Романтические герои раннего творчества горького. Разноуровневые задания по пьесе М. Горького «На дне Сочинение по литературе на тему: Романтические герои раннего творчества Горького

Сочинение

Завязка пьесы - появление Луки. Какие же события «завязываются» в этот момент? Какие струны души героев затрагивает странник своими неожиданными, так человечно звучащими в ночлежке словами? Какие события и реплики персонажей вызывают у Луки ответный отклик? Вопросы, которые Читатель задает уже на этапе осмысления экспозиции, помогают осознать им один из важнейших вопросов, предложенных в учебнике, и начать накопление материалов для характеристики гуманистических идеалов Горького, утверждаемых в пьесе «На дне». Наблюдения нас помогают им сделать вывод о философском характере пьесы, увидеть в пьесе социальную направленность. Пьеса обличает и пьеса формирует у зрителя гуманистические идеалы. Появление у героев надежды, нарастающее ощущение у каждого из обитателей дна невозможности жить так, как жили до сих пор, более активное стремление вырваться из пут дна - вот те очевидные изменения в сознании и поведении обитателей ночлежки, которые отмечают Читатели, наблюдая за событиями I акта.

Каким образом анализировать II акт (действие)? Когда появилась пьеса, А. П. Чехов писал, что она «нова и несомненно хороша. Второй акт очень хорош, это самый лучший, самый сильный, и я, когда читал его, особенно конец, то чуть не подпрыгивал от удовольствия»2. Что же можно увидеть в этом акте? В обитателях дна просыпается надежда, живет/желание изменить жизнь к лучшему. Иллюзорность этого желания,и этой надежды ясна зрителю и читателю, но не героям пьесы. Вникая в существо каждой реплики, можно ощутить неустойчивость положения обитателей дна. Как изображена жизнь дна в этом действии? Читатели ощущают ненадежность относительного равновесия, которое возникает в ночлежке на какое-то время, отмечают жадность надежд героев, которым не суждено сбыться: «Во II действии умирает Анна, в этом же действии Пепел чуть не убил Костылева». Но «...еще верит в больницу, в которой его спасут, Актер. Еще думает с надеждой о будущем Пепел, еще есть что-то впереди у Наташи...»-пишет в своей работе ученик, добросовестно пытаясь увидеть, с какой меркой можно подходить к относительно стабильным мгновениям жизни дна.

Страшный мир нищеты и тщетность надежд на лучшую жизнь не могут оставить ни малейшего просвета впереди, никаких шансов на избавление этих героев от их судьбы. Но вера, но надежда на лучшее будущее сами по себе представляют ту жизнеутверждающую силу, тот запас человечности, которые постоянно заставляет «звучать» автор. Именно существование этой позитивной силы всего важней в споре о человеке и его роли в жизни. Еще впереди монолог Сатина, но нельзя пропустить и слов Луки: «Человек - все может... лишь бы захотел...»

Впереди - кульминация. Последовательно знакомясь с текстом I и II действий, Читатели постепенно накапливают сведения о специфике горьковской драматургии, и к кульминационному III действию они уже в состоянии сделать определенные выводы: они отчетливо представляют себе социальный характер обличения в этой драме, уяснили суть возникающих, на первый взгляд разнонаправленных, споров, философский характер пьесы. Они видят, что именно эти два ведущих признака подчиняют себе все остальные: автор делает акцент не на событийном сюжете, а на противостоянии позиции героев. Вот почему так важен спор в пьесе, Словесный поединок, выразительность и стремительность диалога, его афористичность. Горький считал, что афоризмы дают возможность сжимать слова, как пальцы в кулак. Можно уже на этих двух действиях проследить за тем, как афоризмы насыщают речь героев, как понимают Читатели, что такое афоризм и какова роль афоризмов в речи каждого из героев. Читатель может предложить десятиклассникам найти афоризмы в репликах одного из героев. Это поможет охватить самостоятельной, индивидуальной или групповой работой весь класс. Возможно и ограничение объема такого задания. Например, предлагая назвать афоризмы в речи Луки, ограничим ученический поиск одним из действий. Если это будет предварительное задание по III действию, то Читатели смогут сделать свое сообщение в процессе обсуждения кульминационного действия. Можно при этом предложить вопросы типа викторины: когда Лука сказал: «...вовремя человека пожалеть... хорошо бывает!»? Когда и какой герой произнес трагическую и страшную реплику: «За что мне - правду?»? Какую историю рассказал Лука, после того как сказал: «...не всегда правдой душу вылечишь»?
Среди разнообразных видов заданий чаще всего практикуется выборка афоризмов из III действия. Выписывая афоризмы, Читатели отмечают, кто их произнес, в каких ситуациях они возникли. Если же задание предлагается без каких-либо уточнений, как правило, выписывают только афоризмы Луки: «Человека приласкать - никогда не вредно!», «Человек - может добру научить - очень просто!», «Не всегда правдой душу вылечишь», «Все ищут люди, все хотят - как лучше», «Кто крепко хочет- найдет!», «...человек должен уважать себя...» Как видно из ответов школьников, они активно поддерживают именно гуманистические идеи пьесы, этический заряд, который несут эти афоризмы, вызывает их сочувствие, и они, почти не замечая этого, старательно обходят не менее яркие, но раздражающие своим цинизмом реплики Бубнова, Клеща и даже (в этом действии особенно!) Сатина.

