Написать сообщение о памятнике петру 1. Памятник медный всадник. Историческая ценность монументов, посвященных Петру I

Описание

Памятник императору Петру I перед Михайловским замком является первой конной скульптурой, выполненной по канонам европейского искусства в изображении выдающихся исторических личностей. Прогуливаясь по Кленовой аллее, мы попадаем в это романтическое место, торжественная конная статуя царя-реформатора установлена на высоком и сложном по исполнению пьедестале. Далее за ней через небольшой мощеный проезд, неприступные рвы, заполненные водой и мост (изначально был разводной) перед нами вырастает громада Михайловского замка, это незабываемое зрелище.

Интересна история создания памятника Петру I. Идея воздвигнуть монумент возникла в 1716 году еще при жизни царя по его собственному пожеланию. Итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли задумал установить монумент на Коллежской площади на стрелке Васильевского острова, которая в то время являлась главным административным центром Санкт-Петербурга. Работа над моделью памятника продолжалась 5 лет. Скульптора вдохновили лучшие образцы конных статуй времен античной Римской империи (конная статуя Марка Аврелия на Капитолийской площади в Риме) и эпохи Возрождения (конная статуя кондотьера Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата работы скульптора Донателло, воздвигнута в 1443-1453 годах в итальянском городе Падуя). Мастера разных исторических эпох достигли при изображении великих военачальников, победителей, созидателей совершенства. Гордые, знающие своей личности цену люди творили историю мира. Эти конные статуи по сей день являются примером для творчества последующих поколений мастеров.

Императору не довелось при своей жизни увидеть скульптуру. Бартоломео Карло Растрелли тоже не успел довести свое дело до конца, работу продолжил его сын Франческо Бартоломео Растрелли. В литейной форме, сделанной отцом, сын в команде с русскими и итальянскими мастерами произвел отливку статуи. Окончание отливки состоялось в 1747 году. Впереди предстояли чеканные работы, продлившиеся до конца 1750-х годов.

Судьба конной статуи на время затерялась в вихре бурных исторических событий, произошедших в Российской империи в восемнадцатом веке. Войны, смены венценосных особ отразились на состоянии памятника не в лучшую сторону.


Вскоре после восшествия на российский престол императора Павла I в 1796 году, государь повелел создать пьедестал для конной статуи и водрузить памятник Петру I перед Михайловским замком – главной резиденцией венценосной семьи.

Проект пьедестала принадлежит итальянцу Винченцо Бренна – главному строителю и архитектору Михайловского замка. Император Павел I проявил живой интерес и активную творческую деятельность при создании постамента. В результате творческого таланта, мастерства камнерезов и литейщиков, благородных усилий российских меценатов, вдумчивого руководства монарха родилась эта неповторимая очень интересная композиция прекрасной конной статуи на столь же прекрасном постаменте. Сердобольский гранит, белый и цветной рускольские, розовый тивдийский, черный итальянский мраморы, эти природные отделочные камни были применены при оформлении внешнего убранства пьедестала.


На лицевой стороне постамента император Павел I повелел выполнить надпись «Прадеду правнук». По боковым сторонам постамента император распорядился изобразить на бронзовых барельефах Полтавское сражение российской армии под командованием императора Петра I с армией шведского короля Карла ХII (1709 г.) и взятие на абордаж шведских кораблей при полуострове Гангут (1714 г.). Идея разместить барельефы с изображениями важнейших военно-исторических событий эпохи Петра I принадлежит архитектору Винченцо Бренна. Окончательный проект постамента разработал профессор архитектуры Ф. И. Волков. Барельефы создали скульпторы И. Теребенев, В. Демут-Малиновский, И. Моисеев под руководством М. И. Козловского. Изготовил постамент помощник архитектуры Ларион Шестиков.

Литейные и реставрационные работы по изготовлению барельефов и восстановлению пострадавших частей конной статуи произвел мастер В. П. Екимов. Французский скульптор Пьер Анжи позолотил буквы посвятительной надписи, выполнил модели воинских трофеев, орлов с коронами, расположенных в верхней части лицевой стороны постамента, венка на голове императора.


