М. Горький "На дне": описание, герои, анализ пьесы. Сочинение Настя в произведении На дне (Образ и характеристика) Настя чем занимается в ночлежке

«На дне» - одно из самых известных произведений Максима Горького. В пьесе мы видим несколько людей, которые по разным обстоятельствам оказались на дне жизни. Они все живут в ночлежном доме Костылева. Максим Горький показывает тяжелые условия жизни, в которых находятся герои, рассказывает историю каждого персонажа, затрагивая кучу философских вопросов.

Особое внимание стоит обратить на женские образы пьесы. По моему мнению, важную роль на раскрытие философии сыграли именно женщины. Квашня, Анна, Наташа, Настя - у каждой женщины свой характер, свои мысли, мечты, деятельность. Особое внимание хочется обратить на образ Насти, так как ее история является одной из самых трагичных и противоречивых.

Образ Насти необычен, эта двадцатичетырехлетняя девушка вызывает у читателя одновременно чувство жалости и отвращения. Дело в том, что Настя опустившаяся женщина, ей приходится продавать свое тело, она часто пьет, живет в нищете, грязи, унижении. Что привело ее к такой жизни? Писатель не называет точной причины, но можно догадаться, что Настя, будучи мечтательной девушкой, в один момент перестала бороться за свои мечты.

Девушка любила читать романы о чистой, преданной любви. Она представляла, как найдет любовь всей своей жизни, но мечты юной девушки были нереальны, им не суждено сбыться. Настя оказалась в ужасной ситуации, опустила руки, и нашла для себя лишь один выход, чтобы забыться, уйти в себя- пьянствовать, выдумывать персонажей в своей голове, рассказывать вымышленные истории окружающим, продавать свое тело безнравственным мужчинам. Ее окружает грязь, но ее мечты возвышены, романтичны, но увы, несбыточны.

Образ Насти заставляет задуматься на такие вопросы: Возможно ли отказываться от своей мечты? Как не опустить руки в борьбе за нее? Как выжить в тяжелых условиях? Допустимо ли продавать себя, даже если очень сложно? Трудно как-то однозначно отнестись к образу этой падшей женщины. Ей можно посочувствовать, ведь она оказалась в ужаснейших условиях, ее мечты не сбывались, а это любого человека загоняет в продолжительную депрессию. С другой стороны можно сказать, что Настя- слабая, она отступила, не продолжила бороться за свои романтические мечтания, поэтому и оказалась на дне. Можно испытывать к ней отвращение за ее безнравственный образ жизни. Но виновата ли она в этом? Могла ли она продолжать идти к своим нереальным мечтам? Стоило ли сдаваться?

Делая вывод, хочется сказать, что Горький вводит образ Насти для того, чтобы заставить читателя задуматься: реальны ли его мечты и что делать, если ничего не получается?

Вариант 2

Настя – одна из героинь пьесы Максима Горького «На дне». Она вместе с остальными персонажами произведения проживает в ночлежке Костылева для бедных, «падших» людей. На дне – это значит на дне общества. Все люди, которые потеряли все ценное в своей жизни и позабыли о нравственности по совершенно разным причинам, скатились на это глубокое мрачное дно. Настя – одна из таких женщин.

Насте около 24 лет, но даже в таком молодом возрасте она умудрилась потерять все, что только можно. История жизни Насти, в сравнении с другими героинями пьесы, самая печальная и парадоксальная. Достаточно молодая девушка, вызывает у читателя одновременно сожаление и неприязнь. Она проживает в грязи, постоянной ругани, прикладывается к бутылке. И самое противное то, что она занимается торговлей телом.

Девушка терпит извечные унижения и издевательства со стороны остальных героев пьесы. Ее обзывают и обсуждают. Несмотря на такую внешнюю обертку и отношение окружающих, Настя очень мечтательная и романтичная натура. Правда, всю литературу, которую она читает, составляют бульварные романы. Девушка придумала себе загадочного мужчину, который якобы ее любит. В пьяном состоянии она обычно путает его имя, называя того то Гастоном, то Раулем. Невзирая на то, чем Настя занимается, она грезит о настоящей, вечной, чистой и светлой любви. Интересно, как же героиня опустилась на дно, начала жить таким образом? Горький не дает читателю точного ответа, но делает намек на то, что девушка перестала бороться за свои мечты, остановилась на пути к цели.

При том, что Настю часто оскорбляют и унижают окружающие мужчины, ей удалось не потерять тонкость души и миролюбивость.

Барон, один из обитателей ночлежки, часто издевается и обзывает девушку, но при этом она продолжает давать ему деньги на выпивку.

Образ Насти из пьесы «На дне», созданный Максимом Горьким, заставляется задуматься читающего над многими важными вопросами и ответить на них для себя самостоятельно. Можно ли отступиться от исполнения своей мечты? Как не сдаться, борясь за нее? Как остаться жить, несмотря на тяжелые условия? И можно ли торговать собой, даже если очень трудно?

