Национальный музей живописи и скульптуры Прадо в Мадриде. Музей Прадо: уникальная коллекция европейской живописи Где находится музей прадо

Одним из наиболее популярных мест в Мадриде считается Национальный музей живописи и скульптуры Прадо, который является одним из крупнейших в мире.

Начал свою историю музей в 1775 году, когда Карл III велел создать проект здания музея архитектору Хуану де Вильянуэва. Свое название музей получил благодаря парку Прадо, в котором его и построили. Строительство заняло около 20 лет.

19 ноября 1918 года состоялось официальное открытие музея, в котором было только 319 полотен. С 1827 года музей стал обладателем картин Академии Сан Фернандо, которые в свое время собирали Карл V, Филипп II и Филипп IV. В 1871 году произведения искусства, которые были прежде конфискованы у различных церквей и хранились в Национальном музее при монастыре Ла Тринидад, перешли в музей Прадо.

Когда в 1936 году разразилась гражданская война, музей закрыли. Чтобы сохранить его достояние, все вывезли в Швейцарию. 7 июля 1939 года музей вновь начал действовать. Правда поначалу экспозиция была не полной. Многие экспонаты были выставлены в Женеве. Все произведения искусства были возвращены в Испанию только в начале Второй мировой войны.

Сейчас музей имеет более 8600 полотен. Но, поскольку галереи не такие уж и большие, то постоянная выставка состоит только из 2000 экспонатов, остальные же находятся в хранилищах.

В коллекции музея Прадо есть шедевры во всех жанрах живописи. Основу коллекции испанской живописи составляю картины Эль Греко, Веласкеса, Гойи. Также имеются полотна таких испанских художников как Франсиско Сурбаран, Бартоломе Эстебан Муриль, Алонсо Кано и других.

Итальянская живопись представлена в работах художников эпохи Возрождения. В музее имеются работы Рафаэля, Тициана, Боттичелли, Веронезе.

В Прадо также имеются картины фламандской и голландкой школ живописи, яркими представителями которых есть Питер Пауэл Рубенс, Антонив Ван Дейк, Иероним Босх и другие.

В музее периодически выставляются картины из различных коллекций всего мира.

Музей Прадо работает со вторника по воскресенье. Билеты продаются непосредственно в кассах музея или в Интернете на сайте музея. К услугам посетителей приветливые и опытные гиды. А также работает кафе «Прадо».

Предыдущие материалы:

  • Underground (андеграунд) бунтарское искусство в современном обществе. Определение андеграунда, краткая история развития, место андеграунда в современном обществе.

Конечно, наиболее широко в Прадо представлена живопись Испании: от 12 века до первой трети 19 века. Цокольный этаж заняли картины Средневековья и Возрождения. Увидим здесь средневековые фрески, готику, шедевры Ренессанса.

Первый этаж «принадлежит» творениям живописцев «Золотого века». Здесь увидите работы Эль Греко, Веласкеса, Сурбарана, Риберы, Мурильо. На фото ниже смотрите одну из самых ценных картин музея Прадо – “Менины” кисти Диего Веласкеса, кликните на фото для увеличения.

Экспонаты музея - это творения мастеров разных школ со всего мира. Немецкая школа живописи представлена произведениями 16-18 веков, представлены А. Дюрер, Лукас Кранах, Антон Рафаэль Менгс. Интересна коллекция портретов кистей английских творцов 18-19 веков, это работы Рейнольдса, Гейнсборо, Лоуренса.

Французская живопись представлена достаточно ярко и обширно. Испанские короли приобретали творения французских живописцев, эти картины теперь стали достоянием страны. На первом этаже экспонируются работы Лоррена и Пуссена.

Искусство скульптуры представлено работами от архаической и римской эпох до творений итальянцев 16-19 веков.

Декоративному искусству также отведены места в Прадо: здесь увидим столы, консоли, керамику и, конечно, «изюминку» музея – «Сокровище дофина». Коллекция состоит из драгоценностей и дорогих предметов Филиппа V, которые он унаследовал от Людвига Великого Дофина. Все эти богатства нашли свое место в залах цокольного этажа.

Шедевры Гойи размещены на трех этажах – 1, 2 и цокольном. Около 500 работ Гойи демонстрируется в залах Прадо, включая все самые знаменитые – “Третье мая 1808 года в Мадриде”, “Маха обнажённая”, “Сатурн пожирающий своего сына” и другие.

Больше всего посетителей в музее наблюдается с 10 до 14 часов, а также в последние два часа его работы. Лучше выбрать время сразу после обеда.

