Почему эту пьесу игру фольклористы назвали. Барин. Почему эту пьесу-игру фольклористы назвали сатирической драмой? Фольклор в ссср

Тест по литературе Народная драма Барин. Детский фольклор для 7 класса с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. В части А — 4 задания. В части В — 2 задания. В части С — 1 задание.

1 вариант

А1. Что после приветствия Барин спрашивает у мирян?

1) для чего все собрались
2) нет ли у собравшихся каких-либо просьб
3) не продаётся ли конь
4) не продаётся ли бык

А2. Как звали девушку, которая любила двоих молодых людей?

1) Маланья
2) Фёкла
3) Парасковья
4) Палаша

А3. Что сделал Барин после рассмотрения всех просьб?

1) ушёл
2) купил Коня
3) угостил всех
4) спел песню

А4. Что пытался переплыть волк в небылице «Рано утром, вечерком…»?

1) реку
2) корыто
3) пруд с акулой
4) миску с пирогами

В1. Кого называли фофанцами?

В2. Кто первым вбежал в дом, где проходила вечеринка?

С1. Для чего суд над жителями села представлен в сатирическом виде?

2 вариант

А1. Какого цвета рубаха на Барине?

1) красного
2) синего
3) белого
4) жёлтого

А2. Каким именем называется Проситель, жалующийся на девушку?

1) Козьма Егоров
2) Егор Иванов
3) Пётр Козлов
4) Владимир Воронин

А3. Как поступает Откупщик с девушкой, которая любила двоих?

1) отпускает
2) наказывает плетью
3) выгоняет из деревни
4) отправляет в монастырь

А4. Про какую часть речи говорится в шуточном произ­ведении школьного фольклора?

Та часть речи,
Которая упала с печи.

1) имя существительное
2) имя прилагательное
3) местоимение
4) глагол

В1. Сколько денег просили у Барина за Коня?

В2. Кого покупает Барин после Коня?

С1. Почему сатирическую драму «Барин» называют и пьесой, и игрой одновременно?

Ответы на тест по литературе Народная драма Барин. Детский фольклор для 7 класса
1 вариант
А1-2
А2-3
А3-2
А4-4
В1. Ряженых
В2. Конь
2 вариант
А1-1
А2-4
А3-2
А4-4
В1. Сто рублей
В2. Быка и удивительных людей

Текущая страница: 1 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

Шрифт:

100% +

Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия. В двух частях. Часть I
(Автор-составитель Т. Ф. Курдюмова)

Искусство слова и его формы. Роды и жанры художественной литературы

Искусство далёкой древности было синкретическим1
Синкрети́ческий – целостный (нерасчленённый), сравни с синтети́ческий – целостный (объединённый).

В нём соединялись, сливались воедино движение (танец), слово (пение), звук (музыка), цвет (изобразительное начало). Шло время, и возникли самостоятельные виды творческой деятельности человека: литература, балет и опера, театр, живопись и архитектура.

Большую роль среди всех искусств занимает искусство слова – литература. Мир художественной литературы весьма разнообразен. Многие виды художественных произведений вам хорошо знакомы. Это сказка и рассказ, песня и загадка, повесть и басня…

В искусстве для обозначения разных видов художественных произведений существует специальный термин «жанр». Жанр – определённый вид произведений искусства в литературе, изобразительном искусстве, музыке.

Каждый из нас, даже ничего не зная о жанрах, никогда не примет стихотворение за пьесу. Наверное, всем ясно, что отличает, например, сказку от пословицы. Это и размер произведения, и способ отражать окружающую жизнь: в сказке – события и герои, а в пословице – афористическое суждение. Вы можете назвать и другие признаки этих жанров. В литературе веками складывались признаки, позволяющие отличить произведения одного жанра от другого.

Жанры литературы объединены в три большие группы, которые называются родами литературы. Основные роды художественной литературы – эпос, лирика и драма. Каждое художественное произведение мы относим к одному из этих трёх родов.

Произведения, которые повествуют о событиях, называются эпическими. Жанры эпических произведений – это знакомые вам рассказ, повесть, роман, сказка.

Произведения, которые отражают жизнь, передавая чувства и мысли автора, называются лирическими. Жанры лирических произведений чрезвычайно многочисленны: послание, песня, романс, эпиграмма, элегия, мадригал, эпитафия и др.

Произведения, которые предназначены для постановки на сцене, называются драматическими. Среди этих жанров знакомая вам комедия, а также трагедия, драма.

Существуют жанры, которые объединяют в себе признаки и эпического, и лирического произведений. Такие произведения мы называем лироэпическими.

В лироэпических произведениях есть и описание событий, и выражение чувств автора. К ним можно отнести поэму, балладу, иногда к ним относят и басню.

