Развитие культа (22). Культ обнажённого тела ведёт цивилизацию к вымиранию Культ тела получил исключительное развитие в древнем

Участницы велопробега. Конец 1930-х гг.


Культ тела. Это словосочетание очень часто имеет негативную окраску - сейчас его любят использовать критики тоталитарных режимов XX века. Однако в советскую эпоху считалось, что "культ тела"- это там, на Западе, а у нас - сплошной "физкульт-привет!" и никакого культа. Культ тела, как противопоставление духовности, гармонии, честной соревновательности в спорте... Культ тела, как культ секса.

Интерес к спорту и прочим телесным радостям возник не сразу в 1920-е годы. Всё началось в конце XIX века, но именно после Первой Мировой войны человечество окончательно оккупировало пляжи, корты и велотреки. Холёная тучность безоговорочно перестала ассоциироваться с красотой и...богатством.


Артистки варьете в мини-юбках. 1920-е гг.


Обложка журнала "Vogue". Начало 1930-х гг.


Фотомодель в купальнике. 1920-е гг.


Кстати отношение к телу в 1920-е и в 1930-е годы заметно отличается. Поначалу это просто эстетизация крайней худобы и узкобедрости, и неважно как эта субтильность была приобретена - на беговой дорожке или посредством кофейно-ликёрной диеты (с утра - чашечка кофе, вечером - бокал ликёра). 1930-е годы породили новый эталон - худой, но совершенно здоровый человек (в СССР идеал был несколько крупнее, чем в других странах).


Советская спортсменка и спортсмен. 1920-1930-е гг.


Советские спортсменки. 1920-1930-е гг.


Активистки немецкой организации "BDM".
Конец 1930-х гг.


Советский и гитлеровский режимы просто сделали культ тела частью своей идеологии, но, отнюдь, не обладали "монополией" на него. Однако именно в СССР и в Третьем Рейхе телесное здоровье человека превратилось в дело государственной важности - оно уже не могло быть сугубо частным вопросом.

Академизм и аскеза: обнажённое тело.

Люди, пишущие о Третьем Рейхе, зачастую рассматривают его как совершенно автономное явление - без связи с историческим развитием Германии. Отсюда беспомощные попытки говорить о так называемой "эротике Рейха", о каком-то особом фашистском разврате, царящем в стране.


Фотографии Третьего Рейха.


Кадр из "Олимпии"


Следует заметить, что спокойное (лишённое сексуального посыла) отношение к обнажённому телу в Германии имеет давние корни. Достаточно вспомнить о том, что Фридрих Великий (человек почти аскетичный) украшал свою резиденцию довольно нескромными (с точки зрения распутника Вольтера) картинами. Кроме того, нудизм зародился в Германии ещё в конце XIX века (первый клуб открылся в 1903 году). Вместе с тем, уже тогда был заметен и мотив близости к природе, к естественному отношению к человеческому телу.


Национал - социалистическая пропаганда подхватила и использовала этот интерес к целомудренно-обнажённому телу в своих целях - для демонстрации арийского идеала красоты, для воспитания физически развитого человека - воина. Ни о каком развращении молодёжи и превращении немцев в стадо совокупляющихся идиотов речи идти не может - в строго регламентированном обществе попросту не может быть ни порнухи, ни свободной любви. (Можно ненавидеть Третий Рейх за преступления против человечности, но навешивать на его руководителей дополнительные ярлыки - безнравственно).


Кадры из "Олимпии".


Кадры из "Олимпии".


Скульпторы Третьего Рейха - Йозеф Торах и Арно Брекер стрательно воплощали в своих монументах образ сверхчеловека. Сверхлюди были просто обязаны походить на античных богов и героев. Их обнажённость не более сексуальна, чем неприкрытые тела Аполлона и Афродиты. (Торах так любил натурализм, что остаётся только удивляться и радоваться, что статуи Фридриха Великого у него получились одетыми).


Работа с натурщицей.


Монументы Йозефа Тораха.


Кстати, что странно, нудизм в Третьем Рейхе был официально запрещён , а девушкам, рискнувшим загорать в голом виде, пришлось бы тоже не сладко. То есть, ради идеи - можно, так - нет. Вам кажется это удивительным? Вообще, в культурной жизни Германии тех лет - много странного.Так, фривольные канканы вполне одетой Марики Рёкк клеймились, как неприличные, а фотографии голых натурщиц считались допустимыми и даже полезными... Одетые дамочки американского pin-up вызывали гнев в связи с их "распутством", а многометровые "венеры" Тораха срывали аплодисменты.


Монументы Арно Брекера.


Посередине - девушка (из одежды - один мяч).


В том-то и дело, что и Марика Рёкк, и американский pin-up, и полузапрещённые свинговые танцы обращались к эротике, к дразнящим полунамёкам, к вожделению под маской недоступности. Голые девушки - натурщицы никого не дразнят - они ждут художника, а не возлюбленного.

Горные фильмы.

Ещё задолго до прихода Гитлера к власти, в Германии большой популярностью пользовались так называемые "горные фильмы" - они повествовали о сомнительных радостях альпинизма, о преодолении трудностей, о снежных заносах и обвалах. Помимо "горных" фильмов существовали кинокартины об айсбергах, полярных лётчиках, об отважных девушках, затесавшихся во льды и о любви вышеозначенных лётчиков к этим девушкам. Режиссёры Арнольд Фанк и Георг Вильгельм Пабст, снимавшие все эти ледяные триллеры, с удовольствием использовали талант актрисы и скалолазки Лени Рифеншталь


Афиши и открытки с изображением Л.Рифеншталь.


Помимо красивых, но злых гор, эти фильмы демонстрировали возможности человеческого организма, его торжество над холодом и высотой.Так что культ тела, силы и здоровья существовал в Германии ещё до Гитлера - при нём это любование мускулами приобрело пропагандистский характер, но, отнюдь не появилось впервые.


