Программа элективного курса по литературе "Современная литературная ситуация. Русская литература последнего десятилетия". Русская литература начала XXI века (первого десятилетия) Русская литература последних лет обзор кратко

Теория:

В 1950-е в СССР был издан ряд постановлений, направленных на повышение качества драматургии. Пристальный интерес правящих кругов к современной драматургии обусловливался не только общими идеологическими соображениями, но и еще одной дополнительной причиной. Сезонный репертуар советского театра должен был состоять из тематических разделов (русская классика, зарубежная классика, спектакль, посвященный юбилейной или праздничной дате, и т.д.). Не менее половины премьер должны были готовиться по современной драматургии. Желательным было, чтобы основные спектакли ставились не по легким комедийным пьесам, но по произведениям серьезной тематики. В этих условиях большинство театров страны, озабоченных проблемой оригинального репертуара, искали новые пьесы.

Общий подъем театрального искусства в конце 1950-х повлек за собой и подъем драматургии. Появились произведения новых талантливых авторов, многие из которых определили основные пути развития драматургии ближайших десятилетий. Примерно в этот период сформировались индивидуальности трех драматургов, чьи пьесы много ставились на протяжении всего советского периода - В.Розова, А.Володина, А.Арбузова.

Среди всего многообразия жанров и стилей, захлестнувших театр с конца 50-х годов XX века вплоть до наших дней, в современной драматургии можно отметить явное преобладание традиционной для русского театра социально-психологической пьесы. Несмотря на откровенно будничный, даже бытовой фон самого действия, большинство подобных произведений имели очень глубокий, многослойный философский и этический подтекст.

Здесь писателями активно использовались такие приемы, как :

· создание «подводного течения»

· встроенного сюжета,

· расширения сценического пространства путем введения в действие поэтических или предметных символов.

· Например, маленький цветник с маргаритками в пьесе А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», как и старый вишневый сад из известной одноименной драмы А. Чехова, становится для героев Вампилова своеобразным тестом на способность любить, человечность, жизнелюбие.

· Очень эффектными, усиливающими психоэмоциональное воздействие на зрителя, оказались такие приемы, как внесценические «голоса», иногда составляющие, по сути, отдельный план действия, или фантастические видения героев.

Конец 1950 - начало 1970-х отмечены яркой индивидуальностью А.Вампилова. За свою недолгую жизнь он написал всего несколько пьес: «Прощание в июне» , «Старший сын» , «Утиная охота» , «Провинциальные анекдоты», «Двадцать минут с ангелом» и «Случай с метранпажем », «Прошлым летом в Чулимске» и неоконченный водевиль «Несравненный Наконечников» . Вернувшись к эстетике Чехова, Вампилов определил направление развития российской драматургии двух последующих десятилетий.

Задание: п рочитайте одну из пьес предложенных авторов (А. Володина, В. Розова, А.Вампилова) и подготовьте краткий пересказ.

Самостоятельная работа № 55-56.

Теория: учебник В.А.Чалмаева, С.А.Зинина «Литература XX ВЕКА. Часть 2», стр. 326 – 352.

Задание: опираясь на теоретический материал учебника, подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Какие события литературной жизни последних лет вы считаете наиболее значимыми? Какие книги (публикации) привлекли ваше внимание и почему? По каким критериям вы определяете степень значимости того или иного художественного произведения в современной культуре?

2. На основе материалов сайта http:// magazines.russ.ru подготовьте краткие сообщения о ведущих «толстых» литературных журналах: «Новый мир», «Знамя», «Звезда, «Октябрь», «Нева». Найдите информацию о времени создания журнала, восстановите его краткую историю, охарактеризуйте его место в литературном процессе последних десятилетий.

3. Объясните, как вы понимаете значение понятий постмодернизм, постреализм, неонатурализм, неосементализм. Охарактеризуйте основные черты каждого из названных течений.

4. Какие социокультурные факторы оказывают определяющее влияние на развитие современной культурной и общественной жизни?

5. Подготовьте сообщение о современных российских литературных премиях (Букеровская премия, Антибукеровская премия, премия Аполлона Григорьева, премия Андрея Белого, премия имени Ивана Петровича Белкина), Обратите внимание на то, какие литературные достоинства отмечены каждой премией.

Самостоятельная работа № 57

В. Шекспир «Гамлет», О. Бальзак «Гобсек», Г. Флобер «Саламбо», И.-В.Гете. «Фауст»,

Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.).

Задание: подготовить рецензию (письменно)на самостоятельно прочитанное произведение зарубежной литературы 19 века.

Примерный план рецензии:

1. Краткие библиографические сведения о книге.

2. Смысл названия произведения.

3.Личные впечатления от прочитанного.

4. Особенности сюжета и композиции.

5. Мастерство писателя в изображении характеров героев.

6. Язык и стиль поведения.

7. Основная идея произведения.

8. Актуальность проблематики.

Самостоятельная работа № 58.

Э. Хемингуэй. «Старик и море», Э.- М. Ремарк. «Три товарища», Г. Маркес. «Сто лет одиночества», П. Коэльо. «Алхимик».

Задание: подготовьте электронную презентацию по одной из предложенных тем:

1. Опираясь на материал учебника и дополнительную литературу, подготовьте обзор творчества Э.Хемингуэя. Каковы основные темы его произведений. Раскройте содержание, основную тему и идею рассказа «Старик и море». Какие произведения автора вы порекомендовали бы прочитать?

2. Познакомьтесь с творчеством Г. – Г. Маркеса. Раскройте содержание, основные темы и идею романа «Сто лет одиночества». Что заинтересовало вас в творчестве писателя? С какими произведениями порекомендовали бы познакомиться?

3. Познакомьтесь с творчеством П.Коэльо. Раскройте содержание, основную тему и идею одного из произведений этого писателя. Что заинтересовало вас в творчестве этого писателя? Какие произведения порекомендовали бы прочесть?

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Схема анализа стихотворения

· Определить тему (О чем?)

· Лирический сюжет: каким представляется лирический герой в начале, изменяется ли его состояние в конце?

