Сочинение на тему: «Была ли по-настоящему счастлива Наташа Ростова? Сочинения Счастье наташи

Проблема счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

ПЛАН.

  1. Знакомство с романом эпопей “Война и мир”.
  2. Счастье и ее проблематика в жизни героев:

    а)Пьера Безухого;

    б)Николая Ростова;

    в)Андрея Болконского;

    г)Марии Болконской;

    д)Наташи Ростовой;

    е)Пети Ростова;

  3. Связь жизни и романа.
  4. Список использованной литературы.

...вдруг пахнуло в лицо Пьера

тем давно забытым счастьем...

Л.Н. Толстой “Война и мир”.

Толстой назвал “Войну и мир” “книгой о прошедшем”. Посвященная Отечественной войне 1812 года, эта книга была начата вскоре Крымской войны, и в ней отозвались многие важнейшие современные вопросы. Роман был начат в 1860 году. А печатанье “Войны и мира” первым отдельным изданием завершилось в 1869 году. Целое десятилетие труда было положено на великую книгу.

Роман “Война и мир” представляет собой эпопею, каждый том которого относиться к определенному году. Эпопея включает в себя не только перечисления действий каждого героя по годам, но и их внутренний мир. С каждым движением героя проявляется частичка оного, и так капля за каплей до конца романа-эпопеи собирается цельный образ, образ гениев и безумных, жестоких и любимых, образ “живого человека”. “Живого” лишь потому, что образ похож на образ живого человека, и к, счастью, понятного другому человеку.

Помимо яркого проявления образов Толстой поставил ряд проблем волновавших его и общество в то время. Как известно Лев Николаевич начал свой роман-эпопею после смерти Александра I, а точнее после амнистии декабристам.

Одной из таких поставленных им проблем была проблема счастья. До, вовремя и особенно после войны человеку трудно было стать кузнецом своего счастья. В первую очередь основным препятствием в установлении счастья были нравы, царившие в России тех годов. И, как в большинстве романов, повестей и рассказов Толстой выразил эту проблему через своих главных героев: Наташу, Пьера Безухова, Андрея и Марьи Болконских, Николая и Пети Ростова, семьи Курагиных, Денисова, Долохова.

Очень разны люди Пьер, Андрей Болконский, Николай Ростов, Денисов, Долохов и многие другие. И каждому по-своему приходиться пройти на своем пути через тяжелые моральные испытания, когда нужно решать вопросы, с объективным порядком вещей, и вопросы эти оказываются так запутанны и осложнены, что уже, кажется, невозможно решить его положительно.

Кризисы Пьера и Николая Ростова идут параллельно. Оба они, как мы видим, запутываются в “мирской” жизни; эта жизнь представляется неупорядоченной и даже нравственно безразличной. Для Николая эта проблема существует в плане практической морали: “в миру” трудно быть прекрасным человеком, Пьеру она представляется в виде ряда вопросов: что дурно? что хорошо? Для Пьера временным выходом становиться “монастырь”- масонская ложа. В этом “монастыре” он пытается забыть ту жизнь, которой он жил раньше: женщину, на которой он женился якобы не по своей воле, общество, которым жил. Но его ждет разочарование в масонстве он не находит успокоения, и тут начинается новая строка в его жизни.

Пьер возвращается в общество ранее оставленное им, возвращается в поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война развязавшаяся с французами. Он пытается посвятить себя войне, для того, чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость. Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается “на круги своя”. Пьер снова в Москве, где он попадает в плен и у него появляется первая возможность подумать о жизни. Он общается с пленными и агрессорами, он пытается понять цели, которых добиваются французы. И в этот самый момент в его мыслях встает мысль о смысле жизни и он находит ответ, он забывает о тех проблемах, от которых он убегал. И в дальнейшем тот опыт, полученный им во время пленения сыграет огромную роль в нахождении счастья, которое он найдет в семейном кругу вместе Наташей Ростовой.

