Сколько зарабатывают русские рэперы. Парень из Ростова, которому «удалось»: Forbes рассказал историю успеха Басты Сколько зарабатывает баста за один концерт

Музыкант, продюсер, детский писатель, YouTube-блогер, человек из телевизора и многопрофильный бизнесмен Василий Вакуленко, известный российской аудитории под псевдонимом Баста, встречает нас в пространстве «Газгольдер». Это лейбл, где записываются сам музыкант и его многочисленные подопечные. На Василии промофутболка его нового альбома «Папа на рейве», выпущенного в рамках проекта N1NT3ND0.

Вдоль стен «кабинета» Басты, большого двухэтажного лофта, стоят длинные рейлы с одеждой, под ними красуются выстроенные в ряд модные кроссовки. Вакуленко — известный охотник за «дропами» и «коллабами». Неподалеку стоит компьютер с синтезатором. «Послушайте, как поет, девчонке всего 14 лет», — Баста включает музыкальную запись от подающей надежды юной певицы. Наш разговор начинается с музыки, хотя интервью по большей части не про нее.

«Папа на рейве» — второй релиз вашего проекта N1NT3ND0. В чем его идея и почему альбом случился спустя целых восемь лет после выхода первого?

— Я это назвал «возвращением дядюшки». Когда залез проверить альбом в iTunes, сам удивился, что уже восемь лет прошло — думал, всего пять. Мне хотелось посмотреть на тот образ, который у меня есть сейчас, в контексте N1NT3ND0. Отошедший от дел дядька 40-45 лет, которого в конце, естественно, убивают. Мне это показалось интересным.

Очень густое, «мазутное» звучание — дань трендам?

— Нет. Первый альбом N1NT3ND0 тоже был тяжелый: такого «южного» звука тогда никто не делал. Но он получился востребованным, имел высокие рейтинги. Так что я хотел сделать такую прямую, тупую, вязкую музыку, без излишеств, очень маргинальную.

Я хотел немного поговорить про ваши многочисленные альтер эго. Вот есть песня «Делюга» с вашего нового альбома, а в ней слова: «Это наша, сука, делюга — убейся». Я когда готовился к интервью, слушал ее в наушниках, а в руках держал написанную вами детскую книжку — там среди героев — панда Миша, дракончик Гоша и жук Трипси. Параллельно на мониторе у меня программа «Голос» с вашим участием. Как вам удается множить все эти образы? Как технически это происходит? Я понимаю еще, когда Максим Фадеев книжки детские пишет — он в этом гармоничен. Но вы же брутальный ростовский парень.

— Никаких особых технологий и систем нет. В обычной жизни, встречаясь с друзьями, мы говорим об одном. С детьми ведем себя по-другому. Когда приходим к маме, пытаемся быть лучше, удивительнее. Я просто документирую эти разные состояния. В одном треке Ноггано есть строчка: «Быть примером — это к президенту с премьером». Я не претендую на святость, но внутри меня есть четкое понимание, кто я такой, куда и зачем иду. Для моих слушателей самое неблагодарное дело — ждать от меня чего-то конкретного. Я делаю то, что мне по кайфу — с оглядкой на критику, учитывая замечания. Но у меня в любом случае есть собственное видение того, как должно быть.

Георгий Кардава

Про критику. Судя по комментариям в соцсетях, многих людей от вас сейчас основательно «бомбит». И от проектов, и от музыки. В основном все сводится к тому, что «Баста уже не тот». Мне показалось, это по причине того, что люди не могут утрамбовать в голове все эти ваши ипостаси.

— Понимаете, я был «не тот», когда только появился в музыке: не слишком рэп, не слишком рок, не слишком в формате радио. Все эти «не слишком» привели меня к пониманию: мое место — это только мое место. Невозможно что-то создавать и бояться претензий: иначе просто сгоришь, ничего не сделав. Люди слушают мою музыку, приходят на мои концерты. Разделяют со мной мои взлеты и падения, поддерживают. Да, им иногда сложно понять, как ко мне относиться, но и для меня это очень интересная игра. Существуют фанаты Ноггано, которые уничтожают Басту. Свои фанаты есть и у N1NT3ND0. Мне приятно, что люди на полном серьезе в это погружаются. Но что-то грязное и плохое все равно за редким исключением пишут боты.

Вы так говорите, как будто исследование на этот счет проводили.

— А я и проводил. После того как прокомментировал пенсионную реформу и после трагической смерти Кирилла Толмацкого (у Басты и Кирилла Толмацкого был конфликт. — «РБК Стиль» ). И все — нашла коса на камень. Стал вчитываться и увидел некоторое количество одинаково сложенных предложений, которые поступают с определенной частотой с закрытых аккаунтов. С другой стороны, ну да, меня ненавидит какое-то количество людей. Но что я могу поделать? Им не нужна моя правда, им нужно только меня обезличить и превратить в того, кто им нужен: в забитого, запуганного, растерянного человека.

Еще немного про комментарии в интернете. Я выписал себе один очень забавный: «Отстаньте уже от Басты, к нему нужно относиться как к Алле Пугачевой, как к примадонне русского рэпа». Вы согласны с этим?

— Конечно нет. Некоторые люди воспринимают Instagram как платформу для выражения серьезных душевных переживаний, сливают туда свою неудовлетворенность жизнью, горечь от невозможности реализовать какие-то планы. Для большого количества людей, рэперов, музыкантов мой успех и мои достижения — непереносимы. Так что для кого-то я, может быть, и Алла Пугачева, но, если бы Алла Пугачева писала такие альбомы, как пишет N1NT3ND0, вот это было бы круто.


