Образ губернатора в мертвых душах кратко. Сочинение: Изображение мира чиновников в поэме «Мертвые души. Главные герои «Мертвых душ»

Сочинение

В царской России 30-х годов XIX века настоящим бедствием для народа было не только крепостное право, но и обширный бюрократический чиновничий аппарат. Призванные стоять на страже законности и правопорядка представители административной власти думали только о собственном материальном благе, обворовывая казну, вымогая взятки, издеваясь над бесправными людьми. Таким образом, тема разоблачения чиновничьего мира была очень актуальной для русской литературы. К ней не раз обращался Гоголь в таких произведениях, как "Ревизор", "Шинель", "Записки сумасшедшего". Она нашла выражение и в поэме "Мертвые души", где, начиная с седьмой главы, чиновничество находится в центре внимания автора. Несмотря на отсутствие детально и подробно нарисованных образов, подобных героям-помещикам, картина чиновничьего быта в поэме Гоголя поражает своей широтой.

Двумя-тремя мастерскими штрихами писатель рисует замечательные портреты-миниатюры. Это и губернатор, вышивающий по тюлю, и прокурор с весьма черными густыми бровями, и низенький почтмейстер, остряк и философ, и многие другие. Эти бегло обрисованные лица запоминаются благодаря характерным смешным деталям, которые наполнены глубоким смыслом. В самом деле, почему начальник целой губернии характеризуется как добряк, который иногда вышивает по тюлю? Наверное, потому, что как о руководителе о нем нечего сказать. Отсюда легко сделать вывод о том, как халатно и недобросовестно относится губернатор к своим должностным обязанностям, к гражданскому долгу. То же можно сказать и о его подчиненных. Гоголь широко использует в поэме прием характеристики героя другими персонажами. Например, когда нужен был свидетель для оформления покупки крепостных, Собакевич говорит Чичикову, что прокурор, как человек праздный, верно, сидит дома. А ведь это один из самых значительных чиновников города, который должен вершить правосудие, следить за соблюдением законности. Характеристика прокурора в поэме усиливается описанием его смерти и похорон. Он не делал ничего, кроме бездумного подписывания бумаг, так как предоставил все решения стряпчему, "первому хапуге в мире". Очевидно, причиной его смерти стали слухи о продаже "мертвых душ", так как именно он нес ответственность за все происшедшие в городе незаконные дела. Горькая гоголевская ирония слышится в раздумьях о смысле жизни прокурора: "...зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает". Даже Чичиков, глядя на похороны прокурора, невольно приходит к мысли, что единственное, чем может запомниться покойник, — это густыми черными бровями.

Крупным планом дает писатель типичный образ чиновника Ивана Антоновича Кувшинное рыло. Пользуясь своим положением, он вымогает взятки у посетителей. Смешно читать о том, как Чичиков положил перед Иваном Антоновичем "бумажку", "которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас книгою". Но грустно от сознания того, в каком безвыходном положении оказывались российские граждане, зависящие от нечестных, корыстолюбивых людей, представляющих государственную власть. Эту мысль подчеркивает гоголевское сравнение чиновника гражданской палаты с Вергилием. На первый взгляд, оно недопустимо. Но гаденький чиновник, как и римский поэт в "Божественной комедии", ведет Чичикова по всем кругам бюрократического ада. Значит, это сравнение усиливает впечатление от того зла, которым пропитана вся административная система царской России.

Гоголь приводит в поэме своеобразную классификацию чиновничества, деля представителей этого сословия на низших, тонких и толстых. Писатель дает саркастическую характеристику каждой из этих групп. Низшие — это, по гоголевскому определению, невзрачные писари и секретари, как правило, горькие пьяницы. Под "тонкими" автор подразумевает среднюю прослойку, а "толстые" — это губернская знать, которая крепко держится за свои места и ловко извлекает немалые доходы из своего высокого положения.

