Почему роман преступление и наказание называют идеологическим. Идеологический спор и его роль в произведениях русской литературы XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Клянуся утренней звездой

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 71 Г. КРАСНОДАР

Литература

10 класс

Заликаева Светлана Георгиевна

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Жанровое своеобразие произведения.

Цели урока:

1. Способствовать совершенствованию умений работать с текстом, обращая внимание на глубину, осознанность, прочность знаний.

    Развивать способность логически мыслить на примере выявления причинно-следственных связей.

    Развивать умение сопоставлять, обобщать, систематизировать материал, доказывать свою точку зрения. (Развивать навыки размышления, сопоставления, сравнения, синтеза в постижении идеи произведения).

Задачи:

- обучающие владение монологической и диалогической речью; различными приемами работы с учебной и дополнительной литературой (выделение главного в форме памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем)

- развивающие умственная деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности)

- воспитательные нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир; потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение

Тип урока урок формирования новых знаний, закрепление изученного

Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная

Необходимое техническое оборудование мультимедийные средства, презентация, фильм из телепроекта «Имя Россия», портрет писателя, индивидуальные листы с текстом и заданиями.

Структура и ход урока .

Готовясь к уроку, я увидела интересную СМС-ку в газете «Ва – банк». Она меня заинтересовала, потому что ее написал ученик 10 класса, и я её вам сейчас прочитаю.

«Ну, сколько можно мозги пудрить! Читайте, читайте, читайте…. Что читать? Классику, что ли? Сейчас время сильных. Крутиться надо. Пока метаться будешь, другие затопчут! Кому нужны эти метания души!»

Нужны ли метания души? О чем человек должен помнить всегда? Ответить на эти и многие другие вопросы порой бывает очень трудно.

На помощь приходят русские писатели и среди них Ф.М. Достоевский. (На слайде портреты русских писателей второй половины 19 века).

Его имя стоит в ряду выдающихся имен не только русской, но и всей мировой литературы. Более того, его произведения оставляют глубокий след в духовном развитии человека. Поисками ответа на все метания человека этот писатель занимался всю жизнь. В письме к брату Ф.М. сообщает: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». 1833г.

Сегодня мы обратимся к его творчеству: у нас урок-размышление по теме Ф.М. Достоевский. СЛАЙД (на слайде тема урока) «Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Жанровое своеобразие произведения.

На столах у вас задания для практической работы, которые вы будете выполнять в течение урока. На одном из листов находятся высказывания, афоризмы и домашнее задание, связанное с ними: (СЛАЙД с прописанным заданием и адресом сайтов) напишите работу объемом полторы странички. Как вы понимаете смысл одного из суждений, представленных ниже. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт. Можно использовать сайты Интернета (school - collection . edu . ru , www . fcior . edu . ru , www . edu . ru , и др.)

(На слайде портрет Ф.М. Достоевского) Произведения классиков всегда были откликом на вопросы современности. Вы уже познакомились с биографией Ф.М.Достоевского, поэтому давайте вспомним, какие вопросы волновали общество и самого писателя. (Вопросы современности 60- годов, брожение различный идей: социалистических, нигилистических; (в романе Чернышевского «Что делать?» появляются «новые люди»), славянофилы и западники.)

У нас ребята готовили индивидуальное задание по вопросу «Как отразилась действительность на мировоззрении писателя в его творчестве?», давайте послушаем их.

(Сообщения ребят, после их высказываний показать фрагмент ФИЛЬМА из телепроекта «Имя Россия» о времени и Достоевском). (С фотографиями обложек книг ).

(в романе «Бесы» - события, связанные с покушением на царя и расправой с членами кружка Д. Каракозова, «Подросток» - показан крах русского семейства, неспособного жить старыми идеалами в новой России).

ВЫВОД: Время, в которое жил Достоевский, было временем великих реформ, и поэтому человеку в бурно изменяющемся мире нужны были четкие духовные ориентиры. Особенно это коснулось молодых, образованных людей, т.к. они не хотели жить по-старому и пытались найти свой путь в духовной жизни.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Один из таких молодых людей Р. Раскольников в романе «Преступление и наказание». (Слайд с портретом Р.Раскольникова)

Что вам известно об истории создания романа «Преступление и наказание»? (Задуман как повесть «Пьяненькие»)

Можете назвать хронологические рамки? (Задумал в 1859 году на каторге, начал писать в Висбадене в 1865 году, закончил в 1966)

В романе много героев, но главный из них Р. Раскольников – сын этого трудного времени. Именно он явился воплощением идей, взглядов многих молодых людей той эпохи. Раскольников убивает старуху-процентщицу самым жестоким образом, но даже не заглядывает в кошелек!

Для чего тогда? (ответ была идея, во имя идеи)

Давайте обратимся к письму Достоевского к издателю Каткову и найдем ответ.

Кстати, а вы помните, где был впервые напечатан роман «Преступление и наказание»? (журнал «Русский вестник») Кто был его редактором? (М.Н. Катков) (высвечивается на слайде портрет М.Каткова)

(Работа с письмом)

«Он (Раскольников) решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», «для чего она живёт?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т.д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить её, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства… докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении «гуманного долга» к человечеству» - чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живёт на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы.

Несмотря на то что подобные преступления ужасно трудно совершаются,… ему – совершенно случайным образом удаётся совершить своё предприятие и скоро, и удачно.

Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы, никаких подозрений на него нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь . Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести. Принуждён, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединённости с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли своё, убили убеждения, даже без сопро[тивления]. Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить своё дело…

В повести моей есть, кроме того, намёк на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует.

Это видел я даже на самых неразвитых людях, на самой грубой случайности. Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового поколения человеке, чтобы ярче и осязательнее видна была мысль. Несколько случаев, бывших в самое последнее время, убедили, что сюжет мой вовсе не эксцентричен. Именно, что убийца развитой и даже хороших наклонностей молодой человек… я убеждён, что сюжет мой отчасти оправдывает современность».

ВЫВОД: Преступник говорит, что убил не старуху, а принцип, убил на пользу людям, мечтая за счет процентщицы устроить общество, помочь людям.

Раскольников проверяет правильность своей теории. Значит, главная тема романа – жизнь идеи Раскольникова, её судьба, утверждение и опровержение.

Это главная тема романа. Критики называют этот роман идеологическим. Обратите внимание на значение этого термина. (Раскольников не простой убийца, а мыслитель, проверяет свою теорию в жизни) (На слайде постепенно высвечиваются понятия один за другим по мере обсуждения: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ).

Отметьте особенности романа: запишите на листах в таблице, что характерно для идеологического романа.

Давайте обратимся к названию романа. Когда вы впервые взяли книгу, что вы о ней подумали, о чем она? (Здесь важным является преступление и наказание, за преступлением обязательно будет наказание).

В названии романа – три слова. Существует мнение критиков, что второе слово (союз «и») тоже может быть понято особым образом. Что следует непосредственно за преступлением?

