Непростая судьба актёра. Как сейчас выглядит Волька из " Старика Хоттабыча". Непростая судьба актёра Итальянские старинные мандолины

Романтический период по праву называют самым ярким веком мандолины. Ни в какую иную эпоху инструмент не был раскрыт столь многопланово и разносторонне. Яркая вспышка популярности инструмента охватила в удивительно короткие сроки все слои общества, начиная от простого сельского жителя, заканчивая монаршими особами. Будучи фольклорным инструментом итальянских провинциалов, мандолина в кратчайшие сроки проникла в буржуазную и аристократическую среду, завоевала одобрение профессиональных музыкантов, в конечном итоге встав в один ряд с классическими инструментами.

Этот взлет еще более изумляет тем, что в предыдущие несколько десятилетий такого никто не мог себе вообразить. Предшествующий период, начавшийся в первой половине и продлившийся до начала второй половины XIX века, нельзя назвать благосклонным к мандолине. В эти годы ей уделялось слишком мало внимания со стороны музыкантов и композиторов. Взор музыкантов был обращен на инструменты, которые в этот период главенствовали. Возможно, камерные жанры, в которых мандолина находила свое претворение в предыдущие эпохи, отчасти потеряли свою актуальность на фоне интереса к крупным музыкальным формам периода романтизма. Однако она оставалась в контексте общего культурного пространства и продолжала свое существование, с большей или меньшей степенью следуя исторической и художественной эволюции. Подобное затишье можно охарактеризовать как короткую передышку и аккумуляцию сил и идей для появления вновь на культурно-исторической сцене нового времени. С 1860-х годов вступает в силу новая и, пожалуй, самая яркая эпоха истории инструмента – эпоха романтической мандолины.

В эпоху романтизма очень важен сам факт эволюции в сфере инструментария. Музыкальные инструменты – важнейшие средства и материальные свидетельства поисков того, без чего нет музыки: нового выразительного звучания, которое несет в себе ощущение жизни эпохи.

В XIX веке происходит очередная индустриально-техническая революция, ознаменовавшаяся значительным подъемом в области изобретений и усовершенствований в научных и технических сферах. Наиболее зримо это отразилось на самих музыкальных инструментах, которые, согласно тенденции, стали объектами технических экспериментов, разработок и усовершенствований.

Инструменты XVIII века – века рококо и классицизма – были призваны услаждать слух. Сочинения для них, как правило, отличались камерностью галантного стиля. В XIX веке ситуация меняется: яркая драматургия сочинений – с одной стороны, большие концертные площадки, повлекшие за собой привлечение широкой слушательской аудитории, с другой – все это требовало иных красок, динамической насыщенности, расширения экспрессивных возможностей инструментов. Поэтому уже в начале века исполнители и музыкальные мастера ищут пути их совершенствования, создают новые конструкции и модели.

Первым из инструментов, модернизировавших свой облик, был рояль. Еще в классическую эпоху специально для Бетховена Джоном Бордвудом была заменена старая клавесинная рама на более мощную, способную выдерживать большее натяжение струн и, следовательно, обеспечивать большую громкость звучания. В период романтизма, все с той же целью, рама стала чугунной, добавились педаль громкости, механизм репетиции, стали использоваться более толстые струны.

Скрипка так же быстро подхватила новую волну и подверглась целому ряду акустических экспериментов, вплоть до изменения ее формы Феликсом Саваром, сделавшим трапециевидную скрипку, предполагающей независимость акустической характеристики струнно-смычкового инструмента от конфигурации его корпуса. Музыкантами подобные эксперименты были встречены тепло, однако со стороны исполнителей была занята консервативная позиция, благодаря чему скрипка все же оставляет свои традиционные характеристики. В свете подобных кардинальных новаторских идей были приняты и реальные усовершенствования, касающиеся струн, смычка, размеров инструмента.

