Нравственные вопросы в пьесе гроза. Нравственные проблемы в пьесах А. Н. Островского (по драме «Гроза») (План-сочинение). Нравственные ценностей жителей города Калинова

Размышления о нравственной грани проблемы взаимоотношений между поколениями (по драме А.Н. Островского «Гроза»).

Нравственность - это те правила, которые определяют по­ведение людей. Поведение (действие) выражает внутреннее состояние человека, проявляющееся через его духовность (ин­теллект, развитость мысли) и жизнь души (чувство).

Нравственность в жизни старшего и младшего поколений связана с извечным законом преемственности. Молодые пере­нимают у стариков жизненный опыт и традиции, а мудрые старшие учат молодых жизненным правилам - «уму-разуму». Однако молодым свойственны смелость мысли, непредвзятый, без ссылок на устоявшееся мнение взгляд на вещи. Именно из-за этого часто между ними возникают конфликты, несоединение мнений.

Поступки и жизненные оценки героев драмы А.Н. Остров­ского «Гроза» (1859) отражают их нравственность.

Представители купеческого сословия Дикой и Кабанова - те люди, чьё богатство и значимость среди жителей города Калинова определяют их высокое положение. Окружающие чувствуют на себе силу их влияния, и эта сила способна сло­мать волю зависимых людей, унизить несчастных, осознать собственную ничтожность в сравнении с «сильными мира сего». Поэтому Савёл Прокофьевич Дикой, «значительное лицо в го­роде», ни в ком не встречает противоречия. Он держит в трепете семью, которая в дни его гнева «по чердакам да по чуланам» прячется; любит нагнать страху на людей, которые «пикнуть» не смеют о жалованье; держит в чёрном теле племянника Бориса, ограбив их с сестрой, нагло присвоив их наследство; обличать, оскорбляя, смирного Кулигина.

Марфа Игнатьевна Кабанова, известная в городе набожно­стью и богатством, тоже имеет свои понятия о нравственности. Для неё стремление младшего поколения к «воле» преступно, потому что чего доброго и молодая жена сына, да и дочь, «девка», перестанут «бояться» и Тихона, и саму её, всесильную и непогрешимую. «Ничего не знают, никакого порядка», - гне­вается старуха. «Порядок» и «старина» - та основа, на которую опираются Дикие и Кабановы. Но их самодурство теряет уве­ренность в себе, оно не способно остановить развитие моло­дых сил. Новые понятия и отношения неотвратимо приходят в жизнь и теснят старые силы, изживающие себя нормы жизни и устоявшуюся мораль. Вот и Кулигин, наивный человек, хо­чет облагородить Калинов, построив громоотвод и солнечные часы. И смеет же он, дерзкий, читать стихи Державина, про­славляющие «ум», пред «его степенством», всесильным купцом, который на дружеской ноге с самим городничим, главой города. И молодая невестка Марфы Игнатьевны при прощании «кида­ется на шею мужу». А положено в ноги кланяться. Да и не хочет «выть» на крыльце - «людей смешить». И безропотный Тихон обвинит мать в смерти жены.

Самодурство, как утверждает критик Добролюбов, «враж­дебно естественным требованиям человечества… потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели». «Дикие и Кабановы съёживаются и сокращаются» - это неиз­бежно.

Молодое поколение - это Тихон, Катерина, Варвара Каба­новы, это племянник Дикого Борис. У Катерины и её свекрови похожие понятия о нравственности младших членов семьи: они должны быть богобоязненными и почитать старших - это в традициях русской семьи. Но далее представления той и дру­гой о жизни, в их нравственных оценках, резко отличаются.

Воспитанная в обстановке патриархального купеческого дома, в условиях родительской любви, заботы и достатка, мо­лодая Кабанова имеет характер, «любящий, созидающий, иде­альный». Но в семье мужа пред ней встаёт грозное запрещение «своей волей жить», которое исходит от суровой и бездушной свекрови. Вот тогда требования «натуры», живого, естествен­ного чувства, приобретают над молодой женщиной непреодо­лимую власть. «Такая уж я зародилась, горячая», - говорит она о себе. Нравственность Катерины не руководствуется, по До­бролюбову, логикой и разумом. «Она странная, сумасбродная, с точки зрения окружающих», и, к счастью, гнёт свекрови с её деспотическим нравом не убил в героине желания «воли».