Найдите подтверждение этой мысли в письме Достоевского к Каткову. Т.е. как себя ведет Раскольников после преступления? (Да. Прочитать строки). Ещё не наказание. (Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести.)

Что же? Странный момент, когда преступление совершено, а преступник ещё ничем не наказан… От Бога – призыв к покаянию, от человека – безумное его отвержение»?

Что пишет Достоевский о состоянии души главного героя после совершенного преступления, давайте обратимся к письму Достоевского. (желтые листы …Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы, никаких подозрений на него нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления .

ВЫВОД: Мы с вами увидели, что это роман еще и психологический.

В 1-й части романа – преступление, в остальных – наказание.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: По мнению критиков, « Совершенство композиции «Преступления и наказания» не имеет себе равных у Ф.М. Достоевского».

Роман состоит из 6 частей и эпилога, причем Достоевский пишет больше о наказании, чем о преступлении Раскольникова: из 6 частей описанию преступления посвящена лишь 1, все же остальные представляют собой своеобразный анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления.

Эту особенность романа отмечает и сам Автор, называя его «психологическим отчетом». Главное в наказании – это не судебное дело, не каторга, а непосредственно нравственные, душевные муки, страдания, психологические травмы. Писатель открывает глубокую психологию героя, обнажает его чувства, исследуя трагические противоречия внутренней сущности души и сердца. Раскрывается душевное состояние героев.

А только ли Раскольников мучается? (Приведите примеры) Мармеладов, Свидригайлов,..

Запишите в листки аргументы в пользу утверждения, что это роман психологический.

Кроме того, существует мнение, этот роман является и полифоническим. Как вы понимаете этот термин? (полифония – многоголосие, много разных мнений, идей, теорий)

Обратимся к нашим листам, зачитайте слова М. Бахтина: «Роман «Преступление и наказание» - роман идей, в котором осуществляется основополагающий принцип полифонического построения с одним или несколькими героями-идеологами» (высвечиваются слова М.Бахтина).

Вы можете назвать еще носителей идей в романе Достоевского?

(Порфирий Петрович – следователь, Соня Мармеладова, Лужин, Свидригайлов)

Вывод: В «Преступлении и наказании» более 90 персонажей, из них около десятка центральных, играющих важную роль в развертывании сюжета. Они, каждый по-своему, разъясняли ту драму, которая развертывается в сознании Раскольникова между помыслами и душой.

Выпишите из определения М. Бахтина слова, которые доказывают, что это роман полифонический.

Обобщим все сказанное нами, давайте сделаем вывод: В чем же заключается жанровое своеобразие романа и его проблематики? (проблемы преступления и наказания, …,)

СЛОВО УЧИЕЛЯ: Роман «Преступление и наказание» очень многогранен. Достоевский поднимает очень важные проблемы: А какие это проблемы, на ваш взгляд? (преступления и наказания, проблеме нравственного и безнравственного, проблеме «маленького человека»..)

ОБОБЩЕНИЕ: «Преступление и наказание» – роман о преступлении, но отнести его к криминальному, детективному жанру нельзя, его называют романом-исповедью, романом-трагедией, одним из величайших идеологических, психологических романов.

(Слайд со словами Ф. Достоевского)

Сам автор считал, что молодому читателю нужны именно такие трудные книги как роман «Преступление и наказание». Человек живет тогда, когда ставит перед собой цели и добивается её.

А теперь скажите, нужно ли читать классику или сейчас время сильных? Давайте ответим автору смс-ки. (Конечно нужно, литература учит нас разбираться в жизни, ведь опыт прошлых лет нам может пригодиться. Все ответы на вопросы мы можем найти в классической литературе).

Следуя мучительным путем познания зла, Достоевский тем не менее верит в торжество добра, разбуженного в сознании любовью для того, чтобы оставаться человеком.

Именно об этом слова Достоевского, взятые в качестве эпиграфа.

(Слайд со словами Ф.Достоевского)

«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Это очень трудно понять человека.

Древние говорили: «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту». Сейчас, как никогда, очень многое в мире зависит от той крупицы добра, которую мы несем в каждый сегодняшний день. (Слайд со словами)

Берегите добро в своем сердце! Не дайте злу взять верх над добром, загубить его…» Именно этому учил Достоевский.

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя наперекор вселенной

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил – жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы – не снисходи до них,

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать, и я с удовольствием поставлю всем работающим отметки в виде листков благодарности. По цвету вы определите, какая это оценка.

Использованные Интернет-ресурсы:

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание», фрагмент 4.

    www . fcior . edu . ru 1С: Аудиокниги. Санкт-Петербург

    school-collection.edu.ru ЭОР по литературе; 1С: Аудиоэкскурсии; Санкт-Петербург; Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание», фрагмент 4.

«Преступление и наказание» - это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.

Главная идея романа раскрывается в образе Родиона Раскольникова, бедного студента, умного и одаренного человека, не имеющего возможности продолжать образование в университете, влачащего нищенское, недостойное человека существование. Рисуя жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает, как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завладевает всеми его помыслами, толкая на убийство.

Значит, идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Личность человека освобождалась, таким образом, от каких-либо нравственных принципов и запретов, тем более что Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка идет на панель, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходйт Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, «сверх-человеки» типа Магомета и Наполеона, а с другой - серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием - «тварь дрожащая» и «муравейник».

Обладая изощренным аналитическим умом и болезненным самолюбием, Раскольников вполне естественно задумывается о том, к какой половине принадлежит он сам. Конечно, ему хочется думать, что он - сильная личность, которая, по его теории, имеет моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели. Какова же эта цель? Физическое уничтожение эксплуататоров, к которым Родион причисляет зловредную старушонку-процентщицу, наживавшуюся на человеческих страданиях. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы, убив никчемную старуху, воспользоваться ее богатствами для помощи бедным, нуждающимся людям. Эти мысли Раскольникова совпадают с популярными в 60-е годы идеями революционной демократии, но они в теории героя причудливо сплетаются с философией индивидуализма, допускающей «кровь по совести», нарушение моральных норм, принятых большинством людей. По мнению героя, исторический прогресс невозможен без жертв, страданий, крови и осуществляется сильными мира сего, великими историческими личностями. Значит, Раскольников мечтает одновременно и о роли властелина, и о миссии спасителя. Но христианская самоотверженная любовь к людям несовместима с насилием и презрением к ним.

Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Что же показывает проверка? К каким выводам приводит она героя и читателя? Уже в момент убийства значительно нарушается с математической точностью выверенный план. Раскольников убивает не только процентщицу Алену Ивановну, как было задумано, но и ее сестру Лизавету. Почему? Ведь старухина сестра была кроткой, безобидной женщиной, забитым и униженным существом, которое само нуждается в помощи и защите. Ответ прост: Родион убивает Лизавету уже не по идейным соображениям, а как нежеланного свидетеля своего преступления. Кроме того, в описании этого эпизода есть очень важная деталь: когда посетители Алены Ивановны, заподозрившие неладное, пытаются открыть запертую дверь, Раскольников стоит с поднятым топором, очевидно, для того, чтобы крушить всех тех, кто ворвется в комнату. Вообще после своего преступления Раскольников начинает видеть в убийстве единственный способ борьбы или защиты. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад.

