Литургия перевод. Что такое обедня в православной церкви? Окончание Божественной литургии

Жизнь в Церкви, является благодатным общением с Богом - любовь, единение и духовный путь к спасению. Что такое литургия известно не всем.

Божественная литургия – это больше чем молитва. Она представляет собой действие как общее, так и личное. Литургия включает в себя структуру, в которую входят молитвы и чтения страниц святых книг, праздничных обрядов и хорового пения, в которой все части связаны вместе. Понимание богослужения требует духовного и интеллектуального усилия. Без знания правил, предписания и устава сложно ощутить новую, чудесную жизнь во Христе.

История возникновения Божественной литургии

В час главного и самого важного для верующих богослужения совершаются Таинства Евхаристии, или . Таинство причащения совершено было в первый раз Самим Господом нашим. Это произошло в Великий четверг перед добровольным восшествием его на Голгофу за грехи наши.

В этот день Спаситель собрал апостолов, возвёл хвалебную речь Богу Отцу, благословил хлеб, преломил и раздал святым апостолам.

Совершение Таинства Благодарения или Евхаристию , Христос заповедал апостолам. Они разнесли завет по свету и научили священнослужителей выполнять литургию, которую иногда представляют обедней, так как она начинается в рассветный час и служится до полудня, перед обедом.

Евхаристия - это Бескровная жертва, потому что жертву на крови за нас принёс на Голгофе Иисус Христос. Новый Завет отменил ветхозаветные жертвоприношения, и теперь, вспоминая жертву Христову, христиане приносят Богу Бескровную жертву.

Святые Дары символизируют огонь, сжигающий грех и скверну.

Бывали случаи, когда духовные люди, подвижники в час Евхаристии видели явление небесного огня, которые спускались на благословенные Святые Дары.

Происхождение литургии представляет собой Таинство Великого Святого Причащения или Евхаристию С древних времён получило именование литургия или общее служение.

Как сформировались основные литургические обряды

Обряд Божественной литургии сформировался не сразу. Начиная со второго века стало появляться особое проследование каждой службы.

  • В первое время апостолы совершали Таинство по тому порядку, который показал Учитель.
  • Во времена апостолов Евхаристию соединили с трапезами любви, в часы, которой верующие вкушали пищу, творили молитву и пребывали в братском общении. Преломление хлеба причащение совершалось после.
  • Позже литургия стала самостоятельным священнодействием, а трапеза выполнялась после совместного обрядового действия.

Какие бывают литургии

Разные общины стали складывать литургические чины по своему образу.

Иерусалимская община служила литургию апостола Иакова.

В Египте и Александрии предпочли литургию апостола Марка.

В Антиохии творили литургию святого просветителя Иоанна Златоуста и преподобного Василия Великого.

Единые по смыслу и исходному значению, они отличаются содержанием молитв, которые во время освящения произносит священник.

Русской Православной Церковью совершает три вида литургии:

Святителя Божьего, Иоанна Златоуста. Она проходит во все дни, кроме Великого . Иоанн Златоуст сократил молитвенные обращения Преподобного Василия Великого. Григория Двоеслова. Святой Василий Великий очень просил у господа разрешение творить Божественную литургию не по молитвослову, а своими словами.

Проведя шесть дней в пламенной молитве, Василий Великий удостоился разрешения. Православная церковь совершает эту литургию в год по десять раз:

  • Когда отмечается Христово Рождество и на Святое Крещение в Сочельник.
  • В честь празднования дня памяти святого, которое проходит 14 января.
  • В пять первых воскресений поста перед Пасхой, в Великий Чистый четверг и Великую Страстную Субботу.

Божественная литургия о Святых Преждеосвященных Дарах, составленная святителем Григорием Двоесловом, служится в часы святой Четыредесятницы. По правилам православной Церкви среда и пятница Великого поста знаменуются литургическими правилами Преждеосвященных Даров, которые при причастии освящаются в воскресенье.

В некоторых местностях Православные Церкви служат Божественную литургию святому апостолу Иакову. Это происходит 23 октября в день его памяти.

Центральной молитвой Божественной литургии является Анафора или многократное прошение к Богу сотворить чудо, которое заключается в приложении вина и хлеба, символизирующие Кровь и Тело Спасителя.

«Анафора», в переводе с греческого языка имеет значение «возношение». Во время произнесения этой молитвы священнослужитель «возносит» Евхаристический Дар Богу Отцу.

В Анафорах существует ряд правил:

  1. Praefatio – первая молитва, которая содержит благодарение и прославление Богу.
  2. Sanctus, переводится святой, звучит гимн «Свят…».
  3. Anamnesis, в латинском языке имеет значение воспоминание, здесь воспоминается Тайная Вечеря с исполнение таёных слов Христа.
  4. Epiclesis или призывание – призывание на лежащие Дары Святого Духа.
  5. Intercessio, заступничество или ходатайство – звучат молитвы о живых и умерших, воспоминанием о Богородице и святых угодников.