"Донацистский" период творчества Лени...

Общая картина.

Расовая теория включала в себя культ биологически здорового тела, культ деторождения и преумножения расы. Таким образом, сам смысл общения мужчины и женщины лишался всякой романтики, уступая место физиологической целесообразности. Существует мнение, что "арийский" эталон красоты скучен, однообразен и безрадостен - мускулистый блондин с неподвижной нижней челюстью и лишённая всякой пикантности "снежная королева".


Эсэсовцы.


Частное фото.


Но эталон красоты - это всегда отражение господствующей в обществе идеи: Третий Рейх не нуждался в крутобедрых куртизанках и узкоплечих ботаниках - от их союза может получиться только тушканчик. Куртизанки отдыхали в Равенсбрюке, ботаники качали пресс. Даже слабосильный Рейхсфюрер Гиммлер маниакально сдавал спортивные нормы SS - боялся опозориться...


Спортивные полотна П.Кайля и открытка.


Я уже о том, что в 1930-е годы занятия спортом являлись, по существу, подготовкой к будущей войне. Помимо спорта в нацистском государстве культивировалось уважение к физическому труду - его, кстати, никогда не ставили выше умственного - физики / лирики там очень даже ценились.

Нацисты уделяли детской физической культуре огромное внимание. Сравнение учебных планов немецкой гимназии начала 1930-х гг. и планов элитарной фашистской школы в 1937 г. показывает, что максимальное сокращение учебного времени пришлось на иностранные языки, а максимальное увеличение - на военно-физическую подготовку, не считая времени, отведённого общему физическому воспитанию.


...Когда девушкам исполнялось 17 лет, они могли быть приняты в организацию "Вера и Красота" ("Glaube und Schöncheit"), где находились по достижению 21 летнего возраста. Здесь девушек обучали ведению домашнего хозяйства, готовили к материнству, уходу за детьми. Но самым запоминающимся мероприятием с участием "Glaube und Schöncheit" были спортивно-хороводные танцы - девушки в одинаковых белых коротких платьях, босиком выходили на стадион и выполняли несложные, но слаженные танцевальные движения. Женщинам Рейха вменялось быть не только сильными, но и женственными.

Кстати отношение к выступлениям "Glaube und Schöncheit" не везде было позитивным. Религиозно настроенные граждане (особенно в небольших городках) резко отрицательно относились в этой "государственной порнографии". Кроме того, по поводу девушек из этой организации ходило много похабных шуток и слухов, которые не соотвествовали действительности - эти девицы были, скорее, весталками, чем вакханками...


Эталон мужика Третьего Рейха - принц, нацист, спортсмен, производитель -
Его Высочество Кристоф-Эрнст-Август Гессен-Касельский.


А на востоке в это самое время другие мускулистые блондины со своими крестьянскими Венерами строили социализм под звуки песен:
"Шагай вперед, комсомольское племя*,
Цвети и пой, чтоб улыбки цвели!
Мы покоряем пространство и время,
Мы - молодые хозяева земли."

Тоже племя и тоже хозяева. Кто - кого?

*Выражение «комсомольское племя» принадлежит И. В. Сталину («Приветствие Ленинскому Комсомолу» // Правда. 1928. 28 окт.).

"Любовь, Комсомол и Весна".

В СССР с изображением обнажённой натуры было несколько сложнее, чем в Германии - тут сказывалась и природная стыдливость русского человека, и тот факт, что в советской идеологии не было места понятиям "сверхчеловек" или "расовый эталон", поэтому раздевать строителя коммунизма, дабы показать всё его совершенство, не было никакго резона. Но тем не менее, подобные изображения всё-таки появлялись, и они не были чем-то подпольным или полузапретным.


А. Дейнека "Игра в мяч"


А. Дейнека "Мать".


?
.

Сталинский классицизм унаследовал от античности идею "героической наготы", даже не всегда прикрытой спортивными трусами и целомудренными лифчиками. Физкультурники, девушки с веслами - всё это традиция, творчески переработанная советскими идеологами. В 1930-е годы культ здорового, сильного тела ассоциировался с молодостью и силой страны.


И.Шадр "Девушка с веслом". ЦПКиО им. Горького.


Если в Третьем Рейхе культ тела связан, прежде всего, с идеей преумножения расы, а красивое, сильное тело рассматривалось как "биологически совершенная особь", то в СССР такое тело - это прежде всего тело образцового работника. Но кто бы они ни были - эсэсовец-производитель или стахановец с кайлом - оба не были свободны: их жизни принадлежали Вождям. Правда, в "тоталитарном" культе тела нет ни намёка на коммерцию, что не может не радовать!


А. Дейнека "Эстафета по кольцу "Б"


А. Дейнека "Обеденный перерыв в Донбассе".


Ещё один важнейший аспект - культ тела в Третьем Рейхе был связан с возрождением великого прошлого : тут и буквально понятая античная καλοκαγαθία, и постоянное обращение к тевтонско-прусским образам. Всё это было взглядом назад, а жить с постоянно повёрнутой назад головой - весьма утомительное занятие. В СССР была прямо противоположная задача - создание человека будущего , ибо прошлое в России (согласно постулатам агитпропа) было тёмным, жестоким и исполненным угнетения. Человек прошлого попёр на человека будущего! Как, скажите, может человек, которые мысленно всё ещё в треуголке победить человека, который мысленно уже в скафандре?!


В отличие от немецкой парочки с картины "Прилив и отлив",


советский вратарь летает в одиночестве...

"...У нее был тот спортивный вид, который за последние годы приобрели все красивые девушки." - такова Зося Синицкая из романа "Золотой телёнок".
"Передо мной стояла девушка лет шестнадцати, почти девочка, широкая в плечах, сероглазая, с подстриженными и взлохмаченными волосами - очаровательный подросток, стройный, как шахматная фигурка..." - это уже Валя из "Зависти" Юрия Олеши.