Сочинение про Настю

Это серьезное произведение Максима Горького пьеса На дне совмещает в себе обыкновенную жизнь людей и злободневных проблем того времени. Писатель умело соединяет быт и тяжелые условия того окружающего мира, человеческие характеры. Особенное влияние на раскрытие философии в пьесе оказывают женские образы, как Наташа, Анна, Василиса, Настя и другие. Их образы самобытны и интересны, так как такая жизнь надломила многих личностей, которые опускались на дно, торгуя собой или же заболевая умирали. Но некоторые женщины пытались бороться с судьбой.

Сильная женщина Квашня груба и настойчива. Ее взгляд пронзает и пугает. Анна нежная натура, которая каждый день терпит боль и унижение от своего мужа и никто при этом ей не сочувствует. А Настя посетительница ночлежки занимается проституцией, при этом мечтая о любви и страсти. Смотря на нее у читателя возникают различные чувства, в том числе и жалость. Для любого человека женщина это образ наполненный любовью к жизни, к материнству. Для многих женщина это символ уюта в доме и семейного счастья, но образ девушки Насти противопоставляется. Ее жизнь это зеркальное отражение благородной и чистой натуры. В тяжелый момент жизни поддавшись давлению проблем она решает заняться неблагородным делом.

Максим Горький представляет Настю, как любительницу бульварных романов. Ее мечты возвышенны и нереальны. Мысли только о поиске чистой и сильной романтической любви. Вся страсть заставляет грезить о нереальных мечтах, но к сожалению они не могут сбыться. Эту опустившуюся женщину окружает грязь, пошлость и нищета. Оказавшись в экстремальных условиях она опускает руки и начинает работать продавая своё тело безнравственным мужчинам. Перестает бороться за свою жизнь и для того чтобы забыться она часто притрагивается к бутылке, напиваясь до потери сознания. Мечтая она рассказывает окружающим о своем возлюбленном при этом постоянно путает его имя то ли Рауль, то ли Гастон. Эти рассказы вызывают у окружения смех и насмешки над мечтами женщины, занимающейся проституцией. В ее рассказы верят лишь Наташа и Лука.

Безысходность отражается в окружающих лохмотьях и в пьянстве вокруг Насти. Уход от реальности сопровождает выпитый алкоголь. Только прочитав и прочувствовав каждый миг этой пьесы начинаешь задумывать о тех бесчеловечных условиях, которые были в то тяжелое время. Так мы чувствуем весь трагизм судьбы многих жителей ночлежки. Ведь человек должен в любых ситуациях сохранять мужество, в так же честь.

  • Граф Илья Ростов в романе Война и мир Толстого образ и характеристика
  • Образ и характеристика панночки в повести Тарас Бульба Гоголя сочинение

    Произведение «Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя является одним из самых известных творений писателя. Переписанный Н.Я. Прокоповичем текст был издан во второй редакции и стал известен публике.

  • Есть очень много вариантов как провести свободное время. Иногда так хочется посмотреть фильм или сходить на концерт. Лучшим вариантом провести свое дорогое время станет пойти в театр.

    Драма "На дне" является этапным произведением в творческой биографии Горького. Описание героев будет представлено в этой статье.

    Произведение это было написано в переломное время для страны. В России в 90-х годах XIX века разразился серьезный Массы обнищавших, разорившихся крестьян после каждого неурожая уходили в поисках заработка из деревень. Закрывались заводы и фабрики. Без средств к существованию и крова оказались тысячи людей. Это привело к тому, что появилось большое число "босяков", опустившихся на дно жизни.

    Кто жил в ночлежках?

    Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители "дна". Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы "На дне" - именно такие люди.

    Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила - это все находит отражение в произведении. Герои пьесы "На дне" - люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь. Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди "дна", изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его - каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные. Почему же "на дне" жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?

    Герои пьесы "На дне": таблица

    герой как оказался на "дне" характеристика героя мечты
    Бубнов

    Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером.

    Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств.

    Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя.

    Настя

    Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно.

    Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами.

    Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией.

    Барон

    Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство.

    Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым.

    Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком.

    Алешка

    Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность.

    Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он "хороший" и "веселый".

    Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о "теплом ветерке" и "вечном солнце".

    Васька Пепел

    Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме.

    Слабохарактерный, влюбленный человек.

    Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь.

    Актер

    Опустился на дно из-за пьянства.

    Цитирует часто

    Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки.

    Лука Это загадочный странник. О нем известно не много. Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их. Мечтает помочь всем нуждающимся.
    Сатин Убил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму. Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение. Мечтает донести до людей свою философию.

    Что погубило жизни этих людей?

    Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел - представитель "воровской династии". Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором. Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну "казенную палату", в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении - это Сатин. Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.

    Кого винят обитатели ночлежки?

    Практически все герои пьесы "На дне" склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.

    Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: "А почему погиб? Веры у меня не было..."

    Существовал ли шанс жить другой жизнью?