· Каким настроением проникнуто? Меняется ли оно на протяжении стихотворения?

· Роль пейзажа (если есть)

· Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт? (анафора, метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы литоты);

· Жанр стиха (элегия, послание, обращение, ода, пейзажная лирика, мадригал, эпиграмма, эпитафия)

· Композиция стихотворения (можно ли разделить стих на смысловые части)

· Особенности синтаксического строя (какие предложения по цели высказывания и интонации преобладают)

· Звуковой строй языка (преобладание звуков)

· Ваше отношение к прочитанному.

Изобразительно-выразительные средства

· Анафора – повторение слова или словосочетания в начале нескольких стихотворных строк

· Гипербола – преувеличение

· Литота – преуменьшение

· Метафора – скрытое сравнение предмета или явления на основе сходства признаков.

· Олицетворение – одушевление неживых предметов.

· Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов (горячий снег, живой труп, сладкий яд )

· Сравнение – сопоставление предметов по принципу их сходства (есть слово как ).

· Эпитет – образное определение предмета или явления

Жанры лирики:

ü Ода – торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героический подвиг.

ü Пейзажная зарисовка – картина природы.

ü Элегия – стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем о жизни, судьбе, своей мечте.

ü Послание – обращение к другому лицу.

ü Сатира – произведение, высмеивающее недостатки.

ü Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное определенному лицу.

ü Мадригал небольшое стихотворение, выражающее восхищение, комплимент.

ü Эпитафия - надгробная надпись в стихотворной форме, посвященная усопшему.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Теория:

Эпизод - часть текста, которая обнаруживает смысловое и композиционное единство.

1. Определите место данного эпизода в развитии сюжета:

· В какой момент жизни героя встречаемся с ним?

· Что уже знаем о нем и об отношении к нему автора?

2. Сформулируйте общее впечатление от прочитанного, подумай, чем оно вызвано. Какими способами автор его создает?

· Что интересного в событиях, поступках героя, в отношении к нему людей?

· Обратите внимание на форму повествования: от чьего лица оно ведется? В чем преимущество этого приема?

· Представьте, чьими глазами мы видим картину?

· Подумайте, как изображено место и время (иначе говоря, в чем своеобразие хронотопа)?

· Обратите внимание на особенности словоотбора, грамматической организации текста. Как уточняют они свое понимание происходящего?

3. Сделайте вывод о главной мысли эпизода:

· Что нового о герое вы узнали? Какие вопросы возникли?

· Какой представили дальнейшую судьбу героя?

4. Сравните свое понимание эпизода с его интерпретацией в критике, в других видах искусства.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

Как составить конспект?

Конспект – это жанры работы с другим источником. Цель этого жанра – зафиксировать, переработать тот или иной научный текст.

Конспект представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект – это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.

Общую последовательность действий при составлении текстуального конспекта можно определить таким образом:

1. Уяснить цели и задачи конспектирования.

2. Ознакомится с произведением в целом: прочитать предисловие, введение, оглавление е выделить информационно значимые разделы текста.

4. Составить конспект, для этого:

Последовательно выделить в тексте тезисы и записать их с последующей аргументацией;

Написать краткое резюме – обобщить текст конспекта, выделить основное содержание проработанного материала, дать ему оценку.

Конспекты могут быть плановыми, пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.

План анализа драматического произведения:

2. Афиша (список действующих лиц): в чем главном они уже охарактеризованы? Как расстановка героев помогает догадаться о характере (социальный, любовный, философский, психологический) драматического произведения? Обращаем внимание на выбор имен, последовательность их представления, авторские ремарки.

3. Оформительские ремарки пьесы: какие «подсказки» режиссеру, актерам таят они в себе. Какие особенности временной и пространственной организации действия поясняют догадку о конфликте пьесы?

4. Первое появление главных действующих лиц. Как раскрываются они в системе монологов, диалогов, реплик в сторону? О внешнем или внутреннем (психологическом), осознанном или бессознательном конфликте героя идет речь?

5. Основные этапы развития драматического конфликта: его кульминация и развязка действия. Как связаны они с авторской идеей пьесы?

6. Отдельные сцены произведения вам известны. Попробуйте объяснить одну из них.

Перечень литературы

Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.:« Просвещение»

2. Зинин С.А. Сахаров В. И Литература XIX века. 10 классХрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.,ООО « ТИД« Русское слово - РС»

3. Белокурова С.П., Сухих И. Н. Литература. 10 класс(базовый уровень): практикум: среднее (полное) общее образование - М.: Издательский центр «Академия» - 176 с.

4. Зинин С.А. Литература XX века. 11 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.:ООО «ТИД «Русское слово», 2007.-600с.

Дополнительная литература:

1.Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002.

3.Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.

4.Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

5. Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.

6.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.

7.Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

8.Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.

9.Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2001.

Русская литература первого десятилетия XXI века пред-ставляет собой огромное дискуссионное поле. Особенно-стью современной культуры является ее многомерность, одновременность существования разных субкультур. Ря-дом сосуществуют элитарная и массовая литература, ли-тература «толстых журналов» и сетература (интернетлитература).

В современной русской литературе жанр превратился из явления канонического в маргинальное. В творчестве писателей XXI века практически невозможно найти чис-тую жанровую форму романа, повести, рассказа.