Георгий Кардава

У вас есть сегодня моральный камертон? Ну кроме BadComedian (блогер раскритиковал Басту за оправдание пенсионной реформы, после чего музыкант публично извинился. — «РБК Стиль» ).

— BadComedian — это не моральный камертон. Он просто сублимирует какой-то понятный мне взгляд. Но если говорить об этой истории, то я все пропускал мимо ушей, а тут высказался, это было моим личным мнением. Мне удивительно, что Женя (настоящее имя BadComedian — Евгений Баженов. — «РБК Стиль» ) ничего не сказал про президента в своих роликах, а весь гнев, достойный «либерально настроенных борцов за свободу», был направлен на меня. Но я это принимаю.

Вы ведь ему звонили потом.

— Сразу после того, как вышел ролик. Спросил: «Женя, ну ты же честный человек, почему ты мне не позвонил и не узнал мое мнение? Ты же не желтушник, не телевизионщик. Чем ты тогда от них отличаешься?» У меня к нему на самом деле столько же вопросов, сколько и у него ко мне. Например, относительно покровительства, которое он оказывал сериалу Быкова «Спящие»: Женя его не разнес в хлам, что следовало бы сделать.

А он на ваши киноамбиции как-то повлиял, раскритиковав еще и фильм с вашим участием («Газгольдер. Клубаре», где снимался Баста. — «РБК Стиль» )?

— Нет, разумеется. Он блогер, который взял у американцев идею делать обзоры фильмов. Но рядом с ним не оказалось людей, которые бы сказали: «Жень, ты просто блогер, который делает смешные обзоры». Мне очень горько, что на наш первый фильм «Газгольдер» он снял именно такой обзор (BadComedian картину раскритиковал. — «РБК Стиль» ). Мы не брали государственных денег и сделали все так, как умели. Но он тогда выступал в роли того, кто обсирает что-то интересное. BadComedian реально талантлив, спору нет, но почему-то все его видео, посвященные серьезному кино, на хрен никому не нужны. Вот что его должно беспокоить.

Вы выше Кирилла Толмацкого упомянули. Я, честно говоря, не планировал вас про него спрашивать, потому что вы уже сформулировали в одном из интервью свою позицию — что конфликт двух людей — это одно, а смерть человека, у которого остался сын, — другое, это трагедия. Вы ведь сына Кирилла знаете давно. Виделись с ним после смерти его отца?

— Нет, не виделся.

— А вы общаетесь?

— Нет.

Не выражали соболезнований?

— Нет, я высказался в Instagram. И, конечно, нашлись люди, которые писали неприятные слова в духе «лучше бы ты сдох». Я это сделал для себя и считаю правильным. Если чем-то могу быть полезным и помочь, всегда готов — ему и его маме.

Я не претендую на святость, но внутри меня есть четкое понимание, кто я такой, куда и зачем иду.

Давайте поговорим про ваш бизнес. Я знаю, что у вас открылся ресторан в Москве — реберная Frank. Это ведь первый ваш ресторанный проект? Как вы пришли к идее?

— Первый, да. А к идее пришел так: появились ребята из Питера, которые предложили создать проект. Мы очень долго все обдумывали, разбирались, что к чему, и в итоге стало понятно, что это не противоречит моим взглядам. История интересная, я в ней почему-то уверен, так что мы будем максимально «раздуваться»: сейчас вот идут разговоры о Ростове.

Ростов-на-Дону — одна из российских гастрономических столиц сейчас.

— Да, там очень много хороших ресторанов и вообще традиции кухонные богатые: в одном месте живут представители многих национальностей, все смешано-перемешано. Очень интересно!

Какие у вас сейчас еще бизнесы за рамками музыки?

— Ресторан «Frank by Баста», аудиотехника Z, ювелирное кастом-агентство — сейчас как раз будем доделывать коллекцию. Ну, и еще несколько мини-проектов: например, спортивный клуб.

А что за аудиотехника?

— Этот проект мы делали с коллегами и готовили его почти два года. Теперь он приближается к старту — скоро мы представим наушники и колонки MusicDealer. Это первая продуктовая линия Z. Мы очень долго выбирали модели, технику, механизмы, отсмотрели более 400 форм-факторов, чтобы выбрать оптимальные. Надеюсь, что все получится, потому что и сами наушники, и звучание, которое они воспроизводят, — высокого качества, особенно в сопоставлении с ценой. На мой взгляд, это очень достойный и конкурентоспособный продукт.

Вы планируете на нем зарабатывать?

Посмотрим. Сейчас бизнес вообще очень долгий. Чтобы получать деньги, нужно либо делать большие рекламные кампании, либо просто ждать.

Про рекламные кампании. У вас их довольно много в последнее время — KFC Battle, Head & Shoulders рекламируете. Много денег в рекламе платят, да?

— Суммы, конечно, внушительные, но я снимаюсь в рекламе, потому что она дает мне возможность инвестировать деньги в мои основные проекты.


Георгий Кардава

То есть это делается с целью иметь средства для инвестиций в музыку?

