Расселение древнеславянских племен. Расселение славянских племен. Восточные славяне в догосударственный период

Во II в. до н. э. под напором кельтов праславяне расселились из районов Вислы в Припятское Полесье и близлежащие среднеднепровские земли. Там сформировались «зарубинецкая», а позже «киевская» культуры (названия даны по археологическим памятникам), население которых испытало влияние балтов, скифов, местных племен. К культурным достижениям ран­него славянства прибавился очаг, двухскатная соломенная или глиняная крыша, железный серп, коса, топор, долото, рыболовные крючки, шило, иг­лы, бронзовые украшения и т. п. Что касается Киевской культуры, то ее насе­ление в большей степени использовало кость, а не железо, а также глиняные пряслица, тигли и очень редко жернова и каменные зернотерки.

Население этих посёлков употребляло провинциальные римские изде­лия: гончарную посуду, фибулы (специальные застежки для одежды), пряж­ки, стеклянные бусы, костяные гребни, серебряные монеты. Киевское насе­ление, кроме того, использовало украшения с выемчатой эмалью, что свиде­тельствовало о контактах с балтами, которые владели соответствующей тех­нологией.

В районе Дуная и Прикарпатья во II−V вв. н. э. проходили процессы ассимиляции славянами готского и скифо-сарматского населения. В результате такого этнического симбиоза родилась славянская общность, которую пись­менные источники называют антами. Этноним имеет не славянское, а скорее всего индо-иранское происхождение («живущие на окраине», иран., или аntas – «край», «конец», инд.)

В IV−V вв. началось активное расселение всех народов Европы, в том числе и славянских. Что же заставило племена сдвинуться с освоенных мест? Историки отмечают несколько причин «великого переселения народов». Во-первых, в очередной раз природа преподнесла сюрпризы. Резкое похолода­ние, увеличение увлажненности почвы, повышение уровня рек и озёр застав­ляли людей покидать обжитые места. Во-вторых, восточные кочевые племе­на – гунны – начали свое продвижение на запад. В 70-е годы IV в. они вторг­лись в ареал славянских и германских племен, а также в пределы Римской империи. Под влиянием вышеперечисленных факторов славянская культур­ная общность начала распадаться.

Консолидация славянских племенных союзов. Славянские протогосударства и ранние государства

Выделилось несколько крупных группировок славянства. Пражско-Корчакская славянская группировка расселилась на реках Сава, Висле, Днестре, именно её Иордан назвал славинами. Это было первое упоминание славян под своим этническим именем. По поводу этого этнонима в исторической науке есть несколько предположений. Наиболее убедительной представляет­ся гипотеза о его происхождении от понятия «слово», что означало в те вре­мена «ясно говорящие» в отличие от немцев, т. е. «немых». В этой группе были также дулебы, висляне (в районах Верхнего и Среднего течения Вис­лы), поляне (Верхнее и Среднее течение Варты), ленчицане и середзяне, слензяне (Средний и Верхний Одер), дедошане и бобряне (по реке Бобр). Именно эти племена составили основу будущей польской народности. В Среднем Подунавье складывались народности чехов и словаков, основой которых стали славянские племена сепдличан, лучан, дечан, пшован, дулебов, чехов, моравов и др. Между верхним течением Западного Буга и Днепра рас­селились дулебы, от которых в VII−IX вв. отпочковались волыняне, древляне, поляне и дреговичи.

На юго-востоке раннесредневекового славянского мира выделилась племенная группировка антов. Они имели специфическую лепную керамику, земляные жилища, характерные только для них фибулы для женской одежды − пальчатые застежки с маскообразными основаниями. Интересно то, что анты имели только групповые могильники. В V−VI вв. анты рассели­лись в левобережной части Среднего Поднепровья и достигли Северского Донца, а в западном направлении − Дуная и Азовского моря.

Согласно описаниям Прокопия Кесарийского, анты и славины пользовались одинаковым языком, имели сходный быт, общие верования и даже похожую внешность. После 602 г. имя антов не встречается в письменных источниках. Одни исследователи считают, что анты были истреблены ава­рами, другие – что на их основе сформировались новые славянские племена (тиверцев, уличей, хорватов). Археологические раскопки подтверждают ско­рее вторую версию, нежели первую.

В начале VII в. произошла новая волна славянского расселения, вызван­ная вторжением в Европу аваров. По приглашению Византийского импера­тора Ираклия славянские племена сербов и хорватов поселились на опусто­шенных аварами землях Византийской империи. Во второй четверти VII в. в Среднем Подунавье создается крупное политическое объединение славян во главе с сербами, которое вскоре стало частью аварского каганата. Здесь на основе этнического синтеза сербов, аваров, наречан, захлумян и др. славян­ских племен складывается сербская народность. В борьбе с аварами рожда­лась хорватская народность. В середине VII в. хорваты создали свое протогосударство – княжество в Далмации. Оно находилось под верховной властью франков. Названия «сербы» и «хорваты» – иранские. Слово «хорваты» произошло, скорее всего, от иранского «страж скота», однако, возможно и от этнонима «сарматы» («женские», «изобилующие женщинами»).

Наряду с венетами и антами, в середине I тыс. н. э. формировалась третья большая культурно-племенная группа славян. Часть славянских племен под влиянием природно-климатических факторов в IV−V вв. переселилась из районов Среднего Повисленья в Новгород-Псковские земли. Страх перед разливами рек заставлял их селиться на возвышенностях и вдали от водоёмов. На новом местеони входили в контакты с местным финно-балтийским населением, которое, в отличие от пришельцев, не знало земле­делия и скотоводства. Поселки славян не были укреплены и состояли из домов − срубов. Поселенцы использовали подсечно-огневую систему земледе­лия и по диалекту (языку) были ближе к балтам, чем другим славянам. Инте­ресно то, что на новом месте пришельцы создали новый погребальный обряд. Остатки кремации (трупосожжения) хоронили в невысоких курганах. Мо­гильники были коллективные, поэтому курганы были достаточно длинными, до 10−100 метров.

С конца VI в. на северо-западе Европы наблюдались серьезные клима­тические изменения. Наступало потепление, уменьшалась влажность, пони­жалось зеркало Балтийского моря, осушались болотистые местности. Все это позволяло славянам северных областей Европы продвинуться на 200−300 км вглубь Русской равнины. В VII в. они осели в бассейне озера Ильмень и реки Волхов и стали называться ильменскими словенами. Теперь уже люди сели­лись чаще по берегам рек, озер, не опасаясь наводнений. Кроме традицион­ных земледельческих поселков, у них были укрепленные городские поселе­ния (Старая Ладога, Новгород). У истока реки Волхов из озера Ильмень словене соорудили племенное святилище. На Перынском холме, в священной роще стояла огромная деревянная статуя бога грозы и молнии − Перуна.

Словене имели специфический погребальный обряд. Остатки трупосожжения хоронили в высоких крутобоких насыпях, т. н. «сопках». Это были коллективные могильники, принадлежавшие большой семье, но росли они не в длину, а в высоту и ширину. В исторической науке есть несколько версий о происхождении ильменских словен. Одни ученые склонны считать их при­шельцами из Западной и Средней Европы, другие видят их родство с балтийскими народами. На самом деле по антропологическому типу ильменские словене близки балтам (низкое или низко-среднее узкое лицо).

Видимо, балтийские славяне, отправившись в северное путешествие, задержались в псковско-новгородских землях, ассимилировали и захватили с собой местное население, прибыли в район озера Ильмень и реки Волхов и сформировали здесь союз ильменских словен. Оставшаяся часть псковских и новгородских жителей стала называться кривичи («отрезанные»). В резуль­тате расселения других славянских групп образовались новые племенные союзы вятичей, северян, радимичей, дреговичей. Восточно-славянская народность − непосредственные предки русских – складывалась в рамках древнерусского государства на основе этнического синтеза венетов, актов, славян псковско-полоцких и словен ильменских.