Различна судьба жанров в истории литературы. Одни живут очень долго, другие только что появились, а век некоторых жанров уже завершён. В этом учебном году вы не только познакомитесь с особенностями давно знакомых жанров, но и встретитесь с некоторыми новыми жанрами и проследите за историей жанров, которым удалось прожить в литературе долгую жизнь.

Вопросы и задания

1. Попробуйте объяснить, что объединяет произведения, помещённые в каждом из столбцов.



2. Назовите роды литературы и охарактеризуйте их.

3. Чем можно объяснить обилие жанров каждого из рода литературы? Почему одни жанры появляются, а другие исчезают?

В соответствующие столбцы предыдущего задания внесите понятия: легенда, идиллия, сказание, романс, дума, очерк, гимн, ода, анекдот, канцона. Объяснения неизвестных терминов найдите в словаре литературоведческих терминов.

Фольклор


Былина. Народная драма. Детский фольклор.


Жанры фольклора


Устное народное творчество предшествовало письменной литературе. Все произведения фольклора существовали только в устной передаче, и это во многом определяло жанровые особенности фольклорных произведений, их композицию, приёмы исполнения.

Уходят в далёкое прошлое истоки былин и сказаний, легенд и сказок. Давно уже нет ни сказителей, ни бахарей2
Ба́харь – рассказыватель басен, историй, сказок в Древней Руси.

Прошло более столетия с того момента, когда учёные-фольклористы начали записывать устные произведения. Эти записи бережно хранятся в научных изданиях, а в обработанном виде они знакомы вам по сборникам легенд, былин, сказок, загадок, пословиц и других произведений народного творчества.

Сейчас вы читаете фольклорные тексты, которые столетия назад передавались от одного рассказчика к другому в устной форме.

Фольклор часто воспринимается как память о прошлом, как что-то давно ушедшее из нашей жизни. Конечно, древность его появления бесспорна. Но бесспорно также и то, что устное народное творчество живо, и доказательство тому – появление новых жанров. Наверное, вам не нужно долго размышлять над тем, какой жанр фольклора – былина или частушка – появился на свет раньше. Даже первое чтение убеждает, что это произведения разных эпох. Действительно, частушка появилась относительно недавно, окончательно оформившись в конце XIX века. Значит, нужно говорить, что фольклор, возникнув как явление искусства в древности, жил и обогащался новыми произведениями и новыми жанрами в разные времена.

Современный читатель (а не только слушатель!) из всего богатства произведений фольклора выбирает сказку, пользуется богатейшим набором пословиц и поговорок, развлекается загадками, использует жанр песни, активно откликается на частушки и анекдоты…

Народная драма

Народная драма вновь возродилась в кукольных театрах, а её приёмы изображения жизни героев с успехом используются в мультипликации. Кроме весёлых кукольных представлений с озорным героем, народный театр знал героические и исторические пьесы, а также сатирические драмы.

Познакомьтесь с сатирической драмой «Барин», записанной в селе Тамица Онежского уезда Архангельской губернии в 1905 году. Читая текст, подумайте, можно ли считать это произведение и пьесой, и игрой одновременно.

Барин. В сокращении
Действующие лица

Барин , в красной рубахе и пиджаке; на плечах соломенные эполеты; на голове соломенная шляпа с вырезанными фигурками из бумаги; в руках трость, украшенная фигурками из бумаги. У барина большое брюхо и пиджак не застёгнут на пуговицы.

Откупщик , на плечах армяк, в руках погонялка, на голове шапка.

Панья , кумачник – красный сарафан, белая рубаха и белый передник, пояс двоерядный, шёлковый; на голове «перевязка» с лентами, в руках – веер и платок.

Конь , человек, к нему подделан хвост из соломы.

Удивительные люди : полдесятка или семеряга парнишек лет по двенадцати; лица в саже.

Бык , особенно не одевается, а подсунется из фофанцев (ряженых участников игры).

Просители , обыкновенно фофанцы из публики.

Начинается игра так: подходят играющие к дому, где происходит, например, вечеринка. Отворяют дверь, и первый вбегает в избу Конь и хлыщет публику погонялкой; все находящиеся в избе становятся на лавки, часть залезает на полати, и, таким образом, изба становится свободной для действий. За Конём в избу входит и вся компания и идут с песнями в передний угол; перед ними несут фонарь. В переднем углу Барин становится лицом к народу, рядом с ним по одну руку Панья , по другую – Откупщик . Народ и фофанцы (ряженые) с улицы входят за играющими и становятся по всей избе.

Барин.


Хозяин, хозяюшка,
Наместник, наместница,
Добрые молодцы,
Красные девицы,
Здравствуйте!