    Создавая образы героев пьесы "На дне", автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.

    Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы "На дне" не воспользовались им.

    Чем утешают себя герои?

    Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя. При этом характеристика героев пьесы "На дне" дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о поскольку они живут впроголодь. Авторская характеристика героев пьесы "На дне" говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое. Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.

    За исключением Бубнова, все герои произведения "ночлежный" образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со "дна" вынесет на поверхность. Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой -слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. "Вот, погоди... умрет жена..." -говорит он. Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей. Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его - уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.

    Роль Луки в произведении

    Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг "еще немножко... пожить". Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот "сказки говорит" приятно, ведь так мало на свете хорошего.

    Мнение Сатина

    Искренней жалости к обитателям ночлежки полон Лука, однако не может ничего изменить, помочь людям зажить другой жизнью. В своем монологе Сатин отвергает такое отношение, поскольку считает его унизительным, предполагающим несостоятельность и убогость тех, на кого направлена эта жалость. Главные герои пьесы "На дне" Сатин и Лука выражают противоположные мнения. Сатин говорит о том, что необходимо уважать человека и не унижать его жалостью. В этих словах, вероятно, выражается позиция автора: "Человек!.. Это звучит... гордо!"

    Дальнейшая судьба героев

    Что же станет в дальнейшем со всеми этими людьми, смогут ли что-то изменить герои пьесы "На дне" Горького? Нетрудно представить их дальнейшую судьбу. Например, Клещ. Он пытается в начале произведения выбраться со "дна". Он думает, что когда его жена умрет, все изменится волшебным образом к лучшему. Однако после смерти супруги Клещ остается без инструментов и денег и мрачно поет вместе с другими: "Я и так не убегу". На самом деле, он не убежит, как и другие обитатели ночлежки.

    В чем заключается спасение?

    Существуют ли вообще пути спасения со "дна", и каковы они? Решительный выход, возможно, намечается из этого непростого положения в речи Сатина, когда он говорит о правде. Он считает, что назначение сильного человека - искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького. "Со дна" могут подняться люди, лишь научившись себя уважать, обретя чувство собственного достоинства. Тогда они смогут носить гордое звание Человека. Его еще нужно заслужить, по мнению Горького.

    Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.

    Горький в произведении опроверг главные принципы идеализма. Это идеи смирения, всепрощения, непротивления. Он дал понять, за какими убеждениями будущее. Это доказывают судьбы героев пьесы "На дне". Верой в человека проникнуто все произведение.

    Настя – падшая женщина, жительница ночлежки. Она мечтает о романтической любви, чистой и преданной. В реальной жизни ее окружает только нищета, унижение и безысходность.

    Она постоянно читает бульварные романы, содержание которых и составляют большую часть ее мечты. Настя рассказывает обитателям ночлежки про своего возлюбленного, но называет его, то Гастоном, то Раулем:

    “Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились… а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя. Он тоже дрожит весь и – белый, как мел, а в руках у него леворверт…”

    У всех это вызывает только смех и издевки, на которые Настя не реагирует:

    “Молчите… несчастные! Ах… бродячие собаки! Разве… разве вы можете понимать…

    Любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая!”

    К сожалению, мечтам Насти вряд ли суждено сбыться, и чтобы забыться, она периодически напивается.


    (No Ratings Yet)


    Related posts:

    1. Клещ – слесарь, житель ночлежки, муж Анны. Клещ мечтает вернуть нормальной жизни с помощью честного и тяжелого труда. Он упорно трудится и противопоставляет себя другим жителям ночлежки, осуждая их спсоб жизни: “Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь – […]...
    2. Сатин – житель ночлежки, бывший телеграфист. Этот человек устал от нищенской жизни, она вызывает у него отвращение. Он пристрастился к игре в карты, которая не приведет ни к чему хорошему, но Сатин не боится смерти, говорит что “дважды убить нельзя”. Раньше Сатин не был таким человеком. Он был веселым и жизнерадостным, “был “рубаха-парень… плясал великолепно, […]...
    3. Василиса – жена хозяина ночлежки Костылева, она представляет “хозяев жизни”. Она жестокая, властная и коварная. В жизни ее интересуют только деньги. Внешне она очень красива, но это не может скрыть уродство ее души. Она не любит своего мужа. Он стар, а единственная причина их брака – желание Василисы иметь деньги от ночлежки мужа. Василиса постоянно […]...
    4. Наташа – сестра жены хозяина ночлежки, девушка добрая и мягкосердечная. Ей выпала тяжелая судьба – нищета и постоянные издевательства со стороны сестры с мужем. И все же она сумела сохранить душевную чистоту и невинность. Именно из-за этого в нее влюбляется вор Васька Пепел. Он зовет ее уехать с ним в Сибирь: “Я сказал – брошу […]...
    5. Анна – жена слесаря Клеща, больная чахоткой. Болезнь уже подкосила Анну, она умирает. Она устала от жизни и страданий. Сама говорит, что “всю жизнь над каждым кусочком хлеба тряслась… мучилась… Всю жизнь в отрепьях ходила”. Все обитатели ночлежки сочувствуют страданиям измученной женщины. Только ее муж выражает равнодушие и раздражение. Анна всю жизнь сносила побои и […]...
    6. Актер – обитатель ночлежки, пьяница. Автор не называет настоящего имени героя, да и сам он его давно забыл. Помнит лишь, что его сценический псевдоним был Сверчков-Заволжский. Память актера уничтожена алкоголем, он постоянно пытается вспомнить и продекламировать стихи и отрывки пьес. Сам признается: “Мой организм отравлен алкоголем”. Странник Лука приносит ему надежду на выздоровление, рассказывая о […]...
    7. Настя Митраша Прозвище Золотая курочка Мужичек в мешочке Возраст 12 лет 10 лет Внешность Красивая девочка с золотыми волосами, лицо все в веснушках, а лишь один нос чистенький. Мальчик невысокого роста, плотного телосложения, имеет большой лоб и широкий затылок. Его лицо в веснушках, а чистенький носик смотрит вверх. Характер Добрая, рассудительная, поборола в себе жадность […]...
    8. В пьесе нет подробного изложения биографий героев, но по отдельным деталям можно восстановить образ каждого из обитателей подвала. Все они достойны лучшей жизни, однако жестокие обстоятельства заставили их влачить жалкое существование в ночлежке. Обитатели ночлежного дома очень разные люди. Клещ когда-то работал слесарем, теперь живет мечтами о честном труде. Всю злость и безысходность он вымещает […]...
    9. Некоторые люди вступают на ложный путь невольно, ибо прямого пути для них не существует. Томас Манн Ужасен тот, кому уже нечего терять. Гете Несмотря на то, что пьеса А. М. Горького “На дне” была написана в начале прошлого века (в 1902 году), уже более ста лет известные режиссеры-постановщики обращаются к ней. В героях пьесы, опустившихся […]...
    10. Анастасия Алексеевна Каменских – певица, выступает в дуэте с Потапом. Родилась Настя 4 мая 1987 года в Киеве. Настя – единственный ребенок в семье, поэтому родители ее часто баловали. Еще в детстве в биографии Насти Каменских проявилось желание заниматься музыкой. Не удивительно, что к 15 годам она окончила музыкальную школу. А до этого времени успела […]...
    11. Максим Горький написал пьесу “На дне” в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Самым трудным для автора оказался выбор точного названия пьесы. Сначала она называлась “Ночлежка”, затем “Без солнца” и, наконец, “На дне”. Само название носит огромный смысл. Люди, попавшие на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных […]...
    12. Пьеса Горького была написана в 1902 году для одного из московских театров. Автор долгое время не мог определиться с вариантом написания в названии самой пьесы. Наверное, в самом названии произведения заложен его смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не смогут подняться в своей жизни. Тема униженных и оскорбленных не является новой в русской […]...
    13. В основе сюжета рассказа К. Паустовского “Телеграмма” лежит история отношений матери – Катерины Петровны и ее дочери – Насти. Катерина Петровна живет в одиночестве в селе Заборье. Она очень скучает по дочери, думает о Насте каждую минуту и страдает, потому что та не спешит навестить свою маму. Эта маленькая, несчастная старушка чувствует приближение смерти. Но […]...
    14. В 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра Максим Горький написал пьесу “На дне”. Долгое время писатель не мог подобрать точного названия пьесе. Первое название пьесы было “Ночлежка”, потом переименовал на “Без солнца”, и, наконец, окончательно автор назвал пьесу “На дне”. Само по себе название пьесы уже несет в себе огромный смысл. Люди, попавшие […]...
    15. 1. История появления пьесы М. Горького “На дне”. 2. Новаторство пьесы. 3. Общая характеристика жильцов ночлежки. 4. Позиция Луки. 5. Противопоставление идей двух героев – Луки и Сатина. Человек – свободен… он за все платит сам:за веру, за неверие, за любовь, за ум. Человек – за все платит сам и потому он – свободен!.. М. […]...
    16. Сценическое, театральное искусство строится на человеке и на слове, причем в комедии и драме слово имеет гораздо более веское и внушительное значение, чем в романе, в повести. М. Горький Высказывание Горького, приведенное в эпиграфе, свидетельствует о его отношении к языку драматических произведений. Сравнивая работу писателя над романом и пьесой, горький отмечал, что, “сочиняя роман, писатель […]...
    17. Горький долго не мог подобрать точного названия пьесы. Первоначально она называлась “Ночлежка”, затем “Бог солнца”, “На дне жизни” и только потом “На дне”. В самом названии уже заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. В результате экономического кризиса в 90-х годах XIX в. массы рабочих […]...
    18. Вопрос гуманизма – вопрос вечный, и многие писатели пытались решить его в соответствии со своими жизненными убеждениями. Часто под словом “гуманизм” понимают просто хорошее отношение к человеку. Но раз гуманные действия способны разбудить в человеке лучшие его качества, то не является ли гуманизм чем-то большим? Действие пьесы М. Горького “На дне” происходит в грязной ночлежке. […]...
    19. Герой пьесы “Егор Булычев и другие” – купец и предприниматель Булычев, умирая, мучается тем, что прожил жизнь “не на той улице”. Перед лицом смерти он признает, что тридцать лет жил с чужими людьми. Человек острого ума, Булычев говорит о мировой войне: “Зря влезли в эту войну”, “Одни воюют, другие – воруют”. Зло мира Егор видит […]...