Обращение нас к афоризмам неизбежно возвращает их к размышлениям о героях произведения. Выполняя задания, наса оценивают искренность или фальшь реплики, причину, которая ее вызвала. Умение устанавливать связь слова и характера - одно из наиболее сложных и ответственных слагаемых анализа драматического произведения.

В процессе изучения III действия пора обратиться к обобщению наблюдений нас по анализу образов. Есть учителя, которые стремятся проанализировать образы всех героев пьесы. Но продуктивней ограничение такой работы двумя важнейшими для раскрытия ее философского содержания образами - Луки и Сатина. Лука привлекает многих зрителей и читателей. Именно вокруг этого образа шло более всего споров. Каков же этот герой? Читатели охотно принимают участие в оценке его качеств и поведения: он деятелен и заботлив, участлив и непритязателен, мягок («оттого, что много мяли»), уклончив, осторожен, обладает присущим мудрой старости даром невеселого предвидения судеб своих случайных соседей. Он стремится » сам уйти и их отвлечь от мыслей о неизбежной гибели. Обращаясь к Луке - герою пьесы, нужно видеть и привлекательное, и неприятное в его облике, поведении, суждениях. Доброта и приниженность, забитость, склонность к примирению, проповедуемые Лукой, должны оцениваться учащимися не отвлеченно. Нужно увидеть здесь прямую связь с его жизненной позицией. Характер, речь Луки, его поступки вызывают одновременно и симпатию, и неприятие, и даже

протест, который во многом подсказан отношением автора к герою.

Еще более сложным, во многом непонятным для читателей является образ Сатина. Опустившийся телеграфист, шулер, способный и на благородство, и на цинизм, именно он в момент духовного подъема произносит важнейший в пьесе монолог с центральной для Горького, программной декларацией: «Человек - это звучит гордо!» Читатели знают, что в этом случае герой-прежде всего рупор авторских убеждений, оратор, несущий зрителю авторское кредо. Обращаясь к творческой лаборатории писателя, можно подчеркнуть пафос пьесы.

Уместно на этом этапе работы над текстом пьесы использовать концовку поэмы «Человек»: «Он медленно, но твердыми шагами идет по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним - пыль прошлого тяжелой тучей, а впереди стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его. Они бесчисленны, как звезды в бездне неба, и человеку нет конца пути! Так шествует мятежный человек -вперед! И -выше! Все вперед! И - выше!» Именно тут можно продемонстрировать фрагмент пьесы: «Человек - вот правда»-или обратиться к фильму «Драматургия Горького». Анализ сцены, анализ типажей актеров, которые исполняли эту роль, оценка исполнения в просмотренном фрагменте - все будет помогать учащимся постичь основной конфликт пьесы, ее пафос, ее идейную направленность. Этому могут также способствовать вопросы, предложенные учителем классу: в каком из эпизодов Сатин более всего кажется вам человеком, которому Горький мог доверить такой ответственный и важный для автора монолог?

Напомним: Сатин не впервые произносит жестокие и циничные слова. Он - шулер, человек опустившийся и ожесточенный, как и все ночлежники. Монолог Сатина - лишь яркая вспышка жажды правды и справедливости, которая не угасает и на дне, и где бы ни находился человек, пока он остается человеком.

Пьеса в значительной мере строится на противостоянии позиций Луки и Сатина. В ней нет непосредственного столкновения героев, между ними ни разу не происходило того, что хотя бы отдаленно напоминало философский спор. Но эту полярность ощущают сами ночлежники, их беседы и реплики тяготеют к одному из полюсов, их «правды» различны, и любой читатель или зритель ощущает существо различия. Вот и еще одно доказательство того, что перед нами философская, а не только социальная драма. И еще одно доказательство обычно обнаруживают сами Читатели: в IV действии нет Луки, но полемика с ним, противостояние его позициям не ослабевают до последней реплики - полемика идет на уровне фактов, событий. Одно из них - смерть Актера. Так в процессе работы над образами Луки и Сатина Читатели неизбежно придут к осмыслению основного конфликта пьесы и в то же время утвердят себя в умении осознавать идейный смысл пьесы в процессе тщательного анализа ее ведущих образов.

А.И.Куприн «Гранатовый браслет »

  1. Как был воспринят Верой и ее семьей подарок – гранатовый браслет? В чем его ценность? Каково символическое звучание этой детали? – 5 баллов
  2. Что говорит генерал Аносов о любви? 5 баллов
  3. Кому и почему в рассказе сочувствует автор? 10 баллов
  4. В ком и как проявилось благородство, в ком и как – духовная нищета перед лицом большой и чистой любви? 10 баллов

Задания по пьесе М.Горького «На дне».

