Самообразование по формированию математических представлений. План по самообразованию воспитателя старшей группыТема: «Развитие элементарных математических представлений. Ориентировка в пространстве и времени. Основные вопросы, намеченные для изучения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «Батыр»

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

Попова Ирина Викторовна

воспитатель

Общий стаж

Педагогический стаж

Педагогический стаж в данном коллективе

Дата последней аттестации

Дата предполагаемой аттестации

25 лет 25 лет 5 лет 1

2016 - 2017 учебный год

старшая группа

Этап работы над темой: подготовительный

Дата начала работы над темой: сентябрь 2016 года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2017года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «Батыр»

ПРОЕКТ

Тема: «Развитие математических способностей у детей

дошкольного возраста через игровую деятельность»

2016 год

1.

Введение.

Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека. Родители считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т.д.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий можно провести в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя персонаж (игрушку) Например, для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты: "Поездка в лес к белочке", "Волшебный сундучок", "В гостях у Старичка-лесовичка", "Три медведя", "Теремок". Для детей старшего дошкольного возраста сюжеты становятся более сложными: "Космическое путешествие", "На фабрике игрушек", "Царство Математики". В гости к ребятам приходят уже другие персонажи: Буратино, Незнайка, Оле-Лукойе, Снежная королева и др.

. Цель:

обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Задачи:

    Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;

    Организовать совместную деятельность взрослого с детьми;

    Разработать перспективный план работы с детьми;

    Оформить в группе уголок «Я считаю»;

    Создать картотеку математических игр.

    Создать кружок по математике «Затейники»

2. Реферативная часть.

Особую роль при развитии математических способностей отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

3. Проектная часть.

Этапы работы

Мероприятия

Сроки проведения

Теоретический

Изучение научно-методической литературы;

обзор информации по исследуемой теме в Интернете

сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Практический

Разработка конспектов занятий с детьми

сентябрь

2016 – 2017 гг.

Оформление в группе «Я считаю»

октябрь 2016 г.

Создание картотеки математических игр

ноябрь 2016 г.

Подготовка материала для кружка

сентябрь 2016

май 2017 г.

Оформить сборник консультаций для родителей «Развитие математических способностей у старших дошкольников»

декабрь 2016 г.

Выход темы:

    Проведение открытых занятий. Тема: «Приключение на числовой поляне» (май 2017 г.)

    Оформление картотеки математических игр.

    Сборник консультаций для родителей. Тема: «Развитие математических способностей у старших дошкольников».

    Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников»

    Отчет о проделанной работе за учебный год.

4. Заключение.

Гульсина Фартдинова
План работы по самообразованию воспитателя старшей группы «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте»

План работы по самообразованию воспитателя старшой группы на тему:

«Развитие математических представлений в дошкольном возрасте»

на 2016-2017 учебный год

Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.

Актуальность выбранной темы

В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т. к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.

В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция.

Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения, начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

План работы на год по данной теме на год

1. Изучение методической литературы- сентябрь - май 1. Арапова – Пискарёва Н. А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез Москва, 2008. 2. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. «Математика для дошкольников», Москва, 1997. 3. Венгер Л. А. Больше, меньше, поровну, «Дошкольное воспитание», 1996 №6 .4 . Метлина Л. С. «Математика в детском саду», Просвещение, Москва, 1977. 5. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников, Москва, 1985.- Анализ изученной литературы.

2. Работа с детьми сентябрь-май Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках. Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках.

сентябрь-май Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности. Математика в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании).

январь Придумывание сказок про геометрические фигуры. Сборник сказок.

март Игровая деятельность с использованием математических заданий. Развлечение «Весёлая математика»

3. Работа с семьёй сентябрь Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка. -Создание уголка «Занимательная математика».

октябрь Консультация для родителей «Как привить интерес к математике?» Родительское собрание «Основные направления работы на учебный год»

март Открытый показ образовательной ситуации. День открытых дверей.

апрель Информация в уголок для родителей «Математика вокруг нас» Папка-передвижка.

4 .Самореализация ноябрь Составление картотеки игр по развитию математических представлений. Представление картотеки на педчасе.