— Скорее, для того, чтобы избегать ненужного продакт-плейсмента. Допустим, я снял сопроводительное видео для песен N1NT3ND0 на сумму 5 млн руб. Если бы там был какой-то продакт-плейсмент, это потеряло бы смысл, концепт рассыпался бы на глазах. Поэтому партнерские отношения нужны, чтобы иметь возможность вкладывать дополнительные деньги куда-то еще. К тому же шампунь Head & Shoulders у меня и сам по себе в райдере значился.

Вы реально им пользуетесь?

— Да, привык к нему. Я не привередливый в этом плане. Ножки куриные из KFC тоже ем.

А предлагали что-нибудь из очень дорогих вещей рекламировать?

— Нет. Я слишком простой, и для меня это — лучшая оценка моего уровня.

В одном из интервью вы сказали, что хотите рекламировать Rolls-Royce.

— А кто не хочет? Но я реалист и понимаю: для того чтобы рекламировать Rolls-Royce, необходимо быть замечательным, серьезным, большим актером. Ну, или каким-нибудь супермузыкантом. А я не супермузыкант, я — просто музыкант.

Но вы деятель шоу-бизнеса, крупная рыба.

— Крупный карась. Нет, я вижу, что люди приходят на концерты, слушают мою музыку. И самолеты я бы тоже мог рекламировать. Но выручку все равно превращал бы в какой-то продукт.

© пресс-служба

© пресс-служба

© пресс-служба

© пресс-служба

© пресс-служба

В шоу GazLive, например. Что, кстати, с ним будет дальше? (YouTube удалил выпуски из-за рекламы букмекерских контор. — «РБК Стиль». )

— Не знаю, посмотрим. Я, честно говоря, хочу закончить год с проектом «Песни» (шоу талантов на телеканале ТНТ, где Баста входит в судейский состав — «РБК Стиль» ) и заняться музыкой: очень много потратил сил на «Голос», жил на разрыв и думал, что сойду с ума. Сейчас готовлю к выпуску два электронных альбома, один — эмбиент. Накопилось очень много материала, записать который не было ни времени, ни сил.

Вам в качестве ведущего YouTube-шоу понравилось быть?

— Мне было очень страшно и очень сложно: я ведь понимаю, что я не Юрий Дудь. Для меня Юра — вообще космос. Конечно, я знаю, что такое журналистика и профессионализм, но всегда трезво оценивал свои способности — в этом смысле довольно средние. Но я очень благодарен GazLive за то, что раскрепостился и научился не бояться задавать людям неудобные вопросы. Хотя мне все равно не хочется никого обижать.

Какой ваш самый любимый выпуск?

— Мне очень понравился выпуск с Максимом Галкиным: какой бы вопрос мы ни подготовили, он все понимал, ко всему относился с юмором и смотрел на нас, как на детей. С Филиппом Киркоровым был очень смешной, с Безруковым, с Лепсом отличные. А самый тяжелый — с Милоновым.

Вообще в GazLive было довольно много смешных шуток и качественного троллинга.

— Спасибо, я рад, что это было заметно. Правда, главный троллинг, рассчитанный на Олю Бузову, никто не понял. Я написал ей песню специально для шоу и снял свое видео, а мне потом писали: «Зачем ты сделал песню с Бузовой? Как ты мог?!» Мне жена, кстати, заранее говорила: «Вася, люди не догадаются, что это стеб». Так и получилось в итоге.

Вам одинаково комфортно и в YouTube, и на ТВ?

— На ТВ — посложнее: «Голос» — это вообще высшая лига, очень высокий уровень. В седьмом сезоне, правда, было очень легко, очень смешно, очень по-настоящему — благодаря Серому (одним из наставников седьмого сезона шоу «Голос» стал Сергей Шнуров. — «РБК Стиль» ). Мы превратили все в очень крутую игру, но на «Песнях» в любом случае полегче.


Георгий Кардава

Давайте к музыке вернемся, а точнее — к вашему лейблу «Газгольдер». У вас довольно продуктивная организация, выходит много музыки. Хип-хоп-артисту важно сегодня выпускать материал часто и стабильно?

— Все зависит от желания и понимания себя. Мы никогда не давим: «Тебе надо выпустить песню». Артист просто приходит и говорит, что у него есть новый трек, и он считает, что это — шлягер.

Но вы можете представить себе ситуацию в «Газгольдере», когда музыкант, как, например, Oxxxymiron, не выпускал новых альбомов с 2015 года?

— Да и правильно, что не выпускал. Зачем? Oxxxymiron — фигура, рок-звезда. Он не только записал удивительную музыку и может свои песни гордо петь всю жизнь, и у него всегда будут поклонники. Он сам по себе — большой человек.

Кто-то говорит, что он зашел в творческий тупик.

— Мне кажется, это его игра. В истории музыки есть много артистов, которые, выпустив даже один-единственный или совсем немного альбомов, все равно остались классиками. Есть такие, про кого поклонники вообще думают, что их инопланетяне похитили. У Оксимирона свой, особенный путь. Как он боролся со всем русским рэпом, как доказывал свое право на жизнь, как всех разорвал, каким он стал. И вместе с ним все это пережили его поклонники. Я не во всем с ним согласен, но он мне очень интересен.

В какие моменты вам бывает тяжело и грустно?