Николай в свою очередь пытается забыть свои проблемы и особенно отсутствие счастье в армии, службе. И в отличии от Пьера служба была призванием Николая, но как бы ни было хорошо всегда найдется что-либо противное жизненным интересам. Этим была война. Чтобы идти на войну нужны ряд причин, иногда создающие единое целое. В Николае соединились призвание и отсутствие жизненных ценностей, проще говоря - счастья. Но ему не хватало одного, того хладнокровия, которое особо требовалось в военных действиях. Жизнь его течет своим чередом, но в один момент все рушиться, в момент встречи лицом к лицу с врагом. В мыслях Николая пробегает сомнение в необходимости данной войны и войн в целом. Хоть он еще тот горячий молодой человек, но пыл страстной ненависти уже утихает. Но как бы жизнь не была светла, черных пятен трудно смыть, у Семьи Ростовых появляются денежные проблемы, и Никола, как старший из детей обязан заняться тем, что ему казалось таким далеким, но в чем он найдет настоящее счастье. Но, как свет в темном царстве, происходит встреча в начале с дубом, а после звуки голоса и особенно слова, произнесенные в этот момент, слова которые создают счастливую атмосферу в жизни Николая. Но тут в жизни Николая проходит очередная черная полоса, которую он должен, как можно быстрее покинуть. Он понимает, что выход есть,что надо лишь протянуть руки и все успокоится, но нет. Человек, которым являлся Николай, слишком долго пользовался уже готовыми благами, которые осточертели ему, и был так долго лишен счастья, и лишь поэтому, так тяжело принять их снова. К, счастью, здраво поразмыслив Николай приходит к выводу, что счастье заключалось в том, кого он пытался отдалить от себя. И с этого момента начинается жизнь не лишенная, как было раньше, счастья. Счастье он нашел в семье, а если точнее говорить, в работе, которую позволила делать его семья во главе с Марьей Болконской.

Счастье же ее брата, Андрея Болконского, намного отличается от счастья других. Пьер Безухов и Николай Ростов нашли свое счастье в семье, а Андрей будучи женатым человеком за прекрасной женщиной, за которую он вышел по любви , в отличии от Пьера, отговаривал других жениться, говорил, чтобы тот всю жизнь искал ту свою любимую и в итоге не женился на ней. Князя Андрея мало волновала семья, он любил политику, которая заменила ему все. Первый раз попав на войну он не волнуется на счет карьеры, он видит себя велик полководцем, в руках которого судьба России. Далее, лежа раненый на поле и глядя в небо он впервые задумывается о том, зачем мы живем, забыв все свои идеалы, которыми жил, впервые вспоминает о жене о том, что у него должен родиться ребенок. Этот жизненный сюжет круто изменяет его представление о жизни. Следующим моментом счастья в его жизни была встреча с Наташей Ростовой, которую он полюбил с первого взгляда. Но, как бы это не было ужасно, счастье всегда приходит на пару с бедой. Измена Наташи выбрасывает его надолго из колеи. И, как средство от несчастья, война снова играет свою ужасную роль средства успокоения. Андрей бросается в пучину военных действий, где получает смертельную рану. Попав в госпиталь он узнает в человеке, лежащему на соседнем столе, в человеке, которому ампутировали ногу своего главного врага. И тут наступает момент прозрения, момент жизненной истины, которой он был лишен многие годы, и лишь одно терзает его: он только, что увидел свет в длинном тоннеле жизни, но, к сожалению, он медленно умирает.

За беспомощным Андреем ухаживает его сестра, Мария Болконская. Как и в жизни брата, в ее жизни тоже имели место темные пятна. С детства Мария Болконская жила вместе со своим отцом, с которым она часто конфликтовала по ряду вопросов, всегда стоящих между поколениями. Мария не могла найти общего языка со своим отцом, после смерти матери стала набожным человеком, часто принимала у себя, в доме отца, странниц, которых недолюбливал ее отец. Смерть матери лишила ее возможности близкого доступного общения с женщиной, которой она могла бы поведать все свои страхи и разочарования. С детства ей не хватало обычной доброй материнской ласки, которая так нужна была ей. Марья слишком долго прожила с отцом и братом, к которым она не только привыкла, но и без которых жить не могла. Она ревновала брата к его жене, не из-за не любви к ней, а из-за огромной любви к брату. Это любовь мешала ей в установлении своих личных отношений с мужчинами и в поисках любви. Война 1812 года. Застала ее в деревни, где умирает ее отец, и она впервые встречается со своим будущим мужем. Эта встреча была одним из счастливейших моментов ее жизни, да что таить таких моментов ее жизни было не так много, что очень печально. Счастье в жизни Марии было не таким частым гостем, чтобы надоесть, счастье было долгожданным и редким гостем ее двора, но это не мешало ей жить.

