Михаил врубель краткая биография. Врубель михаил александрович

Врубель Михаил Александрович (1856-1910)

Гениальный русский художник Михаил Александрович Врубель Родился 5 (17) марта 1856 года в Омске в семье строевого офицера, участника Крымской кампании, который впоследствии стал военным юристом. Предки со стороны его отца были выходцами из прусской Польши (“врубель” по-польски - воробей.

Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года. Когда Врубелю исполнилось семь лет, его отец женился во второй раз. Во втором браке у отца родилось трое детей, один из которых умер в детстве. Отношение к мальчику во вновь образовавшейся семье было замечательным. Мачеха художника, Елизавета Христиановна (урожденная Вессель), была серьезной пианисткой, и ее занятия музыкой способствовали духовному развитию маленького Врубеля. По воспоминаниям старшей сестры Анюты, с которой Врубеля связывали теплые дружественные отношения: “элементы живописи, музыки и театра стали с ранних лет его жизненной стихией”.

Долг службы отца требовал частых перемещений. Врубель с детства испытал много новых впечатлений, переезжая из Омска а Астрахань, затем в Петербург, в Саратов, Одессу, и опять в Петербург.

Рисовать Врубель начал рано. В восемь лет во время недолгого пребывания в Петербурге он, под руководством отца, посещает рисовальные классы Общества поощрения художников. В Саратове Врубель обучается рисованию с натуры у частного педагога; в Одессе посещает рисовальную школу. Художник обладал прекрасной зрительной памятью. Девятилетний Врубель, по воспоминаниям его сестры, после двух посещений саратовской церкви, в которой была помещена копия “Страшного суда” Микеланджело, “наизусть, воспроизвел ее во всех характерных подробностях”.

Врубель получил прекрасное образование. В 1874 году он окончил Ришельевскую Классическую гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Петербургского университета. Летом 1875 года Врубель совершил первую поездку в Швейцарию, Германию и Францию с семьей, в которой он подрабатывал гувернером и домашним учителем.

По окончании юридического факультета Петербургского университета, осенью 1880 г. Врубель поступает в Академию Художеств. Здесь огромное влияние на него оказали профессор П. Чистяков и В. Серов. На раннем этапе своего творчества Врубель много внимания уделял акварели, одновременно пробуя силы в станковой живописи.

В классе П. П. Чистякова Врубель занимается с 1882 года. Чистяков рекомендует его как способного мастера композиции Адриану Прахову -руководителю реставрацией древних церквей и фресок в Киеве, который впоследствии курировал исполнение росписей во Владимирском соборе. Врубель был приглашен расписывать иконостас Кирилловской церкви в Киеве (1884-85). Это стало его первой крупной монументальной работой. Он создал “Сошествие Святого Духа на апостолов” на хорах этой церкви и эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (четыре варианта композиции “Надгробный плач”).

Несколько месяцев в 1884 г. Врубель провел в Венеции, изучая живопись раннего Ренессанса. После возвращения в Россию он продолжает работы в Киеве. Там же художник пишет портрет-картину “Девочка на фоне персидского ковра” (1886), живописная материя которой проникнута духом печали.

В 1887 г. Врубелю поручается исполнение фресок для Владимирского собора по ранее сделанным эскизам. В том же году художник стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения.

Осенью 1889 г. Врубель переезжает в Москву, где начинается период его наиболее плодовитой работы. В киевский и ранний московский период Врубель ведет богемную жизнь: часто бывает в цирке, дружит с цирковой наездницей и вместе со своими приятелями К. Коровиным и В. Серовым ходит к ней в гости. В Москве он знакомится с С. И. Мамонтовым, который принимает участие в художественных начинаниях художника.

Творческой манере Врубеля, которая окончательно сложилась в начале 1890-х гг., характерны декоративность и обостренная экспрессия византийского и древнерусского искусства, цветовое богатство венецианской живописи. Врубель одухотворяет природу, превращает ее в своего учителя и наставника. Он говорил, что в основе всякой красоты - “форма, которая создана природой вовек. Она - носительница души… “Декоративно все, и только декоративно”. Врубель, по его словам, “ведет беседу с натурой”, “вглядывается в бесконечные изгибы формы”, “утопает в созерцании тонкостей” и видит мир как “мир бесконечно гармонирующих чудных деталей...”. Художник до тонкостей изучал строение и переплетение ветвей, стеблей и соцветий; кристаллики льда, образующие узоры на стеклах; игру света и тени, и отражал свои знания и чувства в своих произведениях: киевские цветочные этюды (1886 - 1887) “Белая акация”, “Белый ирис”, “Орхидея”; панно “Богатырь” (1898), “Одиллия” (1894), “Сирень” (1901), “Кампанулы”, “Раковины” и “Жемчужина” (1904) ,“Тени лагун” (1905) и т.д. К. Коровин писал о творчестве художника: “Врубель поразительно рисовал орнамент, ниоткуда никогда не заимствуя, всегда свой. Когда он брал бумагу, то, отмерив размер, держа карандаш, или перо, или кисть в руке как-то боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина”. В природном мире ближайшую аналогию описанному процессу возникновения изображения из первоначально разрозненных линий и штрихов, образующих причудливую орнаментальную вязь, в которой вдруг проступают облики знакомых предметов, представляют собой кристаллизации инея на морозном стекле”.

В московский период художник пишет портреты С. И. Мамонтова и К. Д. Арцыбушева. Главной же темой творчества Врубеля в это время стала тема Демона, в которой он в символической форме ставит “вечные” вопросы добра и зла, изображает свой идеал одинокого бунтаря, не приемлющего обыденность и несправедливость. Сама мысль создать “нечто демоническое”, возникла еще в Киеве. Осенью 1886 года, Врубель показывая свои первые наброски отцу, говорил что Демон - дух “не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый”.

