Проблемы исторической поэтики. Метароман как проблема исторической поэтики озкан, вероника борисовна. Задание по тексту

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2015, том 74, № 3, с. 65-68

РЕЦЕНЗИИ

В.Н. ЗАХАРОВ. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. М.: "ИНДРИК", 2012. 263 с.

Передо мной две книги одного автора. Заглавия у них разные, и одна из них имеет скорее теоретико-литературный, а вторая - историко-литературный характер. Одна посвящена "этнологическим аспектам" "исторической поэтики" русской литературы, а другая - творчеству Ф.М. Достоевского. Так что на первый взгляд это две тематически совершенно разные книги. Но главный герой у них один. Это Достоевский. И это уже само по себе делает их своего рода дилогией.

Однако у названных книг известного российского филолога и, безусловно, одного из ведущих в стране да и в мире исследователей творчества Ф.М. Достоевского есть и единство более общего порядка. Это единство одного и того же цельного и последовательно проведенного взгляда на Достоевского как на писателя, всю свою жизнь и почти во всех своих произведениях взыскующего разрешения одних и тех же вопросов: о Боге, о России, о русском народе.

Многие из работ, составивших этот своеобразный двухтомник, были мне знакомы и раньше, тем более что некоторые из них впервые опубликованы в составе двух новых собраний сочинений писателя под редакцией В.Н. Захарова. И, тем не менее, чтение его открыло для меня немало нового. Настолько широк здесь круг охвата проблематики творчества Достоевского. И, главное, собранные в единое целое, эти отчасти уже знакомые мне работы произвели иное, причем более сильное впечатление. Взгляд на писателя, последовательно проведенный в отношении всего творчества Достоевского, методично и последовательно примененный к самым разным особенностям его поэтики, обретает в рецензируемой дилогии особую убедительность.

Наиболее прямо и открыто этот взгляд сформулирован В.Н. Захаровым в таких разделах, как "Русская литература и христианство", "Пасхальный рассказ", "Символика христианского календаря в поэтике Достоевского", "Православные аспекты этнопоэтики русской литературы", "Хри-

стианский реализм", "Умиление как категория поэтики Достоевского". Автор показывает в них, что христианские и, точнее, православные основы русской литературы проявляются у Достоевского в самых разных вещах: в приуроченности действия произведений к христианскому календарю и к его символике и во многом другом. Впрочем, анализ отдельных произведений Достоевского также зачастую проводится в дилогии прежде всего под этим углом зрения. Так, о романе "Белые ночи" сказано: «Чудо христианской любви, которое когда-то было явлено в лирике Пушкиным (стихотворение "Я вас любил..."), стало апофеозом этого "сантиментального романа" Достоевского» (ИАД. С. 147).

Заслуживает особого и самого пристального внимания само центральное понятие книги "Проблемы исторической поэтики": "этнопоэтика". Так В.Н. Захаров предлагает называть поэтику, "которая должна изучать национальное своеобразие конкретных литератур, их место в мировом художественном процессе" (ПИП. С. 113). На первый взгляд, понятие это вначале сформулировано и пояснено в несколько эссеистском ключе: "Она должна дать ответ, что делает данную литературу национальной, в нашем случае - что делает русскую литературу русской. Чтобы понять то, что говорили своим читателям русские поэты и прозаики, нужно знать православие" (ПИП. С. 113). Однако здесь же следует уточняющий пример: "православно-христианским оказывался и художественный хронотоп даже тех произведений русской литературы, в которых он не был сознательно задан автором" (ПИП. С. 113).

В связи с таким представлением автора об общем характере этнопоэтики Достоевского и некоторых других русских писателей в дилогии приведено немало интересных наблюдений. Например, о том, что «в романе "Воскресение" постыдный грех с Катюшей Масловой Нехлюдов совершил именно на Пасху - праздник не остановил его и не просветлил его душу» (ПИП. С. 121), что в "Записках из Мертвого дома" Достоевский изменил время своего прибытия в Омский острог, чтобы «впечатления первого месяца пребывания на каторге завершились Рождественскими празд-

никами, описание которых становится кульминацией первой части "записок"» (ПИП. С. 130), что в самой фамилии доктора Живаго отразился праздник Преображения господня - по его стихам из пастернаковского романа, "Шестое августа по-старому, Преображение Господне" - день, в который "Сын Человеческий" открыл ученикам, что Он - "Сын Бога Живаго" (ПИП. С. 114).

