Основные положения либеральных реформ 60 70 годов

Описание презентации Либеральные реформы 60 -70 -х годов 19 века по слайдам

План изучения темы 1. Причины проведения реформ 60– 70 -х гг. XIX в. 2. Реформы местного самоуправления. а) Земская реформа б) Городская реформа 3. Судебная реформа. 4. Реформы системы образования. а) Школьная реформа. б) Университетская реформа 5. Военная реформа.

Реформы Александра II (1855 – 1881 гг.) Крестьянская (1861 г.) Земская (1864 г.) Городская (1870 г.) Судебная (1864 г.) Военная (1874 г.) В области просвещения (1863 -1864 гг.)

*Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие (К. Д. Кавелин, В. О. Ключевский, Г. А. Джаншиев). * Советские историки считали их незавершенными и половинчатыми (М. Н. Покровский, Н. М. Дружинина, В. П. Волобуев).

Название Содержание реформы Их значение Их недостатки Крестьянская (1861 г.) Земская (1864 г.) Городская (1870 г.) Судебная (1864 г.) Военная (1874 г.) В области просвещения (1863 -1864 гг.)

6 Крестьянская реформа: Манифест и Положения 19 февраля 1861 г. Итоги крестьянской реформы Открывала путь к развитию буржуазных отношений в России Носила незавершенный характер, порождала социальные антагонизмы (противоречия) «Воля» без земли

Реформы Их значение Их недостатки Крестьянск ая (1861 г.) Переломный момент, грань между феодализмом и капитализмом. Создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего. Сохранила крепостнические пережитки; крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки).

Реформа местного самоуправления 1864 году было введено «Положение о земских учреждениях» . В уездах и губерниях создавались органы местного самоуправления — земства.

9 Земская реформа (Земская реформа (1864 г.). “Положение о губернских). “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”и уездных земских учреждениях” Содержание реформы Создание губернских и уездных земств – выборных органов местного самоуправления в сельской местности Функции земств Содержание местных школ, больниц; строительство дорог местного значения; организация сельскохозяйственной статистики и т. д.

11 Земская реформа (Земская реформа (1864 г.).). “Положение о губернских“Положение о губернских и уездных земских учреждениях”и уездных земских учреждениях” Структура земских учреждений Земская управа исполнительный орган и збиралась на 3 года Земское собрание в составе гласных (гласные – выборные члены земских собраний и городских дум) распорядительный орган избирались населением на цензовой основе по сословному признаку, собирались ежегодно

Земская реформа В земстве, в том числе в его постоянных органах (управах) совместно работали представители всех сословий. Но ведущую роль все же играли дворяне, смотревшие на «мужичьих» гласных сверху вниз. А крестьяне зачастую относились к участию в работе земства как к повинности и избирали в гласные недоимщиков. Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.

Курии - разряды, на которые делились избиратели по имущественному и социальному признаками в дореволюционной России при выборах.

Земская реформа 1 гласный (депутат) по землевладельческой и крестьянской куриям избирался от каждых 3 тыс. крестьянских наделов. По городской курии – от владельцев имущества, равного по стоимости тому же количеству земли. Скольким голосам крестьян равнялся голос землевладельца, имеющего 800 дес. , если душевой надел составлял 4 дес. ? В этом случае 1 голос помещика = 200 голосам крестьян. Почему при создании земских органов не было обеспечено равное избирательное право для крестьян, горожан и землевладельцев? Потому что в этом случае образованное меньшинство «потонуло» бы в неграмотной темной крестьянской массе. ?

Земская реформа Земские собрания собирались 1 раз в год: уездные – на 10 дней, губернские – на 20 дней. Сословный состав земских собраний? Почему среди губернских гласных доля крестьян была заметно ниже, чем среди уездных? Дворяне Купцы Крестьяне Прочие Уездное земство 41, 7 10, 4 38, 4 9, 5 Губернское земство 74, 2 10, 9 10, 6 4, 3 Крестьяне были не готовы заниматься далекими от их повседневных нужд губернскими делами. Да и добираться в губернский город было далеко и дорого.

Земская реформа Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Земства получили право приглашать на работу специалистов по отдельным отраслям хозяйства – учителей, врачей, агрономов – земские служащие Земства вводились на уровне уездов и губерний Земства решают не только местные хозяйственные дела, но и активно включаются в политическую борьбу

Ваши комментарии. Земства. Московский дворянин Киреев писал о земствах: «Мы, дворяне – гласные; купцы, мещане, духовенство – согласные, крестьяне — безгласные» . Объясните, что хотел сказать автор?

Земская реформа Земства занимались исключительно хозяйственными вопросами: устройством дорог, борьбой с пожарами, агрономической помощью крестьянам, созданием продовольственных запасов на случай неурожая, содержанием школ и больниц. Для этого собирались земские налоги. Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. 1865 г. ? На какие группы делятся гласные земства на рисунке К. Трутовского?

Благодаря земским врачам сельские жители впервые получили квалифицированную медицинскую помощь. Земский врач был универсалом: терапевтом, хирургом, стоматологом, акушером. Иногда операции приходилось делать в крестьянской избе. Бездорожье в Тверской губернии. Земский врач. Худ. И. И. Творожников.

Земская реформа Особую роль среди земских служащих играли учителя. В чем, по-вашему, состояла эта роль? Земский учитель не только обучал детей арифметике и грамоте, но зачастую был и единственным грамотным человеком в деревне. Приезд учительницы в деревню. Худ. А. Степанов. ? Благодаря этому учитель становился для крестьян носителем знания и новых идей. Именно среди земских учителей было особенно много либерально и демократически настроенных людей.