Гоголь неистощим в выборе удивительно точных и метких сравнений. Так, он уподобляет чиновников эскадрону мух, которые налетают на лакомые куски рафинада. Губернских чиновников характеризуют в поэме и их обычные занятия: игра в карты, попойки, обеды, ужины, сплетни Гоголь пишет о том, что в обществе этих государственных служащих процветает "подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость". Их ссоры не заканчиваются дуэлью, потому что "все они были гражданские чиновники". У них другие методы и средства, благодаря которым они пакостят друг другу, что бывает тяжелее любой дуэли. В образе жизни чиновников, в их поступках и взглядах нет сколько-нибудь существенных различий. Гоголь рисует это сословие как воров, взяточников, бездельников и мошенников, которые связаны друг с другом круговой порукой. Поэтому так неуютно чувствуют себя чиновники, когда раскрылась афера Чичикова, ибо каждый из них вспомнил свои грехи. Если они будут пытаться задержать Чичикова за его мошенничество, то и он сможет обвинить их в нечестности. Возникает комическая ситуация, когда люди, облеченные властью, помогают аферисту в его незаконных махинациях и боятся его.

Гоголь в поэме раздвигает рамки уездного города, вводя в нее "Повесть о капитане Копейкине". В ней рассказывается уже не о местных злоупотреблениях, а о произволе и беззаконии, которые творят высшие петербургские чиновники, то есть само правительство. Бросается в глаза контраст между неслыханной роскошью Петербурга и жалким нищенским положением Копейкина, который проливал кровь за отечество, лишился руки и ноги. Но, несмотря на увечья и боевые заслуги, этот герой войны не имеет права даже на полагающуюся ему пенсию. Отчаявшийся инвалид пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное равнодушие высокопоставленного сановника. Этот отвратительный образ бездушного петербургского вельможи завершает характеристику мира чиновников. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа. Именно к такому выводу приводит читателя замечательная поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души".

1. Роль Пушкина в создании поэмы.
2. Описание города.
3. Чиновники губернского города NN.

Известно, что А. С. Пушкин высоко ценился Н. В. Гоголем. Более того, писатель нередко воспринимал поэта в качестве советчика или даже учителя. Именно Пушкину во многом обязаны любители русской словесности в появлении таких бессмертных произведений писателя, как «Ревизор» и «Мертвые души».

В первом случае поэт просто подсказал сатирику несложный сюжет, а вот во втором заставил серьезно задуматься, как можно представить в небольшом произведении целую эпоху. Александр Сергеевич был уверен, что его младший друг непременно справится с поставленной задачей: «Он мне говорил всегда, что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем». В результате сатирику удалось не разочаровать великого поэта. Гоголь довольно быстро определил замысел своего нового произведения — «Мертвых душ», взяв за основу довольно распространенный вид мошенничества при закупке крепостных крестьян. Это действо наполнилось уже более значительным смыслом, являясь одной из главных характеристик всего общественного строя России при правлении Николая.

Писатель долго размышлял над тем, чем же является его произведение. Довольно скоро он пришел к выводу, что «Мертвые души» — это поэма-эпопея, поскольку она «объемлет не некоторые черты, но всю эпоху времени, среди которого действовал герой с образом мыслей, верований и даже познаний, какие сделало в то время человечество». Понятие поэтического не ограничивается в произведении только лишь лиризмом и авторскими отступлениями. Николай Васильевич замахнулся на большее: на объемность и широту замысла в целом, на его универсальность. Действие поэмы происходит примерно в середине правления Александра I, после победы в Отечественной войне 1812 года. То есть писатель возвращается к событиям двадцатилетней давности, что придает поэме статус и исторического произведения.

Уже на первых страницах книги читатель знакомится с главным персонажем — Павлом Ивановичем Чичиковым, который по личным делам заехал в губернский город NN. ничем особенным не отличающийся от других подобных городов. Гость заметил, что «сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных. Домы были в один, два и полтора этажа с вечным мезонином, очень красивых, по мнению губернских архитекторов. Местами эти дома казались затерянными среди широкой, как поле, улицы и нескончаемых деревянных заборов; местами сбивались в кучу, и здесь было заметно более движения народа и живости». Все время подчеркивая заурядность этого места и его схожесть со многими другими губернскими городами, автор намекал, что и быт этих населенных пунктов, наверняка, также мало отличался. А значит, город начинал приобретать вполне обобщающий характер. И вот в воображении читателей Чичиков попадает уже не в конкретное место, а в некоторый собирательный образ городов николаевской эпохи: «Кое-где просто на улице стояли столы с орехами, мылом и пряниками, похожими на мыло... Чаще же всего заметно было потемневших двуглавых государственных орлов, которые теперь уже заменены лаконическою надписью: "Питейный дом". Мостовая везде была плоховата».