При этом особенно ценным представляется то, что, говоря о "православных аспектах этнопоэти-ки русской литературы" и полемизируя при этом с А.М. Любомудровым и В.М. Лурье, В.Н. Захаров подчеркивает, что имеет в виду православие "в недогматическом смысле": "...Православие не только катехизис, но и образ жизни, мировосприятие и миропонимание народа" (ПИП. С. 145146). В этом исследователь опирается на самого Достоевского, писавшего: "Говорят, что русский народ плохо знает Евангелие, не знает основных правил веры. Конечно так, но Христа он знает и носит его в своем сердце искони". И вот именно это и дает основания В.Н. Захарову и реализм Достоевского называть не его собственной, в концептуальном смысле несколько расплывчатой формулой: "реализм в высшем смысле" - а более определенно: "христианский реализм".

Правда, когда, развивая этот подход, исследователь пишет о герое романа "Идиот": «В романе Достоевский дал образ не просто "положительно прекрасного человека", но христианина, т.е. человека, живущего по Христовой любви, по заповедям Нагорной проповеди вплоть до экстремального "возлюби врага своего" - таков эффект финальной сцены романа, последнего братания Мышкина и Рогожина у тела убитой Настасьи Филипповны» (ПИП. С. 172) - то возникает вопрос: может быть, так, но почему же тогда все так трагично заканчивается? Причем не только по причине несовершенного земного мира, а и явно потому, что поступки самого Мышкина парадоксальным образом невольно подталкивают героев романа к этой трагической развязке. Не воплощено ли в князе Мышкине отчасти также и какое-то определенное, не совсем разделяемое Достоевским представление о Христе: Э. Ре-нана или Л.Н.Толстого с его "непротивлением злу насилием"?

Впрочем, как правило, когда с автором хочется поспорить, всегда заранее видны в его книгах возможные контраргументы с его стороны. Так, эффект финалов и пушкинских "Повестей Белкина", и многих произведений Достоевского В.Н. Захаров определяет как "умиление". Иногда внутреннее чувство как будто бы восстает против

этого (по крайней мере, применительно к Пушкину), и хочется заменить это слово привычным для нас понятием "катарсиса". Однако именно слово "умиление" неоднократно употреблено в этих его произведениях самим Достоевским (см.: ПИП. С. 179-194).

Другая важная особенность дилогии заключается в том, что она написана текстологом. Отсюда обилие в ней текстологических сюжетов: о роли у Достоевского курсива, о большой и маленькой буквах в написании слова "Бог" (которое в советское время нередко писали с маленькой буквы, в то время как слово "Сатана" с большой - ПИП. С. 226-227), о второй редакции "Двойника", о первоначальных замыслах и окончательном тексте романа "Идиот", о возможности включения в текст "Бесов" главы "У Тихона" (исследователь приходит к важному выводу: «включать главу "У Тихона" можно только в журнальную редакцию 1871- 1872 гг.» (ИАД. С. 349) - и другие.

Эта особенность обеих книг предопределяет характер решения В.Н. Захаровым многих других вопросов. За ответами на них исследователь в первую очередь обращается к самому Достоевскому. И тут выясняются важные вещи: что, например, "почвенничество - поздний термин", который "Достоевский и его единомышленники не употребляли" (ПИП. С. 230), что выражение "фантастический реализм", которым пользуются, ссылаясь на Достоевского, многие исследователи, в действительности у того не встречается; мы находим у него только: "реализм, доходящий до фантастического" (да и то в применении к "родам", то есть скорее в бытовом значении) - или: "...то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного" (ИАД. С. 14-15).