  1. Когда и где происходят события в пьесе «На дне»? Дать описание ночлежки. 5 б
  2. Чем объединены одинокие обитатели ночлежки? Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противопоставления социального плана? 10 баллов
  3. Где, по-вашему, завязка пьесы? Определите композиционные элементы пьесы. 10 б
  4. Какие струны души героев затрагивает Лука своими речами? 5 баллов
  5. Как утешает Лука ночлежников? Как они относятся к его словам? 5 баллов
  6. Истолкуйте притчу о праведной земле, рассказанную Лукой? 10 баллов
  7. При каких обстоятельствах Сатин произносит свой монолог о человеке? 10 баллов
  8. .В чем философский смысл пьесы? 10 баллов

Задания по рассказу Бунина Господин из Сан-Франциско»? (за каждый правильный ответ - 2 балла)

1. В какой стране происходит действие в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

1) в Италии 2) в Соединенных Штатах 3) в Германии 4) в Англии

2. К какому из перечисленных эпических жанров принадлежит произведение И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

1) новелла 2)рассказ 3) повесть 4) очерк

3. Что собрало респектабельную публику на борту парохода «Атлантида»?

1) необходимость покинуть свою страну из-за социальных потрясений

2) стремление к развлечениям и отдыху

3) потребность в общении между представителями одного социального слоя

4) сплочённость вокруг единой идеи

4. За описанием быта пассажиров «Атлантиды» кроется авторское

1) уважение к сильным мира сего

2) равнодушие к человеку и человечеству

3) неприятие ценностей буржуазного мира

4) насмешка над героями

5. Как называется средство выразительности, к которому обращается автор, описывая «Атлантиду»: «... этажи... зияли огненными несметными глазами»?

6. Как называется средство выразительности, заключающее в себе обобщённый многозначный смысл (океан, пароход «Атлантида», серебряные усы и золотые пломбы господина из Сан-Франциско)?

1) метафора 2) сравнение 3) символ 4) олицетворение

7. Какова основная идея рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

  1. описание путешествия богатого американского туриста через Атлантику
  2. разоблачение революции в России
  3. философское осмысление человеческого существования
  4. восприятие американцами Советской России

«5» - 110 -125 баллов

«4» - 90 -109 баллов

«3» - 50 - 89 баллов


1. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены первого действия пьесы М. Горького «На дне».)

2. «Стихотворения Маяковского все время на острие комического и трагического» (Ю.Н. Тынянов).

3. Основные мотивы и образы поэзии А.А. Фета.

4. Тема поиска жизненной правды в прозе М.А. Шолохова. (По романам «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

Образ воина-труженика в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

5. «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех…» (Н. Федоров). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Консультация

П риступая к работе над первой темой, важно показать напряжённую обстановку ночлежки, то, что в ней поминутно рождаются споры, и установить их причину. Цель подобного анализа экспозиции в том, чтобы убедить читателя: перед ним дно жизни, мир, где должны угаснуть всякие надежды человека. Актуальность первых явлений пьесы несомненна: насыщенность действия проявляется в людских столкновениях. Затем переходим к завязке пьесы. Это появление странника Луки. Здесь необходимо продумать ответы на такие вопросы:

  • Какие струны души героев затрагивает странник своими неожиданными, так человечно звучащими в ночлежке словами?
  • Какие события и реплики персонажей вызывают у Луки ответный отклик?
  • Какие “события” завязываются в этот момент?

И, наконец, вывод: в конце первого акта появление у героев надежды, нарастающее ощущение у каждого обитателя дна невозможности жить так, как жили до сих пор, более активное стремление вырваться из пут дна.

Раскрытие второй темы предполагает выявление художественного своеобразия поэзии Фета. Он вошёл в русскую литературу как представитель так называемого чистого искусства , следуя принципу, что красота - единственная цель художника. Поэтому природа и любовь были главными темами его творчества. Предлагаем проанализировать два стихотворения Фета, наиболее яркие образцы его любовной лирики, - «Шёпот, робкое дыханье...» и «На заре ты её не буди...». Мир природы и человеческие чувства оказываются неразрывно связанными. Подобно Тютчеву, Фет одушевляет природу: лирическое чувство поэта словно бы проникает в окружающий мир, разливается в нём. Назовём также такие стихотворения, как «Вечер», «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Зреет рожь над жаркой нивой...», «Есть ночи зимней блеск и сила...», «Ещё весны душистой нега...» и другие. Каждое из них является маленьким шедевром. Следует обратить внимание на музыкальность поэзии Фета, достигаемую необыкновенным разнообразием строфических и ритмических форм, на философское начало, усиливающееся в позднем творчестве Фета. Это мысли о вечной мудрости природы, о свободе творчества, о тщете человеческой суеты, ограниченности человеческого познания.

Третья тема связана с анализом лирики одного из самых сложных поэтов XX века. Маяковский действительно очень “разный” в своём творчестве: и тончайший лирик, автор нежнейших любовных стихотворений и поэм, и гневный, бичующий сатирик, и создатель крупных эпических произведений, и драматург, и страстный публицист, и политический агитатор, а ещё художник-авангардист и киноактёр - всё это один Маяковский. Всё творчество Маяковского представляет собой гигантское противоречие. Лирический герой этой поэзии многомерен, многопланов, отсюда и его лирика “на острие комического и трагического”. Это заметно уже в ранней лирике Маяковского. Несовершенство миропорядка, резкое несоответствие мечты и действительности, удручающая пошлость и бездуховность окружающего мира порождали в душе поэта гневное неприятие («Облако в штанах», «Нате!», «Вам!», «Надоело» и другие).

