Описание детства обломова. Штольц и Обломов: взаимоотношения (по роману "Обломов"). Значение детства в формировании характеров героев

"Обломов" - один из трех обширных романов Гончарова, написанных им с промежутком в 10 лет. Впервые он был напечатеан в 1859 году. Это время активного поиска современного героя, человека, умеющего ужиться в новом мире.

Главный герой романа - Илья Ильич Обломов. Детство его прошло в родовом имении, он всегда был окружен заботой матери и нянек. Теперь же уже взрослый Илья Ильич - житель Петербурга. Именно в квартире главного героя начинается действие романа. Обстановка в его доме сразу же заявляет об его инертности. Гончаров создает особый тип характера. Причем, этот тип не единичный, а обобщающий, характерный для эпохи того времени. Вопрос, который задает автор, - сможет ли прижиться такой герой в новой среде или же он обречен?

Для того чтобы увидеть истоки и первопричины лени, следует посмотреть на детство Обломова. С самый ранних лет маленький Ильюша привык, что все в доме делают кухарки и слуги. За ним же велось строжайшее наблюдение. Отслеживался каждый его шаг: не дай бог ушибется, застудится, ударится и т. д. Жизнь в деревне Обломовка текла безмятежно, медленно и спокойно. Здесь не было места бурной деятельности и суетливости. Детство Обломова прошло в земном раю, по крайней мере так он видит свое родовое имение во сне. - это ключ к разгадке романа. Гончаров видит проблему Обломова в его воспитании. Леность привили ему с младенческих лет. Кстати, сам автор также имел подобные черты характера. Именно поэтому современники иногда проводили паралелль "Гончаров-Обломов". Детство (Обломов и Гончаров провели его в родовых имениях) было схожим, любовь к "домоседству", некая праздность, отсутствие предпринимательской жилки, апатия, нежелание что-то изменить в жизни - вот, что роднит автора с его героем.

В противовес Илье Ильичу показан его друг Андрей Штольц. Он живой, энергичный, подвижный. ассоциируется с пунктуальностью и прагматичностью. Для Гончарова имена были очень важны. Ведь и имя главного героя символично. Илья Ильич - отсылка к национальному (Илья Муромец), в (он носит то же имя, что и отец), "Обло" - круг. Именно Андрей знакомит Обломова с Ольгой - его несостоявшейся любовью. Илья Ильич не проходит испытания любовью. Находит покой он в доме Агафьи Пшеницыной. У них рождается сын - Андрюша. После смерти Ильи Ильича на воспитание его взяли Штольц и Ольга. исследователи видят в этом надежду автора на появление идеального героя, совместившего в себе душевность Обломова и прагматичность Штольца.

Современники хорошо встретили роман Гончарова. Детство Обломова, Обломовка стали ключевыми символами. А леность, апатичность и инертность стали называть уже "обломовщина". Этому посвящена статья одного из самых значительных критиков того времени Добролюбова. Правда, автор не смог увидеть в герое ничего положительного. Революционно настроенный Добролюбов оценивал героя лишь с позиций его общественных ориентиров. Несмотря на это, Илья Ильич - чистая, духовно свободная, чувственная натура. Детство Обломова доказывает его близость к народу и ко всему русскому.