Обложка журнала "Огонёк" с парадом физкультурников.


Тот же Юрий Олеша в киноповести "Строгий юноша" даёт описание идеального мужчины: "Есть тип мужской наружности, который выработался как бы в результате того, что в мире развивались техника, авиация, спорт… Из-под кожаного козырька шлема пилота, как правило, смотрят на вас серые глаза.И вы уверены, что когда лётчик снимет шлем, то перед вами блеснут светлые волосы..." Далее следует описание такого же белокурого танкиста.


А. Дейнека "Ода весне"


А. Дейнека "Раздолье".


И резюме - "Светлые глаза, светлые волосы, худощавое лицо, треугольный торс, мускулистая грудь – вот тип современной мужской красоты. Это красота красноармейцев, красота молодых людей, носящих на груди значок ГТО." В угоду этому красивому и жизнеутверждающему, но всё же - стереотипу, для фильма "Весёлые ребята" выкрасили в блондина даже Леонида Утёсова:


Воплощать эталон можно только с белокурой чёлкой.

Кстати детская сказка "Три толстяка" исполнена неприязни к физически неразвитому, рыхлому телу - полнота ассоциируется с поверженным имущим классом. Карикатурный буржуй непременно пузат и щекаст, а его многочисленные перстни врезаются в пальцы-сардельки. "Ихний" джаз Максим Горький именует "музыкой толстых"... Местный враг - НЭПман тоже не страдает отсуствием аппетита.


Советские плакаты.

Положительные же персонажи - начиная сказочными Суок и Тибулом, заканчивая вполне земными персонажами "Цирка", "Вратаря", "Волги-Волги" и "Строгого юноши" - непременно подтянуты, мускулиты, худощавы и всегда готовы. Злой гений из фильма "Цирк" соблазняет циркачку Зиночку именно тортом. Торт из "Трёх толстяков" с продавцом шариков, как символ мирового зла и тиранического угнетения человека. Долой пирожные! Да здравствует мясо - оружие пролетариата!

Современный мир – это мир торговли, товарно-денежных отношений. А, как всем сегодня известно, двигателем торговли является реклама. Реклама занимает большой объем времени любой телевизионной передачи на любом канале телевидения и всем уже изрядно набила оскомину. Когда фильм прерывается рекламой, зритель обычно отправляется на кухню чем-нибудь перекусить или переключает телевизор на другой канал, чтобы избавиться от этой надоедливой мухи. Я же поступил совершенно иначе и постарался всмотреться в рекламу, хотя, признаюсь, это было непросто, потому что я тоже, как практически и подавляющая часть населения нашей страны, терпеть не могу это детище современного телевидения. В принципе ничего нового я для себя не открыл, только нашел подтверждение своим догадкам о нынешней жизни.

Реклама – это как симптомы при болезни, по которым можно определять, что и где болит у пациента. Только в данном случае по ней можно определять – с долей вероятности, конечно, – некоторые болезни душ современных людей. Делается это достаточно просто: смотрим, чему в основе посвящены рекламные ролики, и делаем вывод. Так чему же они посвящены? Ответ, возможно, многих удивит по той причине, что, как правило, человек не задумывается глубоко над этим. Это тело. Да, да, именно тело человека. Все рекламные ролики говорят исключительно об одном – о комфорте человеческой жизни, о том, как жизнь тела человека на этой земле сделать еще более беспроблемной и комфортабельной. Но, спросите вы меня, разве грех жить в более-менее комфортных условиях? Нет, отвечу я вам, если только человек в своем стремлении к комфорту не переступает грани разумного, если его тело для него не становится важнее души и, соответственно, забота об условиях существования тела не становится намного важнее – если не самым главным, – чем условия бытия его собственной души. Но когда я смотрел сверкающую и яркую ТВ-рекламу, у меня создавалось стабильное впечатление, что эта грань давно и безвозвратно перейдена. Можно задать вопрос: а почему собственно безвозвратно? Да потому, что уровень комфорта настолько вырос, что вряд ли бо льшая часть людей окажется способной от него отказаться. Комфорт же вырастает из главного – из культа человеческого тела. И именно этот фактор является основным двигателем самого комфорта.

Мы можем заметить удивительные тенденции: чем более этот мир обезбоживается, чем менее он обращает внимания на христианские ценности, тем более растет забота о теле. Это исходит от потери связи человека с Богом. Отрываясь от Него как источника любви, человек начинает терять понимание истинной любви, заключающейся в служении ближнему. Его любовь начинает деформироваться, становится эгоистичной, замыкает его на себе самом. Отсюда начинает рожаться страх болезней и – как его завершение – страх смерти. Вот поэтому столько рекламы, говорящей о молодости и что «в свои пятьдесят я выгляжу на тридцать». (Кстати, всегда хотел спросить: а зачем тебе выглядеть на тридцать? Чтобы привлекать к себе внимание молодых мужчин?) Отсюда же такое сильное переживание по поводу перхоти, ломкости волос, кариеса, менструальных циклов, запаха пота, мужской силы, стройности фигуры. Самое интересное, что реклама в этой эмоциональной составляющей не лжет. Может быть, приукрашивает – и временами достаточно сильно, – но не лжет. Для людей все это стало действительно важным, очень значимым в жизни.

Бог дал все разумно человеку: своя забота – о теле, своя – о душе. В принципе заповедь о седьмом дне говорит о том же. Но, переступив через эту заповедь, человек перешел и ту черту, разделяющую разумное и убивающее. Именно, убивающее. Потому что излишняя, даже можно сказать – маниакальная, забота о теле начинает убивать душу. Она незаметно деформирует личность человека, и на нем начинают сбываться слова Писания: «И все они стали плотью». Напомню, что эти слова были сказаны незадолго до глобального потопа. Отсюда же такой сексуально-похотливый уклон в современной рекламе, когда, например, полуголая девушка рекламирует… питьевую воду. Мне думается, что все и продолжит течь в том же направлении, все более и более внося элемент агрессивной эротики в рекламные ролики.

