Рафаэль художник. Рафаэль Санти: самые известные картины. Вообще за свою короткую тридцатисемилетнюю жизнь мастер создал множество непревзойденных, уникальных живописных полотен. Но все же самым главным остаются вдохновенные Мадонны, которые отличаются ос

Рафаэль Санти - это человек с невероятной судьбой, самый тайный и прекрасный живописец эпохи возрождения. Правители Италии завидовали таланту и уму гениального живописца, представительницы слабого пола обожали его за веселый нрав и ангельскую привлекательность, а за доброту и щедрость друзья прозвали художника посланцем рая. Однако Современники не подозревали о том, что великодушный Рафаэль до конца своих дней опасался того, что его ум провалится в бездну сумасшествия.

История всегда имеет свое начало и продолжение. Так 6 апреля 1483 года, в небольшом городке Королевства Италии Урбино, в доме придворного живописца урбинских герцогов и поэта Джованни Санти, родился великий Рафаэль Санти .

Джованни Санти возглавлял самую известную в Урбино художественную мастерскую. Трагедия, в которой он лишился любимой жены и матери, произошла ночью, в его доме. Во время нахождения художника в Риме, где он писал портрет папы Иоанна II, его брат Никколо в припадке помешательства убил престарелую мать и тяжело ранил беременную Маджию, жену художника. Стража, прибывшая на место преступления, арестовала преступника, однако ему удалось сбежать. Охваченный безумным страхом, Никколо бросился с моста в ледяную реку. Солдаты стояли на берегу и пытались выловить тело, тогда, когда Маджия Санти уже родила младенца и скончалась от полученных ран. О беде Джованни узнал от странствующих торговцев. Бросив все он поспешил домой. Но, друзья и соседи уже окрестили мальчика Рафаэлем , похоронили его жену и мать.

Детство великого художника протекало весьма счастливо и беззаботно. Джованни Санти, пережив ужасную трагедию, вкладывал все силы в Рафаэля, оберегая его от забот и хлопот реального мира, предупреждал возможные ошибки и исправлял уже совершенные. Рафаэль с детства занимался только с лучшими учителями, отец возлагал на него большие надежды, прививая вкус к живописи. Первыми игрушками Рафаэля были краски и кисти из мастерской отца. А уже в семь лет, Рафаэль Санти свои одаренные магические фантазии выражал в мастерской придворного живописца - в мастерской своего отца. Вскоре Джованни вновь женился на Бернардине Парте, дочери золотых дел мастера. От второго брака родилась дочь Элизабетт.

С каждым днем мальчишка доставлял все больше радости. Джованни наблюдал за тем, как размышляет и действует в своем вымышленном мире его сын, и как эти слабые и еще неуклюжие ручки выражают все на холсте. Он понимал, что талант и сверхъестественные способности Рафаэля намного достойнее его собственного, поэтому отдал мальчика в обучение к своему другу - художнику Тимотео Вити.

В период обучения десятилетний Рафаэль впервые отошел от канонов классического итальянского портрета эпохи Возрождения и освоил ту неповторимую игру цветов и красок, которая в наши дня является загадкой для художников и искусствоведов всего мира.

В 1494 году от сердечного приступа умирает отец маленького гения, и по решению городского магистрата мальчик остался на попечении в семье торговца сукном фри Бартоломью. Он был младшим братом художника Джованни и в отличие от сумасшедшего Никколо был общителен, имел заботливый, веселый и добрый нрав, не оставался равнодушным и всегда был готов прийти на помощь тем, кто нуждался в этом. Этот добродушный купец обожал племянника - сироту и не жалел денег на его обучение живописи.

Уже в семнадцать лет он с легкостью творил яркие талантливые произведения, до сих пор восхищающие современников. В ноябре 1500 года семнадцатилетний юноша покинул свой маленький провинциальный городок Урбино и переехал в шумный портовый город Перуджо. Там поступил в мастерскую знаменитого живописца Пьетро Вануччи , известного под именем Перуджино. Посмотрев первые экзаменационные работы своего нового ученика, седовласый маэстро воскликнул: «Сегодня у меня радостный день, потому что я открыл для мира гения!»

В эпоху Возрождения мастерская Перуджино была творческой лабораторией, в которой воспитывались гениальные личности. Глубокая лиричность Перуджино, его нежность, спокойствие и мягкость нашли отзвук в душе Рафаэля . Рафаэль переимчив. Он быстро усваивает живописную манеру своего учителя, изучает под его руководством работу над фресками, знакомится с техникой и образной системой монументальной живописи.