В больших храмах Божественная литургия происходит ежедневно. Продолжительность службы составляет от полутора до двух часов.

Литургии не проводятся в следующие дни .

Совершение литургии «Преждеосвященные Дары»:

  • Приготовление вещества для сотворения Евхаристии.
  • Подготовка верующих к Таинству.

Совершение Таинства, или действие освящения Святых Даров и Причастие верующих. Божественная литургия делится на три части:

  • начало таинства;
  • литургия оглашенных или некрещенных и кающихся;
  • литургия верных;
  • Проскомидия или принесение.

Члены первой христианской общины приносили хлеб с вином сами перед литургией для Таинства. Хлеб, который верующие употребляют во время совершения литургии, называется на церковном языке просфоры, что означает приношение . В настоящее время в Православном храме Евхаристия творится на просфорах, которое готовится из дрожжевого теста квасного замеса.

Таинства

В таинстве проскомидии применяется пять просфор в дань памяти о чуде насыщения Христом 5 тыс. человек.

Для причащения используют одну «агничную» просфору и проскомидия делается в начале обряда в алтаре при чтении часов. Провозглашение «Благословен и Бог наш», который предваряет 3 и 6 часы, связаны с пришествием Святого Духа к апостолам, распятие и смерть Спасителя Христа.

Третий час - начальный возглас проскомидии.

Литургия Часов

Божественная литургия часов представляет собой молитву, которую произносят от лица всего Народа Божия. Чтение молитвы часов составляет главную обязанность священников и тех, кто должен молиться о процветании Церкви. Литургию Часов зовут голосом Учителя Христа. Каждый верующий должен соединиться в хоровом хвалебном пении , которое в литургии Часов непрестанно возносится Богу. По церковным традициям Литургия Часов не является обязательной для прихожан, но Церковь советует мирянам участвовать в чтении Литургии Часов или самостоятельно читать Часы по молитвослову.

Современная церковная практика предполагает в Третий и Шестой час чтения совершение священником в алтаре проскомидии.

Проскомидия является важной и основной составляющей Божественной литургии, совершение её происходит на жертвеннике, потому, что Дары освящения несут особое символическое значение.

Священник копием вырезает кубическую форму из середины Агничной просфоры. Вырезанная часть называется Агнец и свидетельствует о том, что Господь, как Агнец непорочный по своей сути, положил себя на закланье за грехи наши.

Приготовление Даров имеет несколько главных значений:

  • Воспоминания о рождении Спасителя.
  • Его пришествие в мир.
  • Голгофа и погребение.

Приготовленный Агнец и части, которые вынимаются из других четырёх просфор, означают полноту небесной и земной Церкви. Приготовленный Агнец полагается на золотом блюде, дискосе.

Вторая просфора п редназначена для поклонения Матушке Пресвятой Богородице. Из неё вырезается частица треугольной формы и укладывается справа от частицы Агнца.

Третью просфору формируют как дань памяти:

  • Иоанну Предтечи и святых пророков,
  • апостолов и благословенных святителей,
  • великих мучеников, бессребреников и православных святых, которые памятуются в день совершения литургии,
  • праведных святых родителей Богородицы, Иоакима и Анны.

Две следующие просфоры для здравия живых и упокоения усопших христиан, для этого верующие в алтарь кладут записки и люди, чьи имена в них написаны, удостаиваются вынутой частицы.

Все частицы имеют определённое место на дискосе.

В завершении Божественной литургии, части, которые были вырезаны из просфор в час жертвоприношения, высыпаются священником в Чашу Святую . Далее, звучит просьба священнослужителя к Господу, отнять грехи у упоминавшихся во время Проскомидии людей.

Вторая часть или литургия оглашенных

В давние времена люди, для принятия святого крещения, должны были тщательно подготовиться: изучить основы веры, ходить в церковь, но на литургию попасть могли только до того момента пока Дары не перенесены с жертвенника на церковный престол. В это время оглашенные и отлучённые за грехи тяжкие от Таинства Святого , должны были выходить на притвор храма .

В наше время оглашения и подготовки к святому Таинству крещения нет. Сегодня людей крестят после 1 или 2 бесед. Но оглашенные, которые готовятся вступить в православную веру, есть.

Эта действо литургии именуется великая или мирная ектенья. Она отражает стороны человеческого бытия. Верующие кладут молитву : о мире, здравии святых церквей, храме, где проходит служба, молитвенное слово в честь епископов, и диаконах, о родной стране, властях и её воинах, о чистоте воздухов и изобилии плодов, нужных для пропитания и здравия. Просят помощи у Бога для путешествующих, больных и находящихся в плену.

