Мужские голоса. Тенор - это какой голос? Тенор: тип голоса с переходными нотами

Голос, которым природа наделила человека, способен передавать звуки не только в разговоре и выражении эмоций, но и при пении. Мелодика человеческого голоса очень богата, палитра ее многокрасочна, а диапазоны высот звучания очень индивидуальны. Именно эти критерии позволили человеку определить в искусстве отдельный жанр вокала.

Само понятие было определено и обозначено еще на латыни (vocalis - «звучащий»). Вокалист - это музыкант, использующий свой голос как инструмент. Он может быть низко звучащим и поющим ноты верхнего регистра. Бас или сопрано, баритон или меццо-сопрано, альт или тенор - это разные типы певческих голосов.

В разряд вокалистов попадают не только певцы классических партий, но и исполнители речитативов и художественной декламации. Композиторы-классики всегда пишут свои произведения, относясь к голосу вокалиста, как к самостоятельному музыкальному инструменту, учитывая его особенности и возможности.

Определение типа певческого голоса

Певческие голоса разделяются на типы по диапазону звуков, высота которых определена индивидуальными возможностями вокалиста. Отнесение голоса к определенному типу - задача очень важная. Бас, альт, сопрано, тенор - что это за диапазон, определить сможет только специалист. Более того, певческий диапазон вокалиста может со временем меняться, а использование голоса за пределами возможностей может сказаться и на здоровье музыканта.

  • Тембр (педагоги по вокалу называют его «цветом голоса»).
  • Тесситура (предельные возможности и выносливость взятия верхних звуков).
  • Артикуляция.
  • Строение гортани (проводится консультация врача-фониатра).
  • Внешние, поведенческие и психологические характеристики вокалиста.

Самый высокий из мужских голосов

Как ни странно, в наше время предметом мечтаний юношей, планирующих сделать вокальную карьеру, является тенор. Это, скорее всего, дань моде. Сегодня она диктуется современными композиторами, которые чаще пишут мужские партитуры для высокого голоса. Так было не всегда. Но нам надо разобраться, тенор - это какой голос?

Классические стандарты типов певческого голоса тенор определяют как самый высокий из мужских диапазонов, обозначенный пределами «до» первой октавы - «до» второй октавы. Но никак нельзя утверждать, что границы эти непоколебимы. Здесь надо сказать, что тенор - это не только классический вокал, когда теноровые партии пишутся строго в пределах диапазона, но и музыкальный регистр для поп- и рок-певцов, мелодии которых часто переходят границу обозначенного диапазона.

Каким бывает тенор

Заключать теноров только в рамки отведенного диапазона будет несправедливо. Сила, чистота и объемность звучания определенных нот теноров позволило им, как и другим типам, получить дополнительную градацию. Тонкости разграничения одного подтипа от другого доступны только опытным преподавателям вокала. Какие же бывает тенор?

Тенор-альтино или контртенор

Голос, похожий на мальчишеский, самый высокий из всех теноров, который не сломался после мутации и сохранился наряду с низким тембром. Этот тенор больше напоминает женский голос: явление крайне редкое, можно назвать ошибкой природы. Примером вокала контртенора может быть «Ария Царицы ночи» в исполнении М. Кузнецова.

Лирический тенор

Лирико-драматический тенор

Подтип тенора близкий к лирическому, но окрашенный обертонами, значительно плотнее и насыщеннее.

Драматический тенор

Из классификации теноров он самый низкий, отличающийся мощностью звучания и близости по тембральному оттенку к баритону. Для драматического тенора пишутся многие оперные партии (Отелло, Герман из «Пиковой дамы»).

Из характеристик подтипов теноров можно понять, что все они, за исключением контр-тенора, отличаются друг от друга своей окраской, тембром. Тенор - это излюбленное звучание голоса для партий героических персонажей, начиная с героев-любовников и заканчивая героями-освободителями, героями-борцами.

