Открытое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе. Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе Логопедические упражнения в подготовительной группе

Итоговое игровое открытое логопедическое занятие в подготовительной группе. Конспект


Занятие будет интересно учителям-логопедам подготовительных групп, воспитателям подготовительных групп, реализующих дополнительную программу по обучению чтению, учителям начальных классов при прощании с букварём.

Цель: проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте и звукопроизношению; учить применять их в практической деятельности – игре.
Задачи:
Образовательные:
закреплять умение выделять из ряда слово, отличающееся от других по слоговой структуре;
закреплять умение определять первый звук в слове;
закреплять умение составлять слова из букв;
закреплять навык звукового анализа слова;
закреплять умение составлять предложения из слов;
закреплять начальные навыки чтения;
Развивающие:
развивать фонематическое восприятие;
развивать память и внимание;
развивать словесно-логическое мышление у детей;
Воспитательные:
воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде;
воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества;
Оборудование: аудиозапись песни «АБВГДейка» и минусовка «Маленькая страна», мультимедийное оборудование с презентаций к занятию, буквы на формате листа А5, таблички со словами для составления предложений, таблички с именами детей, цветные магниты (для звукового анализа), цветные фломастеры (красные, синие, зелёные), магнитные доски -2 шт.
Ход занятия:
(дети входят под музыку «АБВГДейка» и рассаживаются на стулья)
Ведущий.
Здравствуйте дорогие дети, уважаемые родители! Сегодня дети хотят показать Вам, чему они научились на логопедических занятиях. В этом учебном году мы не только закрепляли наши умения правильной речи, но и учились читать. В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека.
А что же это за книга?
Эту первую в школе книжку
Знают девочки все и мальчишки.
Среди книжек он главарь,
Эта книжка – наш …
Все дети: Букварь! (Презентация. Слайд 1)

Давайте откроем наш букварь и покажем, как мы научились читать.
(Презентация. Слайд 2)

Ведущий:
Ой, что же это? Как же нам это прочитать? Кто же это в нашем букваре похозяйничал? Да тут письмо! (Достаю письмо из-за экрана)
Давайте прочитаем, что здесь написано. А письмо-то даже без конверта! (Ведущий читает.)
К вам в садик я проникла ночью!
Решила - праздник вам испорчу!
Все буквы в узелок связала,
Все в букваре заколдовала!
Помочь им только тот сумеет,
Кто трудности преодолеет,
Кто же это?
Стук в дверь. Появляется Баба-яга.
Баба Яга бурчит себе под нос:
Эй, неси меня меня, метла
Стой! Куда ж ты занесла?
Здравствуйте, здравствуйте, мои милые девочки – вертелочки, мальчики - кочерыжки! Как дела?
Ведущий.
Здравствуй, Баба Яга! Что же ты, Баба Яга, натворила? Мы с ребятами готовились родителям показать наши знания, а ты нам всё испортила.
Баба Яга:
Я, вредная гражданка.
Я, вообще-то, как-никак –
Дама-интриганка.
Хоть вы полгода проучились,
Но ничему не научились.
Министр образования
Прислал меня с заданием
Проверить тут, разнюхать там,
И всем поставить двойки вам!
Я экзамен проведу!
Что не знаете, найду.
Ведущий:
Хорошо, хорошо, мы готовы выполнить твои задания.
1 задание.
Баба Яга:
1. Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).

2. На страницах букваря тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей. (Алфавит, буквы)

3. Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).

4. Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).

5. Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

6. Слово вкусное УХА, начинает буква….. (У)

Баба Яга:
Ой, да все вы только врете, ничего вы не могёте,
Или могите, забыла, русский я давно учила!
Ведущий. Эх, старуха Баба Яга, как же ты неправильно слова говоришь. А вот наши ребята научились говорить правильно все звуки и слова.
Баба Яга. Не верю! Докажите!
Ведущий . Давайте, ребята расскажем скороговорки:
Дети рассказывают скороговорки:
У Сени с Саней в сетях сом с усами. (Маша)
У забияки змея за пазухой. (Дима)
Шесть мышат в камышах шуршат. (Матвей М.)
У Полкана под лапкой палка. (Влад)
На дворе - трава, на траве - дрова. (Максим.)
Не хочет косой косить косой,
Говорит: "Коса коса". (Егор Б.)
Баба Яга . (С сожалением) Эх, мало у меня настоящих учеников. Мало ребят, которых могут красиво сделать хорошую пакость. Вот и вы…. А хотя, нет…. вы же на Ж мне ничего не рассказали…….
Ведущий . А на Ж, мы тебе расскажем Жужжащие стихи. Написал эти стихи
Андрей Усачев (Дети показывают инсценировку)
Встретил я в лесу Ежа.
Еж лежал в лесу ЖУЖЖА.
Я спросил Ежа: - Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Еж сказал: - я не жужжу,
После ужина лежу.
Я на ужин съел ужа,
Может, он лежит жужжа.
Я сказал Ужу: -Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Уж в ответ: - Я не жужжу,
После ужина лежу.
Жабу съел я у болота,
Может, ей жужжать охота.
Жабе я кричу: -Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Жаба квакнула Ужу:
И совсем я не жужжу!
Проглотила я Жука,
Жук жужжит наверняка.
Все кричат Жуку: - Скажите,
Отчего вы так жужжите?
- Ну жужжу, - ответил Жук.-
Иждаю нормальный жвук...
Я всегда, когда лежу,
После ужина жужжу!
Баба Яга.
Ой, какие хорошие стихи! Да-да, с этого звука начинается имя моей лучшей подружки. Ох, как она проучила крокодила Гену и Чебурашку… И зовут её - Жабокляк.
Ведущий. Дети, с какого звука начинается имя у Шапокляк? (Ш)
Тебе нужно научиться различать эти звуки, а мы уже научились.
Выходи Маша, расскажи стихотворение про эти звуки.
ШИПИТ – ЖУЖЖИТ. (Карельская Е.Г.)
Очень похожи эти два звука.
В гости они проберутся без стука.
Ш прошипит, проползая змеёй.
Ж – прожужжит, пролетая пчелой.
Как различить их?
Есть способ такой!
Ж – всегда звонкий.
Ш – он глухой.
Бабя Яга. (Плачет) Ну вот, ничего-то я не знаю….
Ведущий. Давай я поиграю с ребятами, а ты посмотри и может, чему-нибудь научишься.
2 задание
Я скажу вам 4 слова, а вы найдите одно лишнее и объясните, почему это слово лишнее.
МАК – РАК – АЛЬПИНИСТ – БАК.
(Слово альпинист лишнее, потому что в этом слове 3 слога, а в других словах по 1 слогу)
Баба Яга: (ворчит)
Ну, ну какие умные то! У меня тоже есть игра, с которой вы не справитесь.
Ведущий:
Ну давай, загадывай свою игру.
Баба Яга.
Буквы лежат, надо эти буквы на доски развесить. Только вот как? Забыла…. Ох, уж этот мне склероз.
3 задание
Ведущий:
Да мы это знаем, правда, ребята? На какие 2 группы можно эти буквы разложить? (На буквы, которые обозначают гласные звуки и на буквы, которые обозначают согласные звуки) (Дети выполняют)
Баба Яга
Ну ладно, ладно заумничали, заумничали.
Ведущий. А хочешь, мы имя твоей подружки напишем, чтобы ты запомнила, как оно пишется, вдруг письмо захочешь ей написать.
Баба Яга. (Недоверчиво) А вы умеете? Не может быть!
4 задание
Ведущий.
Выходите ко мне …(Приглашает 3-4 человек, они выкладывают из букв слово Шапокляк.)
Баба Яга: Ой, ой, ой, ой расфуфырились.
Ведущий: Да мы не только можем слово написать, а ещё выложить звуковую схему слова.
Баба Яга: Да быть этого не может!
5 задание
Ведущий вызывает к себе 3-4 детей, они выкладывают схему слова
Баба Яга:
Показали вы так внятно, и теперь мне все понятно.
Меня спросите что-нибудь, знаниями хочу блеснуть!
6 задание
Ведущий.
Хорошо, Баба Яга! Сейчас мы с детьми поглядим, а сможешь ли ты выполнить моё задание. У нас на досках есть слова, имена детей. И имя твоей подруги мы тоже написали. Вам нужно найти первую букву вашего имени и обвести её фломастером. Красным, если имя начинается с гласного звука, синим, если с согласного твердого звука, и зеленым фломастером, если согласный звук мягкий.
(Все работают, как закончили, объясняют.)
Баба Яга: Я конечно, почти готова навести порядок в букваре, но вы - то наверное и читать не умеете?
7 задание.
Ведущий.
Как это не умеем! Очень даже умеем. И не только слова, но и предложения. Выходите, ребята. Давайте объединимся в 2 команды. Одна команда - ко мне, а другая к Бабе Яге. У каждого из вас на груди табличка с одним словом. Встаньте так, чтобы зрители смогли прочитать предложение. (Ведущий помогает, а Баба Яга путает)
Баба Яга:
Да уж, я была не права, вы молодцы, столько всего знаете, придётся и мне с Лариской всему этому учиться. Ладно уж, давайте наведём порядок в Вашем букваре. (Слайд 3)
Ведущий.
Давайте прочитаем, что написано в нашем букваре. (Дети читают.)