Все (отвечают ). Здравствуй, здравствуй, господин барин, здравствуй!

Барин.


Хозяин, хозяюшка,
Наместник, наместница,
Добрые молодцы,
Красные девушки,
Нет ли у вас промежду собой просеб каких?

Все . Есть, есть.

Барин . Подходите, подходите!

Кто-нибудь из фофанцев подходит, изображая просителя.

Проситель . Господин барин, прими мою просьбу.

Барин . Ты кто?

Проситель (называется вымышленным именем, именем какого-нибудь парня в селе ). Владимир Воронин.

Барин . Об чём просишь?

Проситель . На Парасковью прошу: по летам Парашка любит меня, а по зимам другого парня – Василья.

Барин . А подойди-ко, Парасковья, сюды. Пошто же это ты двух сразу любишь?

Парасковья – также настоящее имя какой-нибудь девицы на селе. Вместо неё на зов Барина подходит кто-нибудь из фофанцев и начинает спорить и ругаться с просителем. Говорят кто что вздумает… Барин и Откупщик советуются вслух, кто из судящихся виновен и кого наказать: парня или девку; признают виновной, например, девицу. Барин говорит: «Давай-ко, Парасковья, приваливайся-ко спиной-то!» Парасковья подчиняется решению суда и подставляет спину. Откупщик наказывает её плетью. За первым просителем является другой и выкладывает ещё какую-нибудь просьбу про соседа, про жену и прочее. В основание просьб кладётся обыкновенно какой-нибудь действительно существующий в селе факт, который, конечно, преувеличивается, доводится до смешного, до абсурда, и, таким образом, суд является сатирой на местную жизнь и нравы, иногда очень злой, порой жестокой. Когда просителей больше нет и все просьбы рассмотрены, приведены решения суда и исполнены приговоры, начинается продажа Коня.

Барин . Купчинушка, нет ли коня продать?

Откупщик . Есть, есть.

Приводят Коня . Барин водит Коня по избе, смотрит, как он бегает, смотрит в зубы, тычет под бока, заставляет прыгать через палку и надумывает купить.

Барин . Сколько за коня хошь?

Откупщик .


Сто рублей деньгами,
Сорок сорокушек
Солёных………
Сорок анбаров
Мороженых тараканов,
Аршин масла,
Кислого молока три пасма,
Михалка Тамицына нос,
Нашей Кожарихи хвост.

Барин.


Сто рублей найду у себя в кармане,
А сорок сорокушек
Солёных лягушек,
Сорок анбаров
Сухих тараканов
Взыщете ли, миряне?

Все . Взыщем, взыщем.

Барин отдаёт деньги и берёт Коня.

Вся компания уходит на другую вечеринку, которых в вечер обходят три или четыре.

Вопросы и задания

1. Почему эту пьесу-игру фольклористы назвали сатирической драмой?

2. Опишите главных героев представления, их внешность, характеры.

1. Попробуйте включиться в игру: выступите в роли фофанцев и придумайте шуточные обвинения против одного из участников игры. Им может быть любой ученик вашего класса: ведь суть игры в том, чтобы в неё включались знакомые участники со знакомыми всем проблемами.

2. Решите, чего в этой пьесе больше – сценического представления или игры.

Детский фольклор

Вы с раннего возраста знакомитесь с произведениями детского фольклора. Это считалки, дразнилки, небылицы, страшилки, семейные рассказы и многое другое.

Детский фольклор – произведения устного народного творчества, созданные детьми и для детей.

Из детских семейных рассказов
Происхождение фамилии

У нас в семье хранятся старые документы. Среди них есть документ, из которого нам известно, что в начале девятнадцатого века мои предки жили в Смоленской губернии в деревне, которая называлась Ракиты, и были крестьянами. Деревня называлась так потому, что она находилась в месте, где было много небольших речек и прудов, по берегам которых росло очень много красивых деревьев, которые назывались ракитами. У этих деревьев ветки склоняются до самой воды, образуя густую зелёную стену. Все жители деревни имели одну и ту же фамилию – Ракитины – по названию деревни. Поэтому по фамилии они друг друга не называли, а называли только по именам. Лентяев называли только по имени – Прошка, Афонька и т. д., а трудолюбивых людей и стариков называли уважительно по имени и отчеству. И все всегда знали, о ком идёт разговор.

Вопросы и задания

1. Сочините рассказ о происхождении своей фамилии.

2. Дайте объяснение происхождения фамилии одного из своих друзей.

Детские проделки

Раньше пуговиц почти не было, а те, которые продавались, были очень дорогие. Бабушка брала пятаки, обшивала их тканью и пришивала вместо пуговиц. А мама со своей сестрой отрывали эти «пуговицы», доставали пятачки и ходили на них в кино.

