Она сидела передо мной красивая. Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. – Кто играет немаловажную роль в судьбе мальчика

Урок. Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. (Слайд 1).

Цели:

Раскрыть идейное содержание произведения В.Г.Распутина «Уроки французского», выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором.

Развивать навыки анализа художественной прозы.

Воспитывать нравственные качества, художественное восприятие мира. (Слайд 2).

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Вступительная беседа.

Ребята, как вы понимаете, что такое добро?

Кто для вас является добрым человеком?

Дети приводят примеры из жизни. Делаем выводы о том, что добро бывает разным, для каждого своим: веселым, случайным, героическим…

Сегодня мы вновь поговорим о произведении В.Г.Распутина «Уроки французского» и попробуем выяснить, как он видит добро и, кроме того, выделяет его основные законы. Во многом на его мировоззрение повлияло тяжёлое детство.

Слушаем подготовленного ученика с краткой биографической справкой:

Сознательное детство его (В.Г.Распутина), тот самый «дошкольный и школьный период», который даёт человеку для жизни едва ли не больше, чем все оставшиеся затем годы и десятилетия, частично совпал с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной. «Для нашего поколения был очень труден хлеб детства», - отметит спустя десятилетия писатель. Но о тех же годах он скажет и более важное, обобщающее: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе».

В период войны Распутин также чувствовал отношения людей друг к другу и понимал их отношение к обществу. Это также наложило свой отпечаток на юную душу будущего писателя. И позднее в своем творчестве Распутин поставит в рассказах и повестях нравственные проблемы общества, которые он постарается решить и сам.

3. Слово учителя. Уроки доброты. (Слайд 3).

Если мы обратимся к эпиграфу перед статьей В.Г. Рас­путина «Уроки доброты», то прочитаем слова Л.Н. Толстого: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». Этот эпиграф выбран не случайно. Он соотнесен с теми событиями и теми людьми, которые окружали главного героя. Одни из них прошли, не оставив в душе мальчика ни­каких положительных воспоминаний (только горечь и обиду), другие своей добротой и участием запомнились на всю жизнь. К этим добрым, отзывчивым людям относится в первую оче­редь учительница мальчика Лидия Михайловна. Оценивая то, что сделала для него Лидия Михайловна, Распутин пишет: «... добро должно быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе».

Так кто же была Лидия Михайловна и что она сделала такого, что в дальнейшем получит определение автора «уроки доброты».

4 . Беседа с классом (Слайд 4).

    Какой была Лидия Михайловна? Какой впервые увидел ее герой? Найдите и прочитайте портрет Лидии Михайловны (с. 127).

    Почему она предложила Вале заниматься французским язы­ком? (Заметив следы побоев на лице Вали и после рассказа Тишкина, что Валя играет на деньги, учительница выяснила,
    что Вале нужны деньги, он голодает. Лидия Михайловна при­ думала способ помочь.)

    Как вел себя мальчик в гостях у Лидии Михайловны? (Валя был робким и стеснительным мальчиком, и поэтому каждый приход к учительнице домой превращался для него в пытку.)

Он терялся, не мог повторить знакомые слова. Но хуже всего было, когда Лидия Михайловна приглашала его к ужину. Тогда он вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочет, пятился к выходу.

«...Лидия Михайловна, отчаявшись, перестала приглашать меня к столу».

Что придумала учительница, чтобы поддержать голодаю­щего мальчика? (Лидия Михайловна решила тайно послать ему посылку с макаронами на адрес школы.)

Вначале Валя подумал, что посылка от матери, и очень об­радовался, стал даже грызть эти макароны, но поразмыслив, понял, что посылка не может быть от матери («макаронов сроду I деревне не было»). Значит, это только Лидия Михайловна - больше некому. Не раздумывая, он относит посылку учительнице и оставляет ее.

    Какие качества проявил мальчик, отказываясь от помощи Лидии Михайловны? (Чувство собственного достоинства не позволило ему принять помощь. Ему казалось унизитель­ ным принимать помощь от учительницы, злоупотреблять ее хорошим отношением.)

    Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замерятки» со своим учеником? Понимала ли она, чем чревата для нее эта игра на деньги с учеником? (Поняв, что мальчик не примет от нее никакой помощи, Лидия Михайловна реши­ ла создать такую же ситуацию, когда Валя будет вынужден брать деньги как выигрыш.)

    Что сделал директор, когда обнаружил Лидию Михайловну на месте «преступления»? Захотел ли он разобраться в си­туации? (Директор проявил строгость и решительность. Его
    не интересовала причина, толкнувшая Лидию Михайловну на этот поступок.)

В самом факте игры учительницы на деньги со своим учени­ком он увидел грубейшее нарушение внутришкольного устава. С его точки зрения, поведение учительницы было аморальным. И он принял все меры, чтобы выгнать ее из школы.

    Как ведет себя Лидия Михайловна в этой сцене? (Примерный ответ. На возмущение директора она отвечает спокойно, не выкручивается и не оправдывается. Она ничего не стала объяснять директору, потому что он ничего бы и не понял - не тот человек.)

    Какую роль играет послесловие? (Примерный ответ. Кратко рассказав о последующих событиях, автор завер­шает свое повествование сообщением о полученной им посылке с Кубани. В ней были макароны и три красных яблока. Память об этих яблоках Валя сохранил на всю жизнь.)

Вывод: Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

Все ли герои рассказа добры и благородны?

5. Литературные характеристики героев. (Слайд 5).

Валентин Григорьевич Распутин-мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, чтобы достаточно точно описать человека.

«Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками» (тётя Надя)

«Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам.» (Вадик)

«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть наперед директора» (Директор)

«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне» (Лидия Михайловна)

«… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.» (герой)

Вывод: в тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил рядом, в соседних абзацах. Для того, чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти образы он использовал антитезу. (Индивидуальное задание)

6. Обобщение знаний. (Слайд 6).

Итак, основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у В.Г.Распутина – антитеза.

Благородство соседствует с трусостью, жадность с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием.

Приводим в систему все возникающие в рассказе противопоставления с помощью схемы.

Схема. (Слайд 7).

Герою противопоставлен автор, противоположны и образы ученика и учительницы. С другой стороны, у героя есть антиподы в детской среде – Птаха и Вадик, они выбирают сторону зла. Лидии Михайловне противопоставлен директор школы, который не способен понять ребёнка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости. Окружающих героя людей (внешний мир) можно условно разделить на две группы: добрых, участливых, сопереживающих, бескорыстных (это мать мальчика, дядя Ваня, жители деревни) и безразличных, завистливых, порочных (жители райцентра, тетя Надя и её дети, одноклассники). Внутренний мир героя терзают другие противоречия: гордость, тяга к знаниям, доброта и самопожертвование борются с голодом, нуждой, обманом, жадностью и одиночеством.

Вывод: в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос: на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек (воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь. Победу добра над злом в сердце отдельно взятого ребёнка мы видим в рассказе «Уроки французского».

Ребята, вдумайтесь в смысл названия произведения. Какое слово вы считаете главным в названии?

Читаем в толковом словаре значение слова урок. (Слайд 8).

УРОК.

Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету.

Учебная работа, заданная школьнику на дом.

Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего.

Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам.

Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар.).

На первый план выходит третье значение слова, недаром статья, предшествующая рассказу, называется «Уроки доброты». Обращаемся к этой статье. Она и заключает в себе основную идею: только следуя законам доброты можно победить зло. Выделяем из статьи законы доброты Распутина: (Слайд 9).

«Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает»

«На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе»

« И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей, и тем шире был круг его действия»

Вывод: В своей статье «Уроки доброты» Валентин Распутин объяс­нил, что заставило его написать рассказ «Уроки французского»: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого чи­тателя». Такой урок доброты преподнесла пятикласснику Вале из далекого сибирского городка учительница Лидия Михайловна. Доброта, чуткость, отзывчивость Лидии Михайловны противо­поставляются черствости, бездушию и формализму директора. Лидия Михайловна не только оказала действенное добро: помог­ла мальчику выжить в трудные послевоенные годы, но и взяла всю «вину» на себя. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделить горе. Мальчик понял, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть духовные ценности.