Земская реформа В 1865– 1880 гг. в России было 12 тыс. сельских земских школ, а в 1913 г. – 28 тыс. Земские учителя обучили грамоте свыше 2 млн. крестьянских детей, в т. ч. девочек. Правда, начальное обучение так и не стало обязательным. Программы обучения вырабатывало Министерство просвещения. Занятие в земской школе Пензенской губернии. 1890 -е гг. ? Что, судя по фотографии, отличало земскую школу от государственной или приходской?

23 Земская реформа (Земская реформа (1864 г.).). “Положение о губернских“Положение о губернских и уездных земских учреждениях”и уездных земских учреждениях” Значение способствовали развитию просвещения, здравоохранения, местного благоустройства; становились центрами либерального общественного движения Ограниченность вводилась первоначально в 35 губерниях (к 1914 г. действовали в 43 из 78 губерний) не были соданы волостные земства действовали под контролем администрации (губернаторов и министерства внутренних дел)

Земская (1864 г.) Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократическая интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс. Сословность выборов; ограничен круг вопросов, решаемых земствами. Реформы Их значение Их недостатки

Городская реформа начала готовиться в 1862 г. , но из-за покушения на Александра II ее осуществление задержалось. Городовое положение было принято в 1870 г. Высшим органом городского самоуправления оставалась Городская дума. Выборы проводились по трем куриям. Курии формировались на основе имущественного ценза. Составлялся список избирателей по убыванию размера платимых ими городских налогов. Каждая курия платила 1/3 налогов. Первая курия была самой богатой и малочисленной, третья – самой бедной и многочисленной. ? Как вы считаете: городские выборы проводились на всесословной или бессословной основе?

Городская реформа Городское самоуправление: Избиратели 1 -й курии Избиратели 2 -й курии Избиратели 3 -й курии. Городская дума (распорядительный орган) Городская управа (исполнительный орган)избирает Городской голова

Городская реформа Главой городского самоуправления являлся выборный городской голова. В крупных городах городским головой выбирали обычно дворянина или богатого гильдейского купца. Подобно земствам, городские думы и управы ведали исключительно местным благоустройством: мощением и освещением улиц, содержанием больниц, богаделен, сиротских домов и городских училищ, попечением о торговле и промышленности, устройством водоснабжения и городского транспорта. Самарский городской голова П. В. Алабин.

28 Городская реформа 1870 г. – – “Городовое положение”“Городовое положение” Суть Создание в городах органов, аналогичных земствам по функциям и структуре Городской голова руководил Городская управа избиралась Городская дума в составе гласных избирались населением на цензовой бессословной основе

Городская (1870 г.) Способствовала приобщению широких слоев населения к управлению, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Реформы Их значение Их недостатки

Судебная реформа — 1864 Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Принципы судопроизводства Бессословность – решение суда не зависит от сословной принадлежности обвиняемого Выборность – мирового судьи и присяжных Гласность – на заседаниях суда могла присутствовать публика, пресса могла сообщать о ходе судебного процесса Независимость – на судей не могла оказывать влияние администрация Состязательность – участие в судебном процессе прокурора (обвинение) и адвоката (защита)

33 Судебная реформа 1864 г. Судья назначается Министерством юстиции (принцип несменяемости судей) Выносит приговор в соответствии с законом на основе вердикта присяжных Основа реформы Судебные Уставы введение суда присяжных

34 Судебная реформа 1864 г. Присяжные заседатели выбираются из представителей всех сословий(!) на основе имущественного ценза 12 человек Выносят вердикт (решение) о виновности, её степени или невиновности подсудимого

Судебная реформа Судьи получали высокое жалование. Решение о виновности обвиняемого выносили присяжные заседатели после заслушивания свидетелей и прений прокурора и адвоката. Присяжным заседателем мог стать российский подданный от 25 до 70 лет (цензы — имущественный и оседлости). Решение суда могло быть обжаловано.

36 Судебная реформа 1864 г. Дополнительные элементы проведения судебной реформы Были созданы: особые суды для военнослужащих особые суды для священнослужителей мировые суды для рассмотрения мелких гражданских и уголовных правонарушений

37 Судебная реформа 1864 г. Структура судебной власти в России Сенат высший судебный и кассационный (кассация – обжалование, опротестование приговора суда низшей инстанции) орган Судебные палаты суды для рассмотрения наиболее важных дел и аппеляций (жалоба, обращение о пересмотре дела) на решения окружных судов Окружные суды Судебные органы первой инстанции. Рассматривает сложные уголовные и гражданские дела Адвокат Прокурор Мировые суды мелкие уголовные и гражданские дела 12 присяжных заседателей (ценз)

Судебная реформа Мелкие правонарушения и гражданские тяжбы (сумма иска до 500 руб.) разбирал мировой суд. Мировой судья решал дела единолично, мог приговаривать к штрафу (до 300 руб.), аресту на срок до 3 -х месяцев или тюремному заключению на срок до 1 года. Такой суд был прост, скор и дешев. Мировой судья. Современный рисунок.

Судебная реформа Мирового судью избирали земства или городские думы из числа лиц старше 25 лет, с образованием не ниже среднего, и судейским опытом от трех лет. Мировой судья должен был владеть недвижимостью на 15 тыс. руб. Обжаловать решения мирового судьи можно было на уездном съезде мировых судей. Уездный съезд мировых судей Челябинского уезда.

Судебная реформа Участие общественности: В процессе участвовали 12 непрофессиональных судей – присяжных заседателей. Присяжные заседатели выносили вердикт: «виновен» ; «виновен, но заслуживает снисхождения» ; «невиновен» . Исходя из вердикта, судья выносил приговор. Современный рисунок.

