Сочинение на тему: чем заканчивается рассказ Бунина «Кавказ»

Любовь – это высшее чувство, испытываемое одним человеком по отношению к другому. Любовь приходит неожиданно, ею тяжело управлять и её очень трудно игнорировать. Любовь зачастую меняет взгляды человека на жизнь, и его отношение к себе и к окружающим его людям. Любовь даёт нам стимул к жизни, если она счастливая, но может и побудить человека нанести себе вред, вплоть до самоубийства. Я не говорю, что любя, можно причинить вред любимому человеку. Нет, это не любовь, это – эгоизм. Если ты действительно любишь человека, то сделаешь всё, чтобы он был счастлив, пусть даже это причинит боль тебе самому.
Любовь и честь... Порой человек сам путает, что он испытывает – любовные терзания или долг чести. Понятие о чести у каждого человека своё, и если она для тебя дороже жизни, задумайся, честь это или же оскорбленное самолюбие. Честь -синоним совести. Она направляет и поддерживает тебя в жизни, подсказывает, что хорошо, а что плохо. Отличие чести от совести в том, что совесть – это внутренняя честность, а честь – это ещё и общественное правило, правило стаи: ты должен вести себя так, как ведут себя все, не показывать слабости, иначе тебя разорвут, ты должен следовать правилам, и должен либо уничтожить соперника, либо умереть сам.
В рассказе И. А. Бунина «Кавказ» говорится о любви, чести и измене. Влюбленная в другого человека жена изменяет герою, он догадывается об этом, и сообщает ей, что для защиты своей чести он пойдёт на что угодно. Жена обманывает его и тайно уезжает со своим возлюбленным. Герой сразу выехал за ней и искал по двум оставленным ею адресам. Не найдя её, он убедился, что его догадки верны, и застрелился.
В самом начале герой говорит, что пойдёт на всё ради чести. Но я не уверена, честь это или любовь. Ведь он оставил жену жить, пожертвовал жизнью ради её счастья, хотя мог вызвать соперника на дуэль, и тем самым погубить и честь и счастье своей жены. Став вдовой, она получит возможность свободно, открыто любить. Не прятаться, не бояться чувств, а разве это не счастье?
Прочитав этот рассказ, я задаю себе вопрос – кто виноват в трагедии главного героя?
Его жена? Вряд ли. Ведь очень долгое время родители устраивали брак детей, не спрашивая их согласия. Эта женщина получила возможность стать немного счастливей, и я за неё рада. Она с самого начала готова была пожертвовать жизнью, лишь бы получить чуточку этого счастья, ведь она была уверена, что муж её убьёт.
Может быть, виноват возлюбленный жены героя? О нём мы вообще ничего не можем сказать. Конечно, встречаясь с замужней женщиной, он поступил аморально, но если это была любовь, вправе ли мы его упрекать? Нет, я считаю, что он не сыграл в этом большой роли. Ведь не влюбись жена героя в него, она могла бы влюбиться и в кого-нибудь другого.
Может, виноват сам герой? Скорее, в чем-то виновато его оскорбленное самолюбие, которое не дало бы ему, зная правду, жить спокойно. Но всё же нельзя говорить, что герой во всём виноват сам.
Так кто же виноват? Боюсь, никто не сможет точно ответить на этот вопрос. Виноват и герой, и его соперник, и жена героя, но виновато и общество, в котором и по законам которого они живут, стандарты, которым надо следовать. Но это не всё, виноваты также чувства, испытываемые людьми, чувства, дающие нам столько и радостей, и горестей. Нельзя закрываться от чувств, из-за страха почувствовать боль в душе. Чувства – это то, что делает нас людьми, это то, ради чего мы живём.

Сочинение на тему: чем заканчивается рассказ Бунина «Кавказ»?

