Лермонтова «Герой нашего времени» и её роль в раскрытии личности Печорина (Школьные сочинения). Композиция романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и её роль в раскрытии личности Печорина (Школьные сочинения) I. Вступительное слово учителя

(372 слова) Композиция произведения играет огромную роль в литературном творчестве. Расположение глав способно создать интригу или более доходчиво донести идею автора. Самый яркий пример необычной композиции мы можем наблюдать в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

В первый раз мы слышим о главном герое произведения от простого, доброго, но неискушённого офицера Максима Максимыча. Образ, созданный старым воякой, поистине ужасающий. Перед читателем предстаёт бездушное чудовище, которое, повинуясь мимолётной прихоти, погубило цветущую девушку Бэлу, не испытывая при этом ни капли раскаяния. Престарелый военный не понимает Печорина и осуждает его. Последовавшая за разговором с Максимом Максимычем личная встреча ничуть не поднимает героя в глазах читателя. Усталый, сухой, крайне сдержанный Печорин не вызывает какой-либо симпатии. Но уже после смерти Григория Александровича автор рассказывает читателям эпизоды из его жизни ещё до встречи с Максимом Максимычем, и персонаж приобретает глубину и многоплановость. В главе «Тамань» Печорин, как и в случае с Бэлой, выступает разрушителем людского счастья. Вторгаясь в жизнь группы контрабандистов, он вынуждает их спасаться бегством, бросив своего сообщника-слепого мальчика, на произвол судьбы. В этой главе мы понимаем, что Григорий Александрович способен испытывать эмоции к окружающим людям: он искренне сожалеет, что разрушил жизнь людей, которые не сделали ему ничего плохого. Сам Печорин после этого случая видит в себе лишь слабого человека, ведомого судьбой, который, сам того не желая, доставляет окружающим сплошные неприятности. После этого следует глава «Княжна Мери». Именно в этой главе фигура героя предстаёт во всём своём трагизме. Страстная, искренняя натура Печорина всю жизнь пытается найти своё место в этом мире. Мучимый хандрой Григорий задумывает жестокий эксперимент, в результате которого разбивает сердце юной девушки. Вместе с этим Лермонтов показывает, что его герой окружён лицемерами и подлецами из дворянского сословия, вроде Грушницкого и его прихлебателей. Печорин отрицает мир показного блеска и лжи, но в тоже время не может ни создать, ни найти ему альтернативы, а потому обречён на вечные скитания и одиночество. В следующей главе под названием «Фаталист» Григорий уже в открытую называет себя частью потерянного поколения, усталого и обречённого. Но столкнувшись со смертью лицом к лицу, он приходит к убеждению, что человек — не безвольная кукла в руках рока, и может бороться с ним.

Композиция романа, созданная Лермонтовым, позволяет лучше понять Григория Александровича Печорина и, если не простить, то хотя бы понять этого человека, ставшего живым воплощением целой эпохи.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Разделы: Литература

М.Ю.Лермонтов

“Герой нашего времени” – первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе. Печорин как представитель “портрета поколения”.

Домашнее задание к уроку.

  1. Чтение романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.
  2. Анализ композиции произведения.

а) Кто рассказывает историю Печорина?

  • Степень знакомства рассказчика с героем.
  • Его социальный статус.
  • Интеллектуально-культурный уровень.
  • Нравственные качества.

б) Проанализируйте сюжет романа.

в) Восстановите хронологическую последовательность событий в романе (фабула).

3. Индивидуальное задание лингвистам.

а) Рефлексия – лексическое значение слова.

б) А.И.Герцен, В. Г. Белинский – историко-биографический комментарий.

Индивидуальное задание: рассказ о фабуле романа по В. Набокову.

Герой Нашего Времени…это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения.

М.Ю.Лермонтов.

