Методы рисования красками. Использование нетрадиционных методов, приемов и техник рисования в обучении детей основам изобразительного искусства. Воспитатель старшей группы

Необычная техника рисования открывает мир фантазий и широких возможностей даже совсем не умеющему что-либо изображать на бумаге человеку. Для ребенка это идеи для самовыражения и простор для вдохновения.

Существует множество любопытных способов когда появляется возможность не только получить захватывающий рисунок, но и весело провести время вместе с малышом.

Кляксография

Способ заключается в нанесении на лист бумаги обыкновенной кляксы. Это можно сделать, просто капнув краску, набранную на широкую кисть.

После этого ребенку предлагается подумать, на что похожа его клякса, и дорисовать недостающие детали. Возможно это будут ножки, хвост или лучики. Тогда клякса оживает, дальше можно будет фантазировать и пририсовывать остальной фон.

В ходе рисования у ребенка посредством задаваемых ему вопросов развивается воображение. Он учится фантазировать и воплощать задуманное на листе бумаги.

Рисование штампами

Необычные техники рисования для детей не требуют сложной подготовки и необычных инструментов. Легко можно создать шедевр, используя обыкновенные вещи:

  • половинки картофеля;
  • дольки яблока;
  • поролоновые губки;
  • кубики от конструктора Lego.

Чтобы получилась картинка, необходимо сначала нарисовать будущую основу. Это может быть веточка, стебельки от цветочков, дорога, где скоро появятся дома.

Затем берется любой понравившийся штамп и окунается в краску. После приложения его к листу получается цветной отпечаток. Так можно изобразить листочки на веточке, цветы или с помощью кубиков Lego выходят славные домики с кирпичными стенами.

Рисование осенними листьями

Очень увлекательная и необычная техника рисования, а рисунки получаются невероятно нежными и красивыми. Для этого необходимо подготовиться и насобирать листья. Причем понадобятся совершенно разные экземпляры: большие, маленькие, красные, желтые, округлые или вытянутые.

Прогуливаясь осенним вечером с ребенком по парку, стоит обратить внимание малыша на красоту осенней природы, на буйство красок. Потом можно предложить насобирать листьев и сотворить небольшое чудо на простом листе бумаги.

Варианты отпечатков листьев

Есть несколько способов получения картины при помощи листьев.

1-й способ . Предложите ребенку на время превратиться в волшебника осеннего леса и отправиться в путешествие. Необходимо выбрать несколько понравившихся листочков и обмазать их с одной стороны красками. Затем листики прижимаются к бумаге, и остаются отпечатки, напоминающие деревья в лесу.

2-й способ . Очень нравится маленьким детям, потому что не требует особых навыков, а рисунок выглядит просто потрясающе. Вместе с малышом разложите 2-3 красивых листочка на бумаге. Далее их лучше слегка закрепить скотчем, чтобы во время работы они не скользили.

Губкой или широкой кистью наносится краска по всей оставшейся поверхности, включая и разложенные листья. Как только акварель подсохнет, можно листочки убрать и любоваться получившимся чудом.

Создаем причудливый рисунок

Необычные техники рисования для детей в школе потребуют определенной подготовки и немного терпенья. Но результат порадует не только детишек, а удивит даже взрослого человека.

Так, можно предложить детям младшего школьного возраста создать цветную бумагу собственного изготовления. Для этого понадобится:

  1. Бумага.
  2. Одноразовая пластиковая тарелка.
  3. Акварель.
  4. Плотный картон.
  5. Пена для бритья.
  6. Ватные палочки.

Сначала пена выдавливается равномерным слоем на одноразовую тарелку. Затем при помощи кисточки необходимо капнуть в произвольном порядке разноцветные краски.

Далее наступает пора магии. С помощью ватной палочки аккуратно размешиваются краски и получается разноцветная, снежная пена. Теперь берется лист бумаги и прижимается всей стороной к тарелке. Излишки пены снимаются кусочком картона.

Когда разноцветный лист просохнет, его можно использовать для дальнейшей работы. В результате получается замечательный цветной фон, который подойдет для всевозможных поделок.

Необычные техники рисования акварелью подходят даже самым маленьким детишкам. А совместное творчество не только сближает взрослых и детей, но и дарит немало чудесных работ, которые можно оформить в рамку и украсить комнату.

Использование гуаши в необычном творчестве

Гуашь, в отличие от акварели, более тяжелая и непрозрачная. Цвета получаются насыщенные, а при высыхании слегка светлеют. Необычные техники рисования гуашью основываются на ее свойствах.

Можно предложить ребенку рисование точками. Сначала ребенок или взрослый рисует контур будущего рисунка. Затем он постепенно заполняется краской, используя ватные палочки.

Особый восторг вызывает у детей рисование пеной. Гуашь, разведенная в воде, дает потрясающий насыщенный цвет. Если развести в одноразовых стаканчиках разные цвета и затем пустить бульбы, то образовавшейся пеной можно изобразить причудливые пейзажи.

Чтобы стать волшебником, не обязательно иметь волшебную палочку. Необычная техника рисования поможет показать ребенку небольшое чудо.

В отсутствии ребенка заранее нарисуйте картинку воском от свечи. А потом уже предложите малышу якобы чистый лист закрасить красками. Наверняка он удивится, откуда на листе взялась такая красота.

Увлечение для взрослых

Взрослые или старшие школьники могут попробовать создать атмосферный рисунок, используя акварель. Висячие сады - необычная техника рисования, когда изображение появляется при помощи разбрызгивания краски из пульверизатора.