Переходные ноты

Еще одним признаком, классифицирующим теноров, будут так называемые переходные участки. На этих нотах голос начинает приспосабливаться и менять способ воспроизведения. Переходные ноты напрямую зависят от строения голосового аппарата. Это предельные высокие звуки, которые певец извлекает без изменения положения связок. Этот участок у каждого вокалиста свой, индивидуальный. Он напрямую зависит от тренировки голосовых связок. Тенор - это самый подвижный из типов певческих голосов. Поэтому переходный участок для тенора будет меняться на протяжении всей карьеры.

Тембр - особенность теноров

Основной ошибкой начинающих юношей-вокалистов при определении своего типа голоса будет попытка классифицировать его только по диапазону. Когда же определением занимается специалист, он непременно будет оценивать тембр голоса. Профессионалы называют тембр «красками звука». Именно тембр помогает голосу воспроизводить ноты точными по высоте и полноценными по силе. Часто бывает, что одного прослушивания не хватает для точного «диагноза». Ведь тембр - это характеристика тоже непостоянная. Но это больше касается классического вокала.

Тенор и современная музыка

А для исполнения современной музыки, не касаясь оперных партий, совершенно не нужно уточнять, какой у вас тенор. Голос может быть просто определен как высокий, средний или низкий. На Западе уже давно практикуется такая градация. В ней тенор - это просто по определению самый высокий из мужских голосов.

Такая условность дает почву для огорчения юношам, имеющим от природы голос низкого или среднего регистра, не такой как тенор. Голос - это музыкальный инструмент, а любому инструменту найдется партия в оркестре. Даже среди современных музыкальных композиций, к сожалению, сегодня ориентированных в основном на теноров, можно услышать уникальные мелодии, написанные и для баритона, и для басов.

Уверена, что не ошибусь, если стану утверждать – мужской голос тенор является предметом вожделения массы юношей, мечтающих о вокальной карьере. Я считаю, что это влияние моды, которая действует опосредованно, через композиторов, пишущих современный вокальный материал преимущественно для высокого мужского голоса.

«Как сделать голос тенором?» - даже такой вопрос, который любой мало-мальски разбирающийся в реалиях вокала человек просто посчитает глупым, можно найти и в Интернете, и в той или иной форме на этом сайте в рубрике «Спрашивали? Отвечаю…» .

Хорошо, если молодой человек знает точно, какой у него тип голоса, и выбирает для себя репертуар, который максимально соответствует возможностям его организма. Но часто случается совершенно обратное - имея объективно, от природы, совсем другой тип голоса, начинающий вокалист стремится петь ноты, которые слишком для него высоки. К чему это приводит? К постоянному перенапряжению своих вокальных органов, а вот оно, это перенапряжение – прямой путь и к болезням, и к потере голоса впоследствии.

Один из признаков – диапазон голоса тенор

Итак, уже понятно, что тенор – высокий голос. Насколько высокий? КЛАССИКА определяет диапазон голоса тенор как До малой – До второй октавы.

Значит ли это, что Ре второй (или Си большой) певец тенор спеть не сможет? Нет, конечно, вполне сможет. Но вот КАЧЕСТВО исполнения нот за пределами диапазона может стать другим. Надо же понимать, что речь идет о классической музыке (и вокале).

При этом, начиная с некоторой ноты первой октавы (для разных подтипов голоса – она разная), тенор использует смешанную технику – микст, этот участок обозначен желтым цветом. То есть, так или иначе, головной регистр в голосе работает, но не в своем чистом виде, а как «примесь» к грудному. Тенор – название для классического мужского голоса, называть тенором поп- или рок-певца - не совсем верно.

Во-первых, классические вокальные произведения, которые написаны для исполнения их именно певцом тенором, не выходят за рамки названного диапазона, во-вторых, в классике не используется чистый мужской головной голос (основанный на фальцетном регистре), поэтому тенор и ограничен До второй октавы, хотя, может быть, лучше говорить о Ре-Ми (но есть из этого правила исключения - контр-тенор, о нем ниже). В-третьих, классическая вокальная техника (нельзя об этом забывать) отличается своими особенностями.