Михаил Александрович обладал даром графической черты и формы, ни одна работа не могла застать его врасплох. Он мог мастерски справиться с любой работой, считая ее вызовом своему мастерству: написать картину, расписать блюдо, изваять скульптуру, придумать различные ни на что не похожие орнаменты и виньетки, сочинить театральный занавес. Врубель мечтал соединить в своем творчестве искусство с жизнью, он постоянно находился в поисках высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве и использовал в своих произведениях орнаментально-ритмические решения. Все это сближало его со стилем “модерн”, вызов которого был принят художником. Модернизм особенно свойственен некоторым панно Врубеля (триптих “Фауст” для дома А. В. Морозова в Москве, 1856; “Утро”, 1897)”. Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма. Он стремился создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях мир человеческих чувств и мир природы (“Пан”, 1899, “К ночи”, 1900, “Сирень”, 1900).

До 1896 года Врубель был одной из заметных фигур абрамцевского кружка, “придворным художником” С. Мамонтова. Он занимался оформлением интерьеров в особняках московских меценатов и буржуа, предпочитая использовать в их оформлении фантазии на тему античного мира и средневековых рыцарских легенд. Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства - создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве - декоративную скульптуру “Маска льва”. В оформлении особняков С. Т. Морозова на Спиридоновке и А. В. Морозова в Подсосенском переулке Врубель работает вместе с самым значительным архитектором московского модерна Ф.И. Шехтелем (“Полет Фауста и Мефистофеля”).

В 1890-е гг. Врубель выполняет декоративные панно и станковые произведения “Венеция” (1893), “Испания” (ок. 1894) и “Гадалка” (1895), “Принцесса Греза” (1896); иллюстрирует произведения М. Лермонтова, изданные к 50-летию со дня смерти поэта участвует в оформлении спектаклей в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова: опер Н. А. Римского-Корсакова “Садко”, 1897, “Царская невеста”, 1899, “Сказка о царе Салтане”, 1900; исполняет скульптуры для майолик Абрамцевской фабрики “Снегурочка”, “Лель”, “Садко”, “Египтянка” и др.; панно “Микула Селянинович и Вольга”; “Роберт и монахини” (бронза, 1896), “Морской царь “ (керамика, 1899-1900). Музыка Н. А. Римского- Корсакова, привлекавшая внимание художника поэзией водной стихии, была одним из стимулов в обращении художника к “изобразительному фольклору” (майолика “Купава” 1898 - 1899 г., “Морская царевна” 1897 -1900 гг., “Прощание царя морского с царевной Волховой” (1899), “Садко” 1899 - 1900 гг.)

Работы художника

См. также:
http://vrubel-world.ru - сайт о художнике М.Врубеле.

В поисках большей духовности, монументальности и пластической выразительности произведений Врубель обращается к опыту классического искусства. Однако он далёк от стилизации или подражания. В характерной манере Врубеля, живописца и рисовальщика, творчески преломились декоративность и обострённая экспрессия византийского и древнерусского искусства, цветовое богатство венецианской живописи. Резкий, ломающийся штрих, сопоставление нескольких планов в изображении предмета, расчленение объёма на множество взаимосвязанных пересекающихся граней и плоскостей, широкий мозаичный мазок, лепящий форму, напоминающее витраж горение красок и эмоциональные цветовые сочетания становятся в творчестве Врубеля (окончательно манера Врубеля сложилась в нач. 1890-х гг.) пластическими средствами выражения того тревожного и драматического восприятия мира, которое во многом определяет своеобразие его творчества.
В творчестве Врубеля киевского периода впервые проявилось характерное для Врубеля противоречие между мечтой о художеств, преображении мира, о воплощении высокого и прекрасного в человеке в величавых образах монументального искусства и буржуазной действительностью, которая не давала Врубелю возможности средствами своего искусства утверждать гуманистические идеалы (величественные монументальные замыслы Врубеля не были осуществлены, он выполнял лишь панно для буржуазных особняков).
С тягой Врубеля к монументальному искусству связаны декоративные поиски, которые определяют его творчество в 1890-е гг., когда Врубель, переселившись в Москву (в конце 1889), вошёл в абрамцевский художественный кружок мецената С. И. Мамонтова. В эти годы Врубель выполняет панно и станковые произведения ("Венеция", 1893, Рус. музей; "Испания", ок. 1894 и "Гадалка", 1895,- оба в Третьяковской гал.), участвует в оформлении спектаклей (опер Н. А. Римского-Корсакова "Садко", 1897, "Царская невеста", 1899, "Сказка о царе Салтане", 1900,- все в Моск. частной русской опере С. И. Мамонтова), создаёт эскизы архитектурных деталей и майоликовой скульптуры для абрамцевской керамической мастерской ("Египтянка", "Мизгирь", "Купава"- все 1899-1900, Третьяковская гал.), выступает в роли архитектора (проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской ул. в Москве, 1891) и мaстepa прикладного искусства.
В эти же годы Врубель работает над иллюстрациями к произведениям М. Ю. Лермонтова ("Измаил-бей", акварель, белила, тушь, сепия, Третьяковская гал. и Лит. музей, Москва, и "Герой нашего времени", акварель, белила, Третьяковская гал.,- все 1890-91).
Главной темой творчества Врубеля в моcковский период стала тема Демона. В "Демоне" (1890, Третьяковская гал.) и иллюстрациях к одноименной поэме М. Ю. Лермонтова (акварель, белила, 1890-91, Третьяковская гал., Рус. .музей и др. собрания) Врубель в символической форме ставит "вечные" вопросы добра и зла, выдвигает свой идеал своеобразно понятой героической личности, бунтаря, не приемлющего обыденность и несправедливость действительности, трагически ощущающего своё одиночество.
Эпоха тяжёлых социальных противоречий и общественного разлада, бунтарские настроения предреволюционной поры - всё это оказывало воздействие на работу Врубеля над темой Демона, которая завершилась "Демоном поверженным" (1902, Третьяковская галерея).
Необычность изломанных форм "Демона поверженного" подчёркивает его гибель, обречённость, а также отражает огромное внутреннее напряжение художника, его лихорадочные поиски образа подлинно трагедийной силы. Врубель исполнил ряд портретов, отличающихся философской глубиной образа, стремлением подчеркнуть необычное в модели (портреты С. И. Мамонтова, 1897, К. Д. Арцыбушева, 1897, Н. И. Забелы-Врубель, 1898,- все в Третьяковской гал.; портрет сына, акварель, белила, графитный карандаш, 1902, Русский музей).
В 1900-е гг. творчество Врубеля приобретает характер трагической исповеди, в нём нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм, а порой и черты болезненного надлома (с 1902 Врубель страдал тяжёлой душевной болезнью и в 1906 ослеп).
В эти годы лучшими произведениями Врубеля становятся графические портреты, замечательные острой проницательностью характеристик и конструктивной чёткостью построения форм (портрет Ф. А. Усольцева, карандаш, 1904, частное собрание, Москва; "После концерта. Портрет Н. И. Забелы-Врубель", пастель, уголь, 1905, портрет В. Я. Брюсова, уголь, сангина, мел, 1906,-оба в Третьяковской гал.).
Человеческая одухотворённость свойственна и сравнительно немногочисленным у Врубеля пейзажным работам ("Дерево у забора", графитный карандаш, 1903-04, Третьяковская гал.), натюрмортам ("Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан", графитный карандаш, Русский музей, Ленинград).