Ответ от Лилия Аминова[гуру]
Большую часть своей жизни главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов» проводит на диване. Он не устал и не болен, лежание - его нормальное состояние. Обломов не видит смысла вставать, деловая или светская жизнь его не привлекают, он жалеет знакомых, захваченных ежедневной суетой. Обломов умен, добр, благороден, но есть в его душе темная сторона, которую сам герой называет «обломовщина». В это понятие входят непобедимая лень, апатия, безволие, обжорство, пустое мечтательство, избалованность. Истоки «обломовщины» Гончаров видит в воспитании героя. Писатель вводит отдельную главу, в которой рассказывает о детстве Обломова. Гончаров использует прием сна: задремавший Обломов словно возвращается в детство. Попробуем проанализировать эту главу и выяснить, как формировался характер Обломова. Гончаров рисует развернутый пейзаж «чудного края» , в котором вырос главный герой. Автор с любовью описывает глубинную Россию. Здесь «нет ничего грандиозного» , все элементы пейзажа обладают мягкими и спокойными очертаниями. Природа словно смиряет в «благословенном уголке» свою стихийную силу, климат ровный, смена времен года происходит «правильно и невозмутимо». На фоне идиллической природы нет места человеческой суете и страстям: «Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную сну подобную смерть». Гончаров изображает размеренный быт помещичьей усадьбы, в которой вырос Обломов. Детство героя прошло во времена крепостного права, но автор сознательно избегает любого упоминания об ужасах крепостничества. В Обломовке все: и помещики, и крестьяне - живут в довольстве и покое. Время здесь словно замерло. Даже умирают в Обломовке редко: «В последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто... » Наиболее распространенным «преступлением» является кража гороху, моркови и репы по огородам. Обитатели Обломовки знают друг друга и боятся чужаков. В барском доме происходит переполох, когда один из мужиков вдруг привозит из города письмо. Лишь на четвертый день его со страхом распечатывают и с облегчением узнают, что знакомый помещик просит прислать ему рецепт варки пива. Обломовцы верят приметам и часто ждут беды после дурного знака. Главной заботой обитателей Обломовки является пища. От голода никто не страдает, но о еде думают постоянно. Деревенское изобилие заставляет помещиков ежедневно совершать «нелегкий» выбор пищи: «Об обеде совещались целыми домом... Всякий предлагал свое блюдо... » После обеда в усадьбе воцарялся всеобщий сон, «истинное подобие смерти». В таком «сонном государстве» и вырастает Обломов. Стоит ли удивляться, что он превратился в бесполезного лежебоку? Детство Обломова прошло в атмосфере беспечности и безделья. Родители и многочисленные няньки сверх всякой меры опекали и баловали ребенка. Взрослые волновались лишь о том, чтобы дитя было здорово и сыто. Им в голову не приходило, что Обломов вырастет неприспособленным к жизни. Вековой помещичий уклад не требовал от барина практических навыков: ведь все всегда делалось за него. Обломов рано начал жить созерцательной жизнью. Он видел, что безделье - обычное состояние взрослых, и сам привыкал ничего не делать. Природная детская живость находила себе выход в игре воображения. Обломов «страстно впивался» в нянины сказки, а после давал волю собственным фантазиям. Все это привело к тому, что взрослый Обломов превратился в мечтателя: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». От раннего детства Гончаров переходит к школьным годам Обломова и замечает, что, может быть, «Илюша и успел бы выучиться чему-нибудь хорошенько, если б Обломовка была верстах в пятистах от Верхлева». Но пансион, где учился Обломов, находился рядом с родительской деревней, и Илюшу постоянно забирали домой, чтобы дитя не перетруждалось. Кроме того, сын немца-учителя, Андрей Штольц, частенько выполнял задания за Обломова и продолжал помогать школьному другу во взрослой жизни

У большинства людей самые теплые и приятные воспоминания связаны с порой детства и юности. В это время человек учится сам держать ложку, завязывать ботинки, читать, писать, узнает много нового о мире вокруг, пытается общаться с другими. Родители объясняют ребенку понятия добра и зла, нравственности, совести, порицают или хвалят его. Таким образом, детство и юность играют важную роль в становлении личности человека. Именно в этот период закладываются духовные ценности, появляются первые осознанные желания, накапливаются знания, опыт общения, от которых зависит будущая жизнь человека.

Ярким примером влияния детства на становление личности является роман И.А. Гончарова «Обломов». Главный герой произведения – ленивый, апатичный дворянин Илья Ильич Обломов.

Он долго не встает с постели с утра, редко выходит на улицу, предпочитает много думать, но мало делать. Вскоре из главы «Сон Обломова» мы понимаем, что истоки его бездеятельности, ленивости, апатичности берут начало в раннем детстве. Илья Ильич был любопытным неглупым ребенком, которому хотелось узнать все о мире, окружавшем его, но размеренная спокойная жизнь жителей Обломовки оказалась губительной средой для становления и духовного развития личности.

