Население Испании: численность, этнический состав и особенности. Глава VII. Местные народы Испании

Самоназвание Современный ареал расселения и численность

Всего: 135 млн
Испания - 40 млн чел.
Аргентина - 20 млн чел.
Бразилия - 15 млн чел.
Мексика - 15 млн чел.
Чили - 9,5 млн чел.
Колумбия - 8,4 млн чел.
Куба - 7 млн чел.
Панама - 300 тыс. чел.
Парагвай - 300 тыс. чел.
Гондурас - 200 тыс. чел.

Язык Религия Расовый тип Входит в Происхождение

Испанцы - народ, проживающий на Пиренейском полуострове . Испанцы являются потомками вестготов , кельтоиберийцев , римлян и мавров . Разговаривают на испанском языке . Численность испанцев в мире составляет примерно 135 миллионов человек. В самой Испании насчитывается более 38 млн чел. Остальные живут в странах Западной Европы, в Америке.

В ХІХ в. в России слово «испанец» иногда произносилось как «гишпанец».

Потомки испанцев также представлены среди сотен миллионов человек в испаноязычных нациях Латинской Америки , а также на Филиппинах .

В самой Испании испанцем называют гражданина Испании, сами жители страны не считают себя единой общностью. В стране доминирует региональное самосознание, причем не только у каталонцев , галисийцев и басков , которые являются самостоятельными народами, но и у других. Они называют себя арагонцами, валенсийцами, канарцами, астурийцами, кастильцами и т. д. В 1983 году все 17 исторических провинций страны получили автономию и теперь имеют собственные правительство и парламент. Это - Каталония , Страна басков , Галисия , Андалусия , Валенсия , Эстремадура , Канарские острова , Балеарские острова , Кастилия и Леон , Кастилия - Ла-Манча , Астурия , Наварра , Мурсия , Риоха , Арагон , Кантабрия и Мадрид .

История названия

В латинском эпиграфе к первой испанской хронике «Estoria de Espanna » ( или ), подготовленной королём Альфонсо X , королевские подданные названы «хиспанис », а в испанском варианте - «испанос »:

Rex, decus Hesperie, tesaurus philosophie,

Dogma dat hyspanis ; capiant bona, dent loca uanis.

Оригинальный текст (исп.)

El Rey, que es fermosura de Espanna et tesoro de la filosofia, ensannança da a los yspanos ; tomen las buenas los buenos, et den las vanas a los vanos.

Primera Cronica General. Estoria de España. Tomo I. - Madrid, Bailly-Bailliere e hijos, 1906, стр. 2

В этой же книге говорится о мифическом предке, племяннике Геракла, по имени Эспан (Espan) .

Язык

Этногенез

Первоначально территория Испании была заселена иберами, которые позже смешались с кельтами. Возникла новая общность - кельтиберы. Страна называлась Иберия. Кроме этого здесь жили народы другого происхождения. В начале 1 тысячелетия в 5 веке сюда вторгаются племена германцев. Страной правят вест-готские короли. В 8 веке с юга почти весь полуостров захватывают арабы и берберы. Устанавливается власть арабских династий. С этого момента небольшие готские королевства, Астурия, Леон, Арагон, Наварра, начинают борьбу с арабами, закончившуюся в XV веке при короле Фердинанде Арагонском и королеве Изабелле Кастильской. Началось объединение страны и нации. В конце XV века началась эпоха Великих географических открытий, в которых Испания сыграла ведущую роль, наряду со своими конкурентами, Португалией и Англией, подобно которым она обладала огромными колониями. Благодаря испанцам появились новые народы в странах Латинской Америки, на Филиппинах, возникшие от смешения испанцев и местных жителей. В отличие от англичан, которые обычно не женились на местных женщинах, испанцы легко вступали в смешанные браки. Антропологический тип испанцев - средиземноморский, у них длинные лица, длинные, прямые или горбатые носы, преобладают темные волосы, но встречаются и светлые.

Хозяйство

Занятия населения различается в зависимости от региона или этнической группы. Повсеместно распространено пашенное и поливное земледелие. Бобовые , оливы , виноград выращивают повсеместно, зерновые - в Андалусии, Арагоне и на Месете (означает «плоскогорье»), кукурузу , рожь и картофель - в северных районах, а цитрусовые - на восточном побережье. Скотоводство и морское рыболовство распространено в Каталонии, Астурии, Стране басков, в Мадриде также развито скотоводство. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец. Отдельные группы имеют свои традиционные занятия. Это - пасьегос Кантабрии, марагатос Леона, вакейрос Астурии, они - пастухи, обменивают свою продукцию на хлеб, овощи, ремесленные изделия.

Испания - страна с довольно высоким уровнем экономического развития. В истории она пережила период упадка, когда из многочисленных колоний суда доставляли в метрополию золото и ценные продукты. Развитие экономики в самой Испании из-за этого приостановилось, но после распада колониальной державы, в XX в., экономика постепенно была восстановлена.

Важнейшие отрасли - горнодобывающая, чёрная металлургия, машиностроение, электротехническая, химическая, и старейшая отрасль, текстильная. Значительную роль в экономике играет туризм.

В сельском хозяйстве сохраняются феодальные пережитки. Среди хозяйств преобладают крупные латифундии. Миллионы крестьян разоряются и бегут в города. Большая часть населения теперь занята в промышленности и сфере услуг.

Большую роль в стране играет виноделие . Наиболее знаменитые вина - херес (производится в провинции Херес), Малага (город Малага), портвейн и мадера (вина португальского происхождения). В отличие от России и Скандинавии, где предпочитают крепкие напитки, больше способствующие развитию алкоголизма, в средиземноморских странах употребляются сухие, слабые вина, обычно во время обеда, в умеренных количествах.

Традиционные ремесла испанцев и прикладное искусство представлены керамикой , резьбой по дереву, художественной вышивкой, плетением, ткачеством.

Поселения - разных типов. Есть большие селения, однодворные хутора, много типичных средневековых городов, небольших, с богатыми историческими традициями и памятниками. Наиболее крупные, многофункциональные города - Мадрид (столица), Барселона, Валенсия. Много портов. Селения в горных районах напоминают кавказские, - многоярусные, с тесной застройкой, дома в основном белого цвета. В древности испанцы использовали пещеры или полупещеры, строили полуземлянки, круглые или овальные в плане.