Судебная реформа Присяжные заседатели избирались губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе имущественного ценза, без учета сословной принадлежности. Присяжные заседатели. Рисунок начала ХХ в. ? Что можно сказать о составе коллегии присяжных, судя по этому рисунку?

Судебная реформа Состязательность: В уголовном процессе обвинение поддерживал прокурор, а защиту обвиняемого осуществлял адвокат (присяжный поверенный). В суде присяжных, где вердикт зависел не от профессиональных юристов, роль адвоката была огромной. Крупнейшие русские адвокаты: К. К. Арсеньев, Н. П. Карабчевский, А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, В. Д. Спасович. Федор Никифорович Плевако (1842– 1908) выступает в суде.

Судебная реформа Гласность: В судебные заседания стала допускаться публика. Судебные отчеты публиковались в прессе. В газетах появились специальные судебные репортеры. Адвокат В. Д. Спасович: «Мы до известной степени рыцари слова живого, свободного, более свободного ныне, чем в печати, которого не угомонят самые рьяные свирепые председатели, потому что пока председатель обдумает вас остановить, слово уже ускакало за три версты и его не вернуть» . Портрет юриста Владимира Даниловича Спасовича. Худ. И. Е. Репин. 1891.

44 Судебная реформа 1864 г. Значение судебной реформы Создана самая передовая в тогдашнем мире судебная система. Большой шаг в развитии принципа «разделения властей» и демократии Сохранение элементов бюрократического произвола: наказания в административном порядке и т. п. сохраняла ряд пережитков прошлого: особые суды.

45 Военная реформа 60 -х — 70 -х гг. XIXXIX века. Военная реформа 60 -х — 70 -х гг. XIXXIX века Непосредствен ный толчок – поражение России в Крымской войне 1853 -1856 гг.

Направления военной реформы Результат — массовая армия современного типа

Военная реформа Первым шагом военной реформы стала отмена в 1855 г. военных поселений. В 1861 г. по инициативе нового военного министра Д. А. Милютина срок службы был сокращен с 25 лет до 16 лет. В 1863 г. в армии были отменены телесные наказания. В 1867 г. был введен новый военно-судебный устав, основанный на общих принципах судебной реформы (гласность, состязательность). Дмитрий Алексеевич Милютин (1816– 1912), военный министр в 1861– 1881 гг.

Военная реформа В 1863 г. осуществлена реформа военного образования: кадетские корпуса преобразованы в военные гимназии. Военные гимназии давали широкое общее образование (русский и иностранные языки, математика, физика, естествознание, история). Учебная нагрузка возросла вдвое, зато физическая и общевоинская подготовка была сокращена. Дмитрий Алексеевич Милютин (1816– 1912), военный министр в 1861– 1881 гг.

1) Создание военных гимназий и училищ для дворян, юнкерских училищ для всех сословий, открытие Военно-юридической академии (1867 г.) и Морской академии (1877 г.)

По новым уставам ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне (стрельба, рассыпной строй, саперное дело), сокращено время на строевую подготовку, запрещались телесные наказания.

Военная реформа Какая мера должна была стать главной в ходе военной реформы? Отмена рекрутчины. Каковы были недостатки рекрутской системы? Невозможность быстро увеличить армию в военное время, необходимость содержать многочисленную армию в мирное время. Рекрутчина годилась для крепостных, но не для свободных людей. Унтер-офицер русской армии. Худ. В. Д. Поленов. Фрагмент. ? ?

Военная реформа Чем можно было заменить рекрутскую систему? Всеобщей воинской повинностью. Введение всеобщей воинской повинности в России с ее огромной территорией требовало развития дорожной сети. Только в 1870 г. была создана комиссия для обсуждения этого вопроса, а 1 января 1874 г. был опубликован Манифест о замене рекрутской повинности всеобщей воинской повинностью. Вахмистр драгунского полка. 1886 г. ?

Военная реформа Призыву подлежали все мужчины в возрасте 21 года. Срок службы составлял 6 лет в армии и 7 лет на флоте. Освобождались от призыва единственные кормильцы и единственные сыновья. Какой принцип был положен в основу военной реформы: всесословность или бессословность? Формально реформа была бессословной, но фактически сословность во многом сохранилась. «Отстал» . Худ. П. О. Ковалевский. Русский солдат 1870 -х гг. в полной походной выкладке. ?

Военная реформа В чем проявлялись остатки сословности в российской армии после 1874 г. ? В том, что офицерский корпус оставался в основном дворянским, рядовой состав – крестьянским. Портрет поручика лейб-гвардии Гусарского полка графа Г. Бобринского. Худ. К. Е. Маковский. Барабанщик лейб-гвардии Павловского полка. Худ. А. Детайль. ?

Военная реформа При проведении военной реформы были установлены льготы для новобранцев, имевших среднее или высшее образование. Окончившие гимназию служили 2 года, окончившие университет – 6 месяцев. Помимо сокращенного срок службы они имели право жить не в казарме, а на частных квартирах. Вольноопределяющийся 6 -го Клястицкого гусарского полка

Гладкоствольное оружие заменялось нарезным, чугунные орудия заменялись на стальные, принята на вооружение русской армии винтовка Х. Бердана (берданка), началось строительство парового флота.

Военная реформа Как вы думаете, в каких социальных группах военная реформа вызвала недовольство и каковы были его мотивы? Консервативное дворянство было недовольно тем, что выходцы из других сословий получили возможность становиться офицерами. Некоторых дворян возмущало то, что их могли призвать солдатами наряду с крестьянами. Особенно недовольно было купечество, ранее не подлежавшее рекрутской повинности. Купцы даже предлагали взять на себя содержание инвалидов, если им позволят откупаться от призыва. ?