Тополиное дерево, масло. 17,1 × 17,3


Холст (переведена с дерева), темпера. 17,5 × 18


Около 1504.

Масло на тополиной панели. 17 × 17

Некоторое время Рафаэль еще находится под мощным влиянием Перуджино. Лишь робко, как мгновенный всплеск, вдруг возникает неожиданное композиционное решение, несвойственное Перуджино. Вдруг своеобразно начинают звучать краски на полотнах. И, несмотря на то, что его шедевры этого периода подражательны, нельзя отойти в сторону и не осознавать, что делал их бессмертный мастер. Прежде всего это «», «», «». Все это завершает созданное монументальное полотно «» в городе Чивита - Кастеллан.

Это как бы его последний поклон учителю. Рафаэль уходит в большую жизнь.

В 1504 году он приезжает во Флоренцию, где сосредоточился центр итальянского искусства, где зарождалось и поднялось Высокое Возрождение.

Первое, что увидел молодой Рафаэль , ступив на землю Флоренции, - была величественная статуя библейского героя Давида на площади Синьории. Эта скульптура Микеланджело не могла не ошеломить Рафаэля, не могла не оставить отпечаток в его впечатлительном воображении.

В это время во Флоренции работал и великий Леонардо . Как раз тогда вся Флоренция с замиранием духа следила за поединком титанов - Леонардо и Микеланджело. Они работали над батальными композициями для Зала Совета дворца Синьории. Роспись Леонардо должна была изображать битву флорентийцев с миланцами при Ангиари в 1440 году. А Микеланджело писал битву флорентийцев с пизанцами в 1364 году.

Уже в 1505 году флорентийцы имели возможность оценить оба картона, выставленные вместе.

Поэтичный, величавый Леонардо и бунтующий, с ослепительной страстью к живописи Микеланджело ! Настоящая титановая битва стихий. Молодому Рафаэлю надо выйти из огня этой битвы не опаленным, оставаясь самим собой.

Во Флоренции Рафаэль овладевает всей той суммой знаний, которые необходимы художнику, чтобы подняться вровень с этими титанами.

Он изучает анатомию, перспективу, математику, геометрию. Все отчетливее и яснее проступает его поиск прекрасного в Человеке, его поклонение Человеку, у него развивается почерк монументалиста, мастерство его становится виртуозным.

За четыре года он из робкого провинциального живописца превратился в настоящего мастера, уверенно владеющего всеми необходимыми ему для работы секретами школы.

В 1508 году двадцатипятилетний Санти приезжает по приглашению папы Юлия II в Рим. Ему поручают роспись в Ватикане. Прежде всего надо было сделать фрески в Зале Подписи, который отводился Юлием II под библиотеку и кабинет. Росписи должны были отразить различные стороны духовной деятельности человека - в науке, философии, богословии, искусстве.

Станца делла Сеньятура. 1509 - 1511

Станца делла Сеньятура. 1509 -1511

Здесь он перед нами не только живописец, но художник - философ, дерзнувший подняться до огромных обобщений.

Зал Подписи - Станца делла Сеньятура - воссоединил представления эпохи о силе человеческого разума, о силе поэзии, о законности, о гуманности. В живых сценах столкнул художник философские идеи.

В историко - аллегорических группах Санти оживляет образы Платона, Аристотеля, Диогена, Сократа, Эвклида, Птолемея. Монументальные произведения требовали от мастера знания самой сложной техники живописи - фрески, математического расчета и стальной руки. Это был поистине титанический труд!

В своих станцах (комнатах) Рафаэлю удалось найти небывалый синтез живописи и архитектуры. Дело в том, что интерьеры Ватикана были очень сложны по конструкции. Перед художником вставали почти невозможные по трудности композиционные проблемы. Но Санти вышел из этого испытания победителем.

Станцы являются шедеврами не только по пластическому решению фигур, характеристик образов, колорита. В этих фресках зрителя поражает величием архитектурных ансамблей, созданных кистью живописца, созданных его мечтой о прекрасном.

В одной из фресок Зала Подписи среди философов и просветителей, как бы участником этого высокого диспута, присутствует и сам Рафаэль Санти . На нас смотрит задумчивый молодой человек. Большие, красивые глаза, глубокий взгляд. Он видел все: и радость и горе - и лучше других чувствовал Красоту, которую оставил людям.

Рафаэль был великолепнейшим портретистом всех времен и народов. Образы его современников папы Юлия II , Бальтасара Кастильоне , портреты кардиналов рисуют нам гордых, мудрых и сильных духом людей эпохи Ренессанса. Пластика, колорит, острота характеристик образов на этих полотнах потрясают.