Расселившиеся в юго-западном направлении (в северной Германии и северной Польше) славянские племена полабов, вагров, варнов и ободритов участвовали в складывании этнокультурной общности ободритов (что означало по однойверсии – «живущие по обе стороны Одера» и по другой – «те, кто грабит, обдирает»). Ободриты были союзниками Восточно-Франского госу­дарства. Они построили много укрепленных городов, центров политической жизни, ремесла и торговли.

В VI−VII вв. на Нижнем Одере поселилось племя велетов. Название его говорит само за себя. Славянский корень «вел» использовался для образова­ния таких слов как «великан», «богатырь». Видимо, эти богатыри отличались суровым нравом, ибо вторым этническим названием племени было «лютичи» (т. е. лютые).

В тесном контакте с германцами проходил этногенез словенцев. Славяне активно осваивали Балканский полуостров. Неслучайно византийские источни­ки называют целый ряд политических союзов, т. н. «славиний» или «славий» племенных союзов, создававшихся как с оборонительными, так и с захватническими целями. После болгарского завоевания балканских территорий местные славянские союзы были покорены. Однако славяне ассимилировали завоевателей, приняв их этническое имя.

С VI в. славяне попали в Грецию. В IХ−Х вв., когда Греция вошла в Ви­зантийскую империю, славянство было ассимилировано народами империи. Наконец, славяне проникли в восточные области Франкского государства. В бассейне реки Майна (правого притока Рейна) они создали первое славянское государство под руководством Само (сер. VII в.). Ещё в IX в. этот район был известен как «Terra Slavorum». Впоследствии местное славянское население было полностью ассимилировано представителями романо-германской куль­туры.

Таким образом, в IV−VII вв. славяне пережили несколько миграцион­ных волн, следствием чего стало ускорение процессов этногенеза.

Миграции способствовали консолидации племен. Они же приводили к появлению дружины, воинов. Появлялись благоприятные условия развития и возвышения княжеской власти. Постепенно союзы племен стали делиться на большие и малые племена и лишь в последних сохраняется вече – народное собрание. Большие племенные союзы хорватов, сербов, дулебов, кривичей занимали огромные территории. Некоторые славянские князья старались подражать византийскому императору, носили богатые одежды и умели го­ворить по-гречески. У некоторых племен (сербов, хорватов, полян) появи­лись княжеские династии. Однако вторжения и завоевания кочевников пре­рывали этот естественный процесс внутренней эволюции племен к государ­ственности. Так, например, случилось с балканскими славянами, когда они попалипод болгарское управление. Дальнейшее развитие государственности шло здесь в условиях славяно-болгарского синтеза в Первом Болгарском царстве.

Внутренние тенденции к объединению славянских племен и росту са­мостоятельности княжеской власти нашли отражение в образовании госу­дарства Само в Центральной Европе, о котором уже упоминалось на страни­цах данного пособия. На территории Моравии, Чехии, Словакии в VII−VII вв. племена оставались в пределах издавна занимаемых территорий. Политиче­ские процессы не форсировались миграцией. Катализатором их послужил на­тиск аварского каганата сюга и Франкской империи − с запада. Легенда гла­сит, что к славянам пришел франкский купец Само. Он возглавил восстание против аварского господства, сбора дани, пленения жен и детей. После ус­пешного восстания он правил в течение 35 лет, был богат, имел 12 жен и 37 детей. Таким образом, правителем государства был избран уважаемый чело­век, по его заслугам, доблести и мудрости. Это было типичное варварское королевство эпохи раннего средневековья.

Следующий этап складывания славянской государственности прихо­дится на VII−Х вв. Складывались и развивались Первое Болгарское царство, Сербское государство Рашка, Раннее польское государство, Великоморавское государство и, наконец, Древняя Русь. В VII−X вв. славянские народы созда­ли ранние государственные образования или вошли в иноэтнические полити­ческие союзы. Болгары, покорив славян, основали Первое Болгарское царство. С VII в. известны также раннее сербское, хорватское, польское государство. В VII−IX вв. набирало силу Великоморавское княжество. В это же время скла­дывались племенные княжения восточных славян, территории которых в IX в. были объединены в государство − Киевскую Русь. Таким образом, политогенез славянских племен протекал практически синхронно, может быть с некоторым опозданием (на 1−2 столетия) у восточных славян.

Каковы особенности ранних славянских государств?

Во-первых, все они достаточно долго переживали стадию перехода от племенной к государственной структуре. Фактически все славянские госу­дарства были союзами племен. Традиции племенной жизни были еще силь­ными: кое-где сохранялось всеобщее вооружение всех мужчин, вече – народное собрание, тысячная организация населения и т. п.

Во-вторых, в племенных союзах активно шел процесс складывания надобщинных, надплеменных государственных структур − княжеской власти, выделение княжеской дружины, княжеской администрации. Сущест­венные изменения претерпевала социальная структура племен. Значение ста­рой племенной знати уходило в прошлое. Формировалась новая знать, отбо­ром которой занимался зачастую сам князь. При этом решающую роль игра­ла служба князю, а не принадлежность к знатному роду, племени и т. п. В не­которых славянских государствах богатые люди также формировали новую знать.

В отличиеот уравнительной социальной структуры племени раннее го­сударство уже знает социальное неравенство. Наряду с племенной верхуш­кой, существовало значительное количество свободных земледельцев, а так­же зависимых людей (должников, например) и рабов.

В-третьих, в славянских государствах распадалась родовая община и формировалась соседская. Особенно быстро этот процесс протекал в Хорва­тии, Великой Моравии. Здесь появилось много городов, что является следст­вием и одновременно фактором распада родовой общины.

В-четвертых, в большинстве славянских политических союзов верховным титульным собственником земли считалось государство. Где-то, напри­мер в Хорватии и Великой Моравии, князь выступал лишь как политический держатель государственных земель, а поземельные отношения строились на основе частного и бенефициального права (т. е. условного землевладения), а где-то, как например, в Сербии или Болгарском царстве, экономическая сво­бода землевладельцев ограничивалась государством. Эти различия, наряду с другими причинами, объясняются близостью или отдаленностью славянских государств к тем странам, где поземельные отношения строились на основе римского частного права.

В-пятых, ранние славянские государственные институты выполняли следующие функции: организовывали борьбу с кочевниками, защищали сла­вянские территории, взимали подати, организовывали выполнение повинно­стей (например, строительной), регулировали социальные отношения (в большинстве славянскихстран государство препятствовало обнищанию сво­бодных общинников − потенциальных воинов и источник податей), вводили законы (например, «Закон судный людем» − раннее христианское законодательство, имевшее хождение во всех славянских странах), создавали благо­приятные внутренние и внешние условия хозяйственной деятельности, уст­раняли остатки племенного сепаратизма, вводя для этого, например, территориальное деление государства вместо племенного и т. п.

В-шестых, христианство начинало оказывать существенное влияние на жизнь, быт, общественные отношения ранних славянских государств. Раннее польское, хорватское, моравское общество находилось под преимуществен­ным влиянием западной христианской церкви, а сербское и русское общество − византийской христианской церкви.

Таким образом, на исходе раннесредневековой эпохи славяне создали государственность. Ряд факторов, в том числе близость к тем или иным оча­гам цивилизации (Византии, империи Карла Великого и т. п.) зачастую опре­деляла социокультурные и политические ориентации молодых политиче­ских союзов.

Основой мировоззрения славян было язычество.Следует отметить, что о славянской религии до VI−X вв. осталось мало свидетельств. Язычество содержало в себе аниматические верования. Славяне были убеждены, что всё в природе живое: и камень, и огонь, и дерево, и молния. Анимические представления (представления о душе) покоились на убежденности в трансцедентности души, в ее способности переходить в другую плоть. Славяне ве­рили в способность сверхъестественной силы к метаморфозам, превращени­ям, обращениям человека то в козла, то в собаку. По их воззрениям сверхъес­тественной и, прежде всего, нечистой силой была населена вся вселенная. Постепенно из этой сверхъестественной силы, видимо, выделились языче­ские божества. К VI в. славяне имели не только пантеон богов, но и были близки к единобожию. Скромное влияние на культуру славян оказало хри­стианство. В IХ−Х вв. большинство славянских народов принимает креще­ние.

