Памятник екатерине второй. Скульптура Италии в России при Екатерине II Великой Кто изображен на памятнике екатерине 2

Памятник Екатерине 2, 10 биографий

О самом памятнике

Памятник был заложен 24 ноября 1869 года, открытие же состоялось в 1873 году. День был выбран не случайно: по церковному календарю, это День святой Екатерины. Установлен на площади Островского, недалеко от Александринского театра.

Проект был разработан М.Микешиным. Над статуей Екатерины II работал скульптор М. Чижов. Он изобразил императрицу в длинной мантии со скипетром в правой руке и лавровым венком в левой. Высота скульптуры четыре с лишним метра, она выглядит монументально и величественно. Фигуры выдающихся людей екатерининского времени выполнил скульптор А. Опекушин. Все фигуры вылиты из бронзы, плита – гранитная.

В основание памятника был положен ящичек с золотыми и бронзовыми монетами и медалями. В подборке медалей символично соединялись важные события двух царствований: восшествие Екатерины II на престол, присоединение Крыма и Тамани, принятие Грузии в русское подданство, возвращение русских областей от Польши - и то, что происходило уже при Александре II: его коронация, освобождение крестьян, покорение Западного Кавказа.

В верхней части памятника, на постаменте - скульптура Екатерины II, вокруг постамента, у ее ног - остальные фигуры - военачальники П. А. Румянцев, Г. А. Потемкин, А.В.Суворов, секретарь Екатерины II А. А. Безбородко, президент Академии художеств И. И. Бецкой, флотоводцы А. Г. Орлов, В. Я. Чичагов, поэт Г. Р. Державин, президент Российской академии Е. Р. Дашкова.. В феврале 1865 года модель памятника была утверждена. Все скульптуры имеют большое портретное сходство и исполнены очень реалистично, известно даже, что для работы над памятником из Эрмитажа были выданы бюсты Екатерины, Румянцева, Потемкина, Суворова, Бецкого, Безбородко, Дашковой, Державина, художники изучали подлинные костюмы екатерининской эпохи.

10 Биографий

1)Екатерина II

Она облачена в широкое, скрывающее очертания фигуры платье, плечи покрыты порфирой, из-под которой ниспадает мантия. На лице Екатерины запечатлено выражение спокойного величия. На голове венец и ветви лавра. Важное смысловое значение имеют детали, почти не видные зрителю снизу: муаровая лента на груди и кованая цепь ордена Святого Андрея Первозванного - высшей награды России. Скипетр - знак державной власти - царица держит легко и уверенно. В левой ее руке - лавровый венок. Вновь и вновь остроконечные лавровые ветви напоминают о славе екатерининского царствования.

2) Григорий Потемкин

Прямо под вензелем, у ног императрицы, - изваяние ее ближайшего советника и друга Григория Потемкина. Его фигура занимает центральное место в группе из трех фельдмаршалов, военачальников Екатерины Великой. Он единственный из изображенных, среди наград и лент которого жалованный портрет Екатерины.

Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический (1739-1791) впервые обратил на себя внимание царицы будучи 23-летним вахмистром Конной гвардии. Он был награжден, среди других активных участников переворота 1762 года, званием камер-юнкера, серебряным сервизом и четырьмя сотнями крепостных душ (всего тогда было роздано 18 тысяч). Однако подлинное увлечение Екатерины началось позднее. Это не было очередным капризом.

Легенда гласит, что тайное венчание царицы с возлюбленным состоялось в 1775 году в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот в Москве. Как всякий фаворит, Потемкин сразу был осыпан чинами и наградами, но проходили годы, целых 16 лет, а светлейший не терял своего места у трона. Екатерина сделала верный выбор. Потемкин отличался не только могучим телосложением и неукротимым темпераментом, но был одним из выдающихся государственных умов своего времени. Его организаторские способности особенно выявились в освоении так называемой Новороссии - южных земель, вошедших в состав империи в результате турецких войн. Среди заслуг Потемкина основание Одессы, Херсона, Севастополя, Екатеринослава, создание Черноморского флота, во 2-й Турецкой войне, будучи главнокомандующим, он по достоинству оценил полководческий дар Суворова, который получил по его протекции титул графа Рымникского.

Григорий Потемкин с гордо откинутой головой, благосклонной улыбкой, поигрывая фельдмаршальским жезлом, попирает ногой турецкую чалму с полумесяцем. Его внимание поглощено беседой с Суворовым, непринужденно опершимся коленом на выступ волюты.