На северо-западе распространен дом из неотесанного камня, крытый соломой (пальясо). На севере (влажная часть страны) - баскско-наваррский или астуро-галисийский тип дома, каменный. Он имеет 2 этажа, спальню, столовую, кухню на верхнем этаже, хозяйственные помещения и стойла - на нижнем. Южнее, в сухой части, дома одноэтажные, помещения для скота и хозяйственные постройки - отдельно. Многие районы бедны и лесом, и камнем, и здесь используют глину и кирпич. Есть маленькие домики с плоской крышей. В Андалусии - дома с замкнутым двориком.

Одежда мужчин - узкие короткие штаны до колен (такие носили в Европе в XVIII веке), белая рубаха, жилеты, куртки, пояса, накидки, плащи, пледы. Короткая куртка испанца обычно украшена спереди и сзади вычурной вышивкой. Обувь - кожаная или плетеная из эспарто (испанский дрок). на севере в дождь носят деревянные башмаки. Головные уборы - фетровые соломенные шляпы, баскский берет. Шляпа, в отличие от итальянской, широкополой (калабреза), имеет короткие поля и невысокую тулью. Одежда женщин - в центре страны - рубаха на лямках, короткая шерстяная куртка, в Андалусии - длинное узкое платье. На голове - платки, накидки, чёрная или белая кружевная мантилья . Чулки - с вышивкой. Как украшение - гребень или цветы в волосах. Типичное испанское платье - узкое в талию с широкой юбкой с многочисленными оборками.

Кухня разнообразна. Общее - обильное употребление свиного сала, оливок, острых приправ из томата, лука, чеснока, красного перца, овощей и фруктов. В Андалусии много блюд из рыбы, на юго-востоке - из риса. Напитки - кофе, молоко, цитрусовые соки, вино, яблочный сидр. Типичное блюдо - паэлья. Она готовится из риса с бульоном, курицы, телятины, свинины, рыбы, и заправляется шпиком, луком, перцем, солью, зеленью, соком лимона, растительным маслом. Так же сложно готовится олья подрига, из говядины, телятины, свинины, шпика, колбас, зелёного горошка, картофеля, моркови, капусты, заправляется луком, чесноком, сельдереем, лавровым листом, перцем, солью, петрушкой, тертым сыром и помидорами. Тортильяс - прожаренный омлет с картофелем и овощами.

Католические традиции

Каждый город имеет своего покровителя, день которого празднуется. Праздники устраивают эрмандады (братства), на юге - более пышно, на севере - скромнее. Весенние карнавалы , ярмарки , театрализованные представления присущи для конкретных местностей.

Культура

Основная статья: Музыка Испании

В устном творчестве бытовали предания, романсы , народные жанры песни и поэзии - летрильи, сегидильи, серенады , вильянсико . Типичный испанский жанр поэзии - копла (четырёхстишие). В Андалусии развился своеобразный жанр пения и танца, фламенко . Танец - выстукивание ритма ногами, носком, пяткой, стопой, по-испански - сапатеадо(от слова сапато - ботинок). Подобное встречается не везде, это только шотландский, ирландский и американский степ (чечетка). Танцы в основном групповые, с прыжками, перебежками. Наиболее известные испанские танцы - пасодобль , фанданго , сарабанда и павана (старинные).

Музыка Испании считается лучшей в мире после итальянской. Наиболее древние литературные произведения в Испании - рыцарские романы, как и в странах северной Европы. Но, есть исконно испанские варианты рыцарских романов. Это - «Песнь о Сиде» и « Амадис Гальский», действие которых происходит в Испании, и герои которых - испанцы. Литература Испании в эпоху Возрождения развивалась в сложной политической обстановке. Именно в Испании появился жанр плутовского романа . Первым литературным произведением в этом жанре была повесть «Ласарильо с Тормеса », изданная анонимно в 1554 году, а первым автором этого жанра считается Матео Алеман , написавший роман «Гусман де Альфараче». Широко известен пример этого жанра - «Хромой бес» Луиса Велеса де Гевары. Ни в одной другой стране этот жанр не был развит. Во Франции плутовскому роману подражал Ален-Рене Лесаж («Похождения Жиль Бласа из Сантильяны»). В XIX в. развивается жанр костумбризма, то есть описание быта.

В архитектуре Испании представлены те же черты, что и в других странах, но её архитектура имеет отличительные черты. Одной из её особенностей является влияние мусульманской архитектуры (особенно на юге страны). Испанская готика почти не отличается от общеевропейской (здесь она именуется «мудехар»), но Ренессанс уже своеобразен, и носит свое наименование, - платереско(«плоский»). Стиль барокко имеет здесь собственное название - чурригереско (по имени архитектора Хосе Чурригеры). Наиболее знаменитые памятники: собор в Бургосе , здание университета в Вальядолиде, собор Сантьяго-де-Компостела. Затем в Испании развиваются все остальные стили, характерные для всей Европы. Именно для Испании характерно творчество архитектора Антонио Гауди , специалисты оценивают его, как модерн . Он - каталонец, и творчество его представлено в Барселоне . Кроме многих домов в оригинальном стиле, ему принадлежит создание собора «Саграда фамилиа»(Святое семейство), который стал в последнее время символом Испании(подобно Эйфелевой башне в Париже). Прежде символом Испании были фигуры дон Кихота и Санчо Пансы. Испанская культура оказывала влияние на культуру других стран. Француз Жорж Бизе написал оперу «Кармен» на испанскую тему, испанские мотивы звучат в балете «Дон Кихот» Минкуса . Многие русские писатели и поэты касались испанской тематики.

Испанские имена и фамилии

Мужские имена: Агустин, Альберто, Альфонсо, Альфредо, Арсенио, Алонсо, Алехандро, Амбросио, Андрес, Антон, Антонио, Аугусто,

Бартоломе, Гонзало, Карлос, Сесар, Серхио, Клементе, Диего, Доминго, Эдуардо, Эмилиано, Энрике, Эстебан, Федерико,

Фелипе, Феликс, Фернандо, Франсеск, Франсиско, Гонсало, Гильермо, Густаво, Эрнандо, Уго, Умберто, Игнасио, Иньиго, Кристобаль, Хесус,

Хоакин, Хорхе, Хосе (Хосеф, Хусепе), Хуан, Хулиан, Хулио, Леон, Луис, Мануэль, Марко, Мигель, Николас,

Октавио, Пабло, Педро, Пио, Рафаэль, Рамон, Рауль, Ренато, Рикардо, Роберто, Родриго, Сальвадор, Санчо,

Томас, Висенте, Виктор, Хавьер.

Женские имена: Алисия, Альба, Амалия, Ана, Анхелика, Анхелес, Аурора, Бланка, Кармен, Конча, Дельмира, Долорес, Габриела, Инес, Исабель, Химена, Хосефина, Хулия, Лаура, Ленида, Лусия, Маргарита, Мария, Мерседес, Нерея, Паола, Патрисия, Пилар, Соледад, Сусана, Тереса, Элена, Элиса, Эстефания.