Сатирические начала развиваются в стихотворениях более позднего периода («О дряни», «Прозаседавшиеся»). Маяковский подвергает осмеянию обывательские представления о красоте, изяществе, поэзии («Маруся отравилась», «Две культуры»), полностью подчинив своё творчество задаче переустройства общества - в этом одновременно сила и трагедия Маяковского. Обличающие слова - это “не слова-судороги, слипшиеся комом”. Закончить сочинение о лирике Маяковского можно словами Марины Цветаевой: “Маяковский - первый новый человек нового мира, первый грядущий. Кто этого не понял, не понял в нём ничего”.

Рассмотрим четвёртую тему на материале романа М.Шолохова «Тихий Дон». Вспомним путь исканий Григория Мелехова. Именно о нём сказал Шолохов: “От белых отбился, к красным не пристал...” Но он всегда честно пытается разобраться в том, что происходит вокруг. Мучительные поиски приводят Григория то в белогвардейские ряды, то в Красную Армию. Он чувствует, что и у красных, и у белых есть своя правота, поэтому и мечется между двух огней, пытаясь понять, на чьей стороне истина. В заключение сочинения следует сказать, что трагедия Григория Мелехова - это трагедия русского казачества в целом. Проследив трагический жизненный путь Григория, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только вскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи.

По пятой теме можно предложить обратиться к творчеству Л.Н. Толстого. Мы видим, что во многих его произведениях звучит вопрос: “Кто я? Зачем я живу? Во имя чего я живу?” Все любимые герои Толстого захвачены напряжённым духовным поиском («Путь исканий князя Андрея», «Идейно-нравственная эволюция личности Пьера Безухова», «Красота истинная и ложная» - в романе «Война и мир»). Раскрыть эту тему можно и на материале романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского («Крах индивидуалистической теории Раскольникова», трагедия Раскольникова в романе «Преступление и наказание», «Он не старуху убил, а “себя убил”, как человека»).

А.И. Куприн «Гранатовый браслет »

  1. Как рисует Куприн главную героиню рассказа, Веру Шеину?
  2. Как был воспринят Верой и ее семьей подарок – гранатовый браслет? В чем его ценность? Каково символическое звучание этой детали?
  3. Что говорит генерал Аносов о любви?
  4. Кому и почему в рассказе сочувствует автор?
  5. Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании настроения играет музыка?
  6. В ком и как проявилось благородство, в ком и как – духовная нищета перед лицом большой и чистой любви?
  7. Согласны ли вы с тем, что в рассказе изображен жестокий мир? Если да, то в чем вы эту жестокость увидели?
  8. Как вы считаете, что является самым волнующим в рассказе?
  9. Тема любви, в чем ее трагизм в данном рассказе?
  10. Как повлияла смерть телеграфиста на Веру Шеину?
  11. Почему история любви Желткова к княгине продолжает волновать и сегодня?
А. Куприн «Олеся»
  1. Что вы узнали об Олесе? В чем заключается главное ее очарование?
  2. Докажите, что Олеся показана у Куприна не просто на фоне природы, а как часть природы?
  3. Почему любовь Олеси и «паныча» закончилась разлукой?
  4. Кому вы симпатизируете больше – человеку цивилизации ил людям природы? Докажите.
  5. Чем закончилась повесть?
  6. Какова основная мысль повести «Олеся»? Что хотел сказать автор? От чего хотел предостеречь?
  7. Можно ли поведение Олеси и ее отношение к Ивану Тимофеевичу считать уроком нравственной красоты и благородства?
  8. Какой художественный смысл имеет поэтическая деталь – оставленная в доме нитка красных бус?
  9. Проследите, как живет в произведении мир природы и как соответствует его динамика различным моментам любви героев?
Разноуровневые задания по пьесе М. Горького «На дне».
1 вариант
  1. Когда и где происходят события в пьесе «На дне»? Дать описание ночлежки.
  2. Разделить всех персонажей на две группы по социальному положению.
  3. Проследите, как в пьесе «На дне» развивается ее первая сюжетная линия (Василиса – Пепел). Каких персонажей она захватывает? Где достигает своего апогея?
  4. Чем объединены одинокие обитатели ночлежки? Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противопоставления социального плана?
  5. Где, по – вашему, завязка пьесы? Какие струны души героев затрагивает Лука своими речами?
  6. Истолкуйте притчу о праведной земле, рассказанную Лукой?
  7. Какова цель «утешительства» Луки: преследует ли он корыстные интересы, или его вмешательство в судьбу других героев вызвано иными мотивами? Почему Лука не пытается «утешить» Бубнова и Сатина?
  8. С пьесами какого русского писателя сопоставима драма Горького по своей композиционной организации?