январь Консультация для педагогов «Царица наук - математика»- Выступление на педагогическом совете.

Доклад и презентация по теме «Развитие интереса к математике у детей дошкольного возраста» -Выступление на семинаре-практикуме.

май Отчёт по теме самообразования. - Выступление на итоговом педсовете.

Публикации по теме:

План работы по самообразованию «Организация проектной деятельности в дошкольном возрасте» План работы по самообразованию воспитателя средней «Б» группы МБДОУ д/с №8 «Золотой ключик» Горбатовской Татьяны Владимировны Тема: «Организация.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение цент развития ребенка – детский сад № 161

План по самообразованию на тему:

Гладышева Евгения Игоревна

Воспитатель

г. Тверь, 2014 год

Индивидуальный план самообразования

На 2014-2015 учебный год

Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Цель и задачи самообразования по теме цель

    Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

    Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

    Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .

    Основные вопросы, намеченные для изучения.

Этапы разработки:

    Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

    Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений

    Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

    Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.

Начало работы по теме 01.09.2014

Литература по теме:

1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.

3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

4. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

5. «Играем в числа» - серия пособий

6. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

7 . Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

8. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.

Особенности использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать

Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом

Игровое обучение - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств

3. Все психологические новообразования берут начало в игре

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

Дидактические игры делятся на:

Игры с предметами

Настольно-печатные игры

Словесные игры

Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры

Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.

Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.

Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки и игры. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Другие родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.
Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить «главную роль» по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих, растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игр по возрасту. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей.

Что бы игра для ребенка (да и для взрослого, который, скорее всего, часто будет ему партнером) была интересной, она должна быть достаточно понятной и простой и логичной по правилам. Цель игры тоже должна быть проста, понятна и в принципе достижима. В тоже время в ней должна быть очень большая управляемая вариантность развития сюжета игры, событий. И игрок (даже маленький) должен осознанно выбрать и пытаться реализовать какой-то конкретный, выигрышный с его точки зрения, вариант. Но в то же время должен быть и большой элемент случайности, делающий игру эмоциональной, нивелирующий мастерство и делающий возможным выигрыш даже новичком. Ведь если один игрок все время выигрывает, а второй проигрывает, у «вечно проигрывающего» быстро пропадает охота играть. А если «мастер» все время вынужден поддаваться - пропадает охота играть у него. Случайность же ставит игроков в почти одинаковые условия. Удача дает шансы каждому, а вот кто как сумел их реализовать? И когда ребенок обыгрывает «самого папу» и не потому что тот поддался, а в «честном сражении» - восторгу нет предела.

Нельзя сбрасывать со счетов развивающую сторону игры. Ребенок, играя в настольную игру, даже самую простую, развивает свою фантазию, учится быстро считать, учится принимать какое- то решение и начинает понимать взаимосвязь между принятием решения, своими действиями и их результатом. Его ошибочные действия очевидны для него самого и он уже начинает думать, как их не повторить или избежать, понимает какая ситуация плохая, а какая – хорошая. У него развивается не только тактическое, но и стратегическое мышление.

Приобретая игру важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игра ему нужна. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игры на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Игры: «лото», «домино», «парные картинки», открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игру, и он знает, как в неё играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игра становится неинтересной. Здесь нужна помощь старших- подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим тоном. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Этапы самообразования

Содержание работы

Сроки выполнения

Примечания

Организационно-диагностический

«Форма и цвет»

1. Проведение дидактических игр:

«Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

«Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

«Подбери ключик к замочку»

«Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

«Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)

«Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

«Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

«Найди свою пару» (варежку)

2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:

Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д.

3. Проведение игр – соревнований.

«Чья команда быстрее н айдёт предметы? » (разной формы)

В течение учебного года

Количество и счёт».

1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

«Магазин игрушек» (много, один, поровну)

«Зоопарк» (счёт)

«Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)

«Путешествие на корабле»

2. Игровые математические знания с театрализацией:

«Математика в сказках»

- «Стоит в поле теремок»

- «Колобок ищет друзей»

В течение учебного года

«Ориентировка в пространстве».

«Ориентировка во времени».