Кстати, неизменная приверженность автора не только к смыслу, но и к букве Достоевского позволяет ему убедительно снять с писателя нередко набрасываемые на него жупелы - как, например, обвинение, высказанное, в частности, режиссером А. Михалковым-Кончаловским в том, что он якобы сказал: "в русском человеке приверженность к великой идее удивительно сочетается с величайшей подлостью и чего в нем больше, великой ли идеи или подлости, покажет будущее". Между тем, как у Достоевского сходную, но далеко не тождественную мысль (причем распространяемую не только на русских) высказывает его герой - Аркадий Долгорукий из романа "Подросток": «... я и тысячу раз дивился на эту способность человека (и, кажется, русского человека

В.Н. ЗАХАРОВ. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ

по преимуществу) лелеять в душе своей высочайший идеал рядом с величайшею подлостью, и все совершенно искренно" (ИАД. С. 10-11).

Этим же своеобразным "достоевскоцентриз-мом", который составляет, безусловно, сильную сторону автора, отмечены и начальные, литературно-теоретические разделы "Проблем исторической поэтики". Так, в разделе "Достоевский и Бахтин в современной научной парадигме" убедительно проводится на первый взгляд очевидная, а в действительности довольно парадоксальная мысль: "Достоевский существенно влиял на Бахтина. Многие идеи, которые принимают за идеи Бахтина, на самом деле высказаны Достоевским" (ПИП. С. 88).

Программный характер в этом отношении имеет для автора раздел "Проблем исторической поэтики", озаглавленный "Текстология как технология". Как известно, В.Н. Захаров - издатель так называемых "Канонических текстов" Достоевского - "издания в авторской орфографии и пун

  • А.Н. ОСТРОВСКИЙ И Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (К ВОПРОСУ О СТАТЬЕ М. ДОСТОЕВСКОГО “ГРОЗА. ДРАМА В ПЯТИ ДЕЙСТВИЯХ А.Н. ОСТРОВСКОГО”)

    КИБАЛЬНИК С.А. - 2013 г.

  • Планирование самостоятельной работы студентов

    Модули и темы

    Виды СРС

    Неделя семестра

    Объем часов

    Кол-во баллов

    обязательные

    дополнительные

    Модуль 1 Поэтика эпохи синкретизма

    Предмет, задачи и метод исторической поэтики

    Чтение дополнит. худож. текстов; подготовка тезисного плана «Деканонические формы образности в совр. поэзии»

    Сюжет и жанр

    Словарь понятий по третьей стадии поэтики; выполнение тестовых заданий по анализу лит. текстов

    Эссе «Перформативные жанры в. лит-ре постмодерна»; подготовка

    презентации «Поэтика худож. модальности»

    Всего по модулю 3:

    ИТОГО:

    4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


    Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

    Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

    История мировой культуры

    Подготовка ВКР

    5. Содержание дисциплины.

    МОДУЛЬ 1 Поэтика эпохи синкретизма

    Тема 1. Предмет, задачи и метод исторической поэтики.

    Теоретическая и историческая поэтика: объем и соотношение понятий. Историческая поэтика как теоретическая литературоведческая дисциплина. История развития; его основные этапы. Концепции исторической поэтики: , . Предмет науки и ее задачи. Проблема метода; методологические подходы и принципы.

    Тема 2. Синкретизм как художественный принцип.

    Три эпохи исторической поэтики и их хронологические характеристики. Термины «порождающий принцип поэтики» и «эстетический объект» как методологические понятия науки. Эпоха синкретизма; синкретизм как художественный принцип. Формы проявления синкретизма в архаическом художественном сознании; синкретизм и генезис эстетического объекта.

    Тема 3. Субъектная структура, образ, сюжет и жанр в эпоху синкретизма.

    Уровни изучения поэтики синкретизма: субъектная структура, строение словесного образа; поэтика сюжета и мотива; зарождение литературных родов. Представления об авторстве : анонимность, безличность. Образный язык: принцип параллелизма и его варианты. Становление образности; ранние формы тропа. Особенности сюжетостроения: кумулятивный и циклический сюжеты; взаимодействие двух схем. Дифференциация родов; способ исполнения как родовой критерий.

    МОДУЛЬ 2 Эйдетическая поэтика

    Тема 4. Эйдос как порождающий принцип.