Вопросы и задания

1. Почему мама рассказала дочери о таком способе добывать деньги на билеты в кино?

2. Припомните забавные случаи, связанные с бабушками и дедушками в вашей семье.

Небылицы
* * *
Рано утром, вечерком,
В полдень, на рассвете
Баба ехала верхом в расписной карете.

А за нею во всю прыть,
Тихими шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.

Эту небылицу впервые записали ещё в XIX веке, в 1863 году. Но и сейчас ребята создают подобные произведения.

* * *
Та часть речи,
Которая упала с печи,
Ударилась о пол -
Называется «глагол».
* * *
Дано: Саша лезет в окно.
Допустим: мы его не пустим.
Требуется доказать: как он будет вылезать.

Короткие шуточные произведения, которые мы вам напомнили, – часть школьного фольклора, который создают ваши ровесники.

Вопросы и задания

1. Как вы объясните появление таких небылиц? Почему их назвали небылицами?

2. В каком классе мог учиться тот, кто сочинил эти небылицы?

3. Встречали вы или создавали сами подобные произведения-шутки?

Вспомните известные вам жанры детского фольклора.

Приведите примеры.

Проведите в классе конкурс детского фольклора – произведений, созданных самими учащимися.

Итоговые вопросы и задания

1. К каким родам литературы, как вам кажется, более всего тяготеют произведения фольклора? Почему?

2. Есть ли среди знакомых вам произведений фольклора такие, которые вы узнали не из книги, а через устную речь? Назовите их.

1. Какие художественные особенности произведений фольклора представляются вам самыми характерными?

2. Какие жанры фольклора вы используете в своей собственной речи?

1. Какие жанры фольклора живут и сегодня в устной речи людей?

2. Возможно ли возникновение новых жанров фольклора сегодня? Каково ваше мнение? Докажите свою правоту.

Античная литература



Гомер
(ок. VIII в. до н. э.)


Античная литература охватывает несколько веков. Её начало – XVIII век до нашей эры. Гомеровский период античной литературы – XVIII–VIII вв. до нашей эры.

Гомер – легендарный древнегреческий поэт. За право считаться родиной этого слепого творца «Илиады» и «Одиссеи» спорили между собой семь греческих городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Пилос, Аргос, Афины. На место его рождения заявляли свои права, не считая даже нужным вступать в спор по этому поводу, Рим, Вавилон и Микены.

Свидетельства его жизни уникальны. Даже привычное указание на то, что Гомер был слеп, подвергается сомнению: в его поэмах слишком много зримых примет времени – они насыщены яркими красками живой жизни и об этом говорит хотя бы обилие эпитетов, которые не стал бы использовать слепец… Есть предположение, что о слепом Гомере пошла речь после того, как в Александрии поставили памятник, на котором он был изображён слепым, поскольку это подчёркивало его мудрость и прозорливость.

Сохранился рассказ о том, как он состязался с Гесиодом: его стихи и исполнение были безупречны, но он восхвалял войну, а Гесиод пел о мирном труде. Слушатели хотели мира, и поэтому в состязании победил певец мирной темы.

Проигравший Гомер удалился на остров Хиос. Если во время состоявшегося состязания Гесиод задавал ему трудные вопросы и получал стихотворные ответы (греки думали, что Гомер всегда говорит только стихами), то тут он получил от рыбаков вопрос-шутку и, не сумев её разгадать, умер от огорчения.

До сих пор на острове Хиос показывают его могилу.

Данте называл его «царём поэтов». Русский переводчик «Илиады» Н. И. Гнедич считал её «превосходнейшей энциклопедией древности».

Стихотворный размер, которым написаны «Илиада» и «Одиссея», – гекзаметр.

Гекзаметр – в античном стихосложении – шестистопный дактиль. Дактиль – трёхсложный размер с ударением на 1-м слоге. При этом используется цезура – она обычно рассекает 3-ю стопу.

Вот как это выглядит в поэме: «Гнев, богиня, воспой / Ахиллеса, Пелеева сына…»

Давно живёт в русской литературе перевод этих поэм. «Илиаду» перевёл на русский Н. И. Гнедич; «Одиссею» – В. А. Жуковский. Друг Гнедича – баснописец Крылов изучил греческий язык, чтобы быть полезным помощником в этом важном деле.

Герои поэм наделены индивидуальными чертами: Ахилл вспыльчив, но его характеризует множество других качеств – для них автор находит 46 эпитетов. Чаще всего он «быстроногий»…

При описании героев и событий в поэмах активно используются также сравнение и гипербола. Поскольку герои поэм – богатыри, то копьё Ахилла не может поднять даже силач Патрокл; ни Телемак, ни женихи Пенелопы не могут натянуть тетиву на лук Одиссея.