59 Военные реформы 60 -х — 70 -х гг. XIXXIX века. Военные реформы 60 -х — 70 -х гг. XIXXIX века Важнейший элемент реформы – замена системы рекрутских наборов всеобщей воинской повинностью Обязательная военная служба для мужчин всех сословий с 20 лет (6 лет – в армии, 7 лет – на флоте) с последующим пребыванием в запасе Предусматривались льготы для лиц, имеющих высшее и среднее образование (права вольноопределяющихся), освобождались священнослужители и некоторые другие категории населения Значение создание массовых боеспособных вооруженных сил; повышение обороноспособности страны

Значение реформы: создание массовой армии современного типа, поднят авторитет воинской службы, удар по сословному строю. Недостатки реформы: просчеты в системе организации и вооружения войска. Военная реформа 1874 г.

62 Реформы образования. Реформы образования Школьная реформа 1864 г. Формирование новой структуры начального и среднего образования Народные училища Уездные 3 года обучения Приходские с 1884 г. церковно-приходские школы 3 года обучения Прогимназии 4 года обучения Городские 6 лет обучения Начальное образование

Школьная реформа (Среднее образование) Для детей дворян и купечества были предназначены классические и реальные гимназии. «Устав гимназий и прогимназий» 19 ноября 1864 г. Прогимназия. Срок обучения 4 года Классическая гимназия 7 -классная, срок обучения 7 лет Реальная гимназия 7 -классная Срок обучения 7 лет В программе классических гимназий преобладали древние и иностранные языки, древняя история, античная литература. В программе реальных гимназий преобладали математика, физика и другие технические предметы. Готовили к поступлению в гимназию. Располагались в уездных городах.

Школьная реформа В 1872 г. срок обучения в классических гимназиях был увеличен до 8 лет (7 -й класс стал двухгодичным), а с 1875 г. они официально стали 8 -классными. Реальные гимназии сохранили 7 -летний срок обучения и в 1872 г. были преобразованы в реальные училища. Если выпускники классических гимназий поступали в университеты без экзаменов, то реалистам приходилось сдавать экзамены по древним языкам. Без экзаменов они поступали лишь в технические ВУЗы. Чем были вызваны подобные ограничения для выпускников реальных училищ? В классических гимназиях чаще учились дети дворян, в реальных – дети купцов и разночинцев. ?

Университетская реформа стала первой после отмены крепостного права, что было вызвано студенческими волнениями. Новый университетский устав взамен николаевского устава 1835 г. был принят 18 июня 1863 г. Инициатором нового устава стал министр просвещения А. В. Головнин. Университеты получили автономию. Создавались советы университетов и факультетов, которые избирали ректора и деканов, присуждали ученые звания, распределяли средства по кафедрам и факультетам. Андрей Васильевич Головнин (1821 -1886), министр просвещения в 1861– 1866 гг.

Университетская реформа Университеты имели собственную цензуру, получали иностранную литературу без таможенного досмотра. В университетах действовали собственные суд и охрана, полиция не имела доступа на территорию университетов. Головнин предлагал создать студенческие организации и привлечь их к участию в университетском самоуправлении, но Государственный совет отклонил это предложение. Андрей Васильевич Головнин (1821 -1886), министр просвещения в 1861– 1866 гг. ? Почему это предложение было исключено из устава университетов?

Классические. Реформа в области народного образования Изменения в системе образования Университетский устав 1863 г. Школьный устав 1864 г. Автономия Гимназии Реальные Готовили к поступлению в университете Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения. Создан совет университета, Решавший все внутренние вопросы Избрание ректора и преподавателей Сняты ограничения для студентов (их проступки рассматривал студенческий суд)

Женское образование В 60– 70 -х гг. в России появилось женское высшее образование. В университеты женщин не брали, но в 1869 г. были открыты первые Высшие женские курсы. Наибольшую известность приобрели курсы, открытые В. И. Герье в Москве (1872 г.) и К. Н. Бестужевым-Рюминым в Петербурге (1878 г.) На курсах Герье был только словесно-исторический факультет. На бестужевских курсах – математическое и словесно-историческое отделения. На математическом учились 2/3 слушательниц. Курсистка. Худ. Н. А. Ярошенко.

Реформы в области просвещения (1863 -1864 гг.) Значение реформ: расширение и совершенствование образования всех уровней. Недостатки реформ: недоступность среднего и высшего образования для всех слоев населения.

Судебная (1864 г.) Самая передовая в тогдашнем мире судебная система. Сохраняла ряд пережитков: особые суды. Военная (1874 г.) Создание массовой армии современного типа, поднят авторитет воинской службы, удар по сословному строю. Просчеты в системе организации и вооружения войска. В области просвещ ения (1863 -186 4 гг.) Расширение и совершенствование образования всех уровней. Недоступность среднего и высшего образования для всех слоев населения. Реформы Их значение Их недостатки

71 Итоги и значение реформ Привели к значительному ускорению развития страны приблизили Россию к уровню ведущих держав мира Носили неполный и незавершенный характер. В 80 -е годы сменились контрреформами Александра III

Значение реформ Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не революциями, а преобразованиями сверху, мирным путем

Подводим итоги В чем состоит историческое значение реформ 60– 70 -х гг. ? Благодаря реформам 60– 70 -х гг. многие вопросы повседневной жизни были переданы из ведения бюрократии в ведение общества в лице земств и городских дум; установлено равенство российских подданных перед законом; значительно повысился уровень грамотности населения; университеты получили большую степень свободы научной и учебной деятельности; смягчилась цензура для центральной прессы и книгоиздания; армия стала строиться на основе бессословной всеобщей воинской повинности, что отвечало принципу равенства перед законом и позволяло создать подготовленные резервы. ?

Либеральные реформы 60-70 гг. XIX вв.

