Население алжира и его и этнокультурные особенности. Страна Алжир: описание, история, язык, население

К Западной Африке относят ту часть континента, которая с юга и запада омывается водами Атлантического океана, на севере включает часть Сахары, навостоке простирается до озера Чад. В Центральную Африку входит территория, расположенная между Северным тропиком и 130 ю. ш. Эта часть материка получает наибольшее количество солнечного тепла и влаги, поэтому здесь особенно богат растительный и животный мир.

В этом регионе сосредоточена большая часть населения материка и около половины государств Африки. Население необычайно разнообразно, в основном это народы, относящиеся к негроидной расе. Языковой состав населения пестрый. Разнообразен и внешний вид народов. Одни имеют очень темную кожу и курчавые волосы, другие светлокожи. Велики и различия в росте. В экваториальных лесах Центральной Африки живут пигмеи.

Культура народов Западной и Центральной Африки уходит в глубину веков. Сохранившаяся наскальная живопись относится к Х-VIII вв. до н. э. Бронзовое литье, деревянная скульптура, изделия из керамики свидетельствуют о древней и богатой культуре народов, населяющих эти земли. До наших дней сохранились храмы и дворцы правителей средневековых государств Бенин, Ифе, Дагомея, Гана.

В недавнем прошлом страны Западной и Центральной Африки (за исключением Либерии, которая получила независимость в 1847 г.) были колониями Франции, Великобритании, Португалии, Бельгии, Испании. В период работорговли побережье Гвинейского залива получило печально известное название Невольничьего берега. Освободительная борьба народов привела после Второй мировой войны к образованию независимых государств. Сейчас их здесь насчитывается более 20.

Страны Западной и Центральной Африки различаются своим географическим положением. Одни имеют приморское положение (Либерия, Гана, Гвинея,Ангола и др.), другие (Мали, Нигер, Буркина-Фасо) отрезаны от моря. Есть страны, расположенные на островах, например Сан-Томе и Принсипи - самая маленькая островная африканская страна, или Кабо-Верде, лежащая на островах Зеленого Мыса.

Большая часть населения стран Западной и Центральной Африки живет в сельской местности и занята земледелием, скотоводством, лесным промыслом. Наиболее плотно заселены побережья Атлантического океана и долины рек.

Страны Западной и Центральной Африки ведут оживленную торговлю с многими странами мира. Главные морские порты - Лагос, Луанда, Дакар.

Среди стран Африки эта страна самая большая по численности населения. Расположена Нигерия в бассейне нижнего течения реки Нигер и протянулась от Гвинейского побережья до озера Чад.

Природа Нигерии очень богата и разнообразна. Географы называют эту страну Западной Африкой в миниатюре. Река Нигер и ее приток Бенуа делят страну на две части - южную равнинную, образованную наносами рек, и северную возвышенную, с невысокими плоскогорьями. Недра Нигерии богаты нефтью, железной рудой и рудами цветных металлов.

Нигерию населяют свыше 250 народностей и этнических групп. Большая часть населения живет на юго-западе страны и на побережье океана. Почти треть жителей страны живет в городах. На юге страны для сельской местности характерны большие деревни, занимающие обширные площади. Жилища окружены хозяйственными постройками и далеко отстоят друг от друга. От каждого дома ведет тропинка к центральной площади, которая служит в деревне и рынком, и местом собраний. Типы жилищ различны, чаще всего это глинобитные хижины, прямоугольные или круглые, с конусообразной крышей.

Нигерия - сельскохозяйственная страна с развивающейся промышленностью. В сельской местности земледельческие работы ведутся круглый год.

В порты страны приходят суда из многих стран мира за фруктами, лесом, железной рудой, нефтью, которыми богата Нигерия.

Большую роль в хозяйстве играют ремесла, которыми заняты целые семьи, деревни, городские кварталы. На самодельных станках изготавливают ткани, плетут из волокон пальмы циновки, корзины, выделывают кожи. Красный сафьян (тонкая мягкая кожа) широко известен на мировом рынке. Высоко ценятся изделия резчиков по дереву, гончаров. Многовековая деятельность человека, рост населения привели к изменениям природы страны. Лишь местами сохранились настоящие вечнозеленые леса; истощается почва, чаще случаются губительные наводнения на реках, засухи. Вокруг городов выросли горы мусора, часть его попадает в залив, что приводит к гибели рыбы. Бывшая столица Нигерии - Лагос - морские ворота страны, один из крупнейших портов на западном побережье Африки. Раскинувшийся на материке и островах, он представляет собой живописную картину города, окутанного буйной тропической зеленью.

По природным условиям, составу населения Африку можно разделить на четыре части: Северную, Западную и Центральную, Восточную, Южную.

Северная Африка простирается от Средиземного моря и занимает большую часть пустыни Сахара. По природным условиям здесь можно выделить субтропический север и пустыню Сахару. Почти все население Северной Африки относится к европеоидной расе.

Природу и хозяйство стран Северной Африки покажем на примере Алжира.

Алжир находится на северо-западе Африки. Это одно из крупных развивающихся государств материка, освободившееся от колониальной зависимости. Столица страны также называется Алжир. Коренное население страны - алжирцы, состоящие из арабов и берберов.

В связи с большой протяженностью с севера на юг в Алжире выделяют Северный Алжир и Алжирскую Сахару. Северный Алжир занимает зону жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников, которая включает северную часть Атласких гор и прилегающую прибрежную равнину. В этой зоне много тепла и достаточное увлажнение. Поэтому природные условия этой части Северного Алжира наиболее благоприятны для жизни человека и сельского хозяйства.