Русское общество познакомилось с “длинной цепью повестей” М.Ю.Лермонтова под общим названием “Герой нашего времени” в 1839-1840 годах. С марта по февраль сочинение печаталось в журнале “Отечественные записки”. В 1840 г. “Герой нашего времени” вышел отдельной книгой.

Пришло время и нам познакомиться с этим произведением, составить собственное о нем представление, сформулировать (определить) собственное (личное) отношение к его героям.

Ответы учащихся.

Вы не одиноки в оценке произведения и его героя. Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе.

  • Николай I находил роман “отвратительным”, показывающим “большую испорченность автора”.
  • Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.
  • Раньше других с необычайной верностью оценил “Героя нашего времени” В.Г. Белинский, отметивший в нем “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.
  • А что же автор? Ко второму изданию “Героя нашего времени” М.Ю. Лермонтов пишет “Предисловие”, в котором настаивал на том, что “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Именно поэтому эти слова вынесены в качестве эпиграфа нашего урока.

– Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?

Говорит доктор филологических наук, профессор Панченко (Приложение 2).

Остановимся на этой теме более подробно. Чтобы говорить о веке М.Ю.Лермонтова, необходимо владеть определенной лексикой. Следите за моей мыслью, опираясь на слова, записанные на доске справа.

Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Николай I – укротитель революций, жандарм Европы, тюремщик декабристов и т.д., с точки зрения “коммунистической” историографии. А.С. Пушкин же, чьи отношения с императором были сложными и неоднозначными, отмечал несомненные достоинства и петровский масштаб его личности. “С величайшим уважением” отзывался о Николае I Ф.М. Достоевский, оказавшийся, как известно, по его воле на каторге. Противоречивые оценки личности. Дело в том, что Николай I отвергал всякую революцию как идею, как принцип, как метод преобразования действительности. Восстание декабристов – это не только благородные побуждения уничтожить “разные несправедливости и унижения”, но нарушение офицерской присяги, попытка насильственного изменения государственного строя, преступное кровопролитие. И как реакция – жесткий политический режим, установленный императором.

Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности. Может быть, и мы с вами пережили или переживаем такие времена, связанные с распадом Советского Союза… Но вернемся в 30-е годы ХIХ столетия.

Потребность освоить “ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую позицию – характернейшая черта эпохи 20-30 годов.

Практическое действие оказывалось невозможным в силу как объективных (жесткая политика самодержавия), так и субъективных причин: прежде чем действовать, необходимо было преодолеть идейный кризис, эпоху сомнения и скептицизма; четко определить во имя чего и как действовать. Именно поэтому в 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Делать это было чрезвычайно трудно. Торжествовало совсем другое. Всюду, насколько хватал глаз, медленно текла, по выражению Герцена, “глубокая и грязная река цивилизованной России, с ее аристократами, бюрократами, офицерами, жандармами, великими князьями и императором – бесформенная и безгласная масса низости, раболепства, жестокости и зависти, увлекающая и поглощающая все”.

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.

Проблема личности – центральная в романе: “История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. И это высказывание М.Ю. Лермонтова могло стать эпиграфом к нашему уроку.

Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

Понять – это и есть, собственно, цель нашего урока.

Обратимся к композиции сочинения.

I. – Кто рассказывает историю Печорина?

Ответы учащихся.

  • Максим Максимыч – штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своем веку. Добрый человек, но ограниченный. Провел немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в “странностях” своего аристократического сослуживца, человека слишком далекого от него социального круга.
  • Странствующий офицер (офицер-повествователь). Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально-культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нем может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максима Максимыча. Печорина “…видел…только раз…в жизни на большой дороге”. Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет свое мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным.
  • И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя- человека искреннего, “кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”; человека зрелого ума и нетщеславного.

II. – Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?

Ответы учащихся (запись на доске сюжета и фабулы произведения делается перед уроком двумя учащимися).

Можно ли это собрание повестей назвать романом? Почему у Пушкина “Повести Белкина”? Почему у Гоголя сборник повестей “Вечера на хуторе близ Диканьки”?