2 вариант
  1. Дайте обобщенную характеристику Костылеву и Василисе.
  2. Теплится ли надежда у героев пьесы в экспозиции? Докажите.
  3. Что такое монолог, диалог, полилог? Какова их роль в пьесе?
  4. Восстановите событийный рад пьесы. Какие события происходят на сцене, а какие - за «кулисами»?
  5. Странник недаром носит имя одного из апостолов Христа. Что он обещает, к чему призывает? Почему ни одно из обещаний не приносит пользы обитателям «дна»?
  6. При каких обстоятельствах Сатин произносит свой монолог о человеке? Чем мотивирована его отповедь Барону? Осуждает или защищает Луку в своем монологе Сатин?
  7. Почему так привлекателен жизненный вывод Луки о праведной земле:»если веришь, то есть»?
  8. Так что нужнее: истина или сострадание? Чья позиция – Луки или Сатина – вам ближе?
  9. Лука и Сатин: антиподы или родственные души? Почему Сатин неожиданно защищает Луку после ухода старика?
Разноуровневые задания по пьесе М.Горького «На дне».
3 вариант
  1. Изменилась ли жизнь ночлежников с появлением Луки?
  2. Для чего живут герои? О чем мечтают обитатели «дна»?
  3. Как утешает Лука ночлежников? Как они относятся к его словам?
  4. Что привлекает в облике и суждениях Луки? Что вы принимаете в нем?
  5. Есть ли вина Луки в том, что произошло в последних сценах?
  6. Меняютмя ли в пьесе Актер, Пепел, Настя? Как и почему?
  7. Нужна ли ложь слабым? Всегда ли жалость, сопереживание, сострадание унизительны?
  8. Необходим ли в пьесе спор о Правде и Человеке? Как вы относитесь к участникам спора и их позиции?
  9. Почему именно Сатину Горький доверил важный монолог о человеке?
Разноуровневые задания по пьесе М.Горького «На дне».
4 вариант
  1. Какое событие опрокинуло все иллюзии, посеянные Лукой?
  2. Что изменилось в жизни ночлежников после убийства Костылева и исчезновения Луки?
  3. Судьбы каких героев вас особенно потрясли и почему?
  4. Так что же нужнее: истина или сострадание?
  5. Определите композиционные элементы пьесы.
  6. Каков итог спора о правде?
  7. В чем новаторство Горького – драматурга?
  8. В чем философский смысл пьесы?
  9. Выделите повторяющиеся, зеркально отражающиеся эпизоды в пьесе. Какова их роль в композиции произведения?
Контрольная работа по творчеству С.Есенина.
(Вопросы выбираются учеником по желанию)
  1. Какие стихи С.Есенин посвятил «братьям меньшим»?
  2. Как изображает Есенин природу?
  3. Согласны ли вы с тем, что ранние стихи Есенина «полны звуков, запахов, красок»? обоснуйте свой ответ.
  4. Какие наиболее яркие, интересные сравнения, образы, метафоры, другие образные средства вы встречали в ранних стихах поэта?
  5. Какой предстает жизнь деревни в ранних стихах Есенина?
  6. Можно ли по этой поэзии судить о том, как жила деревня, какие процессы в ней происходили?
  7. Какие стихи Есенина, на ваш взгляд, наиболее выразительно свидетельствуют о том, что он влюблен «в поля, в свое деревенское небо, в животных и цветы»?
  8. Какие чувства вызывают известные стихи Есенина о животных.
  9. Какие стихи Есенина о родине показались вам наиболее значительными, интересными?
  10. Что «новое, незнакомое, молодое» отмечает в стихотворении «Русь Советская»? Согласны ли вы с тем, сто Есенин, судя по этому стихотворению, не находил себе места в этом новом? Обоснуйте свой ответ.
  11. Согласны ли вы с тем, что, рассказывая о себе хулигане, поэт притворяется? Обоснуйте свой ответ.
  12. Как вы понимаете определение «декаданс»? Согласны ли вы с тем, что «Москва кабацкая» демонстрирует «элементы общественного и литературного декаданса»? Аргументируйте свой ответ.
  13. Согласны ли вы с тем, что даже в самых «кабацких» стихах Есенин остается нежным лириком? Обоснуйте свой ответ.
Разноуровневая контрольная работа по творчеству В.Маяковского
Ответьте на два вопроса (на выбор)
  1. Чем обусловлен новаторский характер поэзии Маяковского?
  2. Какие художественные приемы использует Маяковский?
  3. Почему поэт пришел именно к футуризму?
  4. Чем отличается изображение революции в произведениях Маяковского и Блока?
  5. «Революцией мобилизованный и призванный»… Подтвердите эти слова Маяковского фактами его биографии и творчества.
  6. Кому адресованы сатирические произведения Маяковского?
  7. Какое место в творчестве Маяковского занимает тема поэта и поэзии?
  8. Почему некоторые современные критики хотели «сбросить с парохода поэзии» самого Маяковского? Актуальны ли стихи поэта для сегодняшнего дня?