20 ноября 1800 года работы по установке памятника Петру I перед Михайловским замком были завершены. Это торжественное событие произошло при жизни императора Павла I.

Великолепная скульптура, задуманная в эпоху петровского барокко, несет на себе черты своего времени. Фигура коня, выполненная по канонам лучших классических образцов, при ее общей статичности отличается живостью в повороте головы, постановке ног, декоративной трактовке гривы и хвоста. Император Петр I изображен в праздничных воинских доспехах как и подобает царю-победителю, голова осенена лавровым венком – символом императорской власти, на плечах государя мантия. Петр I восседает на коне, гордо выпрямив спину, взор его устремлен вперед, весь образ императора полон достоинства и величественного покоя. Он понимает значение своей личности в истории мира и своего народа.

Памятник Петру I перед Михайловским замком является одним из выдающихся монументов, создающих мировую славу Санкт-Петербургу.

· 15.02.2016

Медный всадник – это памятник Петру Первому (Великому) в Санкт-Петербурге, находится на Сенатской площади. Если спросить коренных петербуржцев, какое место они считают сердцем города, многие, не задумываясь, назовут именно эту достопримечательность Санкт-Петербурга. Памятник Петру Великому стоит в окружении зданий Синода и Сената, Адмиралтейства и Исаакиевского собора. Десятки тысяч приезжающих в город туристов считают своим долгом сфотографироваться на фоне этого памятника, поэтому здесь практически всегда многолюдно.

Памятник Петру Великому в Петербурге – история создания.

В начале шестидесятых годов XVIII столетия Екатерина II, желая подчеркнуть свою преданность петровским заветам, повелела воздвигнуть памятник великому реформатору Петру I. Для выполнения работы она, по совету своего друга Д. Дидро, пригласила французского скульптора Этьена Фальконе. В середине осени 1766 года он прибыл в Петербург, и работа закипела.

В самом начале проекта возникли разногласия в видении будущего монумента Петру Великому. Его внешний облик императрица обсуждала с великими философами и мыслителями того времени Вольтером и Дидро. У всех было разное представление о построении композиции. Но скульптор Этьен Фальконе сумел убедить могущественную правительницу и отстоял свою точку зрения. По замыслу скульптора Петр Первый будет символизировать не только великого стратега, одержавшего множество побед, но и величайшего творца, реформатора и законодателя.


Памятник Петру Первому Медный всадник – описание.

Скульптор Этьен Фальконе изобразил Петра Великого в виде всадника, облаченного в простые одеяния, характерные всем героям. Петр 1 восседает на вздыбленном коне, покрытом вместо седла медвежьей шкурой. Это символизирует победу России над дремучим варварством и становление ее как цивилизованного государства, а распростертая над ней ладонь указывает, под чьей защитой она находится. Постамент, изображающий скалу, на которую взбирается медный всадник, говорит о трудностях, которые пришлось преодолеть на этом пути. Змея, путающаяся под задними ногами коня, изображает врагов, пытающихся помешать двигаться вперед. Во время работы над макетом скульптору никак не удавалась голова Петра, с этой задачей блестяще справилась его ученица. Работу над змеей Фальконе поручил русскому скульптору Федору Гордееву.

Постамент для памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге.

Для выполнения столь грандиозного замысла понадобился соответствующий постамент. Долгое время поиски подходящего для этой цели камня не приносили результата. Пришлось через газету «Санкт-Петербургские ведомости» обратиться к населению за помощью в поисках. Результат не заставил себя долго ждать. Неподалеку от деревни Конная Лахта, что всего в 13 километрах от Петербурга, крестьянин Семен Вишняков давно обнаружил такую глыбу и намеревался использовать для своих целей. Она называлась «Гром-камень» из-за того, что неоднократно подвергалась ударам молнии.

Найденный гранитный монолит, весящий около 1500 тонн привел скульптора Этьена Фальконе в восторг, но теперь перед ним встала трудная задача переместить камень в Санкт-Петербург. Пообещав награду за удачное решение, Фальконе получил массу проектов, из которых был выбран самый лучший. Были сооружены передвижные желобообразные рельсы, в которых находились шары из медного сплава. Именно по ним передвигалась гранитная глыба, погруженная на деревянную платформу. Примечательно, что в котловане, оставшемся после извлечения «Гром-камня» скопились почвенные воды, образовав водоем, сохранившийся до наших дней.