- Почему Лермонтов не торопится назвать свое детище романом , обозначая его очень по-разному: как “записки”, “сочинения”, “длинная цепь повестей”? Запомним этот вопрос.

III. – Восстановите хронологический порядок событий.

Ответы учащихся. Коррекция записи фабулы романа, сделанной перед уроком.

Хронология событий, положенных в основу произведения, по В. Набокову.

“Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;

“Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;

“Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;

“Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;

“Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.

Восстановим картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”. Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.

- Почему Лермонтов нарушает хронологию событий?

Вот три вопроса, требующие немедленного разрешения.

Ответы учащихся.

Выводы учителя (в зависимости от полноты ответов учащихся).

Все это правда, но не вся правда. Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман.

Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.

Сюжетом сочинения становится “история души человеческой”.

Лермонтов дает нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник.

Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим.

  • Добрый, но ограниченный Максим Максимыч.
  • Офицер-повествователь.
  • “Наблюдения ума зрелого над самим собою”.

В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”.

М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.

"Герой нашего времени", несомненно, стоит особняком в длинном ряду традиционных романов. При первом же взгляде на него читатель начинает сомневаться: действительно ли произведение относится к этому жанру? Эти сомнения нельзя разрешить однозначно. Лермонтов создавал свой роман по прочтении многих европейских романов (этот жанр был в то время в моде), так что форму и некоторые сюжетные моменты автор отчасти заимствовал у них. Так, для романов характерно наличие приключений, и в "Бэле" и "Фаталисте" они присутствуют в избытке, "Тамань" является авантюрной повестью, а "Княжна Мери" и вовсе состоит практически из одних интриг. Кроме того, "Герой нашего времени" насыщен неправдоподобными происшествиями. Нереальность их хотя бы в том, что все они случаются с одним человеком, причем на протяжении незначительного периода времени. Традиционным для романа является и присутствие любовной линии. Правда, в "Герое нашего времени" их три – отношения Печорина с Бэлой, княжной Мери и Верой. В этом заключается одно из отличий этого романа от европейских. Вообще все различия можно поделит на сюжетные (наличие нескольких любовных линий, отсутствие традиционных сюжетных элементов романа – завязки, развязки) и композиционные ("Герой нашего времени" состоит из глав - отдельных повестей, из них некоторые – "Княжна Мери", "Бэла" и даже "Тамань" – можно назвать, хотя и с небольшой натяжкой, самостоятельными романами).

Несмотря на внешнюю раздробленность, "Герой нашего времени" – единое, цельное произведение в отношении раскрытия личности главного героя. Начало I главы можно считать в некотором роде экспозицией: здесь происходит знакомство с Печориным, отсюда читатель выносит первое впечатление о герое, его характере, и впоследствии, опираясь на это, ему легче приблизиться к пониманию причин совершаемых Печориным поступков. Максим Максимыч, от лица которого ведется повествование в "Бэле", вкратце набросал портрет Печорина, откуда читатель узнает, что Григорий Александрович был человеком "с большими странностями". Но отличаться – не значит быть лучше. Наоборот, почти вся деятельность Печорина доказывает противоположное, по крайней мере, его сближение с кем бы то ни было оборачивалось трагедией для этого человека. Рассмотреть хотя бы то, как он обращался с женщинами, его любившими. Бэла интересовала его только по причине отличия ее от тех, с кем он привык общаться в свете. Вере, единственной из всех любившей его со всеми его недостатками (в то время как княжна Мери любила, вероятно, ту маску трагического героя, которую надевал для нее Печорин) и понимавшей свою любовь (в отличие от Бэлы – "дикарки", способной лишь осознать факт привязанности к Печорину), он не уделял поначалу должного внимания. К княжне Мери он вообще не испытывает никакого интереса, кроме азарта игрока. Печорин также нарушает жизнь "мирных контрабандистов", оставляет глубокую рану в душе доброго Максима Максимыча, его непосредственное участие стало причиной гибели Грушницкого. Но все его поступки можно оправдать, с точки зрения не гуманизма, но самого Печорина.