7. Итог урока.

В чем смысл названия рассказа? (Слайд 10).

«Уроки французского» оказываются «уроками доброты», ко­торые будущий писатель взял в свою взрослую жизнь. Вспоминая о своей любимой учительнице, Распутин пишет о том, что добро всегда бескорыстно, оно не требует награды, не ищет прямой от­дачи. Оно бескорыстно, а потому бесценно.

Как хорошо, что доброта
Живёт на свете вместе с нами.
Без доброты – ты сирота,
Без доброты – ты серый камень.

8. Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос: «Как я узнал (а), что такое доброта?» (Слайд 11).

9. Тест.

1. Жанр произведения:

б) рассказ;

в) повесть.

2. Название произведения связано:

а) с историей о дополнительных занятиях по фран­цузскому языку;

б) с уроками нравственности и доброты, которые преподала мальчику учительница французского языка;

в) с рассказом юного героя о любимых уроках французского языка.

3. Действие в произведении происходит:

а) перед Великой Отечественной войной;

б) во время Великой Отечественной войны;

в) после Великой Отечественной войны.

4. Причиной одиночества рассказчика является:

а) гордость;

б) тоска по дому;

в) его скупость.

5. Рассказчик играл в «чику», чтобы:

а) накопить денег и отправить их в деревню;

в) каждый день покупать молоко.

6. Персонаж произведения, о котором рассказчик говорит: «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного - рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей челкой», - это:

в) Федька.

7. Рассказчик считал, что французские слова:

а) придуманы для наказания;

б) удивительно благозвучны;

в) совсем не похожи на русские слова.

8. Сцена игры в «чику» и драки:

а) не играет большой роли в произведении;

б) является кульминацией;

в) раскрывает характер главного героя.

9. В предложении: «Тут я был непреклонен, уп­рямства во мне хватало на десятерых» - есть:

а) гипербола;

б) метафора;

в) ирония.

10. По утверждению Лидии Михайловны, человек ста­реет, когда:

а) перестает удивляться чудесам;

б) перестает быть ребенком;

в) доживает до преклонного возраста.

11. Говоря о характерных особенностях голоса учи­тельницы и голосов односельчан («У нас в де­ревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, а у Лидии Михай­ловны он был каким-то мелким и легким»; «...по­ка училась, приноравливалась к чужой речи, голос без свободы сел, ослаб...»), рассказчик употребил:

а) антитезу;

б) сравнение;

в) аллегорию.

а) аллегорию;

б) сравнение;

в) антитезу.

13. Изображения учительницы и ученика («Она си­дела передо мной аккуратная вся, умная и краси­вая, красивая и в одежде, и в своей женской моло­дой поре, которую я смутно чувствовал, до меня до­ходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание...»; «...перед ней крючился на пар­те тощий диковатый мальчишка с разбитым ли­цом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах...») представляют собой:

а) описание;

б) рассуждение;

в) повествование.

14. Истинная цель игры в «замеряшки»:

а) желание учительницы вспомнить детство;

б) помочь способному, но голодному ученику;

в) стремление учительницы заинтересовать героя изучением французского языка.

l5. После случая, когда директор застал героев за иг­рой в «замеряшки», Лидия Михайловна:

а) перешла работать в другую школу;

б) уехала на родину;

в) больше не играла в «замеряшки» с учеником.

Фактический материал:

В.Г.Распутин «Уроки французского».
«Уроки французского» 1978 год режиссёр Евгений Ташков

Задача занятия: сформировать навык анализа художественного произведения, мотивов поведения главных героев в составе универсальных учебных действий:
1) личностного – нравственно-этического оценивания усваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;
2) познавательных – извлечение необходимой информации из предоставленного материала; построения логической цепи рассуждений; установления причинно-следственных связей;
3) коммуникативных – учёта позиции других людей, умения слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Планируемые результаты:

Предметные : анализировать художественное произведение с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики, высказывать собственное отношение к произведению, героям, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вступать в диалог, создавать устные монологические высказывания.