Воля - это и стихийный порыв («Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»), и желание кататься по Волге с пес­нями, обнявшись, и горячие молитвы, если душа просит обще­ния с богом, и даже потребность «в окно выброситься, в Волгу кинуться», если ей «опостынет» неволя.

Её чувство к Борису безудержно. Катериной управляют лю­бовь (он не такой, как все, - лучший!) и страсть («Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»). Но героиня, женщина с цельным, сильным характером, не приемлет ложь, и раздвоение чувств, притворство, она считает даже большим грехом, чем её собственное падение.

Чистота нравственного чувства и муки совести приводят её к раскаянию, публичному признанию и, как следствие, к са­моубийству.

Конфликт между поколениями из-за различных нравствен­ных оценок приобретает трагические черты, если заканчива­ется гибелью людей.

Здесь искали:

  • нравственные проблемы в пьесе островского гроза
  • Нравственная проблематика пьесы гроза
  • разум и чувства в пьесе гроза

«Колумб Замоскворечья». А. Н. Островский хорошо знал купеческую среду и видел в ней средоточие национальной жизни. Здесь широко представлены, по мнению драматурга, все типы характеров. Написанию драмы «Гроза» предшест­вовала экспедиция А. Н. Островского по Верхней Волге в 1856-1857-х гг. «Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его на те из них, которые составляют честь и гордость отече­ственной литературы» (Максимов С. В.). Сюжет драмы «Гроза» не стал следствием реальной истории семьи Клыко­вых из Костромы, как считали долгое время. Пьеса была на­писана раньше произошедшей в Костроме трагедии. Этот факт свидетельствует о типичности конфликта между ста­рым и новым, все громче заявлявшем о себе в купеческой среде. Проблематика пьесы достаточно многогранна.

Центральная проблема — противостояние личности и среды (и как частный случай — бесправное положение жен­щины, о котором Н. А. Добролюбов сказал: «… самый силь­ный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых»). Проблема противостоя­ния личности и среды раскрывается на основе центрального конфликта пьесы: происходит столкновение «горячего серд­ца» и мертвенного уклада жизни купеческого общества. Жи­вая натура Катерины Кабановой, романтичная, свободолю­бивая, горячая, не в состоянии терпеть «жестокие нравы» города Калинова, о которых в 3-м явл. 1-го действия повест­вует Кулигин: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать … Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; за­лучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных…» Все беззакония и жестокости совершаются под видом благочес­тия. Мириться с лицемерием и самодурством, среди которых возвышенная душа Катерины задыхается, героиня не в со­стоянии. И совершенно невозможен для молодой Кабано­вой, натуры честной и цельной, принцип «выживания» Вар­вары: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Противостояние «горячего сердца» косности и ханжеству, даже если платой за такой бунт станет жизнь, критик Н. А. Добро­любов назовет «лучом света в темном царстве».

Трагическое положение ума и прогресса в мире невеже­ства и самодурства. Этот сложный вопрос раскрывается в пьесе посредством введения образа Кулигина, заботящегося об общем благе и прогрессе, но наталкивающегося на непо­нимание со стороны Диких: «… я бы все деньги для общест­ва и употребил, для поддержки. Работы надо дать мещанст­ву-то. А то руки есть, а работать нечего». Но те, кто имеет деньги, например Дикой, не спешит с ними расставаться, да еще и расписывается в своей необразованности: «Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться». Невежество Феклуши находит глубокое «по­нимание» у Кабановой: «Вот у вас в этакой прекрасный ве­чер редко кто и за вороты-то выйдет посидеть; а в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, ог­ненного змия стали запрягать: все, видишь, для-ради ско­рости».

Подмена жизни по благодатным христианским запове­дям на слепое, фанатичное, «домостроевское» православие, граничащее с мракобесием. Совершенно разной предстает ре­лигиозность натуры Катерины, с одной стороны, и набож­ность Кабанихи и Феклуши, с другой. Вера молодой Каба­новой несет в себе созидательное начало, исполнена радос­ти, света и бескорыстия: «А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют … Или рано утром в сад уйду. Еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и пла­чу, и сама не знаю, о чем плачу; так меня и найдут. И об чем молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надоб­но, всего у меня было довольно». Жесткие религиозно-нрав­ственные постулаты и суровый аскетизм, столь чтимые Ка­банихой, помогают ей оправдывать свой деспотизм и жесто­кость.