На первом месте стояло обожествление сил природы. У славян насчиты­валось до 400 языческих персонажей. Каждое племя поклонялось своим бо­жествам. Наиболее известны были боги: Сварог − бог Неба, Хорс − бог Красного Солнца, Ярило − бог зрелого солнца, Дажбог − (Дающий бог) − божество Солнца, Световид − бог света. Велес − бог скота. Славянским Зевсом был бог грома и молнии Перун. Дом, баня, лес, водоемы населялись добрыми и злыми духами − домовыми, банниками, лесавками, русалками. Особо почитались родоплеменные божества и духи. Сородичи поклонялись мифическому родоначальнику − Деду. Отзвуки древнего заговора, обра­щенного к деду-пращуру, слышатся в современной детской присказке − «Чур! (т. е. Пращур) не меня!»

Люди верили, что с помощью церемоний, заговоров, молитв, жертвопри­ношений можно воздействовать на силы природы. Объектом особого почи­тания была земля, которую называли «матерью». Предметы, принесшие ко­гда-то удачу, хранились долгое время. Амулеты носили для того, чтобы ото­гнать темные силы. Религиозные верования не могли не влиять на образ жиз­ни славян. Они не знали понятие «греха». «Умыкание девиц» (воровство не­вест), сквернословие считалось обычной нормой и не осуждалось.

Особой церемонией сопровождалось погребение. В некоторых местностях трупы сжигали на костре, пепел собирали в специальную урну,которую вы­ставляли на столбе, на перекрёстке дорог. Считалось, что в течение 30 дней души покойников могутпосещать дом, потому для них выставлялась жерт­венная пища. Погребение сопровождалось тризною – поминками, которые состояли в пиршествах и воинственных играх. По истечение положенного срока урну хоронили. Как и многим варварским народам, славянам не был чужд обычай кровной мести.

Огромное влияние на культуру славян оказало христианство. Большой вклад в распространение христианского вероучения среди славян внесли гре­ческие миссионеры, святые Кирилл и Мефодий, а также их ученики (IХ−Х вв.). Мефодий и Кирилл принадлежали к знаменитому роду города Фессалоники. Они с детства научились славянскому языку. Мефодий сначала был на военной службе и управлял славянской областью, а позднее постригся в монахи. Кирилл получил образование при Константинопольском дворе, принял духовный сан и остался в столице. Позднее он поступил в Олимпийский мо­настырь, настоятелем которого к тому времени был Мефодий. По просьбе великоморавского князя в 862 г. византийский император послал братьев не­сти слово божие западным славянам. Братья перевели Святое Писание на славянский язык, составили славянскую азбуку, вели проповеди на славян­ском языке. Трудной была борьба между немецкими и греческими миссионе­рами. Немцы преследовали Кирилла и Мефодия и их учеников. В начале X в. Великоморавское государство попало под германское влияние, местные на­роды приняли крещение по Римскому обряду. Католичество утвердилось также среди ляхов (поляков), живших на реках Висле и Варге. Ученики Ки­риллаи Мефодия способствовали распространению православной веры в Болгарском царстве. В IХ−Х вв. большинство славянских народов приняли христианство, либо в католической, либо в православной его версиях.

К IX−X вв. четко определилось деление славян на западных, восточных и южных. Предками русских людей стали восточные славяне. Совсем недав­но господствующей была точка зрения об исходном единстве восточного славянства, о распространении всех восточных славян из единого центра, ко­торым, как правило, считалось Поднепровье. Единым считался и язык вос­точных славян, который, как полагалось, стал диалектным лишь во времена феодальной раздробленности. Однако, как показали исследования, такой подход является упрощенным и не-точным.

Все больше сторонников находит точка зрения Д.К. Зеленина, выска­занная им ещё в начале ХХ в. о полицентризме и полиэтнической базе фор­мирования восточного славянства. Д.К. Зеленин писал, что южнорусское на­селение отличается от севернорусского значительно больше, чем от белору­сов. Этнические корни этого явления он видел в том, что славянство, прини­мавшее участие в складывании восточнославянской народности, не было од­нородным. Полочане, словене новгородские имели генетическое родство с западными и балтийскими славянами. Сейчас доказано, что словене ильменские по 20 важнейшим признакам отличались от днепровских славян (см. разд. «О происхождении и расселении славян»).

15 славянских племенных союзов заняли территорию от Южного Буга и Днепра до Волги, от Дуная до Волхова и положили начало древнерусской народности. Летописи сохранили их названия. На севере Восточно-Европейской равнины, около озера Ильмень и реки Волхов, жили, как нам уже известно, словене. Племенным центром их был город Новгород. Почвы севера оказались малопригодны для земледелия, поэтому здесь развивались ремес­ла, торговля, промыслы.

На плодородных землях долины реки Днепр расселились поляне (поле). Их городом был Киев, название которого напоминает об его легендарном основателе − Кие (по одним источникам славянский князь, по другим − перевозчик на днепровской переправе). Как правило, славяне селились по берегам рек. Это было удобно для ведения земледельческого хозяйства и торговли.

По реке Припяти жили древляне (обитатели леса). Верховье Западной Двины, Волги, Днепра заняли кривичи и полочане. По реке Оке и Москва-реке – вятичи. По Соже и Десне − радимичи. По Десне, Сейме и Северскому Донцу – северяне, по Буту − бужане, волыняне, дулебы. Часть племен разместилась в Причерноморье (тиверцы, уличи).

Города славян были племенными и религиозными центрами. В зависи­мости от местности славяне занимались земледелием, скотоводством, зве­роловством, ремеслами, торговлей. Земледельческие племена, кроме дере­вянной сохи, использовали плуг с железным наконечником. Однако славян­ское земледелие длительное время оставалось подсечным. Посевы произво­дились на месте лесных вырубок. Первые два–три года получали неплохой урожай, а затем переходили на новое место.

Славяне выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, бобы, го­рох, лен, коноплю; разводили домашних животных: коров, лошадей, овец, свиней, коз. Крестьянский труд составлял основу жизни народа. Неслучайно былины прославляли пахаря-богатыря Микулу Селяниновича. Славяне знали кузнечное, литейное, гончарное дело. Славяне были высоки, сильны, вынос­ливы. Они отличались простотой быта. Питались грубой и даже сырой пищей, употребляя ячмень, просо, молоко, квас. На пирах пили хмельной напи­ток из меда. В теплое время года носили только белье, а в холодное – наки­дывали на плечи звериные шкуры. Обувью служили лыковые лапти. Оружие делали из дерева и железа. Широко использовались деревянные копья и стрелы.В условиях сурового климата им требовались теплые жилища, для строительства которых употреблялся лес. Это были срубы – дома из бревен, которые освещались масляными лампами. В случае опасности славяне ухо­дили в леса и грады (города, защищенные земляным валом и деревянными стенами).

Геополитические условия (срединное положение между Востоком и Западом, однотипность природы, оторванность от морей, а значит, от миро­вых торговых путей, удаленность от «осевых цивилизаций», слабая заселен­ность территории, короткий цикл сельскохозяйственных работ) не способст­вовали индивидуализации хозяйственной и социальнойжизни, наоборот, обусловили консервацию родовых отношений и длительное сохранение об­щины − коллектива родственников или соседей, ведущих, как правило, ча­стное хозяйство на земле, право распоряжения которой принадлежало всему коллективу.

Сход (собрание) общинников устраивал уравнительные переделы земельных участков и других сельхозугодий по справедливости, столь ценимой славянами. Ценностями общинного поведения становились взаимопомощь, терпеливость, сплочённость, преданность харизматическим (т. е. наделенным божественной благодатью)лидерам, склонность не к праву, но к воле. Еще и сегодня не забыты пословицы о пользе общины: «Миром (так называлась община)тору сдвинем», «С миру по ниткеголому рубашка» и др. В догосударственный период важную роль в племенах играли старейшины и воен­ные вожди, а также народные собрания − вече.