    20. Подготовка к ЕГЭ: Анализ пьесы М. Горького “На дне” (Сочинения, ЕГЭ по литературе 2014) Прочитав произведение Максима Горького “На дне”, можно с уверенностью сказать, что автор показал нам глубокую социальную драму. Читатели познакомились с пьесой в 1902 году, для них жанр этого произведения стал новаторским и своеобразным. Свое творение Горький охарактеризовал как “картины”. Мы не […]...
    21. План Описание ночлежки и ее жителей: Василиса, ее муж Костылев – содержатели ночлежки; Наталья, сестра Василисы; Васька Пепел, вор; Клещ, слесарь; Анна, его жена, при смерти; Настя, проститутка; Актер и Сатин, картежники, пьяницы; Бубнов, Барон, странник Лука и другие. Васька Пепел – любовник Василисы, влюблен в Наталью, ее сестру. Из ревности Василиса бьет сестру нещадно. […]...
    22. В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на “дно” жизни. Пользуясь безвыходным положением […]...
    23. Проблематика пьесы Горького “На дне” В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на […]...
    24. Общее благо создается счастьем каждого. Калио Исправьте условия жизни людей, и люди станут лучше, чтобы быть достойными этих благ. Флетчер Для чего живет человек, каково его предназначение на земле – этот вопрос волновал и волнует многих писателей и публицистов. В пьесе “На дне” А. М. Горький пытается найти ответ на этот вопрос. Его герои, обитатели […]...
    25. Многие герои пьесы М. Горького “На дне” – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со “дна” жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой “тюрьмы”. У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о […]...
    26. В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. Закрывались фабрики и заводы. Тысячи и тысячи крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под давлением тягчайшего экономического гнета опускалось на “дно” жизни огромное количество появившихся босяков. Написанная в 1902 году пьеса […]...
    27. Более 100 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе М. Горького “На дне”. Обошла она и крупнейшие театры мира. А интерес не слабеет! Чем же объясняется феноменальный успех пьесы, почему она и сегодня, спустя 100 лет после ее создания, продолжает волновать умы человечества? Видимо, потому, что она устремлена к самым существенным для человека […]...
    28. Пьеса “На дне”, написанная в 1902 году, показала, что в русскую литературу пришел драматург-новатор. Были необычны и проблематика пьесы, и ее герои – обитатели ночлежки. В ней Горький выступил как создатель нового типа социально-философской драмы. Он умел объективно анализировать окружающую действительность, проникать во все ее противоречия, что необходимо для написания любой пьесы. “На дне” – […]...
    29. Что есть истина? Истина (так могут ду- мать многие) – это абсолютная правда, то есть такая правда, которая для всех случаев и для всех людей одинакова. Такой прав- ды быть не может. Даже факт, казалось бы, очевидно однозначное событие, разные люди воспринимают по-разному. Так, например, известие о смерти может быть понято как известие о другой, […]...
    30. Я считаю, что четвертое действие пьесы М. Горького “На дне” – открытый финал. Последний акт раскрывает серьезные последствия пережитого. Здесь нет уже многих героев, остались только воспоминания, переживания. В центре действия беседа оставшихся обитателей ночлежки, которая переходит с воспоминаний о Луке к “текущим событиям”. Некоторые сюжетные линии героев завершаются. Так, например, подходит к концу линия […]...
    31. 1. Правда Луки. 2. Трактовка образа Луки. 3. Роль Луки в жизни обитателей “дна”. Социально-философская драма “На дне” была задумана Горьким в 1900 году. Пьеса была впервые опубликована в Мюнхене в 1902 году. В России произведение вышло в издательстве “Знание” спустя год. Пьеса показывает жизнь обитателей ночлежки. Это опустившиеся, несчастные, обездоленные люди. В их жизни […]...
    32. В пьесе “На дне” Горькому удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченные философские категории. Что касается действующих лиц, то, по воспоминаниям автора, их состав определился не сразу. Какие-то лишние образы автор убрал, и тогда-то появился “благородный” старичок Лука. Что же в пьесе предшествует его появлению? Поднимается занавес, и сразу же нищенская, […]...
    33. В истории русской культуры немало имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя М. Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами. Среди произведений Горького пьеса “На дне” занимает особое место. Писатель показал в ней жизнь изгоев, людей, разорвавших связи с обществом и начисто отвергнутых им. На мой […]...
    34. Человек всегда оставался главным героем произведений Горького. Писатель любил людей, поэтому он выступал против всего, что принижало Человека. Однако любовь к людям не мешала Горькому объективно изображать своих героев. В центре действия драмы “На дне” не столько человеческие судьбы, сколько столкновений идей, спор о человеке, о смысле жизни. Центром этого спора является проблема правды и […]...
    35. Пьеса Горького “На дне” сложна и очень интересна. В этом произведении автору удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченную философию. На протяжении всей пьесы перед нашими глазами появляются и развиваются проблемы разного масштаба: от общечеловеческих до личных. В финале произведения автор раскрывает нам свою позицию через судьбы героев пьесы. Огромную роль […]...
    36. Пьеса “На дне” была написана М. Горьким в 1902 году. За год до написания пьесы Горький так сказал о замысле новой пьесы: “Это будет страшно”. Тот же акцент подчеркнут и в ее меняющихся названиях: “Без солнца”, “Ночлежка”, “Дно”, “На дне жизни”. Заглавие “На дне” впервые появилось на афишах Художественного театра. Автор выделил не место действия […]...
    37. Чем объяснить тот факт, что интерес к пьесе “На дне” вот уже второе столетие не угасает?” В истории русской культуры немало имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя М. Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами. Среди произведений Горького пьеса “На дне” занимает особое место. Писатель […]...
    38. Пьеса Горького “На дне” глубоко философична и необычайно интересна. Перед глазами читателя на протяжении всего произведения проходит галерея живых образов. Каждый персонаж пьесы наделен своей позицией, своим представлением о мире. Особенно интересен тот факт, что действие разворачивается в ночлежке, на самом “дне” жизни. Многие герои пьесы М. Горького “На дне” – Актер, Пепел, Настя, Наташа, […]...
    39. Искусство – сама жизнь, и оно не знает смерти. О. Уайльд Пьеса “На дне” была написана Горьким в тысяча девятьсот втором году и поставлена на сцене МХАТа. Знаменательно, что о пьесе сразу же было написано невиданное количество критических статей и монографий. Пьеса всколыхнула весь литературный мир, всю общественность. Действительно, произведение было необычным. Казалось, что там […]...