Баба Яга:
Откройте мне, пожалуйста, секрет, как вы всему научились?
Ведущий.
Откроем, и споём тебе частушки. Садись, отдохни и послушай. Заводи, Маша, полукруг.
Дети поют частушки (каждый ребёнок одну частушку)
Частушки про логопедов (Автор неизвестен)
1. Утром делают зарядку
Все традиционную,
Ну а нам ещё дают –
Артикуляционную.
2. В дидактические игры
Полюбили мы играть.
Они классно помогают
Буквы нам запоминать!
3. Логопед к нам приходила,
Говорить нас всех учила.
Открывает, смотрит в рот -
Ничего не разберет.
4. Заниматься к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!
5. Мы играли в логопеда:
Дима пел, Матвей мычал,
Миша тигром притворялся
Егор талантливо молчал.
6. Мы играем в пулемет,
Мы рычим, как рация.
Не ругайте нас, идет
Автоматизация!
7. А вчера я объясняла
Маме с папой гласные.
Этих взрослых обучать -
Затея-то напрасная!
8. Написали мне в тетради
Трудное заданье.
Даже бабушка сказала:
- Что за наказанье!
9. Я решила в воскресенье
Все заданья повторить.
Даже наша кошка Мурка
Научилась говорить!
10. Вот закончилися муки,
Мне поставили все звуки.
На больничном побывал -
Половину растерял.
11. Проявляет логопед
Знанья и активность,
Повышается у нас
Коммуникативность!
12. Звуко-буквенный анализ –
Что за наваждение
Снова звуки выделяем,
Пишем предложения!
13. М» приходит в гости к «А» -
Начали сливать слова
А чтоб книжки все читать
Будем скорость развивать!
14. Должен каждый офицер
Говорить отлично “Р”!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
Все вместе:
15. Мы пока частушки пели,
Заплелися языки.
Вы похлопайте погромче
Мы старались, как могли!
Ведущий.
Спасибо, ребята, и сегодня, мне бы хотелось всем Вам вручить дипломы за талант, так все вы очень талантливы, что мы и сегодня увидели.
Диплом вручает ведущий вместе с Бабой Ягой.
Ведущий.
Мы только начали познавать всё богатство русского языка, всех вас ждут в стане правильной речи. Выходите, ребята, споём все вместе песню про эту страну.
Все поют песню на мотив «Маленькая страна»
Песня «Маленькая страна» (Автор неизвестен)
В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт.
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.

Припев:
Маленькая страна,
Правильная страна.
Там говорят и пишут верно
Звуки и все слова.

В этой стране не будет места
Грубым и злым словам.
Трудности и ошибки речи
Не приживутся там.
Нас логопед научил все звуки
Чётко произносить.
Будем всегда и везде стараться
Правильно говорить.
Припев:
Все прощаемся.

Подготовительная группа

Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ по «Звуковой ДОРОЖКЕ».

ЦЕЛИ: закрепить знания о согласных и гласных звуках ; учить соотносить звук с графемой, совершенствовать умения делить слова на слоги разной слоговой структуры; продолжать учить выделять гласные и согласные звуки из любой позиции слова; ; познакомить с начертанием печатных букв, научить моделировать буквы разными способами.

Оборудование: предметные картинки; карточки с индивидуальными заданиями; карандаши; соленое тесто, стеки, клеёнки, салфетки; тесьма; магнитофон, диск.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Под музыку дети входят в группу. В группе оформлены задания: «Радуга звуков», «Остров слов», «Веселая полянка». Между ними проложена извилистая «звуковая дорожка», украшенная яркими буквами.

Приветствие:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

– Доброе утро солнцу и птицам!

– Доброе утро улыбчивым птицам!

И каждый становится добрым, доверчивым!

И доброе утро длится до вечера!

Входит Незнайка (ребенок из другой группы) с конвертом заданий.

Незнайка. Ребята, я сегодня был в школе, но ничего не понял, учительница говорит, что я перепутал все звуки и буквы.

Логопед. Давайте пригласим Незнайку пройти с нами по «звуковой дорожке» и поможем ему выполнить задания. (Незнайка отдает конверт с заданиями.)