Мандолины середины XIX века мало чем отличались от своих предшественников. За исключением некоторых нововведений, например таких, как увеличение диапазона путем наклеивания дополнительных ладов на деке инструмента; в остальном все оставалось по-прежнему. И, несмотря на то, что инструмент вследствие утраты своей популярности начиная с 1815-го года почти исчез с рынка производства инструментов, некоторые музыкальные мастера все же изготавливали мандолины по моделям предыдущих времен, сохраняя традиции и, в некоторой степени, предвосхищая ее скорую эволюцию. По сравнительной статистике в книге Стивена Морея «Мандолины XVIII века» к XIX веку прослеживается тенденция к увеличению количества ребер корпуса, количества ладов и увеличению глубины и ширины инструмента. В качестве примера можно привести мандолину из частной коллекции анонимного французского мастера из региона Мирекур .

Этот инструмент датирован приблизительно 1850-м годом. Очевидно, что это копия неаполитанской мандолины, в основном сохранившая черты итальянских инструментов XVIII века. Так, сразу привлекает внимание небольшой размер инструмента, аналогичный размерам неаполитанских мандолин. Дека выполнена более просто и не украшена многочисленными перламутровыми инкрустациями, но визуально напоминает итальянские инструменты: резонаторное отверстие, хотя и меньшего размера, очерчено круговыми линиями, оптически создающими иллюзию расширения; сохранена традиция и форма врезных вставок между голосовым отверстием и подставкой; излом деки за подставкой имеет совсем небольшой угол. Так же и колковая коробка с колками не подверглась никаким изменениям, и сохранила свою форму и деревянную конструкцию. Сохранена и манера украшать колковую коробку костяными кнопками по ее боковой стороне.

Однако на этом инструменте можно заметить и новшества, отличающие его от своих предшественников. Основное изменение коснулось грифа. Возможно, это было первым веянием новых изобретений итальянских мастеров. Заметно увеличение его ширины, что не свойственно предшествующим инструментам. Накладка на грифе, выполненная из черного дерева, проходит над декой инструмента и заканчивается почти у резонаторного отверстия. Таким образом, гриф представляет цельную пластину, от начала и до конца, в отличие от более старых инструментов, где гриф плотно прилегал к корпусу, а возможность исполнять высокие ноты достигалась путем наклеивания деревянных ладов на деку. Можно предположить, что подобное нововведение повысило качество звука инструмента в его высоком регистре. В целом, несмотря на изменения, инструмент сохраняет свою историческую форму и выглядит гармонично и пропорционально.

Похожую ситуацию, но с некоторым опережением, примерно в полтора десятка лет, можно проследит и в самой прогрессивной и плодотворной для мандолины стране – Италии.

Представитель неаполитанской фамилии музыкальных мастеров Виначчиа, которая играла важнейшую роль в судьбе мандолины, – Гаэтано Виначчиа (1759-1831) следовал вековому семейному ремеслу, продолжая делать мандолины вплоть до своей смерти в 1831-м году. Его мандолины выполнены в традиционной манере неаполитанских инструментов XVIII века и, являясь лучшими образцами мандолин классического периода, никаких признаков надвигающейся романтической эпохи не имеют.

Его сын Паскуале стал первым, кто уловил дух времени и пошел по пути развития других инструментов. Он сделал мандолину более современной, больше соответствующей концертирующим артистам. Повсеместная модернизация инструментов оказала свое влияние на Паскуале Виначчиа, и он в 1835-м году кардинально изменил мандолину. Новаторство Паскуале заключалось не столько в изобретении собственных уникальных находок, сколько компиляции и фиксации достижений в изготовлении мандолин и других родственных инструментов своих предшественников и современников. Вышедшая из мастерской Паскуале Виначчиа мандолина выявляет разительные отличия от мандолины классической, которые очевидны при первом же визуальном сравнении.