    Пьеса «На дне» - достаточно сложное, но очень интересное произведение Горького. Автору удалось соединить в нем бытовую конкретику и обобщенные символы, реальные человеческие образы и отвлеченную философию. Мастерство Горького особенно проявилось в описании, таких непохожих друг на друга, обитателей ночлежки. Важную роль в произведении играют женские образы.

    Наташа, Василиса, Настя, Анна, Квашня – очень интересные и своеобразные персонажи. Эти женщины опустились на самое «дно» жизни, их вид удручает и вызывает у читателя горькие чувства. Обычно, женщина является символом прекрасного, чистого и светлого. Женский образ – это образ нежности, любви и материнства. Однако, Горький демонстрирует читателю совсем другую сторону жизни. Когда женщина оказывается в страшных и жестоких условиях, она вынуждена вести себя несколько иначе.

    Кто-то попытается выжить, торгуя собой, а кто-то сломается и смертельно заболеет, не выдержав тяжелого гнета. Рассмотрим конкретные образы из пьесы.

    Квашня – торговка пельменями, свободная и сильная женщина, она не позволяет ни одному мужчине вольно с ней обращаться. Ее отношение к браку – резко негативное. Оказывается, Квашня уже была однажды замужем, но этот горький опыт оставил на всю жизнь неизгладимый след в ее душе. Можно представить себе, насколько жестоким был ее муж, и какой несчастной была их семейная жизнь, если женщина так радовалась смерти супруга, что просто не могла счастью своему поверить. Но, несмотря ни на что, Квашня осталась чуткой к чужому горю и не утратила свою человечность. Она жалеет умирающую Анну и пытается накормить ее пельменями. Вот только замуж она больше не пойдет, даже за принца, хватит, настрадалась.

    Следующая героиня пьесы – несчастная женщина по имени Анна. Она тяжело больна и находится при смерти. Ей многие сочувствуют, жалеют и пытаются облегчить муки последних дней жизни. Только Клещ, ее муж, по-прежнему груб и равнодушен к Анне. Она привыкла к его жестокости и терпеливо воспринимает такое поведение супруга. Анна символизирует собой всех женщин, которые считают грубость нормой семейных отношений. Даже, находясь на пороге смерти, она заботится о своем равнодушном и черством муже (предлагает поесть пельменей, которые оставила для нее Квашня). Анне всего тридцать лет, она умирает, и ничего светлого нет в ее существовании.

    Девушка Настя читает бульварные романчики, мечтает о возвышенных чувствах, о светлой любви, но в жизни ее окружают низость и грязь, пошлость и грубость. Она рассказывает сожителям сладкие сказки о любви, которые рождаются в ее воображении. Над ней откровенно насмехаются, ведь Настя – обычная проститутка, о чистой и настоящей любви она может только мечтать. Единственная для нее возможность забыть обо всем этом – напиться.