Достоевский детально исследует мысли, чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего». Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «твари дрожащей».

Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой, невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает она это ради своей несчастной голодающей семьи, отказывая себе даже в самоубийстве, Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизиро-ванный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не «тварь дрожащая«. В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» - ПЕРВЫЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН. Летом 1866 года, потеряв все свои деньги в казино, не в состоянии оплатить долги кредиторам, и стараясь помочь семье своего брата Михаила, который умер в начале 1864 года, Достоевский планирует создание романа с центральным образом семьи Мармеладовых под названием "Пьяненький". На тему же убийства Достоевского натолкнул пример Пьера Франсуа Ласьера. .Роман печатается по частям в марте-апреле. . Весь год Достоевский работает над романом, торопясь добавить к очередной книжке журнала написанные главы. .Вскоре после окончания публикации романа в журнале Достоевский печатает его отдельным изданием: «Роман в шести частях с эпилогом Ф. М. Достоевского. Издание исправленное». Действие романа происходит летом в Санкт-Петербурге. Адреса домов, в которых якобы жили персонажи романа, известны: «дом Раскольникова» — Гражданская улица, 19 (на доме установлена памятная стена); «дом Сони Мармеладовой» — канал Грибоедова, 73; «дом старухипроцентщицы» — канал Грибоедова, 104 «До его квартиры оставалось только несколько шагов. Он вошел к себе, как приговоренный к смерти.» (автор о Раскольникове) Фабула романа- «линия жизни» Родиона Раскольникова 2. Преступление 3.Наказание 4. Нераскаянное воскрешение 1. «Некуда идти» Фабула Проблемы, поставленные в романе: Социальные. Бедность героя. Униженное положение Нравственные. Идея Раскольниковареакция на безнравственное устройство мира Философские. Осознание героем того, что убийство не делает его избранным. Приход к вере через нравственные страдания Противоречивость натуры Раскольникова Раскольников воспитан в православной семье, добре и сострадании к унижаемым и оскорбляемым: 1. содержал больного студента и его престарелого отца; 2. спас на пожаре детей; 3. отдал почти последние деньги Мармеладовым; 4. заступился за девушку на бульваре, которую преследовал жирный франт «с какими-то целями» Согласно его идее (Теория Раскольникова), человечество делится на «право имеющих» и «тварей дрожащих». «Право имеющие» (классическим примером является Наполеон) имеют право совершить убийство или несколько убийств ради будущих великих свершений. Раскольников совершает преднамеренное убийство старухипроцентщицы («вошь» по его определению) и вынужденное убийство её сестры, свидетельницы. .Родион Романович Раскольников, бывший студент, главный герой повествования. Считает, что имеет моральное право совершать преступления, и убийство — только первая ступенька на бескомпромиссной дороге, которая приведёт его к вершине. .Бессознательно выбирает в качестве жертвы самого слабого и беззащитного члена общества, оправдывая это ничтожностью жизни старухипроцентщицы, после убийства которой сталкивается с жесточайшим психологическим шоком: убийство не делает человека «избранным». «Письмо матери его измучило….» .Софья Семёновна Мармеладова, дочь Семёна Захаровича Мармеладова от первого брака, девушка, отчаявшаяся на то, чтобы торговать собой. Несмотря на такой род занятий, она чувствительна, робка и застенчива. Понимает страдания Родиона, находит в нём опору в жизни и силы сделать из него снова человека. Уезжает за ним в Сибирь, становится его другом и опорой. «- Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!» (Раскольников об исповеди Мармеладова) .Алёна Ивановна, коллежская секретарша, процентщица; «крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти». Убита ударом обуха топора Раскольниковым. Лизавета Ивановна, сводная сестра Алёны Ивановны, находящаяся под её влиянием и исполняющая её любые приказания. Её простота и честность снискала ей всеобщую любовь. Случайная свидетельница убийства; «вынужденно» убита (зарублена) Раскольниковым. .Мармеладов Семён Захарович, отец Сони Мармеладовой, несчастный, спившийся чиновник в отставке, в моменты отрезвления понимающий всю тяжесть своего положения, проклинает себя за то что вверг свою семью в ужасное положение, винит себя в том что происходит с Сонечкой, говоря что ко всему человек подлец привыкает, попадает под колеса экипажа, и погибает. «- А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куданибудь да пойти!» .Авдотья Романовна Раскольникова, сестра Родиона Романовича Раскольникова. Умная, красивая, целомудренная девушка, преданная своему брату до самопожертвования. Имеет привычку в моменты задумчивости ходить из угла в угол по комнате. В борьбе за его счастье готова была пойти на брак по расчёту, но не смогла пойти на связь с Лужиным ради его спасения. Выходит замуж за Разумихина, найдя в нём искреннего и любящего человека, истинного товарища своего брата. .Разумихин Дмитрий Прокофьевич, друг Раскольникова, также бывший студент. Отзывчив и открыт, добродушен. Заботится о Раскольникове во время его болезни. После - о Пульхерии и Авдотье Раскольниковых, во время пребывания их в Петербурге. Будущий муж Дуни. Во время судебного процесса над Родионом Раскольниковым отыскивает факты, позволяющие смягчить приговор. «- Ведь это разрешение крови по совести, это... это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное...» (Разумихин о теории) «Двойники» Раскольникова Лужин Лужин человек деловой, расчетливый, практичный, тщеславный. Равенство он понимал по-своему, он хотел стать равным с более сильными. Людей, которых он опередил на жизненном пути, он презирал, хотел над ними властвовать, хотел показать им тяжесть своих ударов. Свидригайлов Свидригайлов пренебрегал всем и каждым. Он считал, что все дозволено, что все поступки весят одинаково, что человеческие действия не подлежат нравственной классификации. Он циничен до крайности и насквозь проникнут теорией безнадежности. При этом он признает бессмысленность своего существования в этом мире Антиподы Раскольникова Соня Мармеладова Соня Мармеладова, как и Раскольников, преступила закон — стала проституткой, убила свою душу. Но она пошла на это ради своих близких и совершила преступление против себя и своей совести. Раскольников решил, что ему «все дозволено» и совершил преступление против старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Раскольников испытывает муки совести не потому, что убил безвинных, а оттого, что оказался слабым, «вошью», «тварью дрожащей». Порфирий Петрович Порфирий Петрович, следователь, умный и тонкий психолог, опровергает теорию Раскольникова о сильных личностях. И если «вечная Соня» привела героя к «явке с повинной», то Порфирий Петрович убедил Родиона в том, что «можно убежать от закона, но от себя убежать нельзя», что нравственные муки сильнее физических. И если человек совершил преступление, он должен пройти через эти муки. Муки Совести. Сны Раскольникова СОН О ЛОШАДИ Намечает канву душевного конфликта, вокруг которого и выстраиваются затем вполне реальные события. Начало сновидения отсылает нас к детству Родиона. Участь несчастного животного предрешена - его забивают насмерть. Избиение беспомощного существа означает бунт против природных ограничений, такие умонастроения назывались богоборческими. Тем самым подразумевалось, что подобный протест направлен против человеческой судьбы в целом. СОН О СТАРУХЕ В данном случае старуха олицетворяет совесть, через которую Родион Раскольников хочет перешагнуть. Однако его внутренняя природа всячески этому сопротивляется. Именно эту проблему демонстрирует сцена с людской толпой в прихожей. С этой минуты в Родионе зарождается чувство виновности, которое, собственно, и делает людей разумными. ВИДЕНИЕ ВСЕМИРНОЙ ЭПИДЕМИИ Фрагмент, описывающий эту галлюцинацию, обнажает перед нами внутреннюю сторону всего случившегося с Раскольниковым. Именно в этот момент мы начинаем понимать уродливый характер непомерной человеческой гордыни, следствием которой является неугасаемое желание подчинить своей воле все окружающее. Отсюда - борьба за власть, агрессивность, стяжательство, неразборчивость в средствах, Не случайно в утро воскрешения Раскольникова звучит тема солнца — возникает образ «облитой солнцем необозримой степи». Ведь в начале романа Раскольников, готовый «переступить черту», думает: неужели и тогда солнце будет светить? Земной мир без солнца для него все-таки немыслим. Но после совершенного убийства солнце, как ни палит, а как будто погасло, как будто все, что потом происходит с Раскольниковым, происходит в тумане, в кромешной тьме. И Порфирий говорит Родиону: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем». «Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью...», — эта заключительная фраза оставляет финал открытым, давая шанс на спасение души как Раскольникову, так и ему подобным.