Они существуют обязательно с каким-то «довеском», часто превращающим то, что поименовано, например, романом, в нечто, трудно определяемое с точки зрения жанра. Современ-ные жанровые модификации обусловлены не столько фактора-ми литературной действительности (жанровой эволюцией, син-тезом, имманентными законами литературного развития), сколь-ко внелитературными моментами: социокультурной ситуацией, массовыми потребностями, стремлением автора к оригиналь-ности. В литературе происходит не естественный жанровый син-тез, а синестезия, то есть выход за жанровые пределы произве-дения с обретением не свойственных ему от жанровой природы возможностей смежных видов искусства или даже разных ис-кусств. Известны формы филологического романа (мемуары ли-тературоведа, пронизанные литературной критикой, — А. Генис «Довлатов и окрестности», В. Новиков «Роман с языком», А. Чудаков «Ложится мгла на старые ступени» и др.), компью-терного (виртуальная реальность и поведение человека по зако-нам компьютерных игр — В. Пелевин «Шлем ужаса», В. Бурцев «Алмазные нервы», С. Лукьяненко «Лабиринт отражений» и «Фальшивые зеркала», А. Тюрин и А. Щеголев «Сеть»), киноро-мана (перевод кино- и телесюжетов на язык художественной прозы — А. Слаповский «Участок», А. Белов «Бригада»), вин-тажного романа (римейк чистых форм, которые были популяр-ны в определенное время — Б. Акунин с проектом шпионского, фантастического, детского образцовых романов), роман-шарж, роман-эссе и др. Материал с сайта

Элитарная литература ориентируется на художественную уни-кальность, авторский эксперимент, обращается к философско-му осмыслению мира, к поискам нового героя и новых миро-воззренческих основ. Писатели моделируют новые жанровые формы, модифицируют сложившиеся жанры романа, повести. В результате трансформаций появляются синтетические жанры: Писатели, уточняя специфику созданной формы, в подзаглавии дают жанровые определения своим произведениям: А. Каба-ков «Дом моделей. Повесть скучного времени», Н. Рубанова «Люди сверху, люди снизу. Текст, распадающийся на паззлы», А. Коро-лев «Быть Босхом. Роман с биографией», И. Лиснянская «Хва-стунья. Монороман», С. Боровиков «Крюк. Ненаписанный фило-логический роман», Г. Балл «Крик» пригча-плач, В. Березин «Жидкое время. Повесть клепсидры» и др. Некоторые жанровые образования возникают при синтезе элементов не только раз-ных жанров, но и разных видов искусства. Признаки музыкаль-ных форм можно увидеть в романе-опере Л. Гиршовича «Вий, вокальный цикл Шуберта на слова Гоголя», Е. Шварц «Концерт для рецензий», в повести-романсе Ж. Снежкиной «Люблино».

Разделы: Литература

Пояснительная записка

В формировании гармонически развитой и духовно богатой личности, способной создавать новую жизнь в Российской Федерации, важную роль играет художественная литература и ее преподавание в старших классах.

Сегодня в России каждый день появляются книги сотен различных наименований. Для современного читателя это настоящий вызов. Все больше писателей стремятся обрести читательское признание и, если повезет, популярность. Как же ориентироваться в этом нарастающем потоке литературы? В рыночной экономике читательские предпочтения отчасти отражены в тиражах книг. Покупая книгу, человек словно голосует: мне нужна эта книга, я готов заплатить за нее, я хочу видеть ее в своем доме, на своем письменном столе. Она помогает мне стать собой, осознать, для чего я живу, или просто развлечься, отключиться от повседневных забот. Другая возможность выяснить литературные вкусы общества – это премии за литературные произведения, которых появилось достаточно много в 90-е годы XX века, а также мнения литературных критиков. Они читают книги раньше других, высказывая свое отношение к прочитанному в СМИ и на популярных веб-сайтах. Оценки критиков, безусловно, влияют на вкусы и предпочтения читателей, но их точка зрения не является окончательной и безоговорочной. Именно читатель в конечном счете решает, насколько «классичен», «долговечен» тот или иной писатель, та или иная книга.

Цель нашего курса заключается в том, чтобы помочь старшекласснику составить собственное представление о современном литературном процессе, его тенденциях, проблематике и эстетических позициях авторов произведений, получивших признание в литературной среде. Интерпретируя прочитанные произведения и сопоставляя свои суждения с оценками специалистов, в конечном итоге старшеклассник сможет свободно ориентироваться в современном море книжной продукции и, возможно, найдет «свою» книгу и «своего» писателя.

Безусловно, лишь немногие из предложенных нами произведений станут общенациональной классикой и обязательным чтением для каждого образованного человека, но все же именно эти произведения находятся в центре внимания, о них говорят, спорят, некоторые из них отмечены литературными премиями. В российском менталитете заложено, что «начитанность» или по крайней мере осведомленность о современном литературном процессе является важным свидетельством интеллигентности человека. А интеллигентность – это современный синоним достойного поведения и гуманистического образа мышления. Данный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Указанное количество часов является приблизительным, учитель может его изменять, исходя из конкретных условий работы или из собственных методических соображений.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

В результате прохождения элективного курса учащиеся должны:

  1. прочитать и под руководством учителя изучить произведения современных российских авторов;
  2. уметь охарактеризовать и оценить главных героев, знать проблематику произведений и их идейный смысл;
  3. уметь давать оценку произведению на основе личностного восприятия;
  4. уметь грамотно высказать и обосновать свое отношение к художественному произведению, выступить с сообщением или докладом на литературную тему, участвовать в беседе, диспуте, писать сочинения разных жанров;
  5. изучив минимум произведений, быть готовыми к самостоятельному поиску нужной книги, ориентироваться в развитии современной литературы в целом.
  6. уметь сопоставить произведение с кино- и телеэкранизациями, спектаклями.

Формы контроля за знаниями учащихся.

  1. Устные и письменные развернутые ответы на вопросы.
  2. Семинары и коллоквиумы.
  3. Составление плана, тезисов по материалу биографии писателей.
  4. Составление вопросов для характеристики героя и оценки произведения в целом.
  5. Подготовка устных сообщений о прочитанном произведении и его авторе.
  6. Написание сочинений, докладов, рефератов.
  7. Создание компьютерных презентаций.
  8. Участие в научно-практических конференциях.
  9. Зачет по курсу.

