Питание в строгий пост. Что можно кушать во время строгого поста и перед причастием

Существует версия о том, что корни понятия Великого поста лежат у истоков зарождения христианской веры. Ее проповедники доказывали язычникам, что только истинное верование в Спасителя Иисуса Христа может помочь преодолеть любые испытания, даже такие серьезные, как пост.

Духовный смысл Великого поста

Несмотря на то что Великий пост строгий и непростой, для истинного верующего он вовсе не означает тяготу испытаний, а несет в себе радость возможности причастия, а также счастье освобождения души от всего плохого, черного и греховного, накопившегося у человека за весь год.

Есть такое понятие в Библии, как церковная десятина - часть доходов, которые получает человек, он должен отдавать церкви. Если посчитать точно, то Великий пост в своем строгом варианте без учета выходных, когда допускается небольшое отклонение, длится примерно 36,5 дней. Это составляет десятую часть от 365 дней всего года. Значит, согласно библейским канонам, истинный христианин эти 36,5 дней должен отдать церкви, Богу, вспомнить мучения Спасителя и принять в них участие воздержанием и молитвой.

На чем основывается строгий пост? Что можно кушать христианину в эти дни? Как правило, Великий пост подразумевает прием Постящемуся нельзя есть мясо, творог, йогурты. Важно понимать не то, что именно делает человек, а зачем он это делает, какой в этом смысл. Пост - это сугубо индивидуальное дело каждого, его личная тайна. Длительность Таинства составляет 40 дней, после чего наступает Пасха - праздник Светлого Воскресения Христа.

К сожалению, люди подвержены влиянию новых тенденций, согласно которым сегодня очень модно быть верующим. Время забвения христианства прошло, хотя истинные верующие молились и преклонялись перед Господом даже в годы советской власти. В период Великой Отечественной войны солдаты молились иконе, глубоко запрятанной под шинель, и никто их веру поколебать не мог. В этом и состоит истинное верование - это то, что живет в человеке с самого начала его существования, а не привносится ветром общественного мнения.

Строгий православный пост: правила и законы

Человек, осознанно пришедший к вере и регулярно соблюдающий посты, вряд ли сойдет с этого пути, если этот путь пройден им искренне и осознанно, безо лжи самому себе.

Если человек находится еще в самом начале своего пути к вере, ему следует знать основные постулаты, без соблюдения которых пост лишается смысла.

Во-первых, Великий пост не является частью программы похудения для женщин, это не мера антицеллюлитной борьбы, что даже звучит как-то кощунственно. Священники считают, что чистая душа такого помысла не допустит никогда.

Во-вторых, никто не должен и не обязан знать о том, что человек держит пост. Это не пустая бравада, не предмет хвастовства, а сугубо индивидуальное Таинство каждого человека.

В-третьих, когда решено начать пост, не надо себе давать какие-то пищевые установки, говорить о том, что с завтрашнего дня я не ем мясо, а по средам и пятницам вообще кушать не буду. Начало любого постного воздержания знаменуется примирением с близкими, родными и с самим собой, ликвидацией всех недомолвок, непониманий и конфликтных ситуаций. Во время поста недопустимо заниматься «поеданием» близких и самого себя, а также следует помнить о воздержании в пище.

В-четвертых, самый строгий пост - это не отказ от супружеских обязанностей, а вот акты прелюбодеяния на стороне запрещены, поскольку церковью осуждаются любые связи кроме тех, которые случаются между мужем и женой. Наоборот, нельзя доводить себя до такой степени воздержания, чтобы потом в буквальном смысле бросаться на первого встречного.

В-пятых, алкоголь можно употреблять только в выходные дни, желательно вино, разбавленное водой, и не более одного бокала.

В-шестых, повторяя сказанное выше, нельзя забывать, что Великий пост - это не диета, и смысл его заключается не в том, чтобы скинуть пару килограммов, а в духовном очищении, в обретении умения контролировать себя, сдерживать порывы тела.

Существует масса добавок к пище, вкусовых топпингов, чтобы помочь вынести строгий пост. Что можно кушать, дабы он не казался столь тяжелым, особенно для новичка?

Как превратить ограничения в новые возможности?

Следует помнить на протяжении всего времени, что Великий пост - строгий, и на это время необходимо забыть о любой животной пище. Мясные продукты, молоко, яйца и еда, содержащая животные жиры, должны быть исключены полностью. Зато можно себя баловать всеми видами фруктов и овощей в сыром, вареном, запеченном и сушеном виде, а также злаками, зеленью, медом и вареньем. Растительное масло можно добавлять в еду в выходные дни и по праздникам. В строгие рекомендуется пить больше чистой воды и переключаться с мыслей о еде на молитвы и посещения церкви.

Строгий пост подразумевает ограничение просмотра телевизора и походов по увеселительным мероприятиям. Телевизионная программа порой несет в себе столько негатива, что невольно можно пожалеть о включенном телевизоре.

На Руси во время Великого поста не играли свадеб, но это не означало, что жизнь закончена. Лучше использовать время, которое отводится на пост, с целью духовного развития - можно взять в руки книгу, которую давно хотели прочитать, лишний раз сходить в церковь, поговорить со своими близкими, проявить к ним внимание. Главное - мыслить позитивно, воздерживаться от гнева и дурных поступков. Великий пост строгий не только к физическому телу, но и к моральному облику человека.

Необходимо помнить, что строгий пост не рекомендован больным, беременным, детям и тем, кто усиленно работает физически. В каждом случае нужна консультация врача и духовного наставника. Для этих категорий граждан возможны индивидуальные предложения по соблюдению поста.

Как входить в строгий пост

Начало строгого поста - это самый трудный этап, особенно для тех, кто постится впервые. Первый день и пятница последней недели должны быть полностью постными, то есть надо воздержаться от еды вообще. В строгие недели поста, а именно в первую и последнюю седмицу, разрешены фрукты, овощи, хлеб, вода.

На протяжении всего времени постящимся разрешены любые каши, орехи, фрукты и овощи, бобовые культуры. Можно кушать мед, мармелад, какао без содержания молока, кисели. В даты великих праздников, таких как Благовещение, Вербное воскресенье и Лазарева суббота, разрешены рыба и морепродукты, а в выходные дни допустимо употребление растительного масла.

