Матренин двор план. Вступительное слово учителя. «Матрёнин двор»: картины послевоенной деревни

Тема: « Не стоит село без праведника». Рассказ А.И. Солженицына « Матренин двор» в 11 классе.

Цели: помочь учащимся понять, каким видится писателю феномен «простого человека»; разобраться в философском смысле рассказа;показать как совокупность художественных средств помогает автору выразить мысли и чувства; развивать навыки анализа произведения; формировать у учащихся нравственные качества: внимание к человеку и сочувствие.

Методы: аналитическая беседа, выразительное чтение фрагментов рассказа.

Ход урока.

    План работы над рассказом (на доске)

    Творческая история рассказа «Матренин двор» (индивидуальное задание)

    Особенности жанра. (индивидуальное задание)

    Главная героиня: её внешний облик, речь, её окружение.

    Судьба Матрены – трагедия деревенской русской женщины.

    Нравственные ценности Матрены.

    Люди, окружающие Матрену, нравственные устои деревни.

    Выводы: Матренин двор – символический мир праведника.

II .Актуализация опорных знаний:

На прошлом уроке вы узнали о писателе А.И. Солженицыне. Какие события его жизни вы считаете самыми важными, судьбоносными? (учащиеся называют участие писателя в Великой Отечественной войне, арест, годы ссылки, освобождение и выдворение из страны, жизнь в США, триумфальное возвращение на Родину, активная общественно-политическая деятельность в 90-тые годы.)

Какие произведения А.И.Солженицына вы можете назвать?

Сегодня мы будем говорить о рассказе писателя « Матренин двор». Понравился ли вам рассказ? Наверное, много размышлений и вопросов возникло после прочтения? Например, кто такой «праведник» и почему не стоит без него село? Давайте попытаемся понять, почему судьба простой русской женщины так трогает читателя, в чем гуманистический смысл рассказа и попробуем увидеть, в чем состоит художественное совершенство рассказа. (учитель обращает внимание учащихся на план работы и предлагает начать с творческой истории рассказа)

III . Аналитическая беседа.

Итак, какова же творческая история рассказа « Матренин двор»?

Рассказ « Матренин двор» написан в 1959 году, опубликован в 1964 году в журнале «Новый мир», главным редактором которого был А.Т.Твардовский. Надо отдать должное его гражданскому мужеству за то, что он на свой страх и риск взялся напечатать рассказ опального писателя. Первоначальное название «Не стоит село без праведника» Твардовский заменил на «Матренин двор».Действие рассказа происходит в 1956 году, но по настоянию Твардовского, год тоже был заменен на 1953.

Учитель:

-- Перед нами рассказ. Что вы знаете об этом жанре?

Сообщение, подготовленное учеником:

Рассказ – это малая художественная форма повествования. В рассказе в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой можно размышлять над «вечными» вопросами, поведать о судьбе целой жизни героев. Например, рассказы А.П.Чехова, рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека», рассказ А.Платонова «Юшка» и другие. Солженицын объясняет свое обращение к этому жанру так: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя».

Учитель:

А для читателя встреча с рассказом - большое наслаждение. Что лежит в основе любого рассказа? (случай, раскрывающий характер человека). По этому традиционному принципу строит свой рассказ и Солженицын. Какой случай лежит в основе рассказа? (гибель Матрены) Через гибель Матрены автор приходит к глубокому пониманию её личности. Лишь после её смерти « выплыл передо мною образ Матрены, как я не понимал её , даже живя с нею бок о бок»

Нарисуйте словесный портрет Матрены. Есть в рассказе полный портрет героини? Нет, писатель не дает конкретного описания героини, как, например, описывает Фаддея. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором.

Какая это деталь портрета? (улыбка) Какая она? (Ищем в тексте:«лучезарная», « добрая», «извиняющая») Как называется это средство выразительности?

Какая была речь у Матрены?(Ищем в тексте: плавная, певучая, исконно-русская, начинающаяся «каким-то низким, теплым мурчанием, как у бабушек в сказках»)

Найдите в конце рассказа описание Матрены, в котором чувствуется авторское отношение. (От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное оконце сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрены». И: « У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»)

А каким вам представляется мир её дома? Кто населяет его и в каких взаимоотношениях находятся те, кто рядом с Матреной? (по тексту: шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминает «далекий шум океана», темноватая изба с большой русской печью; колченогая, подобранная из жалости кошка, мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена « невидимо металась и прощалась тут с избой своей»)

Найдите другие художественные детали, важные для понимания образа главной героини. (ищем в тексте: любимые Матренины фикусы, которые она спасла от пожара,в ту страшную ночь, когда погибла Матрена, фикусы «испуганной толпой» замерли в опустевшем доме.Какая выразительная метафора.)

Историю «колотной житенки» Матрены автор – рассказчик разворачивает не сразу. По крупицам разбросал он по всему рассказу события её жизни с отступлениями, комментариями, то сама Матрена кое-что рассказывала. Как же сложилась её судьба? Расскажите кратко самое главное о жизни героини. (Разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский. Не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все соки, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.)

В судьбе Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины – наиболее выразительная и вопиющая. Как горе и беды отразились на Матрене?(добыча дров, воровство торфа, сено, справка, бесплатная работа пенсионерки в колхозе)) Как она переживала всё? Приведите примеры из текста. (Удивительное дело! Не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, её лучезарная улыбка по-прежнему освещала её лицо).

Какое у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа? (по тексту.Работа. Ни когда она не была для Матрены в тягость. « Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда.»)