Предвестник кубизма, яркий представитель символизма, человек, который отлично совмещал в себе талант к графике и живописи в равной степени.

Детство

Михаил Александрович родился в Омске в 1856 году в этом же городе были рождены его младшие брат и сестра которые не дожили до юности. По причине частых родов и ослабленного здоровья в 1859 году скончалась мать мальчика. Пока овдовевший отец пытался справиться со всеми хлопотами, которые лежали на его плечах, мальчик проводил свои будни за рассматриванием картинок в детских книжках.

В 1863 году отец Михаила взял в жены Е. Х. Вессель которая была из знатного рода, что помогло ему в продвижении по службе. Новая мама для семейства оказалась настоящим сокровищем, она целыми днями занималась воспитанием всех детей.

В 1867 году семейство переехало в Саратов где у отца мальчика было новое назначение по службе. Вопреки любящей атмосфере, которая царила в доме Михаил и его сестра Анна всегда проводили время вместе и не были особо заинтересованы в дружбе с новыми родственниками.

Юность

Уже в юном возрасте Врубель проявил себя как человек творческий и самостоятельный. Настоящая страсть к рисованию проснулась у юноши, когда в Саратов на выставку завезли «Страшный суд» Микеланджело. Это произведение настолько запало в душу юному дарованию что он позже исполнил его точную копию по памяти, со всеми мельчайшими деталями и нюансами. Во время обучения в гимназии Врубель рисовал под покровительством ОПХ. После перевода отца в Одессу и смены учебного учреждения Врубель на время прекратил активную творческую деятельность и больше уделял внимания естественным наукам. Обучение в целом, у юноши не отнимало много времени, он был лучшим учеником пока это было ему интересно. В один момент его жизни Михаил сильно загорелся идеей актерской карьеры, но оставил эту затею с поступлением в университет.

Юридический университет

Родителями Врубеля было принято решение отправить его на юридический факультет. Возможно, на это повлияла способность мальчика быстро запоминать сложные тексты или знание нескольких языков. В конечном итоге мысли о творческих начинаниях отошли на второй план. Обучение шло медленно и трудно, в конечном итоге юноша больше заинтересовался философией и совершенно забросил юридическое дело. Рисование хоть и присутствовало в жизни художника, но играло отнюдь не ведущую роль. В период обучения в университете им были нарисованы несколько иллюстраций к популярным в то время литературным произведениям. Начиная с 1875 года Врубель активно начал развивать актерские таланты, но это требовало больших капиталовложений и ему приходилось подрабатывать репетитором. Для юного дарования стали находкой его знания латыни и юридического дела.

Начало художественного развития

Такой образ жизни привел Михаила в семью Папмелей, которые нуждались в его репетиторских навыках. Отзывчивая семья приняла молодого человека как своего сына, и он надолго поселился у них в поместье. Именно после переезда в их имение Врубель начал активно рисовать. Эстеты Папмели поддерживали его высоко оценивая любую его работу. Не только любовь к искусству привили ему его новые знакомые, любовь к вину, которого было всегда много на столе гостеприимных знакомых, накрепко засела в жизни Врубеля. Начиная с 1880 года, художник начал посещать курсы в Академии искусств где познакомился с Чистяковым и стал частым гостем в его студии. Наставник стал хорошим другом для молодого гения, о чем сам Врубель неоднократно упоминал в письмах к сестре. Работа над оттачиванием пластики форм и передачи живости светотени до конца жизни чувствовалась в работах живописца.

Творческие эксперименты

Несмотря на своенравную манеру исполнения, далеко идущую от традиционного академизма, Чистяков поощрял творческие эксперименты своего ученика. Одной из немногих работ, которые художник пытался изобразить во всей строгости академизма является зарисовка «Пирующие римляне». Будучи человеком целеустремленным, Михаил не оставил попыток совмещать свое творчество с развитием своего бизнеса. С помощью своих давних знакомых Пампелей он нашел заказчика, который предложил гонорар в 200 рублей за любое его полотно на выбор. Темой для его картины стали «Гамлет и Офелия», но успехом эта затея не увенчалась, и художник перешел на другую более реалистичную задумку. Для работы над полотном «Натурщица» была приглашена известная и подготовленная Агафья которая позировала для многих художников того времени. Знакомые художника помогли раздобыть предметы декора, которые использовались как фон в постановке. После окончания картины его пригласили в Киев для работы над восстановлением фресок Кирилловской церкви. Наиболее ярким моментом в его работе над фресками стало изображение «Сошествие Святого Духа на апостолов».

