Педагогическая система П. Чистякова Методика преподавания композиции. Система преподавания П. П. Чистякова как пример профессиональной деятельности художника-педагога Информация о ообразовании

Описание работы

В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, В.И. Суриков и многие другие замечательные русские художники не только признавали его своим учителем, но и преклонялись перед его системой рисования, умением разглядеть индивидуальность каждого начинающего художника и помочь наилучшим образом использовать проявленную самобытность.

Файлы: 1 файл

“Педагогическая система П.П. Чистякова”

Методика преподавания композиции

П.П. Чистяков

В истории мирового изобразительного искусства преподавательская деятельность Павла Петровича Чистякова по своей плодотворности является, пожалуй, уникальной.

В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, В.И. Суриков и многие другие замечательные русские художники не только признавали его своим учителем, но и преклонялись перед его системой рисования, умением разглядеть индивидуальность каждого начинающего художника и помочь наилучшим образом использовать проявленную самобытность.

Рассудок, знания всегда во мне
были впереди практики, что делать,
я родился и живу для других.
П.П. Чистяков

Понятно, что собственная работа Чистякова- художника оставалась на втором плане, хотя начинал П.П. Чистяков исключительно многообещающе. После получения вольной (а будущий «всеобщий педагог

русских художников» родился

в семье крепостных) юный

Павел Чистяков, проявивший в

детстве великую тягу к рисованию,

поступил (1849) в Академию

художеств, где обучался

исторической живописи под

руководством П.В. Басина.

БАСИН Петр Васильевич

«Чердак здания Академии Художеств» 1831

«Землетрясение в Рокка-ди-Папа, близ Рима». 1830

«Женщина с поднятой рукой» 1843

«Портрет О. В. Басиной, жены художника». Между 1837-38

«Сусанна, застигнутая старцами в купальне». 1822

Учась в Академии художеств профессиональному мастерству, он доходил до сути каждого задания, каждого упражнения собственным разумением, все менее доверяясь учителям. Чистякова не удовлетворяла система академического рисунка, чуждого живой динамики и объективных законов натуры и лишь послушно следующего внешней видимости форм. Его не удовлетворяли академические принципы работы с цветом, который не выходил за пределы условной раскраски и служил в основном светотеневой, тональной проработке форм. Его не удовлетворяли шаблонные композиционные схемы, не могущие вместить нового содержания. И самое главное - в системе академического преподавания он обнаружил страшный разрыв профессионального образования и художественного воспитания, без чего Чистяков не мыслил самого преподавания. Уже тогда закладываются основы его будущей системы, и тогда же он начал преподавать.

В Академии он получил вначале малую золотую медаль за вполне зрелую картину «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту» (1860).

Дипломная работа П. Чистякова (1861) «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежащий некогда Дмитрию Донскому», не только принесла ему большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу, но и за общую композицию и динамизм отдельных персонажей картины - признание критиков и знатоков.

Павел Чистяков
Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту
1860

Павел Чистяков
Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя
Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс,
принадлежащий некогда Дмитрию Донскому 1861

По возвращении из Рима (1870) академик и адъюнкт-профессор Академии художеств П.П. Чистяков полностью отдается преподавательской работе, изредка радуя почитателей своими картинами: Боярин (1876), Портрет матери (1880), Старик за чтением (1880).

У меня цель - двинуть,

направить русское искусство

по более просторному и

широкому пути.

П.П. Чистяков

Учитель многих русских художников П. П. Чистяков создал стройную систему обучения рисунку, живописи и композиции. Творческое отношение рисующего к натуре определяло характер работы над произведением. Под образным решением Чистяков понимает не суммирование характерных особенностей действительности, а выявление в картине отношения художника к окружающей жизни, которое обусловливает разработку общего строя композиции и художественных образов. Основное внимание в построении композиции Чистяков уделяет выявлению в каждом сюжете внутреннего содержания, «внутреннего подтекста».

Занятия композицией по системе Чистякова включали два основных раздела.

Первый преследовал цель выработать понимание картинной плоскости как определенного целого, в котором размещение предметов создает то или иное «напряжение». Если это «напряжение» не уравновешивалось в самой картинной плоскости, то нарушалась необходимая для правдивой передачи натуры замкнутость изображения и возникало ощущение искусственности.

Известные чистяковские упражнения на различное размещение точек в рамках, постановку натюрмортов и предметов в интерьере, определение зрительного центра среди многих вещей предполагали поиски наилучшего композиционного построения и достижения целостности рисунка, этюда, наброска. Основной задачей этих упражнений являлось ознакомление с конструктивными особенностями организации картинной плоскости. Молодому художнику необходимо было понять, как строятся пространственные планы и заполняется пространство в картинной плоскости, какими средствами достигается наиболее строгое целостное решение

Второй раздел в системе обучения Чистякова - работа над композициями с ясно выраженным жанровым содержанием. Они представляли собой скорее этюды с натуры, в которых художник мог что-то добавить, а что-то опустить. Сюжетная композиция здесь использовалась прежде всего для верного построения действия, поиска соответствующего типажа и т. п. Эти задания могут быть названы композицией в прямом смысле слова. В них присутствовал момент если и не сочинения, то во всяком случае составления сюжета - молодой художник учился подыскивать необходимые атрибуты, строить сцену, трактовать сюжет как действия людей, развитие их поступков и т. д.

Благодаря этому ее свойству ни один из учеников его не походил на другого. Учитель бережно сохранил зерна самобытности в них и не только сохранил, но, как мудрый садовод, приумножил и облагородил - в этом великая жизненная, правда, педагогики Чистякова, его особая заслуга перед русским искусством.

Педагогическая система П.П. Чистякова включала в себя вопросы отношения художника к действительности, психологии творчества, восприятия искусства, воздействия художественных произведений на зрителя и пути активизации этого воздействия, а также анализ 1 1 изобразительных средств. Фундаментальным устоем педагогической системы П.П. Чистяков выдвинул “закон целостности”. К другому основополагающему понятию композиции он относил “закон уравновешенности”. Понятие контраста он формулировал как “художественную воздейственность” и даже “агрессивность” изобразительного средства в искусстве, так как это заставляет зрителя активно реагировать на произведение. Обучая учеников координировать в работе значения веса, объема предметов, цвета, их положение в пространстве, он фактически заложил основы выражения в картине визуального “движения” предметов, динамического равновесия композиции, психологии художественного творчества. П.П. Чистяков учил молодых художников смотреть на натуру параллельным взглядом обоих глаз, как бы вдаль, “сквозь предметы” и тем самым сформулировал одно из важнейших положений психологии художественного восприятия.

К концу педагогической деятельности Чистякова число его учеников было огромно. Не говоря уже об академических классах, где через его руки прошло несколько сот учащихся, большинство русских художников второй половины XIX века, соприкоснувшихся с Академией художеств, в той или иной мере пользовались его советами и указаниями. А многие прошли у него систематическую школу. В их числе - Е. Поленова, И. Остроухов, Г. Семирадский, В. Борисов-Мусатов, Д. Кардовский, Д. Щербиновский, В. Савинский, Ф. Бруни, В. Матэ, Р. Бах и многие другие. Но лучшим свидетельством роли Чистякова в истории русского искусства служит плеяда выдающихся мастеров - Суриков, Репин, Поленов, Виктор Васнецов, Врубель, Серов.

Завершить тему о ««Педагогической системе П.П. Чистякова». Методика преподавания композиции» следующими высказываниями П.П. Чистякова:

Способность прирастать к задуманному сюжету, им жить, о нем только и думать всюду и везде и постепенно, шаг за шагом, достигать осуществления его, законно и на верных данных, есть способность

создать - творить - творчество.

Всякому лицу, действующему в картине, дайте роль - слова даже, и тогда она, т. е. картина, будет вполне историческая - классическая, по крайней мере в композиции.

Делайте только то, что помогает выразить смысл сюжета и что красиво идет к оному. Подумайте хорошенько. Поднимете задачу эту - создавайте, пишите; нет - бросайте.

Художник должен, взирая на окружающее, вдумываться. Он делает выводы, заключения и построения.

П.П. ЧИСТЯКОВ О КОМПОЗИЦИИ

Картине нужен план, сначала подумайте, как и откуда пришли люди и зачем. Как они оказались на этих местах. Старайтесь располагать их свободнее, чтобы они могли двигаться. Но если по смыслу, для силы нужно фигуры сдвинуть, то и обмануть можно для цели.

…законы, на которых стоят все искусства, всегда были, есть и будут одни и те же, потому что они лежат в самой сущности природы.