На востоке соседями славян были тюркские народы, которые уже соз­дали свои государства. Это Тюркский, Хазарский, Аварский каганаты, Волж­ская Булгария. Часть тюркских народов приняли ислам. Правители этих го­сударств − каганы – имели неограниченную власть. В Хазарии официальной религией был иудаизм, что позволило Л. Гумилеву сделать предположение о том, что Хазарское государство было основано евреями, проделавшими в свое время путь из Вавилона через Кавказ в долину реки Волги и основав­шими здесь свои поселения, в том числе крупнейший торговый город сред­невековья Итиль.

Славяне время от времени были данниками тюркских народов и хазар. На северо-востоке славяне мирно уживались с финно-угорскими народами (мордвой, весью, муромой, чудью). Финны были невысоки ростом, занима­лись звероловством, жили в землянках и шалашах, обменивали меха и кожи на оружие и арабские ткани, привозимые из Волжской Булгарии. Славяне се­лились среди финно-угорских племен, строили города Изборск, Белоозеро и другие.

Достаточно активными деятелями конца I тыс. н. э. были жившие на Скандинавском полуострове германские племена норманнов, которых евро­пейцы называли «викингами», а славяне − «варягами». Это были отважные мореплаватели и воины. Известно, что один из норманнских конунгов (воен­ных вождей) Лейф Счастливый уже в Х в. на своих ладьях (так называ­лись корабли скандинавов) добрался до берегов Северной Америки. Викинги часто вторгались в европейские города и грабили их.

Славянские купцы нередко нанимали варягов для охраны своих торго­вых караванов, продвигавшихся по знаменитому в средние века торговому пути «из варяг в греки», маршрут которого начинался в Скандинавии, пере­секал Финский залив, реки Неву, Волхов, озеро Ильмень, реку Днепр и завершался в Византии. В рассматриваемое время норманны переживали процесс рас­пада родовой общины. Молодые конунги рвали традицию и искали опоры не столько среди сородичей, сколько среди воинов-дружинников. Энергия пас­сионариев выплескивалась в завоевательные походы. На Западе земли пред­ков россиян граничили с территориями западных славян и балтийских наро­дов. И те, и другие все чаше попадали под католическое влияние.

Наконец, богатым и авторитетным соседом славян была Византия. Во­енные походы в Константинополь (Царьград) становились делом чести сла­вянских князей. Реципрокные раздачи награбленного имущества поднимали авторитет племенных вождей, создавались возможности для выдвижения «способных и честолюбивых» на руководящие роли в общине.

К концу I тыс. н. э. у восточных славян накопилось немало проблем, решение которых было не под силу отдельным племенам. Это, например, потребности в обороне иликвидация даннических отношений, установление торговых контактов с развитыми государствами, преодоление братоубийст­венного соперничества, развитие межплеменных обменов. Однако племен­ной сепаратизм, подогреваемый язычеством, оказался настолько велик, что не позволил создать единые, надобщинные властные структуры.

Древними славянами называют раннесредневековые племена, проживавшие в VI-VIII веке, когда на территории Евразии происходило активное расселение. В письменных источниках, первые упоминания о них датируются VI веком нашей эры. Сегодня мы с вами познакомимся с происхождением, расселением и занятиями древних славян.

Происхождение

Прежде чем рассмотреть занятия древних славян, поговорим об их происхождении и расселении. Однозначно славянскими ученые определяют такие археологические культуры VI-VII веков:

  1. Пражско-корчакскую (верхняя Эльба - средний Дунай).
  2. Пеньковскую (средний Днестр - Северский Донец).
  3. Колочинскую (Гомельская и Брянская области).

Киевскую археологическую культуру II-IV веков большинство ученых считает предшественником перечисленных выше культур. Касательно еще более ранних периодов в истории славян, авторитетом пользуются предположения В.В. Седова. Ученый считал, что к раннеславянским культурам можно отнести культуру подклешевых погребений IV-I века до нашей эры, которая после миграции кельтских племен преобразовалась в пшеворскую. В Польше кельты ассимилировались со славянами, которых ученый ассоциирует с венедами. О славянском происхождении венедов впервые было упомянуто готским историком Иорданом в VI веке нашей эры.

Во II-III вв. происходила миграция пшеворских племен из Висло-Одерского региона в сторону междуречья Днепра и Днестра, которое тогда заселялось позднескифскими и сарматскими племенами. Одновременно с этим происходило перемещение германских племен готов и гепидов на юго-восток. Так в районе от нижнего Дуная до лесостепного левобережья Днепра образовалась полиэтническая культура с преобладанием славян. При славянизации местных скифов и сарматов, в Приднепровье сформировался новый племенной союз, который в византийских источниках нарекли антами.

По данным В.В. Седова, принадлежность антов к славянам несомненна. Верования, язык и занятия у древних славян и антов были практически одинаковыми. Однако византийские историки VI века отмечали, что между антами и славянами был ряд различий, кроме территориальных. Вероятно, что они были отдельными племенными образованиями, также имели отличия этнографического характера.

По мнению Седова, из антов произошло пять славянских племен: сербы, хорваты, уличи, тиверцы и поляне. Когда VII век приходил на смену VI, анты были союзниками Римской империи и подняли восстание против аваров. У аваров на тот момент было достаточно сил, чтобы полностью уничтожить противника. Произошло это или нет неизвестно, однако после войны 602 года упоминания об антах исчезли со страниц источников.

Славянское население Европы было представлено племенными союзами, каждый из которых мы кратко рассмотрим ниже.

Дулебы

Этот племенной союз древних славян, расселение и занятия которых мы рассматриваем, начиная с VI века, обитал в бассейне Буга и притоков Припяти. Исследователи признали дулебов одними из наидревнейших восточнославянских этнических групп. Как и у многих других древних славян, занятия дулебов были связаны в основном с земледелием. Именно из дулебов позже образовались племенные союзы - волыняне и древляне. В седьмом веке дулебы подверглись нападению аваров. В 907 году они участвовали в походе на Константинополь под предводительством князя Олега. В X веке объединение распалось, а его земли вошли в состав Киевской Руси.

Волыняне

Этот племенной союз заселял обе стороны Западного Буга и район около истока реки Припять. Предположительно предками волынян были дулебы. В русских летописях эта этническая группа встречается впервые в 907 году, когда ее представители в качестве толковинов (переводчиков) принимали участие в упомянутом выше походе на Византию. В 981 году князь Владимир подчинил себе земли, на которых обитал этот племенной союз. Так появился город Владимир-Волынский.

Вятичи

Племенной союз, обитавший в бассейнах верхней и средней части реки Ока, а также по реке Москва. Их родоначальником, судя по «Повести временных лет», был Вятко, пришедший от поляков со своим братом Радимом - родоначальник радимичей. Согласно археологическим наблюдениям, расселение вятичей произошло с территорий Днепровского левобережья или верховья Днестра. Многие исследователи считают субстратом вятичей местное балтское население. В бассейне Оки племенной союз расселялся в VI-VIII веках. В качестве союзников он принимал участие в походе на Византию, однако долгое время не зависел от киевских князей, оставаясь язычниками. К XII веку территория вятичей была поделена между Черниговским, Рязанским и Ростово-Суздальским княжествами.

Древляне

Это племенной союз на протяжении четырех веков (VI-X) занимал территорию Полесья и правобережье Днепра, около рек Тетерев, Уборть, Уж, и Ствига, находясь немного западнее полян. Район его проживания совпадает с районом лука-райковецкой культуры. По объяснению летописца, название "древляне" связано с их предпочтением обитать в лесах. На землях этого племенного союза были обнаружены захоронения с трупосожжением в урнах, которые хоронились в бескурганные могильники. Ближе к VIII веку начали распространяться погребения в курганах, к X - безурновые захоронения, а к XIII - трупоположения в курганах.

Из-за отсутствия в могилах древлян оружия, можно полагать, что они были мирным племенем как и многие другие древние славяне. Жизнь и занятия древлян строились вокруг земледелия, выращивания домашнего скота и прочих промыслах (гончарный, кузнечный, ткацкий, кожевенный). В 883 году князь Олег покорил их и наложил на них дань. В 945 году князь Игорь отправился к древлянам за данью и решил взять больше чем положено, за что был убит. Месть вдовы Ольги была жестокой. Она спалила город Искоростень - столицу древлян, взяла в плен старейшин, часть людей убила, еще часть взяла в плен и лишь некоторых оставила для уплаты дани. Вся земля племени тогда была присоединена к киевскому уделу.