После мирной ектеньи, звучат псалмы, которые носят называние антифоны, потому, что они попеременно исполняются на двух клиросах. При пении евангельских заповедей Нагорной проповеди, царские врата открываются, происходит малый вход со Святым Евангелием.

Священнослужитель поднимает Евангелие вверх , тем самым знаменует крест, говоря: «Премудрость, прости!», как напоминание о том, что следует внимательно относиться к молитве. Премудрость несёт в себе Евангелие, которое выносят из алтаря, символизируя выход Христа на проповедь с Благой вестью для всего мира. После этого происходит чтение страниц из Послания святых апостолов, или книги Деяния апостолов, или Евангелия.

Прочтение святого Евангелия завершает сугубая или усиленная ектенья . В час сугубой ектеньи, священнослужитель раскрывает антиминс на престоле. Здесь звучат молитвы о почивших, просьба Богу о прощении их грехов и водворении их в небесную обитель, где находятся праведные.

После фразы «Оглашенные, изыдите» не крещёные и кающиеся люди покидали храм, и начиналась основное таинство Божественной литургии.

Литургия верных

После двух коротких ектений хор исполняет Херувимскую песнь и происходит перенесение священником и диаконом освящённых Даров. В ней говорится о том, что вокруг Господа ангельское воинство, которое Его непрестанно прославляет. Это действо является входом Великим. Земная и небесная Церковь вместе совершают Божественную литургию.

Священнослужители заходят в царские врата к алтарю, устанавливает Святую Чашу и дискос на престол , накрывают Дары пеленой или воздухом и хор допевает песнь Херувимов. Великий вход - символ торжественного шествия Христа на Голгофу и смерть.

После того, как состоялось перенесение Даров, начинается просительная ектенья, которая готовит прихожан к важнейшей части литургии, к таинству освящения Святых Даров.

Все собравшиеся поют молитву «Символ веры» .

Хор начинает исполнять евхаристический канон.

Евхарические молитвы священника и пением хора вступают в чередование. Священнослужитель рассказывает об установлении Иисусом Христом великого Таинства причащения перед Своими добровольными страданиями. Слова, которые Спаситель говорил во время Тайной Вечери, воспроизводятся священником громко, во весь голос, указывая на дискос и святую Чашу.

Далее, идёт Таинство причащения:

В алтаре священнослужители дробят святой Агнец, занимаются причащением и готовят Дары для верующих:

  1. царские врата раскрываются;
  2. диакон выходит со святой Чашей;
  3. открытие церковных царских врат - символ отворения гроба Господня;
  4. вынос Даров говорит о явлении Господа после воскрешения.

Перед причащением священнослужитель читает специальную молитву, а прихожане повторяют текст вполголоса.

Все причащающиеся кладут земной поклон, складывают руки крестом на груди и возле чаши называют имя, полученное при крещении. Когда причащение состоялось необходимо поцеловать край Чаши и отойти к столу, где дают просфору и церковное вино , разбавленное горячей водой.

Когда все присутствующие причастились, чаша заносится в алтарь. В неё опускаются части, которые были вынуты из принесённых и служебных и просфор с молитвой Господу.

Затем священник читает благословенную речь верующим. Это является последним появлением Святых Даров. Затем они переносятся на жертвенник, что ещё раз напоминает о Вознесении Господа на небеса после своего Святого Воскресения . В Последний раз верующие поклоняются Святым Дарам, словно Господу и приносят благодарность Ему за Причащение и хор исполняет благодарственную песнь.

В это время Диакон кладёт краткую молитву, вознося благодарность Господу за Святое Причащение. Священник складывает антиминс и напрестольное Евангелие на Святой Престол.

Возглашая громко окончание литургии.

Окончание Божественной литургии

Затем священнослужитель произносит заамвонную молитву, последний раз даёт благословение молящимся прихожанам. В этот час он держит крест лицом к храму и кладёт отпуст.

Церковное слово «Отпуст» происходит от значения «отпускать». Он содержит благословение и короткое прошение Бога о милости священнослужителем православного народа.

Отпусты разделяются не малые и великие. Великий отпуст дополняет поминовение святых, а также дня, самого храма и авторов литургии. В Отпусты праздников и Великих дней пасхальной недели: Чистого Четверга, Пятницы, Страстной Субботы происходит поминовением главных событий праздника.

Порядок отпуста:

Священник провозглашает:

  1. «Премудрость», что означает, будем внимательны.
  2. Затем, идёт обращение к Матери Пресвятой Богородице.
  3. Благодарность Господу за творимую службу.
  4. Далее, священнослужитель произносит отпуст, обращаясь к прихожанам.
  5. После этого хор исполняет многолетие.

Литургия и главное Таинство, которым служит Святое Причащение, является привилегией православных христиан. С древности предусматривалось еженедельное или ежедневное Причастие.