Ее подруга по несчастью (смерть Андрея Болконского) - Наташа Ростова с детства была резвым человечком, что придавало ей такой живности никто не мог знать, так как ее родители были совершенно спокойными людьми. С детства Наташа не знала горя, которое пришло к ее семье после ее совершеннолетия. В отличии от других героев романа, она была человеком, излучающим счастье. И даже банкротство семьи, и даже война - ничто не могло заглушить в ней чувства счастья. Достаточно вспомнить ее именины, ее слова произнесенные, сидя на окне в усадьбе семьи, ее первый бал, достаточно вспомнить содержание хотя бы нескольких ее разговоров с Соней. Ее жизнь была олицетворением счастья, ее образу можно было учиться, но, к несчастью, Наташе пришлось поведать и горе. Счастье в любви с Андреем перешло в несчастье, после появления Анатоля Курагина, счастье жизни к несчастью смерти, после смертей Андрея, отца и младшего брата - Пети. В отличии от других, счастье и несчастье приходили раздельно и притом, либо счастье следовало за счастьем, либо несчастье за несчастьем. К счастью, чреда несчастья не постоянна и за ним всегда приходит счастье, так и в конечном итоге Наташа нашла свое счастье в семейном кругу, вместе с Пьером и их четырьмя детьми.

Помимо Николая у Наташи был младший брат - Петя. Этот юноша с детства отличался упрямым и горячим характером, унаследованным от отца. Жажда битв одолевала его и он не мог сдерживать себя и своих эмоций. Как и сестра он был шустрым и веселым ребенком, жизнь которого была особенно беззаботна. Жажда битв и славы привела его на войну, где из-за своего горячего характера он погиб, не узнав жизни и большого человеческого счастья, счастья в любви. Поведал лишь он раннее счастье ребенка.

В семье Ростовых был еще один член семьи - Соня - двоюродная сестра Наташи, Пети и Веры. Потеряв рано родителей Соня поселилась у своих родственников Ростовых. И полюбила своего кузена - Николая. Николай и Соня любили друг друга взаимно, но со времен службы Николая и долгих разлук с ним Соня начала сомневаться в любви к нему и его любви к ней. И действительно разлука с Соней сильно сказалось на любви Николая. Казалось, было счастье в их душах, но нет что-то случилось, но это не так. За всю свою небольшую жизнь Соня привыкла собой жертвовать, ради других и ради счастья других. И это стало для нее вроде наркотика, стимулирующего жизненную деятельность организма. В жертвовании собой начало основываться жизненное счастье. И лишь любовному счастью не удалось установиться в ее жизни.

Жизни героев имели разное продолжение, но если взглянуть под другим углом видно, что их объединяет лишь одно - счастье, найденное в любви.

Жертвование во имя других, горячность, жизненные проблемы, проблемы общения - все это и многое другое включает в себя роман. Проблема счастья стоит в нем не на первом, но и не на последнем. Показанные автором герои их проблемы, их жизненный путь, их несчастья заставляют нас задуматься:”А ведь и в правду, чем жизнь отлична от написанного? Ничем! Книга это наша жизнь только на бумаге. Бумагу можно порвать, можно перечеркнуть, ну а жизнь не исправить. В жизни не найдется ни одного человека, который бы сказал, что его жизнь это счастливый мир реальных иллюзий. Но иногда для понимания всего счастья своего положения нужны и несчастья, которые проводят жирную черту между радостью и горем. И лишь в момент несчастья человек способен понять, как ему жилось раньше.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. СМИРНОВА Л.А., “Русская литература XVIII-XIX веков”, Москва, “Просвещение”, 1995г.
  2. БОЧАРОВ С.Г., “Роман Л.Н. Толстого “Война и мир””, Москва, “Художественная литература”, 1978г.

    Роман “Война и мир” Льва Толстого познакомил нас со многими героями, каждый из которых является яркой личностью, обладает индивидуальными чертами. Одним из наиболее привлекательных героев романа является Пьер Безухов. Его образ стоит в центре “Войны...

    Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...

    Что может быть важней На свете женщины прекрасной? Улыбка, взор её очей Дороже злата и честен, Дороже славы разногласной... Поговорим опять об ней. А.С. Пушкин Лев Николаевич Толстой в своем романе «Война и мир» точно раскрывает судьбы главных...

    В романе «Война и мир» автор освещает судьбу России и русского народа, оказавшегося перед лицом смертельной опасности. В обстановке общенационального кризиса, порожденного войной 1812 года, показана в романе русская жизнь, характеры героев и общественные...

    Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Л. Н. Толстой Великий писатель и философ Лев Николаевич Толстой, справедливо полемизируя с учеными, создавшими культ великой личности, исторического героя, по воле которого совершаются...