Более всего, как мне кажется, от рекламы страдают именно женщины. Потому что реклама рассчитана на среднестатистического зрителя, которым, как известно, является женщина средних лет. Да и, как известно, женщина – существо более впечатлительное и эмоциональное, а потому более зависимое от сформированного, в том числе и рекламой, общественного фона. И если этот фон говорит, что женщина должна быть непременно стройной, накрашенной и, не дай Бог, с ломкими волосами, при этом обязательно выглядеть моложе своих лет, то начинают прилагаться неимоверные усилия, чтобы достичь этого. И прилагаются они часто даже вопреки любому здравому смыслу, причиняя немалый вред здоровью самой женщины. Также формируются и определенные стереотипы поведения, но это не тема наших небольших рассуждений сегодня.

Вывод же из всех этих рассуждений достаточно прост: друзья мои, не верьте рекламе! Тело – это только часть человека, это не сам человек. Обогащая свое тело, мы, даже незаметно для себя самих, можем обеднить свою душу, потерять ее для вечности. Как бы ни заботились о теле, оно в любом случае станет лишь пищей червей. Этим червям будет совершенно безразлична и наша комплекция, и наш внешний вид, и наша перхоть. Конечно, это совершенно не означает, что мы должны наплевательски относиться к телу. Просто очень важно не переступить черту.

Министерство образования и науки Российской Федерации

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: «Культ тела в Древней Греции»

Введение

В Древней Греции существовал культ здорового, крепкого тела. Древние греки не стыдились обнажаться до определенных пределов. Им было что показать. А что мы имеем сегодня. Затянутых во всевозможные одежды мужчин. Они стараются закрывать свое хилое, изнеженное тело. Им просто нечего показать, а показывать слабость и дряблость не хочется. Вот тогда и начинает свирепствовать болезнь…

Тогда - в древности, во времена Гиппократа - вольно или невольно большей части мужской половины населения приходилось укреплять свое тело физически. Хочешь ты или не хочешь, но когда на государство нападают враги, то государство приходится защищать. Защищать с мечом и щитом. А и щит и меч весили немало. Слабый человек их просто не поднимет. А приходилось ведь не просто поднимать - приходилось бегать с этими воинскими принадлежностями..

Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъективность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги - прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.

Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа.

Античные Олимпийские игры

Олимпийские игры (греч. τὰ Ὀλύμπια) - величайшие из эллинских национальных празднеств.

Они происходили в Олимпии на Пелопоннесе и, по древнейшему сказанию, возникли ещё во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала новорождённого Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.

Существовали ещё и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным на Пелопоннесе. В «Илиаде» Гомера упоминается о гонках квадриг (колесниц с четвёркой лошадей), устраиваемых жителями Элиды (область на Пелопоннесе, где находилась Олимпия), и куда присылали квадриги из других мест Пелопоннеса (Илиада, 11.680).

История Олимпийских игр

Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми - это возобновление их царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии) ещё во времена Павсания. С этого времени (по одним данным год возобновления игр - 884 до н. э., по другим - 828 до н. э.) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но как хронологическая эра в истории Греции был принят отсчёт с 776 до н. э. (см. статью «Олимпиада (хронология)»).

Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие (греч. έκεχειρία), которое объявлялось особыми герольдами (греч. σπονδοφόροι) сперва в Элиде, затем в остальных частях Греции; месяц перемирия назывался ίερομηνία. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было вести войны. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.

В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями. Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Не пользовались правом смотреть игры также женщины, кроме жрицы Деметры. Число зрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, а поэты и художники, - чтобы знакомить публику со своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздник особые депутаты (греч. θεωροί) которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города.

Тем не менее женщины, могли стать олимпийскими чемпионами заочно - просто прислав свою колесницу. Так например первой олимпийской чемпионкой стала Киниска - родная сестра спартанского царя Агесилая.

Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, то есть падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям (άγών Όλυμπιακός, άέθλων άμιλλαι, κρίσις άέθλων), другая часть - религиозным обрядам (греч. έορτή) с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. По словам Павсания, до 472 до н. э. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника.

О видах соревнований на Олимпийских играх см. статью «Соревнования Античных Олимпийских игр».

Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, назывались Έλλανοδίκαι; они были назначаемы по жребию из местных элейцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков было сперва 2, затем 9, ещё позднее 10; со 103-й Олимпиады (368 до н. э.) их было 12, по числу элейских фил. В 104-ую олимпиаду число их было уменьшено до 8 и наконец со 108-ой олимпиады до Павсания их считалось 10 человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места. Под их начальством состоял полицейский отряд άλύται, с άλυτάρκης во главе. Прежде чем выступить перед толпой, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элланодикам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, были посвящены ими предварительной подготовке (греч. προγυμνάσματα)и дать в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не будут виновны ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были в Олимпийской гимназии предварительно показать своё искусство перед элланодиками.

Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески (греч. λεύκωμα). Перед состязанием все желающие участвовать в нём вынимали жребий для определения порядка, в каком будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. Наградой за победу служил венок из дикой оливы (греч. κότινος), победителя ставили на бронзовый треножник (τρίπους έπιχαλκος) и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо славы для себя лично, прославлял ещё и своё государство, которое предоставляло ему за это разные льготы и привилегии. Афины давали победителю денежную премию, впрочем, сумма была умеренная. С 540 г. до н. э. элейцы разрешали ставить статую победителя в Альтисе (см. Олимпия). По возвращении домой ему устраивали триумф, сочиняли в его честь песни и награждали различными способами; в Афинах победитель Олимпиады имел право жить на казённый счёт в Пританее, что считалось очень почётным.

Олимпийские игры были запрещены христианами в 1-м году 293-й Олимпиады (394 г.) императором Феодосием как языческие и были заново возрождены лишь в 1896 г.

Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности

Проведение игр сопровождали определенные условия. Итак, олимпиада имела место быть раз в четыре года при первом полнолунии после летнего поворота солнца (обычно в конце июля - начале августа). Еще весной во все стороны рассылались гонцы-спондофоры с объявлением даты грядущей олимпиады, назначенной специальным комитетом. Распорядителями и судьями игр с 572 г. до н. э. были избираемые из граждан области Элида элланодики числом в 10 человек. Жестким условием проведения олимпиады являлось всеобщее перемирие (т. н. божественный мир - экехерия) - никаких военных действий и никаких смертных казней. Экехерия длилась два месяца, и нарушение ее каралось крупным денежным штрафом. Так, в 420 г. до н. э. независимые спартанцы вели в Элиде боевые действия с участием тысячи гоплитов, за что были подвергнуты штрафу - 200 драхм за каждого воина. Отказавшиеся платить, они были отстранены от участия в играх.

Тренировавшиеся в течение года атлеты за месяц прибывали в Олимпию, где участвовали в отборочных мероприятиях и продолжали тренировки в специальном гимнасии, представлявшем собою окруженный колоннадой двор с дорожками для бога, площадками для метаний, борьбы и т. п., палестрой и жилыми помещениями для спортсменов.

Состав участников и зрителей также регламентировался особыми правилами. С 776 до 632 гг. до н. э. состязаться на олимпиадах имели право лишь свободные граждане греческих полисов не старше определенного возраста, не совершившие преступления или святотатства. Позже к участию стали допускаться и римляне, если им удавалось подтвердить с помощью хитроумно составленных генеалогий, что они - потомки чистокровных греков. С 632 г. до н. э. (37-я олимпиада) вводятся соревнования и между мальчиками. Варвары и рабы (под надзором хозяев) допускались только в качестве зрителей. Женщины (исключая жриц Деметры) не имели права даже посещать соревнования, хотя девочкам этого не запрещалось. Ослушниц ждало весьма суровое наказание - их сбрасывали с горы (наверное, намек на несчастного Миртила). Однако исполнения подобной кары не зафиксировано. В истории античных Олимпийских игр известен один лишь случай, когда женщина все же присутствовала при состязаниях. В 404 г. до н. э. некая гречанка по имени Каллипатейра, тренировавшая собственного сына, кулачного бойца Эвкла Родосского, пришла на стадион, облачившись в мужской плащ-гиматий. В порыве радости от победы отпрыска Каллипатейра, совершив неосторожное движение, явила миру свои первичные половые признаки. Обман раскрылся. Но нет правил без исключений: поскольку ее отец, три брата, племянник и сын были олимпийскими победителями, судьи все же избавили ее от наказания. Однако внесли в правила проведения олимпиад следующее условие - отныне тренеры спортсменов-участников должны были присутствовать на стадионе обнаженными.

В течение почти трехсот лет Олимпийские игры продолжались три дня. Первый и последний дни были посвящены торжественным церемониям, процессиям и жертвоприношениям, состязаниям отводился всего лишь один день.

С 724 г. до н. э. в программу соревнований включается двойной - на более длинные дистанции - бег (диаулос), и они продляются до трех дней. Беговая дорожка стадиона в Олимпии имела 192 метра в длину, на ней проходило три забега: на одну длину дорожки, на две и на 20 или 24. В 720 г. до н. э. к уже указанным видам бега добавился еще один - долгий (долихос) - 12 концов в обе стороны стадиона. Много позже - с 65-й олимпиады - добавился еще бег в полном вооружении - гоплитодромос.

На 18-й олимпиаде (708) появляется пентатлон - пятиборье: метание диска и копья, прыжки в длину, бег и борьба (пале). С 23-й олимпиады (688) - кулачный бой (пюгме), с 25-й (648) - бег на колесницах с четверкой лошадей и панкратий (панкратион) - комбинация борьбы с кулачным боем. Кроме перечисленного, в программе соревнований присутствовали иппические состязания: верховые скачки на взрослых лошадях; кальпа - попеременный бег и скачка на колеснице; синорида - бег колесниц, запряженных двумя взрослыми лошадьми; бег колесниц, запряженных четырьмя жеребятами; верховые скачки на жеребятах, а также бег колесницы, запряженной мулами - апены. Проводились также состязания в военных танцах (пиррихии), в красоте среди мужчин (эвандрии), в искусстве (мусические агоны), эстафеты с факелами (лампадодромии). В программе праздника, кроме собственно спортивных игр, присутствовали выступления поэтов, ораторов, музыкантов, а также театрализованные представления.

У женщин были свои атлетические игры - Гераи, посвященные культу Геры. Основательницей олимпийских игр для девушек считали Гипподамию - жену Пелопса, если вы помните, не так уж легко ему доставшуюся. Игры проводились каждые четыре года независимо от Олимпийских. Женщины бегали с распущенными волосами в коротких туниках. Для бега им предоставлялся олимпийский стадион, только дистанцию укорачивали. Победительницы увенчивались венками из ветвей маслины и получали часть коровы, принесенной Гере в жертву. Также они могли поставить статую с высеченным на постаменте именем.

Пятидневные празднества Олимпиад проводились следующим образом. В первый день производился тщательный осмотр участников, а также торжественная клятва атлетов и элланодиков на алтаре Зевса Горкия в булевтерии. Первые брали на себя обязательство состязаться честно, не нарушать правил и подчиняться решению судей, которые, в свою очередь, клялись судить по совести и правилам, без предубеждения к спортсменам. Элланодики имели при себе раздвоенные в виде вилки на конце тонкие длинные деревянные палки, ударами которых они могли наказывать провинившихся. Участников с помощью жребия разделяли на группы по четыре человека. Затем следовало торжественное жертвоприношение Зевсу и открытие Игр. Во второй день происходили соревнования в группе мальчиков: бег и борьба, пентатлон, кулачный бой. Третий день отводился состязаниям взрослых атлетов - бегу, борьбе, кулачному бою, панкратию и пятиборью. Четвертый день был целиком посвящен иппическому агону, а пятый - награждению победителей и закрытию Игр.