Фамилии образуются от имени прибавлением суффикса -эс. Рамиро - Рамирес, Родриго - Родригес, и т. д.

Примечания

Использованная литература

  • Энциклопедия «Народы и религии мира», М.,1998.
  • Т. Б. Алисова, Т. А. Репина, М. А. Таривердиева. Введение в романскую филологию. М.,1987.
  • Испанская поэзия в русских переводах, М.,1984.
  • История зарубежной литературы. Средние века и возрождение. М.,1987.
  • Р. С. Гиляревский., Б. А. Старостин. Иностранные имена и названия в русском тексте, М.,1985.

Ежегодно Испания занимает лидирующие позиции в рейтинге самых популярных стран для отдыха среди россиян. Нужно отметить, что это обусловлено не только комфортным климатом: солнце, море, красивая растительность и пляжи - но и культурой, с которой знакомятся туристы, пребывающие в эту страну.

Своей культурой Испания обязана народностям, которые проживают на ее территории. По данным на 2017 год население составляет 46.5 миллионов человек. Причем официально народ страны называется испанцами, хотя как таковых испанцев на ее территории проживает не более 80% от всего населения, остальные - каталонцы, баски, галисийцы и цыгане, которые не считают себя единым целым, определяя свою национальность по признаку региона.

Внутри Испании национальные различия ощущаются очень остро. Отчасти сгладить их помогают обязательные региональные праздники, на которых можно познакомиться с традициями и устоями народностей.

Народности Испании

Испанцы

Испанцы - прямые потомки вестготов, римлян, мавров и кельтоиберийцев - составляют подавляющее большинство населения страны. Они живут в таких областях, как Кастилия, Кастилия-и-Леон, Астурия, Арагон, Эстремадура, Андалусия, Мурсия и Валенсия - то есть, испанцы расселены по всей территории страны, но в особенности в центре, на западе и юге (к слову, там проживает более половины населения Испании).

Можно сказать, что традиции испанцев полностью отражают внутренний мир этой народности. Если вспомнить их яркие и красивые танцы, ту же корриду, то может сложиться впечатление, что у этого народа энергия бьет ключом и любовь к активному образу жизни у него в крови. Так и есть. Правда, с пунктуальностью у многих испанцев есть проблемы, и нет ничего особенного в том, чтобы опоздать на запланированную встречу.

Мужская традиционная одежда этого народа состоит из нешироких штанов до колена в комплекте с белой рубашкой, жилета и матерчатой курткой, а также плаща и широкополой шляпы или небольшой шапочки со складкой, женский наряд включает широкую вышитую юбку, прикрытую передником, в сочетании с блузкой и шалью (в Андалусии также распространены узкие платья). Обязательны чулки и мантилья.

Большинство испанцев в силу особенностей регионов заняты в промышленности и сфере услуг, но кое-где сохраняется приверженность традициям сельского хозяйства. Довольно высоким, особенно в южных областях, является число эмигрантов.

Каталонцы

Каталонцы составляют около шестой части населения Испании. Региональный язык - каталанский - развился вместе с другими языками романской группы путем смешения латыни и языков древних народов. Каталанский является основным языком для валенсийцев, каталонцев и балеарцев, хотя национальным языком считается испанский.

Изначально испанские земли были населены иберами и кельтскими народами, затем колонизированы римлянами. В средневековые времена произошло смешение в той или иной степени с германскими, бургундскими и готскими племенами. Таким образом были образованы многие средиземноморские народности, среди которых и каталонцы.

У региона не только богатая история, но и интересное географическое расположение: Каталония расположена между Испанией и Францией. Именно благодаря этим факторам каталонцы унаследовали развитую культуру с большим количеством традиций, самой интересной из которых является «кастель» - построение башен из людей. Этот обычай берет свое начало от древних религиозных танцев. Со временем религиозность была утрачена и осталась только эффектность и желание построить как можно более высокую башню.

Традиционная одежда мужчин в Каталонии - это брюки до колен любой ширины в сочетании с рубашкой, жилетом и - часто - пледом с кистями, заменяющим плащ, женщин - короткая пестрая юбка, передник, блузка с короткими широкими рукавами, шаль с длинными концами, скрещивающимися на груди.

Каталонцы заняты как в промышленности (Каталония - развитая промышленная область), так и в сельском хозяйстве и ремесле: к художественным ремеслам края можно отнести филигранную ковку, резьбу по дереву и изготовление керамики.

Туристов в Каталонии привлекают замки в готическом стиле и стиле барокко, один из которых - знаменитый Саграда Фамилия - носит неофициальный статус символа Испании.

Этот регион является родиной таких известных мастеров, как Антонио Гауди и Сальвадор Дали.

Галисийцы

Национальное меньшинство галисийцы составляют более 10% населения Испании. Они населяют одноименную автономную область - Галисию.

Предки галисийцев - древние племена галаиков (смесь пришлых кельтов и автохтонных естримниив), романизированные в первые несколько веков нашей эры. Такое происхождение значительно повлияло на духовную культуру галисийцев. Традиционный музыкальный инструмент этой народности - гайта - та самая волынка; танцевальный фольклор отличается наличием мужских танцев-соревнований и оригинального танца муньейра.

Покрой традиционной одежды практически неотличим от нарядов других областей, но выбор ткани обусловлен климатическими условиями и спецификой работы: фланель, шерсть и простое сукно надежно защищают от прохлады и являются простой, незамысловатой одеждой.

Традиционно заняты в сельском хозяйстве, но эмиграция с целью заработка в промышленные районы страны или за границу распространена очень широко.

Баски

Численность басков - более полумиллиона человек, а проживают они в регионе под названием Страна Басков . Язык, распространенный на территории региона, заслуженно считается самым сложным из языков и диалектов Испании. То, что этот язык все еще существует и используется, пусть и на территории небольшой области - само по себе удивительно.

Тем не менее баски - один из самых (если не самый) патриотичных народов Испании. Повсюду в Стране размещены национальные флаги Страны Басков - зелено-красно-белые триколоры. Сам флаг, очевидно, сделан по образцу Великобританского Юнион Джека - баски уже давно хотят обрести независимость от Испании.

До середины 19 века баски были язычниками и это коренным образом повлияло на их традиции и обычаи, которые и по сей день носят религиозный оттенок. В культуре басков сочетаются как языческие, так и католические символы (здесь можно вспомнить празднование Масленицы православными верующими).