Проблема греха. С религиозным вопросом тесно связа­на и тема греха, возникающая в пьесе не единожды. Супру- жеская измена становится непосильной ношей для совести Катерины, и потому женщина находит единственно для нее возможный выход — прилюдного покаяния. Но самой слож­ной проблемой становится решение вопроса о грехе. Большим грехом, чем самоубийство, Катерина считает жизнь среди «темного царства»: «Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…»

Проблема человеческого достоинства. Решение этой проблемы напрямую связано с основной проблемой пьесы. Лишь главная героиня своим решением покинуть этот мир отстаивает собственное достоинство и право на уважение. Молодежь города Калинова решиться на протест не в со­стоянии. Их моральной «силы» хватает только на тайные «отдушины», которые каждый находит для себя сам: Варвара тайком уходит гулять с Кудряшом, Тихон пьянствует, как только выходит из-под бдительной материнской опеки. Да и у других персонажей выбор небольшой. «Достоинство» мо­жет позволить себе только тот, кто имеет солидный капитал и как следствие — власть, к остальным же можно отнести со­вет Кулигина: «Что ж делать, сударь! Надо стараться угож­дать как-нибудь!»

Методическая разработка открытого занятия

Тема:

Преподаватель: Иутинская Галина Ивановна

Тема учебного занятия Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Дидактическая цель : формирование навыка анализа художественного текста, работы с драматическими образами; расширение представлений об актуальности классических произведений.

Развивающая цель : совершенствование умения сопоставлять факты, логически рассуждать и выражать свои мысли, делать выводы; расширение словарного запаса; развитие языкового чутья и культуры речи; развитие творческих способностей.

Воспитательная цель : совершенствовать представления студентов о нравственных ценностях; формировать уважительное отношение студентов к чужому мнению.

: «Продвинутая лекция» (Технология развития критического мышления через чтение и письмо)

Методическая цель : показать комплекс подходов, приемов и средств, возможных при работе с художественным материалом

: раздаточный материал (макет «продвинутой лекции»; текст пьесы А.Н. Остросского «Гроза»); мультимедиапроектор + презентация.

Межпредметные связи

Внутрипредметные связи


Ход урока

Этап

занятия

Методы и принципы обучения

Деятельность преподавателя

I. Организационный этап занятия

Подготовка студентов к работе на занятии

Предъявление единых педагогических требований:

Приветствие;

Выявление отсутствующих на уроке;

Проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).

Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.

Психологическая установка на восприятие материала занятия

Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).

Готовятся к восприятию темы занятия.

II. Этапы продвижения в проблеме.

Подготовка к основному этапу занятия.

Вызывать интерес к теме, актуализировать имеющиеся знания студентов и структурировать процесс дальнейшего изучения проблемы

Развитие критического мышления через чтение и письмо:

Прием «песочные часы»; аналитическая беседа

(предполагает индивидуальную работу студентов с материалом).

1) Аналитическая беседа .

– Посмотрите на тему нашего урока: «Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского „Гроза”». Какие вопросы она у вас вызывает? Что вы хотели бы узнать по обозначенной проблеме? Ответы на эти вопросы запишите в верхней части «песочных часов».

– Какой литературный персонаж задавался вопросом «быть или не быть?» В чем сомневался он? Какой выбор герой делал? Можно ли считать этот вопрос началом нравственного конфликта Гамлета?

– Посмотрите на эпиграф к уроку: «. Как вы понимаете этот эпиграф? Согласны ли вы с приведенным высказыванием? Докажите свою точку зрения.

– Посмотрим, как понимали «нравственность» в разные времена. В «модели лекции» приведены определения нравственности. Подчеркните в них те слова, которые кажутся вам наиболее значимыми. Опираясь на приведенный материал и собственный опыт, дайте свое определение понятию «нравственность».

Работа с темой урока и «песочными часами» (макет «Продвинутой лекции»)

Работа с литературным контекстом, выявление круга актуальных для классической литературы и современного мира проблем.

Работа в макете лекции с определениями понятия «нравственность». Творческое осмысление данного понятия и поиск собственных смыслов.