Как уже говорилось, в романе отсутствует развязка, он прост завершается некоторым событием, что вовсе не свидетельствует о незаконченности. Наоборот, событие, которое автор решил поставить в романе последним, выражает определенную идею: Лермонтов подводит ненужного, "лишнего" человека к героическому поступку, тем самым подчеркивая предназначение Печорина быть настоящим героем.

Глава "Фаталист" стоит в романе последней только вследствие композиционных особенностей. Если же проследить хронологический сюжет, то расстановка глав будет следующей: "Тамань", "Княжна Мери", "Бэла", "Фаталист", "Максим Максимыч". На их основании можно восстановить биографию Печорина в этот период. Офицер Григорий Александрович Печорин "по казенной необходимости" приезжает в Тамань; будучи военным, он участвует в боях вместе со своим товарищем Грушницким; видимо, из-за ранения Печорин оказался в Пятигорске для прохождения лечения и встречает Грушницкого; вследствие дуэли его ссылают в отдаленную кавказскую крепость, где он знакомится с Максимом Максимычем; после Печорин на две недели уезжает в казацкую станицу; по выходе в отставку он путешествует и, направляясь в Персию, случайно встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем; тот, обидевшись на Печорина за холодность, отдает хранившиеся у него дневники проезжему офицеру-литератору.

Казалось бы, зачем Лермонтову потребовалось нарушать хронологию романа? Сделав это, он сконцентрировал внимание читателя не на сюжете, который служит фоном, средством для раскрытия личности Печорина. "Неправильная", с точки зрения времени, расстановка глав вынуждает читателя обратить больше внимания на самого героя, не на происходящие события, а на степень участия Печорина в них.

Фактически повести расположены в таком порядке: "Бэла", "Максим Максимыч", журнал Печорина, снабженный предисловием издателя и состоящий из повестей "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист". Но уже из предисловия к журналу читатель узнает о смерти Печорина. Это еще больше привлекает внимание и интригует. Лермонтову интересен сам Печорин, и он всеми способами хочет максимально раскрыть его личность.

Для этой же цели Лермонтов меняет рассказчиков в романе. Их всего трое – посторонний наблюдатель, знакомый и непосредственно сам Печорин – и каждый по-своему характеризует героя. Впервые он предстает перед читателем в рассказе Максима Максимыча. Можно увидеть, что вследствие своей "странности", Печорин привлекает старого кавказца. Ему непонятны поступки молодого человека и недоступно его мышление, но как раз поэтому максим Максимыч любит и очень уважает его; этот Максим Максимыч – "восхищающийся". В другой главе он появляется в ином качестве – в качестве "обиженного". Тут он уже критикует Печорина, не разделяя его взгляды на память о прошлом, на дружбу. Отдав проезжему офицеру-литератору записки бывшего друга, он, думается, выказал высшую степень своей обиды и, как следствие, появившейся неприязни. Его восприятие Печорина слишком связано с личными чувствами, тогда как другой повествователь – тот самый офицер, к кому попали бумаги Печорина, – рассуждает более объективно, не пытаясь оправдать. Он опирается не на симпатию или антипатию к нему, а на то, что услышал, будучи на знакомым с ним лично, то есть составляя свое мнение лишь по фактам. Впоследствии, встретив Печорина, он проверил и дополнил свои выводы, которые можно было бы считать самыми верными, если бы не присутствие самых точных и полных объяснений деяний Печорина, данных им самим. В разговорах с Максимом Максимычем он делает откровенные признания, которых, правда, тот не понимает, считая из-за этого молодого человека очень умным. Даже рисуясь перед княжной Мери, он, тем не менее, говорит о себе правду, хотя и окрашенную трагически-романтическими красками.

