Опыт и ошибки в произведении старуха изергиль. Русский язык и литература. Герои ранней романтической прозы М.Горького

КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА М. ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»

1. Вступление.

Реализм и романтизм в раннем творчестве М. Горького.

2. Основная часть.

2.1 Композиция рассказа «Старуха Изергиль».

2.2 Легенда о Ларре.

2.3 Судьба старухи-рассказчицы.

2.4 Легенда о Данко.

2.5 Образ героя в ранних рассказах М. Горького.

2.6 Образ рассказчика.

3. 3аключение.

В раннем творчестве Максима Горького реализовались два литературных направления — реализм и романтизм. Реалистические рассказы писателя не скрывают суровую правду жизни, ярко рисуя тяжёлую действительность. Попытки героев вырваться из беспросветного существования, как правило, обречены на неудачу. Но их характеры привлекают свободолюбием и независимостью. Романтические же произведения Горького напоминают красивые легенды, поэтичные и загадочные, сказочные и проникновенные, Таков рассказ «Старуха Изергиль».

Произведение состоит из трёх частей: легенды о Ларре, рассказа старухи Изер гиль о своей жизни и сказки о Данко. Такая композиция полна смысла. Легенда о Ларре, эгоистичном и жестоком, открывает произведение. Герой, сын орла и женщины, не боится идти против соплеменников. В жизни он руководствуется только собственными желаниями и потребностями «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», вызывая в окружающих неприязнь, ненависть и страх.

Несомненно, герой силён и мужественен. Но эгоизм и гордыня делают его безжалостным. За убийство девушки Ларра осуждён на вечное одиночество. Поначалу он не понимает всего ужаса полученного наказания. И только через много лет герой осознаёт, что одиночество хуже смерти и он сам виноват в том, что люди отвернулись от него.

Ларра ищет смерти, но смерть не берёт его. Он осуждён на вечные скитания, ему нет места среди людей. Автор полагает, что человек не должен считать себя выше и лучше других, этот путь ведёт к одиночеству и отчаянию.

Далее следует рассказ старухи Изергиль о собственной жизни, тоже напоминающий легенду. Много лет назад молодая, сильная и красивая Изергиль жила, повинуясь только велениям своего сердца. Она любила многих мужчин, бросаясь с головой в омут нового чувства, не ведая ограничений и запретов и думая только о себе.

Изергиль может быть жестокой, как Ларра, но в отличие от него также великодушной и чуткой. Ради любимого героиня способна на самопожертвование. Она вызывает восхищение и сочувствие.

Образ старухи Изергиль объединяет две рассказанные ею легенды. В характере Изергиль есть черты как Ларры, так и Данко. Но доброта, готовность забыть о себе ради любимого сближают её характер с характером Данко.

Третью часть произведения составляет легенда о Данко, который ради людей пожертвовал жизнью. Чтобы спасти свой народ и вывести его из леса, он вырывает из груди сердце, освещая им дорогу. У Ларры и Данко много общих черт. Это сила, отвага, презрение к опасности, мужество. Но Данко готов расстаться с жизнью, чтобы спасти людей; он, в отличие от Ларры, человечен. Оба героя противопоставлены толпе.

Ларра воспринимает других людей как врагов, не позволяющих ему жить так, как хочется. Данко же, несмотря на непонимание соплеменников, готов ради них на жертву.

Две легенды, обрамляющие биографию старухи Изергиль, построены на контрасте. Этот приём направлен на создание образа романтического героя произведения. Им становится гордый и свободный человек, способный пожертвовать жизнью во имя счастья других людей.

Каждая легенда рисует свою концепцию существования человека. С одной стороны, можно жить лишь для себя, не заботясь ни о ком, но остаться одиноким и всеми покинутым. С другой стороны, можно жить для других, жертвуя собой во имя их жизней.

Биография Изергиль является центром произведения, объединяя обе концепции. Понятно, что автор считает правильной жизненную позицию, в соответствии с которой человек живёт не для себя, а для других.

Образ рассказчика является объединяющим началом для всех трёх повествований. Это человек, странствующий по родному краю в поисках легенд, сказаний, преданий о слав-

ном прошлом своего народа. Рассказчик отождествляет себя с героями некоторых историй. Через его восприятие мы угадываем авторскую позицию. Этот образ также несёт на себе печать романтизма. Не случайно объектом внимания рассказчика является пейзаж, яркий, прекрасный, необычный.

Рассказчик любуется восхитительной южной природой, на фоне которой легко представить романтические и героические события, описанные в легендах. Он поражён историей старухи Изергиль, преклоняется перед подвигом Данко, не приемлет эгоизма Ларры.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Материал для подготовки к итоговому сочинению по тематическому направлению „Опыт и ошибки“ Автор работы: учитель русского языка и литературы МАОУ «Володарская СОШ» Садчикова Ю.Н.