Чтобы не навредить здоровью, постящемуся необходимо заблаговременно периодически отказывать себе в употреблении мяса и мясных продуктов. Таким образом можно приучить свой организм к отсутствию животного белка. В такие «подготовительные» дни рекомендовано пить больше воды, она позволит нормализовать обменные процессы организма.

Как выходить из поста

Когда кончается Великий пост, строгий режим, к которому привык человек, сразу нарушать нельзя. Организм не усвоит мясо в больших количествах после долгих дней воздержания. Употребление большого количества пищи животного происхождения лишь приведет к нарушению работы желудка, а возможно, и к отравлению. Необходимо начать с еды, которая легко усваивается, и желательно, чтобы плавный выход из постного режима длился столько же, сколько длился пост.

Меню постное, соленое и острое

Рецепты строгого поста могут отличаться наличием в них большого количества специй, добавок, пряностей. Можно использовать петрушку, укроп, сахар, соль, корицу, и тогда никто не сможет сказать, что салаты и закуски, первые и которые приготовлены из овощей и круп, невозможно есть из-за их пресного вкуса. А некоторые рецепты могут стать любимым блюдом на все случаи жизни. Необходимо следить, чтобы специи и приправы не содержали в себе следов животного происхождения.

Хозяйка постного стола, особенно та, которая работает и приходит домой только вечером, не понаслышке знает, что ломать голову насчет предстоящего ужина намного проще, чем приготовить этот ужин. Надо ухитриться сделать что-то постное, некалорийное, но чтобы все были сыты. При этом количество ингредиентов весьма ограничено.

Самой настоящей палочкой-выручалочкой для практичной хозяйки во время поста послужит Он может стать основой любого блюда - и первого, и второго. Бульон прекрасен и ароматен в свежем виде, а если хранить его в морозилке порционно, он обязательно придется кстати для срочного приготовления вкусного супа, рагу из овощей или айнтопфа. Овощи для его варки берутся любые, какие есть в наличии, и которые любят домочадцы.

Для особого вкуса в бульон из овощей можно добавить грибы, тимьян, розмарин и другие любимые специи и травы. Вначале порезанные овощи с грибами пассеруют на масле, а затем заливают водой, доводят до кипения, закладывают травы и перец и варят около часа на медленном огне.

Для постных блюд, как ни для каких других, важен внешний вид. Яркие и отвлекают от состава самого блюда, в котором часто судорожно хочется найти мясо. Ощущение насыщения обычно вызывает тепло, поэтому постные блюда лучше подавать подогретыми, а перец чили или имбирь помогут создать эффект горячего кушанья.

Разноцветные овощи и фрукты в пост - баклажаны, яблоки, сливы просто незаменимы при составлении постного меню, поскольку яркие краски очень поднимают настроение.

Наконец, не стоит забывать о различных способах соления, мочения, квашения и маринования овощей и фруктов! Квашеная капуста с вареной картошкой - вкусней не придумать!

Великий пост. Строгий режим питания как повод для полета фантазии

Постящиеся люди не должны чувствовать себя обделенными вкусной и красивой едой. Существует столько чудесных, ароматных и сытных постных блюд, что любой пост станет гастрономической радостью для всех!

Если есть в наличии чечевица, хозяйка может приготовить очень полезный, вкусный и красивый суп с маслинами, лимоном и зеленью.

Коронное блюдо постного меню - жареный картофель с грибами, в него можно добавить любые овощи, а для создания разнообразия цветовой картинки оптимальным вариантом будет болгарский перец.

Еще один пряный рецепт - запеченная картошка в фольге с чесночным соусом. Баклажаны можно щедро приправить чесноком, если не планируется никаких встреч и личных контактов. А если уж очень хочется мяса, то имитацией мясных фрикаделек могут послужить постные шарики из нута, называемые фалафель.

Многие жалуются на то в строгий пост, что нельзя побаловать себя творогом. Вот и неправда! Если смешать манную крупу с сахаром и запечь ее в яблоке, то по вкусу получившаяся начинка очень напомнит творог. Полезное свойство манки состоит в том, что она впитывает соки фруктов, разбухает и становится подобием крема. Это надо знать хозяйкам и пользоваться этим свойством крупы в постной кухне.

Отличное блюдо для ужина - кус-кус с зеленью. Готовить его - одно удовольствие. Две столовых ложки крупы надо смешать с оливковым маслом, посолить. Сделать в кус-кусе углубление, залить туда кипяток, перемешать, добавить нарубленную зелень, взбить. Пятнадцати минут на огне хватит, чтобы насладиться простым и сытным блюдом.

Если остались овощи от вчерашнего ужина, за 10 минут можно приготовить рисовую лапшу с овощами. Для этого вермишель надо залить кипятком и дать немного настояться. Нарезанные соломкой овощи следует обжарить в течение 7 минут в масле, в котором предварительно пассеровалась долька чеснока, затем добавить к овощам рисовую пасту и немного заправить соевым соусом, а сверху по вкусу присыпать кунжутом.

Паста из фасоли имеет вид печеночного паштета. Подавая ее на стол, можно сыграть на контрасте с бурым цветом фасоли, если сверху положить зерна кукурузы или любую зелень. Для приготовления пасты консервированную фасоль мнут вилкой и добавляют в нее смесь из 30 г грецких орехов, 2-х оливкового масла, нескольких горошин черного перца, а также семян кориандра и горчицы. Солят получившийся паштет по вкусу, а потом мажут на хлеб, помидор или кушают как самостоятельное блюдо.

Жареный тофу отлично подойдет к любым овощам. Его надо нарезать толстыми ломтиками и обжарить в чесночном масле. Раздавленный чеснок предварительно пассеруется. Соевый соус необходимо смешать с крахмалом и перцем чили и варить до загустения. Затем следует полить этим соусом жареный тофу, посыпать кунжутом и зеленью.

На десерт можно побаловать себя смузи из зелени и банана. Он выглядит как инопланетная фантазия на тему здорового образа жизни. И готовить его просто - три горсти шпината, несколько веточек тархуна, листья любого зеленого салата и один банан просто смешать в блендере.