Дреговичи

Точные границы обитания этого племенного союза до сих пор не установлены. Ряд исследователей, в том числе и В.В. Седов, полагают, что они в VI-IX веках занимали земли средней части бассейна реки Припять. Заселяя Беларусь, дреговичи шли с юга на север, что указывает на южное происхождение племени. Согласно летописи, дреговичи, древляне, поляне и кривичи, произошли от осевших на белорусских землях племен хорутан, сербов и белых хорватов, которые пришли туда в VI-IX вв. В X веке, земли дреговичей перешли в состав Киевской Руси, а еще позже - Полоцкого и Туровского княжеств.

Кривичи

Этот племенной союз VI-XI вв. проживал на территории нынешней Смоленской, Брянской, Псковской, Могилевской и Витебской области, а также восточной Латвии. Он был сформирован из местного балтского и пришлого славянского населения. Кривичей разделяют на две крупные группы: полоцко-смоленскую и псковскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей были найдены украшения балтского типа. В «Повести временных лет» указано, что в середине IX века, кривичи платили дань «заморским» варягам, а несколько позже пригласили Рюрика с братьями на княжение. В 882 году князь Олег пошел на Смоленск и взял его. Как и другие племена славян, они ходили с ним на Византию и платили дань. В XI-XII веке на территории расселения кривичей образовались Смоленское и Полоцкое княжества.

Поляне

Этот племенной союз славян обитал в районе современного Киева. Так как территория его расселения находилась на стыке целого ряда археологических культур, происхождение полян остается неясным. Примерно до средины VIII века, поляне были в оборонительном положении относительно соседствующих племен, но культурное и экономическое превосходство позволило им перейти в наступление. В результате к концу IX века им были подвластны древляне, северяне, дреговичи и многие другие племенные союзы. Раньше других у полян водворилось и христианство. Центральным городом полянских земель был Киев. С этим племенным союзом связана одна из главных версий происхождения Руси, которая упоминается в «Повести временных лет».

По данным ученых, эта версия выглядит более правдоподобно, нежели «варяжская легенда». Древнерусский автор считал полян славянами, которые стали первыми использовать для своей идентификации слово «русь». По словам летописца Нестора, поляне резко отличались от соседей по нравственным свойствам и формам общественного была. Во второй половине X века на земли полян пришел еще один народ, который многие историки называют рутами-русами, пришедшими из Великой Моравии. Со временем поляне и русы смешались и стали говорить на славянском языке, а их союз получил название поляне-русь.

Радимичи

Народ обитал в Верхнем Поднепровье в VIII-IX вв. Его родоначальником был Радим и его брат Вятко, которые пришли «от ляхов». В IX веке радимичи выплачивали дань Хазарскому каганату. В 885 году их подчинил князь Олег. Последнее упоминание об этом племенном союзе датируется 1169 годом, когда его территория была поделена между Черниговским и Смоленским княжеством.

Северяне

Северяне - племенной союз, обитавший в бассейнах рек Десна, Сула и Сейм. Со стороны запада их соседями были дреговичи и поляне, а со стороны севера - вятичи и радимичи. Ученые соотносят этот племенной союз с носителями волынцевской культуры, проживавшими на левом берегу Днепра в VII-IX вв. Как и в случае с другими древними славянами, занятия северян были сосредоточены вокруг земледелия. В IX веке они выплачивали дань хазарам, пока в 882 году не были подчинены киевским князем Олегом. Позже на территории северян образовалось Черниговское княжество.

Словене ильменские

Этот племенной союз проживал в Новгородской области, близ озера Ильмень, недалеко от кривичей. Вместе с соседями словене ильменские участвовали в призвании варягов. Воины этого племенного союза воевали за дружину князя Олега и ходили на полоцкого князя Рогволда под предводительством Владимира Святославовича.

Тиверцы

Это восточнославянское племя проживало в междуречьях Прута, Днестра и Дуная, в том числе на Буджанском побережье Черного моря. Тиверцы участвовали в походах князей Олега и Игоря. В середине X века они стали входить в состав Киевской Руси, а в начале XII - ушли на север под давлением половцев и печенегов, смешались с другими славянскими племенами.

Уличи

Уличи, судя по «Повести временных лет», проживали в нижних течениях Буга, Днепра и на побережье Черного моря. Город Пересечен был центром племенного союза. Долгое время уличи оказывали киевским князьям сопротивление. В отличие от большинства восточнославянских племен, они не принимали участие в походе на Константинополь под предводительством князя Олега. На рубеже 940-х, воевода Свенельд целых три года осаждал Пересечен. Под натиском кочевых племен, уличи все-таки отошли на север и вошли в состав Киевской Руси.

Теперь поближе познакомимся с занятиями, бытом, нравами и обычаями древних славян.

Быт и обычаи

Древние славяне были оседлым земледельческим народом, который знал толк в выращивании полезных растений. Они разводили домашних животных, промышляли рыбалкой и охотой, а также совершенствовали свои навыки в некоторых ремеслах. Предки не имели амбиций касательно соседних земель, поэтому военное дело никогда не входило в перечень основных занятий древних славян. Как показывает лингвистический анализ, славяне начали осваивать оседлый образ жизни еще тогда, когда были частью индоевропейских народов. Они умели молоть хлебные зерна и делать из них муку, из которой в результате получался добротный хлеб. Из муки и хмеля делали дрожжи, брагу и пиво; из льняных и конопляных волокон - пряжу, из кожи животных - сапоги, а из кожи с шерстью - кожухи и шубы. Еще до разделения, славянам были известны способы обработки некоторых металлов. Древнейшие поселки, обнаруженные археологами, относятся к V-VI векам до нашей эры. Находки, добытые в этих раскопках, позволяют современному человеку восстановить картину жизни древних славян: быт, нравы, обычаи и занятия.

Свои поселения древние славяне не укрепляли. Они жили в постройках, которые были немного углублены в почву; в наземных домах, каркас которых держался на врытых в землю столбах. При раскопках поселений и могил древних славян были найдены кольца, застежки, булавки, а также разнообразные керамические изделия (миски, горшки, кувшины, кубки, амфоры). Позже славяне начали строить свои дома в труднодоступных для врагов местах - на болотах или высоких берегах водоемов. Так как главным хозяйственным занятием древних славян было земледелие, для поселений они выбирали районы с плодородными почвами. В холодное время года славяне перебирались в полуземлянки, в которых обустраивались глинобитные или каменные печи.

Общественно-политический строй

Политической основой восточнославянских племенных союзов были институты так называемой военной демократии. Их возглавляли князья, которые выполняли управленческие и военные функции. Они опирались на дружину и воинское братство, состоящее из профессиональных военных. Княжеская власть носила догосударственный характер. Она была авторитетно-властным полномочием и обязанностью, а не авторитарно-властным господством и привилегией. Кроме князя и дружины, важную роль в общественно-политической деятельности играло народное собрание «вече» и совет старейшин.

Прежде чем появились первые признаки государственности, славяне жили общиной, в которой постепенно закреплялось такое понятие как частная собственность. Каждая семья имела право на владение лядиной - участком расчищенной земли.

Интеграция племенных союзов восточных древних славян, занятий и быт которых мы рассмотрели, привела к образованию в IX веке нескольких геополитических центров. На юге выделились поляне с центром в Киеве, а на северо-западе - словене, с центром сначала в Ладоге, а затем в Новгороде. Когда эти два центра объединились, образовалась новая организационная форма общества, получившая название Древнерусское государство.

Религия

Рассматривая происхождение, расселение, занятия и быт древних славян, нельзя упустить такой важный аспект как религия. Как и большинство народов того времени, древние славяне были язычниками. Письменные религиозные тексты от первоисточника отсутствуют, точной информации о верованиях этих племен нет. Источниками по данному вопросу выступают, разве что тексты арабских и греческих путешественников, археологические памятники и этнографические сведения.