1. Настольно – печатные игры:

«Лото»

«Парные картинки»

«Домино»

«Цветная мазайка»

«Пазлы»

2. Дидактические игры:

«Собери сказочного героя» (из частей)

«Кто больше найдёт отличий? »(2 паровоза, 2 собачки и т. д.)

«Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)

«Пароход», и т. д. «Дом»

«Когда это бывает? » - игра с мячом (Спим? - ночью и т. д.)

В течение учебного года

Выставка детских работ: «шаг в математику».

АПРЕЛЬ 2015 года

Выводы: Изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки проведения итогов по теме самообразования – май 2015

Месяц

Направления работы

Способы достижения

Анализ достижений

Сентябрь

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

Знакомство и анализ документации.

Планирование работы с детьми на новый учебный год.

Октябрь

Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Подбор литературы по теме самообразования.

Работа с личной библиотекой, интернетом.

Ноябрь

Изучение теории

Юлия Сухова
План самообразования «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»

Тема : «»

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений , понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка :

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста , поэтому с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников . Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника ; определила , что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе .

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересам педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста . Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ; Концепции развития математического образования в Российской Федерации

ФГОС ДОв качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников .

Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику , поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием .

Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях , а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП. И здесь на первый план выходит игра , как основной вид деятельности детей дошкольного возраста . В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов , устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач : успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста .

Цель : Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса.

Задачи программы профессионально – личностного саморазвития

1. Проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал.

2. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.

3. Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность.

4. Обобщить педагогический опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры ».

Направления саморазвития :

1. Изучение нормативно – правовых документов.

2. Изучение методической литературы.

3. Знакомство с передовым педагогическим опытом.

4. Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды).

5. Работа с детьми.

6. Повышение квалификации.

7. Работа с семьей, социумом.

8. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.

9. Аттестация.

Ожидаемые результаты :

Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы.)

Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности.

Развитие адаптивной способности в контексте современных тенденций развития образования.

Перспективный план мероприятий на 2014-2016 уч. г.

Формы работы Содержание работы Сроки Отметка о выполнении

Изучение нормативно-правовых документов 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ".

3. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. В течение

2014-2015 учебного года

В течение

2015-2016 учебного года

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

1. А. Белошистая «Дошкольный возраст : формирование и развитие математических способностей ». Дошкольное воспитание-2000-№2 , с. 74.

2. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных . – Ярославль 2000. – с. 122 .

3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста . М : Просвещение 1989.

4. Дьяченко О. М., Агаева Е. Л. Чего на свете не бывает? – М.:Просвещение,1991.

5. Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград : Учитель, 2013.

6. Е. В. Сербина «Математика для малышей » / Издательство : Москва Просвещение, 1992.

7. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ » ТЦ «Учитель» , 2006г.

8. Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников » . – М., 2006.

9. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду » , - М.:2005.

10. Метлина А. С. «Математика в детском саду » Просвещение, 2006.

11. Б. П. Никитин «Ступеньки Творчества или развивающие игры» , Москва, Просвещение, 1991 г.

12. Позина В. А. , Мозаика-Синтез, 2012. - 80с.

13. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры . - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.

14. Сорокина А. И. Дидактическая игра в детском саду . - М.: Просвещение, 1982. - 98 с.

15. Столяр А. А. «,»– М.: 2006.

16. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996.

17. Фидлер М. А. «Математика уже в детском саду » , 3-е издание. – М., 2006.

ППО г. Сарова :

МБДОУ «ЦРР - детский сад №16»

И. Ф. Девятайкина «Влияние развития сенсорных способностей на формирование элементарно- математических представлений у детей дошкольного возраста »;

МБДОУ «Детский сад № 30» Сухова Ю. И. «Формирование понятия числа в процессе обучения счету у детей младшего дошкольного возраста ;

МБДОУ «Детский сад № 19» Серкова Т. В. «Использование нетрадиционных дидактических средств в математическом развитии детей средней группы»

Использование инновационных технологий при ФЭМП МБДОУ «Детский сад № 45» Филиппова С. В.

