Проект (старшая группа) на тему: Проект "Зимующие птицы". Проект «Зимующие птицы» в старшей группе

Проект «Зимующие птицы»

Тип проекта : информационно-творческий.

Вид проекта : групповой.

Возраст воспитанников : 5 - 6 лет.

Участники: педагог, дети и родители старшей группы.

Актуальность :

Недостаточный уровень знаний у детей о том, что зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Зимующим птицам очень тяжело пережить эти времена, они нуждаются в помощи. Люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм.

Цель : расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;

Пополнить развивающую среду по теме проекта;

Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;

Развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.

Реализация образовательных областей:

«Познание»

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»,

«Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура»,

«Здоровье», «Безопасность».

Организационные формы работы дошкольников над проектом:

Формы работы

1. Непосредственная образовательная деятельность. +

2. Наблюдения в природе. +

3. Чтение художественной литературы. +

4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов. +

5. Участие в игровой деятельности. +

6. Самостоятельная деятельность +

7. Проведение ситуативных бесед +

8. Продуктивная деятельность. +

9. Музыкально – ритмические движения. +

10. Заучивание стихов, песен. +

11. Организация выставки детских работ «Мир птиц глазами детей» +

12. Организация совместно с родителями выставки поделок из

Бросового материала «Птицы наши друзья».+

Методы и приёмы:

1. наблюдения;

2. беседа;

3. анкетирование;

2. сбор информации;

3. работа с литературой;

5. обработка собранной информации;

6. творческая работа.

Познавательно – исследовательская деятельность

* Игровые упражнения и дидактические игры:

«Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой»;

«Кто где живет?», «Какой птиц не стало»; Найди по контуру»;

назови»; лото «Птички», «Угадай по описанию», «4 лишний», «Какая птичка прячется за веткой?»

* Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.

* Рассматривание альбома «Зимующие птицы».

Музыкально – художественная деятельность

* Слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой, «Воробей»,муз. Ветлина.

* Пропевание песни «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.

Игровая деятельность

*Игра – драматизация «Птичий двор»

*П/и: «Птицы в гнездышках», «Птички летают», «Птички и птенчики», «Ловлю птиц»(р.н.игра), «Совушка», «Найди пару», «Птичьи стайки», «Слушай внимательно», «Синицы», «Вороны и собачка», «Вороны и воробьи», «Филин и пташки».

Трудовая деятельность

* Изготовление кормушек из бросового материала».

*Труд в природе – кормление птиц.

Продуктивная деятельность

* Раскрашивание силуэтов птиц.

* Рисование птиц, опираясь на поэтапные образцы.

* Лепка птичек.

* «Снегири на ветке рябины»» - рисование птичек.

* Аппликация «Синички – невелички».

* Рисование птиц с использованием техники «Печать от руки»

Работа с родителями

* Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.

* Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края».

* Организация совместной исследовательской работы родителей и детей «Мои наблюдения в лесу за птицами».

* Организовать консультацию для родителей о правильных способах взаимодействия детей с объектами природы.

* Оформление стенда для родителей «Птицы наши друзья».

* Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

* Выставка совместного с родителями творчества «Мы любим птиц!»

Линии развития личности:

Познавательно-речевое развитие дошкольников;

Художественно-эстетическое развитие дошкольников;

Социально-личностное развитие дошкольников.

Подготовительный этап:

Определение уровня знаний детей о зимующих птицах; анкетирование родителей; определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов; подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

1-2 неделя . Задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Познавательное развитие:

Беседа «Что ты знаешь о птицах?»;

Занятия: «У кормушки», «Кто, как проводит зиму в лесу?»;

Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Меню для птиц»;

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Развитие речи:

Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели»;

Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?»;

Чтение худ. литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова;

Отгадывание загадок про зимующих птиц;

Рисование: «Снегири на ветке рябины».

Лепка: «Снегири прилетели».

Аппликация: «Синички - невелички».

Изготовление шапочек – масок птиц (снегирь, синица, воробей).

3-4 неделя . Задача: Пополнить развивающую среду по теме проекта.