Обязательно стоит попробовать изобразить данное чудо в присутствии ребенка. Для этого необходимо нанести сверху листа несколько полос из разных оттенков зеленого цвета. Потом распылять воду из пульверизатора, акварель начинает течь, причудливо меняя форму и движение.

Одной из разновидностей такого рисования является появление изображения на мокрой бумаге. Существует ряд пейзажей, которые удачно выходят, лишь когда используется необычная техника рисования.

Прежде необходимо научить ребенка делать лист слегка влажным. Если бумагу излишне намочить, то эффект не выйдет, а бумага испортится. Для этого подойдет кусок ваты, смоченный водой.

После этого можно кисточкой, дотрагиваясь до листа, оставлять следы, заранее продумывая сюжет. Это может быть дождливый день, город в ночи или цветы в тумане.

Предела в фантазии и творчестве не существует. Педагоги по советуют использовать в работе всевозможный материал и не бояться идти на эксперименты.

Использование всего, что есть под рукой

КЛЯКСОГРАФИЯ

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

РИСОВАНИЕ ВДВОЕМ НА ДЛИННОЙ ПОЛОСЕ БУМАГИ

Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются, кто что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

РИСОВАНИЕ С СЕКРЕТОМ В ТРИ ПАРЫ РУК

Когда вашему ребенку исполниться 4 года, настоятельно советуем прибегать к этому методу. Заключается он в следующем. Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок — и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

РИСОВАНИЕ САМОГО СЕБЯ

Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если ребенок отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, — не огорчайтесь. Похвалите своего малыша: «Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно, тебе такую хочется?» Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: «А чем нарисованная машина отличается от этой?»

Я РИСУЮ МАМУ

Хорошо бы продолжить рисование с натуры или рисование по памяти (объектами длч такого изображения могут стать члены семьи, родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала могут быть фотографии или беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих родственников…Берутся и рассматриваются фотографии. Проводится беседа: «Какая бабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье? Улыбка?» И начинается процесс сотворчества. Через время можно предложить нарисовать по памяти подружек. Когда соберется достаточно рисунков с изображением родственников и друзей, советуем организовать мини-выставку «Мои родные и близкие», где по достоинству оцениваются первые портреты дошкольника.

ТОЧЕЧНЫЙ РИСУНОК

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками.Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

ПОРОЛОНОВЫЕ РИСУНКИ

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не вседа, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты — сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

ЗАГАДОЧНЫЕ РИСУНКИ

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 — 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

РИСОВАНИЕ МЕЛКАМИ

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни — вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря что или кого по форме камень напоминает.

МЕТОД ВОЛШЕБНОГО РИСУНКА

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой — рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

РАЗРИСОВКА МАЛЕНЬКИХ КАМЕШКОВ

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой — под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска — и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

МЕТОД ПАЛЬЦЕВОЙ ЖИВОПИСИ

Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы — это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились — а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.

МЕТОД НИТКОГРАФИИ

Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной — совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

МЕТОД МОНОТОПИИ

Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

РИСОВАНИЕ НА МОКРОЙ БУМАГЕ

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой — рисунка может не получиться. Поэтоому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

ТКАНЕВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

ОБЪЕМНАЯ АППЛИКАЦИЯ

Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

РИСУЕМ С ПОМОЩЬЮ ОТКРЫТОК

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Трех-, четырех- и даже пятилетнему ребенку порой сложно нарисовать собаку и жука. Их можно взять готовыми, а к собачке и жучку пусть он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ ФОН

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

КОЛЛАЖ

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

Читайте также:

Все о воспитании

Просмотрено

5 поучительных историй из детства, которые помогут родителям сделать нужные выводы

Это интересно!

Просмотрено

Веселые тренировки вместе с родителями — Приучаемся к туалету.

Все о воспитании

Просмотрено

Почему ребенок плохо ведет себя с мамой, а с другими хорошо?

Откуда берется это странное утверждение о себя «я не умею рисовать?». Все умеют, только по-своему. Вот и у меня ребенок что-то стал периодически расстраиваться, что я не умею это рисовать или не красиво получилось. Знакомая художница подсказала оставить попытки рисовать по образцу, как это, в основном, делают на различных кружках по рисованию, и попробовать , не стандартные. Предложила опробовать монотипию. Дальше — больше, я начала искать еще варианты подобных техник, раскрывающих индивидуальность ребенка. Их оказался непочатый край.

Кое-что оказалось знакомым еще с детства.

Кляксы

Сложить лист пополам, раскрыть и на одной из половин наставить цветных пятен краской. потом сложить лист опять и плотно прижать — прогладить ладонью или приложить тяжелую книгу. Раскрываем и рассматриваем, что это такое получилось (тест Роршаха, наверно, похоже создавался)))) Можно дорисовать что-то, если хочется добавить.

Фроттаж

Помните? :)

Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете и затем, перемещаясь не заточенным цветным карандашом по поверхности, вы получаете оттиск, имитирующий основную фактуру. Можно карандашную крошку точно так же растирать, по рельефной поверхности. Кто пытался рисовать на столе с рельфным покрытием знает, как эта техника рисования может включиться в рисунок совершенно непрошенно:) А можно создавать рисунки комбинируя рельеф нескольких предметов.Вот какая прелесть:

Так же делаются и отпечатки листьев.