Учебно-тематический план

Тема Количество часов Форма урока. Виды деятельности учащихся
1 Введение. Основные направления и тенденции развития современной литературы 1 Лекция учителя
2 Неореализм (Новая реалистическая проза)
Владимир Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени»» 1 Лекция учителя, сообщения учащихся
Людмила Улицкая «Казус Кукоцкого», «Даниэль Штайн, переводчик» 2 Лекция, составление плана лекции, семинар
Андрей Волос «Хуррамабад», «Недвижимость» 2 Сообщения, доклады учащихся
Алексей Слаповский «Я – не я» 1 Составление вопросов по тексту
3 Военная тема в современной русской литературе
Виктор Астафьев «Веселый солдат» 1 Диспут
Аркадий Бабченко «Алхан-Юрт» 1 Доклады, презентация
Анатолий Азольский «Диверсант» 1 Лекция учителя
4 Русский постмодернизм
Венедикт Ерофеев «Москва – Петушки» 1 Комментированное чтение
Виктор Пелевин «Жизнь насекомых», «Generation «II» 2 Лекция, рефераты, доклады
Дмитрий Галковский «Бесконечный тупик» 1 Сообщения учащихся
Владимир Сорокин «Очередь» 1 Лекция, доклады учащихся
Зачет по изученным темам 1 Письменный развернутый ответ
5 Современная поэзия
Иосиф Бродский 2 Лекция, презентация, семинар, коллоквиум
Концептуализм
Тимур Кибиров, Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн, Всеволод Некрасов, Сергей Гандлевский, Денис Новиков
3 Коллоквиум, комментированное чтение, доклады, рефераты
Метареализм
Иван Жданов, Александр Еременко, Ольга Судакова, Алексей Парщиков
3 Комментированное чтение, доклады, презентации
6 Фантастика, утопии и антиутопии
Аркадий и Борис Стругацкие «Обитаемый остров» 1 Презентация, доклады
Сергей Лукьяненко «Императоры иллюзий», «Танцы на снегу», «Ночной дозор», «Дневной дозор» 3 Лекция, сообщения учащихся
7 Драматургия
Ксения Драгунская «Рыжая пьеса»
Нина Садур «Панночка»
Евгений Гришковец «Как я съел собаку»
2 Семинар, посещение спектаклей
8 Возрождение детектива
Александра Маринина
Борис Акунин
Дарья Донцова
3 Лекция, диспут, презентации, доклады
Итоговый зачет по изученным темам 1 Письменный развернутый ответ на вопрос

Введение.

Общие тенденции развития художественных и идейно-нравственных традиций современной литературы. Многоплановость, многообразие жанров и направлений.

Блок 1 . Новая реалистическая проза.

Неореализм – синтез художественного опыта писателей реалистов XIX века с постмодернистским мышлением человека конца XX века. Поиск новых эстетических принципов, отличающихся от критического реализма XIX века и соцреализма. Владимир Маканин «Андегранд, или Герой нашего времени» – судьба «шестидесятника» в эпоху конца девяностых. Итальянская премия «Пене» 1999 г. Людмила Улицкая – дважды лауреат премии «Букер» (За романы «Казус Кукоцкого» и «Даниэль Штайн, переводчик»). «Казус Кукоцкого» – совмещение традиционной канвы семейного романа с философско-мистической стороной жизни героев, превращение привычной реальности в многомерность, соответствующую мироощущению современного человека. Экранизация романа. «Даниэль Штайн, переводчик» – о странствиях духа в мире тьмы, о том, как найти свет в себе и вокруг себя. Андрей Волос «Хуррамабад» – роман о жизни нескольких поколений русских в Таджикистане, об их вынужденном превращении в беженцев. Это художественное представление о том, что оказывается своим и чужим. Роман «Недвижимость» – о работе риэлтора, пресловутом квартирном вопросе. Психологический реализм, воссоздающий колорит времени.

«Я –не я» Алексея Слаповского – авантюрно-философский современный «плутовской» роман.

Блок 2 . Военная тема в современной русской литературе.

Новый взгляд на войну, «человеческий масштаб» ее восприятия, размышления о «цене Победы», трагизм этических коллизий, в которых оказывается человек на войне – об этом роман писателя «военного поколения» Виктора Астафьева «Веселый солдат».

Аркадий Бабченко – лауреат премии «Дебют». Повесть «Алхан-Юрт» основана на личных впечатлениях и рассказывает об одном эпизоде чеченской кампании. Бессмыслица войны – центральная тема повести. Анатолий Азольский – лауреат премий журналов «Дружба народов» (1999) и «Новый мир» (2000). Роман «Диверсант» – гуманистический пафос современной военной литературы, сохранение традиций военной прозы в творчестве молодых писателей.

Блок 3 . Постмодернизм.

У истоков русского постмодернизма – поэма «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева – вольное обращение с русской классикой, смешение высокого и низкого, ирония и гротеск.

Виктор Пелевин «Жизнь насекомых» – реминисценции из популярных сюжетов, ироничное толкование мифов и стереотипов. «Generation «П» – путешествие в виртуальную реальность.Дмитрий Галковский – лауреат премии «Антибукер». Роман «Бесконечный тупик» – интертекстуальность, слияние реальности и литературы.

Творчество Владимира Сорокина и его роман «Очередь» - пародийная стилизация, натурализм, разрушение устоявшихся литературных жанров.

Блок 4 . Современная поэзия.

Творчество Иосифа Бродского (биография, темы и мотивы лирики, пейзаж, образ времени, лирический герой, язык и художественные приемы) Концептуализм и его истоки. Понятие «концепт». Концептуальные школы. Творчество некоторых поэтов – концептуалистов и их поэтический язык. Метареализм как поэтическое направление. Творчество некоторых поэтов – метареалистов.

Блок 5 . Фантастика, утопии и антиутопии.

Расцвет жанра антиутопии в XX веке. Психология человека и психология общества в антиутопии братьев Стругацких «Обитаемый остров». Сергей Лукьяненко – лучший европейский писатель – фантаст 2003 года. Ответственность героев Лукьяненко за мир, в котором они живут, соединение специфических для фантастики вопросов с правдивыми запоминающимися образами.

Блок 6 . Особенности современной драматургии.

Поиск особых художественных средств и языка. Драматургия Нины Садур – неотъемлемая часть авангардной культуры. Пьеса «Панночка» – необычная трактовка гоголевской повести «Вий». Оригинальность и метафоричность пьесы – исповеди Евгения Гришковца «Как я съел собаку», символика цвета и психологизм «Рыжей пьесы» Ксении Драгунской. Киноверсия пьесы.