Довольно широко у славян были распространены тотемические верования. Характерными тотемными были звери: лось, медведь и кабан. Постепенно восхваление животных-предков преобразовалось в почитание священного животного определенного божества. Так, у Перуна священным был кабан, а у Велеса - медведь. Общеславянского пантеона божеств, который можно было бы считать единым, так и не было создано. Последняя попытка создать нечто подобное была предпринята в 980 году князем Владимиром. В созданный им киевский пантеон вошло шесть божеств. Их подбор служил политическим целям, чем отображал истинные верования киевлян.

Во главе пантеона стоял бог Перун, который считался покровителем князей и воинской дружины. На втором плане стояли божества: Стрибог, Хорс, Симаргл, Даждьбог и Макошь (единственное женское божество этого пантеона). Тем временем, Велес - один из наиболее уважаемых народом богов, покровитель богатства, торговли и скота, в княжеский пантеон включен не был. Это было довольно странным решением, учитывая основные занятия древних славян, кратко изложенные выше.

Все же Велесу отдали должное - его идол был установлен у подножия Старокиевской горы на Подоле. Данная религиозная реформа не увенчалась успехом, поэтому было принято решение заменить существующую веру на византийскую. В 988 году Русь приняла христианство. Славянское язычество кануло в лету, однако его отголоски и по сей день можно встретить в народной культуре в виде верований, сказок, гаданий, песен и обрядов.

В заключение

Сегодня мы рассмотрели расселение, род занятий, верования древних славян. В заключение стоит отметить, что эти племена проживали в VI-VIII вв. на территории восточной Европы. Жизнь и занятия древних славян были преимущественно мирными, направленными на созидание и развитие.

История возникновения такого великого и могущественного народа, как славяне, интересовала множество поколений и не перестает терять к себе интерес даже в наше время. Происхождение восточных славян интересовало многих историков, и об этом до сих пор ведутся споры. В древности славянами восхищались такие великие умы и писари, как Епископ Оттон Бамберский, император Византии Маврикий Стратег, Прокопий Писарийский, Иордан и многие другие. Подробнее, кто такие славяне, откуда они пришли и как образовали первую общину читайте в нашей статье.

Восточные славяне в древности

Определенной теории о том, где находилась прародина древних славян ещё не выведено. Историки и археологи вот уже на протяжении нескольких десятков лет ведут споры, и одна из самых главных – это византийские источники, которые утверждают, что восточные славяне в древности ближе к VI веку до н.э. занимали огромную территорию Центральной и Восточной Европы, а также делились на три группы:

  1. венеды (проживали у бассейна Вислы);
  2. склавины (проживали между верховьем Вислы, течением Дуная и Днестром);
  3. анты (проживали между Днепром и Днестром).

Как утверждают историки, данные три группы славян в дальнейшем образовали следующие ветви славянства:

  • южные славяне (склавины);
  • западные славяне (венеды);
  • восточные славяне (анты).
    • Исторические источники VI века утверждают, что какой-либо раздробленности между славянами в это время не было, так как у племенные союзы восточных славян имели схожий и язык, и обычаи, и законы. У них также был схож образ жизни, нравы и любовь к свободе. Славяне вообще отличились очень большой волей и любовью к свободе, и в качестве раба у них выступал лишь военнопленный, причем это было не пожизненное рабство, а лишь на определенный период времени. Позже пленного могли выкупить, либо его отпускали и предлагали стать частью общины. Издавна древние славяне жили в народоправстве (демократии). По своему темпераменту отличались сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью, были гостеприимны к чужестранцам, отличались от остальных языческим многобожием и особыми продуманными обрядами.

      Племена восточных славян

      Самые ранние племена восточных славян, о которых писали летописцы, были поляне и древляне. В основном они расселялись в лесах и полях. Древляне часто жили за счет налетов на своих соседей, от чего часто страдали поляне. Именно эти два племени основали Киев. Древляне находились на территории современной Украины на Полесье (Житомирская область и западная часть Киевской области). Поляне населяли земли около среднего течения Днепра и по его правую сторону.

      После дреговичей шли кривичи и полочане. Они населяли современную территорию Псковской, Могилёвской, Тверской, Витебской и Смоленской областей РФ, а также восточную часть Латвии.

      После них были новгородские славяне. Так прозывали себя только коренные жители Новгорода и тех, кто жил на соседних землях. Также, летописцы писали, что новгородские славяне – это славяне ильменские, которые были выходцами из племен кривичей.

      Северяне также были выселенцами кривичей, и населяли современную территорию Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей.

      Радимичи и вятичи были выселенцами ляхов, и назывались так от имен родоначальников. Населяли радимичи междуречье верхней части Днепра, а также Десны. Ещё их поселения были расположены по всему течению Сожи и всех его притоков. Вятичи населяли верхнюю и среднюю Оку и Москву-реку.

      Дулебы и бужани – это названия одного и того же племени. Они располагались на Западном Буге, и так как в летописях о них писали, что данное племя располагалось в одно и то же время в одном месте, то их после прозывали волынянами. Дулеб можно также рассматривать как отрасль хорватского племени, который поселился до сегодняшнего дня на берегах Волыни и Буга.

      Последними племенами, которые населяли Юг, были уличи и тиверцы. Уличи располагались вдоль нижнего течения Южного Буга, Днепра и побережья Черного моря. Тиверцы же находились в междуречье Прута и Днепра, а также Дуная и Буджакского побережья Черного моря (современная территория Молдавии и Украины). Эти же племена оказывали на протяжении сотен лет сопротивление русским князьям, и Иорнаду и Прокопию они были так же известны, как анты.

      Соседи восточных славян

      На рубеже II-I тыс. до н.э. соседями древних славян были киммерийцы, которые населяли Северное Причерноморье. Но уже в VIII-VII вв. до н.э. их вытеснили из земель воинственное племя скифов, которые годы спустя основали на этом месте собственное государство, которое будет всем известно, как Скифское царство. Им подчинялись многие скифские племена, которые расселились в низовьях Дона и Днепра, а также в причорноморских степях от Дуная, до Крыма и Дона.

      В III веке до н.э. с востока из-за Дона на Северное Причерноморье стали переселяться племена сарматов. Большая часть скифских племен ассимилировалась с сарматами, а оставшаяся часть сохранила свое прежнее название и переселилось в Крым, где продолжало существовать Скифское царство.

      В эпоху Великого переселения народов, на Причерноморье переселились восточногерманские племена – готы. Они существенно повлияли на экономику и культуру Северного Причерноморья, нынешней территории Украины и России. После готов пришли гунны, которые разрушали и грабили все на своем пути. Именно из-за их частых нападений прадеды восточных славян были вынуждены переселиться ближе к северу в лесостепной полосе.

      Последние, кто оказал не малое влияние на переселение и образование славянских племен были тюрки. В середине VI века с востока пришли прототюрские племена, которые образовали на огромной территории, простирающейся от Монголии до Волги, Тюрский каганат.

      Таким образом, с приходом все новых и новых соседей, происходило расселение восточных славян ближе к нынешней территории Украины, Беларуси и России, где в основном преобладала лесостепная зона и болота, возле которых строились общины и которые защищали роды от набегов воинственных племен.

      В VI-IX веках территория расселения восточных славян простиралась с востока на запад начиная с верховьев Дона и Средней Оки и до Карпат, а с юга на север от Среднего Поднепровья и до Невы.

      Восточные славяне в догосударственный период

      Восточные славяне в догосударственный период в основном образовывали небольшие общины и роды. Во главе рода стоял «родоначальник» - старейшина общины, который принимал окончательное решение за свое племя. Племена часто переезжали с места на место, так как основное занятие древних славян было земледелие, и им требовалась новая земля для вспахивания. Вспахивали землю либо на поле, либо рубали лес, сжигали поваленные деревья и после засеивали все семенами. Обрабатывалась земля зимой, чтобы к весне она уже была отдохнувшей и полной сил (зола и навоз хорошо удобряли земельный участок под посев, помогая ей достичь большей урожайности).