Как её бескорыстием пользовались окружающие? Кто эти люди? Каково их отношение к Матрене? (Сестры, золовка, приёмная дочь Кира, е6динственная в деревне подруга Маша, Фаддей).Эти люди были наиболее близки Матрене, они должны были понять и по достоинству оценить её. И что же - оценили? (Ищем в тексте: жила она бедно, убого, одиноко,- «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в её доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что она смешная и глупая, на других бесплатно работающая.)

Как ведут себя сестры и родня со стороны мужа на похоронах Матрены?(ищем в тексте и зачитываем,как они в плаче обвиняют друг друга и Матрену в том, что случились, то есть,и у гроба Матрены продолжается борьба за горницу.)Дайте характеристику этим героям.

Хорошо ли жилось Матрене среди них? А в колхозе и в родном государстве?

Учитель после ответов учащихся: Неуютно и холодно. Все отдала – и никому не нужна. Она одинока внутри большого общества и среди родных людей. Значит, неладно то общество, система которого подавляет лучших! Не потому ли рассказ нельзя было печатать и никто, кроме Твардовского не отважился? Матрена – личность соборная, то есть несущая в себе народные начала, она подсознательно чувствует ответственность перед народом. Вспомним, что ей было стыдно за жену председателя. Какой это случай? (по тексту) Таким образом мерой всех вещей у Солженицына выступает духовная сущность человека. Он писал: « Не результат важен, а дух! Не что сделано – а как. Не что достигнуто – а какой ценой.» Потому и был писатель опальным, так как не принимал ложные нравственные ценности. Об этом и бьёт тревогу в рассказе « Матренин двор».

Что можно сказать о жизненных устоях деревни? Как называлась станция? О лесах, о председателе?(по тексту: «торфопродукт», хлеба не пеклись в деревне…)

Как относятся люди друг к другу? (зависть, озлобление и равнодушие движут поступками жителей деревни).

Теперь вам понятно, почему год действия с 1956 Твардовский посоветовал перенести на 53?(если учащиеся затрудняются с ответом, учитель помогает: события перенесены на годы «до хрущевской оттепели», потому что слишком тягостное впечатление оставляет картина, созданная писателем. Взгляд Солженицына на деревню тех лет суров, жесток, но правдив.)

Кто из героев рассказа кажется вам самым зловещим, страшным? Да, это Фаддей. Но Солженицын пишет: « Перебрав тальновских, я понял, что Фаддей в деревне такой не один.» -вот что страшно.

А была ли в деревне ещё такая бескорыстная, совестливая женщина? Нет. Матрена такая одна. Она была лучшая.

Учитель: С её смертью уходит из деревни что-то, что связывало её с добрыми, истинными народными правилами.

IV .Выводы.

В чем же смысл названия рассказа «Матренин двор»? Каков он - этот её двор?(после ответов учащихся учитель дополнит) Матренин двор – это особое устройство жизни, где есть любовь, труд, доброта, совесть. Матрена сумела сохранить свой мир, который противостоит миру хамства, насилия, рвачества. Её мир – это мир праведника . Как вы объясните значение этого слова? (Учащиеся говорят, что это библейское понятие, человек, живущий по христианским законам, не нарушающий христианских заповедей.) В Библии сказано, что если в « граде» есть хотя бы один праведник, то «несть граду стояние». (объяснение учителя) Прочитаем финал ьные строки рассказа: « Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля.»

Итоги урока, выставление оценок.

Обоснование выбора темы.

Русская литература всегда являла собой сплав языкового и духовного богатства. Как школьный предмет в контексте дисциплин эстетического цикла она призвана развивать у учащихся художественный вкус, читательский дар, искусство импровизации, умение вдумчивого прочтения, анализа. Благодатный материал для диалога со старшеклассниками представляет изучение творчества Александра Исаевича Солженицына. На наш взгляд, настала пора более глубоких оценок творчества Солженицына, пересмотра многих явно устаревших штампов. Пора признать, что главной темой творчества этого писателя является вовсе не критика социализма и коммунизма, не проклятья ГУЛАГу, а борьба добра со злом - вечная тема мирового искусства

Оформление доски:

Материалы к уроку:

Словарная работа: тоталитаризм, тоталитарный режим, кондовый, праведник, праведничество.

Цели урока:

  • пробудить интерес к личности и творчеству А.И. Солженицына, писателя, публициста, общественного деятеля;
  • познакомить с историей написания рассказа “Матренин двор”,
  • вызвать эмоциональный отклик на произведение, показать его публицистичность, обращенность к читателю;
  • расширить знания учащихся о различных сторонах жизни русской деревни в начале 50-х г.г. ХХ века;
  • “вслед за автором” проследить за судьбой русской женщины, выдержавшей суровые испытания жизни, но сумевшей сохранить в себе добрую отзывчивую душу, способной помогать людям;
  • подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы простого человека в тоталитарном государстве.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод творческого чтения, анализа художественного произведения, работа над теоретико-литературными понятиями.

Предварительное домашнее задание:

1. Классу: прочитать рассказ А.И. Солженицына “Матренин двор”, составить план рассказа, выполнить в тетради словарную работу (тоталитаризм, кондовый, праведник); выписать наиболее характерные высказывания героини, какова манера ее речи?