Дерево, масло. 108 x 80,7

Холст, масло. 82 х 67

Дерево, масло. 63 х 45

Холст, масло. 82 × 60,5

Около 1518. 155 x 119

Дерево, масло. 63 х 45

Вообще за свою короткую тридцатисемилетнюю жизнь мастер создал множество непревзойденных, уникальных живописных полотен. Но все же самым главным остаются вдохновенные Мадонны, которые отличаются особой таинственной красотой. В них сплелись воедино и Красота, и Доброта, и Истина.

Картина «Святое семейство. Мадонна с безбородым Иосифом » или «», написанная в двадцатитрехлетнем возрасте, представляет собой своеобразное творческое «упражнение» художника, решавшего задачу построения идеально согласованной во всех своих частях композиции.

Ее центр обозначен фигурой Младенца. Выделенная направленным прямо на нее лучом света, она, самое светлое пятно в картине, сразу обращает на себя внимание зрителя. Поистине замечательны те настойчивость и целеустремленность, с которыми Санти последовательно добивается впечатления внутренней взаимосвязи между персонажами и их пространственным окружением. Младенец сидит на коленях Марии, но его взгляд обращен в сторону Иосифа - обычный для Рафаэля композиционный прием, с помощью которого удается усилить связь друг с другом расположенных рядом фигур не только зрительно, но и эмоционально. Чисто живописные приемы работают на ту же цель. Так, намеченные в очертаниях рукава Девы Марии плавные параболические линии находят отзвук и в абрисе фигуры Младенца, и в движении складок плаща Иосифа.

Мадонна с Младенцем - один из лейтмотивов в искусстве Рафаэля : только за четыре года пребывания во Флоренции он написал не менее полутора десятков картин, варьирующих этот сюжет. Богоматерь иногда сидит с Младенцем на руках, иногда играет с ним или просто о чем - то размышляет, поглядывая на сына. Иногда к ним добавляется маленький Иоанн Креститель.

Холст (переведена с дерева), масло. 81 x 56

Доска, масло. 27,9 x 22,4

Около 1506.

Доска, масло. 29 x 21

Так, «», написанная им в 1512 - 1513 годах, получила высочайшее признание. Мать держит на руках ребенка и несет его к нам, в наш мир. Святое таинство свершилось - родился человек. Теперь перед ним жизнь. Евангельский сюжет - это только предлог для решения путем сложной аллегории извечной идеи. Жизнь для вступающего в нее человеческого существа не только радость, но и искания, падения, взлеты, страдания.

Женщина несет сына в холодный и страшный, полный свершений и радости мир. Она мать, она предчувствует судьбу своего сына, все, что ему уготовано. Она видит его будущее, поэтому в ее глазах - ужас, ужас перед неизбежным, и скорбь, и страх за своего младенца.

И все же она не останавливается у земного порога, она переступает его.

Лицо Младенца всего поразительнее. Вглядываясь в глаза Младенца, необыкновенно яркие, блестящие, почти пугающие зрителя, то впечатление сказывается не только грозного, но чего - то дикого и «одержимого» с осмысленным взглядом. Это Бог, и, как Бог, он тоже посвящен в тайну своего будущего, он тоже знает, что его ждет в этом мире, в который распахнулся занавес. Он прижался к матери, но не ищет у нее защиты, а как бы прощается с ней, лишь только вступив в этот мир и принимая всю тяжесть испытаний.

Невесом полет мадонны. Но еще мгновение - и она ступит на землю. Она протягивает людям самое дорогое - своего сына, нового человека. Примите его, люди, он готов за вас принять смертные муки. Это основная мысль, которую художник выразил в живописи.

Именно эта идея пробуждает в зрителе добрые чувства, связывает Санти с именами первейшими, возносит его как художника на недосягаемую высоту.

В середине XVIII века бенедиктинцы продали «Сикстинскую Мадонну » курфюрсту Фридриху - Августу II, в 1754 году она оказалась в собрании Дрезденской Национальной галереи. «Сикстинская Мадонна » стала предметом поклонения всего человечества. Ее стали называть самой Великой и Бессмертной картиной мира.

Образ чистой красоты можно увидеть в портрете «». «» был написан художником в период его пребывания во Флоренции. Созданный им образ юной прекрасной девушки полон очарования и девственной чистоты. Это впечатление связано также с загадочным зверьком, умиротворенно лежащий на ее коленях - единорогом, символом чистоты, женской непорочности и целомудрия.