Получается и рисование, и раскрытие индивидуальности, и развитие воображения, и уверенность в своих силах творить и много-много еще полезных моментов для ребенка (и взрослого) в таких техниках. Люблю универсальные вещи, типа
коляски 3 в 1 :)

Отпечатки

Мраморная бумага

  • крем (пена) для бритья
  • акварельные краски или пищевые красители
  • плоская тарелка для смешивания пены для бритья и красок
  • бумага
  • скребок

План работы:

  • Равномерным толстым слоем нанесите пену для бритья на тарелку
  • Смешайте краски или пищевые красители разных цветов с небольшим количеством воды, чтобы получился насыщенный раствор.
  • С помощью кисточки или пипетки накапайте краску разных цветов на поверхность пены в произвольном порядке.
  • Теперь все той же кисточкой или палочкой красиво размажьте краску по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т.п. Это самый творческий этап всей работы, который доставит удовольствие детям.
  • Теперь возьмите лист бумаги и аккуратно приложите его к поверхности получившейся узорчатой пены.
  • Положите лист на стол. Вам осталось только соскрести всю пену с листа бумаги. Для этих целей можно использовать кусок картона или разрезанную пополам крышку.
  • Под слоем пены для бритья вы обнаружите потрясающие мраморные узоры. Краска успела быстро впитаться в бумагу, вам надо только дать ей высохнуть в течение нескольких часов.

Паспарту

Это когда каляки-маляки ребенка вставляются в лист с вырезанной какой-либо формой. Вот, к примеру, бабочка.

Монотипия

Рисование пищевой пленкой

Наносим пятна нескольких цветов акварельной или гуашевой краски на всю поверхность листа. Накладываем сверху пленку и прорисовываем, слегка нажимая на пленку, разнообразные линии. Даем краске высохнуть и снимаем пленку. Доводим рисунок до конца, фломастерами или карандашами.

Мыльная живопись

Краски вы можете смешать с мыльным раствором и затем наносить кисточкой узоры и формы. При рисовании образуются мыльные пузырики, которые создают фактуру красочных мазков.

Рисование по сырой поверхности

Техника очень проста: смачивайте бумажный лист водой, даете подсохнуть 30 секунд и начинаете рисовать акварельными красками. Краски растекаются в разных направлениях и получаются очень интересные разводы (заря, облака, деревья, радуга).

И еще

1. Соль . Предварительно сделайте на бумаге набросок. Смочите его водой с помощью кисти, посыпьте солью, подождите, пока она вберет себя воду, лишнюю соль ссыпьте. Когда все подсохнет, прорисуйте недостающие элементы и раскрасьте. Солью хорошо рисовать стрекоз, птичек, медуз, бабочек, снег, дым.

2. Воск . Приготовьте лист с силуэтами животных, которые вы заранее «нарисуете» свечкой. Закрашивая рисунок краской, ребенок неожиданно для себя «создаст» изображения животных.

3. Поролон или губка . Обмакнув губку в густую гуашь, ребенок может нарисовать пейзажи, букеты цветов, ветки сирени, яблони.

4. Пучок карандашей . Надежно закрепите клейкой лентой большой лист бумаги. Соберите в пучок цветные карандаши – так, чтобы заточенные концы находились на одном уровне. Предложите ребенку порисовать.

5. Мелки и крахмал . Налейте на лист бумаги немного крахмала и руками равномерно размажьте по поверхности. Предложите малышу рисовать мелками по скользкой поверхности. Лучше использовать основные цвета мелков, чтобы они дали вам новые цвета.

6. Цветной клей . Разлейте клей по пустым флаконам, добавьте в каждый по нескольку капель разного цвета, и вы готовы к созданию художественных произведений. Рисуйте цветным клеем на темной бумаге, используя «капельную» технику.

7. Марлевый тампон . Предложите ребенку окунуть марлевый тампон в краску и нарисовать облака, мыльные пузыри, снежные сугробы, утят, бабочек. Недостающие детали надо дорисовать кисточкой или фломастером.
Кукурузные початки. Придумайте какое-либо изображение. Окуните початок в краску и прокатите по листу чистой бумаги. Сделайте отпечаток «хвостом» кукурузного початка.

8. Кляксография . Пусть малыш капнет краской на лист, наклонит его в разные стороны, а затем дорисует кляксу так, чтобы получилось какое-либо изображение. Или ребенок окунает кисть в краску, затем сажает кляксу на лист бумаги и складывает лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем разворачивает лист и старается понять, на кого или на что похож рисунок. Можно дуть на краску из соломинки — тоже способ дать кляксе место развернуться:)

9. Рисование точками . Малыш легким нажимом карандаша намечает предварительный контур предмета, затем точечной техникой заполняет пространство внутри него, используя фломастеры или карандаши разных цветов.

10. Рисование брызгами . Самое основное здесь – освоить технику «набрызга». На сухую зубную щетку с достаточно жесткой щетиной нанесите гуашь, чуть меньше, чем вы обычно кладете зубной пасты. Консистенция краски – чуть гуще, чем паста, поэтому вода здесь обычно не нужна. Держите щетку в левой руке щетиной вниз на расстоянии 3-4 см от бумаги и палочкой скребите щетину по направлению к себе. Очень красив разноцветный «набрызг» (салют) и желто-красный (золотая осень) на белом листе; белый «набрызг» на темно-синем фоне (зимний пейзаж).

11. Рисование ногами . Закрепите на полу клейкой лентой лист бумаги. Вложите малышу между пальцами ног карандаш и попросите что-нибудь нарисовать. Можно творить одновременно двумя ногами на одном листе бумаге. Прикрепите к стене большой лист бумаги и попросите ребенка изобразить на нем нечто, лежа на спине.