Оформление уголка книги (подбор книг о птицах);

Заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов;

Оформление альбома: «Зимующие птицы»;

Оформление картотеки загадок, стихов о птицах;

Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

Оформление плаката «Зимующие птицы»;

Оформление ширмы для родителей «Птицы наши друзья».

Оформление папки-передвижки для родителей «Зимующие птицы нашего края».

5-6 неделя. Задача: Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Беседа «Трудно птицам зимовать»;

Опытно-исследовательская деятельность:

Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом;

Ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке.

Рисование: «Моя любимая птичка».

Развитие речи:

Чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.

Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова».

Музыка и театрализованная деятельность:

Экологическая сценка «Доживем до весны»;

Работа с родителями: изготовление совместной поделки на тему «Мы любим птиц» и кормушек для птиц.

Заключительный этап.

Викторина: «Кто больше знает о птицах?»

Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Выставка детских работ «Мир птиц глазами детей»;

Выставка совместного творчества родителей и детей;

Оформление презентации проекта.

Ожидаемые результаты

Дети

* Сформированы элементарные представления о зимующих птицах.

* Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

* Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

Родители

* Повысился уровень экологической воспитанности родителей.

* Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.

* Привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.

Педагоги

* Ведут активную работу по экологическому воспитанию детей.

* Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей.

* Распространяют и обобщают опыт.

Трансляция проекта:

После завершения проекта планирую выступление:

На педагогическом совете ДОУ;

На кустовом методическом объединении.

Перспективы проекта : В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

МБОУ Далисичская СОШ

Экологический проект: «Зимующие птицы – наши пернатые друзья»

в старшей группе.

Воспитатель:

Киселёва С.В.

ТИП: познавательно – исследовательский

СРОК : краткосрочный (1неделя: 15.12.2016 -22.12.2016 г.)

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: МБОУ Далисичская СОШ, дошкольное отделение

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели, дети, родители

ПРОБЛЕМА : недостаточные представления о жизни зимующих птиц у детей

старшего возраста.

ТЕМА: «Зимующие птицы – наши пернатые друзья».

ВВЕДЕНИЕ
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе – словом, развивать познавательные способности. Поэтому, участие в нашем проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах, как им помочь пережить голодную и холодную зиму; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

ЦЕЛЬ - Расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах.
ЗАДАЧИ:
1. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании; знать и называть зимующих птиц; учить распознавать птиц по издаваемым звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение, интерес к жизни птиц; формировать умение находить необходимую информацию из доступных источников.
2. Формировать у детей навыки культуры слушателя, развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по картинке, строить развернутое суждение, умозаключение, активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы, использовать образные слова и выражения, выразительно читать стихотворения о зимующих птицах наизусть, отгадывать загадки.
4. Подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к природе, живым существам.
5. Учить детей рисовать птиц, передавая в рисунке форму тела, цвет оперения; развивать творчество, закреплять умение рисовать красками и карандашами, штриховать.
6. Развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции, упражнять в беге, в умении действовать по сигналу, в координации движений и речи.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, гуманное отношения к природе и стремление проявлять заботу о птицах, подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к живым существам, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.


1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП
Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.
Группировка материала:
1. Подборка художественной литературы:
Александр Яшин «Покормите птиц зимой», А. Н. Толстой «Сорока», Максим Горький «Воробьишко», В. Зотов «Снегирь», В. Бианки «Синичкин календарь», В.Полякова «Синички», В.Бурлак «Зимнее яблоко», потешки, загадки и стихи о зимующих птицах, приметы.

2. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Собери картинку», «Четвертый лишний».

3. Физкультминутки: «О чем поют воробышки?»

«Вот под ёлочкой вороны».

«Птички».

«Ну-ка, птички, полетели»

«Скачет шустрая синица».

4. Пальчиковые игры: «Воробьи», «Птички», «Где обедал воробей?»

Составление плана реализации проекта.