1 вариант
  1. Что Вы узнали о Катерине из 1 д.? Чем она отличается от других персонажей? Кто из них ближе всего к Катерине?
  2. Жанр пьесы «Гроза»
  3. В чем сходство и различие характеров Бориса и Тихона? Как они относятся к Катерине?
  4. В чем проявляется самодурство Дикого?
  5. В сцене прощания с Тихоном Катерина произносит: «Батюшки, погибаю я!» Объясните причину страданий Катерины. Какая борьба происходит в ее душе?
  6. В чем трагедия Катерины?
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
2 вариант
  1. Кого мы можем считать «хозяевами» жизни?
  2. Что вы знаете об обстановке, в которой воспитывалась Катерина?
  3. Почему Борис считал себя «белой вороной в городе Калинове»? Докажите.
  4. Особенности композиции.
  5. В 1 действии «Грозы» два персонажа говорят о красоте природы. Чем отличаются эти высказывания? Какие черты персонажей отразились в их словах о природе?
  6. Почему Островский не назвал драму «Гроза» именем главной героини?Какой нравственный смысл заключен в названии драмы?
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
3 вариант
  1. Чем отличается от жителей города Кулигин?
  2. Расскажите о семье Кабановых. Каковы нравы этой семьи?
  3. Композиция пьесы.
  4. Достоин ли Борис любви Катерины?
  5. Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
  6. Смысл названия пьесы.
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
4 вариант
  1. По каким законам живут в городе Калинове?
  2. Почему Катерина «завяла», попав в дом Кабановых?
  3. Почему Варваре не понять страданий Катерины?
  4. Докажите правоту слов Варвары, что «любить Тихона на за что».
  5. В чем суть основного конфликта?
  6. Сможет ли город Калинов жить по – старому после смерти Катерины?
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
5 вариант
  1. Борис говорит о себе: «Я вольная птица», но, по сути дела, кто свободней, Катерина или Борис?
  2. Почему Катерина считает свою любовь к Борису «преступной»?
  3. Кого мы можем считать «жертвами темного царства»?
  4. Уверены ли самодуры в своей правоте?
  5. Проиграла или победила Кабаниха?
  6. Докажите, что смерть Катерины – это протест?
Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»
6 вариант
  1. Катерина – по –гречески «чистая».Почему Островский дает это имя своей героине?
  2. Расскажите о взаимоотношениях матери с сыном (Кабанова и Тихон). Любовь? Уважение? Покорность? Боязнь? Лень спорить?
  3. Сцена с ключом, ее роль в пьесе.
  4. Для чего просит Кулигин деньги у Дикого? Как это его характеризует?
  5. Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, стремлению к свободе, прямоте?
  6. Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против кабановских понятий о нравственности? Был ли у Катерины другой выход .
Вопросы повышенной сложности по роману И.Гончарова «Обломов»
  1. Только ли «мирные и незлобливые» стороны «обломовщины» вы видите в романе?
  2. Сравните образ жизни Обломовки с петербургской жизнью героя. В чем они похожи и чем отличаются?
  3. Вам внушает доверие Штольц? Вы верите, что он «великолепный малый»? Почему?
  4. Можете лт вы назвать Штольца «общественным деятелем»? На что направлена деятельность этого героя?
  5. Какие черты Ольги Ильинской вы бы назвали определяющими? Почему?
  6. Вы могли бы объяснить, «за что» полюбила Ольга Ильинская Илью Обломова? Можно ли, на ваш взгляд, назвать их отношения любовью?
  7. Современен ли Обломов сегодня?
  8. Может ли Обломов вызвать симпатию? Чем?
1 вариант. Разноуровневые задания по роману И.Гончарова «Обломов». 10 класс
  1. Как произошло знакомство Ольги Ильинской с Обломовым? (1балл)
  2. Расскажите об Обломовке и ее жителях?(1балл)
  3. Портрет Захара. (1 балл)
  4. Сравните отношение к Обломову Ольги и Агафьи Матвеевны.(2 балла)
  5. Каков образ жизни Штольца? Каковы его нравственные идеалы?(2 балла)
  6. Можно ли охарактеризовать внутренний мир Обломова на материале 1 части.(2 балла)
  7. Почему первая часть романа посвящена лишь одному дню Обломова? (3 балла)
  8. Какие романы принадлежат перу И.Гончарова? В чем их основной конфликт?(3 балла)
  9. Почему смерть Обломова Гончаров сравнивает со сном? (3 балла)
2 вариант. Разноуровневые задания по роману И.Гончарова «Обломов». 10 класс
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы
  1. Портрет Обломова. (1 балл)
  2. Как проходили годы ученичества Ильи? (1 балл)
  3. Расскажите, как жила после смерти Обломова Агафья Матвеевна? (1 балл)
  4. Какую черту Обломова хотел подчеркнуть Гончаров словами «поэты задели его за живое»? (2 балла)
  5. Выскажите свое отношение к Обломову, Штольцу, Ильинской, Пшеницыной (на выбор двух героев) (2балла)
  6. Почему Обломов отказывается от последней встречи с Ольгой? (2 балла)
  7. Проведите сравнительный анализ жизни Обломова на Гороховой, в доме Пшеницыной и воспоминаний Ильи Ильича об Обломовке. (3 балла)
  8. С каким известным вам литературным персонажем можно сравнить Обломова при первом знакомстве? (3 балла)
  9. Почему для Штольца духовная смерть Обломова наступила раньше физической? (3 балла)
3 вариант. Разноуровневые задания по роману И.Гончарова «Обломов». 10 класс
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы
  1. Что говорит о характере и образе жизни героя обстановка в его квартире? (1 балл)
  2. Расскажите о службе Обломова в канцелярии. (1 балл)
  3. Расскажите о родителях Андрея Штольца. Какими принципами они руководствовались в воспитании сына?(1 балл)
  4. Почему, на ваш взгляд, отношения Ольги и Обломова лишены будущего? (2 балла)
  5. Когда и при каких обстоятельствах появляется в романе слово «обломовщина»? (2 балла)
  6. Почему первая часть романа посвящена лишь одному дню Обломова? (2 балла)
  7. Почему брак Ольги со Штольцем стал возможен только после любви Ольги к Обломову? (3 балла)
  8. Какие черты сближают Штольца с Обломовым? (3 балла)
  9. Каким вырастет Андрей Обломов? (3 балла)
4 вариант. Разноуровневые задания по роману И.Гончарова «Обломов». 10 класс
Наберите возможное количество баллов, ответив на вопросы
  1. Какие два «несчастья» занимают Обломова? Какие трудности он видит в решении этих проблем? (1 балл)
  2. Посетители Обломова. Цель их визитов (1 балл)
  3. Как проводил свободное время И.И.Обломов? (1 балл)
  4. Расскажите о том, как складываются отношения Ольги и Ильи. (2 балла)
  5. Какое место занимает Тарантьев в системе образов романа? Какова его роль в жизни Обломова? (2 балла)
  6. Как относится Обломов к нововведениям в деревне, о которых рассказывает Штольц? (2 балла)
  7. Сравните совместную жизнь Ольги Ильинской и Андрея Штольца. Достигли ли они идеала? (3 балла)
  8. Какие художественные детали использует автор при создании портретной характеристики Обломова? (3 балла)
  9. Какова роль Пшеницыной в жизни Обломова? (3 балла)