Способность прирастать к задуманному сюжету, им жить, о нем только и думать всюду и везде и постепенно, шаг за шагом, достигать осуществления его, законно и на верных данных, есть способность создать - творить - творчество.

Всякому лицу, действующему в картине, дайте роль - слова даже, и тогда она, т. е. картина, будет вполне историческая - классическая, по крайней мере в композиции.

Делайте только то, что помогает выразить смысл сюжета и что красиво идет к оному. Подумайте хорошенько. Поднимете задачу эту - создавайте, пишите; нет - бросайте.

Художник должен, взирая на окружающее, вдумываться. Он делает выводы, заключения и построения.

Нужно писать и рисовать картину не как малевание на холсте, а как будто бы холст есть только рама или стекло, сквозь которые видна сцена.

Не начинайте никогда писать картины, не нарисовав всего отлично, а рисовать не начинайте, не сочинив хорошенько сюжет и не решив, как будете писать.

Картине нужен план, сначала подумайте, как и откуда пришли люди и зачем. Как они оказались на этих местах. Старайтесь располагать их свободнее, чтобы они могли двигаться. Но если по смыслу, для силы нужно фигуры сдвинуть, то и обмануть можно для цели.

Колорит в композиции есть то, когда смотришь на одну фигуру и видишь, что она отвечает другим, то есть когда все поет вместе. Набор фигур и каждое свое - наоборот.

Какой сюжет - такая и живопись. Кто видит цель, тот видит дело.

Сочинять следует энергично, но долго, и всегда, и везде.

В ученике всегда нужно вызывать веру в себя, к каждому ученику нужно подходить сообразно его наклонностям и особенностям, и в зависимости от знаний давать советы, что одному может быть на пользу, другому во вред, один может переварить, а другой - подавиться, а потому не надо ученика перегружать правилами. Все указания должны делаться во-время и в меру: правда, кричащая не на месте,- дура. Искусство не ремесло, не фраза пустая, а песня, спетая во всю мочь и от всей души.
....Будь скромным, требовательным к себе, не делай ничего без ума, сознавай и давай отчет во всем, что ты делаешь и для чего делаешь, проверяй себя на лучших произведениях искусства, в которых ты должен разобраться и понять, почему они хороши.

Джованнина, сидящая на подоконнике

    • «»Се,Человек» П.П. Чистяков, 1871г.

Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия

Любой педагог мечтал бы о таких словах признательности от своих учеников: «Желал бы называться Вашим сыном по духу» (Васнецов), «После Вас глаза открываются, и начинаешь опять строго относиться к себе, а рядом с этим и смелости больше является» (Поленов), «Вы - наш общий и единственный учитель» (Репин). Стасов называл Чистякова «всеобщим педагогом русских художников».

"Единственным (в России) истинным учителем незыблемых законов формы" почтительно назвал П. П. Чистякова В. А. Серов.

Савинов Андрей Михайлович

Кандидат педагогических наук, декан факультета дизайна Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института

[email protected]