    Василиса – является представительницей «хозяев жизни», ведь она – жена хозяина ночлежки. Но владельцы «дна» слабо чем отличаются от его обитателей. Сохранить человеческий облик практически невозможно, если ты постоянно находишься в зверинце. Василиса – это властная, бесчувственная и жестокая женщина, которая любит только деньги. Ее любовник Васька Пепел, вор, у которого отсутствуют моральные принципы, и тот замечает, что в этой женщине нет души. Ее внешняя красота противопоставляется внутреннему уродству. Она клянется Пеплу в любви и толкает его на воровство. Потом узнает, что он любит ее сестру Наташу и обещает отдать ее ему, если Пепел убьет Костылева, супруга Василисы. Затем хозяйка ночлежки начинает жестоко издеваться над сестрой. Она злится на Наташу и мстит ей за то, что от нее ушел любовник. Наташа ничего не может ей ответить, она, по природе своей, добрый и мягкий человек, способный сочувствовать чужому горю. Увидев однажды Наташу с Пеплом, Василиса приходит в ярость и, заперев сестру в доме, избивает ее до полусмерти. Наташа уже готова идти даже в тюрьму за Пеплом, только бы не возвращаться в дом к Василисе. Она попадает в клинику, а оттуда исчезает в неизвестном направлении, спасаясь от жестокости родной сестры.

    Василиса же, наверняка, сможет выкрутиться и избежать тюрьмы. Она продолжит прежнюю жизнь, поскольку только с таким характером, как у нее, можно выжить в этих чудовищных условиях.

    Каждая героиня пьесы интересна по-своему. Именно через женские образы читателю лучше всего удается почувствовать те бесчеловечные условия жизни, в которых оказались обитатели ночлежки.

    образ Бубнова

    Картузник, один из обитателей ночлежки. Мы узнаем, что в прошлом он был владельцем красильной мастерской. Но обстоятельства изменились, его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться в живых, пришлось уйти. Теперь этот человек опустился на самое дно. Позиция Б. - это скепсис, фатализм, он всегда принижает человека. Он жесток, не желает сохранять в себе какие-либо хорошие качества. В нем нет ни капли сострадания. На просьбу умирающей Анны вести себя потише, он отвечает: "шум - смерти не помеха...". Он считает, что "все люди на земле - лишние...". С точки зрения Б., именно на абсолютном дне жизни обнажается истинная сущность человека, с него слетает наслоение цивилизованной, культурной жизни: "...все слиняло, один голый человек остался". Видимо, тем самым он хочет сказать о животной сущности человека. Б. видит в нем лишь низкое, эгоистичное, не желая принимать во внимание развитие общественной, культурной жизни. В этом случае можно считать значительной такую его фразу: "Выходит - снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да!" Опустившись на самое дно жизни, Б. уже не верит в человека, он занимает пассивную не только внешнюю, но и внутреннюю позицию.

    Образ Насти

    Настя – одна из жительниц ночлежки в пьесе «На дне», падшая женщина, мечтающая о романтической любви. Несмотря на то, что она занимается проституцией, она мечтает о чистой и преданной любви. Однако её окружают нищета, безысходность и унижения.

    Для того чтобы как-то забыться и уйти из реальности, она придумала вымышленный персонаж, которого называет то Раулем, то Гастоном. Большая часть её мечты взята из бульварных романов, которые она постоянно читает. Она придумывает истории о своем якобы существующем возлюбленном и рассказывает другим постояльцам. Они лишь смеются и издеваются над ней. Единственные люди, которые верят ей, это Лука и Наташа.

    Несмотря на все оскорбления и унижения в свой адрес, Насте удалось сохранить чуткость души. По натуре она наивна, трогательная и беспомощна. Она не отчаивается и продолжает верить в существование своего «принца».

    Образ Барона

    Обитатель ночлежки. Раньше он был бароном, имел достаточно крупное социальное положение. Со временем опустился на самое дно жизни, где все еще вспоминает прелести своего прошлого положения. Над ним часто смеются и издеваются по этому поводу остальные ночлежники.

    Образ Луки

    Очень неоднозначный персонаж пьесы. Это пожилой странник, который на некоторое время появляется в ночлежке. Л. утешает людей. Но как можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее людей? Л. прибегает ко лжи. Но это ложь во спасение. Умирающей Анне, которой нечего вспомнить в жизни хорошего, Л. говорит, что на том свете ей будет очень хорошо. Проститутка Настя всем рассказывает, что в ее жизни была большая любовь. В ответ все смеются. Но Лука говорит, что если она верит, значит, эта любовь у нее действительно была. Вора Ваську Пепла Л. уговаривает поехать в Сибирь, потому что там он сможет честно работать. Алкоголику Актеру Л. рассказывает о бесплатной лечебнице, где лечат от пьянства. Он уговаривает его подготовиться к лечению, взять себя в руки. Обосновывая то, что нужно жалеть человека, Л. рассказывает, как когда-то сам пожалел грабителей, чем их спас. Иначе они убили бы его и сгинули на каторге. Также Л. рассказывает притчу о "праведной земле". Один бедный человек верил в существование такой земли. Но на карте у ученого ее не оказалось. Человек разочаровался во всем и повесился. Так Л. хочет показать необходимость жалости и надежды для каждого человека. Л. исчезает неожиданно, во время завязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева. Такое исчезновение воспринимается неоднозначно. В последнем действии ночлежники вспоминают о Л., высказывая различные точки зрения на ложь утешительную.