Особенно плотно населены прибрежная полоса и горные долины. Здесь проживает более 90% населения страны. На плодородных почвах алжирцы выращивают ценные субтропические культуры - виноград, цитрусовые, масличные (оливки), фруктовые деревья и др. Естественная растительность субтропиков Алжира сильно пострадала от деятельности человека и сохранилась только на крутых склонах в горах. На месте сведенных в прошлом лесов появились заросли кустарников и низкорослые деревья.

Горы Атлас поражают своей красотой. Хребты, высоко поднимаясь ввысь, заканчиваются острыми вершинами и отвесными скалами. Изрезанные глубокими ущельями и живописными долинами, горные массивы чередуются с межгорными равнинами. В горах хорошо выражена высотная поясность. Южные склоны Атласких гор - это переход от Средиземноморья к Сахаре.

Большая часть страны занята каменистыми и песчаными пустынями Сахары. Пустыни составляют около 90% территории. Здесь алжирцы занимаются главным образом животноводством и ведут кочевой и полукочевой образ жизни. Они разводят овец, коз и верблюдов. Земледелие в Алжирской Сахаре возможно только в оазисах, где алжирцы выращивают финиковые пальмы, а под их густой кроной плодовые деревья и зерновые культуры. Одна из трудностей алжирцев - борьба с движущимися песками.

Алжир - одна из наиболее богатых полезными ископаемыми стран Африки. В стране значительны запасы железной руды, марганца, фосфоритов и других полезных ископаемых. Основное богатство - обнаруженные в осадочных породах Сахары крупнейшие месторождения нефти и газа. В связи с их освоением в пустыне возникли современные поселки, в которых живут рабочие-горняки и разведчики недр. Между крупными городами проложены дороги, строятся нефтепроводы, заводы по переработке нефти, выплавке металла и др. После провозглашения независимости Алжир достиг значительных успехов в развитии своей промышленности.

Природа Алжира сильно пострадала от хозяйственной деятельности человека, особенно в период господства колонизаторов. Из страны вывозили фосфориты,металлы, ценную древесину, например пробковый дуб. Алжирцы уделяют большое внимание восстановлению лесной растительности в субтропической зоне и посадке лесных полос в пустынной части страны. Разработан проект создания «зеленого пояса,) в Алжире, который пересечет пустыню от тунисской до марокканской границы. Длина примерно 1500 км, ширина 10-12 км.

Северная Африка включает территорию (площадью около 10 млн кв. км с населением 160 млн человек), примыкающую к Средиземноморью, заселенную в основном арабами, исповедующими ислам. Страны, расположенные на этой территории (Алжир, Египет, Зап. Сахара, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис), благодаря своему географическому положению (приморское, соседское по отношению к странам Южной Европы и Западной Азии) и более высокому (в сравнении с государствами Тропической Африки) уровню экономического и индустриального развития, отличаются большей вовлеченностью в международное разделение труда (экспорт нефти, газа, фосфоритов и др.). 2.2.Возрастной и половой состав населения.

Издавна отмечалась высокая рождаемость, связанная с мусульманской традицией. Улучшение медико-санитарного обслуживания населения способствовало снижению ранее высокой (особенно среди детей) смертности, в результате рождаемость стала намного превышать смертность.

В 1965--1970 гг. рождаемость составляла 49 на 1 тыс. жителей, а смертность -- 17. К 1979 г. рождаемость и смертность снизились до 48 и 14 соответственно, а ежегодный естественный прирост составил 3,4%.

Согласно оценке, в 1980 г. численность населения страны достигала 18,5 млн. человек, а вместе с алжирцами, временно проживающими за рубежом, -- свыше 19,3 млн. Таким образом, со времени предыдущей переписи 1966 г. население увеличилось на 44%. Если такой высокий темп его прироста сохранится, то к 2000 г. население страны может удвоиться. (Заметим, что за 50 лет -- с 1920 по 1970 г. -- оно увеличилось в 2,5 раза.)

Высокие темпы естественного прироста неизбежно оказывают влияние на возрастную структуру населения. По оценке на 1980 г., дети до 15 лет составляли уже 47% населения, а молодежь до 20 лет -- 57%.

Рост населения ранних возрастов означает сокращение доли трудоспособного населения при абсолютном его росте. За период между двумя переписями (1954 и 1966 гг.) доля трудоспособного населения снизилась с 36 до 22% (без учета алжирцев-эмигрантов).

Для полового состава населения характерно преобладание численности женщин, особенно среднего и старшего возрастов, над численностью мужчин, что нетипично для арабских стран. Объясняется это главным образом последствиями на ционально-освободительной войны 1954--1962 гг. Лишь небольшая часть трудящихся женщин, а именно работающие по найму в городах, включается переписью в экономически активное население. Так, согласно переписи 1966 г., в него вошли только около 2% всего женского населения, хотя много алжирских женщин трудится в сельском хозяйстве.

Общий рост численности населения в стране сопровождается возрастанием в нем доли горожан, в то время как доля сельских жителей постоянно уменьшается. В 1974 г. в городах проживало 52% населения (в 1954 г. -- 23%, в 1966 г. -- 39%). Особенно быстро растет население столицы. По оценке на 1980 г., число ее жителей вместе с пригородами насчитывает около 3 млн.

Массовый выезд европейцев послужил в свое время толчком для возрастания притока сельского населения в города. В них, и в первую очередь в столицу, хлынул поток людей, стремящихся найти там работу и жилище. Именно приток населения из сельской местности (достигающий особенно больших размеров в засушливые годы) вызвал все ускоряющийся рост числа горожан. Многие сельские мигранты, оказавшиеся в городе, не находят работы, и только устойчивые связи с родственниками и земляками, имеющими какие-либо средства к существованию, помогают им приспособиться к новым условиям.