Рассказ заканчивается самоубийством мужа героини. Эти выстрелы (два!) звучат одновременно и потрясают читателя до глубины души. Настолько потрясают, что не остается чувства сострадания к герою - обманутому мужу. Самолюбие этого че­ловека настолько велико, что честь он уравнял с семейной вер­ностью. Ему изменили, жить после этого нельзя. Это неправильно с точки зрения здравомыслящего человека. Виноват ли обманутый муж в разыгравшейся трагедии? Бе­зусловно, виноват. Скорее всего, он изводил жену ревностью, чем помог родиться чувству к другому человеку, оттолкнул от себя. Этот герой воспринимал жизнь очень узко: жизнь = честь офицера. Но это совсем не так, а узость мышления не позволи­ли этому человеку осознать это. Виновата ли жена? Тоже виновата. Она знает характер мужа, провоцирует ситуацию, когда его ревность становится беспре­дельной. Еще героиня отягощает положение своим беспрестан­ным беспокойством. Как сказали бы современные психологи, женщина уходит от решения своих проблем, они так и не реша­ются, только усугубляются разными обстоятельствами. Виноват ли рассказчик? И он виноват тоже. Он, испытывая сильное чувство, согласился «воровски» общаться с любимой женщиной. И.А. Бунин показывает в рассказе любовь, которая обрече­на, потому что люди не знают, как обращаться со свалившимся на них чувством, они не умеют жить, они «играют страшную роль», для них «лучше смерть, чем эти муки». Так и происходит в рассказе: гибель одного из героев гово­рит о том, что любви не суждено сбыться.

Цели и задачи урока:

  • Познакомиться с основными этапами жизни великого писателя;
  • Закрепить умение работать с художественной и справочной литературой;
  • Развивать умение слушать, анализировать, выразительно читать;
  • Совершенствовать навыки монологического высказывания.

Использованы технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор; программные средства Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.

Ход урока

  1. Слово учителя о писателе (презентация).
  2. Прослушивание художественного чтения рассказа “Кавказ”.
  3. Обсуждение рассказа. Вывод.
  4. Художественно-выразительные средства в рассказе.
  5. Итоговый вывод.
  6. Объявление оценок.
  7. Домашнее задание.

1. Слово учителя о писателе (сопровождается презентацией) . См. Приложение

Ясная Поляна…Дождливый осенний денёк. В роще гуляют двое. Один… в тёплом пальто, ему уже за 70. Но несмотря на возраст и тяжёлую одежду, он легко прыгает через лужи. Подходит к берёзкам, ласково гладит их стволы и неожиданно говорит своему спутнику: “Недавно прочитал я где-то стихи:

Грибы сошли,
но крепко пахнет
в оврагах сыростью грибной…”

И восклицает: “Очень хорошо, очень верно!” Это Лев Толстой, спутник его – Максим Горький. А стихи, которые понравились Толстому, написал Иван Алексеевич Бунин. Совсем ещё молодой.

Родился Иван Алексеевич Бунин 10 октября 1870 года. Его родители – отец Алексей Николаевич и мать Людмила Александровна – принадлежали к старинному дворянскому роду, из которого вышло много знаменитых людей (поэт Василий Жуковский, географ-путешественник Семенов-Тян-Шанский и другие).

Детство Вани Бунина прошло на хуторе среди полей и лесов, в небольшом родовом поместье близ Ельца. Он рос вместе с крестьянскими мальчишками, играл с ними в индейцев, рассказывал сказки, ходил в ночное.

Первые свои знания маленький Бунин получил от домашнего учителя. Им был Николай Осипович Ромашков, человек образованный, знавший несколько языков. Учитель очень любил своего любознательного воспитанника, и Ваня отвечал ему тем же. Николай Осипович оказался оригинальным педагогом. Он учил Ваню по “Одессе” Гомера и “Английским поэтам”. Это, вероятно, и пробудило в маленьком Бунине страсть к стихотворству. Своё первое стихотворение он написал в 8 лет и продолжал писать до конца жизни.

В десять лет Ваню отдали в Елецкую гимназию. В каникулы он продолжал ездить на хутор.

Гимназические годы оставили у Бунина далеко не радостные воспоминания. Слишком резким был переход от вольной жизни в деревне к нелепым строгостям гимназии, от забот и ласки матери к тяжкому быту на частных квартирах.

Учась в гимназии, писал стихи, подражая Пушкину и Лермонтову. Пушкина копировал даже в почерке. Любил читать Жуковского, Майкова, Фета, Полонского, А.К.Толстого.

Проучившись в гимназии 4 года, после очередных каникул Иван Бунин не вернулся в гимназию и был отчислен “за неявку и неуплату за обучение”. К тому времени отец его почти совсем разорился.