2. Темы для индивидуальных сообщений:

a) “Жизнь и творчество писателя”

b) “Кризис русской деревни в начале 50-х г.”

c) “История написания рассказа “Матренин двор” (1959г.)

d) “Матрена А.И. Солженицына и Матрена Тимофеевна Корчагина Н.А. Некрасова”

e) “Матрена и Иван Денисович. Какие черты роднят Матрену с Иваном Денисовичем?

Эпиграф урока:

“Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.”

“Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая.”

А. И. Солженицын

Словарная работа:

Тоталитаризм – государственный строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни. Сталинский и гитлеровский режим - прототипы этого строя. (Политология. Энциклопедический словарь. Изд. “Биг-Н”)

Праведник – тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности (Академический Словарь русского языка; “…во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник” (Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля)

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Долгие годы наша страна жила при тоталитарном режиме. И люди воспринимали это как обычное явление, так как существовать в условиях командно-административной системы их приучали с раннего детства. И только в последние десятилетия стало ясно, что нельзя скрывать темные пятна в истории нашего народа. Возвращенное в недавнем прошлом из литературного небытия имя Александра Исаевича Солженицына,писателя, публициста, гражданина, лауреата Нобелевской премии в области литературы, на устах у всех россиян,его произведения читаются и перечитываются,экранизируются, обсуждаются на уроках. Историю переписать нельзя. А знать ее надо. И поможет нам в этом писатель А.И. Солженицын.

Жизнь и творчество писателя (индивидуальное задание)

Будущий писатель родился в Кисловодске 11декабря 1918 года. Детство прошло в Ростове-на-Дону. Там он окончил школу, в 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. Параллельно с учебой в университете Солженицын поступает на заочное отделение Московского института истории, философии и литературы, успешно заканчивает его в 1941.

8 октября 1941 года был мобилизован и за годы войны прошел от Орла до Восточной Пруссии, получив звание капитана. В 1945 году за три месяца до победы арестован военной контрразведкой за вольные высказывания в частной переписке в адрес В.И. Ленина и И.В. Сталина. Приговорен по 58-й статье к восьми годам лагерей. Освобождение писателя из лагеря и начало жизни на “вечном ссыльнопоселении” совпадают со смертью Сталина в 1953 году.В 1956 Солженицын реабилитирован. С 1957 -го по 1964 г. живет в Рязани и работает учителем в школе.

В 1962 г. в журнале “Новый мир” печатается рассказ “Один день Ивана Денисовича”.

В 1963 публикуются рассказы “Матренин двор”, “Случай на станции Кочетовка” и “Для пользы дела”. В 1968 г. напечатаны “Раковый корпус” и “В круге первом”, принесшие писателю мировую славу (в 1968 - 1988 годах его произведения публиковались только на Западе). В 1970 году писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе за “этическую силу, с которой он следует традициям русской литературы. Одновременно с этим в СССР развернулась пропагандистская кампания против Солженицына. В 1974 г. в связи с выходом в Париже первого тома “Архипелаг ГУЛАГ” Солженицын арестован, заключен в Лефортовскую тюрьму, лишен советского гражданства и насильственно изгнан на Запад.

В эмиграции писатель жил во Франкфурте-на-Майне, Цюрихе, затем США. В 1970- 1990 -е годы опубликованы произведения, не увидевшие света на родине (“Письмо вождям Советского Союза”, “Прусские ночи”, “Бодался теленок с дубом”), эпопея “Красное колесо”, “Архипелаг ГУЛАГ”, сборники прозы и публицистики.

Изменения в общественно - политической ситуации в СССР в эпоху перестройки привели к отмене в 1989г. решения об исключении Солженицына из Союза писателей. В1994 году он возвращается на родину, где продолжается его активная творческая и общественная деятельность.

История написания рассказа

Автобиографическая основа. (Индивидуальное задание)

Рассказ “Матренин двор”, написанный в 1959 году, имеет автобиографическую основу. Солженицын вспоминал: “Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области”. Авторская установка на подлинность описываемых событий подчеркнута тем, что с документальной точностью названо в рассказе место происшедшей трагедии (“на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани”). Точно определены временные рамки описываемых событий (лето - осень 1956 -го и зима 1957г.) и место действия - Владимирская область. Исходное название - “Не стоит село без праведника”; окончательное дал А.Т. Твардовский. При публикации рассказа год действия его,1956, подменялся по требованию редакции годом 1953, то есть дохрущевским временем. Напечатан в “Новом мире”, 1963, №1. Первым из рассказов подвергся атаке в советской прессе. В частности, автору указывалось, что не использован опыт соседнего зажиточного колхоза, где председателем Герой Социалистического Труда. Критика недоглядела, что он и упоминается в рассказе как уничтожитель леса и спекулянт(“… на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. Потом их вырубили - торфоразработчики и соседний колхоз. Председатель его, Горшков,свел под корень изрядно гектаров леса и выгодно сбыл в Одесскую область, на том свой колхоз возвысив, а себе получив Героя Социалистического Труда.”)