3) Александр Суворов

Светлейший князь Италийский, граф Александр Васильевич Суворов (1730-1800) начал боевую службу тринадцатилетним мальчиком в Семеновском полку. Уже в Семилетней войне Суворов проявил отчаянную храбрость и светлый ум. Его «наука побеждать» рождалась в боевых операциях, значение которых далеко не общепризнанно. Первые ордена он получил в кампаниях по усмирению и разделу Польши, ему доверили доставить в Москву вожака крестьянской войны Емельяна Пугачева. Наиболее значительные победы Суворова одержаны им во 2-ой Турецкой войне. Тогда он был удостоен высокой боевой награды - ордена Святого Георгия 1 -и степени. В отличие от других вельмож, изображенных на памятнике с одной или двумя звездами, у Суворова их три: Андреевская, Георгиевская и Владимирская; на шее крест Святой Анны - полководец был награжден всеми орденами Российской империи и многими иностранными.

К беседе екатерининских орлов прислушивается фельдмаршал Румянцев, сидящий справа от Потемкина. Он значительно раньше их вступил на путь ратной славы.

В Санкт-Петербурге немало исторических достопримечательностей. Но есть среди них такие, мимо которых не вправе пройти ни один турист. И памятник Екатерине II – как раз из этого списка. Это 10-метровый монумент на площади Островского, установленный в конце XIX века, в год столетия начала правления великой императрицы.

История возведения

Идея установить памятник Екатерине витала в воздухе еще во времена ее правления. Некоторые из придворных были настолько влюблены в свою императрицу, что хотели навсегда увековечить ее образ в граните и бронзе. Но сама она была категорически против. Считала, что негоже при живой Самодержице делать ее каменную копию.

Вернулись к этой задумке лишь спустя 60 лет после смерти Екатерины – в 1862 году, когда исполнилось 100 лет со дня восшествия императрицы на престол. Инициатором того, чтобы возвести памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге, выступил барон Фредерикс, который входил в близкое окружение Александра Второго.

Чтобы определить, как будет выглядеть будущий памятник Екатерине Второй, был объявлен конкурс, который в результате выиграл скульптор Михаил Микешин. На тот момент этот мастер был весьма знаменит, так как по его проекту в Великом Новгороде был воздвигнут архитектурный комплекс «Тысячелетие России». И эта работа даже получила награду на международной выставке в Лондоне. Кстати, если посмотреть на памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге, фото его будет чем-то напоминать новгородскую скульптуру, все-таки сказывается рука одного мастера.

Мрамор. 198 x 114 x 88

Русский музей

Статуя представляет собой аллегорический парадный портрет императрицы Екатерины II. В творчестве Ф.И. Шубина ее образ занимает значительное место. Статуя "Екатерина II - законодательница" создавалась для праздника, устроенного Г.А. Потемкиным в честь императрицы в Таврическом дворце. Для фигуры была сооружена специальная ротонда в Зимнем саду. Беломраморная статуя возвышалась на порфировом пьедестале, утопая в зелени, поблескивая в мерцании свечей. В облике императрицы, изображенной в диадеме с лавровым венком на голове, орденской цепью на груди, царским скипетром, торжественная парадность сочетается с индивидуальными чертами конкретной личности. Свободный хитон и горностаевая мантия не скрывают пропорций фигуры стареющей женщины. В трактовке парадного облика императрицы Шубин остался верен своему кредо - реалистической трактовке образа. За эту работу в 1794 году скульптор был удостоен звания профессора.
София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, немецкая принцесса (1729–1796), великая княгиня Екатерина Алексеевна, с 1762 – российская императрица Екатерина II.

Шубин Ф.И.

Шубин Федот Иванович (1740, д. Тючковская Архангелогородской губ. – 1805, Санкт-Петербург)
Скульптор.
Выдающийся скульптор русского классицизма, работал в жанре портрета. Родился в Архангельской губернии, в семье поморского резчика по кости. С помощью М.В. Ломоносова поступил в Академию художеств (ИАХ), где учился у Н.Ф. Жиле (1761 – 1766). С 1767 учился в Париже у Ж.Б. Пигалля, с 1770 – в Риме у Дж. Ноллекенса. За свое мастерство пользовался благоволением императрицы Екатерины II. Произведения Шубина, статуи, портретные бюсты, рельефы характерны пластическим чувством, «живой теплотой» мрамора. Его неповторимый стиль – сочетание психологизма, живописности и классицистической идеализации. В его портретах запечатлен весь высший свет Петербурга екатерининской эпохи.