«Преступление и наказание» как черновой роман, эпилог служит переходом к роману «Идиот». В нём еще нет совершенной структуры. Замысел работы не соответствует результату. Сначала роман задумывался как произведение о маленьком человеке (Мармеладове), но Д. стал писать о человеке, который ради идеи пошел на преступление.

Художественная логика Д. тесно связана с религиозной догмой.

В контексте этого романа особую роль играют понятия веры и атеизма. Атеизм в Европе и в России различен. В России он рассматривается в контексте веры. В Европе через контекст философии. Для Д. также важно понятие греха. Для христианства оно основополагающее.

Человек ошибается в силу его дуализма. Его спасает дух, который он получает при крещении. С понятием греховности связано понятие добродетели. С религиозной точки зрения добро и зло несмешиваемые понятия. Грех нельзя путать с проступком. Грех – это помысел. Мысль и поступок противопоставлены.

Любой малозначительный герой у Д. высказывает свои идеи. Так, Мармеладов – комплекс идей нищеты. Социализм для Д – враг, т к это то, что противостоит человечности.

В Раскольникове сочетаются и критик, и теоретик. Он предлагает этическую концепцию, но не в рамках религии. Человек для Р. Идеален, поэтому он близок к антиутопии.

Д. пытается навязать логику жития. Житие, как религиозный жанр, отменяет время. Чудо находится за пределами жизни. Эпилог романа отменяет это житие.

Идеологизм - важнейшее художественное качество поздних романов Достоевского. Миромоделирующим принципом выступает в них та или иная идеологема в разнообразных формах своего воплощения. В центр системы персонажей нового романа выдвигаются герои-идеологи: Раскольников, Свидригайлов («Преступление и наказание»), Мышкин, Ипполит Терентьев («Идиот»), Ставрогин, Кириллов, Шигалев («Бесы»), Аркадий Долгорукий, Версилов, Крафт («Подросток»), старец Зосима, Иван и Алеша Карамазовы («Братья Карамазовы») и др. «Принципом чисто художественной ориентировки героя в окружающем является та или иная форма его идеологического отношения к миру», - писал Б.М. Энгельгардт, которому принадлежит терминологическое обозначение и обоснование идеологического романа Достоевского.

М.М. Бахтиным были описаны и жанровые праструктуры, вписавшиеся в поэтику многих произведений Достоевского. Это сократический диалог и мениппова сатира, генетически восходящая к народной карнавальной культуре. Отсюда такие композиционные признаки романов и некоторых других жанровых форм, как поиск истины героем в самых различных бытийных сферах, организация художественного пространства по мифологической модели (ад - чистилище - рай), экспериментирующая фантастика, морально-психологические эксперименты, трущобный натурализм, острая злободневность…

Конфликт в самой общей форме выражен названием романа, которое, будучи символическим, несет несколько смыслов.

Преступление - первая из двух композиционных сфер романа, ее центр - эпизод убийства процентщицы и ее, возможно, беременной сестры - стягивает линии конфликта

и всю художественную ткань произведения в тугой узел. Наказание - вторая композиционная сфера. Пересекаясь и взаимодействуя, они заставляют персонажей, пространство и время,

изображенные предметы, детали быта, подробности разговоров, картины снов и отрывки текстов (общеизвестных или «личных»: Библия, статья Раскольникова) и т. д., - т. е. весь образный строй - воплощать смысл, авторскую картину мира. Романный хронотоп в художественном мире «Преступления и наказания» сложен и многолик. Его эмпирические составляющие: середина 60-х годов XIX в., Россия, Петербург.

Художественное время расширяется до времени всемирно- исторического, точнее, легендарно-исторического. К событиям сегодняшним вплотную приближается время Нового Завета -

земной жизни Христа, его воскресения, время предстоящего Конца Света. Предупреждением Раскольникову накануне убийства звучат слова спившегося чиновника Мармеладова о Страшном Суде; чтение притчи о чудесном воскресении Христом Лазаря становится прямым и мощным побуждением к покаянию героя. Каторжный сон (в тексте - «сны») о моровой язве, поразившей землян, вызывает аналогии с трагическим исходом земной истории в Апокалипсисе.

Переступить черту, преступить преграду, преступить порог - выделенные слова образуют в романе семантическое гнездо с центральной лексемой порог, которая вырастает до размеров символа: это не только и не столько деталь интерьера, сколько граница, отделяющая прошлое от будущего, смелое, свободное, но ответственное поведение от безудержного своеволия.