Метапредметные: понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Технология: развитие критического мышления.

Форма урока: урок-размышление.

ХОД УРОКА

Литература, на мой взгляд, – это прежде всего воспитание чувств, и, прежде всего, доброты, чистоты, благородства.

В.Г.Распутин

Оргмомент

Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.
– Ребята, настоящая доброта…Какая она? (Ответы ребят: не ищет награды, бескорыстна)
– Ребята, сегодня мы обратимся к самому лучшему рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». У вас на партах рабочие тетради, в которых мы и будем работать. Наш урок называется «Уроки французского» – уроки жизни.
– Прочитаем эпиграф к уроку. Вы согласны со словами писателя? (Ответы ребят).
– Вам понравился рассказ?
– Обратим внимание на название рассказа. Почему уроки? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Напишите слова-ассоциации в рабочей тетради. (школа, учебный предмет, знания, воспитание).

I стадия: вызов

– Посмотрите внимательно на эпиграф и название нашего урока и подумайте, в чём нам предстоит разобраться? (Формулируем цель урока)

Кто? Кому? Зачем?

II стадия: осмысление

– Кого вы считаете главным героем рассказа? Может быть, их несколько?
– Зачитаем цитаты из рассказа, определим, к кому они относятся:

«Чтобы учиться дальше…мне пришлось снаряжаться в райцентр».
«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска…».
«Не было в тот день…человека несчастнее меня».
«Мне нужен был рубль…на хлеб».
«Я шёл туда как на пытку».
– Узнали героя из рассказа? О чём свидетельствуют данные цитаты?
(Дети называют черты характера героя)
– Какое время показано в рассказе? (1948 год)
– Это было послевоенное время. Что вы знаете о нём?
(Война принесла много горя, лишила детства ребят, разрушила города и сёла, голод).
– Переверните страничку вашей рабочей тетради, выберите из столбика те качества мальчика, которыми он обладает, и подчеркните их.

(Зачитываем качества героя).

– Кто играет немаловажную роль в судьбе мальчика?

Зачитаем описание Лидии Михайловны:

«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая в одежде, и в своей женской молодой поре… Глаза у неё косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят… Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными глазами, тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жестокости…, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорящее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?»
– Подчеркните в данном отрывке выражения, которые характеризуют Лидию Михайловну.
– Какие черты характера учителя вы увидели? (Доброта, внешняя скромность, неприметность, аккуратная – заполняем таблицу).
– Это рассказ автобиографичен. Распутин посвятил его Анастасии Прокопьевне Копыловой. В 1973 году Распутин пишет один из своих лучших рассказов «Уроки французского». «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Всё это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».
В образе Лидии Михайловне автор выразил свой идеал учителя. Личность учителя лучше всего раскрывается в отношении его к ученикам.

Просмотр эпизода №1

Давайте посмотрим отрывок №1 из фильма по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского».
– Что вы заметили в образе Лидии Михайловны, какой она учитель?
– Вы увидели героя, каким его создал режиссёр? Вы таким его представляли?

Зачитаем отрывок:

«В первое время я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку… он был каким-то мелким и лёгким, так что в него приходилось вслушиваться…Её голос начинал на меня действовать усыпляющее..»
«Лидия Михайловна …интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от неё что-либо было трудно. Она имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас».
– Какие черты характера мы с вами увидели в образе Лидии Михайловны? Подчеркните в тексте самое главное, характеризующее учителя. (Забота о детях, материнское начало, внимательность).
– Как главный герой относился к учителю?
– Почему Лидия Михайловна выбрала для занятий французским именно главного героя? (Покормить ребёнка).
Выберите из столбика те качества, которыми обладает Лидия Михайловна, и подчеркните их.

(Ребята зачитывают качества Лидии Михайловны).

Приём ловушки

– А почему вы не подчеркнули интерес к азартным играм?
– Мы с вами все знаем, какой поступок совершает учитель, чтобы помочь ребёнку – решается на запрещённую игру. Азартные игры, на деньги учителя с учеником всегда считались безнравственным поступком.