Блок 7 . Возрождение детектива.

Специфика детективного жанра. Почему люди любят детективы? Возрождение детектива в конце 80-х годов XX века. Психологические детективы Александры Марининой, ретро-детективы Бориса Акунина, иронические детективы Дарьи Донцовой.

Список литературы для учителя и учащихся

  1. В мире литературы 11 классы; учеб. для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля, /под ред. А.Г.Кутузова. М.: «Дрофа», 2002.
  2. Русская литература XX века 11 класс; учебник-практикум для общеобразовательных учреждений / под ред. Ю.И.Лысого – М. «Мнемозина», 2005.
  3. Современная русская литература; учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы, /под ред. Б.А. Ланина, М.: «Вентана-Граф», 2006.
  4. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: учебник для 11 класса; в 2-х ч. – М.: «ТИД «Русское слово», 2006.

Литературные ресурсы Интернета

  1. «Букинист» – mybooka.narod.ru
  2. «Дебют» – www.mydebut.ru
  3. «Вавилон» – www.vavilon.ru
  4. «Виктор Пелевин» – pelevin.nov.ru
  5. «Графомания» – www.grafomania.msk.ru
  6. «Интерактивная фантастика» – if.gr.ru
  7. «Иосиф Бродский» – gozepf Brodsky.narod.ru
  8. «Островок» – www.ostrovok.de
  9. «Современная русская поэзия» – poet.da.ru
  10. «Фандорин» – www.fandorin.ru

Кроме того, каждый писатель имеет свой индивидуальный сайт. Поиск в Интернете безграничен, поэтому данный список является открытым, и его можно продолжить.

События, произошедшие в последние десятилетия прошлого столетия, отразились на всех сферах жизни, в том числе и на культуре. В художественной литературе тоже наблюдались значительные перемены. С принятием новой Конституции в стране произошёл перелом, который не мог не отразиться на образе мышления, на мировоззрении граждан. Появились новые ценностные ориентиры. Писатели, в свою очередь, отразили это в своём творчестве.

Тема сегодняшнего повествования — современная русская литература. Какие тенденции наблюдаются в прозе последних лет? Что за черты присущи литературе XXI столетия?

Русский язык и современная литература

Литературный язык обработан и обогащен великими мастерами слова. Его следует относить к высшим достижениям национальный речевой культуры. При этом литературный язык от народного отделить нельзя. Первым, кто это понял, был Пушкин. Великий русский писатель и поэт показал, как нужно пользоваться речевым материалом, созданным народом. Сегодня в прозе авторы нередко отражают народный язык, который, впрочем, нельзя назвать литературным.

Временные рамки

Употребляя такой термин, как "современная русская литература", мы подразумеваем прозу и поэзию, созданную в начале девяностых годов прошлого века и в XXI столетии. После развала Советского Союза в стране произошли кардинальные перемены, в результате которых другой стала и литература, и роль писателя, и тип читателя. В 1990-е годы, наконец-то, доступны стали обычным читателям произведения таких авторов, как Пильняк, Пастернак, Замятин. Романы и повести этих писателей читали, конечно, и ранее, однако лишь продвинутые книголюбы.

Освобождение от запретов

В 1970-е годы советский человек не мог спокойно зайти в книжный магазин и приобрести роман "Доктор Живаго". Эта книга, как и многие другие, была запрещена долгое время. У представителей интеллигенции в те далёкие годы было модно, пусть не вслух, но ругать власть, критиковать "правильных", одобренных ею писателей и цитировать "запрещенных". Прозу опальных авторов тайком перепечатывали, распространяли. Те, кто занимался этим непростым делом, мог в любой момент лишиться свободы. Но запрещенную литературу продолжали перепечатывать, распространять и читать.

Прошли годы. Поменялась власть. Такое понятие, как цензура, на некоторое время просто перестало существовать. Но, как ни странно, люди не выстроились в длинные очереди за Пастернаком и Замятиным. Почему так произошло? В начале 1990-х люди выстроились в очереди к продуктовым магазинам. Культура и искусство находились в упадке. Со временем ситуация несколько улучшилась, но читатель уже был не тот.

Многие сегодняшние критики о прозе XXI века отзываются весьма нелестно. О том, в чём заключается проблема современной русской литературы, сказано будет ниже. Прежде стоит рассказать об основных тенденциях развития прозы последних лет.

Обратная сторона страха

Во времена застоя люди боялись сказать лишнее слово. Эта фобия в начале девяностых годов прошлого века обернулась вседозволенностью. Современная русская литература начального периода полностью лишена поучительной функции. Если, согласно опросу, проведенному в 1985 году, самыми читаемыми авторами были Джордж Оруэлл и Нина Берберова, спустя 10 лет популярными стали книги "Мент поганый", "Профессия — киллер".

В современной русской литературе на начальном этапе ее развития преобладали такие явления, как тотальное насилие, сексуальные патологии. К счастью, в этот период, как уже было сказано, стали доступны авторы 1960-1970-х годов. Читатели получили возможность ознакомиться и с литературой зарубежья: от Владимира Набокова до Иосифа Бродского. Творчество ранее запрещенных авторов оказало положительное влияние на русскую современную художественную литературу.

Постмодернизм

Это течение в литературе можно охарактеризовать как своеобразное сочетание мировоззренческих установок и неожиданных эстетических принципов. Постмодернизм получил развитие в Европе в 1960-е годы. В нашей стране он оформился в отдельное литературное течение значительно позже. Единой картины мира в произведениях постмодернистов нет, но есть многообразие версий реальности. В список современной русской литературы этого направления входят, прежде всего, произведения Виктора Пелевина. В книгах этого писателя существует несколько версий реальности, и они отнюдь не исключают друг друга.

Реализм

Писатели-реалисты, в отличие от модернистов, полагают, что в мире смысл есть, правда, его следует найти. В. Астафьев, А. Ким, Ф. Искандер — представители этого литературного течения. Можно сказать, что в последние годы снова обрела популярность так называемая деревенская проза. Так, нередко встречается изображение провинциального быта в книгах Алексея Варламова. Православная вера является, пожалуй, основной в прозе этого писателя.

