

Анна Павловна описывается в романе в виде приближенной к императорскому двору фрейлины, женщины в возрасте сорока лет, отличающейся хорошим образованием и владеющей в совершенстве знанием французского языка. Несмотря на это, Анна Шерер не имеет блестящего ума и склонна, как и все придворные дамы, к интригам и разного рода сплетням, однако в какой-то мере ловка, мила, отличается поверхностной логикой и светским чувством юмора.

Салон Шерер является одним из самых посещаемых в столице заведений, в котором принято обсуждение политических новостей в стране, а также различных интересных событий светского общества. Благодаря природной тактичности и гостеприимству Анны Павловны, гости салона уважают милую хозяйку и стремятся почаще посещать ее заведение.

Шерер характеризуется писателем как циничная, лицемерная женщина, не имеющая своих собственных взглядов и следующая лишь дани сиюминутной моды. Посетителей своего салона Анна Павловна рассматривает в качестве очередного интересного «блюда», демонстрируя поверхностные, наигранные чувства и отсутствие живой искренней естественной беседы. Создав в глазах окружающих представление о себе как истинной патриотке отчизны, Шерер ловко и с большим энтузиазмом манипулирует гостями своего салона.

В период боевых сражений на Бородинском поле в салоне Шерер ведутся псевдопатриотические беседы, участие в которых принимают главные сплетники столицы. Анна Павловна на правах хозяйки салона маскирует грязные новости под маской приличных слов, пытаясь выглядеть идеалом тактичного и хорошего воспитания, демонстрируя показную верность и преданность стране и императору. Участвуя в салонных разговорах, Шерер отличается светским трепом, лицемерными словами о любви к родной земле, высказанными с использованием изящного французского языка, что явно свидетельствует о том, что в случае победы французской армии и захвата Москвы, в салоне Анны Павловны Шерер не предвидится никаких изменений, кроме тематики бесед, настроенных уже на совсем иной лад.

Используя образ Анны Павловны Шерер в романе-эпопее, среди других многочисленных героев произведения, писатель на примере великосветской львицы изображает нравственное лицо истинных представителей аристократической знати периода начала девятнадцатого века.

Вариант 2

В произведении “Война и мир” Лев Николаевич Толстой создал замечательный самобытный мир персонажей, каждый из которых является олицетворением чего-то из нашей жизни, и Анна Павловна Шерер не стала исключением.

Анна Павловна является женщиной в возрасте, которая обожает проводить аристократические приёмы и знакомиться с новыми людьми. Она часто проводит время в знатной компании, дабы нажить себе хорошие связи, которые в будущем, возможно, помогут ей в том или ином деле. В общем и целом, в её образе явно проглядываются нотки аристократичной личности старого типа, который известен тем, что для людей этого типа нет ничего важнее того, что о них думают люди, в каком они предстают свете.

Анна Павловна именно из такого разряда людей. На своих вечерах она часто обсуждает с гостями темы от самых примитивных, до возвышенных, хотя абсолютно в них ничего не понимает, что заставляет задуматься о лицемерной стороне её личности. Также можно видеть, как сначала одному человеку она говорит одно, а затем следующему говорит что-то совершенно противоположное по смыслу сказанному ранее. Она привыкла обманывать людей для своих личных эгоистичных целей, достигая их всеми возможными способами.

Я считаю, что из неё Лев Николаевич Толстой сделал как бы олицетворение проявления аристократии девятнадцатого века. В ней он раскрыл все те греховные вещи, губящие человека и его личность в целом. Это явно проглядывается, как и в образе персонажа, так и во всём произведении в целом. Толстой явно делал упор именно на этом.

Также в её образе автор раскрыл иные темы, которые касаются нашей простой человеческой бытовой жизни. Такие темы как патриотизм, смысл жизни, тема любви и преданности, все эти темы нашли своё место в образе Анны Павловны Шерер. Та же тема патриотизма раскрывается в ней совсем с иной стороны. Хоть она и произносит пламенные речи, прославляющие государя на своих приёмах, всё это является прикрытым лицемерием, так как на самом деле она в корне не согласна с ним и его принципами и действиями. Тема любви раскрывается в ней, как совсем её не волнующая, так как она привыкла быть одна. А тема смысла жизни раскрывается на протяжении всего произведения. Для неё смыслом является строительство своей собственной жизни, которую она хочет сделать наиболее простой и лёгкой для себя.