Цели:

Познакомить учащихся с реформами 60-70 гг., показать их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность, с другой

Задачи:

Обучающие:

    Продолжить работу по раскрытию исторических терминов и понятий, формированию хронологических знаний.

    Продолжить работу по формированию специальных и общеучебных умений и навыков, таких как работа с историческим документом, тетрадью, дидактической картой.

Развивающие:

    Развивать умения строить, определять понятия, анализировать, анализировать и разрешать проблемы

    развитие у школьников способностей устанавливать взаимосвязи между историческими явлениями;

Воспитывающие

    Воспитание патриотизма за свою родину,

    воспитание культуры труда

План урока:

Проверка домашнего задания.

Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом по барину,

другим - по мужику

    О каком событии идет речь? (крестьянская реформа 1861 г)

    Что такое отрезки?

    Что такое выкупные платежи?

    Каково на ваш взгляд историческое значение крестьянской реформы?

Изучение нового материала.

За отменой крепостного права последовали и другие реформы в области местного самоуправления, суда, образования, цензуры, военном деле, которые принято называть либеральными. На уроке мы рассмотрим три реформы: земскую, реформу суда и военную реформу. Определим их основное содержание.

Работа с документами по рядам (5 минут)

1 ряд земская реформа

2 ряд – судебная

3 ряд – военная

В ходе работы учащиеся заполняют таблицу «Реформы 60-70 гг. XIX века в России»

Судебная

Городская

Обсуждение: заслушиваем ответы учащихся, затем обсуждаем ряд вопросов:

Земская реформа.

В 1864 г. была проведена реформа земская реформа, которая учредила в стране органы местного самоуправления. Основной вклад в ее разработку внесли Н. А. Милютин и П. А. Валуев

Какие «заботы» возлагались на земства? Насколько органы самоуправления были самостоятельны в своей деятельности?

В земской школе акцент делался главным образом на содержательной стороне образования, на усвоении учащимися определенной суммы знаний. Церковно-приходская школа во главу угла ставила воспитательные задачи, обучение основам православия и русской традиции.

Как вы думаете, в какую школу крестьянин отдаст своего сына и на какую из них пожертвует деньги? Почему?

В 1865 г. в 29 губерниях в составе губернских земских собраний было 74,2% - дворян и чиновников, 10,6% - крестьян, 10,9% - купечества, 4,3% - прочих сословий. Среди же уездных гласных было предлставлено41,7% - дворян и чиновников, 388,4% - крестьян, 10,4% - купцов, 9,5% - прочих сословных групп населения.

Ленин называл земства «пятым колесом в телеге», но при этом признавал, что «Земство – кусочек конституции» подтвердите, что земства являлись представительной формой управления.

Насколько широко были отражены в них интересы различных слоев населения?

В 1870 г. по образцу земской реформы была проведена реформа городского самоуправления содержанием которой, вы познакомитесь дома самостоятельно по учебнику.

Судебная реформа.

В 1864 году была проведена еще одна важная реформа – судебная.

По словам одного из активных участников судебной реформы С. И. Зарудного, «при крепостном праве, в сущности не было надобности в справедливом суде. Настоящими судьями были только помещики… Наступило время, когда и для России точно также, как и для всякого порядочного государства, явилась безотлагательная надобность в суде скором и справедливом»

Какие основные принципы провозглашались реформой 1864 г? что нового появилось в судебной системе России?

Почему и в наши дни вопрос о присяжных заседателях стал актуален?

Судебная реформа по праву считается наиболее последовательной среди реформ 60-70 гг. Однако при ее проведении сохранялись пережитки сословности, в частности сохранялся волостной суд для крестьян и телесные наказания для них.

Военная реформа.

В середине 60- гг. военный министр Д. А. Милютин отменил телесные наказания в армии. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные гимназии и юнкерские училища. Расширялась система высшего военного образования. Наконец в 1874 г. был принят новый военный устав. Современники называли это событие 19 февраля 1861 г. в русской армии.

Каковы основные положения устава, почему современники давали такую оценку названному документу?

Однако в 1901 г. Ленин писал: «В сущности, у нас не было, и нет всеобщей воинской повинности, потому что привилегии знатного происхождения и богатства создают массу исключений».

Объясните, чем вызваны такие суждения? Аргументируйте свое мнение.

Объясните следующие цифры: земства вводились лишь в 34 губерниях империи, городские думы – в 509 городах, судебная реформа проводилась только в 44 губерниях. Почему?

Справедливо ли называть реформы 60-70 гг. «великими»?

Как повлияли эти преобразования на повседневную жизнь российского общества? Как вы можете объяснить слова историка Ключевского о том, что реформы, хотя и замедленные, были достаточно подготовлены к исполнению, но менее были подготовлены умы к восприятию?

Крестьянская реформа 1861 г. привела к изменениям в экономической структуре общества, что вызвало необходимость трансформации политической системы. Новые буржуазные реформы, вырванные у правительства в период демократического подъема, явились побочным продуктом революционной борьбы.