по материалам пользователя Cherry сайта liveinternet.ru

Постигая окружающий мир, дети стараются выразить свои впечатления о нём средствами познавательной и творческой деятельности: играя, рисуя, рассказывая. Огромные возможности здесь предоставляет рисование. Чтобы давать возможность малышам разнообразно самовыражаться, можно заниматься с ребёнком рисованием как в традиционных техниках, так и в самых необычных. Чем интересней будут условия, в которых будет проходить изобразительная деятельность ребёнка, тем стремительней будут развиваться его творческие способности. Посмотрим, какие детские техники рисования можно использовать для развития ребёнка.

Традиционные техники рисования

Основа общего всестороннего развития ребёнка закладывается в младшем дошкольном возрасте. Рисование - одно из самых важных средств развития ребёнка, в процессе которого малыш познаёт мир, формирует эстетическое отношение к нему.

При рисовании у ребёнка развиваются самые разнообразные и способности, а именно:

  • ребёнок учится зрительно оценивать форму предмета, ориентироваться в пространстве, различать и чувствовать цвета
  • тренирует глаза и руки
  • развивает кисть руки.

«А знаете ли Вы, что рисование - это один из основных способов разностороннего развития ребёнка, его ощущений, мелкой моторики рук, чувства формы и цвета? При помощи этого простого и увлекательного занятия дети передают своё отношение к действительности».

От того, какие формы и методики использует педагог или родитель на творческих занятиях с малышом, зависит успех воспитания и обучения.

Так, основным приёмом для деток младшего дошкольного возраста является демонстрация, как нужно использовать карандаш и краски. В этом же возрасте эффективно пассивное рисование: когда взрослый водит руку малыша. Когда кроха немного подрастает, изобразительной деятельности обучают информационно-рецептивным методом: дети изучают форму предмета, обводя его рукой, ощупывая очертания. Такое исследование предмета помогает малышу создать более полное представление о предмете. Следующий этап - это выбор техники рисования.

Традиционные детские техники рисования:

  1. Рисование с помощью простого карандаша.
  2. Рисование с помощью цветных карандашей.
  3. Рисование с помощью фломастеров.
  4. Рисование кистью – акварелью, гуашью.
  5. Рисование с помощью восковых мелков.

Приступая к выбору техники рисования для крохи, нужно обращать внимание на его возраст и интерес. Чтобы быть полезным и развивающим рисование, прежде всего, должно быть увлекательным.

Рисование красками и карандашами

Дети с удовольствием занимаются рисованием, особенно если у них это хорошо получается. Даже рисование с помощью таких традиционных техник как рисование красками и карандашами требует определённых навыков. Если навыки отсутствуют – то рисунок может не получиться так, как задумывал маленький художник, вследствие чего ребёнок может огорчиться и больше не захотеть рисовать. Младшие дошкольники ещё не достаточно умелы в рисовании.

Давайте посмотрим, как можно научить малыша рисовать красками и карандашами.

Учимся рисовать красками

Сегодня первое использование ребёнком красок – это пальчиковое рисование. Как только малыш научился удерживать кисточку в руке, предложите ему порисовать ею. Для первых занятий лучше использовать : её не нужно разводить водой и она оставляет яркий след. Покажите малышу такой приём рисования как «примакивание»: кисточку с краской нужно приложить к бумаге всем ворсом. Так получится отпечаток – листочек, огонёк, след зверюшки, цветочек и т. д. Этот простой приём дети могут использовать при изображении знакомых им явлений природы. Интересно будет рисовать на бумаге тёмного цвета (например, синей) белой гуашью. Так можно изобразить, допустим, снегопад. Следующий этап рисования красками – это изображение прямых и волнистых линий.

Обычно малыш овладевает работой с красками и кисточками к 3,5 – 4 годам. С этого возраста крохе можно давать краски в его распоряжение: пусть рисует, что хочет. А родителям всего лишь нужно подсказывать темы для рисования и показывать правильные приёмы.

Начинаем рисовать карандашом

Вначале малышу лучше давать не карандаш в руку, а фломастер: они оставляют яркий след даже при слабом нажатии детской ручки. Когда рука окрепнет, вложите ему в руку карандаш. Рисуйте разные фигуры вместе, двигая руку ребёнка. Так постепенно он поймёт, как нужно двигать карандашом, чтобы получить желаемый рисунок. Повторяйте движения много раз, закрепляя их.

«Совет. Поддерживайте интерес малыша к рисованию, обеспечивая хорошие условия для творчества: качественные принадлежности, отдельный стол и стул в светлом месте, соответствующие росту ребёнка».

Детские нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники детского рисования стимулируют развитие воображения и творческого мышления, проявление инициативности и самостоятельности, малыша. В процессе такого рисования дошкольник будет совершенствовать свою наблюдательность, формировать индивидуальное восприятие искусства и красоты, пробовать создавать нечто прекрасное. А ещё нетрадиционное рисование приносит детям массу позитивных эмоций.

Давайте посмотрим, какие нетрадиционными техниками рисования вы можете заниматься с ребёнком дома.

Для детей младшего дошкольного возраста:

  1. Пальчиковое рисование. Малыш окунает пальчики в гуашь и наносит краску на бумагу.
  2. Рисование при помощи ладошек. Кроха наносит гуашь на всю ладонь и делает отпечатки на бумаге, которые впоследствии могут стать весёлыми картинками.

Для детей среднего дошкольного возраста:

  1. Отпечаток поролоном. Ребёнок окунает в краску кусочек поролона и делает отпечаток на бумаге.
  2. Отпечаток пробкой.
  3. Комбинированное рисование с помощью восковых мелков и акварели. Малыш рисует изображение восковыми мелками на бумаге, а потом закрашивает акварелью только лист бумаги, не затрагивая рисунок.
  4. Рисование с помощью ватных палочек или трубочек для напитков. Окуная их в краску и прикладывая разными способами, можно сделать интересную картину.