Сочинение про Анну Павловну Шерер

В романе Л.Н. Толстого переплетаются нити и судьбы людей самых разных характеров, нравов, социальных статусов. Но все герои требуют более пристального взгляда и детального анализа для наиболее полной картины всего произведения.

В данном сочинении пойдет речь об одной из второстепенных героинь романа – Анны Павловны Шерер. Ее имя попадает нам на глаза уже с первых страниц романа. Анна Павловна является хозяйкой светского салона. Далеко не все люди могли посетить ее салон. Помимо этого, женщина была приближенной императрицы Марии Федоровны. Изначально читателю кажется, что Анна Павловна искренне и неподдельно испытывает эмоции, создается впечатление, что она самая преданная фрейлина императрицы. Ее речи исполнены патриотизмом, верой в справедливость и восхищением.

Но впоследствии оказывается, что это просто хорошо созданный образ. Для нее очень важным было существование, его деятельность действительно приносила ей большое удовольствие. Да и она сама очень неплохо вписывалась в роль его хозяйки. Она обладала чувством такта, чувством юмора, свойственным высшим слоям, живым умом и другими необходимыми качествами.

О противоречивости ее характера говорит ее поведение в тот момент, когда Пьер Безухов пришел в салон и стал с неподдельным интересом интересоваться происходящими событиями, что очень насторожило женщины. Лишь в тот момент, когда Пьер покинул салон, она вздохнула с облегчением.

Также в романе Толстого Анна Павловна появляется в день начала Бородинского сражения. Шерер с упоением рассказывала гостям о последних сплетнях.

Анна Павловна Шерер довольно лицемерная и неискренняя женщина, она не имеет собственных точек зрения, авторитетов, все это определяется лишь тем, кто разговаривает в данную секунду с ней, что хочет услышать, непосредственно, собеседник. Каждого своего гостя она обсуждает с другими гостями, все ее пламенные речи о любви к родине, о патриотизме лживы. Об этом свидетельствует хотя бы то, что в период, когда угрозы для России почти что не было и в конце Бородинского сражения она говорит все те же неизменные патриотические речи.

Л. Н. Толстой рисует русскую аристократию в лице Анны Павловны. Основная роль в победе над французами принадлежит простому народу. Благодаря его неподдельному интересу к судьбе народа, Россия смогла выстоять и одержать победу над французами.

Образец 4

В своём произведении Толстой пишет о множестве тем, которые, так или иначе, нашли отражение в нашей жизни. Без сомнения, такое большое произведение, так или иначе, может трактоваться по-разному, переходя от человека к человеку, но одно понятно точно – произведение носит в себя больше смысла и глубины, чем может показаться на первый взгляд. В нём присутствует огромное количество персонажей, которые тем или иным образом выявляют какую либо проблему, чаще всего проблему того времени, о котором написано в произведении. Одним из таких персонажей и их образов является персонаж Анна Шерер.

Из произведения мы узнаём, что Анна Шерер является одной из приближённых императрицы, которая в свою очередь хорошо к ней относится. Это понятно, ведь Анна Шерер довольно хитрая интриганка, целью жизни которой является лишь достижение собственных эгоистичных целей, способы достижения которой не важны. Характером Шерер двулична, и, как правило, она меняет свой характер от случая к случаю, тем самым втираясь в доверие к любому человеку, которого она посчитает нужным для своих целей. Так как она чаще ценит положение человека в обществе, и его материальную составляющую, то она чаще всего отдаёт предпочтение использованию своего доброго лживого характера, что и позволяет ей легко втираться в доверие. Для людей же, которые не соответствуют её, без сомнения, завышенным требованиям, он относится холодно, даже слегка презрительно, чем и отторгает ненужных ей людей, делая это, кстати говоря, в весьма грубой форме.

В произведении Анна Шерер скорее играет персонажа, который олицетворяет собой всю продажность, алчность, и отсутствие совести в обществе того времени. Она как бы является собирательным образом аристократии того времени. Таким образом, автор доносит до своего читателя мысль, о том что необходимо пресекать вредное воздействие такого типа людей в своей жизни, на подпуская их слишком близко к своему личному пространству, ведь они в любой момент могут предать вас, и в дальнейшем использовать для личных целей. Анна Шерер является прекраснейшим тому примером, ведь как мы видим из произведения, эта женщина не поступится даже самыми изощрёнными и отвратительными способами, дабы добиться своего, и неважно, что для того необходимо сделать. Пусть даже предать даже самого хорошего, и приятного ей человека, ведь у таких людей, зачастую, нет чувства привязанности к кому либо, что и видно в произведении.