Просмотр эпизода №2

Почему же Лидия Михайловна решается на запрещённую игру? У неё был выбор – не играть? (Учитель поставил цель – помочь ребёнку любыми средствами, чтобы мальчик смог купить себе молока и хлеба).
– Почему Лидия Михайловна не стала объяснять директору свой поступок?

Зачитаем концовку рассказа:

«И больше я её никогда не видел.
Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я её открыл, достав опять топор из-под лестницы, – аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обёртке я нашёл три красных яблока.
Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
– Как вы думаете, символом чего являются яблоки в данном рассказе? (Символ душевной щедрости. Мальчик узнал, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь).
– Герой рассказа, несмотря на свои одиннадцать лет, прочувствовал уроки жизни. Кто преподал уроки жизни, кому и зачем?
– Какие уроки жизни?

Ответы ребят:

1. Разлука с близкими и одиночество.
2. Голод.
3. Нечестная драка.
4. Трудности с французским языком.
5. Расставание с учительницей, которая стала другом.

– Какой же главный урок преподала Лидия Михайловна?
– Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? (Доброты, бескорыстия, душевной щедрости, бескорыстия).
– Как одним словом можно назвать эти чувства? (Нравственность).

Нравственность – это правила поведения, качества, необходимые человеку в обществе.
«Уроки французского» – уроки жизни, мужества, доброты.
Доброта, любовь, сочувствие, милосердие, внимание – составляют духовные ценности человечества. Люди, которые обладают такими качествами, – это люди с духовной красотой.
Духовную красоту человек получает от других. Так герой рассказа запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора.

III стадия: рефлексия

Заполняем Дерево Души

На Дереве Души нужно выращивать только красивые плоды (заполняем дерево, те качества, которые необходимы человеку).

Продолжите предложения:

  • Я научился (научилась) …
  • Я задумался (задумалась) над…
  • Я открыл (открыла) для себя…
  • Чему я хочу научиться?

Домашнее задание

1. Нарисуйте обложку книги В.Г.Распутина «Уроки французского».
2. Напишите сообщение «Советую прочитать «Уроки французского».





    « Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ был впервые опубликован в 1973г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой».


  • "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение...

  • Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.

  • Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".






    Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.




    Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.



  • Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнила, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами….Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает…

  • Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.



Вариант 1

1) В.Г. Распутин2) А.С. Пушкин3) М.М. Пришвин4) А. П. Платонов
а) «Неизвестный цветок»б) «Уроки французского»в) «Дубровский»г) «Кладовая солнца»

    Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1) Лидия Михайловна

2) Митраша

3) Казачий атаман Платов

4) Троекуров

а) «Дубровский»

б) «Левша»

в) «Кладовая солнца»

г) «Уроки французского»

    Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «...воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости. ..»

2) «Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

«Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».

3) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван...»

4. Вставьте пропущенные в стихотворении слова:

Последние лучи ….
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни … птицы,
Над рощей - красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди … тишины.

Около леса, как в мягкой постели ,

Выспаться можно - покой и простор......(Н.А. Некрасов)

    Какой художественный приём использует

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась ,

На мутном небе мгла носилась.....(А.С. Пушкин)

    Какой художественный приём использует

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни....(Н.А. Некрасов)

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи. (А. Блок)

6 класс. Итоговая контрольная работа по литературе.

Вариант 2

1) А.С. Пушкин

2) И.А. Крылов

3) Н.С. Лесков

4) В.П. Астафьев

а) «Ларчик»

б) «Дубровский»

в) «Конь с розовой гривой»

г) «Левша»

2. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1) Настя и Митраша

2) Казачий атаман Платов

4) Марья Кириловна

а) «Левша»

б) «Кладовая солнца»

в) «Конь с розовой гривой»

г) «Дубровский»

3. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «......была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы......отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки....»

2) «Она сидела передо мнойаккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание..»

3) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени...Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума »

4. Вставьте пропущенные в стихотворении слова:

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной ….

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей - красный диск …,
И замирает … жницы
Среди вечерней тишины.