2 Осмысление.

Обеспечение самоосмысления через постановку цели.

Развитие критического мышления через чтение и письмо: анализ художественного текста, заполнение сравнительной таблицы « Нравственные ценностей жителей города Калинова»

Работа с координатной плоскостью ценностей

Обсуждение полученных данных

1. Поиск новых знаний.

– Попробуем определить круг ценностей, которыми руководствуются в совей жизни представители города Калинова. При заполнении таблицы необходимо вспомнить, какое социальное сословие является подавляющим в пьесе, какой свод законов и правил регламентирует их жизнь. Обратите внимание на то, как персонажи относятся к церкви, как часто они говорят о Боге, о грехе; помогают ли они бедным, думают ли о семье. Ответьте на вопрос, о чем мечтает большинство героев пьесы.

– Можно ли сказать, что названные ценности являются общепринятыми, вечными, незыблемыми?

– Одинаково ли значимы перечисленные ценности для всех героев пьесы? Одинаково ли они воспринимают эти ценности?

– Конкретизируйте, как понимает нравственные ценности каждый герой.

1 группа: Катерина и Кабаниха;

2 группа: Дикой, Борис и Тихон;

3 группа: Варвара и Кудряш.

– Совместимы ли ценности во внутреннем мире каждого героя? Какие из этих ценностей вступают в конфликт? К чему ведет этот конфликт?

3) Аналитическая беседа.

– Расположите героев произведения в координатных плоскостях в кругу ценностей в «идеале» персонажей (в мире их представлений и желаний). Как меняется «положение» героев в кругу ценностей в финале пьесы (в художественной действительности).

– Почему вы расположили героев именно так? Докажите свое мнение. Какие нравственные нормы нарушает каждый из персонажей?

Обучающиеся осмысливают проблему. Анализируют текст (в малых группах).

Анализируют текст, доказывают свою точку зрения.

Рефлексия.

Формировать собственное отношение студентов к поставленной проблеме, художественному тексту, современной действительности

Развитие критического мышления через чтение и письмо: организация самостоятельной творческой работы (ответы на проблемные вопросы, синквейн)

– Поразмышляйте над такими вопросами:

· Нравственный конфликт – это конфликт внешний или внутренний?

· Какие нравственные проблемы затрагивает А.Н. Островский в пьесе «Гроза»?

· Можно ли сказать, что драматург в «Грозе» изображает «падение нравов»? Почему, по-вашему мнению, он делает это? Обоснуйте свой ответ.

Запишите свои мысли.

2) Синквейн.

(1 строка – 3 существительных-синонима к понятию «нравственность; 2 строка – 3 прилагательных, характеризующих рассматриваемое понятие, 3 строка – 3 глагола; 4 строка – синоним смысла понятия в одной фразе; 5 строка – синоним смысла в одной фразе).

Каждый студент приходит к индивидуальному осмыслению данной философской категории. Например:

Нравственность

Закон, доброта, душа

Откровенный, отзывчивый, искренний

Жить, чувствовать, быть лучше

Залог счастья Человека

Нравственность

Чистота, духовность, ограничение

Духовный, открытый людям, требовательный к себе

Жить, делать добро, думать

Жить в гармонии с собой

Гармоничная Личность

Нравственность

Честность, испытание, твердость

Сердечный, моральный, добродетельный

Наставляет, помогает, жертвует

Внутренний мир человека

3) Аналитическая беседа.

– Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как он соотносится с содержанием занятия?

– Проблемы нравственности поднимал в своих произведениях английский писатель У. Шекспир в XIV веке, французский писатель Л Вовенарг в XVIII веке, А.Н. Островский в XIX веке. Актуальны ли эти вопросы сейчас. В чем актуальность пьесы в наши дни? Запишите свои мысли, аргументируйте их.

– Вернемся к «песочным часам». Заполните нижний треугольник: напишите, какие результаты вы получили, что узнали.

Индивидуальные письменные ответы на проблемные вопросы

Обсуждение результатов Синквейна

Индивидуальные письменные ответы на поставленную проблему об актуальности нравственных ценностей в нашей жизни

Домашнее задание.

Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

Посмотреть видеозапись спектакля «Гроза» (Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина). Сравнить замысел А.Н. Островского и авторское решение режиссера-постановщика спектакля.

Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.


Ф.И.О. студента

Быть или не быть? Делать или не делать?

Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»


Люк Вовенарг

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. («).

Нравственность Википедия ).

Нравственность «Психология» В. Старковского ).

Нравственность – это вечная попытка примирения наших личных потребностей. (И. Гёте) .

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. (П. Гольбах).

Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и идеалом, в котором вы ее воплощаете. (Ф.М. Достоевский).

В конечном счете, основой всех человеческих ценностей служит нравственность . (А. Эйнштейн) .

Пользуясь словарными статьями, высказываниями известных людей, эпиграфом к уроку, опираясь на собственный опыт, дайте определение понятию «нравственность».

Нравственность

________________________________________________________________________

Нравственные ценностей жителей города Калинова

Катерина

Кабаниха

Дикой

Борис

Тихон

Варя, Кудряш

Общий круг ценностей горожан

Круг ценностей персонажа


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Актуальность пьесы А.Н. Островского «Гроза» в современном мире заключается в том, что_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема учебного занятия Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Дидактическая цель : формирование навыка анализа художественного текста, работы с драматическими образами; расширение представлений об актуальности классических произведений.

Развивающая цель : совершенствование умения сопоставлять факты, логически рассуждать и выражать свои мысли, делать выводы; расширение словарного запаса; развитие языкового чутья и культуры речи; развитие творческих способностей.

Воспитательная цель : совершенствовать представления студентов о нравственных ценностях; формировать уважительное отношение студентов к чужому мнению.

Организационная форма проведения занятия : «Продвинутая лекция» (Технология развития критического мышления через чтение и письмо)

Методическая цель : показать комплекс подходов, приемов и средств, возможных при работе с художественным материалом

Методическое обеспечение урока : раздаточный материал (макет «продвинутой лекции»; текст пьесы А.Н. Остросского «Гроза»); мультимедиапроектор + презентация.

Межпредметные связи

Внутрипредметные связи

Ход урока

Этап

занятия

Дидактические задачи этапа занятия

Методы и принципы обучения

Деятельность преподавателя

Рефлексивная деятельность студентов

I. Организационный этап занятия

Подготовка студентов к работе на занятии

Предъявление единых педагогических требований:

Приветствие;

Выявление отсутствующих на уроке;

Проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).

Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.

Психологическая установка на восприятие материала занятия

Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).

Готовятся к восприятию темы занятия.

II . Этапы продвижения в проблеме.

Подготовка к основному этапу занятия.

  1. Вызов

Вызывать интерес к теме, актуализировать имеющиеся знания студентов и структурировать процесс дальнейшего изучения проблемы

Развитие критического мышления через чтение и письмо:

Прием «песочные часы»; аналитическая беседа

1. Выдвижение цели лектором и слушателями (предполагает индивидуальную работу студентов с материалом) .

1) Аналитическая беседа .

– Посмотрите на тему нашего урока: «Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского „Гроза”». Какие вопросы она у вас вызывает? Что вы хотели бы узнать по обозначенной проблеме? Ответы на эти вопросы запишите в верхней части «песочных часов».

2) Определение контекста понимания проблемы, темы, понятия.

Репродуктивная беседа (актуализация опорных знаний + создание ситуации успеха).

– Какой литературный персонаж задавался вопросом «быть или не быть?» В чем сомневался он? Какой выбор герой делал? Можно ли считать этот вопрос началом нравственного конфликта Гамлета?

– Посмотрите на эпиграф к уроку: « Правила нравственности, как и люди, меняются с каждым поколением: они подсказаны то добродетелью, то пороком» (Люк Вовенарг, французский писатель 1715 – 1747 гг.) . Как вы понимаете этот эпиграф? Согласны ли вы с приведенным высказыванием? Докажите свою точку зрения.

3) Построение гипотезы своего понимания.

– Посмотрим, как понимали «нравственность» в разные времена. В «модели лекции» приведены определения нравственности. Подчеркните в них те слова, которые кажутся вам наиболее значимыми. Опираясь на приведенный материал и собственный опыт, дайте свое определение понятию «нравственность».

Работа с темой урока и «песочными часами» (макет «Продвинутой лекции»)

Работа с литературным контекстом, выявление круга актуальных для классической литературы и современного мира проблем.