Илиада

Обе поэмы – «Илиада» и «Одиссея» – воспроизводят Древнюю Грецию, детально изображая быт и нравы далёкой эпохи. Но если «Одиссея» больше рассказывает о «мире», то «Илиада» – о «войне».

B основу сюжета «Илиады» положено описание десятого года Троянской войны. Она названа «Илиадой» по другому названию Трои – Илион. Сюжет воспроизводит лишь небольшую часть событий многолетней войны, но описания мест и обстоятельств оказались так точны и детальны, что, следуя этим указаниям, археологу Г. Шлиману удалось – много веков спустя! – найти местоположение исторической Трои.

Напомним сюжет «Илиады», которая вам известна по урокам истории. Военачальник греческих войск Агамемнон и самый славный боец его армии, Ахилл, в ссоре. Поэтому Ахилл не участвует в схватках и троянцы близки к победе. Чтобы выручить своё войско, друг Ахилла Патрокл выходит на бой, надев для устрашения противников доспехи Ахилла. В поединке с Гектором он погибает. Ахилл, лишённый доспехов, не может вступить в битву. Богиня Фетида, его мать, обращается к Гефесту – богу-кузнецу, который и выковывает Ахиллу новые доспехи. В поединке с Гектором он побеждает и после просьб несчастного отца отдаёт ему тело сына. Поэма заканчивается погребением Гектора.

Вопросы и задания

1. Какие сцены живой жизни той поры особенно ярко рисуют строки «Илиады»? Назовите их и прочтите по тексту фрагменты с этими описаниями.

2. Когда читатель впервые встречается с главным героем «Илиады» – Ахиллом? Прочтите эти строки.

1. В поэме есть 46 эпитетов, которые характеризуют Ахилла. Назовите несколько самых, по вашему мнению, важных для его оценки.

2. Какую роль играет изображение щита Ахилла в описании событий поэмы?

3. Как использован приём гиперболы при описании щита Ахилла?

1. Опишите Ахилла как воина-победителя и как героя.

2. Какие важные принципы поведения человека утверждаются поэмой?

3. Как объяснить, почему поэму долгие годы использовали как главный учебник для подрастающего поколения?

Литература эпохи Возрождения


Трагедия.


Мир и человек в эпоху Возрождения


Возрождение, или Ренессанс (итальянское наименование), в истории культуры стран Европы охватывает XIV – начало XVII века. Это эпоха перехода от Средневековья к Новому времени, переломное значение которой состоит в утверждении красоты и гармонии мироздания, вере в творческие возможности человека и силу его разума.

Безграничная вера в самоценность личности была основой учения мыслителей эпохи Возрождения, поэтому их стали называть гуманистами (от лат. homo – человек). Они осознавали, что каждый человек наделён не только разумом, но и чувствами (страстями). Этим объясняется их стремление к многостороннему познанию человека и мира.

Эпоха Возрождения дала миру огромное число титанов мысли: учёных, художников, писателей. Среди них особое место принадлежит У. Шекспиру.

Уильям Шекспир
(1564–1616)

Великий английский драматург и поэт, появившийся на закате эпохи Возрождения, и сейчас – один из самых прославленных писателей. Он автор трагедий, исторических хроник, комедий и лирических произведений (сонетов). Мир, созданный этим автором, огромен: в нём срок и ход человеческой жизни отмеряются по часам исторического времени, исторические события тесно связаны с судьбой человека.

Документально подтверждённых свидетельств о жизни Уильяма Шекспира сохранилось чрезвычайно мало. Биография писателя до сих пор – загадка для учёных. Скудность достоверных фактов о Шекспире породила множество биографических легенд. Человек, определивший лицо своего времени, написавший галерею современных ему человеческих типов, сам так и остался в тени. Исследователи литературы предлагают нам, читателям, не менее тридцати имён тех, кого можно считать создателями пьес Шекспира. Но эти скрупулёзные многолетние поиски – ещё одно подтверждение значимости его творчества.

Читатели и зрители многих поколений становятся преданными поклонниками таланта этого автора. Однако Европа открыла Шекспира лишь в XVIII веке: в 30-х годах его узнаёт и делает известным во Франции Вольтер, а в начале 70-х годов в Германии Гёте открывает его для себя и для последующей романтической эпохи. Так Шекспир входит в европейскую культуру, воплощая идеалы «универсального гения», делая возможным новый взгляд на историю, которая в его пьесах впервые предстаёт как всемирная история человечества.