Даже в описании города автор подчеркивает лицемерность и лживость обитателей города, вернее, его управляющих. Так, Чичиков заглядывает в городской сад, состоящий из тоненьких деревьев, плохо прижившихся, в газетах же было сказано, что «город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день».

Губернатор города NN. подобно Чичикову, был «не толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде, впрочем, был большой добряк и даже вышивал иногда по тюлю». Павел Иванович в первый же день пребывания в городе объездил с визитами все светское общество, и везде ему удалось найти общий язык с новыми знакомыми. Безусловно, не малую роль в этом сыграло умение Чичикова льстить и недалекость местных чиновников: «Губернатору намекнут как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные... Полицеймейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников; а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза: "ваше превосходительство", что очень им понравилось». Этого вполне хватило, чтобы все признали приезжего вполне приятным и приличным человеком и пригласили его на губернаторскую вечеринку, где собирались «сливки» местного общества.

Писатель иронически сравнивал гостей этого мероприятия с эскадронами мух, которые носятся в разгар июльского лета на белом рафинаде. Чичиков и здесь не ударил в грязь лицом, а повел себя так, что вскоре все чиновники и помещики признали его порядочным и наиприятнейшим человеком. Причем это мнение было продиктовано не какими-либо хорошими поступками гостя, а исключительно его умением польстить каждому. Уже данный факт красноречиво свидетельствовал о развитии и нравах обитателей города NN. Описывая бал, автор поделил мужчин на две категории: «...одни тоненькие, которые все увивались около дам; некоторые были из них такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских... Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков... Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали только по сторонам... Это были почетные чиновники в городе». Тут же писатель сделал вывод: «...толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие».

Причем многие представители высшего общества были не без образования. Так, председатель палаты наизусть рассказывал «Людмилу» В. А. Жуковского, полицмейстер был остряк, прочие тоже кто читал Н. М. Карамзина, кто «Московские ведомости». Другими словами, хороший уровень образования чиновников был сомнителен. Однако это совершенно не мешало им управлять городом, в случае необходимости сообща защищать свои интересы. То есть формировался особый класс в сословном обществе. Якобы освобожденные от предрассудков чиновники по-своему извращали законы. В городе NN. как и в других подобных городах, они пользовались неограниченной властью. Полицмейстеру достаточно было мигнуть, проходя мимо рыбного ряда, и ему приносили на дом продукты для приготовления роскошного обеда. Именно обычаи и не слишком строгие нравы этого местечка позволили Павлу Ивановичу так быстро добиться поставленных целей. Очень скоро главный герой стал владельцем четырехсот мертвых душ. Помещики, не задумываясь и радея о собственной выгоде, охотно уступали ему свой товар, причем по самой низкой цене: мертвые крепостные крестьяне никак не нужны в хозяйстве.

Чичикову не потребовалось даже усилий, чтобы совершать с ними сделки. Чиновники также не обходили вниманием приятнейшего гостя и даже предлагали ему свою помощь для благополучной доставки крестьян на место. Павел Иванович сделал только один серьезный просчет, повлекший за собой неприятности, он возмутил местных дам своим равнодушием к их персонам и усиленным вниманием к юной красавице. Однако и это не меняет мнение местных чиновников о госте. Только тогда, когда Ноздрев разболтал при губернаторе, что новое лицо пыталось купить у него мертвые души, высшее общество призадумалось. Но и здесь руководил не здравый смысл, а сплетни, разрастающиеся как снежный ком. Именно поэтому Чичикову стали приписывать и похищение губернаторской дочки, и организацию бунта крестьян, и изготовление фальшивых монет. Только сейчас чиновники начали испытывать такое беспокойство в отношении Павла Ивановича, что многие из них даже похудели.

