Не было ни гроша и вдруг алтын. Влас Дорошевич - «Не было ни гроша, да вдруг алтын

Алекса́ндр Никола́евич Остро́вский (31 марта (12 апреля) 1823 - 2 (14) июня 1886) - русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки. Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Александр Островский
«Не было ни гроша, да вдруг алтын»

Тульский областной драматический театр им. М. Горького.
Постановка - Леопольд Арзуньян.

Исполнители:
Ведущий - Андрей Мартынов;
Анна Тихоновна, его жена - Римма Асфандиярова;
Михей Михеич Крутицкий, отставной чиновник - Владимир Башкин;
Настя, племянница Крутицкого - Елена Кондратьева;
Домна Евсигневна Мигачева, мещанка - Татьяна Демидова;
Елеся, её сын - Юрий Клименко;
Истукарий Лупыч Епишкин, купец-лавочник - Евгений Басин;
Фетинья Мироновна, его жена - Евгения Пчёлкина;
Лариса, их дочь - Галина Росихина;
Модест Григорьич Баклушин, молодой человек - Александр Шорохов;
Петрович, мелкий стряпчий из мещан - Александр Белов;
Тигрий Львович Лютов, квартальный - Николай Горюнов;
Разновесов, солидная личность - Борис Юрков.

Год записи: 1979
http://radiosp.ru/spec/1435

Аннотация:
Настенька приезжает к скупому дяде от крёстной, которая взяла её к себе после того как дядю отставили со службы за взятки. Но крёстная беспокоилась, что красота Насти отвлечёт женихов от её дочек, и прогнала её. Крутицкий не даёт ей с Анной ни грошика и уверяет, что он бедняк. Соседи (бедная Мигачева, которая постоянно ругает сына-шалопая Елесю и чопорная Фетинья - жена торговца «тёмным товаром» с дочерью-красавицей, но круглой дурочкой (по мнению матери) Ларисой, и Петрович - друг Елеси, в своё время ограбленный Крутицким) подозревают, что у Крутицкого есть деньги, но он очень скуп. В это время Настя встречает своего бывшего жениха - Баклушина, но из гордости не признаётся, что живёт в бедности. Тот узнаёт её адрес у Епишкина и хочет прийти. Крутицкий заставляет Анну и Настеньку идти просить милостыню. Исполняя это, они встретили купца, который даёт им 10 рублей и говорит что хочет прийти к ним «поговорить». На эти деньги Настенька накупает чая и платков, чтобы принять Баклушина. Елеся же забирается в сад к Ларисе и целует её, но их застает Фетинья и, решив пойти на мировую, договаривается с Мигачевой о женитьбе молодых людей. «На радостях» они, застав Баклушина в гостях у Крутицких, оскорбляют Настю и упоминают о её побирательстве. Бедная Настя стоит как убитая, а Анна спрашивает Модеста, хочет ли он её спасти. Но тут выясняется, что ему нужна богатая невеста, но он обещает подумать. Через некоторое время приходит купец, а вскоре и Баклушин. Настя отвергает его любовь и соглашается уехать к купцу. Тут Елеся, крася забор, окрашивает и Фетинью. Та кричит, что он сделал это специально, и уводит Ларису. Ночью Петрович запугивает Крутицкого, и тот, убегая от него, теряет из шинели, в которой хранил деньги, несколько тысяч. Елеся их находит и на крики скупца отвечает криками. Их уводят приставы и отдают Елесе третью часть. Но Крутицкий впадает в тоску и вешается в саду. В то время, как Елеся зовет Анну к телу мужа, а Настя собирается ехать к купцу, к ней приходит Модест и рассказывает, что он любит её, но должен одному ростовщику миллион рублей. Та прощает его, но тут возвращается Анна с горестной вестью. Оказывается, что Баклушин был должен именно Крутицкому, у которого нашли кучу денег. Молодые люди обручаются, а Елеся, по настоянию мужа Фетиньи Мироновны Епишкина, женится таки на Ларисе.

(значение) - русская пословица про неожиданное улучшение чего-либо.

- "Не было ни деньги, да вдруг алтын".

Примеры

(1823 - 1886)

«Не было ни гроша, да вдруг алтын » (1872 г.) - 10 декабря 1872 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.

"Бедная невеста" (1851 г.):

"Анна Петровна. Ах, Карповна, уж кабы ты нам нашла жениха, я бы тебе такое спасибо сказала... Сама ты знаешь, мое дело женское, ничего я не знаю... Как это можно без мужчины!
Карповна. Так вот, матушка, не было ни гроша, да вдруг алтын . Такой туз, что рукой не достанешь.
Анна Петровна. Кто ж такой? Говори, не мучай."