2. ОСНОВНОЙ (ДЕЯТЕЛЬНЫЙ) ЭТАП

ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Понедельник

    Физультминутка «Скачет шустрая синица»

    Познание «Зимующие птицы»

    ЧХЛ «Заучивание стихотворения

    В. Полякова Синички»

Вторник

    Рисование ладошками «Снегири»

    ЧХЛ М. Горький Воробьишко».

    Пальчиковая игра «Воробьи»

Среда

    Аппликация «Весёлые снегири у кормушки».

    ЧХЛ « Разгадывание загадок о зимующих птицах».

    Д.И «Узнай по описанию».

Четверг

    Познание «Репортаж с лесной опушки»

    ЧХЛ В.Бурлак «Зимнее яблоко», А Яшин «Покормите птиц».

    П.И «Птицы»

    Пальчиковая игра «Где обедал воробей»

Пятница

    ЧХЛ Г.Ладонщиков «Наши друзья»

    Рис. « Зимующие птицы»

    Физкультминутки «О чем поют воробышки», «Ну-ка, птички,полетели».

    Д.И. «Лото «Птицы»».



Прогулка на участке детского сада – наблюдение за зимующими птицами; народные приметы про птиц, пословицы про птиц
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Покормите птиц зимой»
Домашнее задание Накопить знания (СМИ, Интернет, энциклопедическая литература и др.)
Наблюдение на прогулках с детьми (внешний вид, среда обитания, повадки и т. д.)
Выучить стихотворение о зимующей птице
Подобрать загадки о зимующей птице
Нарисовать вместе с ребенком зимующую птицу
Обогащать словарный запас ребенка
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Установка кормушки для птиц на участке детского сада в лесополосе
- Выставка работ детей и родителей на тему «Кормушка для птиц »
- Выставка аппликаций, рисунков детей на тему «Наши пернатые друзья (снегирь) ».

ВЫВОДЫ
Расширился кругозор детей о зимующих птицах.
Развивающая среда группы пополнилась: литературой, иллюстрациями, стихотворениями, загадками, рассказами о зимующих птицах, музыкальным альбомом «Голоса птиц», физкульминутками.
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Фотоотчет о проделанной работе.

НОД на тему: «Зимующие птицы».

Изготовление с родителями кормушек для птиц.

Развешивание кормушек на участке детского сада.

Рисование ладошами «Снегирь».

Аппликация «Веселые снегири у кормушки».

Чтение художественной литературы.

Играем в дидактические игры.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 «Жар-птица»

Проект «Птицы» Подготовила: воспитатель Гусельникова Е.Н. средняя группа «Золотая рыбка»


Став взрослыми, мы часто вспоминаем детство. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда остается в памяти. Разве можно забыть то чудное ощущение, когда мы подкармливаем зимующих птиц, когда попадем в сказочный зимний лес! На эти вопросы мы решили найти ответы. Нам захотелось помочь зимующим птичкам, которые страдают зимой от голода и холода. Наблюдая на прогулке с детьми за птицами, мы единогласно решили помочь пернатым друзьям и организовать экологическую акцию «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!».


Тип проекта: информационный

Продолжительность: октябрь-ноябрь 2017 г

Участники: воспитатель, дети и родители средней группы «Золотая рыбка»


Цель:

Расширить и обогатить знания детей о птицах.

Задачи:

Расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению; - закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года; - воспитывать в детях доброту, приучить их заботиться о птицах, наблюдать за ними, -испытывать радость от сознания, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.


Актуальность

В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелетных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Данный проект позволит расширить и углубить знания детей о птицах, послужит формированию бережного отношения к птицам. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребенка.


Гипотеза

Если мы реализуем данный проект, то повысится уровень знаний детей о птицах, а также будет формироваться экологическая культура.


  • Создание необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о птицах.
  • Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • У детей и взрослых сформируется определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

  • - оформление уголка книги (подбор книг о птицах);
  • - подготовка демонстрационного материала;
  • - оформление картотеки загадок, стихов, поговорок о птицах;
  • - наблюдения за птицами на участке (ежедневно).
  • - оформление плаката «Зимующие птицы»;
  • - оформление папки-передвижки для родителей «Птицы наши друзья».
  • - подготовка медиотеки «О птицах».