Если Гамлет и Отелло, король Лир и Макбет – герои поздних трагедий Шекспира, то Ромео и Джульетта – юные герои самой первой трагедии, им написанной. Противоборство двух семейств и любовь детей из враждующих домов сошлись в пьесе, названной их именами – «Ромео и Джульетта». В финале они погибают, побеждая вражду любовью, поскольку не изменили ни ей, ни себе.

Трагедия – это пьеса, в которой происходит резкое столкновение личности с другими людьми или обстоятельствами, ведущее к гибели героя .


Барин . Купчинушка, нет ли коня продать?

Откупщик . Есть, есть.

Приводят Коня . Барин водит Коня по избе, смотрит, как он бегает, смотрит в зубы, тычет под бока, заставляет прыгать через палку и надумывает купить.

Барин . Сколько за коня хошь?

Откупщик .

Сто рублей деньгами, Сорок сорокушек Соленых……… Сорок анбаров Мороженых тараканов, Аршин масла, Кислого молока три пасма, Михалка Тамицына нос, Нашей Кожарихи хвост.

Барин .

Сто рублей найду у себя в кармане, А сорок сорокушек Соленых……… Сорок анбаров Сухих тараканов Взыщете ли, миряне?

Все . Взыщем, взыщем.

Барин отдает деньги и берет Коня.

Вся компания уходит на другую вечеринку, которых в вечер обходят три или четыре.

Вопросы и задания

1. Почему эту пьесу-игру фольклористы назвали сатирической драмой?

2. Опишите главных героев представления, их внешность, характеры.

3. Попробуйте включиться в игру: выступите в роли «фофанцев» и придумайте шуточные обвинения против одного из участников игры. Им может быть любой ученик вашего класса: ведь суть игры в том, чтобы в нее включались знакомые участники со знакомыми всем проблемами.

1. Решите, чего в этой пьесе больше – сценического представления или игры.

Детский фольклор

Вы с раннего возраста знакомитесь с произведениями детского фольклора. Это считалки, дразнилки, небылицы, страшилки, семейные рассказы и многое другое.

Детский фольклор – произведения устного народного творчества, созданные детьми и для детей.

Из детских семейных рассказов

Происхождение фамилии

У нас в семье хранятся старые документы. Среди них есть документ, из которого нам известно, что в начале девятнадцатого века мои предки жили в Смоленской губернии в деревне, которая называлась Ракиты, и были крестьянами. Деревня называлась так потому, что она находилась в месте, где было много небольших речек и прудов, по берегам которых росло очень много красивых деревьев, которые назывались ракитами. У этих деревьев ветки склоняются до самой воды, образуя густую зеленую стену. Все жители деревни имели одну и ту же фамилию – Ракитины – по названию деревни. Поэтому по фамилии они друг друга не называли, а называли только по именам. Лентяев называли только по имени – Прошка, Афонька и т. д., а трудолюбивых людей и стариков называли уважительно по имени и отчеству. И все всегда знали, о ком идет разговор.

Детские проделки

Раньше пуговиц почти не было, а те, которые продавались, были очень дорогие. Бабушка брала пятаки, обшивала их тканью, и пришивала вместо пуговиц. А мама со своей сестрой отрывали эти «пуговицы», доставали пятачки и ходили на них в кино.

Вопросы и задания

1. Почему мама рассказала дочери о таком способе добывать деньги на билеты в кино?

2. Припомните забавные случаи, связанные с бабушками и дедушками в вашей семье.

Рано утром, вечерком, В полдень, на рассвете Баба ехала верхом в расписной карете.

Д е й с т в у ю щ и е л и ц а:

Б а р и н, в красной рубахе и пиджаке; на плечах соломенные эполеты; на голове соломенная шляпа с вырезанными фигурками из бумаги; в руках трость, украшенная фигурками из бумаги. У барина большое брюхо и пиджак не застегнут на пуговицы.
О т к у п щ и к, на плечах армяк, в руках погонялка, на голове шапка держима – обыкновенная.
П а н ь я, кумачник – красный сарафан, белая рубаха и белый передник, пояс двоерядный, шелковый; на голове "перевязка" с лентами, в руках "корегушка" – веер и платок.
К о н ь, человек, к нему подделан хвост из соломы.
У д и в и т е л ь н ы е л ю д и: полдесятка или семеряга парнишек лет по двенадцати; лица в саже.
Бык, особенно не одевается, а подсунется из фофанцев.
П р о с и т е л и, обыкновенно фофанцы из публики.