"За чем пойдешь, то и найдешь":

"Бальзаминов. Погодите, постойте! А то я помешаюсь в мыслях. Этакое счастье и вдруг, в один день...
Матрена. Не было ни гроша, да вдруг алтын !"

(1860 - 1904)

" " (1885 г.) - про найденные актерами деньги: "Ведь этакое счастье! - размышлял он дорогой. - Не было ни гроша, да вдруг алтын . Махну теперь в родную Кострому, соберу труппу и выстрою там свой театр."

Письмо А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ 3 февраля 1888 г. Москва - ""Степь" кончена и посылается. Не было ни гроша, и вдруг алтын . Хотел я написать два-три листа, а написал целых пять".

Письмо Н. А. ЛЕЙКИНУ 26 февраля 1888 г. Москва - "Не было ни гроша, да вдруг алтын ! Наконец-то, добрейший Николай Александрович, я получил от Вас письмо, и не одно письмо, а еще и толстую книжищу в виде премии, за которую, конечно, искренно благодарю".

Не было ни гроша, да вдруг алтын - комедия в пяти действиях Александра Островского . Напечатана в журнале "Отечественные записки" , №1, г.

Начата в конце сентября и окончена 13 ноября 1871 г. Первоначально в рукописи имела газвание "Утро вечера мудренее".

Поставлена в первый раз в Петербурге, на сцене Александринского театра , 20 сентября 1872 г., в бенефис артиста Малышева; в московском Малом театре - 10 декабря того же года, в бенефис артиста Музиля .

Действующие лица

  • Михей Михеич Крутицкий , отставной чиновник.
  • Анна Тихоновна , его жена.
  • Настя , племянница Крутицкого.
  • Домна Евсигневна Мигачёва , мещанка.
  • Елеся , её сын.
  • Истукарий Лупыч Епишкин , купец-лавочник.
  • Фетинья Мироновна , его жена.
  • Лариса , дочь их.
  • Модест Григорьич Баклушин , молодой человек.
  • Петрович , мелкий стряпчий из мещан.
  • Тигрий Львович Лютов , квартальный.

Сюжет

Настенька приезжает к скупому дяде от крёстной, которая взяла ее к себе после того как дядю отставили со службы за взятки. Но крёстная беспокоилась,что красота Насти отвлечет женихов от ее дочек и прогнала ее. Крутицкий не дает ей с Анной ни грошика и уверяет что он бедняк.Соседи(бедная Мигачева,которая постоянно ругает сына-шалопая Елесю и чопорная Фетинья - жена торговца "темным товаром" с дочерью-красавицей,но круглой дурочкой(по мнению матери) Ларисой и Петрович -друг Елеси в свое время ограбленный Крутицким) подозревают, что у Крутицкого есть деньги,но он очень скуп.В это время Настя встречает своего бывшего жениха -Баклушина,но из гордости не признается,что живет в бедности.Тот узнает ее адрес у Епишкина и хочет прийти. Крутицкий заставляет Анну и Настеньку идти просить милостыню.Исполняя это они встретили купца,который дал им 10 рублей и говорит что хочет прийти к ним "поговорить". На эти деньги Настенька накупает чая и платков, чтобы принять Баклушина. Елеся же забирается в сад к Ларисе и целует ее, но их застает Фетинья и, решив пойти на мировую, договаривается с Мигачевой о женитьбе молодых людей."На радостях" они,застав Баклушина в гостях у Крутицких оскорбляют Настю и упоминают о ее побирательстве. Бедная Настя стоит как убитая,а Анна спрашивает Модеста хочет ли он ее спасти. Но тут выясняется что ему нужна богатая невеста, но он обещает подумать.Через некоторое время приходит купец,а вскоре и Баклушин. Настя отвергает его любовь и соглашается уехать к купцу. Тут Елеся крася забор окрашивает и Фетинью. Та кричит что он сделал это специально и уводит Ларису. Ночью Петрович запугивает Крутицкого и тот убегая от него теряет из шинели,в которой хранил деньги несколько тысяч. Елеся их находит и на крики скупца отвечает криками. Их уводят приставы и отдают Елесе третью часть. Но Крутицкий впадает в тоску и вешается в саду. В то время как Елеся зовет Анну к телу мужа, а Настя собирается ехать к купцу к ней приходит Модест и рассказывает, что он любит ее, но должен одному ростовщику миллион рублей. Та прощает его,но тут возвращается Анна с горестной вестью. Оказывается, что Баклушин был должен именно Крутицкому у которого нашли кучу денег. Молодые люди обручаются, а Елеся по настоянию мужа Фетиньи Мироновны Епишкина женится таки на Ларисе.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Не было ни гроша, да вдруг алтын" в других словарях:

    Не было ни чарки, да вдруг ендовой (иноск.) о резком переходе от недостатка к избытку Ср. Баттенберг говорит: Болгария любезное наше отечество! Отечество? Каким родом очутилось оно для него в Болгарии, о которой он и во сне не видал? Вот уж… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Не было ни гроша и вдругъ алтынъ. Не было ни чарки, да вдругъ ендовой (иноск.) о рѣзкомъ переходѣ отъ недостатка къ избытку. Ср. Баттенбергъ говоритъ: Болгарія любезное наше отечество! Отечество? Какимъ родомъ очутилось оно для него въ Болгаріи,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Не было ни гроша, да вдруг алтын Не было ни гроша, да вдруг алтын Жанр: пьеса Автор: Александр Николаевич Островский Язык оригинала: русский Год написания: 1872 Не было ни гроша, да вдруг алтын … Википедия

    АЛТЫН, алтына, муж. (тат. золото) (устар.). Старинная русская медная монета (три копейки). «Не было ни гроша, да вдруг алтын.» погов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Эту страницу предлагается переименовать в Три копейки. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/15 сентября 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или… … Википедия

    А; мн. род. тынов и тын; м. [от тат. алты шесть]. Старинная русская монета достоинством в три копейки. Получил пять алтынов. Ценою в семь алтын. Нет ни алтына у кого л. (ничего, нисколько). * Не было ни гроша, да вдруг алтын (Посл.). На три… … Энциклопедический словарь

    алтын - а; мн. род. ты/нов и ты/н; м. (от тат. алты шесть) см. тж. алтынный Старинная русская монета достоинством в три копейки. Получил пять алтынов. Ценою в семь алтын. Нет ни алтына у кого л. (ничего, нисколько) * Не было ни гроша, да вдруг алт … Словарь многих выражений

    АЛТЫН, а, род. мн. ын и ов, муж. В старину: три копейки (род. мн. ын), а также монета в три копейки (род. мн. ов). Не было ни гроша, да вдруг а. (посл.). Цена пять алтын. Пять медных алтынов. | прил. алтынный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова

    Драматический писатель, начальник репертуара Императорского Московского театра и директор Московского театрального училища. А. Н. Островский родился в Москве 31 го января 1823 г. Отец его, Николай Федорович, происходил из духовного звания, и по… … Большая биографическая энциклопедия

    Александр Николаевич (1823 1886) крупнейший русский драматург. Р. в Москве, в семье чиновника, ставшего позднее частнопрактикующим ходатаем по гражданским делам. В 1835 1840 учился в I Московской гимназии. В 1840 был принят на юридический… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Не было ни гроша, да вдруг алтын: Комедия в пяти действиях (CDmp3) , Островский Александр Николаевич. Не было ни гроша, да вдруг алтын: Комедия в пяти действиях Общее время звучания: 3 час. 31 мин. Формат: MPEG-I Layer-3 (mp3), 192 kbps, 16 bit, 44. 1 kHz, stereo Серия: Литературные…

Не было ни гроша…. ,


Не было ни гроша, да вдруг алтын — неожиданное приобретение, удача, успех, радость. Говорят так, когда после отсутствия чего-либо желанного и недосягаемого оно или что-то похожее вдруг появляется, да ещё в большем объеме или количестве, с ибытком. Вобщем — нежданная отрада

Синоним: Не было ни чарки, да вдруг ендовой

Гроши да алтыны: русские деньги

  • Грош — старинная медная монета в полкопейки
  • Алтын — старинная медная монета в три копейки
  • Деньга — старинная монета, сначала серебряная, потом медная, в полкопейки
  • Полушка — сначала равнялась половине московской и четверти новгородской деньги. С объединением Руси — четверть копейки
  • Полтинник — 50-копеечная монета. В разное время был медный, серебряный и даже золотой
  • Копейка — медная монета равная 0,01 рубля. В России с XVI века была серебряная, с 1704 года стала медная
  • Семишник — две копейка
  • Гривня — старинная серебряная монета в 10 копеек
  • Гривенник — 10 копеек с 1701 года. Название восходит к древнерусской денежной единице гривне
  • Рубль — серебряная денежная единица со 2-й половины XIII века. В 1654 году веси 28 — 29 граммов, в 1764 — 1915 годах и в 1924 году- 18 гр.
  • Империал — золотяая монета с 1755 года. В разное время весила 11,61 гри, 7,74 гр., 5,85 г. Стоила 10 серебряных потом 15 золотых рублей
  • Четвертак — 25-копеечная серебряная монета, бывшая в ходу с XVIII и до начала XX века
  • Червонец — Золотая монета достоинством в разное время в 3,5 или 10 рублей