В ходе занятия дети поочередно проходят по дорожке все пункты. Каждый из них получает индивидуальную карточку, карандаш; свободно располагаясь, выполняет задание. Логопед с Незнайкой проверяют и приглашают к следующему пункту.

ЗАДАНИЯ «Звуковой дорожки».

«РАДУГА ЗВУКОВ» – соединить линией картинки, названия которых начинаются с одного звука.

«ОСТРОВ СЛОВ» – определить позицию заданного звука в слове. Написать букву в том месте, которое соответствует позиции звука.

«ВЕСЁЛАЯ ПОЛЯНКА» – на импровизированной выставке разложены предметные картинки. Дети по очереди берут картинки, делят слова на части (слоги), подсчитывают количество слогов.

2. Изготовление волшебного медальона.

Логопед. Ребята, вы знаете, что такое медальон?

Дети отвечают.

Логопед. Медальон – это ювелирное украшение, которое человек может получить в подарок или сделать сам. Давайте и мы вместе с вами сделаем медальон и украсим его первой буквой своего имени. Медальоны носят на шее, поэтому к нему мы прикрепим тесемочку.

Логопед. Незнайка, а с какого звука начинается твоё имя? Ребята, а вы можете назвать первый звук своего имени?

Дети отвечают.

Логопед. Начнем мы нашу работу с формы-основы. Она может быть треугольная, квадратная, круглая. Затем лепим букву, выкладываем на основе, делаем петельку из тесьмы, которую подарил Незнайка.

Дети выполняют работу. После выполнения дети рассматривают медальоны, называют буквы, имена и слова, начинающиеся с этой буквы.

Логопед. Какое имя еще можно назвать на этот же звук?

3. Итог занятия.

В конце занятия логопед предлагает детям спеть веселую песенку. Звучит аудиозапись мелодии по выбору. Все дети и логопед сидят в кругу, тесно прижавшись друг к другу, поют и выполняют действия в соответствии с текстом песни:

Соседей можно потолкать, потолкать, потолкать.

Соседей можно потолкать, потолкать.

Соседей можно щекотать, щекотать, щекотать.

Соседей можно щекотать, щекотать.

Соседу можно пошептать, пошептать, пошептать.

Соседу можно пошептать, пошептать.

Соседа можно обнимать, обнимать, обнимать.

Соседа можно обнимать, обнимать….

Незнайка благодарит детей и уходит.

Екатерина Ходаш
«Путешествие в страну Знаний». Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №1 «Сказка»

Конспект итогового логопедического

занятия по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

«Веселые человечки»

на тему :

«Путешествие в Буквенное царство ,

Звуковое государство»

Подготовила и провела :

Учитель-логопед : Крючихина Е. А.

Полярный,

Программное содержание .

Коррекционно-образовательные цели :

Закреплять навык звукослогового анализа слов .

Закрепить графический образ букв.

Закреплять навык чтения слогов и слов .

Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающие цели :

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать память и внимание.

Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Развивать умение ориентироваться в пространстве .

Коррекционно-воспитательные цели :

Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Формировать навык совместной работы в паре.

Оборудование : диктофон с записью голоса царицы Грамматики ; буквы-указатели; мячики с надписями слогов , звуковые схемы на «секретных замках» ; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент. Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Встают в круг, взявшись за руки, и говорят :

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Логопед : Прежде, чем начать заниматься- подготовим наши язычки , чтобы они у нас были послушные, проведём артикуляционную гимнастику.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ СКАЗКА «У БАБУШКИ С ДЕДУШКОЙ»

Толстые внуки приехали в гости (дети надули щеки) .

С ними худые - лишь кожа да кости (втянули щеки, не открывая рта) .

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)

Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)

Утром проснулись - в улыбочку губы (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами) Вправо и влево, внутри и снаружи

С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка) .

II. Сообщение темы занятия .

В это время звучит голос из волшебной шкатулки : «Я царица Грамматики , хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном слове. Собрав все буквы, вы сможете узнать это магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».

III. Закрепление изученного материала.

Логопед : Ну что, ребята, поможем царице Грамматики ? Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны :

Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (звук) . Вопросы- какие звуки вы знаете?

Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква) . Что такое буква?

Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог) .

Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту (слово) . Какие вы знаете неизменяемые слова?

Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я (предложение) . Как мы можем дополнить предложения?

Но как мы туда попадём в это царство? На чем отправимся в путешествие ?

Ответы детей : на поезде!

Логопед : Мы отправляемся в Звуковое царство, Буквенное государство– Хорошо! Едем на поезде! Чтобы наш весёлый поезд тронулся нам нужно его завести, сказав волшебные слова :

«Мчится поезд, скрежеща, Жа-ша-ча-ща, жа-ша-ча-ща!» (дети повторяют) . И еще необходимы билеты- Но билеты не простые, они заколдованные. Чтобы первую букву узнать, вам надо ее пощупать и слово назвать.

Дети на ощупь отгадывают букву и подбирают слово, начинающееся на эту букву.

Из группы выезжаем , видим лес- в него въезжаем, по дороге едем, видим мостик-на него мостик заезжаем, через мостик переезжаем, в город заезжаем.

Звучит волшебная музыка.

1. Логопед : Вот мы и оказались в Звуковом царстве, Буквенном государстве. Посмотрите, дорогу дальше нам укажут буквы.

Вы загадки разгадали

В волшебную страну попали

Но смотрите впереди очень мощные замки.

Чтобы буковку забрать сумей замок ты открывать.

Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если она подходит, то замок открывается. (картинка часы, вазы, слона)

Логопед : Замки открыли- букву получили. (Д)

2. Логопед : Буквоед приготовил следующее задание-«Зашифрованное слово»

Цифры по порядку быстро расставляйте

Полученное слово вслух вы прочитайте.

И звуковой анализ выполняйте.

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.

Логопед . Молодцы!Букву новую получи- (Р)

3. Следующее задание от Буквоеда :

Назови звук, который повторяется чаще всего :

Работа, парта, рука, Родина

Лампа, пол, укол, палка.

Ответы детей : Л и Р.

Логопед : Правильно! И сейчас мы с вами будем выделять эти звуки из слов- если слышим Л-хлопаем, если Р- топаем.

Рама, лама, роза, лоза, вал, вар, торт, порт

Болото, работа, укроп, клоп, лампа, рампа,

Стол, пол, карта, парта, лом, ром.

Здесь ветер сильный погулял

И звуки все разбросал.

Игра «Замени звук» . Упражнение в образовании новых слов, путём замены звука «р-л» (слова– паронимы) .