В результате общество приходит вообще к нелепому выводу: Чичиков — это переодетый Наполеон. Обитатели города хотели было арестовать главного героя, однако сильно боялись его. Эта дилемма привела прокурора к смерти. Все эти волнения разворачиваются за спиной у гостя, поскольку тот болеет и три дня не выходит из дому. И никому из его новых друзей не приходит в голову просто поговорить с Чичиковым. Узнав о сложившейся ситуации, главный герой приказал паковать вещи и выехал из города. Как нельзя полно и ярко Гоголь в своей поэме показал пошлость и низость нравов губернских городов того времени. Невежественные люди, стоящие у власти в подобных местечках задавали тон всему местному обществу. Вместо того чтобы хорошо управлять губернией, они проводили балы и вечеринки, за казенный счет решая свои личные проблемы.

"Мёртвые души". Помогите пожалуйста составить характеристику чиновникам. и получил лучший ответ

Ответ от Ўлия[гуру]
Чиновники города NN в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" (1)
Тема бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония проходит через все творчество Н.В.Гоголя. Образы чиновников встречаются в романтических повестях «Вечеров на хуторе близ Диканьки», в реалистических произведениях «Миргорода» и повестях о Петербурге. Чиновничеству посвящена комедия «Ревизор».
В «Мертвых душах» эта тема сплетается с темой крепостничества. Блюстители порядка во многом родственны помещикам. На это Гоголь обращает внимание читателей уже в первой главе произведения. Рассуждая о тонких и толстых господах, автор поэмы приходит к выводу: «Наконец толстый, послуживши богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу… и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет…» В произведении дана злая сатира на чиновников-грабителей и на «хлебосольных» русских бар.
Итак, чиновники в поэме показаны сатирически. Они для автора, как и помещики, - «мертвые души». Символический смысл названия произведения относится и к чиновникам. Рассказывая о них, Гоголь искусно отображает индивидуальные качества губернатора, прокурора, почтмейстера и других и одновременно создает собирательный образ чиновничества.
Еще находясь в городе, до своей поездки по дворянским имениям, Чичиков наносит визиты городским чиновникам. Это дает возможность автору представить читателю чиновников и нарисовать их выразительные портреты. Вот один из них – портрет губернатора: подобно Чичикову, он «был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю…» Гоголь соединяет в характеристике персонажа «высокое» и «низкое»: «звезда» и вышивание. Получается, что губернатор представлен к награде не за заслуги перед Отечеством, а за умение вышивать. С помощью тонкой иронии автор разоблачает праздность одного из самых важных лиц в городе.
Такой же прием несоответствия Гоголь использует, описывая почтмейстера, «низенького человека, но остряка и философа». Автор сознательно нарушает логику: соединяет несоединимое в характеристике героя. Ведь «низенький» - отличительная особенность внешности человека, а «философ» - оценка его умственных способностей. Противительный союз «но» в этой фразе усиливает алогизм: вопреки низкому росту герой является философом. Слова в странном соседстве приобретают другой смысл. Слово «низенький» обозначает уже не примету внешнего облика, а относится к внутренней жизни человека. Именно таким образом Гоголь разоблачает низкие запросы чиновника. У почтмейстера, оказывается, существует в жизни только одно сильное увлечение. Это не служба, а игра в карты. Только за игральным столом проявляется «грандиозное» умственное начало в персонаже: «…взявши в руки карты, тот же час выразил на лице своем мыслящую физиономию покрыл нижнею губою верхнюю и сохранил такое положение во все время игры».
Посещая вместе с Чичиковым важных лиц города, читатель убеждается, что они не обременяют себя заботами о государственных делах. Чиновники живут праздно, все свое время посвящая званым обедам и игре в карты. Например, Чичиков отправился «…на обед к полицеймейстеру, где с трех часов после обеда засели в вист и играли до двух часов ночи». При оформлении покупки крепостных крестьян потребовались свидетели. «Пошлите теперь же к прокурору, - говорит Собакевич, - он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает стряпчий».
С иронией, доходящей до сарказма, автор показывает уровень культуры и образованности губернских чиновников. Они были «…более или менее люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Тема разговоров на светских мероприятиях – яркое свидетельство духовной нищеты и узкого кругозора государственных служащих. Они беседуют о лошадях, собаках, рассуждают о бильярдной игре и «об выделке горячего вина». Часто на званых вечерах сплетничают о судейских проделках и «таможен