Таким образом, характеристика Печорина очень объемна, т.к. весь роман направлен на создание наиболее достоверного его портрета. Можно заметить еще одну особенность романа: о главном герое говорят многие, в то время как его мнение о других героях практически отсутствует. В этом можно увидеть своеобразную иерархию героев: объем информации, данной о герое, уменьшается в зависимости от уменьшения "важности" этого персонажа в романе.

Итак, главное идеей ахронологии глав, смены лиц рассказывающих о жизни Печорина, нацеленности действий второстепенных персонажей на его характеристику является попытка изображения в максимальном объеме черт души героя, особенно отрицательных – пороков, ибо Печорин, по словам Лермонтова, "это портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии". Несмотря на их выделение, по прочтении произведения не остается крайне негативного впечатления, и в этом замысел Лермонтова: заканчивая роман достойным поступком Печорина, автор таким образом выразил свою веру в человека этого поколения, в лучшего его представителя, каким является Печорин.

Особенности композиции романа «Герой нашего времени» исходят из того обстоятельства, что роман М.Ю. Лермонтова стал передовым произведением своего времени: в нем автор использовал новый жанр психолого-ориентированного романа, новый образ главного героя и, соответственно, новое композиционное членение произведения.

Сам автор уже после публикации своего романа в законченном виде признавался, что ни одно слово, ни одна строчка в нем не возникли случайно, все написанное было подчинено одной главной цели – показать читателям их современника – человека с благородными и дурными наклонностями, который, повинуясь чувству себялюбия, смог реализовать в жизни только свои пороки, а его достоинства так и остались лишь благими желаниями.

Когда роман только вышел в свет у критиков и у простых читателей возникло множество вопросов, которые касались композиционного членения этого произведения. Постараемся рассмотреть основные из этих вопросов.

Зачем была нарушена хронология изложения эпизодов жизни главного героя?

Особенности композиции «Героя нашего времени» связаны с тем, что мы узнаем о жизни главного героя весьма непоследовательно. Первая часть романа повествует о том, как Печорин похитил у родного отца черкешенку Бэлу, сделал ее своей любовницей, а позже потерял интерес к этой девушке. Бэлу в результате трагической случайности убил влюбленный в нее черкес Казбич.

Во второй части под названием «Максим Максимович» читатели узнают, что со дня смерти Бэлы прошло уже несколько лет, Печорин решил отправиться в Персию и умер по дороге туда. Из дневника Печорина становятся известно о событиях, которые произошли с главным героем до знакомства с Бэлой: Печорин попал в забавное приключение с контрабандистами на Тамани и в городе Кисловодске познакомился с молодой княжной Мери Лиговской, которую, сам того не желая, влюбил в себя, а потом отказался разделить ее чувства. Там же произошла дуэль между Печориным и Грушницким, в результате которой последний был убит.

Роман «Герой нашего времени» заканчивается частью «Фаталист», повествующей о частном эпизоде из жизни Печорина.

Изучая сюжет и композицию «Героя нашего времени», литературоведы сходятся во мнении, что автор нарушил хронологическое изложение жизни главного героя, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть сумбурность жизни Печорина, его неумение подчинить свою судьбу одной главной идеи, с другой стороны, Лермонтов постарался раскрыть образ своего главного героя постепенно: сначала читатели увидели его со стороны глазами Максима Максимовича и рассказчика-офицера, а потом только познакомились с личным дневником Печорина, в котором он был предельно откровенен.

Как соотносятся сюжет и фабула в романе?

Новаторство Лермонтова-прозаика способствовало тому, что сюжет и фабула романа «Герой нашего времени» не совпадают друг с другом. Это приводит к тому, что читатель уделяет больше внимания не внешней канве событий из жизни главного героя, а его внутренним переживаниям. Литературоведы окрестили такой способ построения произведения «напряженной композицией», когда читатели видят героев романа в пиковые моменты их судьбы.