Этапы реализации акции

2 этап – практический

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах.

  • Беседы: «Птицы зимой», «Удивительный мир птиц», «Охрана птиц», «Следы птиц», «Чем питаются пернатые», «Интересное из жизни птиц» с просмотром презентаций.

Развитие речи :

  • Составление описательного рассказа об одной из птиц;
  • Сравнительное наблюдение снегиря и синицы;

  • «Назови ласково», «Сколько птиц», «Угадай по описанию», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Скажи наоборот», «Дорисуй птицу», «Рассмотри и назови», «Чьи перья?», «Составь рассказ».

  • В. Звягиной «Воробей»,
  • Т. Евдошенко «Берегите птиц»,
  • Ю.Никонов «Зимние гости» ,
  • Л.Воронкова «Птичьи кормушки»,
  • В.Сухомлинский «Как синичка меня будит»,
  • стих О.Григорьевой «Синица»,
  • А.Яшин «Покормите птиц».

  • прослушивание аудиозаписи с голосами птиц.
  • просмотр мультфильмов.

Опытно-исследовательская деятельность: -

  • наблюдение за поведением птиц во время кормления.
  • Выявление птиц, которые залетают на территорию ДОУ.

  • «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Воробушки и автомобиль».

Рисование: «Снегири на ветке».




Работа с родителями

  • Рекомендации по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.
  • Рекомендации по изготовлению кормушек.
  • Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края».
  • Консультация о правильных способах взаимодействия детей с объектами природы.
  • Памятка «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
  • Буклеты «Об этом нужно помнить!»

  • Изготовление лэпбука «Птицы»;
  • Презентация проекта.

Заключение

Данный проект помог сформировать у детей правильное представление о птицах. В ходе работы над проектом воспитанники научились различать зимующих и перелетных птиц, узнали чем питаются эти птицы. Прослушали голоса птиц, просмотрели мультфильмы о птицах.

Также была проведена работа с родителями: консультации, буклеты и памятки.

Таким образом, данный проект является важным звеном в экологическом воспитании дошкольников.

Наталья Пижамова
Проект «Зимующие птицы». Исследовательская деятельность в подготовительной группе

Участники проекта : дети подготовительной группы компенсирующей направленности, воспитатели группы , учитель-логопед, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

Возраст детей : 6 лет.

Актуальность темы

Птицы зимой нуждаются в заботе. Очень много птиц погибает не от холода, а от голода. Необходимо воспитывать у детей заботливое отношение к птицам .

Цель проекта : Приобщить дошкольников к наблюдению за зимующими птицами нашей области , формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности , воспитывать любовь к птицам и желание помогать им в зимних условиях.

Задачи :

Закреплять представления детей о зимующих птицах нашей области , их образе жизни посредством ситуативного разговора «Что мы знаем о птицах ;

Повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период , способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны посредством ситуативного разговора «Как живут наши пернатые друзья зимой?» , «Жалобная книга природы» ;

Совершенствовать умение составлять рассказы-описания посредством д/и «Угадай по описанию» ;

Развивать связную речь посредством упражнения «Расскажи, как вы делали кормушку» ;

Закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие-перелетные » посредством д/и «Зимующие и перелетные » ;

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность посредством наблюдений за птицами в природе ;

Развивать творческие способности детей в передаче образа, используя жесты, мимику, выразительную речь посредством театрализованной постановки «Как сорока клеста судила» ;

Развивать умение строить композицию рисунка посредством продуктивной деятельности «Снегири на ветках» ;

Развивать четкую, правильную и выразительную речь посредством разучивания чистоговорок, стихотворений, загадок о птицах ;

Продолжать развивать интерес к литературному чтению посредством восприятия художественных произведений о птицах ;

Расширять и актуализировать активный словарь детей : перо, хвост, оперение, воробей, синица, клест, ворона, дятел, свиристель, сорока, снегирь, лущить, зимующие , выводить;

Развивать двигательную активность, внимание, умение координировать речь с движением посредством игровой деятельности «Ворона и воробьи» , «Снегири» ;;

Формировать музыкальные способности детей посредством слушания звуков природы, голосов птиц ;

Создать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.