    Вторая стадия исторической поэтики; хронологические границы. Переход от синкретизма к различению, от мифа к понятию. Понятие эйдоса как основополагающее: слияние в эйдосе «идеи» вещи и ее бытийной природы; единство образно-понятийных начал. Новый порождающий художественный принцип, основанный на традиционализме. Ориентация на канон; принципы риторичности и рефлексивности.

    Тема 5. Субъектная структура и словесный образ в эйдетической поэтике.

    Рождение личного авторства и изменение статуса героя. Двуединство автора и героя. Повествовательные ситуации: аукториальная; повествование от первого лица. «Всезнающий автор» и «готовый» герой. Статус эйдетического слова: «готовое» и «чужое». Аллегория и символ как константы языка мифориторической культуры. Система тропов; варианты тропов в национальных культурах.

    Тема 6. Сюжет и жанр в эйдетической поэтике.

    Понятие «готовый сюжет»; новые качества сюжета: иносказательность (аллегоризм); начало формирования сюжета становления. Сюжеты-дубли; характер обрамляющей ситуации. Жанровый канон и жанровое мышление. Строгие и свободные жанровые формы. Поэтические жанры; их традиционализм. Роман как маргинальный жанр. Эйдетичность драматургического мышления.

    Модуль 3 Поэтика художественной модальности

    Тема 7. Принципы поэтики художественной модальности.

    Хронологические рамки; классический и неклассический этапы развития. Автономная личность и неклассическое «я». «Внешняя» и «внутренняя» точка зрения в повествовании; автор как «самовластный творец своего произведения». Романтическая поэтика «возможности» и образ неготового мира. Искусство как игра; автономия искусства. Модальность художественного мышления.


    Тема 8. Субъектная сфера.

    Субъекты авторского плана: самооценка «я» и «я-другой». Рассказчик, автор, повествователь в субъектной структуре художественной модальности. Образ-личность и авторская позиция. Автор и герой в раннем реализме и в аналитическом реализме. Доминанта самосознания героя. Неклассические субъектные структуры: двуединство «я-другой»; пересекающиеся контексты речи. Субъектные метаморфозы в лирике и прозе.

    Тема 9. Словесный образ.

    Прозаическое и поэтическое разноречие; появление «двуголосого слова» (). Понятие «поэтической модальности» как принципиально вероятностной и эстетически реализованной меры. Трансформация тропов. Возрождение архаических типов словесного образа; субстанциальный синкретизм и кумуляция в поэтике неклассического этапа эпохи художественной модальности. Художественная модальность как принцип соотношения образных языков. Автономия словесного образа; проблема его связи с повествовательным началом.

    Тема 10. Сюжет и жанр.

    Сюжет-ситуация и сюжет становления. «Открытый финал» в поэтике сюжета; его «вероятностная множественность». Принцип сюжетной неопределенности и типы его построения: модальность смысла, модальность события, возможный сюжет, сюжетная полифония. Неокумулятивный сюжет и его эстетические функции. Деканонизация жанров; нарушение канона и жанровая модальность. «Внутренняя мера» жанра.

    Модуль 1.

    Занятие 1. Предмет, задачи и метод исторической поэтики.

    Предмет исторической поэтики и ее задачи. История создания и развития дисциплины; основные этапы. «Шаг от прошлого» или «Шаг от современности»? Ведущие концепции метода исторической поэтики.

    Занятие 2. Синкретизм как художественный принцип.

    Эпоха синкретизма как предмет исторической поэтики: пути изучения. Принцип синкретизма в концепции. Код синкретической художественности («нерасчленимость целого»).

    Занятие 3. Субъектная структура, образ, сюжет и жанр в эпоху синкретизма.

    Субъектная структура в эпоху синкретизма: анонимность и отсутствие понятия авторства. Образный язык параллелизма и эволюция образного сознания. Сюжет кумулятивный и циклический. Принцип рядоположности. Роды и жанры: синкретичность пения, речи и наррации.

    Модуль 2.

    Занятие 4. Эйдос как порождающий принцип.

    Понятие эйдоса в античной философии (Платон). Традиционализм эйдетической поэтики: канон в мифориторической культуре и его формы. Рефлексивность эйдетического мышления, ее «обратная перспектива».