Немного подробнее о самих состязаниях, которые отличались некоторым своеобразием. Например, состязания борцов (пюгме, панкратий, пале) по сравнению с современным могут показаться довольно варварскими. Вместо боксерских перчаток руки спорсменов обматывались гимантами - специальными кожаными ремнями (позднее с металлическими бляхами), а сами борцы были обильно смазаны оливковым маслом, что, согласитесь, усложняло борьбу. Бить соперника позволялось как угодно, но поскольку удары по корпусу не имели значения, то целью являлась голова противника. Запрещалось лишь кусаться и бить в уши и глаза. Понятия "весовая категория" не существовало. Поединок мог длиться довольно долго, поражением считалось падение на землю или просьба о пощаде. Бывало, что проигравший платил жизнью, не говоря уже о многочисленных травмах. Если на земле оказывались оба борца, то судьи засчитывали ничью. Боец, трижды коснувшийся земли и прекративший борьбу, назывался триадденом.

Реферат >> Культура и искусство

Две туго набитых подушки поддерживали тело в полулежачем положении или служили... целью посвятить молодую девушку в культ ее новой семьи. Эта церемония... всех политических прав. 3. Женщина в Древней Греции 3.1. Юридическое положение женщины Первым следствием...

История религий. Том 1 Крывелев Иосиф Аронович

РАЗВИТИЕ КУЛЬТА (22)

РАЗВИТИЕ КУЛЬТА (22)

Для первоначальной стадии истории христианства Ф. Энгельс отмечает такую ее существенную особенность, как простота ритуала. Выше уже отмечалось, что в дальнейшем развитии христианства обряды иудаизма, в особенности такой обременительный и неприятный, как обрезание, должны были исчезнуть. Их место заняли новые.

Оставаться в положении религии без своих собственных специфических обрядов было для христианства связано с риском гибели. В борьбе за массы оно имело дело с конкурентами, которые держали людей под своим влиянием именно благодаря разветвленной системе ярких и эмоционально насыщенных культово-магических действий. Нужно было создавать свою систему таких действий, причем жизнь подсказывала возможность их заимствования из тех религий, из которых пришли в христианство соответствующие группы верующих.

Материал, которым пользовалась христианская церковь для построения своей культовой системы, был достаточно богатым. Прозелиты из евреев знали сложившийся к тому времени синагогальный культ, более сложный, чем прежний храмовый. Наряду с жертвоприношениями, которые носили чисто символический характер, большую роль стали играть молитвенноречевые формулы и песнопения, игра на музыкальных инструментах (трубы, рог) и т. д. Обстановка в синагогах была более пышной и внешне эффектной, чем в иерусалимском храме.

Но значительно больше материала, чем из иудаизма, могло черпать христианство при создании своего культа из религий эллинистического мира. Этот материал имел тем большее значение, чем большее место занимали в составе новообращенных христиан бывшие язычники. Поклонники Изиды и Митры, Диониса и Кибелы, Бахуса и Сераписа привносили в новую религию свои культовые привычки и склонности. Для вербовки неофитов из этих слоев было необходимо, чтобы они находили в новой религии знакомую обстановку и привычные обряды. Поэтому идеологи христианства не противились включению языческих обрядов в складывающийся христианский культ. Уже в начале V в. Августин не только признавал заимствование христианством языческих обрядов, но и обосновывал правомерность такого заимствования. «Христиане, - писал он, - меньше, чем кто бы то ни было, должны отвергать что-либо хорошее только потому, что оно принадлежит тому или другому… Поэтому продолжать хорошие обычаи, практиковавшиеся у идолопоклонников, сохранять предметы культа и здания, которыми они пользовались, не значит заимствовать у них; напротив, это значит отобрать у них то, что им не принадлежит, и вернуть истинному владельцу, богу, посвящая это ему непосредственно в его культе или косвенно в культе святых» 23 .

При такой готовности к ассимиляции обрядов, обычаев и церковных порядков из других религий этот процесс шел весьма активно. В итоге возникло нечто вроде синтеза иудейской и языческой обрядности, причем в ходе развития новой религии первая быстро вытеснилась второй. Обрезание как символ приобщения к единоспасающей вере и к сонму ее приверженцев уступило место водному крещению 24 . Последнее стало одним из «таинств», важнейшим обрядом, исполнение которого связано, по верованию, с чудом.

Погружение в воду как акт приобщения к данной религии впервые появилось не в христианстве. Этот обряд был широко распространен в дохристианских религиях древности.

В первых поколениях христиан, когда к новой религии приобщались преимущественно взрослые люди, обряд крещения производился именно над ними. Но в дальнейшем принадлежность к этой религии становилась наследственной, и родители, естественно, стремились обратить в христианство своих детей с рождения. Вот почему в религиозный быт и в церковные узаконения вошло крещение новорожденных.

Вероятно, несколько ранее крещения в христианском культе занял свое место обряд причащения. Его распространение было облегчено тем, что ему не пришлось, как крещению, вытеснять соответствующий иудейский обряд.

Специфически христианское объяснение семантики причащения мы находим в евангельском предании о тайной вечере. Но действительные его истоки лежат в дохристианских культах. В христианство этот обряд проник из митраизма, из оргиастических мистерий Диониса, из культа Бахуса, из критских орфических мистерий и других древних культов 25 . Обряд вкушения плоти и крови бога по своему происхождению восходит к первобытным временам и к тотемистическим культам. В религиях первобытности и древности было широко распространено представление о том, что, принимая внутрь частицу тела своего божества, человек обретает его силы и мудрость, его доблесть и хитрость. Будучи центральным элементом христианского культа в ранний период его истории, обряд причащения сыграл большую роль в оформлении всего богослужения. Организация этого обряда в широких масштабах выливалась в общую трапезу для членов общины. Такие трапезы получили греческое название «агапе» - вечерь (или ужинов) любви. Дело не могло ограничиться лишь коллективным вкушением пищи, и в частности съеданием «тела и крови господних». Обряд неминуемо должен был обрасти рядом речевых молитвенных и прочих формул, что в дальнейшем развитии христианского культа вылилось в литургию.