Для детей старшего школьного возраста:

  1. Рисование песком или солью.
  2. «Набрызг». Набрав краску на кисточку и ударив ею о картон над бумагой, ребёнок получит целый фейерверк брызг из краски, которые лягут на бумагу.
  3. Рисование с помощью мятой бумаги. Кусочки мятой бумаги окрашиваются и прижимаются к бумаге, где планирует появится картина.
  4. Клясография. Через коктейльную трубочку можно выдувать разноцветные кляксы. А можно их ставить обычной пластиковой ложечкой. Применив фантазию, кляксы можно превратить в забавных персонажей или элементы пейзажа.
  5. Монотипия. Покрыв плотную бумагу или керамическую плитку густым слоем красок, а затем, приложив лист бумаги, мы получим размытый отпечаток на бумаге, который может стать основой для пейзажа.
  6. Гравюра (граттаж). Закрасив плотным слоем гуаши лист бумаги, попробуйте выцарапать вместе с ребёнком с помощью зубочисток.

Используем различные материалы

«А знаете ли вы, что разнообразные нетрадиционные детские техники рисования становятся всё популярнее с каждым днём? Рисуя, малыши действуют так, как им нравится».

Прелесть нетрадиционных техник рисования в том, что в творческом процессе ребёнок может использовать разнообразные материалы и их сочетания. Вот поэтому эти способы рисования очень интересны и для детей, и для взрослых: фантазии и самовыражению нет предела.

Какие сочетания материалов при рисовании можно использовать, чтобы творческий процесс принёс удовольствие, а картина получилась необычной и выразительной?

  1. Отпечатки природных материалов. Если покрыть разными красками листья, шишки, цветы, а потом приложить к бумаге, получится отпечаток. Дорисовав недостающие детали, у ребёнка выйдет отличный .
  2. Пластилин. Из пластилина можно не только лепить фигурки, но рисовать им на бумаге. Такой метод называется пластилинографией.
  3. Всё, что под рукой. С помощью деревянной катушки для ниток, самих ниток, пуговиц разного размера и формы, картонной трубки, свежей апельсиновой корки, початка кукурузы, спицы и всего того, что можно найти в доме и приспособить для творчества, можно рисовать. Каждый предмет оставляет свой уникальный отпечаток. Немного пофантазировав, можно создать необычные картины с помощью вполне бытовых предметов. Катушка оставит след, похожий на колёсико или две дорожки, пуговичка - кружок с точками. Из корки апельсина можно вырезать необычные штампы, например, в виде спирали. А функцию малярного валика выполнит кукурузный початок или картонная трубка.

Рисование - отличный досуг для дошкольника, работа, к которой не надо принуждать. Однако важно поддерживать ребёнка и положительно оценивать результаты его творчества. Расширяйте возможности для творчества вашего малыша. Традиционное рисование научит малыша правильно обращаться с кисточкой, красками, карандашами и фломастерами, научит узнавать и рисовать разные формы, различать цвета. А нетрадиционные техники рисования помогут ему стать более творческим, эмоционально устойчивым, уверенным в своих способностях, инициативным.

Рисунком принято называть изображение, созданное с помощью линий, черт, отображающих важные признаки предмета (форму, раз­мер, пропорцию, динамику, объем и т.д.), используемых во всех ви­дах изобразительного искусства.

Существуют многочисленные разновидности рисунка, различаю­щиеся по методам рисования, по темам и жанрам, по технике ис­полнения. Рисунок может быть станковым и служить вспомогатель­ным материалом для создания живописных, графических, скуль­птурных произведений. Неслучайно рисунок служит основой для усвоения выразительных средств создания художественного образа в изобразительном искусстве, для решения различных творческих задач. Знание техник и материалов рисунка, понимание их особен­ностей помогают реализовать любой замысел.

По использованию изобразительно-выразитель­ных средств различают:

Линейный рисунок . Выполняется легкими, светлыми, обобщен­ными штрихами. С помощью линейного рисунка создается художе­ственный образ, строятся различные таблицы, схемы, опорные сиг­налы.

Тональный рисунок . Способствует передаче объемной формы изображаемого предмета и дает более полную характеристику его свойств и качеств. Тональный рисунок позволяет отобразить на пло­скости характер освещения, материальность и пространственные отношения. Простейший вид тонального рисунка - контурный ри­сунок (силуэт), который заполняется одним ровным тоном.

По технике выполнения:

Оригинальный рисунок. Выполняется от руки в единственном эк­земпляре.

Печатный рисунок. Наносится на клише, оставляющее оттиск на бумаге. Другое название -эстамп. Выделено несколько разновид­ностей эстампа: ксилография (на дереве); литография (на камне); линогравюра (на линолеуме); офорт (на металле).

По целевому назначению:

Академический рисунок. Выполняется длительное время на вы­соком профессиональном уровне с целью совершенствования при­емов рисования, более глубокого освоения приемов изображения и тщательного изучения различных форм.

Учебный рисунок , подготовительный этап, составная часть ака­демического рисунка, выполняется с целью обучения рисованию.

Творческий рисунок выступает в качестве самостоятельного про­изведения изобразительного искусства, отображающего внутренний мир художника, его душевную и духовную сущность, мысли, миро­воззренческие идеи.

Набросок - краткосрочный рисунок, выполненный с помощью линий, дополняемых редкой штриховкой или тушевкой.