Дождавшись холодов, приступили к транспортировке будущего постамента. В середине осени 1769 года процессия двинулась вперед. Для выполнения поставленной задачи были привлечены сотни людей. Среди них были каменотесы, которые, не теряя времени, проводили обработку каменного блока. В конце марта 1770 года постамент был доставлен к месту погрузки на судно, и спустя полгода он прибыл в столицу.

Создание памятника «Медный всадник».

Задуманный скульптором Фальконе медный всадник, памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге, имел настолько грандиозные размеры, что от его отливки отказался приглашенный из Франции мастер Б. Эрсман. Трудность состояла в том, что скульптуру, имеющую всего три точки опоры, необходимо было отлить так, чтобы максимально облегчить переднюю часть. Для этого толщина бронзовых стенок не должна была превышать 10 мм. На помощь скульптору пришел русский литейщик Емельян Хайлов. Во время отливки произошло непредвиденное: лопнула труба, по которой раскаленная бронза поступала в форму. Несмотря на угрозу жизни, Емельян не бросил работу и спас большую часть статуи. Испорченной оказалась только верхняя часть памятника Петру Великому.

После трехлетней подготовки была проведена повторная отливка, оказавшаяся полностью удачной. В ознаменование успеха французский мастер оставил среди многочисленных складок плаща надпись, гласящую «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». По неизвестным причинам отношения императрицы и мастера разладились, и он, не дожидаясь установки медного всадника, покинул Россию. Руководство принял на себя Федор Гордеев, участвовавший в создании скульптуры с самого начала, и 7 августа 1782 года памятник Петру Первому в городе Санкт-Петербурге был торжественно открыт. Высота монумента составила 10,4 метра.

Почему памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге называется «Медный всадник»?

Памятник Петру Великому «Медный всадник» сразу же полюбился петербуржцам, обрастая легендами и смешными историями, становясь популярным объектом в литературе и поэзии. Одному из поэтических произведений он и обязан своим нынешним названием. Это был «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина. Среди горожан бытует поверье, согласно которому одному майору во время войны с Наполеоном приснился сон, в котором к нему обратился Петр Первый и сказал, что пока памятник стоит на своем месте, никакие напасти Петербургу не грозят. Прислушавшись к этому сну, император Александр I отменил готовящуюся эвакуацию монумента. В тяжелые годы блокады памятник бережно укрывали от бомбежек.

За годы существования памятника «Медный всадник» в Петербурге неоднократно проводились реставрационные работы. Первый раз пришлось выпустить более тонны воды, скопившейся в животе лошади. Позже, чтобы не допустить подобное, были проделаны специальные дренажные отверстия. Уже в советское время проводилось устранение мелких дефектов и очистка постамента. Последние работы с привлечением научных специалистов были произведены в 1976 году. Изначально задуманная статуя не имела ограждения. Но возможно вскоре памятник Петру Великому «Медный всадник» придется ограждать от вандалов, оскверняющих его ради забавы.

Медный всадник, символ Санкт-Петербурга, на самом деле изготовлен не из меди, а из бронзы. Монумент был открыт в 1782 году по велению императрицы Екатерины Второй. В тот год отмечался 100-летний юбилей вступления на престол юного Петра. А «медным» памятник начали называть только с 1833 года, с легкой руки Александра Сергеевича Пушкина, написавшего поэму «Медный всадник». Вес памятника 8 тонн, а высота – 5 метров.

Для работы над этим величественным монументом из Парижа был приглашен известный скульптор Этьен Морис Фальконе. Для работы ему были выданы из императорских конюшен два скакуна - Каприз и Бриллиант. Гвардейские офицеры поднимали коней на дыбы на помосте, а скульптор делал зарисовки.

Целых 12 лет понадобилось мастеру для того, чтобы изготовить гипсовый эскиз памятника. Несколько раз Екатерина требовала переделать предложенный вариант. А вот голову императора изготовила молодая помощница скульптора Мари-Анн Коло.