Последнее путешествие в Италию

После завершения работы над этим проектом художник отправился в Италию для пополнения своих творческих знаний. Во время его проживания в Венеции город так сильно вдохновил его что Врубель закрылся в себе и целыми днями писал иконы и полотна повседневной тематики. После выхода из творческого наплыва художник начал ощущать жажду общения и недостаток любви. По возвращению в Киев художник делает предложение жене своего покровителя Прахова. Однако женщина высмеяла его чувства и указала на очевидное обстоятельство отказа, ее замужество. После отказа у Врубеля начался кризис, он практически не рисует, а если и начинает полотно, то забрасывает его. Единственное завершенное произведение - это «Девочка на фоне персидского ковра» сделанное по заказу владельца ссудной кассы.

Проблемы с психическим здоровьем

В 1890 году художник переехал в Москву. Здесь у него начался период депрессии, которая отразилась на цикле работ «Демон». Мрачные краски и трагические сюжеты можно увидеть во всех его последующих работах. С 1890 года художник увлекся керамикой и сделал множество ярких заказов для богатых домовладений России. Вплоть до 1896 года художник путешествовал по Италии, где работал в различных гончарных мастерских. По возвращению в Москву художника пригласили создать декорации для театра где он встретил свою будущую жену Надежду Забел. Их встреча была такой же внезапной и полной эмоций, как и вся жизнь художника. Решение о свадьбе было принято на следующей же неделе после знакомства. С приходом любви в жизнь художника пришло и вдохновение. Он творил целыми днями и именно тогда окружающие впервые заметили его психический недуг. В 1900 году он, вдохновленный театральными постановками, пишет «Царевна-Лебедь». Это полотно примечательно тем что художник создал его за сутки, на холсте, предназначенном для портрета любимой жены, что делает произведение довольно символичным. Осложнения в душевном состоянии художника стало заметно в период его возвращения к циклу работ «Демон». «Демон летящий» и «Демон поверженный» стали дополнением к мрачному хороводу демонического творчества.

Последние годы жизни

Все чаще у художника случались срывы, которые практически не прекращались после рождения сына в 1901 году. Стресс и давление, которое испытывал на себе рисовальщик, проявлялось в депрессии и буйном поведении. Жена с ребенком не могли находиться в такой атмосфере и уехали в Рязань к родственникам. Такое поведение привело к его принудительному заключению в клинику для психически больных. В 1903 году после выписки из клиники и возвращения домой художник потерял сына. Это событие в конец подкосило как физическое, так и психическое состояние живописца. Его поместили в клинику для душевно больных где он, несмотря на частые галлюцинации продолжал писать картины. «Жемчужина» и «Видение пророка Иезекииля» стали последними работами художника. У Врубеля начались приступы агрессии, которые чередовались с апатией, не редки были и галлюцинации. Художник утверждал, что он стал пророком и точно знает, что ему уготовано. В последний день своей жизни на него сошло просветление, он был бодрым и веселым, привел себя в порядок и к удивлению врачей, уснул во фраке. Той же ночью 14 апреля 1910 года художник скончался.

  • Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники 20 века. Его манера писать «разноцветными кубиками» иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства 20 века.
  • В 1902 году знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил Врубелю диагноз – острое душевное расстройство. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет. Доктор Федор Усольцев, лечивший Врубеля, вспоминал, что даже в болезненном возбуждении, спутанности мыслей и чувств, Врубель творил – лепил из глины странные фигуры, рисовал.
  • Врубель автомизировал реальность в живописи, расщеплял мир и видел в нем второе дно, непостижимое и демоническое. Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, хотя глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены. Эти персонажи живописи Врубеля, которой в Третьяковке отдан целый зал, – пожалуй, самые известные. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну, многозначность.
  • На протяжении всего творчества Врубель неоднократно обращается к теме пророчеств, в моменты болезни – тема становится почти навязчивой. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» — последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. И как в ветхозаветной притче Серафим очищает от грехов пророка Исайю, тем самым подготавливая к пророческому служению, так и Азраил Врубеля предстает, чтобы окончательно утвердить художника в роли провидца, знающего свою судьбу.

Награды:

  • Золотая медаль Парижской всемирной выставки (1900 год)
  • Вторая серебряная медаль Академии художеств (1883 год)

«Откуда приходят к нам художники?» - задумывался А. Блок. Не из древних ли трагедий? Какую печать они несут? Биография Михаила Врубеля отвечает: печать рока и безумия. Художник был феноменально одарен. Ему была подвластна монументальная роспись, графика, театральные декорации, скульптура. Как выглядел Михаил Врубель? Фото 1897 года нам это демонстрирует.

Происхождение

Удивительна наследственность Врубеля. Она поражает разнообразием этнического состава. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Душевная мягкость, отрешенная задумчивость - это пришло к нему от матери, в 23 года умершей от туберкулеза. Вспыльчивость, горячность, неожиданные решительные поступки и стойкость, когда приходилось преодолевать жизненные трудности, - это от отца. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. А глаза были материнские - карие.

Детство

Это был красивый, веселый, изобретательный ребенок. Он придумывал игры по мотивам приключений Майн Рида и Фенимора Купера и увлекал и объединял всех вокруг себя. Но одновременно он мог часами сидеть, читая и рассматривая иллюстрации и репродукции картин. Миша родился в Омске в 1856 году. Но служба отца проходила в переездах. Они жили и в Астрахани, и в Харькове. Там он вторично женился, и его жена много времени уделяла детям от первого брака. Своих у нее еще не было.