На новом инструменте Паскуале Виначчиа и ему подобных была увеличена длина и ширина грифа, чья конструкция также видоизменилась: гриф приобрел накладку из прочной породы дерева , которая теперь в верхних регистрах стала проходить над декой. За счет этого нововведения было увеличено активно используемое количество ладов до семнадцати, в отличие от привычных двенадцати у старых инструментов, в результате чего увеличился диапазон инструмента до «ля» третьей октавы. Для достижения более объемного резонанса был расширен и углублен корпус инструмента и увеличен размер инструмента в целом. Теперь его общая длина достигала приблизительно шестидесяти двух сантиметров. Количество клепок не сильно изменилось и исчисляется в данном случае тридцатью пятью к тридцати на старом инструменте. Струнодержатели на основании корпуса стали металлическими. Такой корпус смог выдержать натяжение металлических струн, также ставших новшеством конструкции инструмента. Новая система колков также принадлежит Паскуале Виначчиа: на смену простым деревянным колкам пришла механика, принцип которой был заимствован у существующей механики гитары. Такая механическая система смогла выдерживать сильное натяжение струн, исключала вероятность соскальзывание струны и спонтанное выпадение колка. Она позволяла точнее настраивать инструмент, что являлось весьма существенным для мандолины, имеющей парные струны, строящиеся в унисон. Также это давало возможность достигать музыкантам более громкого звука, этого требовала музыка периода романтизма.

Как итог можно заключить, что модернизация Паскуале Виначчиа существенно видоизменила характеристики мандолины, и, как следствие, модифицировала ее практические свойства. Можно взять смелость сказать, что в мир пришел новый, неузнаваемый инструмент, с новой внешностью, новым характером и большим потенциалом.

В эпоху романтизма мандолина появляется в совершенно новом, видоизмененном звучании. Затихли в истории нежные и тихие звуки классической мандолины, забыты изысканные фразы с тонкой артикуляцией. На большую сцену выходит инструмент с сильным звучанием, виртуозными возможностями и певучим звуком. Ему было суждено сотворить новую эпоху.

Лауреат Международных конкурсов,
преподаватель РАМ им. Гнесиных
Александра Скрозникова

Литература:

  1. Зильберквит Марк. Рождение фортепиано. Музыкальное издательство П. Юргенсон, 2010 г. 72 с.
  2. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика. СПб.: Композитор, 2006 г. 720 с.
  3. Morey S. Mandolins of the 18th Century. Editrice Turris, Cremona, 1993.
  4. Sparks P. The classical mandolin. Oxford University Press, 1995.
  1. Регион Mirecourt с XVIII века известен своими мастерскими музыкальных инструментов, впоследствии в XX веке здесь был основан институт музыкальных мастеров.
  2. Для накладки грифа стали использовать такие породы, как красное дерево, палисандр или черное дерево или подобные.
  3. В редких случаях на старых инструментах количество ладов достигало четырнадцати.

Струны задеваются играющим, в основном, медиатором , а также пальцами и птичьим пером. На мандолине используется техника тремоло . Так как металлические струны мандолины издают короткий звук , то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука.

История

Прародителем для мандолины стала итальянская сопрановая лютня образца конца XVII, начала XVIII веков . Сильно изогнутый вариант мандолины, который изготавливали только в Неаполе , стал образцом для мандолин уже в XIX веке . История мандолины началась с мандолы , разновидности лютни, которая появилась в XIV веке . Когда инструмент получил своё распространение в Европе, ему было придумано множество разных названий, и его структурные характеристики менялись в зависимости от страны.

Первое упоминание современного варианта мандолины со стальными струнами («генуэзская мандолина») приходится на работы известных итальянских музыкантов, путешествовавших по всей Европе, обучавших игре на музыкальных инструментах и дававших концерты. Наиболее значимое упоминание принадлежит Гервазио Виначия, который путешествовал с середины XVIII до начала XIX века . Эти упоминания и записи неаполитанских музыкантов семьи Виначча заставляют некоторых историков утверждать, что современную мандолину изобрели именно в Неаполе представители семьи Виначиа. Более поздний вариант мандолины был сконструирован Антонио Виначиа в . Сейчас этот экземпляр находится в Лондоне , в Музее Виктории и Альберта. Другой экземпляр мандолины принадлежал Джузеппе Виначиа и был сконструирован в , а ныне находится в Музее Музыкальных Инструментов в Клермонте, Калифорния . Самая ранняя из ныне существующих мандолин была сделана в 1744 году , её можно найти в Королевской консерватории Брюсселя .