Принятый после завоевания независимости курс на ускоренную индустриализацию привел к значительному расширению занятости городского населения. Однако прирост трудоспособного контингента населения пока превышает рост числа рабочих мест, что обусловливает безработицу в городах. Отсутствие работы в свою очередь толкает многих алжирцев на эмиграцию, главным образом в Западную Европу. В последние годы по мере развития экономики Алжира эмиграция сокращается.

В настоящее время за рубежом проживает более 800 тыс. алжирцев, из них 2/3

принадлежит к экономически активному населению. Эмигрируют, как правило, молодые мужчины, не имеющие квалификации, без семьи. Подавляющее большинство алжирцев-эмигрантов (до 90%) выезжает на работу во Францию. Решающую роль в выборе страны иммиграции играет знание многими алжирцами французского языка.

На территории страны население размещено крайне неравномерно: в северной части проживает более 90% алжирцев. Особенно плотно населены прибрежная полоса и горные долины Телль-Атласа. В вилайях Алжир и Оран плотность населения превышает 300 человек на 1 кв. км. В Алжирской Сахаре средняя плотность -- менее 1 человека на 1 кв. км.

Страна Алжир находится в Африке, а больше о ней многие ничего не могут рассказать. Однако страна, чья история началась до нашей эры, может «предоставить» много интересных фактов и открыться перед читателем как совершенно не изученное государство.

Алжирская народная демократическая республика

Одним из крупнейших государств на территории Африки является страна Алжир. Еще в древности здесь проживали племена, и боролись за свое существование люди на территории пустыни Сахара. Постепенно страна развивалась, но шла очень медленными шагами, а сегодня ее развитие тормозится из-за коррупции и бюрократизма. Несмотря на это, Алжир является одной из привлекательных стран, ведь занимает 8-е место по запасам газа, и 15-е - по запасам нефти.

История

Описание Алжира можно начать и с истории, чтобы увидеть, насколько богата эта страна, какое большое культурное наследие она имеет. В 3-м веке до н. э. появилось первое поселение на современной территории, ее заняли ливийские племена. Затем эта земля была завоевана римлянами, и они владели ею на протяжении 8 веков.

После римлян хозяева сменились, и ими стали вандалы, а потом византийцы. В 7-м веке, когда произошла исламизация территории, жители на этих землях присоединились к Арабскому халифату, и продолжалось это до 16-го века, пока лидирующую позицию не заняла Османская империя.

Спустя какое-то время Алжиру удалось стать свободной страной до тех пор, пока на землю не пришли французы и не сделали ее своей колонией. Все это длилось до Второй мировой войны, а в ее период Алжир снабжал продуктами Германию и Италию.

Но все-таки отстоять свою свободу Алжиру удалось, и в 1962 году страна стала независимым государством, а столица Алжира расположилась в одноименном городе. Как видно из короткого описания, Алжир всегда находился в чьей-то власти, и сложно было строить какое-то государство, когда кто-то командует, поэтому и на сегодняшний день это не процветающая страна, а только государство, в котором закладываются основы демократии.

Географическое расположение Алжира

Страна Алжир находится в Северной Африке и граничит на востоке с Ливией и Тунисом, на юге - с Мавританией, Мали и Нигерией, а на западе - с Марокко. Северная часть омывается Средиземным морем. Физически регион поделен на 4 части горами, реками и пустыней.

Самая большая территория, которая занимает 90 % площади страны, называется Алжирская Сахара, или каменная пустыня, где с южной стороны расположились горы Ахаггар. Другая территория является частью Атласских гор, третий регион расположен на северной стороне около побережья на долинах, которые заканчиваются системой гор Атлас. Еще один регион - Высокое плато, которое состоит из впадин, наполняющихся в период дождей и образующих маленькие озера.

Главная река страны - Челиф, впадающая в Средиземное море, самая высокая гора - Тахат, достигает высоты 3003 метра.

Если посмотреть на климатическую карту страны, то можно увидеть, что погода разнообразна, что свойственно для такой страны, как Алжир. География учит нас, что территория страны разделена на три климатических зоны: на побережье температура зимой опускается до -7°-10°, а летом поднимается до +35°-+40°, средняя зона - летом температура поднимается до +35°, а зимой опускается до -5°, в южной зоне, где расположена пустыня Сахара, жаркая тропическая погода с бурями.

Государственное устройство

Описание Алжира можно начать и с того, что страна является президентской республикой, и во главе стоит президент, который избирается народом на 5 лет. Уже почти 20 лет во главе страны Абдель Азиз Бутефлика, выбранный в 2014 году на свой очередной 5-летний срок.

Законодательный орган - это двухпалатный парламент, который состоит из 144 представителей, где 2/3 выбирается народом на шесть лет, а 1/3 - выбирает президент. Также есть и Народная ассамблея, члены которой избираются на 5 лет.

Столицей страны является одноименный город Алжир, где проживает около 2 млн 300 тыс. человек (по переписи в 2008 году). Население Алжира, по оценке на 2011 год, увеличилось на 600 тыс. человек, что показывает высокий прирост. С 1977 года население увеличилось практически на 1,5 млн.

Город разделен на две части, где современная часть расположилась на побережье Средиземного моря, а старая - на холме, где на самой высокой точке стоит цитадель.

В переводе с арабского Алжир - это "острова". Страна получила такое название из-за того, что раньше рядом были расположены 4 острова, но впоследствии они стали частью материка.

Столица Алжира является важным экономическим центром, имеет богатую историю, она расположена на берегу моря, здесь можно увидеть много достопримечательностей, которые были построены очень давно.