Обряды крещения и причащения послужили основой складывавшегося христианского культа. Тот факт, что они были заимствованы из других религий, создавал известные трудности в отношении их осмысления. Заимствуемым культовым формам требовалось иное объяснение, чем то, которое они имели в породивших их религиях.

Создание новой этиологии для заимствуемых обрядов обусловливало дополнительную нагрузку для фантазии религиозных идеологов, которые занимались формулированием догматики. Материал для новых объяснений старых обрядов выискивался в книгах Нового завета, а иногда просто измышлялся и фиксировался в сочинениях раннехристианских авторов.

Ряд деталей и эпизодов создававшейся в это время биографии Христа был продиктован нуждами мифологической этиологии складывавшейся обрядности.

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

Против культа личности В марте 1953 г. на заседании Президиума ЦК, проходившем под председательством Маленкова, впервые было заявлено о необходимости покончить с «культом личности» Сталина во всех его проявлениях. Была начата проверка дел лиц, объявленных в 1937–1938 гг.

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Парадоксы скотоводческого культа «Каждый рожден во грехе» Мы можем предполагать, что идеи Зороастра оказали непосредственное влияние на становление новых религий не только в Иране и Индии, но и в других в весьма удаленных странах. При этом акцент переносится с

Из книги «Сталинские репрессии». Великая ложь XX века автора Лысков Дмитрий Юрьевич

Часть 2 Разоблачение культа личности Глава 11 От смерти Сталина до ХХ съезда 5 марта 1953 года скончался Иосиф Джугашвили (Сталин), Генералиссимус, Генеральный секретарь ЦК ВКП(б), руководивший партией и государством 31 год. С первых часов после его кончины перед партийным

Из книги Настольная книга сталиниста автора Жуков Юрий Николаевич

После культа - Юрий Николаевич, без культа личности Сталина нам, наверно, этой фигуры до конца не понять. Что же это было за явление в нашей истории?- Ну всё-таки сначала давайте закончим, как вы говорите, с фигурой. Так вот, о фигуре мы должны вообще прекращать говорить с

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Возникновение культа Яхве История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Библии, точнее, ее наиболее древней части – Ветхого завета. Тщательный анализ библейских текстов и всей ветхозаветной традиции дает основание

Из книги Эхнатон. Фараон-вероотступник автора Вейгалл Артур

Глава 1 Развитие культа Атона В гимне Атону встречаются также слова: «Ты был один и сотворил землю по желанию сердца своего… Чужеземные страны, Сирию, Куш, Египет!..»Следует заметить, что Сирия и Нубия (Куш) в перечне предшествуют Египту, похоже, по мнению Эхнатона, они были

Из книги Легенда и действительность в древней истории Тибета автора Гумилев Лев Николаевич

Происхождение культа Ямантаки Зародившийся в Индии буддизм включил в себя брахманское учение о метампсихозе (переселении душ). Это учение стало впоследствии одной из основ буддийского миропонимания; Тибет получил эту концепцию в готовом виде и охотно ее воспринял.

Из книги Древний мир автора Ермановская Анна Эдуардовна

Загадки солнечного культа Тем, кто видел сфинксов на берегу Невы, знаком облик отца Эхнатона – фараона Аменхотепа III. Он царствовал долго, 38 лет, и период его правления был «золотым веком» Древнего Египта, память о нем не умирала в народе почти 1000 лет. Не войнами отмечено

Из книги Опыт разбора тибетской пиктографии автора Гумилев Лев Николаевич

Происхождение культа Ямантаки Зародившийся в Индии буддизм воспринял брахманское учение о метампсихозе (переселении душ). Это учение стало впоследствии одной из основ буддийского миропонимания; Тибет получил эту концепцию в готовом виде и охотно ее воспринял. Каждому

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Возрождение военного культа Полвека почти непрерывных побед подняли престиж военной касты. За мрачной авансценой ожесточенных споров и коррупции поднимался пик самопожертвования и блеска: война, которая унизила могущественную Россию четвертью века раньше, - высота 203

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, Религия, Культура автора Тодд Малькольм

СВЯТИЛИЩА И МЕСТА КУЛЬТА "Они находят, что вследствие величия небожителей-богов невозможно… заключить внутри стен… И они посвящают им дубравы и рощи…"Таким образом, Тацит и другие древние авторы фактически говорят одно и то же. Как таковые, храмы римского периода

Из книги Русские боги. Подлинная история арийского язычества автора Абрашкин Анатолий Александрович

Глава 13 Бог Тур и ареал его культа К числу важнейших русских богов, основательно позабытых современными академическими учеными, относится бог Тур. Впервые на это обратил внимание А.Н. Афанасьев. Его идею блестяще развил выдающийся русский фольклорист Александр Сергеевич

Из книги Ленин жив! Культ Ленина в Советской России автора Тумаркин Нина

Возникновение культа Мифический образ Ленина как правителя Советской России принимал в лениниане тех лет различные формы. В период его болезни проверке общественным мнением подвергались политически выдержанные описания его личности, предназначенные для целей

Из книги История и теория религий автора Панкин С Ф

53. Воздействие религиозного культа на верующих Воздействие религиозного культа на верующих осуществляется по нескольким основным направлениям.Одно из таких направлений-формирование и возобновление стереотипов в сознании и поведении членов религиозной общины. Сами

автора

Зарождение культа умерших предков Тогда как высшее начало в культе Шанди в чжоуском Китае перенесли на культ Неба, отношение к Шанди как к первопредку и к окружавшим его ди как к обожествленным умершим предкам правителя с течением времени стало касаться вообще всех

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Возникновение культа Яхве В XVIII-XVI вв. до н. э. плодородная полоса между Средиземным морем и Аравийской пустыней была населена племенами различных рас. Здесь еще были остатки примитивных «неолитических» пещерных жителей, чей гигантский рост позднее вошел в пословицу. Они

1. Культ тела и духа в досуге жителей Древней Греции

1. Миф как основа досуговой жизни человека в Древней Греции

В развитие культуры Греции III-1-й половины I тыс. до н. э. включают период древнейших цивилизаций (III-II тыс. до н. э.), гомеровский период (XI-IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII-VI вв. до н. э.)

Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.

- культ тела и духа

Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги - прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.

Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля: «Человек - животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа.

Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. Противоречия объекта н субъекта как сторон человеческой личности можно назвать главным нервом античной культуры. Если во взаимоотношениях с социумом личность находила какой-то выход, то по отношению к судьбе и личность, и общество были лишь объектами, слепыми орудиями Рока.

Идея неумолимости Рока тесно связана с античным рабством, ибо в античном мире свободные люди мыслили себя рабами общего мироустройства. Единичные прорывы человеческого духа в античной культуре не стали парадигмой античного мировоззрения, не выразили его сути.

- индустрия развлечений

у древних греков отсутствовало как слово «скука», так и описания соответствующих симптомов.

Немало времени проводилось в гимнасиях и палестрах, где занимались физическими тренировками. В гимнасиях, кроме того, вели беседы софисты, Сократ, возникали политические и философские споры. Особым местом общения был рынок, где, делая покупки, обменивались новостями. Довольно часто устраивались симпосионы - дружеские пирушки, на которых пели песни, иногда состязались в красноречии, поэзии, вели философские споры. Участвовали в симпосионах только мужчины, но нередко для развлечения пирующих приглашались флейтистки, другие музыканты, гетеры. (Гетера (от греч. hetaira - подруга, любовница) - в Древней Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни.)

2.Театр как основа духовного воспитания граждан, досуга и развлечения

В VII-VI вв. до н. э. зарождаются греческий театр, выросший из хороводов, песен, молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица - актера.

Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса.

Творцом классической греческа трагедии является Эсхил (525-456 до н. э.). Он оживил драму, введя в нее второго актера, сделал театральное действие более динамичным, интересным, кроме того, с его именем связано применение декораций, масок. Один из основных мотивов творчества Эсхила - прославление гражданских добродетелей, патриотизма, особенно характерна в этом отношении трагедия «Прометей прикованный». Еще одна важная тема Эсхила - идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии «Орестея».

Тема неотвратимой судьбы занимает большое место и в творчестве другого знаменитого греческого трагика - Софокла (ок.496-406 до н. э.). Показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепого рока, Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе. Софоклу приписывают слова: «Я изображаю людей такими, какими им надлежит быть, а Еврипид изображает их такими, какие они есть.»

Творцом психологической драмы был Еврипид (485/484 или 480-406 до н. э.). Основной конфликт в его произведениях - борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Особенно выделяются среди трагедий Еврипида «Медея» и «Федра».

Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 - ок. 386), придавший комедии политическую остроту и злободневность. В его творчестве (комедии «Мир», «Всадники», «Лисистрата» и др.) отразились политические взгляды аттического крестьянства. Аристофан был горячим сторонником демократии, приверженцем традиционных полисных идеалов, поэтому в его комедиях часто высмеиваются софисты и Сократ как сторонники индивидуализма, противоречащего коллективистской морали.

Вся жизнь афинских граждан в V в. до н. э. была связана с коллективными интересами, проходила в постоянном общении. Большинство граждан - мужчин - принимало участие в работе народного собрания, органов управления,

4.Олимпийсике игры как единство духа и спортивный потенций человека

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 г. до н. э.; Пифийские игры - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские - в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.

В играх в честь богов проявляется один из важнейших элементов древнегреческой культуры - агонистика. (Агностика (греч. agon - борьба) - стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии и т. д.)

Стремление к противоборству, состязаниям, органично присущее мировоззрению древних греков, пронизывает практически все сферы их деятельности. Характерно, что в системе воспитания архаической эпохи главное - превзойти остальных, стать лучшим. Образованный человек должен был владеть всеми видами оружия, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в спортивных и игровых состязаниях и т. п.

Олимпийские игры (греч. τὰὈλύμπια) - величайшие из эллинских национальных празднеств.

Они происходили в Олимпии на Пелопоннесе и, по древнейшему сказанию, возникли ещё во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала новорождённого Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.

Существовали ещё и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным на Пелопоннесе. В «Илиаде» Гомера упоминается о гонках квадриг (колесниц с четвёркой лошадей), устраиваемых жителями Элиды (область на Пелопоннесе, где находилась Олимпия), и куда присылали квадриги из других мест Пелопоннеса (Илиада, 11.680).

Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми - это возобновление их царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии) ещё во времена Павсания. С этого времени (по одним данным год возобновления игр - 884 до н. э., по другим - 828 до н. э.) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но как хронологическая эра в истории Греции был принят отсчёт с 776 до н. э. (см. статью «Олимпиада (хронология)»).

Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие (греч. έκεχειρία), которое объявлялось особыми герольдами (греч. σπονδοφόροι) сперва в Элиде, затем в остальных частях Греции; месяц перемирия назывался ίερομηνία. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было вести войны. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.

В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями. Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Не пользовались правом смотреть игры также женщины, кроме жрицы Деметры. Число зрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, а поэты и художники, - чтобы знакомить публику со своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздник особые депутаты (греч. θεωροί) которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города.

Тем не менее женщины, могли стать олимпийскими чемпионами заочно - просто прислав свою колесницу. Так например первой олимпийской чемпионкой стала Киниска - родная сестра спартанского царя Агесилая.