Реформы в России были не причиной, а следствием развития социально-экономических процессов. В то же время, после реализации, реформы объективно оказывали обратное влияние на эти процессы. Проводимые преобразования имели противоречивый характер – царизм пытался приспособить старую политическую систему самодержавия к новым условиям, не изменяя ее классовой сущности. Реформы (1863-1874) отличались половинчатостью, непоследовательностью и незавершенным характером. Они проектировались в годы революционной ситуации, а проводились некоторые из них через 10-15 лет в обстановке спада революционной волны. Задачи организации местного самоуправления должны были решить земская и городская реформы. В соответствии с «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» (1864) в уездах и губерниях вводились выборные органы местного управления – земства. Формально земские Учреждения состояли из представителей всех сословий, но избирательное право обусловливалось имущественным цензом. Члены земских собраний (гласные) избирались по трем куриям: землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ (по последней курии выборы были многостепенными). Председателем собраний являлся предводитель дворянства. Создавались также исполнительные органы – губернские и уездные земские управы. Земства не имели политических функций и не обладали исполнительной властью, решали в основном хозяйственные вопросы, но и в этих пределах они контролировались губернаторами и МВД. Вводились земства постепенно (до 1879 г.) и не во всех районах империи. Уже в это время их компетенция все более и более ограничивалась правительством. Однако, несмотря на ограничения, земства в России сыграли заметную роль в решении вопросов как хозяйственного, так и культурного плана (просвещение, медицина, земская статистика и т.д.). Новая система учреждений городского самоуправления (городские думы и управы), созданная на основании «Городового положения».(1870), была основана на буржуазном принципе единого имущественного ценза. Выборы происходили по куриям, соадаваемым в соответствии с размерами уплачиваемого налога. Подавляющее большинство жителей, не имеющих установленного имущественного ценза, оказалось отстраненным от выборов. В результате реформы органов местного самоуправления господствующее положение в земствах (особенно на губернском уровне) заняло дворянство, а в городских думах – представители крупной буржуазии. Органы городского самоуправления также находились под неослабным контролем правительства и в основном решали вопросы, связанные с ведением городского хозяйства.

Наиболее архаичной в середине XIX в, оставалась система российского судопроизводства.

Суд носил сословный характер, заседания имели келейный характер и не освещались в печати. Судьи полностью зависели от администрации, а подсудимые не имели защитников. Наиболее рельефно буржуазное начало проявилось в новых судебных уставах 1864 г., в основу которых были положены главные принципы буржуазного права: бессословность суда, состязательный характер процесса, гласность и независимость судей. Результатом судебной реформы стало введение в России двух систем: коронного и мирового судов. Коронный суд имел две инстанции: окружной суд и судебную палату. В ходе судебного заседания обвинение выдвигал прокурор, а защиту вели адвокаты (присяжные поверенные). Решение о виновности обвиняемого принимали выборные присяжные заседатели. Меру наказания устанавливали судья и два члена суда. Мировые суды рассматривали мелкие преступления, судопроизводство здесь вели мировые судьи, избираемые земскими собраниями или городскими думами. Однако и на новой системе судопроизводства лежал отпечаток старых феодальных пережитков. Так, были сохранены специальные суды для отдельных категорий населения (например, волостные суды для крестьян). Ограниченными оказались и гласность судопроизводства и независимость судей от администрации. Военные реформы. Необходимость повышения боеспособности русской армии, ставшая очевидной уже в ходе Крымской войны н явно заявившая о себе во время европейских событий 60-70-х годов, когда продемонстрировала свою боеспособность прусская армия (объединение Германии под главенством Пруссии, франко-прусская война 1870 г.), требовала осуществления коренных военных реформ. Эти реформы были проведены под руководством военного министра Д.А.Милютина. В 1864 г. он ввел систему военных округов, несколько позднее осуществил централизацию военного управления. Была реформирована система военных учебных заведений, приняты новые военные уставы. Проводилось перевооружение армии. В 1874 г. в России была введена всесословная воинская повинность с ограниченным сроком воинской службы. Воинская служба вместо 25 лет устанавливалась сроком 6 лет (на действительной службе) и 9 лет в запасе. На флоте служили 7 лет и 3 года в запасе. Эти сроки существенно сокращались для лиц, имевших образование. Таким образом в стране была создана массовая армия буржуазного типа, имеющая ограниченный кадровый состав в мирное время и крупные людские ресурсы на случай войны. Однако по-прежнему кадровый офицерский состав русской армии состоял преимущественно из дворян, солдаты же – выходцы из крестьянской массы – были бесправны.