1. Знакомство с Наташей.

2. Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.

3. Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.

4. Дорогая цена испытаний.

5. Наташа – воплощение любви.

6. Счастье.

Знакомство с Наташей.

В начале перед нами тринадцатилетняя девочка “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка … она была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка” .

Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.

Наташа полна внешнего и внутреннего движения. Такая бурная жизнь проявляется в ней, когда мы встречаемся с ней в Отрадном: “… Да посмотри ты, что за прелесть! Ах, какая прелесть!” . На наших глазах Наташа растет, постепенно раскрывая другие черты своего характера. Подрастая, она превращается в обаятельную девушку, пленяющую всех своей жизнерадостностью и непосредственностью. Секрет этого обаяния кроется в богатстве ее натуры, в ее “переполненности жизнью” .

Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.

Наташа – дворянка, аристократка. Из своего семейства она более всех наделена “способностью чувствовать оттенки интонаций взглядов и выражений лица” . Она всем существом своим близка к народу и его поэзии.

“Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизученные, которых и ждал от нее дядюшка” . В этой русской пляске сказалась и любовь Наташи ко всему народному, и ее русская талантливость, артистичность ее натуры.

“Люди собирались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтоб отдавать все подводы под раненных, а сундуки сносить в кладовые” . Этот поступок Наташи во время отъезда из Москвы Толстой считает таким же важным, как и действия солдат, но он боится назвать этот поступок патриотическим.

Дорогая цена испытаний.

В обозе Ростовых ехал в своей коляске и умирающий Андрей. Встреча с ним, глубокое горе, которое пережила Наташа из-за состояния страшной вины перед любимым человеком, бессонные ночи, проведенные ею у изголовья больного, показали сколько мужества и твердости в несчастье и страдании таилось в душе этой хрупкой девушки.

Наташа – воплощение любви.

“Сущность ее жизни любовь?” . Особенно сильно сказалось это, когда были получены известия о смерти Пети. “Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни всякую секунду, как будто со всех сторон обнимала графиню” .

В эпилоге мы видим Наташу замужем. И вот здесь-то, говорит Толстой, она нашла себя, свое место в жизни. Она сильно изменилась по сравнению с девической парой своей жизни: “Черты лица ее определились и имели выражения спокойной мягкости и ясности” , но в ней не было того огня оживления.

Все ее интересы сосредоточены на своем доме, муже, детях. Вне этого круга для нее нет жизни.

Я восхищаюсь ею, ее одаренностью, ее чуткостью и тонкой интуицией, богатством ее душевных качеств, ее душой и “открытостью душевной” , ведь душа – это самое главное в человеке.

Наследие Льва Толстого — явление, переросшее масш-табы одной страны, одной национальной культуры. Нео-бычайная сложность и разнообразие проблематики, описа-ние «движения народов», философское осмысление хода человеческой истории, внушительное число действующих лиц (как вымышленных, так и исторических), географи-ческий простор романа «Война и мир» — все это поражает воображение читателя, вызывает в памяти величественные создания человеческого гения (например эпические поэмы Гомера, «Слово о полку Игореве»). И хотя основа «Войны и мира» — военные исторические события, роман-эпопея учит «любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощи-мых ее проявлениях». Вся полнота впечатлений мирной жизни не только не оставляет героев Толстого в истори-ческих обстоятельствах, но с еще большей силой оживает, воскрешается в их душе.

Самой жизнелюбивой, созданной для счастья и любви я считаю Наташу Ростову. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками...» Она вся пылает радостью, счастьем, живостью, и это ощущение невольно передается окружающим.

Чувство полноты жизни, радости бытия свойственно многим героям романа. Но есть персонаж, в котором наиболее полно выразилось ощущение прелести жизни, оптимизм, «непосредственная чистота нравственного чув-ства» (Чернышевский). Это, конечно, Наташа. Ее облик как бы источает теплоту и свет. Так воспринимает Ростову Андрей Болконский: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна — она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина — все, где ее нет, там все уныние и темнота...»

С самого начала нас влюбляет в себя эта девочка, еще по-детски непосредственная, озорная, смешливая, готовая любить весь мир. Читателя поражают ее весело-каприз-ные выходки, смелость, любовь к ближним, а порой и взрос-лая серьезность, сочувствие и понимание, сострадание.