Также можно запечь яблоко с орехами. Для этого два зеленых яблока надо начинить «фаршем» из пяти грецких орехов, 2-х чайных ложек коричневого сахара или меда и изюма. Фрукты будут готовы через 20 минут, температура их запекания в духовке должна быть не менее 200 градусов.

Наконец, ценителям восточных сладостей легко будет приготовить козинаки из семечек подсолнечника, а сливочное масло, которое присутствует в рецепте, надо просто заменить растительным.

V. Поминовение и просфоры. Панихида и молебен

Если мы желаем, чтобы Церковь молилась вместе с нами за дорогих нам
близких (живых и умерших), мы пишем их имена на записке с надписью "о
здравии" и "об упокоении" и передаем вместе с просфорой, которую покупаем за
свечным ящиком, в алтарь. Сделать это нужно до начала литургии; если же
служба уже началась, то все разговоры, связанные с покупкой просфор,
передачей записок или свечек следует вести шепотом, чтобы не мешать службе.
Поданные записки священник читает перед началом литургии (на проскомидии) и
во время службы, когда он вынимает из просфор частицы и молится о здравии и
об упокоении записанных. В конце литургии эти частицы опускаются в Чашу в
знак искупительного действия св. Евхаристии. Священник в это время молится:
"Омой их грехи кровию Твоею..."
После обедни просфоры выносятся из алтаря и обычно ставятся на свечном
ящике, откуда те, кто подавал с ними записки, их разбирают. Просфору можно
по своему желанию либо съесть сразу, либо распределить на несколько дней,
либо отдать ее тому, за кого мы ее "вынимали".
Просфоры при желании можно раздавать в храме с просьбой молиться о тех,
за кого они вынуты, но это следует делать не во время службы, а после того,
как все подойдут ко кресту.
Кроме поминовения за литургией в церкви совершаются и другие виды
молитв за живых и усопших:
1. Молитва о живых, или молебен, к которому по просьбе верующих может
быть добавлено водоосвящение или чтение акафиста. Желающие служить молебен
обращаются за свечной ящик до службы (или, в крайнем случае, после службы).
2. Молитва об усопших называется панихидой. Ее служат перед особым
столиком для свечей (кануном). Издревле существовал обычай в память усопших
устраивать трапезу. В ней принимали участие бедняки, которых просили
молиться за умерших. И в наши дни те, кто молится о них, приносят в храм
пищу, которую раздают "для поминовения" после панихиды. Это делается и в
особые поминальные ("родительские") дни.
3. Молитвы, которые поют и читают при погребении, называются
отпеванием.
По окончании его икона, которая была на груди у покойника, ставится на
канун и находится там в течение 40 дней. После этого родные могут ее взять.
Во время литургии молитва совершается только за членов Церкви или
готовящихся ко крещению ("оглашенных"). Считается, однако, что во время
молебна могут быть помянуты и люди некрещеные. Для отпевания католиков,
старообрядцев и других инославных существует особый чин.

VI. Правила, касающиеся отношения мирянина к своему духовнику

Духовником называется священник, к которому мы постоянно ходим на
исповедь. Как больному лучше лечиться у одного врача, который хорошо знает
его организм и болезни, так и духовное врачевание будет проходить успешнее,
если человек будет приносить свою исповедь постоянному духовнику. Отношения
между этим священником и мирянином должны быть построены на искренности,
понимании и доверии. Мирянину следует помнить о следующих пяти правилах:
1. Христианин не предпринимает никакого важного жизненного шага, не
получив благословения духовника или, по крайней мере, не посоветовавшись с
ним.
2. Христианин принимает от духовника указания о молитвенном правиле,
постах и делах служения людям.
3. Христианин должен привести свою жизнь в согласие с нравственными
требованиями Церкви в срок, указанный духовником.
4. Частоту исповеди и причащения христианин должен согласовать с
духовником и твердо этого придерживаться.
5. В случае расхождения со своим духовником и намерения перейти к
другому мирянин должен поставить своего духовника в известность и просить
благословения на переход к другому священнику, конкретно указанному (см. 1
Цар 15, 22; Евр 13, 7, 17; Немоканон Иоанна Постника, Стоглав 40; Вопрошание
Кирика, 6, 17; Написание митр. Григория, 4; Заповедь к исповедующемуся, 27;
Слово Божие о покаянии, 97)2.

VII. Важнейшие праздники года

Праздничные и воскресные дни надо освободить от работы, которую можно
отложить. Церковный годовой круг праздников делится на праздники
"переходящие" и "непереходящие", двунадесятые и великие. Непереходящие
празднуются каждый год в одно и то же число месяца. Переходящие относятся к
Пасхальному циклу и приходятся каждый год на разное время. Приводим список
переходящих, непереходящих и великих праздников по "Православному церковному
календарю".
Двунадесятые переходящие праздники
Вход Господень в Иерусалим - воскресенье;
Пасха Христова - воскресенье;
Вознесение Господне - четверг;
День Святой Троицы (Пятидесятница) - воскресенье.
Двунадесятые непереходящие праздники
Крещение Господне - 6/19 января;
Сретение Господне - 2/15 февраля;
Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта/7 апреля;
Преображение Господне - 6/19 августа;
Успение Пресвятой Богородицы - 15/28 августа;
Воздвижение Креста Господня - 14/27 сентября;
Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября/4 декабря;
Рождество Христово - 25 декабря/7 января.
Великие праздники
Обрезание Господне - 1/14 января;
Рождество Иоанна Предтечи - 24 июня/7 июля;
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла - 29 июня/12 июля;
Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 августа/11 сентября;
Покров Пресвятой Богородицы - 1/14 октября.
Церковное исчисление ведется по старому стилю. Вторая дата указывает
новый стиль.