Поэтому композиция «Героя нашего времени» Лермонтова представляет собой уникальное явление в истории русской литературы: автор рассказывает о ключевых эпизодах из жизни своего героя, давая ему характеристику именно в моменты наивысших жизненных испытаний: это любовные переживания Печорина, его дуэль с Грушницким, его стычка с пьяным казаком, его опасное приключение с контрабандистами на Тамани.

Кроме того, Лермонтов прибегает к приему кольцевой композиции: впервые мы встречаем Печорина в крепости, в которой он служит с Максимом Максимовичем, последний раз мы видим героя в той же крепости, перед тем, как он уедет в Персию.

Как композиционное членение произведение помогает раскрыть образ главного героя?

По мнению большинства литературоведов, своеобразие композиционного решения романа помогает детально рассмотреть образ Печорина.
В первой части «Бела» личность Печорина показывается глазами его командира – доброго и честного Максима Максимовича. Автор развенчивает существующий в литературе того времени миф о прекрасной любви между дикаркой и молодым образованным дворянином. Печорин никак не соответствует образу молодого романтического героя, который создавался в произведениях современников писателя.

Во второй части «Максим Максимович» мы встречаем более детальное описание личности главного героя. Печорин описывается глазами рассказчика. Читатели получают представление о внешности героя и о его поведении. Романтический ореол вокруг Григория Александровича развевается окончательно.

В «Тамани» Лермонтов опровергает миф о романтической любви между девушкой, занимающейся контрабандисткой деятельностью, и молодым офицером. Молодая контрабандистка с романтическим именем Ундина ведет себя вовсе не возвышенно, она готова убить Печорина лишь за то, что тот оказался невольным свидетелем ее преступления. Печорин также характеризуется в этой части как человек авантюрного склада, готовый на все ради удовлетворения собственных желаний.

Часть «Княжна Мери» построена по принципу светской повести: в ней есть любовная история и конфликт между двумя офицерами за обладание сердцем девушки, который заканчивается трагически. В этой части образ Печорина получает полную реалистическую характеристику: читатели видят все внешние поступки героя и тайные движения его души.

В последний части романа «Фаталист» Лермонтов ставит важнейшие для него вопросы смысла жизни человека на земле: является ли человек хозяином своей судьбы или его ведет какой-то злой рок; можно ли обмануть свою судьбу или это невозможно и т.д.? В последний части Печорин предстает перед нами в образе человека, который готов бороться с судьбой. Однако читатели понимают, что эта борьба приведет его в итоге к ранней смерти.

Роль композиции в романе «Герой нашего времени» очень важна. Именно благодаря необычному композиционному членению произведения автору удается добиться полного воплощения своего творческого замысла – создания нового психолого-ориентированного жанра романа.

Представленные композиционны особенности произведения могут быть использованы учениками 9 классов при подготовке материала для сочинения на тему «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

29.03.2013 25208 0

Уроки 43–44
Идейный замысел романа М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени». Жанр и композиция

Цели : напомнить учащимся о характерных особенностях жизни русского общества 30-х годов XIX века, о судьбе молодого поколения; рассказать об идейном замысле романа «Герой нашего времени» и об откликах на выход произведения; выяснить первоначальные читательские впечатления о романе Лермонтова; остановиться на важнейших особенностях композиции (отсутствие единого сюжета, нарушение хронологического порядка в расположении частей произведения, наличие в романе трех рассказчиков – автора, Максима Максимовича и Печорина).

Ход уроков

Эпиграф к уроку :

«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая.

В. Г. Белинский

I. Вступительное слово учителя.

Роман «Герой нашего времени» был задуман Лермонтовым в конце 1837 года. Основная работа над ним развернулась в 1838 году и была завершена в 1839 году. В журнале «Отечественные записки» появилась повесть «Бэла» (1838 г.) с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа», в конце 1839 г. увидела свет повесть «Фаталист», а затем и «Тамань». Своему роману Лермонтов сначала дал название «Один из героев начала века». Отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени» вышло в 1840 г.