Этюд служит для более подробного изучения предмета и изо­бражения его частей. Цель - выделение в течение длительного вре­мени важнейших внешних и внутренних свойств и признаков объ­екта.

Эскиз выполняется на основе собранных набросков и этюдов, ко­торые выступают в качестве строительного материала эскиза, который впоследствии станет будущим произведением.

По способам рисования . Различие между образом реаль­ного предмета, сложившимся в процессе зрительного восприятия, и образом, сохранившимся в памяти в виде представления, приводит к появлению разных способов изображения.

Рисование по восприятию . Объект изображения в течение всей работы находится перед рисующим. Такой способ рисования называ­ется еще ирисованием с натуры.

Этот вид рисования заставляет художника задуматься над формой, содержанием натуры, определить признаки и свойства предметов, осмыслить их отношения. Параллельно с этим воспитываются внима­тельность и наблюдательность, развивается способность гармонично­го видения, осмысления и изображения.

Рисование по оригиналам (копирование). Выполняется не с на­туры, а с рисунка-оригинала работы мастером. Такой вид рисования - вспомогательный прием при обучении основам изобразительной грамоты, поскольку позволяет наглядно увидеть, как могут быть ре­шены изобразительные задачи. Цель копирования заключается еще и в том, чтобы практически освоить ту или иную технику рисования.

Рисование по представлению . Объект изображения отсутствует, т.е. его нет перед глазами рисующего. Изображение создается на основе представлений и впечатлений о предметах, объектах, явлени­ях, событиях, которые были получены ранее. Образы формируются в сознании рисующего и потому несут на себе отпечаток индивиду­альности, неповторимости. Очень часто они менее конкретны и глубоки, чем воспринимаемые объекты. Однако, несмотря на обоб­щенность характера рисунков по представлению, образы могут до­полняться, конкретизироваться художником в ходе рисования, что способствует развитию зрительной памяти, творческого воображения, насыщению новыми образами.

Выразительные средства рисунка

Точка. Получается от прикосновения острия карандаша, кисти или любого изобразительного материала к изобразительной плоско­сти или от пересечения линий и штрихов. Чаше всего используется при отображении светотени или при линейном построении компо­зиции рисунка. В этом случае точка выступает в качестве опоры, поэтому ее называют опорной.

Линия - наиболее распространенное изобразительно-вырази­тельное средство, легко наносимое любым материалом.

Линии различают

по назначению:

- вспомогательные - используются при компоновке и линейно- конструктивном построении формы предметов (объектов);

Пространственные - служат для передачи пространственного положения формы в зависимости от освещения и окружающей об­становки;

- плоскостные - применяются чаще всего в декоративном ис­кусстве и графике.

По характеру:

- прямые выполняются короткими соединяющими тонкими штрихами, идущими от намеченной на бумаге точки и обозначаю­щими направление линии;

- кривые изображаются посредством трех опорных точек (две конечные определяют длину линии, третья - указывает на высоту линии). Расстояние между точками оказывает влияние на характер самой линии.

По направлению: горизонтальные; вертикальные; диа­гональные.

По технике выполнения :простые (все прямые и не­которые кривые: замкнутая, дугообразная) исложные (ломаная - зигзагообразная; волнистая; комбинированная; спиралевидная).

Штрих - относительно короткие линии, позволяющие отобра­зить размеры, контуры предмета, светотеневую моделировку, харак­тер формы, передать объем и фактурность. Штрихи, как и точки, могут быть опорными.

Штриховка - прием нанесения тона с помощью штрихов, на­правление которых определяется движением поверхности изобра­жаемого предмета, ее структурой, формой, размерами и пр.

Тон - передача в рисунке светотеневых отношений (градаций) на предмете посредством штриховки, тушевки и окраски. На пред­метах с ровной, мягкой изогнутой линией переход от света к тени будет постепенным, с характерными полутонами, тоновыми нюан­сами, наличием рефлексов. Предметы, имеющие угловатую неровную поверхность, содержащую множество изгибов и изломов, отличают­ся своеобразием и в тональном изображении. Тоновой рисунок в этом случае подчиняется другим законам передачи светотени, в за­висимости от материала предмета, направления источника света.

Тушевка - прием нанесения тона с помощью слитных штрихов, выполняемых боковой поверхностью графита карандаша.

Контрольные вопросы

1. Какие виды рисунка выделены в теории искусства?

2. Какое значение имеют выразительные средства для формирования графического образа в рисунке?

3. В чем состоит значение рисунка для различных видов искусства?

Особенности овладения рисунком детьми дошкольного возраста

Специфика рисования

Рисование - один из самых популярных видов изобразительной деятельности и творчества. Первые рисунки появляются у ребенка тогда, когда ему впервые попадет в руки карандаш. Мы уже говори­ли о том, что первые каракули, штрихи носят исследовательский и вместе с тем отобразительный характер. Направления штрихов, их форма, сочетание - первые изображения ребенка, через которые он передает свое настроение, отношение к тому, что его привлекает, волнует. После того как малыш узнает краски и другие изобразитель­ные материалы, рисунок не перестает его привлекать. В свободной деятельности дети чаще рисуют карандашами и фломастерами, чем красками, поскольку они позволяют быстрее получить изображение, точнее передать детали образа.

Лист бумаги служит для дошкольника средством общения, само­выражения и даже полем для изобразительной игры. Поэтому в ри­сунке ребенок уделяет внимание внутреннему смыслу, а не его фор­ме. Из-за этого маленький художник упускает важные моменты построения образа, что приводит к хаотичному расположению его элементов, размыванию главного. Если не уделять этой проблеме внимания, то рисунок постепенно утрачивает свою изобразительно- выразительную привлекательность и напоминает некое схематичное повествование, имеющее незаконченный вид. Для того чтобы у детей не формировалось искаженное восприятие рисунка, целесообразно выделить ряд направлений в педагогическом процессе.