Применение пословицы «не было ни гроша, да вдруг алтын»

- «А здорово, Оля! Два сына! Это так, как в народе говорится: «не было ни гроша, да вдруг алтын»
(С. П. Бабаевский «Свет над землёй»)
- «Итак, милая дорогая мама, с марта я выступлю в двух толстых журналах, вероятно, по пословице - не было ни гроша, да вдруг алтын» (Письмо Мамина-Сибиряка матери, 26 февраля 1882 года)
- «Баттенберг говорит: Болгария любезное наше отечество! Отечество? Каким родом очутилось оно для него в Болгарии, о которой он и во сне не видал? Вот уж именно: не было ни гроша, и вдруг алтын» (Салтыков-Щедрин «Мелочи жизни»)
- «Здравствуйте, дорогой Алексей Николаевич! «Степь» кончена и посылается. Не было ни гроша, и вдруг алтын. Хотел я написать два-три листа, а написал целых пять» (Письмо Чехова А. Н. Плещееву, 3 февраля 1888 года)
- «Так вот, матушка (нашла жениха), не было ни гроша, да вдруг алтын. Такой туз, что рукой не достанешь» (Островский «Бедная невеста»)
- «Молодая мать, потребовав к себе найденыша, тотчас уложила его рядом с своим и объявила, что у нее теперь двойни. «Вот сношенька (сказал старик), не было ни гроша, да вдруг алтын» (B.И. Даль «Прадедовские ветлы»).

НЕ БЫЛО НИ ГРОША, ДА ВДРУГ АЛТЫН

Сразу вспоминается одноименная комедия А. Н. Островского, написанная драматургом в 1871 г. П. И. Чайковский сказал: "У Островского что ни слово, то на вес золота". Это была оценка всего народного языка, который так умело и талантливо использовал драматург.

Целый сноп пословиц и поговорок накопил народ за века о деньгах и денежных отношениях, в частности, употребляя старинные названия денежных единиц - грош и алтын: алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют; алтын сам ворота отпирает; алтынного вора вешают, а полтинного чествуют; гроша медного (ломаного) не стоит; ни в грош ни ставит - и много других. Все они имеют свой смысл, тонко и точно характеризуют явления и людей, многие из них употребляются и поныне.

Грош и алтын... Давайте разберем эти два слова, а потом соединим их.

Ломоносов, учась в Славяно-греко-латинской академии в Москве, получал в день алтын: денежку - на квас, остальное на бумагу и перья. На такой стипендии он прожил пять лет...

Согласно А. Преображенскому: алтын - старая монета в 6 медных денег, или 3 копейки (от татарского "алты-тийн" - шесть белок или из тюркского "алтын" - золото). И далее: солидус (лат.) - солнечный, золотой; сольдо (итал.), су (франц.) - медная монета; мараведи (исп.) - медная монета, первоначально (из арабского) - золотой.

В этой краткой справке заложена богатая информация, объясняющая происхождение названий монет, счетно-денежных единиц. Читатель резонно спросит: почему наименования монет переводятся как "золотой", хотя сами по себе деньги медные? Ответ на этот вопрос мы находим в "Этимологическом словаре русского языка" М. Фасмера. Давая разъяснение слова "алтын", он пишет: "История различных монет - это, как правило, история снижения их стоимости". Важное и точное замечание, многое объясняющее! Проще говоря, были монеты золотыми и серебряными, стали медными, мельхиоровыми, алюминиевыми и т. д., с соответствующим понижением номинала. Такова судьба и алтына, и гроша...

О гроше А. Преображенский говорит, что он попал в русский язык через польский, в польский - с немецкого: грошен (грос - большой, толстый), в немецкий - из латыни, где обозначал "толстый", "тяжелый".

У Вл. Даля грош - две копейки, медный двухкопеечник.

В "Словаре нумизмата" X. Феглера, Г. Гироу и В. Унгера (перевод с немецкого) говорится, что в конце XIII в., в условиях развития в средневековых городах товарного производства, во Франции появилась монета, равная 12 денариям, - "гро", получившая в Германии название "грошен".

В "Нумизматическом словаре" В. В. Зварича сказано, что эту монету начали чеканить в конце XII в. в итальянских городах и по-итальянски она называлась "гроссо", а потом Людовик IX чеканил ее в Туре, и называлась она "турзон".