— Когда происходят истории вроде той, что была с пенсионной реформой, и на меня начинается атака. Мне тогда было очень трудно и горько. Я за всю свою жизнь не принимал участия ни в каких политических акциях, а тут одно мое высказывание притянуло ко мне столько агрессии и вызвало столько боли. Сейчас уже полегче стало, я провел определенную работу. Для меня это был важный опыт, потому что мои люди очень меня поддерживали, вступали в перепалки с этими бесконечными ботами, комментаторами. Постепенно оно все рассосалось. Но я правда в процессе переживал так, как будто меня били молотом. Мне как инфантильному ребенку хотелось отстоять свою правду и доказать, что я не такой человек.

Просто многие люди подумали, что это, скорее, дежурное интернет-прости.

— Я понимаю, как это выглядело. Но я вообще никогда не считал, что извиняться — стремно. Если не прав — извинюсь, мне не сложно. С другой стороны, я не могу гнаться за людьми, распинаться, доказывать свою правоту с криками: «Ребята, клянусь вам, мне не заплатили, я просто сказал свое мнение, опираясь на то, что тогда знал. Простите меня!» Мы живем в новом времени, и на самом деле надо просто выходить на свои концерты и петь.

В последние годы российская рэп-сцена переживает подъем - растет популярность баттлов, появляются новые звезды вроде Скриптонита и Pharaoh, очередную волну успеха переживает лейбл «Газгольдер». Однако нам все еще далеко до американской индустрии, сфокусированной на культе потребления и дорогих машинах, и рэп-артистов, которые по праву считаются одними из самых богатых людей в США. Но на тех же баттлах российские рэперы продолжают обвинять оппонентов в бедности, а в песнях часто фокусируют внимание на своем образе жизни, то говоря, что одеты «как бомжи», то повествуя о небывалом росте достатка и покупке брендовых вещей.

The Village поговорил с тремя молодыми артистами - Галатом, Букером Д. Фредом и Redo, которые лишь недавно отказались от скучных работ в пользу творческих заработков, и узнал, сколько можно заработать на баттлах и почему в рэп-индустрию не стоит приходить за деньгами.

Галат (Владимир)

Я занимаюсь музыкой профессионально где-то три или четыре года, а начинал с уличных баттлов, которые впоследствии достигли каких-то нереальных масштабов.
В них погрязла вся Россия, даже по телевизору об этом рассказывают. Ну а я из тех, кто просто собирался с пацанами на улице в Питере и продвигался по этой линии.
В ноябре выпущу первый полноценный альбом, а до этого в основном кидался непрофессиональными релизами и опять же баттлил.

Я отучился в колледже на юриста по специальности «Правоорганизация социального обеспечения». Потом поступил в университет на заочку, сейчас на последнем курсе. Скорее всего, буду получать диплом, хотя были, конечно, мысли бросить все и посвятить себя только музыке.

Первая моя работа случилась лет в 17 на должности офис-менеджера в юридической конторе. В основном сидел на звонках и помогал вести дела. С этой работой у меня не особо задалось, потому что они считали меня штатным юристом, хотя я только окончил колледж. Мне поручили проверять документы перед судом, ну и я, естественно, напортачил. В итоге контора попала на деньги, а меня выгнали. Самое смешное, что я им прямо говорил, что недостаточно квалифицирован. Короче, сами виноваты.

Потом работал во всяких call-центрах на холодных звонках, занимался распространением товаров. Договаривался по поводу доставки замороженных котлет в супермаркеты и все в таком духе. Был помощником печатника, а потом и печатником - наносил принты на футболки, но это продлилось не дольше месяца.

Больше всего денег мне приносит гострайтинг - расценки небольшие, но заказов действительно много

Ну и наконец, было место, где я задержался дольше всего: это компания, выдающая разрешения на строительство. Ее открыл товарищ, который позвал меня на должность менеджера по привлечению клиентов, и я неплохо поднялся: в месяц получалось больше 100 тысяч. Ушел оттуда, потому что лег в больницу и решил полностью посвятить себя музыке. Как раз появились клиенты на гострайтинг (написание текстов на заказ. - Прим. ред.) , да и за баттлы стали платить. Конечно, деньги получают не все участники баттлов, но если артист известный, платят ему неплохо. Баттлил я по-разному - как платно, так и бесплатно. В любом случае это не заоблачные деньги и не основной источник дохода.

Больше всего денег мне приносит гострайтинг - расценки небольшие, но заказов действительно много. В основном пишут начинающие рэперы, а тексты заказывают как для песен, так и для баттлов. Еще я продаю свои треки на iTunes - это приносит кое-что, но меньше, чем тот же гострайтинг. Продажа мерча более выгодна. Мы стараемся делать футболки небольшими партиями, чтобы разлетались сразу.

После того как я стал зарабатывать только рэпом, с деньгами стало получше, но это нестабильный доход. Бывает совсем хорошо, а иногда приходится побомжевать недельку. Но в основном не жалуюсь.

Неплохие деньги приносят концерты. После выхода альбома у меня будет тур по всей России - наверное, достаточно прибыльный. Я никогда не хотел работать юристом, просто был вынужден. Творчеством зарабатывать гораздо приятнее.

Между американской и российской рэп-индустриями огромная разница в деньгах. Там можно заработать на всю жизнь одним треком или срубать деньги с просмотров на YouTube. У нас эти перечисления гораздо меньше. Гострайтинг, мерч, концерты - это то, на чем зарабатывают рэперы в России.