Традиционный наряд включает в себя облегающие штаны, широкую рубаху и куртку с серебряными пуговицами, пояс и пелерину, накрывающую плечи, а также баскский берет у мужчин; широкую юбку голубого цвета, покрытую нарядным чехлом, в сочетании с рубашкой и короткой, богато расшитой курткой и множеством украшений на шее у женщин.

На крайнем юге Страны Басков также проживают более 30 000 гитанос (самоназванных рома) - оседлых цыган.

Испания – это многоязычная страна. Языки Испанииимеют свои традиции и историю. Впрочем, как и многие народы на её территории. Во времена правления Франсиско Франко этнические меньшинства подвергались искусственному давлению. Их речь истреблялась, а носителям грозила смертная казнь за использование неофициального языка.

Но спустя многие годы, языки этих народов не исчезли. Наоборот начали набирать силу и за последнее десятилетие пережили настоящее возрождение.

Эти народы – каталонцы, говорящие на каталанском, галисийцы – говорят на галисийском языке, баски – на баскском, астурийцы – на астурийском языке, окситанцы – на окситанском, ну и арагонцы соответственно на арагонском языке. Также существует диалект каталанского языка, на котором говорят валенсийцы. Иногда употребляется его название, как валенсийский язык. На каталанском языке общаются не только жители Каталонии , но и жители Балеарских островов.

К сожалению есть и исключения из правил. Так, например, только в нескольких сельских селениях остались носители арагонского языка, который постепенно исчезает.

Свою новую жизнь обретает астурийский язык, носителей которого с каждым годом все прибавляется. В зависимости от местности, этот язык также называют астур-леонским, леонским и эстрамадурским. Он встречается в таких автономных сообществах, как Астурия , Кастилия и Леон, Эстремадура и Кантабрия .

Больше всего в Испании кастильской народности. Кастильский язык еще называют просто испанским. Его носителем в стране являются около 40 миллионов жителей. И именно он считается главным языком в Испании.Хотя государственным языком официально признан испанский, не все так просто обстоит вне официальной обстановки.

Если обратиться к прошлому, тому далекому, когда королева Изабелла Кастильская обвенчалась с Фердинандом Арагонским, то в те времена был популяризирован и в основном использовался кастильский испанский, который привнесла королева. Позже по причине народных волнений и попыток отделений с сепаратистскими настроениями вкупе каждая исторически обособленная область Испании начала использовать свой язык или уже на фоне существующего одного – свое наречие. Вторая попытка насильного насаждения единого испанского языка для всех была сделана диктатором Франко. Он просто-напросто запретил использование других наречий в общении. Недовольные этим распоряжением сторонники независимости своих краев просто ушли в подпольное существование. Этот запрет, связанный с употреблением местных наречий, рухнул со смертью диктатора.

Испания насчитывает семнадцать территориальных единиц, каждая из которых не преминула создать свой собственный флаг, законы, мини-столицу, а у некоторых и свой особый язык, что является особым случаем. Кстати, если попытаться задать вопрос о патриотизме испанцу, то в итоге будет приблизительно такой вывод: на свете очень много противных и неприятных наций, да и испанцы не лучше, хорошие люди – бразильцы, но лучше, например, Каталонии (может последовать название Арагона, Кастилии, Андалусии и так далее) нет места и людей.

Каталонцы, раз уж о них зашла речь, считают «своей» столицей – Барселону, в то время как Мадрид большим почтением у них не пользуется. И говорят тут на своем языке – каталонском, имеющему общие корни с французским. И будет большая неприятность, если испанец, но не житель Каталонии, обратиться на кастильском наречии к истинному каталонцу.

А вот Баски, называющие свою маленькую историческую землю Эускадия, явно отграничивают себя от остальной Испании. Вдумайтесь: свой «национальный» баскский теле-канал, все надписи и даже указатели на дорогах – на баскском языке, а также полиция, налоги, законы и школы, которые полностью переведены на употребление баскского языка. Подкрепляет всю эту пирамиду страны Басков группировка под названием ЭТА, в переводе эта аббревиатура переводится как «свободу стране Басков». Вот так и страна в стране. И еще в некоторых областях будет аналогичное положение вещей в отношении самоопределения и языка.

Общепринятое содержание термина «испанцы» - совокупность граждан страны, говорящих на каком-либо из местных языков. Испаноязычное население, составляющее подавляющее большинство жителей государства, не осознаёт себя единой общностью, противостоящей носителям баскского, галисийского и других языков, и не имеет общего этнического самоназвания. В пределах ареала испанского языка (романской группы индоевропейской семьи) и других языков страны (см. Баски , Каталонцы , Галисийцы) доминирует региональное самосознание, что отражает огромную роль в жизни Испании так называемых исторических областей или регионов. Словосочетание «народы Испании » на самом Пиренейском полуострове подразумевает областные (региональные) общности и относится не только к баскам, каталонцам и галисийцам (в пределах соответствующих областей), но и к арагонцам, канарцам, кастильцам, валенсийцам и др. Среди некоторых групп населения ряда областей региональное самосознание приобрело характер национального; его носители не считают себя испанцами, что связано с желанием добиться независимости для своей области.

В большинстве же случаев областное и общегосударственное самосознание сосуществуют как два уровня самоидентификации («баск и при этом испанец», «кастилец и при этом испанец», «андалусиец и при этом испанец» и т. д.).

Исторически и политически в Испании доминировал испанский язык (в самой стране называемый нередко кастильским) - как язык областей, ставших центром объединения различных регионов в единую державу. Вместе с тем диалекты испанского языка связаны с историческими областями: арагонский, астурийский, кастильский, леонский и др. Письменность на латинской графической основе.

Исторические области продолжали сохранять культурно-хозяйственные различия до середины XX века. С 1960-х годов наметились тенденции к возрождению некоторых местных наречий, бытовавших главным образом в сельской местности, и стремление превратить их в самостоятельные языки путём выработки литературной нормы и организации системы обучения. Это «возрождение», носящее несколько искусственный характер, находит сторонников, например, в Астурии (язык бабле) и Арагоне (язык арагонес). В рамках демократизации общественно-политической жизни в конце 1970-х - начале 1980-х гг. была предоставлена автономия всем историческим областям, общим числом 17, большая часть которых находится на территории проживания исконно испаноязычного населения.