Императрице работа понравилась, а Мари-Анн получила пожизненную пенсию.
Найти литейщика, способного отлить такую грандиозную фигуру, также оказалось непросто. За работу решил взяться Емельян Хайлов, пушечный мастер. Вместе с Фальконе они долго подбирали состав сплава, проводили пробы. Кстати, именно Хайлов спас работу от краха. Во время отливки глиняная форма неожиданно лопнула, и раскаленный металл потек на землю. Рабочие в ужасе разбежались, но Хайлов, с риском для жизни, сумел устранить течь.

Фальконе изначально задумал установить памятник Петру на огромном гранитном постаменте. Причем, гранит должен быть монолитным. После длительных поисков такой валун удалось найти в 12 верстах от столицы. Местные жители называли его «Гром-камень», так как, по преданию, в него ударила гроза, оставив большую трещину.
Екатерина Вторая заявила, что заплатит 7 000 рублей тому, кто сумеет доставить глыбу весом 2 000 тонн на Сенатскую площадь. За рискованное дело взялся некий инженер Маринос Карбури. На огромной деревянной платформе по бревнам, обитым медью, исполинский камень удалось отправить в путь. Почти год камень волокли до Финского залива, где погрузили на баржу. К назначенному месту гранит был доставлен 23 сентября 1770 года. Восхищенная Екатерина повелела изготовить по этому случаю памятную медаль с надписью: «Дерзновению подобно». Интересно, что сам монумент был установлен на камне только через 12 лет.

Торжественное открытие памятника состоялось 18 августа 1782 года. Интересно, что самого Фальконе в то время в России уже не было. Он покинул нашу страну еще в 1778 году. По поручению Екатерины, князь Голицин навестил его в Европе и вручил памятную медаль.

Змея на монументе была изготовлена уже не Фальконе, а русским скульптором Федором Гордеевым. Змея является третьей точкой опоры и придает монументу больше устойчивости.

Интересный факт – Петр указывает рукой в сторону Швеции, с которой Россия более 20 лет вела войну за выход к Балтийскому морю. А в Стокгольме есть памятник Карлу XII, с которым и вел войну русский император. Рука Карла направлена на Санкт-Петербург.

Один из наиболее знаменитых памятников Санкт-Петербурга и всей России — Памятник Петру I работы Этьена Фальконе, известный также как «Медный всадник». Памятник установлен по решению Екатерины II. На нем так и написано «Петру Перьвому Екатерина Вторая. Лета 1782.»


История скульптуры «Медный всадник»
Скульптура установлена на Сенатской площади около здания Конституционного суда, недалеко от Исаакиевского собора и Адмиралтейства.
Для работы над памятником был приглашён французский скульптор Фальконе. Контракт с ним подписал русский посланник в Париже Дмитрий Голицын в августе 1766 года.Работы над памятником шли довольно долго. Модель конной статуи была изготовлена в 1768-1770 годах.

Только в 1775 году состоялась первая отливка скульптуры.
В 1777 году были отлиты не получившиеся при первой отливке детали.
В 1778 году скульптор Фальконе покидает Россию.
Завершает работы архитектор Ю. М. Фельтен.


Масштабны были работы и по подготовке пьедестала для памятника.
Подходящий камен был найден в окрестностях деревни Конная Лахта.
Гигантский «Гром-камень» предстояло протащить 7855 метров по земле, затем погрузить на специально построенное судно, провезти по Финскому заливу, и выгрузить на левом берегу Невы.
Весь этот путь занял почти год.


Постамент памятника «Медный всадник»

Постамент памятника призван был символизировать природу, варварство, а конная статуя Петра должна была изображать победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой. Потому по задумке Императрицы камень должен был быть неотесанным.

Однако скульптор и архитектор считали иначе. В итоге Гром-камень был отплоирован и несколько потерял в размерах.
Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа (18 августа) 1782 года.


Высота памятника составила 10,4 метров.

С тех пор памятник не покидал Сенатскую площадь.