Желающий причаститься во время Литургии Святых Тайн Христовых, должен очистить совесть. Перед Причастием должен быть выполнен литургический пост . Смысл основного Таинства Исповеди описан в молитвослове.

К привилегии Причастия необходима подготовка

Усердно творить молит дома и как можно чаще присутствовать на церковных богослужениях.

Накануне самого причастия нужно посетить на вечернее Богослужение в Храме.

В канун причастия читают:

  • Последование, которое прописано в молитвослове для Православных.
  • Три канона и : канон покаянного ко Иисусу Христу нашему Господу, молебный Пресвятой Матушке Богородице и своему Ангелу-Хранителю.
  • Во время празднования Святого Воскресения Христова, который длится строго сорок дней, вместо них священник благословляет обращаться к Пасхальным канонам.

Перед Причастием, верующему нужно держать литургический пост. Он кроме ограничений в еде и питье, предполагает отказаться от разного рода развлечений.

В канун причастия, нужно с двенадцати часов пополуночи, исполнить полный отказ от пищи .

Перед причастием обязательна Исповедь, раскрыть душу Богу, покаяться и утвердиться в желании исправиться.

На исповеди следует поведать священнику обо всём, что лежит на душе тяжёлым грузом, но не оправдываться и не перекладывать вину на других.

Правильнее всего принять исповедание вечером , чтобы утром с чистой душой участвовать в Божественной литургии.

После Святого Причащения до часа, когда происходит целование напрестольного креста, который держит в руках священник, уходить нельзя. Следует с проникновением выслушать благодарственные молитвенные слова, которые много значат для каждого верующего.

В каждой религии или конфессии есть самые важные служения в церквях. В христианстве используется слово «литургия», которое само по себе имеет перевод с греческого языка и обозначает «общее дело». Каждый человек, знающий обозначение этого термина по-своему толкует его значение, но если обратится к официальным источникам, то получим такой ответ: литургия - главнейшее христианское богослужение, которое сопровождается таинством Евхаристии.

Евхаристия - это причащение хлебом и вином, как заповедал Иисус Христос, для Его воспоминания, ведь именно он, по мнению богословов, совершил первую Литургию. Другими словами, если производится таинство Евхаристии, то такое служение носит характер Литургии.

Время проведения главнейших христианских богослужений

В современных богослужениях различают три основных вида Литургии, истоки которой были заложены еще в начале первого тысячелетия нашей эры. Существуют определенные правила, по которым расставляются такие богослужения на весь год. Они не должны пересекать друг друга, и в конечном итоге наполняют православный календарь с пометками для каждой отдельной Литургии.

Литургии святого Иоанна Златоуста совершаются постоянно, когда не проводят две другие:

  • Литургий для святого Василия Великого насчитывается всего десять. Их совершают только в воскресные дни Великого поста, кроме Вербного воскресенья. Данный вид богослужения ведут в Великий четверг и субботний день на Страстной неделе. Обязательным богослужением является проведение Литургии в сам День Василия Великого - 14 января, чтобы почтить память этого святого.
  • И последним праздником, когда проводят Литургию святого является Рождество и Крещение Господне.
  • Третий тип Литургии имеет несколько названий в зависимости от места проведения и конфессии. К ней относятся Литургии: двоеслова, Папы Римского, прежде освященных Даров, святого Григория Великого. Их проводят только в среду и пятницу, но также один раз в четверг пятой седмицы Великого поста. На страстной седмице Литургия проводится в первые три дня недели.
  • Также, это богослужение ставят 9 и 22 марта в память Иоанна Предтечи и сорока мучеников Севастийских. Если храм имеет богатую историю и своих святых, которых почитают другие христиане, то в значимый день проводят именно эту Литургию.

Из чего состоит Литургия

Все три типа важнейших богослужений состоят также из трех частей:

  • Проскомидия - приготовление Евхаристии. Священнослужитель совершает необходимые ритуалы у алтаря для освящения просфоры (хлеба и вина). Во время этого этапа поминаются души всех живых и усопших - священник сначала вынимает просфоры (дробит хлеб) и отдельно за каждого погружает его в вино, сопровождая это специальной молитвой. Такая молитва считается самой действенной при очищении грехов за других людей. Прихожане в это время читают Часы (сопроводительные молитвы и псалмы).
  • Второй этап богослужения - Литургия оглашенных . Если в первой части собрания могли участвовать и присутствовать только крещенные люди, то во время второй части находятся и те люди, которых готовят к крещению. Второй этап богослужения ведет диакон, получивший благословение от священника. Его речь начинается и оканчивается одними и теми же словами. Вначале он благословляет Святую Троицу и произносит Великую ектенью. Во время Литургии оглашенных принято хору петь антифоны (псалмы, которые по очереди поются левой и правой частью).
  • Завершительный этап богослужения называется Литургия верных . По церковному уставу в этой части служения могут брать участие только воцерковленные люди и те, к кому нет личных замечаний со стороны священника и диакона.