План реализации проекта :

1. Вводная часть

1) Формулирование проблемы.

2) Постановка задач.

2. Практическая часть

1) Изготовление кормушек совместно с родителями, кормление птиц на улице .

2) Разучивание сценки «Как сорока клеста судила»

3) Разучивание загадок, стихов

4) Игровая деятельность «Ворона и воробьи» , «Зимующие и перелетные »

5) Восприятие художественной литературы чтение рассказов : Н. Сладков «Клест и дятел» , Н. Петрова «Птичья елка» , чтение и обсуждение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой » , А. Александрова «Столовая для птиц »

6) Театрализованная деятельность «Как сорока клеста судила»

7) Игровая деятельность «Доскажи словечко» , «Кормушка» , «Зимующие и перелетные » , «Прилетели птицы » , «Сосчитай птиц » , «Есть-нет»

8) Познавательно-исследовательская деятельность «Сравнение питания синицы и воробья» , «Подбери крылышко по цвету» , «Чей голос?»

9) Продуктивная деятельность (Аппликация) «Снегири на ветках» , раскрашивание силуэтов птиц

3. Заключительная часть

Защита проекта в форме культурно-досуговой деятельности «Зимующие птицы » .

Продукт проекта :

Кормушки для птиц

Культурно-досуговая деятельность «Зимующие птицы »

Книжки-малышки с загадками

Ожидаемый результат :

1. Сформируются знания детей о зимующих птицах , их образе жизни, повадках, сходстве и различиях.

2. Повысится познавательный интерес к окружающему миру природы.

3. Воспитается желание бережного отношения к природе, заботе о зимующих птицах .

Защита проекта в форме культурно - досуговой деятельности «Зимующие птицы »

Интеграция ОО.: «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие»

: Задачи :

Закреплять знания детей о зимующих птицах , их образе жизни, сходстве и различиях.

Развивать мышление, внимание посредством загадок о птицах , д/игры «Прилетели птицы » .

Развивать правильную, выразительную речь детей посредством заучивания стихотворений, загадок о птицах .

Развивать связную речь детей при составлении рассказов «Как мы делали кормушку»

Обогащать и активизировать активный словарь детей по теме «Зимующие птицы

Развивать творческие способности детей в передаче образа, используя жесты, мимику, выразительную речь посредством театрализованной постановки «Как сорока клеста судила»

Развивать слуховое внимание и восприятие посредством слушания голосов птиц .

Создать благоприятной микроклимат во время проведения мероприятия.

Оборудование : записи голосов птиц , предметные картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц , шапочки с изображениями птиц (сорока, клест, снегирь, синица, филин, дятел, свиристель, ворона, ноутбук, контурные изображения птиц (снегирь, синица, клест, воробей, тарелочки с угощениями для птиц (рябина, сало, шишки, семечки, конфеты, 2 мольберта, кормушки, изготовленные детьми, музыка для подвижной игры, толстая веревка.

Логика культурно- досуговой детельности.

1. Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы участвовать в празднике зимующих птиц .

Многие птицы на юг улетают ,

Многие зиму у нас коротают .

Галка, ворона, снегирь, воробей.

Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!

Воспитатель : Молодцы! А теперь я предлагаю вам сыграть в игру. Я буду называть птиц , но как только вы услышите другое слово – хлопайте в ладоши. Будьте внимательны!

3. Игра «Прилетели птицы » :

1) Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, мухи и стрижи.

2) Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

3) Прилетели птицы : голуби, синицы, чибисы, чижи, галки, стрижи, комары, кукушки.

4) Прилетели птицы : голуби, куницы, поползни, дятлы.

5) Прилетели птицы : голуби, синицы, галки, стрижи, сороки, воробьи, чижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы…Все вы молодцы, вы были внимательными.