Работа в макете лекции с определениями понятия «нравственность». Творческое осмысление данного понятия и поиск собственных смыслов.

2 Осмысление.

Обеспечение самоосмысления через постановку цели.

Развитие критического мышления через чтение и письмо: анализ художественного текста, заполнение сравнительной таблицы « Нравственные ценностей жителей города Калинова»

Работа с координатной плоскостью ценностей

Обсуждение полученных данных

1. Поиск новых знаний.

1) Аналитическая беседа с заполнением первой строки таблицы «Нравственные ценности жителей города Калинова».

– Попробуем определить круг ценностей, которыми руководствуются в совей жизни представители города Калинова. При заполнении таблицы необходимо вспомнить, какое социальное сословие является подавляющим в пьесе, какой свод законов и правил регламентирует их жизнь. Обратите внимание на то, как персонажи относятся к церкви, как часто они говорят о Боге, о грехе; помогают ли они бедным, думают ли о семье. Ответьте на вопрос, о чем мечтает большинство героев пьесы.

– Можно ли сказать, что названные ценности являются общепринятыми, вечными, незыблемыми?

– Одинаково ли значимы перечисленные ценности для всех героев пьесы? Одинаково ли они воспринимают эти ценности?

2) Самостоятельная работа студентов в группах (заполнение второй строки таблицы).

– Конкретизируйте, как понимает нравственные ценности каждый герой.

1 группа: Катерина и Кабаниха;

2 группа: Дикой, Борис и Тихон;

3 группа: Варвара и Кудряш.

– Совместимы ли ценности во внутреннем мире каждого героя? Какие из этих ценностей вступают в конфликт? К чему ведет этот конфликт?

3) Аналитическая беседа.

– Расположите героев произведения в координатных плоскостях в кругу ценностей в «идеале» персонажей (в мире их представлений и желаний). Как меняется «положение» героев в кругу ценностей в финале пьесы (в художественной действительности).

– Почему вы расположили героев именно так? Докажите свое мнение. Какие нравственные нормы нарушает каждый из персонажей?

2. Обогащение представлений о качественных характеристиках понятия, проблемы.

Обучающиеся осмысливают проблему. Анализируют текст (в малых группах).

Анализируют текст, доказывают свою точку зрения.

Рефлексия.

Формировать собственное отношение студентов к поставленной проблеме, художественному тексту, современной действительности

Развитие критического мышления через чтение и письмо: организация самостоятельной творческой работы (ответы на проблемные вопросы, синквейн)

1) Индивидуальное письменное осмысление проблемы, поднимаемой А.Н. Островским. Проблемная беседа

– Поразмышляйте над такими вопросами:

  • Нравственный конфликт – это конфликт внешний или внутренний?
  • Какие нравственные проблемы затрагивает А.Н. Островский в пьесе «Гроза»?
  • Можно ли сказать, что драматург в «Грозе» изображает «падение нравов»? Почему, по-вашему мнению, он делает это? Обоснуйте свой ответ.

Запишите свои мысли.

2) Синквейн.

Студентам предлагается написать пятистрочие к понятию «нравственность» (1 строка – 3 существительных-синонима к понятию «нравственность; 2 строка – 3 прилагательных, характеризующих рассматриваемое понятие, 3 строка – 3 глагола; 4 строка – синоним смысла понятия в одной фразе; 5 строка – синоним смысла в одной фразе).

Каждый студент приходит к индивидуальному осмыслению данной философской категории. Например:

Нравственность

Закон, доброта, душа

Откровенный, отзывчивый, искренний

Жить, чувствовать, быть лучше

Залог счастья Человека

Счастье

Нравственность

Чистота, духовность, ограничение

Духовный, открытый людям, требовательный к себе

Жить, делать добро, думать

Жить в гармонии с собой

Гармоничная Личность

Нравственность

Честность, испытание, твердость

Сердечный, моральный, добродетельный

Наставляет, помогает, жертвует

Внутренний мир человека

Жизнь

3) Аналитическая беседа.

– Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как он соотносится с содержанием занятия?

Письменное осмысление проблемы.

– Проблемы нравственности поднимал в своих произведениях английский писатель У. Шекспир в XIV веке, французский писатель Л Вовенарг в XVIII веке, А.Н. Островский в XIX веке. Актуальны ли эти вопросы сейчас. В чем актуальность пьесы в наши дни? Запишите свои мысли, аргументируйте их.