У прозаика может быть две задачи: нравоучительная и развлекающая. Существует мнение, что развлекает, отвлекает от обыденности литература третьего сорта. Настоящая же литература заставляет читателя задуматься. Тем не менее среди тем современной русской литературы не последнее место занимает криминальная. Произведения Марининой, Незнанского, Абдуллаева, может быть, и не наводят на глубокие размышления, но тяготеют к реалистичной традиции. Книги этих авторов нередко называют "криминальным чтивом". Но отрицать сложно то факт, что и Марининой, и Незнанскому удалось занять в современной прозе свою нишу.

В духе реализма созданы книги Захара Прилепина — писателя, известного общественного деятеля. Герои его преимущественно обитают в девяностых годах прошлого века. У критиков творчество Прилепина вызывает неоднозначную реакцию. Некоторые считают одно из самых известных его произведений - "Санькя" - своеобразным манифестом для молодого поколения. А рассказ Прилепина "Жилка" нобелевский лауреат Гюнтер Грасс назвал весьма поэтичным. Противники творчества русского писателя обвиняют его в неосталинизме, антисемитизме и прочих грехах.

Женская проза

Имеет ли право на существование этот термин? В трудах советских литературоведов он не встречается, все же роль этого явления в истории литературы отрицают не многие современные критики. Женская проза - это не просто литература, созданная женщинами. Она появилась в эпоху зарождения эмансипации. Такая проза отражает мир глазами женщины. Относятся к этому направлению книги М. Вишневецкой, Г. Щербаковой, М. Палей.

Являются ли произведения лауреата Букеровской премии — Людмилы Улицкой — женской прозой? Может быть, только отдельные произведения. Например, рассказы из сборника "Девочки". Героями Улицкой в равной степени выступают и мужчины, и женщины. В романе же "Казус Кукоцкого", за который писательница была удостоена престижной литературной награды, мир показан глазами мужчины, профессора медицины.

Не многие современные русские произведения литературы сегодня активно переводятся на иностранные языки. К подобным книгам относятся романы и рассказы Людмилы Улицкой, Виктора Пелевина. Почему сегодня так мало русскоязычных писателей, интересных на Западе?

Отсутствие интересных персонажей

По мнению публициста и литературного критика Дмитрия Быкова, в современной русской прозе применяется устаревшая повествовательная техника. За последние 20 лет не появилось ни одного живого, интересного персонажа, имя которого стало бы нарицательным.

Кроме того, в отличие от зарубежных авторов, пытающихся найти компромисс между серьезностью и массовостью, российские писатели словно разделились на два лагеря. К первому принадлежат создатели упомянутого выше «криминального чтива». Ко второму — представители интеллектуальной прозы. Создается немало артхаусной литературы, которую понять не в силах даже самому искушенному читателю, и не потому, что она чрезвычайно сложна, а потому, что нет в ней связи с современной реальностью.

Издательский бизнес

Сегодня в России, по мнению многих критиков, талантливые писатели есть. Но недостаточно хороших издателей. На полках книжных магазинов регулярно появляются книги "раскрученных" авторов. Из тысячи произведений некачественной литературы искать одно, но стоящее внимания, готов далеко не каждый издатель.

В большей части книг писателей, упомянутых выше, отражены события не начала XXI века, а советской эпохи. В русской прозе, согласно мнению одного из известных литературоведов, за последние двадцать лет не появилось ничего нового, так как писателям не о чем говорить. В условиях разложения семьи невозможно создать семейную сагу. В обществе, в котором приоритет отдается материальным вопросам, не вызовет интереса поучительный роман.

С подобными утверждениями можно и не согласиться, но в современной литературе действительно нет современных героев. Писатели, как правило, обращаются к прошлому. Быть может, вскоре ситуация в литературном мире изменится, появятся авторы, способные создавать книги, которые не утратят популярности через сто-двести лет.

Современный литературный процесс

Литература - это неотъемлемая часть жизни человека, его своеобразная фотография, которая как нельзя лучше описывает все внутренние состояния, а также общественные законы. Как и история, литература развивается, изменяется, становится качественно новой. Конечно, нельзя сказать, что современная литература лучше или хуже той, что была ранее. Она просто другая. Сейчас другие литературные жанры, другие проблемы, которые освещает автор, другие авторы, в конце концов. Но как не крути, не те сейчас "Пушкины" и "Тургеневы", не то сейчас время. Чуткая, всегда трепетно отзывающаяся на настроение времени, русская литература являет сегодня как бы панораму раздвоенной души, в которой прошлое и настоящее сплелись причудливым образом. Литературный процесс, начиная с 80-х гг. ХХ века, обозначил свою нетрадиционность, непохожесть на предшествующие этапы развития художественного слова. Произошла смена художественных эпох, эволюция творческого сознания художника. В центре современных книг оказываются проблемы нравственные и философские. Сами же писатели, участвуя в спорах о современном литературном процессе, пожалуй, сходятся в одном: новейшая литература интересна уже тем, что она эстетически отражает наше время. Так, А. Варламов пишет: "Нынешняя литература, в каком бы кризисе она ни находилась, сохраняет время. Вот ее предназначение, будущее - вот ее адресат, ради которого можно стерпеть равнодушие и читателя, и правителя ".П. Алешковский продолжает мысль своего коллеги: "Так или иначе, литература конструирует жизнь. Строит модель, пытается зацепить, высветить определенные типажи. Сюжет, как известно, неизменен с древности. Важны обертоны… Есть писатель - и есть Время - нечто несуществующее, неуловимое, но живое и пульсирующее, - то нечто, с чем пишущий вечно играет в кошки-мышки ".