VIII. Посты

В нашей человеческой природе нарушена гармония между духовным и
плотским началом; плоть стремится возобладать над духом. Поэтому человеку,
ведущему духовную жизнь, необходимы хотя бы самые простые методы аскезы
(самоограничения). К ним относится пост - воздержание от животной пищи,
которое имеет двоякое значение.
С одной стороны, пост обуздывает стихию плоти, с другой - развивает
через послушание Церкви духовную стойкость и волю человека. Пост освящен
Самим Христом, Который, постясь, Своим примером указал на необходимость
воздержания для Его учеников.
Существуют различной степени посты. Примерно их можно охарактеризовать
следующим образом:
I. Очень строгий пост - сухоядение. Едят только сырую растительную пищу
без масла.
II. Строгий пост - едят всякую вареную растительную пищу с растительным
маслом.
III. Обычный пост - кроме того, что едят в строгий пост, едят еще рыбу.
IV. Ослабленный пост (для немощных, находящихся в пути и питающихся в
столовых) - едят все, кроме мяса.
Отмена или ослабление поста предусмотрены Церковью для особых случаев
(болезнь, нахождение в пути и т.п.). Однако христианин не должен по
собственному усмотрению ослаблять или отменять пост (как и, напротив, делать
его более строгим), но спрашивать благословения духовника.
Пост - не только время телесного воздержания; он означает и время
усиления борьбы с грехом, особенной молитвенной сосредоточенности, более
частого причащения.
В году четыре длительных поста. Кроме того, Церковь установила постные
дни - среду и пятницу в течение всего года. В память некоторых событий
установлены также однодневные посты.
Многодневные посты
Великий Пост - предпасхальный, в общей сложности продолжается семь
недель. Пост строгий. Очень строгие недели - первая, четвертая
(Крестопоклонная) и седьмая (Страстная). На Страстной неделе пост
прекращается после литургии в Страстную субботу. По обычаю же разговляются
только после Пасхальной заутрени, т.е. в ночь на Св. Воскресение.
Великий Пост связан с переходящим кругом праздников и поэтому в разные
годы падает на разные числа, в зависимости от дня празднования Пасхи.
Петров пост - перед праздником святых апостолов Петра и Павла.
Начинается со Дня всех святых (воскресенье после Троицына дня) и
продолжается до 12 июля нового стиля. Этот пост меняет свою
продолжительность в разные годы, ибо зависит от дня празднования Пасхи. Этот
пост - наименее строгий, обычный.
Успенский пост - перед праздником Успения Божией Матери. Он всегда
падает на одни и те же числа: 14-28 августа нового стиля. Это - строгий
пост.
Рождественский (Филиппов) пост - начинается на следующий день после
празднования апостола Филиппа, всегда падает на одни и те же дни: 28 ноября
- 7 января нового стиля.
Однодневные посты
Среда и пятница - в течение всего года, кроме сплошных седмиц (недель)
и святок. Пост обычный.
Крещенский сочельник - 5/18 января. Пост очень строгий (существует
народный обычай в этот день не есть до звезды).
Усекновение главы Иоанна Крестителя - 25 августа/11 сентября. Пост
строгий.
Воздвижение Креста Господня - 14/27 сентября. Пост строгий.

IX. Домашняя молитва и духовное чтение

Молитвы, содержащиеся в Молитвослове, составлены по большей своей части
святыми и людьми высокого духовного опыта. Читая эти молитвы, мы приобщаемся
к их духовной жизни и учимся сами молиться. Молитва по книге (молитвословие)
не исключает молитвы своими словами и молитвенного предстояния Богу в
молчании.
[О ежедневном правиле см. "Практическое руководство..."]. Ежедневным
"правилом" называется собрание молитв, предназначенных для чтения утром,
вечером и в продолжение дня. Опускать это правило не следует даже тогда,
когда в душе нет молитвенного настроения. Сами святые слова оказывают
воздействие на душу помимо сознания. Однако нужно всегда стремиться побороть
рассеянность и вникать в слова молитв. Для случая крайней усталости или
особых обстоятельств преп. Серафим дал "малое правило".
Великим Постом к ежедневному правилу добавляется молитва св. Ефрема
Сирина "Господи и Владыко живота моего...", а в пасхальный период - тропарь
праздника ("Христос воскресе из мертвых...").
Всякое дело мы должны начать молитвой. На эти случаи есть в
Молитвослове особые псалмы и молитвы.
Читать Священное Писание следует ежедневно. Прежде всего это касается
Нового Завета. Его можно читать по частям или главам, на выбор, или в
соответствии с церковными чтениями этого дня. К отрывку из Евангелия
присоединяем чтение из Посланий. Из Ветхого Завета ежедневно читают псалмы.
Остальные книги Библии следует читать с толкованиями, чтобы правильнее и
глубже понимать смысл ветхозаветных книг и их соотношение с Новым Заветом.
К чтению Св. Писания рекомендуется добавлять чтение из Св. Отцов или
духовных писателей. Лучшими книгами из Отцов для начинающих могут служить:
"Псалтирь" св. Ефрема Сирина, "Исповедь" бл. Августина, "Нравственные
правила" св. Василия Великого. Из более поздних авторов - творения Тихона
Задонского, "Невидимая брань" св. Никодима Святогорца, "Руководство к
благочестивой жизни" Франциска Сальского. Из современных духовных писателей
- "Записи" свящ. А. Ельчанинова, книги митрополита Антония Сурожского.