В Тамице играющих "Барина" берут обыкновенно из разных "четвертей" селения (селение разделено на четыре "конца", имеющие особые названия), – Барина, например, из Заречья, Откупщика хоть из Верховья, Панью, положим, из Серечья, Коня, положим, с Низу. Делается это для того, чтоб никакому концу села не обидно было.
Начинается игра так: подходят играющие к дому, где происходит, например, вечеринка. Отворяют дверь, и первый вбегает в избу Конь и хлыщет публику погонялкой; все находящиеся в избе становятся на лавки, часть залезает на полати, и, таким образом, изба становится свободной для действий. За Конем в избу входит и вся компания и идут с песнями в передний угол; перед ними несут фонарь. В переднем углу Барин становится лицом к народу, рядом с ним по одну руку Панья, по другую Откупщик. Народ и фофанцы (ряженые) с улицы входят за играющими и становятся по всей избе.


Наместник, наместница,
Добрые молодцы,
Красные девицы,
Здравствуйте!

В с е (отвечают). Здравствуй, здравствуй, господин барин, здравствуй!

Б а р и н. Хозяин, хозяюшка,
Наместник, наместница,
Добрые молодцы,
Красные девушки,
Нет ли у вас промежду собой просеб каких?

В с е. Есть, есть.

Б а р и н. Подходите, подходите!

Кто-нибудь из фофанцев подходит, изображая просителя.

П р о с и т е л ь. Господин барин, прими мою просьбу.

Б а р и н. Ты кто?

П р о с и т е л ь (называется вымышленным именем, – именем какого-нибудь парня в селе). Владимир Воронин.

Б а р и н. Об чем просишь?

П р о с и т е л ь. На Парасковью прошу: по летам Парашка любит меня, а по зимам другого парня – Василья.

Б а р и н. А подойди-ко, Парасковья, сюды. Пошто же это ты двух сразу любишь?

Парасковья также настоящее имя какой-нибудь девицы на селе. Вместо нее на зов Барина подходит кто-нибудь из фофанцев и начинает спорить и ругаться с просителем. Говорят кто что вздумает; кто сильнее и остроумнее выругается, тот и больший успех имеет у публики. Барин и Откупщик советуются вслух, кто из судящихся виновен и кого наказать: парня или девку; признают виновной, например, девицу. Барин говорит: "Давай-ко, Парасковья, приваливайся-ко спиной-то!" Парасковья подчиняется решению суда и подставляет спину. Откупщик наказывает ее плетью. За первым просителем является другой и выкладывает еще какую-нибудь просьбу про соседа, про жену и прочее. В основание просьб кладется обыкновенно какой-нибудь действительно существующий в селе факт, который, конечно, преувеличивается, доводится до смешного, до абсурда, и, таким образом, суд является сатирой на местную жизнь и нравы, иногда очень злой, порой жестокой. Когда просителей больше нет и все просьбы рассмотрены, приведены решения суда и исполнены приговоры, начинается продажа коня.

Б а р и н. Купчинушка, нет ли коня продать?

О т к у п щ и к. Есть, есть.

Приводят Коня. Барин водит Коня по избе, смотрит, как он бегает, смотрит в зубы, тычет под бока, заставляет прыгать через палку и надумывает купить.

Б а р и н. Сколько за коня хошь?

О т к у п щ и к. Сто рублей деньгами,
Сорок сорокушек
Соленых.........
Сорок анбаров
Мороженых тараканов,
Аршин масла,
Кислого молока три пасма,
Михалка Тамицына нос,
Нашей Кожарихи хвост.

Б а р и н. Сто рублей найду у себя в кармане,
А сорок сорокушек
Соленых.....
Сорок анбаров
Сухих тараканов

Взыщите ли, миряне?

В с е. Взыщем, взыщем.

Барин отдает деньги и берет Коня.

Б а р и н. А что, купчинушка, нет ли у тебя быка на мясо продать?

О т к у п щ и к. Как нет, есть, есть.

Б а р и н. А сколько за быка хочешь?

О т к у п щ и к. Сто рублей деньгами.
Сорок сорокушек
Соленых.....
Сорок анбаров
Сухих тараканов...

По-старому идет торг до конца. Когда торг кончается, Быка – человека в вывороченной шубе и с крынкой на голове, подводят, и Барин бьет его поленом по голове, крынка ломается, Бык падает; на него накидываются фофанцы и мнут бока; выпускают кровь.

Б а р и н. А что, купчинушка, нет ли у тебя Удивительных людей продать?

О т к у п щ и к. Есть, есть. Эй, Удивительные люди, выходите!

Удивительные люди выскакивают, кривляются, пляшут, плюются во все стороны, затем уходят.

Б а р и н. Эй, малой, подай водки алой.

Кто-нибудь из фофанцев идет и несет бутылку воды. Запевают песню "Во лузях", и Барин под руку с Паньей несколько раз проходят по избе. Уходя из избы на другую вечеринку, прощаются.