Как на самом деле жила и “выживала” деревня в послевоенное время? Трагические страницы истории индивидуальное задание)

Рассказ “Матренин двор” открыл дорогу такому явлению в русской литературе, как “деревенская проза”. Основу повествования составляет судьба русского крестьянства. В рассказе мы встречаемся с описанием среднерусской деревни в послевоенное время. Мы не найдем здесь ни критики колхозной жизни, ни обличающих государственный строй идей. Что же в рассказе Солженицына такого необычного, если сразу после выхода из печати, произведение подверглось жесткой критике

События рассказа ограничены четкими временными рамками: лето - зима 1956 г., однако благодаря воспоминаниям героини и размышлениям рассказчика эти несколько месяцев вбирают в себя события четырех десятилетий. Восстанавливая судьбу героини, мы убеждаемся, что ее жизненные драмы, личные беды так или иначе связаны с поворотами истории: с первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, который выжал из нее все силы и оставил без средств к существованию. Ее судьба - частица судьбы всего народа. И сегодня бесчеловечная социальная система не отпускает Матрену: ее оставили без пенсии; ей не продают торфа, заставляя воровать, да еще по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; корову завести невозможно, так как негде косить для нее травы; билеты на поезд и те не продают. Перед нашими глазами предстает реальный быт крестьянства, но не тот, о котором говорили на съездах партии, а реальный … “Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся древня волокла снедь мешками из областного города”. Сопоставляя эпизоды, изображающие этот широкий мир, мы убеждаемся, что основой отношений в нем становится ложь. Крестьянство утратило вековые хозяйственные традиции. Государство не интересовалось жизнью людей,их права ничем не были защищены.

Реализация домашнего задания.

Задание: составить план рассказа, в краткой форме изложить его содержание согласно плану:

1 часть – знакомство с Матреной Васильевной Григорьевой.

2 часть – рассказ Матрены о себе, о своем прошлом, воспоминания о молодости, о любви.

3 часть – смерть, после смерти.

Аналитическая беседа.

Расскажит,что узнал Игнатич о героине? Почему у нее так много обид?

Матрена Васильевна Григорьевна - жительница села Тальново. Трудно жилось бедной и одинокой женщине. Она потеряла на фронте мужа, похоронила детей, “чужая сестрам, золовкам” живет тихо и одиноко. Благодаря отношениям, сложившимся между героями, рассказчику открывается характер Матрены, мир ее мыслей и чувств, ее прошлое. Он становится свидетелем удивительной и трагической судьбы героини. “Пенсии ей не платили, родные помогали мало. “Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. А в колхозе она работала не за деньги - за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика.” “В ту осень много было у Матрены обид, наворочено было много несправедливостей: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за потерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет. Хлопоты были - добывать эти справки …и справку заверить…и с какого она года … и потом все это нести в собес … и узнавать - дадут ли пенсию” Матрена долготерпелива, она стоически переносит болезни - “тяжелую немочь”, периоды, когда “валилась и сутки -двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала”. Героиня считала неудобным беспокоить врачей из-за своего недуга, утруждать людей заботами о себе.

Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Развернутого портрета героини в рассказе мы не найдем. Матрена наделена неброской внешностью: “улыбка ее кругловатого лица”, “простодушно глядя блекло - голубыми глазами”, “…в неярких ее глазах”. Автору важно другое: внутренний свет в ее глазах и “лучезарная улыбка” Из главы в главу повторяется одна деталь - улыбка: “улыбалась чему-то”, “просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой” Солженицын заявляет прямо: “У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью”

Что объединяет героиню и рассказчика?

Между рассказчиком и Матреной обнаруживается духовная близость, устанавливаются доверительные отношения, основанные на самоуважении. Это объясняется тем, что у героев много общего. Они оба одиноки. Игнатич говорит о себе, что “ни в одной точке ее (России) никто меня не ждал”, одинока и потерявшая на войне мужа, оставшаяся без детей, чужая родне Матрена. “Здесь мне было тем хорошо, что по бедности Матрена не держала радио, а по одиночеству не с кем было ей разговаривать” Игнатич и Матрена равнодушны к бытовым условиям, им чужд дух накопительства, они привыкли довольствоваться малым. “Так привыкла Матрена ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат?” Матрена неприхотлива к еде, она привыкла довольствоваться самым малым. Ее, как и героя, жизнь научила “не в еде находить смысл повседневного существования”. Оба они люди, привыкшие трудиться, чуждые лени и праздности.

В чем смысл жизни Матрены Васильевны?

Способом преодоления болезни,средством возвращения к жизни для героини становится труд, обязательные ежедневные хозяйственные заботы.” Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой” Работа, физический труд занимают центральное место в жизни героини: она не мыслит своего существования без труда.“… приглядываясь к Матрене, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое- нибудь другое немалое дело …” Матрена безотказна в работе, когда к ней обращаются за помощью,будь то колхоз, “любая родственница дальняя или просто соседка” она всегда готова прийти на помощь ближнему. “Когда рук не хватало, когда отнекивались бабы уж очень упорно, жена председателя приходила к Матрене … “; “Завтра, Матрена, придешь мне пособить. картошку будем докапывать …”; “тем более не обходилась без Матрены ни одна пахота огорода …”. Постепенно раскрывается характер героини. Мы все больше убеждаемся, что Матрена - безмерно добрая, трудолюбивая, старающаяся всем угодить, в том числе и постояльцу.

Как рассказчик открывает перед нами духовный мир героин?

Мы узнаем, что Матрена способна по достоинству оценить искусство уходящее корнями в народное творчество. Так, она не принимает исполнение народных песен Шаляпиным, чувствуя несовместимость классической оперной манеры певца и народной певческой традиции: “Не. Не так. Ладу не нашего. И голосом балует” Зато романсы Глинки глубоко волнуют ее, трогая до слез.

Расскажите об отношении героини к православной вере

Особое значение приобретают в произведении суждения рассказчика об отношении Матрены к православной вере. Мы видим, что жизнь героини проходит в полном соответствии с христианскими заповедями. Однако повествователь замечает: “Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия”. Но вера Матрены - подлинна,потому что интимна,целомудренна. “Может быть, она и молилась,но не показно”, - говорит Игнатич. Религия,христианские заповеди существуют в ней самой, составляя наполнение ее внутреннего мира, определяя ее поступки, мысли и чувства.