Мне не близок хайп вокруг денег в текстах. Нравится читать о том, что действительно трогает за душу, как бы сопливо это ни звучало. Но многие подхватывают американские традиции и читают о тех суммах, которые хотели бы заработать, несколько приукрашивая. В США это нормальная практика, никто не будет рассказывать, что бомжует и ест быстрорастворимую лапшу. Такого человека просто не поймут.

У меня было много предложений от лейблов, и все они заключались банально в необходимости делиться с ними деньгами. Все, что предлагают российские лейблы, можно спокойно сделать самому. У меня есть менеджер Влад, чуваку всего 19 лет, но он справляется в одиночку со всеми организационными вопросами. Если у менеджера есть мозги, никакой лейбл не нужен.

Букер (Федор)

Рэпом я начал заниматься лет в 16, а сначала просто писал стишки, как и многие подростки. Однажды я посмотрел, что делают в этом жанре люди вокруг меня, и подумал, что смогу надрать зад. Плюс была какая-то потребность в творчестве и самореализации и со временем она трансформировалась в карьеру рэп-артиста. Эта карьера и приносит мне деньги.

Я окончил факультет философии СПбГУ по направлению «прикладная этика». К сожалению, с таким образованием можно стать только преподавателем. Когда я поступал, нам прочили горы рабочих мест, но, естественно, это оказалось неправдой.

С обычной работы я уволился месяца два назад и с тех пор занимаюсь только рэпом. У меня, как у любого молодого человека, столкнувшегося с необходимостью зарабатывать деньги после университета, было много разных работ. Был и официантом, и барменом, и администратором, и продавцом - такие достаточно доступные профессии. Но несмотря на то, что были и перспективы для развития, и приятные коллективы, я понял, что, если отдам себя музыке полностью, смогу зарабатывать больше.

Я пробовал выпускать треки еще до баттлов, но именно баттлы стали для меня мощным катализатором, потому что я участвовал почти во всех подобных проектах в России. Я видел 200 баттлов вживую и больше 300 - на видео. За участие в некоторых баттлах могут заплатить от 15 до 50 тысяч, но деньги предлагают не сразу, и случается это нерегулярно. Это нестабильный заработок, но такие гонорары могут сильно помочь в определенный момент.

В этом октябре у меня были два первых сольных концерта в Москве и Санкт-Петербурге. Они прошли неплохо, мы собрали около 100–120 человек в обоих городах. Для большинства российских рэперов именно концерты становятся главным источником дохода, потому что альбомы у нас не продаются нормально из-за проблем с авторским правом. А за эти два концерта удалось заработать чуть меньше 50 тысяч рублей. Но получать можно и гораздо больше. Концерты - это хлеб с маслом и икрой, если ты известный рэп-артист.

Я окончил факультет философии СПбГУ по направлению «прикладная этика». К сожалению, с таким образованием можно стать только преподавателем

У меня никогда не получалось зарабатывать гострайтингом, и это печально. Это своя сфера с особыми законами, в которую надо было вливаться чуть раньше. Но я знаю, что многие ребята пишут тексты очень известным артистам. Для людей, которые не могут постоянно гастролировать, это основной источник дохода. В России особое отношение к гострайтингу: якобы это что-то недостойное. На Западе же с артистами работают огромные команды таких людей, и все об этом знают, но не заостряют внимания.

Есть огромная разница между американским и российским менталитетами в рэп-сфере. Такого рода творчеством у них занимаются реально среднестатистические парни из гетто и очень бедных семей, даже если вспомнить Desiigner с треком «Panda». У каждого такого парня есть идея фикс: заработать много денег и показать превосходство над окружением. Отсюда эти гриллзы, кучи золотых украшений и так далее. Да и сами модели заработков в русском и американском рэпе существенно отличаются. Потому что там есть лейблы, которые обеспечивают большими деньгами, а еще охотники за головами, которые выцепляют молодых талантливых ребят и помогают им развиваться.
У нас же 90 % рэперов - селф-мейд, они сами организовывают концерты, делают мерч и все в этом духе. Несмотря на то что русский рэп сделал большой шаг вперед за последние годы, я все равно чувствую себя частью кучки энтузиастов.

На Западе составляется огромное количество топов самых богатых рэперов, которые при этом пользуются уважением. А у нас кто? Тимати? Баста еще, может. Но Баста - это народный музыкант с имиджем сдержанного человека, которые не флексит на своих доходах. В последнее время он вообще производит впечатление примерного семьянина, дядечки на большом джипе, который решает бизнес-вопросы. Этот образ простого ростовского парня намного ближе русскому человеку.

Может быть я идеалист, но думаю, что за деньгами в рэп приходить не нужно: это же творчество. Если хочешь денег, пожалуйста - иди в бизнес. Тот же Тимати занимается не творчеством, а бизнесом, на мой взгляд. Открыв малый бизнес или торгуя наркотиками, можно заработать гораздо больше, чем рэпом.

Редо (Никита)

Я начал заниматься музыкой шесть лет назад, слушал Eminem и Tech N9ne. Потом мне рассказали про грайм, и я просто сошел с ума. Было ощущение, что это профессиональная лига рэпа, куда берут только лучших из лучших. На одной из вписок ребята заставили меня прочитать тексты, написанные в стол, и очень удивились тому, что я это до сих пор не записал. Так все и началось.