Еще в начале 80-х годов в русской литературе оформились два лагеря литераторов: представители советской литературы и представители литературы русской эмиграции. Интересно, что со смертью выдающихся советских писателей Трифонова, Катаева, Абрамова лагерь советской литературы значительно обеднел. Новых писателей в Советском союзе не оказалось. Сосредоточение значительной части творческой интеллигенции за границей привело к тому, что сотни поэтов, писателей, деятелей различных областей культуры и искусства продолжали творить вне родины. И только с 1985 года русская литература впервые после 70-летнего перерыва получила возможность быть единым целым: с ней слились литература русского зарубежья всех трех волн русской эмиграции - после гражданской войны 1918-1920г., после Второй мировой и брежневской поры. Вернувшись обратно, произведения эмиграции быстро влились в поток русской литературы и культуры. Участниками литературного процесса стали художественные тексты, которые были запрещены в период их написания (так называемая "возвращенная литература"). Отечественная литература значительно обогатилась за счет запрещенных ранее произведений, таких как романы А. Платонова "Котлован" и "Чевенгур", антиутопия Е. Замятина "Мы", повесть Б. Пильняка "Красное дерево", "Доктор Живаго" Б. Пастернака, "Реквием" и "Поэма без героя" А. Ахматовой и многие другие. "Всех этих авторов объединяет пафос исследования причин и следствий глубоких социальных деформаций" (Н. Иванова "Вопросы литературы").

Можно выделить три основных составляющих современного литературного процесса: литература русского зарубежья; "возвращенная" литература; собственно современная литература. Дать четкое и емкое определение последней из них - пока что непростая задача. В современной литературе появились или возродились такие направления, как авангард и поставангард, модерн и постмодерн, сюрреализм, импрессионизм, неосентиментализм, метареализм, соцарт, концептуализм и т.д.

Но на фоне постмодернистских тенденций продолжает существовать и "классическая, традиционная" литература: неореалисты, постреалисты, традиционалисты не только продолжают писать, но и активно борются с "псевдолитературой" постмодерна. Можно сказать, что все литературное сообщество поделилось на тех, кто "за", и тех, кто "против" новых веяний, а сама литература превратилась в арену борьбы двух больших блоков - писателей-традиционалистов ориентирующихся на классическое понимание художественного творчества, и постмодернистов, которые придерживаются кардинально противоположных взглядов. Эта борьба оказывает влияние и на идейно-содержательный и на формальный уровни появляющихся произведений.

Сложную картину эстетического разброса дополняет ситуация в области русской поэзии конца столетия. Общепризнано, что проза доминирует в современном литературном процессе. Поэзия несет на себе тот же груз времени, те же черты смятенной и разбросанной эпохи, те же стремления войти в новые специфические зоны творчества. Поэзия более болезненно, чем проза, ощущает утрату читательского внимания, собственной роли быть эмоциональным возбудителем общества.

В 60-80-е годы в советскую литературу вошли поэты, которые принесли с собой немало нового и развили старые традиции. Многообразна тематика их творчества, а поэзия глубоко лирична, интимна. Но и тема Родины никогда не сходила со страниц нашей литературы. Ее образы, связанные то с природой родной деревни, то с местами, где воевал человек, можно найти чуть ли не в каждом произведении. И у каждого автора свое восприятие и ощущение Родины. Проникновенные строки о России находим мы у Николая Рубцова (1936-1971 гг.), который ощущает себя словно наследником многовековой русской истории. Критики считают, что творчество этого поэта соединило в себе традиции русской поэзии XIX-XX веков - Тютчева, Фета, Блока, Есенина.

С вечными темами у наших современников неизменно ассоциируется и имя Расула Гамзатова (1923 год). Иногда про него говорят, что его дальнейший путь трудно предсказать. Настолько неожидан он в своем творчестве: от крылатых шуток до трагических "Журавлей”, от прозаической "энциклопедии” ” Мой Дагестан” до афоризмов "Надписи на кинжалах”. Но все же нетрудно вычленить темы, на которых держится его поэзия. Это - преданность Родине, уважение к старшим, преклонение перед женщиной, матерью, достойное продолжение дела отца. Вчитываясь в стихи и Рубцова, и Гамзатова, и других замечательных поэтов современности, видишь огромный жизненный опыт человека, который в своих стихах выражает то, что трудно выразить нам.

Одна из главных идей современной поэзии - гражданственность, главные раздумья - совести и долге. К поэтам-общественникам, патриотам, гражданам принадлежит Евгений Евтушенко. Его творчество - размышления о своем поколении, о доброте и злобе, о приспособленчестве, трусости и карьеризме.

Роль антиутопии

Жанровое разнообразие и размытость границ, долго не позволяли обнаружить типологические закономерности в эволюции жанров литературы конца века. Однако вторая половина 1990-х годов уже позволила наблюдать известную общность в картине диффузии жанров прозы и поэзии, в появлении инноваций в сфере так называемой "новой драмы". Очевидно, что крупные прозаические формы ушли со сцены художественной прозы, оказался утраченным "кредит доверия" к авторитарному повествованию. Прежде всего это испытал на себе жанр романа. Модификации его жанровых изменений демонстрировали процесс "свертывания", уступая место малым жанрам с их открытостью к различным видам формотворчества.

Особое место в жанровом формотворчестве занимает антиутопия. Теряя формальные жесткие черты, она обогащается за счет новых качеств, главным из которых становится своеобразное мировидение. Антиутопия оказала и продолжает оказывать влияние на формирование особого типа художественного мышления, типа высказывания по принципу "фотонегатива". Особенность антиутопической мысли заключается в разрушительной способности к разрыву привычных шаблонов восприятия окружающей жизни. Афоризмы из книги Вик. Ерофеева "Энциклопедия русской души" иронически, "от обратного" формулируют этот тип отношений литературы с действительностью: "У русского каждый день - апокалипсис", "Наш народ будет жить плохо, но недолго". Классические образцы антиутопии такие как роман "Мы" Е. Замятина, "Приглашение на казнь" В. Набокова, "Замок" Ф. Кафки, "Скотный двор" и "1984" Дж. Оруэлла, в свое время сыграли роль пророчеств. Потом эти книги встали в один ряд с другими, и главное - с другой, открывшей свои бездны, реальностью. "Утопии страшны тем, что сбываются", - писал в свое время Н. Бердяев. Классический пример - "Сталкер" А. Тарковского и последующая чернобыльская катастрофа с развернутой вокруг этих мест Зоной смерти. "Внутренний слух" маканинского дара привел писателя к феномену антиутопического текста: Номер журнала "Новый мир" с рассказом-антиутопией В. Маканина "Однодневная война" был подписан в печать ровно за две недели до 11 сентября 2001 года, когда обрушившийся на Америку террористический удар явился началом "непрошеной войны". Сюжет рассказа при всей его фантастичности кажется списанным с реальных событий. Текст выглядит хроникой событий, последующих в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Таким образом, пишущий антиутопию писатель движется по пути постепенного прорисовывания реальных очертаний той самой бездны, в которую устремлено человечество, человек. Среди таких писателей выделяются фигуры В. Пьецуха, А. Кабакова, Л. Петрушевской, В. Маканина, В. Рыбакова, Т. Толстой и других.