– Вернемся к «песочным часам». Заполните нижний треугольник: напишите, какие результаты вы получили, что узнали.

(В финале урока «модели лекций» собираются преподавателем и анализируются. Каждый студент получает оценку).

Индивидуальные письменные ответы на проблемные вопросы

Обсуждение результатов Синквейна

Индивидуальные письменные ответы на поставленную проблему об актуальности нравственных ценностей в нашей жизни

Домашнее задание.

Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

Посмотреть видеозапись спектакля «Гроза» (Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина). Сравнить замысел А.Н. Островского и авторское решение режиссера-постановщика спектакля.

Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.

Ф.И.О. студента

Быть или не быть? Делать или не делать?

Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Правила нравственности, как и люди, меняются с каждым поколением: они подсказаны то добродетелью, то пороком

Люк Вовенарг

Прочитайте предложенные определения понятия «нравственность», подчеркните в них ключевые слова.

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. (« Толковый словарь» С. И. Ожегова ).

Нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле (Википедия ).

Нравственность – самый тонкий, сугубо личный поведенческий кодекс, определяемый мерой самокритичности и совестливости человека, основанный на нравственной ответственности перед самим собой («Психология» В. Старковского ).

Нравственность – это вечная попытка примирения наших личных потребностей. (И. Гёте) .

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. (П. Гольбах).

Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и идеалом, в котором вы ее воплощаете. (Ф.М. Достоевский).

В конечном счете, основой всех человеческих ценностей служит нравственность . (А. Эйнштейн) .

Пользуясь словарными статьями, высказываниями известных людей, эпиграфом к уроку, опираясь на собственный опыт, дайте определение понятию «нравственность».

Нравственность – это _____________________________________________________________________

+ + + +

- - - -

Нравственный конфликт – это конфликт внешний или внутренний? Какие нравственные проблемы затрагивает А.Н. Островский в своей пьесе? Можно ли сказать, что он изображает «падение нравов», исчезновение нравственности? Как вы думаете, с какой целью драматург это делает?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Актуальность пьесы А.Н. Островского «Гроза» в современном мире заключается в том, что_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Проблематикой произведения в литературоведении называют круг проблем, которые так или иначе затрагиваются в тексте. Это может быть один или несколько аспектов, на которых акцентирует внимание автор. В этой работе речь пойдёт о проблемах «Грозы» Островского. А. Н. Островский получил литературное призвание уже после первой опубликованной пьесы. «Бедность не порок», «Бесприданница», « Доходное место» - эти и многие другие произведения посвящены на социально-бытовым темам, однако вопрос о проблематике пьесы «Гроза» нужно рассмотреть отдельно.

Пьеса была неоднозначно воспринята критиками. Добролюбов видел в Катерине надежду на новую жизнь, Ап. Григорьев подметил намечающийся протест против существующих порядков, а Л. Толстой и вовсе не принял пьесу. Фабула «Грозы», на первый взгляд, достаточно проста: всё основано на любовной коллизии. Катерина тайно встречается с молодым человеком, пока её муж уехал в другой город по делам. Не сумев справиться с муками совести, девушка признаётся в измене, после чего бросается в Волгу. Однако за всем этим житейским, бытовым, кроется куда более масштабные вещи, которые грозятся разрастить до масштабов космоса. «Тёмным царством» Добролюбов называет ту обстановку, которая описана в тексте. Атмосфера лжи и предательства. В Калинове люди настолько привыкли к моральной грязи, что их безропотное согласие лишь усугубляет ситуацию. Страшно становится от осознания того, что это не место сделало людей таким, это люди самостоятельно превратили город в некое скопление пороков. И теперь уже «тёмное царство» начинает влиять на жителей. После детального ознакомления с текстом можно заметить насколько широко разработана проблематика произведения «Гроза».

Проблемы в «Грозе» Островского разноплановые, но при этом не имеют иерархии. Каждая отдельно взятая проблема важна сама по себе.

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Проблема самореализации

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Проблема власти

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю» - так отвечает Дикой Кулигину.

Проблема любви

В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина - Тихон и Катерина - Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

Конфликт старого и нового

Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861. Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.