    Занятие 5. Субъектная структура и словесный образ в эйдетической поэтике.

    2. Готовый герой: мифориторическое представление о литературном персонаже.

    3. Готовое слово: система тропов в эйдетической поэтике.

    Занятие 6. Сюжет и жанр в эйдетической поэтике.

    «Готовый сюжет» и его формы. Поэтические жанры в эйдетическую эпоху. Драматические жанры.

    Модуль 3.

    Занятие 7. Принципы поэтики художественной модальности.

    Занятие 8. Субъектная сфера.

    Формы авторства и субъектной организации в поэтике художественной модальности. Автор и герой в классическом реализме: самосознание героя как повествовательная доминанта. Субъектные структуры в лирике неклассического периода.

    Занятие 9. Словесный образ.

    Занятие 10. Сюжет и жанр в поэтике художественной модальности.

    1. Сюжет-ситуация и сюжет становления. «Открытый финал» и его эстетические смыслы.

    2.Принцип сюжетной неопределенности и типы сюжетостроения.

    7. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

    Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:

    1.Бройтман поэтика: Учебное пособие. М., 2001.

    2.Бройтман поэтика: Хрестоматия – практикум. М., 2004.

    3., Тюпа литературы: Учебное пособие: В 2 т. М., 2004.

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:

    Темы для самостоятельного изучения проблем курса:

    Понятия микро - и макроэпохи в науке о литературе. Концепции исторической поэтики в истории науки в России. Историческая поэтика в западной традиции (В. Шерер, Ф. Зенгле и др.) Актуальные проблемы исторической поэтики.

    Литература для обязательного конспектирования: первоисточники

    1. Веселовский исторической поэтики // Веселовский поэтика. М., 1989.

    Бахтин времени и хронотопа в романе (Очерки по исторической поэтике). (любое изд.) Бройтман поэтика (Введение) // Теория литературы в 2 т. Под ред. . М.: РГГУ, 2004. Т.2. С. 4-14. Михайлов перевод // Михайлов перевод. М., 2000. С. 14-16.

    Самостоятельная работа к занятиям:

    1. Составить словарь научных понятий, разработанных в исторической поэтике.

    2. Составить таблицу системных признаков первой эпохи поэтики.

    3. Составить таблицу системных признаков второй эпохи поэтики.

    4. Составить таблицу системных признаков поэтики художественной модальности.

    5. Подготовить доклад по одной из методологических проблем исторической поэтики.

    6. Подготовить доклад по одной из концепций исторической поэтики:

    ТЕМЫ докладов:

    Историческая поэтика в концепции.

    Историческая поэтика в концепции.

    Историческая поэтика в концепции.

    Историческая поэтика в концепции Стеблин-Каменского.

    Историческая поэтика в концепции.

    Историческая поэтика в концепции.

    7. Написать творческую работу (эссе)

    1. Предмет исследования, метод, задачи.

    2. Теория синкретизма древнейшей поэзии.

    3. Проблема происхождения литературных родов; полемика Веселовского с Гегелем.

    4. Типология и эволюция эпитета.

    5. Понятие мотива и сюжета.

    6. Значение «Исторической поэтики» для отечественного и мирового литературоведения.

    Литература

    1. Веселовский Историческая поэтика. М., 1986.

    2. Академические школы в русском литературоведении. М., 1975.

    3. Горский И.К. А.Н. Веселовский и современность. М., 1975.

    Занятие № 10

    Текст. Подтекст. Контекст (возможности контекстуального анализа)

    1. Понятие текста и его компонентов.

    2. Текст и произведение, текст и смысл. Подтекст как «глубина текста» (Т.Сильман).

    3. Текст и контекст; виды контекстов. Суть контекстуального изучения литературного произведения.

    4. Теория интертекстуальности. Виды интертекстуальных знаков и отношений.

    Текст для анализа: .Пелевин В. Девятый сон Веры Павловны // Пелевин В. Желтая стрела. М., 1998.

    Задание по тексту

    2. Определите характер и цель данного диалога.