С учебой у меня не особо задалось: я учился на физхимика, но вылетел на третьем курсе. Голова была забита музыкой, так что я *** по учебе и толком не мог обращать внимания на другие вещи. Когда ты постоянно думаешь о рэпе, сложно одновременно раскладывать тройной интеграл. Плюс ко всему мой университет находился не в Москве, так что были проблемы с электричками, что тоже приводило к прогулам. Но я жалею только о том, что не отчислился после первого курса, - совершенно не вижу себя в этой сфере.

Зарабатывать на жизнь как-то надо было, поэтому крутился и работал барменом. Просто подумал, что люблю бухло и кофе. Кем я еще могу работать? Я очень хотел научиться делать разные коктейли - заморочиться, заработать денег и поставить дома мини-бар. Придут люди на вписку, а ты им не чай и кофе предлагаешь, а дайкири с лонг-айлендом. Но мне все время попадались стервозные бабы-администраторы, которые стояли над душой и мешали, так что я нигде не задерживался дольше двух месяцев. Однажды налил одному чуваку кофе, он меня поблагодарил.
А вечером открываю «ВКонтакте», а там чувак без аватарки спрашивает: «Че? Тебя рэп уже не кормит?» Ну и я понял, что дальше надо зарабатывать как-то более беспалевно.

Потом стал заниматься дизайном, но искать клиентов и делать портфолио оказалось сложно и долго. В основном делал логотипы, визитки, брошюрки, лендинги, немного занимался мерчендайзом. Периодически удавалось срывать крупные заказы, например дизайн для бейсбольного клуба МИФИ - логотип, форму и все остальное. Потом предложили сделать то же самое для МГУ, но что-то не сложилось. Это приносило деньги, но нужно было гробить много времени на поиск новых заказов. Тогда я решил заниматься дизайном только в музыкальном русле. В итоге что-то перепадало, но у нас очень бедная индустрия, и за обложку к треку платили каких-нибудь 300 рублей. Однако интерес к этой теме остался, так что обложки для своих релизов я делаю самостоятельно.

Еще я очень долго искал работу штатным дизайнером и в итоге нашел маленький офис, в котором всегда был один, что очень классно. А люди приходили обычно сделать какую-нибудь паршивую визитку или объявление. А вы знаете, какие традиции в русском дизайне. Приходили и просили на синем кондиционере написать что-то красными буквами. Но попадались люди, которые приходили за визитками, а потом что-то заказывали мне уже в частном порядке. Небольшие деньги, но хватало, чтобы попить кофе.

А сейчас кормит исключительно музыка, и так я живу последние полгода.

А вечером открываю «ВКонтакте»,
а там чувак без аватарки спрашивает: «Че? Тебя рэп уже не кормит?»

Конечно, это не регулярный заработок в 60 или 70 тысяч рублей в месяц. Но я не гонюсь за суммами и довольствуюсь прожиточным минимумом, благодаря которому могу иметь крышу над головой, что-то надеть на себя и покормиться. Жилье я снимаю на окраинах Москвы, за этот год уже четыре хаты сменил - это очень кочевой образ жизни, который порядком приелся. Но зато у меня есть огромный пласт свободного времени, который я могу тратить на музыку. Бежать и искать лишнюю тысячу я не хочу.

Все деньги я получаю от концертов и рейвов. Раньше выступал в «Смене», сейчас - на вечеринках «Четыре на четыре» и Grime Ting. Получаешь от 5 до 15 тысяч рублей за выступления. Раньше рейвы были чаще, где-то два-три выступления в месяц, но платили не так много.
А сейчас платят больше, но предложений поменьше. Я помню, когда в самом начале мы приходили в «Редакцию», там было 20 человек, а когда мы начинали читать, кто-то уходил. Сейчас на рейве можно спокойно собрать 100 человек, и все врубаются в тему, особенно в Питере.

Сейчас я жду денег от iTunes: мой альбом продержался в топ-чартах недели три, а потом исчез полностью. Но это нормально, ведь никаких инфоповодов не было. А весь год меня кормил мерч. Когда его первая партия вышла, несколько футболок я раздал модникам, чтобы на них смотрели другие люди и покупали. В итоге одежда очень хорошо разошлась.

В русском рэпе можно зарабатывать, но количество денег зависит от общего уровня развития культуры. Раньше всем было пофиг на баттлы, а после роликов с миллионами просмотров рэпом стало интересоваться гораздо больше людей. Многие исполнители жалуются на то, что раньше они собирали 100 прошаренных человек, а сейчас приходят полтысячи тех, кто вообще ничего не понимает, просто за хайпом. Плюс Ресторатор (Александр «Ресторатор» Тимарцев, организатор баттла Versus. - Прим. ред.) стал платить за баттлы. Раньше об этом могли только мечтать. Пять лет назад только пара музыкантов рубили бабос на рэпе, а сейчас низкоуровневый слой хайповых пацанов собирает на концертах по сотне человек и тоже как-то зарабатывает.

В России нет большого смысла сотрудничать с лейблами. По сути, к тебе приходит дядя, который не помогает, а просто просит 60 % прибыли. Сейчас не столько важен лейбл, сколько твоя букинг-команда и менеджер. Мы приблизились к издательской структуре в Америке, где у писателя есть агент. Хотя, конечно, есть и лейблы, которые открывают перед тобой двери. Вот Скриптонит попал в «Газгольдер» и очень продвинулся. Но раньше лейбл был обязательным условием для артиста, потому что он предоставлял огромное количество возможностей: продажи дисков, студии, запись, организация концертов, клипов. Сейчас и дизайнера, и продюсера клипов можно найти через интернет.