Каковы же мотивы убийства? - Взять несправедливо нажитые процентщицей деньги, «посвятить потом себя на служение

всему человечеству», сделать «сотни, тысячи добрых дел...»? Такова форма самозащиты, самообмана, попытка скрыть за добродетельным фасадом истинные причины. В минуты жестокого самоанализа герой осознает это. И Достоевский, по словам Ю. Карякина, открывает «тайную корысть видимого бескорыстия»1. Она основывается на суровом жизненном опыте Раскольникова, на его «правде», по-своему понятой молодым человеком, на личном неблагополучии,

неустроенности, на правде о мытарствах родных, на правде о недоедающих детях, поющих ради куска хлеба в трактирах

и на площадях, на беспощадной реальности обитателей многонаселенных домов, чердаков и подвалов. В подобных ужасающих реалиях справедливо искать социальные причины преступления-бунта против действительности, которые первоначально воплощались лишь в умозрительных (мысленных) построениях героя. Но мысленно отрицая существующее зло, он не видит, не хочет видеть того, что противостоит ему, отрицает не только юридическое право, но и человеческую мораль, убежден в тщетности благородных усилий: «Не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить». Больше того, герой убеждает себя в ложности всех общественных устоев и пытается на их место поставить придуманные им самим «головные» установления вроде лозунга: «да здравствует вековечная война». Это неверие, подмена ценностей - интеллектуальный исток теории и преступной практики.

Современный мир несправедлив и незаконен в представлении Раскольникова. Но герой не верит и в будущее «всеобщее

счастье». Идеал социалистов-утопистов представляется ему недостижимым. Позиция писателя здесь совпадает с позицией главного героя, как и со взглядами Разумихина на социалистов вообще. «Я не хочу дожидаться "всеобщего счастья". Я и сам хочу жить, а то лучше уж и не жить». Этот мотив хотения, возникший в «Записках из подполья», в «Преступлении и наказании» будет повторяться («Я ведь однажды живу, я ведь тоже хочу...»), перерастая в мотив своенравия, самоутверждения любой ценой. «Самолюбие непомерное», присущее герою, рождает культ абсолютного своеволия.

В этом психологическое основание теории преступления.

Сама теория излагается в газетной статье Раскольникова, напечатанной за полгода до преступления, и пересказывается двумя участниками одной встречи: следователем Порфирием Петровичем и Раскольниковым. Диалог после убийства на

квартире следователя - важнейший, кульминационный в идейном развитии конфликта эпизод. Главная мысль, в которую

верит (!) Раскольников, выражена лаконично: «Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших

(обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно

на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово».

Одним из ведущих мотивов конкретного преступления стала попытка утвердить само право на вседозволенность, «правоту» убийства. М.М. Бахтин говорил об испытании идеи в романе: герой-идеолог экспериментирует, практически стремится доказать, что можно и должно переступать, «если вы люди сколько-нибудь талантливые, чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое». Отсюда вытекает второй важнейший мотив преступления: проверка собственных сил, собственного права на преступление. Именно в этом смысле следует понимать слова, сказанные Раскольниковым Соне: «Я для себя убил». Разъяснение предельно прозрачно: проверить хотел, «тварь ли я дрожащая

или право имею...»

Роман «Преступление и наказание» – сложный, многоуровневый текст. Внешний уровень сюжета построен таким образом, что всё его действие концентрируется вокруг убийства и расследования. Вновь подчеркнём, что в центре внимания автора – смерть. В данном случае смерть насильственная, кровавая, смерть как результат присвоения «сильной личностью» нечеловеческого права решать «кому жить, а кому умирать».

На первый взгляд, фабула, связанная с убийством и расследованием, напоминает детектив. Однако подобная аналогия при первой попытке осмысления отметается как абсолютно несостоятельная. Вместо традиционной детективной схемы сюжета (труп – расследование – убийца) в этом романе представлена совсем другая (убийца – труп – расследование).

Уже на первых страницах романа происходит знакомство с главным героем, который сначала мучительно принимает решение, а затем становится убийцей старухи‑процентщицы и ее сестры Лизаветы. Таким образом, сама суть истории расследования, в ходе которого обычно выясняется имя убийцы, как бы теряет смысл для читателей, точно знающих, кто совершил преступление.

Но внимание к судьбе героя отнюдь не ослабевает – и это один из интереснейших эффектов сюжета романа Достоевского. Читательским сочувствием к герою и последующим событиям, происходящим с ним, движут отнюдь не любопытство к приёмам «заметания следов» преступления и не жажда торжества справедливости, которой томятся обычно любители детективного жанра. В данном случае пробуждается интерес другого рода: на убийство решился нормальный человек, который в авторском описании «был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами», который до этого со слезами на глазах читал письмо от матери, сочувственно слушал исповедь пьяного чиновника, а потом отвёл его домой, отдав жене и детям последние деньги, позаботился о пьяной девочке на бульваре, видел сон об избиваемой лошади, за которую не мог не вступиться…

Как и почему это могло произойти? Стечение каких обстоятельств способно толкнуть на убийство себе подобного? Каким образом умный, добрый, чуткий к чужому горю человек может решиться преступить заповедь «не убий»? И что в этом случае с ним будет дальше? Сможет ли он вернуться к людям, способна ли воскреснуть его душа? Вот круг вопросов, которые косвенно ставит автор и которые волнуют читателя.

В зависимости от глубины погружения в текст можно получить разные ответы на все эти вопросы, и в соответствии с найденными для себя ответами по‑разному определяли жанр романа литературоведы‑исследователи. Так, Б. Энгельгард называет «Преступление и наказание» «идеологическим» романом, А.А. Белкин – «интеллектуальным», М.М. Бахтин применяет к пяти последним романам Достоевского определение «полифонический». Полифония, или многоголосие, произведений писателя – это равноценное с автором участие героев в общем хоре голосов романа. По утверждению М.М. Бахтина, «все элементы романной структуры у Достоевского глубоко своеобразны; все они определяются… заданием построить полифонический мир и разрушить сложившиеся формы европейского, в основном монологического романа».

Вершинная система образов «Преступления и наказания», сфокусированная вокруг одного главного героя, на первое место выдвигает образ Раскольникова, в котором более всего воплотились авторские идеи. В нём, как и во многих произведениях Ф.М. Достоевского, вновь проявился архетип Героя‑Спасителя. Жажда восстановить нарушенный несправедливостью миропорядок, спасти человечество от зла, вероятно, в молодости определяла собственные поступки Фёдора Михайловича и стала двигателем многих поступков героев его произведений, в том числе «Преступления и наказания».

Но состояние самого героя можно определить одним словом, подчёркнутым его говорящей фамилией, – «расколотость». Раскол в его уме, в его чувствах, в его представлениях о человеке и о границах допустимого для него. Именно внутреннее сомнение в устоях мироздания и пределах дозволенного для человека становится фундаментом для создания теории, толкнувшей Раскольникова на преступление. За полгода непрерывных размышлений и месяц полного уединения в комнате, которая похожа на гроб, в сознании героя происходит полная подмена прежних мировоззренческих установок.

Былая вера в Бога сменяется верой в идею «разрешения крови по совести»; то, что представлялось нормальному рассудку убийством, теперь называется «делом», на которое нужно решиться, потому что задуманное им – «не преступление». «Да, может, и Бога‑то совсем нет», – откровенно высказывает свое сомнение Раскольников в разговоре с Соней. Он убеждённо доказывает следователю: «Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда, на низший (обыкновенных)… и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Вера в человеческую мысль, порождённую рассудком идею, теорию, по мнению автора, не просто абсурдна, она гибельна для души.