Монумент Екатерине Великой по праву считается одним из самых известных памятников Санкт-Петербурга. Императрица, запечатленная в граните, величественно взирает на своих подданных с высоты, а подле ее ног смиренно сидят ее фавориты - люди, которые определяли тогдашнюю политику, плели интриги, теряли и обретали власть...

История создания памятника

Идея обессмертить императрицу в камне возникла еще в первые годы ее правления (Екатерина Вторая пришла к власти в 1762 году и правила Российской Империей до своей смерти в 1796 году), но сама императрица тогда категорически отвергла этот замысел. Однако ее заслуги были по достоинству оценены не только ее собственными подданными, но и преемниками. Так, император Александр ІІ (тот самый, который отменил крепостное право в России и получил за это приставку "освободитель") повелел объявить конкурс на лучший проект памятника Екатерине. Монумент хотели установить в Царском Селе, а проект – доверить художнику Микешину. В итоге памятник по модели художника был отлит из бронзы, благополучно отправился на выставку в Лондон, где удостоился почестей и медали.

В 1863 году князь Суворов (внук знаменитого русского полководца) лично обратился к императору Александру ІІ с тем, дабы установить памятник напротив Александрийского театра. Микешин значительно изменил проект, который уже мало чем походил на предыдущую модель. Примерно через год работы по изготовлению модели были завершены. Было получено разрешение "свыше", и тогда памятник, наконец, начали возводить.

Во главе строительных работ стоял архитектор Давид Гримм. Гранит для пьедестала доставляли водным путем: шел тот достаточно причудливым маршрутом - с Карельского перешейка к набережной Невы у Летнего сада и оттуда уже до нужного места по железной дороге. Создавался не только сам памятник императрице: параллельно с этим обустраивали и прилегающий к памятнику сквер.

В целом строительство заняло чуть больше 10 лет и продолжалось с 1862 по 1873 гг. День открытия памятника был выбран не случайно: торжественная, удивительно пышная, церемония состоялась в день святой Екатерины, тогда же справлялись именины и самой императрицы Екатерины Великой - 24 ноября (6 декабря) 1873 года. В масштабе города это был настоящий праздник: улицами прошел торжественный парад, гремел салют, а в Национальной библиотеке накрыли роскошные столы, дабы по достоинству чествовать авторов памятника и тех, кто принимал участие в этом грандиозном строительстве.

Из государственной казны на создание памятника потратили свыше 300 000 рублей, но в долгосрочной перспективе это обернулось по-настоящему выгодной инвестицией: даже через много лет после открытия монумента тысячи жителей и гостей города с восхищением приходят посмотреть на один из самых видных памятников Старого Петербурга.

В память о первом "Царскосельском проекте" в Царском селе был установлен монумент, аналогичный тому, что стоит на площади Островского - размером примерно в 1/16 величины того.

Согласно некоторым источникам, в 1930-х годах правительство советского Ленинграда намеревалось снести памятник, заменив его статуей Владимиру Ленину. Вместо девяти фаворитов Екатерины, соответственно, планировалось расположить на постаменте членов Политбюро. Однако, эти планы так и остались планами, и памятник стоически пережил даже блокаду Ленинграда. В середине 1960-х здешний гранитный Суворов лишился своей шпаги, которую потом пришлось реставрировать.

Композиция памятника следующая: Екатерина, одетая в горностаевую мантию, сжимает в руках символ власти - скипетр и символ триумфа лавровый венок, а у ног ее находится корона Российской империи. Строгая и спокойная, Екатерина молча взирает на город с высоты почти в четыре с половиной метра, а в подножье сидят те, кто был обязан ей своим высоким положением при дворе и оставил немаловажное место в истории Российской империи. Всего среди членов "екатерининского кружка" девять фигур…

Григорий Потемкин-Таврический - основатель Днепропетровска, Севастополя и Николаева, по слухам, являлся тайным супругом Екатерины Великой.

Александр Суворов - величайший русский полководец, ославивший Россию в триумфальных военных компаниях.

Гавриил Державин - русский поэт и государственный деятель, принимавший участие в подавлении восстания Емельяна Пугачева.

Екатерина Дашкова - одна из приближенных Екатерины Великой, ее подруга, которая, в частности, принимала участие в перевороте 1762 года, позволившем Екатерине взойти на российский престол.

Александр Безбородко - русский государственный деятель, выступивший инициатором раздела Польши.