Каким бывает тенор

Справедливости ради, следует говорить о подвидах голоса тенор, ведь сам по себе этот вид мужского голоса тоже бывает разным. Существует следующая градация:

контр-тенор (в свою очередь делится на альт и сопрано) - самый высокий голос, использующий в полной мере «головную» часть диапазона (верхний регистр). Это тонкий мальчишеский голос, либо не исчезнувший в период мутации, а сохранившийся наряду с более низким грудным, мужским тембром, либо продукт развития голоса именно в данной манере пения. Если мужчина целенаправленно развивает свою верхнюю часть диапазона, то при определенной природе он сможет петь, как контр-тенор. Этот высокий мужской голос очень напоминает женский:

Э. Курмангалиев “ария Далилы”

М. Кузнецов “ария Царицы ночи”

Легкий тенор - наиболее высокий голос, который, тем не менее, имеет полновесный грудной тембр, который, хотя и звучит очень легко и воздушно, тем не менее, отличается от женского:

Х. Флорез “Гранада”

лирический тенор – мягкий, тонкий, нежный, очень подвижный голос:

С. Лемешев “Скажите, девушки, подружке вашей...”

лирико-драматический тенор – более насыщенный, более плотный и обертональный тембр, сравните его звучание с легким тенором, исполняющим ту же песню:

М. Ланца “Гранада”

драматический тенор – самый низкий из семейства теноров, уже близкий по тембру к баритону, его отличает мощность звучания, поэтому для такого голоса написаны партии многих главных героев оперных спектаклей: Отелло, Радомес, Каварадосси, Каллаф... И Герман в «Пиковой даме» - тоже он

В. Атлантов “ария Германа”

Как видите, за исключением самого высокого подвида, остальные отличаются друг от друга не своим диапазоном, а своим ТЕМБРОМ , или, как его еще называют, «краской голоса». То есть, ТЕМБР , а не диапазон, является основной характеристикой, которая позволяет отнести мужские голоса и тенор, в том числе, к тому или иному типу и подтипу.

Основная отличительная особенность голоса тенор – его тембр

Известный исследователь профессор В.П. Морозов так говорит об этом в одной из своих книг:

«Этот признак оказывается во многих случаях важнее даже диапазонного признака, так как мы знаем, что имеются, например, баритоны, берущие теноровые верха, но, всё же, это баритоны. А если тенор (по тембру, без сомнения) не имеет теноровых верхов, то не считать же его только поэтому баритоном…»

Самой существенной ошибкой молодежи, еще не имеющей вокального опыта, становится попытка определить свой голос исключительно по его диапазону. Для примера, середину первой октавы поет и баритон, и тенор, как быть? Слушать характер звучания голоса. А как его услышать? А обратиться к специалисту! В 16-20 лет в мозгу еще не успели сложиться определенные слуховые представления о том, как звучит средний мужской голос по сравнению с высоким на одном и том же участке диапазона. Это знания и опыт вокального педагога, к которому и нужно обратиться.

Кстати, даже педагог не всегда определит тип голоса с одного прослушивания, по крайней мере, чтобы отличить драматический тенор от лирического баритона, нужно потрудиться! Поэтому, совсем не важно точно знать подтип своего голоса, если вы стремитесь петь репертуар современный, а не разучиваете оперные партии. Это давно поняли и на Западе, где вокальные педагоги определяют голоса своих подопечных, относя их к трем типам – низкий, средний или высокий. Об этом я говорю и в статье «Переходные участки голоса – наши вокальные маяки» на этом сайте.