На практике, на Литургии верных присутствуют все желающие. Священники считают, что основной духовный смысл открывается только верным, поэтому присутствие невоцерковленных не мешает завершению богослужения. Самым важным действием во время всего собрания является Анафора, что подразумевает собой освящение даров. Начинается действие с того, что Дары переносятся с жертвенника на престол. Верующие готовятся к освящению, производится ритуал Анафоры, который сопровождается молитвами со стороны священнослужителей и песнопениями прихожан.

После этого верующие совершают Причащение. Священник молится, диакон вторит ему благословениям и производится отпуст прихожан.
На самом деле, перечисленные элементы Литургии являются костяком служения, а в каждом храме оно проводится по-своему. Как правило, священник определяет сам порядок и прохождение некоторых ритуалов, но в целом они не отличаются друг от друга.

Существуют также определения дней, по которым проведение Литургии запрещено, но как правило это локальные запреты. Именно Литургия такая, какая она есть вдохновляет верующих и обычных прихожан своей изумительной духовной атмосферой.

Cамое главное богослужение, совершаемое в храме, называется литургией, что значит, в переводе с греческого, "общее дело" или "общее служение". Иначе говоря, на литургию приходят, чтобы всем вместе, соборно, вознести молитвы Богу за весь мир, за все творение, за свою страну, за близких, а за одно и за себя, чтобы попросить силы для служения Богу и людям. Литургия - это Благодарение Спасителя за жизнь во всех её проявлениях, за явные и неявные благодеяния, которые Он оказывает нам через людей или обстоятельства, за спасительные страдания и крестную смерть Сына Божия, Иисуса Христа, за Его воскресение и вознесение, за Божественное милосердие и возможность обращаться к Творцу.

Таинство Благодарения (по-гречески Евхаристии), совершаемое на литургии - это есть таинство причащения: молитвы и священнодействия благодарения низводят благодать Святого Духа на приготовленные хлеб и вино и делают их причастием - Телом и Кровью Христовой. Вот почему литургия - главная служба Церкви, а все прочие лишь готовят к ней.

Божественная Литургия состоит из трех частей, которые следуют одна за другой, как ступеньки духовной лестницы.

Порядок литургии такой: сначала припасаются предметы и приготовляется вещество для Таинства (дары), потом верующие готовятся к Таинству совместной молитвой, чтением Апостола и Евангелия. После пения Символа веры, означающего полное единство молящихся в вере и любви, совершается само Таинство - преосуществление (преложения), то есть превращение самого существа хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а затем и причащение сперва священства в алтаре, а потом и верующих, которые имеют благословение на причастие после исповеди.

Первая часть Литургии - Проскомидия:

Та часть литургии, за которой приготовляется вещество для Таинства, называется проскомидией. Слово "проскомидия" означает "принесение". Первая часть литургии так называется в соответствии с обычаем древних христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения Таинства. По той же причине этот хлеб называется просфора, что значит приношение.

Проскомидия как часть литургии состоит в воспоминании пророчеств и прообразований, а отчасти и самих событий, относящихся к Рождеству и страданию Иисуса Христа. При этом из просфоры вынимается часть, необходимая для совершения Таинства; также и необходимая часть вина, соединенного с водой, вливается в священный сосуд. При этом священнодействующий воспоминает всю Церковь: святых прославленных (канонизированных), молится о живых и умерших, о властях и о тех, кто, по вере и с усердием, принес просфоры, или приношения.

Хлеб, приготовленный для причащения, называется агнцем, потому что он являет собой образ страждущего Иисуса Христа, подобно тому, как в Ветхом Завете изображал Его агнец Пасхальный. Агнец Пасхальный - это агнец, которого израильтяне, по повелению Божию, закалывали и ели в память избавления от гибели в Египте.

Вино для Таинства соединяется с водой потому, что это священнодействие совершается по образу страдания Христа, а во время страдания из раны, нанесенной в Его ребро, текли кровь и вода.

Вторая часть Литургии -Литургия оглашенных:

Ту часть литургии, за которой верующие приготовляются к Таинству, древние назвали литургией оглашенных, потому что к слушанию ее, кроме крещеных и допускаемых к причащению, допускаются и оглашенные, то есть готовящиеся ко крещению, а также и кающиеся, не допускаемые к причащению. Эта часть литургии начинается благословением, или прославлением Царства Пресвятой Троицы и состоит из молитв, песнопений, чтения книг апостольских и Евангелия. Она оканчивается повелением оглашенным выйти из церкви.

Третья часть Литургии -Литургия верных:

Та часть литургии, за которой совершается таинство причащения, называется литургией верных, потому что одни верные (верующие), то есть принявшие крещение, имеют право быть за этим богослужением.