Завязка пьесы - появление Луки. Какие же события «завязываются» в этот момент? Какие струны души героев затрагивает странник своими неожиданными, так человечно звучащими в ночлежке словами? Какие события и реплики персонажей вызывают у Луки ответный отклик? Вопросы, которые Читатель задает уже на этапе осмысления экспозиции, помогают осознать им один из важнейших вопросов, предложенных в учебнике, и начать накопление материалов для характеристики гуманистических идеалов Горького, утверждаемых в пьесе «На дне». Наблюдения нас помогают им сделать вывод о философском характере пьесы, увидеть в пьесе социальную направленность. Пьеса обличает и пьеса формирует у зрителя гуманистические идеалы. Появление у героев надежды, нарастающее ощущение у каждого из обитателей дна невозможности жить так, как жили до сих пор, более активное стремление вырваться из пут дна - вот те очевидные изменения в сознании и поведении обитателей ночлежки, которые отмечают Читатели, наблюдая за событиями I акта. Каким образом анализировать II акт (действие)? Когда появилась пьеса, А. П. Чехов писал, что она «нова и несомненно хороша. Второй акт очень хорош, это самый лучший, самый сильный, и я, когда читал его, особенно конец, то чуть не подпрыгивал от удовольствия»2. Что же можно увидеть в этом акте? В обитателях дна просыпается надежда, живет/желание изменить жизнь к лучшему. Иллюзорность этого желания,и этой надежды ясна зрителю и читателю, но не героям пьесы. Вникая в существо каждой реплики, можно ощутить неустойчивость положения обитателей дна. Как изображена жизнь дна в этом действии? Читатели ощущают ненадежность относительного равновесия, которое возникает в ночлежке на какое-то время, отмечают жадность надежд героев, которым не суждено сбыться: «Во II действии умирает Анна, в этом же действии Пепел чуть не убил Костылева». Но «...еще верит в больницу, в которой его спасут, Актер. Еще думает с надеждой о будущем Пепел, еще есть что-то впереди у Наташи...»-пишет в своей работе ученик, добросовестно пытаясь увидеть, с какой меркой можно подходить к относительно стабильным мгновениям жизни дна. Страшный мир нищеты и тщетность надежд на лучшую жизнь не могут оставить ни малейшего просвета впереди, никаких шансов на избавление этих героев от их судьбы. Но вера, но надежда на лучшее будущее сами по себе представляют ту жизнеутверждающую силу, тот запас человечности, которые постоянно заставляет «звучать» автор. Именно существование этой позитивной силы всего важней в споре о человеке и его роли в жизни. Еще впереди монолог Сатина, но нельзя пропустить и слов Луки: «Человек - все может... лишь бы захотел...» Впереди - кульминация. Последовательно знакомясь с текстом I и II действий, Читатели постепенно накапливают сведения о специфике горьковской драматургии, и к кульминационному III действию они уже в состоянии сделать определенные выводы: они отчетливо представляют себе социальный характер обличения в этой драме, уяснили суть возникающих, на первый взгляд разнонаправленных, споров, философский характер пьесы. Они видят, что именно эти два ведущих признака подчиняют себе все остальные: автор делает акцент не на событийном сюжете, а на противостоянии позиции героев. Вот почему так важен спор в пьесе, Словесный поединок, выразительность и стремительность диалога, его афористичность. Горький считал, что афоризмы дают возможность сжимать слова, как пальцы в кулак. Можно уже на этих двух действиях проследить за тем, как афоризмы насыщают речь героев, как понимают Читатели, что такое афоризм и какова роль афоризмов в речи каждого из героев. Читатель может предложить десятиклассникам найти афоризмы в репликах одного из героев. Это поможет охватить самостоятельной, индивидуальной или групповой работой весь класс. Возможно и ограничение объема такого задания. Например, предлагая назвать афоризмы в речи Луки, ограничим ученический поиск одним из действий. Если это будет предварительное задание по III действию, то Читатели смогут сделать свое сообщение в процессе обсуждения кульминационного действия. Можно при этом предложить вопросы типа викторины: когда Лука сказал: «...