Понаблюдаем за речью героини. В чем особенность ее речи?

Глубоко народный характер Матрены проявляется прежде всего в ее речи. Яркую индивидуальность, выразительность придают ее языку обилие просторечной, диалектной лексики,архаизмов (“приспею, два -дни, три - дни,к ужоткому, иззаботилась, теперича, летось, пособить, тижель, молонья, вопрятаешь,неу ладкой; не знато, бегма, кому часу”). Солженицын наделяет свою героиню даром словотворчества, о чем свидетельствуют ее изречения (“трогацать, дуель (метель, разведка (розетка), порция (порча), картовь, картонный суп; “не умемши, не варемши - как утрафишь”). Автор говорит, что так выговаривали всев деревне. Глубоко народна и манера речи Матрены: “и всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках:

- М-м - мм… также и вам!
И немного погодя:
- А завтрак вам приспеел.

Опишите быт Матрены.

Быт Матрены поражает своей неустроенностью “В запущи она живет”, “кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы”, “часть избы была уставлена по табуреткам и лавкам горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой.” В смысле всего остального: она “не имела”, у нее “не было”, она ни за чем “не гналась” Эти скупые детали говорят о том, что хозяйка равнодушна к бытовым удобствам, ей чужд дух накопительства, она склонна к самоограничению. Несмотря на такие бытовые условия Матрены, постоялец ощутил в ее избе нечто родственное своему сердцу. Поэтому ее нехитрый быт становится и его бытом. “Комнату мы не делили”

Что заставляло такую добрую, бескорыстную женщину, как Матрена, воровать?

“ Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли начальству, да кто при начальстве, да по машине - учителям, врачам, рабочим завода. Топлива не было - и спрашивать о нем не полагалось … Писатель обращает наше внимание на суровую действительность того времени, раскрывает сложные взаимоотношения власти и человека Жизнь деревенской, “кондовой”, ”нутряной России” оказывается разъеденной ложью, жестокостью, прагматизмом.

Что рассказала Матрена своему постояльцу о себе?

Образ Матрены многозначен. Он открывает автору истинный смысл русской жизни и становится символом национальной судьбы. Жизнь Матрены оказывается неразрывно связанной с судьбой страны, неотделима от нее. Судьба героини трагична. Начавшаяся Первая мировая война разлучает ее с любимым человеком, Фаддеем. “Пошел он на войну - пропал. Три года затаилась я, ждала. Ни весточки, и ни косточки…” Потом “И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся”Перевернулась и жизнь Матрены. К ней посватался младший брат Фаддея, Ефим. Начала новую жизнь. “Говорят у нас: умная выходит после Покрова, а дура - после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я …На Петров день повенчались, а к Миколе зимнему - вернулся Фаддей … из венгерского плена. Новая жизнь не складывается, брак ее бесплоден.”У Матрены с Ефимом дети не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый” Совсем с неожиданной стороны раскрывается Матрена, когда рассказывает о своей любви. Сколько лет прошло, но любовь осталась, много лет грело ее сердце однажды вспыхнувшее чувство. Вопреки судьбе, обрекшей ее на одиночество, Матрена десять лет воспитывала дочь Фаддея, Киру, и стала для нее второй матерью.

Каковы причины гибели героини? Кто виноват в ее смерти?

“Страдая от недугов и чая недалекую смерть, тогда же объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти отдать в наследство Кире..” Фаддей “наставительно говорил с Матреной и требовал, чтобы она отдала горницу теперь же при жизни.” “Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться …”Вскоре сдалась. “…жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это - конец ее жизни всей”. Но по-другому она поступить не может, ибо, в противном случае, это была бы уже не Матрена, а другой совсем человек.

Почти единственным союзником Матрены Васильевны остается природа. В тот день, когда бревна от разрушенной горницы нужно было везти в Черусти, началась метель: “Она крутила и кружила двое суток и замела дорогу непомерными сугробами”. Затем внезапно потеплело, и раскисший снег вновь сделал дорогу неприступной. “Две недели не давалась трактору разломанная горница! Эти две недели ходила Матрена как потерянная” И в том, что святая вода у Матрены необъяснимо пропала, видится дурное предзнаменование. Погибает Матрена вместе с горницей, с частью своего дома.

Что же погубило ее?

Людская жадность, халатность,корысть, алчность. Целая цепь, казалось бы, случайностей, совпадений. “Нет Матрены. Убит родной человек”

Какими в рассказе предстали перед нами Фаддей Миронович, родня Матрены? Как проявляется их нравственная позиция в эпизодах, связанных со смертью главной героини?