Ответ от Ўркофф [гуру]
здесь
http://www.kostyor.ru/student/?n=89
Двумя-тремя мастерскими штрихами писатель рисует замечательные портреты-миниатюры. Это и губернатор, вышивающий по тюлю, и прокурор с весьма черными густыми бровями, и низенький почтмейстер, остряк и философ, и многие другие. Эти бегло обрисованные лица запоминаются благодаря характерным смешным деталям, которые наполнены глубоким смыслом. В самом деле, почему начальник целой губернии характеризуется как добряк, который иногда вышивает по тюлю? Наверное, потому, что как о руководителе о нем нечего сказать. Отсюда легко сделать вывод о том, как халатно и недобросовестно относится губернатор к своим должностным обязанностям, к гражданскому долгу. То же можно сказать и о его подчиненных. Гоголь широко использует в поэме прием характеристики героя другими персонажами. Например, когда нужен был свидетель для оформления покупки крепостных, Собакевич говорит Чичикову, что прокурор, как человек праздный, верно, сидит дома. А ведь это один из самых значительных чиновников города, который должен вершить правосудие, следить за соблюдением законности. Характеристика прокурора в поэме усиливается описанием его смерти и похорон. Он не делал ничего, кроме бездумного подписывания бумаг, так как предоставил все решения стряпчему, "первому хапуге в мире". Очевидно, причиной его смерти стали слухи о продаже "мертвых душ", так как именно он нес ответственность за все происшедшие в городе незаконные дела. Горькая гоголевская ирония слышится в раздумьях о смысле жизни прокурора: "...зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает". Даже Чичиков, глядя на похороны прокурора, невольно приходит к мысли, что единственное, чем может запомниться покойник, - это густыми черными бровями.
Крупным планом дает писатель типичный образ чиновника Ивана Антоновича Кувшинное рыло. Пользуясь своим положением, он вымогает взятки у посетителей. Смешно читать о том, как Чичиков положил перед Иваном Антоновичем "бумажку", "которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас книгою". Но грустно от сознания того, в каком безвыходном положении оказывались российские граждане, зависящие от нечестных, корыстолюбивых людей, представляющих государственную власть. Эту мысль подчеркивает гоголевское сравнение чиновника гражданской палаты с Вергилием. На первый взгляд, оно недопустимо. Но гаденький чиновник, как и римский поэт в "Божественной комедии", ведет Чичикова по всем кругам бюрократического ада. Значит, это сравнение усиливает впечатление от того зла, которым пропитана вся административная система царской России.
Гоголь приводит в поэме своеобразную классификацию чиновничества, деля представителей этого сословия на низших, тонких и толстых. Писатель дает саркастическую характеристику каждой из этих групп. Низшие - это, по гоголевскому определению, невзрачные писари и секретари, как правило, горькие пьяницы. Под "тонкими" автор подразумевает среднюю прослойку, а "толстые" - это губернская знать, которая крепко держится за свои места и ловко извлекает немалые доходы из своего высокого положения.
Гоголь неистощим в выборе удивительно точных и метких сравнений. Так, он уподобляет чиновников эскадрону мух, которые налетают на лакомые куски рафинада. Губернских чиновников характеризуют в поэме и их обычные занятия: игра в карты, попойки, обеды, ужины, сплетни Гоголь пишет о том, что в обществе этих государственных служащих процветает "подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость". Их ссоры не заканчиваются дуэлью, потому что "все они были гражданские чиновники". У них другие методы и средства, благодаря которым они пакостят друг другу, что бывает тяжелее любой дуэли. В образе жизни чиновников, в их поступках и взглядах нет сколько-нибудь существенных различий. Гоголь рисует это сословие как воров, взяточников, бездельников и мошенников, которые связаны друг с другом круговой порукой. Поэтому так неуютно
чувствуют себя чиновники, когда раскрылась афера Чичикова, ибо каждый из них вспомнил свои грехи. Если они

После описания помещиков Гоголь в своей поэме переходит к описанию чиновников и этому отдана добрая часть книги. При этом чиновники не описываются так подробно как помещики, каждый из которых представляет собой глубокий и многогранный символ.

Чиновники наоборот – сообщество практически безликое, которое представляет интерес именно в своей массе. Гоголь где-то даже говорит про них как про стаю мух, которые набрасываются на куски рафинада. Таким образом он низводит индивидуальную ценность каждого и говорит просто в целом о стае насекомых.