О проведении Великого Поста

Общие правила

Недели Поста

Время Великого Поста специально дается Церковью, чтобы мы могли
собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече Пасхальных дней.
Великим Постом нужно постараться наверстать упущенное, заполнить
пробелы в нашей духовной жизни, которая так пострадала от жизненных
неурядиц, рассеянности, лености и прочего.
Общие правила
1. Воздержание от мясной пищи обязательно. Относительно всего прочего
следует уточнить с духовником. Кроме того, хорошо избрать какую-нибудь
житейскую вещь и отказаться от нее на эти дни, сохраняя воздержание до
Пасхи.
2. За время Поста нужно прочесть все четыре Евангелия.
3. Необходимо отказаться от всех лишних встреч, дел - всего, что
рассеивает. Отдых, разумеется, не отменяется, но виды его нужно избрать
такие, которые не нарушали бы мир души (например прогулки, поездки за город
и т.д.).
4. Ежедневно надо читать молитву св. Ефрема Сирина, желательно
медитативно, т.е. сосредотачиваясь мыслью на словах. Размышлять нужно
преимущественно над одной частью (например, фраза "Господи, Владыко живота
моего"; тема: Христос как альфа и омега моей жизни, ее смысл, любовь и цель.
Ощутить это хотя бы на короткое мгновение).
5. Кроме чтения молитвы св. Ефрема Сирина необходимо посвящать
ежедневно 10 минут (это минимум, а вообще-то желательно полчаса) - 5 минут
утром и 5 минут вечером - молитвенным размышлениям. Главное - не пропустить
ни одного дня в течение Великого Поста.
Рекомендуется во время молитвы выбирать удобное место, удобное
положение тела, но при невозможности этого отступать не следует. Размышлять
можно и на ходу, и на работе, и вечером, когда все уснут, и утром - одним
словом, приноравливаясь к обстоятельствам. Весьма важно, чтобы ничто не
"наседало", не волновала необходимость срочно что-то сделать, не угнетала
слишком сильная усталость. Перед началом молитвенного размышления нужно
перекреститься (если это происходит дома) или мысленно призвать имя Божие;
понудить себя отрешиться от забот (это самое трудное), усилием воли
поставить себя перед лицом Божиим; осознать, что, где бы мы ни были, мы
всегда с Ним и перед Его лицом. После этого обращаем взгляд к иконе или к
кресту (если мы не дома, полузакрываем глаза и вызываем образ креста).
Нужно, чтобы все тело пришло в состояние покоя, дыхание не было учащенным,
движений не нужно (кроме крестного знамения). После этого мысленно
произносим фразу из молитвы или Евангелия (можно из литании, акафиста,
литургии - по выбору) и стараемся как можно дольше удержать ее в сознании,
обдумывая ее, погружаясь в глубину, ощущая ее многогранную связь со своей
жизнью. Сначала это будет получаться с трудом. Возможно, только на третьей
неделе дело пойдет лучше. Главное - не надо отступать. И так каждый день
весь Пост, по пять минут утром и пять - вечером. В крайнем случае время
можно менять, но лучше избрать одно и то же. Не нужно удивляться и
огорчаться, ловя себя на рассеянности, на неумении сосредоточиться: полезно
считать себя учеником новоначальным, впервые приступающим к таким
размышлениям. Список молитвенных речений для них хорошо составить заранее на
неделю. Надо стараться на протяжении дня в свободные от работы мгновения
возвращаться мысленно к теме размышлений, как бы готовясь к встрече.
Основное условие успеха - установление внутренней тишины; это самое трудное
в наш шумный век.
6. После пятиминутного размышления необходимо посидеть или просто
постоять молча и сосредоточенно, как бы прислушиваясь к тишине, и потом с
этой тишиной в сердце приступать к делам, стараясь сохранить ее "звук" как
можно дольше.
7. Все воскресные дни во время Великого Поста обязательно посещать
литургию, не опаздывая к службе. Перед службой во время "часов" хорошо
прочесть молитву:

Верую, Господи, но Ты утверди веру мою.
Уповаю, Господи,
но Ты укрепи надежду мою.
Я возлюбил Тебя, Господи,
но Ты очисти любовь мою
и воспламени ее.
Сокрушаюсь, Господи, но Ты сделай,
да приумножу покаяние мое.
Чту, Господи, Тебя, Творца моего,
воздыхаю о Тебе, призываю Тебя.
Ты же направь меня мудростью Твоею,
защити и укрепи.
Предаю Тебе, Боже мой, помышления мои,
да исходят они от Тебя.
Дела мои да будут во имя Твое,
и желания мои да будут в воле Твоей.
Освети ум мой, укрепи волю,
очисти тело, освяти душу.
Да узрю мои прегрешения,
да не прельщусь гордостью,
помоги мне побеждать искушения.
Да славлю Тебя во все дни жизни,
которую Ты даровал мне.
Аминь.

Частота причащения устанавливается вместе с духовником, но заранее
нужно готовиться к общему причащению в Великий Четверг, день Тайной Вечери.
8. В дни Поста особенно важно усилить молитву за других. Не пропуская
ни одного случая, когда кто-то болен, находится в унынии, испытывает
трудности, надо немедленно за него помолиться, сколько хватает сил и
времени.
9. Нужно составить список особо чтимых святых и в течение Поста чаще
обращаться к ним, как к живым, как к помощникам и друзьям, ставить им свечи,
молиться перед их иконами.
10. Надо остерегаться неравномерности: взлетов и срывов. Именно от
этого будут предохранять спокойные и систематические молитвенные
размышления. Следует одергивать себя при проявлениях излишнего духовного
восторга, помня, как часто в нем участвует не дух, а страсть. Это помогает
уберечься и от провалов.

Недели Поста

Первая седмица (неделя)

Проводим следующий цикл молитвенных размышлений:

1-й день. День Екклесиаста

Размышление о тщете всего земного: человек на вершине славы, многого
добился, а умрет, как все, порой - тяжелее. К чему все это было? Одни шли по
трупам, другие убивали свою душу, а в итоге - ничто. Прочтем: "Кая житейская
сладость..." (в чине отпевания). Почет, любовь, слава, здоровье - как все
это (без духовной жизни) ничтожно и пусто! Все ниспадает, как водопад, в
смерть. На всем печать несовершенства. Все, за чем мы бежим, за что мы
цепляемся - дым и пыль. Все - бессмыслица, и бессмыслица страшная, зловещая
(Камю, Кафка).

2-й день. "Из глубины воззвах": Пс 130 (129)

02.03.2009 21:27:22 Воркута
Здравствуйте. Что значит строгий пост.


Уважаемый читатель нашего сайта!

Великий пост является самым строгим из всех постов, которые есть в Православной Церкви потому, что этот пост нельзя употреблять в пищу не только мясо, но и молочные продукты (кефир, творог, молоко, йогурты и т.п.), яичные и даже рыбные блюда.

Великий пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя – Страстная (строго говоря, Страстная седмица находится уже за пределами календарного поста, это особое время, отличное от великопостного, но строгий пост сохраняется, его строгость на Страстной седмице усиливается). Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды – в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным.

Во время Великого поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, что не соответствует "светлой печали" великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Для состоящих в браке на все время Великого поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста – некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести поста на все прочее время церковного года.