Подчеркивая угловатость фигуры Наташи, автор тем самым показывает, что духовное развитие девочки много выше. Она живет свободно и открыто, и все ее поступки согреты внутренней теплотой. «Лови минуты счастья, зас-тавляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть на свете — остальное все вздор», — в этих словах вся Наташа, вся ее сущность, жизнь.

Поэтичность натуры, чуткость, внимательность прояв-ляются в способности незаметно показать себя в лучшем свете, хотя Наташа и не стремится к этому. Ее жизнерадо-стность, удивительный голос, пение, сдержанность, такт го-ворят за нее сами, располагая к ней людей.

Толстой рисует Наташу Ростову как человека, близ-кого к народной жизни, и это народное проявление в девушке легко и непринужденно. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дыша-ла, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-францу-женкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы?» Она «сумела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». Материал с сайта

Наташа, как никто другой в романе, умеет делиться, отдавать, и поэтому сила ее любви заключается в беско-рыстности, самоотдаче «от всей души». А высшее призва-ние и назначение женщины Наташа Ростова видит в материнстве. Счастье для нее и в зрелом возрасте — это благополучие семейной жизни, здоровье детей. Как жена и мать Наташа по-прежнему прекрасна. Когда возвраща-ется Пьер или выздоравливает ребенок, «прежний огонь зажигается в ее развившемся красивом теле». В эти моменты «она бывала еще более привлекательная, чем прежде».

Семейная жизнь Наташи с Пьером мне кажется прак-тически идеальной. Они ценят и уважают друг друга; ин-теллектуального Пьера дополняет Наташа с ее обострен-ным чувством правды, жизнелюбием.

Образ Наташи Ростовой и сегодня является светлым лучом в жизни многих людей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • отношение толстого к наташе ростовой
  • Викторина по роману Л.Н.Толстого «Наташа ростова» (Викторина составлена учащимися 10 класса к зачётному уроку по роману)
  • в чем заключается счастье ростовой наташи
  • сочинение на тему Счастье для других и счастье для себя по роману Война и Мир
  • в чем видела смысл счастья Наташа Ростова

Содержимое:

В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» затрагивается множество важнейших проблем всех времен. Четыре тома творения великого русского писателя вмещают в себя, казалось бы, весь мир, со всеми его тяготами, радостями и бедами. Проблема счастья является одной из центральных проблем романа. Каждый из героев много перенес и желает наконец-то стать счастливым. Более подробно и понятно описана в произведении жизнь Наташи Ростовой, молодой графини.
В самом начале, когда мы впервые знакомимся с Наташей, мы видим ее в тринадцатилетнем возрасте. Тогда этот маленький «казачок» совершенно не ведая бед, проблем и горя, живет счастливо в любящей семье, в окружении близких людей. Наташа радуется всему. Что видит вокруг, она беззаботна, легка и молода. Первое действие происходит в доме Ростовых, где празднуются именины Наташи. Первая любовь, вот, что встречает Наташа этим вечером. Это Андрей Болконский. Но отношениям пока не суждено сложиться, ведь Андрей намного старше Наташи и у него есть жена. Позже, после смерти Лизы Болконской, Андрей все-таки влюбляется в Наташу, казалось бы, эта любовь будет жить вечно.
Но возлюбленные не смогли сохранить свои отношения. Отец Андрея был против его женитьбы на Ростовой и приказал сыну ждать год, а после...
уже венчаться. Но этот год стал переломным, как в отношениях Андрея И Наташи, так и в их жизнях в целом.
Поддавшись соблазнам Наташа думает, что влюбляется в Анатоля Курагина и чуть не сбегает с ним за границу. Андрея произошедшее потрясает на столько, что он решает разорвать все связи с Наташей и никогда о ней больше не вспоминать.
Они долго не виделись до того момента, как раненного Андрея Пьер Безухов привез к Ростовым, так как все, чего хотел Андрей — это увидеть перед смертью Наташу. Они проводят несколько дней вместе, Наташа ухаживает за раненым Болконским, но он умирает, умирает у нее на руках.
Смерть любимого человека, смерть брата Пети, война — эти события превратили маленькую веселую девочку Наташу, во взрослую девушку, которая прошла через множество испытаний.
Свое счастье Наташа находит рядом с Пьером, у них появляются дети, семейное счастье. Несомненно, эти отношения нельзя сравнить с любовью Наташи и Болконского, но, я считаю, что девушка все-таки обрела свое счастье. Счастье иметь семью детей, мужа. Все ее близкие были рядом с ней именно поэтому ее можно назвать счастливой, не смотря на то, что счастье это далось очень дорого.