В Саратов, очередной город, где жили Врубели, привезли копию «Страшного суда» Микеланджело. И вот тут впервые проявилась поразительная визуальная память Михаила. Он по воспоминаниям нарисовал фреску со всеми подробностями. К этому времени он уже брал уроки рисования. Семья была большой и бедной. Отец Михаила не сделал карьеры, вероятно, потому, что происходил из неимущих дворян и был католиком. Но для детей родители старались сделать все возможное, чтобы они могли следовать своим способностям и увлечениям.

Так безмятежно складывалась в детстве биография Михаила Врубеля. Тревоги и сложности, переезды и неустроенный быт, нищета - это все придет позже, начиная с юной самостоятельной жизни.

В Академии

Окончив одесскую гимназию, где он серьезно изучил и литературу, и историю, и немецкий, французский и латинский языки, а затем и Петербургский университет, в 1880 году Врубель поступает в Академию художеств. Теперь жизнь, которую будет вести Михаил Врубель, биография его навсегда будут связаны с искусством. Его начинают интересовать трагические темы, общечеловеческие, философские.

Не случайна его работа «Гамлет и Офелия» (1884 г., ГРМ). Его привлекают сильные и мятежные личности. Позируют ему Валентин Серов и его двоюродная сестра. Темен колорит, но кобальт играет всеми оттенками. Картина осталась незаконченной, потому что так уж сложилось. Художника, не закончившего Академию, приглашают на работу в Киев. Живописец Михаил Врубель, биография которого внезапно меняется, проявит там свою еще неизвестную грань таланта как мастера монументальных росписей.

Киев, Италия и снова Киев

По предложению искусствоведа А. Прахова он с увлечением работает, расписывая Кирилловский собор фресками. Им созданы четыре оригинальные композиции взамен утраченных и отреставрировано 150 фрагментов фресок, которые относятся к 12-му веку. Пять лет, проведенных в исканиях и трудах, оплачивались крайне скудно. Но искусствовед, чтобы положить конец увлечению молодого художника его женой, отправляет Врубеля в Равенну.

Наиболее всего его привлек не расцвет Ренессанса, а более раннее искусство и готические мозаики и витражи. Он жадно впитывает пластические и колористические решения итальянцев, что при его поразительной визуальной памяти, которая проявилась еще в детстве, для него несложно.

Результатом станут при возвращении в Киев шедевры - акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Они не были приняты, так как расходились с концепцией и традицией изображений в православной церкви. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. В ней максимально выражена и скорбь Марии, и ее страдание, и безмерная любовь. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека.

Москва (1890-1902)

В Киеве ему поручались далеко не самые важные работы. Постоянных заработков у него не было, и случайно Врубель уезжает в Москву, на короткое время, просто встретиться со знакомыми. Он останется здесь надолго. И это будет самый плодотворный и яркий период в творчестве, чего еще не познал Михаил Врубель. Биография его спишет знакомство с и Саввой Мамонтовым.

Демон и Тамара

В это время издается к юбилею Лермонтова собрание сочинений в двух томах. Малоизвестному, но интересному Врубелю поручено иллюстрировать «Демона». Для себя художник уже обращался к этой теме, но не был удовлетворен результатом. Тут же он выполнил 30 черно-белых рисунков акварелью. Они поразительно выразительны. Тамара у него связывает небесное и земное.

и другие работы

В 1894 году Врубель получает заказы на создание декоративных панно. «Венеция» представляет живущий полнокровной жизнью, а «Испания» навеяна оперой «Кармен». В некоторой близости к ней стоит полотно «Гадалка» (1895).

На картине знаменательно изображен туз пик на первом плане. То, как он нарисован, означает добрые дела и взаимные чувства. Ожидания, владевшие автором, его не обманули. К нему пришла любовь и Надежда. Через несколько месяцев он обвенчается с Надеждой Ивановной Забелой. Так обновится биография Михаила Врубеля. Это произойдет в 1896 году. А вместе с певицей в его жизнь входит музыка. Художник полон сил. Он творит.

Михаил Врубель: картины с названиями

В эти годы (с 1896-го по 1902-й) создан новый мир - мир Врубеля. Он напишет ряд великолепных портретов - «С. И. Мамонтова», «К. Д. Арцыбушева», панно «Принцесса Грёза» и полотна «Микула Селянинович», «Сирень», «Утро», «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь», «Демон летящий», «Демон поверженный», «Портрет сына», сюиту портретов жены. Он работает истово, не жалея себя, по 14 часов в сутки. И приходит болезнь.

Неотвратимость (1903-1910)

Душевные недуги из-за того, что окружающие их просто не понимают, смотрят со страхом или насмешкой, всегда тяжелы и для больного, и для его близких. А ведь это самые обыкновенные заболевания, как болезнь желудка или сердца, но там окружающим все понятно, и они полны сочувствия. Не так с депрессиями и помутнением сознания. И как горько читать о болезни Врубеля сейчас, когда есть целый спектр лекарств, которые могли бы вывести его из прогрессирующей болезни.

По крайней мере, на более долгий срок оставить его в обществе здоровых людей. А тогда он уходил и терял с ними контакт. Тем не менее он пытался понемногу писать. Вот роза в стакане, вот портрет Брюсова, на которого сам поэт хотел быть похожим.

Самое тяжелое

Это последний период, когда художник ослеп. Четыре года он проведет в полной темноте, когда в голове роятся замыслы и их нельзя перенести на полотно. Остается одно: слушать музыку, чарующий голос жены, слушать, как ему читают книги. Но он пребывал в другом мире, мире галлюцинаций, из которого изредка выходил. Перед самой смертью он вернулся в наш мир, вымыл, как это он любил, себя с одеколоном. И к утру его не стало. Шел 1910 год.