Рак – лак, бар – бал, борт – болт, игра- игла

Ров – лов, жир – жил, стар – стал

Рот – лот, пир – пил, рожь – ложь

Рама – лама, мир – мил, город – голод

Мы различали и находили звуки Л- Р в словах. Букву новую получи- У

Физминутка

Весёлая разминка «Есть у нас игра такая» дети сопровождают речь движением.

Вот у нас игра какая :

Хлоп ладошка, хлоп - другая Хлопки в ладоши.

Правой левую ладошку

Мы пошлепаем немножко. Шлепки по левой руке.

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай. Шлепки по правой руке.

А потом, потом, потом

Даже щечки мы побьем. Легкое похлопывание по щекам

Вверх ладошки!

Хлоп, хлоп, хлоп! Хлопки над головой.

По коленкам - шлеп, шлеп, шлеп Хлопки по коленям

По плечам теперь похлопай Шлепки по плечам.

По бокам себя пошлепай. Шлепки по бокам.

Можем хлопнуть за спиной

Хлопаем перед собой! Шлепки за спиной и перед грудью.

Справа - можем,

слева - можем!

И крест- накрест руки сложим! Поколачиванuе по груди.

И погладим мы себя,

Вот какая красота! Поглаживанuе по рукам, груди, бокам.

5. Логопед : «Повтори- не ошибись!»

1. У САШИ В КАШЕ

СЫВОРОТКА ИЗ ПРОСТОКВАШИ.

ХОХЛАТЫЕ ХОХОТУШКИ ХОХОТОМ

ХОХОТАЛИ : ХА-ХА-ХА!

3. ЛЕНА ИСКАЛА БУЛАВКУ,

А БУЛАВКА УПАЛА ПОД ЛАВКУ.

ОГОРЧЁННАЯ СОРОКА

ВОЗВРАЩАЕТСЯ С УРОКА.

ВЕСЬ УРОК БОЛТАЛА С СОЙКОЙ

И ДОМОЙ ВЕРНУЛАСЬ С ДВОЙКОЙ.

4. НАШ ПОЛКАН ПОПАЛ В КАПКАН.

ЛАРА У ВАЛИ

ИГРАЕТ НА РОЯЛЕ.

МЁД В ЛЕСУ МЕДВЕДЬ НАШЁЛ,

МАЛО МЕДУ, МНОГО ПЧЁЛ.

МАРИНА ГРИБЫ МАРИНОВАЛА,

МАРИНА МАЛИНУ ПЕРЕБИРАЛА.

ЗАДАЛИ В ШКОЛЕ ДЕТЯМ УРОК :

ПРЫГАЮТ В ПОЛЕ СОРОК СОРОК.

ДЕСЯТЬ ВЗЛЕТЕЛИ, СЕЛИ НА ЕЛИ.

СКОЛЬКО ОСТАЛОСЬ В ПОЛЕ СОРОК?

САША ЛЮБИТ СУШКИ,

СОНЯ – ВАТРУШКИ.

КОТ МОЛОКО ЛАКАЛ,

А БОРЯ БУЛКУ В МОЛОКО МАКАЛ.

У ИВАШКИ РУБАШКА,

У РУБАШКИ КАРМАШКИ.

ИСПУГАЛСЯ ГРОМА РОМА,

ЗАРЕВЕЛ ОН ГРОМЧЕ ГРОМА.

Логопед : Молодцы!Букву новую получи- Ж

6. Логопед : «Раздели слова на слоги»

Впереди гора стоит,

Она из слов вся состоит.

Разобрать его вам нужно

Будет путь тогда открыт.

Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги» . Каждый ребёнок называет слово и определяет количество слогов - с помощью мяча отбивает слоги

Логопед : Молодцы! Букву новую получи- Б

7. Логопед :

Чтобы слово вам узнать

Мячики нужно собирать.

Мячики собираются-

Слово на нём читается

Дети, разбиваясь в пары, собирают мячи одинакового цвета. На каждом мяче записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова. С получившимся словом придумывают предложение.

Логопед : Молодцы!Букву новую получи -А

Логопед . Вот и собрали мы все буковки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами? Буквы все разного размера?

(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово - дружба).

«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей .

Я желаю вам друзья делать добрые дела

И дружить и дорожить

И добро друзьям дарить».

IV. Итог занятия . Оценка деятельности детей

Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова :

Шире наш чудесный круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернись

И друг другу улыбнись.

Логопед : Что понравилось? Что было сложно?

Ирина Нагорная
Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе

«Путешествие в страну знаний»

Цель : Учить детей производить звуко-буквенный анализ и синтез слов, давать полную характеристику звукам. Закрепить у детей навыки правильного звукопроизношения, развить у детей фонематическое восприятие. Развивать лексико-грамматический строй речи : умение согласовывать существительное и прилагательное с числительным; подбирать антонимы; употреблять притяжательные прилагательные, использовать предлоги в предложениях.

Развивать познавательные процессы : внимание, память, мышление.

Воспитывать умения работать в коллективе. Прививать любовь к книгам.

Предварительная работа : Чтение рассказов Носова «Незнайка на луне» , «Старик - Хоттабыч» . Проведены дидактические игры : «Моя первая азбука» , «Четвертый лишний» , Карусель – «Учим буквы» , «Расшифруй слова» , «Речевая тропинка» , «Фонематика» , «Поиграем со словами» , «Набор звуков – символов» с подгруппами детей .

Оборудование : предметные картинки, таблица с изображением дома, избушки, замка, иллюстрация с изображением животного, картинка с изображение инопланетянина, мяч, конверты на каждого ребенка с буквами разного размера, сундук.

Ход занятия

Логопед : Ребята, я узнала, что у вас из группы исчезли все книги , буквари, буквы.

Кто же это мог сделать?

Звонок телефона

И в школе я училась ну кое-кое как,

А вы так много знаете, меня этим пугаете.

Все буквы ваши, книжки на 7 замков закрыла.

Я спрятала в сундук.

Чтобы нового вы ничего не узнали,

Чтобы в школу вас не взяли!

Логопед : Ребята, не огорчайтесь, мы откроем все 7 замков у сундука, чтобы вернуть ваши книги, буквы, но для этого нужно выполнить задания, которые она вам приготовила.

Логопед : Вы готовы?

1 задание

Старуха - Шапокляк хочет узнать, как вы умеете использовать предлоги в предложениях.

Какого персонажа из сказки вы видите на картинках? - Старик-Хоттабыч

На чем сидит Старик –Хоттабыч?

Куда спрятался Старик - Хоттабыч? - Спрятался за кувшин

Откуда он выглядывает? - Выглядывает из-за кувшина.

Куда влез Старик - Хоттабыч? - Забрался под кувшин

Молодцы. Сейчас мы поиграем в игру.