Долгое время «Даму с единорогом » приписывали то Перуджино, то Тициану. И только в 1930 - е годы было открыто и подтверждено авторство Рафаэля. Обнаружилось, что первоначально художник изобразил даму с собачкой, потом на ее коленях оказалось мифическое существо - единорог.

Прекрасная незнакомка, изображенная Рафаэлем , кажется «божеством», «святыней». Она пребывает в безграничной гармонии с миром, который ее окружает.

Эта работа Рафаэля как бы своеобразный диалог гения Ренессанса с Леонардо да Винчи , только что сотворивший свою знаменитую «Мону Лизу », которая сумела произвести на молодого художника глубокое впечатление.

Используя уроки Леонардо, Мастер Мадонн следует за учителем. Он размещает свою модель в пространстве на балконе и на фоне пейзажа, разделив плоскость на разные зоны. Портрет изображенной модели ведет диалог со зрителем, создавая новую образность и раскрывая свой иной, не обыденный внутренний мир.

Колористическое решение в портрете так же играет огромную роль. Красочная и яркая палитра, построенная на градации светлых и чистых цветов, придает пейзажу ясную прозрачность, незаметно окутанной легкой туманной дымкой. Все это еще более подчеркивает цельность и чистоту пейзажа на его фоне образа дамы.

Фреска темперными красками по дереву «Преображение Господне », которое Рафаэль начал писать в 1518 году по заказу кардинала Джулио Медичи для собора г. Нарбонна, может восприниматься как художественная заповедь художника.

Полотно разделено на две части. В верхней части представлено сюжет Преображения. Спаситель с воздетыми руками, в развевающейся праведной одежде парит на фоне освещенной блеском Его собственного сияния дымке. С обеих сторон от Него, также парящие в воздухе, Моисей и Илия - старцы; первый, как уже отмечалось, со скрижалями в руках. У вершины горы в разных позах лежат ослепленные Апостолы: они руками прикрывают свои лица, не в силах переносить исходящего от Христа света. Слева на горе два посторонних свидетеля чуда Преображения, у одного из них четки. Их присутствие не находит оправдания в евангельском рассказе и было, видимо, продиктовано какими - то неизвестными нам сейчас соображениями художника.

Ощущение чуда и благодати фаворского света в картине нет. Зато есть ощущение эмоциональной перенасыщенности людей, которое перекрывает само чудесное явление.

В нижней половине картины у подножия горы Санти изобразил две оживленные группы людей: слева - остальные девять Апостолов, справа - толпа иудеев, в которой на первом плане видны коленопреклоненная женщина и еврей, поддерживающий бесноватого мальчика, сильные корчи которого, помутившийся взгляд и открытый рот, обнаруживают его тяжелые душевные и физические страдания. Толпа умоляет Апостолов излечить бесноватого. Апостолы же с изумлением смотрят на него, не в силах облегчить его участь; некоторые из них указывают на Христа.

Если присмотреться к лицу Христа, которое Рафаэль написал накануне своей кончины, и сравнить его с «» художника, можно найти некое сходство.

1506. Дерево, темпера. 47,5 х 33

Рафаэль Санти - Великий Художник с веселым и добрым нравом скончался неожиданно весенним вечером, в свое тридцатисемилетние. Он оставил этот мир полный божественной красоты после недолгой болезни 6 апреля 1520 года в своей мастерской. Казалось, что искусство умерло вместе с Великим и Почитаемым Художником. По завещанию Рафаэля Санти, его похоронили среди великих людей Италии в Пантеоне.

"Несение креста" является одним из самых трагических произведений Рафаэля. Оно передает не только момент их жизни Христа, описанный в религиозных источниках, а и человеческие эмоции, которые так старательно передавал автор. Ощущение скорби, […]

"Бриджуотерская мадонна" входит в серию картин Рафаэля Санти, посвященных изображениям Мадонны. Кисть легендарного художника старательно вырисовывала образы мадонны, каждый раз стремясь найти, "прощупать" тот самый идеал, таинственный и недостижимый. Стремление к изображению […]

Потолочная фреска, мозаика. Размеры: 120 на 105 см. Датирована 1509-1511 гг. Находится в Станца делла Сеньятура, Апостольский дворец, Ватикан. Указанная станца – переводится с итальянского как комната – это рабочий кабинет Папы […]