Некоторые особенности Алжира

Алжир - прекрасная и интересная страна, где есть свои законы и порядки. Но некоторые запреты и штрафы удивляют даже жителей страны. Стоит отметить некоторые особенности, которые необходимо знать каждому туристу:

  • На улицах нельзя распивать спиртные напитки.
  • Нельзя фотографировать женщин в черных платках.
  • Запрещено расплачиваться иностранной валютой, и об этом стоит подумать сразу.
  • Нельзя выезжать в район Сахары самостоятельно, только в сопровождении местного гида.

Есть еще интересные факты и правила, о которых нужно знать:

  • Если оказываетесь в деревне, то не следует фотографировать домашний скот, так как местные этого не любят и верят в то, что фотография может плохо повлиять на здоровье животного.
  • Женщинам не следует курить на улицах, однако сделать это можно в кафе или в машине.
  • В стране нельзя найти ни одного «Макдональдса», а такой напиток, как «Кола» жители заменяют местной газировкой.
  • Если захочется оставить чаевые в кафе, то их можно дать прямо в руки, никто возражать не станет.

Население, язык и религия

Население Алжира по переписи в 2016 году составило более 40 млн человек. При этом 71 % из них составляют городские жители. Основная часть населения, а точнее 73% - это арабы, также есть еще берберы - около 26%, и остальные народы составляют 1%.

Официальным языком в стране является арабский, встречаются также берберские диалекты, и распространен среди грамотных людей французский язык. Так как большая часть населения - арабы, главной религией в стране считается ислам, который контролирует каждую сферу жизни.

Есть даже такой интересный закон, который предусматривает наказание за то, что человека призывают или заставляют отречься от ислама. Однако 29-я статья Конституции страны рассказывает о свободе совести.

В Алжире встречаются и другие религии, чаще всего это иудаизм и христианство.

Экономика

Алжир - это богатство нефти и газа, страна занимает 8-е место по запасам газа и 4-е место по его экспорту. Что касается нефти, то Алжир занимает 15-е место по запасам и 11-е место по экспорту. Какая же тогда может быть характеристика Алжира в экономическом плане? Экономика страны хромает из-за коррупции и бюрократии, и очень сложно развивается направление по привлечению иностранных инвестиций из-за сложившейся ситуации.

В основном все рабочие заняты на госслужбе, также представлены торговля, сельское хозяйство и промышленность. Помимо нефти и газа, в стране развивается легкая, горнорудная, пищевая и энергетическая промышленности.

Что касается сельского хозяйства, то выращивают пшеницу, ячмень, из фруктов: виноград и оливки, а в животноводстве в основном занимаются разведением коров и овец.

Исторические события, которые происходили на протяжении многих веков, повлияли на экономику страны в том плане, что уровень жизни у людей не очень высокий. Процветает безработица, которая в 2008 году по официальным данным составила 15 %, и многие граждане живут за чертой бедности - 17 % населения. Несмотря на то что страна занимает лидирующие позиции по экономическим показателям среди стран материка, она очень-очень медленно развивается.

Культура, достопримечательности и кухня

Как же может выглядеть характеристика Алжира в культурном плане? Можно предположить, что большое влияние оказывает религия, и именно на ее основе формируется культура. В этой стране молятся 5 раз в день, пятница является нерабочим днем, женщины имеют меньше прав, чем мужчины, и здесь чтут такие понятия, как честь и достоинство.

К местным достопримечательностям в первую очередь относят мечети и крепости. Имея богатое культурное наследие, где арабская культура переплетается с влиянием Турции и Франции, можно увидеть не только мусульманские здания, но и жилые дома, построенные во французском стиле, и дворцы, созданные турками.

Каждому туристу, которому интересна страна Алжир, советуют посетить древний город Типазу, хотя он и представляет собой руины. Очень интересным объектом считается мавзолей в виде пирамиды, где ученые уже долгое время пытаются разгадать тайну потайных дверей.

В хорошем состоянии сохранился средневековый город Касба, отличительной особенностью которого являются очень близко построенные дома, где улочки настолько узкие, что не проникает дневной свет.

Под открытым небом можно посетить музей - археологический парк древнеримского города. Триумфальные арки, колонны, амфитеатр - все эти уникальные постройки сохранились до наших дней.

Отдельно стоит отметить местную кухню, которая сформировалась под влиянием арабов, французов и турок. Блюда могут быть острыми, но при этом легкими и с большим количеством специй. Рекомендуется попробовать блюда на основе манной крупы, которые могут подаваться с курицей, рыбой или бараниной, также стоит отведать тушеное мясо в томатном соусе с чечевицей и лепешки с кусочками баранины. Традиционный напиток - мятный чай или сладкий свежесваренный кофе.

В основном берберы проживают в районах около горы Атлас и в пустыне Сахара в оазисах. Часто они владеют берберским диалектом и арабским языком. Образованные алжирцы в основном неплохо разговаривают по-французски. В принципе разговорный французский часто можно услышать в этих краях. Здесь пока французский язык не сдает своих позиций английскому и остается главным торговым и деловым языком государства. Население в большинстве своем исповедуют Ислам суннитского толка. До получения независимости здесь жило много европейцев-христиан и евреев, однако после объявления Алжирской Демократической Народной Республики они уехали, в основном во Францию.

Внешний вид алжирцев в основном такой: смуглая кожа, черные волосы, черные глаза, рост средний, форма лица удлиненная.

Численность населения Алжира

В 1830г., когда французы захватили Алжир, численность населения составляла чуть более трех миллионов человек. После этого эта цифра росла с большой скоростью. К началу нашего столетия в государстве насчитывалось уже около 33 млн. человек. По прогнозам, до 2050 года население увеличится примерно до 44 млн. человек.