Сильней всего это противоречие отразилось на главной героине пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в той атмосфере, которая создавалась жителями Калинова долгое время. Она честна и чиста, поэтому единственное её желание было так мало и так велико одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как её воспитали. Катерина видит, что всё совсем не так, как она представляла себе до замужества. Она даже не может позволить себе искренний порыв - обнять мужа - Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может её понять. Катерина остаётся одна в этом мире обмана и грязи. Девушка не смогла вынести такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая её душу в нечто лёгкое, способное улететь из «тёмного царства».

Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

Тест по произведению

Нравственные проблемы в пьесе Островского «Гроза»

Островского в свое время назвали «Колумбом Замоскворечья», подчеркивая художественное открытие мира купечества в пьесах драматурга, однако сегодня такие произведения, как «Бесприданница», «Свои люди – сочтемся», «Таланты и поклонники», «Лес» и другие пьесы, интересны не только конкретно-исторической проблематикой, но и нравственной, общечеловеческой. Более подробно мне хотелось бы рассказать о пьесе «Гроза».

Символично, что в 1859 году, накануне общественного подъема, который приведет в 61 году к отмене крепостного права, появилась пьеса с названием «Гроза». Подобно тому как символично название пьесы, многогранна и ее нравственная проблематика, в центре которой – проблемы внешней и внутренней свободы, любви и счастья, проблема нравственного выбора и ответственности него.

Проблема внешней и внутренней свободы становится в пьесе одной из центральных. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие», - уже в начале пьесы говорит Кулигин.

Лишь одному человеку дано выделяться на фоне унижающих и унижаемых – Катерине. Уже первое появление Катерины открывает в ней не робкую невестку строгой свекрови, а человека, имеющего достоинство и ощущающего себя личностью: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно», - говорит Катерины в ответ на несправедливые слова Кабанихи. Катерина – одухотворенная, светлая, мечтательная натура, она, как никто в пьесе, умеет чувствовать прекрасное. Даже ее религиозность – это также проявление духовности. Церковная служба наполнена для нее особой прелестью: в лучах солнечного света она видела ангелов, ощущала сопричастность к чему-то высшему, неземному. Мотив света становится одним из центральных в характеристике Катерины. «А от лица-то как будто светится», - достаточно было Борису произнести это, как Кудряш тут же понял, что речь – о Катерине. Ее речь напевна, образна, напоминает русские народные песни: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску». Отличает Катерину внутренняя свобода, страстность натуры, не случайно в пьесе появляется мотив птицы, полета. Неволя кабановского дома гнетет ее, душит. «У вас все как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем», - говорит Катерина, объясняя Варваре, отчего она не чувствует счастья в доме Кабановых.

С образом Катерины связана и еще одна нравственная проблема пьесы – право человека на любовь и счастье . Порыв Катерины к Борису – это порыв к радости, без которой не может жить человек, порыв к счастью, которого она была лишена в доме Кабанихи. Как ни пыталась Катерина бороться со своей любовью, эта борьба изначально была обречена. В любви Катерины, как в грозе, было что-то стихийное, сильное, свободное, но и трагически обреченное, не случайно свой рассказ о любви она начинает словами: «Я умру скоро». Уже в этом первом разговоре с Варварой появляется образ пропасти, обрыва: «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».

Наиболее драматичное звучание приобретает название пьесы, когда мы чувствуем, как назревает «гроза» в душе Катерины. Центральной нравственной проблемной пьесы можно назвать проблему нравственного выбора. Столкновение долга и чувства, подобно грозе, разрушило ту гармонию в душе Катерины, с которой она жила; уж не снятся ей, как прежде, «храмы золотые или сады необыкновенные», уже невозможно облегчить душу молитвой: «Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». Без согласия с собой Катерина не может жить, она никогда не смогла бы, подобно Варваре, довольствоваться воровской, потаённой любовью. Сознание своей греховности тяготит Катерину, мучит больше, чем все попреки Кабанихи. Героиня Островского не может жить в мире разлада – этим объясняется ее гибель. Она сама сделала выбор – и сама за него платит, не обвиняя никого: «Никто не виноват – сама на то пошла».

Можно сделать вывод, что именно нравственная проблематика пьесы Островского «Гроза» делает и сегодня это произведение интересным для современного читателя.