Великий итальянский художник Рафаэль Санти рано остался сиротой, однако первый опыт как живописец приобрел в мастерской своего отца, рисовавшего при дворе герцога Урбинского. В дальнейшем в своем творчестве Рафаэль ориентировался в первую […]

Удивительное время эпохи Возрождения подарило истории многих гениальных скульпторов и художников. Примечательно, что талантливые люди того времени обладали именно разносторонним даром – живописным, скульптурным, графическим, а порой, и архитектурным. Гений Рафаэля более […]

В изображении четко можно проследить насколько на Рафаэля повлияло творчество другого художника, Микеланджело. По центру полотна изображена священная группа – четверых евангелистов изображают четыре зверя. В центре не одетый Бог-Отец. Тело его […]

Работа написана в 1502-1503 годах для алтаря Одди. Интересным фактом при создании данного полотна послужило то, что художник не самостоятельно определил основные составляющие изображения. При этом его излюбленная религиозная тематика на ранних […]

Великий итальянский живописец родился в 1483 году в Урбино. Его отец также был живописцем и графиком, так что свое обучение будущий мастер начал именно в мастерской отца.

Родители Рафаэля умерли, когда мальчику едва исполнилось 11 лет. После их смерти он отправился в Перудже обучаться в мастерской Пьетро Перуджино. Он провёл в мастерской мастера около 4 лет и за это время обрёл свой собственный стиль.

Начало карьеры

Как гласит краткая биография Рафаэля Санти, после окончании обучения художник отправился жить и работать во Флоренцию. Здесь он познакомился с такими выдающимися мастерами, как Леонардо да Винчи , Микеланджело , Бартоломео делла Порта. Он учился у этих выдающихся мастеров секретам портретной живописи и скульптуры.

В 1508 году художник переехал в Рим и стал официальным живописцем папского двора. Он занимал эту должность и при папе Юлии II, и при папе Льве X. Именно для последнего Рафаэль расписывал Сикстинскую капеллу – величайший шедевр эпохи Возрождения.

В 1514 году Рафаэль стал главным архитектором собора Св. Петра. Также он много занимался раскопками в Риме, работал на заказ для многочисленных церквей, писал портреты (правда, в основном, портреты друзей), выполнял особо значимые частные заказы.

Ретроспектива творчества художника: флорентийский период

Первые свои работы художник выполнил еще в мастерской отца. Самый яркий пример творчества юного художника Хоругвь с изображением Св. Троицы. Эта работа до сих пор находится в доме-музее в Урбино.

В период обучения у Пьетро Перуджино Рафаэль начал работать над образами своих классических Мадонн. Самая яркая его работа периода с 1501 по 1504 год – «Мадонна Конестабиле».

Флорентийский период – самый насыщенный в жизни Рафаэля. Он создал в это время свои признанные шедевры, такие как: “Дама с единорогом”, “Святое семейство”, “Св. Екатерина Александрийская”.

Также в этот период он очень много рисовал Мадонн. Рафаэлевская Мадонна – это прежде всего мать (вероятнее всего, на художника очень сильно повлиял ранний уход его собственной матери). Самые лучшие Мадонны этого периода: “Мадонна с гвоздикой”, “Мадонна Грандука”, “Прекрасная садовница”.

Ретроспектива творчества художника: римский период

Римский период творчества – вершина карьеры художника. Он немного отошел от классических библейских сюжетов и обратился к Античности. Признанными мировыми шедеврами являются: “Афинская школа”, “Парнас”, “Сикстинская Мадонна” (роспись на стене Сикстинской капеллы – вершина мастерства Рафаэля), “Мадонна Альба”, “Мадонна с рыбой”.

Смерть художника

Рафаэль умер в 1520 году предположительно от римской лихорадки, которую «подхватил» на раскопках. Похоронен в Пантеоне.

Другие варианты биографии

  • Рафаэль был знаком с А. Дюрером . Известно, что последний подарил Рафаэлю свой автопортрет, но судьба его и по сей день неизвестна.
  • Вилла Фарнезина – особый этап в деятельности художника. Можно сказать, что он впервые обращается к античной мифологии и исторической живописи. Так появляются фрески «Триумф Галатеи» и «Свадьба Александра и Роксаны». Интересно, что Рафаэль писал и с обнаженной натуры. Самое лучшее его произведение в этом плане – «Форнарина» (считается, что большинство женских портретов, выполненных художником, были списаны с его натурщицы и возлюбленной Форнарины, о судьбе которой мало известно).
  • Рафаэль писал прекрасные сонеты, в основном посвященные любви к женщинам.
  • В 2002 году одна из графических работ Рафаэля была продана на аукционе Сотбис за рекордную для такого типа работ сумму – 30 миллионов фунтов стерлингов.