1. Отработка изобразительных навыков - цель изобразительной деятельности. Одним из изобразительных навыков становится сво­бодное проведение различных по характеру линий (рис. 12- 16).

2. Оптимизация творческой активности, обусловливающей раз­витие изобразительного творчества дошкольников.

Дети 2,5 - 3,5 года собрались рисовать зимний пейзаж. Предварительно они рассмотрели различные изображения зимнего леса в разных колористи­ческих гаммах, с использованием нескольких техник. Педагог предложил за­крыть фон для будущей работы. Так как данный вид деятельности хорошо знаком дошкольникам, ему оставалось только напомнить, что общий колорит фона должен соответствовать тому настроению, которое они хотели бы отраз­ить в своих работах. После того как фон был готов, педагог, используя показ как метод обучения, продемонстрировал способы рисования заснеженной ели, и каждый новый способ дети самостоятельно повторяли на отдельных листках бумаги. Затем каждый ребенок выбрал тот прием, который ему больше всего понравился. Рисуя первую ель, дошкольник стремится повторить все движе­ния, которые он совершал при тренировке. А вот последующие деревья он начинает изменять, добавляя какие-то элементы, поясняя ход своих мыслей: «...А на этой ели будет много снега, и я поставлю большие отпечатки кисточ­кой»; «А у меня елка наклонилась, потому что ей тяжело под снегом».

Рис. 12. Прямые линии:

I - горизонтальные; ритм вертикальный (падающий); вертикальные;

2 - свободный горизонтальный ритм; свободный диагональный; объемные горизонтальные; 3 - про­странственные горизонтальные; диагональный устремленный; композиционные вертикальные; 4 - падающий вертикальный ритм; сложный смешанный ритм; сме­шанный горизонтальный ритм

Рис. 13. Ломаные линии:

1 - усиливающийся вертикальный ритм; смешанный ритм; 2 - диагональный ступен чатый; ритм ломаных линий; 3 - ломанный горизонтальный ритм; ломанный верти кальный ритм; 4- спокойный вертикальный ритм; переплетение ломаных линий

Рис. 14. Волнистые линии :

1 - волнистые горизонтальные; пучок диагональных; 2 - волнистые вертикальные; волнистые усиленные к центру; 3 - волнообразное движение; волнистые усиленные к краю; 4 - волнистые диагональные; «срез камня»; 5 - концентрация линий к центру; волнистые пересекающиеся; 6 - волнистая «живая»; концентрация линий к краю; 7- расходящиеся от угла; ветвистые линии; 8- округлые линии (ослабление тона); концентрические ослабленные к центру; 9 - переплетение; концентрические,

ослабленные к краю

Рис. 15. Округлые линии:

1 - горизонтальные овалы; «цепочка»; 2- пересекающиеся овалы; горизонтальный ритм овалов; 3 - вертикальный ритм овалов; перекрывающиеся овалы

Рис. 16. Спиралевидные линии:

1 - горизонтальная спираль с усилением; приближающаяся спираль; спираль «улит­ка»; 2 - диагональная спираль; свободные диагональные спирали; свободная гори­зонтальная спираль; 3 - ниспадающая диагональная спираль; ниспадающие верти­кальные спирали; расширяющаяся вертикальная спираль; 4 - наклонная горизон­тальная спираль; пучок расходящихся спиралей; свободные пересекающиеся спирали; 5 - пересечение диагональных спиралей; свободные дугообразные спирали; рас­ширяющийся пучок спиралей

Упражнения в рисовании

Невозможно ждать от ребенка проявления творчества, если у него не хватает технического опыта. Здесь важны две стороны: наличие опыта и внесение нового элемента. Замыслы могут остаться нереа­лизованными, так как их воплощение обусловлено не только уровнем владения техникой рисования (проведение различных линий, нало­жение мазков, нанесение штрихов и т.д.), но и связью между зри­тельно воспринимаемым объектом, координацией движения руки с кисточкой (карандашом) и представляемым образом. Для того чтобы перенести задуманное на плоскость листа, ребенку необходимо осво­ить несколько операций:

Научиться зрительно рисовать любой объект и регулировать ри­совальные движения благодаря импульсам коры головного мозга;

Овладеть техникой изображения;

Изучить последовательность изображения для достижения це­лостности образа;

Усвоить цветовые отношения и формообразующие движения.

Каждая из обозначенных сторон выступает одновременно само­стоятельным механизмом и составляющим одного процесса, который направлен на развитие изобразительного творчества.

Ребенок, не имея представления о том, как выглядит верблюд, не может его изобразить, добиться узнаваемости образа. А для этого ему необходимо хотя бы один раз увидеть это животное

Даже знакомый предмет (объект) сложно изобразить, если не хватает ручной умелости. Конечно, можно возразить, указав на удач­ные и интересные по цвету, форме, композиции каракули, которые получаются у ребенка, не имеющего большого опыта в области изо­бразительной грамоты. В этих удивительных каракулях видим зани­мательные образы мы, взрослые. Именно с позиции взрослого в них отмечается неординарное цветовое решение, оригинальное компо­зиционное построение. Считать это в полной мере творчеством детей было бы необъективно. Сами малыши не видят ни оригинальности, ни индивидуальности в своих работах, так как у них пока еще нет опыта сравнения и сопоставления. Они ориентируются на мнения взрослых, что способствует постепенному формированию их соб­ственной эстетической оценки.