обложка: Mitjushin / предоставлено артистом

Масштабный материал, в котором утверждается, что доход Басты уже давно поступает не только от музыки.

Сегодня портал Life выложил результаты своего масштабного расследования касательно того, чем живет главный рэпер Росси Баста. Материал получился масштабным, с подробной информацией о том, как и с кем ведет свой бизнес Василий Вакуленко. Несмотря на то, что актуальность некоторой информации вызывает сомнения, думаем, что почитать материал будет вам интересно.

Полностью расследование доступно на сайте Life (там даже в интерактивную игру сыграть предлагают), а ниже – главные из него выдержки.

С середины прошлого года Вакуленко владеет дюжиной компаний, многие из которых никак не связаны с музыкой, - это гостиница с видом на Кремль, производство телесериалов, книжное издательство, производство ювелирных изделий и рекламное агентство.

Новый бизнес построен на хороших связях с влиятельными людьми. Свой отель на Моховой улице Баста получил от человека братьев Ротенберг.

Деньги с концертов и лейбла как главная статья доходов

В Москве Богдан Титомир познакомил Басту с Евгением Антимонием, владельцем сети пивных баров «Кружка». Он раскрутил Басту по полной и привил деловую хватку: в 2004-м рэпер осел в столице, а в 2007 году Баста стал совладельцем музыкального лейбла «Газгольдер».

К настоящему времени он зарабатывает едва ли свыше 100 млн рублей в год - и хочет большего. Журнал Forbes в 2015 году резко повысил оценку доходов Вакуленко, с $2 млн до $3,3 млн. При этом основной доход Баста получает не от концертной деятельности.

С концерта Баста получает 250-400 тыс. рублей, и четыреста - это его красная цена, выше которой он не поднимется, как ни рекламируй. В прошлом году Баста дал не более 60 концертов, - говорит директор концертного агентства «Ру-концерт» Евгений Морозов.

Главная статья доходов Басты - музыкально-торговая компания «Газгольдер», где собраны его лучшие друзья.

О «ростовских» способах решения проблем

Баста решает конфликты в ростовской манере. Немецкий рэпер Schokk (уроженец Казахской ССР Дмитрий Хинтер) рассказал корресподенту Life о методах Басты. Инцидент произошёл после концерта Schokkа в Москве в октябре 2011 года:

В гримёрку вошла знакомая Мирона [немецкий рэпер Oxxymiron], которая, как оказалось, также знакомая Васи [Вакуленко]. Из её слов, Вася подъехал к входу в клуб на своём белом джипе и поинтересовался, «где эти эмигрантские [нехорошие люди]?» Мы на это не обиделись. Но после концерта ко мне подошёл человек из охраны и дал совет связаться с Васей и решить конфликт, если хочу провести время в Москве спокойно и покинуть её благополучно. Я догадывался, о чём речь: несколько лет до этого я неуважительно упомянул Басту в одном из моих первых клипов. По словам Хинтера, от серьёзного конфликта с Вакуленко его спасла случайность. Когда он приехал в клуб «Газгольдер», Басты там не оказалось.

Как личный психиатр стал бизнес-партнером

К моменту приезда в Москву Баста слез с наркоты и стал посещать психотерапевта. Терапевтом Басты, очевидно, стала президент Союза охраны психического здоровья, врач-нарколог Наталья Треушникова, сотрудничество с которой вылилось в бизнес-партнёрство - в 2014 году они стали сопродюсерами фильма Сергея Соловьёва «Ке-ды».

В середине 2015 года Баста и Треушникова решили расширить список своих бизнес-интересов: они открыли клуб в Вильнюсе Legendos Klubas и создали компанию «Легенда проджект групп», также взяв в долю актёра и кинопродюсера Виталия Буслаева, с которым Баста познакомился в 2014 году на съёмках фильма «Газгольдер». У Треушниковой и Басты по 45% в компании, 10% у Буслаева.

О кино, сериалах и Никите Михалкове

Компания Вакуленко купила киностудию: в ноябре 2015 года «Легенда» получила 25% в ООО «Линия кино» Студия Сергея Соловьёва». Ещё по 37% у режиссёра Сергея Соловьёва и его сына Дмитрия. Баста не против снимать и телесериалы, хотя у Соловьёва нет сериального опыта.

Вместе с организацией режиссёра Никиты Михалкова «Легенда» вошла в свой, наверное, самый надёжный с точки зрения окупаемости проект - Национальный реестр интеллектуальной собственности.

По данным Life, в планах НРИС - контроль около 40% рынка обслуживания смежных прав, а годовая выручка в районе 400 млн рублей. Источник, близкий к проекту, говорит, что привлечь к НРИС компанию Басты предложил именно Международный фонд поддержки правовых инициатив, и в итоге гендиректором НРИС стал именно человек из «Газгольдера» - Николай Дуксин.

До зарубежных рэперов нашим пока, прямо скажем, далековато по всем параметрам. Даже топовый резидент «Блэк Стар» в плане доходов не может тягаться с каким-нибудь Бастой Раймсом. Справедливости ради, и среди западных рэперов мало кто может обскакать Раймса.

Наши ребята открывают бургерные, подписывают контракты с фирмами спортивной одежды и рекламируют ставки, а мы смотрим, вздыхаем и снова принимаемся считать чужие деньги.