В 1920-е годы Е. Замятин, один из зачинателей русской антиутопии, обещал, что литература в ХХ столетии придет к сочетанию фантастического с бытом и станет той дьявольской смесью, секрет которой так хорошо знал Иероним Босх. Литература конца столетия превзошла все ожидания Мастера.

Классификация современной русской литературы.

Современная русская литература классифицируется на:

· Неоклассическая проза

· Условно-метафорическая проза

· "Другая проза"

· Постмодернизм

Неоклассическая проза обращается к социальным и этическим проблемам жизни, исходя из реалистической традиции, наследует "учительскую" и "проповедническую" направленность русской классической литературы. Жизнь социума в неоклассической прозе является главной темой, а смысл жизни составляет основную проблематику. Авторское мировоззрение выражается через героя, сам герой наследует активную жизненную позицию, он берет на себя роль судьи. Особенность неоклассической прозы в том, что автор и герой находятся в состоянии диалога. Ей свойственна обнаженность взгляда на страшные, чудовищные в своей жестокости и безнравственности явления нашей жизни, но начала любви, добра, братства - и - главное - соборности - определяют бытие в ней русского человека. К представителям неоклассической прозы относятся: В. Астафьев "Печальный детектив", "Проклятые и убитые", "Веселый солдат", В. Распутин "В ту же землю", "Пожар", Б. Васильев "Утоли моя печали", А. Приставкин "Ночевала тучка золотая", Д. Быков "Орфография", М. Вишневецкая "Вышел месяц из тумана", Л. Улицкая "Казус Кукоцкого", "Медея и ее дети", А. Волос "Недвижимость", М. Палей "Кабирия с Обводного канала".

В условно-метафорическая прозе миф, сказка, научная концепция образуют причудливый, но узнаваемый современный мир. Духовная неполноценность, обесчеловечивание обретают материальное воплощение в метафоре, люди превращаются в разных зверей, хищников, оборотней. Условно-метафорическая проза в реальной жизни видит абсурд, в будничном течении угадывает катастрофические парадоксы, использует фантастические допущения, испытывает героя необыкновенными возможностями. Ей не свойственна психологическая объемность характера. Характерным жанром условно-метафорической прозы является антиутопия. К условно-метафорической прозе относятся следующие авторы и их произведения: Ф. Искандер "Кролики и удавы", В. Пелевин "Жизнь насекомых", "Омон Ра", Д. Быков "Оправдание", Т. Толстая "Кысь", В. Маканин "Лаз", В. Рыбаков "Гравилет", "Цесаревич", Л. Петрушевская "Новые Робинзоны", А. Кабаков "Невозвращенец", С. Лукьяненко "Спектр".

"Другая проза", в отличие от условно-метафорической, не создает фантастический мир, а открывает фантастическое в окружающем, реальном. Она обычно изображает разрушенный мир, быт, изломанную историю, раздерганную культуру, мир социально "сдвинутых" характеров и обстоятельств. Ей присущи черты противопоставления официозу, отказ от устоявшихся стереотипов, от морализаторства. Идеал в ней либо подразумевается, либо маячит, а авторская позиция замаскирована. В сюжетах царит случайность. Для "другой прозы" не характерен традиционный диалог автор-читатель. Представителями этой прозы являются: В. Ерофеев, В. Пьецух, Т. Толстая, Л. Петрушевская, Л. Габышев.

Постмодернизм - одно из самых влиятельных культурных явлений второй половины XX века. В постмодернизме образ мира выстраивается на основе внутрикультурных связей. Воля и законы культуры выше воли и законов "действительности". В конце 1980-х годов о постмодернизме стало возможным говорить как о неотъемлемой части литературы, но уже к началу XXI века приходится констатировать завершение "эпохи постмодерна". Наиболее характерные определения, которыми сопровождается понятие "реальность" в эстетике постмодернизма, - хаотичная, изменчивая, текучая, незавершенная, фрагментарная; мир - "развеянные звенья" бытия, складывающиеся в причудливые, а подчас абсурдные узоры человеческих жизней или во временно застывшую картинку в калейдоскопе всеобщей истории. Незыблемые универсальные ценности утрачивают в постмодернистской картине мира статус аксиомы. Все относительно. Об этом очень точно пишут в своей статье "Жизнь после смерти, или Новые сведения о реализме" Н. Лейдерман и М. Липовецкий: "Невыносимая легкость бытия", невесомость всех доселе незыблемых абсолютов (не только общечеловеческих, но и личностных) - вот то трагическое состояние духа, которое выразил постмодернизм".

Русский постмодернизм обладал рядом особенностей. Прежде всего это игра, демонстративность, эпатажность, обыгрывание цитат из классической и соцреалистической литературы. Русское постмодернистское творчество - творчество безоценочное, содержащее категоричность в подсознании, за пределами текста. К русским писателям-постмодернистам относятся: В. Курицын "Сухие грозы: зона мерцания", В. Сорокин "Голубое сало", В. Пелевин "Чапаев и Пустота", В. Маканин "Андеграунд, или Герой нашего времени", М. Бутов "Свобода", А. Битов "Пушкинский дом", В. Ерофеев "Москва - Петушки", Ю. Буйда "Прусская невеста".