Рисуя портрет Фаддея, автор несколько раз повторяет эпитет “черный”, противопоставляя его облик светоносности Матрены. Человек, чья жизнь тоже была по - своему изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрены затаил на судьбу и на людей злобу. И если Матрену работа просветляла, Фаддея и его подельников,наоборот, ожесточала. “Все работали как безумные ….в ожесточении. Кричали друг на друга, спорили. …С жестоким лицом вышел тракторист…”. “Глаза …деловито поблескивали”, “ловко лазил”, “живо суетился”. Корысть, жадность заставляют его рушить дом Матрены. И даже накануне похорон Матрены, тогда, когда “дочь его трогалась разумом,над зятем висел суд, в собственном доме лежал убитый им сын, на той же улице - убитая им женщина, которую он любил когда - то”, Фаддей думал лишь о том, чтобы “спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер”На похоронах родственники Матрены (ее сестры и золовки) - даже в ритуальных плачах - ведут соперничество за скудное наследство, обвиняют друг друга, пекутся о бренном, а не о вечном. Похоронный плач у них ненастоящий, “подменный”: “в смерти мы ее не виноваты, а насчет избы еще поговорим” На поминках о самой Матрене никто не говорит. Типичность подобной нравственной позиции подтверждает и подруга Матрены Маша, которая хоть и искренне поплакала над умершей, но не забыла, однако, прихватить обещанную ей “вязаночку”, “ что добром нашим,народным или моим, странно называет язык имущество наше”, - замечает писатель.

Именно так понимает добро Матренина родня. Совсем иначе героиня Солженицына. Для нее добро - неспособность к злу, любовь и сострадание. В этой подмене понятий видит писатель духовный кризис, который охватил Россию.

А.И. Солженицын назвал свою героиню праведнико, что это слово означа, какой смысл в него вкладывал писатель?

Реализация домашней словарной работы. В различных словарях по - разному дается толкование слова “праведник”; приводим.

Критерием оценки человека является у писателя не его социальная значимость, а способность пронести через бесчеловечные испытания свою душу чистой. Солженицын вернул этому слову православно-христианский смысл. Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века. После долгих лет господства в литературе сильного человека, жаждущего свободы, идущего неперекор обстоятельствам и ведущего за собой людей, писатель вернул в нее героя, в котором воплотились крестьянская основательность, привычка к труду, терпение, выносливость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям, не унижаясь и не участвуя в творимом зле, способность остаться внутренне свободным в обстановке тотальной несвободы, сохранить свое имя, свой язык, свою индивидуальность. В статье “Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни “ (1973г.) А.И. Солженицын обозначает “некую меру праведности, святости, непрерывно возрастающую в одних людях и недоступную другим ….; есть такие прирожденные ангелы - они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая …” Матрена Васильевна как небесный ангел, всегда опаздывающий к “дележу земных благ” О важной духовной миссии этих “прирожденных ангелов” Солженицын пишет в финале рассказа: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.

В образе Матрены писатель запечатлел те высокие, прошедшие проверку веками народной жизни, духовные и нравственные идеалы, которые обречены на уничтожение бесчеловечным ходом отечественной истории и которые, по убеждению Солженицына, должны быть обязательно сохранены.

Литература:

  1. Решетовская Н. А. Александр Солженицын и читающая Россия. М. 1990.
  2. Солженицын А.И. Малое собр. соч. В 7 т. М. 1991.
  3. Медведев Ж. А. Десять лет после “Одного дня..”. Мюнхен, 1973.
  4. Нива Жорж. Солженицын. М.,1992.
  5. Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество.М.,1994.
  6. Журнал “Литература в школе” №11, 2004, стр. 26 “Праведник …”

Рассказ «Матрёнин двор» был написан Солженицыным в 1959 г. Первое название рассказа – «Не стоит село без праведника» (русская пословица). Окончательный вариант названия придумал Твардовский, который был в то время редактором журнала «Новый мир», где и был напечатан рассказ в № 1 за 1963 г. По настоянию редакции начало рассказа было изменено и события отнесены не к 1956, а к 1953 г., то есть к дохрущёвской эпохе. Это поклон Хрущёву, благодаря разрешению которого был напечатан первый рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962).

Образ рассказчика в произведении «Матрёнин двор» автобиографичен. После смерти Сталина Солженицын был реабилитирован, действительно проживал в деревне Мильцево (Тальново в рассказе) и снимал угол у Матрёны Васильевны Захаровой (Григорьевой в рассказе). Солженицын очень точно передал не только подробности жизни прототипа Марёны, но и особенности быта и даже местного говора деревни.

Литературное направление и жанр

Солженицын развивал толстовскую традицию русской прозы в реалистическом направлении. Рассказ соединяет в себе черты художественного очерка, собственно рассказа и элементы жития. Жизнь русской деревни отражена настолько объективно и многообразно, что произведение приближается к жанру «рассказ романного типа». В этом жанре характер героя показан не только в переломный момент своего развития, но и освещена история характера, этапы его становления. В судьбе героя отражается судьба всей эпохи и страны (как говорит Солженицын, земли).

Проблематика

В центре рассказа нравственная проблематика. Стоят ли многие человеческие жизни захваченного участка или продиктованного человеческой жадностью решения не делать второго рейса трактором? Материальные ценности в народе ценятся выше, чем сам человек. У Фаддея погиб сын и некогда любимая женщина, зятю угрожает тюрьма, а дочь безутешна. Но герой думает о том, как спасти брёвна, которые не успели сжечь работники на переезде.

Мистические мотивы в центре проблематики рассказа. Это мотив неузнанного праведника и проблема проклятия на вещах, к которым прикасаются люди с нечистыми руками, преследующие корыстные цели. Так Фаддей взялся валить Матрёнину горницу, тем самым сделав её проклятой.

Сюжет и композиция

У рассказа «Матрёнин двор» есть временная рамка. В одном абзаце автор рассказывает о том, что на одном из переездов и через 25 лет после определённого события поезда замедляют ход. То есть рамка относится к началу 80-х, остальное повествование – объяснение того, что случилось на переезде в 1956, в год хрущёвской оттепели, когда «что-то стронулось».