В связи с этим и детали описания довольно скупы и подобно тому как одна муха может отличаться длиной лапок или каким-то особым крылышком, так чиновники тоже различаются по незначительным деталям. К примеру, губернатор отличается вышиванием по тюлю, а прокурор обладает выразительными бровями.

Губернатор относится Гоголем к классу «толстых» чиновников. Речь идет про социальную иерархию, которую выстраивает Гоголь в духе социального дарвинизма: там есть низшие чиновники, тонкие и толстые. Соответственно, на самом верху этой социальной пирамиды – толстые, которые сумели «откусить» наибольший кусок.

Губернатор подобно остальным чиновникам – вороватый и довольно примитивный простак. Он готов расплываться в любезностях с другими, но на деле является подлецом. Причем подлецом бескорыстным, как пишет обо всей чиновничьей братии автор.

Самое любопытное, конечно, заключается во взаимоотношениях губернатора и Чичикова, который умело выдает себя за достойного человека и легко проводит всех чиновников, которые только спустя существенное количество времени начинают считать приезжего ни то Наполеоном, ни то Антихристом. Губернатор в этом числе, он наивен и прост, легко поддается на внешний обман, легко следует за общественным мнением. По сути, он такая же погибшая душа как крепостные, которые скупает Чичиков.

Только вот если чиновники представляют собой ипостась отдельного греха и порока, в чем-то они могут даже быть подобны различным христианским бесам (если учитывать религиозно-мистический характер повествования Гоголя) то чиновники – мелкие черти. Как стая мух суетятся они над сахаром.

Сочинение про Губернатора

Николай Алексеевич Гоголь повествует о губернаторе, начиная с седьмой главы поэмы “Мёртвые души” . Он является второстепенным героем и совсем немного текста отводится человеку, стоящему во главе города.

Начинается история с того что Чичиков покупает мёртвых крестьян за копейки и переделывает в документах цену как за живых, хвастаясь тем, что уже четыреста душ купил для своего имения в Херсонской губернии. Очарование мошенника не оставило равнодушным и самого губернатора, который с детским восторгом относился к нему и пригласил на свой бал. На празднике он познакомил его с губернаторшей и дочкой. Губернатор недалек умом потому только через некоторое время понимает кто такой на самом деле обожаемый им Чичиков Как только раскрывается афера, чиновники начинают его выгораживать, так как боятся, что об их махинациях узнают. В этот момент аферист, уладив все вопросы с документами, поехал в другие города скупать Мёртвые души и получать за каждую по 200 рублей из казны.

В те времена многие авторы обращались к теме раскрытия произвола властей. Николай Васильевич Гоголь во всех своих произведениях затрагивает тему беззакония чиновников. В данной поэме применяя в описании героев слова:”тонкий и толстый”. Подразумевает накопления личных сбережений за счёт обворовывания казны и простых людей. Гоголь мастерски отражает личностные качества главы города и при встрече с Чичиковым четко вырисовывает его портрет:”ни тонок, ни толст, на шее имеет Анну. Поговаривали, что был представлен к звезде и вышивал по тюлю…”. Гоголь намеренно в одном предложении написал о награде и вышивании. Получается губернатор получил орден не за преданность государству, а за расшивание тюли. При помощи скрытой насмешки автор открывает нам глаза на безделье уважаемого человека в мегаполисе. Чичиков умело льстит Губернатору и исходя из этого организатор праздничного вечера составляет свое мнение о мошеннике рассказывая всем что он благонамеренный человек. И снова проскальзывает ирония автора в отношении героя, доказывая его глупость.

Как мы с лёгкостью можем заметить, наш персонаж является объектом смеховой критики автора. Милый инфантилизм героя оборачивается для его близких чудовищным эгоизмом. В поэме автор сатирически трансформирует действительность и это не плод субъективности, а проницательное раскрытие фальши, присущей всей социальной системе.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ сказки Богатырь Салтыкова-Щедрина сочинение

    Число сказок Салтыкова-Щедрина собирает в себе 32 написанных произведения. Но из-за некорректности написания Салтыков-Щедрин так и не сумел опубликовать полное и сформировавшееся собрание.