Поэтому очень важно помочь дошкольнику обогатить изобрази­тельный опыт, используя упражнения и творческие задания, которые служат связующим звеном между замыслом и творческим продуктом. Условно можно выделить несколько обучающих упражнений.

Рисование в воздухе с повторением движений педагога.

При выполнении лессировкой неба педагог показывает рукой движение кисточки: сначала в одном направлении, затем ворс разворачивается и начинает движение в другом направлении. Педагог показывает именно рукой, а не кисточкой, поскольку кистью руки можно более наглядно от­разить характер движения ворса. Дети повторяют за педагогом движения рукой. Иногда рисование в воздухе необходимо выполнять кисточкой, чтобы дети зрительно и тактильно запоминали особенности рисовального движения.

Совместная прорисовка деталей на отдельном листке бумаги с подробным пояснением каждого рисовального движения .

Упражнение позволяет скорректировать мелкие рисовальные дви­жения и помогает ребенку прочувствовать силу нажима кисти или карандаша для получения определенного изображения, увидеть по­следовательность изобразительных движений. Важно не только раз­вивать зрительную и тактильную память в отношении формообра­зующих движений, но и учить детей на слух воспринимать инструк­ции. В связи с этим всем движениям необходимо давать словесную характеристику.

Рисуя дерево, педагог поясняет: «Посмотри, мы положили кисточку плашмя и ведем плавно вверх. Кисточка свободно движется, слегка изгиба­ясь, рисует еле заметную волнистую линию, и постепенно ворс кисти от­рывается от листка. Только кончик соприкасается с поверхностью. Мы продолжаем рисовать концом кисти. Получился ствол. На самом верху ствол переходит в большую ветку. Теперь мы меняем широкую кисть на среднюю и рисуем ветки более тонкой кистью. Кладем кисточку к стволу и плавными волнистыми движениями поднимаемся вверх. Опять к стволу, кисточку кладем плашмя, постепенно она поднимается, и мы рисуем концом. Вот одна ветка длиннее, а другая короче. Они все разные. Мы их рисуем смело, не боимся, что они будут заходить на ствол, друг на друга. Теперь берем тонкую кисточку и рисуем еще более мелкие веточки, они переплетаются, как будто держатся за руки. Веточки не плоские, а объемные, нарисуем тень на них. Смешаем краски, чтобы у нас получился темный оттенок, и теперь тонкой кисточкой покажем тень, она должна быть только с одной стороны, а с другой ветка остается светлой...» Подробное объяснение необходимо для того, чтобы дети могли одновременно видеть изображение, анализировать характер рисовальных движений для получения образа.

Отработка отдельных технических приемов по инструкции педагога . Упражнение может проводиться как вне занятия, так и в ходе него. Цель его - обеспечить своевременную коррекцию от­дельных приемов, деталей, необходимых ребенку для реализации замысла.

Процесс освоения основ изобразительной грамоты сложен, дли­телен, требует постоянного закрепления усвоенного материала. До­школьники в ходе рисования очень часто, увлекаясь самим процес­сом, забывают многие правила и начинают расстраиваться, если у них что-то не получается из задуманного. Важно ненавязчиво оказать помощь, направляя ребенка на припоминание правил. Если же до­школьник испытывает неуверенность при выполнении какого-либо приема, то целесообразно его подбодрить, вселить в него уверен­ность.

Когда ребенок оказывается не в состоянии вспомнить прошлый опыт, можно предложить потренироваться на отдельном листке, по­скольку попытки выполнить заново какую-то деталь могут также закончиться неудачей. Маленький лист бумаги меньше сковывает действия дошкольника и выступает в качестве тренировочной осно­вы, на которой он смело экспериментирует, пробует разные вариан­ты или отрабатывает какой-то один прием. На отдельном листке можно при необходимости отрабатывать приемы совместно с педа­гогом.

Очень часто педагог из-за нехватки времени на занятии не до­жидается, пока дошкольник самостоятельно добьется результата, а сам выполняет необходимый элемент на детской работе. Творческо­го развития в этом случае не происходит. Ребенок привыкает, что педагог дорисует, педагог поможет и т. д., перестает проявлять усилия в достижении поставленной цели. У него постепенно пропадает ин­терес к рисованию.

Подражание педагогу, копирование отдельных элементов изображения. В копировании нет ничего опасного для творчества. Все зависит от характера его использования в системе обучения. Если оно выступает в качестве основного метода, то оказывает негативное влияние на творчество. Когда копирование или подражание исполь­зуется с целью закрепления рисовальных движений, то оно способ­ствует расширению опыта ребенка, формированию технической базы 1 (рис. 17).

Таким образом, использование упражнений, направленных на приобретение ребенком «рисовального» опыта, приводит в конечном счете к развитию детского изобразительного творчества. Творчество и деятельность - это не исключающие друг друга понятия, а две стороны одного явления. Изобразительная деятельность помогает ребенку творить, проявлять индивидуальность, дает определенную свободу. А творчество, которое проявляется на основе изобразитель­ной деятельности, способствует гармоничному развитию личности дошкольника.

1. См.: Ломоносова М. Т. Графика и живопись: учеб. пособие. - М., 2003. - С. 150-151.

Рис. 17. Упражнения в штриховке

Контрольные вопросы

1. Какие виды рисунка, по вашему мнению, доступны детям дошкольно­го возраста?

2. В чем состоит суть упражнений? С какого возраста целесообразно применять упражнения для формирования изобразительных навы­ков?