Назван дизайнером года по версии выставки maison&objet Americas. Сын кубинца и полячки, он унаследовал любовь к ярким цветовым сочетаниям и строгой геометрии форм.

Рафаэль де Карденас (Rafael de Cárdenas) Живет и работает в
Нью-Йорке. Выпускник The Rhode Island School of Design и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе проработал три года у Calvin Klein.
В 2005-м открыл в Нью-Йорке свое архитектурное бюро
Architecture at Large. Его интерьеры были опубликованы в ведущих глянцевых изданиях.

Начинал у Кельвина Кляйна (Calvin Klein). Одно время был куратором (даже привез в Москву выставку New York Minute для Музей современного искусства «Гараж» ). Освоил архитектуру и промдизайн, закончив Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. Проектировал у Грега Линна, работал над мемориалом на месте World Trade Center. Среди его клиентов - Baccarat, Cartier, Kartell, Nike и другие.

Де Карденас - настоящий герой постмодерна. Любит понастольгировать по 1980-м, периоду своего детства - времени хип-хопа и стрит-арта. Поклонник Мадонны и «Голода» с Дэвидом Боуи. По его словам, архитектура для него скорее манера «мыслить архитектурными категориями». Мечта Рафаэля включить архитектуру в сознание современного человека, в контекст его жизни, туда, где переплетаются мода, искусство, дизайн и музыка. Главное - не здания, а «архитектура настроения». Его интерьеры часто настоящие шоу из цвета и геометрии. Любимые материалы - дерево, стекло, металл, камень. К камням у Карденаса особое отношение: он берет только самые яркие и насыщенные - малахит, мрамор - и щедро использует на больших пространствах.

Бутик Baccarat на Манхэттене.
Шоу-рум и фитнес-студия Nike в Сохо, Нью-Йорк.
Офисный интерьер в здании бывшей пожарной части Black Ocean, Манхэттен, Нью-Йорк.
Интерьер ресторана Asia de Cuba в Нью-Йорке.
Интерьеры бутика Delfina Delettrez, Лондон.

Рафаэль Санти (1483-1520) – величайший итальянский художник, архитектор и график.

Детские и юношеские годы

Рафаэль появился на свет 14 марта 1483 года. Произошло это на востоке Италии в небольшом городке Урбино в ночь наступившей страстной пятницы. Отец ребёнка Джованни деи Санти занимался поэзией и живописью, художником он был одарённым, но невыдающимся, работал при дворе герцога Монтефельтро.

Очень рано умерла у мальчика мама Марджи Чарла. Рафаэлю тогда было всего 8 лет. Не прошло и трёх лет, как в 1494 году ушёл из жизни отец. Но Джованни успел направить детей в нужное русло, в его мастерской свой первый художественный опыт получил и Рафаэль.

Мальчик был ещё совсем маленьким, когда отец обнаружил в нём художественное дарование и склонность к искусству, начал упражнять сына в живописном мастерстве. И уже совсем скоро получил помощника в лице юного Рафаэля, ребёнку не было и десяти лет, когда он вместе с отцом рисовал картины по заказу Урбинского государства. Самой первой работой Рафаэля считается фреска «Мадонна с младенцем», которую он сделал вместе с отцом.

Первыми самостоятельными работами Рафаэля были картины, выполненные по заказу для церкви:

  • «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (полотно написано в 1499-1500 годы);
  • «Коронование св. Николы из Толентино» (над этим алтарным образом Санти работал в 1500-1501 годы).

Обучение в Перудже

В 1501 году Санти поступил для дальнейшего обучения живописи в Перудж к художнику Пьетро Перуджино, занимавшему в то время ведущую позицию среди итальянских мастеров. Юный ученик досконально изучил манеру своего учителя, стал настолько решительно и точно подражать ей, что в скором времени копии Рафаэля нельзя было отличить от оригинальных картин знаменитого Перуджино.

С предельным умением Санти выполнил работу для госпожи Магдалины дельи Одди (не красками на полотне, а маслом по дереву). Сейчас это творение находится в церкви Сан Франческо в Перудже, на ней изображена Матерь Божья, Иисус Христос и двенадцать апостолов вокруг гробницы, которые созерцают небесное видение.

К ранним работам Рафаэля того периода относятся также картины:

  • «Три грации»;
  • «Архангел Михаил, поражающий сатану»;
  • «Сон рыцаря»;
  • «Проповедь Святого Иоанна Крестителя».