Билет в музей сохраняйте до самого выхода из него.

Говорите тихо, не мешайте остальным посетителям знакомиться с коллекциями музея. Говорить по мобильному телефону запрещается.

Снимать и фотографировать запрещено, но некоторые посетители умудряются пользоваться маленькими фотоаппаратами и телефонами незаметно для работников здания.

С сумками, рюкзаками, зонтами заходить нельзя: все вещи сдаются в гардероб.

Можно заходить в залы Прадо с собакой-поводырем, но имея соответствующие документы.

Музей располагает лифтами, платформами, пандусами, туалетами на всех этажах.

Есть комнаты матери и ребенка.

Если проголодались, то выходите из музея и идите прямо через Аллею Прадо на соседние улочки. Здесь десятки ресторанов и закусочных на любой вкус и кошелек. Местные повара творят настоящие шедевры .

Обойти все залы Прадо за один день сложно. Советуем выбрать несколько экспозиций и залов для осмотра. Будет повод вернуться в музей еще раз.

Если все-таки спешите и хотите посмотреть максимум достопримечательностей Мадрида за один день, то от музея Прадо можно дойти пешком до и за 30 минут.

Удачных прогулок по Мадриду, и читайте наши интересные статьи об Испании (ссылки ниже ).

Адрес: C/ Ruiz de Alarcón, 23, 28014 Madrid
Ближайшие станции метро: Atocha, Anton Martin, Banco de España
График работы: каждый день с 10:00 до 20:00 (вс до 19:00)
Входной билет: 12 €
Официальный сайт музея: museodelprado.es , информация на русском

Национальный музей Прадо в Мадриде, обладающий одной из крупнейших в мире коллекций европейского искусства, впервые был открыт для публики в 1819 году. Здание, в котором сегодня располагается музей, построено в 1785 году по проекту архитектора Хуана де Вильянуэва и само по себе является памятником архитектуры.

Музей был задуман с двоякой целью: показать коллекцию предметов искусства, принадлежащих испанскому королевскому дому, и выделить испанскую художественную школу в отдельное направление.

Сегодня коллекция музея состоит из более чем 7600 картин, 1000 скульптур, 4800 эстампов, 8000 рисунков и огромного количества предметов декоративного искусства и исторических доументов. Постоянная экспозиция музея насчитывает порядка 1300 предметов искусства. Ещё более 3000 находятся на хранении в других музеях мира, остальные – хранятся в запасниках.

На сегодняшний день Прадо обладает наиболее полным собранием работ Иеронима Босха, Эль Греко, Диего Веласкеса, Гойи. Здесь можно увидеть картины таких мастеров как Рафаэль, ван Эйк, Рубенс, Дюрер, Тициан и другие. Среди последних приобретений музея Прадо – картины Питера Брейгеля и Франсиско Пачеко, написанные в XVI-XVII веках.

Музей ведёт постоянную реставрационную работу, благодаря которой были восстановлены многие шедевры живописи эпохи Возрождения. При музее создан Центр исследований Прадо, объединяющий лучших учёных в области истории искусства и музейных работников со всего мира.

Национальный музей Прадо расположен на одном из наиболее популярных туристических маршрутов испанской столице - Бульваре Искусств . Помимо знаменитых картин «Менины» Веласкеса и «Третье мая 1808 года в Мадриде» Гойи, в залах музея представлены шедевры испанской, итальянской и фламандской живописи. Ценнейшая коллекция Прадо включает 8.600 картин и более 700 скульптур. Перед посещением музея рекомендуем ознакомиться со справочным материалом.

В музее Прадо представлено самое большое в мире собрание испанской живописи. Знакомство с ней можно начать с XI столетия - перед Вами фрагменты мосарабских фресок из церкви Сан Бауделио де Берланга. Далее в залах, где представлены произведения от испано-фламандской готики до Возрождения, можно посмотреть картины Бартоломе Бермехо, Педро Берругете, Хуана де Хуанеса и Луиса де Моралеса. В залах, посвящённых творчеству Эль Греко , хранятся такие шедевры этого художника как «Рыцарь с рукой на груди» и «Троица».

Золотой век представлен полотнами Риберы, Сурбарана и Мурильо, которые предшествовали творчеству Веласкеса . Самые известные шедевры этого художника - «Менины» и «Пряхи» - также можно увидеть в залах Прадо. В залах, посвящённых Франсиско Гойе , творившему на стыке XVIII и XIX столетий, представлены его работы: от картонов для гобеленов, созданных для Королевской шпалерной мануфактуры, до «Мрачных картин», которыми художник расписал стены своего «Дома глухого». Некоторые залы посвящены живописи XIX столетия. В них можно посмотреть картины Фортуни, отца и сына Мадрасо, а также Сорольи .