Таинство святого причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Важнейшим действием этой части литургии является произнесение слов, которые сказал Иисус Христос при установлении Таинства: приимите, ядите: сие (это) есть Тело Мое... пийте от нея вси (пейте от нее все): сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета (Мф. 26, 26-28); и затем - призывание Святого Духа и благословение Даров, то есть принесенных хлеба и вина.

Закончив причащение, верующие кланяются Святым Дарам, как самому Господу, и благодарят Его за причащение. По окончании богослужения причащавшиеся слушают благодарственную молитву и проповедь священника. Священник благословляет молящихся и произносит с крестом в руке отпуст (благословление уйти из храма). Все подходят к кресту, целуют его в знак своей верности, после чего тихо с миром уходят домой.

Божественная литургия (иначе обедня) – самое важное богослужение суточного круга. Если вечерня и утреня представляют собой чтение молитв с песнопением, то литургия является кульминаций церковной службы. Совершается она всегда в дообеденное время и сопровождается чтением глав из Библии, молитвами и пением псалмов. А заканчивается главным христианским таинством – причащением (Евхаристией).По церковным преданиям, порядок проведения литургии установил сам Иисус Христос на Тайной Вечере. Ныне она представляет собой ритуальное действие, которое символически отображает земную жизнь Христа и дает возможность верующим стать участниками новозаветных событий, прочувствовать жертву Христа на Голгофе и его Воскресение, которое воспринимается как очищение и возрождение собственной души. Начиная с 4 века нашей эры, в православной церкви укрепились два вида литургии: ежедневная Святого Иоанна Златоуста и Святого Василия Великого, которая совершается только 10 раз в год. Между собой они отличаются только протяженностью. В литургии Василия Великого используется расширенная редакция молитв и песнопений, поэтому она более долгая по времени проведения. Начинается литургия всегда с проскомидии или символической подготовки Святых даров (хлеба – просфор – красного вина) и происходит традиционно при закрытых дверях в алтаре. Священник переодевается и омывает руки, затем на жертвеннике вырезает части из пяти просфор и наполняет чашу вином. После этого он выходит к собравшимся в храме верующим и начинается второй этап действа - литургия оглашенных (или готовых принять ). Эта часть сопровождается хоровым пением псалмов, чтением Евангелия и Апостола и произнесением ектений (молитвенных прошений). Далее следует литургия верных, которая представляет собой освещение Святых даров (пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа) и заканчивается причащением священнослужителей и всех верующих. Во время литургии верных также молитвенные прошения и исполняются хоровые песнопения.До XVII века литургическая основывалась на различных распевах, а с конца XVII века стали использовать многоголосье. Многие известные обращались в своем творчестве к церковной и создали циклы литургических песнопений. Наиболее известные литургии Св. Иоанна Златоуста П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова.В католической и протестантских православной литургии соответствует месса. А начиная с XVI века, в католической по теологии термином «литургия » обозначаются все церковные богослужения и церемонии.

21.05.2018 2 068 0 Игорь

Психология и общество

В наш век, полный суеты и сомнений, люди стали чаще обращаться к церкви. Сюда они бегут от усталости, от бессмысленности, кружения на месте, от порочных тупиков, из которых не находят выхода. Приходя на богослужение, люди пытаются обрести покой, счастье и смысл жизни. Одним из важнейших богослужений Православной Церкви является литургия. Что она означает простыми словами?

Содержание:



Что такое литургия?

Литургия (в переводе с греческого – служение, общее дело) – важнейшее христианское богослужение в православной церкви, во время которого совершается священнодействие, связанное с передачей верующим под видимым образом невидимой благодати Бога. Это священнодействие называется таинством Евхаристии. Литургия – это общее и личное действие одновременно. Ее структура состоит из: чтения молитв и страниц Св. Писаний, праздничных обрядов и хорового пения, связанных в единое целое. Без приложения духовных и интеллектуальных усилий невозможно понять смысл этого служения. Поэтому для того, чтобы обрести новую, чудесную жизнь во Христе, необходимо знание церковных правил, предписаний и устава.

История возникновения божественной литургии

Внутреннее содержание литургии отражает процесс динамического движения человека к Богу. В Великий четверг Иисус Христос перед тем, как добровольно принять смерть за грехи наши, собрал всех апостолов и после прочтения молитв преломил хлеб и раздал всем им. Это таинство Причастия он заповедал апостолам.

После Вознесения Господа на Небеса, апостолы совершали Евхаристию, или таинство Причастия, ежедневно. Они разнесли завет по свету и научили священнослужителей выполнять литургию, которая еще называется обедней, поскольку ее начало приходится на рассветный час, а длится она до обеда. Брат Господний, апостол Иаков, составил первый чин литургии. В Римской Империи в Древней Церкви на протяжении IV–VII веков появилось множество чинопоследований Литургии, которые были унифицированы, и в таком же точно виде сейчас проводятся в Православной Церкви.