Абсолютно точно этот болевой центр нащупывает в своем письме Пульхерия Александровна, мать Раскольникова: «Молишься ли ты Богу, Родя, по‑прежнему и веришь ли в благость Творца и искупителя нашего? Боюсь я, в сердце своём, не посетило ли тебя новейшее модное безверие? Если так, то я за тебя молюсь».

Для Достоевского после каторги было очевидно, что именно вопрос веры определяет состояние души человека: её гармоничности и спокойствия в любых внешних обстоятельствах, как у Сони, или сомнения и раздвоенности, как у Раскольникова («Полтора года я Родиона знаю, – говорит о нём Разумихин, – угрюм, мрачен, надменен и горд… точно в нём два противоположных характера поочерёдно сменяются»).

Вовсе не условия существования, не социальный статус человека дают ему внутреннюю гармонию и равновесие, а вера в существование Божие. «Я скажу вам про себя, – писал Ф. М. Достоевский в письме в 1854 г., – что я – дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор, и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных». Утрата веры, сомнение в справедливости миропорядка, следствием которых является внутренняя расколотость, и одновременно страстное желание изменить, улучшить окружающую жизнь по собственному представлению – вот исходные, внутренние, причины преступления Раскольникова.

Автор в романе как бы намечает единственно возможный вариант поведения для неверующих (на примере Раскольникова и его идейного двойника Свидригайлова) – готовность к убийству и самоубийству, т. е. неизбежное попадание в орбиту смерти.

Тяготение к «логике», «арифметике», «упрощению», стремление свести все многообразие и сложность жизни к математическому расчету были характерны для общественного сознания 2‑й половины XIX столетия в России, можно сказать, были веянием века. В этом смысле Раскольников, конечно, Герой своего Времени. Мысль автора, выраженная устами Разумихина, что «с одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион!», для него не сразу становится истинной, а лишь в результате пережитой собственной духовной смерти и воскресения после совершённого убийства.

Тяжкий путь главного героя к осознанию этой истины составляет внутренний сюжет романа. По сути дела, его главное содержание – это медленное продвижение Раскольникова от внутреннего раскола, посеянного сомнением в существовании Божием, к обретению веры и внутренней гармонии. Для образованного, рассудочного человека, каким предстает перед нами Раскольников, путь этот крайне мучителен, но, по убеждению Достоевского, возможен, подобно тому, как возможен он был для него самого. Неспособность верить без логических доказательств, отрицание возможности чуда, скепсис по отношению к окружающему – вот главные внутренние препятствия героя (от них, как мы помним, очень близко до того, чтобы стать антигероем). Именно их пришлось ему преодолеть. От раскалённого, узкого, смрадного, призрачного Петербурга, где торжествуют зло и несправедливость, которые Раскольников видит сквозь призму своей идеи, начинается движение героя к постепенному расширению взгляда, отражающего не только несовершенство собственного видения.

Многие свои внешние поступки главный герой как бы вычисляет рассудком (таков первый визит к Порфирию Петровичу). Но одновременно постоянно, прислушивается к себе, к своим внутренним необъяснимым порывам, неясным безотчётным влечениям. Подчиняясь одному из них, он идёт к Соне накануне второй встречи со следователем. Его поражает, что Соне, положение которой, как понимает Раскольников, еще страшнее, чем его собственное, удаётся сохранять состояние внутреннего равновесия, «переступая через себя», не утрачивать детской чистоты и душевной невинности. «Что же поддерживало её?.. Что она, уж не чуда ли ждёт?» – спрашивает он себя.

Достоевский тщательно исследовал во многих своих произведениях причины, факторы, которые могут привести человека к изменению убеждений. В «Преступлении и наказании» для Раскольникова значительную роль играет именно столкновение с чудом.

Чудо – заметный элемент в поэтике Достоевского, который проявляется, во‑первых, в изображении внутреннего мира человека. «Человек есть тайна», значит, непредсказуем. Его поступки, мысли не поддаются мотивировке от начала и до конца, он способен к своеволию. Во‑вторых, чудо как элемент поэтики проявляется в развитии сюжета, где повышенную роль играет встреча героев, в евангельском стиле – Сретение. В Евангелии почти каждый рассказ – встреча: встреча Христа с апостолами, апостолов с людьми, людей с Христом и апостолами.

В романе «Преступление и наказание» именно встречи предопределяют поведение Раскольникова и его последующий мировоззренческий переворот. Важно отметить, что все наиболее значимые для Раскольникова встречи и разговоры происходят трижды: три «поединка» с Порфирием Петровичем, три разговора с Соней, со Свидригайловым, три значимые встречи с матерью и сестрой. Символика спасительного для героя числа «три» ставит его в один ряд с героями народных сказок, которые осознают, понимают самые важные вещи, лишь пройдя через испытания трижды. Герой, который утрачивает, а потом вновь, пройдя через страдания, обретает веру, – это, по Достоевскому, и есть истинный герой его романа.

Своеобразно преломляются в этом романе неизменно главные для Достоевского события человеческой жизни – любовь и смерть. Оба даны как бы в зеркальном отражении. В этом романе оказались в одном пространственном измерении Петербурга, а потом и сошлись в трёх важнейших для обоих встречах Герой и Антигерой – Раскольников и Свидригайлов. Для обоих главным средством для достижения поставленной перед собой дели стало убийство. Предположение о том, что убийство Марфы Петровны совершил Свидригайлов, производит потрясающий эффект: сюжетные события преступлений оказываются абсолютно параллельными, они совершены фактически одновременно. Наверное, это было важно для Достоевского, чтобы ярче обозначить разницу между состоянием обоих героев после этого деяния, чтобы показать основное различие между Героем и Антигероем. Способность души верить и любить, да еще и пробуждать любовь в сердцах других людей является этим различием. И как неизбежное следствие этой способности – духовное воскрешение Раскольникова в эпилоге романа и неизбежное самоубийство Свидригайлова после тщетной для него самого череды добрых дел. Таков, по Достоевскому, итог метаний и поисков героев.

Авторский акцент на образах Раскольникова и Свидригайлова художественно выражен Достоевским при помощи ещё одного важного приёма. Лишь у этих двух героев во всей полноте характеры раскрываются через сны, отражающие состояние их внутреннего мира и подсознания.

Так, у Раскольникова можно явственно обнаружить разницу между первым сном, в который он погрузился до преступления , и снами, которые привиделись после преступления, а также накануне выздоровления от власти теории. Поразительно, что в каждом из его снов центральное место занимает либо сцена насилия, либо убийства. Отличаются, главным образом, отношение к происходящему и поведение самого героя.