Основная часть населения составляют арабы. 5-ая часть населения – берберы, которые в основном обитают в горных районах страны. В оазисах пустыни Сахара встречаются также шавийи, а в регионе Ахаггара туареги-кочевники. У берберов есть собственная письменность, которая отличается от арабской письменности.

Плотность населения Алжира

Подавляющее большинство населения составляют арабы и берберы (99%), остальная часть в основном иностранные специалисты, работающие в стране. Среднестатистическая плотность населения Алжира 16,5 человек на кв.м. Основная часть населения (около три четверти) проживает в подгорье Атласа, в высокогорьях проживают примерно полтора миллиона человек, в основном это берберы, и менее 1 млн. живут в оазисах пустыни Сахара. Самая большая плотность населения наблюдается в столице и в Кабилии. Ниже приведена сравнительная таблица плотности населения Алжира с 2002 года по 2013 год (сколько человек на один кв.м.). С каждым годом эта цифра увеличивается примерно на полтора процента.

Коренное население Алжира - алжирцы, состоящие из арабов и близких им по культуре берберов. По внешнему облику алжирцы, как правило, люди среднего роста, смуглые, черноволосые, с черными глазами и удлиненнэй формой лица средиземноморского типа.

Большинство алжирцев (%) считают родным арабский язык, остальные - берберские диалекты (%). Берберское население преобладает среди горцев и в оазисах Сахары (кабилы, шавийя, туареги), причем нередко берберы в равной степени хорошо владеют и арабским языком. Люди, получившие образование или работавшие за рубежом, как правило, помимо родного хорошо знают французский язык. Разговорная форма французского языка широко распространена в городах. На литературном арабском языке издаются государственные документы, книги, журналы, газеты.

Незначительную часть населения составляют граждане иностранных государств, занятые на временной работе в качестве специалистов. Они, как правило, говорят на французском языке.

Подавляющее большинство алжирцев - мусульмане суннитского толка.

Алжир относится к странам, где в последние десятилетия наблюдается высокий и устойчивый рост численности населения. Здесь, как и в других странах Северной Африки, издавна отмечалась высокая рождаемость, связанная с мусульманской традицией. Улучшение медико-санитарного обслуживания населения способствовало снижению ранее высокой (особенно среди детей) смертности, в результате рождаемость стала намного превышать смертность.

В 1965-1970 гг. рождаемость составляла 49 на 1 тыс. жителей, а смертность - 17. К 1979 г. рождаемость и смертность снизились до 48 и 14 соответственно, а ежегодный естественный прирост составил 3,4%.

Согласно оценке, в 1980 г. численность населения страны достигала 18,5 млн. человек, а вместе с алжирцами, временно проживающими за рубежом, - свыше 19,3 млн. Таким образом, со времени предыдущей переписи 1966 г. население увеличилось на 44%. Если такой высокий темп его прироста сохранится, то к 2000 г. население страны может удвоиться. (Заметим, что за 50 лет - с 1920 по 1970 г. - оно увеличилось в 2,5 раза.)

Высокие темпы естественного прироста неизбежно оказывают влияние на возрастную структуру населения. По оценке на 1980 г., дети до 15 лет составляли уже 47% населения, а молодежь до 20 лет - 57%.

Рост населения ранних возрастов означает сокращение доли трудоспособного населения при абсолютном его росте. За период между двумя переписями (1954 и 1966 гг.) доля трудоспособного населения снизилась с 36 до 22% (без учета алжирцев-эмигрантов).

Для полового состава населения характерно преобладание численности женщин, особенно среднего и старшего возрастов, над численностью мужчин, что нетипично для арабских стран. Объясняется это главным образом последствиями на ционально-освободительной войны 1954-1962 гг. Лишь небольшая часть трудящихся женщин, а именно работающие по найму в городах, включается переписью в экономически активное население. Так, согласно переписи 1966 г., в него вошли только около 2% всего женского населения, хотя много алжирских женщин трудится в сельском хозяйстве.

Общий рост численности населения в стране сопровождается возрастанием в нем доли горожан, в то время как доля сельских жителей постоянно уменьшается. В 1974 г. в городах проживало 52% населения (в 1954 г. - 23%, в 1966 г. - 39%). Особенно быстро растет население столицы. По оценке на 1980 г., число ее жителей вместе с пригородами насчитывает около 3 млн.

Массовый выезд европейцев послужил в свое время толчком для возрастания притока сельского населения в города. В них, и в первую очередь в столицу, хлынул поток людей, стремящихся найти там работу и жилище. Именно приток населения из сельской местности (достигающий особенно больших размеров в засушливые годы) вызвал все ускоряющийся рост числа горожан. Многие сельские мигранты, оказавшиеся в городе, не находят работы, и только устойчивые связи с родственниками и земляками, имеющими какие-либо средства к существованию, помогают им приспособиться к новым условиям.

Принятый после завоевания независимости курс на ускоренную индустриализацию привел к значительному расширению занятости городского населения. Однако прирост трудоспособного контингента населения пока превышает рост числа рабочих мест, что обусловливает безработицу в городах. Отсутствие работы в свою очередь толкает многих алжирцев на эмиграцию, главным образом в Западную Европу. В последние годы по мере развития экономики Алжира эмиграция сокращается.

Острый земельный голод в традиционном секторе сельского хозяйства также служит причиной эмиграции. В течение многих лет одним из районов оттока населения за границу является Кабилия.

В настоящее время за рубежом проживает более 800 тыс. алжирцев, из них 2/3

принадлежит к экономически активному населению. Эмигрируют, как правило, молодые мужчины, не имеющие квалификации, без семьи. Подавляющее большинство алжирцев-эмигрантов (до 90%) выезжает на работу во Францию. Решающую роль в выборе страны иммиграции играет знание многими алжирцами французского языка.