2 слайд

Описание слайда:

«Опыт и ошибки» В рамках данного направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, рассуждения о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

3 слайд

Описание слайда:

Толкование понятий Опыт - то прежде всего совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает; человек может иметь опыт о самом себе, о своих дарованиях, способностях, о своих добродетелях и пороках… Опыт - единство знаний и навыков (умений), приобретённое в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания... Ошибки - неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность.

4 слайд

Описание слайда:

Высказывания об опыте и ошибках Опыт всему учитель. Ю. Цезарь Опытность - это школа, в которой уроки стоят дорого, но это - единственная школа, в которой можно научиться. Б. Франклин Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым. У. Эмерсон Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. Леонардо да Винчи Кто, опыт отринув, делами вершит - в грядущем немало увидит обид. Саади

5 слайд

Описание слайда:

Высказывания об опыте и ошибках К беде неопытность ведет. А. С. Пушкин Самое лучшее из всех доказательств есть опыт. Ф. Бекон Наши истинные учителя - опыт и чувство. Ж. –Ж. Руссо Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей. Карлейль Простота - это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения. Ж. Санд Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.

6 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки об опыте и ошибках За ошибку у нас хотя и бьют, но с ног не сбивают. Страх ошибок опаснее самой ошибки. Ошибся, что ушибся - вперед наука. Кто в своих ошибках не кается - больше ошибается. Нога споткнется, а голове достается. Ошибка начинается с малого. Ошибка учит людей уму-разуму. Сел в лужу, несмотря на стужу. Тот не ошибается, кто ничего не делает. Ошибка на ошибке едет и ошибкой погоняет.

7 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки об опыте и ошибках Страх ошибок опаснее самой ошибки. Ошибся, что ушибся - вперед наука. Кто в своих ошибках не кается - больше ошибается. Молодому ошибка - улыбка, старому - горькая слеза. Нога споткнется, а голове достается. Ошибка начинается с малого. Ошибка учит людей уму-разуму. Сел в лужу, несмотря на стужу. Тот не ошибается, кто ничего не делает. Ошибка на ошибке едет и ошибкой погоняет.

8 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки об опыте и ошибках Одни учатся на опыте других, а иные на своих ошибках. Бенгальская Долгий опыт обогащает ум. Арабская Долгий опыт ценнее черепахового панциря. Японская Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений. Таджикская Только опыт создает настоящего мастера. Индийская Лучше пусть опытный волк съест, чем неопытный. Армянская Неопытность молодцу не укор. Русская Из семи печей хлебы едал (т.е. Опытен). Русская

9 слайд

Описание слайда:

Примерные темы сочинений Человек учится на ошибках. Имеет ли право человек на ошибку? Почему нужно анализировать свои ошибки? Согласны ли в с тем, что ошибки - это ключевой компонент жизненного опыта? Как вы понимаете высказывание “жизнь прожить - не поле перейти”? Какую жизнь можно считать прожитой не зря? «И опыт, сын ошибок трудных…» (А. С. Пушкин) Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений

10 слайд

Описание слайда:

Рекомендуемые произведения А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» А. И. Гончаров «Обломов» И. С. Тургенев «Отцы и дети» Л.Н. Толстой «Война и мир» М. А. Шолохов «Тихий Дон» Д.И. Фонвизин «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе» В.А. Каверин «Открытая книга»

11 слайд

Описание слайда:

Вариант вступления Говорят, что умный человек учится на чужих ошибках, а глупый на своих. И это действительно так. Зачем совершать те же ошибки и попадать в такие же неприятные ситуации, в которых уже побывали твои близкие или друзья? Но чтобы такого не случилось, нужно действительно быть разумным человеком и осознавать, что какой бы ты умный не был, самый ценный для тебя опыт в любом случае – это опыт других людей, у которых жизненный путь длиннее твоего. Надо иметь достаточно ума, чтобы не попасть впросак, а потом не ломать голову, как из этой передряги выбраться. А вот на собственных ошибках чаще всего учатся те, кто считает себя непревзойденным знатоком жизни и не задумывается над своими поступками и своим будущим.

Если герой Лермонтова, осознавая свои ошибки, не смог стать на путь духовного и нравственного совершенствования, то любимым героям Толстого, приобретенный опыт помогает стать лучше. При рассмотрении темы в этом аспекте можно обратиться к анализу образов А.Болконского и П.Безухова. Князь Андрей Болконский резко выделяется из великосветской среды своей образованностью, широтой интересов, мечтает совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумир – Наполеон. Чтобы добиться своего, Болконский появляется в самых опасных местах сражения. Суровые военные события способствовали тому, что князь разочаровывается в своих мечтаниях, понимает, как горько он ошибался. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи, а есть только самое чистое, высокое, справедливое. Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным. Пережив дальнейшие события –появление ребенка и смерть жены – Болконский приходит к выводу, что ему остается жить для себя и своих близких. Это лишь первый этап эволюции героя, не только признающего свои ошибки, но и стремящегося стать лучше. Немалую череду ошибок совершает и Пьер. Он ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина, но понимает, что такая жизнь не для него, Он не может сразу правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Вскоре после брака с Элен герой понимает, что был обманут, и "перерабатывает один в себе свое горе". После разрыва с женой, находясь в состоянии глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер верит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой жизни", и опять понимает, что в чем - то главном вновь ошибается. Полученный опыт и «гроза 1812 года» приводят героя к крутым переменам в мировоззрении. Он понимает, что жить надо ради людей, надо стремиться приносить пользу Родине.