Однако в 1812 году мог это сделать. Тогда существовал риск захвата города Наполеоном и памятник планировали эвакуировать из столицы, чтобы он не достался врагу.
Правда потом решили, что пока основатель города находится в центре Санкт-Петербурга, неприятель его не возьмет. И памятник не стали перемещать.


В произведении Пушкина «Медный всадник» (которое и дало народное название памятнику, несмотря на то, что он выполнен из бронзы) памятник спускается с постамента и гонится чиновником Евгением, решившем, что Император виноват в его бедах из-за того, что основал город не там.
Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда для памятника было построено специальное защитное устройство, чтобы он не пострадал от обстрелов и бомбежек.



Памятник Петру Первому — главная достопримечательность Петербурга

Без памятника Петру I невозможно представить современный Петербург. Это одна из главных достопримечательностей города, которую обязательно надо увидеть, посетив северную столицу.



Но главный памятник Петру I — это сам город Санкт-Петербург и новые границы страны, превратившейся за время его правления в Российскую Империю.


Торжественная церемония открытия памятника Петру Великому, который сейчас известен как Медный всадник, состоялась 18 августа 1782 года. Сегодня этот памятник - достопримечательность, без которой не обходится ни один туристический маршрут. Буквально с момента открытия он был окутан мистическим флером, а с годами правда и фантастические выдумки о нем и вовсе смешались в одну пеструю, таинственную историю. сайт предлагает вспомнить самые любопытные детали из «биографии» Медного всадника.

Место выбрала сама Екатерина II

Место установки монумента - пожалуй, единственное, о чем почти не спорили при его создании. Екатерина распорядилась поместить памятник на Сенатской площади, поскольку рядом расположены основанное Петром I Адмиралтейство и главное на тот момент законодательное учреждение России - Сенат. Правда, царица желала видеть памятник в центре площади, но скульптор поступил по-своему и передвинул постамент ближе к Неве.

Изначально на этом месте должны были установить прижизненный памятник самой Екатерине, но она сочла более правильным увековечить память об основателе Петербурга к 100-летию его восшествия на престол.

Для подготовки такого грандиозного события нужен был настоящий мастер, и по рекомендации своих друзей Дени Дидро и Вольтера Екатерина вызвала в Россию скульптора Этьена-Мориса Фальконе, автора «Грозящего Амура», который сегодня хранится в Лувре, и других известных скульптур. Художнику к тому моменту уже исполнилось 50 лет, у него был богатый послужной список, но таких монументальных заказов он еще не выполнял.

Фальконе чувствовал, что это его произведение должно войти в историю, и не стеснялся спорить с императрицей. Например, она требовала, чтобы Петр восседал на коне с жезлом или скипетром в руке, как римский император. Руководитель проекта и правая рука Екатерины Иван Бецкой советовал поставить на постамент фигуру в полный рост с полководческим жезлом в руке. А Дени Дидро и вовсе предлагал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами. Доходило до таких тонкостей, что «правый глаз Петра должен быть направлен на Адмиралтейство, а левый - на здание Двенадцати коллегий». Но Фальконе стоял на своем. В контракте, который он подписал, говорилось, что памятник должен состоять «главным образом из конной статуи колоссального размера».

Фальконе заявил, что никакого скипетра в руке Петра не будет. Фото: АиФ / Ксения Матвеева

«Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей», - писал Фальконе в одном из писем.

Камень для постамента искали по объявлению

Обычно постаменту уделяют значительно меньше внимания, чем самому памятнику. Но в случае с Медным всадником получилось едва ли не наоборот. Его постамент, возможно, единственный в истории монументальной скульптуры имеет собственное имя - Гром-камень. В качестве метафоричной «скалы» Фальконе хотел использовать монолитную породу, но камень подходящего размера найти оказалось непросто. Тога в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилось объявление, обращенное ко всем частным лицам, которые готовы выломать где-нибудь кусок породы и привезти в Петербург.