Герой-рассказчик находит место своего учительства почти мистическим образом, услышав на базаре особый русский говорок и поселившись в «кондовой России», в деревне Тальново.

В центре сюжета – жизнь Матрёны. О её судьбе рассказчик узнаёт от неё самой (она рассказывает о том, как к ней сватался Фаддей, пропавший в первую войну, и как она вышла замуж за его брата, пропавшего во вторую). Но больше о молчаливой Матрёне герой выясняет из собственных наблюдений и от других.

В рассказе подробно описывается изба Матрёны, стоящая в живописном месте у озера. Изба играет в жизни и смерти Матрёны важную роль. Чтобы понять смысл рассказа, нужно представлять себе традиционную русскую избу. Изба Матрёны делилась на две половины: собственно жилая изба с русской печью и горница (её построили для старшего сына, чтобы отделить его, когда он женится). Именно эту горницу и разбирает Фаддей, чтобы построить избу племяннице Матрёны и собственной дочери Кире. Изба в рассказе одушевлена. Отставшие от стены обои называются её внутренней шкурой.

Живыми чертами наделены и фикусы в кадках, напоминающие рассказчику безмолвную, но живую толпу.

Развитие действия в рассказе - это статичное состояние гармоничного сосуществования рассказчика и Матрёны, которые «не в еде находят смысл повседневного существования». Кульминация рассказа – момент разрушения горницы, а основной мыслью и горьким предзнаменованием произведение заканчивается.

Герои рассказа

Герой-рассказчик, которого Матрёна зовёт Игнатич, с первых строк даёт понять, что прибыл из мест заключения. Он ищет работу учителя в глуши, в русской глубинке. Только третья деревня удовлетворяет его. И первая, и вторая оказываются испорченными цивилизацией. Солженицын даёт понять читателю, что осуждает отношение к человеку советских бюрократов. Рассказчик презирает власти, не назначающие Матрёне пенсию, вынуждающие работать в колхозе за палочки, не только не дающие торфа для топки, но и запрещающие о нём спрашивать. Он мгновенно принимает решение не выдавать Матрёну, варившую самогон, скрывает её преступление, за которое ей грозит тюрьма.

Много переживший и повидавший, рассказчик, воплощая точку зрения автора, обретает право судить обо всём, что наблюдает в деревне Тальново – миниатюрном воплощении России.

Матрёна – главная героиня рассказа. О ней автор говорит: «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». В момент знакомства лицо Матрёны желто, а глаза замутнены болезнью.

Чтобы выжить, Матрёна выращивает мелкую картошку, тайно приносит запретный торф из лесу (до 6 мешков в день) и тайно же скашивает сено для своей козы.

В Матрёне отсутствовало бабье любопытство, была она деликатной, не досаждала расспросами. Матрёна сегодняшняя – потерянная старуха. Автор знает о ней, что замуж она вышла ещё до революции, что детей у неё было 6, но все быстро умирали, «так что двое сразу не жило». Муж Матрёны не вернулся с войны, а пропал без вести. Герой подозревал, что у него новая семья где-нибудь за границей.

У Матрёны было качество, которое отличало её от остальных жителей деревни: она бескорыстно помогала всем, даже колхозу, из которого её выгнали по болезни. В её образе есть много мистического. В молодости она могла поднять мешки любой тяжести, остановила на скаку коня, предчувствовала свою гибель, боясь паровозов. Ещё одно предзнаменование её смерти – пропавший невесть куда на Крещение котелок со святой водой.

Смерть Матрёны кажется случайностью. Но почему же в ночь её смерти мыши мечутся, как безумные? Рассказчик предполагает, что это через 30 лет ударила угроза Матрёниного деверя Фаддея, грозившего порубить Матрёну и собственного брата, женившегося на ней.

После смерти обнаруживается святость Матрёны. Плакальщицы замечают, что у неё, полностью раздавленной трактором, осталась только права рука, чтобы молиться Богу. А рассказчик обращает внимание на её лицо, скорее живое, чем мёртвое.

Односельчане отзываются о Матрёне с пренебрежением, не понимая её бескорыстности. Золовка считает её нечистоплотной, не бережной, не склонной накапливать добро, Матрёна не искала своей выгоды и помогала другим бесплатно. Презираема односельчанами была даже Матрёнина сердечность и простота.

Только после смерти рассказчик понял, что Матрёна, «не гоняющаяся за обзаводом», равнодушная к еде и одежде – это основа, стержень всей России. На таком праведнике стоит село, город и страна («вся земля наша»). Ради одного праведника, как в Библии, Бог может пощадить землю, уберечь от огня.

Художественное своеобразие

Матрёна предстаёт перед героем как сказочное существо, подобное Бабе Яге, которая нехотя слезает с печки, чтобы покормить прохожего царевича. У неё, как у сказочной бабки, есть животные-помощники. Колченогая кошка незадолго до смерти Матрёны уходит из дома, мыши, предчувствуя гибель старушки, шуршат особенно. А вот тараканы равнодушны к судьбе хозяйки. Вслед за Матрёной умирают её любимые фикусы, похожие на толпу: они не представляют практической ценности и выносятся на мороз после смерти Матрёны.

Творчество русского советского прозаика А. И. Солженицына относится к наиболее ярким и значимым страницам нашей литературы. Главная заслуга его перед читателями заключается в том, что автор заставил народ задуматься о своём прошлом, о мрачных страницах истории, рассказал жестокую правду о многих антигуманных порядках советского режима и вскрыл истоки бездуховности последующих - послеперестроечных - поколений. Рассказ «Матрёнин двор» в этом плане наиболее показателен.