На территории страны население размещено крайне неравномерно: в северной части проживает более 90% алжирцев. Особенно плотно населены прибрежная полоса и горные долины Телль-Атласа. В вилайях Алжир и Оран плотность населения превышает 300 человек на 1 кв. км. В Алжирской Сахаре средняя плотность - менее 1 человека на 1 кв. км.

Сельское население ведет оседлый, полукочевой и кочевой образ жизни. В западной и центральной частях Северного Алжира преобладает оседлое население, занятое в основном полеводством. Полукочевники и кочевники-скотоводы расселены на территории Высоких плато, Сахарского Атласа и Сахары. Оседлое население пустыни - жители оазисов и промышленных поселков. Оседание в земледельческих районах и отход на сезонные заработки влекут за собой (в разных районах в разной степени) разложение родо-племенного строя у полукочевников.

В зоне полупустынь и в горах, там, где жизнь остается связанной с кочевым скотоводством, патриархально-натуральный уклад не подвергся такому разложению, как в земледельческих районах: образ жизни кочевников способствует сохранению многих традиций прошлого.

Кризис кочевого хозяйства заставляет кочевников или откочевывать на юг Сахары, куда доступ цивилизации затруднен, или оседать. Показательным в этом отношении является освоение нагорья Ахаггар, большая часть жителей которого - бывшие кочевники и полукочевники.

Кочевые берберские племена туарегов в ряде случаев перешли к оседлому образу жизни и занялись земледелием. В четырех сельскохозяйственных кооперативах Ахаггара большинство земледельцев - туареги. Часть их занята обслуживанием туристов, поток которых в Центральную Сахару быстро растет. Туареги производят на продажу сувениры, работают проводниками и т. п. Однако еще многие из них продолжают вести кочевой образ жизни, причем наблюдается тенденция к переселению кочевников в южные области Сахары.

В материальной культуре алжирцев своеобразно сочетаются традиции и современность. Традиционные сельскохозяйственные орудия мало изменились с эпохи арабского завоевания: деревянные соха и вилы, мотыга, серп, в качестве тягловой силы используются ослы и верблюды, запрягаемые попарно. В самоуправляемых хозяйствах, сельскохозяйственных кооперативах, а также в современных хозяйствах частного сектора широко применяются тракторы, комбайны и другая новейшая техника.

Обычная алжирская деревня - беспорядочное скопление маленьких домов. Дом крестьянина, как правило, глинобитный, а в горах - каменный, с плоской крышей, на которой есть отверстие для дыма от очага, сложенного из камня. Жилище обычно состоит из двух комнат: в одной едят и спят, в другой готовят пищу. Вход в дом ведет из внутреннего дворика, где содержится скот. Мебели в таких домах, кроме маленького столика, нет, вся семья ест и спит на полу. Утварь состоит из циновок, одеял, корзин, иногда ковра или паласа; посуда глиняная, металлическая. Совсем по-другому выглядят дома в «социалистических деревнях аграрной революции», строящихся в районах, где создаются сельскохозяйственные кооперативы. Там каждая семья получает современный благоустроенный дом из нескольких комнат. В любой такой деревне есть школа, больница, учреждения культурно-бытового обслуживания, мечеть. В каждой вилайе намечено построить 10-15 деревень нового типа.

Жилища кочевников и полукочевников, как арабов, так и берберов, имеют общий для кочевников Северной Африки вид -это шатры-палатки с натянутой на них темной шерстяной материей. Шатер туарегов обтянут козьими шкурами.

Традиционный тип городского жилища - каменный, кирпичный или глинобитный дом (в зависимости от достатка хозяина), окна и двери которого выходят во внутренний двор, обнесенный высокой стеной. Во дворе посажены фруктовые деревья и цветы. Новые городские дома, как правило, многоэтажные, с балконами, окнами, закрываемыми жалюзи, и каменными полами, необходимыми в условиях летней жары.

Сельские жители носят национальную одежду. Женщины лица не закрывают, голову покрывают платком или покрывалом, причем у берберок покрывало очень яркое - в красную и желтую полоску. Женская одежда состоит из широких шаровар и рубашки. Мужчины часто сочетают национальную одежду с каким-нибудь элементом европейской одежды, например поверх белой галабии (рубашки) надевают пиджак.

Такое смешение стилей характерно и для горожан, недавно переселившихся из деревни. Большинство мужчин в городах носят европейскую одежду. У пожилых людей она нередко сочетается с красной феской. Женщины-горожанки по большей части носят традиционное белое покрывало «хаик» и «лааджар» -белый платок, вышитый белыми же нитками или обшитый кружевами, закрывающий нижнюю часть лица до глаз. На востоке страны женщины носят черное покрывало. Иногда и то и другое сочетается с европейским платьем и обувью. Нередко на улицах больших городов можно видеть характерную картину - мать и дочь, олицетворяющих собой вчерашний и сегодняшний день Алжира. У матери лицо закрыто, фигура закутана в покрывало, на ногах туфли без задников, ладони и ступни выкрашены хной. Дочь идет с открытым лицом, она явно пользуется европейской косметикой и одета по последней французской моде.

Основная пища оседлых сельских жителей - феллахов -ячменный и пшеничный хлеб, овощи, финики, крупяные блюда. Еда кочевников - ячменные лепешки, кислое молоко, финики, при случае лепешки из саранчи. И кочевники, и феллахи мясо употребляют редко. Пища бедных горожан мало чем отличается от пищи феллахов. Состоятельные горожане употребляют значительно больше, чем сельские жители, белков животного происхождения - мяса, яиц, масла, молока.