Дальнейшее образование Вани берёт под своё руководство старший брат – Юлий Алексеевич. Это был человек высоко образованный и одарённый. Он прочёл своему младшему брату весь курс гимназии, а по отдельным предметам – курс университета.

Бунин продолжает писать стихи и начинает писать рассказы. Когда ему было 17 лет, вышел первый печатный сборник его рассказов; в газетах и журналах публикуются его стихотворения. Так началась его литературная деятельность.

Он знакомится со многими писателями: Короленко, Куприным, Брюсовым, Горьким. Но особенно тёплые дружеские отношения связывали его с Антоном Павловичем Чеховым. Бунин подолгу гостил у него в Ялте и стал своим в его семье. Чехов предсказал, что из Бунина выйдет “большой писатель”. Предсказание Чехова сбылось – Бунин был дважды награждён Пушкинской премией, а в 1933 году он первым из русских писателей стал лауреатом Нобелевской премии. Это было мировое признание таланта И.А.Бунина и русской литературы в целом.

Уже смолоду Бунин писал рассказы на самые разнообразные темы. Его мучил вопрос: откуда в человеке два начала – добро и зло? Об этом его более поздние и лучшие повести “Деревня”, “Суходол”, посвящённые теме вымирания дворянских усадеб, вырождения и одичания помещичьей жизни.

Темы и сюжеты для рассказов Бунину подсказывала сама жизнь. А жизнь самого писателя была скитальческой и походила на калейдоскоп6 деревня – Елец – Орёл – Харьков – Смоленск; первая мучительная любовь, длившаяся 5 лет, но не закончившаяся браком, потому что родители невесты не хотели этого союза.

Новые скитания, поездка на юг, женитьба, рождение сына. Но брак не был счастливым и распался, а любимый сын Коленька умер от скарлатины в 5 лет. Больше детей у Бунина никогда не было. Осталась только фотография сына, с которой он не расставался до конца своих дней.

И снова скитания, поездки за границу и по стране, встреча с будущей женой Верой Николаевной Муромцевой, которая до конца будет для него верным и преданным другом.

Нарастающие в России революционные события Бунин воспринимал очень болезненно. Он решительно и категорично не принял Октябрьскую революцию, оценив её как “кровавое безумие” и “повальное сумасшествие”.

В 1920 году Бунин с женой навсегда покинул Россию. Он любил свою Родину, мучился от разлуки с ней.

33 года Бунин прожил во Франции, последние годы в крайней бедности. Но когда фашисты оккупировали Францию, Бунин отказался от сотрудничества с ними; прятал скрывавшихся евреев, сознавая, чем это ему грозит. Он приветствовал победу СССР над фашизмом, но вернуться в Россию с тем общественным строем, который отвергал, он не мог.

И.А.Бунин умер 8 ноября 1953 года в Париже. Он работал до самой смерти; писал рассказы, объединённые в книгу “Тёмные аллеи”. Это рассказы о любви: взаимной и прекрасной, неразделённой и мучительной, трагической.

Сегодня мы будем говорить об одном из таких рассказов. Он называется “Кавказ”.

2. Прослушивание художественного чтения рассказа “Кавказ”.

3. Обсуждение рассказа.

Когда происходит действие рассказа?

Кто виноват в трагедии, которой завершается рассказ? Осуждает ли автор кого-нибудь?

Какие чувства у вас вызвали поступки героев?

В рассказе говорится о том, как герой ревновал жену, искал её, страдал. Но почему же автор, описывая его последние действия перед самоубийством, говорит о них, как о фарсе, как о чем-то театральном. Что этим хотел сказать автор?

Сначала мы следим за парой влюбленных, наслаждающихся отдыхом, общением друг с другом, но вот вдруг не любовь, не жизнь, а смерть... Кто в ней виноват? Смогут ли впоследствии эти люди быть счастливыми? Вызывает ли сочувствие самоубийца?

Вывод.

Проблема рассказа “Кавказ”: любовь – это необыкновенная сила. Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль.

4. Художественно-выразительные средства в рассказе.

Заполнение карточек.

Задание: выбрать и записать примеры из текста.

5. Итоговый вывод.

Бунин заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей рубежа веков, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен. По части красок и звуков, “всего того, - выражаясь словами Бунина, - чувственного, вещественного, из чего создан мир”, предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших и разительнейших подробностей деталей и оттенков.

6. Объявление оценок.

7. Домашнее задание.