Результатом педагогической деятельности П. П. Чистякова явилось создание собственной системы преподавания рисунка. Почему же в настоящее время художники-педагоги не могут достичь тех же результатов, что у Чистякова? Ссылки на другое время и на талант Чистякова не помогают получить полный ответ на вопрос. Постараемся в данной статье разобраться в некоторых особенностях системы П. П. Чистякова и попробовать найти ответы на интересующие нас вопросы. Во-первых, необходимо уточнить, что же такое «система преподавания», как ее понимают педагоги и методисты, не дают ли такую систему в готовом виде программы, учебники и учебные пособия по рисунку в силу того, что они в определенной степени систематизируют, детерминируют работу преподавателя. Во-вторых, необходимо проанализировать педагогическую деятельность П. П. Чистякова и посмотреть, в чем состоит ее отличие от деятельности других педагогов. Говоря о «системе преподавания», можно отметить, что педагогика и методика преподавания рисунка определяют лишь общее направление работы преподавателя. Поэтому, хоть система преподавания рисунка основана на требованиях и законах педагогики и методики преподавания, обусловлена программой, однако она все же не исчерпывается совокупностью всех тех требований, которые находит там педагог. На их основе и в соответствии с ними педагог создает индивидуальный, конкретный план их применения. Ю. А. Конаржевский отмечает: «Конкретное индивидуальное применение педагогики и частной методики в процессе преподавания и составляет систему преподавания…Система преподавания – это как бы внешнее проявление всей системы работы педагога, результат функционирования этой системы» .
Если проанализировать все отдельные высказывания П. П. Чистякова, советы и указания, его беседы с учениками, письма к ним, то можно увидеть, как они объединяются в последовательную работу педагога, в своеобразную систему преподавания. И в первую очередь становится ясно: отличие его системы работы от других педагогов проявилось в том, что Павел Петрович не просто учил рисовать, являлся не простым передатчиком информации, «натаскивающим» на получение определенного навыка, – он был организатором процесса учения, идущим вместе с учащимися к мастерству. Рассмотрим более подробно, как это происходило, как П. П. Чистяков выстраивал свою систему работы. А делал он это, прежде всего, через опыт рисовальщика и педагога, постоянно анализируя свою деятельность и самосовершенствуясь. Еще учась в Академии, П. П. Чистяков стал давать уроки в Рисовальной школе, где и увлекся преподаванием. Занятия с учениками помогали проверять и уточнять выводы, сделанные на опыте собственной учебы. Рисовальная школа, где он начал реализовывать свои взгляды, готовила художников прикладного искусства и учителей рисования. Программа школы по сравнению с другими отличалась значительной свободой и во многом зависела от инициативы преподавателя. В этих условиях мысли Чистякова о педагогике, выработанные им приемы преподавания начинают формироваться в последовательную систему действий. Чистяков ставил задачу изучения натуры и стремился к тому, чтобы учащийся сознательно овладел процессом работы, понял каждый ее этап, определяемый конечной целью. Таким образом, можно выделить один из компонентов его системы – это целеполагание. Целеполагание у Чистякова было составной частью работы, которая оказывала значительное влияние на весь последующий процесс преподавания, в ходе которого цель переходит в фактическое поведение преподавателя и преломляется в тот или иной конечный результат деятельности. Исходя из целей и задач преподавания Чистяков выстраивает логику содержания учебного материала. Содержание учебного материала – следующий компонент его системы преподавания. По его мнению, учащиеся прежде всего должны изучить перспективу, пластическую анатомию, законы образования внутренней конструкции объекта, механику движений и т. д. Определяя содержание обучения рисунку, то, чему надо учить и что осваивать в процессе профессиональной подготовки по рисунку, Чистяков большое значение придавал картинной плоскости, которая помогает сверять изображение с натурой. Картинная плоскость Чистякова вытекала из принципа «обостренного чувства вертикального и горизонтального». «Относительно к ним [направлению вертикальному и горизонтальному], – писал он, – все можно поверить. Чувствовать эти два направления в воздушном пространстве обязан всякий, имеющий
талант к рисованию» . Понимая под рисунком изображение на плоскости реального объема, Чистяков учил видеть форму и вел ученика к целостному восприятию, в отличие от принятого в его время линейного рисования с растушевкой. Следующей составной частью его системы было проведение занятия как центрального этапа творческого труда педагога, так как в нем отражается вся система работы. Но у П. П. Чистякова этот этап был построен по-своему. В процессе проведения занятий Чистяков стремился к тому, чтобы у учащихся происходило развитие и закрепление умений и навыков по выполнению рисунков. Для этого он использовал различные типы заданий, которые постепенно формировали умение воспринимать и анализировать натуру, соотносить полученные знания со своим внутренним опытом. Например, такое задание: он взял кирпич и показал его ученикам. «Ребра кирпича – это линии; отодвиньте кирпич, взгляните на него быстро, вы увидите кирпич и не увидите линий – ребер; увидите лишь плоскости, образующие форму в целом» . В работе с учащимися П. П. Чистяков постоянно подчеркивал, что, рисуя линию, надо смотреть, прежде всего на форму: «…чертить линию, а видеть массу, заключающуюся между двумя, тремя и т. д. линиями» . «Всякий, кто не видит формы, и линию верно не нарисует», – утверждал он. Чистяков писал, что «... всякое неподвижное тело, будучи срисовываемо относительно горизонтального и вертикального положения в пространстве и через две точки плоскостями, заставляет рисующего смотреть в оба глаза, как говорится, энергично, и, рисуя быстро, живо, повторять все формами, а не смотреть в часть линии, которую в данный момент рисуют, то есть не соединять глаза в одну точку» . Чистяков часто говорил о том, что надо «правильно видеть», отсюда его известные выражения: «смотри мимо»; «когда рисуешь глаз, смотри на ухо» и др. Чистяков пишет: «В провинциальных школах на первом плане ставлю чувства – вид предмета, особые его оттенки, цвет и пр. В Высшей школе при Академии – рисунок, разум: расстановку, пропорции, связь, применение и изучение анатомии на живом натурщике» . П. П. Чистяков важное значение придавал методической последовательности работы над рисунком: «…каждое дело … требует неизменного порядка, требует, чтобы все сперва начиналось не с середины или конца, а с начала… Человек … пусть себе заранее установит такой порядок и потом уже видит простое дело, и чтобы дело это до начала еще дела было ясно ему до простоты» . Давая объяснения, он стремился, чтобы учащиеся поняли суть методического принципа конструирования формы и методической последовательности выполнения рисунка. Из приведенных высказываний П. П. Чистякова мы видим, что он всегда понимал: проведение занятия – это, прежде всего руководство мышлением учащихся, а мышление
всегда начинается с постановки проблемы, затем следует раскрытие того, как решать возникающие проблемы. Кроме обычных наставлений по способам и приемам выполнения рисунков, он давал ученикам совет о том, что развить профессиональное мышление может помочь речь, которая должна служить связующим звеном между мыслью и действием: «Никогда не рисуйте молча, а всегда задавайте задачу. Велико ли слово: «отсюда – сюда», а как оно держит художника, не позволяет ему рисовать от себя, наобум» . Самосовершенствование для П. П. Чистякова было само собой разумеющимся делом. И это можно считать составной частью его системы работы. Имеется ввиду совершенствование диалектического взгляда на процесс обучения, постоянное совершенствование педагогических способностей, а также как бы мы сейчас сказали овладение педагогической техникой, кроме того, к самосовершенствованию можно отнести и его творческую работу как художника. П. П. Чистяков понимал, что без глубокого знания теории познания как процесса углубления от явления к сущности невозможна продуктивная работа педагога и, прежде всего, руководство мышлением студентов во время занятия, их умственным развитием. Из наставлений Чистякова мы видим, что он, как преподаватель, хорошо знал, какие именно методы познания окружающей действительности отражены в содержании академического рисунка, видел пути формирования диалектического мышления у учащихся. «Строгое, полное рисование, – говорил он, – требует, чтобы предмет был нарисован, во-первых, как он кажется в пространстве глазу нашему, а во-вторых, каков он в действительности; следовательно, в первом случае довольно даровитого глаза, а во втором – нужно знание предмета и законов, по которым он кажется таким или иным» . Нет сомнений, что Чистяков строил свою систему на проверенном практикой основании. Он учил смотреть, соображать, знать, чувствовать, уметь. Круг интересов Чистякова отличался широтой и разносторонностью. Его привлекали не только философия, но также литература, история, музыка. Особенно углубленно он занимался вопросами физиологии зрения, теории цветов, скорости света. Что же касается педагогических способностей и педагогической техники, то здесь можно выделить следующие ведущие способности, над развитием которых Павел Петрович все время работал: коммуникативность, включающая расположенность к людям, доброжелательность, общительность; проникновение в переживание другого человека; способность к волевому воздействию и логическому убеждению; эмоциональная устойчивость – способность владеть речью, своим эмоциональным состоянием. Во всем этом он достиг больших результатов. Так, например, ученики вспоминают, как он
объяснял материал, облекая мысль в нужные слова: «…он не обмолвился ни одним иностранным словом, и речь его была так красива, так мудра и убедительна. Это был настоящий русский мудрец с незаменимым русским словом» . Говоря о творческой работе преподавателя, следует отметить, что у Павла Петровича это был очень существенный компонент работы, от качества которого во многом зависело углубление у учащихся любви к предмету, повышение осознанности их знаний, развитие их кругозора и т. д. П. П. Чистяков постоянно поддерживал свое мастерство и расширял знания в этом направлении. В разные годы он работает над разными темами и в разных жанрах: портрета, пейзажа, исторической картины. Важно то, что он умел каждое свое произведение использовать для педагогических целей, превратив свое творчество в своеобразную педагогическую лабораторию. Исследователь Н. М. Молева отмечает: «…неустанная напряженная работа мысли, подкрепленная творческими исканиями и открытиями, делала чистяковские занятия с учениками всегда содержательными и по-новому интересными» .
Следующим компонентом работы П. П. Чистякова был тщательный анализ выполняемых его учениками рисунков и контроль результатов учебной деятельности. Его ученики вспоминают: «Он часто стоял за спиной и смотрел и приговаривал: – не попал, ну-ну… Опять не попал, а вот сейчас попал» . С помощью контроля он своевременно регулировал учебную деятельность отдельных учащихся, вносил коррективы в их работу. Одним из предметов такого контроля были беседы с учащимися по выяснению ими теоретических знаний и просмотры рисунков, которые давали комплексное представление об уровне подготовленности учащихся. Применялся и оперативный контроль, который позволял проверять соблюдение учащимися законов, правил выполнения рисунка в процессе занятия. Хотелось бы отметить еще одну особенность системы преподавания П. П. Чистякова – это его взаимоотношения с учащимися, которые имели своей целью стремление к взаимному сотрудничеству. Педагог и учащийся, по его мнению, вступают во взаимоотношения, в которых одинаково важны понимание преподавателем жизни, искусства и индивидуальности учащегося с одной стороны, а с другой – доверие учащегося к педагогу, к делу которому он обучается. Его методы работы не были похожи на указания, снисходительно высказанные профессором, как это было распространено в его время. Обучающийся в его системе воспринимался как равноправный участник художественной жизни. А. А. Сидоров отмечает, что «Чистяков был воспитателем и другом нескольких поколений крупных русских художников. Не следует забывать, что Чистяков не только преподавал в Академии, безусловно, самим своим присутствием в ее стенах способствуя
ее авторитету, но вел все время и частную свою мастерскую. В числе его академических учеников были Суриков, Серов, Врубель, Савинский, в числе учеников внеакадемических или околоакадемических – брат и сестра Поленовы, Репин, братья Васнецовы» . Таким образом, отвечая на поставленный в начале статьи вопрос, можно констатировать, что такого результата в обучении рисунку, как у П. П. Чистякова, невозможно добиться, не имея сформированной целостной системы преподавания. После многих лет педагогического труда отдельные педагоги не могут добиться высоких результатов и не становятся мастерами своего дела часто только потому, что в их работе нет никакой системы или система имеет очень низкий уровень целостности. У такого педагога система профессиональной деятельности направлена на решение только части образовательных задач, в ее арсенале имеется очень незначительная часть методов обучения и воспитания. Низкий уровень целостности такой системы обусловлен чаще всего недостаточным знанием педагогом своего предмета, неумением установить со студентами правильные отношения, слабой методической подготовкой, низким общекультурным уровнем или какими-либо другими причинами; работа в этом случае идет от занятия к занятию, преподаватель не заглядывает вперед и не оглядывается назад.
Проводя анализ педагогической деятельности П. П. Чистякова, можно обозначить основные составляющие системы его работы, благодаря которым достигался высокий уровень качества обучения рисунку. Она складывалась из взаимодействия следующих компонентов: цели и задачи преподавания как отправная точка функционирования педагогической системы; научно обоснованное содержание учебного материала; применение разнообразных видов и форм проведения занятий, благодаря которым организовывалась деятельность учащихся по усвоению художественной грамоты по рисунку; различные формы контроля, с помощью которого предупреждались возможные отклонения от поставленных задач при выполнении рисунка; имевшее место постоянное самосовершенствование самого П. П. Чистякова, которое было направлено, прежде всего, на совершенствование положительного воздействия на обучаемых. Также составной частью системы работы Павла Петровича Чистякова являлись выстроенные взаимоотношения с учащимися, имевшие гуманистическую направленность деятельности, обращенные на общение с подопечными, диалог и уважение к личности.
Литература
1. Конаржевский Ю. А. Система. Урок. Анализ Псков: ПОИПКРО, 1996. 440 с.
2. Гинзбург И. В. П. П. Чистяков и его педагогическая система. / И. В. Гинзбург. Л.–М.: Искусство, 1940. 202 с.
3. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832–1919 / П. П. Чистяков. М.: Искусство, 1953. 592 с.
4. Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги: кн. для учителя / Н. М. Молева. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1991. 413 с.
5. Сидоров А. А. Рисунок русских мастеров: Вторая половина XIX в. / А. А. Сидоров. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. 559 с.