Первый сон, где семилетний Родя не может видеть избиение лошади, не вступившись за нее, открывает Раскольникову его бессознательную взаимосвязь с нравственным законом, попрание которого невозможно уже хотя бы потому, что вызывает неприятие до физического отвращения. Второй и третий сны привиделись герою уже после убийства старухи‑процентщицы и её сестры Лизаветы. Реакция Раскольникова на избиение хозяйки во втором сне уже иная: «Страх, как лёд обложил его душу, замучил его, окоченил его…». В своём третьем сне Раскольников вновь отправляется на преступление, бьёт топором старушонку по темени, однако в ужасе видит, что «она даже и не шевельнулась от ударов, точно деревянная», а всмотревшись внимательнее, замечает, что она «сидела и смеялась». Бесплодность, бессмысленность, невозможность поразить зло при помощи топора открываются Раскольникову через этот сон со всей очевидностью.

Особую роль в этом сне играет символический образ топора. Впервые он появляется в романе ещё в первом сне Раскольникова, когда из толпы наблюдающих за избиваемой лошадью раздаётся крик: «Топором её, чего! Покончить с ней разом!» Призывы «покончить разом» с мировым злом и несправедливостью, «призвать Русь к топору» были в числе главных лозунгов революционных демократов во главе Н.Г. Чернышевским. В романе «Преступление и наказание» на разных уровнях (сюжетном, образном, символическом) отразилась полемика с его романом «Что делать?».

Четырём снам Веры Павловны, в которых выражены революционно‑демократические взгляды Чернышевского, Достоевский противопоставляет четыре сна Раскольникова, после которых происходит его духовное воскресение, и четыре «кошмара» Свидригайлова, после которых тот застрелился. При этом четвёртый сон оказался решающим в обоих случаях. Последний сон Раскольникова в бреду на койке острожной больницы – сон о трихинах и их ужасающем влиянии на эпидемию убийств – произвёл решающий перелом в его душе, открыл ему ужас идейного безумия, которое может охватить человечество в случае распространения его теории. Последний кошмар Свидригайлова, увидевшего в пятилетней девочке черты развратной камелии, втягивает его в бездну ада. Ибо тот, кто не способен увидеть в ребёнке «образ Христов», по Достоевскому, не имеет шансов на духовное преображение на земле.

Кроме того, с первых страниц романа Достоевский выделяет курсивом и наполняет своими смыслами слово «проба». Первоначально оно возникло в романе Чернышевского в связи с образом Рахметова, который «пробовал» спать на гвоздях, проверяя свою силу воли. У Раскольникова «проба» – это посещение старухи‑процентщицы перед убийством. Б романе «Бесы» Николай Ставрогин в предсмертном письме напишет: «Я пробовал большой разврат и истощил в нём силы…».

Важно отметить, что для «Преступления и наказания», как и для многих произведений Достоевского, характерной особенностью является сочетание злободневности, публицистичности с ярко выраженной художественностью, устремлённой к всеобщим, вневременным ориентирам.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 71 Г. КРАСНОДАР

Литература

10 класс

Заликаева Светлана Георгиевна

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Жанровое своеобразие произведения.

Цели урока:

1. Способствовать совершенствованию умений работать с текстом, обращая внимание на глубину, осознанность, прочность знаний.

    Развивать способность логически мыслить на примере выявления причинно-следственных связей.

    Развивать умение сопоставлять, обобщать, систематизировать материал, доказывать свою точку зрения. (Развивать навыки размышления, сопоставления, сравнения, синтеза в постижении идеи произведения).

Задачи:

— обучающие владение монологической и диалогической речью; различными приемами работы с учебной и дополнительной литературой (выделение главного в форме памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем)

— развивающие умственная деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности)

— воспитательные нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир; потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение

Тип урока урок формирования новых знаний, закрепление изученного

Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная

Необходимое техническое оборудование мультимедийные средства, презентация, фильм из телепроекта «Имя Россия», портрет писателя, индивидуальные листы с текстом и заданиями.

Структура и ход урока .

Готовясь к уроку, я увидела интересную СМС-ку в газете «Ва – банк». Она меня заинтересовала, потому что ее написал ученик 10 класса, и я её вам сейчас прочитаю.

«Ну, сколько можно мозги пудрить! Читайте, читайте, читайте…. Что читать? Классику, что ли? Сейчас время сильных. Крутиться надо. Пока метаться будешь, другие затопчут! Кому нужны эти метания души!»

— Нужны ли метания души? О чем человек должен помнить всегда? Ответить на эти и многие другие вопросы порой бывает очень трудно.

На помощь приходят русские писатели и среди них Ф.М. Достоевский. (На слайде портреты русских писателей второй половины 19 века).

Его имя стоит в ряду выдающихся имен не только русской, но и всей мировой литературы. Более того, его произведения оставляют глубокий след в духовном развитии человека. Поисками ответа на все метания человека этот писатель занимался всю жизнь. В письме к брату Ф.М. сообщает: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». 1833г.

Сегодня мы обратимся к его творчеству: у нас урок-размышление по теме Ф.М. Достоевский. СЛАЙД (на слайде тема урока) «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Жанровое своеобразие произведения.

— На столах у вас задания для практической работы, которые вы будете выполнять в течение урока. На одном из листов находятся высказывания, афоризмы и домашнее задание, связанное с ними: (СЛАЙД с прописанным заданием и адресом сайтов) напишите работу объемом полторы странички. Как вы понимаете смысл одного из суждений, представленных ниже. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт. Можно использовать сайты Интернета (school collection . edu . ru , www . fcior . edu . ru , www . edu . ru , и др.)

(На слайде портрет Ф.М. Достоевского) Произведения классиков всегда были откликом на вопросы современности. Вы уже познакомились с биографией Ф.М.Достоевского, поэтому давайте вспомним, какие вопросы волновали общество и самого писателя. (Вопросы современности 60- годов, брожение различный идей: социалистических, нигилистических; (в романе Чернышевского «Что делать?» появляются «новые люди»), славянофилы и западники.)

У нас ребята готовили индивидуальное задание по вопросу «Как отразилась действительность на мировоззрении писателя в его творчестве?», давайте послушаем их.

(Сообщения ребят, после их высказываний показать фрагмент ФИЛЬМА из телепроекта «Имя Россия» о времени и Достоевском). (С фотографиями обложек книг ).

(в романе «Бесы» — события, связанные с покушением на царя и расправой с членами кружка Д. Каракозова, «Подросток» — показан крах русского семейства, неспособного жить старыми идеалами в новой России).

ВЫВОД: Время, в которое жил Достоевский, было временем великих реформ, и поэтому человеку в бурно изменяющемся мире нужны были четкие духовные ориентиры. Особенно это коснулось молодых, образованных людей, т.к. они не хотели жить по-старому и пытались найти свой путь в духовной жизни.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Один из таких молодых людей Р. Раскольников в романе «Преступление и наказание». (Слайд с портретом Р.Раскольникова)

— Что вам известно об истории создания романа «Преступление и наказание»? (Задуман как повесть «Пьяненькие»)

— Можете назвать хронологические рамки? (Задумал в 1859 году на каторге, начал писать в Висбадене в 1865 году, закончил в 1966)

В романе много героев, но главный из них Р. Раскольников – сын этого трудного времени. Именно он явился воплощением идей, взглядов многих молодых людей той эпохи. Раскольников убивает старуху-процентщицу самым жестоким образом, но даже не заглядывает в кошелек!