Перевозка "Гром-камня" в присутствии Екатерины II. Гравюра И.Ф. Шлея с рисунка Ю.М. Фельтена. 1770 год. Фото: Public Domain

Отозвался некий крестьянин Семен Вишняков, который занимался поставками строительного камня в Петербург. У него давно была на примете глыба в районе Лахты, но только не было инструмента, чтобы ее расколоть. Где именно лежал Гром-камень, доподлинно неизвестно. Возможно, неподалеку от поселка Лисий Нос. В документах остались сведения, что путь камня до города занял восемь верст, то есть около 8,5 километров.

Для транспортировки скалы по рекомендациям Ивана Бецкого была разработана специальная машина, в перевозке участвовали тысячи людей. Камень весил 2400 тонн, перевозили его зимой, чтобы почва под ним не проседала. Операция по перемещению длилась с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770 года, после чего на берегу Финского залива камень погрузили на судно и привезли на Сенатскую площадь 26 сентября.

Не медный, а бронзовый

Памятник традиционно называют Медным всадником с легкой руки Пушкина, хотя отлит он из бронзы. Мастерскую обустроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Скульптор продумывал каждую мелочь и проделал колоссальную работу.

«Когда я задумал вылепить его, как он завершает свой галоп, вставая на дыбы, этого не было в моей памяти, еще меньше в моем воображении, чтобы я мог на него полагаться. Чтобы создать точную модель, я советовался с природой. Для этого я велел построить площадку, которой я придал тот же наклон, который должен был иметь мой постамент. Несколько дюймов больше или меньше в наклоне произвели бы значительные изменения в движении животного. Я заставил скакать всадника не один раз, а более ста различными приемами на разных лошадях», - писал Фальконе.

Одна из самых известных иллюстраций к поэме Пушкина "Медный всадник" принадлежит кисти Александра Бенуа. Фото: Public Domain

Работа над моделью скульптуры длилась с 1768 по 1770 год. Над головой Петра работала юная ученица Фальконе Мари Анн Колло, а змею под копытом коня вылепил Федор Гордеев. Мари Анн за эту работу была принята в члены Российской Академии художеств, а Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров.

Отливка статуи заняла 8 лет

Отливку статуи начали в 1774 году по сложной технологии, которая распределением веса позволяла удержать баланс фигуры всего на трех точках опоры. Но первая попытка оказалась неудачной - труба с раскаленной бронзой лопнула, и верхняя часть скульптуры была испорчена. Ко второй попытке пришлось готовиться три года. Постоянные неурядицы и срывы сроков испортили отношения между Фальконе и Екатериной, и в сентябре 1778 года скульптор покинул город, не дождавшись завершения работы над памятником. Медный всадник оказался последним произведением в его жизни. Кстати, на одной из складок плаща Петра I можно найти надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Бумага, гравюра резцом. Середина XIX в. Фото: Public Domain / Мельников А.К.

Установкой Медного всадника на постамент руководил архитектор Федор Гордеев. По повелению Екатерины на постаменте написали «Екатерина II Петру I». Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года. В честь этого события императрица издала манифест о всеобщей амнистии, а также велела отчеканить серебряные и золотые медали с его изображением. Одну золотую и одну серебряную медаль Екатерина II отправила Фальконе, который получил их из рук князя Голицына в 1783 году.

Памятник пережил три войны

Медный всадник «прошел» через три войны без повреждений, хотя и находится на удобном для обстрела месте. С Отечественной войной 1812 года связана легенда, которая гласит, что Александр I приказал эвакуировать памятник в Вологодскую губернию, когда возникла угроза захвата Петербурга французскими войсками.

Блокаду Медный всадник пережил под мешками с песком. Фото: АиФ / Яна Хватова

Некий майор Батурин добился аудиенции у князя Голицына и рассказал ему о сне, который преследовал его. Якобы он видит, как Петр на Сенатской площади съезжает с постамента и скачет в резиденцию царя на Каменном острове. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Как гласит предание, Голицын пересказал сон государю, и тот отменил приказ об эвакуации памятника.

Первая мировая война в итоге так же не затронула величественного Петра, а во время Великой Отечественной войны Медного всадника обшили бревнами и досками, памятник укрыли мешками с песком и землей. Так же поступили с памятником Ленину на Финляндском вокзале и другими крупными монументами, которые спрятать или эвакуировать не было возможности.