    Литература

    Основная

    1. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С.297-325.

    2. Барт Р. От произведения к тексту. Удовольствие от текста // Барт Р. Избр. работы: семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 414-123; 463-464, 469-472, 483.

    3. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. С. 97-102.

    4. Хализев В.Е. Текст //Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М., 1999. С. 403-406, 408-409, 412 - 414.

    5. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С.291-293.

    Дополнительная

    1. Лотман Ю.М. Текст как семиотическая проблема: Текст в тексте // Лотман Ю.М. Избр. ст.: В 3 т. Т.1. Таллинн, 1992. С.148-160.

    2. Жолковский А. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. М., 1994. С.7-30.

    Занятие № 11 – 12

    Постмодернизм как художественная система

    Часть 1

    1. Истоки постмодернизма (философские и мировоззренческие).

    2. Основные принципы и черты постмодернистской поэтики:

    1) Интертекстуальность и полистилистика:

    Специфика постмодернистской реальности (мир =текст);

    Отказ от новизны.

    2) Игра и иронический дискурс;

    3) Трансформация принципа диалогизма:

    Развитие идеи М. Бахтина о полифонизме в постмодернизме;

    Расширение «творческого хронотопа» (термин М. Бахтина) и принцип симультанности;

    Часть 2

    4) Новое понимание хаоса («хаосмос» – термин Д.Джойса) и проблема постмодернистской художественной целостности.

    4. Постмодернизм – смерть искусства или новая фаза литературной эволюции?

    Текст для анализа: В. Пелевин «Девятый сон Веры Павловны»

    Задание по тексту: Найдите в предложенных текстах черты постмодернистской поэтики:

    1) покажите, как сопрягаются в тексте различные языковые стили и стратегии; приведите примеры стилистических диссонансов и оксюморонов;

    2) как проявляет себя иронический дискурс в тексте;

    3) охарактеризуйте модель мира в рассказе Пелевина.

    Литература

    Общая

    1. Липовецкий М.Н. Закон крутизны // Вопросы литературы. 1991. № 11-12. С. 3-36; (особ.:3-12).

    2. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997. С. 8-43.

    3. Степанян К. Реализм как заключительная стадия постмодернизма // Знамя. 1992. № 9 С.231-239 (особ. 231 –233).

    4. Эпштейн М. Прото- или Конец постмодернизма // Знамя. 1996. № 3. С. 196-210 (особ. 207-209).

    Дополнительная

    2. Гройс Б Вечное возвращение нового // Искусство. 1989. № 10.

    3. Ильин И. Постмодернизм: словарь терминов. М., 2001. С. 100-105; 206-219.

    Занятие № 13 – 14

    Массовая литература как эстетическое явление

    1. Ценностный подход к искусству. Литературные иерархии.

    2. Понятие литературного «верха» и «низа», принципы разграничения.

    3. Генезис массовой литературы (факторы, обусловившие ее возникновение).

    4. Специфические черты поэтики *.

    5. Взаимопроникновение различных сфер литературы. Роль массовой литературы в историко-литературном процессе

    Литература

    Основная .

    1. Хализев В.Е. Теория литературы М., 1999. С. 122-137.

    2. Мельников Н.Г. Массовая литература // Введение в литературоведение: Литературное произведение. М., 1999. С.177-193.

    3. Зверев А.М. Что такое «массовая литература»? // Лики массовой литературы США. М., 1991. С.3-37.

    4. Гудков Л.Д. Массовая литература как проблема. Для кого? // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 92-100.

    Дополнительная .

    1. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3т. Таллинн, 1992. Т.3. С.

    2. Новое литературное обозрение. 1996. № 22. (номер журнала посвящен проблемам массовой литературы).

    Часть 2

    *Для более наглядного представления об особенностях поэтики массовой литературы предлагаются следующие сообщения:

    1) Поэтика романа-боевика.

    2) Художественная формула «розового романа».

    3) Типологические признаки женского детектива.

    4) Типологические признаки литературы фэнтези (зарубежного или славянского).

    5) Поэтика комикса (детского и юношеского).