Самыми популярными и для многих праздничными блюдами алжирской кухни являются «бурек» - мясо с луком и яйцом, запеченное в тесте, и «кус-кус», приготовленный из мяса, овощей со специями и крупномолотой пшеничной крупы. В самых торжественных случаях готовят «мешуи» - целиком зажаренного на вертеле барана. Алкогольные напитки мусульмане не употребляют. Самыми любимыми напитками являются кофе и чай.

В семейной жизни алжирцев праздников немного. Отмечаются рождение сыновей, обрезание и свадьбы. Все важнейшие события в жизни верующего алжирца сопровождаются соответствующими религиозными обрядами.

После 1962 г. Алжир добился больших успехов в деле просвещения и подготовки национальных кадров, постоянно увеличивая ассигнования на образование в государственном бюджете (27% расходов в 1969 г., 33% - в 1975 г.). Число учащихся в начальной школе в период с 1963 по 1980 г. выросло в несколько раз. Свыше 80% детей возраста (■> -13 лет посещает начальную школу. В 1980/81 г. школу посещало 4 млн. детей.

Алжирская школа весьма остро переживает проблему нехватки преподавателей (около 60% их в средней и неполной средней школе - иностранцы, в основном французы) и проблему языка обучения. Преподавание в начальной школе и частично (для % учеников) в неполной и полной средней школе ведется на арабском языке. В остальных случаях преподают на французском языке. Несмотря на рост числа преподавателей-арабов, их нехватка сдерживает темпы арабизации системы образования. Проблемы арабизации разрабатывает Академия арабского языка, созданная в 1975 г.

Бурный рост переживает высшая школа. Вместо одного университета, существовавшего в 1962 г., в 1981 г. насчитывалось уже 15 университетов. Кроме того, в стране созданы десятки вузов различной специализации (например, Африканский институт нефти и газа, созданный при содействии СССР). В конце 70-х годов в стране насчитывалось 65 тыс. студентов и было подготовлено более 20 тыс. специалистов.

Основным научным центром является Алжирский университет. Научная работа ведется также в университетах Орана, Константины и Аннабы, а также в Национальном агрономическом институте, Институте нефти, Центре экспериментального лесоводства, Институте ядерных исследований и др. Научными исследованиями прикладного характера занимаются бюро, центры и институты, создаваемые при соответствующих министерствах. Особое внимание уделяется поисковым работам и исследованиям в области геологии, горнорудного дела, океанографии, метеорологии, физики Земли, а также экономики и социологии и многих других отраслей наук.

Сложный характер национальной культуры Алжира отчасти передает формула видного деятеля алжирской культуры шейха Бен Бадиса: «Алжирский народ - арабский по языку, берберский по происхождению, мусульманский по религии». Культура алжирского народа складывалась в течение многих веков как результат взаимодействия и взаимовлияния арабских и берберских племен, латино-пунических элементов доарабского времени и развитой арабо-исламской цивилизации эпохи халифата, носителей испано-мавританской (андалусской) культуры мавров и турецких завоевателей. К настоящему времени все эти компоненты в основном уже слились в единый сплав. Но некоторые из них до сих пор сохранили свою специфику. Например, это относится к традициям берберского фольклора и геометрического орнамента, арабской поэзии и эпоса бедуинских племен, андалусского и турецкого наследия в архитектуре и музыке. Кроме того, на формирование алжирской культуры значительное влияние последние полтора века оказывала культура Франции. Вследствие этого лица, получившие образование на французском языке, еще в 60-х годах составляли большинство интеллигенции Алжира, а франкоязычная литература алжирцев до сих пор неотъемлемая часть их национальной литературы.

Алжирская арабоязычная литература переживает подъем с 20-х годов. Средневековые традиции арабских историков, правоведов, мистиков-марабутов и поэтов, почти утраченные в период турецкого завоевания, частично возродились в XIX в. в ходе антиколониальной борьбы, но в основном они существуют в сфере религиозной публицистики, фольклора и поэзии «неоклассического» рафинированного типа, крупнейшим представителем которой является Мухаммед аль-Ид. Среди народных поэтов самым известным стал впоследствии кабильский сказитель Моханд у-Механд. В 20-30-х годах Ассоциация улемов выдвинула целую плеяду талантливых поэтов и писателей, таких, как А. Бен Бадис, М. Закария, Т. аль-Мадани, Т. аль-Окби, А. Р. Хоху и др. Во время войны 1954-1962 гг. выдвинулись А. Ашур, X. Бен Айса, А. Бен Хаддука и Т. Ваттар, отразившие в своих произведениях национально-освободительную борьбу Алжира. В творчестве Т. Ваттара в 70-х годах особенно ярко воплотились те гигантские перемены, которые внесли в жизнь алжирцев революция и прогрессивные социальные преобразования. Ныне выдвигается новое поколение арабоязычных писателей, таких, как А. Бельахсен, С. Гумукат, Б. Марзак и др.

Франкоязычная литература Алжира, еще в 20-х годах представленная первыми романами А. Хаджа Хамму и Ш. Ходжи, стала всемирно известной в 50-60-х годах благодаря крупнвгм романистам и поэтам - М. Ферауну, М. Маммери, М. Хаддаду, Я. Катебу и М. Дибу. Их творчество как бы сочетает несколько компонентов: сугубо алжирскую тематику (жизнь крестьян Кабилии или горожан Тлемсена, судьбы интеллигенции и рабочих), сюжеты фольклора берберов и арабов, традиции французских мастеров прозы. Особенно сложно мотивы фольклора, метафоричность и гиперболизация, приемы и методы романтизма, модернизма и неореализма сочетаются в произведениях Ясина Катеба. В 70-х годах М. Диб продолжал работать в прозе, а Я. Катеб всецело переключился на драматургию, стремясь создавать пьесы на «местном французском» языке (т. е. смеси французского языка с алжирским диалектом арабского языка) или целиком на диалекте. Алжирская поэзия на французском языке была представлена в 30-х годах Ж. Амрушем, в 40-х годах - вышеупомянутой плеядой, а также Б. Хаджем Али, Б. Хальфой, А. Креа. В 60-х годах выступил как поэт Р. Буджедра, ставший в 70-х годах наиболее видным франкоязычным романистом Алжира.