Древнейшей основой населения исторически испаноязычных областей Испании были племена иберов, частично смешавшиеся с кельтами, вторгшимися на Пиренейский полуостров в 1-м тысячелетии до нашей эры. Римское господство (II век до нашей эры - V век нашей эры) привело к романизации обитателей Испании (исключая жителей некоторых северных районов). Германские племена, захватившие страну в V веке, постепенно были ассимилированы. Определённую роль в этническом развитии местного населения сыграли мусульмане-мавры (арабы и берберы), подчинившие значительную часть Испании в VIII веке, и евреи. По мере отвоевания (Реконкисты, VIII - конец XV вв.) захваченных арабами территорий из ряда независимых христианских государств к конце XV века образовалось единое испанское государство, что способствовало процессу консолидации местного населения. В эпоху Великих географических открытий и возникновения испанской колониальной империи (XV-XVII вв.) жители страны начали переселяться в Америку; они участвовали в формировании латино-американских народов.

Выделяются этнографические ареалы, включающие несколько исторических областей: Север страны, от Галисии до Наварры; Восток, где с Каталонией в единый ареал нередко включают Арагон и Мурсию; Юг - Андалусия и южная часть Эстремадуры, и т. д. В рамках этих ареалов существуют более мелкие районы (со своими особенностями), а также субэтнические группы - марагатос Леона, вакейрос Астурии, пасьегос Кантабрии и др. Вакейрос и пасьегос издавна занимаются пастушеским скотоводством. Объединённые в небольшие общины, их семьи имели по нескольку временных жилищ на зимних и летних пастбищах. Пастухи обменивали свою продукцию на хлеб, овощи и ремесленные изделия у оседлого населения. В прошлом они подвергались значительной дискриминации, дети их не учились в школах. Изоляции способствовала эндогамия.

Основное традиционное занятие - пашенное, в том числе поливное, земледелие. Сохраняется специфика возделывания сельскохозяйственных культур: зерновые (преимущественно пшеница) распространены главным образом на богарных землях Месеты, Арагона и Андалусии; кукуруза, рожь и картофель в северных районах; бобовые культуры повсеместно; виноград по всей стране, но особенно в Ла-Манче, Каталонии и др.; оливковые повсеместно, но более всего в районах крупных латифундий (в Андалусии, Новой Кастилии, Эстремадуре и Альбасете); цитрусовые на восточном побережье. Другие традиционные занятия - скотоводство, в том числе отгонное (крупный рогатый скот, овцы, свиньи, быки для корриды), и морское рыболовство (в основном сардины, тунец). Промышленность сосредоточена главным образом в Каталонии, Стране Басков, Астурии и в столичном районе Мадрид. Сохраняется большое количество мелких мастерских с кустарными промыслами. Из видов народного прикладного искусства наибольшего развития достигли керамика, резьба по дереву, художественная ковка, вышивка, плетение и ткачество, а также производство художественных изделий из стекла. На рубеже 50-60-х гг. XX века началась широкая модернизация экономики, миллионы крестьян, ремесленников и батраков мигрировали из сельской местности в города Испании и других стран Западной Европы. Бульшая часть трудоспособного населения Испании занята в промышленности и сфере услуг.

Сельские поселения испанцев различных типов: от однодворных хуторов до огромных селений с несколькими тысячами жителей. В целом с севера на юг и от побережья к центру увеличиваются размеры сельских поселений, их компактность и расстояния между ними.

Существенно разнятся формы традиционного сельского жилища. Наиболее архаичны пещеры и полупещеры-полуземлянки в ряде районов на юге Испании , а также круглые или овальные в плане дома (пальясо) на северо-западе из неотёсанного камня и крытые соломой. Для северной («влажной») части страны типичны дома так называемого баскско-наваррского и астуро-галисийского типа: они, как правило, двухэтажные; на верхнем этаже - спальня, столовая, кухня, на нижнем - хозяйственные помещения и стойла для скота. Такие дома целиком строили из камня, затем при постройке 2-го этажа стали использовать деревянный каркас. К югу, в границах так называемой сухой Испании , для скота и хозяйственных нужд строят отдельные сооружения; здесь больше одноэтажных домов. Многие районы бедны и лесом, и камнем, основной строительный материал - глина: обожжённый кирпич, сырец и так называемый тапиаль (смешанная с известью глина укладывается слоями и высушивается); из дерева делают лишь каркас здания. Для Андалусии характерны дома с замкнутыми двориками внутри жилых и хозяйственных помещений; на южном побережье строят кубические маленькие домики с плоскими крышами. Средоточием семейной жизни в сельском доме является кухня с открытым очагом. Очаг, наряду с каминами, жаровнями в южных районах и печами в северных, служит и для отапливания помещения.

Традиционная одежда населения исторически испаноязычных областей, из которой в повседневном употреблении сохранились лишь отдельные элементы, имеет множество разновидностей. У мужчин узкие штаны до колен (на Севере, в Мурсии и др., - широкие короткие; в Андалусии - длинные, дополнявшиеся гетрами), белые рубахи, жилеты и куртки различного покроя, широкие матерчатые пояса. Сверху надевали накидки, плащи или пледы (на юге). Головные уборы - шапочка со складкой посередине и двумя острыми концами; фетровая или соломенная шляпа, иногда с широкими полями; широко распространился баскский берет. Обувь кожаная или плетённая из эспарто (испанский дрок); на влажном севере в сырую или холодную погоду поверх обычной обуви надевают деревянные башмаки.

Женская одежда различных цветов, с богатой вышивкой. В центральных областях Испании - рубаха на лямках, широкая юбка с передником, блузка, короткая шерстяная куртка, шаль; в Андалусии - длинные узкие платья, в других местах сохранилась одежда архаического покроя, напоминающая сарафан. На ногах чулки, нередко украшенные вышивкой, кожаная или плетёная обувь. На голове накидка, обёртывающая причёску, или платок. На юге голову украшают высоким гребнем, часто - цветами. Сверху накидывают кружевную мантилью, чёрную или белую.

Традиционная кухня также отличается большим разнообразием, но имеет общие черты - обильное употребление свиного мяса (жареного и тушёного) и сала, оливкового масла и маслин, острых приправ из томатов, лука, чеснока и красного перца, а также других овощей и фруктов. Популярна тортилья - хорошо прожаренный омлет с добавлением картофеля, овощей и т. д. В Андалусии довольно много блюд из рыбы, на юго-востоке - из риса. Пьют кофе, молоко, прохладительные напитки из лимонов и апельсинов, виноградные вина, на севере - яблочный сидр.

Семейные отношения, в том числе положение женщин отдельных областей, также существенно различались. В Астурии, Кантабрии, Арагоне женщины нередко участвовали в работе и в решении семейных дел наравне с мужчинами, кое-где в Леоне трудились в поле, в то время как мужчины занимались домашним хозяйством. Напротив, в южных районах сфера деятельности женщины была ограничена преимущественно домом.