Обучаясь в Перудже, Рафаэль часто приезжал домой в урбинский городок Читта де Кастелла, где вместе с итальянским художником Пинтуриккьо делал заказные работы.

В 1502 году Санти написал свою самую первую «Мадонну Солли», потом он рисовал их до конца жизни.

К 1504 году у художника уже выработался определённый стиль, появились его первые значительные работы:

  • «Обручение Девы Марии Иосифу»;
  • «Портрет Пьетро Бембо»;
  • «Мадонна Конестабиле»;
  • «Святой Георгий, поражающий дракона»;
  • «Коронование Марии».

Флорентийский период жизни

В 1504 году Рафаэль уехал из Перуджа. Он направился во Флоренцию, этот переезд сыграл в творческом развитии художника огромную роль. Здесь он принялся тщательно изучать работы Бартоломео делла Порта, Микеланджело, Леонардо да Винчи и других флорентийских живописцев. Санти досконально занялся изучением механики и анатомии движений человека, сложных ракурсов и поз, много работал с натурой.

В его картинах флорентийского периода уже просматриваются сложные формулы взволнованных и драматических человеческих движений, которые ранее были разработаны Микеланджело.

В 1507 году Санти написал очередной шедевр «Положение во гроб».

Популярность Рафаэля стала расти, ему поступало множество заказов на портреты и образы святых.

Но главной темой в его флорентийских полотнах стали Мадонна и младенец, он написал около 20 картин. Несмотря на стандартные сюжеты, младенец у Мадонны на руках либо играет рядом с ней с Иоанном Крестителем, все образы абсолютно индивидуальны. В этих работах просматривается особенная материнская нежность. Скорее всего сказывалось то, что у Рафаэля очень рано умерла мама, такая потеря отразилась в душе художника глубоким следом, он недополучил всей ласки и доброты от женщины, подарившей ему жизнь.

Мадонны, изображённые на его картинах, привели к успеху и славе Рафаэля. Он получал огромное количество заказов на подобную тематику, в этот период Санти написал лучшие свои произведения:

  • «Мадонна Грандука»;
  • «Мадонна под балдахином»;
  • «Прекрасная садовница» (или «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем»);
  • «Мадонна Террануова»;
  • «Мадонна с гвоздиками»;
  • «Мадонна с щеглёнком».

Санти провёл во Флоренции четыре года, за это время он достиг уникальной техники в живописи и индивидуальности в стиле. Многие его работы этого периода считаются самыми красивыми и идеальными в истории мировой живописи, он писал безупречные фигуры и лица.

Во Флоренции Санти познакомился и подружился с Донато Браманте, который потом сыграл в жизни художника немалую роль.

Ватикан

В 1508 году Санти уехал из Флоренции, он отправился в Рим, где прожил все свои оставшиеся годы.

Здесь ему посодействовал друг Браманте, Рафаэля взяли на работу в папский двор в качестве официального художника. Он начал заниматься росписью фресками, блестяще разрисовал Станцу делла Сеньятуру многофигурными композициями. Его работой остался доволен Папа Юлий II. Санти ещё не до конца завершил одну станцу, как Папа Римский доверил ему роспись ещё трёх; причём живописцев, которые уже приступили их расписывать (Перуджино и Синьорелли), отстранили от работы.

Заказов было очень много, и Санти взял себе в помощь учеников. Он сам составлял эскизы, а ученики помогали ему в росписи.

В 1513 году на смену Юлию II пришёл Лев Х, он также по достоинству оценил способности Рафаэля и доверил ему изготовить картоны для Сикстинской капеллы, где будут изображены Библейские сюжеты. Также Лев Х заказал художнику лоджии, которые выходят во внутренний двор Ватикана. В течение 5 лет по задумкам Санти возводились эти лоджии из 13 аркад. Затем художник сделал эскизы на Библейские сюжеты, а его ученики оформили роспись лоджии 52 фресками.

В 1514 году скончался друг и наставник Рафаэля Донато Браманте. В это время в Риме как раз начали строить собор Святого Петра, Санти был назначен на должность главного архитектора. А спустя год, в 1515, его утвердили в качестве главного хранителя древностей. Именно Рафаэль, сменивший умершего Браманте, достроил знаменитый двор Ватикана с лоджиями.

В Ватикане загруженность работой была сумасшедшая, но при этом Санти умудрялся ещё трудиться по заказам церквей над алтарными образами. Самой величественной и шедевральной считается его картина «Преображение».