Любимые герои романа « Войны и мир»! Как они прекрасны! Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов. Автор показал их настолько реальными, что для читателей они стали друзьями - так близки и понятны их чувства и мысли. Герои не всегда идут по ровной дороге. Каждый из них делает свои неверные шаги в жизни. Но в том-то и интересны герои читателям, что осознают ошибки, пытаются исправить. Они совершенствуются, стремятся стать лучше.Вспомним Андрея Болконского в начале романа. Сколько эгоизма и себялюбия в нём, как он мечтает о славе - любой ценой, избрав чуть ли не кумиром Наполеона. Но ранение под Аустерлицем, ясное осознание конечности жизни и бесконечности природы - всё это помогло осознать Андрею, как мелочны были его мечты, как ничтожны. («Какая красота! Как я раньше этого не замечал? Мы ничто в сравнении с чистым, голубым, бесконечным небом.») Труден будет его путь поиска истины -от разочарования в жизни до желания быть нужным всем. («Нет. жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это …»)И в конце герой с народом, защищает родину, героически сражается под Бородино, получив смертельное ранение. Через ошибки к пониманию высшего смысла жизни, который заключается в любви к близким, народу, стране - такой путь проходит герой Толстого.

«Старуха Изергиль» - замечательный рассказ, относящийся к романтическим произведениям Горького. Это произведение состоит из трех частей: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль и легенда о Данко.
В образе юноши Ларры Горький осудил такие человеческие пороки, как эгоизм, самовлюбленность. Ларра, действительно, необычный герой: он сын женщины и орла. Ларра убивает девушку только за то, что она не захотела идти с ним, то есть не из каких-то любовных или философских убеждений, а исходя из собственных вожделений. Герой, считающий себя самым выдающимся на земле, увидел в отказе девушки оскорбление своей чести.
Возмущенные поступком юноши соплеменники решили наказать Ларру одиночеством и свободой. Выслушав их, юноша громко смеялся, как ему казалось, над глупостью людей. Он еще не понимал, какая это страшная кара. Он был неуязвим и всегда одинок. Тысячи лет жил он, но не было рядом с ним никого – ни матери, ни жены, ни друга, ни родины. Он искал смерти, но напрасно…
Величайшее благо – жизнь становится для него каторгой. В проблему свободы и несвободы Горький вносит такую особенность: свобода в одиночестве не есть свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, близкими и дорогими людьми, дружбой, любовью, заботой о любимом человеке и о своем ребенке. Свобода – вовсе не синоним одиночества. Я думаю, легенда о Ларре учит не быть самовлюбленными нарциссами, холодными эгоистами.
Герой другой легенды – юноша Данко – противоположность Ларры. Он ради свободы своего племени идет на великую жертву. Если от жалкого Ларры осталась тень, вечно блуждающая по земле, то о подвиге Данко напоминают потомкам красивые голубые искры.
Когда-то очень давно в глуши лесов, среди болот, мучаясь от болотного смрада, сырости, темноты жило племя. И был среди этих людей некий Данко, красивый, сильный, мужественный. Он взял на себя миссию – вывести своих соплеменников из тьмы лесов и болот к свету, теплу. Долго шли они… И вот измученные люди стали роптать, ругать Данко за то, что он, такой молодой и неопытный, взялся за это тяжкое дело, что он погубит их. И тогда юноша вырвал из своей груди сердце и высоко поднял его над головой. Оно «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца» и освещало путь заблудившимся людям. Горящее сердце Данко помогло им выбраться из гнилого болота. Но его подвиг по-настоящему не был понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости.
Между двумя легендами находится история жизни самой Изергиль. Она жила, полностью отдаваясь страстям. Много людей погибло из-за нее. Ее любили мужчины, но любила ли она кого-то по-настоящему?.. Я думаю, что до поляка Аркадэка никого. Изергиль использовала других людей, совершала какие-то поступки только ради себя, своей прихоти, как Ларра. И вот однажды она полюбила. Но ее возлюбленный был холоден и неискренен с ней. Так Изергиль поплатилась за свою эгоистичную жизнь. Она говорит, что нельзя жить без подвигов: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…». Я думаю, что подвиг тогда считается по-настоящему великим делом, когда он совершен ради других, а не ради своего развлечения.
Мне кажется, что Горький своим произведением хотел передать мысль о подлинном предназначении человека: сделать что-то для других, чтобы твоя жизнь не прошла бесследно.