Эти мандолины, как и их современные потомки, называют неаполитанскими мандолинами, потому что их история начинается именно в Неаполе, Италия. Старинные мандолины отличает миндалевидное тело с выгнутым, словно шар корпусом, изготовленным из изогнутых досок (клепок) нужной длины с выемкой (желобком). Верхняя дека инструмента имеет сгиб, который располагается за подвижной подставкой. Эта скошенная конструкция помогает сильнее натягивать струны. Гриф из лиственницы как можно ближе подогнан к струнам, десять металлических (или из слоновой кости) ладов расположено вдоль верхней части в полутонах, дополнительные лады прикреплены к грифу. Струны обычно из латуни, кроме самых низких. Подставка, изготавливается из прочной древесины или слоновой кости. Деревянные колки прикреплены сзади с помощью деревянных гвоздей (колышков). Для игры на мандолине чаще используется плектр (иногда перо).

Классическая неаполитанская мандолина (в русской музыкальной традиции ее иногда именуют "луковка") обрела свой нынешний вид в конце 19 века. От старинной мандолины ее отличает несколько изменившаяся форма, накладка на грифе, заходящая на деку, а иногда и перекрывающая резонаторное отверстие, металлические колки с червячной передачей и стальные струны. На рубеже 19-20 веков неаполитанская мандолина становится очень популярной. Инструменты выпускаются десятками тысяч, как индивидуальными мастерами, так и большими мануфактурами не только в Неаполе, но и в других городах Италии, а также в Германии, Франции и других странах. Клепки с выемкой все реже используются при изготовлении корпуса инструментов, уступая место клепкам без выемки (инстументам с гладким корпусом), как более дешевой и менее трудоемкой альтернативе. В этот период происходит большое число экспериментов в области конструкции мандолины. В США, Орвилл Гибсон патентует мандолину с арочными деками (вырезанными из дерева, наподобии скрипичных), во Франции Люсьен Гелас создает мандолину с обратным натяжением струн (в обычной мандолине струны оказывают давление на подвижную подставку и деку, в конструкции Геласа - наоборот, струны оттягивают закрепленную жестко подставку от деки), в Италии Умберто Чеккерини, а в России Джинислао Парис разрабатывают инстументы с двойной верхней декой, что усиливает тембр и улучшает окраску звучания инструмента.

К 30-м годам 20 столетия популярность неаполитанской мандолины в мире снижается. Но вместе с тем мандолина не классической конструкции, с арочными и плоскими деками начинает активно использоваться в таких направлениях музыки, как блюграсс , кельтская музыка , и джаз .

Ренессанс мандолины, как классического инструмента в мире, начинается в 80-х годах 20 века. В России, в последние годы, также наблюдается возрождение культуры классической и барочной мандолины, инструмент преподается в некоторых музыкальных школах, училищах, консерваториях.

Разновидности

Наиболее распространена неаполитанская мандолина, с четырьмя двойными струнами, имеющими строй скрипки , строящимися в унисон . Аппликатура скрипичная. Миланская мандолина имеет не четыре, а пять двойных струн. Также существует мандриола, среднеевропейский вариант мандолины с четырьмя тройными струнами, также известный как трихордия (tricordia, trichordia или tricordio), используемый также в мексиканской народной музыке (она же сицилийская мандолина). Нижняя тройная струна мандриолы (соль, G) может строить в унисон либо через октаву. Иногда басовые струны мандриолы не строены, а сдвоены, как у обычной мандолины.