МБДОУ «Детский сад № 3» Денисик Ю. П. «Использование развивающих игр с математическим содержанием для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста »;

МБДОУ «Детский сад № 30» Аксенова О. И. ,«Организация образовательной работы с детьми дошкольного возраста , имеющими склонность к математике ».

Интернет-ресурсы

http://dohcolonoc.ru ;

http://nsportal.ru ;

http://www.edu.ru;

http://www.detskiysad.ru ;

http://www.moi-detsad.ru;

http://ivalex.ucoz.ru .

Втечение

2014-2015 учебного года

В течение

2015-2016 учебного года

В течение

2014-2015 учебного года

В течение

2015-2016 учебного года

Открытые просмотры, взаимопосещения.

1. НОД по конструированию «Заюшкина избушка» (палочки Кюизенера, ранний возраст) Козина И. В.

2. Посещение НОД по ФЭМП у воспитателя Даниловой Л. В.

3. Посещение НОД по ФЭМП «Полёт в космос» (блоки Дьнеша, дошкольный возраст ) (Аксёнова О. И)

4. Путешествие в город геометрических фигур» (палочки Кюизенера, дошкольный возраст ) (Балуева М. М.)

5. Посещение КМО.

Открытый показ НОД по ФЭМП «В гости в Винни-Пуху» (средняя группа) .

Обзор выставки дидактического и методического материала .

Открытый показ НОД по изобразительной деятельности с детьми средней группы «Аквариум с рыбкой» (техника граттаж) .

(д/сад № 5)

6. Интерактивное мероприятие «Путешествие по сказке В. Катаева «Цветик семицветик» (Сергеева Ю. А) . Февраль 2014

Декабрь2015

Январь 2015

Февраль 2015 г.

Апрель 2015

Участие в системе методической работы

(педсовет, консультации, семинары, творческие группы, выставки, стенды) 1. Участие в семинаре «Использование методов и приёмов «ТРИЗ - технологий» (Котик Н. Н., Поздяева И. Н.)

2. Подготовка и проведение семинара-практикума «Организация и проведение сюжетных логико-математических игр » (блоки Дьенеша») (Сухова Ю. И., Гусева Е. С.)

3. «Наглядно-дидактические пособия для игр с палочками Кюизенера»

(Гущина Н. В.)

4. Семинар-практикум «Использование современных технологий в образовательном процессе"(ТРИЗ, использование мнемотаблиц при пересказах и заучивании стихов) .

5. Консультация «Интеллектуальное развитие ребенка при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера».

6. Оформление выставки : «Математические игры и упражнения для дошкольника »

7. Деловая игра "Использование мультимедийных презентаций в совместной деятельности в режимных моментах". (Ст. воспитатели Сухова Ю. И., Котик Н. Н.)

8. Теоретический семинар «Использование информационных технологий для решения профессиональных задач»

(ст. восп. Сухова Ю. И.)

9. Практикум «MicrosoftPowerPoint в работе воспитателя детского сада»

(ст. восп. Н. Н. Котик)

10. Практикум «Технология сотрудничества, как ключевая технология в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» (Разумкова И. А., Калякова И. А.)

11. Круглый стол «Особенности формирования инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности» (Старшие воспитатели Котик Н. Н., Сухова Ю. И.)

12. Консультация – диалог «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников »

(ст. воспитатели, воспитатели Поздяева И. Н., Аксенова О. И.) Декабрь2014

Январь 2015

Февраль 2015

Январь 2015

Октябрь 2015

Октябрь 2015

Ноябрь 2015

Декабрь 2015

Февраль 2016

Оснащение педагогического процесса.

1. Разработать перспективный план работы кружка «Цветная логика» для детей второй младшей группы.

2. Разработать перспективный план работы кружка «Цветная логика» для детей средней группы.

3. Пополнение развивающей предметно -пространственной среды группы палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, кубиками Никитина (на подгруппу детей)

4. Оформление уголка занимательной математики в группе .

5. Подготовить картотеку презентаций для детей по ФЭМП

6. Создание картотеки игр по ФЭМП

7. Пополнение личной страницы на сайте MAAM.

8. Пополнять педагогическую копилку демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, раздаточного материала ).