1830–1840-е годы в истории России – мрачные годы николаевской реакции, жестокого полицейского режима. Невыносимо было положение народа, трагична судьба передовых мыслящих людей. Чувства печали у Лермонтова вызывал тот факт, что «у будущего поколения нет будущего». Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – главные черты современников писателя.

Лермонтов в своем произведении хотел показать, на что обрекала молодое поколение николаевская реакция. Само название романа «Герой нашего времени» – свидетельство о его важности.

В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал» (А. И. Герцен) .

Печорин – натура, богато одаренная. Герой не переоценивает себя, когда говорит: «Я чувствую в душе моей силы необъятные». Своим романом Лермонтов отвечает, почему же энергичные и умные люди не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути. Внимание автора обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера героя.

Лермонтов в предисловии к «Журналу Печорина» пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»

Особенности жанра . «Герой нашего времени» – это первый русский психологический роман.

II. Выяснение первоначальных впечатлений учащихся о романе «Герой нашего времени».

Вот некоторые из вопросов :

1. Какая из прочитанных повестей произвела на вас наибольшее впечатление?

2. Расскажите о своем отношении к главному герою.

3. О каких событиях из жизни Печорина мы узнали из главы «Бэла»?

4. От чьего имени ведется повествование? Какую это играет роль?

5. Кто такой Максим Максимыч? Что вы о нем узнаёте?

6. Является ли Максим Максимыч тем человеком, который способен понять Печорина?

7. Какое впечатление сложилось у вас о проезжем офицере?

8. Прочитайте понравившееся описание природы. Какие слова помогают почувствовать присутствие человека, рисующего пейзаж?

III. Особенности композиции романа.

Вопросы:

1. Что такое сюжет художественного произведения?

2. Какие элементы сюжета вам известны?

3. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?

4. В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в нем выделить известные вам элементы сюжета? (Особенность композиции – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но главный герой объединяет все эти части в единый роман.)

5. Попробуем представить разницу между хронологическим и композиционным порядком.

Печорин едет к месту своей службы, останавливается в Тамани, затем посещает Пятигорск, где за ссору и дуэль с Грушницким сослан в крепость. В крепости с ним происходят события, описанные в повестях «Бэла» и «Фаталист». Через несколько лет Печорин встречается с Максимом Максимычем.

Хронологический порядок расположения повестей:

1. «Тамань».

2. «Княжна Мэри».

3. «Бэла».

4. «Фаталист».

5. «Максим Максимыч».

Лермонтов нарушает порядок повестей. В романе они следуют так:

1. «Бэла».

2. «Максим Максимыч».

3. «Тамань».

4. «Княжна Мэри».

5. «Фаталист».

Последние три повести – это дневник главного героя,
история жизни, написанная им самим.

Вопросы:

1) Почему именно так строит свой роман Лермонтов?

2) О чем заставляет задуматься такая композиция?

3) В какой форме написаны первые две повести? три последние?

Выводы. «Печорин – главный герой романа. Действующие лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Композиция произведения (смена рассказчиков, нарушение хронологии событий, жанр путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его»* .

IV. Отклики на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего вре-
мени».

1. С. Бурачек : Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение».

2. С. Шевырев : «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом».

3. В. Белинский : «Печорин… герой нашего времени».

4. А. Герцен : «Печорин – «младший брат Онегина».

Вопросы:

1) Кто из критиков более объективен в оценке Печорина?

2) Как сам Лермонтов говорит о Печорине в предисловии?

Чтение предисловия .

(«…Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…»)

Домашнее задание.

1. Повести «Бэла», «Максим Максимыч». (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.)

2. Составить план повести «Бэла», озаглавить части.