Обряд Богослужения формировался постепенно. С периода начала II века каждая служба получала свое особое проследование. По началу таинство Причастия совершалось по тому порядку, который был установлен Господом. Затем апостолы присоединили к литургии трапезы любви, вмещавшие в себя чтение молитв, вкушание пищи и пребывание верующих в братском общении. Преломление хлеба было после Причастия. Уже в наши дни литургия превратилась в отдельное священнодействие, в начале которого совершаются совместные обрядовые действия, а в конце выполняется трапеза.




Какие бывают литургии?

В Древнем мире различные общины составляли литургические чины по своему образу. Все они были едиными по смыслу и исходному содержанию, а отличались лишь молитвами, которые читали священники во время богослужения.

Русская Православная Церковь совершает три вида литургии:

  1. Литургия Иоанна Златоуста – самостоятельное творение святителя на основе текста Анафоры апостола Иакова, проводится чаще всех остальных богослужений.
  2. Литургия Василия Великого – сокращенная редакция Литургии Иакова, совершается 10 раз за год: каждое воскресенье Великого Поста, Великий Четверг, Великая Суббота, Рождественский и Крещенский сочельники, день памяти Василия Великого.
  3. Литургия Преждеосвященных даров – творение Римского Епископа Григория Двоеслова, проводится строго на Великий Пост: среда и пятница, четверг пятой седмицы, в первые три дня Страстной седмицы.

Анафора

Анафора (в переводе с греческого – возношение, единоначатие) – это центральная молитва Божественной литургии, которая представляет собой многократное обращение к Богу с просьбой сотворить чудо через приложение к вину и хлебу – символам Крови и Тела Иисуса Христа, Спасителя Человечества. Когда священник читает Анафору, то возносит, возвращает Евхаристический Дар Богу Отцу. Правила прочтения Анафоры:

  1. Сначала читается первая молитва, в которой прославляется и выражается благодарность Богу.
  2. Вторым читается Sanctus и звучит гимн «Свят…».
  3. Третьей произносится воспоминание о Тайной Вечере с исполнением тайных слов Христа.
  4. Затем воспевается лежащие Дары Святого Духа.
  5. Последней читается молитва о заступничестве и ходатайстве Бога, звучат молитвы о живых и умерших, воспоминания о Богородице и святых угодниках.




Сколько длится и когда проводится?

В больших храмах Богослужения происходят каждый день. Длится они в течение полутора-двух часов. В праздничные дни – до трех часов.

Литургии не проводятся:

  1. Перед началом Великого Поста по средам и пятницам в Сырную седмицу.
  2. В Великий Пост в понедельник, вторник и четверг.
  3. В Великую Пятницу (исключение – если совпадает Праздником Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), то проводится литургия Иоанна Златоуста).
  4. Если Рождество Христово и Богоявление Господне приходятся на понедельник или воскресенье, то перед ними.

Совершение литургии «Преждеосвященные Дары»

Проскомидия

Это богослужение состоит из нескольких частей. Начало таинства носит название Проскомидии – это приношение хлеба с вином. Хлеб, который верующие вкушают во время совершения службы, называется просфорой. В наше время хлеб готовится в Православной Церкви из дрожжевого теста квасного замеса. Для проскомидии сейчас используют пять просфор (до реформы патриарха Никона в литургии использовались семь просфор) в воспоминание чуда, описанном в Евангелии, когда Христос пятью хлебами насытил пять тысяч человек.

Причащение осуществляется одной «агничной» просфорой. В начале обряда в алтаре при чтении часов проводится проскомидия. Молитва «Благословен и Бог наш» читается в преддверии 3 и 6 часа, символизирует пришествие Святого Духа к апостолам и распятие Иисуса Христа. Начальный возглас проскомидии слышен в третьем часу. Проскомидия совершается на жертвеннике.

Из середины «агничной» просфоры священнослужитель вырезает кубическую форму – Агнец, которая является свидетельством того, что Господь – это Агнец, который умер за наши грехи. Просфора и вино – дары – несут в себе следующий смысл: куб, вырезанный из просфоры, символизирует четыре этапа жизненного пути Иисуса Христа: рождение, пришествие в мир, Голгофа и погребение. Агнец и остальные четыре просфоры воплощают полное единение небесной и земной церкви. Вырезанный Агнец кладется на золотое блюдо – дискос. Вторая просфора предназначена для поклонения Матушке Пресвятой Богородице. Из нее вырезается треугольная частица и кладется справа от частицы «агничной» просфоры. Третья просфора символизирует дань памяти Иоанну Предтечи и тех святых пророков, апостолов, великомучеников, бессребреников и православных святых, благословенных святителей, которые вспоминаются, когда совершается литургия, Иоакима и Анны, праведных святых родителей Богородицы. Две оставшиеся просфоры предназначаются для здравия живых и упокоения усопших христиан. Во время проскомидии верующие пишут записки с именами и кладут их в алтарь, а взамен достают частицы просфоры, которые достаются указанным в записке людям. Каждая просфора занимает свое место на дискосе. По окончании литургии все просфоры и их части высыпаются в Святую Чашу, за чем следует просьба священника к Богу о прощении грехов тех людей, чьи имена упоминались на проскомидии.