Для общественного быта населения Испании характерна приверженность католическим традициям. Каждое селение и город имеет своего святого покровителя, день которого торжественно отмечается. С особой пышностью эти празднества проходят на юге, где их организацией занимаются специальные братства-эрмандады, обычны процессии, несущие статуи святых, и пантомимы на религиозные сюжеты. На севере празднества скромнее, многочисленны и архаичны обряды, связанные со смертью. Весенние карнавалы и другие праздники, повсеместно сопровождающиеся ярмарками, включают корриду или театрализованые представления, присущие только данной местности (поединки между быками, «битва цветов», «битва мавров с христианами» и др.).

В устном народном творчестве наибольшее развитие получили предания и романсы лироэпического содержания. Широко известен андалусийский фламенко - уникальный танцевально-песенный стиль, с редким для народной культуры индивидуальным исполнением танца; в других областях, особенно на севере, танцы чаще групповые, состоящие из прыжков и перебежек; среди них много мужских, имитирующих сражения.


Чили Чили - 51,768
Бельгия Бельгия - 50,318
Андорра Андорра - 24,014
Эквадор Эквадор - 21,009
Нидерланды Нидерланды - 20,926
Италия Италия - 19,707
Колумбия Колумбия - 18,213
Австралия Австралия - 17,679
Доминиканская Республика Доминиканская Республика - 17,382
Перу Перу - 17,315
Канада Канада - 13,283
Португалия Португалия - 10,635
Язык Религия Расовый тип Входит в Родственные народы Этнические группы Происхождение

В 1983 году все 17 исторических регионов страны получили автономию и теперь имеют собственные правительство и парламент. Это - Каталония , Страна басков , Галисия , Андалусия , Валенсия , Эстремадура , Канарские острова , Балеарские острова , Кастилия и Леон , Кастилия - Ла-Манча , Астурия , Наварра , Мурсия , Риоха , Арагон , Кантабрия и Мадрид .

История названия

В латинском эпиграфе к первой испанской хронике «Estoria de Espanna » ( или ), подготовленной королём Альфонсо X , королевские подданные названы «хиспанис », а в испанском варианте - «испанос »:

Rex, decus Hesperie, tesaurus philosophie,

Dogma dat hyspanis ; capiant bona, dent loca uanis.

Оригинальный текст (исп.)

El Rey, que es fermosura de Espanna et tesoro de la filosofia, ensannança da a los yspanos ; tomen las buenas los buenos, et den las vanas a los vanos.

Primera Crónica General. Estoria de España. Tomo I. - Madrid, Bailly-Bailliere e hijos, 1906, стр. 2

В этой же книге говорится о мифическом предке, племяннике Геракла, по имени Эспан (Espan) .

Язык

Предшественник испанского языка - староиспанский - утвердился в период, когда испанцы отвоёвывали у арабов Толедо (1085), Кóрдову (1236) и Севилью (1248). Он развивался под влиянием французского и провансальского языков труверов Франции и трубадуров Прованса. Теперь он сохраняется в несколько изменённом виде у потомков испанских евреев, сефардов , переселившихся на Балканы , под названием ладино .

Этногенез

Первоначально территория Испании была заселена иберами, которые позже смешались с кельтами. Возникла новая общность - кельтиберы. Страна называлась Иберия. Кроме этого здесь жили народы другого происхождения. С завоеванием римлянами Испании кельтиберы были ими ассимилированы, став постепенно иберо-римлянами. В начале 1 тысячелетия в 5 веке сюда вторгаются племена германцев. Страной правят вест-готские короли. В 8 веке с юга почти весь полуостров захватывают арабы и берберы. Устанавливается власть арабских династий. С этого момента небольшие готские королевства, Астурия, Леон, Арагон, Наварра, начинают борьбу с арабами, закончившуюся в XV веке при короле Фердинанде Арагонском и королеве Изабелле Кастильской. Началось объединение страны и нации. В конце XV века началась эпоха Великих географических открытий, в которых Испания сыграла ведущую роль, наряду со своими конкурентами, Португалией и Англией, подобно которым она обладала огромными колониями. Благодаря испанцам появились новые народы в странах Латинской Америки, на Филиппинах, возникшие от смешения испанцев и местных жителей. В отличие от англичан, которые обычно не женились на местных женщинах, испанцы легко вступали в смешанные браки. Антропологический тип испанцев - средиземноморский, у них длинные лица, длинные, прямые или горбатые носы, преобладают темные волосы и смугловатая кожа, но встречаются и светлые.

Хозяйство

Занятия населения различается в зависимости от региона или этнической группы. Повсеместно распространено пашенное и поливное земледелие. Бобовые , оливы , виноград выращивают повсеместно, зерновые - в Андалусии, Арагоне и на Месете (означает «плоскогорье»), кукурузу , рожь и картофель - в северных районах, а цитрусовые - на восточном побережье. Скотоводство и морское рыболовство распространено в Каталонии, Астурии, Стране басков, в Мадриде также развито скотоводство. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец. Отдельные группы имеют свои традиционные занятия. Это - пасьегос Кантабрии, марагатос Леона, вакейрос Астурии, они - пастухи, обменивают свою продукцию на хлеб, овощи, ремесленные изделия.

Испания - страна с довольно высоким уровнем экономического развития. В истории она пережила период упадка, когда из многочисленных колоний суда доставляли в метрополию золото и ценные продукты. Развитие экономики в самой Испании из-за этого приостановилось, но после распада колониальной державы, в XX в., экономика постепенно была восстановлена.

Важнейшие отрасли - горнодобывающая, чёрная металлургия, машиностроение, электротехническая, химическая, и старейшая отрасль, текстильная. Значительную роль в экономике играет туризм.

В сельском хозяйстве сохраняются феодальные пережитки. Среди хозяйств преобладают крупные латифундии. Миллионы крестьян разоряются и бегут в города. Большая часть населения теперь занята в промышленности и сфере услуг.

Большую роль в стране играет виноделие . Наиболее знаменитые вина - херес (производится в провинции Херес), Малага (город Малага), портвейн и мадера (вина португальского происхождения). В средиземноморских странах употребляются сухие, слабые вина, обычно во время обеда, в умеренных количествах.

Традиционные ремесла испанцев и прикладное искусство представлены керамикой , резьбой по дереву, художественной вышивкой, плетением, ткачеством.