Б а р и н. Хозяин, хозяюшка,
Наместник, наместница,
Добрые молодцы,
Красные девицы,
Прощайте!

В с е. Прощайте. Прощайте!

Вся компания уходит на другую вечеринку, которых в вечер обходят три или четыре.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).

Термин Фольклор впервые был введен в научный обиход в году английским ученым Вильямом Томсом .

В буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость, народное знание. Этим термином сначала обозначали только сам предмет науки, но иногда стали им называть и научную дисциплину, этот материал изучающую; однако затем последнюю стали называть фольклористикой. Помимо термина «фольклор» в научном обиходе разных стран встречаются и другие термины: немецкий - Volkskunde , в более узком значении слова - Volksdichtung ; французский - Traditions populaires . В XIX в. в России господствовал несколько расширительно толковавшийся термин «народная словесность» или «народная поэзия».

Художественное и историческое значение фольклора было глубоко раскрыто А. М. Горьким , высказывания которого имеют руководящее значение в разработке основных проблем фольклористики. В своем докладе на Первом съезде советских писателей Горький говорил:

«Я снова обращаю ваше внимание, товарищи, на тот факт, что наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа. Совершенство таких образов, как Геркулес , Прометей , Микула Селянинович , Святогор , далее - доктор Фауст , Василиса Премудрая, иронический удачник Иван-дурак и, наконец, - Петрушка , побеждающий доктора, попа, полицейского, чёрта и даже смерть, - все это образы, в создании которых гармонически сочетались рацио и интуицио, мысль и чувство. Такое сочетание возможно лишь при непосредственном участии создателя в работе творчества действительности, в борьбе за обновление жизни » (М. Горький, Советская литература, доклад на I Всесоюзном съезде советских писателей, М., 1935, стр. 12).

Фольклор - поэтическое творчество, вырастающее на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Фольклор, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа , на какой бы ступени общественного развития он ни стоял.

Фольклор поэтический нельзя рассматривать изолированно от других проявлений духовной культуры. Устная народная поэзия тесно связана с областями народного сценического искусства (мимика , жест , драматическое действо - при исполнении не только так называемой «народной драмы» и драматизированных обрядов - свадебных , похоронных , земледельческих , хороводов и игр, но и при сказывании былин, сказок, при исполнении песен), хореографического искусства (народные танцы, пляски, хороводы), музыкального и вокального искусства. Следовательно, фольклористика включает некоторые разделы таких дисциплин, как театроведение , хореография , музыковедение (раздел его, называемый «музыкальной этнографией» или «музыкальным Фольклор»). Вместе с тем фольклор не может быть изучаем без помощи лингвистики , без изучения того диалекта , говора, на котором создаются данные устно-поэтические произведения. Однако фольклористика есть прежде всего часть литературоведения, а фольклор есть часть словесного искусства. Фольклор, как и письменная художественная литература, является словесно образным познанием, отражением общественной действительности. Но создание фольклора народными массами, условия бытования фольклора, характер художественного творчества в докапиталистическую пору , когда сложилась значительная часть дошедшего до нас старого фольклора, определили известные особенности фольклора по сравнению с письменной художественной литературой. Коллективное начало в фольклоре, анонимность большинства фольклорных памятников, значительная роль традиции в фольклоре - все это откладывает свой отпечаток на фольклор и обусловливает известные особенности его изучения.

Фольклор в СССР

Фольклор быстро заполняет любую нишу, оставленную печатными изданиями. В частности, в СССР, ввиду цензуры, особенно отточены были короткие частушки и анекдоты с острым политическим и/или сексуальным содержанием и/или ненормативной лексикой. В настоящее время, анекдоты стали доступны в письменном виде; это могло привести к некоторому снижению их остроты и утрачиванию некоторых элементов фольклорности.

Фольклор в русской революции

Примечания

См. также

источники информации

  • http://www.awd.ru/mat.htm (Русский мат)

Ссылки на научную литературу

  • Берёзкин Ю. Е. Ареальное распределение фольклорно-мифологических мотивов // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. Малков С.Ю., Гринин Л.Е. , Коротаев А.В. М.: «КомКнига», 2007. С. 205-232.
  • Борев Ю.Б. История государства советского в преданиях и анекдотах М., «Рипол», 1995 ISBN 5-87907-056-5
  • Жирмунский В. М. Фольклор Запада и Востока. Сравнительно-исторические очерки Издательство: «Едиториал УРСС» 2006, 464 стр. ISBN 5-8360-0136-7 ISBN 5-8360-0536-2
  • Костина А. В. Молодежная культура и фольклор // Электронный журнал «