5. Какой художественный приём использует

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит ... (Н.А. Некрасов)

6. Какой художественный приём использует

Несутся тучи, льют дождём,

И ветер воет, замирая ! (А. Блок)

7. Какой художественный приём использует

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишённых крова...(А. Блок)

    Какой вид рифмы используется в данном отрывке?

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы. (С. Есенин)

а) перекрёстная б) смежная в) опоясывающая

Ответы к контрольной работе по литературе для 6А класса.

Оценивание

От 1 до 8 - «2».

9 – 14 – «3»

15 – 19 - «4»

К Адольфу попадаю во вторую половину дня. Скрипит калитка. В конуре лает собака. Быстро прохожу по фруктовой аллее. Адольф дома. И жена тут же. Когда я вхожу и протягиваю ему руку, она выходит. Сажусь. Помолчав, Адольф спрашивает:

– Ты удивлен, Эрнст, а?

– Чем, Адольф?

– Тем, что она здесь.

– Нисколько. Тебе виднее.

Он подвигает ко мне блюдо с фруктами:

– Яблок хочешь?

Выбираю себе яблоко и протягиваю Адольфу сигару. Он откусывает кончик и говорит:

– Видишь ли, Эрнст, я все сидел здесь и сидел, и чуть с ума не спятил от этого сидения. Одному в таком доме прямо пытка. Проходишь по комнатам – тут висит ее кофточка, там – корзинка с иголками и нитками, тут стул, на котором она всегда сидела, когда шила; а ночами – эта белая кровать рядом, пустая; каждую минуту глядишь туда, и ворочаешься, и не можешь уснуть… В такие минуты, Эрнст, многое передумаешь…

– Представляю себе, Адольф!

– А потом выбегаешь из дому и напиваешься и творишь всякую чепуху…

Я киваю. Часы тикают. В печке потрескивают дрова. Женщина неслышно входит, ставит на стол хлеб и масло и снова выходит. Бетке разглаживает скатерть:

– Да, Эрнст, и она, конечно, тоже так мучилась, тоже так сидела да сидела все эти годы… Ложась спать, все чего-то боялась, пугалась неизвестности, без конца обо всем раздумывала, к каждому шороху прислушивалась. Так, в конце концов, это и случилось. Я уверен, что сначала она вовсе не хотела, а когда уж случилось, не сумела справиться с собой. Так и пошло.

Женщина приносит кофе. Я хочу с ней поздороваться, но она не смотрит на меня.

– Почему ты не ставишь чашку для себя? – спрашивает ее Адольф.

– Мне еще на кухне нужно кой-чего поделать, – говорит она. Голос у нее тихий и глубокий.

– Я сидел здесь и говорил себе: ты охранял свою честь и выгнал свою жену. Но от этой чести тебе ни тепло, ни холодно, ты одинок, и с честью или без чести так и так тебе не легче. И я сказал ей: оставайся. Кому, в самом деле, нужна вся эта дребедень, ведь устал до черта и живешь, в конце концов, какой-нибудь десяток-другой лет, а если бы я не узнал того, что было, все оставалось бы по-старому. Кто знает, что стали бы делать люди, если бы они всегда все знали.

Адольф нервно постукивает по спинке стула:

– Пей кофе, Эрнст, и масло бери.

Я наливаю себе и ему по чашке, и мы пьем.

– Ты понимаешь, Эрнст, – тихо говорит Бетке, – вам легче: у вас есть ваши книги, ваше образование и всякое такое, а у меня ничего и никого в целом свете, кроме жены.

Я не отвечаю, – он меня все равно не поймет сейчас: он не тот, что на фронте, да и я изменился.

– А что она говорит? – спрашиваю я, помолчав.

Адольф беспомощно роняет руку:

– Она говорит мало, от нее трудно чего-нибудь добиться, она все только сидит, молчит и смотрит на меня. Разве что заплачет. – Он отставляет свою чашку. – Иногда она говорит, будто все это случилось потому, что ей хотелось, чтобы кто-нибудь был рядом. А в другой раз говорит, что она сама себя не понимает, она не думала, что причиняет мне зло, ей будто бы казалось, что это я и был. Не очень-то понятно все это, Эрнст; в таких вещах Надо уметь разобраться. А вообще-то она рассудительная.