Тимати

Доход : 201,7 млн рублей

За прошлый год Тимати заработал свыше 200 миллионов рублей, причем большая часть этой суммы не прибыль от концертов, а доход с компаний, совладельцем которых он является, в частности от бургерной.

Дела у него идут неплохо: большой столичный спрос на бургеры от Тимати и хорошая выручка стали поводом открыть рестораны и в других городах России. Так что совсем скоро постоять в километровых очередях ради булки и черных перчаток можно будет не только в Москве.

Баста

Доход : 189,7 млн рублей

Музыка не единственный источник доходов Басты: он не только дает концерты на крупных площадках России, но продюсирует других ребят, снимается в кино и пробует себя в роли режиссера. Видимо, дела идут успешно: доход Басты вот-вот пробьет отметку в 200 миллионов рублей.

L’One

Доход: 115,8 млн рублей

Oxxxymiron

Доход : 113,5 млн рублей

Волна хайпа, которую Мирон оседлал на своей доске несколько лет назад, занесла-таки его в список самых богатых рэперов России.

Полностью раскупленные билеты на его концерты по всей стране, доходы от продажи мерча и контракт с Reebok - и бац, доход Оксимирона перевалил за 100 миллионов. Вот тебе, бабушка, и город под подошвой.

Рэп является одним из самых популярных молодежных музыкальных направлений. В российскую культуру он прочно вошел с конца 80-х – начала 90-х годов прошлого столетия.

Ни для кого не секрет, что самые знаменитые зарубежные исполнители этого стиля, такие как, Эминем, 50 Cent, Dr.Dre, Diddy, Jay-Z, зарабатывают десятки миллионов долларов в год, причем, далеко не всегда, непосредственно, от музыкальной деятельности.

Но какие же годовые заработки имеют отечественные рэперы? Давайте разберемся в этом вопросе.

Больше всего, среди российских рэперов зарабатывает, конечно же, Тимати (Тимур Юнусов), наверное, самый раскрученный и известный массовой публике отечественный рэп-исполнитель, причем, публике даже весьма далекой от этого музыкального стиля.

В 2014 году он заработал $1,5 млн., что, впрочем, это на целый миллион долларов меньше, чем в предыдущем году.

Кроме, выручки от концертов и продажи дисков он ещё имеет доход от собственного продюсерского центра. Хотя не все поклонники рэпа считают Тимати настоящим рэпером, утверждая, что для права так называться, у него слишком попсовый репертуар.

Следующим по величине дохода за Тимати располагается рэпер Баста, он же Василий Вакуленко, он же Ноггано, он же N1NT3ND0.

Но не только на рэпе можно сегодня заработать. Существует множество результативных способов и детально описали.

Насчет того, что Баста является стопроцентным рэпером уже ни у кого не возникает сомнений. В 2013 году он заработал $2 млн, что на 500 тысяч меньше заработка Тимати. Баста, как и Тимати, кроме исполнения рэпа занимается продюсерской деятельностью.

Он также принимает участие в съемках в кино, как в качестве актера, так и выполняя обязанности режиссера, продюсера и сценариста.

Достаточно высокую популярность среди любителей русского рэпа, а, соответственно, и высокий заработок от своей деятельности, имеют такие исполнители и группы, как Guf (Алексей Долматов), «Каста», «CENTR», «Krec», но точный их годовой доход, к сожалению, не известен.

Зато, мы можем взглянуть на приблизительные суммы, которую получают российские музыканты и коллективы, исполняющие композиции в стиле рэп, за один концерт.

  • Баста (Василий Вакуленко) - 300 000 руб.
  • Guf (Алексей Долматов) – 300 000 руб.
  • «Каста» - 240 000 руб.
  • «Krec» - 200 000 руб.
  • Noize MC (Иван Алексеев) - 170 000 руб.
  • «CENTR» - 160 000 руб.
  • «АК-47» – 120 000 руб.
  • Смоки Мо (Александр Цихов) - 100 000 руб.
  • «Bad Balance» - 100 000 руб.

Как видим, сумма заработка за один обычный концерт у российских рэперов не превышает 300 тысяч рублей. Хотя, безусловно, бывают и исключения, когда сумма гонорара может достигать 500 тысяч и выше.

Для сравнения взглянем на годовые доходы ведущих зарубежных рэперов. Так, Dr.Dre (Андре Янг) зарабатывает $620 млн., Jay-Z (Шон Кори Картер) и Diddy (Шон Джон Коумз) - по $60 млн., а Eminem (Маршалл Брюс Мэтерс III) – $18 млн в год.

Если вести разговор о гонорарах за один концерт, то, к примеру, известный американский рэпер 50 Cent (Кёртис Джексон), за одно выступление имеет не меньше $250 000.

То есть, заграничные рэперы зарабатывают в десятки и сотни раз больше, чем отечественные.

Этому, конечно же, есть объективные объяснения. Во-первых, культура рэпа на Западе, а если точнее в США, намного более развитая, чем у нас, и имеет глубокие корни. Во-вторых, американский рынок гораздо больше и насыщеннее российского, и там оборачиваются, куда более значимые суммы денег.

Тем не менее, рэперское движение в России набирает все больших оборотов, а ведущие российские рэперы достаточно обеспеченные, и можно даже сказать, богатые люди, хотя по уровню доходов пока ещё значительно проигрывают своим заокеанским коллегам. Но время не стоит на месте, и вполне возможно, наступит период, когда ситуация кардинально изменится.