Давно хотела поближе познакомиться с творчеством этого русского художника.В истории мирового изобразительного искусства преподавательская деятельность Павла Петровича Чистякова по своей плодотворности является, пожалуй, уникальной.

Он был учителем таких замечательных мастеров живописи,как М. Васнецов, М. А. Врубель, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, А П. Рябушкин, В. А. Серов, В. И. Суриков и др.

Репин.Павел Петрович Чистяков.

За долгие годы учительства Чистяков разработал особую "систему рисования".

Методика преподавания рисунка, существовавшая в академии, сводилась к обучению студентов определенным приемам и к выработке техники, что позволяло быстро, но исключительно механически выполнять любой рисунок или этюд.

Чистяков со свойственной ему прямотой идет против устоявшихся норм: «Скажите чудную остроту, и все в восторге; повторяйте ее сорок лет каждый день и каждому, отупеете сами и надоедите всем, как бог знает что, все, что однообразно и бесконечно повторяется, как бы оно ни было хорошо вначале, под конец становится тупо, недействительно, рутинно, просто надоедает и умирает».

Художник должен постоянно учиться у природы, «черпать же все только из себяѕ значит останавливаться или падать».

По словам В. Васнецова, Чистяков был «посредником между учеником и натурой». Врубель, которого разочаровало преподавание в академии и который считал, что его учат безжизненным штампам и схемам, обучение у Чистякова называл формулой живого отношения к природе.

Серов вспоминал, что его первым заданием, полученным от Чистякова, было нарисовать листок скомканной бумаги, небрежно брошенной на пол. Поначалу такое упражнение показалось Серову смешным и даже обидным, но он начал рисовать иѕ не смог справиться. Для решения этой задачи одного таланта оказалось мало, нужны были знания.

Портрет Павла Чистякова, художник Валентин Серов 1881

Вспоминая академические годы как самые светлые в своей художественной жизни благодаря занятиям у Чистякова, М. А. Врубель писал: "Он умел удивительно быстро развенчать в глазах каждого неофита мечты картинного мастерства и бредни гражданского служения искусствам; и на месте этого балласта зажечь любовь к тайнам искусства самодовлеющего, искусства избранных".

Многогранная деятельность Чистякова стала тем важным и необходимым явлением, в котором сохранилась почти прервавшаяся нить преемственности между творчеством А. А. Иванова и искусством рубежа XIX и XX вв.

НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ

Родился Чистяков в семье крепостного, служившего управляющим имением. При крещении за заслуги отца получил вольную. Во время учебы в Бежецком уездном училище стал серьезно увлекаться рисованием.
В семнадцать лет поступил в АХ, где числился в классе исторической живописи П. В. Басина.

Чистяков."Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного..

В 1861 г. за картину "Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного..." получил большую золотую медаль. Композиция этой картины построена подобно мизансцене с динамичными и ритмически контрастными движениями героев, эмоционально реагирующих на событие в соответствии со своей исторической ролью.

Психологическая характеристика действия продемонстрировала новые возможности исторической живописи, свободной от внешних эффектов позднего романтизма. На программу обратили внимание, а В. В. Стасов назвал ее "блестящей".

Чистяков П.П. Боярин

Только в 1876 г. он показал новую картину - "Боярин". Этот мастерски исполненный в рембрандтовском колорите портрет у современных критиков вызвал потоки ярких ассоциаций: в задумчивости старого боярина видели "человеческую руину" со следами былого величия, "целую эпопею" из русской истории. Образ прожитой, уходящей жизни продолжал тему неоконченной римской композиции; видимо, не случайно выбрано положение фигуры, особенно рук старика, напоминающее движение Мессалины.

Чистяков.Портрет матери.

Чистяков Портрет отца.

Как бы парной к "Боярину" по композиции, манере исполнения и психологической глубине стала последняя завершенная работа - "Портрет матери" (1880). Преподавать Чистяков начал еще в годы учебы (с 1850 г.). "Кажется, я и родился со способностью и любовью к учительству", - писал он как-то П. М. Третьякову.

П.Чистяков.Римский нищий.

В 1872 г. художник был приглашен в классы АХ адъюнкт-профессором. Одновременно он вел занятия в своей мастерской, руководил частными студиями, переписывался с учениками. Популярность педагога была огромной. Это давало повод для предвзятого отношения к нему со стороны коллег: лишь в 1892 г. его назначили профессором. Однако после реформы АХ Чистяков в 1894 г. отошел от преподавания.

Чистяков Портрет М. А. Григорьевой 1862

В 1890-1912 гг. он заведовал мозаичным отделением АХ и следил за выполнением основных мозаичных работ в России на рубеже веков: в храме Христа Спасителя в Москве, Исаакиевском соборе и храме Воскресения Христова в Петербурге.

В 1908 г. в критический момент для бывшей репинской мастерской Чистяков ненадолго стад ее руководителем, а в 1910 г. передал ее своему ученику В. Е. Савинскому.

К концу педагогической деятельности Чистякова число его учеников было огромно. Не говоря уже об академических классах Чистякова, в которых обучалось несколько сотен студентов; большинство русских художников второй половины XIX века, в той или иной мере пользовались его советами и указаниями.

А многие прошли у него систематическую школу, в их числе — В. Борисов-Мусатов, И. Остроухов, Е. Поленова, В. Савинский, Г. Семирадский и многие другие. Но лучшим свидетельством педагогической деятельности Чистякова в истории русского искусства служит плеяда его выдающихся воспитанников — Васнецов, Врубель, Поленов, Репин, Серов, Суриков. К Чистякову шли учиться или, вернее, доучиваться даже выпускники, окончившие Академию художеств с золотыми медалями.

Чистяков скончался 11 ноября1919 года в Детском Селе (ныне город Пушкин).

ГАЛЕРЕЯ РАБОТ ХУДОЖНИКА.


Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту,
1860, музей РАХ, Санкт-Петербург

Голова девушки в повязке, 1874,
Третьяковская галерея, Москва

«Вообще порядок и правильная форма предмета в рисовании важнее и дороже всего. Талант бог даст, а законы лежат в натуре», — писал в своих заметках Чистяков. Он очень ценил талант, но повторял: «Начинать надо по таланту и кончать по таланту, а в середине работать тупо».

Художник, не умеющий рисовать, как оратор без языка, — ничего не может передать. «Без нее [техники] вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту». А это самое главное! Учиться видеть, учиться думать, учиться понимать.

Художник не копирует действительность, а картина не фотография. «Так натурально, даже противно»; или того хлестче: «И верно, да скверно!» — частенько ворчал Чистяков, оценивая чересчур реалистичные работы. «Искусство полное, совершенное искусство не есть мертвая копия с натуры, нет, [искусство] есть продукт души, духа человеческого, искусство суть те стороны человека, которыми он стоит выше всего на земле».

Искусство должно выражать лучшее в человеке и лучшее, что он может найти во Вселенной. Жестко критикуя картины-пустышки, он постоянно напоминал ученикам, что живопись не «эстетическое баловство», она требует от художника самоотдачи и постоянной работы над собой.

«Чувствовать, знать и уметь — полное искусство» — вот кредо настоящего мастера, полагал Чистяков.

Боярышня Аннушка, 1870-е,
Одесский художественный музей

Нищие дети, 1861,
Русский музей


Три мужика,
1858, Русский музей

Портрет девушки, этюд,
Пензенская картинная галерея

Его академическая мастерская была открыта для всех желающих. Он вел многочисленные кружки и группы вне стен академии, давал письменные рекомендации художникам, которые не могли приехать в Петербург. Если видел в человеке искру таланта, приглашал его на индивидуальные занятия. Учиться у Чистякова было непросто: он требовал очень серьезного отношения к делу. «Будет просто, как попишешь раз по сто», — подбадривал он учеников, заставляя снова и снова переделывать работу.

На даче в Царском Селе, куда чета Чистяковых выбиралась из столицы на отдых, Павел Петрович выстроил мастерскую, где собирался дописать картину «Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия», начатую еще в Италии, создал эскизы к композиции «Свидание» по рассказу Тургенева , стал рисовать портрет матушки, Анны Павловны Чистяковой.