Вот, как знаменитый русский писатель Владимир Иванович Даль, описывает мандолину в своём «Толковом словаре русского языка»: «Мандолина - это разновидность гитары без перехвату, на которой играют косточкою или пёрышком». Мандолины различаются не только по числу струн, но и по форме корпуса: у неаполитанской мандолины корпус грушевидный, наподобие лютневого; у португальской мандолины нижняя дека корпуса плоская. В XX веке мандолина получила достаточно широкое распространение и в американской традиционной музыке, преимущественно в стиле блюграсс . У мандолины-блюграсс плоские деки, и на верхней деке имеются два выреза-эфы в форме вытянутой буквы S. Нужно заметить, что мандолины с «лютневым» грушевидным корпусом имеют более мягкое и сильное звучание, а плоские разновидности звучат резче.

Другие члены семьи мандолины:

Мандолина пикколо (или малая мандолина, ит. sopranino mandolina или piccolo mandolina) - редкий инструмент. Мензура обычно 9.5 дюймов (240 мм). Строй - C 4 –G 4 –D 5 –A 5.

В настоящее время снова возрастает интерес к мандолине и её возможности всё больше используются и в ряде жанров современной музыки. Её применили Led Zeppelin в The Battle of Evermore (1971), Styx в Boat on the River (1980) в песне Losing My Religion альтернативной рок-группы R.E.M. основным музыкальным инструментом является мандолина. Мандолину активно использует

Повесть Эрнеста Хемингуэя была написана в 1952 году, и с тех пор вызывает постоянные споры по поводу толкования основного смысла произведения. Сложность толкования заключается в том, что в повести одинаковое внимание уделяется мотивам страдания и одиночества человека и победа героического начала в нем.

А ведь эти темы необычайно важны в жизни каждого человека. Гениальность писателя состоит в том, что он показывает эти темы, как две стороны одной медали, и ключевой смысл повести заключается в том, что Хемингуэй позволяет читателю самостоятельно выбрать то, на какую из сторон смотреть. Именно это и можно назвать творческой философией Хемингуэя - противоречивость и двойственность его произведений. А «Старик и море» называют самым яркой и потрясающей повестью писателя.

Образы повести «Старик и море»

Прежде всего, стоит обратить внимание на главный образ в повести - на старика Сантьяго, который терпит постоянные неудачи на протяжении всего повествования. Парус его лодки старый и недееспособный, а сам герой - это изнеможенный жизнью старик с веселыми глазами. Глазами человека, который не сдается. В этом и заключается философский символизм повести. Когда читатель наблюдает за тем, как старик борется с рыбой, в действиях и словах главного героя он видит фатализм извечной борьбы человека . Сантьяго напрягает все свои силы и несмотря ни на что продолжает поединок, в конце которого он побеждает. Именно в этом моменте раскрывается одно из основных философских задумок произведения, которая заключается в том, что «человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Сила характера старика

Поединком старого Сантьяго и большой рыбы Хемингуэй обращает наше внимание на истинную натуру человеческой души и смысл человеческой жизни. Символическая борьба личности Сантьяго продолжается тогда, когда акулы нападают на его рыбу. Герой не отчаивается, не сдается, и несмотря на усталость и изнеможенность, продолжает бороться, защищать то, что он добыл таким большим трудом. Ни раны на его руках, ни поломанный нож не мешает ему в этом. И в момент, когда становится очевидно, что Сантьяго не смог спасти рыбу, раскрывается ключевой символ философии писателя. Герой не сберег рыбу, но герой не проиграл, потому что - он боролся до последнего.

Обессиленный и ослабевший герой все-таки возвращается в порт, где его дожидается мальчик. Хемингуэй показывает нам старика, как победителя и раскрывает силу его характера. Ведь образ Сантьяго вобрал в себя черты настоящего героя, человека, который никогда не изменяет самому себя и своим принципам. Задумкой писателя было показать философскую сторону принципов человеческого существования, и он делает это на примере единственного персонажа и его отношении к жизни.

Смысл человеческой жизни в повести

В этой повести отсутствует трагическая концовка, финал можно назвать полностью открытым для воображения читателей. В этом и заключена сокрушительная сила философии Хемингуэя, он предоставляет нам возможность самостоятельно подвести моральный итог повести. Личность Сантьяго - это символ силы героического начала в человеке и символ настоящей человеческой победы, которая не зависит от обстоятельств и событий. Используя этот образ, писатель раскрывает смысл человеческой жизни, которую можно назвать борьбой. Главный герой несокрушим, благодаря силе своего характера, духа и жизненных позиций, именно эти внутренние качества помогают ему побеждать, несмотря на старость, убыток физических сил и неблагоприятные обстоятельства.