История создания и автобиографические мотивы

Итак, история создания и анализ. «Матренин двор» относится к рассказам, хотя по своим размерам значительно превышает традиционные рамки упомянутого Написан он был в 1959 году, а напечатан - благодаря стараниям и хлопотам Твардовского, редактора самого прогрессивного на то время литературного журнала «Новый мир» - в 1963 г. Четыре года ожиданий - совсем небольшой срок для писателя, отсидевшего в лагерях с клеймом «враг народа» и опального после публикации «Одного дня Ивана Денисовича».

Продолжим анализ. «Матренин двор» прогрессивная критика считает даже более сильной и значительным произведением, чем «Один день…». Если в истории о судьбе зэка Шухова читателя захватывала новизна материала, смелость выбора темы и её изложения, обличительная сила, то повествование о Матрёне поражает изумительным языком, мастерским владением живым русским словом и тем высочайшим нравственным зарядом, чистой духовностью, которыми наполнены страницы произведения. Солженицын планировал назвать рассказ так: «Не стоит село без праведника», чтобы главная тема и идея были заявлены изначально. Но цензура едва ли пропустила бы столь эпатажное для советской атеистической идеологии название, потому эти слова писатель вставил в конец своего произведения, озаглавив его по имени героини. Впрочем, рассказ только выиграл от перестановки.

Что ещё важно отметить, продолжая анализ? «Матренин двор» относят к так называемой деревенской литературе, справедливо отмечая его основополагающее значение для этого направления в русском словесном искусстве. Принципиальность и художественная правдивость автора, твёрдая нравственная позиция и обострённая совестливость, невозможность идти на компромиссы, как того требовали цензоры и конъюнктура, стали причиной дальнейшего замалчивания рассказа, с одной стороны, и ярким, живым примером для писателей - современников Солженицына, с другой. как нельзя более полно соотносится с тематикой произведения. Да и нельзя было иначе, повествуя о праведнице Матрёне, пожилой крестьянке из сельца Тальново, живущей в самой что ни на есть «нутряной», исконно русской глубинке.

С прототипом героини Солженицын был знаком лично. По сути, он рассказывает о себе - бывшем военном, десятилетие проведшем в лагерях и на поселении, безмерно уставшем от тягот и несправедливостей жизни и жаждущем отдохнуть душой в спокойной и немудрёной провинциальной тишине. И Матрёна Васильевна Григорьева - это Матрёна Захарова из деревеньки Мильцево, в избе у которой снимал Александр Исаевич угол. А жизнь Матрёны из рассказа - несколько художественно обобщённая судьба реальной простой русской женщины.

Тема и идея произведения

Кто читал рассказ, того не затруднит и анализ. «Матренин двор» - своего рода притча о бессребренице, женщине потрясающей доброты и незлобливости. Вся её жизнь - служение людям. Она проработала в колхозе за «палочки-трудодни», потеряла здоровье, а пенсию не получала. Ездить в город, хлопотать трудно ей, да и не по душе жаловаться, плакаться, тем более что-то требовать. Зато когда председатель колхоза требует выйти на работы по уборке урожая или прополке, как бы плохо себя ни чувствовала Матрёна, а все-таки шла, помогала общему делу. И коли соседи просили подсобить картошку копать - также себя вела. Никогда не брала платы за труд, радовалась от души чужому богатому урожаю и не завидовала, когда своя картошка была мелкой, словно кормовая.

«Матренин двор» - сочинение, основанное на наблюдениях автора за загадочной русской душой. Именно такая душа у героини. Внешне невзрачная, живущая крайне бедно, почти нище, она необыкновенно богата и красива своим внутренним миром, своей просветлённостью. Никогда не гналась за богатством, и всё добро её - коза, серая колченогая кошка, фикусы в горнице да тараканы. Не имея своих детей, она подняла и воспитала Киру - дочь бывшего жениха. Ей отдаёт она часть избы, а при перевозке, помогая, гибнет под колёсами поезда.

Анализ произведения «Матренин двор» помогает выявить интересную закономерность. При жизни люди, подобные Матрёне Васильевне, вызывают в окружающих и родственниках недоумение, раздражение, осуждение. Те же сёстры героини, «оплакивая» её, сокрушаются, что ничего не осталось после неё из вещей или иного богатства, им и поживиться-то нечем. Но с её смертью будто погас в деревне какой-то огонёк, будто темнее, скучнее, грустнее стало. Ведь была Матрёна той праведницей, на которой держится мир, и без которой не стоит ни село, ни город, ни сама Земля.

Да, Матрёна - немощная старуха. Но что будет с нами, когда такие вот последние хранители человечности, духовности, сердечности и доброты исчезнут? Вот об этом и предлагает нам писатель задуматься…

В журнале «Новый мир» было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобио­графичен и достоверен». В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи, — качествах, которые умещаются в праведнике, без которого «не стоит село».

«Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни. Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя. Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.

«Матренин двор» разделён на три части:

  1. Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
  2. Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
  3. В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.

Главные герои

Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».

У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

Рассказчик, Игнатьич , в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

Темы и проблемы

Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще. Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

Идея

Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится. Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям. Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.

Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей. Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.

Народный характер в произведении

Солженицын рассуждал в статье «Раскаяние и самоограничение»: «Есть такие прирожденные ангелы они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нис­колько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Ка­ждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!