Но завершить начатое никак не удавалось. Как только Чистяков перебирался на дачу, дом сразу наполнялся людьми: у него бывали Д.И. Менделеев и А.Н. Коркин, О.Д. Форш и П.П. Гнедич, З.Н.Гиппиус и Д.С. Мережковский . Приезжали, конечно, и художники — не только получить ценный совет, но и рассказать о новых замыслах, поспорить об искусстве. Чистяков никому не отказывал, и все личные творческие планы неизбежно откладывались до лучших времен.

ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНИКОВ.

Учениками Чистякова были:

В. Э. Борисов-Мусатов

Ф. Ф. Бухгольц

В. М. Васнецов

М. А. Врубель

И. М. Грабовский

А. И. Кандауров

Н. Д. Лосев

В. Д. Поленов

Е. Д. Поленова

Ю. М. Пэн

И. Е. Репин

А. И. Рябушкин

Н. С. Самокиш

В. А. Серов

В. И. Суриков

В. Е. Савинский

А. В. Фищев

К. Л. Хетагуров

Шли годы, но со многими учениками Чистяков сохранял узы всю жизнь. «Я еще могу съездить к Чистякову и у него хлебнуть подкрепляющего напитка советов и критики», — писал в своем письме Врубель. Часто бывал у своего учителя Поленов, который преподавал в Московской академии живописи, ваяния и зодчества по «чистяковской системе». «Желал бы называться Вашим сыном по духу», — признавался Васнецов.

Такими «сыновьями по духу» были многие его ученики. Именно Чистяков посоветовал Васнецову дать согласие на роспись Владимирского собора в Киеве и поддержал идею создания картин на темы русских сказок. Долгие беседы с художниками о Боге, религии и душе обернулись врублевским «Демоном» и «Христом», циклом картин об Иисусе у Поленова.

87 лет, прожитых в нескончаемых трудах и поискахѕ И каков итог? Несколько исторических полотен и портретов, незаконченные записки об искусстве и педагогике. Да, но не только. Главный итог — это сотни картин, которые создали благодарные ученики, возвратив миру все то, что вложил в них Павел Петрович.

«Искусство все-таки — красота. А красивое ни угловато, ни крайне быть не должно».

«Хорошо учить — значит, любя учить, а любя ничего не скучно делать».

«Бог — в творчестве. Мы через творчествобеседуем с ним. Бог вообще — в нас».

Источники.

http://smallbay.ru/artrussia/chistyakov.html

http://www.artsait.ru/art/ch/chistykov/main2.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%​D0%B5%D0%BB_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

http://www.c-cafe.ru/days/bio/21/052_21.php

Валентин Серов. Портрет Чистякова

(5 июля 1832 - 11 ноября 1919) - русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи.

Биография Павла Чистякова

«Это наш общий и единственный учитель»,- сказал И. Е. Репин о Павле Петровиче Чистякове.

И в словах его нет преувеличения, хотя это короткое, но веское словечко «наш» вместило (прямо или опосредованно) почти три поколения русских художников. Среди них немало звезд первой величины, составляющих славу русского искусства,- Репин и Суриков , В. Васнецов и Поленов, Серов и Врубель. Педагогическая система Чистякова столь же авторитетна в художественном мире, как система Станиславского - в артистическом.

Илья Репин. Портрет Чистякова

Остается во многом загадкой, как, не обладая ни собственной мастерской, ни тем более своей школой, где он мог бы, не опасаясь академических ретроградов, беспрепятственно и целенаправленно проводить выработанные им педагогические принципы (подобно своим знаменитым европейским коллегам - А. Ашбе или Ш. Холлоши), Чистяков добился столь блестящих результатов.

Прежде всего, вероятно, это стало возможным благодаря тому, что для него с самого начала художнической деятельности не было жизни вне пытливого, страстного и самостоятельного познания сути своего предмета, вне стремления передать знания и опыт начинающим художникам. «Рассудок, знания всегда во мне были впереди практики,- говорил Чистяков,- что делать, я родился и живу для других».

Учась в Академии художеств профессиональному мастерству, он доходил до сути каждого задания, каждого упражнения собственным разумением, все менее доверяясь учителям. Чистякова не удовлетворяла система академического рисунка, чуждого живой динамики и объективных законов натуры и лишь послушно следующего внешней видимости форм. Его не удовлетворяли академические принципы работы с цветом, который не выходил за пределы условной раскраски и служил в основном светотеневой, тональной проработке форм. Его не удовлетворяли шаблонные композиционные схемы, не могущие вместить нового содержания. И самое главное - в системе академического преподавания он обнаружил страшный разрыв профессионального образования и художественного воспитания, без чего Чистяков не мыслил самого преподавания. Уже тогда закладываются основы его будущей системы, и тогда же он начал преподавать.

В 1861 году он пишет картину «На свадьбе великого князя Василия Темного великая княжна Софья Витовтовна отнимает у князя Василия Косого пояс с драгоценными каменьями», получает первую золотую медаль и уезжает за границу. В Италии он работает много и плодотворно в различных жанрах - в пейзаже, портрете, в жанре так называемых «костюмных» этюдов, исторической живописи. Наиболее значительны его «Римский нищий» (1867) и «Итальянец каменщик» (1870)-своей островыраженной национально-типологической разработкой, точным рисунком, смелой живописью. Но не столько количеством произведений может быть измерена плодотворность его деятельности в этот период. Во всех работах (и это главное) Чистяков ставит всегда новые задачи, проверяет и накапливает свои наблюдения над рисунком, цветом, формой, ищет наиболее правдивого и выразительного по образной и пластической характеристике решения. Лишь большая пенсионерская картина «Последние минуты Мессалины, жены императора Клавдия» ему так и не далась. Выбранный художником сложный психологический сюжет не мог реализоваться в принципах академической живописи, а собственного развитого метода у него в ту пору не было.

В 1870 году Чистяков возвращается на родину. Впереди у него сорок лет работы в Академии - адъюнкт-профессором гипсоголовного класса, руководителем Мозаического отделения (с 1894 г.), профессором репинской мастерской (1908-1910) и, наконец,- отставка, но и на склоне лет продолжалась теоретическая и практическая деятельность художника. «У меня цель - двинуть, направить русское искусство по более просторному и широкому пути»,- так определил программу своей жизни Чистяков. Он следовал ей с поразительной настойчивостью и редким воодушевлением.

Цели этой служили чистяковская система преподавания, которая охватывала самые различные и вместе с тем неразделимые стороны художественного процесса: взаимоотношения натуры и искусства, художника и действительности, психологии творчества и восприятия и т. д. Метод Чистякова воспитывал не просто художника-мастера, но художника-творца, гражданина, активно участвующего в современной жизни, откликающегося своими произведениями на ее потребности. По мысли Чистякова, художнику необходимо всегда волноваться по поводу происходящего и глубоко выражать это волнение пластическими средствами. И поэтому «нужна, прежде всего, хорошая школа», чтобы актуальная мысль не могла быть передана «грубыми, неучеными руками».

Теоретик-рационалист и демократ, Чистяков признавал за искусством функции, прежде всего, познавательно-воспитательные и придавал решающее значение в своей системе рисунку. Он призывал своих учеников проникать в самую суть видимых форм, воссоздавать на условном пространстве листа их убедительную конструктивную модель. Познание закономерностей натуры и ее характерных особенностей уже являлось творческим актом, недаром ученические работы чистяковцев смотрятся сейчас как произведения искусства.

Достоинством системы преподавания Чистякова были целостность, единство на методологическом уровне всех ее элементов, логическое следование от одного этапа к другому: от рисунка, к светотени, затем к цвету, к сочинению (композиции).

Он придавал огромное значение цвету: «Рисунок дело разумения.., живопись, цвети - дело чувств и умения глядеть просто и списывать». Под «списыванием» Чистяков понимал умение правдиво «списать почерк» жизни, ее живую динамику. «Цвет есть искусство»,- говорил он, видя в цвете важнейшее средство образной выразительности, раскрытия содержания произведения.

В сочинении картины Чистяков полагал итог обучения художника, когда тот был уже в состоянии осмыслить явления окружающей жизни, обобщить свои впечатления и знания в убедительных образах и создать картину, которая выражала бы идейную концепцию автора и «волнующие общество идеи». И здесь каждый раз, решая ту или иную тему, художник должен обновлять, варьировать свои художественные средства, находить адекватный пластический язык. «По сюжету и прием» - было любимым выражением Чистякова. Стройная диалектика общего и частного, закономерно-типического и индивидуального, традиции и поиска, познания и действия, рассудка и чувства пронизывала всю систему Чистякова.