"...Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые. Да и как иначе прикажете решить ему?.."

Андрей Штольц – близкий друг Обломова. В романе он противопоставляется Илье Ильичу. Штольц воспитывался в строгой семье, пережил трудные времена. Он не любит мечтать, думает в меру и много делает, обладает твердым характером, что делает его отважным и смелым. Все эти качества воспитали в Штольце его родители, а точнее – среда, в которой он находился в детстве. В детстве Андрей получил «трудовое, практическое» воспитание, рано начал помогать в работе отцу, много и усердно учился. «...Четырнадцати, пятнадцати лет мальчик отправлялся частенько один, в тележке или верхом, с сумкой у седла, с поручениями от отца в город, и никогда не случалось, чтоб он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах..." Детство Штольца хоть и было трудным, однако оно лучшим образом повлияло на его личность, воспитало в нем такие положительные качества, как трудолюбие, смелость, уверенность в своих силах, дисциплинированность.

Детство играет важную роль в становлении личности, так как взрослая жизнь человека во многом определяется тем, что он усвоил на ранних этапах своего развития. Ян Амос Коменский говорил: «Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни.»

Но отчего сложился таким образом характер Обломова? Отчего жизнь его, по собственному его выражению, «началась с увядания»? В чем причина его бессилия и неспособности? Ответом на все эти вопросы является знаменитый сон Обломова, который в то же время служит ключом к пониманию всего романа. Детские воспоминания Обломова в его «Сне» слагаются из трех последовательных моментов. Во-первых, вспоминает он себя совсем маленьким, бойким и любознательным мальчиком.

Гончаров пользуется этими воспоминаниями Обломова для того, чтобы нарисовать картину целого дня в Обломовке, показать среди каких повседневных явлений проходило детство Ильи Ильича, какие впечатления западали в его ум, который «напитывался этими живыми примерами и бессознательно чертил себе программу своей жизни по жизни, его окружающей». Затем-другой момент: вспоминаются Обломову сказки его старой няни в долгие зимние вечера; сказки эти также пропитаны духом «обломовщины»: они переносят фантазию ребенка в волшебную страну, с медовыми реками и кисельными берегами, где вечный праздник, где избранному герою во всем удача, где все дается ему без усилий и хлопот, потому, что о нем заботится щука-волшебница или какая-нибудь благодетельная колдунья; и хотя ребенок узнает впоследствии, что нет этой волшебной страны, но все-таки «он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка, и его невольно все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него всегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, не заработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».

Наконец, вспоминается Обломову и более поздняя пора его детства, когда уже началось его учение и он из Обломовки ездил «в науку» к немцу Штольцу. «Обломовцы» понимали лишь внешнюю выгоду образования, знали, что без него нельзя поступить на службу, нельзя «выйти
в люди», но о внутреннем достоинстве просвещения они не имели никакого понятия. Поэтому они относились К воспитанию своего сына чисто формально, как к отбыванию неприятной, но необходимой повинности, и не только не содействовали успешному и правильному ходу воспитания, но и нередко мешали ему, отрывая мальчика от дела по разным, иногда совершенно ничтожным поводам. Конечно, такое отношение родных не могло содействовать развитию в молодом Обломове усидчивости и прилежания, но, наоборот, только поощряло его природную лень.

Развитию лени еще более способствовало то обстоятельство, что с детства ребенку ничего не позволяли делать самому, следили за каждым его шагом, предупреждали малейшее желание: Захар одевал его и причесывал, слуги бросались исполнять всякое его приказание, родные окружали его своими попечениями; все это убивало в нем всякую самостоятельность, приучало во всем полагаться на других, на чужую помощь, делало его апатичным и безвольным, не способным к живой деятельности, приводило его к «жалкому состоянию нравственного рабства», по выражению Добролюбова.