      Ещё одной причиной постоянных переездов славянских племен были нападения соседей. Восточные славяне в догосударственный период часто страдали от набегов скифов и гуннов, из-за чего, как мы писали выше, им пришлось заселить земли ближе к северу на лесной местности.

      Основная религия восточных славян – языческая. Все их боги были прообразами природных явлений (самый главный бог Перун – бог Солнца). Интересный тот факт, что языческая религия древних славян берет начало ещё у религии древних индонезийцев. В течении всего переселения, она часто подвергалась изменениям, так как многие обряды и образы были заимствованы у соседних племен. Не все образы в древней славянской религии считались богами, так как Бог в их понятии – это дающий удел, богатство. Как и в античной культуре, боги делились на небесных, подземных и земных.

      Образование государства у восточных славян

      Образование государства у восточных славян произошло на рубеже IX-X веков, так как роды становились более открыты а племена более дружественны. После их объединения в единую территорию требовался грамотный и сильный лидер – князь. Пока во всей Северной, Восточной и Центральной Европе племена объединялись в Чешское, Великоморавское и Древнепольское государства, восточные славяне пригласили править своим народом заморского князя, по имени Рюрик , после чего и образовалась Русь. Центром Руси был Новгород, но когда Рюрик умер, а его законный наследник, Игорь, был ещё мал, князь Олег взял власть в свои руки и, убив Аскольда и Дира, присоединил Киев. Так образовалась Киевская Русь.

      Подведя итог можно сказать, что наши предки пережили очень много бед, но выдержав стойко все испытания, основали одно из сильнейших государств, которое живет и процветает по сегодняшний день. Восточные славяне – одна из сильнейших этнических групп, которая со временем объединилась и основала Киевскую Русь. Их князья с каждым годом завоевывали все больше территорий, объединяя их в одно единое великое государство, которое боялись царства, существующие намного дольше с более развитой экономикой и политикой.

Античные историки были уверены, что на территории Древней Руси живут воинственные племена и «люди с песьми головами». С тех прошло много времени, но многие загадки славянских племен не разгаданы до сих пор.

Северяне, живущие на юге

Племя северян в начале VIII века населяло берега Десны, Сейма и Северского Донца, основало Чернигов, Путивль, Новгород-Северский и Курск. Название племени, по мнению Льва Гумилева, связано с тем, что оно ассимилировало кочевое племя савиров, которое в древности жило в Западной Сибири. Именно с савирами связывают и возникновение названия "Сибирь". Археолог Валентин Седов считал, что савиры были скифско-сарматским племенем, а топонимы северян имеют иранское происхождение. Так, название реки Сейм (Семь) происходит от иранского śyama или даже от древнеиндийсого syāma, что означает «темная река». Согласно третьей гипотезе, северяне (северы) были переселенцами из южных или западных земель. На правом берегу Дуная жило племя с таким названием. Его запросто могли «подвинуть» вторгшиеся туда булгары. Северяне были представителями средиземноморского типа людей. Они отличались узким лицом, вытянутым черепом, были тонкокостны и носаты. В Византию они везли хлеб и меха, обратно - золото, серебро, предметы роскоши. Торговали с болгарами, с арабами. Северяне платили дань хазарам, а затем вошли в союз племен, объединенных новгородским князем Вещим Олегом. В 907 участвовали в походе на Царьград. В IX веке на их землях появились Черниговское и Переяславское княжества.

Вятичи и радимичи – родственники или разные племена?

Земли вятичей располагались на территории Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей. Внешне вятичи напоминали северян, но не были так носаты, зато у них была высокая переносица и русые волосы. В «Повести временных лет» указано, что название племени пошло от имени родоначальника Вятко (Вячеслав), который происходил «от ляхов». Другие ученые связывают название с индоевропейским корнем "ven-t" (влажный), или с праславянском "vęt" (большой) и ставят название племени в один ряд с венедами и вандалами. Вятичи были умелыми воинами, охотниками, собирали дикий мед, грибы и ягоды. Было распространено скотоводство, подсечное земледелие. Они не входили в состав Древней Руси и не раз воевали с новгородскими и киевскими князьями. По преданию, брат Вятко Радим стал родоначальником радимичей, которые расселились между Днепром и Десной на территориях Гомельской и Могилевской областей Беларуси и основали Кричев, Гомель, Рогачев и Чечерск. Радимичи тоже восставали против князей, но после битвы на Пещани покорились. Летописи упоминают о них в последний раз в 1169 году.

Кривичи – хорваты или «ляхи»?

Доподлинно неизвестно прохождение кривичей, которые с VI века жили в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра и стали основателями Смоленска, Полоцка и Изборска. Название племени пошло от родоначальника Крива. От других племен кривичи отличались высоким ростом. Имели нос с выраженной горбинкой, четко очерченный подбородок. Антропологи относят кривичей к валдайскому типу людей. Согласно одной версии кривичи - это мигрировавшие племена белых хорват и сербов, по другой – выходцы с севера Польши. Кривичи тесно сотрудничали с варягами и строили корабли, на которых те ходили в Константинополь. В состав Древней Руси кривичи вошли в IX веке. Последний князь кривичей Рогволод был убит с сыновьями в 980 году. На их землях появились Смоленское и Полоцкое княжества.

Словене-вандалы

Словены (ильменские словены) были самым северным племенем. Жили на берегах озера Ильмень и на реке Мологе. Происхождение неизвестно. Согласно преданиям, их предками были Словен и Рус, которые еще до нашей эры основали города Словенск (Великий Новгород) и Старую Руссу. От Словена власть перешла к князю Вандалу (известен в Европе как остготский предводитель Вандалар), у которого было три сына: Избор, Владимир и Столпосвят, и четыре брата: Рудоток, Волхов, Волховец и Бастарн. Жена князя Вандала Адвинда была из варягов. Словене то и дело воевали с варягами и соседями. Известно, что правящая династия происходила от сына Вандала Владимира. Славене занимались земледелием, расширяли владения, оказывали влияние на другие племена, занимались торговлей с арабами, с Пруссией, с Готландом и Швецией. Именно здесь стал княжить Рюрик. После возникновения Новгорода словене стали зваться новгородцами и основали Новгородскую Землю.

Русы. Народ без территории

Посмотрите на карту расселения славян. У каждого племени – свои земли. Русов там нет. Хотя именно русы дали название Руси. Существуют три теории происхождения руссов. Первая теория считает русов варягами и опирается на «Повесть временных лет» (написана с 1110 по 1118 год), в ней сказано: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти». Вторая говорит о том, что русы - отдельное племя, пришедшее в Восточную Европу раньше или позднее славян. Третья теория гласит, что русы – высшая каста восточнославянского племени полян или же само племя, которое жило на Днепре и на Роси. «Поляне яже нъıнѣ зовомая русь» - было написано в «Лаврентьевской» летописи, которая шла за «Повестью временных лет» и была написана в 1377 году. Здесь же и слово «Русь» употреблялось в качестве топонима и название русы употреблялось и как название отдельного племени: «Русь, чудь и словене», - так летописец перечислял народы, населявшие страну.
Несмотря на исследования генетиков, споры вокруг русов продолжаются. По версии норвежского исследователя Тура Хейердала, варяги сами являются потомками славян.

Славянское государство ведет свою историю от IX века нашей эры . Но восточнославянские племена и их соседи заселили Восточно-европейскую равнину еще раньше. Как происходило формирование такой группы, как восточные славяне, почему произошло обособление славянских народов – ответы на эти вопросы найдутся в статье.

Вконтакте

Население Восточно-европейской равнины до прихода славян

Но еще до славянских племен на этой территории селились люди. На юге у Черного моря (Евксинского Понта) в I тысячелетии до нашей эры появляются греческие колонии (Ольвия, Корсунь, Пантикапей, Фанагория, Танаис).

Позднее римляне и греки превратят эти территории в мощное государство Византия . В степях, рядом с греками, жили скифы и сарматы, аланы и роксоланы (предки современных осетин).

Здесь же в I–III веках нашей эры пытались утвердиться готы (германское племя).