Благодаря этому ее свойству ни один из учеников его не походил на другого. Учитель бережно сохранил зерна самобытности в них и не только сохранил, но, как мудрый садовод, приумножил и облагородил - в этом великая жизненная, правда, педагогики Чистякова, его особая заслуга перед русским искусством.

"Вы меня спрашиваете, какими красками писать... Разложите на своей палитре все цвета, которые у вас есть, и, глядя на натуру, начинайте сооб.ражать, и даже пробовать на палитре, соединяя те краски, которые вам подскажет натура...... Когда найдёте состав красок подходящий, на них и пишите. Их будет три или четыре.... И когда составите цвет, по вашему мнению точный, не кладите на холст, а поверьте ещё раз с натурой и добавьте что увидите недостаёт ему. Затем кладите на холст. Вот этот добавочный цвет и будет настоящим. Ума не прилагайте и скорее практику и соображение. На натуру и последний взгляд.

Вот это и есть всё- вся техника! Как будете брать умом, птица улетит и дадите промах...."

Из книги "Чистяков и его ученики"

Валентин Серов. Портрет Чистякова

Чистяков родился в селе Пруды Весьегонского уезда, в старину это были земли Бежецкого Верха. Первые уроки рисования он получил в Бежецком уездном училище. Павел проявлял такие успехи в учёбе, что власти города, именно власти, что примечательно и что говорит о том, что эти самые власти интересовались успехами талантливых учеников, так вот, власти города решили после окончания Чистяковым училища определить его на казённый счёт в тверскую гимназию. На что юный талант возразил, что, если его не отдадут учиться дальше в Академию художеств, он умрёт.
В 1849 году юноша стал вольноприходящим учеником Петербургской академии художеств.

Бежецк Павел Петрович всегда вспоминал с теплотой. Он написал несколько икон для бежецких храмов. В Бежецке он таинственным образом увидел свою будущую жену. Сам он об этом так написал: «Ещё в Бежецке, когда мне лет 14 было, мы с мальчишками на святках гадали. Смотрю я в щёлочку, в церковь Иоанна Богослова и вижу: стоит девочка и глядит исподлобья: запомнил лицо-то. И вот когда я уже 23-х лет вошёл к ним в дом, вздрогнул. Сон вспомнил - она! Стоит и смотрит исподлобья». (Чистяков рассказывает о своей будущей жене Вере Егоровне Мейер.)

Родители художника были людьми «простого звания» - крепостными крестьянами генерал-майора А.П. Тютчева. Отец, Петр Никитич, управлял имением Тютчева. Помещик хорошо относился к семье своего управляющего и при рождении у того детей давал им вольную. Павел стал свободным на третий день после рождения.

Всё у человека начинается в детстве. Чистяков ещё ребенком тянулся к рисованию. «Отец мой... делал иногда счета угольком на белом некрашенном полу. Вот эти-то цифры я припоминал и копировал (на кирпичной печке) тоже угольком. Единицы и палочки я не любил, а все больше 2, 0, 3, 6, 9 и т.д., всё круглое. Всё меня интересовало, всё хотелось разрешить. Почему летит птица, а гусиное перо только по ветру, восьми лет я уже знал. Я всё замечал в натуре... Двенадцати лет я уже чувствовал... что-то о перспективе в натуре и даже нарисовал деревянную колокольню, углом стоящую к зрителю...»

Своим первым учителем Чистяков всегда называл бежецкого преподавателя рисования Ивана Алексеевича Пылаева.

Бежецкое училище Чистяков окончил с отличием - «был записан на золотой доске».

Пройдут годы, и великие русские художники Репин, В. Васнецов, Поленов, Суриков, Серов, Врубель и другие замечательные мастера будут благодарить Павла Петровича Чистякова как своего главного и выдающегося наставника. Виктор Васнецов напишет в письме своему учителю: «Желал бы называться Вашим сыном по духу». Суриков всю жизнь будет повторять любимую поговорку Чистякова: «Будет просто, как попишешь раз со сто». Репин не раз говорил о Павле Петровиче: «Он — наш общий и единственный учитель».

Но прежде чем заслужить все эти справедливые слова от благодарных учеников, надо было пройти большой путь.

В первом специальном классе Академии художеств он рисует «с оригиналов карандашом головы». Так он сам вспоминает свои классы. Во втором - рисует «голые фигуры». Потом переходит в класс гипсовых голов. Занятия проходили по утрам и вечерам. В свободные часы он подрабатывал уроками и случайными заказами. Жил у дальних родственников где-то рядом с Александро-Невской лаврой. Это далеко от Академии. По его подсчётам порой в день нахаживал до тридцати вёрст. Два раза в день на занятия и обратно да ещё уроки. Питался, как он вспоминал, скудно: огурцами, хлебом и чаем.
Первоначальное обучение, согласно правилам всех тогдашних академий, состояло из рисования с гипсовых слепков и копирования с известных гравюр. Копии служили средством для выработки вкуса учащихся, ими должны были заниматься параллельно с высшим натурным классом. К этому относились очень серьёзно. Наиболее отличившиеся молодые художники свою заграничную практику опять же начинали с копирования.

Один из исследователей жизни и творчества Чистякова пишет: «Всю эту школу рисования с гипсов и натурного рисования Чистяков прошёл и знал блестяще. Но гораздо больше он работал самостоятельно. По ряду академических наук он просто отделывался минимальным усердием, ибо изучал их сам. Рутинное повторение и рутинная тренировка, неосмысленная и - как он любил выражаться - «не поверенная» были для него нетерпимы. «Перспективу я слушал всего раза четыре у М.И. Воробьёва, — вспоминал он, - чертежей вчерне сделал три, а прочее усвоил в течение шести вёрст», то есть во время своих долгих и одиноких ежедневных путешествий. Он учился, уча других. Так, им был открыт ещё в юности, когда он учил «баринков Смирновых» рисовать с натуры петуха, его принцип рисования «с земли, с ног».


"Три мужика". 1858

К концу пребывания в Академии художеств Чистяков был не только блестящим учеником, но и уже известным в Петербурге педагогом. Многочисленные частные уроки создали ему в столице славу прекрасного учителя. Но основным и наиболее серьёзным педагогическим достижением молодого Чистякова была его работа в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Уже здесь он выделялся как очень способный и самобытный учитель. К его мнениям и советам прислушиваются талантливые молодые художники.

В апреле 1858 года Чистяков как вольноприходящий ученик удостаивается серебряной медали первого достоинства за этюд с натуры и ему разрешается приступить к композиции исторической картины для получения необходимой второй медали. Он мечтает стать историческим живописцем. Тогда это было очень почётное звание. Чтобы стать историческим живописцем, надо было получить вторую медаль (золотую) и работать по жестким правилам академических канонов.

Чистяков едет на стажировку в Европу. Он посещает Германию, Францию, потом отправляется в Италию. После нашей среднерусской и северной природы он вдруг видит роскошь природы итальянской и просто потрясён ею. «Что за Италия, что за ночи - просто рай! Представьте наш август, луна... представьте наше лето, наше небо, только все краски ярче и в то же время несколько туманнее, сквозь флёр, как будто, и мнится, что всё вам видится, - вот эта-то полусонная замирающая нежность и есть исключительный характер Италии».

Специалисты считают, что лучшими работами Чистякова, созданными в итальянский период, являются этюд «Голова Чучары», сейчас он в Русском музее, картина «Джованнина», сейчас она в музее Академии художеств в Петербурге. В этой картине художник смелыми живыми мазками передаёт яркую красоту юной итальянки: огромные тёмные глаза, нежный овал лица, смуглая кожа прекрасна на контрасте с белым покрывалом на голове.
В 1864 году художник задумал написать большую картину на тему древнеримской истории «Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия». Он сделал очень много этюдов и зарисовок к этой картине, знакомился с историческими материалами. Над этой картиной он работал почти всю свою жизнь, но так её и не завершил. В одном из писем к своему ученику в 1887 году Чистяков признался: «А я всё пачкаю свою Мессалину, цвета стал искать, а в то же время ногу согнутую думаю выпрямить (разумею у Мессалины ногу). Так лучше выходит. Ну, одним словом, рутина гнетёт и подбирает под себя. Нет, искусство всё-таки - красота. А красивое ни угловато, ни крайне быть не должно».
Сейчас в запасниках Русского музея хранится и незавершённая «Мессалина».

В Италии Чистяков много работает над изображением различных человеческих типов. Он создаёт картину «Римский нищий». Сейчас она в Третьяковской галерее. За эту и ещё три другие работы, вернувшись в Петербург в 1870 году, художник получил звание академика.
С этого момента и до конца дней жизнь Чистякова будет почти полностью отдана Академии художеств. Он становится преподавателем, начинает жить распорядком этого учебного заведения, его выставками и заботами.