Игра «Превращалки»

Посмотрите на картинку, назовите ее, назовите ее маленькой и огромной, например : Это паук, маленький паучок, огромный паучище.

Картинки : рука, лиса, диван, кровать. Это рука, маленькая ручка, огромная ручища.

Ребята, вы молодцы справились с 1заданием.

Логопед : 2 задание.

Старуха – Шапокляк хочет узнать, как вы умеете внимательно слышать слова.

Если вы услышите слова правильно – показываете большой палец, а если не правильно, то трогаете мочку уха.

Клетка Альбом

Къетка Авбом

Кветка Аньбом

Киетка Афбом

Кветка Аньбом

Клетка Альбом

Молодцы ребята, вы умеете правильно слышать слова.

Логопед : 3 задание.

У каждого на столе лежат конверты. Вам задание : из букв лежащих в конвертах, составить слово, начиная с самой высокой буквы.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Настя прочитай слово, которое у тебя получилась. зима

Максим, сколько звуков в слове ЗИМА? - 4 звука

Диана, назови первый звук. – [ Зь]

Лера, дай характеристику этому звуку.

Женя, назови второй звук. [ И]

Аня, дай характеристику звуку [И].

Настя, назови 3 звук в слове ЗИМА. [М ]

Коля, охарактеризуй этот звук.

Кристина, назови последний звук, какой это звук. [А ]

Молодцы ребята и с этим заданием вы тоже справились.

Физминутка.

Логопед : Ребята, я смотрю, вы устали и сейчас немножко отдохнем.

Дети встают в круг. Вы сейчас будете передавать друг другу эмоции.

Настя передай детям радость –

Слава передай удивление –

Женя передай задумчивость –

Лера передай морщинистый лоб –

Аня нахмурь брови -

А теперь я вам передаю ритм, а вы его повторите….

Елена Михайловна проиграет ритм, на кого покажу, тот должен его повторить. (Дети повторяют музыкальный ритм)

Мы с вами немного отдохнули, передали друг другу эмоции, отхлопали сложные ритмы

Логопед : Следующее задание.

Скажите, кто из сказочных героев был на луне?

Незнайка прислал вам с луны свои рисунки.

Незнайка нарисовал животного, которого не существует, внимательно посмотрите и назовите :

Чей хвост? Это хвост заячий.

Чья голова? Это голова беличья.

Чьи уши? Это уши лисьи.

Чьи лапы? Это лапы волчьи.

Поиграем в игру «СОСЧИТАЛКА» .

Две зеленые руки.

Три красные руки.

Два синих глаза.

Четыре черных антенн.

Молодцы, вы правильно справились с заданием.

Логопед : 5 задание от старухи - Шапокляк.

Игра «Посели слово»

Слушайте задание : У вас на столах лежат картинки. Определите количество слогов в словах , изображенных на картинках, и «поселите» эти слова в соответствующие дома. Те картинки, где один слог «поселим» в дом, в замок – картинку, где два слога и в избушку – картинку, где три слога.

Молодцы. Вы правильно поделили слова на слоги и «поселили» картинки.

Последнее задание.

Шапокляк, прислала нам ряд вопросов и просит, чтобы мы ответили на них.

Игра «СКАЖИ НАОБОРОТ»

Логопед бросает мяч ребенку и произносит слово, ребенок должен поймать мяч и назвать противоположное слово, например : грустный- веселый

Друг Бежать Горячо

Вдох Тонкий Больной

Широкий Длинный Лето

День Высоко Мокрый

Молодцы ребята. Я очень рада, что вы справились со всеми заданиями.

Звонок телефона : Я вредная старушка, старушка Шапокляк.

Вы так много знаете, пожалею я вас, верну я вам ваши

книжки – вот ключи от замков. Открывайте сундук ,

забирайте книги.

Логопед : Как гласит пословица «Ученье свет, а не ученье тьма» .

Итог : Давайте вспомним, чем занимались?

Оценка : Мне очень приятно было слышать ваши полные правильные ответы, особенно хочу отметить Настю, Славу, Аню, Леру, Максиму хочется напомнить не торопиться выслушивать задание до конца.

За ваш труд я хочу вам подарить эти книги, по которым вы будите получать дальнейшее знание.

На этом наше путешествие закончено.

Развитие красивой, грамотной речи у дошкольников - не только способ избавиться от речевых дефектов, но и возможность дать ребёнку почувствовать себя увереннее в общении со сверстниками и взрослыми. Умея правильно изложить и донести свои чувства, сформировать навыки устного разговора, дошкольник будет понимать, о чём он сам говорит, что хочет рассказать. Воспитатель и логопед, проводящий групповые и индивидуальные речевые занятия с детьми, помогают дошкольникам преодолеть сложности в изучении родного языка и изложении своих мыслей в устной форме.

Теоретические аспекты логопедических занятий в детском саду

Цели для логопедических занятий, как правило, общие:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Формирование навыков произношения звуков (зависит от этапа работы над определённым звуком).
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие навыков звукового анализа.
  • Совершенствование лексико-грамматических конструкций.
  • Развитие мелкой моторики рук для подготовки к письму.

Овладение родным языком - важнейшее приобретение ребёнка в дошкольном детстве

Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя её, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления.

К. И. Чуковский

Методической целью открытого логопедического занятия является демонстрация того, какие методы и приёмы обучения использует педагог, как доступно подаётся материал. Если занятие проводится в конце полугодия, можно увидеть, каких успехов достигли дети за время обучения.

Задачи для разных возрастных групп

Для каждого занятия ставится одна конкретная цель и несколько основных задач, которые будут решаться в процессе образовательной деятельности.

Задачи для воспитанников младших групп ДОУ:

  • Расширение словаря.
  • Развитие слухового и зрительного внимания.
  • Обучение правильному звукопроизношению.
  • Развитие умения различать предметы и описывать их внешние признаки для умения составлять связные описания.

В средней группе логопедические занятия решают ряд задач:

  • Активизация речевой деятельности.
  • Формирование правильного дыхания при разговоре.
  • Развитие артикуляции и речевого слуха.
  • Развитие ассоциативного мышления (помогает устанавливать связи между различными понятиями, способствуя становлению грамотной речи, логичному построению предложений).

В общении со взрослыми и сверстниками ребёнок осваивает правила человеческой речи, узнаёт новые слова

Для дошкольников старшей группы будут актуальны задачи:

  • Развитие умений давать характеристики звукам (длинные, короткие, как произносятся, в каких словах встречаются).
  • Формирование представлений о глухих и звонких звуках.
  • Развитие диалогической речи.