Земская реформа. После принятие Крестьянской реформы, появилась необходимость преобразовать органы местного самоуправления. В 1864 году в Российской Империи начала вводиться земская реформа. В уездах и губерниях были сформированы земские учреждения, которые представляли собой выборные органы. Земства не обладали политическими функциями, преимущественно в их компетенцию входило решение проблем местного значения регулирование работы школ и больниц, строительство дорог, контроль над торговлей и мелкими промышленными объектами. Земства были подконтрольны местным и центральным властям, которые имели право опровергнуть решения этих органов или приостановить их деятельность. В городах создавались городские думы, которые имели те же полномочия, что и земства. Главенствующая роль в земствах и городских думах принадлежала представителям буржуазного сословия. Несмотря на то, что реформы имели весьма узкую структуру и фактически не решали проблем социално экономической жизни, они стали первым шагом на пути внедрения в Российской Империи либеральной демократии. Дальнейшее введение реформ полностью остановила смерть императора. Его сын Александр II видел для России совершенно другой путь развития. Финансовые реформы. Развитие капиталистических отношений привело к реорганизации финансовой системы империи, сильно расстроенной в годы войны. Среди важнейших мероприятий по упорядочению финансов было создание Государственного банка (1860), упорядочение процесса формирования государственного бюджета, преобразование государствепиого контроля. Следствием «трезвенного» движения стала отмена винных откупов. Несмотря на то что финансовые преобразования носили буржуазный характер, они не изменили сословного характера системы налогообложения, при котором вся тяжесть налогов падала на податное население. Реформы в области просвещения и печати. Потребности экономической и политической жизни страны делали необходимыми изменения в организации народного образования. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», которое расширило сеть начальных учебных заведений. По «Положению» начальные училища разрешалось открывать общественным учреждениям и даже частным лицам, однако все они находились под контролем училищных советов. Преподавали в начальной школе письмо, чтение, правила арифметики, закон божий и церковное пение. Большинство начальных школ было земскими (создавались земствами), церковно-приходскими и «министерскими» (учрежденные Министерством народного просвещения). В 1864 г. был введен новый устав гимназий, которые стали разделяться на классические (ориентированные на дворянских и чиновничьих детей) и реальные (в основном для детей буржуазии). Учились в гимназиях 7 лет. В классических гимназиях делался упор на тщательное изучение древних языков (латыни и греческого), в реальных вместо «классических» языков читались расширенные курсы естественных наук. Выпускники классических гимназий могли без экзаменов поступать в университеты, «реалистю», в основном, шли в технические высшие учебные заведения. Количество начальных и средних учебных заведений в России в пореформенный период быстро возрастало. В конце 50-х годов их было около 8 тысяч, в начале 80-х годов – свыше 22 тыс., а к середине 90-х годов свыше 78 тыс. Однако и к концу XIX в. Россия оставалась страной неграмотных, их было почти 80%. В 1863 г. вступил в действие новый университетский устав, который восстанавливал и расширял автономию университетов. В стране открывались новые высшие учебные заведения, в том числе технические, а также женские курсы в Москве, Петербурге, Киеве. В ходе преобразований правительство было вынуждено пойти на ряд уступок в области цензуры. «Временные правила для печати» (1865) частично отменяли предварительную цензуру в столицах, но вместе с тем устанавливали судебную ответственность для лиц, нарушивших законодательство в этой области. Таким образом, несмотря на противодействия консервативных кругов, в России в 60-70-е годы был реализован целый комплекс буржуазных реформ. Многие из них были противоречивыми и непоследовательными, однако в целом они были шагом вперед по пути превращения русской феодальной монархии в монархию буржуазную, способствовали развитию в стране капиталистических отношений, росту экономики и культуры, подняли престиж России в сфере международных отношений. Революционная ситуация в стране не переросла в революцию. Реформировав политическую надстройку общества, самодержавие сумело сохранить за собой основные позиции, это создавало предпосылки для возможного поворота, движения вспять, которое проявилось в период реакции и контрреформ 80-90-х годов XIX в. Развитие капитализма и формирование промышленного пролетариата в России в 60-х – середине 90-х годов XIX в. После отмены крепостного права развитие капитализма в стране пошло невиданными ранее темпами. Капиталистические отношения охватывали все сферы экономики, способствовали ускорению темпов развития народного хозяйства России. На период 60-90-х годов XIX в. приходятся такие важнейшие явления в экономике страны, как завершение промышленного переворота и быстрое развитие ряда важнейших отраслей, постепенная перестройка на новый капиталистический лад аграрного сектора, формирование пролетариата и русской промышленной буржуазии.

Непосредственной причиной проведения либеральных реформ 60-70-х гг. XIX века стала крестьянская реформа 1861 года. Она потребовала реорганизации всей системы государственного управления.

1.Земская реформа. Была проведена в 1864 г .

В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Все избиратели были разделены на 3 курии – землевладельцы, крестьяне, горожане. Они избирали гласных (депутатов) уездных земских собраний. Высокий имущественный ценз и многоступенчатая сословная выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков.

Из своей среды (среди себя) они избирали членов уездных земских управ и представителей в губернское земское собрание. В губерниях также избирались земские управы. Губернские и уездные земские собрания выполняли распорядительные функции, управы – исполнительные.

Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. На эти цели земства имели права назначать и собирать налоги с местного населения. Земства находились под контролем губернаторов, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.

Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.

2. Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положение» 1870г. создало в городах всесословные органы самоуправления – городские думы и городские управы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах, в связи с высоким имущественным избирательным цензом, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем губернаторов.

3. Судебная реформа. Начала осуществляться в 1864г . Основные принципы реформы:

1) всесословность суда

2) независимость суда от администрации

3) состязательность судебного процесса.

4) гласность и публичность судебных заседаний (в зал суда допускается публика и ход процесса освещается в печати)

2) принцип презумпции невиновности (пока не доказано в суде – невиновен)

Появилось несколько видов судебных учреждений:

1.Мировые судьи (низший уровень). Они избирались на уездных земских собраниях. Им передавались в ведение мелкие уголовные и гражданские дела. Главная задача судей – не осудить виновного, а привести стороны к соглашению. Максимальное наказание – до 1 года тюрьмы или исправительных работ. Мировые суды освобождали суды более высоких инстанций от мелких дел, чем ускоряли судопроизводство.

2. Окружной суд (общая инстанция). Рассматривал более серьезные уголовные дела, заседание вел коронный судья. Решение о виновности подсудимого выносил суд присяжных, состоящий из представителей общественности. Подсудимому предоставлялся адвокат. Заседание суда состояло из состязания между защитником и обвинителем.

3. Судебная палата. В ней можно было обжаловать решение вышестоящих судов. Это был суд первой инстанции для политических преступлений.

4. Сенат (высшая судебная инстанция), в которой можно было обжаловать решение нижестоящих судов. В Сенате составлялись списки коронных судей, которые затем подписывал император. Звание судьи было пожизненным.

4. Военная реформа стала осуществляться с 1874г. По этой реформе был изменён порядок набора армии. Вместо рекрутской повинности была введена всеобщая воинская обязанность. Срок службы сокращался с 25 лет до 6 лет – в армии, 7 лет – во флоте. Призыву подлежали все лица мужского пола, достигшие 20-летнего возраста. Они должны были встать на воинский учёт. Из признанных годными по состоянию здоровья по жребию отбиралось необходимое армии и флоту количество новобранцев. Остальные записывались в ополчения.

Существовали льготы в несении службы по семейному положению и образованию. В армию не брали единственного кормильца семьи. Для получивших начальное образование срок службы сокращался до 3-х лет, среднее-2-х, высшее-1 года.