Работа с семьей, социумом

9. Изготовление папки – передвижки «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет ».

10. Подготовить презентацию консультацию для родителей о развитии математических способностей у дошкольников .

11. Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни» .

12. Оформление выставки для родителей : «Математические игры и упражнения для дошкольников ». Август 2014

Август 2015

В течение учебного

Повышение квалификации 1. Курсовая подготовка по ФГОС ДО.

3. Участие в вебинарах.

4. Посещение КМО. 2014-2016 уч. г.

Форма отчета . Аттестация на первую квалификационную категорию 2015-2016 уч. г.

Перспективы

на 2016-2017 уч. г.

1. Продолжить работу по теме : «Формирование элементарных математических представлений » (согласно возрастной группе) .

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.

3. Изучить новинки методической литературы.

4. Распространение опыта работы.

5. Публикации на сайте «МААМ» и др. сайтах. Представление своего педагогического опыта.

6. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

7. Привлечение детей к изготовлению дидактического и раздаточного материала . 2016-2017 уч. г.

МБДОУ «Тотемский детский сад №7 «Солнышко»

Поэтапно–творческий перспективный план работы по теме:

«Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательных игр».

на 2016 – 2017 учебный год

Воспитатель: Новоселова Е.Н.

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

Литература

Сентябрь

Игры и упражнения со счётными палочками (см.картотеку игр)

Памятка «Занимательная математика для дошкольников»

Создание картотеки заданий и упражнений со счётными палочками для детей

Изучение примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы в новой редакции 2016 года

Октябрь

Игры на развитие пространственных представлений: «Продолжи закономерность», «Найди одинаковые игрушки», «Четвёртый лишний», «Обведи дорожки», «Помоги зайчику добраться до своего домика» и др.

Буклет «Новая жизнь старых игр»

Создание математического уголка развивающих и занимательных игр в группе.

« Математика до школы», «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.И. Михайлова

Ноябрь

Игры на развитие логического мышления: «Найди лишнее слово», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом» и др. (см. картотеку игр)

Создание картотеки игр на развитие логического мышления.

Интернет-источники:

Игровые занимательные задачи для дошкольников,

- «Развитие математических способностей через игру»

Декабрь

Игры на развитие внимания и наблюдательности: «Сделай, как у меня», «Расставь как было», «Дорисуй», «Найди отличия» (см. картотеку игр на внимание)

Математический КВН для родителей на родительском собрании

Создание картотеки игр на внимание и наблюдательности для детей старшей группы

Д.Денисова «Математика для дошкольников» (рабочая тетрадь)

Январь

Игры на развитие воображения: «На что похожи облака», «Волшебная мозаика», «Что нужно нарисовать в пустой клетке», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике? и др.

Памятка « Участие взрослого в детских играх. Проблемные ситуации и их решение»

Консультация « Игры для развития воображения детей»

Создание картотеки игр для детей на развитие воображения

В.В. Воскобович «Сказочные лабиринты игры»

Февраль

Развивающие игры Воскобовича: «Геоконт», «Чудо-цветок», «Сложи узор», «Волшебный поясок», «Игровой квадрат» и др. (см. картотеку игр)

Буклет « Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в интеллектуальном развитии детей»

Разработка системы заданий для детей с использованием Палочек Кьюзенера

Обучающее пособие: цветные счётные палочки Кьюзенера. Альбом с играми к палочкам.

Март

Игры с цветными палочками Кьюзенера: «Волшебные дорожки», «Помоги малышу», и т.д.

Консультация «Палочки Кьюзенера- как средство познания детьми логики и математики»

Создание презентации «Палочки Кьюзенера»

В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кьюзенера»

Апрель

Игры Б.П. Никитина:

«Собирай-ка», « Сложи узор», «Чудо-кубики» и др.

Чтение математических сказок

Буклет «Использование игр Б.П. Никитина, как средство развития познавательного интереса к математике у детей»

Приобретение и внесение развивающих игр Б.Никитина

Май

Игры на закрепление пройденного материала

Мастер-класс на родительском собрании «Занимательная математика с дошкольниками»

Презентация лэпбука по данной тематике.

Изготовление лэпбука.