4. Игра «Зимующие и перелетные птицы »

Воспитатель : Какие бывают птицы ? (перелётные и зимующие ) Я предлагаю поиграть в игру. Нужно будет разместить птиц на 2 фланелеграфа – зимующих птиц под снежинкой , а перелётных птиц - под солнышком . Кому я дам солнышко, тот ищет перелётных птиц , а кому снежинку – зимующих . А остальные ребята – будут моими помощниками, будем проверять.

(детям раздаются солнышки и снежинки, они выбирают нужную птицу и помещают на фланелеграф картинки птиц )

Воспитатель : Давайте проверим, нет ли у нас ошибок. Зимующие птицы – голубь , синица, снегирь, сорока. Перелётные птицы – грач , ласточка, кукушка, журавль. (если заметили ошибку – исправить, объяснить)

Почему мы этих птиц называем перелётными (ответы детей)

Почему мы этих птиц называем зимующими (ответы детей)

5. Игра «Отгадайте загадки» . Отгадывание загадок.

Воспитатель :Я вам загадаю загадки, и если вы угадаете, появятся отгадки. Дети отгадывают загадки, после появляется ноутбук с картинками зимующих птиц (которые дети отгадали) .

Педагог : Правильно, снегирь.

(Влетает «снегирь» -ребенок в маске)

Воспитатель : Кто к нам прилетел в гости? Как догадались (ответы детей)

Снегирь : Я слышал, вы много знаете о нас – зимующих птицах . Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы , зимой поближе к жилью

человека, надеемся на его помощь и доброту.

Воспитатель : Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой ? (подкармливать птиц , делать кормушки)

Воспитатель : Дорогой снегирь! Хочешь, ребята прочитают стихотворение о птичьей столовой? (А. Александрова «Столовая для птиц » . Читает ребенок)

Снегирь : Молодцы, ребята, спасибо! Но построить кормушку нелегко. Знаете ли вы, как сделать кормушку для птиц ?

6. Презентация кормушек.

Дети рассказывают, как они делали кормушку со своими родителями.

7. Игра «Покорми птицу »

Снегирь : Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц .

(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины)

Снегирь : Уберите лишнее, что птицы есть не будут . Перед вами – модели, обозначающие птиц .

Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем)

Какая птица любит сало ? (выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем)

Какая птица зимой питается ягодами рябины? (выбрать модель)

Какая птица питается семенами еловых и сосновых шишек? (выбрать модель)

Воспитатель :- А теперь послушайте загадку.

Эта птица зимующая . У нее голова, крылья черного цвета. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту птицу назвали белобокой . (Сорока)

Послушайте и посмотрите, какая история приключилась с одной вороной.

8. Театрализованное представление в исполнении детей «Как сорока клеста судила»

Список используемой литературы :

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада . Воронеж, 2007г.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду /А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991.

3. Савельева Е. А. Тематические загадки и веселые игры для пальчиков : метод. пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Е. А. Савельева.

4. Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников. – Волгоград : Учитель,2008.

Актуальность:

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.

Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.

Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители). Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности. Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности в подготовительной группе проекта «Птицы зимой» можно считать своевременным и актуальным.

Проблема: Как помочь пернатым друзьям зимой?

Гипотеза : Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

Цель : Обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Задачи : -Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.

Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.

Вид проекта : информационно - творческий

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы и их родители.

Продолжительность : краткосрочный (1месяц)

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями

Ожидаемые результаты реализации проекта :

Создание необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный

Обсуждение цели и задач с детьми.

Создание плана проекта

Создание необходимых условий для реализации проекта.

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах

Заготовка корма для птиц

Работа с родителями: изготовление кормушек, информация в уголке для родителей «Покормите птиц зимой»

Использование игровой, познавательной, продуктивной, коммуникативной деятельности.

Чтение художественной литературы по теме.

Просмотр мультфильмов, презентации «Птицы зимой».

Наблюдения за птицами на прогулке, экскурсия в парк.

III этап - заключительный

Выпуск стенгазеты «Покормите птиц зимой»

Итоговое занятие «Как мы птицам помогали»

Обработка результатов по реализации проекта.