— Для чего тогда? (ответ была идея, во имя идеи)

— Давайте обратимся к письму Достоевского к издателю Каткову и найдем ответ.

Кстати, а вы помните, где был впервые напечатан роман «Преступление и наказание»? (журнал «Русский вестник») Кто был его редактором? (М.Н. Катков) (высвечивается на слайде портрет М.Каткова)

(Работа с письмом)

«Он (Раскольников) решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», «для чего она живёт?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т.д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить её, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства… докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении «гуманного долга» к человечеству» — чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живёт на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы.

Несмотря на то что подобные преступления ужасно трудно совершаются,… ему – совершенно случайным образом удаётся совершить своё предприятие и скоро, и удачно.

Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы, никаких подозрений на него нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь . Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести. Принуждён, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединённости с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли своё, убили убеждения, даже без сопро[тивления]. Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить своё дело…

В повести моей есть, кроме того, намёк на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует.

Это видел я даже на самых неразвитых людях, на самой грубой случайности. Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового поколения человеке, чтобы ярче и осязательнее видна была мысль. Несколько случаев, бывших в самое последнее время, убедили, что сюжет мой вовсе не эксцентричен. Именно, что убийца развитой и даже хороших наклонностей молодой человек… я убеждён, что сюжет мой отчасти оправдывает современность».

ВЫВОД: Преступник говорит, что убил не старуху, а принцип, убил на пользу людям, мечтая за счет процентщицы устроить общество, помочь людям.

Раскольников проверяет правильность своей теории. Значит, главная тема романа – жизнь идеи Раскольникова, её судьба, утверждение и опровержение.

— Это главная тема романа. Критики называют этот роман идеологическим. Обратите внимание на значение этого термина. (Раскольников не простой убийца, а мыслитель, проверяет свою теорию в жизни) (На слайде постепенно высвечиваются понятия один за другим по мере обсуждения: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ).

Отметьте особенности романа: запишите на листах в таблице, что характерно для идеологического романа.

— Давайте обратимся к названию романа. Когда вы впервые взяли книгу, что вы о ней подумали, о чем она? (Здесь важным является преступление и наказание, за преступлением обязательно будет наказание).

— В названии романа – три слова. Существует мнение критиков, что второе слово (союз «и») тоже может быть понято особым образом. Что следует непосредственно за преступлением?

Найдите подтверждение этой мысли в письме Достоевского к Каткову. Т.е. как себя ведет Раскольников после преступления? (Да. Прочитать строки). Ещё не наказание. (Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести.)

Что же? Странный момент, когда преступление совершено, а преступник ещё ничем не наказан… От Бога – призыв к покаянию, от человека – безумное его отвержение»?

— Что пишет Достоевский о состоянии души главного героя после совершенного преступления, давайте обратимся к письму Достоевского. (желтые листы …Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы, никаких подозрений на него нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления .

ВЫВОД: Мы с вами увидели, что это роман еще и психологический.

В 1-й части романа – преступление, в остальных – наказание.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: По мнению критиков, « Совершенство композиции «Преступления и наказания» не имеет себе равных у Ф.М. Достоевского».

Роман состоит из 6 частей и эпилога, причем Достоевский пишет больше о наказании, чем о преступлении Раскольникова: из 6 частей описанию преступления посвящена лишь 1, все же остальные представляют собой своеобразный анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления.

Эту особенность романа отмечает и сам Автор, называя его «психологическим отчетом». Главное в наказании – это не судебное дело, не каторга, а непосредственно нравственные, душевные муки, страдания, психологические травмы. Писатель открывает глубокую психологию героя, обнажает его чувства, исследуя трагические противоречия внутренней сущности души и сердца. Раскрывается душевное состояние героев.

— А только ли Раскольников мучается? (Приведите примеры) Мармеладов, Свидригайлов,..

Запишите в листки аргументы в пользу утверждения, что это роман психологический.

— Кроме того, существует мнение, этот роман является и полифоническим. Как вы понимаете этот термин? (полифония – многоголосие, много разных мнений, идей, теорий)

— Обратимся к нашим листам, зачитайте слова М. Бахтина: «Роман «Преступление и наказание» — роман идей, в котором осуществляется основополагающий принцип полифонического построения с одним или несколькими героями-идеологами» (высвечиваются слова М.Бахтина).

— Вы можете назвать еще носителей идей в романе Достоевского?

(Порфирий Петрович – следователь, Соня Мармеладова, Лужин, Свидригайлов)

Вывод: В «Преступлении и наказании» более 90 персонажей, из них около десятка центральных, играющих важную роль в развертывании сюжета. Они, каждый по-своему, разъясняли ту драму, которая развертывается в сознании Раскольникова между помыслами и душой.

Выпишите из определения М. Бахтина слова, которые доказывают, что это роман полифонический.

Обобщим все сказанное нами, давайте сделаем вывод: В чем же заключается жанровое своеобразие романа и его проблематики? (проблемы преступления и наказания, …,)

СЛОВО УЧИЕЛЯ: Роман «Преступление и наказание» очень многогранен. Достоевский поднимает очень важные проблемы: А какие это проблемы, на ваш взгляд? (преступления и наказания, проблеме нравственного и безнравственного, проблеме «маленького человека»..)

ОБОБЩЕНИЕ: «Преступление и наказание» – роман о преступлении, но отнести его к криминальному, детективному жанру нельзя, его называют романом-исповедью, романом-трагедией, одним из величайших идеологических, психологических романов.

(Слайд со словами Ф. Достоевского)

Сам автор считал, что молодому читателю нужны именно такие трудные книги как роман «Преступление и наказание». Человек живет тогда, когда ставит перед собой цели и добивается её.

А теперь скажите, нужно ли читать классику или сейчас время сильных? Давайте ответим автору смс-ки. (Конечно нужно, литература учит нас разбираться в жизни, ведь опыт прошлых лет нам может пригодиться. Все ответы на вопросы мы можем найти в классической литературе).

Следуя мучительным путем познания зла, Достоевский тем не менее верит в торжество добра, разбуженного в сознании любовью для того, чтобы оставаться человеком.

Именно об этом слова Достоевского, взятые в качестве эпиграфа.

(Слайд со словами Ф.Достоевского)

«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Это очень трудно понять человека.

Древние говорили: «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту». Сейчас, как никогда, очень многое в мире зависит от той крупицы добра, которую мы несем в каждый сегодняшний день. (Слайд со словами)

Берегите добро в своем сердце! Не дайте злу взять верх над добром, загубить его…» Именно этому учил Достоевский.

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя наперекор вселенной

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил – жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы – не снисходи до них,

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать, и я с удовольствием поставлю всем работающим отметки в виде листков благодарности. По цвету вы определите, какая это оценка.