Литургия оглашенных

Второй частью литургии «Преждеосвященные Дары» является литургия оглашенных. Оглашенными раньше назывались люди, которые готовились к Крещению. В древности они должны были пройти специальную подготовку: изучить основы веры, ходить в церковь, молиться. Главное предназначение литургии оглашенных – чтение Священного Писания и проповедь. С помощью Евангелия до верующих доносится жизнь и учение Христа о Боге и распространение благодати на земле после проповеди Христа и апостолов.

Это действо сейчас называется мирная ектенья (протяжное моление), во время которой звучат псалмы, которые носят называние антифоны. Ектении бывают разных видов (малыми, просительными, об оглашенных, заключительными – поются в конце вечерней и ночной служб и т.д.).

Еще есть ектении для различных молебен, Таинств, требов, монашеских постригов, хиротесиев. Их структура такая же, как и основных видов ектений.

Священнослужитель, поднимая вверх Евангелие, в воздухе изображает крест и говорит: «Премудрость, прости!», своеобразное напоминание о том, что следует внимательно относиться к молитве. Прочтение Евангелия заканчивает сугубая или усиленная ектенья. Священник изрекает «Оглашенные, изыдите», после чего не крещёные и кающиеся люди покидают храм, и начинается основное таинство Божественной литургии – третья часть, которая называется литургией верных.

Литургия верных

На ней могут присутствовать только верные. Еще эта часть называется литургией жертвы, поскольку именно в ней происходит приношение бескровной жертвы Христу – Евхаристия. В начале литургии верных происходит пение Херувимской песни и Великий вход, в это время Святые Дары из жертвенника перекладываются на престол. Перед Анафорой все верующие вместе произносят Символ веры как свидетельство единства исповедания православной веры. Во время Анафоры священник читает тайносовершительные молитвы и призывает Святого Духа освятить молящихся и предложить Святые Дары. После этого начинается таинство Причащения священнослужителей и всех верующих, подготовившихся к нему.

Таинство Причащения

Причащение – это свидетельство соборности и единства церкви Христовой . Этапы таинства:

  • раскрытие царских врат как символ отворения гроба Господнего;
  • выход Диакона со Святой Чашей в руках как символ явления воскресшего Бога.

Перед причастием священник читает молитву о причастии. Все допущенные им к причастию складывают перед собой руки крестом и подходят по очереди к Чаше, называя свое имя, полученное при Крещении, целуя ее край и вкушая церковное вино и просфору. По окончании Чаша заносится обратно в алтарь и в нее опускаются части, вынутые из просфор. Это последнее появление Святых даров, которые переносятся на жертвенник, напоминающий о Вознесении Господа на небеса после своего Святого Воскресения. Причащенные в последний раз поклоняются Дарам и благодарят Господа Бога. Церковный хор исполняет благодарственную песнь.



Окончание Божественной литургии

По окончании литургии священнослужитель читает заамвонную молитву и благословляет всех молящихся и прихожан церкви. В это время он поворачивает крест лицом к храму и кладёт отпуст (отпускает грехи).

Литургия и таинство Причащения – привилегия православных христиан. Перед причастием каждый верующий должен очистить совесть и выполнить литургический пост. К причастию требуется особая подготовка:

  • Присутствие на церковных богослужениях.
  • Обязательное посещение вечернего богослужения в Храме.
  • Чтение молитв: последование, три канона и акафист.
  • Держать пост: ограничения в еде и питье и отказ от развлечений.
  • В канун причастия полный отказ от пищи.
  • Исповедание – покаяние и раскаяние за свои грехи, утверждение в желании исправиться и стать на путь истинный.

Важно! Сразу после причастия нельзя уходить из церкви, обязательно нужно выслушать благодарственную молитву.

Сущность Причащения состоит в том, что православными людьми нас делает не само посещение церкви, ношение нательного креста или же принятие обряда Крещения, а именно жизнь во Христе и участие в жизни церкви, которые начинаются с таинства Причащения. Евхаристия – это не просто какое-то воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысячелетий назад. Это реальное повторение тайной вечери.

Не вкушающие святых таин отрывают себя от источника жизни – Христа. Православные христиане, которые с благоговением и с должной подготовкой регулярно причащаются «пребывают в Господе».

Литургия – это богослужение, во время которого совершается таинство Причащения . Для полного осознания и принятия необходимости обращения к Господу Богу первое, что должен сделать каждый верующий, – это принимать участие в церковных богослужениях и чтениях молитв.