К этому времени, как пишут специалисты, «не только вне академии, но также и в стенах её находилось всё больше людей, понимавших, что установившаяся и когда-то приносившая блестящие результаты система обучения художников обветшала. Искусство рисунка - главное, что бесспорно признавалось заслугой её, вырождалось на глазах, и этот упадок уже давно замечался посторонними зрителями».

Страстный темперамент личности, художника и педагога не позволял Чистякову мириться с таким положением вещей. В одной из докладных записок он пишет: «Скажите чудную остроту, и все в восторге; повторяйте её сорок лет каждый день и каждому, отупеете сами и надоедите всем, как бог знает что... Всё, что однообразно и бесконечно повторяется, как бы оно ни было хорошо вначале, под конец становится тупо, недействительно, рутинно, просто надоедает и умирает. Нужно жить, шевелиться, хотя на одном месте, да шевелиться».

Чистяков считал, что «хорошо учить, значит, любя учить, а любя ничего не скучно делать». В стенах академии постепенно у него образовывается своя школа «чистяковцев».


"Голова девушки в повязке" 1874

Вот впечатление А.И. Менделеевой от знакомства с Чистяковым: «Увлекшись рисунком, я не видела никого и ничего, кроме стоявшей передо мной ярко освещенной гипсовой фигуры да своего рисунка. Чьё-то покашливание заставило меня оглянуться. Я увидела нового для меня профессора: худощавого, с негустой бородой, длинными усами, большим лбом, орлиным носом и светлыми блестящими глазами. Он стоял на некотором расстоянии от меня, но смотрел на мой рисунок издали, скрывая тонкую улыбку под длинными усами. По своей неопытности я сделала странные пропорции тела Германика. Павел Петрович кусал губы, сдерживая смех, потом вдруг быстро подошёл ко мне, легко перешагнул спинку скамьи, сел около меня, взял из моих рук резинку и карандаш и уже серьёзно начал поправлять ошибки. Тут я услышала слова, оставшиеся в памяти моей на всю жизнь: «Когда рисуешь глаз, смотри на ухо!» Не сразу я поняла мудрость этого. Прекрасно нарисованная часть лица или фигуры не выразит ничего, если она поставлена будет не на место и не в гармонии с остальными частями. Но никакое самое подробное объяснение не произвело бы такого впечатления и не запомнилось бы так, как загадочное: «Когда рисуешь глаз, смотри на ухо».

Чистяков не удовлетворялся обязательными по службе классными дежурствами. В отличие от большинства профессоров он, если видел в человеке искру таланта, если видел настоящую преданность человека делу, то занимался с ним уже в своей мастерской.
Он вообще-то был довольно суровым и придирчивым педагогом. Особенно жестко он высмеивал самодовольство, которое считал у художника основным препятствием к творческому росту.

Считается, что у Чистякова было безошибочное чутье на масштаб и характер способностей ученика. Он как бы предвидел, что получится из того или другого художника при серьёзном отношении к делу. И настраивал на это серьёзное отношение. Поэтому и поговорка у него была, когда заставлял учеников снова и снова переделывать работу: «Будет просто, как попишешь раз со сто».

Вообще Чистяков любил поговорки, притчи, народную речь. Его советы молодежи были не занудными, а образными. Он сам об этом говорил: «Я знаю, есть люди, которые говорят: П.П. всё шуточками отбояривается. Конечно для них - шуточки, ну, а для молодежи, для дела это не шуточки. Учитель, особенно такого сложного искусства, как живопись, должен знать свое дело, любить молодое будущее и передавать своё знание умело, коротко и ясно... Истина - в трёх строках, умело пущенная... сразу двигает массу вперёд, ибо ей верят и поверят на деле».

Некоторые слова Чистякова входили в общее употребление в академии и не только в ней. Например, слово «чемоданисто», которое стали употреблять в среде художников для обозначения чего-то такого трескучего, пошло от Павла Петровича после такого случая. В одной галерее была выставлена прославленная картина Делароша «Кромвель у гроба Карла V». Спросили мнение о ней Чистякова. Он произнёс в тишине: «Чемоданисто!» Все сразу увидели, что коричневый блестящий гроб с останками короля, да и вся живопись этого модного французского художника своей внешней пустой элегантностью и цветом удивительно напоминают кожаные чемоданы.
Тёмный, грубый этюд ученика он называл «заслонкой».

Выше всего Чистяков ценил талант, но говорил о работе над картиной: «Начинать надо по таланту и кончать по таланту, а в середине работать тупо», то есть талант талантом, но упорство и терпеливость очень нужны художнику.


"Боярышня Аннушка". 70-е

Его требование к законченному мастеру-художнику отчеканилось в такую формулу:
По словам В. Васнецова, Чистяков «был посредником между учеником и натурой». А сам Павел Петрович на это как бы отвечал: «Я всю жизнь читал великую книгу природы, черпать же всё только из себя... не обращаясь к реальной природе, значит, останавливаться или падать». Но при этом учитель постоянно предостерегал своих учеников от мелочного копирования, от «дороги фотографиста». Суриков на всю жизнь запомнил совет Чистякова:

«Надо как можно ближе подходить к натуре, но никогда не делать точь-в-точь: как точь-в-точь, так уже опять непохоже. Много дальше, чем было раньше, когда, казалось, совсем близко, вот-вот схватишь».

Это главная заповедь реализма: всегда уметь сохранять образное, поэтическое отношение к изображаемому, не засушить, не перебрать с подробностями. Главная заповедь методики Чистякова. Ученик, а потом великий художник, Валентин Серов эту мысль Чистякова передавал так, что, мол, художнику надо даже «нет-нет и ошибиться», чтобы не получилось мертвечины.

Чистяков был человеком самых разносторонних знаний. Он интересовался новостями оптики, физики, физиологии. Сын его вспоминает: «Павел Петрович, помимо живописи, интересовался очень многим: музыка, пение, литература, философия, религия, наука и даже спорт - всё это не только интересовало, но порой и увлекало его... Заинтересовавшись чем-нибудь, он непременно углублялся в самую суть вопроса, старался изучить его, открыть законы заинтересовавшего его явления, а если это ему удавалось, тотчас же стремился научить других тому, что сам изучил».
Чистяков вообще считал, что искусство не так далеко от науки, что большой мастер-художник должен быть близок к знанию, что «наука в высшем проявлении переходит в искусство».

Павел Петрович всё больше и больше отдаётся педагогической работе. Но всё-таки он не забывает совсем и о своем художническом таланте. Он пишет постоянно, но удачи бывают редкими. Такой удачей стала картина «Боярин», сейчас она находится в Третьяковской галерее.
Писатель Гаршин заметил эту работу и написал о ней: «Изборождённое морщинами лицо, кажется, заснуло... умерло, только в глазах осталась и сосредоточилась жизнь... Написан «Боярин» превосходно, рембрандтовское освещение удачно выбрано для типа, изображённого художником».
Цветовая гамма «Боярина» выстроена на оттенках коричневого - охристого, зеленовато-коричневого, красноватого, передающего фактуру бархатного кафтана и шапки, отороченных соболем. Чистяков обратился здесь к манере письма старых мастеров, но картина - не стилизация. В ней есть и собственный психологический образ, дух, национальная характерность. Эта работа близка работам передвижников.

В 1872 году Чистяков получил в Академии художеств должность адьюнкт-профессора гипсоголовного и этюдного натурного классов. В этой должности художник проработал 20 лет. В 1890 году его назначили главой мозаичного отделения, таким образом отстранив его от прежней должности. Надо сказать, что были у Чистякова и завистники, и характер у него был не из лёгких, так что были у него сложности в академии. Но он всё равно, куда бы его ни задвигали, занимался с учениками дома.

Специалисты считают, что «единственным настоящим доказательством ценности той или иной педагогической системы являются практические результаты преподавания». К концу педагогической деятельности Чистякова число его учеников было огромно. Не говоря уже об академических классах, где через его руки прошло несколько сот учащихся, большинство русских художников второй половины XIX века, соприкоснувшихся с Академией художеств, в той или иной мере пользовались его советами и указаниями. А многие прошли у него систематическую школу. В их числе - Е. Поленова, И. Остроухов, Г. Семирадский, В. Борисов-Мусатов, Д. Кардовский, Д. Щербиновский, В. Савинский, Ф. Бруни, В. Матэ, Р. Бах и многие другие. Но лучшим свидетельством роли Чистякова в истории русского искусства служит плеяда выдающихся мастеров - Суриков, Репин, Поленов, Виктор Васнецов, Врубель, Серов.