Переходный участок – еще один признак, что тип голоса тенор

Нельзя не сказать о том, что еще одним отличительным признаком типа голоса будут переходные участки (переходные ноты). Их «местонахождение» на высотной линейке прямо связано со строением вокального аппарата, главным образом, конечно, голосовых складок. Чем более тонкие и легкие складки у певца, тем более высокий звук они создают, не задействуя фальцетный, головной регистр. То есть, тем выше будет находиться переходная нота в голосе (точнее, весь участок).

Для любого тенора переходная нота может быть где угодно на этом участке, это вовсе не значит, что драматический тенор будет иметь переход на Ми, а лирический или легкий – на Соль. Нельзя мерить линейкой! Да и опытность певца сыграет существенную роль, и вот почему.

Дело в том, что постепенно, с тренировкой голоса, переходный участок смещается несколько вверх, ведь голос опытный, закаленный, совершенно не похож на голос начинающий, как взрослый атлет в сравнении с подростком. Профессионал может петь чистым грудным регистром выше, чем новичок с тем же типом голоса, это следствие развития навыков. Из этого следует, что если новичку определят переходную ноту как Ре первой октавы, то это не означает, что тип его голоса – баритон. Просто со временем, при правильных занятиях, переходная нота может сместиться и на Ми, и на Фа.

Так вот, вокалисту необходимо иметь ТЕМБР голоса тенор в первую очередь. Рассматривая только существующий на данный момент диапазон и расположение переходной ноты, точно тип голоса определить нельзя. Обращать внимание нужно на ВСЕ ТРИ аспекта, при этом на тембр – наибольшее.

Почему не совсем справедливо рассматривать современные высокие голоса рок- и поп- звезд с точки зрения стандартного классификатора? Они что, не теноры?

Об этом поговорим на .

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Основные женские голоса – это сопрано, меццо-сопрано и контральто , а самые распространённые мужские голоса – тенор, баритон и бас .

Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими . Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр» , подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков.

В глобальном смысле женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса – звуки регистра среднего, а мужские – звуки низкого или «нижнего» регистра. Но это верно лишь отчасти, на самом деле всё гораздо интереснее. Внутри каждой из групп голосов и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр.

Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним – баритон, а низким – бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос – сопрано, средний голос вокалисток – это меццо-сопрано, а низкий – контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие, вам поможет вот эта табличка:

Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.

Женские певческие голоса

Итак, основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.

Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею).

Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным .

Контральто – уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.

Ниже приводится табличка, в которой называются примеры оперных партий, которые часто исполняют те или иные женские певческие голоса:

Давайте, послушаем, как звучат женские певческие голоса. Для вас – три видео-примера:

Сопрано. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта в исполнении Белы Руденко

Меццо-сопрано. Хабанера из оперы «Кармен» Бизе в исполнении прославленной певицы – Елены Образцовой

Контральто. Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмилы» Глинки в исполнении Елизаветы Антоновой.

Мужские певческие голоса

Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон. Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических . Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор . «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом – например, серебристостью или дребезжанием. Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.

Баритон – этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.

Бас – голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы.

Наверное, вам интересно узнать, какой же из мужских певческих голосов самый-самый низкий? Это бас-профундо , иногда певцов с таким голосом называют также октавистами , так как они «берут» низкие ноты из контроктавы. Кстати, мы ещё не упомянули о самом высоком мужском голосе – это тенор-альтино или контртенор , который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью достигает высоких нот второй октавы.

Как и в предыдущем случае, мужские певческие голоса с примерами их оперных партий отображены в табличке:

Теперь послушайте, каково звучание мужских певческих голосов. Тут для вас ещё три видео-примера.

Тенор. Песня индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова в исполнении Давида Послухина.

Баритон. Романс Глиэра «Сладко пел душа-соловушко», поёт Леонид Сметанников

Бас. Ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь» в оригинале написана для баритона, но в данном случае её поёт один из самых лучших басов XXвека – Александр Пирогов.

Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями. Для того, чтобы вы хорошо ориентировались в тесситурах при выборе нот для занятий, предлагаю вам познакомиться с рисуночком, наглядно демонстрирующим допустимые диапазоны для каждого из голосов:

Перед заключением хочу порадовать вас ещё одной табличкой, с помощью которой можно познакомиться с вокалистами, обладающими тем или иным тембром голоса. Это нужно для того, чтобы вы самостоятельно могли найти и послушать ещё больше аудио-примеров звучания мужских и женских певческих голосов:

На этом всё! Мы с вами говорили о том, какие бывают голоса у певцов и певиц, разобрались с основами их классификации, размерами диапазонов,выразительными возможностями тембров, а также послушали примеры звучания голосов знаменитых вокалистов. Если вам понравился материал, поделитесь им на своей страничке в контакте или в своей ленте твиттера. Для этого под статьёй есть специальные кнопочки. Успехов!

Певческие голоса можно классифицировать различными способами. Деление по группам выполняется с учётом физиологических особенностей, тембра, подвижности, звуковысотного диапазона, расположения переходных нот, иных параметров. Наиболее удобной и востребованной сегодня, известной ещё с XVI века, считается классификация вокалистов по полу и диапазону. В нашей студии вокала мы выделяем шесть основных типов:

  • баритон;
  • тенор.
  • контральто;
  • меццо-сопрано;
  • сопрано.

Характеристики певческого голоса

Сопрано. Самая высокая разновидность женских вокальных голосов. Выделяется образностью, звонкостью, прозрачностью, полётностью. Для вокалиста характерно лёгкое, подвижное, открытое звучание. Характер сопрано:

  • драматический;
  • лирический;
  • колоратурный

Выделяют также певиц с лирико-драматическим, лирико-колоратурным сопрано.

Известные обладательницы вокала сопрано : Монсеррат Кабалье, Мария Каллас. Знамениты звезды отечественной оперы: Вишневская Г.П., Казарновская Л.Ю., Нетребко А.Ю. Партии, написанные для сопрано: Царица ночи («Волшебная флейта» Моцарт), Виолетта («Травиата» Верди). Эстрадные исполнительницы с сопрано: Любовь Орлова, Толкунова Валентина Васильевна, Кристина Агилера, Бритни Спирс.

Меццо-сопрано . Запоминается насыщенным, сочным звуком, звучным, глубоким тембром. Звучит ниже сопрано, но выше контральто. Подтипы: драматическое, лирическое. Известными обладательницами данного типа были Татьяна Троянос, Образцова Е.В., Архипова И.К. Оперная партия Амнерис в «Аиде» написана для меццо-сопрано. Эстрадные исполнительницы меццо-сопрано: Аврил Лавин, Леди Гага, Лана Дель Рей.

Самый низкий, редко встречающийся женский голос – контральто . Его отличает бархатное мощное звучание, роскошные грудные ноты. С примерами контральто можно познакомиться в операх Чайковского «Евгений Онегин» (Ольга), Верди «Бал маскарад» (Ульрика). Обладательницей контральто была солистка Мариинского театра М.Долина. Певицы с контральто на эстраде: Шер, Эдита Пьеха, София Ротару, Кортни Лав, Кэти Перри, Ширли Мэнсон, Тина Тёрнер.

Высокие мужские типы голосов представлены лирическим, драматическим либо лирико-драматическим тенором . Характеризуются подвижностью, певучестью, лёгкостью, мягкостью. Примером лирического тенора является Ленский в «Евгении Онегине», драматического – Манрико из «Трубадура», лирико-драматического – Альфред (герой «Травиаты»). Знаменитые теноры: И.Козловский, С.Лемешев, Хосе Каррерас. Теноры на эстраде: Николай Басков, Антон Макарский, Джаред Лето, Дэвид Миллер.