Примеры задач для воспитанников подготовительной группы:

  • Совершенствование точности мимики и жестов при разговоре.
  • Совершенствование умения точно и чётко отвечать на вопросы.
  • Развитие внятной грамотной речи.
  • Формирование навыка правильного речевого дыхания.

Занимаясь с воспитанниками ДОУ, логопед ведёт карты речевого развития каждого ребёнка

Родное слово - сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.

К. Д. Ушинский

Таблица: логопедические приёмы в работе с дошкольниками

Название приёма Описание Чем полезно Актуальность использования на открытом занятии Примеры игр
«Песочные игры» Выбор игр зависит от возраста дошкольников. Для реализации таких приёмов педагогу необходимо иметь несколько ящиков, заполненных песком на одну треть, наборы мелких игрушек (человечки, транспорт, растения, животные), можно обзавестись и набором букв из дерева или пластмассы для игр на составление слов.
Игры с песком хорошо использовать при знакомстве со звуками и обучении детей правильному написанию слов.
В процессе игры дети лучше запоминают учебный материал, учатся самостоятельно описывать предметы по памяти и развивают мелкую моторику для подготовки рук к письму. Кроме того, работа с песком снимает лишнее напряжение и повышает эмоциональный фон детей. Задания в форме игры помогают детям отвлечься и расслабиться, поскольку некоторые из них могут некомфортно чувствовать себя в присутствии посторонних людей на занятии. С другой стороны, это хороший способ дать детям проявить себя, показать свою самостоятельность и фантазию. Педагог тоже может проявить творческий потенциал, показав коллегам различные варианты обучающих игр, интересных для дошкольников.
  • «Город с одним звуком».
    Логопед предлагает детям выбрать фигуры, в названии которых есть определённый звук и построить в песке город только с этими фигурами. За одну игру дети могут создать несколько городков, лучше запомнив звуки и слова, в которых они произносятся.
  • «Клад» (лучше проводить с детьми старшего возраста).
    Ребёнок прячет в песке фигурку. Затем объясняет остальным, сколько слогов в названии предмета и называет несколько звуков из этого слова. После того как дети отгадают, что это, они должны будут найти фигурку по инструкциям от спрятавшего («левее», «правее», «копать глубже» и т. д.).
  • Аналог игры «Волшебный мешочек».
    Педагог прячет в песке несколько разных букв. Дети должны на ощупь найти буквы и назвать их, затем можно перечислить слова, которые начинаются или заканчиваются на найденную букву.
Мимические упражнения Приём подходит для воспитанников всех возрастных групп. Данные упражнения помогают развить подвижность лицевых мышц, позволяют в дальнейшем вырабатывать чёткие артикуляционные движения. Упражнения влияют на дальнейшее развитие артикуляции, помогают ребёнку контролировать мимику во время разговора, чтобы ему проще было объяснить то, что он чувствует. С этого приёма можно начинать занятие, подключив гостей. Например, попросить детей с определёнными эмоциями рассказать гостям историю, что поможет воспитанникам не чувствовать себя неуютно в присутствии посторонних и поднимет настроение. Чем больше эмоций сможет задействовать педагог в работе - тем лучше. Есть возможность продемонстрировать коллегам собранный материал, который в дальнейшем они тоже могут использовать (картинки с эмоциями, изображениями разных зверей, «облака настроения», карточки с заданиями и т. д.). На первых занятиях всё начинается с простых упражнений - хмурить брови, поочерёдно открывать и закрывать глаза, постепенно движения будут усложняться (поднимать брови вместе и по очереди, широко улыбаться, делать губы «бантиком», пошевелить носом и пр.).
Нужно развивать у детей произвольность движений и контроль мимики. Лучше всего просить дошкольников изобразить определённые эмоции - радость, грусть, удивление, испуг, злость, счастье, бодрость, ликование, усталость и т. д. Чтобы дети, особенно младшие дошкольники, не теряли интереса к занятию, используется наглядный материал с изображениями эмоций («повтори, что на картинке») или эмоциональные состояния животных, которым можно дать названия (хитрая лиса, сердитый волк, добрый мишка).
Дыхательная гимнастика Применяется на всех возрастных группах на каждом занятии.
Ритмичное шумное дыхание помогает насытить организм кислородом, выйти из стрессового состояния.
Помогает развивать правильное дыхание при разговоре, успокаивает детей и настраивает их на обучение. С такой гимнастики стоит начинать занятие, чтобы детям было проще поддерживать внимание и позитивный настрой в дальнейшем. Привычная деятельность успокаивает воспитанников, несмотря на присутствие посторонних людей.
  • «Паровоз».
    Шумно набрать воздух через нос, задержать дыхание на 1 или 2 секунды, громко выдохнуть через рот, сложив губы трубочкой и издавая звук «у». Вдох должен быть резким и коротким, а выдох - плавным и долгим.
  • «Полёт самолёта».
    Ребёнок, изображая самолёт, «летает» по комнате и издаёт звук «у». Когда воспитанник «летит», звук должен быть выше, направляться в голову, при «посадке» звук становится ниже, идёт от туловища. Упражнение помогает регулировать кровяное давление, обучает дыханию в заданном темпе.
Массажный мяч Подходит для дошкольников любого возраста. Такие мячи применяются для массажа ладоней и пальцев, способствуя развитию мелкой моторики и подготовки детских рук к письму, повышая работоспособность каждой руки. Развивает мелкую моторику, подготавливая руку к письму. Если дети уже занимаются с прописями, то массажный мяч можно использовать в начале занятия для разминки или в середине для снятия усталости. Демонстрация педагогом различных упражнений для детей, показ правильных методических указаний в процессе занятий. Можно использовать мячи разного размера для массажа не только всей кисти, но и отдельных пальцев, которыми ребёнок в дальнейшем будет держать письменные принадлежности.
«Создание ситуации успеха» Приём подходит для детей, выполняющих задания в прописях. Ребёнок пишет в рабочей тетради только карандашом, а педагог не исправляет ошибки, только делает пометки на полях. Это позволит ребёнку стереть то, что он сделал неправильно, исправить работу самому. Такой приём способствует поднятию самооценки воспитанника, что даст ему дополнительное желание заниматься. Помогает ребёнку поверить в собственные силы, вызывая у него желание лучше работать, пробовать выполнять задания без ошибок и самому находить недочёты в работе. Этот приём является относительно новым, что даёт возможность педагогу наглядно показать, почему не стоит самостоятельно исправлять ошибки за ребёнка и ругать его в случае неудачи.
«Найди картинку» Изображения для карточек нужно подбирать в соответствии с возрастом детей и их словарным запасом.
Каждому ребёнку выдаётся карточка с различными изображениями (предметы, животные, растения). Нужно найти картинки по обозначенному педагогом принципу.
Развивает внимание, память, помогает лучше усваивать материал. Здесь может быть много вариантов заданий для детей, чтобы продемонстрировать уже имеющиеся у них знания, раскрыть тему занятия. Педагог демонстрирует собранный им материал (картинки могут быть тематическими, разделёнными по количеству слогов, букв и т. д.) и разработанные для разных возрастных групп задания с карточками. Дошкольники могут выполнять ряд различных заданий с карточками. Например, выделить картинки, в названиях которых есть буква «р», выделить картинки, названия которых начинаются с определённого слога, выделить картинки, заканчивающиеся на определённую букву.
Нетрадиционные упражнения с использованием здоровьесберегающих технологий Подходят для воспитанников любого возраста. Ряд упражнений, которые приведут в порядок физическое и психическое состояние учащихся, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией. Упражнения позволяют обучить детей приёмам сохранения здоровья, восстановления сил, развития переключаемости внимания, снятия напряжения, стимуляции работоспособности и мышления. Упражнения позволяют быстро восстановить работоспособность дошкольников, предупреждают утомление, значит, дети будут активно работать в течение всего занятия.
  • «Путешествие по телу» направлено на снятие мышечного напряжения.
  • Зрительная гимнастика.
  • Релаксационное упражнение «Любопытная Варвара».
Игровые приёмы Подходят для дошкольников любого возраста. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста - игра. В игровой форме сложные и утомительные задания воспринимаются ребятами с интересом и выполняются с удовольствием. Способствуют поддержанию интереса детей к занятию, формированию положительной мотивации и познавательного интереса. За счёт игровой формы поддерживается мотивация воспитанников к выполнению заданий.
  • «Волшебный сундучок».
    Описательные рассказы даются детям трудно. И они их очень не любят. Здесь можно использовать «Волшебный сундучок» - коробку, в которой лежат маски. Один ребёнок садится на стульчик напротив других детей, логопед надевает на него маску, которую достаёт из волшебного сундучка (маски по лексическим темам: животные, птицы и т. п.). Дети начинают описывать то, кем или чем является ребёнок в маске по вопросам или по плану, ребёнок в маске угадывает.
  • Игра «Бусы». Используется при обучении звуковому анализу. Картинки наклеены на кружочки-бусинки. Дети собирают бусы, прикрепляя бусинки в соответствии с последним звуком предыдущего слова. Например: кот-торт-тыква-акула.