вовремя человека пожалеть... хорошо бывает!»? Когда и какой герой произнес трагическую и страшную реплику: «За что мне - правду?»? Какую историю рассказал Лука, после того как сказал: «...не всегда правдой душу вылечишь»? Среди разнообразных видов заданий чаще всего практикуется выборка афоризмов из III действия. Выписывая афоризмы, Читатели отмечают, кто их произнес, в каких ситуациях они возникли. Если же задание предлагается без каких-либо уточнений, как правило, выписывают только афоризмы Луки: «Человека приласкать - никогда не вредно!», «Человек - может добру научить - очень просто!», «Не всегда правдой душу вылечишь», «Все ищут люди, все хотят - как лучше», «Кто крепко хочет- найдет!», «...человек должен уважать себя...» Как видно из ответов школьников, они активно поддерживают именно гуманистические идеи пьесы, этический заряд, который несут эти афоризмы, вызывает их сочувствие, и они, почти не замечая этого, старательно обходят не менее яркие, но раздражающие своим цинизмом реплики Бубнова, Клеща и даже (в этом действии особенно!) Сатина. Обращение нас к афоризмам неизбежно возвращает их к размышлениям о героях произведения. Выполняя задания, наса оценивают искренность или фальшь реплики, причину, которая ее вызвала. Умение устанавливать связь слова и характера - одно из наиболее сложных и ответственных слагаемых анализа драматического произведения. В процессе изучения III действия пора обратиться к обобщению наблюдений нас по анализу образов. Есть учителя, которые стремятся проанализировать образы всех героев пьесы. Но продуктивней ограничение такой работы двумя важнейшими для раскрытия ее философского содержания образами - Луки и Сатина. Лука привлекает многих зрителей и читателей. Именно вокруг этого образа шло более всего споров. Каков же этот герой? Читатели охотно принимают участие в оценке его качеств и поведения: он деятелен и заботлив, участлив и непритязателен, мягок («оттого, что много мяли»), уклончив, осторожен, обладает присущим мудрой старости даром невеселого предвидения судеб своих случайных соседей. Он стремится » сам уйти и их отвлечь от мыслей о неизбежной гибели. Обращаясь к Луке - герою пьесы, нужно видеть и привлекательное, и неприятное в его облике, поведении, суждениях. Доброта и приниженность, забитость, склонность к примирению, проповедуемые Лукой, должны оцениваться учащимися не отвлеченно. Нужно увидеть здесь прямую связь с его жизненной позицией. Характер, речь Луки, его поступки вызывают одновременно и симпатию, и неприятие, и даже протест, который во многом подсказан отношением автора к герою. Еще более сложным, во многом непонятным для читателей является образ Сатина. Опустившийся телеграфист, шулер, способный и на благородство, и на цинизм, именно он в момент духовного подъема произносит важнейший в пьесе монолог с центральной для Горького, программной декларацией: «Человек - это звучит гордо!» Читатели знают, что в этом случае герой-прежде всего рупор авторских убеждений, оратор, несущий зрителю авторское кредо. Обращаясь к творческой лаборатории писателя, можно подчеркнуть пафос пьесы. Уместно на этом этапе работы над текстом пьесы использовать концовку поэмы «Человек»: «Он медленно, но твердыми шагами идет по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним - пыль прошлого тяжелой тучей, а впереди стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его. Они бесчисленны, как звезды в бездне неба, и человеку нет конца пути! Так шествует мятежный человек -вперед! И -выше! Все вперед! И - выше!» Именно тут можно продемонстрировать фрагмент пьесы: «Человек - вот правда»-или обратиться к фильму «Драматургия Горького». Анализ сцены, анализ типажей актеров, которые исполняли эту роль, оценка исполнения в просмотренном фрагменте - все будет помогать учащимся постичь основной конфликт пьесы, ее пафос, ее идейную направленность. Этому могут также способствовать вопросы, предложенные учителем классу: в каком из эпизодов Сатин более всего кажется вам человеком, которому Горький мог доверить такой ответственный и важный для автора монолог? Напомним: Сатин не впервые произносит жестокие и циничные слова.