Существенные изменения происходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения в храме заменяются на темные, во время богослужения в храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого поста вечерами совершается чтение Великого Покаянного канона св. Андрея Критского. Это очень большой по объему, разделенный на четыре части канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета увидена сквозь призму состояний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Персонажи и события священной истории образно представляют все многообразие духовной жизни человека: от рабства безобразию страстей и порабощения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом. "Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний, кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление" , – такими словами начинается Великий канон. "Помилуй мя, Боже, помилуй мя", – повторяет хор особым великопостным распевом после каждого тропаря канона.

Православная Русь свято чтила Великий пост. В этот день разом смолкали все песни, оскудевал только что ломившийся от вкусных и обильных яств стол. Принятый на себя, как подвиг, добровольно, для спасения души пост просветляет душу, дает новые силы и открывает путь на небо, к Богу. Потому так радостно откликается душа на призыв Церкви к покаянию.

С IV века Великий пост существовал повсеместно. Пост был очень строгим. Древний христианский писатель Тертуллиан рассказывает, что разрешались только хлеб, сушеные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. В течение дня не пили даже воду. На Востоке сухоядение держалось до XII века. Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешенных продуктов.

В XVI и XVII столетиях строгость соблюдения поста прочно вошла в русское общество, став составной частью самой религиозной жизни народа. На первой неделе Великого поста шумная русская столица словно засыпала. Никто без нужды не появлялся на улице. Магазины в первые три дня были закрыты. Никто не продавал, не покупал, все неопустительно присутствовали за богослужением, носили простую одежду. Православный русский народ с большой любовью нес подвиг поста. Но гораздо труднее было воздержаться от спиртных напитков. И для того, чтобы предотвратить пьянство и разгул во время Великого поста, стрельцы, по велению царя, опечатывали все питейные заведения, и они были закрыты вплоть до пасхальной среды.

Кроме воздержания, в пище и питии, уставом во время поста предусматривалась усиленная молитва с поклонами. Так, по Студийскому уставу полагалось ежедневно 240 земных поклонов. Предписывались поклоны большие и средние. По учению святых отцов поклоны, как и пост, имели ту же задачу - “томить плоть свою, да не воюет на дух”.

Особое внимание древние проповедники уделяли принятию Святых Тайн, они увещевали верующих причащаться как можно чаще, чтобы не дать диаволу доступа к душе. Исторические документы свидетельствуют, что благочестивые и богобоязненные христиане приобщались Святых Таин каждую неделю Великого поста.

Наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Каждому христианину вменялось Церковью проявлять постоянную заботу о своих братьях, находящихся в бедности. Милостыня бедным на Руси рассматривалась как необходимая спутница говенья, придающая ему нравственную ценность.

Церковный устав Древней Руси строго предписывал соблюдение чистоты супружеской жизни. Особое воздержание соблюдалось в Великом посту и перед причащением Святых Таин, согласно слову апостола Павла, советовавшего супругам иметь воздержание по взаимному согласию во время поста и молитвы.

Отличительной особенностью духовной жизни русского народа было благочестие. Духовным идеалом людей того времени был монах-“подвижник”, всецело посвятивший себя служению Богу. Причем монастырский уклад жизни не был чем-то извне насаждаемым, а, наоборот, вытекал из внутренней, сердечной потребности глубоко верующего русского народа. Внешняя строгость была лишь проявлением сосредоточенности на внутренней “невидимой” брани, стремления очистить себя от всякой нечистоты для единения с Богом. Поэтому и в рамках строго уклада жизни русские люди чувствовали себя естественно, свободно и просто.

Невозможно установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т.п. Поэтому в Православной Церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует. Но к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Миряне часто облегчают себе пост (это следует делать по благословению священника). Больные и дети могут поститься легким постом, например, только в первую неделю поста и в Страстную седмицу.

В молитвах говорится: «поститесь постом приятным». Это значит, что нужно придерживаться такого пост, который будет духовно приятен. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и телу, и душе, во втором случае мы не достигнем нужного телесного и духовного напряжения. Каждому из нас следует определить свои телесные и духовные возможности и возложить на себя посильное телесное воздержание, обращая главное внимание на очищение своей души.

Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти».

Большинство людей либо останавливают пост на полпути, либо неправильно интерпретируют его смысл. Все это заставляет желающих соблюдать пост, найти как можно больше информации о нем. Цель религиозного поста заключается в духовном очищении и воздержании от мирских утех. В течение 40 дней человек дисциплинирует разум и тело, чтобы возрасти духовно и освободиться от земных привычек. Питание в пост - первая необходимость. Оно может показаться весьма строгим, особенно для начинающих. Если вы не понимаете, как соблюдать Великий пост, этот материал расскажет, как правильно его придерживаться.

Голодание и физическое истощение не являются целью поста. Если грамотно составить график питания по дням и неделям, вы будете весьма удивлены, насколько постная еда может быть разнообразной и полезной.

Перечень разрешенных продуктов

    Фрукты:

    Виноград

    Гранат

    Яблоки

    Клюква

    Цитрусовые (лимоны, апельсины, мандарины, грейпфруты)

Все эти фрукты едят в пост в сыром виде, а также готовят с ними десерты, различные закуски, свежие салаты и прочие блюда.

  • Сухофрукты:
  • Ананасы
  • Бананы
  • Вишня
  • Груши
  • Курага
  • Финики
  • Чернослив
  • Яблоки

Сухофрукты не просто можно кушать в пост, но и нужно. Во время ограниченного питания, они обогатят рацион ценными витаминами и укрепят иммунитет. Их можно сочетать с другими постными блюдами, варить из них компоты и кисели.

    Овощи:

    Морковь

    Картофель

    Свекла

    Сельдерей

    Сладкий перец

    Капуста (белокочанная, цветная, пекинская, брокколи, брюссельская)

  • Квашеная капуста и соленые огурцы также приветствуются на постном столе.

    Зелень

    Петрушка

    Вазилик

  • Листовой салат

    Шпинат

  • Щавель

Шампиньоны, вешенки и прочие виды грибов богаты белком, которого очень не достает в период поста. Грибы станут прекрасной альтернативой мяса. Из них можно приготовить вкусные и полезные запеканки с овощами, супы, пироги, жаркое и закуски. Их также удобно совмещать с крупами и блинами. Не пренебрегайте грибами в своем рационе.