Так тихо и безропотно ушел не понятый современниками гений - Михаил Врубель. Биография и творчество были протестом против зла, наполненным всей страстью его пылкой натуры. В своих трагических образах он воплощал свет и благородство. Борьба двух противоположных начал - света и тьмы - тема его произведений. Блок говорил над его могилой, что своих оставил всем «как заклинателей против лилового зла».

Врубель Михаил Александрович (1856-1910)

Гениальный русский художник Михаил Александрович Врубель Родился 5 (17) марта 1856 года в Омске в семье строевого офицера, участника Крымской кампании, который впоследствии стал военным юристом. Предки со стороны его отца были выходцами из прусской Польши (“врубель” по-польски - воробей.

Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года. Когда Врубелю исполнилось семь лет, его отец женился во второй раз. Во втором браке у отца родилось трое детей, один из которых умер в детстве. Отношение к мальчику во вновь образовавшейся семье было замечательным. Мачеха художника, Елизавета Христиановна (урожденная Вессель), была серьезной пианисткой, и ее занятия музыкой способствовали духовному развитию маленького Врубеля. По воспоминаниям старшей сестры Анюты, с которой Врубеля связывали теплые дружественные отношения: “элементы живописи, музыки и театра стали с ранних лет его жизненной стихией”.

Долг службы отца требовал частых перемещений. Врубель с детства испытал много новых впечатлений, переезжая из Омска а Астрахань, затем в Петербург, в Саратов, Одессу, и опять в Петербург.

Рисовать Врубель начал рано. В восемь лет во время недолгого пребывания в Петербурге он, под руководством отца, посещает рисовальные классы Общества поощрения художников. В Саратове Врубель обучается рисованию с натуры у частного педагога; в Одессе посещает рисовальную школу. Художник обладал прекрасной зрительной памятью. Девятилетний Врубель, по воспоминаниям его сестры, после двух посещений саратовской церкви, в которой была помещена копия “Страшного суда” Микеланджело, “наизусть, воспроизвел ее во всех характерных подробностях”.

Врубель получил прекрасное образование. В 1874 году он окончил Ришельевскую Классическую гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Петербургского университета. Летом 1875 года Врубель совершил первую поездку в Швейцарию, Германию и Францию с семьей, в которой он подрабатывал гувернером и домашним учителем.

По окончании юридического факультета Петербургского университета, осенью 1880 г. Врубель поступает в Академию Художеств. Здесь огромное влияние на него оказали профессор П. Чистяков и В. Серов. На раннем этапе своего творчества Врубель много внимания уделял акварели, одновременно пробуя силы в станковой живописи.

В классе П. П. Чистякова Врубель занимается с 1882 года. Чистяков рекомендует его как способного мастера композиции Адриану Прахову -руководителю реставрацией древних церквей и фресок в Киеве, который впоследствии курировал исполнение росписей во Владимирском соборе. Врубель был приглашен расписывать иконостас Кирилловской церкви в Киеве (1884-85). Это стало его первой крупной монументальной работой. Он создал “Сошествие Святого Духа на апостолов” на хорах этой церкви и эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (четыре варианта композиции “Надгробный плач”).

Несколько месяцев в 1884 г. Врубель провел в Венеции, изучая живопись раннего Ренессанса. После возвращения в Россию он продолжает работы в Киеве. Там же художник пишет портрет-картину “Девочка на фоне персидского ковра” (1886), живописная материя которой проникнута духом печали.

В 1887 г. Врубелю поручается исполнение фресок для Владимирского собора по ранее сделанным эскизам. В том же году художник стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения.

Осенью 1889 г. Врубель переезжает в Москву, где начинается период его наиболее плодовитой работы. В киевский и ранний московский период Врубель ведет богемную жизнь: часто бывает в цирке, дружит с цирковой наездницей и вместе со своими приятелями К. Коровиным и В. Серовым ходит к ней в гости. В Москве он знакомится с С. И. Мамонтовым, который принимает участие в художественных начинаниях художника.

Творческой манере Врубеля, которая окончательно сложилась в начале 1890-х гг., характерны декоративность и обостренная экспрессия византийского и древнерусского искусства, цветовое богатство венецианской живописи. Врубель одухотворяет природу, превращает ее в своего учителя и наставника. Он говорил, что в основе всякой красоты - “форма, которая создана природой вовек. Она - носительница души… “Декоративно все, и только декоративно”. Врубель, по его словам, “ведет беседу с натурой”, “вглядывается в бесконечные изгибы формы”, “утопает в созерцании тонкостей” и видит мир как “мир бесконечно гармонирующих чудных деталей...”. Художник до тонкостей изучал строение и переплетение ветвей, стеблей и соцветий; кристаллики льда, образующие узоры на стеклах; игру света и тени, и отражал свои знания и чувства в своих произведениях: киевские цветочные этюды (1886 - 1887) “Белая акация”, “Белый ирис”, “Орхидея”; панно “Богатырь” (1898), “Одиллия” (1894), “Сирень” (1901), “Кампанулы”, “Раковины” и “Жемчужина” (1904) ,“Тени лагун” (1905) и т.д. К. Коровин писал о творчестве художника: “Врубель поразительно рисовал орнамент, ниоткуда никогда не заимствуя, всегда свой. Когда он брал бумагу, то, отмерив размер, держа карандаш, или перо, или кисть в руке как-то боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина”. В природном мире ближайшую аналогию описанному процессу возникновения изображения из первоначально разрозненных линий и штрихов, образующих причудливую орнаментальную вязь, в которой вдруг проступают облики знакомых предметов, представляют собой кристаллизации инея на морозном стекле”.