    Литература для сообщений :

    1. Бочарова О Формула женского счастья (Заметки о женском любовном романе) // Нов. лит. обоз. 1996. № 22. С.292-303..

    2. Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний //Там же. С.303-330.

    3. Долинский В. «…когда поцелуй закончился» (О любовном романе без любви) //Знамя. 1996. № 1.

    4. Дубин Б. Испытание на состоятельность: к социологической поэтике русского романа-боевика // Там же. С.252-276.

    5. Ерофеев В.В. К вопросу об истории и поэтике комикса //Там же. С.270-295.

    6. Иные времена: эволюция русской фантастики на рубеже тысячелетий. Челябинск, 2010.

    7. Чаковский С.А. Типология бестселлера //Лики массовой литературы США. М., 1991. С.143-206.

    Историческая поэтика это раздел поэтики, изучающий генезис и развитие содержательных художественных форм. Историческая поэтика связана с поэтикой теоретической отношениями дополнительности. Если теоретическая поэтика разрабатывает систему литературоведческих категорий и дает их понятийно-логический анализ, через который выявляется система самого предмета (художественной литературы), то историческая поэтика изучает происхождение и развитие этой системы. Слово «поэтика» обозначает и поэтическое искусство, и науку о литературе. Оба этих значения, не смешиваясь, присутствуют в литературоведении, подчеркивая единство в нем полюсов предмета и метода. Но в теоретической поэтике акцент ставится на втором (методологическом) значении термина, а в исторической поэтике - на первом (предметном). Поэтому она изучает не только генезис и развитие системы категорий, но прежде всего само искусство слова, сближаясь в этом с историей литературы, но не сливаясь с ней и оставаясь теоретической дисциплиной. Указанное предпочтение предмета методу проявляется и в методологии.

    Историческая поэтика как наука

    Историческая поэтика как наука сложилась во второй половине 19 века в трудах А.Н.Веселовского (предшественниками его были немецкие ученые, прежде всего В.Шерер). В основе ее методологии - отказ от всяких априорных определений, предлагаемых нормативной и философской эстетикой. По Веселовскому, метод исторической поэтики - исторический и сравнительный («развитие исторического, тот же исторический метод, - только учащенный, повторенный в параллельных рядах в видах достижения возможно полного обобщения» (Веселовский). Примером односторонних и не исторических обобщений была для Веселовского эстетика Гегеля, в т.ч. его теория литературных родов, построенная только на основании фактов древнегреческой литературы, которые были приняты за «идеальную норму литературного развития вообще». Только сравнительно-исторический анализ всей мировой литературы позволяет, по Веселовскому, избежать произвольности теоретических построений и вывести из самого материала законы зарождения и развития изучаемого явления, а также выявить большие стадии литературного процесса, «повторяющиеся, при стечении одинаковых условий, у разных народов». У основателя исторической поэтики в самой формулировке метода была задана дополнительность двух аспектов - исторического и типологического. После Веселовского будет меняться понимание соотношения этих аспектов, они начнут рассматриваться более дифференцированно, акценты будут смещаться то на генезис и типологию (О.М.Фрейденберг, В.Я.Пропп), то на эволюцию (в современных работах), но дополнительность исторического и типологического подходов останется определяющей чертой новой науки. После Веселовского новые импульсы развитию исторической поэтике дали труды Фрейденберг, М.М.Бахтина и Проппа. Особая роль принадлежит Бахтину, который теоретически и исторически эксплицировал важнейшие понятия становящейся науки - «большое время» и «большой диалог», или «диалог в большом времени», эстетический объект, архитектоническая форма, жанр и др.