  • Бобовые

Незаменимыми источниками белка в Великий пост станут и популярные бобовые культуры: фасоль и горох. Они идеально подходят для худеющих, спортсменов и всех, кто занимается тяжелым физическим трудом. Из бобовых культур готовят отличное пюре и блюда с овощами. Меню из этих продуктов получится сытным, полезным и в тоже время - простым. Спортивное питание в пост обязательно сопровождается растительным белком.

  • Крупы

Такие каши, как рис, гречка, овсянка и прочие крупы должны стать основой постного питания. За исключением с дней, где рекомендуется полное воздержание от пищи, каши можно есть в Великий пост каждый день. Готовить их следует только на воде, без масла. По желанию, различные виды круп можно комбинировать друг с другом и добавлять в них овощи, грибы, орехи и сухофрукты. Это разнообразит диетическое меню.

  • Рыба

Принимать в пищу рыбу можно только по строгому канону. В течение религиозного поста ее употребляют в день Благовещения и Вербного Воскресенья.

    Напитки:

    Компот

  • Кисель

Молоко животного происхождения запрещено употреблять во время поста. Однако миндальное, коксовое и соевое молоко станут отличной заменой.

Весенний сезон не богат на свежие овощи, фрукты и ягоды. Их приходится покупать в магазинах, либо заранее запасаться ими к посту. Некоторые заготовки станут отличным дополнением к основному меню:

    Фасоль (можно в томате)

    Зеленый горошек

    Кукуруза

    Чечевица

Замороженные овощи, но в особенности ягоды и фрукты, будут как-никак кстати в постные дни. Из них можно приготовить замечательные лакомства к чаю.

    Сладости:

    Мармелад

    Постный зефир

    Овсяное Печенье

  • Казинаки

    Черный шоколад (только горький)

  • Леденцы

    Рахат-лукум

В дополнение к указанным продуктам можно в пост включить следующее:

    Орехи и семечки;

    Макаронные изделия (без яиц);

    Соусы и заправки постные (соя, горчица, кетчуп, майонез и т.д.);

    Постный хлеб (бородинский, зерновой, столичный);

    Пресные хлебцы и лаваши;

    Муку (рисовую, кукурузную, овсяную, гречневую и пшеничную грубого помола);

    Водоросли.

В Великом посте морепродукты (кальмары, креветки) остаются спорными. Некоторые считают, что нельзя есть в пост такую пищу. Однако менее консервативные почитатели поста с этим мнением не соглашаются и считают, что морепродукты допустимы в нестрогие дни.

Что нельзя кушать в пост

    Мясо (колбасы, сосиски, балыки, сало и прочее);

    Рыба (за исключением нестрогих дней);

    Молоко, сыр и любые молочные продукты;

  • Алкоголь (кроме нестрогих дней);

    Сладости и выпечка, содержащие масло, яйца и молоко;

    Свиной жир и мясные бульоны;

    Фаст-фуд.

Кроме этого, необходимо исключить пряности, слишком острую, соленую, кислую и тяжелую пищу, возбуждающую нездоровый аппетит. Это все, что нельзя есть в пост.

Великий пост считается самым длинным и требовательным в году. Первая и последняя неделя перед Пасхой считаются самыми жесткими. У некоторых мирян правила приема пищи соблюдаются в строгом порядке.

Чистый Понедельник (первый день поста) и Великий пяток (предпоследний) желательно проводить без еды.

В другие дни употребление разрешенных продуктов действует по графику:

Противопоказания к посту

Православная церковь не принуждает всех христиан соблюдать строгий пост. Прежде чем соблюдать диетический рацион, важно проконсультироваться со своим врачом. Беременным и кормящим грудью женщинам можно есть во время поста некоторые запрещенные продукты.

Основными противопоказаниями к посту считаются:

    Маленькие и больные дети;

    Пожилые люди, обремененные физическими недугами;

    Люди, перенесшие операцию;

    Люди, страдающие серьезными заболеваниями.

пост,

Православный пост – это те дни, когда люди очищаются духом. Но при этом очищается и организм, ведь в каждом человеке всё должно быть чисто – и душа, и тело, и помыслы. В дни поста нужно внимательно относиться к своему психофизическому состоянию. Человек, решивший, что он готов ограничить своё питание, в принципе знает, какие продукты разрешено употреблять в тот или иной период, а какие нельзя.

Основные каноны питания в пост

Необходимо разобраться, что же всё-таки можно кушать в дни поста, а какие продукты необходимо исключить из рациона. Итак, обязательному исключению подлежат:

  1. Мясные продукты;
  2. Молоко, равно как и сливочное масло, творог и сыры;
  3. Яйца и майонез;
  4. Жирные сладости и выпечка;
  5. Рыба и растительное масло (в строгие дни поста);
  6. Алкоголь и табак.

Эти продукты нельзя кушать в пост. Бытует мнение, что если человек не кушает мясо, яйца, не пьёт молока, то он лишается белка, который столь необходим для организма. Но при правильном подходе к постному рациону это совершенно не так.

Существует множество продуктов, которые богаты белком. Если разнообразить постный рацион грибами, баклажанами, бобовыми и соей, то можно получать необходимое количество белка. Ведь даже диетологами доказано, что соя вполне может заменить рыбу и мясо.

И всё же перед постом следует узнать, не станет ли он опасен для организма, ведь не каждому воздержание от тех или иных продуктов может оказаться полезным.

Что же разрешено кушать в строгий пост

В христианстве дни поста различаются по степени строгости. В один из дней может быть разрешено одно, на второй – другое. А бывают дни, в которые совсем нельзя кушать. Самый строгий пост у христиан – Великий.

Он длится 40 суток, в которые запрещены любые развлекательные мероприятия. К тому же, есть некоторые каноны, которых необходимо придерживаться:

  1. Запрещено принимать любую пищу по пятницам, а так же в день начала Великого поста;
  2. Первая и последняя седмица знаменуется разрешением приёма в пищу овощей, фруктов и хлеба. В качестве питья разрешается вода.
  3. В остальные дни разрешено питание мёдом, орехами и любой растительной пищей.