Иван Бецкой - секретарь императрицы и президент императорской Академии Искусств.

Алексей Орлов-Чесменский - видный русский деятель и полководец, который за свое триумфальное участие в Чесменском бою получил приставку к своей фамилии.

Фавориты Екатерины окружены различными атрибутами военного дела, художеств, наук, земледелия. Среди всего этого находится большая книга, на которой выведено слово "закон" и сделана надпись "Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II, 1873 год". Так Александр почтил заслуги императрицы перед последующими поколениями.

История памятника

В начале 1860-х годов возникла идея к 100-летию восшествия на престол Екатерины II установить в городе памятник. Один из вариантов памятника, выполненный в масштабе 1 ⁄ 16 натуральной величины, находится в павильоне «Грот» в Царском Селе . В центре сквера на Александрийской площади памятник императрице Екатерине ΙΙ был открыт в 1873 году . Его автор - художник Михаил Микешин .

В конце 1960-х годов из рук Александра Суворова вандалы вырвали и украли шпагу. Её воспроизводили заново дважды - покушения на шпагу продолжаются до сих пор .

Авторы

В сооружении памятника приняли участие художник Михаил Микешин , скульптурные работы выполнили Матвей Чижов , изваявший статую Екатерины, и Александр Опекушин , создавший фигуры, окружающие пьедестал. Автором проекта пьедестала памятника и лаврового венка вокруг его подножия, торшеров канделябров , доски для надписи под подножием монумента является архитектор Давид Гримм , который руководил всеми работами по созданию монумента. Орнаментальные детали фонарей были изготовлены по рисункам архитектора Виктора Шрётера .

Технические данные

Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский , государственный деятель Григорий Потемкин и полководец Александр Суворов обращены к Невскому проспекту , поэт Гавриил Державин и президент Российской академии Екатерина Дашкова - к Аничкову дворцу , князь Александр Безбородко и президент Российской Академии художеств Иван Бецкой - к Публичной библиотеке, полярный исследователь и флотоводец Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский - к фасаду Александринского театра. На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге , стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год» .

По первоначальному замыслу, памятник должен был быть установлен в Царском Селе , однако позже было решено установить его в Петербурге перед Александринским театром . Между Александринским театром и памятником Екатерине II разбит сквер , который называют Екатерининским.

События последних лет царствования Александра II - в частности, Русско-турецкая война 1877-1878 - помешали осуществлению замысла расширения мемориала Екатерининской эпохи. Д. И. Гримм разработал проект сооружения в сквере рядом с памятником Екатерине II бронзовых статуй и бюстов, изображающих деятелей славного царствования. Согласно окончательному списку, утверждённому за год до смерти Александра II, рядом с памятником Екатерине должны были разместиться шесть бронзовых скульптур и двадцать три бюста на гранитных постаментах.

В рост должны были быть изображены: граф Н. И. Панин , адмирал Г. А. Спиридов , писатель Д. И. Фонвизин , генерал-прокурор Сената князь А. А. Вяземский , фельдмаршал князь Н. В. Репнин и генерал А. И. Бибиков , бывший председателем Комиссии по уложению. В бюстах - издатель и журналист Н. И. Новиков , путешественник П. С. Паллас , драматург А. П. Сумароков , историки И. Н. Болтин и князь М. М. Щербатов , художники Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский , архитектор А. Ф. Кокоринов , фаворит Екатерины II граф Г. Г. Орлов , адмиралы Ф. Ф. Ушаков , С. К. Грейг , А. И. Круз , военачальники: граф З. Г. Чернышёв , князь В. М. Долгоруков-Крымский , граф И. Е. Ферзен , граф В. А. Зубов ; московский генерал-губернатор князь М. Н. Волконский , новгородский губернатор граф Я. Е. Сиверс , дипломат Я. И. Булгаков , усмиритель «чумного бунта» 1771 года в Москве П. Д. Еропкин , подавившие пугачевский бунт граф П. И. Панин и И. И. Михельсон , герой взятия крепости Очаков И. И. Меллер-Закомельский .

Городские легенды

Острословы рассказывают, что бронзовые фигуры екатерининских фаворитов вокруг пьедестала на памятнике Екатерине жестами демонстрируют размеры своих достоинств . Один только Державин виновато разводит руками. А над ними возвышается величественная развратная императрица с лукавой улыбкой и скипетром -эталоном в царственных руках. В действительности из изображённых на памятнике фаворитом Екатерины (по некоторым данным, даже тайным супругом) был только