В "Словаре русского языка" (М., 1981 г.) дается объяснение, что грош - старинная денежная единица, равная двум копейкам (с 1657 по 1838 г.), позднее равная полкопейке (с 1838 по 1917 г.). После денежной реформы 1839-1843 гг. грошем стали называть денгу в связи с выпуском двуязычных русско-польских монет, где польский грош приравнивался к полкопейке. В то же время алтын возродился как монета в 3 копейки. Здесь разница между ними существенная, алтын - это уже действительно богатство. В этом свете пословица "Не было ни гроша, да вдруг алтын" приобретает несколько иной смысл, чем тот, к которому мы привыкли: не было фактически ничего, а тут вдруг целое "состояние"! Так оно и есть, если иметь в виду ремарку драматурга: "Действие происходит лет тридцать назад...". То есть где-то в 40-х годах прошлого столетия, когда произошла денежная реформа, когда алтын-трехкопеечник выгодно отличался от гроша, ставшего полкопеечником... А вот до этой реформы, когда грош был двухкопеечником, разница между ним и алтыном была невелика, и тогда пословица могла толковаться в народе несколько иначе, с тонкой и едкой иронией: дескать, ничего не было, да ничего, собственно, и не прибавилось.

Обратимся к пьесе.

Михей Михеич Крутицкий, взяточник и ростовщик, всю жизнь издевался над женой Анной Тихоновной, морил ее голодом и сам вел нищенский образ жизни. Потеряв в буквальном смысле часть своего состояния, он повесился. Казалось бы, зло наказано, его бедная племянница и сирота Настя спасена. Но...

Настя. Вы теперь богаты, тетенька!

Анна. Тяжелы мне эти деньги, душа моя; меня теперь никакое богатство не обрадует. Отвыкла я с ним жить-то по-людски, убил и похоронил он меня заживо. Десять лет я сыта не была, так теперь за один день не поправишь. Бог с ними и с деньгами!..

Да, поздно. Не было ни гроша, но неожиданный "алтын" не спас Анну, не принес ей счастья, слишком в глубокую пропасть опустил ее муж-ростовщик и самоубийца. "Алтын" оказался равным "грошу" для Анны. В финале пьесы так и слышится ее голос, который как бы повторяет фразу, брошенную купчихой Фетиньей:

"Не было ни гроша, да вдруг алтын!" Только голос Анны скорбный, и слышны в нем отчетливо ноты сарказма и иронии над своей судьбой. Значит, не в деньгах счастье, - говорит нам драматург. Бывает "счастье" алтынным, невелика разница между алтыном и грошем...

Обе версии в пьесе Островского как бы слились. И грош, и алтын стали в конце концов синонимами нищеты.

Как было сказано, история различных монет - это история снижения их стоимости. Вот мы и стали свидетелями литературного аргумента, как снижалась стоимость монет, как серебряный грош стал синонимом безденежья, как, впрочем, и алтын, бывший когда-то золотым.

В старину еще говорили: с алтыном под полтину, или за лычко - ремешок, т. е. пожертвовать малым, чтобы получить большее. Еще одну трактовку мы находим у Мельникова-Печерского в романе "В лесах": "Чужие-то денежки зубасты, возьмёшь лычко, отдашь ремешок, займы - та же кабала".

Наш замечательный композитор и страстный пропагандист музыки Дмитрий Борисович Кабалевский в своей книге "Про трех китов и про многое другое" рассказал о том, как Бетховен создал забавнейшее, полное блеска и бесподобного юмора сочинение для фортепьяно под названием "Бешенство по поводу утерянного гроша"... "Сначала музыка звучит весело, - писал Кабалевский, - радостно и вместе с тем спокойно. Очевидно, человек - герой этой пьесы - радуется тому, что у него есть грош... А потом что-то нарушилось в ровном течении этой музыки - очевидно, тут-то грош и исчез куда-то... И началось! Главная мелодия пьесы звучит то растерянно, то плаксиво, почти с рыданиями; то неистово, злобно, яростно... И, когда кажется, что сил уже больше нет и придется примириться с потерей, два громогласных, радостных аккорда словно возвещают: "Грош нашелся!" Вот радость-то!.. Обратите внимание: все в этой блестящей, остроумной пьесе выражено через человека, через его мысли и чувства, через его поступки..."

Исчезли эти монеты, но язык сохранил их названия, время видоизменило значение этих слов. Но мы часто встречаемся с ними в литературе, в языке - "грошовый уют", "меченый грош" - это о человеке, которого все знают как пустого и неавторитетного и о котором еще говорят: "грош ему цена" и "его в грош не ставят".