Что можно кушать во время поста в нестрогие дни:

  1. Баклажан;
  2. Кабачки;
  3. Рыбу;
  4. Чечевицу;
  5. Овсянку;
  6. Любые фруктовые салаты, конечно, не заправляя их сметаной.

Основной пищей в пост становятся растительные продукты. В основном это крупы (лучше всего конечно гречневая, пшеничная, ячневая и овсяная, так как это исконно русские виды злаков, к тому же они богаты клетчаткой, минералами).

Конечно не стоит забывать и про витамины, содержащиеся в овощах и фруктах. Главное, чтобы пост не стал причиной нарушения режима питания. Не стоит пропускать завтрак, а так же нужно помнить о том, что в пост желательно чаще перекусывать.

По причине того, что в постном рационе отсутствует животный белок, который даёт ощущение того, что человек сыт надолго, хочется наесться чего-то существенного, особенно в первые дни. Но в таком случае об очищении можно забыть.

Наилучший вариант здесь регулярное питание, а так же включение в рацион именно крупы цельных злаков, ну и конечно бобы.

Важно помнить, что к любому ограничению в пище необходимо готовить свой организм. Для него станет жесточайшим стрессом вариант, при котором человек переедая ежедневно, вдруг резко перестанет кушать. Пользы от такой попытки очищения не будет.

Особенности питания после поста

Некоторые думают, что уж если пост закончился, то нужно отыграться за все дни и наесться всего и сразу, да ещё и побольше.

При этом, совершенно не думая о том, что в таком случае от воздержания не только не будет пользы, а даже наоборот – один вред. Как же питаться после окончания поста?

Первые дни должны быть как бы постепенным «затиханием» поста. Не рекомендуется в эти дни принимать в пищу:

  1. Мясо (за исключением, возможно, курицы, индейки или рыбы);
  2. Грибы, особенно маринованные;
  3. Не следует увлекаться выпечкой;
  4. Калорийные сладости, такие как торт, пирожное с масляным или сливочным кремом;
  5. Колбасы и копчёности.

Так как организм, за то время пока длился пост, отвыкает от животной пищи, то начинать её кушать нужно понемногу, как бы заново приучая себя. Не стоит есть жареное мясо или рыбу. Желательно, чтобы пища была отваренной и кушать её следует небольшими порциями, понемногу.

Соль в первые дни после поста лучше ограничить. Не стоит увлекаться мучными изделиями на масле и яйце. Намного полезнее будут блюда из круп (рис, гречка, пшено или овсянка – не имеет большого значения) с фруктами, в которые желательно добавить побольше зелени. Ведь организму нужны в этот период витамины.

Таинство Причащения - как к нему подготовиться, что можно кушать?

Самая меньшая длительность поста перед Причастием составляет три дня. Бывает, что человек не может выдержать эти ограничения по причине болезни или даже тяжёлой, изматывающей работы, тогда как организму требуется много калорий.

В таком случае на исповеди, которая обязательно имеет место перед причащением, нужно покаяться батюшке и в этом грехе. Чего нельзя делать, так это говорить батюшке, что постился, если пост не выдержан.

Так что же можно принимать в пищу в этот пост? Разрешается практически то же, что и в дни других постов:

  1. Можно питаться овощами и фруктами;
  2. Кашами из круп;
  3. Варёной или запеченной рыбой;
  4. Хлебом;
  5. Орехами.

Можно так же кушать и сладости, такие как горький шоколад, козинаки, но потребление этих продуктов лучше ограничивать. Главное – это помнить, что в употреблении даже тех продуктов, которые разрешены, необходимо знать меру, не переедать.

Польза поста для человека или «зачем поститься»

Питаться в пост по всем правилам весьма полезно для здоровья человека. Разрешённая пища даст организму необходимые вещества, а отсутствие продуктов, которые находятся под запретом, не даст организму тратить силы на борьбу с токсинами и т.п.

Постное питание по своей сути нормализует работу всего организма, но основная его польза вот в чём:

  1. Улучшение пищеварения;
  2. Избавление от дисбактериоза;
  3. Очищение печени и нормализация её работы;
  4. Полное очищение организма. Шлаки и токсины выводятся полностью;
  5. Питание по дням предотвратит набор лишнего веса.

Некоторые люди, опасаясь лишнего веса, не притрагиваются, к примеру, к пирогам с картофелем, жаренным в масле, пусть и растительном. Если же обратить внимание на постные дни, то в выходные эта пища вполне дозволяется и совершенно не вредна для здоровья.

Почему так происходит? Всё просто. Даже если в выходной день позволить себе полакомиться любимыми пирожками, все ненужные организму вещества выведутся из организма за следующие пять будних дней.

Маленькие радости после поста

Только те люди, кто действительно держал Великий пост, после его окончания могут в полной мере прочувствовать наслаждение от повседневной еды. В первые дни, по прошествии сорокадневного воздержания, обычная пища воспринимается на вкус необыкновенно «сладкой».

Те продукты, которые до поста казались обыденными, кажутся нежнейшим нектаром. Испытать подобные ощущения может не каждый. Лишь те, немногие, кто истинно воздерживался от запретной еды, способны на такое.

Ведь уже не нужно задавать себе вопрос, можно ли мне это сегодня, сейчас. Ведь как бы человек не старался, для приготовления пищи не всегда найдётся достаточно времени, а в постные дни завтра будет нельзя то, что ели сегодня.

Потому и получается, что всё питание нередко состоит из воды, орехов да сухофруктов.

Поститься или нет?

В любом случае, независимо от того, постится человек или нет, во всём нужно знать меру. Ведь если изнурять себя постоянным голодом, организм не будет получать нужные ему вещества, будет использовать внутренние ресурсы, которые не бесконечны.

А в итоге просто «устанет» работать и остановится. Есть ли польза от такого голодания? Ответ очевиден – нет. То же можно сказать и о переедании. Излишки будут откладываться в организме, а в результате – ожирение, болезни сердца и других внутренних органов.

Так что соблюдать пост или нет – дело каждого. Главное – не впадать в крайности.