Поселения - разных типов. Есть большие селения, однодворные хутора, много типичных средневековых городов, небольших, с богатыми историческими традициями и памятниками. Наиболее крупные, многофункциональные города - Мадрид (столица), Барселона, Валенсия. Много портов. Селения в горных районах напоминают кавказские, - многоярусные, с тесной застройкой, дома в основном белого цвета. В древности испанцы использовали пещеры или полупещеры, строили полуземлянки, круглые или овальные в плане.

На северо-западе распространен дом из неотесанного камня, крытый соломой (пальясо). На севере (влажная часть страны) - баскско-наваррский или астуро-галисийский тип дома, каменный. Он имеет 2 этажа, спальню, столовую, кухню на верхнем этаже, хозяйственные помещения и стойла - на нижнем. Южнее, в сухой части, дома одноэтажные, помещения для скота и хозяйственные постройки - отдельно. Многие районы бедны и лесом , и камнем, и здесь используют глину и кирпич. Есть маленькие домики с плоской крышей. В Андалусии - дома с замкнутым двориком.

Одежда мужчин - узкие короткие штаны до колен (такие носили в Европе в XVIII веке), белая рубаха, жилеты, куртки, пояса, накидки, плащи, пледы. Короткая куртка испанца обычно украшена спереди и сзади вычурной вышивкой. Обувь - кожаная или плетеная из эспарто (испанский дрок). на севере в дождь носят деревянные башмаки. Головные уборы - фетровые соломенные шляпы, баскский берет. Шляпа, в отличие от итальянской, широкополой (калабреза), имеет короткие поля и невысокую тулью. Одежда женщин - в центре страны - рубаха на лямках, короткая шерстяная куртка, в Андалусии - длинное узкое платье. На голове - платки, накидки, чёрная или белая кружевная мантилья . Чулки - с вышивкой. Как украшение - гребень или цветы в волосах. Типичное испанское платье - узкое в талию с широкой юбкой с многочисленными оборками.

Кухня разнообразна. Общее - обильное употребление свиного сала, оливок, острых приправ из томата, лука, чеснока, красного перца, овощей и фруктов. В Андалусии много блюд из рыбы, на юго-востоке - из риса. Напитки - кофе, молоко, цитрусовые соки, вино, яблочный сидр. Типичное блюдо - паэлья. Она готовится из риса с бульоном, курицы, телятины, свинины, рыбы, и заправляется шпиком, луком, перцем, солью, зеленью, соком лимона, растительным маслом. Так же сложно готовится олья подрида, из говядины, телятины, свинины, шпика, колбас, зелёного горошка, картофеля, моркови, капусты, заправляется луком, чесноком, сельдереем, лавровым листом, перцем, солью, петрушкой, тертым сыром и помидорами. Тортильяс - прожаренный омлет с картофелем и овощами.

Католические традиции

Каждый город имеет своего покровителя, день которого празднуется. Праздники устраивают эрмандады (братства), на юге - более пышно, на севере - скромнее. Весенние карнавалы , ярмарки , театрализованные представления присущи для конкретных местностей.

Культура

В устном творчестве бытовали предания, романсы , народные жанры песни и поэзии - летрильи, сегидильи , серенады , вильянсико . Типичный испанский жанр поэзии - копла (четырёхстишие). В Андалусии развился своеобразный жанр пения и танца, фламенко . Танец - выстукивание ритма ногами, носком, пяткой, стопой, по-испански - сапатеадо (от слова сапато - ботинок). Подобное встречается не везде, это только шотландский, ирландский и американский степ (чечетка). Танцы в основном групповые, с прыжками, перебежками. Наиболее известные испанские танцы - пасодобль , фанданго , сарабанда и павана (старинные).

Музыка Испании считается лучшей в мире. Наиболее древние литературные произведения в Испании - рыцарские романы, как и в странах северной Европы. Но, есть исконно испанские варианты рыцарских романов. Это - «Песнь о моём Сиде » и «Амадис Гальский », действие которых происходит в Испании, и герои которых - испанцы. Литература Испании в эпоху Возрождения развивалась в сложной политической обстановке. Именно в Испании появился жанр плутовского романа . Первым литературным произведением в этом жанре была повесть «Ласарильо с Тормеса », изданная анонимно в 1554 году, а первым автором этого жанра считается Матео Алеман , написавший роман «Гусман де Альфараче ». Широко известен пример этого жанра - «Хромой бес » Луиса Велеса де Гевары . Ни в одной другой стране этот жанр не был развит. Во Франции плутовскому роману подражал Ален-Рене Лесаж («Похождения Жиль Бласа из Сантильяны»). В XIX веке развивается жанр костумбризма , то есть описание быта.

Испанские имена и фамилии

Мужские имена: Агустин, Альберто, Альфонсо, Альфредо, Арсенио, Алонсо, Алехандро, Амбросио, Андрес, Антон, Антонио, Аугусто,

Бартоломе, Гонзало, Карлос, Сесар, Серхио, Клементе, Диего, Доминго, Эдуардо, Эмилиано, Энрике, Эстебан, Федерико,

Фелипе, Феликс, Фернандо, Франсеск, Франсиско, Гонсало, Гильермо, Густаво, Эрнандо, Уго, Умберто, Игнасио, Иньиго, Кристобаль, Хесус,

Хоакин, Хорхе, Хосе (Хосеф, Хусепе), Хуан, Хулиан, Хулио, Леон, Луис, Мануэль, Марко, Мигель, Николас,

Октавио, Пабло, Педро, Пио, Рафаэль, Рамон, Рауль, Ренато, Рикардо, Роберто, Родриго, Сальвадор, Санчо,

Томас, Висенте, Виктор, Хавьер.

Женские имена: Алисия, Альба, Амалия, Ана, Анхелика, Анхелес, Аурора, Бланка, Кáрмен , Конча, Дельмира, Долóрес , Габриела, Инес, Исабель, Химена, Хосефина, Хулия, Лаура, Ленида, Лусия, Маргарита, Мария, Мерсéдес, Монсеррат, Нерея, Паола, Патрисия, Пилар, Соледад, Сусана, Тереса, Элена, Элиса, Эстефания.

Фамилии образуются от имени прибавлением суффикса -эс. Рамиро - Рамирес, Родриго - Родригес, и т. д.