Мотивирующее начало занятия

Организационный вводный этап необходимо хорошо продумать, поскольку от него может зависеть весь дальнейший успех занятия. Логопеду нужно ввести детей в тему, с первых минут заинтересовать и сохранить положительную мотивацию на работу до конца занятия. Для этого существуют различные методы мотивации и поощрения.

Ещё в начале года логопед может завести для каждого воспитанника дневник его достижений, куда за каждое успешно выполненное задание будет добавляться красивая наклейка, обозначающая успехи дошкольника. Такой метод больше подойдёт для детей старших и подготовительных групп с целью поддержания интереса к занятиям на протяжении всего учебного года.

От того, какой будет мотивация воспитанников в начале занятия, во многом зависит результат самого мероприятия

Для детей младшего возраста в начале занятия хорошо использовать наручных кукол, которые «пришли проверить», готовы ли ребята к занятию, какое у них настроение. Например, педагог надевает на руки кукол мишки и зайчика, которые задают детям вопросы («Вы готовы начать урок?», «Взяли с собой хорошее настроение?», «Красиво ли вы сидите?» и т. д.).

В любой возрастной группе занятие можно начать с загадок на основные темы, чтобы дети сами смогли догадаться, что они сегодня будут изучать. Это поможет им сразу включиться в происходящее, начать размышлять и мотивирует дать правильный ответ.

Со средней группы используется вводное упражнение «составь целое из частей». Детям показывают картинку с сюжетом из знакомой сказки, а потом предлагают рассказать, что это за сказка, какие здесь герои, чем они заняты, где находятся, слов с какими буквами больше всего на этой картинке. Чем ярче и полнее иллюстрации, тем больший интерес возникнет у детей.

Воспитанников старшей и подготовительной групп можно сразу вызвать на диалог, например, начать беседу о том, что они видели на прогулке или по дороге в детский сад, какая была погода, время года, видели ли они животных и растения, что им больше всего запомнилось. Это побуждает детей сразу включаться в обсуждение, учиться грамотно пересказывать увиденное, чётко выстраивать предложения.

Новая интересная игра надолго привлечёт внимание дошкольников

В начале открытого занятия для детей разного возраста можно использовать организационный момент с участием присутствующих взрослых. Педагог предлагает дошкольникам поздороваться с гостями, но сделать это необычно. Каждый ребёнок получает вырезанное из картона лицо с изображением определённой эмоции. Дети здороваются с той интонацией, которая больше всего подходит к их картинкам. Воспитанников старшего и среднего дошкольного возраста можно попросить составить короткие рассказы о себе или друг друге, чтобы представиться гостям. Детям младшего возраста должен помогать педагог. Он может попросить малышей рассказать гостям, где в группе находятся предметы, начинающиеся на определённую букву или с заданным количеством слогов.

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия в разных возрастных группах

Возрастная группа Тема занятия Цель занятия Пример мотивирующего начала занятия Актуальность приёма
Младшая «В деревне у бабушки» Расширить знания детей о домашних животных. Сюрпризный момент на вводном этапе. Логопед показывает детям большую украшенную коробку, предлагает угадать, что в ней. Затем достаёт из коробки игрушку паровоз и рассказывает, что он отвезёт ребят к бабушке в деревню, где они познакомятся с домашними животными. Пока дети «едут» на паровозе, они выполняют речевые упражнения, имитируя звуки езды (чух-чух, ту-ту). Такое начало занятия позволяет сразу подключить дыхательную гимнастику и имитирующее упражнение, что поможет детям лучше работать в процессе всего урока.
Средняя «В поисках сказок» Закреплять у детей представления о числах, времени суток, пространстве. Сюрпризный момент. Педагог показывает детям книгу сказок, в которой совершенно пустые страницы. Обнаружив пропажу, нужно предложить детям отправиться на поиски сказок на поезде в библиотеку. Педагог говорит, что дети поедут по билетам, а потому нужно быстро найти подходящие по цвету к вагонам поезда билеты (дидактическая игра, материалы к которой нужно подготовить заранее: билеты из цветной бумаги и поезд из картонных вагончиков). Игра развивает внимание, логику, позволяет закрепить названия цветов в игровой форме, повысив интерес детей к занятию и дальнейшим заданиям.
Старшая «Зимушка-зима» Обобщить и систематизировать знания детей о зиме. Организационный момент. Дети встают каждый около своего стульчика. Логопед предлагает детям сыграть в игру. Он будет загадывать загадки о зиме, на которые дошкольники по очереди отвечают. Тот, кто дал правильный ответ, садится на стул. Игра помогает детям с интересом включиться в занятие, необходимо заранее подготовить большое количество загадок. Задание на внимательность, развитие слухового внимания. С первых минут дети вовлечены в процесс, начинают размышлять над темой занятия, стараются давать правильные ответы, закрепляют правильное произношение знакомых слов.
Подготовительная «Составление рассказа о любимом герое сказки» Развивать логическое мышление и грамотную речь. Организационный момент. На доске размещены картины с изображениями сказочных персонажей. Педагог говорит, что герои не помнят, как они выглядят, поэтому он будет называть имена персонажей, а дети, не показывая пальцем на картинку, должны своими словами описать внешний вид персонажа. Дети учатся составлять описательные рассказы, воспроизводить в устной речи то, что видят, грамотно строить предложения. Задание развивает внимание, наблюдательность.