Школьное сочинение По повести Э. Хемингуэя "Старик и море". Хемингуэй является одним из популярных писателей XX века. Еще при жизни он стал человеком-легендой. Писатель Хемингуэй был журналистом, военный корреспондентом на пяти войнах. Интересно то, что Хемингуэя знали тех, кто никогда не был знаком с его творчеством, в нашей стране во многих домах можно было посмотреть в бородатый человек с высоким лбом и ясным взглядом: это был Эрнест Хемингуэй в зените своей славы. "Старик и море" — повесть, по которой писатель получил в 1953 году Нобелевскую премию. Она сделала в литературе переворот мирового масштаба. История на первый взгляд, очень проста — притча о рыбаке Сантьяго. Но под пером Хемингуэя она превратилась в настоящее шедевр

котором определена долгую жизнь. Главный герой повести — старый рыбак Сантьяго — бедный, одинокий человек. Он жил в хижине, построенной из пальмовых листьев, в ней стояли стол, стул и было земляное костер. Однако жизнь старого было не так уж и беден. Ему посланы сны, в которых он видит свою родину, ее "золотые берега, высокие белые горы".

Судьба Сантьяго тесно связана с морем, что обеспечивает ему скромное существование. Но море ничего не отдает даром. Чтобы выжить, нужно тяжело и много работать. Между морем и берегом год за годом протекает жизнь старика. Много испытаний выпало на его долю, но сердце Сантьяго всегда открыто обитателям моря — живые существа, которые, как и он, является частицей огромного мира. Понятно, что если бы не жестокая борьба за существование, не было бы необходимости уничтожать рыбу, добывая ее для еды.

Но старик всегда думал о море, как о живом существе, способном как успокоиться, так и разволноваться. Очередное испытание уже приготовила рыбаку родная морская стихия. Сантьяго приходится в течение длительного времени бороться с огромной рыбой, которая попала к нему на крючок. Именно борьба старого рыбака с огромной рыбой и является, на мой взгляд, главной идеей повести. Именно тогда мы увидели Сантьяго во всем величии его простой души: "Человек создан не для того, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но не победить его ". В действительности такое мужество не приносит человеку счастья: акулы съели рыбу, а одинокий подвиг оставил старому Сантьяго только чувство усталости, покалеченные руки и глубокий сон до следующего дня, когда снова нужно выходить в море на очередную рыбалку. Сантьяго нельзя считать индивидуалистом, что уединился в своей мудрости и мужества. Во время рыбалки старик часто вспоминает своего маленького друга — мандолина, мальчика, которого он научил рыбацкой деле, да и вообще имел с ним много общего. Старом хотелось, чтобы рядом с ним всегда был мандолина, и когда уставший рыбак спал после бити с морем, мальчик был рядом.

Присутствие Мандолина в жизни старого то скрашивали одиночество. Одной из главных проблем, которые решает Эрнест Хемингуэй, была проблема счастья в контексте поиска смысла жизни. Сантьяго — пессимист, что не питает иллюзий, и если бы счастье продавали, может, он бы его и купил, но за какие деньги, какой суммой оно измеряется, в какой валюте? Можно понять, что такая же точка зрения присутствует и в Хемингуэя. Действительно, писатель не смог высвободиться из паутины противоречий бытия и покончил жизнь самоубийством. Можно ли считать это проигрышем человека-легенды — Эрнеста Хемингуэя? На мой взгляд, писатель поступил как индивидуалист.

Нобелевская премия в области литературы присуждается тому, кто в своем творчестве добился исключительного понимания человечества и мира. Кто знает, сколько нового мы еще откроем для себя, перечитывая повесть Эрнеста Хемингуэя "Старик и море".