    Задачи

    Одна из первых задач исторической поэтики - выделение больших стадий или исторических типов художественных целостностей с учетом «большого времени», в котором протекает медленное формирование и развитие эстетического объекта и его форм. Веселовский выделял две такие стадии, называя их эпохами «синкретизма» и «личного творчества». На несколько иных основаниях две стадии выделяет Ю.М.Лотман, именуя их «эстетикой тождества» и «эстетикой противопоставления». Однако большинством ученых после работ Э.Р.Курциуса принята трехчастная периодизация. Первая стадия развития поэтики, именуемая исследователями по-разному (эпоха синкретизма, дорефлексивного традиционализма, архаическая, мифопоэтическая), охватывает трудно исчислимые временные границы от возникновения предыскусства до классической античности: Вторая стадия (эпоха рефлексивного традиционализма, традиционалистская, риторическая, эйдетическая поэтика) начинается в 7-6 веков до н.э. в Греции и в первых веках н.э. на Востоке. Третья (нетрадиционалистская, индивидуально-творческая, поэтика художественной модальности) начинает складываться с середины 18 века в Европе и с начала 20 века на Востоке и длится по сегодняшний день. С учетом своеобразия этих больших стадий художественного развития историческая поэтика изучает генезис и эволюцию субъектной структуры (отношений автора, героя, слушателя-читателя), словесного художественного образа и стиля, рода и жанра, сюжета, эвфонии в широком смысле слова (ритмики, метрики и звуковой организации). Историческая поэтика - еще молодая, становящаяся наука , не получившая сколько-нибудь завершенного статуса. До сих пор не существует строгого и систематического изложения ее основ и сформулированности центральных категорий.

    «Несомненно, что творческие результаты труда художников, сторонников того или иного литературного направления, зависят не только от их таланта, от идей, которые они воплощают, но и от действенности арсенала художественных средств, которыми они пользуются. Творческие завоевания находятся не в стороне от путей и способов образного претворения материала действительности, а в живой связи с ними. Ценностная эффективность различных способов и средств эстетического освоения мира не одинакова. Это нетрудно видеть, сравнивая, например, французскую литературу эпохи Возрождения и такое литературное течение XVII века, как прециозная литература.

    Такого рода сопоставления можно значительно расширить. Разумеется, в исторической поэтике невозможно в той или иной мере самостоятельное рассмотрение проблемы ценностей, но изучение, характеристику внутренней ориентированности художественных средств, их ценностное назначение и ценностную эффективность, думается, совершенно необходимо включить в круг определяющих тем исторической поэтики. Развиваемая здесь точка зрения на содержание и предмет исторической поэтики, полагаю, в определённой мере проясняет вопрос и о соотношении её с исторической стилистикой.

    Развитие стилей - очень важное звено литературного процесса. Именно поэтому стилевые явления, смена стилей стали предметом специальной научной дисциплины, которая, к сожалению, ещё не заявила о себе в полной мере. Но так как поэтика и стилистика находятся в постоянном взаимодействии, стилевые процессы могут и должны найти свое определённое отражение и в исторической поэтике - под углом зрения её ведущих начал. Вопрос о содержании, предмете исторической поэтики находится в тесной связи с темой об основных направлениях исследований в этой области. Ими, на мой взгляд, являются следующие четыре важнейших раздела исследовательского труда.

    Первое направление - создание всеобщей исторической поэтики, второе - изучение поэтики национальных литератур, третье - поэтика выдающихся художников слова, исследование их вклада в развитие поэтики национальной и мировой литературы, четвёртое - эволюция отдельных видов и средств художественного воплощения, а также судеб отдельных открытий в области поэтики, например, психологического анализа, «непрямого» изображения действительности и другие. Каждый из этих основных разделов имеет свои проблемы - как общие, так и более частные. В каком соотношении находятся названные направления между собой? В какой последовательности целесообразно развивать исследования по исторической поэтике? Казалось бы, правильнее всего начать с конкретных явлений и постепенно идти к более широким обобщениям. Такого рода конкретным - сравнительно с другими - явлением можно считать, например, поэтику крупнейших писателей или даже поэтику отдельных национальных литератур. Однако здесь возникают немалые методологические и методические трудности. Даже после того, как, скажем, будут изучены особенности поэтики крупнейших мастеров, выяснится, что «сложить» из возникших в этом случае отдельных глав поэтику национальной, тем более мировой литературы невозможно. Слишком много составных начал поэтики остается за пределами намечающихся построений. Ещё более сложны соотношения между поэтиками национальных литератур и всеобщей поэтикой».

    Храпченко М.Б., Познание литературы и искусства. Теория пути современного развития, М., «Наука», 1987 г., с. 471-472.