Другие коллекции

Итальянская живопись важна для понимания перехода от средневекового искусства к Возрождению. Кроме того, она оказала огромное влияние на испанское барокко. Среди картин эпохи Кватроченто (XV ст.) особенного внимания заслуживают «Благовещение» Фра Анджелико , серия «Новелла о Настаджо дельи Онести» Боттиччели , «Успение Богородицы» Мантеньи и «Мертвый Христос, поддерживаемый ангелом» Антонелло ла Мессина . Расцвет классицизма в эпоху Чинквеченто (XVI ст.) представлен несколькими девами Рафаэля, а картины Тициана , Тинторетто и Веронезе , великих художников венецианской школы, являются одними из наиболее ценных экспонатов музея Прадо. Различные направления итальянского барокко представлены произведениями Караваджо , Гвидо Рени и Аннибале Карраччи .

Крупное собрание фламандской живописи появилось благодаря тесным политическим связям испанских монархов с Фландрией. Коллекция музея Прадо включает как самые значимые произведения представителей ранненидерладской живописи, которые приобретались Филиппом II, такие как «Снятие с креста» Ван дер Вейдена и «Сад земных наслаждений» Босха , так и характерные для расцвета барокко при брюссельском дворе работы Рубенса , семейства Брейгелей , Йорданса и Тенирса , которые представлены в Прадо в большом количестве. Французская, голландская и немецкая школы также присутствуют в собрании музея. Назовём лишь некоторых из представителей этих художественных школ: Альбрехт Дюрер , Клод Лоррен , Рембрандт , Антуан Ватто . Меньшей известностью пользуются весьма интересные залы, посвящённые скульптуре и декоративному искусству. Особенного внимания заслуживают римские скульптуры, Сокровища Дофина (набор посуды, унаследованный Филиппом V) и произведения мастеров Леони, изготовленные по заказам Филиппа II и Карла V.

История музея

Музей Прадо впервые открыл свои двери 10 ноября 1819 года. По инициативе королевы Марии Изабеллы де Браганса, супруги Фердинанда VII, здание, которое архитектор Хуан де Вильянуэва спроектировал для Музея естественной истории, стало местом хранения значительной части королевской коллекции живописи. Позднее фонды художественной галереи увеличивались благодаря приобретениям и дарам частных лиц.

Во время гражданской войны в Испании произведения искусства хранились на нижнем этаже музея, защищённые от возможных бомбардировок мешками с песком. Затем, по рекомендации Лиги Наций, коллекция была вывезена через Валенсию в Женеву. Картины были возвращены в Мадрид сразу после начала Второй мировой войны.

Периодические выставки

В старинном здании Вильянуэвы хранится большая часть коллекций живописи, скульптуры и декоративного искусства. Сразу за ним, рядом с монастырём Иеронимитов, по проекту архитектора Рафаэля Монео было построено новое прилегающее здание, в котором проводятся периодические выставки. Здесь же расположены реставрационные мастерские, концертный зал, кафе, рестораны и служебные помещения. Также музею принадлежит здание Касон, бывший бальный зал сейчас не существующего дворца Буэн Ретиро. Сегодня здесь находится библиотека и читальный зал для исследователей.

Идея создания музея принадлежит королю Карлу III, поручившему архитектору Хуану де Виллиануэва разработать проект по созданию Музея Естественных Наук. Коллекция Музея Прадо является одной из самых обширных и больших коллекций европейского искусства, однако, здание музея также представляет собой яркий пример испанской архитектуры в стиле Неоклассицизма и является важной достопримечательностью Мадрида . В настоящее время Прадо располагает самой богатой экспозицией испанских живописцев. Ее основу составляют работы трех великих мастеров: Эль Греко, Веласкеса и Гойи . Но нельзя не упомянуть и других известных художников XV – XIX вв: Берругете , Рибера , Сурбарана, Мурильо.