Участники проекта: Воспитатели, дети и родители подготовительной группы.

1Беседа «Птицы зимой»

2Дидактическая игра «Накорми птиц»

3Изготовление кормушек

4Наблюдение за птицами у кормушки

5Просмотр мультфильма А.Плещев «Дети и птичка»

6Свободное творчество «Книжки - раскраски»

7Художественное творчество. Лепка

«Птицы нашего участка»

8Игра «Разрезные картинки»

9Просмотр презентации «Птицы зимой»

10Игра инсценировка «Узнай птицу»

11Художественное творчество.

Аппликация «Птички - синички»

12Дидактическая игра «Верю – не верю»

13Приготовление угощения для птиц

14Пластилинография «Зимующие птицы»

15Подвижная игра «Птицелов»

16Разучивание стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой»

17Создание копилки загадок о птицах

18Дидактическая игра «Закончи предложение»

19Выставка рисунков «Наши пернатые гости»

20Чтение детям произведений о птицах

21Изготовление подарков для малышей «Птичка невеличка»

22Выпуск стенгазеты «Покормите птиц зимой».

23Итоговое занятие «Как мы птицам помогали»

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

Наметили план движения к поставленной цели, который обсудили и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей. Так, во время прогулки мы обратили внимание детей на то, что на участке детского сада, во дворах около жилых домов стало больше птиц. Почему? Дети могут объяснить причину, воспитатель помогает: «С наступлением холодов корма для птиц становиться всё меньше; спрятались насекомые, срывается ветер, а снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в нашей помощи и заботе». На участке дети находят письмо от птиц с призывом о помощи. Ребята увлекаются желанием помочь птицам перезимовать. Формулируется проблема «Как помочь птицам выжить зимой?» После чего дети вовлекаются в решение проблемы.

Основной этап (практический)

Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся, чем им могут помочь люди. Для этого мы провели с детьми беседу о жизни птиц зимой.

Предложили ребятам сделать необычный календарь, где каждый день мы будем отмечать птиц прилетающих на наш участок и назвать его «Гости нашего участка» Ежедневно в одной колонке мы будем помещать птиц прилетавших к кормушке, а в другой колонке птиц прилетающих на участок. Эта идея очень понравилась ребятам.

Следующий шаг, привлечение родителей к проблеме. Вначале мы поместили в родительский уголок информацию «Покормите птиц зимой». Затем предложили родителям поучаствовать в акции добрых дел «Смастери кормушку». Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим вместе с детьми.

Через дидактические игры, дети узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, при этом развивается речь, мышление. Для этого использую такие игры как:

Дидактическая игра «Накорми птиц».

Задачи: дать знание о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.

Ход игры:

Дети получают большие карточки с изображением птиц. Воспитатель по очереди показывает маленькие карточки с изображением корма для птиц и ставит вопрос: какая птица любит полакомиться хлебными крошками, семенами арбуза, ягодами рябины и т. д.

Дидактическая игра «Разрезная картинка».

Собрать из частей птиц (синица, воробей, дятел)

Дидактическая игра «Верю – не верю»

Задачи: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю при этом отвечает тот ребенок кому воспитатель бросает мяч.

· Клесты выводят птенцов зимой.

· У синицы желтая грудка.

· У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?

· У сороки длинный черный хвост.

· У свиристеля на голове хохолок.

· Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?

· Ворона питается остатками пищи.

· Клесты любят семена шишек.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: закрепить знание детьми пословиц о птицах, развивать память, речь.

Ход игры: воспитатель читает пословицу, а дети должны закончить ее.

Птицы нахохлились – (к непогоде.)

Снегирь под окном зачирикал на снегу –(к оттепели и слякоти).

Дидактическая игра “Прилетели птицы”

Цель: развитие фонематического слуха.

– Я сейчас буду называть птиц, но если я, вдруг, ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, куницы.

Прилетели птицы: аисты, вороны, галки и палки.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Лебеди, скворцы.

Все вы – молодцы!

Игра - инсценировка “Узнай птицу!”