Была проведена реформа высших военных учебных заведений, в которые теперь могли поступать не только дворяне. В армии запрещались телесные наказания. Все люди, прошедшие военную службу должны были научиться читать и писать. В результате реформы численность армии в мирное время сокращалась примерно в 3 раза, а в военное время могла увеличится в несколько раз за счёт обученного резерва. Сэкономленные на содержании армии средства шли на ее перевооружение.

5. К либеральным реформам 60-70гг. относят также образовательную реформу , которая заключалась в увеличении количества высших и средних учебных заведений и облегчению поступления в них недворян. Университеты получили внутреннюю автономию. Должности ректора и деканов стали выборными.

6. Реформа печати заключалась в ослаблении цензуры и облегчении процедуры открытия новых газет и журналов.

Преобразования в Российской империи 60-70-х годов позапрошлого века называют либеральными реформами. Стержневым событием долговременного процесса стала Великая крестьянская реформа 1861 года. Она определила курс дальнейших буржуазных переустройств и реорганизаций, взятый правительством Александра II. Нужно было реорганизовывать политическую надстройку, перестраивать суд, армию и многое другое.

Таким образом, понимание Александром II острой необходимости проведения крестьянской реформы подвело его в ходе осуществления замысла к проведению комплекса преобразований во всех сферах общественной жизни России. Сам того не желая император делал шаги в направлении к буржуазной монархии, в основе которой был переход к индустриальному обществу, рыночной экономике и парламентаризму. Убийство царя в марте 1881 г. повернуло движение страны в иную сторону.

Реформа управления земствами и городами

Дворянство после отмены крепостного права обеспокоилось усилением своей роли в политической жизни страны. Правительство реформаторов чутко уловило настроения правящего сословия и разработало земскую, а немногим позднее и городскую реформы.

Реформы проводились согласно «Положения о губернских и уездных местных учреждениях» от 1 января 1864 г. в 34 губерниях европейской части империи и «Городового положения» от 16 июня 1870 г.

Земская реформа

Городская реформа

Органы управления

  • Распорядительные органы земское собрание губернии и земское собрание уезда
  • Исполнительные органы земская управа губернии и земская управа уезда.
  • Глава городской думы и управы – Городской голова.
  • Распорядительный орган – Городская дума.
  • Исполнительный орган – Городская управа.
  • Открытие и финансирование школ, больниц и богаделен;
  • Помощь голодающим в недородные годы;
  • Устройство местного промышленного производства;
  • Агрономия и ветеринария;
  • Статистика.
  • Городское благоустройство.
  • Развитие местного производства и торговли.
  • Организация работы рынков города.
  • Образование и здравоохранение.
  • Установление санитарных норм и введение противопожарных мер.

Членов земского собрания (гласных) выбирали раз в три года по группам избирателей (куриям):

  • прямые в земледельческой и городской;
  • многостепенные в крестьянской.

Гласных избирали раз в четыре года. Трехразрядная избирательная система (мелкие, средние и крупные налогоплательщики). Избирательные права имели учреждения и ведомства, светские и религиозные учреждения, вносившие сборы в бюджет города.

Основными принципами земской и городской реформ были:

  1. Обособление местного самоуправления от административной власти.
  2. Выборность органов управления и всесословное представительство.
  3. Самостоятельность в финансово-хозяйственных вопросах.

Демократичная судебная реформа

Судебная, из всех либеральных реформ, считается самой последовательной. С 1861 г. начата работа над «Основными положениями преобразования судебной части России». В 1864 государь утвердил современные судебные уставы определившие новые принципы судопроизводства:

Организационные принципы суда

Бессословность суда.

Несменяемость и независимость судей.

Гласность.

Разграничение полномочий судов.

Введение института присяжных заседателей.

Создание института судебных следователей.

Введение института нотариусов.

Выборность отдельных судебных органов.

Следствие по политическим делам — прерогатива жандармерии.

Смертные приговоры могут выносить Сенат и военный суд.

Изменение системы наказаний (отмена клеймления и телесных наказаний для женщин).

Система судов

Специальные.

Император, имел право корректировать решения всех судов через меры административного воздействия.

Назревшая реформа армии

Опыт Крымской войны показал, что России необходима массовая армия располагающая нужными резервами и подготовленный офицерский корпус. Остро назрело перевооружение армии и переустройство системы военного управления. Реформа начала готовиться еще в 1861 г. и была реализована в 1874 г. следующими шагами:

  1. Создано 15 военных округов.
  2. Учреждение сети военно-учебных заведений.
  3. Введены новые воинские уставы.
  4. Оснащение армии новыми образцами оружия.
  5. Отмена рекрутской системы.
  6. Введение всеобщей воинской повинности для комплектования армии.

В результате значительно повысилась боеспособность русской армии.

Реформа образовательной сферы

Учреждение «Положения о начальных народных училищах» 1864 г. и Устава средней школы решало проблемы:

  • доступности образования для всех сословий;
  • монополии государства и церкви в сфере образования, разрешением земствам, общественным объединениям и частным лицам открывать образовательные заведения;
  • равенства полов, открытием высших курсов для женщин;
  • расширения автономии университетов.

Реформа затронула все три образовательные ступени и была значимой для развития страны.

Попутные реформы

Кроме знаковых реформ были попутно проведены:

    Финансовая реформа 1860 – 1864 гг., заключавшаяся в преобразовании банковской системы и усиления роли министерства финансов.

    Налоговая реформа проявилась в отмене винных откупов, во введении косвенных налогов и определении пределов земского обложения.

    Цензурная реформа отменяла предварительный просмотр произведений, но вводила систему санкций после публикации.