Не забывал Санти и про свою любимую тему – Мадонну. За время, прожитое в Риме, он сотворил порядка 10 образов:

  • «Мадонна в кресле»;
  • «Мадонна с рыбой»;
  • «Мадонна Альба»;
  • «Мадонна Фолиньо».

Здесь же он создал вершину своего творчества – «Сикстинскую Мадонну».

Это полотно считается феноменальным, никто и никогда уже не сумеет разгадать тайну великого художника, как ему удалось таким образом соединить в единое целое все оттенки, формы и линии, что при взгляде на эту картину есть только одно непреодолимое желание – беспрерывно смотреть в печальные глаза Марии.

Большинство картин Рафаэля были написаны на религиозные темы. Но в его творчестве присутствовали и портретные работы. Особенно шикарно были созданы:

  • «Портрет Папы Юлия II»;
  • «Портрет Бальдассара Кастильоне»;
  • «Портрет Биндо Альтовити»;
  • «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси»;
  • «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе».

Себя самого Рафаэль последний раз запечатлел в картине «Автопортрет с другом».

Большой любитель живописи, владелец банка Агостино Киджи предложил Санти украсить фресками на тему античной мифологии свою резиденцию за городом, выстроенную на берегу Тибра. Работая над этим заказом, художник создал своё лучшее произведение, которое называют прекраснейшим из прекрасного, – «Триумф Галатеи».

У Рафаэля было очень много учеников, правда, никто из них не стал выдающимся художником. Наибольший талант имел Джулио Романо, но его работы не были оценены современниками. Несколько полотен написал Джованни Нанни. Неплохой художник получился из Перина дель Ваги, работавшего в Генуе и во Флоренции. Отличные задатки были у Франческо Пенни, но он очень рано умер.

Другие таланты Рафаэля

Не меньшим профессионалом проявил себя Санти и в архитектуре. Выстроенные по его проекту церкви, капеллы, палаццо отличались изяществом, богатейшей фасадной пластикой, сдержанными благородными формами и интимными интерьерами. Каждый созданный им дворец имел индивидуальный нарядный облик.

Занимался Санти также гравюрами и рисунками. До нашего времени дошло около 400 его рисунков. Сами гравюры Рафаэль не делал, а создавал эскизы для них. По его рисункам очень много гравюр сделал Маркантонио Раймонди. Одну из графических работ Санти под названием «Голова молодого апостола» продали на аукционе Сотбис в конце 2012 года за рекордную сумму 29 721 250 фунтов стерлингов (эта цифра в два раза превысила стартовую цену).

Рафаэль очень сильно любил поэзию, даже немного сам писал стихи.

Личная жизнь

Возлюбленной великого художника была его натурщица Маргерита Лути, получившая прозвище Форнарина.

Девушку можно увидеть на двух его картинах «Донна Велата» и «Форнарина», а её фигуру он рисовал при росписи станцев фресками.

Отец Форнарины был пекарем, проживали они в Риме. Когда сюда приехал молодой Рафаэль, он встретил Форнарину совершенно случайно и сразу влюбился. За 3000 золотых он выкупил девушку у её отца и отвёз на специально арендованную для неё виллу.

До самой смерти художника Форнарина была его натурщицей и главной любовью всей жизни, почти 12 лет они жили вместе, хотя нельзя сказать, что молодая женщина оставалась верной своему Рафаэлю. Когда Санти расписывал виллу банкиру Агостино Киджи, Форнарина закрутила роман с хозяином. Также она частенько была не прочь поразвлечься с учениками Рафаэля.

Об этой красивой истории любви написал картину французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр, она так и называется «Рафаэль и Форнарина».

Точная дальнейшая судьба Форнарины после смерти Рафаэля неизвестна. Существует две версии. По одной, она получила приличное состояние по завещанию, вела распутную жизнь и стала самой знаменитой куртизанкой в Риме. По второй версии, она была пострижена в монахини, где в скором времени умерла.

Смерть художника

Доподлинно неизвестно, от чего умер Рафаэль Санти. Одни источники утверждают, что ему стало плохо после бурной ночи в постели с Форнариной. Современными исследователями его жизни выдвинуто предположение, что художник посетил раскопки и заболел там римской лихорадкой, которая и повлекла его смерть.

Санти умер 6 апреля 1520 года, едва дожив до 37 лет. Его тело захоронено в Пантеоне, гробницу сделали с эпитафией: «Здесь упокоился великий Рафаэль, при его жизни природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

На планете Меркурий имеется кратер, который назван в честь великого итальянца Рафаэля Санти.