Как подготовить и провести открытое логопедическое занятие в ДОУ

Открытое занятие отличается от обычного тем, что разрабатывается и проводится по специально заготовленной форме организации, где педагог может продемонстрировать коллегам свои методы и приёмы работы, которыми он успешно пользуется для достижения качественных результатов. Для воспитанников же это обычное занятие, не отличающееся от ряда других, за исключением присутствия посторонних людей.

Для проведения логопедических занятий потребуется набор зеркал, чтобы дети могли самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений

Дошкольный возраст - период интенсивного овладения ребёнком родным языком, стремительного расширения словарного запаса, а также понимания разнообразных речевых оттенков и интонаций.

При подготовке открытого занятия логопед опирается на технологическую карту, включающую описание цели, задач, каждого этапа занятия. По результатам проведённого мероприятия в документ заносятся сведения о полученных результатах и оценка работы детей на занятии.

Технологическая карта поможет при подготовке открытого занятия, а в дальнейшем и при анализе результатов

Картотека тем

Каждая тема включает в себя новые слова, которые должны расширить словарный запас ребёнка. На занятиях изучаются существительные, глаголы, признаки предметов (времён года, погоды, животных, людей и т. д.), наречия, предлоги. Список тем, которые логопед может реализовывать в течение года:

  • Осень. Деревья.
  • Лес. Грибы и ягоды.
  • Огород. Овощи.
  • Фрукты. Сад.
  • Осень (обобщённые знания об осени, её погоде, месяцах, поведении животных и птиц в это время года).
  • Тело человека.
  • Дикие животные.
  • Животные холодных и жарких стран.
  • Домашние животные.
  • Птицы перелётные и зимующие.
  • Одежда, обувь, головные уборы.
  • Новогодний праздник.
  • Зима.
  • Дом. Строительство.
  • Квартира. Мебель.
  • Посуда. Продукты.
  • Весна.
  • Семья.
  • Домашние растения.
  • Профессии.
  • Рыбы. Мир океана.
  • Транспорт.
  • Космос.
  • Наш город.
  • Наша страна.
  • Цветы.
  • Насекомые.

Для проведения индивидуальных открытых логопедических занятий с воспитанниками, можно воспользоваться соответствующей картотекой .

Фотогалерея: дидактические игры и схемы для занятий

Весёлые картинки помогут дошкольникам запомнить правильное употребление предлогов Игра «Продолжи ряд» развивает логическое мышление дошкольников Дидактическая игра «Посмотри и назови» развивает навыки классификации, умение обобщать Опорная схема поможет ребёнку составить рассказ о себе Старшие дошкольники учатся составлять описательные и сравнительные рассказы по картинкам С помощью данной игры ребёнок закрепляет знания о способах передвижения животных Игра «Составь слово» тренирует знания букв и звуков Данная схема поможет закрепить знания дошкольников о профессиях

Временной план занятия

Как и любое другое, логопедическое занятие в детском саду состоит из нескольких этапов:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение темы занятия.
  3. Описание и характеристика звука, который будет изучаться.
  4. Произношение нужных звуков в слогах, словах, предложениях.
  5. Физкультминутка.
  6. Работа над произношением.
  7. Использование звука в связной речи, диалоге, рассказе.
  8. Итог занятия.

В разных возрастных группах продолжительность занятий различная (от 10 до 30 минут), чтобы дети не уставали, не теряли интереса к образовательной деятельности. Так, младшие группы дошкольников должны заниматься не более 10 (первая младшая) или 15 (вторая младшая) минут, средние - не больше 20 минут, старшие группы - 25, в подготовительной группе занятия длятся до получаса. Эти же требования относятся и к проведению открытых занятий.

Таблица: примеры временного плана занятий в разных возрастных группах

Возрастная группа Вводный этап, мотивирующее начало Дидактические игры Физкультминутка или подвижная игра Речевые упражнения Подведение итогов
Младшая 2 минуты. 3 минуты. 2 минуты. 7 минут (в игровой форме). 1 минута.
Средняя 3 минуты. 3 минуты. 3 минуты. 10 минут. 2 минуты.
Старшая 3 минуты. 4 минуты. 3–5 минут.
  • Упражнения на постановку звуков и произношения - 5 минут.
  • Задания на письмо, работа с прописями - 5 минут.
2 минуты.
Подготовительная
  • Вводный этап - 3 минуты.
  • Беседа - 5 минут.
5 минут. 5 минут.
  • Устная речевая работа - 5 минут.
  • Работа с прописями - 7 минут.
2–3 минуты.

Воспитанники подготовительной группы уже многое знают и умеют концентрировать внимание, поэтому на занятиях активно используется метод беседы.

Примеры конспектов открытых логопедических занятий

Ниже приведены варианты логопедических занятий для разных возрастных групп. Каждый этап подробно расписан, указаны цели и задачи занятия. Есть примеры игр, литературных произведений, необходимого оборудования и материалов. Показано, как подводить итоги занятия, какие методы и приёмы может использовать педагог.

(Богателия И. Н.) практически полностью создан в стихотворной форме, что может повысить интерес детей к выполнению заданий и оказать влияние на эстетическое развитие (вызвать желание самим сочинять стихи, изучать художественную литературу вместе с родителями и воспитателем).

Видео: занятие логопеда в старшей группе

Видео: открытое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе

Важно помнить, что любые знания будут полезны только при постоянном использовании на практике. Поэтому нужно развивать речь дошкольников не только на специальных занятиях, но и в обычной жизни, побуждая их как можно больше запоминать и рассказывать, изучая художественную литературу, предлагая интересные темы для игр, экскурсий, праздничных сценариев. В этом случае у каждого ребёнка будет возможность рассказать о своих впечатлениях и пообщаться с другими.