В этом «Сне» Гончаров нарисовал широкую картину деревенской помещичьей жизни в провинциальной глуши. Картина эта, на первый взгляд, напоминает идиллию, изображенные в ней лица отличаются добродушием, мягкостью, гостеприимством, отношение к ним автора проникнуто симпатией, но если вдуматься глубже в общий смысл этой картины, то идиллическое впечатление постепенно рассеивается и заменяется иными, более серьезными и грустными думами, и раскрывается глубоко-трагическое значение «обломовщины» как того «безымянного» зла, от которого погиб «добрый, умный, нежный, благородный» Обломов (слова Ольги).

В обширной главе, напечатанной до появления всего романа, – «Сон Обломова», над которой Гончаров работал долго и любовно, как художник над заветной картиной, изображается во всей широте сонное царство обломовщины и процесс медленного отравления ребенка-Обломова этим ядом.

Обломов в этом сне видит свою прошлую жизнь, перед ним проходят картины детства, он волнуется от наплыва воспоминаний и плачет во сне. Перед ним рисуется тихая деревня его родителей, кругом пустынные распаханные поля, в отдалении лес, старый помещичий дом, сад, где он бродил с нянькой. Маленького Илюшу, проснувшегося в своей кроватке, одевают, он капризничает, уже понимая своим детским умишком, что он «барчук», что услуживающие ему люди – его слуги, его собственность, над которыми он может командовать. К его услугам всегда готовы разные Ваньки, Фильки, Степки, которые бросятся по его указаниям, предупредят каждое его желание, каждый его шаг. Его освобождают от всех усилий и движений, необходимых для развития его детского организма, от всех забот и трудностей, необходимых для развития воли.

Гончаров. Обломов. Краткое изложение

Система угодничества и прислуживания дворни барчуку искусственно парализует его волю, его силы, его активность. Он растет, как в теплице, охраняемый заботами мамушек, нянюшек и родителей. Его вечно кутают, оберегают, стерегут, подавляют в нем все взрывы детской веселости и шаловливости. Его пугают всяческими опасностями, ожидающими его вне родительских попечений. Ребенок привыкает думать, что безопасно и спокойно только в сонном доме его родителей, а вокруг все полно неведомых страшных сил и опасностей. Он с ужасом думает об овраге за деревней и о лесе, где бегают волки и прячутся разбойники. В маленьком Илюше развивают страх жизни, привычку искать защиты у других и не надеяться на себя. Охраняют его и от умственных забот, скорбят о необходимости учить мальчика, всячески уговариваюсь его не утруждать себя и освобождают от уроков.

Заботы родителей устремлены только на физическую сторону жизни ребенка. Как бы обложенный ватой, в этой душной теплице, он растет вялым, флегматичным, безжизненным мальчиком, в котором привычки лени и безделья развили вечную непобедимую усталость и потребность лежать и продаваться полному покою. Создавшаяся же вокруг в доме родителей и во всей деревне жизненная атмосфера еще губительнее действует на душу ребенка. Вокруг него – вечный сон, тупое животное прозябание, с единственными заботами об обеде.

Все застыло в лени и дреме в Обломовке . По утрам лишь есть некоторые признаки жизни, ибо готовятся к обеду. Но после обеда Обломовка погружается в тяжелый и душный сон. Впечатления жары, тишины, какой-то сонной одури втягивают впечатлительного мальчика в лабиринт каких-то болезненных, странных представлений и дум. С необыкновенной психологической тонкостью воссоздает Гончаров эти смутные переживания детской души. Вот когда Обломовка кажется подлинным царством тупого сна. Тишина прерывается лишь бредом спящих. Поспят, встают, прохлаждаются в сумерках, пьют чай, ужинают и ложатся спать.

И так день за днем, день за днем тянется однообразная и сонная тягомотина этой жизни. Никаких забот, никаких интересов, помимо обеда и сна. Изредка развлекаются игрой в карты или вспоминают смешные эпизоды прошлогодней жизни. Спокойно, эпически, как Гомер , изображает Гончаров эту болотную топь и жизнь погруженных в нее людей, и впечатление усиливается именно этим спокойным тоном повествования.

«Сон Обломова», воссоздающий картины детской жизни героя, объясняет, как возник, как сложился этот тип русской действительности.