В IV веке нашей эры на эту территорию приходят гунны, которые в своем движении на Запад увлекли с собой и часть славянского населения .

А в VI – авары, которые образовали в южнорусских землях Аварский каганат и которых в VII веке уничтожили византийцы .

На смену аварам пришли угры и хазары, которые основали мощное государство в низовьях Волги – Хазарский каганат .

География расселения славянских племен

Восточные славяне (а также западные и южные) постепенно заселили всю Восточно-европейскую равнину , ориентируясь в своем движение на речные магистрали (карта расселения восточных славян наглядно показывает это):

  • поляне жили на Днепре;
  • северяне на Десне;
  • древляне и дреговичи на реке Припять;
  • кривичи на Волге и Двине;
  • радимичи на реке Соже;
  • вятичи на Оке и Доне;
  • словене ильменские в акватории р. Волохов, оз. Ильмень и оз. Белое;
  • полочане на р. Ловать;
  • дреговичи на р. Сож;
  • тиверцы и уличи на Днестре и Пруте;
  • уличи на Южном Буге и Днестре;
  • волыняне, бужане и дулебы на Западном Буге.

Одной из причин расселения восточных славян и оседания их на данной территории стало наличие здесь водных транспортных артерий – Невско-Днепровской и Шексно-Окско-Волжской. Наличие этих же водно-транспортных артерий привело к тому, что произошло частичное обособление славянских племен друг от друга.

Важно! Предками славян и некоторых других народов, их непосредственных соседей, скорее всего, были индоевропейцы, пришедшие сюда из Азии.

Еще одной прародиной славян считаются Карпатские горы (территория, расположенная к востоку от германских племен: от р. Одер до Карпатских гор), где они еще под именем венедов и склавинов были известны во времена готов и гуннов (упоминания об этих племенах есть в трудах римских историков: Плиния Старшего, Тацита, Птоломея Клавдия). Протославянский язык, по мнению историков, начал формироваться в середине I т. до н.э .

Восточнославянские племена на карте.

Восточные славяне и их соседи

У славянских племен было много соседей, оказавших сильное влияние на их культуру и быт . Особенностью политической географии было отсутствие сильных государств (соседей восточных славян) с севера, северо-востока и северо-запада и их наличие на востоке, юго-востоке, северо-востоке и западе.

На северо-западе, севере и северо-востоке

На с севере, северо-востоке и северо-западе рядом со славянами жили угро-финские, прибалтийско-финские и литовские племена :

  • чудь;
  • сумь;
  • карела;
  • меря;
  • марийцы (черемисы);
  • литва;
  • ливы;
  • жемайты;
  • жмудь.

Места расселения угро-финских племен: они заняли территорию по Чудскому, Ладожскому, Онежскому озерам , рекам Свирь и Нева, Западная Двина и Неман на севере и северо-западе, по рекам Онега, Сухона, Волга и Вятка на север и северо-востоке.

Соседи восточных славян с севера оказали сильное влияние на такие племена, как дреговичи, полочане, словене ильменские и кривичи.

Они оказали влияние на формирование быта, хозяйственных приемов, религии (литовский бог грома Перкун вошел в пантеон славянских богов под именем Перуна) и языка этих славян.

Постепенно их территорию занимали славяне , расселявшиеся дальше на запад.

Также рядом жили скандинавы: варяги, викинги или норманны , которые активно использовали Балтийское море и будущий путь «из варяг в греки» (кто-то для торговли, а кто-то для военных походов на территории славян).

Историкам известно, что оплотам варягов на оз. Ильмень был остров Рюген, а Новгород и Старая Ладога (крупные города словен ильменских) имели тесные торговые связи с Упсалой и Хедыбю. Это приводило к культурному и экономическому сближению славян со странами Балтики.

Соседи славян на востоке и юго-востоке

На востоке и юго-востоке восточные славяне соседствовали с угро-финскими и тюркскими племенами:

  • булгары (тюркское племя, часть которого пришло на территорию Среднего Поволжье в VIII веке и основало мощное государство Волжскую Булгарию, «осколок» Великой Болгарии , государства, занимавшего территорию Северного Причерноморья и Подунавья);
  • мурома, мещера, мордва (угро-финские племена, близко соседствовавшие со славянами по рекам Ока, Волга, частично Дон; форт-пост кривичей, город Муром, частично заселяли представители угро-финских племён );
  • буртасы (возможно аланское, а возможно тюркское или угро-финское племя, учёные до конца так и не выяснили их этнолингвистическую принадлежность);
  • хазары (тюркское племя, расселившееся по рекам Волга, Дон, Северный Донец, Кубань, Днепр, и контролировавшие Приазовье и прикаспийские территории; хазары основали государство Хазарский каганат, столица г. Итиль; известно, что славянские племена платили дань Хазарскому каганату в VIII – начале IX веков);
  • адыге (касоги);
  • аланы (ясы).

Важно! Стоит упомянуть и Тюркский каганат (сосед славянских племен с востока), существовавший где – то на Алтае в VII-VIII веках. После его распада из Великой степи к южнославянским границам «выкатывались» волны кочевников. Сначала печенегов, позже половцев.

Мордва, булгары и хазары оказывали сильнейшие влияние на такие славянские племена, как кривичи, вятичи, северяне, поляне, уличи. Отношения славян со степью (какую они называли Великой) были очень прочные, хотя и не всегда мирные . Этих соседей славянские племена не всегда жаловали, периодически воюя на приазовье и прикаспийских землях.

Соседи восточных славян — схема.

Соседи славян на юге

Соседи восточных славян с юга – два сильных государства – , распространившая своё влияние на все Причерноморье, и Болгарское царство (просуществовало до 1048 года, распространила свое влияние на Подунавье). Славяне часто бывали в таких крупных городах этих государств, как Сурож, Корсунь, Царьград (Константинополь) Доростол, Преслав (столица Болгарского царства).

Какие племена соседствовали с Византией? Византийские историки, такие как Прокопий Кесарийский, впервые детально описали быт и нравы славян, которых они называли по-разному: анты, славяне, русы, венеды, склавины. Они также упоминали о формировавшихся на славянских территориях крупных союзов племен , таких как Антский племенной союз, Славия, Куявия, Артания. Но, скорее всего, лучше всех других славянских племен греки знали полян, живших по Днепру.

Соседи славян на юго-западе и западе

На юго-западе со славянами (тиверцы и белые хорваты) соседствовали с валахами (чуть позже, в 1000 году, здесь появилось королевство Венгрия ). С запада волыняне, древляне и дреговичи соседствовали с пруссами, ятвигами (балтийская племенная группа) и поляками (чуть позже, с 1025 года, образовалось королевство Польша), расселившимися по рекам Неман, Западный Буг и Висла.

Что известно о славянских племенах

Известно, что славяне жили крупными родами , постепенно трансформировавшимися в племена и союз племен.

Самыми крупными племенными союзами были Полянский, Древлянский, Словяноильменский , с центрами в Искоростене, Новгороде и Киеве.

В IV–V веках у славян начала складываться система военной демократии , которая привела к социальному расслоению и формированию феодальных отношений .

Именно к этому периоду относится первые упоминания о политической истории славян: Германарих (германский вождь) был разбит славянами, а его приемник, Винитар, уничтожил более 70 славянских старейшин , пытавшихся договориться с германцами (упоминания об этом есть и в « »).

Топоним «Русь»

Также необходимо поговорить об истории топонима «Русь» и «русские». Есть несколько версий происхождения данного топонима.

  1. Слово произошло от названия реки Рось , которая является притоком Днепра. Росью греки называли полянские племена.

    Заключение

    Восточнославянские племена и их соседи были земледельцами . В большом количестве выращивали зерно и другие технические культуры (например, лен). Также они активно занимались бортничеством (сбор меда) и охотой. Активно торговали с соседями . На экспорт шло зерно, мед и пушнина.

    Славяне были язычниками и имели довольно обширный пантеон богов, главными из которых были Сварог, Род, Роженицы, Ярило, Даждьбог, Лада, Макош, Велес и другие. Славянские роды поклонялись Щурам (или предкам), а также верили в домовых, русалок, леших, водяных.