1.Франсиско Гойя «Портрет cемьи Карла IV» (1800г. холст, масло)

Король Карл IV заказал Гойе написать групповой портрет королевской семьи. В течение года картина была закончена.Мы видим роскошные костюмы, блистающие драгоценностями и королевскими регалиями, однако, лица царственной четы свидетельствуют об удручающем отсутствии характера. Надменный, заносчивый человек в голубом камзоле слева - старший сын короля, впоследствии тиран, Фердинанд VII. Рядом, отвернувшись от него, стоит его предполагаемая невеста, не получившая еще официального предложения. Королева Мария-Луиза, окруженная младшими детьми, - в центре картины, а король стоит в стороне, повторяя ту ситуацию, которая сложилась в их жизни; весь его облик выражает почтение царственной супруге. Художник дает точную психологическую характеристику каждому из портретируемых. Трактовка образов представителей этой царственной семьи предельно правдива. Королевская чета не выразила ни неудовольствия, ни энтузиазма, увидев представленную им работу. Сам же Гойя никогда больше не получал королевских заказов.

2. Диего Веласкес «Менины» (1656-57 г., холст, масло,318 x 276 cм)


Картина "Менины" всеми признанный шедевр художника. При описании работ Веласкеса в 1666 году она называлась "Королевская семья", "Семья Фелиппа IV". Мы видим, судя по отражению в зеркале, как король и королева, в напряженных позах позируют художнику, который внимательно всматривается в них, стоя перед мольбертом. Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. В картине живут еще и карлица-уродка, и с ожесточением наступающий на собаку карлик. Но это все второстепенное, главное это серебряное сияние, которое исходит от центральной группы, и удивительное ощущение воздушного пространства, заполняющего помещение. Когда работа над "Менинами" близилась к завершению, король взял у маэстро кисть и нарисовал на его камзоле знак кавалера ордена Сант-Яго: мол, настоящее искусство выше грамот о древности рода.

3. Эль Греко «Поклонение пастухов» (1612-13г, холст, масло, 319 x 180 см)


Эта картина украшала алтарь надгробной часовни художника Эль Греко в монастыре С-Доминика в Толедо . На большом вертикальном полотне изображена сцена поклонения пастухов Младенцу-Христу. Из темного пространства картины художник светом вырывает две группы. Дева Мария с Младенцем, лежащим на ослепительно белом куске холста, окруженная погруженными в полумрак фигурами пастухов; вторая группа - ангелы и херувимы, парящие над Мадонной с Младенцем и пастухами. По свидетельству одного из учеников Эль Греко, пастух в красном одеянии на первом плане - автопортрет художника. Работа отличается удивительной сложностью композиции и цветового решения. Мы находим на картине много белых красок, но по настоящему ослепительным и излучающим сияние нам видится лежащий на пеленке Младенец. Даже летающие над ним ангелы, предвещающие его судьбу Спасителя, ничем не тревожат таинства простого бытия ребенка.

4. Скульптура "Группа из Сан-Ильдефонсо" (найдена в 1623 г. в Риме )


Скульптура представляет собой Ореста и Пилада, дружба которых стала легендой, в тот момент, когда они приносят жертву в честь своего возвращения из Тавриды с изображением Артемиды (представленная статуэтка). Благодаря этому жертвоприношению Орест очистился и был освобожден от наказания богов. Некоторые авторы идентифицируют эти статуи как изображения братьев Кастора и Поллукса . В современную эпоху к левому торсу было присоединено римское изваяние головы Антиноя. Принадлежащая к римскому классицизму эпохи Августа, эта скульптурная группа является превосходным отражением свойственного ей эклектизма. Первое упоминание об этой группе относится к 1623 году, когда она находилась во владении кардинала Массими, на вилле Людовизи в Риме. После смерти священнослужителя вещь поступает в коллекцию Кристины Шведской, а затем в коллекцию первого испанского короля из династии Бурбонов, Филиппа V (1683-1746).

5. Фландес, Иоанн де (Эспаньола) «Распятие» (1509 – 1518 гг., холст, масло, 123 cм x 169 cм)


Документированное произведение Иоанна де Фландеса, известного только по картинам, написанным им в Кастилье начиная с 1496 года, когда он поступает на службу к Изабелле Католической. Хуан де Фландес задумывает пространство этого «Распятия» как созерцаемое с низко расположенной точки зрения и придает ему итальянские отзвуки, также благодаря тому как расположены персонажи: с преобладанием прямых линий, придающих монументальность всему ансамблю. Чтобы привлечь внимание к распятому Христу, расположенному в центре, на фоне пейзажа, вокруг него создается полукруг из фигур. К оригинальности фламандского художника, проявленной при представлении этой иконографической темы, добавляется его владение техникой, с очевидностью проявляющееся в той форме, в которой он воспроизводит характеристики предметов, таких как драгоценные камни и кораллы, рассыпанные по земле.