  • Анализ рассказа Куприна Золотой петух

    «Золотой петух» - это рассказ Александра Ивановича Куприна, где чётко выражен характерный пример лирических зарисовок этого писателя. «Золотой петух» входит в цикл живописных миниатюр

  • Тема одиночества в лирике Лермонтова сочинение (Мотив одиночества)

    Михаил Юрьевич Лермонтов довольно известный автор различных произведений, который считается поистине великим творцом. Многие произведения содержат грустные мысли и чувства, которые определили его прошлое

  • Сочинение Хочу и надо 7 класс рассуждение

    На самом деле это очень глубокий вопрос, так как касается самой природы человека. Она двойственна: животное начало совмещается с божественной природой

  • Многие люди принимают ванну. Это обыденная и вполне привычная процедура. И никто и не подозревал ранее о том, что в это время выполняется один из основных законов физики. Но однажды Архимед сел в ванну

Гоголь, современник Пушкина, свои произведения создавал в исторических условиях, сложившихся в нашей стране после неудачного выступления декабристов в 1825 году. Перед деятелями литературы и общественной мысли встали благодаря новой общественно-политической ситуации задачи, нашедшие в творчестве Николая Васильевича глубокое отражение. Развивая в своем творчестве принципы этот автор стал одним из самых значительных представителей данного направления в русской литературе. По мнению Белинского, именно Гоголю удалось взглянуть впервые прямо и смело на русскую действительность.

В этой статье мы опишем образ чиновников в поэме "Мертвые души".

Коллективный образ чиновников

В заметках Николая Васильевича, относящихся к первому тому романа, есть следующее замечание: "Мертвая бесчувственность жизни". Таков, по мнению автора, коллективный образ чиновников в поэме Следует отметить разницу в изображении их и помещиков. Помещики в произведении индивидуализированы, а вот чиновники, напротив, обезличены. Можно составить лишь коллективный их портрет, незначительно выделяются из которого почтмейстер, полицмейстер, прокурор и губернатор.

Имена и фамилии чиновников

Следует обратить внимание на то, что у всех лиц, составляющих коллективный образ чиновников в поэме "Мертвые души", не указаны фамилии, а имена называются часто в гротескных и комических контекстах, иногда дублируются (Иван Антонович, Иван Андреевич). Из них некоторые выдвигаются на первый план лишь на короткое время, после чего исчезают в толпе других. Предметом гоголевской сатиры были не должности и личности, а социальные пороки, социальная среда, являющаяся главным объектом изображения в поэме.

Следует отметить гротескное начало в образе Ивана Антоновича, его комическое, грубое прозвище (Кувшинное Рыло), одновременно отсылающее к миру животных и неживых вещей. Иронически охарактеризован департамент как "храм Фемиды". Это место является важным для Гоголя. Департамент изображается часто в петербургских повестях, в которых он предстает как антимир, своеобразный ад в миниатюре.

Важнейшие эпизоды в изображении чиновников

Образ чиновников в поэме "Мертвые души" можно проследить по следующим эпизодам. Это прежде всего губернаторская "домашняя вечеринка", описанная в первой главе; затем - бал у губернатора (восьмая глава), а также завтрак у полицмейстера (десятая). В целом в 7-10-й главах выдвигается на первый план именно чиновничество как психологическое и социальное явление.

Традиционные мотивы в изображении чиновников

Можно обнаружить множество традиционных мотивов, характерных для русских сатирических комедий, в "чиновничьих" сюжетах Николая Васильевича. Данные приемы и мотивы восходят еще к Грибоедову и Фонвизину. Очень напоминают также чиновники губернского города своих "коллег" из Характерны для них злоупотребления, произвол, бездеятельность. Взяточничество, чинопочитание, бюрократизм - социальное зло, традиционно высмеиваемое. Достаточно вспомнить описанную в "Шинели" историю со "значительным лицом", страх перед ревизором и стремление его подкупить в одноименном произведении и взятку, которую дают Ивану Антоновичу в 7-й главе поэмы "Мертвые души". Весьма характерными являются образы полицмейстера, "благотворителя" и "отца", что наведывался в гостиный двор и лавки, как в свою кладовую; председателя гражданской палаты, который не только освобождал от взяток, но также и от необходимости вносить плату за оформление документов своих друзей; Ивана Антоновича, который не делал ничего без "благодарности".