В 1875 году в одном из писем к Поленову в Париж Павел Петрович делает такое пророчество: «Есть здесь некто ученик Суриков, довольно редкий экземпляр, пишет на первую золотую. В шапку даст со временем ближним. Я радуюсь за него. Вы, Репин и он - русская тройка...» Тогда Суриков лишь оперялся, ещё далеко было до «Стрельцов» и «Меньшикова». Но зоркий глаз учителя не только выделил его из пёстрой ученической стаи, но и смело, уверенно поставил гениального воспитанника академии в ряд с крупнейшими мастерами русского искусства. Суриков начал работать с Чистяковым в этюдном классе, следовательно, курс рисунка он проходил не под руководством Чистякова. Учителю было достаточно посмотреть этюды Сурикова, чтобы сразу убедиться в его огромном живописном таланте. Суриковский архив позволяет установить, что «путь истинного колориста» в большой мере подсказан художнику Чистяковым. Суриков увлекал Чистякова своим талантом, самобытностью, размахом. После того, как Совет академии отказал лучшему ученику в первой золотой медали, Чистяков с возмущением сообщает Поленову: «У нас допотопные болванотропы провалили самого лучшего ученика во всей академии Сурикова за то, что мозоли не успел написать в картине. Не могу говорить, родной мой, об этих людях - голова сейчас заболит, и чувствуется запах падали кругом. Как тяжело быть между ними». Уехавший в Москву Суриков не порывал живой связи с учителем, принимал живейшее участие в личных работах Павла Петровича. Переписка их не обширна, но весьма интересна. В 1884 году Суриков впервые ездил за границу. Его письма оттуда к Чистякову - лучше после «Путевых заметок» Александра Иванова из того, что написано в русской литературе об искусстве итальянского Возрождения.

«Поленов, Репин по окончании курса в Академии брали у меня в квартире Левицкого уроки рисования, то есть учились рисовать ухо гипсовое и голову Аполлона. Стало быть, учитель я неплохой, если с золотыми медалями ученики берут уроки рисования с уха и с головы, да и надо же сказать что-либо новое об азбуке людям, так развитым уже во всём».

С Поленовым у Чистякова сохранились навсегда тёплые, дружеские отношения. Поленов глубоко любил Павла Петровича, а не только ценил в нем учителя. И эту любовь, неоднократно подтвержденную, передавал и своим собственным ученикам. Через Поленова педагогическая слава Чистякова ещё шире разносилась по России, ибо его учение осуществлялось не только в стенах Академии художеств, но и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал Поленов. Учитель с первых дней определили его характер. «Вы колорист»,-сказал он Поленову. Учитывая с самого начала эту особенность ученика, он всячески поощрял её и развивал.


«Портрет М. А. Григорьевой». 1862.

Репин мало работал с Чистяковым, но и будучи уже известным художником приходил брать у Чистякова уроки, не считал для себя унизительным работать в кружке с юными учениками Чистякова и выслушивать советы Павла Петровича. Именно Репин отдал для совершенствования Чистякову Серова, своего любимейшего ученика.

Врубель попал в личную мастерскую Чистякова в 1882 году. До этого он разочаровался в обучении, считал, что его учат сухим штампам и схематизации живой природы. Учёба у Чистякова оказалась, как он сам потом говорил, формулой живого отношения к природе. Врубель именно Чистякову обязан своим блестящим знанием акварели.

Павел Петрович своих новых учеников обучал, прежде всего, видению мира. Упрощая, он говорил: «Так как не все юноши одинаково талантливы, не все глядят при рисовании на натуру правильно, то, прежде всего, надо научить их смотреть как следует. Это почти что самое необходимое».
Он и мировозренчески старался помочь художнику глубже, интереснее видеть мир. Он очень поддерживал поэтическую трактовку русской истории Виктором Васнецовым, говорил ему: «Вы - русский по духу, по смыслу родной для меня! Спасибо душевное Вам...» Именно Чистяков посоветовал В.Васнецову дать согласие на роспись Владимирского собора в Киеве. Чистяков убеждал сомневающегося художника, что у него всё хорошо получится. А всё получилось гениально.

В одном из биографических очерков о Серове написано, что решено было отправить его «в Академию художеств, к лучшему учителю художников в России Павлу Петровичу Чистякову...»

«Так натурально, что даже противно»,- ворчал Чистяков, останавливаясь возле ученического мольберта в своей академической мастерской. «Простота даётся не просто,- добавлял он. - Простота - высота!» И шагал дальше.

Ученики слушали, мотали на ус. Суровая школа... Но зато какие художники выходили из мастерской Павла Петровича! Суриков, Врубель, Поленов... В этот ряд встал и Валентин Серов.

Павлу Петровичу были близки слова Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

Каким-то чудесным образом до наших дней сохранился двухэтажный деревянный дом, в котором жил Чистяков под Петербургом. Теперь это город Пушкин, в доме Чистякова - музей художника и педагога.

По материалам книги Геннадия Иванова - "Знаменитые и известные Бежечане"

Из воспоминаний о Павле Петровиче Чистякове

"...Влияние его на художников было огромное. Не было явления, на которое он бы не отозвался, жестко, ехидно, комически сморщиваясь. Он говорил какими-то им самим изобретенными терминами: "ватисто, чемоданисто" - и все его понимали.
...Иногда он советовал:
- В Эрмитаж ходите. На Рембрандта, на Веласкеса, на Гальса смотрите. Невредно"
.

Петр Гнедич. "Книга жизни. Воспоминания" 1855-1918. Фрагмент о П.П.Чистякове

Лучшие ученики Чистякова — блестящие русские художники Василий Суриков, Илья Репин, Василий Поленов, Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, Валентин Серов.

Павел Чистяков: «Ведь это вздор, что учить скучно. Хорошо учить, значит, любя учить, а любя ничего не скучно делать» и в письме П.М.Третьякову: «Кажется, я и родился со способностью и любовью к учительству».

Виктор Васнецов — Чистякову: «Желал бы называться Вашим сыном по духу».

Репин о Павле Петровиче: «Он — наш общий и единственный учитель».
«Великий мудрец был Павел Петрович и как художник был исполнен такого изящества и такта в обращении. Как он привязывал к себе и роднил всех, кому посчастливилось общение с ним».

Суриков часто повторял любимую поговорку Чистякова:

«Будет просто, как попишешь раз со сто».

Павел Петрович рано увидел талант Василия Сурикова и предрек ему большое будущее.
В 1875 году он писал Поленову: «Есть здесь некто ученик Суриков, довольно редкий экземпляр, пишет на первую золотую. В шапку даст со временем ближним. Я радуюсь за него. Вы, Репин и он — русская тройка…». Василию Сурикову тогда было 27 и до его важнейших картин было еще несколько лет.
Чистяков о Сурикове - в другом письме: «У нас допотопные болванотропы провалили самого лучшего ученика Академии Сурикова за то, что не успел мозоли написать в своей картине. Не могу говорить, родной мой, об этих людях, голова сейчас заболит, и чувствуется запах падали кругом. Как тяжело быть между ними….» (Чистяков - Поленову, декабрь, 1875).

«Павел Петрович, помимо живописи, интересовался очень многим: музыка, пение, литература, философия, религия, наука и даже спорт — все это не только интересовало, но порой и увлекало его... Заинтересовавшись чем-нибудь, он непременно углублялся в самую суть вопроса, старался изучить его, открыть законы заинтересовавшего его явления, а если это ему удавалось, тотчас же стремился научить других тому, что сам изучил»

Из воспоминаний сына Чистякова

Павел Петрович Чистяков об искусстве:

«Техника — это язык художника; развивайте ее неустанно, до виртуозности. Без нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту».

«Насколько у кого знания и силы, настолько нужно энергии и прилежания в деле - вполсилы ничего не выйдет».

«Не нужно стараться написать все точь-в-точь, а всегда около того, чтобы впечатление было то самое, как в природе».

«Учись как следует и делай как сможешь».

«Если представить, что в какой-либо части искусства вы так сильны, что и думать уже не стоит, то знайте, что это ошибка... и старайтесь поверять себя, то есть налегайте на эту часть искусства».

«Пишите во всю душу и со всей любовью, остальное само придет».

«Чувствовать, знать и уметь - полное искусство».

Чистяков П. П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. Фрагмент.