    Образ Актера

    Актер - один из обитателей ночлежки. Настоящее имя героя неизвестно; в одной из сцен он сокрушается, что «потерял имя». Сценический псевдоним А. в прошлом - Сверчков-Заволжский. А. - пьяница, постоянно вспоминающий актерское прошлое и цитирующий различные литературные произведения. Появившемуся в ночлежке Луке А. пытается прочитать стихи, но не может их вспомнить и кается, что «пропил душу». А. верит рассказу Луки о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Он вспоминает и декламирует отрывок из стихотворения Беранже, имеющий прямое отношение к поставленной в пьесе проблеме «утешительной лжи». А. пытается воздерживаться от пьянства, начинает работать и копить деньги на дорогу, чтобы вылечиться и начать жизнь заново. После исчезновения Луки А. понимает, что реальных надежд на спасение нет, и кончает жизнь самоубийством - вешается. Судьба А. явно ассоциируется с судьбой героя «притчи о праведной земле», которую рассказывает ночлежникам Лука.

    Образ Наташи

    Наташа сестра жены хозяина ночлежки, девушка добрая и мягкосердечная. Ей выпала тяжёлая судьба – нищета и постоянные издевательства со стороны сестры с мужем. И все же она сумела сохранить душевную чистоту и невинность. Именно из-за этого в неё влюбляется вор Васька Пепел. Он зовет её уехать с ним в Сибирь. Но она честно признается, что не любит его настолько, не верит его намерениям. Василиса, узнав о том, что Пепел хочет её бросить и уехать с Наташей, начинает жестоко избивать сестру и окатывает её кипятком. Наташу вовремя спасают, но при этом погибает Костылев. В страшной истерике Наташа обвиняет в убийстве хозяина ночлежки Пепла и свою сестру. Позже становится известно, что Наташа попала в больницу. Потом она исчезает в неизвестном направлении, лишь бы не возвращаться в ночлежку.

    Образ Пепла

    Обитатель ночлежки, потомственный вор. П. - любовник жены хозяина ночлежки Василисы. Это очень жестокая женщина, которая постоянно толкает того на воровство. Но П. надоела такая жизнь. Ему хочется стать честным человеком. Он влюбляется в сестру Василисы Наташу, хорошую девушку, жертву хозяев жизни. П. признается девушке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука призывает П. идти работать в Сибирь. Там П. желает стать порядочным и честным. Василиса ревнует П., запирает дома и избивает Наташу. Позже, в завязавшейся драке П. убивает Костылева. Мы понимаем, что теперь ему прямой путь в тюрьму или на каторгу.

    Образ Сатина

    Константин Сатин - один из обитателей ночлежки, бывший телеграфист. Это человек со своей жизненной философией. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как "макробиотика", "Сарданапал" и т.д. Этот герой отличается от остальных обитателей "дна". О себе он говорит: "Надоели мне, брат, человеческие слова... все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...", "Я был образованным человеком...", "Я много книг читал...". Потом С. посадили в тюрьму почти на пять лет за убийство человека, который обидел его сестру. После тюрьмы он попал в ночлежку и стал сознательно губить свою жизнь. С. - скептик. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к "ничегонеделанию". "Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто - обременяй землю!..". С. не просто был сброшен на "дно". Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале и пропивает и проигрывает свои возможности. Именно этот герой спорит с Лукой и его позицией "утешительной" лжи. Он говорит о свободном Человеке с большой буквы. С. считает унизительным сострадательный гуманизм Луки. "Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью..." С. осуждает и утешительную ложь: "Ложь - религия рабов и хозяев..." "Правда - бог свободного человека!" "человек - вот правда!" "Существует только человек, все же остальное - дело его рук и мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!" Но что такое человек для С.? "Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном!"

    Автор в полифоническом произведении, по определению М. М.Бахтина, не присоединяется ни к одной из высказанных точек зрения: решение поставленных философских вопросов принадлежит не одному герою, но является результатом поисков всех участников действия. Автор, как дирижёр, организует многоголосый хор героев, "поющих" разными голосами одну и туже тему.

    Всё-таки окончательного решения вопроса о правде - свободе - человеке в драме Горького нет. Впрочем, так и должно быть в пьесе, которая ставит "вечные" философские вопросы. Открытый финал произведения заставляет самого читателя задуматься над ними.