Больших успехов добился алжирский театр, еще в 20-х годах выдвинувший таких крупных мастеров (одновременно драматургов, актеров и режиссеров), как Рашид Ксентини, Баштарзи Махиддин, Дахмун, Аллалу. После завоевания независимости традиции старых мастеров продолжили Мустафа Катеб и особенно известный за пределами Алжира Руишед (Ахмед Айяд) - драматург, актер, режиссер, поэт и ветеран революции. Помимо Алжирского Национального театра государственные театры возникли в Оране, Константине, Сиди-Бель-Аббесе. В стране работают также многие коллективы любителей-энтузиастов, пользующихся популярностью среди молодежи.

В Алжире множество исторических памятников. Некоторые из них - своеобразные города-музеи (Тимгад, Типаза, Джемила), свидетельства пребывания древних римлян. Наиболее богато представлены памятники арабо-мусуль-манской архитектуры X-XVIII вв. К их числу относятся целиком сохранившиеся до наших дней города Мзаба, руины крепостей и замков (например, Калаа Бени Хаммад), дворцы и мечети старинных кварталов городов Алжира, Константины и особенно Тлемсена. Но для Константины и городов побережья более характерны постройки турецкого периода, например цитадели (касбы) в Алжире, Беджаие, Аннабе. Французский период получил отражение в архитектуре современных районов многих городов и примечателен тем, что представляет почти все течения европейского градостроительства XIX-XX вв., а также эклектизм и так называемый колониальный псевдомавританский стиль. В современной архитектуре наблюдается стремление уйти от тенденций колониальной эпохи, сочетать наиболее современные и технически рациональные веяния с возрождением традиционных элементов мусульманского зодчества. Таковы Дворец наций, построенный в 1965 г., новые кварталы городов, поселки и особенно возводимые с начала 70-х годов «социалистические деревни аграрной революции».

Многообразно искусство Алжира. Наряду с традиционными формами (прикладными ремеслами андалусской техники в Тлемсене и Константине, берберской техники в Кабилии и Сахаре) все большее значение приобретают современные формы художественного творчества. В живописи велико разнообразие жанров - от ярких миниатюр М. Расима и М. Ранема до полуабстракционизма М. Лазрега и Р. Зерарти. Основная часть алжирских живописцев, графиков и скульпторов (образующих с 1963 г. единый союз) посвящает свое творчество жизни народа, темам борьбы за освобождение (Б. Фа-рес, Т. Акаша, Б. Мардук). Творчество некоторых из них (Б. Йеллеса, М. Исси-ахена, М. Мабрука) известно и за пределами Алжира. За последние годы в работах ряда художников все более сказывается тяготение к мусульманским традициям и приемам народного декоративно-прикладного искусства, вышивки, росписи, узора, каллиграфии арабской вязи. Национальная кинематография началась с кинодокументов о войне 1954-1962 гг. За период, прошедший после завоевания независимости, снято около 30 художественных фильмов, многие из которых отмечены призами на кинофестивалях в Москве, Лейпциге, Каннах, Венеции и Тунисе. Наиболее известны «Ветер с Ауреса» (1967 г.) и «Хроника пламенных лет» (1974 г.) Л. Хамины, «Битва за Алжир» (1966 г.) Я. Саади и Дж. Понтекорво, «Угольщик» (1972 г.) М. Буамари и др. В 70-х годах снят ряд фильмов на темы аграрной реформы, жизни кочевников, социальных перемен в стране. В кино, как и в поэзии и прозе, продолжает разрабатываться революционная тематика.

И традиции, и современность наиболее богато представлены в музыкальной культуре. Народная музыка запечатлена в песнях и напевах берберских областей (особенно у кабилов и туарегов), в африканских мелодиях оазисов Сахары, музыкальном фольклоре отдельных племен и районов. Классической считается арабо-андалусская музыка, жанры которой были разработаны еще в Гранаде XIII- XV вв., но впоследствии обогащены иранскими и турецкими ладами (последние кое-где проникли в музыку кабилов и африканцев Сахары). Для андалусской музыки характерны особый набор инструментов, стиль исполнения и строгая регламентация. Сочиняемые в ее стиле песни до сих пор пишутся на уже исчезнувшем арабо-андалусском диалекте. Сочетание андалусской классики и народной музыки породило особый жанр «аль-джад», характерный для всего Магриба. Он также имеет свои формы, правила и состав оркестра. Современные народные песни обычно сочетают в себе традиции песенного фольклора той или иной области и влияние вышеуказанных музыкальных жанров, а также музыки Арабского Востока и Европы.

Огромные изменения произошли в Алжире за время независимого существования в области здравоохранения и народного просвещения. В 1962 г. один врач приходился в среднем более чем на 40 тыс. жителей, а через 15 лет - уже на 15 тыс. В результате осуществления планов экономического и социального развития страны, а также социальных программ, предусматривающих подъем отдельных районов, были созданы десятки больниц, диспансеров, клиник, амбулаторий. С 1974 г. в стране введено бесплатное медицинское обслуживание населения.