Сильва. Оперетта Московская. Спектакль «Сильва Сильва в театре оперетты

«Да здравствует любовь», она же «Княгиня чардаша», она же «Сильва», она же «Дитя шантана», она же, наконец, «Королева чардаша» - одна из лучших оперетт Имре Кальмана сегодня отмечает 100-летие!

Кальману был тридцать один год, он уже обрел композиторское имя, когда венские либреттисты Бела Йенбах и Лео Штейн предложили ему немецкое либретто «Да здравствует любовь» («Es lebe die Liebe»). Пьеса эта, при соответствующей музыке, должна была соединить в себе все лучшее из того, что завоевал Легар и что успел уже сделать Кальман.
В ней была сильная, притом вполне правдивая драматическая коллизия, обаятельный женский образ, богатые возможности развернуть мелодию. Кальмана увлекла гуманистическая идея оперетты: любовь сметает различие сословий и рангов.

Сочинение музыки пошло быстро и 17 ноября 1915 года в венском «Иоганн Штраус-театре» состоялась триумфальная премьера «Княгини чардаша», которая затем шла два года подряд ежедневно. Толпы венцев ежевечерне штурмовали кассы театра, и казалось, что страстные любовные мелодии Сильвы и Эдвина заглушают залпы пушек первой мировой войны.

Сценическую судьбу «Сильвы» можно без преувеличения назвать блестящей. В Вене оперетта выдержала 2000 спектаклей, а в Берлине, где главную роль играла знаменитая Фрицци Массари, спектакль шел ежедневно в течение двух лет. «Сильва» начала свое триумфальное шествие, которое продолжается по сей день.

В репертуаре «Московской оперетты» «Сильва» появлялась 5 раз.

1928 - «Сильва»
Пьеса Б.Травского.
Постановка Г.Ярона и К.Грекова.

1941 - «Сильва»
Пьеса Г.Ярона.
Постановка Г.Ярона.

1956 - «Сильва»
Пьеса Л.Штейна и Б.Иенбаха. Русский текст В.Михайлова и Д.Толмачева.
Постановка Г.Ярона.

1982 - «Королева чардаша»
Пьеса И.Беккефи и Д.Келлера. Перевод Ю.Шишмонина. Стихи В.Михайлова и Д.Толмачева.
Постановка Ю.Петрова.

2004 - «Сильва»
Пьеса В.Михайлова и Д.Толмачева .
Постановка И. Гулиевой

«Виват, Оперетта!» Наше время можно назвать эпохой ремейков: переснимаются фильмы, перепеваются песни. Не отстал от этой тенденции и Московский Академический театр оперетты - внес режиссерско-художественные коррективы в классику оперетты Имре Кальмана «Сильва». Можно ничего не знать об оперетте, но не знать величайшее творение - «Сильву» невозможно. Мне есть с чем сравнивать это новое «прочтение». Я выросла на великолепных спектаклях Новосибирских театров Оперы, Балета и Музыкальной комедии. Я видела музыкальные спектакли театров Санкт-Петербурга, Свердловска, прекрасного театра оперетты Урала в «закрытом Свердловске-44». В то время за качеством спектакля следили театральные критики, перед премьерой комиссия просматривала спектакль, следя за качеством и целостностью литературно-музыкального материала, отсекая наносную временем пошлость. Я живу в Москве и часто посещаю классические музыкальные, балетные спектакли и мюзиклы. Возможно, в 13-й или 15-й раз за 76 лет жизни, я пришла 18 января 2015 г. на оперетту И.Кальмана «Сильва» с началом в 13 часов! Несомненная удача для зрителей московской области и единственная возможность не опоздать на последнюю электричку после вечерних спектаклей. Каждый театр имеет своего зрителя, а его количество определяется достойной статуса театра афишей, высокообразованным, с внутренней творческой культурой художественным руководством и талантливой труппой. Московского интеллигентного зрителя театр постепенно теряет, зал заполняется гостями города. Назначение театра - воспитывать художественный вкус у молодых москвичей и новоприезжих, а не опускаться до уровня периферии, обделенной отсутствием театральной культуры. Внося в ткань спектаклей плоские шутки и сомнительные мизансцены, театр получает гарантированные аплодисменты части зала, но теряет лицо жизнерадостной Дамы - Оперетты. Не буду называть фамилии, поделюсь своим впечатлением о спектакле: нелепая сцена в княжеской усадьбе с намеренным обрушением шатра, бессмысленно-бесконечная перекатка тумб-столов по планшету. Какая режиссерская находка - мизансцена князя и княгини вокруг корзинки с бутылками, лежащими на травке княжеской усадьбы!.. (Это - не о нынешних-ли князьях?) А блестящий офицер - князь Эдвин озабочен многочисленными пробежками через всю сцену, напоминая бестолковую суету по казарме рядового перед увольнительной. Походка, жестикуляция, элементы туалета дам походят более на подружек обслуживающего персонала усадьбы, чем на общество, прибывшее во дворец князя по случаю обручения его сына Эдвина и графини Стасси. Режет слух тембр голоса камеристки, нелепая не по эпохе ширма с поступательным вектором -«туда-сюда»… Внешний вид и манеры родовитого князя больше напоминают хозяйского ловчего или конюшего. Выход певички-цыганочки Сильвы «верхом на блюде» на фоне задника, заимствованного, вероятно, из египетских декораций спектакля «Антоний и Клеопатра» был бы «находкой» для «Орфеума»…1915 года. Классику жанра спасает блестящий актерский состав исполнителей ролей Сильвы, Эдвина, Стасси, Цецилии и Бони. Хорош «простак» Бони, актер имеет хореографическую подготовку, но и здесь нужна мера в количестве достойных похвалы вертикальных и горизонтальных шпагатов. Великолепную визитную карточку театра - спектакль-обозрение «Большой канкан» с лучшими сценами из оперетт, со старыми милыми сердцу декорациями, подвижными фурами-павильонами сохранили, но внесли в 1-й акт подвесное разноцветие люминесцентных колеблющихся ламп, никоим образом не вписывающихся в сцены из хороших советских оперетт. Огромной афишей обладает жанр музыкальной комедии. Где прекрасные спектакли: «Свадьба в Малиновке» и «Бабий бунт», «Женитьба гусара» и «День чудесных обманов», «Баядера» и «Цыганский барон»? Денег в «директорском кармане» не много, но в Москве сегодня есть меценаты, которые не позволят сойти с высокого венского пьедестала Её Величеству - классической Оперетте. Людмила Владимировна Афанасьева.

Людмила Афанасьева

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».