Я задумываюсь.

– Может быть, Адольф, она хочет сказать, что все эти годы была словно сама не своя, жила как во сне?

– Может быть, – отвечает Адольф, – но я этого не понимаю. Да все, верно, не так долго и продолжалось.

– А того она теперь, верно, и знать не хочет? – спрашиваю я.

– Она говорит, что ее дом здесь.

Я опять задумываюсь. О чем еще расспрашивать?

– Так ведь тебе лучше, Адольф?

Он смотрит на меня:

– Не сказал бы, Эрнст! Пока нет. Но, думаю, наладится. А по-твоему?

Вид у него такой, точно он не очень в этом уверен.

– Конечно, наладится, – говорю я и кладу на стол несколько сигар, которые припас для него. Некоторое время мы разговариваем. Наконец я собираюсь домой. В сенях сталкиваюсь с Марией. Она норовит незаметно проскользнуть мимо.

– До свидания, фрау Бетке, – говорю я, протягивая ей руку.

– До свидания, – произносит она, отвернувшись, и пожимает мне руку.

Адольф идет со мной на станцию. Завывает ветер. Я искоса поглядываю на Адольфа и вспоминаю его улыбку, когда мы в окопах заговаривали, бывало, о мире. К чему все это свелось!

Поезд трогается.

– Адольф, – поспешно говорю я из окна, – Адольф, поверь мне, я тебя очень хорошо понимаю, ты даже не знаешь, как хорошо…

Одиноко бредет он по полю домой.

Десять часов. Звонок на большую перемену. Я только что окончил урок в старшем классе. И вот четырнадцатилетние ребята стремительно бегут мимо меня на волю. Я наблюдаю за ними из окна. В течение нескольких секунд они совершенно преображаются, стряхивают с себя гнет школы и вновь обретают свежесть и непосредственность, свойственные их возрасту.

Когда они сидят передо мной на своих скамьях, они не настоящие. Это или тихони и подлизы, или лицемеры, или бунтари. Такими сделали их семь лет школы. Они пришли сюда неиспорченные, искренние, ни о чем не ведающие, прямо от своих лугов, игр, грез. Ими управлял еще простой закон всего живого: самый живой, самый сильный становился у них вожаком, вел за собой остальных. Но недельные порции образования постепенно прививали им другой, искусственный закон: того, кто выхлебывал их аккуратнее всех, удостаивали отличия, объявляли лучшим. Его товарищам рекомендовали брать с него пример. Неудивительно, что самые живые дети сопротивлялись. Но они вынуждены были покориться, ибо хороший ученик – это раз навсегда идеал школы. Но что это за жалкий идеал! Во что превращаются с годами хорошие ученики! В оранжерейной атмосфере школы они цвели коротким цветением пустоцвета и тем вернее погрязали в болоте посредственности и раболепствующей бездарности. Своим движением вперед мир обязан лишь плохим ученикам.

Я смотрю на играющих. Верховодит сильный и ловкий мальчик, кудрявый Дамхольт; своей энергией он держит в руках всю площадку. Глаза искрятся воинственным задором и удовольствием, все мускулы напряжены, и ребята беспрекословно подчиняются ему. А через десять минут на школьной скамье этот самый мальчуган превратится в упрямого, строптивого ученика, никогда не знающего, заданных уроков, и весной его наверное оставят на второй год. Когда я взгляну на него, он сделает постное лицо, а как только отвернусь, скорчит гримасу; он без запинки соврет, если спросишь, переписал ли он сочинение, и при первом удобном случае плюнет мне на брюки или вставит булавку в сиденье стула. А Первый ученик (на воле весьма жалкая фигура) здесь, в классной комнате, сразу вырастает; когда Дамхольт не сумеет ответить и, ожесточенный, скрепя сердце будет ждать обычной своей двойки, первый ученик самоуверенно поднимет руку. Первый ученик все знает, знает он и это. Но Дамхольт, которого, собственно, следовало бы наказать, мне в тысячу раз милей бледненького образцового ученика.