Название «баритон» в переводе с греческого означает тяжёлый. По звучанию находится между басом и тенором. Отличается большой силой, яркостью в верхней половине диапазона. Выделяют лирические (Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини) и драматические (Амонасро в «Аиде» Верди) баритоны. Из известных оперных певцов баритоном владели Паскуале Амато, Хворостовский Д.А. Эстрадные певцы-баритоны: Иосиф Кобзон, Михаил Круг, Муслим Магомаев, Джон Купер, Мэрилин Мэнсон.

Тенор - высокий певческий мужской голос.

Разделение теноров на:

— тенор-альтино

— лирический тенор

— лирико-драматический тенор

— драматический тенор

Самый высокий тенор – тенор-альтино .

Это редкий голос. В хор тенор-альтино берут для расширения диапазона теноровой партии. Тенор-альтино придает звонкость, силу звучания теноровой партии. Обладает светлым тембром. При большой динамике звучит несколько резковато. Нижний регистр развит слабо.

Лирический тенор . Диапазон лирического тенора: до малой – до второй октавы. У лирического тенора легкий, теплый, задушевный тембр. Голос мягкий, серебристый, подвижный.

Прекрасно исполняют виртуозные, технически развитые партии. Для звучания лирических теноров характерна широкая напевность и мелодичность. Пример партии лирического тенора – партия Ленского из оперы «Евгений Онегин» Чайковского.

Тенор лирико-драматический и драматический

Для драматического тенора характерна большая сила звучания в высоком регистре, яркость тембра и насыщенность — в нижнем регистре. Пример партии драматического тенора — партия Хозе из оперы «Кармен» композитора Бизе, партия Отелло из оперы композитора Верди «Отелло», партия Германа из «Пиковой дамы» Чайковского.

Послушаем выступление теноров - победителей конкурса «Романсиада» (Москва): Сергей Петрищев, Евгений Южин, Умир Исраилов. Звучит романс композитора Р.Фальво "Скажите, девушки".

В оперных партиях встречаются характерные тенора. Это роли второго плана. Например, Шуйский из оперы Мусоргского «Борис Годунов», Лекарь из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста».

И лирические, и лирико-драматические тенора могут быть характерными.

В своих партиях характерный тенор не выходит за пределы рабочего диапазона. В основном, это средний регистр, и используется он для передачи каких-либо характерных интонаций - интонаций смеха, лести, шепота или вздохов. Голоса характерных теноров окрашены специфическим тембром.

Направление партий, исполняемых этими тенорами — комедийное, бытовое.

Теноровые оперные партии:

Композитор Бизе - партия Хозе из оперы «Кармен»

Бородин: Владимир («Князь Игорь»)

Верди: Герцог («Риголетто»), Альфред («Травиата»),

Оперы Глинки: «Жизнь за царя» — Собинин, «Руслан и Людмила» — Боян, Финн

Оперы Даргомыжского: «Русалка» — Князь, «Каменный гость» — Дон Жуан

Оперы Мусоргского: «Борис Годунов» — партии Шуйского, Юродивого

Оперы Римского-Корсакова: «Снегурочка» — партия Берендея, «Ночь перед Рождеством» — партия Вакулы

Оперы Чайковского: «Евгений Онегин» — партия Ленского, «Черевички» — партия Вакулы, «Пиковая дама» — партия Германа.

Известные певцы – тенора:

Анджапаридзе, Зураб (1928 – 1997), Грузия

Атлантов, Владимир (р. 1939), Россия

Виноградов, Георгий (1908-1980), СССР

Козловский, Иван (1900-1993), СССР

Лемешев, Сергей (1902-1977), СССР

Нэлепп, Георгий (1904―1957), СССР

Ободзинский, Валерий (1942―1997), Россия

Осипов, Вячеслав (1938―2009), Россия

Паваротти, Лучано (1935-2007), Италия

Собинов, Леонид (1872-1934), Россия

Соловьяненко, Анатолий (1932-1999), Украина

Градский, Александр (р. 1949), Россия