Композиционное построение поэмы

Сама поэма строится на похождениях чиновника (Чичикова), который скупает мертвые души. Этот образ обезличен: о самом Чичикове автор практически не рассказывает.

1-й том произведения по замыслу Гоголя показывает различные негативные стороны жизни России того времени - как чиновничьей, так и помещичьей. Все губернское общество является частью "мертвого мира".

Экспозиция дается в первой главе, в которой рисуется портрет одного губернского города. Всюду запустение, неустроенность, грязь, что подчеркивает безразличие местных властей к нуждам жителей. Затем, после того как Чичиков посетил помещиков, в главах с 7-й по 10-ю описывается собирательный портрет чиновничества тогдашней России. В нескольких эпизодах даны различные образы чиновников в поэме "Мертвые души". По главам можно проследить, как автор характеризует этот общественный класс.

Что роднит чиновников с помещиками?

Однако самое ужасное - это то, что подобные чиновники не исключение. Это типичные представители системы бюрократии в России. В их среде царит продажность и бюрократизм.

Оформление купчей

Вместе с возвратившимся в город Чичиковым мы переносимся в судебную палату, где предстоит этому герою оформить купчую (7-я глава). Характеристика образов чиновников в поэме "Мертвые души" дается в этом эпизоде очень подробная. Иронически использует Гоголь высокий символ - храм, в котором служат "жрецы Фемиды", беспристрастные и неподкупные. Однако поражает прежде всего запустение и грязь в этом "храме". Объясняется "непривлекательная наружность" Фемиды тем, что она принимает посетителей по-простому, "в халате".

Однако эта простота на деле оборачивается откровенным пренебрежением к законам. Никто не собирается заниматься делами, а "жрецы Фемиды" (чиновники) заботятся лишь о том, как бы взять с посетителей дань, то есть взятки. И они действительно преуспевают в этом.

Кругом беготня с бумагами, суета, однако все это служит лишь одной цели - запутать просителей, для того чтобы они не смогли обойтись без помощи, любезно предоставленной за плату, разумеется. Чичикову, этому пройдохе и знатоку закулисных дел, тем не менее пришлось воспользоваться ей, чтобы попасть в присутствие.

Он получил доступ к необходимому лицу лишь после того, как предложил открыто взятку Ивану Антоновичу. Насколько узаконенным явлением стала она в жизни чиновничества России, мы понимаем, когда главный герой попадает наконец к председателю палаты, который принимает его как своего старого знакомого.

Разговор с председателем

Герои после учтивых фраз переходят к делу, и здесь председатель говорит о том, что "не должны платить" его приятели. Взятка здесь, оказывается, настолько обязательна, что лишь близкие друзья чиновников могут обойтись без нее.

Еще одна примечательная подробность из жизни городского чиновничества выясняется в разговоре с председателем. Очень интересен в данном эпизоде анализ образа чиновника в поэме "Мертвые души". Оказывается, что даже для такой необычной деятельности, которая была описана в судебной палате, отнюдь не все представители данного класса считают необходимым отправляться на службу. Как "человек праздный" прокурор сидит дома. Все дела за него решает стряпчий, который в произведении называется "первейшим хапугой".

Бал у губернатора

В описанной Гоголем сцене на (8-я глава) мы видим смотр мертвых душ. Сплетни и балы становятся для людей формой убогой умственной и общественной жизни. Образ чиновников в поэме "Мертвые души", краткое описание которого мы составляем, может быть дополнен в этом эпизоде следующими деталями. На уровне обсуждения модных фасонов и расцветки материала существуют у чиновников представления о красоте, а солидность определяется по тому, как человек повязывает галстук и сморкается. Нет и не может быть здесь настоящей культуры, нравственности, поскольку нормы поведения зависят целиком от представлений о том, как должно быть. Именно поэтому Чичиков поначалу принят столь радушно: он умеет чутко реагировать на запросы данной публики.

Таков вкратце образ чиновников в поэме "Мертвые души". Краткое содержание самого произведения мы описывать не стали. Надеемся, вы его помните. Характеристику, представленную нами, можно дополнить, опираясь на содержание поэмы. Очень интересна тема «Образ чиновников в поэме "Мертвые души"». Цитаты из произведения, которые можно найти в тексте, обратившись к указанным нами главам, помогут вам дополнить данную характеристику.