Напишите отзыв о статье "Испанцы"

Примечания

Использованная литература

  • Энциклопедия «Народы и религии мира », М.,1998.
  • Т. Б. Алисова, Т. А. Репина, М. А. Таривердиева. Введение в романскую филологию. М.,1987.
  • Испанская поэзия в русских переводах, М.,1984.
  • История зарубежной литературы. Средние века и возрождение. М.,1987.
  • Р. С. Гиляревский., Б. А. Старостин. Иностранные имена и названия в русском тексте, М.,1985.
Смешение рас и касты в испанских и португальских колониях п
Негры
--
Европейцы -- Европейцы -- Индейцы -- Негры
Мулат Креол Метис Самбо

Отрывок, характеризующий Испанцы

– Глянь ка, точно в Москве.
Двое из людей сошли с крыльца, зашли за карету и присели на подножку.
– Это левей! Как же, Мытищи вон где, а это вовсе в другой стороне.
Несколько людей присоединились к первым.
– Вишь, полыхает, – сказал один, – это, господа, в Москве пожар: либо в Сущевской, либо в Рогожской.
Никто не ответил на это замечание. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разгоравшееся пламя нового пожара.
Старик, графский камердинер (как его называли), Данило Терентьич подошел к толпе и крикнул Мишку.
– Ты чего не видал, шалава… Граф спросит, а никого нет; иди платье собери.
– Да я только за водой бежал, – сказал Мишка.
– А вы как думаете, Данило Терентьич, ведь это будто в Москве зарево? – сказал один из лакеев.
Данило Терентьич ничего не отвечал, и долго опять все молчали. Зарево расходилось и колыхалось дальше и дальше.
– Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос.
– Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных!
– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)
Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.
– Ах, какой ужас! – сказала, со двора возвративись, иззябшая и испуганная Соня. – Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно, – сказала она сестре, видимо, желая чем нибудь развлечь ее. Но Наташа посмотрела на нее, как бы не понимая того, что у ней спрашивали, и опять уставилась глазами в угол печи. Наташа находилась в этом состоянии столбняка с нынешнего утра, с того самого времени, как Соня, к удивлению и досаде графини, непонятно для чего, нашла нужным объявить Наташе о ране князя Андрея и о его присутствии с ними в поезде. Графиня рассердилась на Соню, как она редко сердилась. Соня плакала и просила прощенья и теперь, как бы стараясь загладить свою вину, не переставая ухаживала за сестрой.
– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
– Я здесь, ваше сиятельство.
– Как рана?
– Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.
– Нельзя ли достать книгу? – сказал он.
– Какую книгу?
– Евангелие! У меня нет.
Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем то очень остался недоволен, что то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда.
– И что это вам стоит! – говорил он. – У меня ее нет, – достаньте, пожалуйста, подложите на минуточку, – говорил он жалким голосом.
Доктор вышел в сени, чтобы умыть руки.
– Ах, бессовестные, право, – говорил доктор камердинеру, лившему ему воду на руки. – Только на минуту не досмотрел. Ведь вы его прямо на рану положили. Ведь это такая боль, что я удивляюсь, как он терпит.
– Мы, кажется, подложили, господи Иисусе Христе, – говорил камердинер.
В первый раз князь Андрей понял, где он был и что с ним было, и вспомнил то, что он был ранен и как в ту минуту, когда коляска остановилась в Мытищах, он попросился в избу. Спутавшись опять от боли, он опомнился другой раз в избе, когда пил чай, и тут опять, повторив в своем воспоминании все, что с ним было, он живее всего представил себе ту минуту на перевязочном пункте, когда, при виде страданий нелюбимого им человека, ему пришли эти новые, сулившие ему счастие мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели его душой. Он вспомнил, что у него было теперь новое счастье и что это счастье имело что то такое общее с Евангелием. Потому то он попросил Евангелие. Но дурное положение, которое дали его ране, новое переворачиванье опять смешали его мысли, и он в третий раз очнулся к жизни уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг него. Сверчок кричал через сени, на улице кто то кричал и пел, тараканы шелестели по столу и образам, в осенняя толстая муха билась у него по изголовью и около сальной свечи, нагоревшей большим грибом и стоявшей подле него.
Душа его была не в нормальном состоянии. Здоровый человек обыкновенно мыслит, ощущает и вспоминает одновременно о бесчисленном количестве предметов, но имеет власть и силу, избрав один ряд мыслей или явлений, на этом ряде явлений остановить все свое внимание. Здоровый человек в минуту глубочайшего размышления отрывается, чтобы сказать учтивое слово вошедшему человеку, и опять возвращается к своим мыслям. Душа же князя Андрея была не в нормальном состоянии в этом отношении. Все силы его души были деятельнее, яснее, чем когда нибудь, но они действовали вне его воли. Самые разнообразные мысли и представления одновременно владели им. Иногда мысль его вдруг начинала работать, и с такой силой, ясностью и глубиною, с какою никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии; но вдруг, посредине своей работы, она обрывалась, заменялась каким нибудь неожиданным представлением, и не было сил возвратиться к ней.
«Да, мне открылась новое счастье, неотъемлемое от человека, – думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно раскрытыми, остановившимися глазами. Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мот только один бог. Но как же бог предписал этот закон? Почему сын?.. И вдруг ход мыслей этих оборвался, и князь Андрей услыхал (не зная, в бреду или в действительности он слышит это), услыхал какой то тихий, шепчущий голос, неумолкаемо в такт твердивший: „И пити пити питии“ потом „и ти тии“ опять „и пити пити питии“ опять „и ти ти“. Вместе с этим, под звук этой шепчущей музыки, князь Андрей чувствовал, что над лицом его, над самой серединой воздвигалось какое то странное воздушное здание из тонких иголок или лучинок. Он чувствовал (хотя это и тяжело ему было), что ему надо было старательна держать равновесие, для того чтобы воздвигавшееся здание это не завалилось; но оно все таки заваливалось и опять медленно воздвигалось при звуках равномерно шепчущей музыки. „Тянется! тянется! растягивается и все тянется“, – говорил себе князь Андрей. Вместе с прислушаньем к шепоту и с ощущением этого тянущегося и воздвигающегося здания из иголок князь Андрей видел урывками и красный, окруженный кругом свет свечки и слышал шуршанъе тараканов и шуршанье мухи, бившейся на подушку и на лицо его. И всякий раз, как муха прикасалась к егв лицу, она производила жгучее ощущение; но вместе с тем его удивляло то, что, ударяясь в самую область воздвигавшегося на лице его здания, муха не разрушала его. Но, кроме этого, было еще одно важное. Это было белое у двери, это была статуя сфинкса, которая тоже давила его.
«Но, может быть, это моя рубашка на столе, – думал князь Андрей, – а это мои ноги, а это дверь; но отчего же все тянется и выдвигается и пити пити пити и ти ти – и пити пити пити… – Довольно, перестань, пожалуйста, оставь, – тяжело просил кого то князь Андрей. И вдруг опять выплывала мысль и чувство с необыкновенной ясностью и силой.