В московский период художник пишет портреты С. И. Мамонтова и К. Д. Арцыбушева. Главной же темой творчества Врубеля в это время стала тема Демона, в которой он в символической форме ставит “вечные” вопросы добра и зла, изображает свой идеал одинокого бунтаря, не приемлющего обыденность и несправедливость. Сама мысль создать “нечто демоническое”, возникла еще в Киеве. Осенью 1886 года, Врубель показывая свои первые наброски отцу, говорил что Демон - дух “не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый”.

Михаил Александрович обладал даром графической черты и формы, ни одна работа не могла застать его врасплох. Он мог мастерски справиться с любой работой, считая ее вызовом своему мастерству: написать картину, расписать блюдо, изваять скульптуру, придумать различные ни на что не похожие орнаменты и виньетки, сочинить театральный занавес. Врубель мечтал соединить в своем творчестве искусство с жизнью, он постоянно находился в поисках высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве и использовал в своих произведениях орнаментально-ритмические решения. Все это сближало его со стилем “модерн”, вызов которого был принят художником. Модернизм особенно свойственен некоторым панно Врубеля (триптих “Фауст” для дома А. В. Морозова в Москве, 1856; “Утро”, 1897)”. Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма. Он стремился создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях мир человеческих чувств и мир природы (“Пан”, 1899, “К ночи”, 1900, “Сирень”, 1900).

До 1896 года Врубель был одной из заметных фигур абрамцевского кружка, “придворным художником” С. Мамонтова. Он занимался оформлением интерьеров в особняках московских меценатов и буржуа, предпочитая использовать в их оформлении фантазии на тему античного мира и средневековых рыцарских легенд. Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства - создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве - декоративную скульптуру “Маска льва”. В оформлении особняков С. Т. Морозова на Спиридоновке и А. В. Морозова в Подсосенском переулке Врубель работает вместе с самым значительным архитектором московского модерна Ф.И. Шехтелем (“Полет Фауста и Мефистофеля”).

В 1890-е гг. Врубель выполняет декоративные панно и станковые произведения “Венеция” (1893), “Испания” (ок. 1894) и “Гадалка” (1895), “Принцесса Греза” (1896); иллюстрирует произведения М. Лермонтова, изданные к 50-летию со дня смерти поэта участвует в оформлении спектаклей в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова: опер Н. А. Римского-Корсакова “Садко”, 1897, “Царская невеста”, 1899, “Сказка о царе Салтане”, 1900; исполняет скульптуры для майолик Абрамцевской фабрики “Снегурочка”, “Лель”, “Садко”, “Египтянка” и др.; панно “Микула Селянинович и Вольга”; “Роберт и монахини” (бронза, 1896), “Морской царь “ (керамика, 1899-1900). Музыка Н. А. Римского- Корсакова, привлекавшая внимание художника поэзией водной стихии, была одним из стимулов в обращении художника к “изобразительному фольклору” (майолика “Купава” 1898 - 1899 г., “Морская царевна” 1897 -1900 гг., “Прощание царя морского с царевной Волховой” (1899), “Садко” 1899 - 1900 гг.)

Летом 1896 года в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, на которой Врубель по заказу С. И. Мамонтова, курировавшего художественно-оформительские работы на выставке, создал два панно - “Принцесса Греза” (по Э. Ростану) и “Микула Селянинович”. Мамонтов превратил дебют Врубеля настоящий бенефис; несмотря на то, что специальная комиссия Петербургской Академии художеств отвергла панно Врубеля “как нехудожественные”, меценат решил показать их и на арендованном им рядом с входом на выставку участке земли соорудил павильон, нам крыше которого громадными буквами было написано “Панно Врубеля”. По указанию Мамонтова на этой на выставке были представлены восемь картин Врубеля и его скульптура. В то же самое время в городском театре Нижнего Новгорода проходили гастроли Мамонтовской частной оперы, представлявшей спектакль “Гензель и Гретель” в декорациях Врубеля, а портал сцены был украшен занавесом “Италия. Неаполитанская ночь”, выполненным Врубелем для Русской частной оперы.

В 1896 году Врубель впервые услышал голос одной из самых выдающихся русских певиц Надежды Ивановны Забелы, которая вскоре стала его женой. Она была любимой певицей Римского-Корсакова, писавшего для нее партии сопрано в всех своих операх, начиная с “Царской невесты”. Врубель влюбился в голос Надежды Ивановны прежде, чем узнал и полюбил ее саму, он полюбил образ, мечту, которую она воплощала.

Врубель писал много портретов жены, которые стали одной из важных страниц его творчества. Художник выступал оформителем почти всех спектаклей жены, сам придумывал ей костюмы и грим, сам одевал ее перед спектаклем, присутствовал на всех ее выступлениях и был рад огромному успеху жены.

Благодаря женитьбе на Н. И. Забеле, Врубель оказался в родстве с семейством Н. Н. Ге (сестра Надежды Ивановны была замужем за сыном Н. Н. Ге). По воспоминаниям мемуаристов Врубель, не любил живопись Ге, но в своем творчестве он обращался к проблемам бытия человека, к морально-философским вопросам о добре и зле, невольно следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге. Врубелю довелось несколько раз летом поработать в мастерской Ге, на его хуторе близ Чернигова. Там был написан ряд знаменитых произведений Врубеля. Ночной колорит живописных “ноктюрнов” Врубеля “Сирень” (1900) и “Пан”, связанных единством мифологического сюжета, картины “К ночи” и “Царевна-Лебедь” перекликается с поздними произведениями Ге. Но Врубель, в отличие от “глухой ночи” Ге, благодаря световым и цветовым колебаниям, красочно изображает ночь глубокую и прозрачную, полную волшебства. “Ночной пленэр” этих произведений Врубель противопоставляет господствующему в то время дневному.

Возврат Врубеля к демонической теме в конце 90-х годов сопровождается воспоминанием о ночных сценах Ге - художник создает свой цикл на демоническую тему, как бы продолжая в нем идею цикла картин Ге о страстях Христа.