Цель: развивать диалогическую речь, прививать детям интерес к жизни пернатых.

Ведущий: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это… птицы зимнего леса. Ребята попробуйте угадать какие птицы живут в лесу.

Выходят дети, каждый из которых изображает свою птицу. Птицы представляются.

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ну и конечно игровая деятельность неразрывно связана с подвижными играми. Игры «Птицелов», «Филин и пташки» учат детей подражать птичьим голосам.

Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц. Они заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в «Птичьей столовой», чистят и подправляют кормушки, пополняют кормушки собранным кормом. А птицы и рады, со всех сторон слетаются синицы и воробьи, им такой прием очень нравится. Наблюдая за птицами, мы заметили, что, пополняя кормушки в одном и том же месте и в одно и тоже время, птицы привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью часов.

Вместе с ребятами мы приготовили изысканное угощение для птиц: в маргарин добавили нежареные семечки, пшено, тертую морковь, кукурузную крупу, хлебные крошки и т. д. Тщательно перемешать, разложили по формочкам, не забывая вложить внутрь крепкую веревочку, и поставили в морозилку. Когда пирожки застыли, повесили их на ветки деревьев и положили в кормушки.

Для ознакомления с внешним видом и строением пернатых воспитателями были использованы альбомы с репродукцией о зимующих птицах и птицах прилетающих к нам в гости на зимние холодные месяца. Дети с большим интересом раскрашивали птиц в раскрасках.

Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, формировать лексико-грамматический строй речи, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время помогает природоведческая литература.

Мы с ребятами прочитали такие произведения как: С.Грибицкий, В.Чаплин «Чем дятел зимой кормится», «Зимние гости»; Н.Сладков «Кусок хлеба», В. Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь», А. Горький «Воробьишка», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г. Скребицкий «Берегите птиц», Т. Шорыгина «Птицы. Какие они? », Энциклопедия «Зимующие птицы». Разучили стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой»

Поскольку одним из направлений экологического воспитания является осознание детьми необходимости бережного отношения к природе, то ознакомление с условиями обитания и поддержания жизнедеятельности птиц в зимний период во время экскурсионной прогулки способствует развитию детской компетентности. Дети были в большом восторге от такой прогулки.

Просмотр мультипликационных фильмов «Серая шейка» и «Дети и птичка» не оставил равнодушных никого среди воспитанников. Эти фильмы вызвали не только у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой, но и желание им помогать.

Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о птицах, закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью птицы к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки ребята научились вместе с презентацией «Птицы зимой»

При реализации данного проекта во время занятий использовала принципы интеграции образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие) . На занятиях детей не только знакомили с жизнью птиц зимой, но и учили передавать образ птицы в лепке, рисовании, аппликации.

Во вторую половину дня,мы предложили сделать для малышей небольшие подарки «Птички - невелички». Мы дружно взялись за дело. И вот что у нас получилось……

А на завтра все ребята отправились к малышам с подарками.

III этап - заключительный

В заключительном этапе мы с ребятами выпустили стенгазету «Покормите птиц зимой»

Итоговое занятие «Как мы птицам помогали » показало, что у детей сформированы природоведческие знания, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Взаимодействие с родителями

Оформление ширмы «Зимующие птицы».

Консультации – «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Конкурс поделок - «Мастерим кормушки для птиц»

Итоги:

В ходе совместной работы дети получили навыки практической деятельности по изучению и охране зимующих птиц, более широкие и разнообразные, чем это возможно в рамках обычных предметных занятий. В ходе экологической акции совместно с детьми родители изготовили 11 кормушек из различных материалов, затем развесили их на участке детского сада

Дети и родители познакомлены с правилами подкормки птиц, необходимостью подкормки птиц в зимнее время.

Наблюдения за прилетающими к кормушкам птицами доставляют детям и взрослым большое удовольствие и радость.

Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах.

Дети приобретают навыки исследовательской работы, осознают неповторимость и своеобразие каждого живого существа. Мы вместе с воспитанниками получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц, вызвали интерес к птицам.