Врубель был счастлив в браке, его популярность росла как на дрожжах, но все же именно в это время у художника появились первые симптомы душевной болезни, которые обострились и привели к срыву после рождения сына с заячьей губкой. Художник постоянно находился под наблюдением врачей.

В 1900-е гг. в творчестве Врубеля возникают черты болезненного надлома, нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм. В это время Врубель возвращается к демонической теме и пишет свою картину “Демон поверженный” (1902), которая считается одним из самых поразительных памятников его “магического театра”. Работу над ней он продолжал даже во время выставки, меняя на глазах у публики черты и выражение лица демона, световое и цветовое решения картины. Бенуа писал: “Каждое утро... публика могла видеть, как Врубель дописывал свою картину. Лицо становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее, его поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое...” Это произведение принесло художнику славу декадента.

После нервного срыва начинаются годы Врубеля в психиатрической лечебнице, где Надежда Ивановна постоянно навещала мужа и даже часто пела для него. Врубель был очень привязан к жене и умел поэтизировать недостатки ее внешности. По словам сестры Забелы он “часто преувеличивал именно ее недостатки, так как они особенно нравились ему”. Врубель видел в жене нечто ангельское, это легко заметить по ее “Портрету на фоне березок” (1904).

Временами здоровье позволяло ему возвращаться к работе, однако болезнь прогрессировала. В моменты просветления Врубелем были созданы его последние графические шедевры, к которым относятся зарисовки с натуры сцен в интерьерах лечебницы и за окном: “Обдумывает ход (игра в шахматы)”, “Кровать”; из цикла “Бессонница”, “Дерево у забора” (1903-04); графические портреты: портрет Ф. А. Усольцева (1904); “После концерта. Портрет Н. И. Забелы-Врубель”(1905); натюрморты “Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан”. Поздним автопортретам Врубеля характерны горькая складка губ и гордое, замкнутое выражение лица. Одним из последних произведений художника является портрет В. Брюсова.

Врач-психиатр Ф. А. Усольцев, в клинике которого лечился Врубель, писал в своих воспоминаниях: “Часто приходится слышать, что творчество Врубеля больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить... До тех пор пока Врубель мог держать карандаш и мог видеть, он работал, выполняя не рисунки сумасшедшего, но произведения, относящиеся к шедеврам рисовального искусства...”

За четыре года до своей смерти Врубель ослеп. Художник пробыл в психиатрической лечебнице с 1902 по 1910 год, но он так и не узнал, что в 1906 г. Академия наук присвоила ему звание академика; не знал о триумфальном успехе в России и Европе объединения “Мир искусства”, в первых выставках которого он участвовал. Все политические и культурные события конца XIX - начала XX вв. пришлись на период его болезни. Врубель оказался отрезанным от культурной жизни своего времени и уже при жизни отошел в область легенды. Его считали своим учителем и художники “Голубой розы”, экспонировавшие на своих выставках произведения Врубеля; поэты-символисты Александр Блок, Андрей Белый.

Участие Врубеля в выставочной деятельности “Мира искусства” и ряде международных выставок принесло художнику европейскую известность. Среди поздних его шедевров - картины “Царевна-Лебедь”, “Сирень” (обе 1900), “Демон поверженный” (1902), “Шестикрылый серафим” (1904) и др.

В искусстве серебряного века Врубель сыграл огромную роль. В своем творчеством он отразил как идеи модерна и символизма, так и зачатки новых художественных направлений. Характеризуя художника и его творчество, К. Петров-Водкин писал: “Врубель был нашей эпохой”.

Врубель был умным и глубоким человеком, прекрасно знал классическое искусство и литературу, иностранные языки. Он был открытым и легким в общении, но весь состоял из парадоксов. Но несмотря на легкомысленное богемное существование, Врубель очень серьезно относился к своему творчеству, и в то же время, при всем серьезном и ревнивом отношении к своим произведениям в процессе работы, он легко расставался со ними тогда, когда они уже были готовы.

В нем было заложено что-то загадочное, он любил интриговать и удивлять окружающих. Некоторые странности проявлялись в поведении художника еще задолго до его болезни. Известен случай, когда Врубель, будучи в Киеве, исчез из города, сообщив впоследствии окружающим, что был на похоронах отца, а через некоторое время отец появляется живым и здоровым перед теми же самыми людьми.

Смерть Врубеля привела к всплеску его популярности. Он был торжественно похоронен Академией художеств. Речь над его могилой произнес А. Блок. А известный историк искусства. А. Бенуа в своей статье, опубликованной в день похорон, писал: “Жизнь Врубеля … дивная патетическая история, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения … будут оглядываться на последние десятки XIX века как на “эпоху Врубеля”.

Картины художника

Автопортрет. 1882г.

Автопортрет. 1905г.

Автопотрет. 1880г.


Аллегория Нижегородской ярмарки


Богатыть. Декоративное панно.

Венеция. Декоративное панно

Видение пророка Иезекииля


Воскресение. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.


Гадалка 1

Гамлет и Офелия 1

Гамлет и Офелия


Гензель и Гретель (Т.С.Любатович и Н.И.Забела в ролях оперы З.Гумпердинка).

Голова Иоанна Предтечи. Этюд


Девочка на фоне персидского ковра


Демон поверженный


Демон сидящий 1


Жемчужина

Женский портрет


Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

Испания

Итальянский рыбак


К ночи


Кувшинки


Летящий Демон


Море


Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача

Натурщик 1

Натурщик

Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан

Обручение Марии с Иосифом


Пирующие римляне


Полет Фауста и Мефистофеля


Портрет В.А.Усольцевой


Портрет В.Я. Брюсова


Портрет Константина Дмитриевича Арцыбушева

Портрет Н.И.Забелы-Врубель на фоне березок.